Традиционная армянская свадьба – Армянская свадьба | WStory magazine — журнал о моде, семье, свадьбе,психологии, путешествиях, искусстве.

Армянская свадьба | WStory magazine — журнал о моде, семье, свадьбе,психологии, путешествиях, искусстве.

Гулять от души – это про армянскую свадьбу. Самый масштабный семейный праздник в армянской традиции может затянуться хоть на неделю. Исторические записи говорят, что только на среднестатистическое обручение уходило «1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60-70 бутылок вина». А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3-4 больше. Команда проекта «Love-story в приданое» показала, как выглядит армянская свадьба в реалиях Минска, а Wedding Story на примере праздника расскажет о свадьбе, которую вы, наверняка, захотите увидеть своими глазами.

Вся палитра чувств
Армянские свадьбы во многом аутентичные и обрядовые: каждый символ здесь программирует молодых на долгую жизнь в достатке. Свадебных быков, правда, перед свадьбой, закалывать перестали, а вот красивых обрядов с дарами и пышными застольями придерживаются армяне по всему миру. Свита жениха в день свадьбы за невестой приходит не с пустыми руками, у мужчин и женщин корзины с дарами — фрукты, лепестки роз, сладости. Подружки невесты встречают женщин по мужской линии с гатой – выпечкой из сдобного дрожжевого теста, которую готовят в доме невесты накануне.

В отдельной коробке жених приносит наряд для возлюбленной – все от платья до чулок. По традиции, невеста ничего не должна выносить из дома, всем ее обеспечивает мужчина. Жениха в этом походе за избранницей чаще всего сопровождают танцоры и музыканты. Мужская сторона веселится и радуется, а вот родственники невесты, да и она сама, грустят и даже могут плакать: девушку уводят из отчего дома.

Лаваш и родственные связи
Свадебного каравая у армянского народа нет, в церемонии его с успехом заменяет традиционный продукт — лаваш. Хлеб-лаваш – символ благополучия, а его в чужие руки желательно не передавать, поэтому родные по возможности выпекают лаваш перед свадьбой сами. Мать жениха встречает пару со свежеиспеченным лавашом и кладет его на плечи молодым для сытой жизни, а после дает отведать по ложке меда для счастья и сладкой любви. Рвать лаваш, чтобы определиться с главой семьи, не надо. Перед парой кладут две тарелки, которые нужно разбить каблуком. Но с главой семьи в армянских семьях все и так определенно ясно, поэтому жених иногда может разбить сразу две тарелки.

Без преувеличения центральная фигура на любой армянской свадьбе – это и организатор, и тамада в одном лице – кавор (крестный отец жениха).  Это человек, моральный долг которого сделать свадьбу запоминающейся.  Быть кавором на армянской свадьбе почетно и ответственно, ведь он сопровождает жениха от помолвки до свадьбы, а позже присутствует на всех торжествах детей пары. В день свадьбы кавору вручается бутоньерка из живых цветов с крестиком.

Образ жениха и невесты
В день свадьбы на женихе классический костюм и две ленты – красная и зеленая. Это символы, которые подчеркивают его мужество и невинность. Пересечение этих лент на груди – это соединение, пересечение двух путей, которые даже одеваются поочередно: одна лента в доме жениха, другая – в отчем доме невесты.

На невесте белое платье, оно отличается своей скромностью, но в целом к покрою требований нет. Макияж для невесты выбрали сдержанный, чтобы подчеркнуть и показать природную красоту девушки. В день торжества невесту одевает замужняя родственница, у которой первенец — сын. Молодой заплетают взрослую прическу – косу и вплетают фату, которую должен поднять жених, забирая невесту из отчего дома. Букет для невесты декоратор проекта выполнил в цветах флага Армении, здесь есть и яркий синий, и красный, и персиковый цветок. В состав букета входили амариллисы, анемоны, тюльпаны, розы пиано, гиацинты, леукотоэ, эвкалипт и бруния.



Шумное застолье
Стол на армянской свадьбе должен ломиться от угощений. А ресторан, выбранный для торжества, должен вмещать как минимум 100 человек. И это по армянским меркам будет скромная свадьба. Центральное блюдо праздничного стола – шашлык, который подается как блюдо-царь. Обязательно на столе должны быть лаваш, зелень и много овощей, из национальных блюд – долма (голубцы в виноградных листьях), кюфта (фрикадельки из баранины или говядины), хаш (суп), на десерт – пахвала и гата. Из алкоголя, конечно же, армянский коньяк и вино.
Сервировку стола команда проекта сделала с национальным колоритом: керамическая посуда, салфетки с национальными узорами, вышитые мамой невесты, стаканы из цветного стекла и обязательно гранаты – символы плодородия и богатства. Этот же символ обыгран кондитером и в праздничном торте, который выполнен в стиле роскошного дворца, который увенчан сочным плодом. Каждая деталь в церемонии – это знак плодородия, один из самых повторяемых символов во всей свадьбе. Он передается через корзины с фруктами, осыпание молодых сладостями, дары, пышный стол, выпечку, сделанную своими руками. Он же подчеркнут и яркой сервировкой стола с обилием цветов, золотыми подсвечниками, вычурными графинами из стекла.
На армянские свадьбы часто приглашают музыкальные коллективы, которые придают торжеству национальный колорит, их выступления могут радовать и армянские свадьбы в Минске. Но скучать за свадебным столом ни при каком раскладе не дадут — тосты и танцы, танцы и тосты. И так по кругу хоть три дня.

Armenian traditions in Minsk: Wedding with a pomegranate flavor

 ‘To celebrate with all the heart’ is the most perfect motto of any Armenian wedding. The most ambitious and traditional Armenian family celebration can last up to a week! Historical records say that on average it takes 1 ram, 16 kg of wheat, 10 pounds of oil, 8 bottles of vodka, and 60-70 bottles of wine to only (!) organize a traditional engagement ceremony. As for the wedding, then you would require 3-4 times more of the above-mentioned goodies.  The «Love-story as a dowry» project team gave us a glimpse of how the Armenian wedding looks like within Minsk realities; and Wedding Story will tell you all about such wedding, that as they say is better to be seen than heard.

Whole palette of senses
Armenian weddings are authentic and ceremonial in many ways: each symbol that is used in it has a role of presetting the married life to be a long and prosperous. Despite the fact that a wedding toro is no longer slaughtered before the great event, Armenians around the world still adhere to beautiful rituals filled with gifts and lush feasts. On the wedding day the groom’s entourage arrives at the bride’s house with numerous fruit baskets, rose petals and sweets. Bridesmaids on the other side welcome female agnates with gatah, — a traditional pastry made from rich yeast dough and baked on the eve of the event at the bride’s house.

The groom brings along a special box that contains everything his beloved needs: from the wedding gown to stockings. Traditionally, the bride should not take anything out of the house, in other words everything should be provided by her man. When the groom is coming to pick up his Miss Right he is usually accompanied by dancers and musicians. The guests of the groom are happy and joyful whilst the bride’s family and the bride herself can share a tear or two as she leaves the father’s house.

Lavash, and family ties

There is no such thing as bread & salt for newlyweds, however it is perfectly replaced by lavash (pita bread), — a traditional Armenian product. The flat bread rolled in circles or simply lavash is a symbol of a well-being, and that is why it is strongly advised not to pass it on through other people’s hands. Now because of such belief the family bakes lavash right before the wedding. The mother of the groom welcomes the young couple with a freshly-baked lavash and places it on their shoulders for full as a boot life, then she feeds them with a spoonful of honey that ‘speaks’ for happiness and sweet love. There is no need in tearing lavash in order to determine the head of the family but some «damage» has to be done — two plates that are laid before the bride and the groom got to be broken with a heel. Certainly these rituals are performed purely for fun as it is quite clear who is the master of the house in the Armenian families, so don’t be surprised if sometimes you may watch the groom breaking two plates at once.
The key figure of all Armenian weddings is without any exaggeration the all-in-one wedding planner and master of ceremonies, also known as Qavor and the godfather of the groom. This is a person whose moral duty is to make the wedding memorable. To be the master of ceremonies at the Armenian wedding is very honorable, as he accompanies the groom all the way starting from the engagement to the wedding, and later is present at all the family celebrations. On the day of the wedding Qavor receives a boutonniere made of fresh flowers with a cross.

Bride & Groom Style
On the wedding day the groom wears a classic suit and two sashes: red and green one. These are symbols that emphasize his courage and innocence. The crossing of these two sashes on the chest is sort of a bond, the crossroads of two paths.  Most importantly, one sash has to be put on in the groom’s house, and the other one in the bride’s house.
The bride is in the white dress (no tricks here) that stands out for its modesty, although it is worth mentioning that there are no specific requirements to the cut of the dress. The bridal make-up is a low-key so that it can highlight the natural beauty of the girl. On the day of the celebration, the bride is dressed by a matron (married woman), whose first-born is the son. She also helps her to tie hair in a braid and attach a veil, which the groom should lift up when taking the bride away from her father’s house. The project decorator designed the bridal bouquet resembling the colors of the Armenian flag — bright blue, red, and peach blossom. The bouquet had it all: amaryllis, anemones, tulips, piano roses, hyacinths, leucotoe, eucalyptus and brunia.

Rolling loud feast
When it comes to tasty part of the event, then certain standards shall be met as well. Thus, for example a restaurant chosen for this joyous occasion should accommodate at least 100 people (and that, by the way would be considered as a small private wedding!). The central dish of the festive table is a shish kebab (traditional barbecue), that is served as a ‘crown jewel’. The other must-haves of the wedding table are lavash, green salad, vegetables and some national dishes like dolma (sarmalute), kofta (mutton or beef meatballs), hash (soup), and baklava and gatah for dessert; and, of course, don’t forget Armenian cognac and wine.
The table setting was done with the national coloring. The project team has made some accents using certain ceramics, hand-made napkins decorated with national patterns – a beautiful work done by the bride’s mother, colored glass, and the symbol of fertility and wealth — pomegranate. The same symbol could be seen in the decorations of the wedding cake that was made by the talented confectioner in the shape of the luxurious palace crowned with yet again a juicy pomegranate. As you can see the symbol of fertility is often repeated in different aspects of the wedding decorations and the ceremony itself – fruit baskets, candy showers upon the newlyweds, as well as all kinds of home-baked pastries, brightly decorated table, dozens of flowers, golden candlesticks, and baroque wine decanters made of glass to name a few.
Music bands are also regular guests at Armenian weddings as they bring the national flavor to this special day, especially if it is in Minsk. There is not even a slight chance you will get bored at the Armenian wedding as this circling of toasts and dancing can go on, on and on…

Text: Olga Nehlebova
Photographer: Fedor Buben
Videographer: Serge Buben
Event organizer: Valeriya Kulbak
Event Decorator: Evgeniya Pushko
Stylist: Alena Koretskaya
Hair Stylist: Alina Zubovskaya
Makeup artist: Natasha Khalimanova
Confectioner: Julia Kurmel
Locations: restaurant «Erivan», Villa HomeMinsk

Свадьба по-армянски: традиции и современность

Человек, хотя бы раз побывавший на армянской свадьбе, не забудет это уникальное действо никогда

ЕРЕВАН, 17 авг – Sputnik. Одним из наиболее радостных и важных событий в жизни практически всех народов мира является свадьба, которую армяне любят отмечать с особым размахом и пышностью. Армянская свадьба – это яркий и красочный праздник, полный песен, танцев, традиционных обрядов и красноречивых тостов.

Однозначно можно сказать, что человек, хотя бы раз побывавший на армянской свадьбе, не забудет это уникальное действо никогда.

Чтобы узнать, насколько западные веяния повлияли на старые армянские свадебные традиции, и как современные пары предпочитают праздновать лучший день в своей жизни, мы решили побеседовать с этнологом Гаяне Шагоян.

“В целом, армянские свадебные традиции можно разделить на три этапа: традиционная свадьба в 19 веке (так как у нас нет конкретных сведений о свадьбах, организуемых до этого времени), свадьба советского периода и свадебное торжество периода независимости Армении”, — сказала Шагоян.

Она отметила, что, в целом, сегодня элементы традиционных свадебных обрядов сохраняются и воспроизводятся.

“Понятие «белой свадьбы», которое мы сегодня наблюдаем, и которое сформировалось в 19 веке в Европе, пришло в Армению из России в советский период после Второй мировой войны. Основным компонентом такой свадьбы является белый свадебный наряд”, — добавила Шагоян.

По словам этнолога, именно тогда поменялась система распределения свадебного пира и его организации.

“Например, согласно традиционным обычаям армянской свадьбы мужчины и женщины должны сидеть раздельно, а невеста не допускается к свадебному столу, для нее выделяется отдельная комната. Невеста получила “право” участвовать в пиршестве лишь в советский период”,  — отметила она.

Из сохранившихся до наших дней анахроничных свадебных ритуалов этнолог отметила встречу невесты с матерью жениха у порога его дома, где на плечи молодоженам кладутся лаваши, а самих супругов кормят медом.

“Вообще весь этот комплекс обрядов, совершаемых у порога дома жениха – разбивание тарелок, кормление медом, является наиболее древними армянскими свадебными ритуалами”, — сказала Шагоян.

“Другой достаточно архаичный ритуал  — это приношение в жертву вола, который сейчас очень редко встречается. Сегодня этот обряд можно наблюдать лишь в некоторых армянских селах”, — добавила этнолог.

Возвращаясь к теме современной армянской свадьбы, Шагоян отметила, что на церемониальные традиции, в первую очередь, повлияла коммерциализация, в частности, празднование свадьбы в ресторане. Это, по ее мнению, серьезно изменило всю организацию и ритуальный процесс свадебного торжества.

В этой связи она пояснила, что некоторые коммерческие структуры берут на себя все заботы по организации свадьбы и обслуживанию торжественного застолья.

“Иногда они предлагают практически полный пакет услуг: ресторан обеспечивает не только свадебное меню, но и музыку и услуги ведущего, который на армянской свадьбе считался важной фигурой», — подчеркнула этнолог.

По словам этнолога, свадьба сегодня остается традиционной ровно настолько, насколько конкретная семья продолжает соблюдать патриархальные устои.

“Однако все сильно меняется, если молодожены самостоятельно определяют все финансовые и организационные вопросы”, — добавила Шагоян.

Она отметила, что чем дальше, тем рамки свадебных традиций в Армении становятся все более размытыми.

«Однако можно сказать, что армянская свадьба продолжает оставаться достаточно консервативной», — добавила Шагоян.

Традиции армянской свадьбы | Наша среда

Одним из наиболее радостных событий армянского быта, отмечаемых особенно торжественно и пышно, является празднество по поводу образования новой семьи – свадьба. Она всегда считалась самым важным моментом человеческой жизни и становилась поводом для выражения нескрываемой радости и исключительной ответственности родителей.
Свадьбе предшествовало сватовство, в котором раньше жених не принимал участие. Сейчас со сватами в дом невесты идет и жених. В качестве сватов приглашаются близкие старшие родственники. Когда в результате переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки. Родственники жениха с музыкантами и подарками, оформленными в виде традиционных нарядных подносов приходят в дом к невесте. Невеста наряжается с помощью подружек в отдельной комнате.
Обряд помолвки начинается, когда кавор ( крестный в семье жениха) или тамада выводят невесту в сопровождении подружек из комнаты, ведут к столу и усаживают рядом с женихом, место которому отводится во главе стола на самом почетном месте. Если случилось так, что нет кавора у этой семьи, то для новообразуемой семьи выбирают кавора их числа уважаемых людей — друзей, знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов, т. е. человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и благополучие во вновь образующейся семье.
После объявления о помолвке старшим по столу(тамада), в данном случае это кавор, жених собственноручно надевает кольцо (желательно с камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания.
День свадьбы также назначается в процессе обсуждения сторонами жениха и невесты.
За день до свадьбы в доме жениха и невесты за столом собираются старшие из близких родственников и соседей, под спокойную народную музыку произносят тосты, беседуют, дают наставления, благословляют, танцуют и поют.
На протяжении веков по экономическим причинам было необходимо молодоженам основывать свое собственное хозяйство в составе всего рода в семье, состоящей из трех поколений, где они должны были жить и работать. Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в доме.
За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже, наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».
Свадьбы обычно справлялись осенью и вначале зимы, когда были закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы – молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм насыщен жизненной силой. Приготовления к свадебному пиршеству начинались в четверг и продолжался 7 дней. Вообще в дохристианской Армении число 7 имело магическое значение. Самым старинныv способом приглашения на свадьбу считается приглашение через музыкантов, когда они поднимались на плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно каждого устно приглашали. Особо уважаемых и знатных гостей, в том числе кавора приглашали особой делегацией, посетив его дом и преподнеся красное яблоко- знак особого почтения.
Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть. В старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол.
Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со стороны жениха дарили тоже еще более ценные подарки, то, что пригодится в новой семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет на невесте, тем знатнее и респектабельнее показывает себя род жениха. До недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны.
За день до свадьбы отец жениха в дом к невесте приводил годовалого бычка, или в крайнем случае (как договорятся) барана, с красной лентой на рогах – «на мясо».
Заранее, до свадьбы стороны обсуждали количество «макаров» (тагворци) (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары выбирали из своего состава главного – макарапет или макар-баши. Его слово было законом для всех в течение всей свадьбы, Макарапет организовывал проведение в течение свадьбы различные развлечения и сценки, с переодеваниями и шутливыми состязаниями.
Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей.
Жених молча и беспрекословно им подчинялся, даже попыткам девушек шуточной кражи его шапки. Макары организовывали обряд купания, бритья и одевания жениха перед свадьбой. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому Макары – это мужественные вооруженные молодые парни 20-50 чел, задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.
Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем.
С танцами перед домом или во дворе женщины из близкой родни или сестры жениха преподносят «сини» — подносы с подарками невесте – в одном свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости.
Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха. Невесту одевают во все, что ей принесли в присутствии ее подружек («цахкаворнер» — девочки с цветочными украшениями, красочно одетые) и каворкин, (жена кавора), т.е. одной представительницы со стороны жениха.
Во время всей свадьбы сторона жениха должна была не уступать первенство в танцах, т.е. показывать большую радость и веселье, ведь они приобретают такую прекрасную девушку. А сторона невесты немного грустит, особенно мать невесты не танцует, а печалится, что ее родное дитя улетает из отчего дома.
Для кавора обязательно преподноситься поднос с обильными деликатесами со стороны матери невесты, а для невесты и жениха – украшенное сладостями и фруктами дерево (символ древа жизни). С начало поднос и дерево на руках танцуют брат и сестра или другие близкие молодые родственники невесты, потом всё ставят на стол кавора, за что кавор должен платить.
Прекрасные народные мелодии играются под определенные тосты, за родителей , за кавора и т.д. В доме невесты почти все мелодии – лиричные и немного грустные –Один раз играется мелодия танец невесты, «Узундара» ( «узин таран» – сосватали и увели), под которую невеста с женихом выходят танцевать, и после которой ее уводят из родного дома. Во время этого танца гости осыпают их деньгами – для будущей семьи, после этого танца подходит отец невесты и руку своей дочери кладет в руку жениха, соединяет их судьбы и благословляет.
Ни одна невеста, когда играет та особая мелодия, под которую уводят невест из дома, не может удержаться от слез, видя грусть своих родителей. В доме невесты празднуют недолго – 2-3 часа, чтобы успеть обратно домой, где ждут остальные гости и многодневное веселье.
Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп.
У ворот дома жениха процессию встречает мать – свекровь, кладет на плечи молодым хлеб-лаваш – для благополучия, давая отведать жениху и невесте по ложке меда для счастья и мира в семье, сладкой и полезной любви, осыпают молодых цветами, сладкими сухофруктами и изюмом, чтобы дом их был полной чашей.
Музыка здесь уже самая зажигательная – «Кочари», «Шалахо», танец грузинских армян «Кинтаури». Вся родня жениха и определенное количество гостей сопровождающих невесту, веселятся от души.
На колени невесте подсаживают маленького мальчика из рода жениха, чтобы первенцем у молодых был мальчик, такой же красивый и здоровый.
В современной жизни армянские свадьбы в своей сути мало изменились, но в деталях они, конечно, впитывают многие нюансы из традиций разных народов, среди которых они живут.

Текст Еразик Арутюнян
Рисунки Альберта Габриеляна

[fblike]

что нам пора узнать о настоящей армянской свадьбе

Каждая девушка мечтает о красивой свадьбе. А какова она в представлении большинства современных армянок? Перечислим несколько критериев этой «идеальной» свадьбы: огромный светлый зал, весь украшенный цветами, громкая, подчас буквально оглушительная музыка почти постоянно в стиле рабис, ведущий с неизменной «свадебной» программой, в которой только имена меняются, ну и, конечно же, торт в несколько этажей, большая часть которого — бутафория.

Даже при наличии всех этих атрибутов нельзя утверждать наверняка, что жених с невестой действительно наслаждаются торжеством, как, впрочем, и гости. Может поэтому многие молодые пары сегодня ищут альтернативу, а некоторые кидают взор в сторону национальных традиций.

Свадьба как народная сказка

Востоковед Айк Ераносян и экономист Сирарпи Леране Ходжабагян рискнули… Рискнули справить свадьбу не как все, а по традициям Сюникской области Армении, откуда родом они оба.

«Мы хотели понять, что представляет собой традиционная армянская свадьба, и каким образом можно ее организовать», — говорит в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Айк.

Задача оказалась не из легких, а точнее – весьма сложной, ведь в осуществлении задумки паре не могла оказать помощь ни одна организация. Словом, для молодых людей это был настоящий челендж, однако они решили не отступать. Около двух лет потребовалось для того, чтобы изучить все необходимые материалы и воплотить эту весьма амбициозную идею в жизнь. Однако, как говорится, игра стоила свеч.

«Предпочитал брюнеток, полюбил блондинку» — откровения армянского борца>>

«После многие из наших гостей признавались, что теперь с трудом принимают участие в других свадебных торжествах», — с улыбкой замечает Сирарпи.

А как же все было? Свадебному салону с невыносимо громкой музыкой молодожены предпочли живописную деревушку, затерянную в горах Сюника – празднество проходило под открытым небом. Вместо одного дня веселье длилось целых три с соблюдением всех важных обрядов национальной армянской свадьбы.

Жених с невестой, как и все гости (почти 300 человек), были одеты в национальные костюмы – таразы. Словом, свадьба была без пятиэтажного торта (его заменила большая пахлава с медом), без фейверков и салютов, но превратилась в настоящее народное гуляние, о котором мы знали только из книг.

Нетривиальная альтернатива

Имея такой опыт за плечами, Айк и Сирарпи решили сами заняться организацией оригинальных свадебных торжеств, основав компанию TonirWeddingVillage.

Идея в том, чтобы предоставить молодым возможность сыграть трехдневную свадьбу по древним армянским традициям в живописной деревне Вагатин (недалеко от известного монастыря Воротнаванк) в Сюникской области.

«Разумеется, не все старинные обычаи приемлемы сегодня. К примеру, среди большинства западных армян, которые жили бок о бок с турками, принято было давать выкуп за невесту (в переводе с армянского – «глхагин» — ред.). Обычно за девушку платили золотом, а в некоторых местах – домашними животными. Причем для того, чтобы определить размер выкупа, невесту сначала взвешивали – чем полнее, тем дороже. А кое-что из старинных обычаев мы адаптировали к современным реалиям, но есть правила, которые следует строго соблюдать, в том числе и религиозные обряды. Кстати, выполняются они все три дня, а не 30-40 минут, как это происходит сейчас», — рассказывает Айк.

Московский шеф об армяно-азербайджанских баттлах и самой странной кухне в мире>>

В свою очередь Сирарпи добавляет, что в стремлении адаптировать традиции очень важно не исказить их.

«Мы хотим восстановить армянские свадебные традиции, но ни в коем случае не коверкать их, у нас нет на это права. Мы работаем с этнографами, искусствоведами музыковедами, ведь запутаться в данном деле очень легко. Кстати, это еще одна задача TonirWeddingVillage – обеспечить работой людей, специальность которых не очень востребована в современном мире», — говорит она.

  • Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян

    Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян

    Из личного архива С.Л.Ходжабагян

  • Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян и Сирарпи Леране Ходжабагян

    Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян и Сирарпи Леране Ходжабагян

    Из личного архива С.Л.Ходжабагян

  • Армянская традиционная свадьба. Сирарпи Леране Ходжабагян

    Армянская традиционная свадьба. Сирарпи Леране Ходжабагян

    Из личного архива С.Л.Ходжабагян

1 / 3

Из личного архива С.Л.Ходжабагян

Армянская традиционная свадьба. Айк Ераносян

Сирарпи также отмечает, что нынче, в силу недостатка информации и поверхностного отношения к делу, истинные обычаи нередко искажаются.

«Необходимо уделять огромное внимание именно деталям. К примеру, на нашей свадьбе мы говорили, что незамужние девушки не могут завязывать пояс или фартук, или же, сейчас часто шьют таразы и путают при этом их узоры и орнаменты. В итоге на платье невесты появляется узор, характерный для надгробного камня. Это неправильно, есть правила, которые нельзя нарушать, поэтому следует быть очень осторожными», — говорит девушка.

В этом деле молодые люди выступают лишь организаторами, которые координируют процесс, остальными же вопросами занимаются именно специалисты сферы. Прежде чем начать работать с той или иной парой, Айк и Сирарпи сначала изучают обычаи именно той местности, откуда родом жених и невеста.

«Несмотря на то, что сегодня наши свадьбы довольно однообразны, армянские венчальные традиции очень богаты и разнообразны, и каждый регион имеет свои особенности. К примеру, к нам обратилась пара: молодой человек был родом из Сасуна (ныне находится на территории Турции – ред.). И он был сильно удивлен, узнав о том, что костюм жениха в этой области белого цвета. То есть там принято было демонстрировать нравственную чистоту жениха. Платье невесты же было ярким и разноцветным. Дело в том, что невесте не нужно было облачаться в белое, чтобы показывать свою нравственную чистоту, поскольку это само собой подразумевалось», — говорит Айк.

Армянские невестки: топ-5 иностранок, укравших сердца известных армян>>

В целом, добавляет Сирарпи, самые популярные свадебные цвета – красный, зеленый и белый. Во многих областях невеста наряжалась в красное. Во-первых, этот цвет был очень популярен в связи с вордан кармир (краска, получаемая из араратской кошенили – ред.). Красный также символизировал плодородие. Кроме того, люди верили, что он защищает от сглаза.

В заключение добавим лишь, что армянская традиционная свадьба, безусловно, является достойной альтернативой современной ее версии. И если кому-то наскучило однообразие, всегда можно устроить интересный и красочный праздник по народным обрядам и преданиям.

Меню армянской свадьбы — рецепты блюд, без которых не обойтись

Армянские свадьбы славятся щедростью и разнообразием угощений. Торжество продолжается несколько дней, поэтому готовят много вкусностей. Меню армянской свадьбы отличается колоритом вкусов.

На столе обязательно должны присутствовать

  • Кавказские вина,
  • Спелые фрукты,
  • Выпечка: кята, гата, пахлава,
  • Блюда из овощей,
  • Блюда из бобовых.

Выпечка готовилась невестой и её родственниками и подругами.

Кята, рецепт

Так называют праздничное печенье, свёрнутое в рулетики.

Как готовим

Кята очень популярна в Армении. Это изделие напоминает сладкую булочку или пирожок. Кята отличается тем, что для её оболочки и начинки  применяют одни и те же продукты. Готовится армянская кята не сложно. Для её нарезки по традиции используют фигурный нож. Благодаря такому ножу, кята будет смотреться красивее, с зубчиками по бокам.

Первым делом, готовим тесто

В миску положить муку (450 г), разрыхлитель 2 ч. л., ванилин, Всё смешать. Положить сметану 150 г. Смешать муку, разрыхлитель, сметану. Добавить яйцо, перемешать. Размягчить сливочное масло 150 г, остудить и влить в общую массу. Замесить тесто, добавить оставшуюся муку. Если всё сделано правильно, то тесто получится мягким и эластичным. Готовое тесто оборачивается плёнкой и ставится в холод на полчаса.

Делаем начинку

Теперь масло 100 грамм не топим, а наоборот, натираем на тёрке застывшее. Добавляем в него 100 г. муки и стакан сахара. Всё перемешиваем руками, чтобы получилась однородная рассыпчатая смесь.

Тем временем, тесто уже готово. Вынимаем его из холодильника и делим на три  части.

Части тонко раскатываем в прямоугольник. Подготовленной начинкой посыпаем прямоугольники. Каждую часть плотно скатываем в рулет. Затем тонко нарезаем рулеты. Выкладываем  кяту на противень. Смазываем сверху взбитым яйцом. Выпекаем 20 минут, ставим духовку на 180 градусов. Когда кята зарумянилась, её можно доставать и подавать к столу.

Гата, рецепт

Традиционные армянские булочки с начинкой. Очень лёгкая, с нежным сливочным вкусом.

Тесто готовим так

100 грамм масла взять и перетереть с двумя стаканами муки. Добавить сметану 100 мл, положить соду и перемешать. Тесто готово.

Готовим начинку

1 стакан муки, масло 50 грамм и 1 стакан сахара перетирают в крошку. Можно добавить ванилин.

Делаем гаты

Тесто разрезаем на три части. Эти части  раскатываем на тонкие лепёшки, примерно 3 мм. Поверх выкладывается начинка. Формируем рулетики, разрезаем их на кусочки, смазываем кусочки взбитым яичным желтком. Ставим в духовку на 20 минут при 200 градусах.

Пахлава, рецепт

Это слоёное угощение с орешками и медом.

Готовим тесто

Сметану 200 грамм, сливочное масло 200 грамм и яйцо соединить, тщательно размешать, добавить муку 3,5 стаканов и соду. Тесто получается эластичным и пышным. Тесто делим на 4 части, оборачиваем пищевой пленкой.  Даём настояться 20 минут.

Готовим начинку

Орехи 2 стакана, сахар 1,5 стаканов и пряности (1 ч. ложка корицы, 1 ч. ложка ванилина, кардамон) измельчаем на блендере в крошку.

Приготовление

Кусочки теста тонко раскатываем и выкладываем на противень таким образом: лист, начинка и так далее. Нарезаем аккуратно ромбами, так, чтобы нижний пласт не повредить. Смазываем взбитым желтком. Сверху украшаем орехами. Выпекаем 15 минут при 200 градусов. Достаём из духовки, ещё раз делим всё ножом и заливают растопленным маслом. На 45 минут оставляют в духовке.

Готовим заливку

Сахар 1 стакан с водой 150 мл доводим на медленном огне до загустения. Остужаем сироп, добавляем мёд 50 мл, перемешиваем.

Вынимаем блюдо из духовки. Готовую заливку распределяем по разрезам и на каждый орешек. После этого разрезаем ромбы до конца, остужаем и подаём к столу.

Кулинарные свадебные традиции армянской свадьбы

На выкупе невесты на столе должна присутствовать выпечка, о которой говорили выше и отварная курица.

В доме жениха, после венчания молодых и гостей ждало обильное угощение.

Но, прежде чем молодым зайти на праздничный банкет, свекровь угощала их мёдом, для сладкой жизни. На плечи жениху и невесте одевали тонкий лаваш. Это символизировало плодородие и благополучие.

Свадебный стол богат блюдами из овощей, мяса, бобовых.

Традиционные национальные блюда:

  • хашлама и медальоны,

Рецепт приготовления на видео ниже:

  • шашлык из свинины или баранины,

Видео по изготовлению шашлыка:

Правильно приготовить это национальное блюдо поможет видео:

  • люля из картофеля,

Рецепт на видео:

  • салаты,
  • холодные закуски,
  • армянские хачапури с сыром,
  • лаваш.

На следующий день гостей потчуют горячим наваристым  хашем. Такой бульон хорошо влияет на здоровье, ведь он готовится из свежих говяжьих ножек. В нём много зелени и чеснока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *