Традиции казахская свадьба: «Замуж за казаха»: о каких обрядах должна знать новоиспеченная невеста? | Первый семейный портал Казахстана – Казахская свадьба: традиции, обряды, свадебные платья

Статья «Свадебные традиции казахского народа»

Девушка- украшение народа,

цветы — украшение земли

СГОВОР О СВАДЬБЕ

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершенолетия.Семью выбирали по статусу, по родителям. Казахи говорят, «анасын қарап – қызын ал». Какой глубокий смысл: выбирать жену, посмотрев на мать. Все потому, что жизнь доказывает: девушки в будущем становятся похожими на своих матерей. Искали равную семью, семью хороших, знатных, уважаемых людей.Если в роду были больные (генетическая наследственность), то таких девушек не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами. Существуют различные виды «Қыз айттыру».Если дети (мальчик , девочка)маленькие или даже еще не родились, обе стороны договариваются в будущем стать сватами.Такие люди обычно хорошо знают друг друга, давно дружат семьями.До рождения малышей,если, конечно, позже один из них будет мальчиком, а другая- девочкой- договариваются стать сватами (атастыру).Вышеназванное сватанье называется «бел куда» (до рождения детей). А если сватают детей с колыбели — бесык куда ( бесык – колыбель). Иногда женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата, и их так и называют «карсы куда»- «взаимный сват».Люди, продолжившие свое сватовство, то есть дважды ставшие сватами, называются «сүйек жаңғырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после «құда түсу».

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. «Қыз айттыру» служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи.

Қамшы қайтару –- национальная традиция казахского народа. Этот обряд присуще только казахскому народу. Отец, выбирающий невесту для сына, оповещал родственников о планах, а они в свою очередь рассказывали, где и у кого есть девушка на выданье. Отец вместе с уважаемыми людьми прибывал к родителям девушки, а после трапезы вывешивал камчу на кереге и только после этого уезжал. Отец девушки после знакомства с гостями, поняв намек, должен был дать соответствующий ответ. Если девушка помолвлена ранее или родители не желали выдавать дочь, то он возвращал камчу хозяину. За возврат камчи отец джигита не обижался.

Смотрины невесты

Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом. Таким парням никто не имел право выражать недовольство. Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, «кыз коретин жигитти биз корелик», что означает «такие смотрины и мы хотим устроить», и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение.  Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами – «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты. Так и в старину браки совершались по любви.

Шеге шапан – Подарок

После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны джигита – это каргыбау (буквально каргы – уздечка, бау — поводья), на деле скакун или иноходец. А отец девушки на плечи жаушы (доверенное лицо жениха) накидывает шеге шапан (шеге- гвоздь, шапан — чапан). Это говорит об успешности переговоров. Этот обычай именуется 

«шеге шапан». Увидев на жаушы новый чапан (шеге шапан), встречающие осыпают его «шашу» —  конфетами, сладостями и деньгами.

Сватовство

Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.
Сваты в количестве 3-4 человек, а то и больше приезжают за девушкой. Среди них «бас куда» (главный сват), «кудалар» (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. «Куда тусу» — самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит. Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Сватов встречали торжественно. По традиции совершали жертвоприношение для укрепления родственных уз.

Не будет лишним добавить, что казахи трепетно относятся к сватам. Есть отличная пословица по этому поводу: «Күйеу – жүз жылдық, құда – мың жылдық» («Муж – на сто лет, а сват – на тысячу лет»).
 Ведь любой казах «құданы құдайдай сыйлайды» [чтит свата как бога], принимает его «по высшему разряду».

Выкуп за невесту

  После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал», который выплачивается в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между крупными баями он составлял от 200-500 до тысячи лошадей. Родители девушки дарили сватам киит (подарки), а дочери – приданое. Для молодой семьи дарили все необходимое.»Если нашел себе ровню, отдай задаром», -наверное, отсюда и произошла казахская пословица.

Хотя, «Если даже девушка и осталась без калыма, без приданого она не останется никогда». Помимо этого, учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы).

Киит

Перед отъездом сватов отец девушки наделяет их по традиции «киитами» — подарками. Киит делился на главный и нижний. Старшему в свите дарили главный киит (норковая шуба, ковры, драгоценности, скот). Нижний киит – это метражные материалы разных видов. Самый ценный «киит» получает отец жениха, даже в том случае, если его нет в числе сватов. Другие сваты получают «киит» по степени родства. В зажиточных семьях «киит» отцу жениха – это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь; соответственно одаривались и другие сваты. Приехавшие со стороны невесты сваты тоже в свою очередь, получают «киит», однако он несколько меньше, чем «киит» представителям отца невесты, что обуславливается необходимостью выплаты доли калыма.

В наше время «калын мал» не платится, но обычай давать «киит» и прочие традиции сватовства сохранились.

Обрядовое угощение, состоящее из печени и курдючного сала

Обряд «Құйрық-бауыр асату» (подача печени с курдючным жиром) – древний символ казахского сватовства. Родители девушки благословляют молодых и совершают обряд жертвоприношения (белый баран). Готовят обильное угощение и приглашают всех родственников и соседей. Новоприбывшим сватам перед дастарханом подавали блюдо с нарезанной печенью и курдючным жиром. «Печень с курдючным жиром первыми пробуют главные сваты обеих сторон. Этот обычай означал, что отныне «мы стали близкими словно печень и курдюк», то есть «родственниками».

Блюдо подтверждает факт сватовства и принимается в случае споров как вещественное доказательство состоявшегося сватовства. После этого обряда уже нельзя отступать, иначе виновная сторона платит «неустойку» и возвращает калым. «Куйрык-бауыр» — залог верности и нерушимости договора.

Олі-тірі [мертвые-живые]- национальная традиция казахского народа

После договора о свадьбе со стороны жениха во главе со сведущим человеком сватам отправлялся подарок оли тири.

Олі-тірі [мертвые-живые]жертвенное животное, мясо которого должно быть поделено между родственниками невесты после свадьбы (лошадь, баран либо деньги).

Это, как видно из названия, символизирует уважение к живым и покойным представителям рода невесты и нерушимость свадебного договора.

«Уважение покойников (аруак) обогащает живых» — так считали в древности. Родители девушки приглашали родственников и соседей, читали молитву, угощали всех и оповещали народ о сватовстве.

После этого жених может тайком навещать невесту (урын келу или кынаменде).

Саукеле — национальная традиция казахского народа

Традиция «сәукеле кигізу» занимает особое место. «Саукеле» не только самый дорогой головной убор среди женской одежды, оно также служит символом начала новой жизни.Это память между беззаботной жизнью девушки и наступлением новой семейной жизни. Если так, то «сәукеле кигізу» для невесты особо торжественный обряд. На обряд приглашают сватов и свах. Осыпают шашу. Дают бата (благопожелание). «Байгазы» за саукеле бывает значительным. В саукеле невеста смотрится особенно народной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть «саукеле» на невесте. За что дают соответствующий «коримдик».Создание нового очага, невеста в саукеле, игра, смех – все это предзнаменование новой жизни.

Скот для свадьбы (традиция)

ТОЙ МАЛЫ [животное для забоя на свадьбу]. Жених, когда приезжает за невестой, привозит «той малы», то есть скот для свадьбы. Его режут на этой свадьбе. В зависимости от состояния сваты приводят «той малы» несколько лошадей (коров) или баранов. К этому добавляются дорогая ткань, вещи, фрукты, сахар, чай и т.д. Авторитет зятя в будущем может зависеть и от такого презента как «той малы». Если его привозят не соответственно богатству, положению, то «кыздын женгелеры» ( жены старших братьев девушки) могут высказывать упреки, колкости по этому поводу. Вот почему строгое соблюдение присутствия цельного и «откормленного» скота вызывает серьезную озабоченность.

Қалың мал

«Қалың мал» — это обычай нашего народа, сохранившейся до наших дней. «Қалың мал», который дают семье невесты -это не плата за девушку. Каждая семья воспитывает дочь в заботе и нежности с момента рождения. Это подарок за труд родителей девушки. 

Знакомство с девушкой: Родственники девушки, обычно это невестка или близкие родственники, отправляются на родину будущего мужа девушки, чтобы познакомиться с бытом и условиями жизни данной семьи. Это проводится до проводов невесты.

Приданое невесты

Обязанность родителей в каждой казахской семье — выдать замуж дочь с достойным приданым. Обходилось «жасау»(приданое) невесты им очень дорого, превышая иногда стоимость калыма. Но подготовка приданого для дочери — вопрос чести. Казахи говорят: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз қыз болмайды» («Если даже невеста и осталась без калыма, она не останется никогда без приданого»). При подготовке приданого девушки вносили свою лепту и близкие родственники. Это также большая помощь. Сначала готовили нитку с иголкой, чтобы была мастерица, потом коржун и даже мешочек для чая.

Казахи уделяли достаточное внимание «жасау» невесты. Они всегда выше всего ставили свою честь, гордость и достоинство, никогда не позволили бы уйти дочери без приданого. «Украшение дома дочь и приданое», «Нет девушки без приданого»- говорят в народе, мать девочки с самого её детства готовит для нее его своими руками. Пословица «Жасауды алты жастан жинасаң асады, жеті жастан жинасаң жетеді» — тому свидетельствует. Что означает: «Если с 6-ти лет приданое начинать собирать, соберёшь с избытком, если с 7-ми — с достатком». Готовя приданое девушке, учитывали всё до мелочей. В «жасау» давали ювелирные красивые украшения, ковры, «текемет» (кошма), посуду, вещи и, конечно же, «саукеле» (головной убор невесты), который символизирует новую жизнь. Состоятельные родители специально готовили «ак отау» (белую юрту) для дочери.

В принципе, приданое-это имущество, которое предоставляется девушке, которая выходит замуж. Это делается для того, чтобы, когда дочь выйдет замуж ни в чём не нуждалась, если они решат с мужем жить в отдельном доме. Так же, если невеста идёт в чужой дом, она могла использовать своё имущество без притеснений.

В первой половине 19 века знатные баи к приданому дочери добавляли служанку. А со второй половины 19 века дарили повозки, самовары, швейную машину. Вещи для приданого зависят от времени, обычаев местности. Например, в приданое девушкам из аула Абая прибавляли сборник стихов великого акына.

Традиция дарить приданое девушке сохранилось до наших пор.

Прощальная песня (сынсу)- казахская народная традиция.

У нашего народа один из наиболее распространенных обычаев — это сыңсу. Сынсу» — песня прощания невесты с родными и родиной, поется невестой в день отъезда в аул жениха. Накануне отъезда, невеста с женой старшего брата или подругой обходила всех родственников и прощалась с ними. «Сыңсу» — тихое пение (дословный перевод — всхлипывание) и занимала достойное место среди обрядовых песен.

Казахи исстари говорили «Өлең сөздің патшасы» («стих — это царь слова»).

Гордые казахские девушки сами сочиняли прощальную песню и придумывали мелодию. А кто не мог сочинить, обращались за помощью к акынам и заучивали текст наизусть. Повторение уже спетого текста не приветствовалось. Тому были свои причины. Сыңсу – это не просто песнопение, это своего рода послание, подытоживание жизни, оставшейся позади. Девушка благодарила родителей и родичей, оплакивала свою девичью волю, пела о своих мечтах и надеждах на будущее. Кроме того, песней высказывали и обиды, например, за то, что выдают неровню за богатый калым. Невесту увозят лишь после того, как она попрощается со своими родителями.

В наши дни традиция сыңсу подверглась изменениям, но главный смысл остался прежним.

Казашки-россиянки о свадьбе как о самой тяжелой традиции

Асия Шакетова, 21 год, Тюмень

В семье, в которой я родилась, всегда уважали и придерживались казахских традиций, проводили обряды именно так, как учили старшие. Сейчас я тоже стараюсь получить все эти знания и научиться всем тонкостям.

Думаю, что соблюдать национальные традиции нужно, так как благодаря им мы больше общаемся с родственниками, воспитываем в детях уважение к своей национальности и старшим.

Но все-таки некоторые традиции в современном мире уже неактуальны и не стоит бояться их изменить. Думаю, большая часть казахской молодежи со мной согласится, хотя некоторые вообще не видят смысла в соблюдении традиций.

К счастью, так сложилось, что я вышла замуж в казахскую семью.

Я только недавно начала понимать, что национальность мужа важна

Сложно объяснить человеку, которого воспитывали по-другому, почему нужно выполнять немалое количество обрядов, а тем более сложно привить ему уважение к ним.

Казахская свадьба — самый тяжелый обряд, который включает в себя миллион тонкостей, про которые нельзя забыть или упростить. Перед свадьбой наши родственники ездили друг к другу на сватовство. Затем мои родители проводили Кыз узату. А после Неке кияр была свадьба со стороны жениха.

У каждой нации есть хорошие и плохие люди

Айнура Кушурова, 21 год, Сургут

Все семьи казахов в России разные, но стремление сохранить традиции есть почти у всех. Я думаю, что соблюдать традиции — это всегда хорошо, и важно уважать не только свои, но и чужие.

Нужно всегда быть казахами вне зависимости от места проживания: добрыми, гостеприимными и простыми

Я выросла в семье, где всегда говорят на казахском языке, и каждый праздник мама готовит бешбармак и баурсаки. Она всегда учила нас гостеприимству и уважению к старшим.

В 15 лет мы со старшим братом попали в казахскую диаспору в городе Сургут, где молодежь организовывала праздники Наурыз, День независимости Казахстана и другие.

Летом, когда в Сургуте проходил городской фестиваль национальных культур, наши ребята ставили юрту, в которую мог зайти каждый и попробовать национальную кухню.

В выходные мы могли собрать всех желающих, чтобы познакомиться и пообщаться. Мы называли такие посиделки «бешбармак пати». Тогда я поняла, что мне приятно и комфортно находиться «среди своих».

Общаясь со многими казахскими семьями в России, могу сказать, что выбрать в качестве супруга человека своей нации здесь не менее важно, чем в Казахстане.

Лично я считаю, что у каждой нации есть хорошие и плохие люди, но я никогда не представляла рядом с собой человека другой нации.

Свадьба у нас с супругом была необычная, но думаю, что нам удалось не обидеть старших, сохранить основные традиции и при этом остаться довольными самим, не погрязнуть в кредитах и не лишить себя свадебного путешествия.

Сначала у нас было сватовство — куда тусер, преподношение презентов — сырга салу, и так далее. Через месяц мы расписались, устроили красивую фотосессию, потом отметили это событие в кругу близких.

Сама свадьба была в Петропавловске, мы хотели, чтобы на ней были родственники из Казахстана

Мы провели неке в мечети, а вечером был банкет с казахскими песнями, танцами, конкурсами, беташаром и прочим.

Я в семье, где соблюдаются обычаи нашего народа

Гульжан Кинжалинова, 27 лет, Омск

Я родилась и выросла в России. С детства родители прививали нам любовь к своей нации, традициям и обычаям.

Их соблюдение — часть нашего быта, они касаются всех этапов жизни: рождение и воспитание детей, почитание предков, уважительное отношение к старшим, проведение праздников, сватовства и свадеб, обычаи гостеприимства.

Я думаю, что

сохраняя наши традиции, мы сохраняем свою индивидуальность как нация

Конечно, есть обычаи, которые ушли в прошлое, но другим традициям, например, касательно детей, сейчас уделяют особое внимание. Проводят торжественные мероприятия, приглашая всех родственников, кудалар, друзей и соседей.

Для меня было важно выйти замуж за казаха. Возможно, потому что меня так воспитали родители, не могла думать по-другому.

Мой супруг из другого города, и до сих пор многие удивляются, ведь в Омске тоже много казахов. Так получилось, видимо, судьба. И я рада, что попала в семью, в которой соблюдаются традиции нашего народа.

Наша свадьба проходила в 3 этапа, так как мы из разных городов, и у нас много родственников и друзей. У нас был обряд никах в мечети, Кыз узату, Уйлену тойы и сама свадьба с регистрацией.

Источник

Особенности свадьбы у казахов — Ummet.kz

Головной убор жениха (борик) украшали перья филина (укы), на плечах был накинут красный чапан. Жениху необходимо было выполнить ряд заданий, если он не справлялся, то должен был платить штраф. По обычаям свадьбы у казахов, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Традиция саукеле кигизу занимала особое место. Это особо торжественный обряд для невесты, когда на голову невесте одевали свадебный головной убор — саукеле с особым покрывалом желек, в котором она должна была приехать в аул жениха.По фольклорным данным другим непременным атрибутом свадебной одежды невесты были перчатки. Саукеле — не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорого подарок от жениха.

На саукеле кигизу приглашали сватов и свах, осыпали их шашу (конфетами, сладостями, монетами). Давали бата (благословение). Выкуп (байгазы) за саукеле бывал очень значительным, ведь в саукеле невеста смотрелась особенно нарядно, роскошно и неповторимо.За погляд давали соответствующи коримдик (подарок).

В день отъезда невесты сватам показывали приданое- жасау, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Жасау (приданное невесты) нередко превышало по стоимости калын мал. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), саукеле, дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в жасау. состоятельные родители готовили ак отау (белую юрту) для дочери.

Жених, приезжая за невестой, согласно традиции свадьбы у казахов, приводил той малы, то есть скот для свадьбы: лошадей, коров или баранов. Скот резали для пира на этой свадьбе. Также привозили дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай. Авторитет зятя в будущем во многом зависел от количества и качества той малы. Если подарки не соответствовали богатству и положению жениха, то жены старших братьев могли высказать по этому поводу едкие упреки.

На свадебном тое устраивались различные игры: байга (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников), борьба наездников за тушу козленка. Свадебный той сопровождался пением хоровых песен (жар-жар), в котором выражались пожелания счастливой жизни молодым. Накануне отъезда, невеста с женой старшего брата или подругой обходила всех родственников и прощалась с ними.Родственники оказывали ей соответствующие почести и одаривали подарками на память.Во время посещения родственников невеста исполняла традиционную песню «Сынсу». В наше время такой обычай стал забываться. Дата проводов невесты устанавливалась сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. После тоя, когда в назначенный день жених со своей свитой, вручив всем подарки, увозил невесту в свой аул, отец невесты по традиции свадьбы у казахов дарил всем сватам киит(одежду). Новоиспеченному зятю также преподносилась в подарок одежда. Подарок это назывался капка салар.

В числе свадебных обрядов жених преподносил родителям невесты подарки. Матери невесты — сут акы — плату за молоко матери Отцу невесты жигит туйе — дорогую одежду, верблюда, лошадь, конскую сбрую, после чего отец невесты благословлял зятя.

Проводы девушки — кыз узату — важный этап казахской свадьбы. Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжали за невестой. Среди них был «бас куда» — главный сват и кудалар — сваты и друг жениха. Сваты обычно прибывали вечером. С этого момента начинался той с играми, песнями, танцами, дарились подарки.В этот день близкие родственники девушки официально приглашали сватов в гости. Девушку по обычаю свадьбы у казахов отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Перед отъездом девушка песней (коштасу жары) прощалась с родственниками.

Молодежь пела «Жар-жар», «Аушадияр». Сватам по обычаю казахской свадьбы вручался положенный куда аттандырар. После провода сватов девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садились в повозку. Девушке запрещалось оглядываться назад. Сваты ехали впереди, за ними следовала повозка — шанырак туйе. Караван замыкали красиво одетые парни с песнями и шутками. Девушку везли в аул жениха торжественно, сразу посл выезда из родного аула шествие называлось «кыз коши» (караван девушки), а через некоторое расстояние — келиншек коши (караван невесты). Жители аулов, мимо которых проезжал келиншек коши могли остановить караван и попросить подарочек (каде), после чего желали доброго пути и счастья. Обычай этот называется туемурындык.

Следующий этап свадьбы у казахов — келин тисиру (ввести невестку в дом). Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки и молодухи выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Порог всегда переступали право ногой. Встречающие осыпали всех шашу (конфеты, баурсаки, монеты). Осыпали женщины пожилого возраста. В аул съезжались родственники и знакомые, устраивался пир с угощениями, песнями и различными увеселениями. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту. Проводился обряд беташар (открытие лица невесты), которое предварительно покрывали шалью. Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется «Беташар». Певец-импровизатор , характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд — коримдик. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.

После исполнения песни по традиции свадьбы у казахов свекровь подходила к невесте и целуя ее, желая счастья и благополучия, снимала шаль. Шаль передавалась присутствующим женщинам, делилась между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда «бие кысырамас» — пусть кобыла не останется яловой, даст приплод.

После свадебного пира с невесты снимался саукеле и одевался платок. Замена головных уборов, означала, что она теперь относится к группе замужних женщин.

На следующий день после свадьбы проходило нике кию (венчание по мусульманской религии). Основные действующие лица: мулла, жених с невестой, два свидетеля. Жених с невестой садятся перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читает молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передается присутствующим, которые пьют воду и берут из пиалы чайной ложкой монеты. Роль двух свидетелей заключается в поднесении пиалы жениху с невестой, а затем и всем гостям. Этот обряд проходит в мечети.

В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовила постель для молодоженов, в шутливой форме давая советы молодым. Такую миссию поручали примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Вы полнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждала, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен был отблагодарить сноху сполна и встретить утро с улыбкой. Этот обряд назывался жолдык, поэтому и подарок для женге должен был быть ценным.

Казахская свадьба. Верность традициям

Свадьба у совершенно разных народов мира– один из самых красивых и самобытных ритуалов, и конечно, казахи не исключение. Их свадьбы, не только обставляются с особой пышностью, но и требуют выполнения определенных мероприятий, которые сегодня могут показаться кому-то анахронизмом, но на самом деле несут огромный глубинный смысл.

Казахи – один из немногих народов в Средней Азии, у которого распространен исключительно моногамный брак и в связи с этим на него накладываются определенные ограничения, которые должны предотвратить кровнородственные связи и обеспечить здоровое потомство – залог процветания нации. Поэтому у казахов традиционно, не вступают в брак представители одного рода, которые состоят в родстве менее, чем в седьмом колене, или как говорят: «живущие ближе чем за семью реками». Но даже при выполнении всех необходимых условий, брак заключается только после получения разрешения от аксакалов и главы рода.

Традиционно жених с невестой знакомятся практически перед самой казахской свадьбой, ведь выбор второй половинки для детей – забота мудрых старших родственников. Подходящую пару сыну или дочке заботливые родители начинают присматривать едва ли ни сразу после рождения ребенка. При этом, прежде всего, учитывают материальное благосостояние семьи, ее родословную и репутацию.

Издревле приветствовались очень ранние браки, которые, как считалось, уберегают молодых от пагубных поступков. Нередко обряд сватовства происходил, когда невесте исполнялось всего 13-14 лет, а жениху 14-15.

Нередки случаи, когда невесту просто воровали из родительского домаалып кашу»), но чаще всего согласие на брак все же достигалось «мирным» путем («кудалык»).

В заранее назначенный день сваты со стороны жениха (отец и близкие родственники) приезжают в гости к родителям потенциальной невесты. После длительных переговоров сторона жениха соглашается выплатить калым, размер которого устанавливают в зависимости от достатка сватающихся. Богатые семьи отдают до 77 голов лошадей, клан среднего достатка — 47, а сравнительно небогатые – 17 коней. Если будущие родственники не имели лошадей, с них брали эквивалент другими видами скота. Правда, сейчас эту роль обычно выполняют деньги.

Когда большая часть калыма уже выплачена, родственники жениха имеют право назначить день свадьбы.

Очень часто люди непосвященные поражаются и возмущаются размерами калыма и приданого, но здесь есть маленькая хитрость. Приданное, как и калым, собирают не только родители молодоженов, но и вся большая родня вплоть до седьмого колена. Причем все собранное не уйдет на сторону, а остается в семье, и значит, никто особенно не обеднеет.

Следующим шагом к казахской свадьбе обычно бывают смотрины.

Родители жениха, а также сам юноша официально знакомятся с будущей невестой, которая при личной встрече должна подарить своему жениху платок, как символ верности и чистоты.

Если юноша без причины отказывается от вступления в брак, то ему не возвращается калым, и он еще должен заплатить штраф семье невесты. Если же отказ поступает от невесты, калым жениху возвращается и также платится отступной штраф.

Обряд венчания на казахской свадьбе, в отличие от других мусульманских народов, вовсе не требует обязательного освящения муллой. Достаточно, чтобы представители родов жениха и невесты, вместе с присутствующими, пропели свадебную песню «аужар».

Интересно, что слова этой песни могут варьироваться, однако мелодия всегда остается одинаковой. Песня разделена на пять частей: пролог, причитания, утешение, плач расставания, притча о снятия покрывала (вуали).

Любопытно, но на протяжении всей свадьбы жених с невестой не должны разговаривать.

Казахскую свадьбу традиционно никогда не назначают на январь и февраль. Так повелось со стародавних времен, когда народы Казахстана были по преимуществу кочевыми, а зимние месяцы считались особенно тяжелыми.

Особым украшением казахской свадьбы, несомненно, являются национальные подвенечные наряды жениха и невесты. Самым дорогим и красивым считается головной убор девушкисаукеле», который представляет собой высокую конусообразную шапочку, сделанную из дорого бархата или велюра и расшитую драгоценными камнями: жемчугом, рубинами и топазами. В декоре головного убора также присутствует ценный бисер и непременный мех норки или горностая.

Венчает «саукеле» невесты высокий пучок из перьев белого филина — «укы».

Свадебное платье обязательно украшено ручной вышивкой, несущей в себе магические обереги и символы казахского народа.

Отправляющийся за невестой жених, тоже выглядит весьма колоритно. По народному обычаю его наряд должен гармонировать с нарядом невесты и сильно отличаться от одежды сопровождающих джигитов. Поэтому на свой головной убор — «борик» он тоже прикрепляет «укы» из перьев филина, надевает сапоги с высокими каблуками, а на плечи накидывает красный вышитый «чапан» (национальный халат).

Казахская свадьба заканчивается, и молодых оставляют одних, а уже завтра наступит первый день новой жизни с ее новыми хлопотами — время посещения родственников, которым молодожены в течение месяца ежедневно будут наносить визиты, тем самым демонстрируя свое уважение к старшим.

Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия — Караван

благословением и приглашением огромного количества гостей, которых родители молодых словно берут в свидетели, выдавая замуж дочь или женя сына. Потому, мол, и стараются сегодня вспомнить все мельчайшие нюансы народных традиций.

По мнению автора книги “Ситуативный казахский” Каната ТАСИБЕКОВА, казахи и так многих традиций лишились, и терять такое явление, как свадебный той, – последнее дело. Сколько бы это ни стоило!

Уговор дороже денег

Недавно мои знакомые, выдававшие замуж дочь (сами они из ученых академических кругов), решили на семейном совете: будем делать все по традиции, мол, не куклу дарим! Значит, само собой, надо делать қыз үзату – проводы невесты.

Задолго до назначенной даты будущие сваты – родители жениха и невесты – собираются в самом роскошном ресторане города и обсуждают предстоящие расходы. Тут самое главное – не сплоховать: родители невесты обычно набивают цену себе и своей дочери, хвастаются родовитостью и крутыми родственниками, и если родители жениха дадут слабину, могут навязать им ненужные расходы на многочисленные подарки.

Бывает, что на этом тайном собрании решается – проводить қыз үзату или нет? Если родня невесты не хочет особо тратиться, то можно, конечно, и обойтись. Но все равно от дарения подарков ее родным сваты не отвертятся.

Хотя это ведь не главное? Ничего страшного, если вы не получите в подарок очередной костюм made in Bishkek или золотые сережки, купленные на распродаже с 80-процентной скидкой?

Однако такой обычай, как қыз үзату, в последнее время среди казахстанцев становится весьма популярным явлением.

Проводы обычно проходят  за день до свадьбы и порой не уступают по своему размаху самому главному тою – тут уж как родня невесты решит отличиться.

Родственники жениха приглашаются на қыз үзату в ограниченном количестве – только самые-самые близкие.

Почти на всех современных свадьбах принято спаивать гостей с другой стороны. Причем возлагают эту миссию на женщин. Это, конечно, не апашки и не ажешки, а тот самый “средний класс” сестер матери или отца невесты, всевозможных абысынок, женгешек и кудаша. С рюмочкой водочки или бокалом вина они обходят столы сватов и других гостей после каждого произнесенного тоста, бдительно следят, чтобы каждый поднял и осушил свой бокал. Большого труда стоит избежать этой “повинности”!

Красна свадьба тостами!

Важное дело – выбор тамады. Если он говорит на двух языках, шутит, поет и играет на домбре, то цены ему нет. Примета времени: в ряде областей Казахстана в ходу так называемые халал-тамады, которые не пьют, не курят, плоско не шутят и исполняют только наполненные смыслом песни. Но главное на тое – это настроение, и вряд ли кому захочется, чтобы на свадьбе гостей грузили философским смыслом бытия, поэтому тут пытаются соблюсти золотую середину.

К слову, нынешняя мода – сокращать количество тостующих, выпускать их, так сказать оптом, – весьма облегчает жизнь молодым, вынужденным без конца вставать, и укорачивает время проведения свадьбы. Но сильно меняют традиции и обычаи. Ведь, по сложившемуся испокон веков мнению, казахская свадьба красна не пирогами, а добрыми пожеланиями.

И конечно, песнями. Если вспомнить тои почти 20-летней давности, на свадьбах было принято петь известные народу песни, вкладывая в них всю мощь глоток и души. Сегодня же на всех свадьбах страны звучат, не смолкая, два хита – “»Қызыл өрік»” и “Мария Магдалена” – бессмысленные и беспощадные…

Слезы умиления

Но вот тосты произнесены, пожелания высказаны, песни спеты и сватам пора собираться в дорогу, забирая с собой невесту. Просто так их не отпустят: сначала на блюде подадут тушу барана, которую они могут забрать с собой, разделив на части. А еще надо съесть по кусочку курдючного сала и печени – құйрық бауыр. Раньше по незнанию думала, что делается это с хитроумным замыслом: мол, пусть новоявленные сваты теперь ходят как хвостик (құйрық) за родственниками невесты и сидят у них в печенках (бауыр). Оказалось, что смысл сего действа немного другой: құйрық означает “быть теперь сватам между собой такими же нежными, как курдючный жир барана, привязавшись к друг к другу крепче, чем к родному брату (бауыр)”!

После того как все формальности улажены, устраиваются пышные проводы невесты. Слезы умиления у многих вызывает выложенная в Интернет запись одного такого мероприятия – невеста в красном платье танцует с отцом последний танец и идет по белой дорожке  к своему суженому. В этот момент рыдают все!

Беташар: Почувствуй себя Евой!

Украшение казахской свадьбы – беташар – обряд открывания лица невесты – обычно проводится под звуки домбры специально приглашенным для этого певцом, который громогласно сообщает, что, мол, невеста прибыла, спешите видеть и за это платите денежку. Приглашенные бросают на поднос купюры, невеста каждому должна поклониться. Поднос вместе с деньгами потом забирает певец (почему – так никто и не знает).

Обычно он же открывает лицо невесте с помощью домбры, но недавно пришлось слышать такие речи: мол, “Келіннің бетін кім бурса, сол ыстық” (“Кто первым поднимет и увидит лицо невесты, к тому она и со всей душой”), такими словами тамада пригласил к этому обряду будущую свекровь. Мол, пусть если с кем невестке и надо сродниться, так в первую очередь  со свекровью.

По мнению Санжара Керимбая, автора идеи книги “Салт-дәстүр сөйлейді” (“Говорят обычаи и традиции”), обряд беташар берет свое начало со времен кочевничества и несет в себе смысл первозданности действа. Стоя под белым покрывалом, скрывающим ее лицо, отдавая поклоны, невеста должна себя почувствовать Евой.

– В давние времена люди, проводящие обряд беташар, должны были быть образованы с духовной и религиозной точки зрения, они вкладывали в обряд особую мораль и заветы предков. Сегодня же в ряде районов Казахстана бывает, что обряд беташар проводят под звуки не домбры, а… синтезатора. В этом смысле хотелось бы отметить певцов из Мангистау и Западного Казахстана, где традиции беташар лучше сохранены.

А на следующий день…

Думаете, на тое все и заканчивается? Отнюдь нет. На следующий день представительная делегация со стороны невесты приглашается от жениха домой к сватам. И называется это – қудалық. Непременным атрибутом этих встреч является обмен подарками – киіт – чаще всего это одежда (костюмы, пальто, плащи – для мужчин и шубы, отрезы на платье и ювелирные украшения – для женщин). Списки с именами и их размерами подаются загодя. Однако кто смотрит на размеры? Лишь бы количество подарков совпало с количеством одариваемых. В итоге одежда – не по фасону и не по размеру – частенько пылится в шкафах до следующего тоя.

В любой свадьбе должен быть смысл

– Обычай қыз үзату стал укореняться в народных обычаях лишь с обретением независимости. А до этого обходились скромным пирком да приступали к свадебке. Я вообще против этих шумных тоев на 300 человек, из которых большую часть ты видишь в жизни в первый или второй раз. И больше никогда не увидишь. В любом действе должен быть смысл, я всегда пытаюсь найти его в том или ином месте, если меня приглашают. Если вижу на тоях только понты и желание покрасоваться, считаю подобные мероприятия лишней тратой денег…

Разница в словах – разница в понятиях

Канат ТАСИБЕКОВ, писатель:

– Полярность мнений в отношении казахских тоев обусловлена языком, на котором думает человек, и, следовательно, разными понятиями, вкладываемыми в тот или иной обычай.

Для русскоязычного шала-казаха свадьбу надо “сыграть” – то есть провести весело и для молодых.

Для казахскоязычного таза-казаха – тойды атқару (“ свадьбу сыграть”) – әке шешеге парыз (“родительский долг”), то есть баланы аяқтандыру (“поставить ребенка на ноги”).

Для русскоязычного символом невесты является ее белое платье.

Для казахскоязычного таким символом служит обряд беташар.

Для русскоязычного на свадьбе говорят тосты и лучше, если их будет меньше.

Для казахскоязычного на свадьбе звучат тілек (“благопожелания”) и чем больше их, тем лучше, так как той ниеті тілекпен (“смысл свадьбы в пожеланиях”).

Мы пока еще не заговорили на одном языке, а я уже слышу про тои, проходящие на английском! Значит, ждут нас новые открытия…

Ну что же, как говорится, бас аман болсын! (“главное, чтобы мы были здоровы!”).

А пока не будем торопиться и осуждать тех, кто, готовясь к свадьбе, влезает в долги, ведь для казаха нет хуже, если про свадьбу сына скажут: Жетім қыздың тойындай (“Как свадьба девушки-сиротки”).

Народные традиции – в крови, не так просто от этого избавиться.

5 фактов

* Ставка среднего денежного подношения на тоях составляет не менее 10 тысяч тенге.

* Непорочность невесты по-прежнему приветствуется.

* Однако некоторые родители предпочитают справлять свадьбы лишь после того, как будущая невеста забеременеет от их сына.

* Говорят, на юге Казахстана невеста перед свадьбой должна вырыть колодец ростом с себя. Никто не может объяснить – откуда взялась такая традиция?

* Тот, кто соберет на свадьбе больше шашу (конфеты и монетки, разбрасываемые на пути молодых), в будущем сыграет такую же богатую и пышную свадьбу.

* Европейская традиция бросания букета соблюдается наравне с национальными обрядами

* Обряд беташар – символ чистоты казахской невесты

Казахская свадьба, Традиции и обычаи казахского народа, Это интересно, Культура казахского народа, Тур в Казахстан

Меняются нравы и мышления людей, время диктует свои условия, но традиции и обычаи народов не меняются, и даже в нашем современном мире всегда найдутся люди, которые будут продолжать чтить и соблюдать обычаи  своих предков. Не исключением является и казахский народ. У них всегда были и остаются свои устоявшиеся традиции и обычаи проведения свадебных церемоний.

Сватовство (Куда тусу) – самый интересный и необычный из всех предсвадебных традиций. Отец жениха и самые почетные родственники едут сватать девушку. Накрывают щедрый праздничный стол, все беседуют на разные темы и дополняют дружественную атмосферу шутками. Затем разговор переходит на главную тему, т.е. обговаривают калым – выкуп за невесту. Это денежная помощь молодым от родителей жениха на покупку мебели, в то время как постельные принадлежности, посуду, домашнюю утварь и т.д. дает сторона невесты.

«Кызузату» — проводы девушки. Обычно проводы девушки происходят рано утром, с восходом солнца. Восход солнца – символ нового дня, новой жизни.

«Неке кияр» — обряд бракосочетания. Для совершения обряда перед муллой ставят чашку с водой, накрытую платком. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях спрашивает о согласии жениха и невесты на вступление в брак. Собираются самые близкие жениха и невесты. Но если невеста беременна, то обряд  проводят после рождения ребенка.

«Коштасу» — прощание с родным домом. Девушка у себя дома прощается с родителями и родственниками, перед тем как переступить чужой порог. По традиции девушка не сможет приезжать домой в течении года, чтобы поскорей привыкнуть к новой семье.

«Келин тусиру» — приезд невесты в дом жениха. К этому торжеству готовится весь аул. По традиции невесту сразу не привозят в дом, за ней выходят другие девушки и провожают до дома, не открывая лица. Встречающие осыпают всех «шашу» — сладости. Затем в аул съезжаются все родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями. Всем не терпится увидеть будущую невестку. Только после того, как все соберутся, невестку торжественно выводят.

«Беташар» — обряд открывания лица невесты сопровождается традиционной песней-жыр. Здесь родственники мужа поздравляют и дают добрые советы на счастливую семейную жизнь.

На этом свадебная церемония заканчивается, и супружеская пара становится отдельной счастливой семьей.

Казахская свадьба. Утраченные традиции праздника любви — Караван

Исчезла интрига

Между прочим, он – старший преподаватель кафедры истории университета имени Жубанова. По словам историка, издревле у казахов было четыре разновидности сватовства: традиционный құдалық, бел құда, бесік құда и қарсы құда. Традиционное сватовство сохранилось по сей день. Бел құда – это когда семьи договаривались стать сватами еще до рождения детей. Практически то же самое – бесік құда, когда детей сватают с колыбели. Қарсы құда – не столь распространенное явление, оно не очень приветствовалось в народе. В тяжелые годы джута, войн люди не могли совершать обряды по всем правилам, поэтому один род с другим договаривался о взаимном обмене. Бывало, что человек, женивший сына на дочери свата, сам выдавал дочь за сына своего свата, их называли қарсы құда – встречный сват. Сегодня сватовство нередко объединяют с обрядом сырға салу (когда будущей невестке надевают серьги). Раньше, по словам историка, обряд сырға салу (или үкі тағу) совершали девочкам 10–15 лет:

– Многие проводят в один день и сырға салу, и құда тусу, и қыз ұзату (проводы девушки). Утеряна интрига сватовства. Обряд превратился в констатацию факта.

– Киіт беру – сейчас буквально задаривают сватов золотом, подарками.

 – Здесь каждый регион установил свои порядки. Хотя я считаю, что лучше помочь молодой семье решить жилищные и бытовые проблемы. Сразу после проводов девушки следуют обряды жасау беру (везут приданое), неке қию (религиозный обряд бракосочетания), келін түсіру (невеста входит в дом жениха) и беташар (открывание лица невесты). Между всем этим сваты одаривают друг друга подарками – киіт. На третий день гулянья обычно устраивается аралас, или тәтті шай – “совместное чаепитие в доме жениха”.

Беташар пели поэты-импровизаторы, посвящая слова назидания именно этой невесте, этому роду. Не было шаблонных текстов, как сейчас. Обряд проходил в доме жениха, обязательно до обеда. Собирались близкие родственники. В качестве көрімдік (подарок за беташар) молодой семье дарили лошадей, драгоценности, золотые монеты.

Форс-мажор всегда возможен

– В последние годы стало модным проводить обряд сынсу на свадьбе девушки.

– Сынсу должна петь сама невеста. Покидая отчий дом, она прощается с родственниками. В ответ друзья и родственники жениха исполняют “Жар-жар”. В наше время нанятые актрисы поют сынсу от имени невесты. Сама она присутствует при этом как бутафория, иногда не понимая смысла обряда, не прислушиваясь к словам.

– Сейчас популярны музыкальные номера, когда молодожены танцуют или поют. Это правильно?

– Если со всей душой и с хорошей подготовкой, то да. Молодежь хочет избежать надоевших шаблонов. Очень красиво, когда друзья жениха танцуют, а подруги невесты поют хором. А вот если невеста в белом наряде скачет под рэп – зрелище не из приятных.

– Какие еще проблемы возникают на свадьбах?

– Многочасовые тосты – бич наших свадеб. Я помню свадьбы, которые проходили на ура совершенно без тостов. На триста человек всего три тоста. Все остальное время люди танцевали, пели, участвовали в театрализованных шоу, смотрели концертную программу. Хотя наш народ, к сожалению, не привык вкладывать деньги в шоу. У нас получается стереотип: все сидят, как на партконференции, читают длинные тосты-доклады, плотно ужинают. “Отработали” – ушли домой.

– Как часто на свадьбах возникает форс-мажор?

– Форс-мажор всегда возможен. Но знаете, что меня беспокоит? Если верить новостям, то в прошлом году 12 тысяч казахстанских девушек вышли замуж за иностранцев. Это же утечка генофонда. По статистике, из любителей экзотики только малая часть живут в счастливом браке – чужие среда и менталитет делают свое дело.

– Нынче на свадьбах кто-то вообще отказывается от спиртного.

– Если люди выбирают здоровый образ жизни – я только за. В исламе вообще запрещено употребление спиртных напитков. Была бы моя воля, отправил бы молодые пары на экскурсию в детские дома, интернат для умственно отсталых детей, дом престарелых. Для профилактики. Считаю, что нужно стремиться к сдержанности свадебных торжеств. В Туркмении и Узбекистане, насколько мне известно, появились ограничения на государственном уровне. Люди понимают, что вместо неоправданных расходов можно помочь молодым приобрести жилье. Ведь основная цель – создать, а главное – сохранить семью.

Актобе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *