Умыкание невесты – Бурку на голову – и в машину. Почему на Кавказе продолжают похищать невест | ОБЩЕСТВО:Люди | ОБЩЕСТВО

Содержание

Умыкание невесты Википедия

Эта статья — о свадебном обряде. О насильственном принуждении к вступлению в брак см. Насильственный брак.

Похищение невесты, или брак умыканием, — практика похищения невест и насильственной женитьбы, распространённая на Кавказе, в Киргизии, Казахстане, Эфиопии и других странах, где сохранились подобные обычаи. На сегодняшний день, в большинстве стран мира считается преступлением, а не законным видом брака.

Выгода похищения невесты для жениха заключается в том, что в этом случае ему не приходится платить родителям невесты калым. Обычно жених со своими друзьями или друзья жениха без него самого похищают невесту и привозят в дом жениха. Там родственники жениха стараются успокоить похищенную девушку и уговорить её выйти замуж за своего похитителя.

Впрочем, иногда похищение невесты происходит со всеобщего согласия как обряд, позволяющий обойти некоторые другие традиционные запреты. Например, если младшая сестра по традиции не может выйти замуж раньше, чем старшая, то родители не могут дать благословение на брак, и поэтому младшую сестру «похищают». Через некоторое время молодые приходят к отцу невесты просить прощения, но он их «проклинает» и «изгоняет», но с рождением первенца — «прощает»

[1].

Древние упоминания

Обычай похищения невесты существовал с древних времен. Одни из первых упоминаний о нём мы можем встретить в Библии в описании войны между Израилем и коленом Вениамина, которая чуть не закончилась полным уничтожением последнего. Израильтяне поклялись не давать своих дочерей колену Вениамина, но смилостивившись, позволили 600 выжившим вениамитянам похищать себе невест во время ежегодного праздника в Силоме.

Несколько позднее, как упоминает один из поздних мидрашей, царь Саул из колена Вениамина оказался слишком робок, чтобы схватить одну из плясавших в виноградниках девушек, и она сама побежала за ним. С этим эпизодом связывается упрёк, который Саул бросит своему сыну Ионафану — «сын дерзкой женщины».

У древних римлян

Ч. К. Наль — Похищение сабинянки (1870))

Историю о похищении невест можно также встретить в предании об основании Рима, известную под названием похищение сабинянок. По рассказам римских историков, Рим был заселён одними только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек, что впоследствии привело к Сабинской войне. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

С принятием христианства данная практика была осуждена. В частности, 27-е правило Халкидонского собора (подтверждённое 92-м правилом Трулльского собора) гласит[2]:

Похищающие жён для супружества, или содействующих, или соизволяющим похитителям, святый Собор определил: Если будут клирики, низлагать со степени их; Если же миряне, предавать анафеме

У славян

У древних славян: древлян, вятичей и радимичей существовал обряд похищения невест (умыкание, увод). Во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома[3]. Вероятно, такие сборища устраивались весной и представляли важный аспект древнего культа. О популярности среди славян игрищ, где можно познакомиться и «поимать» (взять, договориться, сосвататься), «умчать» девицу говорят «Слово о твари» (XI век), «Устав святого Владимира» (X—XI века), «Устав князя Ярослава Владимировича» (XI век) и др.[4]. В «Повести временных лет» (XII век) Нестор Летописец отметил[5]:

А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.

Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. В литературе часто встречается информация о том, что похищение невест происходило «у воды» во время празднеств во имя богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета — дня Ивана Купалы. Это утверждение основано на ошибочном прочтении в тексте летописи слова «увод», то есть похищение невесты, как «у вод»[3]. У этнографов[каких?] же празднование «у вод» ассоциируется с Иваном Купалой. Так же увод можно трактовать как «у-вождение».

Насильственное умыкание невесты сохранилось среди славян даже после принятия христианства, отрицательного отношения церкви и установленного штрафа

[4]. Сохранился обычай в средневековой Польше, у чехов до XVI века, у украинцев до XVII века[6]. Иногда подобные случаи происходили и в XIX веке — если невеста происходила из другой деревни[3]. Распространено мнимое похищение — по взаимной договорённости парня и девушки против воли родителей невесты или с их тайного согласия (чтобы избежать расходов) или же самовольный уход девушки к жениху. На западе Болгарии инсценировали похищение невесты, веря, что это сулит богатый урожай. Умыкание легло в основу охотничьей и военной символики, отражённой в свадебном обряде[6]. Среди южных славян обычай сохранился до 1800-х годов и назывался (в Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии-Герцеговине) отмица. Согласно сербскому исследователю и фольклористу Вуку Караджичу, жених перед похищением невесты облачался по-военному, а похищение должно осуществляться насильно
[7]
.

В более поздние времена традиция похищения невесты существовала в некоторых станицах близ реки Дон. Обычай попал туда вместе с бежавшими крестьянами в начале XV века. Само торжество свадьбы, как утверждают историки, очень напоминало традиции древних славян. Казаки до сих пор сохраняют обычай похищения невесты, но сейчас он несёт уже символический характер[источник не указан 1026 дней].

У татар

В старину у татар девушки, желающие выйти замуж за любимого человека, а не за того, за кого желают её выдать родители, сами договаривались с любимым человеком о похищении (кыз урлау). Через несколько дней после похищения молодые шли к родителям невесты за родительским благословением. Родители невесты были вынуждены признать этот брак. Таким образом, иногда похищение было способом обхода молодыми сопротивления на их брак родителей.

Однако, в отличие от среднеазиатских народов, у татар похищение девушки, даже в старину, было чисто символическим актом, данью традициям и обычаям давно минувших дней.

В Центральной Азии

В Казахстане

В Киргизии

На Кавказе до революции и в советские времена

Исторически в России обычай похищения невесты был прежде всего распространён на Кавказе. Ещё до революции этот обычай стал преследоваться в уголовном порядке. В советские времена он подпадал под статью «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев»:

Статья 233. Принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак

Принуждение женщины к вступлению в брак или продолжению брачного сожительства либо воспрепятствование женщине вступить в брак, а равно похищение её для вступления в брак — наказывается лишением свободы на срок до двух лет.

Похищение невесты в современной России

В современной России похищение невесты является преступлением. Уголовный кодекс предусматривает за похищение человека наказание в виде тюремного заключения сроком до четырёх лет, однако по примечанию к этой статье (126 УК РФ) «Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

В 2008 году ингушские законодатели предлагали поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет за похищение женщин с целью заключения брака. Госдума РФ отклонила поправки ввиду того, что законопроект предусматривал необоснованное снижение наказания по сравнению с применяемой к таким случаям ст. 126 УК РФ, не учитывал конституционный принцип равенства полов и создавал почву для злоупотреблений при привлечении к ответственности похитителей

[8].

Cлучаи похищения невесты, особенно в кавказских республиках, всё ещё довольно часты[9]. Международную огласку получило похищение в Махачкале студентки из Эстонии в августе 2006 года[10]. За восемь месяцев 2007 года в прокуратуру республики Дагестан поступило 55 сообщений о похищении женщин с целью вступления в брак, но только в 17 случаях возбуждены уголовные дела. До суда дошло три уголовных дела.

Осенью 2010 года Рамзан Кадыров заявил[11], что искоренит навсегда из жизни общества в Чечне похищение девушек. При этом, до этого особенно активно похищались девушки в возрасте 13—15 лет[12].

Похищение невесты в искусстве

«Похищение невесты» — памятник в Нинъань (Китай)

Кинематограф

См. также

Примечания

Ссылки

Похищение невест в Казахстане — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Похищение невесты (каз. қыз алып қашу — «похищение девушки») — один из казахских свадебных обрядов. Практика насильственной женитьбы на территории современного Казахстана появилась в древние времена и продолжает существовать по сей день, хотя в советский период это явление считалось исчезнувшим. Помимо реального похищения, существует практика имитации «похищения» по обоюдному согласию сторон.

В прошлом[править | править код]

Древний обычай похищения невесты для заключения брака относится ко времени становления патриархата[1]. К похищению невесты в Средней Азии и Казахстане прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или когда они слишком тянули с проведением свадьбы[2]. Господствующей формой брака среди казахов была женитьба со сватовством

(кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым. В обычном праве у казахов существовало несколько видов похищения невесты с различным отношением к ним. Если жених похищал уже засватанную невесту (юноша и девушка договаривались о «похищении» заранее[3]), отец которой нарушил условия сватовства, то это не считалось тяжким преступлением. Похищение же чужой засватанной невесты являлось тяжким преступлением[4].

В Казахской ССР[править | править код]

Согласно официальным советским источникам, в Казахской ССР обычай похищения невесты был искоренён[5][6]. Но на самом деле этот обычай никуда не исчез, а трансформировался в согласованный «побег» девушки из дома, выглядящий как «похищение». Случаи несогласованных похищений и насильственной женитьбы вновь появились в поздний советский период и постсоветские годы[7].

В современном Казахстане[править | править код]

По оценкам организаций по защите прав женщин, ежегодно в Казахстане совершаются до 5 тыс. похищений невест. Официальной статистики, учитывающей такие случаи, нет. Для искоренения этого обычая не планируется включение в Уголовный кодекс специальной статьи для похитителей невест, ибо это возможно в рамках уже действующего законодательства, в котором предусмотрено наказание за похищение человека. Но это только в том случае, если похищенная девушка захочет обратиться в правоохранительные органы, ведь многие из них смиряются с такой судьбой. Этому способствует то, что некоторые родители не хотят принимать обратно похищенных дочерей[8].

В похищении обычно участвуют подруги и знакомые ничего не подозревающей «невесты», которые выводят её в безлюдное место, а дальше «жених» насильно сажает её в автомобиль и отвозит в свой дом. По приезде на «невесту» надевается платок, накрывается праздничный стол, молодые женщины начинают хвалить жениха, а его тётушки и бабушки принимаются уговаривать девушку согласиться на заключение брака. Чтобы удержать «невесту» в доме, бабушка жениха может даже лечь у порога, ибо у казахов считается греховным переступать через человека, особенно такого пожилого. Похищенная девушка должна обладать недюжинным мужеством, чтобы выстоять против всего этого и не согласиться на такую участь

[9].

Помимо «реального» похищения без согласия девушки и её родителей, в современном Казахстане широко распространена[10] «имитация» похищения невесты по обоюдному согласию[6], когда материальное положение жениха не позволяет провести полноценную свадьбу[11]. После такого «умыкания» невесты торжества проводятся только в доме родителей жениха, в чём прослеживается тенденция к сокращению и удешевлению громоздких свадебных обрядов[12][13].

Уголовный кодекс Республики Казахстан (статья 125) за похищение человека предусматривает наказание в виде лишения свободы от 4 до 7 лет. Если похищение было совершено группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц; из корыстных побуждений, то за это предусмотрено от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без неё. Если же преступление было совершено преступной группой, или совершено с целью эксплуатации похищенного, или повлекло смерть потерпевшего по неосторожности или иные тяжкие последствия, то оно наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой. Добровольно отпустившие похищенного человека освобождаются от уголовной ответственности, если в его действиях нет состава другого преступления[14].

  1. Жандосов, Ж. К., Степанян, Ц. А. Общее и особенное в процессе перехода к социализму. — Казахстан, 1978. — С. 62. — 336 с.
  2. Кишяков, Н. А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. — Наука, 1969. — С. 97. — 240 с.
  3. Джелбулдин, Е. Т. Обычаи и традиции. — Масс-Медиа, 2001. — С. 13. — 134 с.
  4. Абиль, Е. А. История государства и права Республики Казахстан. — 2-е изд. — ИКФ Фолиант, 2001. — С. 108—109. — 184 с.
  5. Турсунбаев, А. Б. Победа колхозного строя в Казахстане. — Казахское государственное издательство, 1957. — С. 246. — 325 с.
  6. 1 2 Джунусбаев, М. Дж. Образ жизни семьи в Казахстане. — Чимкентский педагогический институт, 1991. — С. 132. — 147 с.
  7. Pauline Jones Luong. The Transformation of Central Asia: States and Societies from Soviet Rule to Independence. — Cornell University Press, 2004. — P. 60—61. — 332 p. — ISBN 9780801488429.
  8. Муминов, А. Кража невест – часть реального Казахстана, — эксперты // Курсив. — 12 июня 2015. Архивировано 21 июня 2018 года.
  9. ↑ Операция “Похищение невесты” // Караван. — 9 января 2009. Архивировано 3 февраля 2016 года.
  10. Мустафина, Р. М. Представления, культы, обряды у казахов: в контексте бытового ислама в южном Казахстане в конце XIX—XX вв.. — 1992. — С. 45. — 172 с.
  11. ↑ Россия и мусульманский мир, Выпуски 7-12. — Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2005. — С. 213.
  12. Жданко, Т. А. Семейный быт народов СССР. — Наука, 1990. — С. 458. — 519 с.
  13. Кауанова, Х. А. Образ жизни и быт рабочих семей: на материалах Казахстана. — Издательство «Наука» Казахской ССР, 1982. — С. 98—100. — 157 с.
  14. ↑ Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (неопр.). Дата обращения 28 января 2016.
  • Райхан Рахим, Чингиз Сайханов, Искандер Салиходжаев. Украденные невесты (неопр.). Vox Populi (11 июля 2014). Дата обращения 28 января 2016.

Как умыкали невест на Руси

Исследователи матримониальных отношений, говоря о способности женщины на Руси самостоятельно выбирать себе мужа, выделяют два исторических периода, когда на эту проблему смотрели по-разному.

Браки, совершавшиеся во времена многобожия и после принятия христианства, отличаются не только церемониалом, но и границами свободы волеизъявления представительниц прекрасного пола.

Умыкание невесты

У древних славян, поклонявшихся языческим богам, существовал обряд умыкания, то есть похищения невесты. Это деяние в те далёкие времена считалось весёлым действом, имевшим, по мнению Рамбо, символическое значение, поскольку совершалось исключительно по доброй воле девушки.

Это основополагающее условие свидетельствует о том, что в дохристианской Руси учитывались индивидуальные интересы и мнение женщины, которая была вовлечена в матримониальные дела.
Летописец Нестор в «Повести временных лет», описывая ритуал умыкания, повествует о том, что обычно он проводился с середины весны до середины лета, в период между двумя праздниками, посвящёнными богине любви Ладе и Ивану Купале.

Девица, заблаговременно давшая своё согласие на брак, якобы невзначай приходила к воде, где её «вероломно» похищал поджидавший суженный. Поскольку все вокруг знали о готовившемся умыкании, это действие расценивалось не как преступление, а как инсценировка, отсюда пошло выражение «играть свадьбу».

Историк Цитович, убеждён, что в церемонии умыкания невесты не было явного насильственного элемента, зато отчётливо прослеживается свободное волеизъявление девушки на вступление в брак: «При всех своих безобразиях, умычка всё-таки сослужила службу великого этического принципа семейной жизни — признанию свободы женщины при выборе своего суженого».

А Шпилевский замечает, если даже умыкание происходило без ведома невесты, за женщиной всё равно оставалось право самостоятельного выбора, вернуться в отчий дом и подвергнуть похитителя суду, или остаться с мужем.

В своей книге «Женщины Древней Руси» Пушкарёва отмечает, что традиция умыкания среди высших сословий сошла на нет с крещением Руси в Х веке, хотя в среде простого населения она просуществовала вплоть до XV века. Об этом факте свидетельствуют многочисленные песни, былины, а также церковные епитимии, стремившиеся искоренить этот языческий обычай.

Рогнеда

О том, что в дохристианской Руси свободная воля женщины учитывалась родителями при заключении брака, красноречиво доказывает трагическая судьба полоцкой княжны Рогнеды. Когда еще некрещёный князь Владимир решил жениться на ней, он послал к её отцу сватов, однако Рогволод, прежде чем дать ответ, обратился к дочери, чьё мнение было определяющим.

Рогнеда, будучи влюбленной в сводного брата Владимира, отказала князю, причём в весьма оскорбительной форме, заявив «…не хочу разути сына робичича (сына рабыни)». Хотя родители Рогнеды не пошли против её воли, что подтверждает право женщины на личный выбор мужа, однако она всё-таки стала женой Владимира.

Венчанный брак

С принятием христианства на Руси, то есть с 988 года, священнослужители начали активную борьбу с языческими традициями, в числе которых значилось умыкание невест.

На смену обычаю умыкания пришёл венчальный брак, который должен был быть оформлен с согласия родителей молодожёнов исключительно в стенах храма.

Таинство венчания предваряли помолвка и брачный сговор, которые, как отмечает Пушкарёва, практически в одинаковой степени не учитывали чаяний, как женщины, так и мужчины, поскольку в большей части представляли собой имущественную сделку.

Родители выбирали пару своим детям, исходя из своих интересов, не считаясь с их чувствами и желаниями, именно поэтому нельзя утверждать, что X-XV веках наблюдалось ущемление брачных прав исключительно девушек, поскольку юноши тоже не обладали своеволием.
Подобранные родственниками жених и невеста не могли встречаться наедине, обсуждать детали брачного дела или объявлять о помолвке, за них всё делали родные.

Хотя в 50-ой главе Кормчей книги – своде религиозных и светских канонов, которыми руководствовались при управлении церковью и в церковном суде, согласие молодых обоих полов на союз было обязательным условием заключения брака.

Устав Ярослава Мудрого

О возможности женщин принимать участие в собственной судьбе повествуют статьи, зафиксированные Ярославом Мудрым в сборнике законов «Русская Правда».

В 24-ой статье своего Устава, Ярослав Мудрый постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок вне зависимости от пола «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или совершит его.

33-я статья того же юридического акта гласит о запрете принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», наложить на них денежные пени. Но, несмотря на законы, многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.

Не в первый раз

Исследуя матримониальные отношения, Пушкарёва выяснила, что женщины вступавшие в брак не в первый раз, могли самостоятельно выбирать себе супруга, без согласования его кандидатуры с родственниками.

Вообще повторные свадьбы на Руси не приветствовались, но если молодая становилась вдовой с малолетними детьми или не могла родить ребёнка в предыдущем браке, то повторный брак вполне был возможен.

Самовольный брак

Не желая мириться с выбором родителей, некоторые девицы убегали из дому и заключали самостоятельный брак с избранником сердца. Такой способ супружества назывался «самокруткой» и совершался церковью тайно, без соблюдения протокола и лишних церемоний.

Став законными супругами, молодожёны отправлялись к отцу с матерью за благословением, и если родители мужа быстро мирились с фактом ослушания, то родственники жены могли никогда не простить дочери этого проступка.

Примак

Наряду с традиционным браком, когда жена после свадьбы уходила жить в дом мужа, с древних времён существовал союз, когда зять переезжал в дом супруги.

При этом жених с невестой как бы менялись местами и обязанностями: девушка сама шла сватать парня, который готовил себе приданое и собирал накануне свадьбы не мальчишник, а девичник. Считалось, что этот молодец, которого в народе называли примаком, «выходит замуж» и имеет меньше прав, чем его жена.

Читайте также:

умыкание невесты — это… Что такое умыкание невесты?


умыкание невесты
n

ethnogr. līgavas zagšana

Русско-латышский словарь. 2013.

  • умываясь, обмочить рукава
  • умышленное убийство

Смотреть что такое «умыкание невесты» в других словарях:

  • УМЫКАНИЕ — форма заключения брака (похищение невесты). Возникла в древности и сохраняется у некоторых народов; распространена как игровой свадебный обряд у многих народов …   Большой Энциклопедический словарь

  • УМЫКАНИЕ — УМЫКАНИЕ, умыкания, ср. (Этногр.). Похищение невесты у ее родителей, сохранившееся теперь у некоторых народов как пережиточный от родового быта обряд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • УМЫКАНИЕ — УМЫКАНИЕ, я, ср. 1. см. умыкнуть. 2. У нек рых народов: форма заключения брака похищение невесты у её родителей, увоз. Брак умыканием. Обычай умыкания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • умыкание — умыкание, заключение брака через похищение невесты. Часто служило способом избежать уплаты брачного выкупа. Настоящее (насильственное) умыкание было редким явлением. Более распространено фиктивное умыкание — по предварительной договорённости …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • умыкание — я; ср. 1. к Умыкнуть умыкать. У. невесты. У. наследства. У. крупной суммы денег. 2. У некоторых народов Кавказа, Средней Азии: обычай вступать в брак путём предварительного похищения невесты. У. девушки. У. ещё не ушло в прошлое. Родители и… …   Энциклопедический словарь

  • Умыкание —         форма заключения брака путём похищения невесты. Различают настоящее (насильственное) и фиктивное У., совершаемое по предварительной договорённости семей жениха и невесты. Первое из них, по преобладающему в современной науке мнению, всегда …   Большая советская энциклопедия

  • Умыкание — хищнический брак, брак захватом, уводом, женокрадство, похищение женщин первобытная, весьма распространенная еще доныне форма брака, при которой брачный союз устанавливается путем насильственного (фактически или притворно) захвата женщины (чаще… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Умыкание — способ заключения брака путем похищения невесты. Различают настоящее (насильств.) У. и фиктивное по предварит. договоренности семей жениха и невесты. С последним связано имитативное У. игровой захват невесты стороной жениха в структуре свадебного …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • умыкание — я; ср. 1) к умыкнуть умыкать. Умыка/ние невесты. Умыка/ние наследства. Умыка/ние крупной суммы денег. 2) У некоторых народов Кавказа, Средней Азии: обычай вступать в брак путём предварительного похищения невесты …   Словарь многих выражений

  • Драма народная — ДРАМА НАРОДНАЯ. Под термином «народная драма» можно понимать 1. драмы, созданные «для народа», и 2. драмы, создаваемые «народом». Здесь мы будем говорить о Д. н. лишь во втором смысле этого термина. Но даже и в этом случае термин все же требует… …   Литературная энциклопедия

  • брак — брак, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак всегда институт …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

Странные свадебные традиции у кавказцев: топ-10, описание, фото.

Несмотря на то что технический прогресс кардинально поменял традиционную жизнь народов Кавказа, у кавказцев до сих пор сохраняются странные свадебные традиции. Составленный топ-10 необычных обрядов с  описанием и фото позволяет узнать больше об особенностях кавказских свадеб. 

Скрывание невесты на свадьбе

Во время свадьбы невесту никто из присутствующих, включая жениха, не должен видеть. Раньше справляли сразу две раздельные свадьбы в домах жениха и невесты. Сегодня играют одну свадьбу, но невеста в ней практически не принимает участия.

Она сидит за столом под плотной свадебной чадрой до наступления первой брачной ночи.

Обряд жертвоприношения

Когда невеста входит в дом жениха, принято резать жертвенного барашка и лить его кровь под ноги молодой. Кроме этого, перед порогом дома жениха девушка должна разбить ногой тарелку и взойти на порог с правой ноги, чтобы жизнь ее в доме мужа была правильной и счастливой.

Ритуал объятий

Прежде чем отправиться в спальню, невеста должна обниматься с родственниками жениха. Сначала она должна обнять молодуху, держащую ребенка на руках, чтобы первенцем в семье новобрачных стал сын. После этого обязательно нужно обнять самую старшую женщину в доме жениха, проявив уважение и преемственность в продолжении рода.

Особенности первой брачной ночи

Увидеть невесту жених может только во время первой брачной ночи. После нее брак считается заключенным и с новобрачных снимаются все запреты. А молодая жена после нее может видеться со своими родственниками и друзьями.

Обряд у реки

На кавказских свадьбах принято проводить выход невесты к реке, который должен защитить девушку от несчастного случая. Кавказские народы верили, что женщину может утянуть в быструю горную реку водяной, когда она придет набирать воду.

Невесту принято было выводить на берег реки. Жених должен бросить в это время в воду хлеб и выстрелить в него.

Поведение невесты на свадьбе

У многих кавказских народов невеста должна стоять в течение всей свадьбы в специально отведенном для нее месте, закрытая плотной фатой. Заглянуть под фату имеют право только родственники жениха, которые после этого должны плюнуть в невесту, естественно, не по-настоящему. Так невесту защищают от сглаза.

Родственники невесты не присутствуют на свадьбе у жениха

Раньше праздновали две свадьбы – в доме невесты и в доме жениха. И сегодня такой обычай распространен в разных регионах Кавказа. Сначала праздник начинается в доме невесты, потом продолжается у жениха, куда везут молодую. Родители невесты на свадьбе у жениха не присутствуют. Общаться новые родственники обычно начинают после свадьбы.

Калым или похищение невесты

Женихи на Кавказе должны платить родителям невесты калым после того, как родители девушки дали согласие на свадьбу. Если жениху отказали, он может выкрасть девушку, и тогда платить калым не придется.

Иногда кража невесты проводится с согласия девушки. Если после похищения невеста не соглашается на брак, то вернуться в дом родителей она не может, так как считается опозоренной, потому что провела ночь в доме постороннего мужчины.

Свадебные подарки

На кавказских свадьбах принято дарить много подарков. На такие мероприятия приглашают:

  • родственников;
  • соседей;
  • друзей;
  • незнакомых людей.

Все они должны приходить с дорогими подарками. Только родственники невесты не должны присутствовать на свадьбе в доме жениха.

Стрельба из оружия

Существует обычай, согласно которому во время свадебной церемонии мужчины стреляют в воздух. Этот свадебный обычай появился не так давно. Считается, что грохот от стрельбы отгоняет демонов и злых духов от молодых. В древности, когда огнестрельного оружия просто не существовало, такой обряд проводился с помощью боевых барабанов.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

Похищение невесты на Кавказе – красивый обычай или ужасный пережиток времени?

Приветствую вас, уважаемые читатели. Сегодня мы рассмотрим с вами очень болезненную тему для всех жителей Северного Кавказа – похищение невесты. Этот старинный обычай в последние годы оброс просто немыслимыми мифами и предрассудками. В данной статье возьму на себя смелость развенчать все предрассудки и недопонимания сущности такого красивого, но очень противоречивого обычая.

Обсуждать и, тем более, осуждать традиции любого народа очень некорректно. Но, никто не мешает дать трезвую оценку тому или иному обычаю. Только нужно это делать не с позиции «хорошо» или «плохо», а с точки зрения фактов и аргументов. Поверьте, после того, как прочитаете всю статью, вы откроете для себя много нового.

Более полугода назад в очерке о кровной мести между строк пообещал, что напишу интересный пост о похищении невест на Кавказе. С недавних пор самые внимательные читатели стали резонно спрашивать с меня, дескать обещал — будь добр исполнять обещанное. Но, я почему-то затягивал. Дело даже не в том, что не знал, что и как нужно писать. Познаний моих в этой области хватит на несколько статей. Просто писать на такие резонансные темы очень сложно и даже опасно. Нет, я боюсь не за себя. Представьте себе, молодой человек решил похитить невесту (хотя, слово «невеста» здесь можно употребить только условно). Прежде, он захочет поискать информацию в сети по поводу того, что его может ждать, после того, как он похитит человека.

Представили себе ситуацию? Скорее всего, этот парень наткнется на данную статью и… моральная ответственность за его  дальнейшие действия отчасти ложится и на меня. Если мне удастся донести до него всю ситуацию так, чтоб он сделал правильный для себя выбор, то это хорошо. Но, где уверенность в том, что он поймет мои слова правильно? Тогда, может случиться самое страшное! Именно это и сдерживало меня долгое время.

После опубликования статьи о потере целомудрия до свадьбы девушками на Кавказе, человек десять задали мне один и тот же вопрос: «Как вы относитесь к похищению невест?». Можно было бы просто каждому написать свое мнение по этому поводу, но лучше осветить эту проблему для широкого круга читателей. Тем более, это вопрос интересен многим из вас.  Итак, давайте с истоков…

Похищение невесты – история появления обычая

Порой бывает достаточным взглянуть в историю, чтоб понять многие процессы, происходящие сегодня. Более того, чаще всего мы можем найти выход из, казалось бы, тяжелейших ситуаций. Так же и здесь. Глупо полагать, что похищение невесты – это истинно кавказский обычай. Сами понимаете, что в таком случае на русских свадьбах не стали бы прибегать к этому обычаю.

Все мы слышали, что похищение невесты – это древний и красивый обычай. Более того, это навязывалось нам на протяжении многих десятилетий. Незримая пропаганда велась даже в советские годы. Вспомните вечный фильм «Кавказская пленница». Хотя, давайте я помогу вам вспомнить:

Знаменитая фраза «красивый и древний обычай»! Не знаю, как на счет «красивый», но то, что древний – это точно! Доказательством моих слов выступает библейская книга судей, в которой рассказано о войне между народом Израиля и колена Вениамина, и последовавшим после этого прощении. Цитирую:

«И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество… И сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?

И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших?

И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина? И сказали… но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину.

И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме… И приказали сынам Вениамина и сказали: подите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову…

Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них»

Еще одно упоминание об этой традиции можно встретить у древних римлян. Исторический факт заключается в том, что на заре зарождения Рима его населяли только мужчины. Знаю, это выглядит странно, но так пишут римские историки. Понятно, что мужчинам нужно было как-то восполнять свои биологические потребности. Соседние племена отказывались выдавать своих дочерей замуж за «захватчиков». Тогда Ромул – правитель Рима – пошел на хитрость. Он устроил праздник и пригласил все соседей. Те прибыли на праздник со своими семьями. В самый разгар праздника римляне напали на безоружных людей и забрали у них жен и дочерей. Впоследствии, это привело к войне!

Стоит ли говорить о том, что данный обычай был распространен среди славян, татар, народов Средней Азии. К примеру, у славян был даже целый обряд похищения. Ведь, знаменитая фраза «играть свадьбу» произошла от того, что в старину невест выбирали во время игры, забав и так далее. Не остались в стороне и народы Северного Кавказа. Ведь, во время похищения молодой человек проявляет смекалку, ловкость и быстроту. А это те ценности, которые больше всего почитались на Кавказе.

Мифы и сущность обычая похищения невесты

Давайте называть все своими именами. Если убрать всю мишуру и романтика, то в сухом остатке получим насильственную женитьбу. Конечно, не всегда все так грустно, но чаще всего… Представьте себе, парень хочет взять в жены девушку. А девушка не хочет этого либо же родители ее против. Кстати, на Кавказе до сих пор родители могу влиять на выбор молодых.

Что делает парень? Правильно, не находит ничего умного, как похитить ее. А теперь раскрою вам свой секрет — я сам два раза хотел похитить невесту. Но, каждый раз меня что-то останавливало. В первый раз уже договорился с друзьями, что они помогут мне выкрасть одну девушку из Хасавюрта. Но, потом подумал, что, если бы девушка хотела выйти за меня замуж, то мне бы не пришлось ее похищать. А, ломать ее судьбу, да и свою тоже, я не захотел. Да, а что вы думали? Что украл девушку и все будет классно? Нет! Ниже расскажу, к чему это может привести. Кстати, сейчас та девушка счастлива со своим мужем, и я рад этому!

Ну и второй случай у меня был, когда хотел похитить уже свою нынешнюю жену. Ее отец не хотел выдавать замуж. Не то, чтоб он был против меня лично. Просто, обстоятельства так сложились. Как говорится: «Пока ты семь раз отмеришь, другой уже отрежет». Но, со временем он поменял свое мнение и теперь мы в счастливом браке.

Так вот, парень хочет жениться, а девушка или родители – против этого. Вы понимаете, какой это удар наносит по самолюбию молодого человека? Он уже не может простить ей этого! Теперь похищение невесты становится для него делом чести. Тем более, друзья готовы в любой момент помочь в этом деле. Как говорится, на то и есть друзья. Как и что происходит дальше, смотрите сами:

После этого молодой человек приводит девушку к себе домой и ждет ночи. Традиция гласит, если девушка остается на ночь у того, кто ее похитил, то она просто обязана выйти за него замуж. Даже, если и не было между ними интимной близости. Да и вряд ли кто-нибудь еще женится на эту девушку. Ведь, никому не докажешь, что интимной связи не было. Только, те парни, которые прибегают к похищению невесты забывают о трех очень важных моментах:

  • Похищение сугубо отрицательно сказывается на психологическом состоянии девушек.

Чаще всего при похищении применяют физическую силу. А грубость вызывает отвращение. Более того, девушка может получить тяжелый эмоциональный стресс, который приводит к развитию комплексов – боязни и страха. Получается, что в душе она никогда не простит вам этого. За редким исключением, конечно же. Не знаю, как вы, но я хочу, чтоб рядом со мной был живой и интересный человек, а не «овощ», который еще и ненавидит меня.

  • Очень часто похищение невесты приводит к вражде между целыми родами. 

Нередки случаи, когда  все заканчивается кровопролитием. Особенно в последнее время, когда во время похищения применяют огнестрельное оружие. Тем более, мы знаем, что сегодня чуть ли не «шпана» на Кавказе ходит и хвастается боевым оружием.

  • Вам грозит уголовное преследование. 

В Уголовном Кодексе это рассматривается, как «похищение человека». Об этом подробнее ниже поговорим. Отмечу, что наше законодательство очень лояльно относится к подобным фактам. Если на Западе это однозначно трактуется, как «похищение человека», то у нас есть определенные лазейки, которые позволяют ускользнуть провинившимся. Но, это пока позволяют. В последние годы все чаще звучат призывы ужесточить наказание за это преступление. Считаю, что это действительно преступление. Дабы не быть голословным, скажу, что совсем недавно представители Ингушской Республики пытались провести в Государственной Думе закон, который ужесточает наказание «за похищение женщин с целью вступления в брак».

Случаи, когда обычай может быть оправданным

Не сказать, что я впрямь такой ярый противник этого обычая. Есть в нем и положительные моменты. Всегда стараюсь искать положительные моменты в самых отрицательных вещах и поступках. Как говорил Дейл Карнеги: «Пытаюсь из лимона получить лимонад». Правда, не всегда это удается. В принципе, смотрите сами, удалось ли мне в этот раз.

Итак, считаю, что похищение невесты на Кавказе может быть оправданным только в трех случаях:

1. Молодые любят друг друга, но родители против.

До боли знакомая ситуация, не так ли? Еще У. Шекспир очень красиво описал ее: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». К сожалению, сегодня это одна из самых распространенных причин похищения. Но, отличие тут заключается в том, что закон будет стоять на стороне парня, так как все произошло с согласия девушки. Правда, девушка должна быть старше 18 лет.

Бывают разные ситуации и причины отказа родителей. Суть одна – нужно до последнего стараться убедить своих родителей в том, что вы хотите быть вместе. Только, делайте это вместе! Если же ничего не помогает, то тогда «флаг вам в руки и барабан на шею»… но, заранее приготовьтесь к тому, что, возможно, от вас отвернутся родители… или начнут преследовать родственники. Но, будьте уверены, что со временем, вас примут и поймут. И тогда обязательно попросите их благословения. Поверьте, это очень и очень важно.

2. «Техническое» похищение.

Кавказские свадьбы в последние годы стали довольно обременительными для семейного бюджета. И, для того, чтоб не платить калым (выкуп за невесту), устраивают похищение невесты. Обычай гласит, что только в этом случае жених не должен платить калым. Соответственно, делаются некоторые уступки и для стороны невесты. Смысл в том, что люди через обычай решают свою экономическую проблему. В этом нет ничего страшного и постыдного. Наоборот, никто не нарушает обычаев и все довольны. Я поддерживаю такое применение традиции.

3. Вынужденная причина.

Представьте себе, в семье две дочери, но так получилось, что младшую дочь кто-то полюбил и хочет на ней жениться. Девушка сама согласна, родители тоже не против этого, но, согласно обычаю, раньше старшей дочери нельзя выдавать младшую. Это даже не обычай, а своеобразный устой, просто так принято. В этом случае парень якобы похищает младшую сестру. Самое интересно происходит потом. По традиции молодые должны подойти к отцу невесты и попросить прощения, но он «проклинает» их (как вы уже поняли, все условно) и «выгоняет». Как только рождается первенец, молодые снова приходят к отцу, и тот прощает! Вот таким образом люди обошли этот запрет.

Самый главный миф

Некоторые недалекие люди утверждают, что традиция эта имеет исламское происхождение. Порой сами девушки говорят об этой традиции так, как – будто она стоит выше 10 заповедей Моисея и законов шариата. Кстати, говорят, в основном, «пострадавшие» девушки. Оно и понятно, стыдно позорится, ведь так можно остаться девой.

А теперь внимание! Ни в одном священном писании Ислама (ни в Коране, ни в Сунне) нет ни одного слова о похищении. Более того, этот дикий обычай идет вразрез со всеми нормами шариата. Шариат, как мы знаем, это свод законов мусульманина. Ислам запрещает принуждать женщину к браку. А применение при этом грубой физической силы против невинной и беспомощной девушки считается большим грехом!

Обращение к тому, кто решил похитить девушку:

Друг (брат), прежде, чем сделать это – подумай 100 раз. Я тоже когда-то хотел похитить девушку, но потом меня что-то остановило. Я согласен с тем, что нужно добиваться своего. Но, порой нужно остановиться и подумать. Может, твое счастье еще впереди. Именно так я и сделал. И, знаешь, не прогадал! Я уже не говорю о том, что похищение невесты противоречит всем каноном Ислама. Да-да, именно того Ислама, который ты проповедуешь.

Я очень надеюсь, что ты сделаешь правильные выводы и примешь то решение, которое не будет противоречить твоему разуму и давить на твои чувства!

  • Ответственность за похищение человека

Раз уж решил я полностью раскрыть эту тему, то стоит напомнить об уголовной ответственности. Исторический факт заключается в том, что за подобное преступление уже до революции давали реальный срок. В советское время в Уголовный Кодекс ввели специальную главу — «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». Так вот, цитирую 233 статью УК Советского Союза:

«Принуждение женщины к вступлению в брак или продолжению брачного сожительства либо воспрепятствование женщине вступить в брак, а равно похищение ее для вступления в брак – наказывается лишением свободы на срок до двух лет»

А теперь давайте обратимся к нашему родному УК. Что же он приготовил для тех, кто преступил закон? Как я уже отметил выше, сегодня за похищение невесты в России можно отделать легким испугом. Вот и все! А еще говорят, что законы СССР были неправильными. Вот, что гласит статья 126 УК РФ:

«Похищение человека – наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет»

Все бы ничего! Ведь, и сроки немалые, но… опускаемся ниже и читаем примечание к этой статье:

«Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления»

Отлично! Сначала похитил, причинил тяжелый психологический урон, а потом решил отпустить. Все, ты чист перед законом. Нужно земные законы менять, а не небесные. Может быть кому-то мозги правильно вправлять нужно. Но это тема другой статьи.

Пора завершать, итак получилось много. Но, я надеюсь на то, что теперь у вас есть появилось полное и точное представление об обычаи похищения невесты. Кстати, вот еще один репортаж на эту тему:

Дорогие читатели, у меня к вам вопрос: наверное, у вас есть среди знакомых те, кому «посчастливилось» ближе познакомиться с этим «добрым» обычаем. Вот, мне очень интересно узнать ваше мнение по поводу всего то, что я написал выше. Пожалуйста, пишите только правду. Готов обсудить все ваши мнения. Да, в завершении хочу сказать, что уже готовлю статью на тему «Положение женщины на Кавказе». Поверьте, материал будет не менее интересным. Обязательно подписывайтесь на обновления блога, чтоб получать все самые интересные статьи на почту (как подписаться?).

С уважением, Али Аскеров!

Сотни украденных невест

Более восьми лет в Дагестане действует запрет муфтията республики на заключение браков по умыканию. При рассмотрении подобных дел в Уголовном Кодексе РФ не предусмотрены послабления, если девушка была похищена с целью женитьбы, отмечают юристы. Однако, статистика краж с целью женитьбы в Дагестане из года в год остается высокой.

Несколько дней назад правоохранители сообщали, что в Дагестане 29-летний местный житель похитил в Махачкале 22-летнюю девушку и был задержан в Дербентском районе республики. Похититель, как оказалось, умыкнул девушку, угрожая оружием. Он признался полицейским, что хотел ее спрятать у родственников и жениться на ней.

«На данный момент, по факту кражи возбуждено уголовное дело по статье 126 УК РФ — похищение человека. Задержанный находится под арестом и ведется расследование», — сообщил «Кавказ.Реалии» старший помощник руководителя следственного управления по республике Расул Темирбеков.

Обычай умыкания невест в Дагестане существовал издавна, но повсеместным явлением не было. Скорее, частным случаем, сказала «Кавказ.Реалии» историк Заира Алигаджиева.

Ни адаты, ни шариат не одобряли похищений женщин.

«Существовало два вида похищения невест. Первый – умыкание по сговору. На это решались молодые люди, влюбленные друг в друга и готовые рисковать не только жизнью, но и положением в обществе. Второй вид – похищение невесты без согласия. Такие случаи нередко заканчивались кровной местью. Обычно брачные отношения регулировались в Дагестане адатом, традиционным правом. С приходом в Дагестан ислама адаты сосуществовали с шариатом, обе системы права применялись с одинаковым успехом, вплоть до образования Имамом Шамилем на территории Дагестана имамата. Он отменял адаты и вводил повсюду шариатское право. После окончания Кавказской войны, все судопроизводство на территории республики велось по российским законам. Хотя вплоть до 1927 года здесь сохранялись шариатские суды «, — пояснила историк.

Ни адаты, ни шариат не одобряли похищений женщин, отметила Алигаджиева. «Но эти своды законов и правил очень редко предписывали физическое наказание или смертную казнь. Чаще всего, наказание назначалось имущественное: выплата штрафа скотом, ценностями или, допустим, разрушение дома обидчика. И конечно, старались примирить стороны», — добавила собеседница.

Она уверена, что на сегодняшний день похищение девушки против ее воли полностью исчезло.

Факты же говорят о другом. По данным прокуратуры Дагестана, за прошедший год в республике было зарегистрировано более 150 сообщений о похищениях с целью женитьбы. Также заведено шесть уголовных дел по фактам кражи девушек для женитьбы против их желания.

Ислам запрещает красть невесту, даже если сама невеста согласна на этот шаг.

Кроме правоохранителей с данным явлением борется и духовенство – муфтият Дагестана вынес решение, что имамы не имеют права заключать никях (исламский брак) с похищенной девушкой. С точки зрения религии, умыкание для женитьбы воспринимается крайне отрицательно, заверил «Кавказ.Реалии» заместитель имама центральной мечети Махачкалы Магомед Абдулкадыров.

«Ислам запрещает красть невесту, даже если сама невеста согласна на этот шаг. В исламе брак является законным, если выполнены обязательные условия. Например, согласие обеих сторон, присутствие двух свидетелей — мусульман, публичное объявление о браке (свадьба). При похищении невесты эти условия не могут быть выполнены, следовательно, такой брак считается недействительным, а похититель является совершившим тяжкие грехи — похищение, домогательство или изнасилование», — поведал заместитель имама.

Что касается официальных законов, то не предусматрено смягчение при установлении цели похищения — женитьбы. «Однако, к тому моменту, как дело бывает направлено в суд, зачастую между похитителем и похищенной рождается новая семья. При назначении наказания при таких обстоятельствах учитывается позиция потерпевшей, которая просит смягчить наказание, что и применяется судом в качестве смягчающего обстоятельства», — пояснила адвокат.

«Кавказ.Реалии» в соцсетях: Facebook, Twitter, Vkontakte, Odnoklassniki

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о