Весенний цикл праздников украинцев: традиции и обряды
Приход весны был праздником для наших предков. Весну зазывали, ее приход отмечали с песнями и танцами. И радовались каждому ее проявлению: прилету птиц, цветению природы, теплу.
Начинался весенний цикл 14 марта, на Явдохи (Евдокии) – это был день, когда просыпался сурок, рыба разбивала хвостом лед, а ласточки возвращались из теплых краев. В этот день наши предки встречали весну: на рассвете выходили на высокую гору или вылезали на деревья и звали весну. Хозяин должен был занести в дом талую воду, которой умывались все члены семьи. Также в этот день женщины сеяли в горшочки рассаду, а молодежь начинала петь веснянки.
22 марта чтили память 40 святых мучеников Севастийских. Хозяйки пекли сдобу с постной начинкой: картофель, капуста, ягоды и специальное обрядовое печенье в виде 40 птичек (когда-то считалось, что именно столько видов птиц возвращаются с юга). Старшие женщины в этот день ставили в храме 40 свечек и били 40 поклонов. На 40 святых нельзя было работать, считалось, что тот, кто работает, заработает 40 болячек. Несмотря на то, что праздник был вестником весны, после него еще могло быть 40 заморозков и 40 «лопат снега». В этот день дети ходили от хаты до хаты с деревянными игрушками-ласточками, прославляли и зазывали весну.
Хрестье (Хрестопоклонная неделя) – четвертая неделя Поста. Традиционно в эту неделю выпекали специальный обрядовый «хрестопоклонный хлеб», часть которого хранили в чулане с зерном (для хорошего урожая). Этот же хлеб брали с собой хозяева, когда шли сеять рожь-пшеницу, и закапывали его на ниве, чтобы земля дала хороший урожай. На Левобережье традиционно на поле закапывали посуду со святой водой – «чтобы засухи не было», а на Черниговщине – кусочки полотна, которое лежало на плащанице в храме, – «чтобы зерно хорошо уродило».
30 марта, Теплого Алексея, считалось днем, когда зима уже сходит на нет. В этот день пасечники открывали ульи и просили Бога о медовом лете. А еще на Алексея просыпались от зимней спячки дикие животные. Существовали особый ритуал на этот праздник: в этот день все пытались найти цветок ряста и потоптать его. Считалось, кто так сделает, тот проживет еще один год, отсюда и присказка: «Дай, Боже, потоптать и следующего года дождаться».
Вербная неделя – это неделя накануне Страстной недели (в этом году 26 марта – 1 апреля). Основным обрядом этого праздника было освящение веточек вербы (поскольку пальмы в наших широтах не растут), которыми потом были домочадцев со словами: «Не я бью, верба бьет, через неделю – Пасха!». Считалось,что этот ритуал символизирует очищение и здоровье.
7 апреля, на Благовещенье, наши предки продолжали зазывать весну. Традиционно, звать ее выходили молодые девушки и дети, а также в этот день девушки после службы выводили первый весенний «кривой танец». В этот день нельзя было шить или прясть, потому что это принесет разлад в семью. Также на Благовещенье нельзя было ничего одалживать, чтобы дом был полная чаша.
Пасха в этом году выпадает на 8 апреля. К этому празднику наши предки готовились всю Страстную неделю: убирали дворы после зимы, белили хаты, готовили праздничную сдобу (куличи), разрисовывали писанки и делали крашанки.
Обливной понедельник (9 апреля). В этот день парни пытались облить водой девушек, которые им нравились. Обряд обливания (очищения водой) пришел еще с языческих времен и символизировал красоту, здоровье и обновление природы.
После Пасхи начинались улицы: веселые игры молодежи на природе, хороводы. Улицы, обычно, собиралась на определенном месте (заранее обсуждали где именно): на майдане в центре села, на лугу, у левады (все зависело от села). Продолжались «улицы» все лето до дня Семена (14 сентября). До начала полевых работ молодежь собиралась каждый вечер, а вот после их начала – в воскресенье и на праздники, когда работать было грехом. Проходили гуляния весело: с музыкой, танцами, песнями, веселыми забавами и играми. «Улица» была не только возможностью отдохнуть от тяжелой работы, но и местом, где изучали традиции, обычаи народа и зарождались отношения.
Поминальная неделя (Проводы) – неделя после Пасхи, когда чтят память умерших родственников и приводят в порядок их могилы: сеют цветы, садят деревья, убирают на братских могилах и на тех, за которыми уже кому присматривать. В разных регионах были свои поминальные дни, в которые семья собиралась на кладбище, поминали родных и оставляли для умерших гостинцы (куличи, крашанки, писанки). В некоторых регионах существовал обычай накрывать стол на кладбище и поминать родных на гробах (так называемая тризна). Тризна часто переходила в веселые забавы с песнями и хороводами, в которых принимали участие замужние женщины и женщины постарше (отсюда и другое название праздника «бабские проводы»).
6 мая чтят покровителя хлеборобов и скотоводов святого Юрия (Георгия). Согласно давним верованиям, в этот день весна сходит на землю: появляются первые всходы яровых и озимых, зеленеют луга и начинают цвести сады. Роса, которая падает на Юрия, считается целебной: ею промывали больные глаза, девушки умывались, чтобы сохранить красоту, хозяйки кропили ею курей-гусей, чтобы плодились, а хозяева выгоняли большой скот на росу, чтобы очистить его от всего злого. Праздновали Юрьев день всей громадой: собирались на полях, гуляли, ели-пили, качались по посевам (чтобы рожь родила). А еще в этот день впервые слышали пение соловья и кукушки (на которое гадали девушки – спрашивали у кукушки: «Кукушка, кукушка, долго ли я буду у отца?» и если птица умолкала и улетала, то девушка в этом году замуж пойдет, а если запоет – то столько лет и свадьбы ждать).
На Вознесение (17 мая) наши предки исполняли хлеборобно-магические обряды. Например, на Полесье в этот день «заполевали лен», чтобы хорошо рос, а на Черниговщине и Сумщине пекли «христовы онучки» (своеобразные блины), с которыми шли на поле (чтобы рожь хорошо росла) и на кладбище – поминать умерших.
22 мая чтят весеннего Николая. Когда-то в этот день хозяева выводили лошадей на первую пашню, священники служили молебны и кропили лошадей святой водой, а всадники ездили на лошадях по полям (чтобы нечистая сила лошадей не мучила). Также с этого дня начинали стричь овец и сеять гречиху: «До Николая не сей гречку и не стриги овечку!»
Троица (27 мая) или Зеленые праздники. Наши предки перед Троицей украшали дома зеленью: ветками клена и липы украшали окна, двери, хозяйственные постройки, травами присыпали дорожки, на подоконниках ставили букеты из чабреца, васильков, мяты. Во дворе ставили небольшую осину или березу. Троицкие травы хранили и использовали при болезнях или бытовых проблемах (лепеха отгоняла мышей и помогала выводится цыплятам). В некоторых регионах и сейчас сохранился обряд водить Куст: девушку одевали в зелень, украшали лентами и с песнями водили по селу и получали от хозяев домов гостинцы. В северных регионах на клечальную неделю на майдане устанавливали веху – жердь, украшенную зеленью, с колесом от воза вверху или украшали лентами и цветами дерево (явор), возле которых веселилась молодежь: пели песни, танцевали, гуляли. С Троицей связаны и поверья о русалках, которые в эти дни ходят по земле, водят хороводы, поют песни и заманивают на дно речек. На Русальную неделю девушкам запрещалось ходить в одиночестве в лес или на речку, нельзя на этой неделе и выбеливать полотно (русалки могли оставить на нем пятна, которые ничем не выводились). После окончания Русальной недели, устраивались торжественные проводы русалок: девушку, одетую русалкой (в венке и сорочке), провожали с песнями за пределы села.
Этот праздник чаще всего завершал весенний цикл праздников (поскольку четко определенной даты у него нет, то он мог выпасть и на начало июня). После него времени на развлечения у молодежи оставалось совсем немного – начиналась горячая пора на полях.
Украинские свадебные обряды — Википедия
Украинская свадьба (укр. українське весілля) — традиционный обрядовый элемент культуры украинского народа.
Украинский свадебный обряд формировался прежде всего в недрах весенне-летней обрядности[1]. Свадьба в обрядности и песнях представлялась экзогамическим (внеплеменным) браком, нередко оставаясь эндогамическим (внутреплеменным) по обоюдному согласию сторон, отчего инсценировались, обыгрывались темы похищения невесты[2].
Традиционный украинский свадебный обряд условно можно разделить на три цикла: предсвадебный, свадебный и послесвадебный, каждый из которых распадается на ряд сцен.
Первым этапом украинской свадьбы является сватовство (укр. сватання, зговорини, змовини, змовши, запошы)[3]. Решивший оженить сына отец приглашает двух своих хороших приятелей быть
Не редко отец девушки просит пригласить в хату жениха, чтобы поглядеть, каков он из себя. Если девушка на его поклон подаст руку — это указывает на её благосклонность, а если она лишь поклонится и выйдет — это значит отказ. Если молодые согласны на брак, то получают благословение от родителей, кладут три земных поклона, целуют руки родителей и принесённый хлеб. Невеста перевязывает руку жениха и старост через плечо, кладёт на деревянную тарелку рушник, куда жених и гости должны бросить монеты в благодарность за подарок[4]. Отрицательным знаком также было поднесение сватам тыквы (гарбуза
Второй этап сватовства — обручение (укр. заручины, полюбини, хмовини, большие запоины), куда жених с невестой приглашают ближайших родственников. Отказ невесты после данного этапа считался грубым оскорблением, который следовало оплатить. По завершении сватовства молодых называли женихом (укр. молодий, молодець, князь) и невестой (укр. молода, молодая, княгiня)[3].
На рубеже XIX—XX веков имел место розглядыни (печоглядини)
На «дивичь-вечир» невеста и девушки поют песни-причеты («жалибны», «молодячи», а также «сиротские») о закончившемся девичестве, о жизни «на чужой сторонке». Дня за три до свадьбы невеста приглашает дружек и молодых женщин печь каравай, шишки, лежни и калачи[4]
Перед днём венчания жених ищет себе боярина, а невеста — дружку. После венчания отмечают в доме жениха, где со стороны невесты присутствует только дружка. Вечером жених провожает невесту домой и до свадьбы остаётся ночевать[4].
Свадьба (укр. весілля) начинается со свадебным поездом
На стол ставится каравай — символ земли, поля, хлебопашества, в который втыкают сосновую ветку, и кладётся сабля — символ обороны земли[7].
- ↑ Светлана Константиновна Лащенко. Заклятие смехом. — М.: Ладомир, 2006. — С. 260. — 328 с.
- ↑ Украинская литература / А. В. Луначарский. — Литературная энциклопедия. — Художественная литература, 1939. — Т. 11. — С. [517—518] (стб. 2). — 428 с.
- ↑ 1 2 3
4 5 Ольга Изотова, Галина Касперович, Александра Гурко, Александр Бондарчик. Украинцы. — Кто живёт в Беларуси. — Минск: Беларуская навука, 2012. — С. 317—329. — 800 с. - ↑ 1 2 3 4 5 6 Гавриил Сорокин. Свадьба у малороссов / Издание редакции журнала «Киевская старина». — Свадьбы и свадебные песни у малороссов и великороссов. — Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1891. — 57 с. — ISBN 9785458019835.
- ↑ Вільце. Вильце. — Словарь украинского языка (в 11 томах). — Киев: Наукова думка, 1970—1980.
- ↑ Этимологический словарь украинского языка: в 7 т. / сост.: Г. В. Болдырев. — Ин-т языкознания им. А. А. Потебни АН УССР. — Киев: Наукова думка, 1982. — Т. 1. — 632 с.
- ↑ Э. Абросим. Переводы. — Абросим, 1986. — С. 219. — 304 с.
Украинские обычаи — душа народа
У разных народов свое наследие и обычаи, сформированные на протяжении веков или даже тысячелетий. Обычаи — это лицо народа, взглянув в которое мы сразу можем узнать, какой это народ. Обычаи — это те не писаные правила, которым люди следуют повседневно в своих малейших домашних заботах и наиболее важной общественной деятельности.
С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.
Рождество
Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.
По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.
Масленица
Еще один популярный украинский обычай — неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника — это блины и народные гуляния.
В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.
Пасха
Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.
Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Обычай красить яйца — обязательный атрибут праздника. Также на Пасху существует обычай приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают — «Воистину воскрес!» Это приветствие выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов, которые узнали о воскресении Христа.
Троица
Согласно Библии, в этот день на апостолов снизошла благодать Святого Духа. В Украине праздник Троицы отмечают 3 дня — Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.
На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников.
В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. Дети устраивают игры.
Богодухов день особенно отмечают девушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Её суть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.
Ивана Купала
Ивана Купала, так же Иванов день, — является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.
Ночь на Ивана Купала, чаще всего очень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям, созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца. Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться.
В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразу гаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.
Старинные обычаи — сокровище украинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются живительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.
Национальные традиции в Украине | Колорит, привычки, менталитет и уклад жизни жителей Украины
Украинцы — славяне, больше половины населения составляют украинцы, затем русские, поляки, белорусы, румыны. Жители Западной Украины говорят в основном по-украински, Восточной — по-русски. Государственным языком Украины остается украинский язык. Украинцы гостеприимны, любят приглашать гостей, для которых всегда накрывают богатые столы. Приглашенные в украинский дом приносят пирог или торт, букет цветов для хозяйки и сувенир для ребенка, лучше всего принести все сразу. Количество цветов в букете должно быть строго нечетным, так как четное количество подходит только для кладбища. Жители Украины любят долгие беседы, хорошо рассказывают истории о себе и других людях, не меньше им нравится слушать чьи-то рассказы. Они могут смутить иностранного гостя большим количеством вопросов, которые задают из чистого любопытства. Украинцы любят петь, особенно во время застолья. Эти точки достойны внимания настоящего путешественника-исследователя. …Открыть Не стоит дарить украинским знакомым дорогие подарки. Украинцы считают, что лучше получить недорогой, но полезный или просто приятный подарок, демонстрирующий внимание дарящего. Получив дорогой подарок, украинец будет считать себя должником дарителя, а то и вовсе заподозрит, что гость имеет какие-то корыстные цели и пытается подкупить его. Сами украинцы щедры, обычно находятся в хорошем настроении. Они темпераментны, часто непредсказуемы и плохо сдерживают как хорошие, так и негативные эмоции, больше полагаются на чувства, а не разум. Большинство жителей Украины отличаются трудолюбием и высокой работоспособностью. Фига, то есть большой палец, просунутый через указательный и средний пальцы сложенной в кулак руки, является жестом довольно грубым, хотя уступающий по уровню грубости вытянутому среднему пальцу. Показывать пальцем на людей или предметы считается неприличным, для этого используют всю кисть руки. Украинцы суеверны, поэтому избегают выносить мусор вечером, пожимать руки и вообще общаться через порог двери, оставлять на столе пустые бутылки — все это, по поверьям, может привести к неудачам и несчастьям. Свистеть в помещении нельзя, особенно в жилом, чтобы не остаться без денег. Рассыпанная соль может привести к ссоре, как и преподнесенные в качестве подарка ножи, ножницы и другие острые предметы. Копирайт www.orangesmile.com Монументы и архитектурные объекты популярных городов Украины, являющиеся знаковыми для истории и культуры страны. …
Открыть В доме украинцы всегда снимают обувь при входе. По дому ходят в тапочках, и почти всегда у хозяев есть как минимум одна пара запасных тапок для гостей. Не принято пить воду из-под крана, какой бы чистой она не была. Украинцы любят праздники и вечеринки, любой повод может стать причиной шумного празднования. Друзья и семья считаются очень важными, близкими связями дорожат. При этом украинцев можно назвать индивидуалистами, которым важно личное пространство, и не только физическое. Это значит, что между малознакомыми людьми должно сохраняться пространство хотя бы в метр, а если украинец решит не открываться кому-то, то из него ничего не вытянешь. Однако самым близким людям он может открыть все самое сокровенное. При встрече незнакомые и малознакомые мужчины жмут друг другу руки, иногда так здороваются приятели и друзья. В перчатках пожимать руки не принято. Чаще близкие приятели во время приветствия похлопывают друг друга по плечам и спине. Малознакомые женщины могут пожать друг другу руки, мужчины и женщины в официальной обстановке обмениваются рукопожатиями. Женщины приветствуют близких знакомых обоего пола поцелуем в щеку. В общественном транспорте у украинцев принято уступать места женщинам с маленькими детьми или тяжелыми сумками, беременным, пожилым людям обоего пола и инвалидам. Пожилых людей украинцы обычно окружают почетом, как принято с незапамятных времен. Страна с богатой историей, которая бережно хранит культурное наследие и привлекает путешественников многообразием примечательных мест. Каждый город …
Открыть Положение украинских женщин двояко: с одной стороны, образование и работа доступны всем женщинам, они самостоятельны, и немало женщин работает в сфере науки, политики и бизнеса; с другой стороны, женщину все еще рассматривают как объект, на женское мнение смотрят свысока, распространены шутки про женскую логику и эмоциональную нестабильность. От работающих женщин все так же ждут приготовления еды, уборки дома, присмотра за детьми. Украинские женщины обладают сильным характером, корни которого можно найти в далеком прошлом, когда жены казаков оставались за главных, пока мужья занимались военными делами. Украина отличается интересной алкогольной культурой. Такие алкогольные напитки, как горилка и медовуха, кажутся неотделимыми от образа страны. Здесь считается неприличным отказываться от выпивки, а отказ выпить на похоронах за упокой усопшего расценивается как неуважение и даже оскорбление памяти покойного. Налитый алкоголь принято выпивать полностью. Крепкие и не очень напитки сопровождают все праздники, включая церковные. Украинцы могут напиваться, но среди них мало пьяниц. В основном алкоголь рассматривается как средство расслабиться в компании друзей или родственников, а на пьющих в одиночку и без повода смотрят косо.