Традиции аварцев: Аварцы. История, культура, традиции – Вы точно человек?

Содержание

Интересные традиции аварцев. Аварцы

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация — аварцы?

Это коренное проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Происхождение

До сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство — Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово «авар» с тюркского переводится как «тревожный» или «воинственный», в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность — аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже «верховные».

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство — одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные «вольные сообщества». Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь спл

Обычаи и традиции аварцев. Ох уж, эти странные аварцы…

Величественный строгий Кавказ — это самобытная природа, захватывающие дух пейзажи, строгие горы и цветущие равнины. Народы, заселяющие его территорию, такие же строгие, сильные духом и одновременно поэтические и богатые духовно. Один из таких народов — люди, чья национальность – аварцы.

Потомки древних племен

Аварцы – это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки – «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы — национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская национальность аварцы создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт горного народа

Те, чья национальность – аварцы, проживали издавна в горах. Основным занятием было и остается в этих районах и сейчас овцеводство, а также все промыслы, связанные с обработкой шерсти. Потребности в пропитании заставили аварцев понемногу спускаться на равнины и осваивать земледелие и животноводство, которые и стали основными занятиями равнинного населения. Дома свои аварцы строят вдоль бурных горных речек. Их строения очень интересны и необычны для европейцев. В окружении скал и камней дома выглядят их продолжением. Обычное поселение выглядит так: одна большая каменная стена тянется вдоль улицы, из-за чего она выглядит как тоннель. Разные уровни высоты способствуют тому, что часто крыша одного дома служит двором для другого. Современные влияния не обошли и эту национальность: аварцы нынешние строят большие трехэтажные дома с застекленными террасами.

Обычаи и традиции

Религия народа – ислам. Аварцы относятся к религиозной конфессии мусульман-суннитов. Естественно, правила шариата диктуют все традиции и семейные правила, которых строго придерживается аварец. Народ здешний в целом приветливый и гостеприимный, но свои верования и обычаи, вопросы чести отстаивает незамедлительно. Кровная месть в этих местах — дело привычное и поныне. Верования местного населения несколько разбавлены некоторыми языческими обрядами – так часто бывает на территориях, народы которых долгое время вели обособленный образ жизни. В семье главенствует муж, но по отношению к жене и детям его обязанность оказывать уважение и материально обеспечивать. Аварские женщины обладают настойчивым характером, который не прячут от своих мужчин, и всегда добиваются своего.

Культурные ценности

Каждый аварец, народ которого очень привязан к своим национальным традициям, почитает своих предков. Культурные традиции уходят корнями в века. На горных просторах родились своеобразные мелодичные песни, зажигательные танцы и мудрые сказания кавказских долгожителей. Музыкальные инструменты аварского народа — чагчана, чагур, лапу, бубен, барабаны. Традиционная аварская культура является истоком и первоосновой для современного дагестанского искусства и живописи. Живя в отдалении, вдалеке от торговых путей и центров, жители Аварии изготавливали предметы быта, одежду, украшения для себя и дома своими руками, из подручных материалов. Эти ремесленные поделки стали настоящими шедеврами, основой для теперешних мастеров.

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация — аварцы?

Это коренное прож

Аварцы: история происхождения, где живут, численность культура, фото

Аварцы — коренной народ Кавказа, проживающий преимущественно в нагорном Дагестане и являющийся самым многочисленным народом современного Дагестана. Насчитывает около 1 миллиона аварцев. Крупнейшая диаспора, за исключением России находится в Азербайджане. Также, у аварцев есть собственный язык, а в основном, они исповедуют Ислам суннитского толка. Аварское ханство вошло в состав России ещё в XIX веке

Численность и население

Аварцы, по дошедшим до нас данным, имели свою письменность со времен Кавказской Албании. Аварцы — один из многочисленных народов в многонациональном Северо-Кавказском регионе. По данным Всероссийской переписи 2010 г., численность населения аварцев составляет свыше 900 тысяч человек.

Населяют они в основном горную и высокогорную части Центрального и Северо-Западного Дагестана, его северные предгорья и часть равнины, а также компактно проживают на севере Азербайджана (Белоканский и Закатальский районы), в Турции и в странах Переднего Востока. Помимо Дагестана, аварцы представлены в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (всего  912090 чел.). Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу).

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Гуниб / Фото: Гаджи Сулейманов

Наиболее древними из дошедших до нас письменных источников являются двуязычные надписи на каменных крестах и плитах. Как отмечает профессор Б.М. Атаев, одним из первых словосочетаний на аварском языке, высеченных на каменном кресте из белого тесаного известняка грузинским алфавитом, является надпись «цIоб лъеги» (да помилует). Этот письменный памятник был найден в 1923 году в селении Урада нынешнего Шамильского района.

Аварский язык

Говорят аварцы на языке, относящемся к нахско-дагестанской языковой семье. Аварский язык имеет два наречия: северное (хунзахский и салатавский говоры) и южное (анцухский, гидатлинский, батлухский, андалалский, келебский), каждый из которых в свою очередь делится на множество диалектов. На основе северного наречия в Аварии сложился литературный язык-болмац|, что значит «язык народа, войска». Есть и другое толкование слова болмац| как «гьа-болмац|», что значит «язык гостя». Письменность до 1927 года была основана на арабской графике (аджам), в 1927-1938 гг. – на латинице, с 1938 г. – на кириллице.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

В 50-60-х годах XX века в городах Дагестана имелись национальные школы. С 1938 по 1955 гг. обучение в школах Западного Дагестана до 5-го класса велось на аварском языке, а в старших классах — на русском. С 6-го класса аварский (родной) язык и литература изучались как отдельные предметы. В 1955/56 учебном году преподавание в школах аварских районов с 1-го класса было переведено на русский язык. С 1964/65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты. В настоящее время на территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на родном языке, затем на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание ведётся на русском языке. Согласно Конституции Дагестана, аварский язык в республике вместе с другими национальными языками имеет статус государственного.

Название

Горцы современной Центральной Аварии, называемые «маарулал», возможно, ранее имели другой этноним — алби, к чему склоняется ряд исследователей, в том числе такие выдающиеся ученые, как Н.Трубецкой и Я.Марр. Аварцами же они себя до последних времен не называли, не именовали их так и соседи. Грузины называли леками, лакцы — яруса, кумыки — тавлу. Новое обозначение народа – аварцы — впервые встречается в трудах выдающегося дагестанского историка XIV века Мухаммада Рафи («Тарих Дагестан»). Так «маарулал» осталось внутренним самоназванием, а аварцы — внешним обозначением народа, экзоэтнонимом, как это часто случается в истории. (Например, народы, известные всем как венгры, называют себя мадьярами).

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Читателю, видимо, интересно, откуда взялся термин «авар» вообще? У историков есть объяснение. Царя известного раннесредневекового государственного образования Серир в Нагорном Дагестане, по авторитетному свидетельству арабского историка Ибн-Рустаха, звали Авар. От этого имени и образовал летописец этноним — авары. Такое перенесение имени человека на целый народ случается довольно часто. Так, от имени хана Узбека происходит название узбеков, от хана Ногая — ногайцев, от династии Каджаров — каджаров (персов).

Но возникает другой вопрос: как случилось, что царя Серира назвали именем Авар? Ведь само это слово чуждо кавказским языкам. Многие авторы ищут объяснение в племенном названии кочевых аваров. Как известно, тюркоязычные кочевые авары, создавшие в Восточной Европе мощное государственное объединение — Аварский каганат, в VI веке находились в Предкавказье и, конечно же, не могли не контактировать  с коренным населением такого крупного государственного образования Восточного Кавказа, как Серир. Есть предположение, что тогда часть кочевых аваров проникла в горы и осела, ассимилировавшись с местным населением (В. Ф. Минорский), что и получило отзвук в имени царя.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Семейство имама Шамиля

Первые упоминания об этом владении относятся к VI в. На севере и северо-западе Серир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сериром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди. Серир достиг наивысшего расцвета в X—XI вв., являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство. Арабский географ и путешественник Ибн-Рустах (X в.) сообщает, что царя Серира зовут Авар (Auhar).

С X в. прослеживаются тесные контакты Серира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр.  Серир как христианское государство находился в орбите Византийской империи. Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Серир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство».

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Аварские поэты Омаргаджи Шахтаманов и Расул Гамзатов

История

История аварцев в контексте всего Дагестана и Северного Кавказа насыщена блистательными и драматическими страницами. Отпор вторжению Тамерлана в XIV веке, победа совместно с другими дагестанскими народами над «победителем народов и завоевателем Вселенной» Надир-шахом в XVIII веке, пафос побед и горечь поражений в почти столетней вой­не за независимость в XIX веке, духовный подъем в том же XIX веке, драма двух революций, в результате которых было заложено нынешнее общество.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Дом Аварских ханов в Хунзахе (первая половина XIX в.)

В 1803 г. часть Аварского ханства добровольно вошла в состав Российской империи. Сам ход исторических событий в первой половине XIX века и в последующем, вплоть до 1920 года, обусловил выдвижение имамов в основном из одного ареала – первый имам Гази-Мухаммед и имам Шамиль из селения Гимры, имам Гамзат-Бек из селения Гоцатль, имам Мухаммед-Гаджи из селения Согратль, имам Нажмудин из селения Гоцо. Они стали зачинателями новой исторической эпохи, зажегшей над Кавказом великое зарево народной войны за свободу и независимость, первопроходцами общедемократических социально-политических преобразований, имевших своей целью объединение народов Дагестана и всего Северо-Кавказского региона в единое шариатское государство, в котором последовательно осуществлялся принцип равенства людей. Вместе с шейхом Мухаммедом Ярагским они выдвинули и обосновали идеологию нового типа государства — имамата, по своей социальной сущности в корне противоположного существовавшим наследственным монархиям. В имамате более всего воплотились традиции горских общин и их союзов с их демократическим характером народовластия.

После завершения Кавказской войны аварцы при императоре Александре II входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршей семьи.

Аварская община

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3Традиционная социальная организация аварцев — селение (независимо от размера и численности населения — в среднем 110-120 хозяйств с населением 500-550 человек). Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип родственного расселения, хотя еще были сильны традиции внутрикультурной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сельский сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население (старше 15 лет). При выборах правителей — старейшин (чIухIби, гIадилзаби, хараби) — соблюдался принцип представительства тухумов.

Административную и судебную власть в аварских «вольных обществах» осуществляли правители (ч|ух|би) и старейшины (хараби) наряду с кадиями. Законодательная и контрольная функции принадлежали совету старейшин, который представлял народное собрание (джамаат). Народное собрание созывалось редко, в особо важных случаях. Ежегодно избирались правители (ч|ух|би), исполнители (г|елал), посредник между народом и правителем и глашатай (магъуш), смотритель полей (магъил г|ел), казначей (хъазаначи). Совет старейшин назначал ведавшего военными делами (цевехъан).

С установлением Советской власти в Дагестане колхозный строй с обобществлением частных земель и скота возродил первичную, так называемую «земледельческую» или крестьянскую общину, а наличие приусадебных участков сохраняет элемент вторичной, более развитой общинной системы.

Хозяйственный уклад

В советский период широкое развитие получила многоукладная жизнь аварцев. Быстрыми темпами развивались орошаемое земледелие, садоводство и виноградарство. Большие темпы роста наблюдались в культуре, народных промыслах (унцукульские, гоцатлинские, андийские, ансалтинские),  местной промышленности. Началось строительство  фабрик, их филиалов. И сегодня славятся аварские безворсовые ковры и гладкие двусторонние паласы, которые отличаются самобытным орнаментом и отменным качеством. Андийцы изготовляли знаменитые кавказские наплечные бурки из шерсти андийской породы овец.

Войлок, войлочные изделия занимали весьма заметное место в экономике, хозяйственном быту и культуре аварцев. На определенном, достаточно продолжительном этапе развития войлок являлся универсальным материалом для изготовления мужской, женской, детской одежды и обуви, для утепления жилища и художественного оформления его интерьера, для хранения и транспортировки материалов и продуктов.

Одним из видов прикладного искусства остается резьба по камню и дереву. Особо отличаются в этой части унцукульцы, мастера из Мачады, Гилиба, Тлоха, Бацады, Верхнего и Нижнего Инхело. Создавались новые рабочие места.

Одежда

Чем больше возрастали возможности и ресурсы Советского государства, тем полнее и разностороннее удовлетворялись материальные и духовные потребности аварцев среди братских народов Дагестана.

Одежда у аварцев такая же, как у горцев всего Дагестана. В прошлом она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых штанов. Поверх рубахи носили бешмет (гужгат). Зимой к бешмету пристегивалась ватная подкладка. На голову надевали лохматую папаху.

Одежда аварок

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Женская одежда у аварцев отличалась большим разнообразием. Одежда была по существу этническим признаком, отличительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Девушка надевала платье из цветной ткани с красным поясом, женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов.

Традиции самой многочисленной нации Дагестана

У аварцев свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, социального опыта и нравственных норм. Еще в XIX в. аварцы, как  даргинцы и лакцы, старались заключать браки в пределах своего тухума. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать даже между близкими родственниками и однофамильцами. Самым крепким оказывался брак, заключенный между односельчанами. Взимание калыма для аварцев в прошлом не было характерным обычаем. В современных условиях адат выплаты калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей. Издавна у аварцев существует мудрый обычай, помогающий проверить чувства молодых, общность взглядов, — помолвка, с которой и начинается подготовка к свадьбе.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Гостеприимство у аварцев – один из самых свято соблюдаемых обычаев. Гостя принимают в любое время дня и ночи, оказывая всевозможное внимание и заботу. Не принять, не угостить самым лучшим, что есть в доме, считалось позором и унижением. Приветствовать гостя приходили родственники и соседи. Часто отношения гостя и хозяина перерастали в  куначество. Куначество никогда не было связано с национальностью. Говорили: кунак из Цудахара, кунак из Кумуха, кунак из Ахты.

Аварцы огромное значение придавали и придают в настоящее время традициям взаимной помощи – «гвай» (буквально – много).

Помощь соседу, родственнику, сельчанину, попавшему в беду, каждый считал своим священным долгом. Совместная работа сближала людей, облегчала труд. Люди получали моральное удовлетворение, а хозяин проникался чувством благодарности, желанием сделать им приятное. К взаимной помощи прибегали и во время уборки урожая, заготовки сена.

Еда

Аварцы отличались равнодушным отношением к пище. Сдержанность в еде воспитывалась с детства как достоинство. Ели три раза в день, но основную еду готовили на ужин, когда вся семья в сборе. Но обеспечение достатка  в семье считалось неотъемлемой частью обязанностей мужчин.

Культура земледелия

Ограниченные возможности в развитии земледелия и скотоводства (малоземелье) издавна вынуждали аварцев прибегать к поиску других источников существования, что привело к распространению отходничества и развитию различных промыслов и ремесел. Земледелие развивалось по пути создания террасных полей на горных склонах.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Карата

Наиболее распространенным был тип террас с межевыми откосами, но горцы достигли большого искусства и в сооружении полей на подпорных стенах, почва на них частью была наносная. Основная масса таких террас, обрабатываемых нередко вручную мотыгами и лопатами, находилась в горных долинах. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, рожь, сеяли также овес, просо, фасоль, горох, чечевицу, лен, позднее – кукурузу, коноплю, тыкву, морковь, чеснок. Занимались садоводством. Существовали местные сорта фруктов и винограда, которые высоко ценились на рынках, шли как обмен. Хиндалалцы хорошо знали технологию хранения свежих фруктов.

Как бы ни была высока культура земледелия горцев в условиях малоземелья, им не хватало своего хлеба, особенно в высокогорной зоне, где ведущей отраслью было скотоводство. Овцеводство у аварцев как товарная отрасль развивается с XVII века. Длительные взаимосвязи как со степным, так и с горным населением повлияли на формирование у аварцев своеобразной культуры в скотоводстве. Преобладание специальных терминов кумыкского происхождения в скотоводческой отрасли, особенно у салатавских аварцев, объясняется тем, что их чабаны, проводившие долгие зимние месяцы на равнинных пастбищах, имели больший опыт общения с кумыкскими жителями и, в частности, с их скотоводами.

Известные аварцы

В истории аварцев как личности, сыгравшие большую роль, остались Суракат —  владыка Серира, Андуник  — аварский феодал, автор «Завещания», Умма-хан Справедливый – владетель аварского ханства, Нуцал-хан (Магомед-Нуцал-хан) – аварский хан, Умма-хан Великий – правитель аварского ханства, Гази-Мухаммед из Гимры – первый имам Дагестана, Гамзат-Бек – второй имам Дагестана, имам Шамиль – третий имам Дагестана, имам Дагестана Нажмудин Гоцинский, Хаджи-Мурад — наиб Аварии, революционеры Махач Дахадаев, Муслим Атаев, генерал–полковник Магомед Танкаев.

Политические деятели

Навсегда останутся в истории не только аварцев, но и всего Дагестана его сыновья – политические деятели Абдурахман Даниялов, Шахрудин Шамхалов, Магомедтагир Абдулбасиров, Магомед Юсупов, Джамалудин Алиев, Гамзат Гамзатов, Суракат Асиятилов, Гаджи Махачев, Муху Алиев, Магомед Толбоев, Рамазан Абдулатипов, ученые Магомед-Саид Саидов, Халил Фаталиев, Гаджи-Али Даниялов, Ахмед Магомедов, Хизри Амирханов, Асхаб Асхабов, Гаджи Гамзатов, Ибрагимхан Камилов, Магомед­расул Магомедов, Хаджи-мурад Хашаев, Магомед Магомедов, Сиражудин Хайбулаев, Шамиль Алиев и другие.

Аварцы гордятся Героями России летчиком-испытателем Магомедом Толбоевым и его братом Тайгибом Толбоевым.

Вклад в литературу

Аварская литература развивается на родном языке и входит в состав богатой многоязычной дагестанской литературы. Первые литературные произведения, в основном переводы с арабского, появились в XV-XVI веках. В XIX-начале XX века выдвинулись поэты-классики аварской литературы Тажутдин (Чанка) из Батлаича, Махмуд из Кахабросо, Этил Али из Телетля, Эльдарилав из Ругуджа, Анхил Марин, Магомед из Тлоха, Курбан из Инхело, Расул и Магомед из Чиркея.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Мусалав Кудутлинский, Али-Гаджи из Инхо, Гамзат Цадаса, Муса Магомедов, Магомед Сулиманов, Омар-Гаджи Шахтаманов, Расул Гамзатов, Абасил Магомед, Абдула Даганов, Адалло Алиев, Гаджи Арипов, Машидат Гаирбекова, Фазу Алиева, воспевшие человека, жаждущего свободы и счастья, — продолжатели традиций классиков аварской литературы.

Вклад в культуру

Аварцы, как и все дагестанцы, имеют самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство, коллективы художественной самодеятельности, в которых участвуют простые жители сел. Наиболее ярким проявлением самобытности культуры являются праздники. Они стимулируют творчество народов, привлекают внимание ученых, фольклористов, ценителей народного искусства.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Здание Аварского театра

В 1935 году в сел. Хунзах Хунзахского района был создан Аварский музыкально-драматический театр. Основателями и первыми режиссерами театра стали А.Магаев, П.Шияновский, А.Артемов. В 1943 году театр был переведен в г.Буйнакск, а в 1968 году — в Махачкалу. В  1951 году ему было присвоено имя народного поэта Дагестана Г.Цадасы.

Особое место в духовной жизни аварцев занимают художники. К числу первых аварских художников относятся Халилбек Мусаясул, Муэтдин-Араби Джемал, Каир-Магомед Юнусилау. Они вместе с другими дагестанскими художниками заложили изобразительную традицию в республике. С начала 1920-х годов они учились в различных центральных художественных вузах, а вернувшись в республику, выставлялись и организовывали выставки. Весомен вклад в художественную культуру Дагестана народных художников Российской Федерации Магомеда Шабанова, Гамзата Газимагомедова, Магомеда Джамалудинова, заслуженных художников Российской Федерации Курбанали Магомедова, Али Магомедова, Али-Гаджи Сайгидова, Базаргана Гимбатова, народных художников Дагестана Магомедрасула Гимбатова, Сайгидахмеда Магомедова, Амирхана Магомедова, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова и других.

Спортсмены

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Али Алиев – 5-кратный чемпион мира по вольной борьбе

Гордостью аварцев являются спортсмены Али Алиев – пятикратный чемпион мира по вольной борьбе, Загалав Абдулбеков — олимпийский чемпион по вольной борьбе (г.Мюнхен, 1972),  Магомедхан Арацилов — олимпийский чемпион по вольной борьбе (г.Москва, 1980),  Сагид Муртазалиев — олимпийский чемпион по вольной борьбе (г.Сидней, 2000), Султан Ибрагимов — олимпийский чемпион по боксу (г.Сидней, 2000), Абдулрашид Садулаев – олимпийский чемпион по вольной борьбе (Рио-де-Жанейро 2016), Хабиб Нурмагомедов — действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC и другие.

Среди аварцев есть и крупные бизнесмены. Это братья Магомед и Зиявудин Магомедовы — основатели и владельцы группы «Сумма», Ахмед Билалов — член Совета Федерации России от Краснодарского края с октября 2011 года по ноябрь 2012 года.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

Хабиб Нурмагомедов

Немало ярких, талантливых представителей аварского этноса оказалось и за  пределами своей земли. Они сохранили свой язык, традиции, обряды, честь и достоинство своего народа.

Современный уклад

Современные занятия аварцев основываются на традиционных формах. Усилилась зональная специализация. Нижнее предгорье, как и равнина, с поливными землями и механизированным трудом стало зоной производства зерна, виноградарства и овощеводства, стойлового содержания мясо-молочного скота. В горах уменьшился удельный вес земледельческого труда, преобладают мясо-шерстное животноводческое направление с отгоном на летние и зимние пастбища и кутанное хозяйство на равнине.

Аварцы сегодня понимают, что мир, стабильность и устойчивое экономическое развитие Дагестана – это реальность, в которой от них зависит очень многое. Они осознают, что и ответственность на них как на самом многочисленном народе нашей республики тоже лежит высокая.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся успехи в культурно-бытовом развитии, жизненные условия в сельской местности, особенно в высокогорной, нелегкие. Слабая техническая база, заброшенные земли, низкая урожайность, ухудшение качественных показателей животноводства, безработица обусловливают низкие доходы семей, материальные трудности, моральную неудовлетворенность. Все это вызывает отток молодежи с гор на равнину.

Немалый вклад внесли аварцы в становление и развитие Республики Дагестан. Они дали целую плеяду видных политических деятелей, военачальников. Аварцы мужественно сражались на полях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Многие из них отдали свою жизнь за Родину. И в новейшей истории им пришлось встать на защиту родного края. 7 августа 1999 года международные бандформирования вошли в Ботлихский район и захватили ряд сел.

https://www.facebook.com/l.gadji/media_set?set=a.586475221421127.1073741825.100001759636682&type=3

На борьбу с боевиками вместе с российскими войсками и добровольцами со всего Дагестана встали жители аварских районов. За проявленные мужество и героизм многие из них отмечены высокими наградами России и Дагестана. В целом за ратные и трудовые подвиги 7 аварцев удостоены звания Героя Советского Союза, 15 — Героя России и 17 — Героя  Социалистического Труда.

(За основу данной публикации взяты материалы регионального Центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, дагестанских историков, филологов М.А. Агаларова, Б.М. Атаева, М.М. Магомедханова, М.Г. Магомедова, А.И. Исламмагомедова, М.Н. ­Гаджиевой, З.З. Ильясова).

Аварцы. История, культура, традиции. История аварцев (М. Н. Гаджиева, 2012)

Здравствуйте, мои юные друзья! Если вы открыли эту книгу, значит, хотите больше знать о своем народе. Это здорово! Согласитесь, ведь быть умным, образованным и не знать истории, культуры, обычаев и традиций родного края невозможно. Прежде чем начнете читать, подумайте, а что вы знаете об аварцах? Подумали? Да… Действительно, немного. Теперь вы на пути к новым знаниям. Готовы пройти этот путь? Тогда вперед!

История аварцев

Они в горах живут высоко…

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

Расул Гамзатов

Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, хваршины, гунзибцы, бежтинцы, гинухцы, арчибцы) издревле живут на севере, северо-западе нагорного Дагестана, занимая большую ее часть, по берегам рек Авар-ор (Аварское Койсу), Андиор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу), а также на севере равнинной части Дагестана.

Считается, что предками аварцев были племена легов, гелов, албанов. Эти племена входили в состав Кавказской Албании – древнейшего государства на Восточном Кавказе I–X в. до н. э.

Земля, населённая аварцами, с V–VI в. до н. э. известна как царство Сарир (Серир). Впервые в исторических документах Сарир упоминается в VI веке.

На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Крупным политическим государством в раннесредневековом Дагестане Сарир стал в X–XII вв. Это была горная и степная область с большими природными богатствами.

Жители страны имели высокую земледельческую культуру, развитое скотоводство и ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткацкое.

Это было могущественное образование с главной столицей в городе Хумрадж, нынешний Хунзах.

На гербе Хунзаха был изображен волк – символ смелости и отваги.

Царя Сарира, который правил в V веке, звали Авар. Ученые предполагают, что именно от его имени пошло общепринятое название народа.

Но каждое общество имело свое название. Горец так и представлялся: андалалец, карахец, хиндалалец, нахбалIав (гумбетовец), хунзахев (аварец), гьидалъев (гидатлинец).

А все наречия в общем назывались «магIарул мацI» (язык горцев). К началу XII века, после арабских завоеваний на Восточном Кавказе, на месте Сарира образовалось Аварское ханство, которое в средневековом Дагестане считалось одним из сильных владений. Существовали и так называемые «вольные общества»: независимые друг от друга мини-республики. Их было около сорока.

Представители «вольных обществ» отличались боевым духом и военной выучкой.

Эти времена были неспокойными как для Аварии, так и для всего Дагестана. Не прекращались войны между Турцией и Ираном за Кавказ, шахи и султаны вовлекали народы Дагестана через феодальных владетелей в свои военные действия. И дагестанцы всегда объединялись против общего врага.

Нашествия иноземцев приносили страдания и бедствия горцам, мешали развитию. Но общая беда сплачивала, а в борьбе укреплялось единство.

Ярким примером тому стало Андалалское сражение с иранским царем Надир-шахом и его многочисленным войском – значительное событие в истории дагестанцев.

На месте разгрома армии Надир-шаха в Гунибском районе у подножия горы Турчи-даг построен мемориальный комплекс «Ватан».

В то время Андалал считалось одним из самых многочисленных и воинственных обществ Дагестана. Андалалское общество состояло из таких крупных селений, как Чох, Согратль, Ругуджа. К ним примыкали аулы Гамсутль, Салта, Кегер, Кудали, Хоточ, Хиндах, Гуниб, Мегеб, Обох, Карадах.

Это была народная война, партизанская, днем и ночью. Даже погода помогала: шел холодный дождь, ущелья окутались туманом, и горцы, хорошо знавшие местность, добивались успеха.

Прибегали и к различным уловкам. Так, согратлинский кадий, руководивший боем, решил пойти на хитрость: велел женщинам и детям, оставшимся в селе, спускаться друг за другом по открытому склону, а затем сразу возвращаться по обходной тропинке, скрытой от глаз персов. Складывалось впечатление, что по склону бесконечной вереницей движутся люди.

Наблюдавший за этим Надир-шах стал вводить в бой все новые и новые силы, в том числе и конницу. Их скопилось так много, что они мешали друг другу, не имея возможности развернуться. Горцы тем временем налетали на них, наносили удар и немедленно отступали, что позволяло без особого вреда для себя уничтожать противника.

Расскажу об одном предании. Надир-шах постоянно пополнял войско, а силы горцев были на исходе. В сражение вступили все, кто мог держать оружие. От звона сабель и кинжалов не было слышно человеческого голоса. Потекли кровавые ручьи, и местность Хициб усеялась телами погибших и раненых. Андалалцы стали отступать.

Вдруг путь им преградил седобородый певец («кочIохъан»). Он был без оружия. Старец ударил по струнам своего пандура, и зазвучала призывная боевая песня. Воодушевленные горцы снова решительно бросились на врага. Персы в панике бежали.

Когда закончилось сражение, стали звать мужественного кочIохъана. Но никто не откликнулся. Нашли старика с вражеским мечом в груди…

Горцы похоронили его на том самом холме, где старец пел свою песню. Благодаря ему аварцы смогли продержаться до прибытия подкрепления из других аулов Дагестана.

Представляете, если снять фильм про это сражение со всевозможными спецэффектами? Не хуже «Гарри Поттера» получится!

С первых дней в сражениях участвовали и женщины. Потеряв за неделю более десятка тысяч воинов, почти всех коней, казну, Надир-шах понял, что ему не покорить Дагестан: все дагестанцы объединились с аварцами и выступили против шаха. Это была победа, имеющая великое историческое значение для всех народов Дагестана.

Говорят, что после разгрома персов сложилась поговорка: «Если шах сошел с ума, пускай идет войной на Дагестан».

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства добровольно вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть царских чиновников и местных ханов и богачей. Поэтому в начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Руководителем движения стал Газимухамад из Гимры. Через два года, во время сражения возле села Гимры, Газимухамад погиб, и вторым имамом стал Гамзат-бек. После его гибели народно-освободительную борьбу в Дагестане возглавил имам Шамиль.

Ярким событием в Кавказской войне стала героическая оборона крепости Ахульго. В бою горцы проявили мужество и верность долгу. Пали почти все защитники Ахульго, пали шахидами – борцами за веру. Среди них было немало женщин, детей, стариков.

Особенно прославился в годы войны наиб Шамиля – Хаджи-Мурат из села Цельмес. Если Шамиль был знаменем борьбы, то Хаджи-Мурат стал его душой. Его имя вдохновляло на борьбу, с ним связывали успех и удачу, его боялись враги. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой написал про него одноименную повесть, прославив храброго аварца на весь мир.

История – тарих

Эпоха – кIудияб заман

Мир – рекъел

Земля – ракь

Родина – ватIан

Страна – улка, бакI

Государство – пачалихъ

Народ – халкъ

Люди – гIадамал

Нация – миллат

Неприятель – тушбабазул аскарал

Крепость – хъала

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергают царя, происходит революция, создается первое в мире государство рабочих и крестьян – Союз Советских Социалистических Респуб лик (СССР).

А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Сейчас Дагестан входит в состав Российской Федерации.

Немалый вклад внесли аварцы в становление и развитие Республики Дагестан. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Аварцы мужественно сражались в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Многие из них полегли на полях сражений.

Но и в наше время пришлось встать на защиту родного края. 7 августа 1999 года банда террористов Басаева и Хаттаба вошла в Ботлихский район и захватила ряд сел.

На борьбу с боевиками вместе с российскими войсками и добровольцами со всего Дагестана встали жители из аварских районов. За проявленное мужество и героизм троим уроженцам Ботлихского района присвоили звание Героя России (двоим посмертно, о них я еще расскажу вам). Многие отмечены высокими наградами России и Дагестана.

В памяти людской навсегда останутся те, кто, не жалея своей жизни, дал отпор боевикам. Так, в разгар боев за гору Ослиное ухо бывший афганец-танкист Магомед Хадулаев совершил свой очередной подвиг. Когда военные не смогли найти склады врагов с боеприпасами, он вместе с другими добровольцами под огнем вражеских минометов сумел не только найти, но и лично уничтожить два склада, которые были спрятаны в пещерах. Враги даже назначили цену за его голову.

А в одном из боев пятеро русских и один аварец оказались в окружении бандитов. Забирая русских солдат в плен, дагестанцу-аварцу предложили уйти: «Ты мусульманин, дагестанец, мы тебя отпускаем, иди». Но он сказал, что не уйдет, и до конца был с братьями по оружию. Вот пример истинного интернационализма и искреннего патриотизма!

Одним из самых опасных участков в дни войны был Андийский, в тридцати километрах от Ботлиха. Этот участок защищали лишь двадцать дагестанских милиционеров. Видя такую ситуацию, жители сел Анди, Гунха, Гагатли, Риквани, Ашали и Зило организовали оборону против крупного отряда боевиков и, несмотря на потери, не пропустили боевиков. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять аварский народ.


Справка

В Дагестане аварцы живут в Шамильском, Казбе-ковском, Ахвахском, Ботлихском, Гумбетовском, Хунзахском, Цунтинском, Цумадинском, Чародинском, Гергебильском, Унцукульском, Тляратинском районах и Бежтинском участке. Частично – в Буйнакском, Хасавюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском Республики Дагестан, Шаройском, Шелковском районах Чеченской Республики.

А еще в Грузии, Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах, в Азербайджане в основном в Белоканском и Закатальском районах.

Численность аварцев в России к 2010 году составляла 910 тыс. человек. Это самый многочисленный народ Дагестана.

Реки: Аварское Койсу, Андийское Койсу, Сулак. Горы: Аддала-Шухгельмеэр 4151, Диклосмта 4285, Шавиклде 3578.

Читать онлайн Аварцы. История, культура, традиции страница 11

Мадлена Гаджиева - Аварцы. История, культура, традиции

Каждый ребенок проходил домашнюю школу, где ему прививались трудолюбие, честность, доброжелательность, мужество.

Да и сейчас эти качества необходимы. Не менее важно уметь ладить с людьми, считаться с мнением других, быть порядочным и отзывчивым. Раньше детей учили этому спокойные и мудрые старики, окруженные заботой и лаской. Мнение стариков, слово старшего очень ценились.

Кроме того, дети обучались арабской грамоте и чтению Корана в школах при мечетях – медресе. Мальчишки, встречая на улице учителя, в знак приветствия снимали шапки. Неплохо было бы возобновить эту замечательную традицию.

Обычай взаимопомощи

Без дружбы погиб бы мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песня о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.

Расул Гамзатов

Огромное значение придавалось традиции взаимной помощи – «гвай» (буквально – «много»). Помочь соседу, родственнику, сельчанину, попавшему в беду, или когда семья не могла справиться своими силами с работой, каждый считал священным долгом.

Совместная работа сближала людей, делала их душевно щедрыми, добрыми, облегчала труд. Люди получали моральное удовлетворение, а хозяин проникался чувством благодарности, желанием в свою очередь сделать им приятное.

Мадлена Гаджиева - Аварцы. История, культура, традиции

К взаимной помощи прибегали при уборке урожая. Женщины работали серпами («нилъ«) или маленькой косой («харицел«), складывали урожай на заранее подготовленные жгуты из стеблей, а мужчины вязали снопы этими жгутами и укладывали в копны.

Мадлена Гаджиева - Аварцы. История, культура, традиции

Все, особенно молодые, наряжались, так как работа проходила в праздничной обстановке. Женщины становились в ряд, и каждая старалась завершить свой участок быстрее других.

Мужчины помогали друг другу во время сенокоса. Работали в более сдержанной, деловой обстановке. Косили в ряд, стараясь не забегать вперед, но и не отставать.

Помогали при перевозке урожая, обмолоте, лущении кукурузы, фасоли.

Оказывали помощь и при строительстве дома. Постройка нового жилища – большое событие в жизни каждого человека, и поэтому хозяин обсуждал это со своими родственниками, друзьями, односельчанами.

Особенно многолюдно и торжественно было, когда настилали крышу. На такой гвай приходил весь аул. После работы начиналось веселье: песни и танцы. Хозяин угощал участников гвая, близкие родственники и друзья тоже приносили разные блюда.

Да и в наше время люди помогают друг другу. Вот, например, в 2010 году в селе Согратль произошел несчастный случай – сгорел жилой дом. Все откликнулись на беду, никто не остался в стороне. Помогали деньгами, продуктами, одеждой. За месяц сельчане построили погорельцам новый дом!

Аварки частенько устраивали посиделки – «цIадух чIей» – «посидеть у огня» или «гъастIабакI» – «место у камина».

Пожилые, взрослые женщины собирались зимними вечерами, чтобы скоротать время, обменяться новостями, узнать по какому-нибудь вопросу мнение соседок, выполнить совместно работу хозяйки дома. Или приносили свою.

Сидя на стеганых тюфячках, уложенных на ковер или палас, женщины вязали, трепали шерсть, чистили кукурузу, вылущивали фасоль, занимались шитьем. Хозяйка готовила угощение.

Девушки нередко собирались и для того, чтобы повеселиться, попеть, потанцевать.

Все родственники, соседи и сельчане принимали активное участие в свадьбах: приводили барана, приносили пшеницу, муку, масло, мед, посуду. Помогали с приданым и калымом для невесты: дарили золото, платки, дорогие ткани, постель.

Морально и материально поддерживали при похоронах. Выразить соболезнование приходили все, даже жители близлежащих селений. В день похорон гостей из других селений приглашали и угощали родственники и сельчане умершего.

Мадлена Гаджиева - Аварцы. История, культура, традиции

Обязательной по адату была материальная помощь при несчастных случаях: пожаре, падеже скота.

Взаимопомощь была существенным подспорьем для семьи: ведь всегда можно рассчитывать на помощь сельчан, родственников в трудный момент.

Делайте добро, детки! Помогайте друзьям, спешите на помощь в любой ситуации. Вокруг вас сотни людей: родители, родственники, друзья, соседи. Среди них нет ни одного случайного человека, и со всеми вас что-то связывает. Очень важно стремиться к хорошему, любить свою страну, свой народ, гордиться им и быть его достойным представителем. Не жалейте своих сил и знаний для славы Дагестана!

Гостеприимство и куначество

Стучите ночью и средь бела дня,
Стук гостя – это песня для меня.

Надпись на дверях

Гостеприимство у аварцев – один из самых свято соблюдаемых обычаев. Гостя принимали в любое время дня и ночи, оказывая всевозможное внимание и заботу. Бывало так, что хозяйка собиралась разогревать вчерашний обед, но приходил гость, и она снимала котел с огня, чтобы приготовить новое блюдо.

Правилами гостеприимства были радушие, оказание почестей гостю, сохранение его покоя. Существуют предания, что хозяева даже скрывали от гостей, особенно дальних, горе, неприятности, создавали для них благоприятную обстановку, устраивали богатое угощение.

Не принять, не угостить самым лучшим, что есть в доме, считалось позором и унижением.

Кунацкую обставляли лучше других комнат: раскидывали на полу и развешивали по стенам ковры, шкуры зверей, нарядную сбрую, дорогое оружие, бурки, расставлялась по нишам и полкам красивая посуда.

Поприветствовать гостя приходили родственники, соседи. Угощения заносили, как правило, сыновья или племянники. Если гостю нужна была помощь, хозяин дома и его родственники считали своим долгом всячески помочь ему.

Мадлена Гаджиева - Аварцы. История, культура, традиции

Никто не имел права обидеть гостя. Обиду, нанесенную гостю, хозяин воспринимал как собственную. Даже если кровный враг настигал его в доме кунака, гость мог чувствовать себя в безопасности: не только хозяин, но и его родственники становились на защиту, нередко рискуя жизнью.

Гость, в свою очередь, также придерживался определенных правил поведения. Он должен был вести себя скромно, быть немногословным; верхом неприличия считалось засматриваться на женщин дома.

Он не должен был гостить долго, не объясняя цели своего приезда. Когда человек попадал в селение, где не было знакомых, то шел на годекан или к мечети и здоровался с сидящими. Те спрашивали его имя, род, селение, округ. Приезжий обо всем сообщал. После этого спрашивали о причине приезда и кунаке. Если ответит, что нет кунака, и никогда ранее здесь не был, то один из сидящих приглашал к себе: «Отныне ты мой гость и брат по вере, если когда-нибудь еще придешь в наше селение, то прямо приходи ко мне».

Либо проводили его к мангушу (исполнитель сельских дел, как староста в классе), и тот отводил гостя к дому сельчанина, у которого подошла очередь принять гостя.

Часто отношения гостя и хозяина перерастали в куначество. Редко встречалась семья, которая не имела бы кунаков. Отношения куначес тва переходили из поколения в поколение – «инсул гьобол» («отцовский гость»).

Отношения между кунаками были такими же, как между родственниками. Они советовались при решении важных вопросов, помогали друг другу, участвовали во всех семейных мероприятиях.

Куначетсво никогда не было связано с национальностью. Говорили: кунак из Мекеги, кунак из Кумуха, кунак из Ахты.

История аварцев. Аварцы. История, культура, традиции

История аварцев

Они в горах живут высоко…

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

Расул Гамзатов

Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, хваршины, гунзибцы, бежтинцы, гинухцы, арчибцы) издревле живут на севере, северо-западе нагорного Дагестана, занимая большую ее часть, по берегам рек Авар-ор (Аварское Койсу), Андиор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу), а также на севере равнинной части Дагестана.

Считается, что предками аварцев были племена легов, гелов, албанов. Эти племена входили в состав Кавказской Албании – древнейшего государства на Восточном Кавказе I–X в. до н. э.

Земля, населённая аварцами, с V–VI в. до н. э. известна как царство Сарир (Серир). Впервые в исторических документах Сарир упоминается в VI веке.

На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Крупным политическим государством в раннесредневековом Дагестане Сарир стал в X–XII вв. Это была горная и степная область с большими природными богатствами.

Жители страны имели высокую земледельческую культуру, развитое скотоводство и ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткацкое.

Это было могущественное образование с главной столицей в городе Хумрадж, нынешний Хунзах.

На гербе Хунзаха был изображен волк – символ смелости и отваги.

Царя Сарира, который правил в V веке, звали Авар. Ученые предполагают, что именно от его имени пошло общепринятое название народа.

Но каждое общество имело свое название. Горец так и представлялся: андалалец, карахец, хиндалалец, нахбалIав (гумбетовец), хунзахев (аварец), гьидалъев (гидатлинец).

А все наречия в общем назывались «магIарул мацI» (язык горцев). К началу XII века, после арабских завоеваний на Восточном Кавказе, на месте Сарира образовалось Аварское ханство, которое в средневековом Дагестане считалось одним из сильных владений. Существовали и так называемые «вольные общества»: независимые друг от друга мини-республики. Их было около сорока.

Представители «вольных обществ» отличались боевым духом и военной выучкой.

Эти времена были неспокойными как для Аварии, так и для всего Дагестана. Не прекращались войны между Турцией и Ираном за Кавказ, шахи и султаны вовлекали народы Дагестана через феодальных владетелей в свои военные действия. И дагестанцы всегда объединялись против общего врага.

Нашествия иноземцев приносили страдания и бедствия горцам, мешали развитию. Но общая беда сплачивала, а в борьбе укреплялось единство.

Ярким примером тому стало Андалалское сражение с иранским царем Надир-шахом и его многочисленным войском – значительное событие в истории дагестанцев.

На месте разгрома армии Надир-шаха в Гунибском районе у подножия горы Турчи-даг построен мемориальный комплекс «Ватан».

В то время Андалал считалось одним из самых многочисленных и воинственных обществ Дагестана. Андалалское общество состояло из таких крупных селений, как Чох, Согратль, Ругуджа. К ним примыкали аулы Гамсутль, Салта, Кегер, Кудали, Хоточ, Хиндах, Гуниб, Мегеб, Обох, Карадах.

Это была народная война, партизанская, днем и ночью. Даже погода помогала: шел холодный дождь, ущелья окутались туманом, и горцы, хорошо знавшие местность, добивались успеха.

Прибегали и к различным уловкам. Так, согратлинский кадий, руководивший боем, решил пойти на хитрость: велел женщинам и детям, оставшимся в селе, спускаться друг за другом по открытому склону, а затем сразу возвращаться по обходной тропинке, скрытой от глаз персов. Складывалось впечатление, что по склону бесконечной вереницей движутся люди.

Наблюдавший за этим Надир-шах стал вводить в бой все новые и новые силы, в том числе и конницу. Их скопилось так много, что они мешали друг другу, не имея возможности развернуться. Горцы тем временем налетали на них, наносили удар и немедленно отступали, что позволяло без особого вреда для себя уничтожать противника.

Расскажу об одном предании. Надир-шах постоянно пополнял войско, а силы горцев были на исходе. В сражение вступили все, кто мог держать оружие. От звона сабель и кинжалов не было слышно человеческого голоса. Потекли кровавые ручьи, и местность Хициб усеялась телами погибших и раненых. Андалалцы стали отступать.

Вдруг путь им преградил седобородый певец («кочIохъан»). Он был без оружия. Старец ударил по струнам своего пандура, и зазвучала призывная боевая песня. Воодушевленные горцы снова решительно бросились на врага. Персы в панике бежали.

Когда закончилось сражение, стали звать мужественного кочIохъана. Но никто не откликнулся. Нашли старика с вражеским мечом в груди…

Горцы похоронили его на том самом холме, где старец пел свою песню. Благодаря ему аварцы смогли продержаться до прибытия подкрепления из других аулов Дагестана.

Представляете, если снять фильм про это сражение со всевозможными спецэффектами? Не хуже «Гарри Поттера» получится!

С первых дней в сражениях участвовали и женщины. Потеряв за неделю более десятка тысяч воинов, почти всех коней, казну, Надир-шах понял, что ему не покорить Дагестан: все дагестанцы объединились с аварцами и выступили против шаха. Это была победа, имеющая великое историческое значение для всех народов Дагестана.

Говорят, что после разгрома персов сложилась поговорка: «Если шах сошел с ума, пускай идет войной на Дагестан».

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства добровольно вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть царских чиновников и местных ханов и богачей. Поэтому в начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Руководителем движения стал Газимухамад из Гимры. Через два года, во время сражения возле села Гимры, Газимухамад погиб, и вторым имамом стал Гамзат-бек. После его гибели народно-освободительную борьбу в Дагестане возглавил имам Шамиль.

Ярким событием в Кавказской войне стала героическая оборона крепости Ахульго. В бою горцы проявили мужество и верность долгу. Пали почти все защитники Ахульго, пали шахидами – борцами за веру. Среди них было немало женщин, детей, стариков.

Особенно прославился в годы войны наиб Шамиля – Хаджи-Мурат из села Цельмес. Если Шамиль был знаменем борьбы, то Хаджи-Мурат стал его душой. Его имя вдохновляло на борьбу, с ним связывали успех и удачу, его боялись враги. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой написал про него одноименную повесть, прославив храброго аварца на весь мир.

История – тарих

Эпоха – кIудияб заман

Мир – рекъел

Земля – ракь

Родина – ватIан

Страна – улка, бакI

Государство – пачалихъ

Народ – халкъ

Люди – гIадамал

Нация – миллат

Неприятель – тушбабазул аскарал

Крепость – хъала

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергают царя, происходит революция, создается первое в мире государство рабочих и крестьян – Союз Советских Социалистических Респуб лик (СССР).

А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Сейчас Дагестан входит в состав Российской Федерации.

Немалый вклад внесли аварцы в становление и развитие Республики Дагестан. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Аварцы мужественно сражались в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Многие из них полегли на полях сражений.

Но и в наше время пришлось встать на защиту родного края. 7 августа 1999 года банда террористов Басаева и Хаттаба вошла в Ботлихский район и захватила ряд сел.

На борьбу с боевиками вместе с российскими войсками и добровольцами со всего Дагестана встали жители из аварских районов. За проявленное мужество и героизм троим уроженцам Ботлихского района присвоили звание Героя России (двоим посмертно, о них я еще расскажу вам). Многие отмечены высокими наградами России и Дагестана.

В памяти людской навсегда останутся те, кто, не жалея своей жизни, дал отпор боевикам. Так, в разгар боев за гору Ослиное ухо бывший афганец-танкист Магомед Хадулаев совершил свой очередной подвиг. Когда военные не смогли найти склады врагов с боеприпасами, он вместе с другими добровольцами под огнем вражеских минометов сумел не только найти, но и лично уничтожить два склада, которые были спрятаны в пещерах. Враги даже назначили цену за его голову.

А в одном из боев пятеро русских и один аварец оказались в окружении бандитов. Забирая русских солдат в плен, дагестанцу-аварцу предложили уйти: «Ты мусульманин, дагестанец, мы тебя отпускаем, иди». Но он сказал, что не уйдет, и до конца был с братьями по оружию. Вот пример истинного интернационализма и искреннего патриотизма!

Одним из самых опасных участков в дни войны был Андийский, в тридцати километрах от Ботлиха. Этот участок защищали лишь двадцать дагестанских милиционеров. Видя такую ситуацию, жители сел Анди, Гунха, Гагатли, Риквани, Ашали и Зило организовали оборону против крупного отряда боевиков и, несмотря на потери, не пропустили боевиков. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять аварский народ.

Справка

В Дагестане аварцы живут в Шамильском, Казбе-ковском, Ахвахском, Ботлихском, Гумбетовском, Хунзахском, Цунтинском, Цумадинском, Чародинском, Гергебильском, Унцукульском, Тляратинском районах и Бежтинском участке. Частично – в Буйнакском, Хасавюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском Республики Дагестан, Шаройском, Шелковском районах Чеченской Республики.

А еще в Грузии, Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах, в Азербайджане в основном в Белоканском и Закатальском районах.

Численность аварцев в России к 2010 году составляла 910 тыс. человек. Это самый многочисленный народ Дагестана.

Реки: Аварское Койсу, Андийское Койсу, Сулак. Горы: Аддала-Шухгельмеэр 4151, Диклосмта 4285, Шавиклде 3578.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мадлена Гаджиева — Аварцы. История, культура, традиции

Серия «Детям — о народах Дагестана» предназначена для детей от 7 лет. Она позволяет юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать историю, культуру, традиции и обычаи своего народа, вызвать интерес к родному языку, внести свою лепту в развитие, процветание и прославление Дагестана.

Содержание:

Мадлена Гаджиева
Аварцы. История, культура, традиции

Человек, который не знает своего рода, не знает своего народа, не знает своей истории и культуры, – он всегда готов к войне, а не к созидательной деятельности.

Аристотель

Здравствуйте, мои юные друзья! Если вы открыли эту книгу, значит, хотите больше знать о своем народе. Это здорово! Согласитесь, ведь быть умным, образованным и не знать истории, культуры, обычаев и традиций родного края невозможно. Прежде чем начнете читать, подумайте, а что вы знаете об аварцах? Подумали? Да… Действительно, немного. Теперь вы на пути к новым знаниям. Готовы пройти этот путь? Тогда вперед!

История аварцев

Они в горах живут высоко…
И выше всех вершин Востока
Считают собственную честь.

Расул Гамзатов

Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, хваршины, гунзибцы, бежтинцы, гинухцы, арчибцы) издревле живут на севере, северо-западе нагорного Дагестана, занимая большую ее часть, по берегам рек Авар-ор (Аварское Койсу), Андиор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу), а также на севере равнинной части Дагестана.

Считается, что предками аварцев были племена легов, гелов, албанов. Эти племена входили в состав Кавказской Албании – древнейшего государства на Восточном Кавказе I–X в. до н. э.

Земля, населённая аварцами, с V–VI в. до н. э. известна как царство Сарир (Серир). Впервые в исторических документах Сарир упоминается в VI веке.

На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Крупным политическим государством в раннесредневековом Дагестане Сарир стал в X–XII вв. Это была горная и степная область с большими природными богатствами.

Жители страны имели высокую земледельческую культуру, развитое скотоводство и ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткацкое.

Это было могущественное образование с главной столицей в городе Хумрадж, нынешний Хунзах.

На гербе Хунзаха был изображен волк – символ смелости и отваги.

Царя Сарира, который правил в V веке, звали Авар. Ученые предполагают, что именно от его имени пошло общепринятое название народа.

Но каждое общество имело свое название. Горец так и представлялся: андалалец, карахец, хиндалалец, нахбалIав (гумбетовец), хунзахев (аварец), гьидалъев (гидатлинец).

А все наречия в общем назывались «магIарул мацI» (язык горцев). К началу XII века, после арабских завоеваний на Восточном Кавказе, на месте Сарира образовалось Аварское ханство, которое в средневековом Дагестане считалось одним из сильных владений. Существовали и так называемые «вольные общества»: независимые друг от друга мини-республики. Их было около сорока.

Представители «вольных обществ» отличались боевым духом и военной выучкой.

Эти времена были неспокойными как для Аварии, так и для всего Дагестана. Не прекращались войны между Турцией и Ираном за Кавказ, шахи и султаны вовлекали народы Дагестана через феодальных владетелей в свои военные действия. И дагестанцы всегда объединялись против общего врага.

Нашествия иноземцев приносили страдания и бедствия горцам, мешали развитию. Но общая беда сплачивала, а в борьбе укреплялось единство.

Ярким примером тому стало Андалалское сражение с иранским царем Надир-шахом и его многочисленным войском – значительное событие в истории дагестанцев.

На месте разгрома армии Надир-шаха в Гунибском районе у подножия горы Турчи-даг построен мемориальный комплекс «Ватан».

В то время Андалал считалось одним из самых многочисленных и воинственных обществ Дагестана. Андалалское общество состояло из таких крупных селений, как Чох, Согратль, Ругуджа. К ним примыкали аулы Гамсутль, Салта, Кегер, Кудали, Хоточ, Хиндах, Гуниб, Мегеб, Обох, Карадах.

Это была народная война, партизанская, днем и ночью. Даже погода помогала: шел холодный дождь, ущелья окутались туманом, и горцы, хорошо знавшие местность, добивались успеха.

Прибегали и к различным уловкам. Так, согратлинский кадий, руководивший боем, решил пойти на хитрость: велел женщинам и детям, оставшимся в селе, спускаться друг за другом по открытому склону, а затем сразу возвращаться по обходной тропинке, скрытой от глаз персов. Складывалось впечатление, что по склону бесконечной вереницей движутся люди.

Наблюдавший за этим Надир-шах стал вводить в бой все новые и новые силы, в том числе и конницу. Их скопилось так много, что они мешали друг другу, не имея возможности развернуться. Горцы тем временем налетали на них, наносили удар и немедленно отступали, что позволяло без особого вреда для себя уничтожать противника.

Расскажу об одном предании. Надир-шах постоянно пополнял войско, а силы горцев были на исходе. В сражение вступили все, кто мог держать оружие. От звона сабель и кинжалов не было слышно человеческого голоса. Потекли кровавые ручьи, и местность Хициб усеялась телами погибших и раненых. Андалалцы стали отступать.

Вдруг путь им преградил седобородый певец («кочIохъан»). Он был без оружия. Старец ударил по струнам своего пандура, и зазвучала призывная боевая песня. Воодушевленные горцы снова решительно бросились на врага. Персы в панике бежали.

Когда закончилось сражение, стали звать мужественного кочIохъана. Но никто не откликнулся. Нашли старика с вражеским мечом в груди…

Горцы похоронили его на том самом холме, где старец пел свою песню. Благодаря ему аварцы смогли продержаться до прибытия подкрепления из других аулов Дагестана.

Представляете, если снять фильм про это сражение со всевозможными спецэффектами? Не хуже «Гарри Поттера» получится!

С первых дней в сражениях участвовали и женщины. Потеряв за неделю более десятка тысяч воинов, почти всех коней, казну, Надир-шах понял, что ему не покорить Дагестан: все дагестанцы объединились с аварцами и выступили против шаха. Это была победа, имеющая великое историческое значение для всех народов Дагестана.

Говорят, что после разгрома персов сложилась поговорка: «Если шах сошел с ума, пускай идет войной на Дагестан».

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства добровольно вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть царских чиновников и местных ханов и богачей. Поэтому в начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Руководителем движения стал Газимухамад из Гимры. Через два года, во время сражения возле села Гимры, Газимухамад погиб, и вторым имамом стал Гамзат-бек. После его гибели народно-освободительную борьбу в Дагестане возглавил имам Шамиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *