Традиции узбекского народа: Обычаи и традиции Узбекистана — народные традиции и обычаи Узбекистана – Обычаи и традиции Узбекистана / Travel.Ru / Страны / Узбекистан

Обычаи и традиции Узбекистана — народные традиции и обычаи Узбекистана

Узбекистан – страна с многовековой историей, его самобытная культура сложилась еще на заре цивилизации. Традиции народа – неоценимый опыт предков, дошедший из глубины веков. Соблюдение их всегда было долгом  каждого, независимо от пола, возраста и социального статуса, ведь только ценя прошлое, человек может быть уверен в настоящем и спокойно смотреть в будущее.

Согласитесь, ведь все обряды и ритуалы имеют под собой абсолютно практический смысл, хоть и понимаем мы его, увы, не с первого раза.

Керамика. Производство глиняной посуды Средней Азии было одним из наиболее развитых сфер производства. Наиболее распространенные формы керамики были Поливная и сухая керамика, которые имели свои местные особенности. До сегодняшнего времени сохранились наиболее большие центры производства глиняной посуды, типа Риштан, Гиждуван, Самаркандский – Гурумсарай, Ургут, Шахрисабз, и Ташкент.

Гравюра. Современные мастера, работающие с латунью и медью, изготавливают высококачественные гравированные изделия из этих металлов. Выдающимися мастерами этого дела являются мастера Бухары, которых отличает тонкость и богатство создаваемых образов.

Вышивка золотом. Традиционный центр этого вида ремесла находится в городе Бухара, Сегодня искусство вышивки золотом также популярно среди молодого поколения.

Вышивка. Традиционные центры вышивки сюзане расположены: в Нурате, Бухаре, Фергане, Ташкенте и Шахрисабзе. Молодое поколение проявляет большой интерес к этому виду искусства. Это, не случайно — чувствуя возможность практической реализации и материального эффекта в этом виде искусства, в людях как будто пробудилась творческая энергия, которая в свою очередь ведёт к процветанию многих видов традиционных искусств.

Производство ковров. В настоящее производство ковров в Узбекистане развивается в 3х направлениях: ручной работы, заводское производство и частные предприятия. Мастера коврового производства, производят высококачественные ковры, независимо от места и вида производства. Древнее классическое производство узбекских и туркменских ковров, используют как главные образцы при создании ковров. Главной задачей производства ковров является воссоздание древних рисунков, создание новых образов хорошего качества ковровых изделий, и, прежде всего, — воссоздание технологии по восстановлению естественной ткани.

Шелководство. Возрождение шелководства связано с деятельностью фабрики «Едгорлик» в Маргилане. Сегодня производство национальных тканей, типа атласа, хон-атласа, шакхи-бекасам и бахмаль полностью восстановлено. Также восстановлены древние традиционные образцы, и в то же самое время, специальное внимание обращено к восстановлению естественных красок.

Ювелирные изделия. В Узбекистане искусство создания ювелирных изделий имеет давние традиции. Из века в век мастера (Заргар) создавали уникальные ювелирные изделия. Во второй половине 20-ого столетия ювелирные изделия стали производить индустриально, что привело к изменению и искажению традиционных форм украшений, при этом мастера отказались от некоторых видов технологии производства.

Ганч Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу.

Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества. Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.

В орнаментальном строе искусства резьбы по ганчу преобладали растительные и геометрические мотивы.

Настенная живопись. На территории Узбекистана известна древняя и раннесредневековая настенная живопись и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IХ-Х вв. интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней.

Наккоши — мастера орнаментальной росписи — обычно владели техникой архитектурной росписи по ганчу и по дереву одновременно. Замечательными мастерами настенной росписи были бухарские наккоши прошлого века.

Резьба по дереву. Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.

Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну.

Пользуется известностью искусство мастеров Самарканда, Ташкента, Хивы и других городов Узбекистана.

Табакерки
Изготовление различных сосудов и других предметов быта из тыквы, нередко с оригинальной художественной отделкой, существует у многих народов мира. В Узбекистане из тыквы также изготавливают различные предметы, но особенную популярность завоевали носковок-табакерки, которые выделываются из специально выращенных тыквянок.

Игрушки. Мелкая пластика в керамике Узбекистана представлена традиционными игрушками сказочно-зооморфного содержания, статуэтками, жанровыми сувенирами, очень популярными в народе. Увидев керамические игрушки хоть раз — забыть их невозможно.

Ножи
Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистане является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют гулдор пичок, что означает — нарядный, разукрашенный нож. Формы их разнообразны.

Из старинных центров по производству художественных ножей сохраняют свое значение Чуст в Ферганской долине и Хива в Хорезме.

Ткани. Искусство оформления художественных тканей Узбекистана — поистине выдающееся явление народного искусства. Оно сочетает в себе удивительным образом высокие традиции древнего народного искусства с живым ощущением современности. В искусстве оформления тканей, как в замечательной летописи, отразились исторические периоды его сложной многовековой истории, запечатлелось творчество многих тысяч талантливых мастеров и художников.

Чеканка
Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества — чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.

Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.

Презентация по географии «Культура и традиции узбекского народа»

Инфоурок › География ›Презентации›Презентация по географии «Культура и традиции узбекского народа»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Культура и традиции Узбекского народа Узбеки – самый крупный по численности э
Описание слайда:

Культура и традиции Узбекского народа Узбеки – самый крупный по численности этнос Средней Азии Презентацию выполнила: Савельева Юлия Сергеевна, Учитель географии и биологии МОУ ООШ №15 г.о. Шуя

2 слайд Численность Всего узбеков насчитывается около 35 млн. человек Большинство узб
Описание слайда:

Численность Всего узбеков насчитывается около 35 млн. человек Большинство узбеков проживает в Узбекистане (около 29 млн. человек), где они являются коренным населением. Узбеки проживают в таких государствах, как:  Афганистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Россия, Туркмения, Турция.

3 слайд
Описание слайда:
4 слайд Язык Узбеки являются носителями узбекского языка, а так же владеют языками ст Описание слайда:

Язык Узбеки являются носителями узбекского языка, а так же владеют языками стран проживания

5 слайд Вероисповедание Большинство узбеков исповедуют ислам суннитского толка Описание слайда:

Вероисповедание Большинство узбеков исповедуют ислам суннитского толка

6 слайд Происхождение этноса Считается, что узбекский этнос сложился путем слияния 92 Описание слайда:

Происхождение этноса Считается, что узбекский этнос сложился путем слияния 92 древнетюркских и древнеиранских племен.  Этноним «узбек» был привнесён в регион после завоевания и частичной ассимиляции кочевников Золотой Орды с XIV века, перекочевавших в Среднюю Азию с севера за Сырдарьей и из южнорусских степей. Процесс формирования узбекского народа протекал в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов.

7 слайд Происхождение этноса Культура современных узбеков имеет много общих черт с ку Описание слайда:

Происхождение этноса Культура современных узбеков имеет много общих черт с культурой таджикского народа. Общность культур объясняется древней культурой населения земледельческих оазисов, в пределах которых и проживали эти народы. Этнические группы носителей иранских языков являются предками таджиков, а группы носителей тюркских языков — тюрков, стали предками узбеков.

8 слайд Название народа Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин Описание слайда:

Название народа Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.

9 слайд Узбекский язык Узбекский язык относится к тюркской группе языков. До 1928 год Описание слайда:

Узбекский язык Узбекский язык относится к тюркской группе языков. До 1928 года он был основан на арабском алфавите. С 1928—1940 гг. вместо арабского алфавита в УзССР стал использоваться латинский алфавит. В 1940 году латинский алфавит был заменен кириллическим алфавитом. В 1992 году в Узбекистане был вновь латинский алфавит.

10 слайд  Описание слайда: 11 слайд Народное творчество В XVI—XVII веках в ряде городов развилось искусство рукоп Описание слайда:

Народное творчество В XVI—XVII веках в ряде городов развилось искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало каллиграфию, выполнение тонких орнаментов на полях красками.

12 слайд Национальный костюм Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штан Описание слайда:

Национальный костюм Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

13 слайд Национальный костюм Описание слайда:

Национальный костюм

14 слайд Узбекская кухня Застолье в Узбекистане начинается с разламывания лепешки. Хле Описание слайда:

Узбекская кухня Застолье в Узбекистане начинается с разламывания лепешки. Хлеб в виде лепешек – очень популярное блюдо в Узбекистане, как и в России, без него не обходится ни один прием пищи

15 слайд Узбекская кухня Самые известные и популярные блюда из узбекской кухни – это п Описание слайда:

Узбекская кухня Самые известные и популярные блюда из узбекской кухни – это плов, лагман, манты. Плов узбеки едят руками. В эти блюда добавляют мясо: баранину, говядину, мясо птицы. Свинину есть запрещает религия.

16 слайд Узбекская кухня Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». Основные бл Описание слайда:

Узбекская кухня Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи. Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда — сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями — курутоб.

17 слайд Национальные виды спорта Кураш — узбекская национальная борьба. Пойга— вид ко Описание слайда:

Национальные виды спорта Кураш — узбекская национальная борьба. Пойга— вид конных скачек.  Улак или Купкари— борьба всадников за тушу козла

18 слайд Жизненный уклад Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном Описание слайда:

Жизненный уклад Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Однако многие узбеки летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища. До входа в состав СССР в Узбекистане было популярно многоженство. В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.

19 слайд Жилье В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными ст Описание слайда:

Жилье В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину — ичкари — для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Планировка дома большинства семей включала в себя айван — навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей.

20 слайд Жилища в Узбекистане Описание слайда:

Жилища в Узбекистане

21 слайд Традиции Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узб Описание слайда:

Традиции Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце. Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом — дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.

22 слайд Традиции Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разли Описание слайда:

Традиции Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо — плов.

Традиции Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разли

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Традиции Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разли

Курс повышения квалификации

Традиции Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разли

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Презентация «Культура и традиции узбекского народа» подходит для изучения темы «Население» в разделе «Евразия» курса географии в 7 классе.

Презентация содержит материалы о происхождении узбеков, численности населения и ареале проживания, особенностях языка, вероисповедания и традиций. В презентацию включен не только текстовый материал, но и визуальный ряд.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-653003

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Традиции и обычаи Узбекистана

 

Узбекский этнос — один из самых древних и колоритных на планете, и самый многочисленный в Средней Азии. Земли в верховьях Амударьи, Сырдарьи и в предгорьях Тянь-Шаня всегда отличались по этнокультурной составляющей от других регионов Средней Азии.

Традиции и обычаи Узбекистана

Местные жители уже в IV в до н. э. перешли от кочевого к оседлому образу жизни, поэтому на заре цивилизации здесь сформировалась самобытная культурная и социальная структура, которая мало изменилась со времен Дария и Александра до XIX столетия. Даже эпоха Великого Переселения народов и тюркско-монгольское вторжения не смогло сломать незыблемых основ местной жизни. Лишь с приходом ислама отдельные аспекты узбекской культуры претерпели определенные изменения, однако и он скорее органично влился в местную культуру, чем подчинил её.

Процесс формирования узбекского этноса отчетливо виден уже в XI в, когда земледельческие оазисы с тюрко- и ираноязычным населением объединились в единое феодальное государство Караханидов. Формирование народа как такового завершилось только в XVI в, когда в центральные районы Средней Азии вторглись кочевые племена узбеков, объединенные в союз, возглавляемый династией Шейбанидов. С этого момента полиэтнический праузбекский этнос и получил свое современное имя.

Узбекская национальная одежда остаётся практически неизменной со начала новой эры. Мужчины носили и носят рубахи прямого кроя, всевозможные халаты, как лёгкие, так и стёганые на вате («чапан»). Пояса служили и служат индикатором социального статуса хозяина — нарядные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками, сумочками и кошелями показывают достаток носящего. Повседневные же пояса, как и пояса бедняков, обычно представляют собой простой длинный кушак или обернутый вокруг пояса платок, который нередко имеет довольно яркий вид. Узбекские мужчины обычно носят халаты довольно мрачных цветов, но здесь можно увидеть и полосатые халаты близлежащих регионов, и богато отделанные халаты с традиционными вышивками. Штаны традиционно шьются широкими, прямого кроя, чуть сужающимися книзу. Женщины носят халаты, длинные прямые платья из «хан-атласа», и шаровары, также широкого кроя. Причем существует сложная система демонстрации социального или семейного статуса женщин. Мужской головной убор обычно составляет «калпок», «допи» («дуппи»), «санама», «чизма», «тахъя», «тайха», «чумакли», «куш» или «кулохи» (вид тюбетейки), женщины также носят платки, войлочные шапочки и тюрбаны. Детские тюбетейки («кулохча», «калпакча», «дуппи», «кулупуш») отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Причем тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

 

В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды.

Традиции и обычаи Узбекистана

Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

В большой узбекской семье, состоящей обычно из нескольких поколений совместно проживающих родственников, существует строгая иерархия. Отношения в доме строятся на основе безусловного подчинения главе семьи и уважении старших. Женщина в местной семье занимает двоякое положение — с одной стороны это мать и жена главы семьи, с другой — подчиненный и мужа и отца его (или матери). Причем дискриминации здесь нет — это вековая традиция, основана на опыте жизни в непростых местных условиях. Брачным возрастом для девушки ранее считались 13-14 лет, в наши дни здесь главенствуют вполне европейские нормы, хотя случаи раннего замужества нередки. Дети также пользуются всеобщей любовью.

Героические традиции узбекского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих на свете отношений.

Томас Карлейль

Размышляя об этико-философском значении героического, следует отметить тесную взаимосвязь его с патриотизмом, их взаимного соприкосновения и сближения в сфере духовности, в духовной жизни общества. Факты, свидетельствующие о тесной взаимосвязи и взаимопроникновении героического и патриотического, в духовной жизни можно наблюдать на всех этапах истории.

Реалии духовной жизни нашего общества все более очевидно проявляют значимость культурного наследия и традиций узбекского народа.

История узбекского народа полна бессмертными примерами великого мужества, подвига, героизма. По свидетельству Геродота, наши предки — массагеты, были воинственными, храбрыми и отважными воинами, защитниками своей земли, племени! [1, С.20].«Каждый народ, — пишет Геродот, имея в виду племена, живущие на территории Средней Азии, — в отдельности коварен, дик и воинственен, но в отношениях с другими — простодушен и правдив». Дионисий Периэгит повествует, что «за Согдианой, по течению Яксарта, обитают саки, стрелами бьющиеся, из всех стрелков в мире самые искусные, не пускающие стрелы наудачу». А Климент Александрийский сообщает, что «сакские женщины, когда обращались притворно в бегство, стреляли с коней, оборачиваясь назад, как делали это и мужчины» [2, С.23].

Геродот оставил нам предания о героическом подвиге царицы массагетов Тамириды (Тумарис). Персидский царь Кир решил идти в поход на массагетов и захотел жениться на Тамириде. Но отряд массагетов — треть всего их войска — напал на войско Кира и перебил его. Но персы вернулись, многих убили, коварным путем Кир взял в плен сына Тамириды. Царица, узнав о случившемся, послала к Киру своего вестника со словами: «Не хвались совершенным, о кровожадный Кир, ты не в открытой битве победил моего сына, а одолел его коварным напитком. Теперь прими мой добрый совет: отдай мне моего сына и вернись без ущерба в свою землю. Если же ты не сделаешь, то я клянусь солнцем — господином массагетов, что я тебя, ненасытного, напою кровью». Кир не обратил никакого внимания на эти слова. Сын же Тамириды, юноша Спаргапиз, очнувшись от вина и поняв случившееся, стал просить Кира освободить его от оков. Когда просьба была исполнена, и руки развязали, он убил себя. Тамирида, узнав, что Кир не послушался ее совета, собрала все свои силы и двинулась на него [3, С.31]. Победили массагеты, погиб и сам Кир. Когда нашли тело Кира, она, Тамирида, погрузила его голову в мех. «Ты — сказала царица массагетов — меня, живую и победившую тебя в битве, погубил, отняв у меня коварством сына, я же тебя, как поклялась, насытила кровью» [4, С.32].

Из этого рассказа видно, что наши предки были честными, отважными людьми, не боялись коварного, злого врага. Попав в плен, сын Тамириды Спарангиз от стыда убил себя. Это тоже героический акт, и в нем утверждается, по выражению А. А. Волкогонова, традиция героического самопожертвования, как крайний довод победы [5, С.150].

История человечества свидетельствует о существовании различных идей и идеологий, служивших или добру или тирании, просвещению или мракобесию. Уроки истории свидетельствуют о том, что герои, патриоты и нравственные идеалы нужны обществу для того, чтобы люди ощущали свое единство, сплоченность как социум, народ, нация, чтобы каждый мог определить свое место и мог реализовать свой творческий потенциал. В образе героев, патриотов, нравственных идеалов общество видит свое будущее, свое социально–духовное развитие, перспективу, поэтому каждое общество создает своих героев, патриотов и идеалы.

Еще один поучительный рассказ древнегреческого историка Полиена. Конюх Сирак (Ширак), узнав о намерении персидского царя Дария, напасть на его страну, отрезал у себя нос и уши и пришел к Дарию с жалобой, что, будто бы изувечили его цари саков. Дарий поверил словам Сирака. Сирак предложил наказать саков, а для этого предложил идти по кратчайшей дороге. Дарий и его войско пустились вместе с Сираком в семидневный, губительный поход. Когда персы узнали, что их обманули, Сирак гордо сказал: «Я выиграл битву, ибо для отвращения бедствия от саков, моих земляков, переморил персов жаждою и голодом» [6, С.35].

В формировании героических традиций узбекского народа огромную роль сыграли Амир Темур, Бабур, Абдуллахан II, Мухаммад Рахимхан (Феруз) и другие правители, полководцы и мыслители.

Характеризуя подвиги и героические традиции А. Темура, Президент И. А. Каримов отмечает: «Не поддается счету число великих личностей, которые прославились своими человеческими качествами и общественной деятельностью, и этим вошли в историю нашего народа, стали гордостью нации. Но есть одна величайшая личность, занимающая самое высокое место в прошлом, в настоящем и будущем нашей Родины, сияющая, подобно солнцу среди звезд, это величайшая личность — хазрат Сахибкиран Амир Темур». «Амир Темур — наша слава, наша гордость. Амир Темур — символ вождя нашего народа, олицетворение нашей духовной мощи» [7, С.161].

Захриддин Мухаммад Бабур — правнук Мираншаха, третьего сына Амира Темура, сел на трон в 11 летнем возрасте и управлял страной. Вступление молодого Бабура в политическую жизнь совпало с тяжелейшим периодом в истории правления династии Темуридов, когда экономическая, общественно-политическая и военная разруха в стране достигла своего пика. Шла жестокая борьба за власть, в конце концов, она перешла в руки Мухаммада Шейбанихана. Бабур, оставив Маверанахр, основал в Индии государство Бабуридов, которое просуществовало 332 года (1526–1858). Бабур был не только великим государственным деятелем, крупным полководцем, предводителем, но и поэтом, мыслителем, композитором и историком. Он в своих стихах воспевал свою малую родину — Ферганскую долину, искренне любил ее природу, людей, традиции, призывал воспитывать молодежь в духе патриотизма и героизма.

Решением правительства Республики Узбекистан в 1993 году был широко отпразднован 510 — летний юбилей Бабура. В Андижане в его честь был построен мавзолей, поставлен памятник и возведен Национальный парк, названный именем Бабура, при котором организован музей «Бабур и мировая литература». Почти во всех городах Узбекистана есть улицы имени Бабура.

Одним из героических личностей в истории Узбекской государственности был Абдуллахан II (1534–1598). В 1556 году ему удалось принять бухарский трон. Как свидетельствуют историки, вся жизнь и годы правления Абдуллахана II прошли в завоевательных походах. Он к своему государству присоединил Балх (1574г), Самарканд (1578г), Ташкент и Фергану (1583г), Бадахшан (1584г), Хорезм (1595г). Позже территория его государства расширилась на юге от Герата до Мешхеда, на севере — от Аральского моря и Каспия до Иссык-Куля и таким образом Бухарское ханство превратилось в централизованное государство. По мнению историков: «Высшего уровня своего развития узбекская государственность достигла при одном из ярких представителей династии Абдуллахана II» [8, С.20].

Мухаммад Рахимхан Феруз был правителем Хивинского ханства. Он активно стремился укрепить свое государство, подчинил туркменские племена. Во времена Мухаммад Рахимхана ханство было объединено центральной властью и таким образом установлена стабильность в стране. Помимо политической деятельности Мухаммад Рахимхан занимался поэзией, историей, сочинял прекрасные стихи, которые до сих пор исполняются певцами, акынами. В этих стихах и мухаммесах воспеваются любовь, добродетель, дружба, искренние чувства не только к возлюбленной, а также к родине, семье, родителям и детям. Его стихи и мухаммесы составляют более десяти томов и в настоящее время издаются Издательством литературы и искусства им. Г. Гуляма. Это дань великому художнику и поклонение его таланту.

В последние двадцать лет о жизни и деятельности народных героев пишут книги, собирают архивные материалы для музеев, художники, воодушевляясь героическими подвигами, смелостью и их отважностью создают фильмы, картины. В настоящее время необходимо создать галерею народных героев, борцов, отдавших свою жизнь за независимость родины, ради будущего страны, Туркестанского края. Герои должны быть в центре всей духовно-просветительной и культурно-воспитательной работы, так как служат образцами для патриотического воспитания молодежи.

Героические традиции узбекского народа наиболее ярко проявлялись в движении джадидов. Термин «джадид» в переводе с арабского означает «новый». Джадиды выдвигали идею создания новых систем образования и через науки путём просвещения, и воспитание стремились улучшить жизнь народа. На первом этапе движение занималось вопросами просвещения, на втором этапе — политическими. Движение джадидов распространилось по территории Туркестана, Ташкента, Бухары и Хивы. Основу движения составляли выходцы из мелких чиновников, ремесленников, торговцев, учителей, которые активно пропагандировали идею новой школы по образцам русской, издавали газеты и книги, вели просветительскую работу. Например, под редакцией И. Абидова издается «Чирокчи» («Прогресс»), Мунаввар Кары — «Хуршид», А. Авлони — «Шуҳрат», А. Бектемирова — «Азия», также джадидами издавались газеты «Самарканд», «Голос Туркестана», «Голос Ферганы», «Народное знамя», «Совет», «Великий Туркестан», «Туран», «Свобода», «Страница Ферганы» и журнал» «Ойна» («Зеркало»). Они, подчеркивая важность, изучение религиозных наук, изучения ислама, исламского права, норм шариата, вместе с тем выступали сторонниками совместного обучения девочек и мальчиков. Это было коренным преобразованием традиционного образования и воспитания. Так родилась, а потом укрепилась, как традиция, обучение детей независимо от их пола, социального происхождения, светской науки, создание новометодных школ.

Наиболее видными деятелями-просветителями джадидизма были Махмудходжа Бехбуди, Абдирауф Фтрат, Содриддин Айни, Файзулла Ходжаев, Мукаввар Кары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Абдулхамид Чулпон, Исхакхан Ибрат, Абдукадир Шукури, Саидахмад Сиддики-Аджзи, Убайдуллахан Асадуллаходжаев, Хамза Хакимзаде Ниязи, Бабахан Салимов, Абиджан Махмудов, Полваннияз Хаджи Юсупов и другие. Джадиды создавали национально-политические партии и организации, выступали за независимость Туркестана. Ими были созданы политические организации «Шурои Исломия» («Исламский совет») и «Иттифоқ» («Союз»), «Центральный совет мусульман», провозглашается Туркестанская Автономия с центром в Коканде.

Джадиды были истинными патриотами не боялись выступать против мракобесия, угнетателей и несправедливости. Ф. Ходжаев и А. Фитрат 18 апреля 1917 года организовывали массовую демонстрацию против Бухарского эмира, который злоупотреблял своей властью и причинял много вреда населению, вел неподобающий образ жизни мусульманина — правителя. Ф. Ходжаев и в советское время всемерно защищал интересы узбекского народа, выступал поборником и пропагандистом суверенитета, грамотно разрабатывал национальные вопросы, за что и был убит как «враг народа» в 1937 году.

Среди героических традиций узбекского народа важное место занимает самоотверженность в труде, трудолюбие и воспитание детей — образцовыми людьми труда. Представители Узбекистана были награждены четырьмя орденами Ленина, более 120 узбекистанцам присвоили звание «Героя Социалистического Труда», более 2 тысяч узбекистанцев награждены различными орденами и медалями за большой вклад в развитие науки, техники, образования и культуры, присвоены почетные звания.

Следует вспомнить героический труд узбекского народа в годы Второй мировой войны, например строительство 246 — километрового Ферганского канала за считанные дни. Это был истинный героизм, всем приходилось делать руками, лопатой и кетменем. В построении Ферганского канала участвовало более 60 тысяч человек.

Героический подвиг нашего народа проявился в освоении Каршинской и Сырдарьинской степей, восстановление города Ташкента после землетрясения 26 апреля 1966г. Таких примеров можно привести множество.

Летопись Второй мировой войны содержит тысячи примеров отваги и беспредельного мужества узбекистанцев, беззаветной верности идеям гуманизма, торжества справедливости, дружбы и взаимопомощи. Более 300 воинов Узбекистана за героические подвиги удостоены высшей степени отличия «Героя Советского Союза». «Они были на фронте солдатами и офицерами, сержантами и генералами. Они были пехотинцами и танкистами, саперами и связистами, артиллеристами и кавалеристами. Они стояли насмерть на огневых рубежах, первыми переправлялись через реки и схватывались врукопашную с ненавистным врагом, подрывали последней гранатой себя и гитлеровцев, истекая кровью, обезвреживали фашистские мины, отважно сражались с немецкими стервятниками, истребляли грозные фашистские танки «тигры», поднимали в решающую атаку роты, полки, дивизии» [9, С.7].

. Поэтому «все равно они достойны бессмертия и подвиг каждого вечен. Всех их вела в бой священная ненависть к врагу, а сердца одинаково горели любовью к Родине. Все они равно не щадили себя и презирали смерть в одном высоком стремлении — искоренить фашизм и утвердить мир на Земле» [10, С.7].. Эти герои — бойцы продолжали героические традиции своего народа, и после войны, растили хлеб, воспитывали детей, воспевали добро, красоту и свою землю. Имя художника Самита Абдуллаева, педагога Мансура Абдулина, культработника Рози Азимова, пенсионера Садыка Алиназарова, агронома Халлака Аминова и Тохтасина Ахмедова, общественных деятелей Батыра Бабаева, Тохтасина Бабаева, Абдусаттара Ишанкулова и Гуляма Каримова знают и помнят не только в Узбекистане, а также за рубежом.

5 мая 1994 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан было учреждено звание «Ўзбекистон Қахрамони» — «Герой Узбекистана». Этой высокой наградой Республики награждаются люди, особо отличившиеся в ратном труде, защите Родины, воспитании нового поколения, создании великих и оригинальных произведений. Среди первых, кто был удостоен, этой высокой награды были Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, рабочий Ташкентского авиационного завода им. В. П. Чкалов Э. Алимухамедов, бригадир из Ташлакского района Ферганской области К. Мамаджанов, начальник бригады экскаваторщиков металлургического комбината «Восток» А. Панин, оператор управления «Муборакгаз» Б. Рузиев и старший мастер акционерного общества «Зардуз» (Бухара) М. Темирова. В настоящее время «Героев Узбекистана» около семидесяти человек. Среди них есть люди разных профессий, от школьного учителя М. Исматовой и М. Мадалиевой и всем изветного писателя С. Ахмада и всеми любимого поэта и общественного деятеля Э. Вахидова.

Изучение жизни и деятельности этих людей показывает, что не сам собой приходит успех, общественное признание, слава. За ними стоит огромный труд, преодоление невзгод и трудностей, упорное стремление к намеченной цели, самоотверженность.

Героические традиции складываются из органического единства национальных, общечеловеческих ценностей и жизненной позиции, включающей в себя волевые элементы. Как показывает жизнь и деятельность героев, чтобы проявить самоотверженность, решительность и героизм мало иметь просто желание, интересы, осознание общественных потребностей. Героическое требует соблюдение национальных и общечеловеческих ценностей соответствие этим ценностям наличия волевых качеств. Сочетание этих факторов рождает национальных героев, чьи подвиги, жизнь и деятельность становятся символом народного героизма, патриотизма и стойкости духа.

Героические традиции проявляются в самоотверженном коллективном или общенародном труде, в выступлении против врагов, неприятелей, в построении нового общества. Узбекистан стремится построить демократическое правовое государство, что требует от людей жить и работать в условиях демократии и уважении прав и свобод личности. Для судьбы страны сегодня характерно то, что круг решаемых задач расширяется, появляется много новых проблем, требующих самоотверженности, активности и предприимчивости для построения нового, гражданского общества. Рыночная экономика и модернизация страны требуют постоянного поиска и духовно-нравственного подвига для укрепления независимости Узбекистана, для построения в нем демократического правового государства. В этом главный смысл продолжения тех героических традиций узбекского народа, опираясь на которые, можно обеспечить эволюционное развитие общества.

Литература:

1.                  Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч. тех. и соц.-эконом. лит-ры Уз ССР, 1940. –С. 20.

2.                  Там же.

3.                  Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч. тех. и соц.-эконом. лит-ры Уз ССР, 1940. –С. 31–32

4.                  Там же.

5.                  Волкогонов А. А. Феномен героизма. О героях и героическом. — М.: Политиздат, 1985. –С. 150.

6.                  Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч-тех. и соц-экон. лит-ры Уз ССР, 1940. –С. 35.

7.                  Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. –Ташкент: Узбекистан, 1997. –С. 161.

8.                  История Узбекистана (XVI –середина XIX века). — Ташкент: Учитель, 2010. –С. 20.

9.                  Герои Советского Союза — узбекистанцы (сборник). — Ташкент: Узбекистан, 1984. –С. 7.

10.              Там же.

Традиции узбекского народа. Бешик тўй — Письма о Ташкенте

Ризо Ахмад

Рождение первенца в молодой семье – великое долгожданное событие не только для новоиспеченных папы и мамы, но и для их родственников, в первую очередь, для новых бабушек и дедушек с обеих сторон. Все начинают готовиться к первому после свадьбы большому празднеству в семье молодых – бешик тўйю (празднику колыбели).

Согласно узбекским традициям основную нагрузку в проведении бешик тўйя несут родители невесты. Они готовят для ребенка несколько комплектов одежды и обуви с расчетом их использования по назначению до наступления школьного возраста, то есть до семи лет, различные игрушки, исходя из пола ребенка, узбекскую колыбельку с убранством и украшениями, сарпо (одежду) для дочери, ее мужа, двух қудо (свата и сватьи), других близких родственников (братьев и сестер, бабушек и дедушек, дядь и теть) их зятя, а также съестные продукты для проведения застолья: рис, муку, мясо, масло и др. Готовится этот большой дастархан загодя, с момента получения известия о беременности дочери. К бешик тўйю начинает готовиться и принимающая сторона, будущие папа и мама и родители этого самого папы…

В день празднества бешик тўй в доме у жениха чисто, прибрано, уютно и празднично, готово к приходу гостей. Все по-праздничному одеты, на лицах улыбки. Мать невесты с 15 – 20 родственникамис подарками на руках приходит в новый дом своей дочери. Громогласны карнаи – сурнаи, громыхают бубны. Поднимающие бешик женщины поют алла  (колыбельную песню).

Бешик – это узбекская колыбель. Делается бешик из тутового, ивового или тополиного  дерева. Длина бешика один метр, высота – 40 – 60 сантиметров. Раскрашивается бешик естественными, природными красителями. Ребенок кладется в бешик на спину. Прижав ручонки ребенка к его тельцу, мы обвязываем тельце материей из бахмаля (бархата, плюща) и привязываем к днищу бешика. Ноги ребенка требуют такой же операции. Ребенок кладется так, чтобы его ягодицы, непокрытые материей, были устроены прямо над горшком, изготовленным из керамической глины и потому всегда теплым. При таком раскладе ребенок при позывах и выбросе кала не пачкается. К горшку подходит деревянная трубка – сумак, похожая на курительную трубку, она отведет мочу ребенка прямо в горшок. Это очень важно, ведь тельце ребенка в бешике всегда чистое и сухое. Внутри бешика предусмотрены подушечки на голову и ноги ребенка тоже из бархатной материи, впитывающей пот и влагу. Нижняя часть бешика изготовлена в виде полукруглых полозьев, позволяющих ненамного, но плавно раскачивать люльку. Верхняя часть похожа на два купола, достаточно высоких от основания, где лежит ребенок, чтобы при покрытии  этих куполов плотной  тканью в люльке оставалось много воздуха для дыхания ребенка. В летнее время поверх бешика накидывается легкая декоративная ткань – покрывало, зимой – бархатное одельце. Сумак (трубочка для отвода мочи) бывает двух видов соответственно полу младенца. Ковуз (матрас), постеленный в бешик, набивается шелухой проса, чтобы тело не прилипало к матрасу и двигалось свободно.

Узбекские алла призваны успокоить, усыпить ребенка простыми незамысловатыми напевами матери под ритм раскачивающегося из стороны в сторону бешика. В этих алла показывается вся любовь матери к ее солнышку, высказываются все мечты и надежды, связанные с его будущей жизнью, великие пожелания и прекрасные переживания. Алла – произведения народного творчества. Их специально никто из поэтов не создает. А создают их матери: при однотипности общеизвестной музыкальной мелодии, слова у каждой матери свои.

Подарки ребенку и бешик вручаются матери и бабущке ребенка. Если первенец – мальчик среди подарков имеется и деревянный конь на полозьях, а если девочка – среди прочих большой игрушечный дом, где внутри видна вся игрушечная мебель, кухонная утварь, спальные принадлежности и одежда для кукол. Обе стороны, и гости, и встречающие обнимаются и целуются, поздравляют друг друга со столь знаменательным событием – рождением ребенка, говорят длиннющие приятности. Хозяйка дома – бабушка первенца осыпает гостей сладостями. Тут уж раздолье детворе, расталкивающей соперников и собирающих кто быстрее и больше. Все  приглашаются за дастархан, звучит долгая молитва во здравие ребенка. Взрослые женщины удаляются на время во внутренние покои, чтобы в торжественной обстановке научить молодую мать, как обращаться с бешиком с соблюдением всех примет, как связывать и развязывать ребенка (в принципе она это знает, но ритуал надо соблюсти). Бешик в середине комнаты. Все принесенные украшения, колокольчики, звоночки, амулеты, бусы и ожерелья  надеваются на остов бешика. На бешик надеваются покрывала, подушечки и горшок ставятся вовнутрь на место. Со стороны головы младенца под низом бешика кладется крупная луковица и маленький камень – булыжник. Это чтобы отвадить  нечистую силу и злых духов. Затем в трех местах у головы ребенка, его ног и и посередине бешика кладутся клочья хлопковой ваты, они поджигаются и, не дав им разгореться, быстро тушатся. Это тоже от суеверия, что бешик может загореться, не дай бог, но должен быть сразу потушен ангелами, которые здесь присутствуют и, посмотрев, как тушат, научились тоже.Бабушка, принесшая бешик, берет малыша на руки, высоко поднимает его и поет:


Этот ребенок – жизнь моя,
Выше меня, выше меня.
Дал бог для любви,
В золотую люльку теперь войди.

Затем специально неправильно кладет ребенка и спрашивает: “Так будем класть?”. Все: “Нет, нет!”. Затем опять неправильно: “А так?” В ответ: “Нет, нет!” Только на третий раз всё делактся правильно с тем же вопросом. Все: “Да, да!” ребенок кладется вовнутрь люльки и нежно завязывается. Развязывается и опять завязывается, и так несколько раз, чтобы мама научилась справляться без ошибок, которые могут вызвать травмы, дискомфорт у ребенка.

Поется песня:


Уйди, уйди, баба,
Пришел хозяин, баба,
Услышал крик, не бойся,
Услышал гав, не бойся,
Услышал мяу, не бойся.

Во время пения, именно сейчас начинают разбиваться грецкие орехи и сыпаться на бешик. Тут также примета: чтобы ребенок в бешике не  пугался: что это там шумит, а потом на него сыплется?, и чтобы в будущем был плодовит. В конце заносится  горящий исирик (гармала) для ритуального окуривания, благоуханий и от сглаза. Занесшая исирик женщина поет заговор:


Исирик, исирик,
Пусть горит исирик,
Ребенку от сглазу,
Врагам на беду.

Под алла укладывают малыша в люльку. Застолье проходит весело, живо, под мелодии, песни и танцы, с веселой беседой и шутками. В конце застолья каждая гостья может пройти к бешику с ребенком и матерью, чтобы подарить свой, особый подарок или просто поздравить маму, сказать приятное. Сторона жениха одаривает дорогих гостей подарками сарпо. Это делается в торжественной,  полуофициальной обстановке с называнием имени гостьи. С несколькими почтенными фразами о ней бабушка ребенка знакомит публику с нею и вручает ей подарки или надевает сарпо.

Да, я же, любимые мои, вам главного чуть не забыл сказать: важной особенностью бешик туйя является то, что в нем мужчины не участвуют. Их вообще в доме немногочисленное количество и все в качестве помощников, не участвующих в застолье: кто готовит еду, кто кипятит воду в большом самоваре, а кто поет песни и играет на музыкальных инструментах.Счастья и здоровья младенцу пожелаем и мы. Чтобы вырос всем на радость.

Фото отсюда http://savay59.blogspot.com/2013/04/x.html

Смотрите также

Этнический туризм в Узбекистане: узбекский народ, традиции, обычаи

Знакомство с бытом и традициями

Что может более красочно и выразительно охарактеризовать страну, как не ее национальный колорит! Этнический туризм в Узбекистане — это один из самых увлекательных видов путешествия: так здорово колесить по стране, узнавая простой народ, особенности его быта, обычаи, традиции, фольклор, кухню, народные ремесла.

Этнический туризм в Узбекистане обещает быть ярким и незабываемым. Ведь вас ждет встреча с древним восточным этносом, чье самобытное национальное наследие насчитывает сотни лет! И вот что удивительно: старинные узбекские обычаи актуальны по сей день. Все важные события в жизни человека: рождение, сватовство, свадьбу, похороны – сопровождают красочные ритуалы, идущие из глубины веков и несущие в себе мудрость предков. Узбеки с удовольствием приглашают на свои торжества иностранных гостей, знакомят их со своими обычаями и традициями, национальными костюмами, песнями и танцами. Как правило, на этих торжествах, гости знакомятся еще и с национальной кухней. Плов, самса, шурпа, манты – вот самые известные из узбекских блюд.
Другим ярким впечатлением станет для вас знакомство с прикладным творчеством узбекских ремесленников: изящная лаковая миниатюра, филигранные ювелирные украшения, замысловатая национальная вышивка, самобытная керамика, натуральный шелк – все это лишь небольшая часть того, что производят своими руками народные умельцы Узбекистана и предлагают в качестве сувениров в память о поездке в Узбекистан.

О богатстве узбекской культуры рассказывают различные этнофестивали и выставки. Вот уж где есть на что посмотреть! Одно из самых крупных подобных мероприятий – фестиваль «Бойсун бахори» — проходит каждую весну в Сурхандарьинской области, в почти не тронутом цивилизацией местечке Байсун, славящемся невероятной красотой местной природы. Волнующие воображение народные гуляния и ярмарки длятся по несколько дней. Сюда съезжаются фольклорные коллективы со всего мира, танцоры, певцы, бахши (народные сказители), ремесленники с коврами, тканями, ювелирными украшениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *