Традиции кабардинцев и балкарцев – Традиционная национальная одежда кабардинцев и балкарцев. Национальная одежда кабардинцев и балкарцев. Сходства и различия Кабардино балкарский национальный костюм

Традиции кабардинцев. Материальная культура кабардинцев и балкарцев

О традиционном облике поселений кабардинцев судить в настоящее время становится все труднее. Старые селения давно уже перестроены и все меньше сохраняется домов старинной постройки. Вместе с тем исчезают и старые приметы и поверья кабардинцев, связанные с жилищем.

В далёком прошлом кабардинцы верили, что их счастья и благополучие во многом зависят от удачно выбранного места под дом. Поэтому к выбору места относились с большой серьёзностью.

Хорошим и здоровым местом для строительства дома считалось то, на котором находили какие — либо железные предметы, где было много растительности, и рядом имелась вода.

На том месте, где собираются строить дом, выкапывали яму и снова засыпали её той же землёй.

Если вырытая земля не вмещалась при обратной засыпке, то семье в этом доме предсказывали в будущем изобилие, достаток. Также бытовал такой обычай: ставили вечером ведро или чашку с молоком на выбранном месте — и оставляли на ночь. И если к утру молоко не убавлялось, место считалось хорошим для строительства жилья. 1

На месте, избранном для строительства закапывали старые железные предметы, т.к. считали, что это приносит счастье. В наше время этот обычай ещё соблюдается.

Под дома закопали монеты и произнесли пожелания.Нередки были и случаи, когда кабардинцы молитвами, а позже амулетами (дыщэ) мусульманских мулл пытались защитить в будущем усадебное место и площадь под будущим домом от всего плохого, несчастного и обеспечить семье благополучие.

Постройка дома

При ограждении усадебного места и строительства дома кабардинцы широко использовали древний народный обычай взаимопомощи (щ1ыхьэху). К этому обычаю взаимопомощи население прибегало и при заготовке строительных материалов, и при строительстве дома,

«Никто не строил дом без помощи родственников, соседей и односельчан. Я это прекрасно помню. Поэтому что мне не раз пришлось принимать участие в них. В мои школьные годы нас целое лето по субботам и воскресеньям приглашали на помощь, тем, кто строил. А строили все» * .

При строительстве дома кабардинцы не обходились без помощи родственников и соседей. По традиции первый столб ставил в яму и закапывал его старейшина рода. Начало строительства дома отмечалось небольшим праздником. На этом празднике все желали будущему дому счастья, хозяевам — здоровья и достатка. Построившему дом желают: «Уи 1ыхъэ к1ыхъ ухъу» (Пусть аллах сделает дом счастливым), «Алыхъым фыщ1игъэтыншыхъ, фыщ1игъэбэгъухъ» (Дай аллах, чтобы вы в нем жили хорошо, спокойно, разбогатели). Тот, кто первым заходит в дом, желает: «Тхъэм лъапэ махуэ къыщIэтхъауэ г къыщ1игъэк1» (Дай аллах, добрый день внесенный нами). Села не имели планировки, дома располагались в беспорядке. Улицы были узкие и кривые.

В селениях Кабарды были кварталы, имевшие разные размеры и формы. Один квартал отделялся от другого глухими переулками. До второй половины 19 века кабардинцы собирались и обсуждали вопросы всего села и общества у мечети. В селах мечетей было от одного до пяти. У кабардинцев при разделе семьи на две-три части усадьба не дробилась. Её отдавали одному из сыновей, который выбирался по усмотрению главы. Те, которые оставались без имущества переезжали на окраину села.

* (информатор Шадов Б.М.)

Усадьба обносилась плетневой оградой, а в некоторых селениях даже каменной, высота которой достигала два метра.

С конца 19 века усадьбы стали обсаживать деревьями (акациями, сливами, вишней). Все усадьбы имели ограды, но дворы соединялись переулками. Длина ограды не превышала 5метра, высота 1,5 метра.

Ещё раньше у кабардинцев были жилища однокамерными, продолговатой формы с полуовальными концами. У однокамерных домов были только одни двери, сделанные из двух створок, и из дубовой доски. Её высота не превышало 150 — 160 см. В это же время появляется и вторая дверь для выхода женщин в сад. С фасадной стороны дома на всю её длину стали строить небольшой навес, который с появлением фундамента превратился открытую галерею. * Окна появились в середине 19 века, но стекло было доступно только зажиточным слоям населении. В 90 -ых годах большинство поселений не имели окон. Свет в их жилища проникал через дымарь, и двери были открыты настежь и летом, и зимой. Поэтому в этих домах зимой было холодно и темно. С р

Национальная кухня в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев

Национальная кухня в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев

Искусство приготовления пищи является общечеловеческим достоянием. Национальная кухня кабардинцев и балкарцев сложилась исторически и имеет свои специфические особенности. В целом вся пища делилась на обыденную — каждодневную, праздничную, дорожную и обрядовую.

Ежедневная пища большинства крестьян была однообразной. Она состояла из айрана, калмыцкого чая, овечьего сыра и чуреков.

Празднично-торжественные случаи и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки. Кабардинцы и балкарцы торжественно отмечали рождение ребенка, в особенности мальчика, — продолжателя рода. Устраивали эти празднества его дедушка и бабушка или дяди и тети. Они сообщали всем родственникам о дне праздника.

Семья же начинала готовить национальный напиток — бузу (махъсыма, боза), жарили лакумы, резали кур, барана и т.д. Готовили национальную халву (хьэлыуэ).

Определенного срока проведения этих праздников не было. Он мог быть устроен в первые дни после рождения ребенка, или приурочен к обряду завязывания ребенка в люльку.

Родственники приносили на праздник: корзину лакумов, живых и забитых кур, приводили живого барана. Важнейшей частью этого праздника являлось жертвоприношение в честь Бога. Человек, которому доверяли зарезать барана или быка говорил специальные слова: чтобы Бог сделал мальчика крепким, сильным, продлил его жизнь и т.д.

В день такого праздника устраивалось состязание. Во дворе вкапывался столб с перекладиной. На перекладине подвешивали круглый копченый сыр. По хорошо промасленной кожаной веревке соревнующиеся должны были добраться до сыра и откусить кусочек. Победителя ждал приз. Как только ребенок начинал ходить, устраивался обряд первого шага (лъэтеувэ), на который приглашались соседки, родственницы.

Семья ребенка для выполнения этого обряда пекла специальный хлеб из пшенной или кукурузной муки, который назывался «лъэтеувэ мэжаджэ» — «хлеб первого шага».

Приглашенные приносили лакумы, курицу и др. Готовилась национальная халва. В обряде участвовали женщины и дети. По обычаю, сверху «мэжаджэ» укладывались различные вещи: плеть, кинжал, Коран, кузнечные и ювелирные инструменты.

Ребенку давали выбирать из них, что ему понравится. Если он выбирал плеть, то ему предсказывали, что он станет лихим наездником, если выбирал Коран — муллой, инструмент — кузнецом или ювелиром.

Такую проверку будущих наклонностей и интересов ребенка устраивали и для девочек. Появление у ребенка первого зуба балкарцы, например, отмечали специальным угощением, на которое приглашались женщины и дети. Для этого готовились различные кушанья, но обязательно «жырна». Оно состояло из хорошо отваренных зерен кукурузы, ячменя, фасоли, пшеницы, протолченных в специальной ступке. Пища занимала большое место в свадебных обрядах.

Обычно семья, сын которой женился, заготавливала большое количество национального напитка — бузы. Ею обязательно угощали всех, кто приходил их поздравить.

Ко дню свадьбы семья и другие родственники готовили различные национальные кушанья, напитки. Халва, буза, баран на зарез считались обязательными для устройства свадебных праздников. Обычно перед выездом за невестой приглашали всех жителей селения на сборный вечерний пир. Обычно процессию, увозившую невесту, не выпускали со двора, пока «заградительная стража» не получала вознаграждение в виде чаши с бузой и различных кушаний. Свадебную процессию провожали аульная молодежь, родственники невесты, которые захватывали с собой кувшин бузы, лакумы, мясо, сыр, и т.д., и на границе села устраивалась прощальная пирушка.

В пути свадебную процессию встречали родственники жениха с напитками и кушаньями и организовывали в поле угощение, произносились тосты, устраивались танцы и все вместе отправлялись домой. После исполнения во дворе лезгинки всех участников свадебной процессии заводили в комнаты и угощали до утра. Лихим наездником, которым удавалось проникнуть верхом в комнату невесты, преподносили большую чашу бузы, тарелку пасты, мясо, лакумы.

Обязательной частью свадьбы является намазывание губ невесты медом с маслом. Этот обряд выполнялся через два-три дня после привоза невесты в день ее ввода в большую комнату, где живет свекровь. Обычно эту процедуру выполняет самая авторитетная женщина рода, и это символизирует желание рода, чтобы их юная невестка была сладкой и приятной, как мед с маслом и, чтобы новая семья ей казалась такой же сладкой и приятной.

Жених по обычаю в дни свадьбы находился у одного из товарищей. Его посещали друзья, родственники, односельчане, которых обязательно угощали и поили. Семья жениха готовилась к его возвращению домой. Собирали самых старших членов рода, соседей. Жених с товарищами ожидал у двери комнаты, где сидели старики. Самый старший из них, обращаясь к жениху, говорил: они приветствуют приход в их род нового человека, прощают ему его поступок, надеются на учтивость, старание, прилежный труд и т.д. обряд обычай кушанье кабардинец балкарец

В знак «примирения» ему преподносили большую чашу бузы с тарелкой различных кушаний, которые жених передавал своим товарищам.

У балкарцев жених скрывался 7 дней, а если обстоятельства не позволяли скрываться долее 7 дней, то назначался день выкупа.

Глашатай объявлял по аулу о желании жениха откупиться и приглашал всех желающих на сборное место. Сюда привозились от жениха пиво, несколько баранов, целиком зажаренных, и начинался пир. Новобрачный тоже присутствовал на этом пиру. Этим обрядом заканчивался весь свадебный процесс. Этот обряд балкарцев отличался от кабардинского. Если у кабардинцев «примирительное» застолье организовывали родители жениха, то у балкарцев — сам жених.

Для того, чтобы «примирить» жениха со своей матерью, у кабардинцев устраивался женский праздник, где сыну мать преподносила чашу бузы и сажала на скамью. Этот обряд символизировал окончательное «примирение» сына с семьей.

По обычаю кабардинцы и балкарцы, посещая больного, приносили продукты питания. Это и сейчас считается обязательным, если приехали проведать. Обычными для этого считаются вареная курица, несколько булок, фрукты, овощи и т.д. Это делают и в том случае, если больной лежит в больнице. Если приезжает проведать мужчина, то он ничего с собой не везет.

Кабардинцы и балкарцы уделяли большое внимание угощению знакомых и незнакомых гостей. Путник мог рассчитывать на самый радушный прием в доме каждого горца. Любой человек обязан был предоставить гостю сытный стол, хороший огонь. Угощали гостя вкусной и разнообразной пищей. Для гостя готовили: гедлибже, лициклибже, лакумы, пироги и т.д. Угощали бузой, а в Балкарии — пивом. Но не всех угощали одинаково.

Кабардино балкария традиции и обычаи. Традиции и обычаи балкарцев

Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является адыгская ментальность, вобравшая в себя ценности, традиции, психический склад, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ — адыгства. Эти принципы базируются на понятиях «человечность», «мужество», «честь», «разум», «почтительность». Именно благодаря этим качествам адыги снискали себе славу «рыцарей Кавказа».

Ярче всего ментальность проявляется в языке, что нашло отражение в пословицах «Дунейр шэрхъщ» (Мир — это колесо), «Псым фiэiэфiыр — нэм фiэдахэщ» (Что сладко для души, то красиво для глаз), «ЛIыгъэм ипэ акъыл» (Перед мужеством — разум).

Мужество, честь, достоинство всегда были важнейшими составляющими адыгского национального характера. Как свидетельствуют источники ХIХ века в бою «черкес выказывал удивительную храбрость и необыкновенные подвиги самопожертвования».

«Ажалитi щыщымыiэкiэ, а зэ лiэгъуэм лiыгъэ хэлъхьэ»- «Когда двум смертям не бывать, то в одну все мужество вложи».

«Хейм и лъыр хамэм ещiэж»- «За кровь честных и чужие мстят».

«Нэмыс зыдэщымыiэм насыпи щыiэкъым» — «Где нет чести, там нет и счастья»

Мужеству как категории нравственной, моральной, самое большое внимание. Оно как добро, у него высокая нравственность. У мужества, как и у добра, много граней — это и защита отечества, слабых, беззащитных, и почтительное отношение к женщине и старикам, и спокойная выдержка, и умение сдержать слово. И, конечно, любовь к независимости, и национальное достоинство. В понятие мужества, входят все добрые человеческие дела, одним словом, добро.

Когда говорят, адыгагьэ зыхэлъ, имеют в виду человека, который дорожит честью, обладает благородством, мужеством и живет по совести. Категория совесть — «напэ», отражена в таких пословицах, как: «Напэ зимыiэм дзажэпкъ иiэщ» — «У кого совести нет, у того (одни) ребра есть».

Много пословиц, посвящено категории акъыл — разум. «Акъэл зиiэм шыiэ иiэщ» — у кого разум, у того и выдержка», «Акъылым и анэр гупсысэщ» — «Обдумывание — это разума мать», «Щхьэм имылъмэ лъакъуэм имыгъуащ» — » В голове пусто — и ногам горе».

Большое значение придается у кабардинцев и балкарцев своей семье и воспитанию детей. Не умеющих воспитывать жизнь в итоге наказывала. «Iэщ уед упiым-уи iупер дагъэ кьищiынщ, цiыху уэд упiым-уи iупэм къеуэжынщ» — «Вскормишь худую скотину — будут губы в масле, вскормишь плохого человека — получишь по губам».

Кабардинцы и балкарцы придают особое значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. Об этом говорит пословица: » Акъыл уасэншэщи, гьэсыныгъэ гъунэншэщ»- «Ум не имеет цены, а воспитание предела».

Особенное внимание уделяется уважению и почитанию старших. Почитание младшими старших — нравственное предписание, уходящее своими корнями в жизненную практику уже самых древнейших обществ. Но уважать можно по разному. Одно дело поздороваться первым или уступить место в автобусе, другое — неизменно выказывать подчеркнутые знаки уважения.

Русские классики XIX века в своих произведениях обратили внимание людей на особенности национального характера горцев: мудрость и стремление к добрососедским отношениям, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, гостеприимство, побратимство, трудолюбие, выносливость.

Адыгские адаты, сведенные в первой половине ХIХ в. А.А. Кучеровым, определяют гостеприимство, как «первейшую добродетель».

Гостеприимство было не просто нравственным долгом, а священным издревле освященным религией долгом. Об этом прямо говорит адыгская пословица «Хъэщiэр тхъэм и лiыкiуэщ» — «Гость — божий посланник», еще определеннее выражена та же идея в балкарской пословице «Къонакъ Тейрини атындан келсе, Адам анга къуллукъ этерге керекди» — » Раз гость приходит от имени Тейри, человек обязан ему служить». В прежние времена, как только гость спешивался, он в знак того, что полностью переходит под защиту хозяина, отдавал ему свое оружие. Это гостеприимство распространялось даже на кровного врага хозяина, который должен был защищать гостя от внешнего нападения (Законы гостеприимства ставились выше законов кровной мести). Того, кто предал бы гостя, постигло бы всеобщее презрение. Понятно, что при этих обстоятельствах родилась поговорка: «Адыгэм и хьэщiэ быдапiэ исщ» — «Гость адыга в крепости сидит».

Хан Гирей указывал на распространение у адыгов представления, будто, принимая гостей, они «делают угодное Творцу». В этом свете делаются более понятными и такие балкарские проклятия, как «Юйюнг къонакъ кирмеген юй болсун» — «Чтоб в твой дом никогда не ступала нога гостя».

Уважение к труду и бережливости нашло отражение в таких поговорках:

«Гугъуехьыр шэчыгъуафiэщ» — «Труд нетрудно нести».

«Гугъууехьу къэбгъуэтар iэфiщ» — «Что далось с трудом, то и вкусно потом»».

«Емыш пшэрыхъщ» — «Кто трудиться, тот к себе жир носит»

«Зумыхьэри уимыiэри зэхуэдэщ» — «Не беречь и не иметь — одно и то же»

«Зыщыбгъэтiыль къыщощтэж» — «Где сбережешь, там и возьмешь».

Очень ценится настоящая дружба:

«Зэгурыiуэр щынафэм щiегъанэри, зыгурымыiуэр гууфэми щiиуфэркъым» — «Кто дружен, тех и ягнячья шкура припрячет, а кто в ссоре, тех и воловья не покроет»

«Къуажэ ив нэхърэ, къуажэ и ныбжьэгъу» — «Чем с села по быку, лучше в каждом селе по кунаку»

«Ныбжьэгъу iыгъыныр ху жылэ хъумэным хуэдэщ» — «Друга иметь все равно, что просяные зерна сберечь».

Традиции и обычаи кабардинцев.

кабардинцы фото, кто такие кабардинцы
Адыгэ

Всего: около 2 млн чел. (оценочно)
Турция Турция: от 1 062 000 (оценка)
Россия Россия: 516 826 (пер. 2010)

    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария: 490 453 (2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край: 7 993 (2010)
    • Москва Москва: 3 698 (2010)
    • Северная Осетия Северная Осетия: 2 802 (2010)
    • Московская область Московская область: 1 306 (2010)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 1 181 (2010)
    • Краснодарский край Краснодарский край: 1 130 (2010)
    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия: 771 (2010)
    • Ростовская область Ростовская область: 663 (2010)
    • Чечня Чечня: 534 (2010)
    • Адыгея Адыгея: 519 (2010)

Иордания Иордания: 76 000
Сирия Сирия: 48 000
Саудовская Аравия Саудовская Аравия: 24 000
Германия Германия: 14 000
США США: 3 700
Узбекистан Узбекистан: 1 300

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) — субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. Кабардино-Балкарской республике на 2010 год составляют 57 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

  • 1 Численность и расселение
    • 1.1 Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года
    • 1.2 Кабардинская диаспора
  • 2 Этнонимы
  • 3 История
    • 3.1 Древнейшие предки адыгов
    • 3.2 Появление кабардинцев на месте их современного расселения
    • 3.3 Кабардинцы и Кобанская культура
    • 3.4 История сближения кабардинцев с Россией
    • 3.5 Кавказская война
  • 4 Сословная организация до 1917 года
  • 5 Язык и письменность
  • 6 Религия
  • 7 Адыгская литература
  • 8 Традиционные занятия
  • 9 Черкесская (адыгская) национальная одежда
  • 10 Кабардинская национальная кухня
  • 11 Семья
  • 12 Адыгские традиции
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Литература

Численность и расселение

Кабардинцы — одна из этнических групп адыгов (черкесов). Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году, составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Кабардинская диаспора

Основные статьи: Адыгская диаспора , Черкесское мухаджирство

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турков и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

Этнонимы

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что побеждён, вытащил из-за голенища сапога нож зарезав Редедю. качестве отсупного Мстислав отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. это время византийцы адыгов именовали зихами.

В XIII веке адыги оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».

История

Основная статья: История адыгов

Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (включая кабардинцев, черкесов и адыгейцев) имеют общую историю.

Древнейшие предки адыгов

Соврем

История и традиции кабардинцев. Материальная культура кабардинцев и балкарцев

Небольшая республика не только по меркам России, но и даже относительно Большого Кавказа — Кабардино-Балкария. Религия этой области отличается от общепринятой в стране, но совсем не этим знаменита республика на весь мир. Именно тут расположилась самые высокие горы Европы.

История

Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала в 1557 году, тогда как Балкария — только в 1827. Официально же эти территории отошли нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.

Кабарда и наша страна всегда находились в дружеских отношениях, особенно же близкими они стали после того, как Иван Грозный взял в жены дочь князя Кабарды — Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой российского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья перешли служить к царю, основав род князей Черкасских, которые подарили России множество политиков и известных полководцев.

В 1944 «благодаря» Сталину была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-ю эшелонами было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и древние старики. Их вина была лишь в том, что родились они балкарцами. В дороге погибло 562 человека. В конечной точке пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди жили фактически в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовно наказуемым деянием. История на этом, казалось, прервалась, поскольку даже в названии позволили остаться лишь кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцы были реабилитированы и республике вернули прежнее название.

С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, тогда как в горах — балкарцы. По сей день ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, республику населяют еще порядка десяти национальностей, в том числе русские.

Республика

В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря самым высоким горам: на ее территории расположена большая часть всемирно известных пятитысячников.

Рельеф повышается по мере продвижения на юг — северные равнины постепенно повышаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно тут, рядом с Карачаево-Черкесией, возвышается Минги-Тау, известная большинству под именем Эльбрус.

Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь походникам и альпинистам. Общими у всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.

Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, сосредоточена на разведении овец. Даже там, где до самого горизонта не видно человеческого жилья, разгуливают отары. Стоит прогреметь грому, пугающему животных своими гулкими перекатами, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные вопли овец. Это производит невероятное впечатление — перекличка стихий, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

Высоко в горах, при большом везении, можно увидеть настоящий символ Кавказа — горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастьбы.

Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.

Однако существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.

Религия

С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь. При путешествии в Кабардино-Балкарию стоит учитывать эти особенности и не брать с собой излишне обтягивающие наряды или экстремальное мини.

Обычаи

Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев от русских — невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с собой не получится, поэтому просто поблагодарите ее за гостеприимство.

На Кавказе считается крайне невежливо перебивать собеседника, но перебить человека, старше тебя по возрасту, — просто невозможно.

Семейный быт кабардинцев и балкарцев. Культура жизнеобеспечения адыгов и балкарцев. Люди солнца и Аллаха

Традиции и обычаи балкарцев 23.07.2012 15:10 Автор: Administrator Семейные традиции балкарцев регулировались выработанными веками нормами поведения. Женщина подчинялась мужчине и беспрекословно повиновалась его воле. Существовали также различные ограничения в семейном быту: раздельное питание мужчин и женщин, обязанность женщин – стоя прислуживать мужчинам во время еды. Мужу и жене не полагалось при посторонних находиться в одном помещении, называть друг друга мужем и женой или по имени. Женская половина дома была абсолютно запретной для посторонних мужчин. Вместе с тем в Балкарии нельзя увидеть, что мужчина едет верхом, а женщина идет рядом с ним, или женщина идет с тяжелой ношей, а мужчина с пустыми руками. Подчеркивалась особая строгость в отношениях между родителями и детьми. Между дедами и внуками, наоборот, были позволительны ласки и совместные игры в присутствии посторонних. У балкарцев существовал обычай, согласно которому потухший огонь не мог быть зажжен снова с помощью соседского огня. Отсюда и происходил обычай – не давать соседям огонь из очага. Но каждой семье в один определенный день разрешалось передавать соседям огонь. На основе обычая гостеприимства у балкарцев сложилось куначество, являющееся одной из форм искусственного родства. Для установления кунацких связей необходима была проверенная временем дружба, а также выполнение специального обряда, заключавшегося в том, что договаривающиеся наливали в чашу напиток и пили поочередно, обещая друг другу и перед богом быть братьями. Одновременно они обменивались оружием и подарками, после чего становились кровными родственниками. По древнему обычаю для установления побратимства два человека брали чашу с бузой (слабоалкогольный напиток из муки), добавляя туда по капле своей крови, и пили по очереди, давая клятву о побратимстве. С начала XIX в. для установления побратимства каждый из них притрагивался губами к груди матери или жены побратима. Если по старым адатам (нормам обычного права) вопрос о браке решался отцом и старшими родственниками, то с XIX в. инициатива часто исходила уже от жениха. В дом невесты посылались сваты из числа наиболее уважаемых стариков. После сговора кто-либо из доверенных жениха беседовал с невестой, выясняя, согласна ли она вступить в брак. Девушка должна была покориться воле родных. После сговора жених вносил родителям невесты часть калыма (выкупа за невесту) скотом, вещами и деньгами. Часть калыма записывалась за женой на случай развода по вине мужа. Трудность уплаты калыма зачастую была одной из причин похищения девушек. В этих случаях сумма калыма уже определялась семьей жениха, но за увоз девушки («за бесчестие») по обычаю сверх калыма жених обязан был сделать родителям невесты ценные подарки. Похищение могло быть вызвано и другими причинами, например, несогласием девушки или ее родителей. Если невеста была похищена и молодой зять первый раз после примирения с ее родными посещал их село, местные парни тащили его на купание в речку, а девушки брали под защиту и выкупали у парней за угощение. Невесту одевали в белое платье, что считалось символом красоты и молодости. Если девушку брали из села жениха, то ее вели в его дом пешком, и только женщины и девушки. Жених не участвовал в этой процессии. В приданое у балкарцев входили кинжал, пистолет, ружье, пояс, лошадь, которые преподносились зятю от имени тестя. Прежде чем отправиться за невестой, всех участников свадебной процессии угощали, а жених посылал ее родителям подарки. С дружками жениха верхом на лошадях ехали женщины, а также певцы, танцоры, музыканты. По пути, проезжая селения, джигиты устраивали скачки, стрельбу по мишеням, пели свадебную песню. Преодолев все препятствия, они въезжали во двор отца девушки, где молодежь чинила свадебной процессии многочисленные препятствия: участников окунали в яму с водой, срывали с них одежду. После трапезы распорядитель «свадебного поезда» посылал джигита за невестой, которая находилась в комнате в окружении подруг. Он должен был коснуться рукава невесты, а окружающая ее «охрана» стремилась не допустить этого. Одним из старейших был обряд «слезания с подушки». Перед отъездом девушки заводили невесту в спальню, ставили на подушку и окружали ее живой стеной. Друзья жениха должны были выкупить невесту, после чего молодой человек доводил ее до порога, брал на руки и сажал на арбу. К этому времени выносили знамя невесты, которое молодежь стремилась отнять у друга жениха. Если это удавалось, то приходилось платить за него большой выкуп. Затем ответственный за перевоз невесты делал подарки родителям жениха, а доверенный жениха трижды обводил невесту вокруг очага, в котором обязательно поддерживался огонь. Посланцы жениха исполняли вокруг очага танец. В балкарской свадьбе было много увеселительных обрядов. Таков, например, обряд «чаша жениха». Родственники невесты подносили друзьям жениха громадную чашу, вместимостью около ведра, наполненную до краев пивом. Для того чтобы чаша стала скользкой, ее смазывали снаружи маслом. Принявший чашу должен был, не пролив ни капли, отпить из нее. Прибегали к различным хитростям – смазывали руку золой, ставили чашу на пол и отпивали из нее, но в большинстве случаев пиво под общий смех проливалось, а проливший штрафовался в пользу гостей. Затем свадебная процессия отправлялась в дом жениха. На всем пути следования свадебной процессии молодежь устраивала заграждения, требуя выкупа. Въезд во двор жениха сопровождался ружейными выстрелами и веселыми криками. Невесту, скрытую под кисейным покрывалом, снимали с подводы и заносили в комнату молодоженов. Доступ к ней был ограничен для всех родственников жениха. За вход надо было внести определенную плату, размер которой зависел от степени родства и состоятельности родственника. Свадьба продолжалась круглосуточно, в течение недели с небольшими перерывами для сна. В ходе свадьбы выполнялся обряд «введения невесты в большой дом». Невестка должна была войти в дом обязательно с правой ноги и наступить на лежащую шкуру барана или козла. В качестве оберега у порога комнаты прибивали кусок железа или старую подкову. Свекровь смазывала губы невестки медом с маслом, что символизировало желание невестки и свекрови жить дружно и произносить только добрые слова. В день ввода в дом с невесты снимали покрывало и показывали ее лицо всем собравшимся женщинам. «Открытие лица» у балкарцев поручалось одному из близких друзей мужа, который сбрасывал покрывало кинжалом или рукояткой плети. В период свадьбы жених находился в семье своего товарища или родственника, где также устраивались танцы и угощения. После введения невесты в дом проходил обряд «возвращения жениха». Спустя несколько дней молодая жена могла убирать дом и давать корм скоту. Зять проходил проверку (рубил дрова, чинил что-нибудь) в доме родителей жены. Через несколько дней после основных свадебных обрядов для

Урок-беседа. Культура кабардинцев и балкарцев. «Традиционный национальный костюм».

Тема: Культура кабардинцев и балкарцев. «Традиционный национальный костюм».

…И хоть по мне черкеска сшита,

Всему Кавказу подошла.

И. Машбаш.

Цель: Расширить знания детей о традиционном национальном костюме кабардинцев балкарцев с начала 18в. до наших дней. Углубить знания о материальной и духовной культуре этих народов, их общественно-бытовом укладе, хозяйственно-бытовой практике.

Учить детей пониманию того, что одежда выражает особые качества горцев – скромность, опрятность, гордость, желание подчеркнуть красоту фигуры.

Воспитывать у детей глубокий интерес к истории своего народа; уважительное отношение к его культуре и традициям.

Развивать поисковую и собирательскую деятельность; умение планировать, распределять обязанности в коллективе для быстрого и эффективного выполнения проекта.

Оборудование: использование ТСО для просмотра презентации данного урока на тему «Культура кабардинцев и балкарцев. Традиционный национальный костюм». Альбомы, краски, ножницы, клей, цветная бумага, ткань, цветные нитки (для волос), силуэты мужской и женской фигур, кусочки кожи для сапог. Пособие с изображением национальной одежды, рисунки детей. Фортепиано, аудиозапись с национальной музыкой, текст разучиваемой песни «Любимая песенка».

Образцы тканей: ситец, бязь, фланель, шёлк, атлас, парча, бархат, сатин, шерсть, сукно.

Ход урока.

  1. Мобилизующее начало урока.

Учитель:- На одном из прошлых уроков истории мы говорили о Культуре России в конце 18 в.- нач. 19 века. Сегодня поговорим о культуре кабардинцев и балкарцев в этот период. А именно об их традиционной одежде. Обратите внимание на эпиграф и постарайтесь в конце нашего интегрированного урока ответить на вопросы:

— Почему черкеска отдана всему Кавказу?

— Что нового вы узнали на уроке о традиционной одежде кабардинцев и балкарцев?

  1. Беседа.

Учитель истории: — Северный Кавказ – один из самых многонациональных регионов нашей страны.

Кавказ – одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями.

Неотъемлемым компонентом культуры любого народа является национальный костюм. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Исторически так сложилось, что кабардинцы и балкарцы занимались земледелием и скотоводством. Кабардинцы разводили овец, крупнорогатый скот и лошадей. Кабардинские скакуны всегда славились и в России и за рубежом.

— Почему? (красота, грациозность, выносливость…).

А балкарцы, проживающие в горных районах разводили овец и позже крупно-рогатый скот.

В письменных источниках национальный костюм упоминается с начала 18 в. несмотря на то, что Кабарда присоединилась к России в 16 веке. Но исторические сведения о форме одежды народов нашего края фиксируются исследователями в начале 18 века, когда расширяется торговля между Кавказом, Россией и странами Востока. Торговыми центрами на Кавказе становятся Кизляр и Моздок.

Как и в России, население Кабарды и Балкарии делилось на сословия, и одежда имела классовые различия.

Классовые сословия.

У кабардинцев: князь – пщы (пши)

Дворяне – уэркъ (уорки)

Зависимые крестьяне – пщылI (пшитли)

Рабы – унэIут (унауты)

У балкарцев: горские князья – таубии

Дворяне – ёзден

Зависимые крестьяне – къаракиши

Рабы – къарауаш

— Какие элементы национального костюма вы можете назвать?

— Какие различия вы можете назвать?

Женская одежда кабардинок и балкарок была однотипна. Женщины носили длинные одежды из шелковой или простой материи с удлиненными рукавами. Платья, особенно у знати, расшивались серебром и золотом. Носили они кафтанчики с застежками из дорогих металлов. Балкарские женщины шили себе также стеганые халаты типа бешметов. Платья дополнялись изящными поясами и нагрудниками, изготовленными и украшенными золотом и серебром. Головными уборами были расшитые шапочки, шелковые и шерстяные тканые платки. Женскую обувь шили из тонкой кожи и сафьяна.

Одежда феодальной верхушки по своему богатству и убранству резко отличалась от одежды простых тружеников.

В мужской одежде широкое распространение получили знаменитая кабардинская черкеска, украшенная газырями, бешмет, войлочная бурка. Головным убором служила меховая шапка – папаха или легкая войлочная шляпа. В непогоду голову покрывали башлыком. Мужская обувь – чарыки и ноговицы – шилась из сыромятной кожи. Бедные люди носили одежду серо – коричневых цветов, только по праздникам разноцветную, а феодальная знать носила одежду красных, синих, темно – зеленых цветов, а по праздникам белую.

Главным требованием к одежде было не роскошь и убранство, а чистота и опрятность.

3. Учитель ИЗО: — Традиционный национальный костюм балкарцев и кабардинцев был хорошо приспособлен к условиям их жизни, особенно мужской костюм. Все детали оттачивались годами. Он соответствовал всем требованиям: был удобен, многофункционален и практичен настолько, что стал традиционным костюмом всех мужчин на Кавказе и военным костюмом у казаков.

Особый силуэт костюма и мужского, и женского подчеркивал красоту фигуры человека. Силуэт состоит как бы из двух треугольников, что выделяет широкие плечи мужчин и тонкую талию, их статность и ловкость. У женщин – нежный тонкий стан, гордую осанку.

Одежда выполняла три основных требования:

— многофункциональность,

— выражала статус человека,

— подчеркивала красоту фигуры.

4. Задание :

— изготовить женский национальный костюм, используя силуэт.

Дети выбирают и распределяют кто какой элемент костюма будет рисовать или весь целиком.

5. работа. Дети вывешивают работы на доску и рассказывают о том, как они работали.

Учитель: — Мы прикоснулись к народной мудрости , к тайне создания костюма. У нас хорошее настроение, душа поёт.

Ответы на вопросы: — Почему черкеска отдана всему Кавказу?

Черкеска.

Не зря джигит тобой гордится,

Черкеска белая как снег,

Когда он, легкий, словно птица,

На скачках обгоняет всех.

Вы продолжаете друг друга,

Вы оба – ветер и огонь,

Когда летите вы друг по кругу

Под адыгскую гармонь.

Кроили девушки в ауле

Тебя из неба и зари.

Чтоб мимо пролетали пули,

Из сказок шили газыри.

Тропинкой горной прострочили,

Чтобы красивой ты была.

И верности тебя учили,

Чтоб горца ты не подвела.

Ты моему народу впору,

Ты сердцу горскому близка.

Ты принесла свободу в горы

На красных крыльях башлыка.

Ты учишь мужеству джигита,

Огню и легкости орла.

…И хоть по мне черкеска сшита,

Всему Кавказу подошла.

Исхак Машбаш.

— Что нового вы узнали на уроке о традиционной одежде кабардинцев и балкарцев?

Ответы детей.

Подобная форма урока помогает полнее раскрыть тему.

Национальные обычаи, традиции, быт, одежда, музыка, жизнь в целом – это серьёзные раздумья о жизни человека гор, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь всё это родилось как раз из раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души.

Сегодняшний интерес к жизни народа Кабардино – Балкарии вызван тем, что, как выяснилось, наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а национальная культура, красивые обычаи, особая гармония души горцев и их одежды, серьёзные стихи и музыка – признак духовности. И невозможно отдельно говорить об истории, культуре и традициях народа. Все взаимосвязано, вытекает одно из другого, дополняет и обогащает друг друга.

На уроке читались стихи К. Кулиева, И. Машбаша, звучала национальная песня земляка — композитора Н. Османова в исполнении самих детей, лилась зажигательная танцевальная музыка под которую трудно было устоять, даже гостям.

Живому восприятию темы очень помогла выставка детских рисунков, где непосредственно отражены быт, одежда нашего народа. Красочные пособия, слайды из презентации урока дали возможность полнее представить национальный костюм. Связь данного урока с предыдущей темой по истории России помогает детям анализировать события и факты истории, проводить между ними аналогии.

Все это способствует развитию у детей поисковой деятельности, создаёт условия комфортности и успешности каждого ребёнка на уроке и воспитывает детей в духе любви к своей Родине, её культуре и традициям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *