Кабардинцы
Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.
По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.
Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.
Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.
В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.
У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.
Предметы быта кабардинцев. Приметы и поверия кабардинцев, связанных с жилищем
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ
Данный проект посвящается истории моего народа — кабардинцы. Численность населения Кабардино-Балкарской Республики на 1 января 2017 года составляет 862 050 чел. согласно данным Росстата о предварительной оценке численности населения на 01.01.2017.
Я, Гонибова Лалина, являюсь представительницей рода кабардинцев, выходцев из Кабардино — Балкарской республики, село Верхний Акбаш.
Россия — многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов. Народом и нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек наследует от своих родителей.
В своей работе мне бы хотелось обратить внимание общественности на развитие культурных традиций моего народа.
Начиная работу над данным проектом, я поставила перед собой цель, как можно больше узнать о традициях своего народа. Во время работы над проектом я изучила различные литературно — документальные источники, которые помогли мне узнать много полезной информации. Училась анализировать и делать выводы. Для поисков ответов я обращалась за помощью к толковому словарю, поговорила со старейшинами села, встретилась с работниками школьной и сельской библиотек, посетила сайты Интернет, обратилась за помощью к учителю.
1 сентября 1921 года образована Кабардинская автономная область в составе РСФСР, а в январе 1922 года — единая Кабардино-Балкарская Автономная область, преобразованная в 1936 году в Кабардино-Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.
Кабардино — Балкария — один из живописнейших уголков Северного Кавказа. Главное богатство республики — её люди: трудолюбивые и храбрые, щедрые в дружбе и гостеприимстве, суровые с недругами. Труженики Кабардино — Балкарии превратили прежде отсталый край в мощный промышленный район страны. Новые электростанции, фабрики и заводы мирно соседствуют с остатками старинных боевых башен, памятниками древним народным героям — защитникам от иноземных пришельцев.
Само название республики говорит о том, что здесь живут два народа — кабардинцы и балкарцы. Народы эти говорят на разных языках, но с древнейших времён их объединяет общность исторических судеб, близость бытового уклада. Много сходного и в устной литературе кабардинцев и балкарцев — в их фольклоре.
Кабардинцы называют себя «адыге». «Адыге» — общее название и двух других, родственных кабардинцам народов — адыгейцев и черкесов, которые живут в Адыгейской и Карачаево — Черкесской автономных областях. В далёком прошлом адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. Они создали и общий фольклор, известный под названием адыгского.
Величественные сказания о богатырях — нартах, песни о борцах за народное дело — храбром Айдемиркане, Хатхе Кочасе и других народных героях, задушевные лирические песни, разнообразные сказки — всё это общее достояние трёх народов.
Цель проекта: познакомиться с историей народа кабардинцы и исследовать особенности культурных традиций.
Задачи проекта:
Узнать из различных источников историю развития кабардинского народа; исследовать основные этапы развития культурных традиций.
Представить национальные промыслы и особенности кулинарных изделий домашнего приготовления.
Рассказать о национальных традициях своей семьи.
Актуальность:
Россия огромная, большая страна. И в этой огромной стране есть прекрасный уголок, который называется «Кабардино — Балкария». Каждый человек должен хорошо знать о том месте, где он родился и живёт. Каждый вправе гордиться своей историей. У каждого она своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали, созидали десятки поколений. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы с благодарностью помним о них, бережно сохраняем всё, что они нам оставили.
Сегодня очень остро стоит в мире вопрос о сохранении обычаев и культурных традиций народов. Необходимо обратить внимание общественности на развитие культурных традиций разных народов, живущих на территории Кабардино — Балкарской республики.
Гипотеза: умение хранить и приумножать традиции и культуру своих предков, представителей разных народностей — это не только умение чтить прошлое, настоящее, но и умение воспитать культурное, толерантное общество будущего поколения нашей страны.
Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ.
Объект исследования:
Моя семья, мои одноклассники, кабардинский народ.
Предмет исследования:
История и культура кабардинцев.
Методы исследования:
Сбор информации.
Работа с Интернет — ресурсами.
Анализ полученных материалов.
Глава 1.
1.1. История кабардинцев.
Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (черкесы) (включая кабардинцев, черкесов КЧР и адыгейцев) имеют общую историю.
Кабардинцы — самая многочисленная ветвь адыгов (черкесов). Из всех горских племён кабардинцы завоевали наиболее громкую известность, благодаря своему воинственному духу, храбрости, а также своему главенствующему положению на Северном Кавказе. В русской истории они известны под именем «пятигорс
Традиционные предметы быта кабардинцев фото
|
Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей – кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в.
Поселения кабардинцев имели неупорядоченную застройку, обыкновенно тянулись вдоль рек на несколько километров: каждый стремился селиться подальше от соседей. Дома строились либо турлучные, либо из земли и камня. В жилище имелись маленькие затянутые пузырем окна со ставнями. На дворе находились хлев, кладовая и кунацкая.
Традиционный мужской костюм: черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, бешмет, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда: бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда: шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. Для женского наряда было характерно отсутствие верхней зимней одежды.
Кабардинская кухня характеризуется преобладанием мясо-молочных блюд с большим количеством специй. Своеобразна похлебка щипс, приготовляемая из кислого молока, проса, специй и чеснока. В прошлом хлеб не употреблялся, его заменяла т.н. паста из проса, а также большие пироги с начинкой из творога. Традиционная пища: вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Напиток, махсыма, изготовляется из пшенной муки солодом.
Source: geographyofrussia.com
По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересны
Лица России. Кабардинцы — Мы родом … — LiveJournal
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» — более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
«Лица России». Кабардинцы. «Млечный путь», 2006
Общие сведения
КАБАРД‘ИНЦЫ, адыге (самоназвание), народ в России (численность 386 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР — около 391 тыс. человек. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты, моздокские Кабардинцы — в основном христиане-православные.
По данным Переписи населения 2002 года численность кабардинцев, проживающих на территории России, составляет 520 тысяч человек. Численность в России по данным переписи 2010г. — 516 тыс. 826 человек.
Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Предки Кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в 1-6 веках как зихи, в 13-19 веках как черкесы. В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В 13-15 веках наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды — самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России.
В 16-18 веках существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.
В 1921 в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 — объединённая Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992 Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).
Традиционные занятия — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское — кузнечное, оружейное, ювелирное, женское — сукновальное, войлочное, золотошвейное.
Планировка поселений до середины 19 века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине 19 века.
Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.
Традиционная пища — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.
По крайней мере до 19 века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к 19 веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.
Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.
Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних народов.
В духовной культуре начиная с 15 века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.
У Кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.
Б.Х. Бгажноков, Я.С. Смирнова
ОчеркиУважение превыше всего
У кабардинцев считается невежливым беспокоить пожилых людей и старцев своими просьбами, отвлекая их от высоких и вечных дум. По нормам кабардинского этикета не принято окликать старшего, поэтому и нет никакой речевой формулы, которая бы служила этим целям.Для обращения к молодым людям употребляются устоявшиеся фразы, которые в переводе звучат, как «мой мальчик», «моя девочка», «моя красавица». Встречается еще форма «хороший парень» — что-то вроде синонима русского выражения «добрый молодец». Обращаясь к пожилым людям (чужим, неродным, незнакомым), кабардинцы могут сказать: «Ди анэ» — «Наша мать», «Ди адэ» — «Наш отец». Внуки обращаются к бабушкам и дедушкам «Нанэ», «Дадэ». Есть и более вежливые формы: «Си нанэ дахэ», «Си нанэ дыщэ», «Си нанэ гупсэ» («Моя нана красивая», «Моя золотая нана», «Моя нана, которая является душой моего сердца»). Такую нежность в обращении к людям любого возраста этикет предусматривает в целях воспитания культуры, доброжелательного и уважительного отношения к людям.В кабардинском языке отсутствуют такие обычные для русских формулы прощания, как «До свидания!», «До встречи!», «До завтра!», «Прощай!». В аналогичных случаях кабардинцы говорят: «Даст бог, еще встретимся, увидимся». Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке, который относится к абхазско-адыгской группе иберийско-кавказских языков. Имеется четыре основных диалекта этого языка: Большой Кабарды, моздокский, бесленеевский и кубанский. Письменность на кабардино-черкесском языке создана после 1917 года, первоначально на базе латинского алфавита, а с 1936 — на основе русской кириллицы. В языке кабардинцев обилие согласных. Гласных всего три — «а», «э», «ы».
Вся мудрость жизни в адыгэ хабзэ
По данным переписи населения 2002 года численность кабардинцев, проживающих на территории России, составляет 520 тысяч человек. В том числе в Кабардино-Балкарской Республике — почти 499 тысяч.
Кабардинцы относятся к коренному населению Кабардино-Балкарии, но они живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и в Северной Осетии. Общая их численность в пределах бывшего СССР — около 391 тысячи человек. Верующие — преимущественно мусульмане-сунниты, но кабардинцы из Моздока — в основном христиане-православные.
Вместе с адыгейцами и черкесами кабардинцы составляют этническую общность адыгов. Предки кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они фигурируют в I—VI веках как зихи, в XIII—XIX веках, как черкесы. В середине I тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII—XV столетиях наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье. Оно завершилось образованием Кабарды — самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 году верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку. В 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В XVI—XVIII веках существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.
В 1921 году в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 — объединенная Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. В 1944 году балкарцы были насильственно депортированы в Среднюю Азию. Из названия республики исчезло слово «Балкарская». В 1957 году было восстановлено прежнее название. В январе 1991 года Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР. С марта 1992 — Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).
Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство. Всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Развиты промыслы и ремесла.
Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище у кабардинцев прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.
Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами. Верхняя одежда — бурка, овчинная шуба, башлык. В традиционный женский костюм входят: шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса, нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.Традиционная пища — вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог.
До XIX века у кабардинцев преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но ее жизненный уклад остался патриархальным, а это значит: власть отца семейства, подчинение младших членов семьи старшим, женщин — мужчинам. Существовала также соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композицией (выкупом, вознаграждением в пользу потерпевшего). В высших сословиях было широко распространено аталычество (воспитание детей высшей знати в специальных семьях — за пределами родного дома). Очень ценилось и ценится до сих пор гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — это совокупность норм обычного права, нравственные предписаний и правила этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приемы седловки, джигитовки, широко распространились среди соседних народов.
С XV века в духовной культуре кабардинцев возрастает влияние ислама, поэтому языческие и христианские верования практически вытесняются. Традиционные игры и зрелища кабардинцев имеют военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни, сказки, пословицы. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.
У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноименными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.Современная жизнь урбанизируется, но в ней удерживается много традиционных черт. Нетленны и правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами. А также все то, что входит в понятие «застолье». Это тоже святое, вечное.
Рана от сабли заживает, от языка-нет
Пословицы кабардинцев (и в целом адыгов) остроумны, разнообразны, не лишены дерзости и парадоксальности, что, конечно же, ценно. На язык мастер, а как за дело — так левша.Лучше все раздарить, чем проторговаться.У кого бывает много гостей, у того дети не голодают.Кто от чумы уцелел, тот от хмеля умер.В неначатом деле сидит змея.Когда вороне сделали глаза, она запросила брови.Болезнь приходит через проушину колуна, а уходит через ушко иголки.Глупый пестрое любит.Кто не льстит, тот не обманывает.Первая жена тебе жена, второй жене ты жена. По поводу последней пословицы можем сказать, что лучшего аргумента в защиту моногамии и не придумать.
Кавказский Узел | Кабардинцы
Самоназвание — адыге. Коренное население Кабардино-Балкарии. Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Численность в России 386 тысяч человек (1989), в т. ч. в Кабардино-Балкарии более 300 тысяч. Относятся к промежуточному между кавкасионским и понтийским антропологическому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы.
Язык
Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Распространен также русский язык.
Религия
Верующие мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы в основном христиане-православные.
История
Предки кабардинцев, как и других адыгских народов (современных адыгейцев и черкесов), были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в I — VI вв. как зихи, в XIII — XIX вв. как черкесы. В середине I тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII — XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральном Предкавказье, завершившееся формированием кабардинской народности и образованием Кабарды самостоятельной политической единицы. В 1557 г. Кабарда добровольно присоединилась к России. Общественный строй XVI — XVIII вв. — феодализм, советом феодалов избирался верховный князь уалий. Сохранялись пережиточные архаические формы публичной власти: народные собрания, тайные мужские союзы. Со второй половины XIX в. под влиянием русской культуры возрастают темпы социально-экономического развития, появляется национальная интеллигенция.
Процессы этнической консолидации кабардинцев усилились с получением в советское время автономии. В 1921 г. в составе РСФСР образована Кабардинская АО, в 1936 г. — Кабардино-Балкарская АССР (в настоящее время — Кабардино-Балкарская Республика).
Этнография
Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремесла: мужские-кузнечное, оружейное, ювелирное, женские-сукновальное, войлочное, золотошвейное. Традиционные мотивы шитья — стилизовованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.
Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая.
Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в. Жилище разделено на несколько помещений с отдельными входами — по числу сегментов большой семьи.
Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.
Традиционная пища — вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшенной муки с солодом.
Система родства арабского типа. В сфере духовной культуры особое место занимает адыгэ хабзэ — совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет). Традиционные игры и зрелища носили военизированный характер (стрельба по подвижным и неподвижным мишеням, стрельба в мишень на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших и др.). Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др.
Источники:
- Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
Традиционные предметы быта кабардинского народа фото
19.08.2018 в 01:33
Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей – кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в.
Поселения кабардинцев имели неупорядоченную застройку, обыкновенно тянулись вдоль рек на несколько километров: каждый стремился селиться подальше от соседей. Дома строились либо турлучные, либо из земли и камня. В жилище имелись маленькие затянутые пузырем окна со ставнями. На дворе находились хлев, кладовая и кунацкая.
Традиционный мужской костюм: черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, бешмет, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда: бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда: шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. Для женского наряда было характерно отсутствие верхней зимней одежды.
Кабардинская кухня характеризуется преобладанием мясо-молочных блюд с большим количеством специй. Своеобразна похлебка щипс, приготовляемая из кислого молока, проса, специй и чеснока. В прошлом хлеб не употреблялся, его заменяла т.н. паста из проса, а также большие пироги с начинкой из творога. Традиционная пища: вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Напиток, махсыма, изготовляется из пшенной муки солодом.
Source: geographyofrussia.com
Кабардинцы — это… Что такое Кабардинцы?
Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ, къэбэрдей) — народ Северного Кавказа, один из адыгских субэтносов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии[5]. В Кабардино-Балкарской республике составляют 55,3 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.
Численность и расселение
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 10 февраля 2012. |
В настоящее время кабардинцы — самая многочисленная группа адыгов, как в России, так и за ее пределами. Численность кабардинцев во всем мире оценивается в 2 млн чел.,[источник не указан 320 дней] из которых в России проживает более четверти. В остальных странах численность кабардинцев оценивается в 1,5 млн чел., где они являются частью адыгской (черкесской) диаспоры. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии.
Общая численность в России — 520 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии — 499 тыс., что составляет 55,3 % населения республики.
Данные переписи населения Российской Федерации 2002 года
Кабардинская диаспора
Основные статьи: Адыгская диаспора, Черкесы в Турции, Черкесы в Египте, Черкесы в Сирии, Черкесы в Иордании, Израильские черкесы, Черкесы в Ливии.
За рубежом самая многочисленная диаспора проживает в Турции, где она по некоторым оценкам насчитывает более 1 млн чел[4].
Существует небольшая диаспора в Израиле в составе адыгской (черкесской) диаспоры.
Численность адыгов (включая кабардинцев) в Сирии составляет около 60 тысяч человек.
Потомки мухаджиров также проживают в Иордании (более 160 тыс., оценочно[источник не указан 320 дней]), Саудовской Аравии (от 23 тыс., оценочно[источник не указан 320 дней]) и в некоторых других странах Ближнего Востока, (однако статистика этих стран не дает иитсмим точных данных по их численности), а также в странах Европы, в США и др.[4]
Этнонимы
Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за 5 тысяч лет своей истории адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.
Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве и был им зарезан (о чём сообщается в «Слове о полку Игореве»).
В XIII веке адыги (касоги) оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за ними, как и за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».
История
Основная статья: История адыгов
Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (включая кабардинцев, черкесов и адыгейцев) имеют общую историю.
Древнейшие предки адыгов
Современные исследователи выявили, что адыги являются потомками носителей майкопской культуры, существовавшей в IV тыс. до н. э.[6]. Предки адыгов оставили в истории след в качестве наследников майкопской культуры — северокавказской, прикубанской и кобанской.[7]
Также многие ученые (Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. и др.) указывают на сходство современных адыго-абхазских языков с языком древних хаттов.[8]
В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена, которые являются прямыми предками современных адыгов.[9] Следует заметить, что одно из меотских племен — синды — в V в. до н. э. основало первое государство на территории России — Синдику,[10] со столицей также именуемой Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа). Синдика являлась рабовладельческим государством, имело торговые связи с древнегреческими колониями на Черном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени — зихов, которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами-тетракситами.[11]
Появление кабардинцев на месте их современного расселения
Археологическая экспедиция КБНИИ проводила раскопки[12] курганов южнее с. Кишпек (в зоне Чегемской оросительной системы). Было исследовано 6 курганов относящихся к майкопской культуре, из которых пять датируются эпохой бронзы. Часть находок из курганов датированы началом II тыс. до н. э., часть — конец IV тыс. до н. э., а большая часть датируются Новосвободненским этапом майкопской культуры, то есть последними веками III тыс. до н. э. Среди находок высококачественные глиняные сосуды хорошего обжига и лощения, бронзовые ножи, шила и др.
Относительно местожительства кабардинцев имеется множество древних исторических свидетельств. Например в 957 году Константин Багрянородный, византийский император сообщал[13] :
«За Таматархой (Тамани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия (страна Касогов — современных кабардинцев), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор — страна Алания.
Кабардинцы и Кобанская культура
Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется XIII веком до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно :
- — в ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе[14];
- — в районе Горного «локального варианта» — протовайнахи[14].
На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датируют VIII веком до н. э. (см. Скифы), а также не могли участвовать сарматы, появление которых учёные датируют IV веком до н. э. (см. Сарматы).
История сближения кабардинцев с Россией
М. Микешин. Кабардинец. 1876Кабардинцы, как и русские, страдали от опустошительных набегов крымских феодалов, поэтому они стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымчаков на Москву (1521 года) платить дань татарам. В процессе сближения Кабарды и Московского княжества большую роль сыграл валий Кабарды Темрюк Идаров, который возглавил коалицию прорусски ориентированных князей. В ноябре 1552 года в Москву прибыло первое посольство представителей некоторых адыгских племён, что было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к ее устью, к Каспийскому морю. Союз с Кабардой был выгоден Москве в ее борьбе с Крымским ханством.[15] Уже в 1552 году кабардинцы вместе с русскими войсками участвовали во взятии Казани.[15] В 1556 году адыги осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала разгрому русскими Астраханского ханства в том же году.[15] В 1561 году Иван Грозный заключил династический брак — женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова — Гошаней Темрюковна, которая после крещения взяла имя «Мария». Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. В конце концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. В сражении на левом притоке Кубани Ахуже князь был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.[15]
В период феодальной раздробленности XVI—XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов, получивших в русских источниках названия Большая Кабарда и Малая Кабарда.
В 70-е годы (XVI века), несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснено из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западнокавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.[15].
В 1708 году кабардинцы разбили в Канжальской битве войска крымцев.
О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:
- 1722 год — Во время персидского похода Петра I, кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений к Кабардинцы, которые держали в зависимости все соседние горские племена — ингушей, осетин, абазинцев, горских татар — и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет.
- 1739 год — По Белградскому миру Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной (вольной, независимой) и должна была служить буфером между Россией и Турцией[16].
Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной — независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.
В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.
Кавказская война
Покорение Кавказа Российское самодержавие решило начать с Восточной области Черкесии — Кабарды, занимавшей в то время обширные территории. Через Кабарду проходили важнейшие дороги в Закавказье. По словам российского историка В. А. Потто «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов», «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…»
В 1763 году Российская империя начала строительство в Малой Кабарде, жители которой до сих пор именуют свою территорию Джыляхстаней или Гиляхстаней тем самым отмечая,что эта террритория всегда была отдельной и независимой от Большой Кабарды, крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся, в общей сложности около 101 года, в результате которой территория Черкесии вошла в состав Российской империи.
Кабардинцы продолжали отчаянное военное сопротивление русским войскам даже после завоевания Кабарды, они организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду») и продолжали сопротивление до 1864 г. После поражения в Русско-Кавказской войне (1864 г.), большая часть адыгов, в том числе кабардинцы, не пожелала подчиниться российской администрации и переселилась в Османскую империю.
Кабарда после включения в состав Российской империи вошла в Нальчикский округ Терской области, а в титуле российских императоров появилась строка «государь Кабардинской земли».
Забытые истории
Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее громкую известность, благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной ими в борьбе против крымских татар и в других исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям. В русской истории они известны под именем «пятигорские черкесы», которое происходит от названия горы Бештау (по-русски — Пятигорье), в окрестностях которой они проживают. Они вообще умны, горды, своевольны… сверх того одарены видным и крепким телосложением, храбры, отважны, неутомимы, скоры, предприимчивы, но осторожны и сметливы, наездники отличные и с удивительной ловкостью управляют конем и оружием. Кабардинцы— один из тех народов, между коими сильно вкоренилась магометанская вера; весь народ сей исповедует оную и посему духовенство их (муллы) большой в народном мнении вес имеет. Различные звания. Они разделяются на четыре звания; на князей, узденей, простолюдинов и духовенство, в которое посвящаются из простого народа.
Язык и письменность
Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Сами же кабардинцы считают свой язык диалектом общеадыгского языка.
До середины 19 века, письмености не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника. 14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности»[17][18].
С 1936 года для письма используется кириллица.
Подавляющее большинство кабардинцев (96,8 %) владеет также русским языком[19], который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР
Кабардинская литература
Традиционные занятия
Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.
Кабардинская (адыгская, черкесская) национальная одежда
Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.
Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.
Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).
Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).
Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.
Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.
Кабардинская национальная кухня
Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.
Семья
По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.
Кабардинские традиции
Кабардинец в национальном костюмеВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета.
См. также
Примечания
Литература
- Исторические сведения о кабардинском народе: К 300-летию дома Романовых. — Киев: Типо-Литография «С. В. Кульженко», 1913. — XVI, 284 с.
- Статья «Кабардинцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Указатели
Этнонимы и субэтносы абхазо-адыгских народов | ||
---|---|---|
Устаревшие этнонимы | Гениохи | Зихи ( Зиги, Зюхи, Джики ) | Каски | Касоги | Черкесы ( Черкасы ) | Меоты ( Дандарии | Синды | Досхи, Тореты (или Тореаты) | Агры | Аррехи Тарпеты | Обидиакены | Ситтакены | Аспургиане ) | Керкеты | |
Субэтносы абхазов | Абжуйцы | Аибга | Ахчипсы | Бзыпцы | Гумцы | Псхувцы | Садзы | Самурзаканцы | Цабальцы | Дальцы | Цвыджи | Абхазские негры | |
Субэтносы адыгов | Кабардинцы | Черкесы | Шапсуги (в том числе хакучи) | Адыгейцы ( Абадзехи, Адамийцы, Бесленеевцы, Бжедуги, Егерукаевцы, Мамхеги, Махошевцы, Натухайцы, Хегайки, Хатукайцы, Темиргоевцы, Тубинцы, Жанеевцы, Гуайе, Чебсин, Адале ) | Френккардаши | |
Субэтносы абазин | Ашхаруа (Шкаруа) | Тапанта (Ашуа) ( Башилбаевцы, Баракаевцы, Баговцы, Дудароковцы, Тамовцы, Лоовцы, Кизилбековцы, Шахгиреевцы ) | |
Субэтносы убыхов | Субешх | Хизе | Вардане | Псахе | Саше | Соча | |
Информация по диаспорам : в Турции, в Сирии, в Ливии, в Египте, в Иордании, в Израиле |