Татарская свадьба или обычаи татарской свадьбы
Период перед свадьбой включает в себя несколько этапов. Это выбор невесты и знакомство с ней. После этого будет первое сватовство, на котором дают слово и договариваются о согласии, второе – основное сватовство. Затем последует молебен по умершим и жертвоприношение богам, прощание невесты с родительским домом и окрашивание ее кожи хной.
Молодые люди знакомились, как правило, на чужих свадьбах. Парни заглядывали в комнаты, в которых собирались подружки невесты, и выбирали девушку на роль собственной будущей жены. Если парень находил среди присутствующих ту, что ему нравилась, то он через своих друзей просил ее исполнить для него танец. Во время танца он мог лучше рассмотреть ее.
Так же в деревнях было принято устраивать девичьи вечера, на которых девушки собирались и готовили всевозможные сладости и угощения. Каждая из них должна была принести что-нибудь из продуктов, например, муку или сахар. На таких вечерах девушки могли не только научиться готовить, они сплетничали, пели, шутили и смеялись. Парни заранее узнавали о доме, в котором будет проходить такая вечеринка. Они собирались неподалеку и заглядывали в окна, или стучали в двери и убегали, чтобы посмотреть на девушек, которые выйдут за порог дома на стук. Так же можно было познакомиться и на общедеревенских праздниках, когда народ устраивал гуляния в лесу. На таких праздниках было принято много шутить, веселиться, танцевать и петь.
Так же было принято устраивать несколько раз в году скачки на лошадях. Там молодые люди тоже имели возможность познакомиться.
Парень, после того как присмотрел себе будущую невесту, не мог сказать об этом родителям самостоятельно. Он говорил об этом ближайшей родственнице, например, сестре матери. А вот уже тетя сама передавала эту информацию родителям будущего жениха. Если родителям нравился выбор их сына, они посылали в дом девушки сватов, для того, чтобы договориться о свадьбе.
Невесту выбирали из своей деревни. Из списков всех возможных кандидаток вычеркивали родственников по седьмое колено включительно. У крымских татар существует несколько способов жениться. Невесту можно украсть без согласия ее и ее родителей. Молодые могли пожениться по взаимному согласию, но без согласия родителей. Девушку можно было украсть без ее согласия, но получить при этом согласие ее родителей. Принято так же договариваться о свадьбе детей, когда они еще находятся в младенческом возрасте. Но чаще всего, конечно же, это был брак по общей договоренности между родителями. Для его заключения необходимо было провести множество традиционных обрядов. Основным обрядом такого брака было сватовство, которым завершался выбор партнера для брака. Сватовство проводилось днем в пятницу или четверг. Как правило все сваты одевались в самую свою лучшую праздничную одежду. У мужчин должен быть обязательно повязан платок синего, зеленого или красного цвета, без него нельзя было приходить и сватать невесту.
Женщины должны были надевать нарядные бархатные платья, голову обязательно должен покрывать платок. Сватами могли быть только очень уважаемые в деревне люди, которые должны были состоять на момент сватовства в браке. Для первого сватовства выбиралось 3 человека, которые должны были взять с собой небольшой подарок для невесты. Приходя в дом родителей невесты они с порога начинали приветствовать хозяев дома. Нельзя было сразу переходить к теме визита. Необходимо было некоторое время посидеть и обсудить новости и погоду, только потом уже можно было переходить непосредственно к сватовству. Если будущий жених не нравился родителям невесты, они не заявляли этого в открытую, они могли сказать, что их дочери еще слишком рано выходить замуж. Этот отказ мог быть поводом размолвки между семьями на некоторое время. Сваты после этого должны были сразу уйти, говоря себе, что значит не судьба этим двум молодым быть вместе.
При выборе жениха или невесты обязательно смотрели на общественное мнение, интересовались репутацией всех членов семьи. Благосостояние семьи было очень важно, но еще важнее была история семьи, считалось, что если все в семье трудолюбивые, вежливые и приветливые, то и дети из такой семьи будут такими же. Так же были четкие понятия о том, что такое хороший парень и хорошая девушка. В этот список входили не только личностные характеристики человека. Парень должен был уважать старших, быть смелым и трудолюбивым, не должен был нарушать традиции (курить и пить, есть свинину). Девушка должна бала быть чистоплотной, скромной, слушаться и уважать старших, хорошо вести хозяйство.
Если родители невесты не были против жениха, то они посылали подружку или ближайшую родственницу в тайне узнать мнение девушки о будущем женихе. Невеста как правило исполняла волю родителей. Она отвечала, что она поступит так, как скажут ей родители и будет рада любому их выбору. Если невеста соглашалась на брак с этим парнем, то она через подружку или тетю передавала сватам свой носовой платочек. Взамен сваты передавали невесте подарок для нее, который прислал жених. Чаще всего это было золотое кольцо или отрез ткани на платье. К тому же сваты обязательно должны были принести с тобой конфеты и сладости, чтобы так же преподнести их невесте. В этот день, если родители давали согласие на свадьбу их дочери, совершалась помолвка. Но это было только первоначальное сватовство, за ним должно было последовать еще одно, о сроках которого договаривались в день первого. На второе сватовство сватов приходило уже около 20 человек. С собой они приносили подарки для невесты и абсолютно всех ее родственников. Невесту одаривали золотыми украшениями. Родители невесты в ответ должны были преподнести подарки для всех родственников со стороны жениха. О том, кому будут дариться подарки, обычно договаривались во время первого сватовства. Девушка не показывалась гостям не только во время первого, но и во время второго сватовства. На стол накрывали и ухаживали за гостями ее мать и сестры. На втором сватовстве договаривались уже о сроках свадьбы. Свадьбу проводили не ранее, чем через шесть месяцев. Так же она могла быть назначена даже через несколько лет со дня помолвки.
После второго сватовства жених иногда мог увидеться со своей невестой. Но это необходимо было делать тайком от всех родственников. Обычно молодые переговаривались через окно в комнате невесты.
После того, как были обозначены срок свадьбы, в обеих семьях начинались приготовления к свадьбе. Невеста со своими подругами готовила себе приданое. Но обычно оно уже было готово уже к первому сватовству, так как его начинали запасать с первого дня рождения девочки. Приданое и размер его зависели от благосостояния семьи. В него входили постельные принадлежности и постельное белье, полотенца, салфетки, платки, скатерти, посуда и ковры.
Перед свадьбой в доме родителей жениха и невесты проводили поминовение душ умерших, жертвоприношения и молебен. Этот обряд был предназначен для того, чтобы попросить благословления у всех умерших родственников.
В доме невесты совсем уже перед свадьбой устраивался прощальный ужин, на котором невеста прощалась со своим домом и родителями. На этом ужине присутствовали родственник со стороны жениха, но самого жениха не было.
Накануне этого события невесту раскрашивали хной, существовал такой особый ритуал. Он проводился в доме родителей невесты и на нем присутствовали родственники со стороны жениха и сватьи. Для этого в доме невесты накрывался праздничный стол с угощением. После того, как торжественный обед был завершен, девушки в специальной посуде разводили хну, во время этого процесса они пели песни. После того, как хна была готова ей красили кончики пальцев рук и ног невесты и волосы. После этого оставшейся хной красили пальцы рук всем присутствующим незамужним девушкам с тем, чтобы они поскорее вышли замуж. После этого всем гостям показывали приданое невесты, которое она принесет в свой новый дом.
Веселье с песнями и плясками продолжалось до самого утра. Утром приходил жених чтобы забрать приданое невесты в ее новый дом.
Венчание и обряд бракосочетания проводился в доме родителей невесты. С утра в этот дом приезжал священнослужитель мулла и все родственники со стороны жениха. Ну и сам жених, конечно же. Невесту перед обрядом венчания омывали водой и покрывали ей голову шалью. Только после этого ее вводили в комнату, где находились ее подруги и представители со стороны жениха. Мулла обращался к невесте со словами о том, согласная ли она стать вечной подругой жизни своему жениху. Этот вопрос мулла повторял три раза. Первые два раза невеста ничего не должна была отвечать. Лишь после того, как вопрос задавался в третий раз, она начинала громко плакать, чем выражала свое согласие. После этого мулла задавал тот же вопрос и представителям жених и его свидетелям. Когда они отвечали утвердительно, он обращался ко всем присутствующим со словами о том, что они все слышали и будут теперь свидетелями согласия сторон на вступление в брак. Считалось, что в этот момент невеста может попросить у бога себе новую и прекрасную жизнь. И то, что она в этот момент загадает, то и случится с ней после свадьбы. Для этого невеста уходила в дальний угол комнаты, укрытый занавеской, садилась на пол перед зеркалом а под мышками зажимала два куска хлеба. Она должна была увидеть в зеркале отражение своей будущей жизни. Она загадывала количество детей и их пол, отношение к себе мужи и свекрови. После этого один кусок хлеба она отдавала жениху, а второй съедала сама.
Если же обряд венчания проходил в доме родителей жениха, то представители жених ждали сначала, пока невеста попрощается со своим домом и своими родными, а только после этого уводили ее в ее новый дом.
После того, как на невесту одевали ее свадебный наряд, она молилась, повернувшись на восток. После этого она прощалась со своими незамужними подругами, плача и причитая о своей старой жизни. После этого необходимо было попрощаться с матерью, которая тоже сопровождала этот процесс слезами и причитаниями. После того, как невеста со всеми попрощалась, отец надевал на нее серебряный пояс, дочь в этот момент просила у него прощения за все те обиды, которые ему невольно причинила, пока жила дома. После этого она целовала руки всем старшим родственниками. Слезами заливались все вокруг в этот момент. После обряда прощания невесту выводили из дома и усаживали в нарядно украшенный фаэтон, который отвозил ее в ее новый дом к жениху. Рядом с невестой усаживали маленького мальчика. Который в руках держал Корна. За фаэтоном невесты двигались повозки со всеми ее родственниками и родителями. За всей этой процессией двигалась подвода, нагруженная приданным невесты. После того, как процессия отъезжала от дома, впереди нее отправляли гонцов в дом родителей жениха, чтобы они рассказали, что невесты выехала из дома.
По дороге к дому жениха процессию с невестой мог остановить каждый, чтобы потребовать выкупа. Так же на всем протяжении пути устраивались конкурсы и соревнования, песни и танцы. Свадебный обряд в таком случае проходил в доме жениха. Раньше такой обряд занимал целых семь дней. Чуть позже его сократили всего до трех дней. Всех гостей объезжали специальные вестники свадьбы. Это были молодые парни, через плечо которых было повязано специальное полотенце. Его им повязывала мать жениха и называла имена людей, которых необходимо было известить о свадьбе.
в один из первых подготовительных дней в доме родителей жениха мололи кофе. В этот день в доме собиралось очень много молодежи, которая непосредственно молола кофе и помогала в других делах по подготовке к свадьбе. За это родители жениха угощали их всевозможными лакомствами. В эти дни в доме так же помогали родственники и соседи. Для всех групп гостей приготавливались отдельные комнаты – для стариков, замужних женщин, молодых парней и девушек. Так же там была заранее приготовлена комната для жениха и невесты. В этой комнате под потолком натягивались веревки и на них развешивалось приданое, на которое мог посмотреть любой желающий. В это время в доме играла музыка и пелись песни, музыканты заходили в каждую комнату, в которой собирались гости.
В тот момент, когда в дом приходила невеста, жениха в нем не было, он уходил заранее в дом своих родственников. Считалось плохой приметой увидеть вход будущей жены в ее новый дом.
У дома родителей жениха приехавшую невесту встречали все гости и музыканты, которые исполняли специальный марш в ее честь. Невесту сопровождали к порогу дома ее ближайшие родственник, у порога ее встречали родители жениха. Мать жениха обсыпала голову и плечи невесты зерном и сладостями, мелкими монетками и пшеницей. Родители невесты говорили о том, что их дочь не может пройти в дом сквозь такую узкую дверь. На это родители жениха рассказывали, какие подарки они приготовили для девушки. После этого родители невесты отвечали, что дверь значительно расширилась, и они все уже смогут пройти через нее. После этого невесту провожали в специальную комнату, в которой проводился обряд обручения ее и жениха.
У мальчика, который ехал рядом с невестой, родители жениха должны были выкупить Коран, за эту книгу ему давали очень щедрый подарок. Так же полагалось выкупить свечи, которые привезли из дома родителей невесты. Это делала сестра жениха, он так же должна была дать невесте немного мелких денег, чтобы та смогла их раздать как милостыню.
После того, как невеста появлялась в доме жениха, начиналось свадебное торжество. Гостей усаживали за празднично накрытые столы и преподносили им обильное угощение.
Музыканты развлекали гостей весь вечер. Невеста же не присутствовала за общим столом, а находилась в отдельной комнате. В эту комнату спустя какое-то время приходила мать жениха и приподнимая покрывало на голове невесты, угощала ту смесью меда и масла, чтобы девушка говорила ей только приятные слова. После этого в эту комнату приносили еду с общего праздничного стола.
Жених возвращался от родственников к началу торжественного обеда. Два его друга приступали к выполнению обряда бритья жениха. Этот обряд показывал всем, что молодой парень прощается со своей холостяцкой жизнью и приобретает новый статус в глазах людей. Этот ритуал было принято проводить на улице, во дворе дома, его проводили там даже зимой. Специально приглашенный парикмахер брил жениха, во время этой процедуры вокруг парня танцевали все гости. Во время танцев каждый гость должен был кинуть монету на специальный платок, который лежал у ног жениха. Эти деньги потом передавались парикмахеру за его работу. От невесты ему преподносили красиво вышитое полотенце. После того. Как жених был выбрит, его переодевали в праздничную одежду. он должен был поцеловать руки всем старшим родственникам как со своей стороны, так и со стороны невесты. Мать и отец должны были благословить сына и отце надевал ему на голову шапку. В это время накрывался стол в одной из комнат, за этим столом ели жених и его друзья.
После того, как праздничный обед был завершен, все молодые гости с музыкантами выходили во двор и несколько раз пели песню, в которой говорилось о том, что они просят жениха выйти к ним. Жених выходил вместе со своими друзьями и отправлялся к реке или на природу, где они развлекались дальше, устраивали соревнования и просто отдыхали.
Во время таких развлечений брат невесты снимал с жениха его пиджак и требовал за него выкуп. Жених исполнял любое желание молодого человека.
Ближе к концу дня. На закате, родственницы со стороны невесты начинали украшать приданным специальную комнату. После этого невесте и ее родителям подавался ужин. После того, как ужин завершался, невесту проводили в специальную комнату с приданным, где она совершала обряд омовения и читала молитвы. Невесту начинали обряжать в нарядное платье, которое подарил ей жених перед свадьбой. Платье шилось из бархата и было украшено серебренными узорами и серебряным же поясом. На голову невесте надевали специальную шапочку, которая тоже была украшена специальными монетками, которые были закреплены так, что свисали вдоль лица невесты. Невесты должна была одеть много украшений, это были кольца и бусы. На ней должно было быть как можно больше украшений из золота в области груди – броши и несколько цепочек. После этого на голову ей накидывали покрывало, которое скрывало лицо девушки. Могло случиться так, что на смотринах во время сватовства показывали одну дочь, а на свадьбу привозили совсем другу. Невозможно было сразу выявить обман, так как невесты была под покрывалом. Так как свадьбы были очень затратными, то невесту оставляли ту, за которую жених вышел замуж в этот день.
После того, как невеста была полностью готова, она садилась за занавес и ожидала жениха.
Ближе к вечеру, когда невеста была полностью одета, девушки зажигали специальные красивые свадебные свечи и выходили во двор, где должны были танцевать с зажженными свечами.
После того, как застолье и музыка с танцами заканчивались, гости расходились по домам.
В полночь жених со своими друзьями отправлялся туда, где ждала его невеста. На пороге комнаты, в которой находилась невеста, мать девушки раздавала всем пришедшим молодым людям по полотенцу. В комнату невесты заходил только жених в сопровождении своего дяди. После того, как они заходили в комнату, они начинали читать молитвы. После того, как все положенные молитвы были прочитаны, жених оставался наедине с невестой.
Брачное ложе для молодоженов стелили сестры матерей жениха и невесты. Для того, чтобы никто не смог навести порчу на девушку, под матрас кровати клали хлеб или зерно. После этого приглашалась самая старая родственница, которая приводила с собой мальчика лет трех. Она начинала катать его по кровати, приговаривая пожелания молодым родить как можно больше мальчиков. Так же считалось, что после такого обряда молодожены будут жить дружно и долго. После совершения обряда мальчика и женщину одаривали богатыми подарками.
после проведенной ночи вместе, молодоженов будили музыканты. Парень и девушка должны были совершить омовение и помолиться. После этого молодой муж уходил с друзьями, а девушку переодевали в другое платье. Родственницы со стороны жених снимали простынь и передавали ее матери жениха, которая должна была удостовериться в том, что невеста была девственницей. Если это было так, то она преподносила девушке ценный подарок. После этого заходили родственники мужа для того, чтобы наконец посмотреть на молодую жену. Невеста должна была поцеловать всем руки, начинала она это делать со своей свекрови. После этого начинался торжественный завтрак, а свахи уезжали к матери невесты, где сообщали о том, что все прошло удачно.
После того, как проходило три дня с момента свадьбы, в гости приходили подружки невесты, чтобы посмотреть, как она живет. Мать невесты передавала с ними угощение для дочери и венок из живых цветов.
Через некоторое время уже родители невесты приглашали дочь и ее молодого мужа к себе в гости. Они дарили жениху подарок, а он им в благодарность целовал руки.
При всем разнообразии обычаев и обрядов Крымских татар из-за их места проживания, основные обряды, которые проводились во время свадьбы, были одинаковы для всех. Были только небольшие отличия в их проведении.
Во время подготовки к свадьбе это обряды жертвоприношения, сватовства, выбора невесты и окрашивания пальцев рук хной. Так же проводились обряды прощания невесты со своим домом и родителями.
А во время свадьбы, это обряды приезда невесты к жениху, встреча родителями жениха девушки на пороге дома, свадебный обед, уход жениха во время такого обеда из дома на природу со своими друзьями, сопровождение молодых к их брачному ложу и подготовка этого ложа. Посещение молодоженами дома родителей невесты.
После свадьбы в течении сорока дней невесте запрещалось выходить из дома жениха. Ей вообще никому нельзя было показываться на глаза кроме родственников жених и своих родителей.
традиции, обряды и обычаи от сватовства до туя
Автор Наталья Шеникина На чтение 5 мин.
Если вы хотите больше узнать об особенностях какого-либо народа, отправляйтесь на национальную свадьбу. Именно здесь, при зарождении новой семьи, обряды и ритуалы представлены наиболее полно, чтобы подчеркнуть принадлежность своему этносу, и отдать дань уважения предкам.Татарский народ в этом смысле не исключение, а скорее правило. Татарская свадьба, её традиции, обряды и обычаи отражают стремление народа сохранить богатое культурное наследие, приумножить его и передать следующим поколениям.
Сватовство
О желании молодого парня жениться объявляют сваты – обычно это какая-нибудь бойкая красноречивая знакомая и старший родственник жениха. Перед тем как отправиться в дом избранницы, они заходят к мулле, чтобы получить его одобрение. Разговор с родителями невесты начинается издалека и после нескольких общих фраз звучит заветное: «У нас серебро, у вас золото, давайте соединим их в одно целое!».
Девушка в это время скромно сидит в стороне, а сваты оценивающе поглядывают на неё. Так заканчивается первый визит. Во время второго сваты ведут разговор о женихе, перечисляя все его достоинства. Если рассказ произвёл впечатление, то назначается третий визит, когда со сватами приходят родители жениха.
Все вместе обсуждают подробности будущего торжества, обговаривают денежные вопросы и размер мэхэр, своеобразного подарка, который жених обязан преподнести невесте. Раньше мэхэр включал в себя предметы одежды, домашнюю утварь, деньги и золотые украшения, которые навсегда оставались собственностью девушки. Сегодня обходятся ювелирными изделиями и деньгами.
Невеста входит в семью будущего мужа тоже не с пустыми руками, задолго до замужества собирается приданое – перины, подушки, наряды, ковры, полотенца. Всё это складывается в сундук, который в день переезда к жениху выставляется для всеобщего обозрения.
Подготовка к свадьбе
Обо всём договорившись, обе стороны начинают обстоятельно готовиться к назначенной дате. Через 1–2 недели проводится мусульманский ритуал никах, а само празднование начинается через месяц. За это время надо успеть оповестить приглашённых, сшить наряды, купить продукты, украсить дом.
Жених собирает мэхэр и одаривает будущую жену, все составляющие подарка должны быть преподнесены до дня торжества. Невеста хлопочет над свадебным нарядом, укладывает приданое.
Свадьба
Татарская свадьба отмечается несколько дней, первым из которых является никах.
Никах — это своего рода помолвка, религиозный обряд, который исполняется в доме невесты или в мечети.
Для проведения ритуала приглашаются только близкие родственники и мулла, читающий подобающие случаю молитвы и интересующийся полностью ли выплачен мэхэр. Затем он трижды спрашивает у парня и девушки согласия на брак, и, получив такое же согласие от отца невесты, объявляет их мужем и женой. Выслушав духовные наставления, напутствия и отрывки из Корана, посвящённые бракосочетанию, молодые дают брачный обет в соответствии с традициями Ислама.
После вся процессия направляется в ЗАГС, где брак регистрируют уже по государственным законам. На этом церемониальная часть заканчивается, и праздник продолжается застольем. Угощения подаются богатые, а вот алкоголь в этот день запрещён. Присутствующие поздравляют молодожёнов, желая им всяческих благ, дарят подарки и радуются появлению новой мусульманской семьи.
Туй
Гуляния на татарской свадьбе продолжаются по нескольку дней. Начинается всё в доме родителей невесты, потом новоиспечённая жена торжественно переезжает в дом к мужу, и празднование продолжается уже здесь.
Наряд невесты призван подчеркнуть её скромность и целомудрие – длинные рукава, закрытое декольте, покрытая национальным убором голова. Жених одевается в строгий костюм и белую рубашку, а на голову надевает праздничную тюбетейку.
Помещение украшается лентами, цветами, национальными атрибутами, скатерть и полотенца украшены татарской вышивкой.
Молодых сажают во главе стола, лицом к дверям, по обе стороны от них располагаются родители, родственники и многочисленные гости.
Свадебный стол уставлен разнообразными мясными и овощными закусками, а за здоровье молодых поднимают стаканы с традиционной брагой. Главные блюда на татарской свадьбе сами по себе являются частью ритуалов и высоко почитаются.
Одно из них — два больших жареных гуся, символ пары. Для разделывания птиц выбирается один из старейших мужчин, который должен сделать это очень аккуратно, дабы не повредить нежные косточки. Церемониальный вынос свадебного блюда это целое действо, во время которого молодожёнам дарят подарки и вручают денежные конверты.
Другой полноценный участник торжества – сладкий чак-чак. Готовит его мама невесты, и он обязательно присутствует почти на всех свадебных фотографиях то в руках у молодожёнов, то на столе перед ними. Разрезать чак-чак доверяют человеку, назначенному родителями невесты. Часть блюда предназначена для раздачи тем родственниками, которые не смогли приехать, остальное подаётся к чаю.
Весёлое празднование с национальной музыкой и выступлениями артистов продолжается до полуночи. Пока молодые исполняют свой первый танец, мать невесты готовит для них баню и печёт блины, за которые муж должен отдать деньги. Это знак окончания свадебного застолья.
На следующий день состоится торжественный переезд жены в дом мужа. Там ей оказывают радушный приём свекровь и сёстры мужа, выказывая свою радость и расположение. Под ноги молодой кладут подушки, угощают свежим, испечённым своими руками, хлебом и мёдом, намекая на тёплые отношения и сладкую совместную жизнь, а руки предлагают окунуть в муку, чтобы привлечь достаток.
Далее состоится обряд освящения жилища – сюда вносится приданое, которое новые родственницы рассматривают, хвалят и дают невестке право самой разложить коврики и развесить занавески и полотенца, чтобы показать свою хозяйственность и освоиться в новом доме.
Затем вновь следует пышное застолье с поздравлениями, пожеланиями, обменом подарками, татарскими песнями и плясками.
Заканчивается свадьба обычно на 4–5-ый день, родственники и гости ещё долго с удовольствием вспоминают знаменательное торжество, а влюблённая пара начинает супружескую жизнь, освящённую по всем мусульманским правилам, а значит долгую и счастливую.
Как празднуют татарскую свадьбу: самобытные обычаи и традиции
Вечные спутники татарского народа – это самобытность, необыкновенный колорит, уникальная культура и многовековые обычаи, которые не встретишь больше нигде. Все это остается актуальным и сегодня, поэтому татарская свадьба всегда отличается от регистрации брака и банкета в классическом понимании.Сотрудники Бутик-Отеля MONA рассказывают, как празднуют татарскую свадьбу и какие обряды остались незыблемы.
Татарская свадьба: от сватовства до банкета
Татарская свадьба – это не просто праздничный банкет в честь бракосочетания молодых. Это целая церемония, которая может длиться не один месяц и включает несколько этапов:- Сватовство. Сначала родственники новобрачного отправляются к невесте на смотрины. Представители жениха – сваты. Как правило, сватов выбирают из старших родственников. Далее родители будущей пары обсуждают сумму калыма (выкупа), где будет жить новоиспеченная семья, кто и что будет покупать в дом новобрачным. Завершается сватовство пышным застольем.
- Калым (выкуп). Согласно традициям татарского народа жених одаривает невесту и ее родственников. Для калыма подойдут деньги, украшения, красивая посуда или хорошее постельное белье. При этом приданое невесты может быть любым – например, расшитое вручную полотенце или скатерть.
- Венчание (Никах). Это древнейших свадебный обряд у мусульман. Молодые венчаются в мечети или в доме у новобрачной. Мулла (мусульманский священник) обязательно читает Коран и молитвы, а молодые дают друг другу брачный обет. В этот же день после венчания подается заявление в ЗАГС – с этого момента невеста считается официально засватанной.
- Татарская свадьба. Когда брак зарегистрирован, начинается само торжество (туй). Обычно праздник длится несколько дней. По древним традициям отмечать свадьбу начинают у невесты, затем все гости перемещаются в дом жениха. Но сегодня многие отступают от вековых обычаев и выбирают для праздника ресторан. В Бутик-Отеле MONA есть все условия, чтобы организовать незабываемую татарскую свадьбу. Роскошные залы вместимостью от 30 до 300 человек и необыкновенный белоснежный шатер на улице – здесь каждый найдет для себя идеальный вариант.
Наряды для молодоженов
Невеста облачается в красивый, но скромный наряд. Необязательно выбирать платье белого цвета – отлично будет смотреться платье в ярко-синих, бордовых или изумрудных оттенках. Яркие цвета еще раз подчеркнут колорит праздника и напомнят о временах, когда ткани этих оттенков выбирали для пошива свадебного платья. Фасон может быть разным – начиная от пышного бального платья, и заканчивая стильной прямой юбкой «в пол». Еще один вариант – утонченные брюки вкупе с элегантной туникой. Главное, чтобы наряд был не вызывающим, тело и руки новобрачной оставались закрытыми, а голова – покрытой.На женихе уместно будет смотреться белоснежная рубашка, строгие брюки, богато украшенный бархатный камзол в тон платью новобрачной и тюбетейка с вышивкой из золотых нитей. Сегодня от камзола можно отказаться в пользу классического смокинга – расставить акценты на многовековых традициях поможет национальный головной убор.
Украшение зала, музыка и меню
Украсить зал можно стандартными лентами, шарами, цветами и гирляндами. Все это будет смотреться достойно и уместно, но чтобы до конца выдержать стилистику татарской свадьбы, лучше отдать предпочтение национальному декору. Красивая посуда, текстиль и скатерти с орнаментами – все это еще раз расставит акценты на вековых традициях народа.Что касается музыки, народные татарские песни были и остаются актуальными. Однако молодожены могут выбирать композиции на свой вкус – современные русские и татарские песни отлично впишутся в праздничную атмосферу.
Татарскую свадьбу принято отмечать на широкую ногу. Соответственно, и застолье делают пышным. Разнообразие мясных и рыбных блюд, гарниры, фрукты и десерты – все это неизменно присутствует на праздничных столах. И, конечно, не стоит забывать о фаворитах меню на татарской свадьбе – запеченный гусь, чак-чак, закрытый пирог (гульбадия).
В Бутик-Отеле MONA вы можете отметить настоящую татарскую свадьбу. Организаторы позаботятся, чтобы торжество было пышным, учтут национальные особенности при украшении зала и составлении меню, просчитают смету на организацию праздника. Это торжество точно запомнится всем надолго и оставит неизгладимые впечатления!
Татарская Свадьба
Как играют свадьбу астраханские татары?
Астраханские татары — этнотерриториальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. Исторически делятся на юртовских татар и карагашей. Астраханские татары имеют свои обычаи и обряды, соблюдение которых начинается с самого рождения.
Первый крик ребёнка возвещал о том, что в доме родился новый человек. О радостном событии первым сообщалось деду «Малатау». Если мальчик, то радость была вдвойне, ведь он наследник, продолжатель рода. Дед на радостях тут же дарил внуку корову или телку, лошадь или кобылку, если семья была зажиточной. Если менее обеспеченная – овцу или козу, на худой конец ягненка. Когда семья сына отделялась со своим хозяйством от отца, то внуки уводили дареную скотину в своё хозяйство. Малыша до 40 дней приходила купать близкая родственница, которая хорошо умела это делать. Она обучала всему, что должна знать молодая мама. За это её угощали и одаривали подарками.
А имя шепчут на ухо…
Имя ребенку дают после нескольких дней со дня рождения. Зовут муллу, который читает специальную молитву, затем несколько раз шепчет в ухо ребёнка его имя. На этот праздник «Бишек-туй», посвященный рождению ребенка, приходят гости и со стороны отца младенца, и со стороны матери. Бабушка со стороны матери собирает приданое маленькому внуку (внучке). Обязательным было нести маленькую детскую арбу (деревянную тележку). Она небольшая, в неё клали мягкий тюфячок, сажали малыша и катали по комнате. Дед со стороны матери тоже дарил ребенку какую-либо скотину. Или её сразу привозили, или она росла и давала приплод до того времени, пока родители ребёнка сами решали взять её в своё хозяйство.
Без пирога нет сватовства!
Для татар типична женитьба по сватовству. Девушку сватают две свахи – близкие родственницы со стороны отца и матери жениха. Для знакомства с невестой приносили с собой подарки. Будущая свекровь дарила украшение из золота, свахи также несли подарки. Неотъемлемая часть обряда – большой пирог «Нугайбелиш», который выпекается в специальной печке из очень жирного недрожжевого теста. Начинка его: рис и мясо, заправленные луком, солью и перцем. Кроме пирога, свахи на небольшом подносе приносят маленькие конфеты, орехи, кусочки сахара. На этой встрече обговаривают свадьбу. После ухода свах и матери жениха, зовут муллу, он читает молитву, разрезают пирог и угощают родственников. Конфеты делят и раздают близкой родненевесты, тем самым оповещают, что девушку сосватали.
Традиционный девичник
Щакыр туй – праздник для молодежи и невесты. Для гостей накрывают столы с угощениями, устраивают гулянье с песнями, танцами, т. е. провожают девушку. В татарских семьях воспитание детей лежит на бабушках, а позже, в подростковом возрасте за ними наблюдают и наставляют; мальчиков – старшие братья, дяди, а девочек – снохи. К выходящей замуж девушке приставлялись две снохи. Они объясняли девушке её поведение до свадьбы, во время свадьбы и после свадьбы в доме мужа.
Ах, эта свадьба пела и плясала!
Традиционная татарская свадьба в Астраханской области – это яркое, насыщенное обрядами, ритуалами и церемониями мероприятие. Нормы поведения, уклад быта и богатейший музыкально-поэтический фольклор нашли свое отражение и в свадебной культуре.
Свадьбы обычно играли осенью, по завершении основных сельскохозяйственных работ. Эта традиция сохранилась до сих пор. Родители жениха отправляли в дом девушки сватов. Согласие невесты скреплялось молитвой и демонстрацией привезенных подарков: украшений «куремнек», подноса со сладостями «тел булэг» и отрезов ткани «киет» для матери девушки, уложенных в большую шаль и завязанную узлом.
Со стороны невесты угощали пришедших гостей чаем. При этом на один край стола ставили блюдечко с маслом, а на другой – с медом, это символизировало мягкую, как масло, и сладкую, как мед, супружескую жизнь. На сговоре обговаривали сроки свадьбы и последовательность ее проведения. Перед церемонией бракосочетания на стороне невесты из дома жениха присылали баранину, либо целого барана и десятки килограмм риса для приготовления свадебного плова «куй дегесе».
Свадебная церемония состояла из двух частей: женская свадьба«хатыннар туе» и вечер угощения жениха «кияусый». Сельские свадьбы, как на стороне невесты, так и на стороне жениха, проводят в шатрах.
Шатры сооружают за несколько дней до свадьбы перед домом или во дворе, покрывая каркас летом легкой пленкой, в осеннее время брезентом. Их убирали внутри и приводили в пригодное для торжества состояние, притаптывая землю и развешивая тюль по периметру. Столы и скамьи колотили сами, расставляли внутри шатра буквой «П». По центру, напротив входа усаживали молодоженов, по краям родственников. Зелень и некоторые овощи, могли не убирать с грядки вплоть до начала празднования, чтобы свежими подать на стол.
До сих пор обычай играть свадьбы в шатрах существует, ведь это и дань традициям и экономически выгодное мероприятие, так как банкетный зал обходится значительно дороже. Татары используют не только теплицы, иногда они специально сооружают шатры для мероприятия за несколько дней до свадьбы. Их ставят перед домом или во дворе, покрывая каркас летом легкой пленкой, в осеннее время брезентом. Удобство состоит в том, что гости гуляют в родном селе, не выезжая за его пределы, поэтому нет необходимости нанимать транспорт. Все в шаговой доступности. К тому же местные жители говорят, что свадьба в шатре всегда веселее и ярче!
Кульминацией свадьбы на стороне невесты является демонстрация подарков жениха «тугыз», которые показывают всем гостям, чтобы все могли рассмотреть щедрость жениха. Всем гостям со стороны жениха, а затем и со стороны невесты, хозяева раздают дары «киет» – отрезы тканей.
В этот же день могут проводить и «вечернюю» свадьбу, вечер угощения жениха «кияусый». Он начинается поздно, в некоторых юртовских села ближе к полуночи. Период между двумя свадебными блоками обычно длится неделю. В это время в доме невесты проводится религиозный обряд бракосочетания «никах». Регистрирует молодых мулла, приглашенный родителями невесты.
Свадьба на стороне жениха традиционно проходила также в два этапа: женская свадьба «хатыннар туе» с обрядом «открытия лица» и вечерняя, парная «парлы».
В назначенный свадебный день жених увозил невесту к себе в дом. В наши дни при проводах невесты сохранилась традиция осыпания молодых монетами либо просом, рисом, мукой, имеющая аналоги у других групп татар, занимающихся земледелием, как проявление магии плодородия. Современная обрядность сопровождается выкупом, которого требуют односельчане, загораживая проезд поезда жениха к дому невесты.
В первую брачную ночь молодым стелила постель постельная сваха (сноха жениха). Она же сторожила у дверей покой молодых. Утром женщина заходила на «погляд» простыни и забирала под подушкой причитающийся ей подарок за девичью честь. Родители жениха награждали её за хорошую новость.
На второй день проводят обряд «килен чай» (чай невестки). Невестка угощает чаем и присланными из отчего дома мясными беляшами «пэрэмэчэ» свою новую родню. По истечении нескольких дней родители невесты должны были пригласить к себе молодоженов. Еще через неделю молодые или родители мужа делали ответный вызов.
Помимо традиционного свадебного варианта у астраханских татар встречается свадьба «убегом» – «качепчыгу». Она достаточно активно бытует среди сельского населения и в наши дни. В этом случае молодые, заранее договорившись, назначают определенный день «убега». Наутро родители парня оповещают родителей девушки. После этого проводят религиозный обряд бракосочетания «никах», далее молодые регистрируются и отмечают свадебный вечер.
Татарские свадьбы обычно проходят очень весело, если есть хороший организатор и музыканты. Много песен, как современных лирических, так и национальных. Во время перерывов, когда профессиональные артисты не выступают, организуют пляски, танцы, проводят различные игры.
Теперь к родителям только по официальному приглашению
После свадьбы дочь уже не может приходить в дом родителей без разрешения свекрови. Первый приход совершается после официального приглашения родителей невесты. Зовут домочадцев зятя, самого зятя и дочь. Новая сватья печет пирог, готовит подарки и ведёт сына с молодой снохой в дом её родителей. С этого момента они начинают общаться.
автор: Вероника Сулейманова
её обычаи и традиции — журнал «Рутвет»
Оглавление:
- Сватовство у крымских татар
- Подготовка к свадьбе
- Крымско-татарская свадьба
- «Головы жениха»
Современная, например, крымско-татарская свадьба 2015 года больше ассоциируется с диктуемыми модой атрибутами:
- роскошным лимузином;
- нарядным кортежем;
- большим количеством шампанского;
- белоснежным нарядом невесты;
- обручальными кольцами;
- ЗАГСом;
- никях в мечети.
Так, постепенно, шаг за шагом, крымские татары отдаляются от древних обрядов и традиций, которые их пращуры тщательно блюли и передавали следующим поколениям. Однако о традициях не стоит забывать, тем более о таких ярких.
Сватовство у крымских татар
Перед свадьбой молодым нужно было пройти ряд этапов:
- знакомство и выбор невесты;
- «сёз кесим» – сватовство;
- «агъыр нишан» или «нишан» – обручение;
- жертвоприношение;
- «дува» – молебен;
- прощальный вечер в доме невесты;
- обряд окрашивания хной невесты.
На выбор супругов большое влияние оказывала репутация семьи и общественное мнение. Ценилось богатство семьи, но не только оно, важна была «порода», её корни.
Близкие по крови браки никогда не допускались у крымских татар. Заглядывали далеко в родословную, чтобы не жениться на троюродной кузине, иначе, крепкого потомства не видать.
Если родители одобряли выбор сына, то в дом потенциальной невесты засылали сватов. Сёз кесим был решающим этапом выбора невесты, после чего уже не за горами была крымско-татарская свадьба. Сватами выбирались уважаемые люди.
У крымских татар исторически было запрещено насильно выдавать замуж.
Во время визита сватов невеста стояла за ширмой и сама провозглашала – согласна она или нет. После троекратного вопроса сватов в случае согласия она показывала родителям из-за ширмы кончик платья, а при несогласии хранила молчание, отцу же приходилось находить предлог для отказа. Если девушка и родители соглашались, то она вручала послам собственноручно вышитый платочек. Те же взамен передавали ей подарок от жениха:
- платье;
- платок;
- золотое кольцо;
- отрез ткани.
То есть помолвка происходила при обоюдном согласии сторон. Чуть позже заключался агъыр нишан – сваты приносили узел с подарками для невесты и её родственников, вплоть до грудных детей. Подарки для невесты обычно бывали золотые. А родственники невесты готовили свои подарки для семьи жениха.
Видео о крымско-татарской свадьбе
Подготовка к свадьбе
Затем обе стороны начинали подготовку к свадьбе. Невеста с родными и подругами готовили приданое. За два дня до свадьбы в присутствии свах жениха проводился ритуал с хной, а затем для них накрывали стол. После застолья разводили хну, а подруги невесты пели обрядовую песню.
Хной невесте окрашивали кончики пальцев (обычно рук, но кое-где и ног) и волосы – это действо схоже со свадебной традицией Азербайджана. В канун свадьбы в доме невесты был прощальный вечер, где были и представители жениха, но без него. В комнате для приданого им могли поинтересоваться гости. Прощание проходило с песнями и танцами до утра, а наутро подъезжала подвода за невестой и приданым от жениха.
Крымско-татарская свадьба
Никях (сама свадьба) в некоторых районах происходил в доме невесты. После облачения в свадебный наряд невеста прощалась с матерью, а та её благословляла. Затем отец опоясывал дочь серебряным поясом. После этого укрытую марамой невесту усаживали в празднично украшенный фаэтон, где сидел маленький мальчик, держащий в руках Коран. Фаэтон сопровождали подводы с приданым и близкими родственниками, вся процессия направлялась в дом жениха, где и происходил «той» — свадебный обряд.
Раньше он растягивался на неделю, а потом сократился до 3 дней.
Возвещали о предстоящей свадьбе всадники, которым мать жениха перебрасывала через плечо полотенце.
Все ожидали прибытия невесты. У ворот дома жениха свадебный поезд встречали маршем музыканты. Невесту в дом жениха вводили близкие родственники, а его родители встречали её у дверей. Мать жениха посыпала девушку монетами, сладостями, пшеницей. Мальчик, вёзший Коран, получал за него большой подарок. Невесту отводили в комнату, где свершался никях, если он уже не был совершён в доме невесты. После этого начиналась собственно свадьба. Гостей на столах ждали:
- сарма;
- чебуреки;
- шашлыки;
- долма;
- отварное мясо;
- печенье курабье и т. д.
Мать жениха направлялась в комнату невесты, старшая из сопровождающих последней приоткрывала для неё покрывало, а свекровь клала в рот невестке какую-нибудь сладость. Выпив кофе, она уходила, а затем присылала в эту комнату угощение.
«Головы жениха»
Когда невеста уже прибыла в дом жениха, его приближённые, называемые «головами жениха», начинали готовиться брить его (жених к тому моменту должен был вернуться от родственников). Бритьё символизировало прощание с жизнью холостяка и переход в иной социальный статус. С помощью друзей жених затем переодевался, после чего обходил родителей и всех присутствующих стариков и каждому целовал руки. Отец с матерью благословляли жениха, а отец водружал ему на голову шапку. Одновременно с этим в комнате для жениха и друзей накрывался стол.
Насытившись угощением, молодёжь выходила во двор с музыкантами, где исполняла песню: «Выходи, жених!», несколько раз её повторяя. Наконец, жених выходил и удалялся со свадьбы с друзьями на холостяцкую пирушку. Обычно развлекались они где-нибудь на природе, вдали от дома, устраивая различные соревнования.
Невесту после ужина отводили в комнату, где она совершала омовение и читала молитвы. Затем её переодевали в другое дорогое, красивое платье (подарок от жениха), а сверху набрасывали покрывало.
Случались курьёзы – пользуясь тем, что невеста была скрыта от всех покрывалом, родители невесты показывали младшую дочь, а на свадьбе подсаживали старшую. Но чтобы не нести убытков от затрат на свадьбу, «не ту невесту» родителям не возвращали.
Итак, невеста сидела за занавесом, ожидая жениха. Следовало застолье с песнями, танцами, разговорами, потом гости начинали расходиться. Жениха же подводили к невесте с песнями только около полуночи.
Наутро музыканты будили молодых. Те вставали, умывались, после чего жених присоединялся к молодёжи. А невесту окружали свахи, одевали её в ещё более дорогое платье, после чего давали сигнал, что она готова к появлению родителей мужа.
А Вам понравились традиции крымско-татарской свадьбы? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Видео о свадьбе у крымских татар