Традиции и обычаи ингушского народа – Ингушские поверья, обряды, ритуалы, связанные с младенчеством — «Ингушетия» — интернет-газета

Содержание

ИНГУШИ: традиции, обычаи, нравы | Проджи

Традиции и обычаи – важнейшие элементы культуры народа. Из прошлого они доносят
до новых поколений образы, понятия о должном отношении к жизни и обществу.

53 (1)Вопрос преемственности культуры между разными поколениями – это вопрос сохранения самобытности
народа. Доброта, открытость, душевность, чувство собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные принципы этнической культуры ингушей. Любовь к Даймохк (Отечеству) и демократические формы правления, верность данному слову и надежность, выдержка и терпимость, гостеприимство и взаимовыручка, почитание родителей, уважение к женщине и осознание значимости любого человека – независимо от его веры, национальности и социального положения – составляют характерные черты ингушей.
Миролюбие ингушей проявляется в том, что в повседневной жизни они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и резких слов. С детства их учат тому, что недопустимо оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Ингуши знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений. У ингушей сильно развито чувство собственного достоинства, переходящего порой в самовлюбленность, и в то же время они ценят такие черты, как принципиальность, честность, сознательность. Не раз в истории народа единение было спасением, и как зарок звучали слова: «Сильный должен помогать слабому, здоровый – больному, богатый – бедному». «Единство народа крепче камня», – говорят в народе.

Для ингушей характерна жизнь, полная труда и достатка, уверенности в себе и в том, что могут помочь другим морально и материально, а также стремление делать добро и взаимовыручка. Понятие «благодать» ингуши связывают с душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, умением быть полезным и нужным обществу.
В ингушском обществе человек не мыслит себя вне рода, фамилии, народа. «Чей ты сын (дочь)?», – спрашивают они обычно друг у друга. Это обстоятельство обязывало каждого человека поддерживать авторитет фамилии через сохранение своей чести.
Существовал культ старших и культ младших. Важную роль в отношениях старших и младших, в воспитании нравственных идеалов, принципов ненасилия играл личный пример.
Роль женщины в ингушской семье подчеркивается этикетом, который поднимает авторитет и значимость. Ее приветствуют стоя. Кричать и повышать голос на нее недостойно. Если мужчина оказывается попутчиком женщины в дороге, то он обязан ее опекать, вблизи какого-либо опасного места – уступить ей более защищенную сторону. Следуя этикету, мужчина идет впереди женщины. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе можно было встретить зверя, грабителя, кровного врага… Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Уважение к женщине воспитывается сызмальства и начинается с уважения к матери, сестре, бабушке.
Особым почитанием пользуются у мужчин родственники жены. По отношению к теще он обязан соблюдать нравственные требования повышенного порядка. Ингушский зять не должен встречаться с тещей. Объяснений тому может быть несколько, но непременным является то, что нет нормы, посредством которой можно было бы проявить глубокое уважение и почтение к матери своей жены. Это высший статус в иерархии этикетных обязанностей. Однако зять обязан (в случае необходимости) оказывать ей всемерную поддержку и помощь. Бывают исключения из традиционных установок, когда теща общается с зятем. Это в случае, если дочь – единственный ее ребенок и если на то есть обоюдное согласие. Но инициатива на общение с зятем может исходить только от нана (тещи).
Традиция почитания женщины уходит в седую древность. Глубокий смысл мы видим в народной поговорке «Портится мужчина – портится семья, портится женщина – портится народ». Женщина-мать – наш первый воспитатель и друг.
Гостеприимство является для ингушей законом, обязательным для всех. О щедрости и радушии ингушей писали многие кавказоведы. Для приема гостей у ингушей издревле существовало особое помещение – кунацкая. И сегодня в ингушских домах лучшим помещением является «хьаьша цlа» (комната гостя). «Кто не привечает (любит) гостей, того Бог не любит», – говорят ингуши. Уважительно относятся они к семьям, в которых часто бывают гости. Отталкивающе звучит: «К ним мало кто в дом зайдет». Главной обязанностью хозяина, принявшего гостя, является защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны. Заботы гостя становятся заботами хозяев.
Гостя усаживают на почетное место, тогда как сами хозяева, в том числе и глава семьи, садятся не сразу, даже старейшина рода будет стараться сесть после гостя. Гостю принято дарить понравившуюся ему вещь, какой бы ценной она ни была. В прошлом в честь гостя устраивали танцы, играли на гармонике. Когда гость покидает дом, хозяева провожают его до ворот. «Пусть изобилие не покидает этот дом. Живите долго с миром», – желает гость, прощаясь.
Самобытность народа проявляется в повседневной практике, в наиболее типичных для него моделях поведения, в оригинальном образе мыслей. Национальная культура ингушей, подобно роднику, питает человека, обогащая его духовный мир. Традиции и обычаи в новых условиях жизни приобретают новые нюансы, оставаясь частью общечеловеческой культуры.

происхождение народа, где и как живут, фото

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.

Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.

Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Самоназвание народа возникло от названия ингушского поселения Ангушт, располагающегося в Северной Осетии на территории Пригородного района. Существует другое самоназвание народа: ГIалгIа́й, или галгаи, в переводе означающее «жители башен».

Жилище

Этноним «галгаи» возник от традиционного типа жилищ и оборонительных сооружений ингушей — каменных башен. Они составляли горные поселения, располагавшиеся в глубине ущелий, на склонах. Боевые башни достигали высоты 16 м, жилые возводились на высоту в 2-3 этажа. Существовали полубоевые сооружения высотой до 10 м: первые этажи занимали жилые помещения, вверху располагались бойницы, площадки для обороны в случае нападения врагов.
Башни строили из камней — природного материала, в изобилии имевшегося в горной местности. Стены украшали петроглифами, солярными, спиральными, антропоморфными, животными изображениями. Знаки несли сакральный смысл, обращались к языческим ингушским божествам, обладали защитными функциями.
На передней стене главный строитель боевой башни или старейшина рода оставлял отпечаток ладони. Считалось, он дарит защиту от врагов, злых духов. На территории Ингушетии сохранилось более 100 башенных селений, общее число построек XIII–XIX столетий составляет порядка полутора тысяч. Конструкции сооружений, долговечность построек говорят о высоком мастерстве строителей, архитекторов.
Существовала традиция: завершить возведение новой башни требовалось за год, иначе считалось, что род ослабевает, угасает. Высотой конструкции, общим состоянием, числом комнат, оценивались благосостояние, надежность семьи. Существовала пословица: «Поведай мне, что за башня у твоей семьи, я отвечу, достоин ли ты моей дочери!».

Традиции

С каменными постройками связывали не только жизнь, но и смерть человека. Другая пословица гласит: «Живому человеку требуется башня, а мертвому склеп». Каждый род имел фамильный склеп, располагавшийся недалеко от жилища. Ингуши видели в этом философию созерцательности, размышлений о нормах морали живых. Глядя на постройки, где родные находили вечный покой, предполагалось думать о вечном, совершенствовать душу при жизни.

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции

Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность

Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • жесткие, прямые волосы темных оттенков;
  • серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
  • низкий выступающий подбородок;
  • волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь

Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена.
Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.

Религия

Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Видео

« ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ИНГУШЕЙ».

С учащимися 5-11 кл учителям ингушского языка и литературы Цороевой Танзилой Магомедовной были проведены уроки на тему: « ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ИНГУШЕЙ».

На уроках Танзила Магомедовна ознакомила учащихся о традициях и обычаях ингушей. Также все уроки сопровождались презентацией.

Ингуши́ — Вайнахский народ, исторически проживающий на Северном Кавказе.

Архитектура

Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой. Данный факт, лучше всего подчеркивается самоназванием ингушей — «ГIалгIай», которое переводится как «жители башен».

Ингушские башни строились в период между X и XVII веками нашей эры. Выделяются три основных типа башен: жилые, полу боевые и боевые. Также к объектам древнего ингушского каменного зодчества относятся культовые строения и могильники, располагающиеся в периметре башенных комплексов.

Средь башенных построек, привлекают взгляд камни, на которых высечены петроглифы. Они расположены по стенам здания без видимой системы и симметрии. Считается, что башенные комплексы в течение многих веков вырабатывали у горцев эстетическое чувство прекрасного, чувство бережного отношения к дому, как святилищу семьи. Башни играли настолько важную роль в жизни ингушей, что, желая унизить человека, про него говорили, что «у него нет ни башни, ни склепа».

Культура

Основой культуры ингушского народа является Эздел — свод не писанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции.

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями, оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.

Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого — основные духовные принципы национальной культуры ингушей.

Уважение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим, почтительное обращение с женщиной, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями — всё это проявления вековых традиций народа. Этикет взаимоотношений ингушей друг с другом и с представителями других народов — яркое тому подтверждение.

Уважительное отношение к родителям и забота о них, почтительное отношение к старикам является святым долгом. В будни и в праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью тянутся к старикам их внуки. Ещё в первой половине XIX века В.Бурьянов отмечал: «Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодёжь «. Самые значительные вопросы в жизни семьи и общества ингуши не решают без их непосредственного участия.

Кавказцы, по природе своей философски относящиеся к жизни, высоко ценят роль женщины в обществе. В ингушском обществе с малолетства прививается чувство высокой почтительности к женщине. В далёком прошлом даже самый жестокий поединок прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной платок. Женщину издревле называют «хранительницей очага». Она обязана собою явить пример нравственности, любви и верности, терпимости и миротворчества, и в воспитании души и ума ребёнка развивать его в верном направлении. Её роль всегда ценилась в ингушском обществе. Ингушский этикет требует относиться к женщине со всем вниманием и предупредительностью. Чувство внутренней свободы и ума, практическая мудрость и такт поднимают авторитет женщине в обществе.

Гость для ингуша — лицо священное. Всё лучшее в доме подаётся гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание. В обществе ценятся такие обычаи, как вежарил (побратимство) и доттагIал (дружба) с представителями, как своего, так и других народов. Дружественные взаимоотношения передаются через поколения.

Верность данному слову почитается как высшая ценность. Уникальным мероприятием в духовной культуре ингушей является «ловзар». «Ловзар» — это шуточное сватовство, зажигательные танцы, юмор, шутки, песни. Это гимн жизнеутверждающего началу ингушей. Свод неписанных правил ингушской этики «ГIалгIай эздел», по которым строит свой мир ингушский народ, — это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям, благородство, обязательное, как религия. Эздел — это культура интеллигентности. Моральный кодекс ингушей «эхь-эздел», традиции и обычаи, искусство каменного зодчества — лучшее, что создано ингушским народным гением. Оно по праву занимает своё место в обществе сокровищнице материальных и духовных ценностей своего мира. Общество, умеющее ценить мудрое наследие предков, проявляется в благородстве, внимании и почтительном отношении друг к другу.

Ингушская кухня

Ингушская кухня — одна из древнейших, самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо — баранина и птица в натуральном виде, основной продукт в приготовлении блюд. Они готовятся из нескольких составляющих, калорийны и очень легко усваиваются организмом. Самые важные компоненты многих блюд — острые приправы, лук, чеснок, перец, чабрец.

Ингушская кухня богата ритмизированная и сытная. Зелень — очень важная составляющая блюд. Довольно много блюд готовятся из черемши, сыра, тыквы, творога, кукурузы и, конечно, сушёного мяса. Ингуши любят мясные бульоны, баранину, говядину, отварную птицу (свинина исключена). Мясо подаётся с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. В то время, когда не было холодильников, сушёное мясо являлось палочкой — Выру чалкой. Из него готовилось много блюд.

Основой ингушской кухни также являются мучные изделия с различными начинками из творога, тыквы, картофеля, черемши и крапивы. Из них готовится много блюд. Горцам, отстаивая свою независимость, всегда приходилось воевать. В этом отношении сушёное мясо (которое вообще не портилось, и его можно было есть в любом виде) и сискал (лепёшка или чурек из кукурузной муки) могли быть всегда при себе и были вкусной, сытной пищей. Всю зиму и ранней весной под рукой была черемша, а летом — крапива.

Несмотря на многочисленные блюда из мяса, черемши и крапивы, всё же Ингушская кухня в своей основе мягкая, умеренная, можно считать, даже диетическая. В ней не преобладают пряности. И, тем не менее, она очень разнообразна.

Костюм

В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом шляпу (мангал-кий). Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно.

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Ремесла

Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен. В произведениях устного народного творчества прослеживаются мировоззрение, миропонимание, нравственно-этические идеалы народа, различные стороны его жизни и быта, представление о добре и зле, благородстве и справедливости, дается народная оценка многим событиям и человеческим поступкам. Фольклор ингушей имеет вместе с ярко выраженным своеобразием много общего с устным народным творчеством других народов.

Руководитель ШМО ———————- Т.М.Цороева

Открытый урок ТКИ с презентацией по теме » Традиции и обычаи ингушей».

Урок ТКИ. Тема: «Традиции и обычаи ингушского народа»

Цели:

  1. Охарактеризовать виды традиционных ингушских обычаев и обрядов.

Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.

  1. Развитие познавательного интереса к культуре и истории ингушского народа, развитие творческих способностей учащихся.

  2. Привитие уважения к культуре и традициям ингушского народа, воспитание патриотизма

Средства обучения: интерактивная доска, слайд-шоу, карточки, блюда ингушской национальной кухни, приготовленные самими учениками

Методы обучения: вопросы-ответы, практические методы (инсценирование), интерактивные методы.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметная связь: всемирная история, ингушский язык, литература, обществознание

План проведения урока:

  1. Орг.момент. Приветствие. Проверка посещаемости учащихся. Объявление темы и цели урока.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Домашнее задание.

  5. Итоги. Выставление оценок.

Ход урока.

Эпиграф урока: Традиции и культура – генетический код нации

Вступительное слово учителя:

— Ди дика хилда! Маьрша доагlалда! Так приветствуют ингуши гостей. Я тоже вас приветствую. Надеюсь, что вам понравится наш сегодняшний необычный урок. Ребята, желаю вам обогатиться на уроке новыми знаниями и просто получить удовольствие от общения друг с другом.

Ученица читает стихотворение

Малув, Г1алг1ай къам дувхаш латт яхар?

Малув, Г1алг1ай Къонахи бисабац яхар?

Малув, кхалнахаг доал кхаьчад яхар?

Малув, вай мехка сий лох деннад яхар ?

Дуне дехач дохаргдоацаш , барт ч1оаг1а ба вай,

Хало т1акхаьчач духьал увт Къонахи ба вай.

Даь юхь 1аьржа ца е лергболаш мехкари ба вай,

Цхьа г1алг1а ма висавеци а лох лургдоацаш,

Сий лакха да вай !!! Мехка лакха сий лох ца де

аьнна,

Шоай са 1адуларгдолаш шортта мехкари ба вай,

Деналах ца боха, вахарах баьнна,

Дуне дита д1аг1оргболаш кегинах ба вай!

Боакхах бараш лоарх1аш, хоз г1улакх лелдеш,

Ма дукха яхь йолаш кегинах ба-кх вай!

Шой мета доал деш, эздел шоашц лел деш,

Ма дукха эзди мехкари ба-кх вай !!!

Ребята, это стихотворение поможет вам сформулировать тему нашего урока. Итак, какова тема нашего урока?

Правильно . — Обычаи и традиции ингушей.

С темой определились . А теперь давай те сформулируем цели нашего урока. Ведь, приступая к любой работе, надо видеть впереди цель.

Ученики говорят о цели урока.

Активизация: — Какие вы знаете традиции и обычаи?

Работа с новыми понятиями:

Обычаи — исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.

Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)

Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.

Обряды и ритуалы – составные элементы традиций и обычаев.

Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.

Ритуал – разовое действие, отдельная деталь обряда, церемония

демонстративного характера, совершаемая в торжественной обстановке.

Что же такое «ингушское « гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле, и она стала для них родным домом.

Гостеприимством славятся ингуши.

Так было испокон веков,

Обычай у народа есть таков:

Найдет здесь гость и пищу,

И надежный кров!

Пусть даже дом и не богат.

Гость для каждого ингуша — это свято!

Точно также для ингуша свято сохранение чести и достоинства.

У ингушей есть легенда.

 Встретились Ветер, Вода, Огонь и Честь, подружились и пришло им на ум прогуляться по миру. Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.
– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь. – Ищите меня там.
– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.
– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала Вода. – Ищите меня там.
Честь устремила глаза в небо и промолчала.
– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.
– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий кто отойдет от меня, никогда не найдет обратной дороги.

Красивая легенда. А теперь послушаем ваши сообщения по заданным на дом темам.

Выступления учеников.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ИНГУШЕЙ

Ингуши́ — вайнахский народ, исторически проживающий на Северном Кавказе.

Архитектура

Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой. Данный факт, лучше всего подчеркивается самоназванием ингушей — «ГIалгIай», которое переводится как «жители башен».

Ингушские башни строились в период между X и XVII веками нашей эры. Выделяются три основных типа башен: жилые, полубоевые и боевые. Также к объектам древнего ингушского каменного зодчества относятся культовые строения и могильники, располагающиеся в периметре башенных комплексов.

Средь башенных построек, привлекают взгляд камни, на которых высечены петроглифы. Они расположены по стенам здания без видимой системы и симметрии. Считается, что башенные комплексы в течение многих веков вырабатывали у горцев эстетическое чувство прекрасного, чувство бережного отношения к дому, как святилищу семьи. Башни играли настолько важную роль в жизни ингушей, что, желая унизить человека, про него говорили, что «у него нет ни башни, ни склепа».

Культура

Основой культуры ингушского народа является Эздел — свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции.

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями , оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.

Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого — основные духовные принципы национальной культуры ингушей.

Уважение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим, почтительное обращение с женщиной, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями — всё это проявления вековых традиций народа. Этикет взаимоотношений ингушей друг с другом и с представителями других народов — яркое тому подтверждение.

Уважительное отношение к родителям и забота о них, почтительное отношение к старикам является святым долгом. В будни и в праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью тянутся к старикам их внуки. Ещё в первой половине XIX века В.Бурьянов отмечал: «Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодёжь «. Самые значительные вопросы в жизни семьи и общества ингуши не решают без их непосредственного участия.

Кавказцы, по природе своей философски относящиеся к жизни, высоко ценят роль женщины в обществе. В ингушском обществе с малолетства прививается чувство высокой почтительности к женщине. В далёком прошлом даже самый жестокий поединок прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной платок. Женщину издревле называют «хранительницей очага». Она обязана собою явить пример нравственности, любви и верности, терпимости и миротворчества, и в воспитании души и ума ребёнка развивать его в верном направлении. Её роль всегда ценилась в ингушском обществе. Ингушский этикет требует относиться к женщине со всем вниманием и предупредительностью. Чувство внутренней свободы и ума, практическая мудрость и такт поднимают авторитет женщине в обществе.

Гость для ингуша — лицо священное. Всё лучшее в доме подаётся гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание. В обществе ценятся такие обычаи, как вежарил (побратимство) и доттагIал (дружба) с представителями как своего, так и других народов. Дружественные взаимоотношения передаются через поколения.

Верность данному слову почитается как высшая ценность. Уникальным мероприятием в духовной культуре ингушей является «ловзар». «Ловзар» — это шуточное сватовство, зажигательные танцы, юмор, шутки, песни. Это гимн жизнеутверждающего началу ингушей. Свод неписанных правил ингушской этики «ГIалгIай эздел», по которым строит свой мир ингушский народ, — это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям, благородство, обязательное, как религия. Эздел — это культура интеллигентности. Моральный кодекс ингушей «эхь-эздел», традиции и обычаи, искусство каменного зодчества — лучшее, что создано ингушским народным гением. Оно по праву занимает своё место в обществе сокровищнице материальных и духовных ценностей своего мира. Общество, умеющее ценить мудрое наследие предков, проявляется в благородстве, внимании и почтительном отношении друг к другу.

Ингушская кухня

Ингушская кухня — одна из древнейших, самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо — баранина и птица в натуральном виде, основной продукт в приготовлении блюд. Они готовятся из нескольких составляющих, калорийны и очень легко усваиваются организмом. Самые важные компоненты многих блюд — острые приправы, лук, чеснок, перец, чебрец.

Ингушская кухня богата витамизированная и сытная. Зелень — очень важная составляющая блюд. Довольно много блюд готовятся из черемши, сыра, тыквы, творога, кукурузы и, конечно, сушённого мяса. Ингуши любят мясные бульоны, баранину, говядину, отварную птицу (свинина исключена). Мясо подаётся с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. В то время, когда не было холодильников, сушёное мясо являлось палочкой — выручалкой. Из него готовилось много блюд.

Основой ингушской кухни также являются мучные изделия с различными начинками из творога, тыквы, картофеля, черемши и крапивы. Из них готовится много блюд. Горцам, отстаивая свою независимость, всегда приходилось воевать. В этом отношении сушёное мясо (которое вообще не портилось, и его можно было есть в любом виде) и сискал (лепёшка или чурек из кукурузной муки) могли быть всегда при себе и были вкусной, сытной пищей. Всю зиму и ранней весной под рукой была черемша, а летом -крапива.

Несмотря на многочисленные блюда из мяса, черемши и крапивы, всё же Ингушская кухня в своей основе мягкая, умеренная, можно считать, даже диетическая. В ней не преобладают пряности. И, тем не менее , она очень разнообразна.

Костюм

В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом шляпу (мангал-кий).Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и тд. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно.

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Ремесла

Развиты у ингушей такие ремесла как оружейное, гончарное, кузнечное, ювелирное, которые в целом по наличным материалам характеризуются достаточно высоким уровнем профессионализма. Широкое развитие у ингушей издревле получила металлообработка. Местные ремесленники умело сочетали различные операции по обработке металла: зернение, чернение, золочение, инкрустацию разноцветными вставками. Предки ингушей были также искусными оружейниками. Вооружение средневекового ингушского воина составляли: лук, стрелы, дротики, копья, топоры, пращи, мечи, позже кинжалы и сабли. С XVl в. среди ингушей распространяется огнестрельное кремневое оружие. В качестве защитного вооружения служили панцири и кольчуги, шлемы, щиты, налокотники и боевые перчатки. Деревообработка играла заметную роль в хозяйственном быту ингушей. Они умели изготавливать посуду из дерева. Развивалась резьба по дереву. Мастера изготавливали резные оконные наличники, двери, мебель. Среди ингушей было развито также производство колес, седел, ободьев для колес.

Посуду с древнейших времен делали из камня, дерева, глины, меди, бронзы и железа. У ингушей развивалось керамическое производство. Различные сосуды, бокалы, кувшины и блюда изготовлялись из глины с применением лощения. Со времен кобанской культуры, носителями которой были предки ингушей, сохранилась традиция украшать ручки сосудов стилизованными головами или фигурками животных. Во второй половине XlX в. появляется уже и фабричная посуда из стекла и фаянса.

Значительную роль в жизни и мировосприятии играли астрономические знания. Они почитали небесные светила, следили за ними. Был у них и свой календарь, они умели определять все четыре солнечных цикла. Празднование первого цикла было приурочено ко дню зимнего солнцестояния, второго ко дню весеннего солнцестояния. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых имел свое название.

Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Календарные циклы тесно были связаны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами, праздниками. Календарные праздники, трудовые в своей основе, приуроченные к хозяйственным работам можно было разделить на зимние, весенние, летне-осенние. Это были: праздники весеннего равноденствия, бога Селы, празднование зимнего солнцестояния, нового года, праздники, связанные с началом уборки урожая, сенокоса .

Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен. В произведениях устного народного творчества прослеживаются мировоззрение, миропонимание, нравственно-этические идеалы народа, различные стороны его жизни и быта, представление о добре и зле, благородстве и справедливости, дается народная оценка многим событиям и человеческим поступкам. Фольклор ингушей имеет вместе с ярко выраженным своеобразием много общего с устным народным творчеством других народов.

Традиции и обычаи существуют у всех народов мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности.

А сейчас, ребята, мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины:

«Знаете ли вы обычаи ингушского народа?»

Вопросы викторины:

1. Как называется национальный танец ингушей ? ( Лезгинка)

2. Главное национальное блюдо ингушей ? ( Дулх хъалтам)

3. Как называется женский национальный наряд ингушек? (Чокъхи)

4. Как называется лепёшка из кукурузной муки? (Сискал)

5. Что запрещено ингушскому зятю? ( Видеться с тёщей и тестем)

6. Что должна была сделать ингушская женщина, чтобы остановить кровопролитие? ( Снять с головы платок и бросить его между дерущимися)

7. Как называется национальное блюдо ингушей, которое готовится из внутренностей барана? ( Бъар)

8. Как называется у ингушей детская люлька, в которую укладывают новорожденного? ( Аг)

9. Какой обряд нужно соблюсти, когда невесту впервые вводят в дом мужа? ( Ну- ферт тас)

10. Как назывался слабоалкогольный напиток, который в старину готовили ингушки? ( Них)

11. Как должна встретить свекровь невестку, впервые вступающую в дом мужа? ( Дать ей мёд)

12. Как называется свод неписанных правил ингушской этики ? (Гlалгlай эздел)

13. На чьи имена распространяется табу для ингушской невестки?

14. Что такое цlи кхабар?

15. Как встречают гостя в ингушской семье?

16 . Расскажите об обряде «мотт бастар» .

17. Что такое вян моттиг, овла? ( «родословная»)?

Ребята, я вас просила вспомнить, узнать у старших пословицы, поговорки , крылатые выражения, посвященные нашим обычаям, традициям и записать их на листочках.

Прочитай нам их вслух.

Ребята, а теперь я прошу вас написать на обратной стороне ваших листочков пожелания себе , друг другу или кому бы то ни было, которые возникли у вас после того, что мы услышали и узнали сегодня на уроке.

Работа с деревом пожеланий.

Учащиеся прикрепляют листочки с пожеланиями к изображенному на доске дереву.

Ингушам несмотря на все исторические тяготы , невзгоды и потрясения , удалось сохранить свою культурную самобытность. Нам следует оберегать нашу культуру, обычаи и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние.

Наша молодежь должна научиться ценить и продолжать то наследие, которое оставили нам наши предки. Наши мудрые и дальновидные предки не оставили нам в наследство ни одного чёрного пятна, ни одного момента в нашей истории , за которые нам было бы стыдно смотреть в глаза другим народам.

И последнее, мы не можем уйти от нашего гостеприимства. Дегустируются национальные блюда, приготовленные учащимися.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Ингушетия – наш общий дом»

Итоги урока.

Ингушские поверья, обряды, ритуалы, связанные с младенчеством — «Ингушетия» — интернет-газета

В наше время ряд ритуальных мероприятий подобного рода ещё имеет место в жизни, но уже утрачивают свою изначальную значимость, что связано и с укреплением исламских традиций. О семейных обрядах в материале этнографа Зейнеп Дзараховой из монографии «Вековые устои семьи».

Ингуши всегда заботились о здоровье матери и ребёнка в первые дни. До истечения 40 дней и мать, и ребёнок считались уязвимыми. Для профилактики, в первую очередь, ограждали ребенка от контактов с большим количеством людей и «укрепляли» темечко, смазав его топленым маслом. Только после 40 дней со дня рождения ребёнка мать могла выйти из дому, чаще это было связано с её поездкой в родительский дом — навестить родных. Хотя такой визит в интересах здоровья матери и откладывался до исполнения малышу нескольких месяцев.

Обычно мать кормила ребёнка 1,5-2 года. Было поверье, что мальчика мать обязана кормить до 2-х лет. Первое подкармливание начиналось постепенно с 7-8 месячного возраста. Если у матери не было молока, то кормилицей ребёнка становилась другая женщина. Это считалось богоугодным делом, а дети, вскормленные одной матерью, становились молочными братьями и сестрами. По словам информатора Ф. Г. Дзараховой-Мерешковой (1936-2012), в ингушском обществе бытовало и такое явление, когда новорождённого ребёнка везли на первое кормление к женщине, слывшей в народе мудрой.

Обереги, запреты, поверья от сглаза и порчи

Традиционно ингуши в качестве оберега от возможного сглаза ребенка использовали коготь медведя, волка, сердоликовые и коралловые бусинки, отросток дерева «турс».

Сегодня можно увидеть и пользовавшиеся большой популярностью камни с дырками. Такие камни с естественными отверстиями, использовали в качестве оберега не только младенцев, но и семьи, жилища и т. д. Их подвешивали, обычно у порога дома, в люльке, на повозке. К концу ХХ века, да и в наше время подобные обереги ещё встречаются в ингушском обществе. Так же под детский матрасик клали острый предмет: ножницы, нож или спички. К ручке люльки подвешивали талисманы и амулеты с сурами из Корана.

Были определённые запреты и поверья, связанные и с люлькой. Считалось плохой приметой приносить люльку-колыбель в дом до рождения ребёнка. Через люльку и над люлькой не разрешали передавать ребёнка, иначе, верили, что он не будет расти. Укладывать ребёнка и брать его из люльки, можно было только с правой стороны. Люлька всегда должна была быть накрытой. Люльку ребёнка нельзя было раскачивать. Под люлькой принято было стелить коврик.

Оставлять надолго одного ребёнка в тёмной комнате считалось плохой приметой. Если в сумерках или ночью приходилось выносить ребёнка из помещения, то нужно было брать кусок хлеба или уголька с собой. На лобик, подбородок и носик ребёнка наносили сажу, чтобы «испортить» красоту ребёнка, кисть руки перевязывали красной ленточкой, чтобы уберечь от сглаза. Были формулы-приговоры, которые читались над ребёнком с этой же целью.

Вообще любой человек, увидев ребёнка, должен был не хвалить его красоту, а сказать слова — пожелания: «Дала могаш маьрша вахаволва хьо!», «Дала хьай даь-наьна дог деладолда 1а!», «Сий долаш во1 хилва хьог1» (Живи долго и мирно с хорошим здоровьем! Дай Бог, чтобы твои родители гордились тобой! Будь человеком чести!) и др.

Принято было сплюнуть и сказать слова против сглаза: «Са б1арг бац» (Не желаю сглаза), ибо даже доброжелательный человек из любви может сглазить ребёнка. Знахарки снимали недуг с такого ребёнка совершением обряда «дол диллар» и чтением молитв. Сегодня, чтобы защитить ребёнка от сглаза и порчи, положено сказать «Машала», и читать аяты и суры из Корана.

Обряды, связанные с первыми ногтями и волосами

К числу распространенных обрядов, относится и первая стрижка ногтей и волос. Ингуши, подобно многим народам Кавказа, верили, что человеку можно причинить зло, погубить, используя его ногти и волосы, которые считают вместилищем некой магической силы. Бытовало поверье, что первые ногти новорожденного должна состригать мать или тетя по матери, или же сестра ребёнка. Считали, что эти детские ногти нужно положить в книгу, в музыкальный инструмент или ещё куда-либо, в зависимости от того, кем хотели бы родители видеть своего ребёнка. Кто-то считает, что желание исполнялось.

Первые волосы ребёнка принято было состригать как можно раньше. По обычаю, на вес этих волос отец ребёнка должен сделать подарок в виде золотого изделия кому-либо из родных или соседей. Если кто-то с ребёнком первый раз приходил в дом, то ребёнку давали подарок (это могло быть и яйцо), иначе, считали, что в доме заведётся моль.

Ритуальные обряды, связанные с появлением первого зуба, первого шага и т. д.

Как радостные события отмечались вехи младенчества: «царг яьннай» — «появился первый зуб», «когаш вахав» — «сделал первые шаги», «мотт 1омабе г1ерт» — «пытается заговорить» и др.

Когда у ребёнка появлялся первый зуб, его бабушка по материнской линии, первому заметившему зуб пекла лепешку с начинкой размером в длину всего тела ребёнка. Лепешку бережливо (чтобы не сломалась) помещали на специальное приспособление, заворачивали в белую ткань и отправляли по назначению. Об этом писала исследователь Ф. Кудусова.

Радостной вестью были первые шаги ребёнка. В честь этого события резали петуха — в честь мальчика, и в честь девочки — курицу. Но прежде их проносили между ног ребёнка. Затем устраивали угощение для близких и родных.

С принятием ислама, значительным событием для мальчиков в детском возрасте стало обрезание — сумат. Этим занимались обычно «специалисты» из народных лекарей. С развитием медицины этот процесс совершается профессиональными хирургами. Возраст при выполнении этого обряда строго не регламентируется, но считается, что раннее обрезание позволит избежать возможных после операции осложнений и будет способствовать быстрому выздоровлению ребёнка. Естественно, для мальчишек это является некоторым испытанием. Родные и близкие приносят им сладости, подарки, фрукты, а родители устраивают угощение для гостей.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи оберега детей от болезней, сглаза и порчи. Ингуши в бытности придавали этим обрядам и ритуалам важное значение. Сегодня многие из них, по ходу укрепления исламских традиций, претерпели существенные изменения.

Ингушские традиции и обычаи — Женское счастье

Традиции и обычаи – важнейшие элементы культуры народа. Из прошлого они доносят
до новых поколений образы, понятия о должном отношении к жизни и обществу.

Вопрос преемственности культуры между разными поколениями – это вопрос сохранения самобытности
народа. Доброта, открытость, душевность, чувство собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные принципы этнической культуры ингушей. Любовь к Даймохк (Отечеству) и демократические формы правления, верность данному слову и надежность, выдержка и терпимость, гостеприимство и взаимовыручка, почитание родителей, уважение к женщине и осознание значимости любого человека – независимо от его веры, национальности и социального положения – составляют характерные черты ингушей.
Миролюбие ингушей проявляется в том, что в повседневной жизни они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и резких слов.


детства их учат тому, что недопустимо оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Ингуши знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений. У ингушей сильно развито чувство собственного достоинства, переходящего порой в самовлюбленность, и в то же время они ценят такие черты, как принципиальность, честность, сознательность. Не раз в истории народа единение было спасением, и как зарок звучали слова: «Сильный должен помогать слабому, здоровый – больному, богатый – бедному». «Единство народа крепче камня», – говорят в народе.
Для ингушей характерна жизнь, полная труда и достатка, уверенности в себе и в том, что могут помочь другим морально и материально, а также стремление делать добро и взаимовыручка. Понятие «благодать» ингуши связывают с душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, умением быть полезным и нужным обществу.
В ингушском обществе человек не мыслит себя вне рода, фамилии, народа. «Чей ты сын (дочь)?», – спрашивают они обычно друг у друга. Это обстоятельство обязывало каждого человека поддерживать авторитет фамилии через сохранение своей чести.
Существовал культ старших и культ младших. Важную роль в отношениях старших и младших, в воспитании нравственных идеалов, принципов ненасилия играл личный пример.
Роль женщины в ингушской семье подчеркивается этикетом, который поднимает авторитет и значимость.
приветствуют стоя. Кричать и повышать голос на нее недостойно. Если мужчина оказывается попутчиком женщины в дороге, то он обязан ее опекать, вблизи какого-либо опасного места – уступить ей более защищенную сторону. Следуя этикету, мужчина идет впереди женщины. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе можно было встретить зверя, грабителя, кровного врага… Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Уважение к женщине воспитывается сызмальства и начинается с уважения к матери, сестре, бабушке.
Особым почитанием пользуются у мужчин родственники жены. По отношению к теще он обязан соблюдать нравственные требования повышенного порядка. Ингушский зять не должен встречаться с тещей. Объяснений тому может быть несколько, но непременным является то, что нет нормы, посредством которой можно было бы проявить глубокое уважение и почтение к матери своей жены. Это высший статус в иерархии этикетных обязанностей. Однако зять обязан (в случае необходимости) оказывать ей всемерную поддержку и помощь. Бывают исключения из традиционных установок, когда теща общается с зятем. Это в случае, если дочь – единственный ее ребенок и если на то есть обоюдное согласие. Но инициатива на общение с зятем может исходить только от нана (тещи).
Традиция почитания женщины уходит в седую древность. Глубокий смысл мы видим в народной поговорке «Портится мужчина – портится семья, портится женщина – портится народ».
нщина-мать – наш первый воспитатель и друг.
Гостеприимство является для ингушей законом, обязательным для всех. О щедрости и радушии ингушей писали многие кавказоведы. Для приема гостей у ингушей издревле существовало особое помещение – кунацкая. И сегодня в ингушских домах лучшим помещением является «хьаьша цlа» (комната гостя). «Кто не привечает (любит) гостей, того Бог не любит», – говорят ингуши. Уважительно относятся они к семьям, в которых часто бывают гости. Отталкивающе звучит: «К ним мало кто в дом зайдет». Главной обязанностью хозяина, принявшего гостя, является защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны. Заботы гостя становятся заботами хозяев.
Гостя усаживают на почетное место, тогда как сами хозяева, в том числе и глава семьи, садятся не сразу, даже старейшина рода будет стараться сесть после гостя. Гостю принято дарить понравившуюся ему вещь, какой бы ценной она ни была. В прошлом в честь гостя устраивали танцы, играли на гармонике. Когда гость покидает дом, хозяева провожают его до ворот. «Пусть изобилие не покидает этот дом. Живите долго с миром», – желает гость, прощаясь.
Самобытность народа проявляется в повседневной практике, в наиболее типичных для него моделях поведения, в оригинальном образе мыслей. Национальная культура ингушей, подобно

Интерактивный классный час «Знакомство с культурой ингушского народа» | Классный руководитель

Интерактивный классный час «Знакомство с культурой ингушского народа»

Автор: Панченко Лидия Михайловна

Организация: МБОУ Лиховская СОШ

Населенный пункт: Ростовская область, Красносулинский р-н, х. Лихой

Цель: способствовать повышению уровня творческой активности учащихся; воспитывать чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности.

Задачи: приобщение детей к ведущим ценностям мировой культуры, понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу.

Метапредметные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, уметь выражать свои мысли в результате диалога или игровой деятельности.

Предметные: познакомиться с понятием «обычай», познакомиться с культурой ингушского народа.

Оборудование: ингушская музыка, проект блюда национальной кухни; проект национальный ингушский костюм; презентация.

Слайд 1. (республика Ингушетия, гос. флаг, столица – Магас, и границы государственные)

  1. ( Звучит музыка на ингушском языке).

 

Ученик 1: Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

2 ученик У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3 ученик Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4 ученик Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Ученица: Приглашаем Вас совершить путешествие по Ингушетии.
Учитель: -Добрый день учащиеся и гости нашего мероприятия!

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более 150 национальностей. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа и народов, живущих рядом с нами.

Ученик:— Нам посчастливилось жить в Ростовской области на Красносулинской земле, работать и учиться в школе х. Лихого. Наша школа распахнула двери для детей всех национальностей.

Ученик:— Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня которую он собирает и сохраняет.

Ростовская область является историческими воротами на Кавказ.

Учитель: Сегодня мы поговорим об удивительном народе, живущем в нашем краю. (рассказ на фоне слайдов, музыки).

Ученица: ( Звучит ингушская музыка) слайд 2

— Исторически Россия поделена на федеративные республики, автономные края и округа.

Ингушетия – одна из республик Северо-Кавказского федерального округа Российской федерации. Это самая молодая республика страны, образована 4 июня 1992 г. В августе 1994 года Ингушская республика получила собственные государственные символы, наряду с гимном и флагом, был утвержден и герб Ингушетии.

Население составляет около 460 тыс. чел., в основном это ингуши. На территории нашей Ростовской области по данным переписи на 2010г. проживают более 2500 тысяч представителей этой национальности.

В день народного единства в Ростовской области проходит фестиваль «Народов дружная семья». 5 ноября 2010 года — ингушское Национально-культурное общество «Единство» провело в одном из самых больших залов Ростова-на-Дону ДК «Ростсельмаш» праздник «Ингуши в единой семье народов России». На мероприятие ингуши продемонстрировали культуру республики ростовчанам. По приглашению донских ингушей на празднике выступили народный ансамбль республики, лауреат международных конкурсов «Зори Ингушетии», народная артистка Республики Ингушетия Тамара Яндиева, ансамбль из Магаса «Город солнца».

Ингушетия является одной из самых живописных республик Северного Кавказа. Протянувшись с севера на юг узкой полосой, она вместила в себя лесистые предгорья, степь, альпийские пастбища и, конечно же, укрытый снегами Главный Кавказский хребет.

Ученик. Слайд 3

Попробуй не любить Кавказ

Без громких слов, без пышных фраз,

Одевшись мантией снегов,

Он встанет выше облаков

Попробуй, не люби его-

Клянусь, не выйдет ничего.

Попробуй не создать поэт,

Кавказу солнечный сонет,

Его стремнин не разглядеть,

Его вершин не одолеть

Народов не воспеть его-

Клянусь, не выйдет ничего!

Учитель: Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями, оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков – непререкаемый повод для гордости. Наиболее ярким и выразительным предметом гордости культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Ребята подготовили проект «Национальная одежда ингушского народа»

Ученики (проект): слайд 4

Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий, летом шляпу (мангал-кий).

В начале XX в. стали носить фуражки позднее шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш, и калоши.) Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч) и надевавшиеся под нее штаны (шарбал). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями. Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна. Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Учитель: Еще одним поводом для гордости у ингушей является уважение к старшим, искренняя забота о младших, почтительное отношение к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохранение духа добрососедства, передаваемого из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье. Один из тринадцати ингушских адатов – гостеприимство. Гость для ингуша — лицо священное. Всё лучшее в доме подаётся гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется особое внимание. Сейчас ребята расскажут о традиционных блюдах ингушской кухни, которыми они встречают гостей.

Ученики (Проект детей): слайд 5

Ингушская кухня — одна из древнейших, самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Одним из наиболее важных и основных продуктов питания ингушей является мясо. Большая часть блюд готовится из баранины, говядины или птицы в натуральном виде. Излюбленный напиток — очень крепкий и горячий чай. Много блюд готовится из кукурузы, творога, тыквы, черемши. Гарниры, как правило, овощные и крупяные. Неотъемлемые компоненты большинства блюд — лук, чеснок, перец. Как и многие другие кухни народов Кавказа, ингушская кухня использует в больших количествах острые приправы и зелень. Повседневной пищей ингушев были: чурек из кукурузной муки, мамалыга, молоко во всех видах, особенно простокваша, творог, сыр, чеснок, лук, редька, фрукты, дикорастущие плоды, различные травы — приправы. В Ингушетии, в любое время года, что — нибудь съедобное растет. В первые морозы поспевает мушмула — дикорастущий плод размером с дикую грушу, очень сытный. Держится долго. В январе-феврале появляется черемша. Молодая крапива — важный компонент национального питания.

Учитель: Ингушетия издавна славилась своими танцевальными коллективами. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и праздники. Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восходит к глубокой древности. В танце народа — его характер, культура, темперамент, грация. В танцах проявляется ментальность народа, культура интеллигентности. Танец народа — это его мораль, нравственность. Подтверждением тому является выразительная плавность и грациозность девушек в танцах, виртуозные движения юношей на носках, требующие ловкости, силы, таланта.

Танец лезгинка в исполнении учащихся. Слайд 6

Учитель: Ингушский народ создал много разнообразных песен, отличающихся силой и выразительностью чувств, богатством образов. Это песни, исполняющиеся во время танцев, песни, славящие героев и высмеивающие трусов. Послушайте песню в исполнении ваших одноклассников.

Исполнение учащимися песни на русском «Ингушетия» слайд 6

1-й куплет

Среди снежных гор Кавказа,

Есть прекрасный, горный край

Благодатный, необъятный.

И цветущий словно май

Живописные холмы

И искристые ручьи

Здесь мелодия души

Лезгинка здесь, здесь ингуши.

Припев:

Наш ингушский, дивный край

Ты цвети, цвети как рай

За собою нас веди

В мир согласья и любви!

2-й куплет

Вновь пленяет юный взор

Красота ингушских гор

Гордый танец ввысь летит

И орел средь скал парит

Честь, традиции храня

Процветай моя земля

Свет надежды нам дари

Путь-дорогу укажи.

Припев:

Наш ингушский, дивный край

Ты цвети, цвети как рай

За собою нас веди

В мир согласья и любви!

Учитель: Значительное место в ингушском фольклоре занимают различные легенды, предания и сказки. Предлагаем вам посмотреть театрализованную инсценировку ингушской сказки «Коза — острые рога» слайд 7

Однажды паслись три козы. Старшие две — задиристые да хвастливые. Всё своими рогами похваляются: «Встретился бы нам волк, вот бы мы ему показали!» А младшая знай помалкивает, травку щиплет да рога свои точит об острые камни.

Вечером козы пошли домой. Первая впереди, вторая подальше, а третья совсем отстала.

Вдруг навстречу им выскочил волк. Он сказал старшей козе:

— Давай биться, козочка!

— Давай, давай, дурень волк!

Начали они биться, а волк набросился на неё и проглотил. Тут подошла средняя коза. Волк говорит ей:

— Давай биться, козочка!

— Давай, давай, дурень волк!

Начали они биться, а волк набросился на неё и тоже проглотил. Глядит волк — ещё одна коза идёт. Увидела она волка и первая крикнула ему:

— Давай биться, дурень волк!

— Давай, если хочешь! — говорит удивлённый волк.

Коза не дала волку даже опомниться, налетела на него, забодала острыми рогами, затоптала крепкими копытцами. Шкура волка лопнула, и выскочили у него из брюха две старшие козы.

— Крепко напугали вы волка! — сказала им младшая коза и пошла впереди.

А старшие молча побрели за ней.

Учитель: Ингуши очень любят свой фольклор. Исследователи продолжают записывать и изучать устное народное творчество, среди которого большое место занимают мифы, легенды и загадки.

Я для вас приготовила загадки ингушского народа. Отгадайте их.

Слайд 8

Деревянная, еду приносит, сама голодная ходит.(ложка) слайд 9

На реках зеркальные мосты наводит, на окнах узоры вышивает.(мороз) слайд 10

Сегодня он волнами колышется в поле, а завтра стоит у нас на столе.(урожай) слайд 11

Не снег, а белый; не лед, а твердый; тает, как снег и лед; сладок, как мед.(сахар) слайд 12

Посреди дома висит груша, но скушать ее невозможно.(электрическая лампа) слайд 13

Моток с тысячью иголками.(ёж) слайд 14

Сам безоружный, но врага не пропускает(замок) слайд 15

Посреди огорода стоит на одной ноге.( пугало. ) слайд 16

Без крыльев, без ног и рук, а по небу летает.( ветер. ) слайд 17

Старик с вилами на голове.( козел. ) слайд 18

Учитель : Что вы можете сказать о загадках?

Дети (У русского народа есть похожие загадки.)

Учитель : В Ингушетии всегда уделялось большое внимание национальным играм, в них отражены занятия сельских тружеников, ремесленников. Имеются игры, связанные с бытом, с военным делом. Подвижные игры способствуют развитию смекалки и упорства. В игре закладываются соревновательный дух, оттачиваются воспитательные моменты, указываются нравственные ориентиры. Я вам предлагаю поиграть в ингушскую игру Утушка (Бобешк) слайд 19

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют — получается мостик. Выбирается утка, остальные дети утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:

Быстрей, быстрей, утятки,

Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек.

Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.


Утушка (Бобешк)

Итог урока. Учитель: В заключение классного часа, посвященного традициям ингушского народа, нужно сказать, что мы рассказали совсем немного из богатой истории и действительности Ингушетии. И, наверное, теперь каждый из вас заинтересуется традициями своей нации. Важно знать корни своей семьи и историю своего народа и жить в дружбе с другими национальностями.

Рефлексия: слайд 20

На столе у вас, ребята, несколько карточек с изображением национальных флагов. Поднимите сейчас флаг той страны, о которой шла речь.

Чем похожи наши культуры?

Спасибо за вашу активность на уроке. Слайд 21

 

Список используемых источников.

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/02/05/podborka-stikhov-o-rossii
  2. http://pravitelstvori.ru/news/detail.php?ID=1591
  3. https://www.votpusk.ru/country/kurort.asp?CN=RU8&CT=RU158
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
  5. https://studbooks.net/639663/kulturologiya/narodnoe_tvorchestvo
  6. http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-ingushetii/
  7. https://www.sites.google.com/site/russkieskazki/home/skazki/skazki-narodov-rossii/ingusskie-skazki/koza-ostrye-roga-ingusskie-skazki
  8. http://ingush-empire.com/2010/12/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D1%86%D1%85%D1%8C%D0%B0%D0%BB%D1%85%D0%B0-%D1%85%D0%BE-2/
  9. https://www.psyoffice.ru/4-0-513.htm

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 5,3 МБ
  2. file0.docx.. 61,5 КБ
Опубликовано: 06.11.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *