Традиции и обычаи татарского народа: свадебные, народные, национальные праздники. Презентация кратко для детей и взрослых, фото – Культура,традиции и быт татарского народа

Презентация » Татарский народ: культура, традиции и обычаи»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Татарский народ: культура, традиции и обычаи Курникова Ольга Юрьевна Описание слайда:

Татарский народ: культура, традиции и обычаи Курникова Ольга Юрьевна

2 слайд 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского
Описание слайда:

37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык – татарский. Вера исповедания – мусульманство.

3 слайд Татарские традиции сохранились в селах и поселках. Казанские татары жили в де
Описание слайда:

Татарские традиции сохранились в селах и поселках. Казанские татары жили в деревянных избах, общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты.

4 слайд Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспре
Описание слайда:

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег.

5 слайд Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деяте
Описание слайда:

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

6 слайд Татарские свадьбы характеризуются договоренностью родителей жениха и невесты
Описание слайда:

Татарские свадьбы характеризуются договоренностью родителей жениха и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

7 слайд В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и
Описание слайда:

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

8 слайд Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздник добра, каждый уважающий
Описание слайда:

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

9 слайд Одним из самых значительных исламских праздников считается праздник плуга Саб
Описание слайда:

Одним из самых значительных исламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества — проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях.  

10 слайд  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс повышения квалификации

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1211415

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Традиции татарского народа. Традиции и обычаи татарского народа

У любой народности есть собственные традиции с обычаями, корнями уходящие в далекое прошлое, но воскреснувшие сегодня в качестве национальных праздников. У татар имеется два слова, которые означают праздник. Религиозные, то есть, мусульманские праздники зовутся тут словом гает или ает. Например, Ураза гаете – это праздник поста, а Корбан гаете – это праздник жертвы. Что до народных, то есть, не религиозных праздников, то по-татарски они называются бэйрэм, что обозначает «весеннюю красоту» или «весеннее торжество».

Религиозные традиции Татарстана

Мусульманские празднества у татар — мусульман в себя включают коллективное утреннее моление, в котором участвуют исключительно мужчины. Затем они совершают поход на кладбище и там повторно молятся возле могил их родных или близких. В это женщины готовят дома для них праздничный обед. Как и у россиян, тут в праздники с поздравлениями заходят в дома родственников и к соседям. В дни так называемого Корбан-байрама, то есть, праздника жертвы, татары старались угостить мясом убитого барашка максимальное количество людей.


Рамадан и Рамазан

Рамадан или Рамазан, который на тюркском наречии еще зовется уразой, является девятым месяцем в мусульманском календаре. Это месяц поста. И по исламской традиции, в это время пророку Мухаммаду и было передано ангелом Джибрилем первое из божественных откровений, которое потом вошло в священную книгу всего исламского народа — Коран.



Религия татарского народа

Пост во время рамадана – это одна из ключевых обязанностей любого мусульманина. Он нужен для того, чтобы укрепить всех мусульман и повысить их самодисциплину, а также научить точно исполнять наказы Аллаха. На протяжении всего светового дня, от восхода солнца и вплоть до его заката категорически запрещено есть и пить, курить или вкушать удовольствия, либо предаваться другим развлечениям. Днем следует работать и молиться, а также читать Коран и заниматься разными благочестивыми размышлениями или поступками. А еще следует пожертвовать нечто на благотворительность.


Курбан-Байрам также носит название праздника жертвоприношения. Это исламское празднество окончания хаджа, отмечаемое в 10 день двенадцатого месяца по исламскому лунному календарю. В соответствии с Кораном, ангел Джабраил явился во сне к пророку Ибрахиму, чтобы передать ему повеление Аллаха о том, что он должен принести в жертву первого сына Исмаила. И проснувшись, Ибрахим незамедлительно отправился в долину Мина к тому самому месту, где сегодня стоит Мекка, чтобы начать приготовления. Но, это оказалось лишь испытанием Аллаха, и потому, когда жертва уже была почти принесена, милостивый Аллах заменил Ибрахиму жертву сыном и сказал зарезать ягненка. Праздник собой символизирует милосердие и величество Бога а также то, что вера – это лучшая жертва.


Празднование

Праздновать такой день начинают с наступлением утра. Мусульмане отправляются в мечеть для утренней молитвы. Обряд этого праздника начинается со всеобщей молитвы, она носит название намаз. По окончании ее имам, который читал намаз, просит у Аллаха принятия поста, прощения грехов и о благоденствии. Далее все верующие, перебирая тасбих, вместе читают зикр. Кстати, он совершается по особенной формуле и особенным образом, как вслух, так и про себя и всегда сопровождается специфическими телодвижениями. После завершения утреннего намаза все верующие торжественно возвращаются домой.


Курба-Байрам — празднование

Совет

Дома закалывают барана, хотя по традиции нужно было бы заколоть верблюда или быка. Это следует делать обязательно со словами «Бисмиллах, Аллах Акбар». А еще существует традиция раздавать милостыню и делиться приготовленной бараниной. По сложившейся за много ве

Доклад по теме: «Культура татарского народа»

Татарский народ: культура, традиции и обычаи

Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества — проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

Традиции и обычаи татарского народа

Мы – граждане России. А это значит, что  каждый из нас должен любить свою Родину, заботиться о её процветании, знать её историю, соблюдать законы и выполнять определенные обязательства.

Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю.

Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями- пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.

Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева — самое красивое время года,- устраивали праздник Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. «Скакун заранее чует приближение Сабантуя» — говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан. Состязание в беге, прыжках, национальной борьбе — керәш и конечно конные скачки, воспетые в стихах и песнях вызывающие восхищение и восток-украшение татарского праздника.

Особо почитаемыми считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан-байрам, это праздник жертвоприношения в память о готовности пророке Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

Тема национальных праздников широко освещена в народном фольклоре, сказаниях, в произведениях татарских писателей, композиторов и художников.

По сей день жива традиция празднования Сабантуя, традиционные народные праздники обогатились новыми, в которых нашли отражение социальные и политические изменения в обществе. Главным из них стал День Республики (30 августа). Именно в этот день в 1990 году Татарстан принял Декларацию о Государственном Суверенитете. День Республики отражает в себе и старинные традиции и современность. Это память о прошлом и устремления в будущее. В этот день расцветают города и села республики, весь многонациональный народ Татарстана собирается, чтобы увидеть праздничное театрализованное представление под открытым небом с историческими обычаями и традициями, конными скачками, национальной борьбой, выступлениями ансамблей старинных инструментов и фольклорных групп.

Конспект открытого занятия «История и традиции татарского народа»

hello_html_m1103afbe.gifОГОУ «Прикаспийский детский дом»

hello_html_m4ceca051.png

Конспект

открытого занятия

Разработано:

воспитателями 2 группы

Габдуллаевым Т.С.,

Султангалиевой Г.Н.,

Утегеновой К.К.

Наримановский район, п. Прикаспийский, 2011год

Цель:

ознакомить детей с историей и традициями татарского народа.

Задачи:

— формирование познавательного интереса воспитанников к национальностям, населяющих нашу страну и воспитание уважительного отношения к другим народам;

— расширение кругозора воспитанников;

Оборудование: выставка книг, стенд «Играй гармонь татарская», музыкальное оборудование и проектор.

Слайд №1

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

В нашей огромной стране проживают люди разных национальностей и каждой нации присущи своя история и своя традиция.

Сейчас, ребята, послушайте стихотворение «Родной язык» в исполнении Алиева Тимура.

Татарским мой родной язык зовется:

Аллахом мне и матерью он дан.

Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-

Татарин я, я- сын твой, Татарстан!

В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,

Мусы Джалиля пламенный завет.

Его забыть иль не любить смогу ль я.

Он — кладезь мудрости , он- правды нашей свет.

Читаю стих, пою с благоговеньем-

В нем все прекрасно: каждый звук и слог.

Он -мой родник любви вдохновенья,

Начало всех моих земных дорог!

Ведущий:

Сегодня, ребята, мы хотим ознакомить вас, с культурой татарского народа.

Слайд №2

Респу́блика Татарста́н — субъект Российской Федерации.

Слайд №3

Входит в состав Приволжского федерального округа. Образована на основании Декрета от 27 мая 1920 года как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика.

Слайд №4 — № 10

Столица — город Казань.

Слайд № 11

К числу красивейших и оригинальных архитектурных сооружений Казани принадлежит памятник над братской могилой павших воинов в бою 1552 года.

Слайд № 12

Граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртией, Чувашией.

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы.

Общая площадь Татарстана — 67 836 км.

Крупнейшие реки — Волга и Кама (380 км), а также два притока Камы — Вятка (60 км) и Белая (50 км.).

Слайд № 13

Ведущий: Территория современного Татарстана находится на исторической территории Казанского ханства, возникшего в XV веке в результате отделения от Золотой Орды. На месте нынешнего Татарстана обитали кочевые племена гуннов. Позднее существовало средневековое государство волжских булгар. В XIII веке Булгария была завоевана монголами и, после раздела империи Чингисхана, включена в Улус Джучи (Золотую Орду).

В начале XV века хан Улу-Мухаммед объявил о независимости Казанского ханства от Орды. В XVI веке в правление Ивана IV в 1552 году Казань была окончательно завоёвана Москвой и включена в состав Царства Русского.

В составе России Казань именовалась сначала Казанским царством, позднее Казанской губернией.

27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР. После распада СССР, Татарстан входит в состав современного Российского государства. С 30 августа 1990 года его официальное название — Республика Татарстан.

В Республике Татарстан проживают представители 107 национальностей.

Слайд № 14

Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль.

Ведущий: Основной закон Республики — Конституция Республики Татарстан.

Слайд № 15

Флаг и герб Татарстана.

Высшим должностным лицом в Республике Татарстан является Президент. С 25 марта 2010 года президентом Республики Татарстан является Рустам Минниханов.

Слайд № 16, 17, 18

Ведущий: Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета. Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя — из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки. Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.

Ведущий: Вашему вниманию предлагаем посмотреть «Татарский танец» в исполнении Ислимесовой Виктории.

Слайд № 19, 20

Ведущий:

Согласно татарским традициям, свадьбе предшествует сватовство. А это значит, что сначала представители жениха (его отец или близкие родственники по мужской линии) отправляются в дом невесты, где ведутся разговоры о свадьбе, исключительно с родителями девушки. После того, как от них получено положительное решение на заключение брака, сваты узнают размер калыма (выкупа), а также время проведения свадьбы, количество приглашенных гостей и т.д. Только после того, как все формальности будут уточнены, сваты отправляются в дом к жениху, и рассказывают ему, о чем был уговор с родителями девушки. Раньше можно было видеть такую ситуацию, что жених и невеста встретились впервые только на свадьбе. К счастью, сегодня, такой обычай встречается крайне редко. Мужчина преподносит родителям невесты калым, а она в свою очередь преподносит жениху приданое. Сегодняшнее приданое может отличаться от тех вещей и предметов, которые использовались ранее. Как правило, нынче невестино приданое состоит из постельного белья, одежды, бытовой техники и т.д. После того как все приготовления завершены, к обеду, жених вместе с родственниками и друзьями отправляется в дом невесты. В это время невеста вместе с подружками находится в домике неподалеку от дома своих родителей. Чтобы к ней войти, жениху придется потрудиться. Раньше существовал обычай скакать на лошадях, стрелять из лука и бороться на кушаках. Сегодня эти традиции уже не встретишь, но их можно легко восполнить с помощью шуточных заданий. В случае если жених не справляется с заданием, ему приходится откупаться от подружек невесты конфетами, деньгами, подарками. Когда все испытания пройдены, невеста выходит к жениху, и они направляются в дом ее родителей, где уже собрались все родственники и друзья. Начало церемонии бракосочетания открывает молитва, которую читает мулла. Она является и наставлением молодым, и заветами семейной жизни и рекомендациями. При желании чтение молитвы (никах) может быть проведено в мечети. По ее окончании молодые возвращаются в дом невесты. Теперь они являются настоящими мужем и женой. По прибытии домой застолье продолжается. По татарским обычаям свадьба сопровождается песнями, тостами. Гости желают жениху и невесте счастья, любви, детей, достатка в семье и т.д.

Ведущий: В исполнении Яковлева Максима послушайте стихотворение «Муса Джалиль».

Муса Джалиль… Его все в мире знают.

Герой народа- наш большой поэт,

О нем легенды и стихи слагают.

Он в нашей жизни- негасимый свет.

Не преклонил колени пред врагами,

Не дрогнул пред крававым палачом,

Ведь в той войне он защищал нас с вами-

И смерть была герою нипочем.

Фашизма ада выдержал все муки-

Была в Победу вера так крепка,

Что будет восхищать он силой духа,

Шагнув в бессмертье, многие века!

Слайд № 21 и 22

Ведущий:

Все кушанья можно разделить на следующие виды: жидкие горячие блюда, вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (также подававшиеся на второе), печеные изделия со сладкой начинкой, подававшиеся к чаю, лакомства, напитки. Первостепенное значение имеют жидкие горячие блюда — супы и бульоны. В зависимости от бульона (шулпа), на котором они приготовлены, супы можно разделить на мясные, молочные и постные, вегетарианские, а по тем продуктам, которыми они заправляются, на мучные, крупяные, мучно-овощные, крупяно-овощные, овощные. Праздничным и в некоторой степени ритуальным блюдом у татар являются пельмени, которые всегда подавались с бульоном. Ими угощали молодого зятя и его дружков (кияу пилмэне). Пельменями также называются вареники с различной начинкой (из творога, конопляных семян и гороха).В качестве второго блюда в традиционной татарской кухне фигурируют мясные, крупяные блюда и картофель. На второе чаще всего подают отваренное в бульоне мясо, нарезанное небольшими плоскими кусочками, иногда слегка потушенное в масле с луком, морковью и перцем. Во время званых обедов готовился «казанский» плов из отварного мяса. К разновидности мясных вторых блюд следует отнести также отварные мясо-тестяные блюда, например кулламу (или бишбармак), общие для многих тюркоязычных народов. Заготовку мяса впрок (на весну и лето) производят путем засаливания (в рассолах) и вяления. Из конины готовят колбасы (казылык), вяленые гусь и утка считаются лакомством. Зимой мясо хранят в замороженном виде. Любимым и не менее древним является бэлиш из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранины, говядины, гусятины, утятины и т. п.) с крупой или картофелем. Бэлиш делали больших и малых размеров, в особо торжественных случаях — в форме низкого усеченного конуса с отверстием сверху. Позже так стали называть обычные пироги (с различной начинкой), по способу приготовления напоминающие русские. Традиционным татарским кушаньем является и эчпочмак (треугольник) с начинкой из жирного мяса и лука.

Слайд № 23

Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек, катлама, кош теле, ляваш, паштет и т. д., которые подаются к чаю. Одно из таких оригинальных блюд — чэк-чэк является обязательным свадебным угощением. Чэк-чэк приносит в дом мужа молодая, а также ее родители. Чак-чак, завернутый в тонкий лист сухой фруктовой пастилы, является особо почётным угощением на свадьбах.

Рано вошел в быт татар чай, большими любителями которого они являются. Чай с печеными изделиями (кабартма, оладьи) порой заменяет завтрак. Пьют его крепким, горячим, часто разбавляя молоком. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства.

Ведущий: В исполнении Мясоедовой Татьяны послушайте стихотворении « На русской земле».

На русской земле проложили мы след,
Мы — чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года,—
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы — верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?

Слайд № 24 -34

Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан — плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту — победителю в национальной борьбе или в скачках.

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное — это, конечно же, национальная борьба курэш.

Слайд № 35

Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки.

Слайд № 36

Победитель курэша – абсолютный батыр — получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.

Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.

Традиционные соревнования сабантуя:

Слайд № 37

— Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

Слайд № 38

— Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

Слайд № 39

— Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

Слайд № 40

— Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней — сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

Слайд № 41

— Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

Подведение итога занятия.

Ведущий: А, сейчас, мы приглашаем всех на Чаепитие, где вы сможете отведать национальную татарскую кухню

Традиции и Обычаи Татар

Традиции и обычаи Татар разнообразны, многогранны и пришли в современность с давних времен. Часть праздников татар пересекается с праздниками других мусульман. А некоторые из обычаев принадлежат только татарам. Не зря Татарстан является популярным и интересным для туристов местом, ведь там можно познакомится со многими самобытными традициями народа и прочувствовать их на себе.

Религиозные праздники

В основном Татары – мусульмане (в большинстве мусульмане   сунниты, встречаются православные и атеисты), поэтому они тщательно соблюдают все религиозные традиции. Религиозный уклад татары впитывают с детства, берегут его в душе и следуют ему всю жизнь.

С утра праздничного дня проводится молитва, участие в которой принимают мужчины. После этого они направляются на кладбище, к могилам умерших родственников и совершают молитвы там. Женщины тем временем готовят праздничный стол. Традиция Татарстана тесного общения  с соседями, которые днем наведываются с угощениями или подарками, перекликается с русской.

На праздник Курбан-байрам традиционно режут жертвенного барана. Тушу животного разделяют на три части. Одну из которых оставляют обычно в семье, вторую отдают бедным людям, третью вручают просящим милостыню.

В период праздника Рамадан приходит время поста, который должны держать истинные мусульмане. Такой пост не похож на православный. На протяжении дня до наступления ночи не положено принимать пищу, воду, придаваться удовольствиям, надо работать, читать, молиться, совершать благие дела.

Народные праздники

По тюркски «бэйрем» обозначает  «весенняя красота» или «весеннее пробуждение». Это емкое название отождествляет всю суть татарских гуляний. По обычаям Татарстана все они связаны с приходом весны и пробуждением духа.

Во время празднества Сабантуй народ гуляет, веселится, играет, кушает еду, приготовленную прямо во время гуляний. Татары любят этот праздник, сперва он был связан с возобновлением посевных работ. Современный период праздника выпадет на их окончание и приурочен именно к этому. Завершение трудоемкого периода работ определяет урожайность предстоящего года и благосостояние народа. Справляется он в июне.

Боз карау — (в переводе с татарского «смотреть на лед») это первый праздник весны, посвященный таянию льда в реках. Во время гуляния юноши и девушки должны были успеть положить на проходившие по реке льдины солому и поджечь ее в знак приходящей весне. Гуляние проводилось песнями и плясками в нарядах до вечера.

Кызыл йоморка. Этот день был приурочен сбору разукрашенных яиц, которые подготавливали с вечера, также с вечера пекли сдобу. Утром праздничного дня дети проходили по домам и разбрасывали щепки чтобы домашний очаг никогда не пустовал, а был полон богатства и урожая. В этот день активно раздавали угощения – ведь в доме, где больше отдадут выпечки и яиц, будет хороший урожай.

Свадьба

Татары всегда ценили семью и все, что связано с  ней. Свадебные церемонии всегда были торжественными и красивыми. Подготовка к свадьбе велась заранее с особой тщательностью и была важна для всей родни. Перед свадьбой был «сговор» (сватанье). На нем обсуждались все детали, величина калыма, приданое, время торжества и другое. Невеста проводила утро перед свадьбой за гаданием и нарядами с подругами, а все главные мероприятия проходили у нее дома. Свадебный обряд вел мулла, после зачитывания им молитвы свадьба считалась свершившейся.

Рождение ребенка

Не менее важным чем свадьба событием являлось рождение ребенка.  В дом для беременной приходила повитуха — знающая свое дело взрослая женщина, которая принимала роды и помогала матери и новорожденному. Ребенка пеленали в отцовскую рубашку, чтобы создать связь между ними. Также проводили особый ритуал – кусочек хлеба смачивали в меде и масле, сворачивали его в полотно и дали пососать малышу. Первое купание младенца проводилось на следующие сутки. Оно сопровождалось присутствием муллы и гостей. После купания ребенку должны были дать имя. Правильно выбранное имя считалось залогом на счастливую жизнь его обладателя. В течении первой недели подруги матери приходили в дом с подарками, сделанными собственными руками (вышитые узорами наряды, служившие оберегом ребенку).

Семейный уклад

Жители городов все постепенно отходят от национальных укладов. Но некоторые традиции и обычаи Татарстана продолжают жить в селах и деревнях.

Татарские дома имели отличительную от русских черту. Дом перегораживали специальной шторой «чаршау» или загородкой из дерева, деля его на отдельные территории – для женщин и мужчин. С появлением дочерей в семье, в доме появлялись яркие красочные сундуки, в которых хранилось приданое для них. На видном пространстве в доме помещали амулет с пожеланиями добра и удачи. Называется он шамаиль. Он имел вид фрагмент текста из Корана.

В татарских семьях традиционно царил патриархальный устой, но к матери также всегда относились с уважением, она была таким же значимым членом семьи. Отец был ответственен за принятие решений и оставлял последнее слово за собой. С детства детям прививали чувства уважения и почитания старших, стремление помощи младшим и тем, кто в ней нуждается. Отличительная черта татарского народа – гостеприимность. Гостившему всегда предоставят ночлег, накормят и напоят. Недопустимо обидеть или задеть гостя чем-либо, а глава семейства всегда должен пребывать за столом.

Чаепития

Традиционный напиток татар – черный чай. Ритуал чаепития очень душевный, наполненный уютом и теплом. К чаю принято подавать ягоды, варенье, сладости, лимон, травы, молоко. Татары любители подсоленного чая с добавлением молока, считают, что у такого чая особенный вкус. При приеме любого гостя татары заваривают чай, раньше его разливали из самоваров и пили из изящных пиал. Сейчас чай пьют из обычных чашек, но иногда по традиции Татарстана можно встретить блестящий самовар посередине стола.

Татары любят крепкий чай с добавлением горячих сливок или молока. Чай они заваривают по особой технологии — заварочный фарфоровый чайник нужно сполоснуть горячей водой, потом добавить немого заварки и залить на треть, дать настояться, закрыть крышкой и укутать. Затем залить вторую порцию кипятка и только потом пить.

Ремесло

В национальном колорите татар преобладают яркие и глубокие цвета. Это может быть пестрая вышивка, украшения дома и двора. В исламе запрещено вышивать людей и животных, поэтому на татарских вышивках полотенец, одеял, покрывал, дорожек и другом можно увидеть красивые узоры и орнаменты. Разнообразие и обилие вышитых узоров можно объяснить тем, что женщины по обычаям Татарстана вели затворнический образ жизни и усовершенствовали себя в этом. Татарки становились известными вышивальщицами и их изделия достаточно высоко ценились.

В XIX в. появилось золотое шитье. Еще татары занимались несколькими видами ткачества. Татары преуспели в ювелирном деле, они владели разнообразными техниками — литья, гравировки, инкрустации. Обладали уникальным видом рукоделия – мозаикой из кожи. Известна красивейшая кожаная обувь, выполненная при помощи соединения кожи разных оттенков, сшитая золотыми или серебряными нитями. Она была популярна у людей из высшего общества.

Корни татарского народа уходят вглубь веков, а некоторые обычаи и традиции Татарстана сохранены по сей день. Отражением общего уклада народа является дань уважения семье, окружающим людям, памяти и почтению предков.

Видео: краткая история Татар

Отличная статья 0

«Традициии и праздники народов Татарстана»

«Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №3» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Аксубаевского района Республики Татарстан

Проектная работа«Традициии и праздники народов Татарстана»

Выполнила работу:

Иванова Люба ученица

5В класса (русская группа)

Руковадитель:Багаутдинова

Нафиса Самигулловна учитель

татарского языка и литературы

Аксубаево 2017

Содержание

Введение.

Актуальность проблемы:

 Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы должны провить интерес и уважение не только к культуре и праздникам своего народа, но и других народов. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Цель проекта: Познакомить детей с традициями и праздниками русского,чувашского и татарского народов.

Задачи проекта:

    • Расширять представление о национальной культуре татар, русских и чуваш.

    • Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, национальной кухне.

    • Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

    • Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Планируемый результат.

  • Обогащение представлений о традициях и культуре народов Татарстана.

  • Углубление жизненного опыта.

  • Знание праздников..

Первым государством в регионе была Волжская Булгария, созданная на рубеже IX-X веков н.э. тюркскими племенами. В 922 г. государственной религией стал ислам. В 1236 г. Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а затем стала частью Золотой Орды. Золотая орда была основана внуком Чингиз-хана Бату-ханом в 1243 году. Золотая орда эпохи ее расцвета (до конца ХIУ в.) представляла собой огромное государство, которое протянуло свои границы с запада на восток: от Дуная до Алтая; на юге границей был Кавказ, на севере — районы Центральной России (Тула, Калуга), где местное население управлялось с помощью татарской администрации. Держава хана Бату сохранила четкое административное деление на 4 улуса (территориально-административные единицы, Хорезм, Сарай, крым, Дешт-и-Кипчак) и 70 провинций во главе с “ темниками”. В результате распада Золотой орды возникло новое государство – Казанское ханство (1438 г.). В 1552 г. Казанское царство — занимало среднее течение Волги и шло от пределов Нижегородской области на С к землям Пермской и Вятской, а на Ю к пределам шибанской и Киргиз-Кайсацкой орды. С точностью определить его границы невозможно; трудно выяснить и состав его населения. Кроме татар, в пределах К. царства жили черемисы, мордва, чуваши, вотяки, мещеряки и башкиры. Ему предшествовало в тех местах болгарское или Булгарское государство Казанское ханство было присоединено к Русскому государству. 

В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. Респу́блика Татарста́н (тат. Татарстан Республикасы, Tatarstan Respublikası; краткие названия: Татарстан, Татария[10]) — субъект Российской Федерации, республика (государство)[11] в её составе. Входит в состав Приволжского федерального округа. Является частью Поволжского экономического района. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика.

30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики. В 1994 г. подписан Договор между РФ и РТ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, а в 2007 г. подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который стал своего рода «преемником» Договора 1994 года.

Культура и праздники

В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трёх типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.

Моя Казань! Моя столица!
Мой чудный, милый сердцу град!
Ничто с тобой не сравниться,
Душа всегда к тебе стремится. 
Я видеть этот город рад…


НАВРУЗ И МАСЛЕНИЦА

Говоря об остальных элементах этого праздника необходимо отметить, что дни празднования проходят в веселых уличных представлениях, народных гуляниях и концертах с участием традиционных юмористических персонажей, так называемых ряженых «Кеса» и «Кечал», прыжках через костер, танцах, праздничных фестивалях, спортивных представлениях и розыгрышах.

Новруз – это праздник весны, урожая, радости и веселья.

Возвращаясь к историческим корням данного праздника, можно найти в нем много схожего со славянским праздником Масленица. Масленица – это также древний славянский праздник, также пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. И по времени Масленица совпадает с празднованием Новруза. По своей жанровой составной Масленица – это таже, как и Новруз, самый веселый и сытный народный праздник, который продолжается целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Среди обычаев празднование Масленицы также включает в себя прыжки через костер, изгнание злых духов, праздничные представления, народные гуляния, а также крашение яиц. К тому же в XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве Масленицы занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых – «Масленица», «Воевода» и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год.

Часто в представление включались какие то реальные местные события. Также как и Новруз Масленица на протяжении многих веков сохраняла характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна.

Сабантй, Акатуй
В
назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды кашу для детей. На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки, отправлялись по домам собирать крашеные яйца.
У каждого в руках был мешочек, сшитый из полотенца. Все хозяйки в этот день пекли также булочки. В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет своя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, И гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.
Это сейчас самый веселый праздник татарского народа …. Да, да, это – сабантуй..

Смысл этого праздника глубок, а история сабантуя такая же древняя, как и сам татарский народ. Еще в 921 году секретарь арабского посольства, прибывшего в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, с изумлением и восхищением описал этот булгарский праздник в своих трудах.
Очень интересно описывает этот праздник Карл Фукс в своей книге «Казанские татары». Послушаем его. В прежние времена татары отмечали этот праздник на Арском поле. Ставили под чистым небом открытый стол, причем бедные ели бесплатно. Это угощение называли Туи. Но вскоре место праздника пришлось перенести на другое место. В 1834 году сабантуй в Казани проводился с 25 мая по 1 июня. В первый раз были приглашены русские с помощью герольда, у которого в руке была длинная палка, а на конце этой палки развевался пестрый платок. Герольд ходил по всем казанским улицам, призывая всех на праздник.

С большим оживлением, как писал Карл Фукс, прошло празднование татарского национального праздника сабана на большом лугу за Ново-Татарской слободой. Если в соседних селах его проводили сразу после схода снега с полей, то в Казани позже, потому что место, на котором проводился праздник, затапливался весной от разлива Волги.
А вот еще фрагмент. Сабан начинается с пятницы, и продолжается целую неделю до следующей пятницы. Все татары старые и малые собираются около полудня, и делают из веревки круг, около которого сидят или стоят зрители. На середину круга выступили два борца, молодых, здоровых, — обвязавшись кушаками, стараются один другого повалить на землю. Для победителя деньги собирались от богатых татарских купцов. Богатырь, умеющий хорошо бороться, мог собрать значительную сумму.
За порядком на празднике наблюдали бурмистры, которые ходили по кругу с длинными палками. Если побежденный считал себя обиженным, то эти бурмистры старались прекратить их ссору. Они же искали и борцов для праздника.

В этот день все дышит красотой: и весенняя природа, и народ, словом, все пронизывается духом праздника. Организуются праздничные игрища с состязаниями песнями и плясками. На этом празднике уж каждый сможет себя доказать! Подобные сабантую праздники, восславляющие мать-природу и труд землепашца, отмечают и марийцы, и чуваши, и башкиры, и удмурты, и мордва.

Акату́й, Агаду́й (чуваш. акатуй[1] «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»).

После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремо]нтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.

НАВРУЗ И МАСЛЕНИЦА

Говоря об остальных элементах этого праздника необходимо отметить, что дни празднования проходят в веселых уличных представлениях, народных гуляниях и концертах с участием традиционных юмористических персонажей, так называемых ряженых «Кеса» и «Кечал», прыжках через костер, танцах, праздничных фестивалях, спортивных представлениях и розыгрышах.

Новруз – это праздник весны, урожая, радости и веселья.

Возвращаясь к историческим корням данного праздника, можно найти в нем много схожего со славянским праздником Масленица. Масленица – это также древний славянский праздник, также пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. И по времени Масленица совпадает с празднованием Новруза. По своей жанровой составной Масленица – это таже, как и Новруз, самый веселый и сытный народный праздник, который продолжается целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Среди обычаев празднование Масленицы также включает в себя прыжки через костер, изгнание злых духов, праздничные представления, народные гуляния, а также крашение яиц. К тому же в XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве Масленицы занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых – «Масленица», «Воевода» и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год.

Часто в представление включались какие то реальные местные события. Также как и Новруз Масленица на протяжении многих веков сохраняла характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна.


Пасха – главный христианский праздник, день чудесного воскрешения Иисуса Христа.

 В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни.

Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех. 

Во время Великого поста церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.

Начинали готовиться к Пасхе за неделю, еще в пост. Закалывали свинью, делали колбасы, ветчину. Пекли куличи, делали творожную пасху. Комнаты и стол украшали живыми и бумажными цветами. Кушанья раскладывали на блюдах, украшенных кружевами из бумаги и свежей зеленью. 

 Невозможно представить Пасху без крашеных яиц. Полагалось красить их в Чистый четверг на страстной неделе, а куличи печь в субботу. Раньше красили яйца в красный цвет, который должен был напомнить о крови Христа, пролитой на Голгофе (на горе, где он был распят) 11 

Крашенные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревле было символом нарождающейся жизни.

В старину на Пасху были и свои пасхальные игры. Самая распространенная » чоканье «, когда, ударяя острым или тупым концом крашеного крутого яйца старались разбить яйцо соперника. Победителем становился тот, чье яйцо оставалось целым\
Ураза-байрам – один из самых значимых религиозных праздников для каждого мусульманина. Он напрямую связан с идеями духовного совершенствования и добрыми поступками. Этот праздник принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

За четыре дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести себя в порядок. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. За день до ураза-байрам хозяйки пекут чак-чак, баурсак, пироги . Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи».

Перед праздником необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив у них прощения.

В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

Пост принято держать 40 дней как у мусульман так и у русских.Время поста- это особое время, когда люди могут исцелиться духовно и физически. Это время, когда, держащий пост человек, воздерживается не только от пищи ,но и от вредных привычек : алкоголь, табак. Нельзя было ссориться, обижать кого-то.

Заключение

У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Любить Родину — значит знать ее историю, культуру, национальные традиции. Казань славится своими достопримечательностями. Но главное богатство нашего города, нашей республики — это люди. За многовековую историю на нашей земле подружились между собой люди многих национальностей. Все нашли здесь свою судьбу.
Сегодня мы познакомились с некоторыми традициями, обычаями народов, проживающих в Республике Татарстан.

Мы очень любим свой город, свою республику и свою малую родину ,также хотим, чтобы она стала самой красивой и чистой. Мы вправе гордиться нашой Републикой.
Хфчу закончит свое выступление стихотворением Сибгата Хакима.
Спросите нас: «Откуда мы?»
Мы с Волги, с Казани,
Где белокаменный свой кряж:
Над Волгой поднял город наш!
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Татарстане

Список использованных источников

  1. Атлас истории Татарстана и татарского народа – М.: Издательство ДИК, 2005г.

  2. Мифтахов З.З., Мухамадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа: Учебник I- Казань: Магариф, 2007г.

  3. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учебное пособие,- Казань: Тарих, 2001г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *