Традиции узбеков – Классный час (3 класс) по теме: «Традиции, обычаи, национальные обряды, игры, праздники узбекского народа»

Содержание

Узбекские традиции и особенности менталитета

Узбекские традиции и особенности менталитета

О чем гостю должна сказать половина пиалы чая, зачем узбеки консервируют плов и где в Узбекистане живут самые счастливые невесты?

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

published on mirputeshestvij.ru according to the materials fresher.ru

Запись Узбекские традиции и особенности менталитета взята с сайта Мир Путешествий.

быт узбеков, обязанности и права мужчин и женщин в семье

Узбеки – дружелюбная, щедрая нация с многовековыми традициями и самобытным менталитетом. Они свято чтят национальные устои и с уважением относятся к представителям других культур. Дом в Узбекистане – это теплый семейный очаг, где окажут поддержку и всегда рады гостям. Роли мужчин и женщин в узбекской семье четко выражены, и это дает определенные преимущества и содействует стабильности.

Традиционное жилище узбеков и их быт

узбекская семья

узбекская семья

Узбекские дома в различных областях страны отличаются планировкой и материалами для строительства. До сих пор в сельских районах популярны глиняные дома с широким внутренним двором и небольшим прудом посередине двора. В Узбекистане дома украшают яркой отделкой на стенах, резными дверями и расписными потолками. Хотя современные методы строительства постепенно вытесняют старинные традиции, отдаленные горные кишлаки Узбекистана все еще хранят очарование древнего Востока.

Планировка домов

бешик

бешик

Архитектура Узбекистана во многом обусловлена сейсмическими особенностями местности. В некоторых районах опасность землетрясений довольно велика. Поэтому в селах принято строить дома с крепким деревянным каркасом и покрывать глиняным раствором. В Узбекистане летом очень жарко. Для укрытия от нестерпимой жары дома строят с крытыми террасами.

Мебели в обычных постройках не много: для хранения домашней утвари, постели и других принадлежностей используют специальные ниши в стенах домов. Кроватей нет, люди спят на полу на мягких матрасах, которые утром убирают. Полы застелены натуральными коврами с геометрическим орнаментом и растительными узорами. Узбекские женщины ткут такие ковры вручную.

Практически в каждом жилище можно увидеть бешик – узбекский аналог детской колыбели.

Традиционно принято кушать не за столом, а сидя на полу вокруг широкой скатерти.

Уклад жизни в узбекской семье

На быт узбеков сильное влияние оказывают формировавшиеся веками традиции. Родственные узы очень крепкие. Здесь принято помогать своим родным и близким, совместно проводить семейные и религиозные торжества. Основная религия жителей Узбекистана – ислам. Для многих это не просто формальность: пожилые и молодежь регулярно посещают мечети и соблюдают религиозные традиции.

дастархан

дастархан

Гостеприимство – самая яркая черта узбекского менталитета: здесь неизменно рады даже незваным гостям. Хозяева дома накрывают щедрый стол, называемый дастархан, что в переводе значит «скатерть». Узбекский хозяин почитает за честь оказать радушие гостю, сам разливает чай и готовит главное угощение – вкуснейший плов. Женщины порадуют гостей всевозможной выпечкой, сладостями и салатами. В Узбекистане принято много готовить, чтоб было чем угостить многочисленных родственников и друзей.

Жизнь узбеков в городах

Не секрет, что уровень жизни в городах Узбекистана существенно выше, чем в сельской местности. В городе легче найти высококвалифицированную работу с повышенной зарплатой (более 300 долларов).

В узбекских городах, особенно в столичном Ташкенте, жизнь кипит: здесь есть театры, музеи, спортивные заведения, аквапарки, зоопарк, цирк, множество кафе и ресторанов. Ташкент – современная, быстроразвивающаяся столица, не уступающая многим столицам восточных государств.

Особое внимание власти уделяют безопасности городских жителей. В Узбекистане на улицах много полицейских, на каждом углу расставлены камеры наблюдения, проводится досмотр документов и личных вещей при входе в метро, вокзал или даже кинотеатр.

Жизнь в сельской местности, в аулах

Узбекская деревня переживает сложные времена. Село постепенно утрачивает свою значимость. Мужчины в поисках работы покидают семьи и отправляются на заработки в соседние страны. Молодежь стремится переехать в города. В итоге, большая часть населения Узбекистана проживает в городской местности. Люди в аулах живут в тяжелых условиях: в некоторых горных кишлаках нет электричества, газа и даже чистой воды. Власти Узбекистана внедряют программы по борьбе с проблемами села. Но пока на фото, сделанных не для привлечения туристов, настоящая узбекская деревня выглядит довольно плачевно. Уровень дохода населения не превышает 200 долларов.

Дехканин

Дехканин

Дехканин – узбекский земледелец – самая распространенная профессия в сельской местности. Узбекистан издавна славится обилием разнообразных фруктов и овощей, выращенных на плодородных почвах в районе Сырдарьи и Амударьи. Щедрые дары местной природы не настолько загрязнены пестицидами и минеральными удобрениями, как продукты в других странах.

Хотя в Узбекистане все больше появляется фермерских хозяйств, все же большинство сельскохозяйственных культур выращивает обычный крестьянин – дехканин. Среднестатистический узбекский земледелец редко пользуется современной аграрной техникой: в основном в ходу различные ручные инструменты.

кетмень

кетмень

Особенно ценится кетмень – своеобразный узбекский инструмент, напоминающий тяпку или мотыгу. На фото кетменя можно заметить, что наконечник выполнен в форме лопаты, загнутой под углом 90 градусов. Многие отмечают преимущества работы таким среднеазиатским инструментом: он совмещает в себе и лопату, и тяпку. Благодаря заточенным боковым краям им очень удобно полоть сорняки, делать в земле ямки и выкорчевывать корни.

Жизнь в махаллях Узбекистана

Интересная особенность общественной жизни в Узбекистане – махалля. Это своеобразное объединение родственников и соседей, живущих в одном квартале, районе или небольшом поселке. Махалли существуют уже на протяжении нескольких веков и до сих пор не изжили себя, особенно в узбекских селах. Они даже получили признание на законодательном уровне, как органы самоуправления.

махалля

махалля

Центр махалли – чайхана или мечеть, где собираются мужчины для принятия совместных решений, затрагивающих всех членов общины. Есть негласный закон, по которому разрешаются конфликты, оказывается помощь нуждающимся, проводятся свадьбы или похороны. Такие общественные устройства оказывают большое влияние на мир и согласие между узбекскими жителями и даже на формирование самобытной культуры народа. Для большинства узбекских граждан очень важно общественное мнение, а быть изгнанным из махалли и потерять ее поддержку – считается настоящим проклятием.

Семья и отношение к женщинам

узбекская свадьба

узбекская свадьба

Узбекские мужчины издревле играют главенствующую роль в семье. На них лежит ответственность за принятие решений и забота о нуждах членов семьи. Женщины Узбекистана с детства воспитываются в подчинении главенству мужчин, они видят в нем не ущемление своих прав, а защиту.

Важная роль женщины в семье – забота о домашнем хозяйстве и воспитание детей. В городах все чаще представительницы слабого пола устраиваются на работу. В селах женщины, как и в давние времена, занимаются рукоделием, помогают мужьям на земельном участке, разводят скот.

узбекская пара

узбекская пара

Узбекские семьи крепкие: развод здесь редкое явление. По традиции супругу для сына выбирают родители, ориентируясь на достаток и положение в обществе семьи будущей невесты. Конечно, современные браки все чаще заключаются по инициативе молодых, а не по выбору родителей.

Современный институт семьи в Узбекистане переживает большие перемены: на протяжении многих веков по мусульманским традициям допускалось многоженство. Теперь же исламский брачный обряд – никах, проведенный без регистрации в ЗАГСе, преследуется по закону. Такое решение было принято, чтобы защитить права женщин и детей в узбекских семьях. Также ранние браки в 13–14 лет были обычным явлением. Согласно последним принятым законам минимальный возраст для вступления в брак для мужчин составляет 18 лет, для женщин – 17 лет.

Узбеки трепетно относятся к детям. Даже мужчины балуют и лелеют детей. Малыши с младенчества учатся слушаться старших. Матери прививают глубокое уважение к авторитету отца.

Права и положение женщин в семье узбеков

узбекская семья

узбекская семья

Современные узбекские женщины находятся в лучшем положении, чем их соседки в Афганистане. В Узбекистане борьба за равноправие мужчин и женщин во времена Советской власти принесла определенные плоды: женщины получили некоторые свободы не только в деловой сфере, но и в семейных отношениях. Однако по-прежнему женщинам бывает трудно себя защитить. Подвергшись насилию в семье, им часто некуда обратиться за помощью, поэтому многие вынуждены безропотно терпеть плохое обращение.

До недавнего времени в стране семьи с 8–10 детьми были нормой. Однако в целях контроля рождаемости правительство обязывало врачей проводить тайную стерилизацию узбекских матерей. Такая практика вызвала возмущение мировой общественности. В настоящее время о случаях принудительной стерилизации сообщается редко. Однако количество детей в семьях узбеков редко превышает 5 человек.

Жизнь простых людей в Узбекистане нельзя назвать легкой. Они вынуждены справляться с различными трудностями и проблемами. Но есть основания надеяться на лучшее будущее узбекских граждан.

Гостеприимство в Узбекистане — вековая традиция

Гостеприимство — жизненный принцип всех народов Востока и одна из характерных черт народа Узбекистана. Не принять гостя или оказать ему не должное уважение — значит опозорить семью, род, махаллю.

Узбекские семьи в большинстве своем очень большие, под одной крышей, как правило, живет несколько поколений, и опозорить семью, значит, в первую очередь проявить неуважение к старикам. А это страшный проступок ведь почитание старших — одна из главных заповедей в Узбекистане.

Сегодня законы гостеприимства превратившись лишь в хорошую привычку, очень помогающую в повседневной жизни. Но, чтобы попасть в число приятных гостей, нужно знать несколько нехитрых правил.

Если вас пригласили на обед или ужин в узбекскую семью, соглашайтесь обязательно, отказаться – значит обидеть хозяев. Приходить нужно точно к назначенному времени, с собой лучше принести небольшие подарки пригласившим или сладости детям. Заходя в дом, поприветствуйте всех присутствующих, здороваться за руку лучше только с мужчинами. Для приветствия подавайте правую руку с открытой ладонью, левой накрывая запястье здоровающегося при пожатии. Нелишним, будет во время этой церемонии спросить, как обстоят дела и поинтересоваться здоровьем.

Остальных гостей приветствуют на расстоянии легким кивком головы и приложенной к сердцу правой ладонью. Рукопожатие с женщиной оправдано только в том случае, если она первая протянет ладонь, ни в коем случае не начинайте во всеуслышание оказывать ей пристального внимания – это знак неуважения.


Гостеприимство — жизненный принцип всех народов Востока!


Далее хозяин дома пригласит вас за стол, снимите у порога вашу обувь и помните, садиться нужно строго на указанное место, ведь рассаживают гостей по иерархии и чем дальше ваше место от входа, тем большего уважения вы удостоены. Не ждите, что рядом с вами окажется хорошенькая соседка, женщины и мужчины, обычно, находятся за разными столами, дабы никого не смущать и не мешать важным беседам. Когда все приглашенные на местах, старейшина читает краткую молитву, с пожеланиями счастья и процветания дому, затем хозяин дома предлагает всем присутствующим испить чаю и только после соблюдения этих формальностей можно приступать к трапезе.

Любая трапеза начинается и заканчивается чаепитием. Вначале на стол подают сладости, выпечку, сухофрукты и орешки, фрукты и овощи, затем идут закуски, и лишь в конце — обязательный плов или другое праздничное блюдо.


Узбекские обычаи и традиции.



Добро пожаловать!!! Ждем вас в гости, в солнечный Узбекистан!

С любовью ваши Minzifa Travel!

Обычаи и традиции узбекского народа

Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства. В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней. А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом.

Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в «диком поле», среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.

Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: «Гостеприимство — выше мужества». В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Некоторые из них выражены в афористичной форме: «Лучше прийти вовремя, чем прийти рано», «Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге». Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу.

Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа. После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.

Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка «Фатиха туй». В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд «Нон синдириш» — «Преломления лепешки» и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными.

Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо — свадебный халат-чапан. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы — праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек — считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются.

Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, — молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом.

 На следующее после свадьбы утро начинается обряд «Келин саломи», означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь.

Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель — бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной.

Рождение мальчика в семье — особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания — хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки. Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом.

Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора — два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана.

Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля — это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания.

Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи — хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район.

Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.

Узбекские традиции и обычаи — Сайт narody74!

Традиции узбеков.

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В сельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.

Обряды

Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба). Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой). Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественной жизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и в которой принимало участие исключительно мужское население.

Бешик-туйи («деревянная колыбель») — ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и игрушки. В прошлом, чтобы все помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой. Гости приглашаются в гостиную к богато убранному дастархану (столу) и пока они угощаются, в соседней комнате в присутствии старых женщин проводится церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходят к младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки и сыплют на бешик парварду или сахар.

Хатна-килиш — еще один древний узбекский обряд, освященный исламом (суннат туйи). Этот обряд проводится у мальчиков в 3, 5, 7, 9 лет, в редких случаях — в 11-12 лет. Проведение сунната контролируется со стороны общественности. За несколько месяцев до ритуала, который часто называют также «свадьба» («туй»), начинаются непосредственные приготовления к нему. Родственники и соседи помогают шить одеяла, готовить свадебные подарки. Накрывается стол, после чего читаются суры из Корана, и старцы благословляют мальчика. После этого начинается большая «свадьба». Перед самой «свадьбой» на мальчика в присутствии соседей, старцев, родственников надевают подарки. В прошлом принято было дарить жеребенка, на которого мальчика усаживали в знак того, что отныне он мужчина — воин. Согласно традиции после плова вечером во дворе разводится большой костер, и вокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры.

Когда сын достигает совершеннолетия, родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети по матери или отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой потенциальной невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают о семье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаются свахи. Одной из основных процедур при сватании является «фатиха-туй» (помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день в доме девушки собираются известные в округе старики, председатель махалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд «нон синдириш» (буквально «ломать лепешку»). С этого момента молодые считаются обрученными. «Фатиха-туй» заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому из посредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям.

Основным моментом свадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в доме жениха. В день свадьбы у невесты на жениха надевают сарпо (одежда и обувь, подаренные к свадьбе), после чего жених с друзьями отправляются к родителям невесты для приветствия. Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями. Со встречи невесты в доме жениха и начинается свадьба. По окончании свадьбы жених сопровождает невесту до дверей комнаты, отведенной для молодых. В комнате невесту встречает «янга» (обычно близкая к невесте женщина), невеста переодевается и готовится к встрече жениха, находясь за занавеской («гушангой»). Через некоторое время жених в сопровождении друзей появляется у входа в комнату и в сопровождении «янги» направляется к занавеси, где его ждет невеста. Для входа к невесте он должен символически выкупить её у «янги», для чего устраивается торг. После этого жених и невеста остаются одни на ночь.

Праздники

Широко празднуются праздники, связанные с окончанием поста, — рамазан-хайит и курбан-хайит. В Курбан-хайит верующие идут в гости или принимают гостей у себя, помогают больным, одиноким, проявляют милосердие к ближним. Прекрасен праздник «Рамазан-хайит» — праздник духовного и нравственного очищения. В этот праздник принято поминать умерших, навещать больных, престарелых, заниматься благотворительностью и другими добрыми делами.

Древнейший народный праздник Навруз («Навруз байрами») отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Это праздник пробуждения природы и начала посевных работ, сохранившего в своем ритуале черты зороастризма. В земледельческих оазисах древнего Узбекистана каждую весну устраивались большие гуляния, праздничные базары. По традиции в домах и сегодня пекут печенье «баурсак» и готовят обрядовое блюдо — сумаляк.

Узбекский традиции и обычаи

Обычаи и традиции  узбекского народа

Обычаи и традиции узбекского народа

Гостеприимство Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония.   Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.

Гостеприимство

  • Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония.
  • Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.
Обряды Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба).

Обряды

  • Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к родоплеменным патриархальным отношениям.
  • Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба).
Бешик-туйи Бешик-туйи (

Бешик-туйи

  • Бешик-туйи («деревянная колыбель») — ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов
  • Обычно такое мероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца. В различных областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым достатком проводят его скромно. Бешик («колыбель») и необходимые для младенца принадлежности предоставляются родственниками матери младенца.

Хатна-килиш

  • Хатна-килиш — еще один древний узбекский обряд, освященный исламом (суннат туйи).
  • Этот обряд проводится у мальчиков в 3, 5, 7, 9 лет, в редких случаях — в 11-12 лет.
  • Проведение сунната контролируется со стороны общественности. С момента рождения мальчика родители начинают приготовления к суннат-туйи, постепенно приобретая все необходимое. За несколько месяцев до ритуала, который часто называют также «свадьба» («туй»), начинаются непосредственные приготовления к нему. Родственники и соседи помогают шить одеяла, готовить свадебные подарки. Все это поручается сделать многодетным женщинам.
  • Перед свадьбой читается Коран в присутствии старцев из махалли, имама из мечети и родственников. Накрывается стол, после чего читаются суры из Корана, и старцы благословляют мальчика. После этого начинается большая «свадьба». Перед самой «свадьбой» на мальчика в присутствии соседей, старцев, родственников надевают подарки.
  • Все поздравляют мальчика и осыпают его деньгами и сладостями, затем все это продолжается и на женской половине. В тот же день в кругу женщин проводится «тахурар» — укладывание одеял, подушек на сундук, что обычно выполняется многодетной женщиной. Обильное угощение, включающее плов, завершает ритуальное действие. Согласно традиции после плова вечером во дворе разводится большой костер, и вокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры. На следующий день празднество продолжается.
Фатиха-туй (помолвка) Одной из основных процедур при сватании является

Фатиха-туй (помолвка)

  • Одной из основных процедур при сватании является «фатиха-туй» (помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день в доме девушки собираются известные в округе старики, председатель махалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд «нон синдириш» (буквально «ломать лепешку»). С этого момента молодые считаются обрученными. «Фатиха-туй» заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому из посредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям.
Свадьба Свадебный обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и отмечается особенно торжественно. При наличии общих черт он имеет свои особенности в различных областях. Основным моментом свадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в доме жениха.  В день свадьбы имам мечети читает молодым

Свадьба

  • Свадебный обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и отмечается особенно торжественно. При наличии общих черт он имеет свои особенности в различных областях. Основным моментом свадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в доме жениха.
  • В день свадьбы имам мечети читает молодым «Хутбаи никох» (молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и женой перед богом. Имам объясняет молодым права и обязанности мужа и жены. Обычно после совершения никоха молодые едут в ЗАГС для регистрации своего гражданского брака.
Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями.  Ее сопровождают близкие подруги. Они поют песни (
  • Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями.
  • Ее сопровождают близкие подруги. Они поют песни («Уланлар» и «Ёр-ёр»). Со встречи невесты в доме жениха и начинается свадьба. По окончании свадьбы жених сопровождает невесту до дверей комнаты, отведенной для молодых. В комнате невесту встречает «янга» (обычно близкая к невесте женщина), невеста переодевается и готовится к встрече жениха, находясь за занавеской («гушангой»). Через некоторое время жених в сопровождении друзей появляется у входа в комнату и в сопровождении «янги» направляется к занавеси, где его ждет невеста. Для входа к невесте он должен символически выкупить её у «янги», для чего устраивается торг. После этого жених и невеста остаются одни на ночь.
Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями.  Ее сопровождают близкие подруги. Они поют песни (

«Келин саломи»

  • Рано утром начинается обряд «Келин саломи» (приветствие невесты). К началу обряда во дворе собираются родители жениха, все близкие родственники, друзья жениха и ближайшие соседи. Все по очереди подходят к невесте с пожеланиями, подарками и благословениями. Невеста обязана приветствовать каждого, низко кланяясь в пояс. Так заканчивается праздник и начинается семейная жизнь.
Праздники Важнейший государственный праздник - День Независимости- торжественно отмечается 1 сентября.  Ежегодно 8 декабря отмечается День Конституции в ознаменование принятия новой Конституции независимого Узбекистана в 1992 году.  Как и во многих других странах 9 мая отмечается День памяти и почестей.  Широко празднуются праздники, связанные с окончанием поста, - рамазан-хайит и курбан-хайит. Курбан-хайит является одним из самых значительных мусульманских праздников. В этот день после положенных ритуалов верующие идут в гости или принимают гостей у себя, помогают больным, одиноким, проявляют милосердие к ближним.  Прекрасен праздник

Праздники

  • Важнейший государственный праздник — День Независимости- торжественно отмечается 1 сентября.
  • Ежегодно 8 декабря отмечается День Конституции в ознаменование принятия новой Конституции независимого Узбекистана в 1992 году.
  • Как и во многих других странах 9 мая отмечается День памяти и почестей.
  • Широко празднуются праздники, связанные с окончанием поста, — рамазан-хайит и курбан-хайит. Курбан-хайит является одним из самых значительных мусульманских праздников. В этот день после положенных ритуалов верующие идут в гости или принимают гостей у себя, помогают больным, одиноким, проявляют милосердие к ближним.
  • Прекрасен праздник «Рамазан-хайит» — праздник духовного и нравственного очищения. Он начинается по завершении 30-дневного поста, который по исламским законам приходится на 9-й месяц мусульманского года Хиджры. В этот праздник принято поминать умерших, навещать больных, престарелых, заниматься благотворительностью и другими добрыми делами.
Навруз Древнейший народный праздник Навруз (

Навруз

  • Древнейший народный праздник Навруз («Навруз байрами») отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Это праздник пробуждения природы и начала посевных работ, сохранившего в своем ритуале черты зороастризма. В земледельческих оазисах древнего Узбекистана каждую весну устраивались большие гуляния, праздничные базары. По традиции в домах и сегодня пекут печенье «баурсак» и готовят обрядовое блюдо — сумаляк.
Одежда Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками.  Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана .

Одежда

  • Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками.
  • Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана .
Головной убор (тюбетейка)  Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского

Головной убор (тюбетейка)

  • Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка — твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков.
  • Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов.
Махалля К традиционным формам общественных отношений в Узбекистане относятся, прежде всего, махалля - соседская община, объединения мужчин

Махалля

  • К традиционным формам общественных отношений в Узбекистане относятся, прежде всего, махалля — соседская община, объединения мужчин «джура», цеховые объединения мастеров-ремесленников. Узбекская махалля имеет тысячелетнюю историю и является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов и праздников. Здесь бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению ритуалы их проведения. Как правило, в традиционных махаллях действуют мечети.
  • В суверенном Узбекистане махалля стала хранителем традиций культуры и нравственности узбекского народа, признанным законом механизмом самоуправления граждан. Сегодня махалля представляет собой территориально объединение семей с целью кооперации и взаимопомощи как в районах индивидуальной застройки и традиционных частях городов, так и многоэтажных домов и улиц промышленных городов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Творческие традиции Узбекистана | Журнал Ярмарки Мастеров

«Да — это край, забытый милосердием жизни, — подумал я. — Должно быть, люди здесь любят строить голубые купола на мечетях и пёстрые украшения на их стенах, а также яркие краски в одеждах и коврах, чтобы вознаградить себя за эту голую серость земли, за эту жёлтую пыль, в которой верблюд бредет, утопая в ней по колено.» К.Антарова, «Две жизни»

Хочу поделиться с вами фото-экскурсией в Ташкент Плазе по экспозиции изделий мастеров из разных уголков Узбекистана.

Заранее прошу прощения за качество фото, всё снято на телефон.

Почти все предметы обихода издавна во всех странах делались вручную, Узбекистан – одна из стран, современный быт которой по прежнему украшается изделиям, изготовлеными вручную. Всё, что представлено на выставке – не предметы далёкого прошлого, всё можно посмотреть, потрогать, купить, перед этим традиционно поторговавшись, и использовать в повседневной жизни.

Начнём с керамики.

Глиняная посуда служит как бытовым целям так и украшением интерьера. Каждая тарелка, пиала, блюдо (ляган по узб.) расписаны вручну орнаментальным или природным мотивом. Цветовая гамма чаще всего представлена в различных оттенках синего, зеленого и коричневого цветов — преобладание отдельных цветов и узоров зависит от традиций конкретного региона страны (я, к сожалению, ещё не достаточно разбираюсь в таких тонкостях).

Творческие традиции Узбекистана, фото № 1

Творческие традиции Узбекистана, фото № 2

Творческие традиции Узбекистана, фото № 3

Творческие традиции Узбекистана, фото № 4

Творческие традиции Узбекистана, фото № 5

На ряду с расписаной керамикой, стены также украшают картины с изображением местной природы и сюжетов из повседневной жизни.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 6

Творческие традиции Узбекистана, фото № 7

Творческие традиции Узбекистана, фото № 8

Так же из местной глины изготавливают плитку с глазурью для внешнего и внутреннего декора релегиозных, общественных помещений и жилых домов.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 9

Особого внимания заслуживают статуэтки и куклы, отдельные элементы которых выполнены из глины. В их костюмах и внешности отражены традиции разных времён и народностей, проживающих на территории Узбекистана.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 10

Творческие традиции Узбекистана, фото № 11

Творческие традиции Узбекистана, фото № 12

Творческие традиции Узбекистана, фото № 13

Творческие традиции Узбекистана, фото № 14

Творческие традиции Узбекистана, фото № 15

На мой взгляд, самое богатое по своей фантазии местное ремесло – это ткачество. Каких только узоров и цветовых комбинаций тут нет! Какую ткань не возьми – каждая неповторима и в каждую вложена масса труда, начиная от ручного разматывания коконов шелкопряда, прядения и окрашивания нити, заканчивая созданием каждым мастером своего уникального узора и непосредственным созданием ткани на ручном станке.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 16

Творческие традиции Узбекистана, фото № 17Творческие традиции Узбекистана, фото № 18

Домотканый текстиль используется как для традиционной национальной одежды, так и для одежды современного кроя, а так же для интерьера 1 подушки, одеяла, курпачи (матрасы по узб.)

Творческие традиции Узбекистана, фото № 19

Помимо домотканого адраса (шёлк с хлопком) и хан-атласа (шёлк) в создании одежды местные мастера используют традиционную вышивку сюзане — вышивка крючком тамбурным швом.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 20

Творческие традиции Узбекистана, фото № 21

Творческие традиции Узбекистана, фото № 22

Творческие традиции Узбекистана, фото № 23

Творческие традиции Узбекистана, фото № 24

Творческие традиции Узбекистана, фото № 25

Обувь и аксессуары тоже декорируют этим видом вышивки.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 26

Творческие традиции Узбекистана, фото № 27

Творческие традиции Узбекистана, фото № 28

Вышивка сюзане украшает и интерьер дома в виде вышитых картин.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 29

Творческие традиции Узбекистана, фото № 30

Творческие традиции Узбекистана, фото № 31

Удалось подсмотреть изнанку.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 32

Вот так выглядит процес вышивки:

Творческие традиции Узбекистана, фото № 33

Творческие традиции Узбекистана, фото № 34

Готовые вышитые наволочки:

Творческие традиции Узбекистана, фото № 35

Творческие традиции Узбекистана, фото № 36

Кроме тамбурного шва, тут популярно золотное шитье на праздничной одежде, крестик на обуви и аксесуарах и расшитые крупными гладьевыми стежками настенные ковры.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 37

Творческие традиции Узбекистана, фото № 38

Творческие традиции Узбекистана, фото № 39

Шёлковый шифон местного производства можно встретить в работах с батиком в виде картин и одежды, а также в изделиях со смешанной техникой.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 40

Творческие традиции Узбекистана, фото № 41

Творческие традиции Узбекистана, фото № 42

Дерево в Узбекистане редкий и дорогой материал, поскольку леса тут. как такового, нет. Резьбой по дереву украшают веранды домов, элементы декора потолков и стен, двери, мебель, шкатулки, настеные декоративные тарелки и рамы картин.

Творческие традиции Узбекистана, фото № 43

Творческие традиции Узбекистана, фото № 44

Творческие традиции Узбекистана, фото № 45

Творческие традиции Узбекистана, фото № 46

Творческие традиции Узбекистана, фото № 47

Всем спасибо за внимание!

Следующие публикации будут посвящены отдельным мастерам по различным видам творчества. В ближайшее время это будут мастера по вышивке сюзане и мастер по резьбе и росписи по дереву. Добавляйтесь в круг, чтоб не пропустить интересные истории становления мастеров.

Всего доброго 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *