Особенности азербайджанской свадьбы. Азербайджанская свадьба. Традиции и обычаи. Подготовка к свадебному торжеству
Азербайджанская свадьба
Азербайджанская свадьба — масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.
«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.
После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха — хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», — рассказывает Сабина Минзейн из Баку.
У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках — считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.
Проводы невесты — тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах — украшение со свечами и зеркалами — против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту — символ непорочности.
На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями — все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.
Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы — кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.
В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс — ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.
При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).
Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина — енге — провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.
Грузинская свадьба
О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.
Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не бывает без ве
Как проходит брачная ночь у азербайджанцев. Азербайджанская свадьба в доме жениха
Первый визит сватов
Согласно традиции, с первым визитом к невесте идут 2-3 женщины. Родителям невесты они рассказывают о семье жениха. Родители девушки сначала не дают положительного ответа. Они говорят, что нужно серьезно поразмыслить об этом юноше, а если у семьи невесты возникают какие-либо сомнения, то сваты сразу получают отказ. Родные невесты в этом случае заявляют: “То, чего вы хотите, у нас нет”. В случае получения положительного ответа, второй визит сватов происходит уже с отцом, дядей жениха и другими родственниками.
Второй визит сватов
В знак согласия родители невесты накрывают сладкий стол и подают сладкий ароматный напиток с добавлением свежей заварки. Этот напиток символизирует породнение двух семейств и сладкую жизнь новобрачных.
При первом визите сватов женщины (мать, бабушка, сестры и тети), которые представляют сторону жениха, сообщают родителям невесты о своем намерении, а уже во время второго визита сватов стороны определяют день получения согласия.
Помолвка
Во время церемонии аксакалы, которые представляют сторону, как жениха, так и невесты, обмениваются рукопожатиями, а аксакал со стороны жениха трижды спрашивает: “Выдашь ли ты родное дитя (имя) за моего сына (имя)?” “Да, выдам”, – ответ аксакала со стороны невесты также должен прозвучать трижды. В этом коротком диалоге выражается согласие, достигнутое двумя семействами.
В знак согласия родители невесты накрывают сладкий стол и подают сладкий ароматный напиток с добавлением свежей заварки
Церемония обручения
Первый визит жениха в дом невесты
Церемония обручения молодых происходит через несколько дней после того, как получено согласие. К невесте в дом приходят родственники жениха, их, как правило, насчитывается от 6 до 10 человек. Девушке преподносят в дар кольцо, несколько нарядов и платок. Во время обручения брат жениха, или же его близкий родственник, надевает на палец невесте кольцо, на котором выгравированы имена жениха и невесты. При этом он обязательно произносит: “Я дарю тебе это кольцо судьбы, любите друг друга, обзаведитесь мальчиками и девочками”.
Некоторые семьи практикуют несколько иной обряд, когда в день обручения в дом невесты из дома жениха отправляют традиционные азербайджанские сладости, мясо или другие продукты. В этот день невесте преподносят в дар кольцо, дорогую одежду и головной платок. По традиции, показывает принесенные подарки гостям счастливая в браке женщина, чтобы и невеста в своей новой семейной жизни испытала только счастье. После обручения жениху также дарят кольцо. Данный этап обручения называют первым визитом жениха в дом невесты.
Во время обручения брат жениха, или же его близкий родственник, надевает на палец невесте кольцо, на котором выгравированы имена жениха и невесты
Знакомство родственников
Следующим этапом обручения следует знакомство родственников. В эти дни родные жениха преподносят невесте разные дары и восхваляют ее ум и красоту. В этот же период родные невесты с дарами и сладостями для семьи жениха вместе со своими близкими родственниками отправляются с ответным визитом в дом новобрачного. Родственники молодых устраивают совместное торжество.
Сосредоточение
После церемонии знакомства родственники совместно решают, какой будет численность гостей, приглашенных на свадьбу, каким будет угощение на свадебном столе, а также назначается день, когда пройдет церемония преподнесения и демонстрации даров для невесты и, собственно, сам день свадьбы. Этот этап обручения носит название – сосредоточение.
Официальный брак регистрируется в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты за пару дней до свадебного торжества.
Церемония преподнесения и демонстрации даров
Во время церемонии демонстрации нарядов в дом жениха сходятся его родственники. Они вместе осматривают подарки для невесты, и собирают их в специальные чемоданы, которые украшены красными лентами. В этот день для украшения дома заказывают множество букетов и украшают подносы со сладостями. Затем все родственники жениха направляются к дому невесты.
Дары невесте и родственникам по женской линии
В доме невесты чемоданы открывают и устраивают своеобразный смотр вещей, преподнесенных в дар не только невесте, но и ее матери, бабушке, сестрам и братьям. Главными лицами на этой церемонии являются пожилые женщины, которые выступают доверенными лицами со стороны невесты и жениха. Женщина со стороны невесты сопровождает новобрачную в дом жениха, там она отрезает небольшой кусок ткани, который называют “Палтар кести” (в переводе – раскрой наряда), и этот кусок в дальнейшем хранится в доме молодых. Женщина со стороны жениха преподносит своей “коллеге” деньги в качестве откупного.
В подарке для невесты может быть абсолютно все: от золотых колец, до душистого мыла или крема для тела
Опись приданного
На этой торжественной церемонии принято подавать фрукты и сладости, обед состоит из нескольких национальных блюд, таких как долма, бозбаш, мясные тефтели и довга. Для мужчин организовывается отдельный званый обед. После окончания церемонии родственники молодых составляют опись приданого невесты, которое затем переносится в дом жениха. В это же время в дом новобрачного отправляются две женщины для того, чтобы украсить комнату невесты.
После этого в доме жениха собирается так называемый “совет свадьбы”, на котором родственники решают, кто из них будет “свадебным дедом” (Хан-гора), т.е. человеком, который будет руководить свадьбой, следить за порядком и ходом торжества. По завершению подготовительных работ начинается свадьба.
Начало свадьбы
В помещение, где будет проходить свадьба, сходятся многочисленные гости. На самом почетном месте восседает тамада, управляющий торжеством и певцы. У входа в зал устанавливают столы с конфетами и цветами. Гости произносят пожелания молодым, берут горсть конфет и дарят новобрачным деньги.
Первый день. Церемония – помазания хной
В первый день, вечером, близкие родственницы и подруги невесты проводят церемонию “помазания хной”. Родственники жениха приходят в дом невесты, чтобы нанести новобрачной хну на пальцы, затем они дарят ей подарки.
Близкие родственницы и подруги невесты проводят перед свадьбой церемонию “помазания хной”
Второй день. Обряд – открывание двери
На второй день, ближе к полудню, приглашенные гости в сопровождении музыкантов отправляются к невесте. Певцы веселят гостей. Богато разукрашенные автомобили останавливаются у дома невесты. Ее близкие родственники встречают гостей. Гости со стороны жениха по очереди танцуют. Группа женщин во главе с доверенной жениха идут в комнату невесты. Дверь к новобрачной, как правило, закрыта, поэтому доверенная дает выкуп за открытие двери. Данный обряд носит название – открывание двери.
Обряды для невесты – украшение лица, лента на левой руке
Зайдя в комнату, доверенная женщина от жениха передает невесте деньги для “украшения лица”. Доверенная невесты, шафер и подружки помогают девушке с нарядами и макияжем. Родители девушки также подходят к дочери и дают ей последние напутствия перед праздником. Брат жениха завязывает ленту на талии новобрачной, а затем вкладывает ей в правую руку деньги. Брат невесты дает ей деньги уже в левую руку и привязывает их лентой к руке. Если брата у невесты нет, то эта миссия достается ее близкому родственнику. Этот обряд символизирует вечную привязанность к мужу, который станет ей твердой опорой и надежным спутником жизни.
Свадебные традиции Азербайджана — журнал «Рутвет»
Оглавление:
- Объявление о намерении жениться
- Сватовство в Азербайджане
- Азербайджанское обручение
- Период между нишаном и свадьбой
- Религиозное узаконивание брака
- Свадьба
- Послесвадебные отношения в Азербайджане с родными
Азербайджанские свадьбы всегда считались наиболее богатыми национальными обрядами и ритуалами. Они сопровождались многочисленными этапами подготовки, огромным количеством приглашенных, шумным весельем так же, как и в свадебных традициях армян. Для этого народа семья и по сей день является главнейшей ценностью в жизни.
Объявление о намерении жениться
После того как молодые люди решили соединиться, они ставят в известность родителей жениха, а потом уже и семью невесты. Родственники жениха выбирают представительного человека из числа близких людей и отправляют его в дом к невесте. Его главная задача – оповестить о намерениях семьи парня прийти на сватовство. Случается и так, что родители невесты отказывают гостю. В этом случае родственники жениха подбирают самого уважаемого человека в деревне, который должен навести визит родителям девушки и убедить их дать положительный ответ.
Сватовство в Азербайджане
Свадебные традиции Азербайджана предусматривают разбиение церемонии сватовства на 2 этапа:- Малое сватовство. В первый раз свататься приходит мать парня и одна ближайшая родственница. После того, как женщины приходят к согласию, надлежит состояться встрече глав семей – отцов. Отец парня приходит в дом с 3-мя уважаемыми людьми. Своими разговорами и поведением они дают понять, с какой целью они пришли в дом. По древним традициям отец молодой не может дать согласие с первого раза. Для начала он должен посоветоваться с дочерью и родными. Когда спрашивают мнение дочери, она обычно молчит, что означает ее согласие. Но даже после этого отец не дает прямого ответа, поэтому сватам приходится приходить еще раз. В случае если родители девушки решили дать отрицательный ответ, они говорят это при первой встрече. Обычно звучат слова: «То, чего вы желаете, у нас нет» и т.д.
- Сватовство. В этот раз сватать невесту идет отец парня с еще большим количеством близких родственников. Если родители девушки решили дать положительный ответ, сватов сажают во главу стола. Одна из сестер девушки приносит свежий сладкий чай. Сладкий чай – особый знак согласия и пожелание будущей паре жить без обид и горестей. Во время сватовства девушка должна находиться вне дома. Обычно она выжидает у одной из подруг. Как только сватовство заканчивается, за ней идут родственники, приводят в отчий дом и поздравляют.
Азербайджанское обручение
Традиция обручения также состоит из двух частей: малого и большого обручения:
- Малое обручение (в Азербайджане называется кичик нишан). Самый поздний срок – спустя месяц после последнего сватовства, на котором было дано окончательное согласие. Семья жениха подбирает дату и оповещает семью молодой. В малом обручении (его еще называют «Белге») могут участвовать до 30 человек. На данном мероприятии не присутствует жених. Зато присутствует невеста с подругами. Родители парня дарят невесте обручальное кольцо, сладкие подарки и красивый головной убор (обычно платок). После даров брат парня, его отец или другой родственник надевают девушке колечко, набрасывают на ее плечи платок и дают попробовать половинку конфеты. Вторая половинка доставляется жениху. После этого все отведывают кушанья, сладкие напитки и веселятся. Когда гости покидают дом, начинается веселье самих девушек. Покидая дом после обручения, девушки уносят к себе сладости. Перед сном на подушку невесты кладут 2 одинаковые конфетки. Поверье гласит о том, что так она сможет увидеть во сне своего будущего мужа.
- Большое обручение (основное обручение или Бёук нишан). Данное событие назначают через несколько месяцев после малого обручения. Родственники будущего мужа готовятся к этому событию со всей ответственностью и тщательностью. Невеста на обручении получает множество подарков. Не дарят только туфли, так как бытует мнение, что такой подарок приносит неудачу. Все растраты на данное мероприятие берет на себя семья парня. С этой целью закупается мясо и многие другие продукты. Не покупается только лук – символ слез и горечи. Все чемоданы с дарами для невесты украшают красными лентами. Потом сестра парня демонстрирует всем присутствующим дары для девушки. Все поздравляют обрученных.
Видео о свадебных традициях Азербайджана
Период между нишаном и свадьбой
Весь отрезок времени между свадьбой и обручением дается молодым для того, чтобы они удостоверились в своих чувствах и окончательно подготовились. Родители невесты готовят ей приданое, а жених должен собрать для суженой дорогие украшения, косметику, одежду и т.д. Приводится в порядок дом, в котором будут жить новобрачные или комната, если паре предстоит жить у родителей. Перед самой свадьбой все приданое перевозят в дом к будущему мужу. Молодые девушки должны украсить комнату, в которой будут ночевать невеста с женихом. За это они получают от будущей свекрови угощения и подарки.
На все праздники, которые будут иметь место в этот период, семья жениха должна поздравлять семью невесты. К примеру, на Норвуз невесте дарят блюдо с пророщенной пшеницей, а также халву, пахлаву и ритуальную выпечку. Подносы никогда не возвращают пустыми – на них кладут подарки для семьи жениха. На праздник Гурбанлыг невесте отправляют живого барашка или свежее мясо.
Случается и такое, что в этот период молодые люди понимают, что они не подходят друг другу. В этом случае все подарки возвращаются – и кольцо, и все остальные дары.
Религиозное узаконивание брака
За несколько дней до самой свадьбы происходит Кебинкесдирме. Этот обряд выполняет заранее выбранный Молла. В процессе участвуют две стороны. Каждая сторона выбирает свидетеля. Моллу награждают деньгами и большим куском сахара. В процессе религиозного узаконивания участвуют самые близкие, а также молодая пара.
Свадьба
Свадебная церемония также включила в себя множество самых разных традиций. К ним, в первую очередь относят:
- Церемония помазания хной. Происходит она в первый день свадьбы. В вечернее время первого дня подружки невесты проводят помазание хной. Сторона жениха направляет в дом к невесте родственников, которые будут наносить девушке хну на пальцы и дарить ей подарки.
- Обряд открывания двери. Происходит на второй день. В условленное время, обычно ближе к полудню, сопровождаемые музыкантами гости идут к невесте. Процессию встречают близкие родственники девушки. Несколько гостей, во главе которых находится доверенная жениха, идут прямиком в комнату к невесте. Дверь в комнату может быть закрытой, поэтому доверенной предстоит дать выкуп. Именно поэтому обряд и называется – открывание двери.
- Украшение лица невесты, ленточка на левой руке. Как только доверенная смогла зайти в комнату к невесте, она передает молодой деньги для «украшения лица». После этого подружки невесты, шафер и доверенная помогают невесте с макияжем и нарядами. Брат жениха должен повязать на талии девушки ленту, после чего вложить ей в правую руку определенную сумму денег. Брат невесты кладет ей деньги в левую руку, привязав их к руке ленточкой.
- Невеста покидает отчий дом. Когда девушка покидает отчий дом, одна из доверенных держит зеркало, тогда как другая – зажженную лампочку или свечку. Этот обряд призван защитить невесту от сглаза и злых духов. Зеркало же также защищает от нечистой силы. Кроме того, принесенное невестой зеркало символизирует ее чистоту, девственность, опрятность, подчинение и верность. В момент, когда девушка выходит за порог своего родного дома, ее осыпают мукой, зернами пшена и риса.
- Заграждение дороги. Дорогу к жениху может преградить молодежь, требующая выкуп за проезд. Отец девушки торгуется с ними и платит выкуп. Родственники и приглашенные со стороны жениха стараются украсть какие-то вещи из дома молодой. Затем они начинают демонстрировать через окна машин, что им удалось забрать. Значит это только то, что отныне ни невеста, ни ее вещи в родительский дом уже не вернутся.
- Осыпание сладостями. Чтобы видеть невесту всегда ласковой и милой, ее у дома жениха осыпают сладостями. Кроме того, с этой целью ей преподносят кусочек хлеба с медом.
- Как только невеста переступает порог нового дома, родители мужа дарят ей подарки: серьги, баранов, телят, деньги, кольца и т.д. После этого невеста садится на стул, и на ее колени усаживают ребенка (обязательно мальчика). Так родственники выражают желание поскорее получить первенца. Только через 3 дня после свадьбы невесту могут навестить ее мама и близкие родственники.
Послесвадебные отношения в Азербайджане с родными
Азербайджанские свадебные традиции требуют от девушки постепенного «возвращения» в круг родственников.
- Выход в семью (местные называют юзячихды). Молодая жена в первое время не должна попадаться свекру на глаза. Только спустя 10-15 дней мать парня готовит обед, зовет членов семьи. За столом оказываются все, кроме молодой жены. После этого свекор завет свою невестку и, не дожидаясь ответа, сам идет за ней и ведет к столу. За столом он дарит ей дорогой презент и называет наиболее дорогим членом семейства. Отныне невестка может спокойно передвигаться по дому.
- Визит к невесте (называется гялингёрду). Спустя несколько месяцев со дня свадьбы семья молодой оповещает родственников мужа о своем желании увидеть дочь. В семье парня начинаются приготовления. Происходит веселая встреча с угощениями и подарками.
- Визит в отчий дом. После того как мать девушки повидалась с дочерью, она приглашает в свой дом и зятя. Этот обряд называется аягачды. В этот день устраивается большой пир. Родители молодой жены дарят паре подарки. Эту ночь девушка проводит у родителей. Через пару дней муж забирает свою жену. Отныне пара может приходить сюда в любое время.
- Посещение родственников (обряд гонагчагырма). После того, как молодая семья навестила дом девушки, мужа и жену начинают приглашать в гости все желающие родственники. При первом визите молодые всегда получают подарки. После этого они также могут приходить к родственникам тогда, когда пожелают.
Видео об азербайджанских свадебных традициях
Веками свадебные традиции бережно развивались и хранились азербайджанцами. Они передавали свои знания из поколения в поколение. Эти обряды очень напоминают турецкие свадебные традиции. Одни ритуалы умирали, другие, напротив, обогащались и возрождались. Старшее поколение и по сей день следит за соблюдением большинства религиозных свадебных традиций.
А Вам понравились свадебные традиции Азербайджана? Считаете ли Вы правильным придерживаться старых обычаев? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Особенности свадьбы по-азербайджански=) | Блогер sweetty-leyla на сайте SPLETNIK.RU 16 апреля 2010
Свадебный переполох в Азербайджане сродни подготовке к Олимпийским играм — настолько все масштабно. И ведь, казалось бы, свадьба одна, а относятся к ней все по-разному… Итак, до дня «икс» остается не больше недели. Давайте попытаемся «заглянуть» в мысли нескольких людей, так или иначе имеющих отношение к сему знаменательному событию. Ведь каждый из них в преддверии торжества думает о своем. На звание ясновидящего я, конечно, не претендую, да и обобщать тоже не хочу, но все же… Подруга невесты Она вся в предвкушении. Наташе Ростовой, готовившейся к первому балу, до нее далеко. А все потому, что свадьба подруги — прекрасная возможность познакомиться с симпатичным парнем из числа друзей или родственников жениха. Правда, бывают и совершенно «бесперспективные» в этом плане свадьбы, когда заранее известно, что на ней будут только женатые молодые люди или такие, что уж лучше были бы женаты… Но если потенциальная возможность встретить в свадебном зале мужчину своей мечты все-таки есть, подруга невесты просто обязана этим воспользоваться. Конечно, она постарается быть неотразимой. По красоте в этот вечер она должна уступать разве что невесте. Платье выбирается с такой тщательностью, как если бы от этого зависела судьба всего человечества, да и вообще, весь образ продумывается до мельчайших подробностей. В общем, в предсвадебные дни ей есть, чем заняться. Отец жениха Ему в этот период не до сантиментов. Его больше всего интересует, окупится ли свадьба. Ведь «шадлыг эви» ( по-русски говоря ресторан)) выбран престижный, а значит, дорогущий. Нет, для свадьбы единственного сына, конечно, ничего не жалко, но… Так что будущий свекор то и дело прикидывает в голове — все ли гости придут, кто какую сумму внесет и т.д. Периодически, не выдержав, он делится своими размышлениями с женой: «Напрасно мы этих из Шемахи позвали. Знаю я их — половина не приедет, и места пропадут… А Гасым, кстати, должен бы манат 200, как минимум, принести. Помнишь, сколько я на свадьбе его дочери отстегнул?» И т.д., и т.п. Жена будет одергивать его, говорить, что нельзя быть таким меркантильным, когда сын женится… Но в душе и она полностью уверена, что этот сквалыга Гасым просто обязан принести кругленькую сумму. Дальние родственники Неважно, к какому «лагерю» они принадлежат, — жениха или невесты. Так или иначе, дальние родственники в Азербайджане видятся, как правило, только на свадьбах и поминках. А потому эти два мероприятия можно считать своего рода «отчетными» — надо постараться быть максимально «на высоте», хорошо выглядеть и держаться, чтобы утереть нос всем троюродным и четвеюродным родичам. Так что на свадьбу дальние родственники стараются прийти во всеоружии. Помимо внешнего вида, нужно еще отрепетировать выражение лица а-ля «хозяин жизни», чуть снисходительный взгляд, а также составить обширный список хороших новостей, которые вы сообщите родне на вопрос: «Как дела?». Так как информацию эту никто проверять не будет, можно и слегка преувеличить факты. Например, если сын устроился в частную фирму менеджером, можно «повысить» его до заместителя директора. Все равно в этой офисной иерархии черт ногу сломит, не так ли? Самые яркие и узнаваемые представители азербайджанской нации Эмин Агаларов и Лейла Алиева Холостой друг жениха Для большинства холостых молодых людей свадьба друга — это почти репетиция его похорон. Потому как женатый друг — практически нефункциональный агрегат. С ним уже не посидишь до глубокой ночи в пивной или чайхане, не отправишься на поиски романтических приключений, не поедешь в горы, на море, или еще куда-нибудь к черту на рога, сорвавшись внезапно, от нечего делать… В общем, спи спокойно, дорогой товарищ, в саркофаге семейного очага. Хотя, с другой стороны, это, конечно, ужасно забавно — видеть своего дружка таким непривычно серьезным и торжественным, облаченным с черный костюм и с благочестивым выражением на лице, будто это не он еще неделю назад на пьяную голову орал в караоке «Белые розы». Кроме того, друг жениха собирается на свадьбу под «аккомпанемент» ворчания своей матери. Дескать, все уже переженились, один он никак не решится, внуков нет и не предвидится, где же на земле справедливость… Коллега матери жениха Или сосед, или еще кто-то, кого с виновниками торжества связывают чисто формальные отношения. Те, для кого приглашение на свадьбу — что-то вроде подсунутого под дверь счета за свет: досадные, но неизбежные расходы. Хотя, не такие уж неизбежные, в принципе… У вас ведь, наверняка, не раз просили совета, как «увернуться» от приглашения на свадьбу? Есть несколько хрестоматийных отговорок — можно прикинуться больным (если вы не слишком суеверны), можно придумать неотложное дело, можно сослаться на день рождения кого-то из близких (ну и что, что этот самый близкий родился вовсе не 25 апреля, а 15 декабря…). В общем, была бы фантазия. Правда, многим совесть, этика и прочие хорошие, но непрактичные черты характера не позволяют поступить таким образом. На этот случай в народе даже специальное проклятие придумали: «Чтоб тебя каждый день на свадьбу приглашали!».
Азербайджанский свадебный обряд — Википедия. Что такое Азербайджанский свадебный обряд
Азербайджанский свадебный обряд (азерб. Azərbaycanın toy adətləri) является одним из наиболее значительных и торжественных[1]семейных обрядов азербайджанского народа. Он сложен и многоступенчат, связан с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов[2]. Старинная азербайджанская свадьба представляет собой цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат[1]. Сама свадьба складывается из трёх этапов: досвадебный период (сватовство, обручение, заключение брака)[2], свадьба и послесвадебный период[3]. Свадебные элементы азербайджанского народа повлияли на культуры и других народов, живущих в Азербайджане, в том числе на культуру лезгин[2], хыналыгцев[4], цахурцев.
Структура обряда
После самостоятельного принятия решения о вступлении в брак разворачивается формальная свадебная процедура, начинающаяся с получения предварительного согласия родителей невесты («сез кясди»)[5].
Гыз гёрме
Первейшим условием свадьбы являются такие обычаи, как «гыз гёрме» (смотрины), «гыз бейенме» (одобрение выбора). Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Так, ближайшие родственницы парня, собравшегося жениться, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница[3].
Сватовство
После того, как выбор жениха был одобрен, назначается день посылки сватов в дом девушки.
В «главном» сватовстве принимают участие наиболее уважаемые, старшие по возрасту родственники жениха и получение отказа было бы чувствительным ударом по престижу этих людей. Для получения предварительного согласия обычно в дом невесты отправляется кто-либо из пожилых родственников жениха, или в крайнем случае старшая сестра. Раньше традиция требовала неоднократного «отказа» по разным мотивам, но позже этот момент значительно упростился. Считается, что основную роль в этом сыграл тот факт, что выбор будущего спутника жизни стал равноправным и глубоко личным делом молодых людей[5].
При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, то есть одним из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к сватам, направляющимся из дома парня в дом девушки, по дороге примыкали и тёмные силы, старающиеся не допустить свершения доброго дела, стремившиеся к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и ни с чем вернулись бы обратно. В связи с этим на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Злые силы, испугавшись сделанной из металла иглы, якобы, не отважатся покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки[3].
Сватовство является непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке[1].
Выплата башлыга
В прошлом в Азербайджане был распространен обычай выплаты «башлыга» за невесту стороной жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Однако этот обычай был распространен в Азербайджане не везде. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга было запрещено[1].
Обручения
За сватовством следовал обряд обручения. После того, как родители девушки (прежде всего отец) соглашаются выдать дочь замуж, то жених в доме невесты угощает своих новых родственников чаем и сладостями. Процесс обручения у шахсевенов, этнографической группы азербайджанцев, в 1908 году описывался так[6]:
Шахсевянды совершают браки по старинным обычаям. Если отец девицы соглашается выдать дочь замуж, то жених должен прежде всего угостить в доме невесты новых своих свойственников чаем и сладостями, что называется обручением.
Период после обручения и до свадьбы — особый период жизни молодых людей. Ранее сам срок этого этапа был довольно значительным, достигая порой нескольких лет. Считается, что это было связано с трудностями материального порядка — необходимостью подготовиться к предстоящим дорогостоящим свадебным мероприятиям. Позже этот период был значительно сокращён[5].
Кебин
Регистрация брака («кебин кесмек») происходит за несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон[7]. В брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной, записывалась гарантируемая сумма («мэхр»), то есть гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа[1].
Свадьба
За несколько дней до свадьбы проводится обряд «ев бяземек» (украшение дома), заключающийся в том, что в этот день приданое («джехиз»)[8] невесты перевозится в дом жениха. Основная цель этого обычая — обеспечение молодой пары всем необходимым начала совместной жизни. Поэтому в приданом основное место занимают мебель, посуда, предметы домашнего обихода[5].
Выделяют, как правило, «женскую» свадьбу (обряд «палтар кэсди»), и основную, так называемую, «мужскую» свадьбу[8]. На свадьбе обычно звучит национальная музыка[5].
Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония «помазания хны». На неё приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек c музыкантами. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. Обряд нанесения хны в различных районах Азербайджана называется по-разному: в Шеки — «пиршество невесты», в Товузе — «демонстрация девушки», в Масаллы и Ленкорани — «сбор у девушки», в Губе — «нанесение хны», на Абшероне — «хнанане». В ночь «хына гойма» (накладывание хны) жених с шаферами по обычаю приходят в дом невесты за «той паи» (доля свадьбы) и забирают барашка и курицу, давая взамен подарки и деньги. По традиции той паи полагалось украсть, но в 80-е годы его заранее готовили и сами отдавали жениху. рон до середины ладони). Иногда музыканты остаются в доме невесты и веселье, танцы продолжаются до утра[9].
Утром второго дня свадьбы в доме жениха бывают танцы. В некоторых селах еще сохранился обычай устраивать на свадьбе борьбу — «гюлеш». Ещё в 70-е годы эта традиция в азербайджанских селах существовала повсеместно. На свадьбу специально собирались померяться силой, ловкостью прославленные борцы из разных сел[9]. К концу свадьбы в дом невесты отправляется караван (в наши дни — караван машин), чтобы привести невесту в дом жениха («гялин гятирмэ»). На обратном пути караван с женихом и невестой задерживают мальчики для получения какого либо подарка («хэлэт»)[5].
Обе ладони невесты перевязывают белыми или красными платочками, под которые вкладывают деньги, которые берут янга жениха и невесты, развязывая невесте руки накануне брачной ночи[9].
После свадьбы
Через несколько дней после свадьбы проводится обряд «узэ чыхды» (открытия лица), символизирующий окончание периода «избегания». В прошлом по традиции молодая невестка в течение месяца после свадьбы не выходила за пределы двора, а первые несколько дней даже из своей комнаты. Неделю она не разговаривала со свекром и свекровью. После же обряда «узэ чыхды» самые близкие родственники невесты (без матери и отца) и жениха собираются в его доме, поздравляют новобрачных, дарят им ценные подарки или вручают деньги[5]
Изменения в свадебном обряде
Несмотря на значительную традиционность, в последние десятилетия азербайджанская свадьба всё же испытала определенные изменения[10]. Так, широкое распространение получили фотографирование молодых в день свадьбы, белое платье в качестве свадебного наряда невесты[9]. В частности, значительно смягчилась строгость самого свадебного скрывания молодых. Жених, а изредка и невеста, могут сидеть за свадебным столом вместе с гостями. Жених в последние годы также получил право присутствовать на обручении[10]. Особенно динамичны все эти изменения в городской свадьбе. Считается, что и в сельской свадьбе в ближайшие годы будут продолжаться дальнейшие изменения. Одной из тенденций считается отказ от «свадьбы без новобрачных», от традиций свадебного скрывания невесты[9]. Также сократился сам срок проведения свадьбы. Если раньше азербайджанская свадьба могла продолжаться до 3 и даже 7 дней, то в наши дни она, как правило, проходит в один день[5].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.
Оригинальный текст (рус.)
Одним из наиболее значительных и торжественных семейных праздников остается свадьба. Старинная азербайджанская свадьба — цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат.
Сватовство же еще и в эти годы было непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке. За сватовством следовал обряд обручения. Непременным элементом свадебного цикла в прошлом была плата «башлыга», которую вносиля сторона жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Но далеко не везде в Азербайджане этот обычай был распространен. Иногда основной свадебной платой становилась не выплата наличными, а гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа. Эта гарантируемая сумма («мэхр») записывалась в брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга запрещено.
- ↑ 1 2 3 М. А. Аббасова. Свадебная обрядность лезгин Азербайджана (традиции и новации). — Академия наук Азербайджанской ССР. Доклады: Элм, 1988. — Т. 44.
Оригинальный текст (рус.)
Лезгинская свадебная обрядность, как и азербайджанская, сложна и многоступенчата, связана с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов (сватовство, обручение, заключение брака, свадьба и послесвадебный период). (стр. 81)
Этнографические материалы и наши наблюдения показывают, что на свадебную обрядность лезгин Азербайджана значительное влияние оказывают азербайджанские свадьбы. (стр. 83)
- ↑ 1 2 3 Н. В. Малышева, Н. Н. Волощук. Крым: соцветие национальных культур : традиции, обычаи, праздники, обряды. — Бизнес Информ, 2001. — С. 15.
Оригинальный текст (рус.)
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СВАДЬБА Складывается из трех этапов: досвадебный период, свадьба и послесвадебный период. Обычаи гыз чёрме (смотрины), гыз бейенме (одобрение выбора) являются первейшим условием свадьбы. Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Ближайшие родственницы парня, который собирается создать семью, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница. Затем назначается день посылки сватов в дом девушки. При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к направляющимся из дома парня в дом девушки сватам по дороге примыкали и тёмные силы, которые старались не допустить свершения доброго дела, стремились к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и вернулись бы обратно ни с чем. Поэтому на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Испугавшись сделанной из металла иглы, злые силы, якобы, не отваживались покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки.
- ↑ П. Г. Волкова. Хыналыг / Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. — Кавказский этнографический сборник: Издательство Академии наук СССР, 1980. — Т. 108. — С. 60.
Оригинальный текст (рус.)
Современная культура хыналыгцев, как показывают приведенные материалы, имеет несколько пластов. Это общекавказский, который роднит её с культурой многих кавказских народов, и прежде всего с горскими народами (тип поселения, элементы костюма), азербайджанский пласт (в частности, фольклор, элементы свадьбы, костюма, пищи), и новый, свидетельствующий о процессах урбанизации и модернизации в бытовой культуре этого народа.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 А. А. Аббасов. Образ жизни в новых городах Азербайджана. — Элм, 1987. — 199 с.
- ↑ Отдельный гвардейский корпус. Штаб. Военный сборник. — В типпографии Е. Праца, 1908. — Т. 51.
- ↑ Наргиз Кулиева. Свадебные обряды азербайджанцев // журнал : İRS.
- ↑ 1 2 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.
Ни одна азербайджанская свадьба в прошлом не проходила без сбора денег с приглашенных. Это было неотъемлемым элементом как «женской» свадьбы (обряд «палтар кэсди»), так и основной, так называемой, «мужской».
- ↑ 1 2 3 4 5 Н. С Полищук, Т. С. Макашина. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья. — Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая: Российская академия наук, 1993. — 201 с.
- ↑ 1 2 О. А. Ганцкая, И. А. Гришаев. Семья: традиции и современность. — 1990. — С. 172-174. — 255 с.
Ссылки
Азербайджанская свадьба Toy — Любящие сердца :: Seven urekler
Среднестатистическая азербайджанская свадьба в наши дни.
Свадьба — традиционный ритуал, дошедший до нас из глубины веков и предназначенный для того, чтобы в торжественной обстановке отметить создание новой семьи. Но отвечают ли современные азербайджанские свадьбы древним обычаям страны, что привнесло в них новое время?
Круг первый
Обратная сторона любви
Любовь — прекрасное человеческое чувство, заставляющее влюбленных витать в облаках. Однако наступает момент перевести отношения на качественно новый, более серьезный уровень, и приходится спуститься с небес на землю. Пара обручается, и так как происходит это чаще всего в доме у невесты, общение с «Шадлыг сарайы» на этом этапе удается счастливо избежать. Но время идет, и перед женщиной и мужчиной, а также перед их родителями начинает отчетливо маячить СВАДЬБА.
Родные и знакомые, дальние и близкие предлагают различные варианты. Никто не хочет ударить в грязь лицом, чтобы свадьба прошла не хуже, чем у других. С этого момента свадьба, которая влюбленной паре виделась до сих пор счастливым венцом их влюбленности, начинает приобретать весьма конкретные материальные черты.
Свадьба — мероприятие затратное. Вместе с джехизом (приданым), мебелью и т.д. составляет энную сумму, которую еще нужно заработать. Прибавим жилищную проблему, очень актуальную для многих молодых пар — и поймем, что по мере приближения свадьбы материальные проблемы растут как снежный ком.
Круг второй
“Ищите и обрящете”
Но вот наконец средства собраны, родные молодых и они сами начинают обсуждать дату и место свадьбы. С датами у нас, как известно, проблемы — есть месяц мухаррам (траурный) и месяц поста «оруджлуг». В это время обычно свадьбы не устраивают. Итого — два месяца в году долой. Прибавим к этому и странную нелюбовь к проведению свадеб в мае из за пословицы — «В мае жениться — всю жизнь маяться». Какое отношение эта русская пословица, имеющая глубоко рациональный сельскохозяйственный смысл, имеет к Азербайджану — толком объяснить никто не сможет. И, тем не менее, в мае свадеб тоже обычно не делают — итого уже три месяца в году выпадают.
Следующая проблема — место проведения торжества. Это очень серьезный вопрос, так как большинство «шадлыг сарайы» Баку у жителей столицы доверия не вызывают. Уже больно часто в их адрес раздается справедливая критика. Но ничего не поделаешь — за неимением лучшего приходится выбирать из того, что есть.
После многочисленных советов и рекомендаций родственников и знакомых родители жениха и невесты начинают обсуждать, где можно сделать свадьбу. Главный фактор тут, увы, материальный — сразу же определяется планка, по которой выбирают «шадлыг сарайы». Самые распространенные — от 35 манат за человек место, до 50 манатов и даже до 100. Бывают свадьбы и подороже, но они к нашим читателям никакого отношения не имеют. «По одежке протягивай ножки» — взяв на вооружение эту пословицу, жених и невеста с родителями едут (или ходят) по «шадлыг еви». «Дома торжеств» разбросаны по всему городу, но места их компактного расположения — это район Украинского круга в Ахмедлах, проспект Бабека, район между станцией метро «Мешади Азизбеков» и «Халглар Достлугу», и микрорайоны.
Встречает их «мюдюр» — обычно родственник истинного владельца, отличительной чертой которого является умение хорошо считать. Где- то цена устраивает, где то нет, где-то зал невесте не нравится, где-то явно плохая кухня — плюс еще куча подводных камней, вроде того, что проводить свадьбу меньше, чем на 200 человек «шадлыг сарайы» невыгодно. Наконец место проведения торжества выбрано, но нерешенных вопросов меньше не стало. «Свадебная машина от дворца или от родителей?», «Что входит в меню?», «Музыканты от «шадлыг сарайы» или нет?» и т.д., и т.п.
С конкретной датой тоже не все так просто — большинство стремится сделать свадьбу в субботу или воскресенье, на худой конец, в пятницу. Но, к сожалению, не всегда эти дни бывают свободны — из-за этого свадебные процессии можно встретить в любой будний день. Что, в свою очередь, рождает проблемы с выходом на работу как у самих устроителей церемонии, так и у гостей. Но вот все подсчеты сделаны, «бех» (задаток) дан, и начинается…
Круг третий
Рыцарь на белом… лимузине
После назначения даты в домах молодых хлопоты достигают апогея: делают ремонт, докупают приданое и, конечно, в чем молодые предстанут перед зваными гостями и родственниками. Выбор свадебного платья — это “песнь песней”. Сейчас платье чаще всего не покупают, а берут напрокат. Платят за него родители жениха. Цены — весьма и весьма кусачие, в среднем — 200 манатов. Условия проката такие — оплачиваешь полностью прокат наряда, плюс оставляешь документ, чаще всего, удостоверение личности. Платье необходимо вернуть на следующий день после свадьбы, а за повреждение или пятно — штраф.
Перед семьей жениха другая задача — костюм и свадебная машина. Костюм, по традиции, приобретают ему родители невесты. Прокат машины — от 60 манатов и выше, в зависимости от марки и состояния авто. Обычно белые лимузины уже украшены цветами, но иногда за украшение приходится доплачивать.
Круг четвертый
Это Вам не “Уч манат пул, бир кялля гянд”
Отдельная статья — пригласительные, а точнее — списки тех, кто будет удостоен приглашения. Начинаются звонки и уточнения — «придешь — не придешь», потому что отсутствие даже пары приглашенных — это уже 100 манатов убытка, и подходить к процессу нужно с большой серьезностью. Обычно приглашают только тех, в ком уверены, и кто подтвердил факт своего присутствия.
За месяц до свадьбы нужно обратиться в ЗАГС своего района и подать заявление о вступлении в брак — стоит 10 манатов, но многие предпочитают проводить официальную церемонию прямо в свадебном зале (да и свидетелей при этом гораздо больше 2-х). А обходится эта прихоть на несколько порядков дороже, но чего не сделаешь для любимого чада. Если есть желание, можно заключить и кябин у моллы — 10 манатов и Аллах благославит брачующихся.
Круг пятый
Заключительные хлопоты
В день свадьбы и невеста, и жених с утра на ногах. Наконец, родственники в сборе, невеста в ажуре. Все в ожидании.
Приезжает лимузин, и под звуки зурна-балабана (музыкантов нанимают за отдельную плату от 30 до 60 манатов, в зависимости от их числа) жених со свитой приезжает за невестой. Обычно в этот момент ими изо всех окон любуются соседи. По дороге к дому невесты начинается видеосъемка (оператор может начать ее и в доме жениха, его услуги — от 50 манатов). Наконец, процессия с шумом и сигналами подъезжает к дому невесты. Тут также свои обряды — отец ее три раза обводит вокруг керосиновой лампы, мать целует и чаще всего плачет. Будущая свекровь надевает на невесту золото, музыканты играют, оператор снимает, жених и невеста выходят из дома и едут к «шадлыг сарайы»
Круг пятый
А свадьба пела и плясала…
Молодые подъезжают к «шадлыг сарайы» обычно к половине седьмого — чтобы успели собраться гости. Их приход сопровождается музыкой и аплодисментами. На свадьбе жених и невеста находятся в центре внимания. Это — их момент истины, и в суете фотографирований с гостями и танцев под романтическую музыку они счастливы. Основная же нагрузка падает на родителей жениха и невесты, и в меньшей степени — на родственников. В их задачу входит слежка за официантами, привечание гостей, выступление с тостами и т.д. Много хлопот на свадьбе доставляют пьяные и дети — поэтому нужно первых остерегаться, а за вторыми следить.
Музыканты, если пустить дело на самотек, тоже могут здорово навредить — поэтому их тоже нужно держать под контролем, иначе репертуар скатится до примитивного. Правда, музыканты часто очень своенравные попадаются — потому возникают конфликты и даже драки. А официанты так и норовят или что-то раньше унести со столов (обычно выпивку), или просто не принести. Тут, как и на кухне, родителям хорошо бы поставить присматривать знающего родственника — иначе надурят.
Круг шестой
Приглашали — веселились, подсчитали — прослезились
Иногда невесело шутят, что на свадьбе самые главные — не жених и невеста, а те два человека, которые от каждой стороны принимают “пожертвования” от гостей. Да, деньги на свадьбе имеют очень большое значение и для настоящего жениха и невесты, и для их будущего. Сразу после окончания свадьбы, когда жених и невеста отбудут домой, начинается главное действо — подсчет денег. Родители переживают — тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. А так, увы, бывает, нередко — подводят те, кто не пришел, и те, кто поскупился щедро поздравить новобрачных. Тогда приходится или брать в долг, или просить помощи у родственников. По нынешним временам тот, кто не остался после свадьбы в убытке — уже молодец.
Круг седьмой
Счастье не в деньгах?..
Для молодоженов день их свадьбы навсегда останется одним из самых счастливых дней в жизни. А для их родителей — одним из самых хлопотных. Это, увы, факт. И еще один непреложный факт — больше всех от таких свадеб выигрывают певцы, официанты и владельцы «шадлыг сарайы». Это очень несправедливо, но, увы, как говорится, против правды не попрешь. И нам всем, наверное, стоит задуматься над тем, как реально — и в законодательном, и в общественном порядке — исправить ситуацию.
Тимур РЗАЕВ