Сватовство у чувашей: Чувашская свадьба. Обычаи и традиции. — Портал «Свадебный вальс» – Чувашская свадьба — обряды, традиции и обычаи

Содержание

Чувашская свадьба — обряды, традиции и обычаи

Флаг Чувашии

Чувашская свадьба богата на традиции и разнообразные обряды и обычаи. Рассмотрим подробнее все особенности церемонии в этой статье.

Содержание статьи

Свадьба — главный этап в жизни чуваша.

Свадьба для чувашского населения столь же значимый момент в жизни как смерть или рождение, это символический жизненный этап-создание ячейки общества для родословной. Издревле чуваши считают создание семье жизненной целью каждого человека. В случае когда человек по каким-либо обстоятельствам не успевал вступить в брак и не завел детей, он умирает во грехе. Подготовка и проведение чувашской народной свадьбы это непросто обыкновенный праздник с застольем, это этап в жизни с соблюдением обрядов.

В тему статьи: особенности православной свадьбы

Национальные традиции

Чувашская свадьба сопряжена с бытовыми и религиозными поверьями. К бытовым относятся калым, приданое, к религиозным-защита от нечисти и привлечение счастья в новой семье. Вся свадебная церемония длится на протяжении нескольких недель и проходит множество этапов от сватовства до бракосочетания.

Знакомства и выбор невесты и жениха

В поиске возлюбленной жениху приходилось отправляться далеко за пределы родного села. Это создавало уверенность, что девушка не будет состоять с избранником в близкородственных связях. Жители одного села, деревни могли приходиться родственниками, что категорически запрещено по канонам чувашских традиций.

По этой причине в праздниках участвовали несколько поселений, где молодежь и знакомилась. Встречаются случаи, когда второю половину выбирают родители, но в таком случае обязательно спрашивалось согласие обоих сторон пред бракосочетанием. Когда возникала симпатия у одной из сторон по национальной традиции принято дарить подарки, девушка преподносит платок, а парень угощает гостинцами.

Выбор невесты

После выбора суженой молодой человек объявлял о своем решение родителям, отец с матерью в свою очередь, перед свадьбой удостоверялись, что берут в дом здоровую и воспитанную девушку. Так как будущую супругу становится полноправной хозяйкой в доме и напрямую обязана следить за порядком, то навыки работницы проверялись с особой тщательностью. Более зрелые невесты ценятся больше, чем совсем молодые, так и приданое солиднее и опыт ведения хозяйства за плечами имеется.

Начало сватовства

Самое распространённое время года для сватовства весна. К суженой отправлялась группа сватов, которая состояла из многочисленных родственников и близких, главное, чтобы количество сватов было нечетное. Выбранные люди приходили в дом к невесте с гостинцами и горячительными напитками. Когда выбор делают родители, то на первые смотрины берут жениха. Если по каким-то причинам невеста не понравилась жениху, молодой имеет права отказаться от продолжения сватовства.

По прибытии в дом невесты сваты заводили ничего не значащий разговор с родственниками избранницы. Это делалось осознано в честь древних традиций, в свою очередь, родители не замечали скрытого умысла. После чего звали будущую супругу и оглашали цель визита.

Сватовство и все что с ним связано

Если зазванным гонцам удавалось обсудить все договоренности с родителями, то через пару дней в дом приходили родители со второй стороны для закрепления знакомства и заключали соглашение о калыме и приданом. С обеих сторон обменивались гостинцами, а сосватанная девушка преподносила презенты родственникам избранника. На это застолье проводились переговоры о предстоящем свадебном тожестве, обычно церемония назначалась через 3-5 недель, обязательное условие нечетное количество недель.

Приданое состояло из предметов кухонного обихода и одежды, а также скота. Для калыма готовились деньги, продукты для свадьбы. Эта чувашская особенность действует по сей день, но немного видоизменилась все измеряется в денежном эквиваленте.

Передача денежных средств проходит в преддверии свадебного торжества, родня невесты выставляет на стол хлеб с солью, а родственники жениха покрывают его кошельком с денежным калымом. Старший в семьи невесты мужского рода забирает деньги, а кошелек возвращается обратно с вложенной монеткой, чтобы деньги в доме не заканчивались.

Подготовительные особенности к свадьбе

Чувашские свадебные традиции насчитывают много обрядов, все зависит от географического местоположения чувашей. Огромное значение, на обряд влияет, согласовано ли торжество с будущей супругой или ее крадут. Свадебная церемония начинается одновременно в обоих домах, после чего будущий супруг забирает невесту к себе в жилище, где и продолжается празднование.

За несколько дней до торжества молодожены обходят с друзьями всех родственников в своем селе. А также одной из традиций является пивоварение. На первом этапе перед свадьбой занимались уборкой в бане и доме для молодоженов и родственников. После бани новобрачная проходила повторное омовение, чтобы отчиститься от злых духов. После банных процедур супруги облачались в национальную одежду, просили благословения у старших в роду, и начиналась торжественная церемония.

Начало свадебной церемонии в доме невесты

В ожидание прибытия жениха, гости собирались в доме, приглашенные занимались подготовкой угощений к столу и молились за благополучие молодой семьи. В это время в соседней комнате невеста с подружками примеряла свадебное платье. По приезде молодого, он платил отцу невесты символическую оплату. После чего вся процессия проходила в дом, парень занимал отведенное место, куда родители невесты подложили деньги.

Встреча жениха на  свадьбе

Во время веселого застолья с песнями и плясками вводилась новобрачная, покрытая свадебным покрывалом. Возлюбленная заводила песнь-плач с причитаниями, после чего ее забирал жених в свой дом. После выезда за пределы, отчего жилища парень выполнял обряд для изгнания злых духов—бил жену три раза нагайкой. Обратная дорога сопровождалась песнями и музыкой.

Подготовка к свадьбе в доме жениха

Во время сбора гостей жениха наряжали в традиционный чувашский костюм близкие родственницы. Затем молодожен выходил во двор, где дружка с холостыми парнями запевали первые песни и пляски. После первого этапа все возвращались в дом, где предстояло выпить. И только после этого жених с друзьями отправлялся в дорогу за невестой.

В дом к жениху возвращались под вечер, и все располагались ночевать. Новобрачная с родственницами жениха, и остальные приглашенные гости также оставались на погост в доме супруга. Наутро проводился обряд венчания в церкви. Послесвадебной церемонии гости, и молодые возвращались домой, где состоявшаяся супруга переодевалась в наряд замужней девушки и свадебное пиршество продолжалось.

Свадебная церемония в доме жениха

По окончании венчания начиналась череда традиционных обрядов. У околицы свекра разбивалось яйцо, сам муж съедал жидкую яичницу с молоком во благо семейного счастья. После каждого обряда новобрачные отправлялись на брачное ложе: молодых просто запирали на пару часов в комнате, после их поднимала одна из матерей.

Состоявшаяся супруга по традиции отправлялась за водой после того как, супруги побывали на брачной кровати. Жена должна набрать воды и принести полное ведро в дом, притом золовка трижды мешала это сделать, и только на четвертый раз разрешалось занести воду в жилище. После всех национальных традиции свадебное застолье продолжалось сутки, и свадьба заканчивалась.

Обычаи после свадьбы направленные на укрепление семейного очага

После свадьбы в течение трех дней новоиспеченная жена не могла убираться в доме, это делали близкие родственницы, за что молодая откупалась подарками. А также подарками одаривалась свекровь семью презентами. В течение первого года породнившиеся семьи ездят, друг другу в гости. Так, они укрепляют семейные узы.

Через семь дней супруги должны навестить тестя. Через несколько дней вновь навещали тестя, но уже в присутствие родителей и одного родственника. Через шесть месяцев посещали отца невесты в количестве 12 человек, все гостили в течение трех дней, во время которого возвращался остаток приданого.

Существует еще одно важное поверье, жених не мог танцевать и плясать на собственной свадьбе. В случае несоблюдения традиции считалось, что жене буде плохо жить в этом браке. Веселиться разрешалось только после первого визита к отцу супруги. Но современные молодожены исполняют первый свадебный танец прямо на церемонии.

Брачная обрядность Чувашей

Так выглядел вкратце сценарий свадьбы,

бытовавшей у чувашей северной части

Бугурусланского (бассейна р.Сока), южной

части Бугульминского и ряда причеремшанских

селений Чистопольского уезда (максимкинский

«куст»). Для удобства в дальнейшем будем его называть

«новоякушкинским» вариантом. Основополагающими

моментами в нем является блоки, характерные

для низовой свадьбы — саламалик, плач невесты 

хер йерри, гощение жениха у своих родственников

с заездом в последнюю очередь к свату евче,

комплекс обрядов, проводившихся в доме

жениха — салма ситерни, тайанчак тыттарни, 

пюлек сини, близкими к низовой традиции

 

являются функции свадебных персонажей,

и прежде всего ман керю, который здесь,

в отличие от верховой свадьбы, играет очень

значительную роль — роль охранителя молодых,

представителя жениха и одновременно — жреца.

Новоякушкинский вариант обнаруживает аналогии

со свадебным обрядом чувашей Симбирского,

Буинского, Свияжского и Тетюшского уездов,

то есть низовых чувашей 4. Однако в нем

содержатся отдельные элементы, характерные

для верховой свадьбы. Прежде всего это

касается названий персонажей:

дружки жениха называются пуса каччи

 только у чувашей-вирьялов, у низовых

они именовались керю некерсем.

Младший дружка жениха именно

в верховой традиции чаще назывался

 кесен керю, а в низовой — уртмахса.

В низовой свадьбе не известен

обычай гощения невесты у своих

родственников накануне приезда

женихова поезда, в то время как в верховой

и средненизовой свадьбе он являлся одним

из основных и встречается в каждом описании

обряда. Таким образом, представленный

Х.Паасоненом вариант свадьбы представлял

собой тип смешанный, в котором встречались

как черты низовой, так и верховой свадебной

обрядности. Возможно, что в нем отразился

более древний пласт культуры, исчезнувший

в обрядности чувашей Правобережья. Но не

исключено также, что разнообразие элементов

стало результатом смешения различных культурных традиций, произошедшего при формировании местных групп чувашей.

Чувашская свадьба. Обычаи и традиции.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода…

Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: тěтěм ан сивěнтěр — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище. 

1. Знакомство

Знакомство молодых происходит разными путями. Растущие в одной деревне и участвующие в сельскохозяйственных работах бок о бок, юноши и девушки имели возможность постоянно наблюдать друг за другом. Особенно много знакомств происходило на весенних массовых гуляниях. На таких играх девушки, успевшие приглядеть себе парня, а также сосватанные дарили своим избранникам собственноручно сшитые кисеты с положенными туда колобками. У девушек в обыкновении было дарить любимому вышитый носовой платок. Мотивы платка как символа знакомства с любимой сохранились в свадебных песнях: намеки на то, что в сундуке у золовки имеется платок; сват вывесил, мол, с намеком, платок на воротах; пляшущий на свадьбе юноша намекает, что у него нет платка, чтобы вытереть пот.

Гуляя вместе по базару, юноша и девушка знакомились, в таких случаях жених угощал невесту орехами и пряниками.

2. Сватовство

Традиционное время для сватовства у чувашей – весна. С пробуждением природы особенно много молодежных увеселений. В масленицу в деревнях посылали сватов к повзрослевшим девушкам.

Согласно свадебным песням, выбор невесты зависит от того, куда попадет стрела, выпущенная женихом. На свадьбе чувашей, например, пели:

Стрельнул из лука ввысь,

Не зная, куда упадет стрела;

Оказывается, упала в деревню Уртюк,

Просил-просил – не вернула.

Сказала, что сама придет.

В песне чувашей Хвалынского уезда Саратовской губернии, исполняемой в момент объединения мужского и женского поездов, также получали отражение детали, возможно, когда-то реально проводимого обряда стрельбы из лука перед сватовством:

Стрельнул из лука ввысь,

Стрела устремилась в эту сторону,

Пришли в поисках стрелы.

Сваты приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве: 5, 7, 9, 11 человек. Ибо, объясняют информаторы, пока еще ни жених, ни невеста не составляют пары. Цель сватов – уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратить в чет. Принесение гостинцев в нечетном количестве подчинено той же цели. Лишь йавача «поджаренные небольшие шарики из пресного теста» приносятся в большом количестве без счета, что символизирует пожелание иметь много детей. Также хозяева соблюдают правила нечетности при сватовстве. На стол ставят также большие лепешки нон и пирожки с мясом по девять штук в каждой кучке.

Функция платочка во взаимоотношениях молодых затронута в связи со знакомством. Платочек носовой, платок головной, небольшие покрывальца присутствовали и во время сватовства. Преподнося жениху ковш с пивом в доме невесты, чуваши покрывали сосуд платочком сара тутри.

Сват у чувашей, войдя в дом, сразу же проходил и садился под матицу, что не было принято в обычных случаях.

Сват у чувашей, войдя в дом, прежде всего, должен произнести молитву, обращаясь к тура. Чужой человек в доме, если он пришел с добрыми помыслами, должен вызвать расположение к себе духов, соблюдать этикет.

Принимая первую чашку, отец невесты передает ее родственнику, знающему молитву. Тот, брызгая вином из ложки, обращается к духам: к родовому, а затем другим ульгенам. Кропит углы и стены дома, люльку, печку, дверь, полки, у которых имеются свои духи. Повернувшись к печке, в частности, просит у духов огня благословения на благополучие для жениха и невесты и разрешения на новый брак.

 В своей хитроумной речи сват избегал прямого называния персонажей, особенно это касалось жениха и невесты. Вот типичный диалог между сватом и отцом невесты в начале сватовства. Сват:

— Я слышал, что у вас есть телка двухгодовалая на продажу.

Отец девушки, не смекнув или притворившись, говорит:

— Ведь о продаже скота мы ни с кем не говорили.

Сват: 

— Может, ваша дочь знает?

Тут и раскрывается цель прихода гостя.

Урок. Обычаи и обряды.Чувашская свадьба.

ЧУВАШСКАЯ СВАДЬБА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары

Силанова Альбина Михайлова,

учитель чувашского языка и литературы

МАОУ «Гимназии №5»

Чебоксары – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …..3

  1. СВАДЬБА В ДРЕВНОСТИ …..4

2. СВАДЬБА НАШИХ ВРЕМЕН …10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…12

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. …………………………………………………..………13

ПРИЛОЖЕНИЕ №2……………………………………………………..…….14

ПРИЛОЖЕНИЕ №3……………………………………………………..…….15

ПРИЛОЖЕНИЕ №4…………………………………………………………..17

ВВЕДЕНИЕ

Самыми главными событиями в жизни наших предков считались рождение, свадьба и смерть. И каждое из этих событий сопровождалось различными обрядами. Особенно большое внимание чуваши уделяли свадебным обрядам и традициям. Каждая свадьба имела свою специфику.

Свадьба – это одно из наиболее консервативных явлений культуры человечества. Несмотря на смену социально-исторических условий, ее главный структурный стержень не поддался времени. Изменилась лишь внешняя сторона, которая требует анализа современного состояния в сравнении с историческими данными. Свадьбы у чуваш преимущественно бывают после Петрова дня перед сенокосом, т.е.в начале июля месяца, пока цветет хлеб и до Ильина дня.

Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие – нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Актуальность исследования — сохранение истории чувашского народа, так как современное общество не знает обрядов и обычаев проведения свадеб и не соблюдают их.

Целью нашей работы является изучение проведения свадеб вчера и сегодня, для возрождения культуры чувашского народа.

Задачи:

  • изучение обычаев чувашских свадеб в древние времена и в современном обществе;

  • провести тестирование среди учеников 5, 8, 9 и 11 классов;

  • побывать на чувашской свадьбе;

  • проанализировать свадьбы в древности и в наше время;

Данная тема заинтересовала нас после просмотра спектакля «Ялта» в Чувашском Драматическом театре им. К. Иванова. Ознакомившись с исследованиями ученых В.И. Ашмарина, Е.С. Шкапского, Н.С. Бажайкина и многих других, мы подробно изучили свадебные традиции.

I СВАДЬБА В ДРЕВНОСТИ

Знакомство

Знакомство молодых происходит разными путями. Особенно много знакомств происходило на весенних массовых гуляниях. На таких играх, успевшие приглядеть себе парня, а также сосватанные дарили своим избранным собственно сшитые кисеты с положенными туда колобками. У девушек в обыкновение было дарить любимому вышитый носовой платок.

Гуляя вместе по базару, юноша и девушка знакомились, в таких случаях жених угощал невесту орехами и пряниками. Принятие гостинцев понималось как проявление любовной симпатии.

Умыкание

Напоминание, что новую родню надо искать в чужой среде, отдаленный не менее чем на семь колен, имеется в свадебных песнях. В одной песне, например, есть такие слова:

Через несколько полей проехали,

Украв девушку, вернулись обратно.

Жеребенка, не побывавшего на севе,

Сделали лошадью зятя

Красавицу, которую не знал никто,

Своей золовкой сделали.

Молодежные игры изобиловали символами кражи невесты. В молодежной игре УЯВ символическая угроза со стороны парня была явной:

Девушку увезем,

А дом разрушим.

Песня сопровождала игру, имитирующая уход молодой: молодежь разбивалась на две группы, одна группа ходила и пела, а другая сидела; перед финалом песни подходили к сидящим и говорили имя девушки, которую брали в свой круг.

Умыкание происходило, в основном, в двух случаях:

  1. из-за бедности, не позволяющий платить калым провести соответствующую свадьбу;

  2. из-за несогласия на брак родителей невесты или самой невесты. Кража невесты происходила обычно ночью, когда девушки начинали расходиться с гуляний. Несколько проворных парней запрягали коня в телегу, подкрадывались поближе к месту гуляния и, завлекая в сторонку примеченную, увозили.

Сватовство

Традиционное время для сватовства у чувашей – весна. С пробуждением природы особенно много молодежных веселий. В масленицу в деревнях посылали сватов к повзрослевшим девушкам. Согласно свадебным песням, выбор невесты зависит от того, куда пойдет стрела, выпущенная женихом.

Сваты приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве. Цель сватов – уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратится в чет.

Функция платочка во взаимоотношениях молодых затронута в связи со знакомством. Платочек носовой, платок головной, небольшие покрывальца присутствовали и во время сватовства. Преподнося жениху, ковш с пивом в доме невесты, чуваши покрывали сосуд с пивом платочком сара тутри.

Любовная символика передается и через дарение кольца или браслета. Важно – дарение подарка происходит в определенной ситуации с определенным смыслом; дарение означает согласие сторон на брак.

Сват у чувашей, войдя в дом, сразу же проходил и садился под матицу, что не было принято в обычных случаях. В знак согласия сват и отец девушки менялись шапками.

Сват, войдя в дом, прежде всего, должен произнести молитву, обращаясь к Турặ. Чужой человек в доме, если он пришел с добрыми помыслами, должен вызвать расположение к себе духов, соблюдать этикет. Принимая первую чашку, отец невесты передает ее родственнику, знающему молитву. Тот, брызгая вином из ложки, обращается к духам: к родовому, а затем к другим ульгенам. Кропит углы и стены дома, люльку, печку, дверь полки, у которых имеются свои духи. Повернувшись к печке, просит у духа огня благословления на новый брак.

Туй мунчи

За три дня до начала непосредственной свадьбы варится пиво. К жениху собирается вся родня и моется в специально затопленной по этому случаю бане — туй мунчи. Умывшись и переодевшись, старики садятся за стол, а молодежь, стоя перед ними, просит благословение начать свадьбу.

Одевание жениха

Жениха одевали вечером в клети, где имелись стол и стулья, еда и питье. Одет был жених в новое и чистое белье. Подстригала его и одевала золовка.

В качестве верхней одежды служит кафтан или халат. Кафтан подпоясывается зеленым или синим большим хорошим кушаком. На пояс сверх кафтана сзади привешивают род короткого платка или полотенца. Поваренного во время сватовства невестой так, чтобы вышитые или вытканные на концах красивыми узорами части свисали около карманов. Называется он кẽрю тутри или кẽрю сурпанẽ.

На спину прикрепляли Ģулăк, представляющей собой сложенный в треугольник небольшой вышитый платок белого цвета с шелковыми бахромками. Ģулăк прошивался к плечам за два конца, а третий угол за спину.

На голову надевали большую шапку из овчины или меха; около лба на шапке вешали монеты.

На руки жениха надевали большие кожаные рукавицы или перчатки. Помимо того, молодой всегда держал нагайку – саламат.

Всю экипировку с перечисленной атрибутикой жених не снимал ни в доме, ни за столом, на всем протяжение свадьбы. Представление о женихе всегда было неразрывно связано с его зримой обрядовой одеждой.

Коленопреклонение жениха

В основной форме чувашской свадьбы, когда мужская и женская свадьба проводится отдельно, присутствует обряд коленопреклонения жениха перед родителями и стариками рода. Жених, проводитель свадьбы и младший дружка преклоняют колена у стариков. За ними располагаются другие участники свадьбы. Старики дарят жениху, младшему члену рода, определенное количество скота и другое имущество. За жениха речь держит старший дружка.

Следование в дом тестя

Как известно, чуваши невест брали из других родов. И за этим строго следовал. Чаще всего привозили из других деревень.

По дороге, на перекрестках особенно, лошадь останавливалась , бросали кусочки хлеба, сыр, взятые с собой, а также монетки. Существовал архаический обряд «каяр укçи тăрахни» — обряд задабривания духов принесением денег.

У ворот тестя

Лошадь, подъезжая к дому тестя, подавал знаки, в частности шумовые, чтобы не застать невестину родню врасплох.

Удар нагайкой по воротам и стрельцы из ружья при въезде во двор предполагали отпугивание нежелательных духов с пути. Естественно, при этом напуганные лошади срывались, и жених должен был показать свое проворство.

Невестина баня

Устраивалась она утром венчального дня, т.е. на другой день после бани, затопленной для мытья. Невеста надевала в бане на потное тело рубашку и штаны, приготовленные в подарок будущему мужу. Рубаху эту затем завязывали в дары, а жених ее на следующий день после свадебной ночи, отправляясь в гости к теще. Парили невесту в 2-3 веника сразу, при этом в такт приговаривали частушки. Невесту не спускали с полки до тех пор, пока она не назовет имени жениха. Чем больше молчала, тем больше рос ее авторитет перед подругами. Затем трижды обливали ключевой водой, принесенной из трех мест, чтобы смыть всю девичью шалость, а также оградить невесту от нечистой силы.

Одевание невесты

Весь процесс одевания заканчивался до приезда лошади с будущем мужем: снятие девичьего головного убора с заостренным верхом, обшитого бусами и серебряными монетами – тухъя; целование тухъи по кругу в знак прощания девичеством; завязывание женской головной повязки в форме узкого полотенца с вышитыми концами – сурпана; одевание вместо тухъи женского головного убора – хушпу, также монетами и бусами – все это происходило в кругу родных девушки. По традиции и церемонии одевание и причесывание невесты допускалась невестка девушки.

При накидывании покрывала молодая при раза скидывала его, но ее все равно покрывали. После этого она под покрывалом начинала причитывать, вначале с помощью невестки.

Паршав

Девушка со своими подругами к началу свадьбы в доме отца находится вне дома: в клети или чулане. Жених и младший дружка со старшим дружкой направляются в этот в этот чулан вытаскивать стул из-под невесты. Девушки пытаются остановить их, мешают открывать дверь. Начинается песня – диалы на предмет выкупа. Получив деньги, девушки открывают дверь. После вытаскивания стула (обряд называется паршав) жених и невеста, обменявшись кружками, пьют вино.

Невеста, как взрослая девушка, в доме представляла рабочую силу. Уход ее был нежелателен для отца. Жених, претендующий на руки взрослой девушки. Должен был в какой – то форме возместить ущерб. В связи с этим возникли разнообразные обрядовые действия. Например, жених пытается заглянуть под покрывало невесты, но подруга молодой обнимает голову девушки и препятствует этому. Молодой откупается деньгами или кольцами. В обряде под названием «платок шурина» будущий шурин садится на сундук с приданным невесты, привезенный в дом жениха, и не сходит с него. Только по получении от зятя на шею, т.е. платы за сундук, он уходит.

Коленопреклонение невесты

Покидая родной дом, невеста совершала обряд коленопреклонения родителям и родне. При этом она причитала, просила благословения.

Приданое невесты

Как правило, основал часть приданого находится в клети. Поэтому девушки, сопровождающие невесту, преграждают вход туда. Жених откупается, дав девушкам мелкие деньги. Кроме того, невеста раздает небольшие подарки, находящиеся в доме участников свадьбы, в том числе и детям. Особое значение имеют наволочки для подушек, входящие в принадлежность приданого невесты. Наволочку надевали в момент угощения жениха в доме невесты и подкладывали на стул, на который садился жених. Основным элементом узора наволочки являются ромбы, а вписанные в эти ромбы розетки напоминают собой нагрудную нашивку рубахи — кĕскĕ. Другое название кĕскĕ – чĕчĕ карти, т.е. «ограда грудей». Узор является отличительным признаком рубахи замужней женщины. Жених, садящийся на наволочку невесты, и узор кĕскĕ на ней создают контекст, не требующий особых комментариев.

Следование в дом свекра

Невесту чуваши выносили обычно на руках или выводили просто под руку. Это делал хăйматлăх «приглашенный родственник, посаженый отец». У крыльца невесту и жениха встречала сидящая верхом женщина. Невесту сажали верхом на седло; все главные лица свадьбы также садились на лошадей. Чуваши также пользовались кибиткой, запряженный парою лошадей и телегой.

Невестина кибитка закрывалась холстом; если невеста была верхом, то сидела под покрывалом и по ходу кланялась в разные стороны, а ее лошадь вел хăйматлăх за особый повод, сделанный из полотенца. В особые случаях невеста не видела дороги перед собой.

Почти вся деревня сопровождала лошадь до ворот на околице. При въезде из деревни молодой муж три раза ударял молодую нагайкой. Затем выезжали на засеянное хлебное поле. Там или же на перекрестке по дороге совершали обряд умилостивления злого духа – хаяр пăрахни.

У ворот свекра

На встречу прибывшей лошади к воротам выносится сырое яйцо и передается жениху. Молодой крутит яйцо по ходу солнца над головой невесты и бросает в сторону востока.

Стремясь отпугнуть злых духов во дворе, три раза стреляли из ружья, а при входе в ворота, желая молодым блага, обсыпали мукой.

Во дворе

Лошадь, на которой привезли невесту, останавливают лицом к востоку. На повозку поднимается одна девочка и, приподняв ногу невесты, подглядывает. Это называется йăран тăпăлтарни.

Невесту с повозки спускали на постланный войлок. При этом она правой ногой наступала на серебряную монету, брошенную на войлок, и брала ее себе.

Во дворе проводится обряд, называемый таянчăк тыттарни, что означает «вручение подпоры». К телеге подводят лошадь. Во время подведения лошади невеста и жених стоят в обнимку или жених сам подводит из конюшни лошадь, надев узду, но повод лошади неизменно берется через полу халата, притом правую. В таком виде он три раза передает повод невесте. Невеста принимает повод также через правую полу кафтана, и молодые вместе с лошадью делают три круга по ходу солнца, каждый раз падая вниз в сторону востока. Скотина, подведенная к повозке, в дальнейшем принадлежит молодой хозяйке.

Внесение невесты в дом свекра

В дом свекра молодую, закрытую покрывалом, вносили на руках. Невесту снимал с телеги и нес в дом жених в сопровождении свата и гостей. Такая форма входа невесты в дом объясняется запретом в первый раз ступать на голую землю: действие рассчитано за закрепление прав молодой в новом доме; следов, что она пришла в дом из вне,- нет; будут только следы, выходящие из дома во двор

Поклонение духам дома свекра

Войдя в дом, молодая клала на печку головную повязку в виде вышитого полотенца — сурпан, головное украшение в форме ленты — масмак и семь копеек денег. Сажали ее в угол напротив печи, а жениха отводили в клеть. Смысл расположения невесты и принесению ею подарков раскрывается через семантику печки в обрядовой жизни чувашей. На печке живет хĕртсурт – дух – покровитель дома – очага. От расположения хĕртсурта зависела дальнейшая жизнь. Примет новую женщину в дом – значит, все будет идти нормальным руслом, в противном случае перед семьей возникали большие опасности, вплоть до разорения и развода.

Обмен кольцами

Во время нахождения за столом жених идет под покрывало невесты, и они меняются кольцами, целуются. Обмен кольцами есть выражение преданности и верности. Например, по мнению одних, «жених надевал на палец невесте железное кольцо, чтобы приковать ее к себе, как рабыню приковывали железной цепью».

Пуç сырни

Пуç сырни – обрядовое одевание женского головного убора, главными элементами которого являются сурпан и хушпу. Во время обряда молодых угощают сливочным маслом и хлебом, чтобы жених и невеста жили, душа в душу. В основе пуç сырни лежит убирание волос, чтобы их не было видно – в этом было главное внешнее отличие замужней женщины от незамужней. «Чуваши считали, что замужняя женщина, выйдя без головного полотенца, навлекает несчастье.

Инке салли

К началу данного обряда участники свадьбы разбиваются на две части: мужская свадьба рассаживается за столом, поставленным у двери, а родные со стороны невесты усаживаются за стол в переднем углу у печки. По этому случаю варят суп – салма яшки, основным компонентом его являются три большие салмы, сваренные в молоке из пшеничной муки. Суп готовят девушки. Блюдо имеет и другое название — касмăк яшки, не поддающееся точному переводу.

Молодых ставят рядом спинами к печи или сажают за стол. В обоих случаях накрывают войлоком. Тут начинает плясать в кругу один подросток. В одной он держит небольшие трех рожковые вилы, а в другой платок. За стол сажают старика, известного своим острословием. Мальчик делает круг и подходит к старику. Старик накалывает на конец вил одну салму и учит мальчика говорить непристойные слова. Мальчик подходит к молодой и говорит, несколько переиначивая подсказку старика. Таким образом, подросток три раза подходит к невесте с салмой на вилах и тычет ей в губы. Мальчик после третьего раза черпает ложкой бульон из чашки и плещет на молодых.

Салму подносили молодым для того, чтобы молодые и хлеб, и соль ели вместе, жили в согласии. В свою очередь, обливание супом молодых выражает их совместную еду, в результате которой возникают родственные отношения.

Снятое с помощью деревянных вил покрывало невесты и салма прятались мальчиком в сусеке. Ветка или деревянные вилы и

Мели свой смысл. Спрятанное покрывало невеста должна найти сама, если не найдет, то должна выкупить у спрятавшего его подростка за кольцо. Высвобожденной из-под покрывала невесте подавали кружку пива, чтобы та угощала участников свадьбы, а сноха жениха выбегала в клеть стелить постель молодым. После снятия покрывала невеста считалась замужней.

Подарки невесты

Помимо подарков, которые жених использует при одевании, невеста готовит специальные подарки родне мужа. Вручает она их после обрядового снятия покрывала. Подарки невесты представляли собой собственноручно вышитые полотенца, покрывала, рубашки и платки. Также дарила отрезы из цельного куска холста. Жениху подносила рубашку: дружка подносил невесте ковш пива, с отпущенным туда женихом медными деньгами в обмен она надевала на жениха рубашку при всех. При этом молодые до трех раз менялись платочками, прикрепленными к их рукам.

Брачная ночь

В клеть, куда закрывают молодых, невеста входит в шапке жениха.

Туда же вносят еду и питье, где и происходит кормление молодых отдельно от участников свадьбы. Специально начинают домашний сырок с мамеком молодым на хорошие супружеские отношения в первую ночь: «Пусть будет крепок, как сырок».

В клетне участники свадьбы, пришедшие проводить молодых, пляшут тремя парами. Затем жениха сажают на брачную постель особого убранства, завершением которой является наволочка, украшенная узором кĕскĕ. Невесте велят раздевать жениха при людях. Она снимает с молодого, сидящего на постели, халат, сапоги и пояс.

Обыкновенно, в одном из сапог бывает серебряная монета, выпадающая при разувании. Невеста должна угадать, в каком из сапог находится монета. Выпавшее серебро молодая берет себе. В качестве нижнего белья молодой надевал на себя в ту ночь невестины дары: ту самую рубаху и штаны, которая она имела на себе в бане.

Оставив молодых одних, люди уходят. Во время нахождения в клети, особенно при уходе, участники данного свадебного обряда бросают в адрес новобрачных слова, в том числе: «Ложитесь вдвоем, вставайте втроем». Дверь в клеть закрывается.

Невеста раздевалась после, когда оставалась наедине с женихом.

Во время нахождения в клети молодых старший дружка три раза стучался в дверь и спрашивал: «Все ли?». На третий раз он шел вместе с братом и снохой жениха. Тогда молодые вставали и открывали дверь, после чего их одевали и вели умываться.

Возвращающихся из клети в дом молодых утром спрашивали: «Сделали дело?». На что они отвечали: «Сделали».

После брачного ложа молодых обсыпали мукой в знак пожелания доброй, изобильной и богатой жизни.

Девичья честь

Целомудрие девушки у чувашей приравнивалось к благополучию в жизни вообще. Девушки, не соблюдающие общепринятых традиций, осмеивались на глазах.

Существовал ряд обрядов, направленных на указание намеков на девственность или не девственность невесты. Хотя вопрос этот весьма щепетильный, публику необходимо было поставить в известность о том, что произошло в брачную ночь между молодыми. Делалось это через символы и знаки. Не сохранившая до замужества целомудрие девушка у чувашей подвергалась принародному наказанию во время поднесения пива старейшине из лошади невесты. У этого ковша на дне делали дырочку, поэтому подносили, зажав ее пальцами. «Но как скоро гость возьмет стакан в свои руки, то напиток начинает из дырочки течь, тем самым производит в гостях великий смех, а для невесты стыд. Если молодые пили и целовались, то дружка подшучивал: «Но значит, все благополучно, а мы уже думали, не врозь ли вы спали. Чего доброго, люди молодые, глупые, пожалуй, и не догадываются, что надо что-то делать».

Молодая три раза обходила и целовала участников свадьбы. Она подносила мужу стакан вина и кланялась. Муж, если молодая до брака была невинной, подносил тестю на подносе ее ночную рубашку со всеми признаками первой ночи, чем особенно гордились родители молодой. В противном случае муж надевал на шею хомут. В случае благополучной ночи молодой муж выпивал вино и с размаху разбивал стакан об пол в знак разбитой им самим девственности молодой.

Шыв çулĕ

После обрядов «Брачная ночь» и «Девичья честь» молодая становилась çене сын, т.е новым членом семьи. Утром она должна была сходить за водой. Она ходила за водой к реке или ближайшему ключу. В составе сопровождающих ее были одна женщина, маленькая девочка, молодежь, девушки. Обыкновенно она несла ведро на коромысле.

У воды маленькая девочка или сопровождающая женщина два или три раза черпали воду, каждый раз çенĕ çын нарочно ее проливала, затем молодая давала колечко маленькой девочке и черпала воду.

По дороге молодежь не давала спокойно идти, все время норовила пролить воду. Если молодая не успеет приветствовать их, те могут пролить. Молодую у ворот встречал муж, которому она делала поклон.

Дома она эту воду подносила всем присутствующим. Те клали ей в чашку денег. Подношение воды показывает, что она породнилась с новыми людьми.

Такой обряд называли шыв çулĕ пуçлани «прокладывание дороги к воде».

Ģен çын салми

На принесенной воде молодая жена варит çен çын салми «салму нового человека». Все рассаживаются за стол. Затем люди, сидящие за столом молятся молятся тура; в это время старший дружка стоит рядом с молодыми. После моления муж и жена три раза берут салму, не касаясь ложкой края чашки. За ними начинают другие, предварительно кладут деньги на чайные чашки. Поев çен çын салми, участники свадьбы расходятся.

Основной целью обряда çен çын салми все же является разжиганием огня молодой. Сен сын после свадьбы каждый день просыпается раньше всех и возобновляет огонь в очаге. Таким обрядом берет в свои руки право и обязанность следить за домашним очагом. При этом она не должна показываться неприкрытым телом, как у очага, так и перед свекром и свекровью. Этим подтверждается особое почитание огня и его чистоты. Так же запрещается плевать на огонь, тушить его грязной водой и даже сориться у очага. Чуваши брызгают ложкой самогонопервача в горящий очаг. Этим они проверяют не только крепость вина, но, прежде всего, отдают дань духам огня, а также предкам этого дома.

Развод

Среди чувашей разводы были очень редки. Разводы вообще не одобрялись чувашским этикетом, и понималось как явление безнравственное. Традиционная форма развода заключалась в разрезании женской головной повязки — сурпан, после чего жена уходила от мужа и оба становились свободными.

II СВАДЬБА НАШИХ ВРЕМЕН

        Встречают хлебом-солью родители, в доме которых играется свадьба. На длинное красивое полотенце кладут круглую буханку черного хлеба хорошо укрепленной в середине солонкой. Приветственную речь говорит теща или свекровь.

        «Поздравляем вас с законным браком, желаем счастья, здоровья, долгой супружеской жизни. Милости просим в наш дом — в ваш дом. Хлеб-соль отведайте, а мы посмотрим, кто в доме хозяином будет».

        Молодые отщипывают или откусывают хлеб, макают его в соль и едят. Считают: кто больше откусил — тот и хозяин. Еще раз их поздравляют и целуют. Этот обряд символизирует истинное и чистосердечное согласие и является знаком того, что молодые будут с тех пор как бы крохами одного хлеба.

Кидают вслед новобрачным пшено, зерна, конфеты, хмель, монеты как символ зажиточной жизни.

Бросаем под ноги зерно, пусть счастьем прорастет оно.

Бросаем под ноги медь, чтоб никогда не болеть.

Бросаем под ноги монеты медные, чтоб не быть вам бедными.

Бросаем лепестки роз, чтоб не знать вам ни горя, ни слез.

 Проблему «выкупа» решают свидетель со свидетельницей. Однако жених сам может участвовать в проведении этого обряда. «Выкупают» невесту обычно цветами, конфетами. Можно последовать обычаю, принятому ранее в некоторых областях, и «выкупать» невесту деньгами. Раньше, если предложенный выкуп не устраивал подруг невесты, то они выставляли «мнимую невесту», укрытую под шалью или покрывалом. Нередко случалось, что жених обнаруживал под покрывалом мужчину. «Выкупив» невесту, жених преподносит ей свадебный букет. Родители обязательно спрашивают жениха: «Твоя ли невеста, не подменили?» — а в подтверждение того, что жених узнал свою невесту, он ее целует. Затем гости рассаживаются по машинам для поездки в ЗАГС.

      В ЗАГСе сложился и прочно утвердился определенный церемониал  регистрации брака. Все элементы ритуала следуют один за другим в строгой логической последовательности, придавая обряду особую торжественность. Процедура занимает от 6 до 30 минут в зависимости от набора услуг. После окончания регистрации организуется фотографирование молодоженов вместе с гостями, объявляется, где и в какое время гостей ждут на праздничное застолье.
       Хорошо было бы жениху вспомнить о старом обычае городских свадеб — послать невесте утром в день свадьбы «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).
       Даже если в шкатулке окажутся только «другие дары», можно рассчитывать на успех мероприятия. И если невеста всё же прослезится по обычаю, то пусть это случится от радости. По старинному поверью, если невеста хочет быть счастливой в замужестве, то должна на свадьбе много плакать.
       Раньше в день венчания мать передавала дочери талисман, который был у невесты в момент бракосочетания. Это были ладанки, привески, перстни с печаткой и пр., которые становились семейной реликвией и передавались из поколения в поколение. В настоящее время таким талисманом может быть перстень с камнем, печаткой или же другое ювелирное украшение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с изучением данной работы мы пришли к выводу, что есть существенные различия между свадьбами древних времен и современного общества, например:

1) раньше знакомство и сватовство жениха и невесты происходило только весной;

2) существенные различия в одежде невесты и жениха, по сравнению с современностью;

3) в наши дни отсутствует баня невесты;

4) раньше к приезду жениха в дом невесты встречали с сырым яйцом, а сейчас — с хлебом – солью;

5) в древности жениха и невесту закрывали в клеть.

Изучив традиции и обряды свадьбы, мы выполнили поставленную цель и решили следующие задачи:

  • проведено тестирование среди учеников 5, 8, 9 и 11 классов;

  • посещена чувашская свадьба;

Наши исследования были проведены в МОУ «Гимназии №5» среди учеников 5,8,9 и 11 классов и составили они 118 человек. Тест — Приложение №2.

Для начала мы узнали: сколько процентов опрошенных составляют чуваши; что они подразумевают под словом «свадьба»; собираются ли они регистрировать свой брак; в каком возрасте собираются заключить брак; были ли они на свадьбе, проведенной по чувашским обрядам и обычаям; знают ли традиции чувашской свадьбы; хотели бы они провести свадьбу по чувашским традициям; нужно ли сохранять чувашские обычаи и обряды; знают ли они, что такое «плач невесты» и в конце узнали, хранятся ли в семьях вещи, которые подарены на свадьбу и передаются из поколения в поколение. Получены следующие результаты: приложение №3, приложение №4.

Кроме того, мы сравнили старинную свадьбу с современной свадьбой. Изучили, какие обряды и обычаи сохранились, утратились, изменились. Результат – приложение №1.

Также моя исследовательская работа может использоваться при изучении материалов в старших классах и темой внеклассного разговора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бажайкин Н.С. Новые обряды и праздники// Чувашия. — Чувашское книжное издательство. — 1977. – с.40.

  2. Бусыгин Е.П. Русское население Чувашской АССР// Чувашия. – Чувашское книжное издательство. – 1960. – с.144.

  3. Гуров Ю.С. Новые Советские традиции, праздники и обряды// Чувашия. – Чувашское книжное издательство. – 1990. – с.47.

  4. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор// Чувашия. – Чувашское книжное издательство. – 1965. – с.21.

  5. Интернет: все для свадьбы — http://www.all4wedding.com/articles_202.htm.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Сравнение свадеб в старину и в настоящее время

сохранилось

утратилось

изменилось

Знакомство

+

Умыкание

+

Сватовство

+

Туй мунчи

+

Одевание жениха

+

Коленопреклонение

+

Следование в дом тестя

+

У ворот тестя

+

Невестина баня

+

Одевание невесты

+

Паршав

+

Приданое невесты

+

Следование в дом свекра

+

У ворот свекра

+

Во дворе

+

Внесение невесты в дом свекра

+

Поклонение духам дома свекра

+

Обмен кольцами

+

Пуç сырни

+

Инке салми

+

Подарки невесты

+

Брачная ночь

+

Девичья честь

+

Шыв çулĕ

+

Ģен çын салми

+

Развод

+

Приложение №2

Тест, проводимый среди 5,8,9 и 11 классов

  1. Какой Вы национальности?

  2. Что такое свадьба для Вас?

  3. Собираетесь ли Вы зарегистрировать свой брак?

А) да

Б) нет

  1. Во сколько лет Вы планируете выйти замуж (жениться)?

  2. Какой национальности будет Ваш (а) избранник (ца)?

  3. Планируете выйти замуж (жениться):

А) по любви

Б) по расчету

В) по настоянию родителей

  1. Будете ли Вы справлять свадьбу?

А) да

Б) нет

  1. Были ли вы на чувашской свадьбе? Понравилось ли Вам?

  2. Знаете ли Вы традиции чувашской свадьбы?

А) да

Б) нет

  1. Хотели бы Вы провести свадьбу с чувашскими традициями и обрядами?

А) да

Б) нет

  1. Нужно ли сохранять чувашские обычаи и обряды?

А ) да

Б) нет

  1. Какие семьи крепче: сейчас или раньше? Почему?

  2. Что такое «плач невесты» для Вас?

  3. Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции?

15. Есть ли в вашей семье вещи, которые дарятся на свадьбу и в будущем передаются по наследству?

А) да

Б) нет

16. Какие отношения должны быть между супругами?

(2-3 предложения)

сватовство и подготовка к свадьбе. — МегаЛекции

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода…

Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: тěтěм ан сивěнтěр — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище.

Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п. Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.



Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома.

Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.

Подготовка к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю çимěк.Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы — туй пуçě. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни (кěрÿ çÿмěсем, туй ачисем, нукерсем). Среди них выбирали мăн кěрÿ, кěçěн кěрÿ уртмахçă, который носил с собой через плечо большую кожаную сумку для гостинцев.Невесту сопровождали ее подруги —хěр çумěсем и неженатые парни-родственники (пуса каччисем).

Обязательно приглашали посаженых родителей — хăйматлăх и его жену, а также несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.

В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный сăхман, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало — пěркенчек. Во время одевания невеста пела песни-причитания.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, барабанов и шăпăра с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней. Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни.Начало свадьбы в доме жениха. В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, нарядный сăхман (шупăр), высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку.Свадьба в доме невесты

Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику давали монету. Во дворе три раза объезжали вокруг дома или вокруг специально устроенного места (шилěк). Вперед выступал мăн кěрÿ и произносил длинную своеобразную песню-речь «Мăн кěрÿ такмакě (Саламалик)». После такого приветствия гостей приглашали в дом (или в шилěк). Совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, шÿрпе, печениями, сыром, шăрттаном и т.д. Самые уважаемые старцы обычно сидели в доме за отдельным столом.

В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали. Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач — хер йěрри, хÿх.Свадьба в доме жениха

У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом. В любом случае на земле не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты.

В доме проводили обряд инке салми. Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками.

После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами.

Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалЭто считалось большим грехом.

Многие исследователи отмечали особую порядочность чувашских девушек. Да и среди парней не поощрялась распущенность. В чувашском языке «выйти замуж» переводится не как «арçынна каяс», а как «качча каяс», где каччă — парень.

Легкое поведение и потеря девичьей чести сильно осуждается общественным мнением чувашей, хотя чуваши не допускают такие грубые формы осмеяния девушек, как обливание ворот дегтем.

Обязательным свадебным обрядом был пуç сырни — одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой — шыв çулě, который также мог проводиться по-разному. В это время невеста уже называлась çěнě çын (новый человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками (çěнě çын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тавăрна (возвращение).

Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.

Когда случится проезжать мимо той деревни, в которой свадьба, то слышно верст за пять или за шесть, в особенности по утренней заре, подумаешь, что идет какая-нибудь рать неприятельская.

4. Чувашская народная свадьба: свадебные обряды в доме жениха и невесты.

Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей. Знакомства и выбор невесты и жениха. По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе. Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д. Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома. Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста. Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания родители юноши посылали сватов( родственников или близких знакомых). Они с гостинцами и кнутом приходили в дом невесты и вели себя не так, как обычно, например, проходили и садились на середину избы, заводили разговор о покупке: «У вас, говорят, на продажу ярочка есть?» Родители девушки уже понимают, зачем пришли странные гости, и поддерживают разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить об этом их дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всем удалось договориться, оставляли в доме кнут. Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом. В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами. Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха. Запевала и коновод среди молодых поезжан, он вел переговоры со свитой невесты. чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней. Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни. Невесту сопровождали ее подруги и неженатые парни-родственники. Обязательно приглашали посаженых родителей. в доме невесты: К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи. В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало. Во время одевания невеста пела песни-причитания. Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь. Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней. Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни. В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку. Рассказывают родителям о желании ехать в другую деревню за невестой, просит у них на это позволение. После чего отец и мать разрешают им это и пьют по ковшу пива и угощают их. Потом жених со своим сопровождением троекратно объезжают дом и, выпалив три раза из ружья, отъезжают. По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни. У каждого родственника они угощались, пели, плясали, получали гостинцы. Возможно, во время этих посещений торжественно приглашали на свадьбу (на самом деле вся деревня уже давно знала и с радостью ожидала эту свадьбу). Возвратившись домой, жених и его свита просили у родителей благословления ехать за невестой. Обычно отправлялись вечером. Вместе с женихом ехал шумный, веселый, музыкальный и нарядный свадебный поезд — нескольких десятков подвод и множество всадников, всего несколько сот человек. Около ворот деревни или на перекрестке дорог совершали моления, оставляли кусочки пищи и монеты. Приехав в дом невесты, совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, печениями, сыром, и т.д. В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач. Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь, седло сделано из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с приданым невесты. При выезде за околицу жених три раза ударял невесту. Этим он как бы прогонял злых духов, которые могли перейти в их деревню. У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом. В любом случае на земле не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты. В доме проводили обряд инке салми. Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками. После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами. Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалось большим грехом. Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д. Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой, который также мог проводиться по-разному. чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.

У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2) свадьба «уходом» (хер тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия (хер варлани).

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Tем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Hевеста начинала плач с причитаниями (хер йерри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман керў) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Hачиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. Hа другой день поезд жениха отъезжал. Hевесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората — младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

Брак заключался двумя способами: умыканием невесты и свадьбой туй. Первый применяли при отсутствии возможности жениха заплатить выкуп за невесту. Свадьбе предшествовала помолвка, на которой договаривались о размерах выкупа и приданого, сроках свадьбы. свадьба начиналась по прошествии 2-3 недель после помолвки и длилась от 3 до 7 дней. До настоящего времени сохранились региональные различия в отправлении свадебного обряда: в наборе действующих лиц, музыкальном сопровождении и другие. Различают 3 основных типа свадьбы по трем этнографическим группам чувашей, живущих в пределах Чувашской Республики.

Чувашская свадьба — очень яркое и интересное зрелище, театрализованное представление, в котором участвуют определенный набор действующих лиц: хайматлах — посаженный отец, ман-керю — старший зять, кесен керю — младший зять, хер-сюм — подруги невесты, туй-пусь — руководители свадьбы и т. д., каждый из которых выполняет в ходе свадьбы предписанные ему обязанности. Свадьба начиналась во второй половине дня, под вечер, и продолжалась в течении нескольких последующих дней. Заключение брака было связано с введением в дом, семью нового члена — невестки, снохи, поэтому на этот момент обращалось особое внимание. Невеста должна была сходить в сопровождении родственников жениха за водой к роднику и тем самым как бы почтить духа воды, в знак уважения раздавала новым родственникам подарки.

Переход в положение замужней женщины был зафиксирован в обряде надевания женского головного убора хушпу.

Чувашская свадьба, в отличие от русской, проводилась летом, в конце июня — начале июля, до начала страды. Вероятно, поэтому у верховых чувашей до сегодняшнего дня сохранился обычай украшать место предполагаемого празднества ветками липы или рябины.

В современной чувашской свадьбе многие традиционные черты утеряны и заменены элементами русской свадебной обрядности. Особенно заметно проявлялось это влияние на свадьбе чувашей, проживающих вне Чувашской Республики.

Свадебные обряды Чувашей — Сватовство — Традиции — Свадьба в Канаше — Первый Свадебный портал Канаша об организации и проведении свадеб в Канаше и Канашском районе

Сватовство. Традиционное время для сватовства у чувашей — весна. С пробуждением природы особенно много молодежных увеселений. В масленицу в деревнях посылали сватов к повзрослевшим девушкам.
Согласно свадебным песням, выбор невесты зависит от того, куда попадет стрела, выпущенная женихом. На свадьбе бугульминских чувашей, например, пели:

Стрельнул из лука ввысь,
Не зная, куда упадет стрела;
Оказывается, упала в деревню Уртюк,
Просил-просил — не вернула.
Сказала, что сама придет

В песне чувашей Хвалынского уезда Саратовской губернии, исполняемой в момент объединения мужского и женского поездов, также получали отражение детали, возможно, когда-то реально проводимого обряда стрельбы из лука перед сватовством:

Стрельнул из лука ввысь,
Стрела устремилась в эту сторону,
Пришли в поисках стрелы.

Свати приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве: 5, 7, 9, 11 человек. Ибо, пока еще ни жених, ниневестане составляют пары. Цель сватов — уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратить в чет. Принесение гостинцев в нечетном количестве подчинено той же цели. Лишь йавача «поджаренные небольшие Шарики из пресного теста» приносятся в большом количестве без счета, что символизирует пожелание иметь много детей. Также хозяева соблюдают правила нечетности при сватовстве. Таджики, например, подают выпечку в девять стопок на подносе. На стол ставят также большие лепешки нон и пирожки с мясом по девять штук в каждой кучке.

Функция платочка во взаимоотношениях молодых затронута в связи со знакомством. Платочек носовой, платок головной, небольшие покрывальца присутствовали и во время сватовства. Преподнося жениху ковш с пивом в доме невесты, чуваши покрывали сосуд платочком сара тутри.
У русских Ветлужского края сваха украдкой от родителей выпрашивала у невесты задаток в виде платка или пояса, которые гордо несла к жениху. Достойным женихам, девушки Валдайского у. сами предлагали подобные задатки. Платки или полотенца невеста могла дать при родителях свату.
Кеты обвязывали платком котел. У них же жених бросал невесте платок, и если она не возвращала — предложение считалось принятым. Платки-символы и другие замещающие их предметы являлись подарками от души; знак чистоты, верности и душевности выражался в цветовой символике.
У татар, которые дарили жениху белый платок, белое полотенце, белую скатерть и белый кисет, обряд дарения назывался аклашыу (от слова ак — белый). Анализ материалов показывает, что не всегда четко прослеживается правило: кто кому дарит. Главное — что дарится. Любовная символика передается и через дарение кольца или браслета. Платок, часы, кольцо, полотенце часто обнаруживают взаимозаменяемость. В Новгородском уезде, к примеру, после осмотра дома жениха давалась в задаток какая-нибудь ценная вещь невесты — часы, браслеты, пальто, хорошее платье.

Важно — дарение предмета происходит в определенной ситуации с определенным смыслом, дарение означает согласие сторон на брак.
Сват у чувашей, войдя в дом, сразу же проходил и садился под матицу, что не было принято в обычных случаях.
У русских сваты садились на лавку вдоль половиц и, расставив ноги, захватывали не менее двух половиц; для этого они надевали сапоги от разных пар. Такое расположение сразу же давало знать — в дом явился сват. Сват вытворял и другие «странности» в доме невесты: клал шапку на воронец (в Архангельской губ.), выгребал угли из печи (в Болгарии), брякал печной заслонкой (Вологодская обл.) и т.д.
У татар сват, чтобы дело ладилось, развязывал завязки наволочки. В знак согласия у чувашей сват и отец девушки менялись шапками. Согласный с предложением свата отец невесты у русских наполнял бутылку рожью. Свату таджиков отламывал кусочек из середины поднесенной лепешки, давая тем самым понять цель посещения. Все моменты поведения во время сватовства должны быть, естественно, известны участникам обряда. Знаки могла подавать и сама невеста . Кетская девушка, например, не убирала вытянутую ногу, через которую переступал юноша.
Кеты же проводили обряд с котлом. В стоящий около двери котел женихова сторона бросала подарки, если невестина сторона согласна, то подарки оставались в котле, если нет — то котел опрокидывали, не вынимая вещей.

Формы согласия и отказа были, конечно, разные. В Олонецкой губернии русские сватам в знак отказа выливали в сани чашку квасной гущи, и это называлось «с гущей возвратились».
Обрядовым молениям духам, принадлежащим семье невесты, придается важное значение.
Сват у чувашей, войдя в дом, прежде всего должен произнести молитву, обращаясь к тура. Чужой человек в доме, если он пришел с добрыми помыслами, должен вызвать расположение к себе духов, соблюдать этикет. То же значение просматривается в коленопреклонении свата перед отцом невесты.

В своей хитроумной речи сват избегал прямого называния персонажей, особенно это касалось жениха и невесты. Вот типичный диалог между сватом и отцом невесты в начале сватовства.
Сват: — Я слышал, что у вас есть телка двухгодовалая на продажу.
Отец девушки, не смекнув или притворившись, говорит:
— Ведь о продаже скота мы ни с кем не говорили.
Сват: — Может, ваша дочь знает?
Тут и раскрывается цель прихода гостя.

Слово-символ несет на себе основную нагрузку в разговоре свата в доме невесты у многих народов. У русских: «Есть унас барашек бегун, а ищем мы ему ярочку»; Есть у нас соболь красный, а еще нужно ему куницу — красную девицу».
В условном языке остяцкого свата невеста — красиворогий, дикий олень (если сватовство происходит зимой), дорогая большая рыба (если летом). Сват говорит, что след оленя ведет в этот дом, а дорогую рыбу он хочет купить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *