Сватовство у армян – АРМЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДОВ СВАТОВСТВА, ОБРУЧЕНИЯ, СВАДЬБЫ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ АРМЯН

сговор, обручение и выкуп — Армянский музей Москвы и культуры наций

В традиционной культуре армян инициатива в выборе невесты для сына, как правило, принадлежала матери юноши. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем и со своими родственниками, прежде всего с родным братом. Затем они все вместе старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте, а также о ее семье. Внимание обращалось на скромность, трудолюбие и здоровье будущей невестки. А вот внешности не придавалось особого значения. «Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была», — гласит известная поговорка. Родители жениха внимательно присматривались и к характеру родителей девушки, особенно матери, ведь, как говорится: «Беря в жены дочь, посмотри на ее мать».

Выбрав невесту, родители юноши обращались к одной из своих родственниц, знавшей семью девушки, с просьбой быть посредницей в переговорах с матерью их избранницы и уговорить ее получить согласие отца на замужество дочери. Чтобы обеспечить успех переговоров, родители юноши во время визита посредницы в дом девушки вешали на столб своего дома расческу или шереп, то есть половник. Узнав о намерении родителей жениха, мать девушки, как и мать юноши, в первую очередь советовалась со своим родным братом.

Проходит несколько дней. Наступает момент основного сватовства. В дом родителей девушки отправлялись сваты из числа близких родственников-мужчин по отцовской линии, с которыми шла посредница, а иногда и мать жениха. О приходе сватов родителей девушки, как правило, оповещали заранее. После обычных приветствий сваты в иносказательной форме сообщали о цели своего прихода: «Мы пришли взять из вашего дома горсть золы, чтобы смешать ее с золой нашего очага; пришли, чтобы от вашего светильника зажечь наш светильник; пришли, чтобы ваш камень заложить в нашу стену».

Даже если родители девушки были согласны выдать дочь замуж, этикет не позволял им принять предложение сразу. Обычно они отвечали, что им надо подумать, посоветоваться с родственниками, тем самым стараясь повысить «цену» невесты. Поэтому сваты приходили во второй, а иногда и в третий раз. Только после того как отец девушки объявлял о своем согласии — оно нередко также выражалось в иносказательной форме, например: «Не будем спорить, платок наброшу на вашу руку» или «Платок пусть будет ваш» — накрывали стол и выпивали по стакану принесенной сватами водки. Ранее сватов не полагалось угощать, поскольку считалось, что «если свату хлеба дать, нужно и дочь отдать».

Сватовство на Кубани, Руси, в Белоруси, у татар, армян, бурят

Создание новой семьи – шаг, требующий тщательной подготовки, обдуманного решения. Прежде чем приступить к подготовке свадебных торжеств, родители жениха и невесты должны были не просто познакомиться друг с другом – они узнавали все то, что имело отношение к будущим родственникам. Такая традиция издавна соблюдалась почти всеми народами, даже сочень большими культурными различиями.

Русские обычаи – современные и древние

Русские обычаи сватовства постепенно уходят в прошлое, но основы их хранят и соблюдают и сегодня. Чтобы будущая семья была крепкой и счастливой, нужно:

фото 1

  • правильно выбрать время сватовства;
  • продумать подробный сценарий, в котором должны быть соблюдены традиции и обычаи народа;
  • приготовить все необходимые атрибуты;
  • пригласить людей, которым предстоит выступить в роли сватов;
  • приготовить подарки для невесты и ее родителей.

В старину на Руси свадьбы играли после завершения сельскохозяйственных работ. Только собрав урожай и подготовившись к зиме, можно было праздновать. Однако договаривались о предстоящей свадьбе задолго до наступления осени. Первым делом родители жениха приходили в дом родителей невесты на смотрины. Они расхваливали своего сына и внимательно присматривались к обустройству дома, хозяйству будущих родственников.

Девушка должна была подать угощение и во время застолья продемонстрировать свое умение готовить, смиренно и уважительно подать блюда, убрать со стола, потупив взгляд отвечать на вопросы (если позволит отец).

Это своего рода демонстрация смирения и беспрекословного послушания. Получив согласие родителей невесты, отец и мать жениха назначали дату сватовства, которое проходило по строго установленному сценарию:

фото 2

  1. В роли сватов выступали крестный отец парня и специально приглашенная сваха. Это была женщина, пользующаяся уважением и доверием односельчан.
  2. Сватать можно было утром или днем, но обряд необходимо было провести до наступления сумерек.
  3. Нельзя идти в дом невесты 13-го числа, чтобы не привлекать внимание нечисти.
  4. О свадьбе не говорили напрямик. Начинался разговор со слов: «У вас товар – у нас купец», «У вас уточка, а у нас селезень».
  5. Родители невесты не могли сразу согласиться на предложение сватов. Чаще всего отец девушки отказывал пришедшим к нему в дом, ссылаясь на юный возраст дочери, после чего сват предлагал «смочить горло», так как «сухая ложка рот дерет» и все усаживались за стол.
  6. Выставлять угощение должна была мать невесты. Девушка в это время находилась в соседней комнате, не показываясь гостям.

В процессе разговора родители невесты расхваливали род жениха и скромно говорили о том, что их дочь не пара такому парню.

В ответ на это сваты нахваливали невесту и ее родню, подчеркивая умение вести хозяйство, скромность и целомудренность девушки.

По зову отца будущая невеста покидала свою комнату и выходила к гостям. Она прекрасно знала о чем идет речь и какова цель визита. Говорить о своих чувствах к парню девице не разрешалось, поэтому она показывала свое отношение к происходящему определенными действиями.

фото 3

Девушка брала веник и мела пол. Если движения были направлены к печи, значит, она согласна на вступление в брак, если же пометать девица начинала от печки и двигалась к порогу, сваты понимали, что получили отказ.

Родители невесты не говорили о достоинствах своей дочери, но чтобы продемонстрировать сватам ее умение и таланты, девушке приходилось трижды менять наряды, дополненные собственноручно вышитыми деталями или сшитые своими руками. В конце разговора сваты вместе с женихом выходили из избы, чтобы наедине обсудить достоинства и недостатки невесты. Как только они возвращались к столу, мать невесты подносила парню кружку, наполненную водой или медом.

Выпив все до дна, юноша подтверждал свое решение жениться, если он только пригубит стакан – свадьбы не будет.

На Кубани

Кубанские казаки – народ особенный. Гордые, свободолюбивые, сильные, трудолюбивые мужчины и женщины свято хранят обычаи и традиции своих предков.

фото 4

К созданию новой семьи на Кубани всегда относились с большой ответственностью, и каждый поступок перед свадьбой, каждое действие имело свое значение, свой смысл. В прежние времена, чтобы заявить о своем намерении жениться, юноша бросал через плетень во двор родителей девушки свою шапку.

Ответ давали просто. Если возвращали владельцу, значит, о свадьбе не может быть и речи, но если девушке нравится парень и родители не против их союза, то шапку оставляли у себя. Не получив головной убор обратно, парень обращался к своим родителям с просьбой заслать в дом молодицы сватов.

Сватать отправлялись отец и мать, крестный и сваха (одна из самых уважаемых женщин станицы).

Жених обязательно присутствует на сватовстве и принимает в нем активное участие, а вот девушка остается во время разговора в другой комнате или скромно стоит в уголке, не произнося ни слова.

фото 5

Едва перешагнув порог дома, сваты начинают расхваливать юношу, расписывая его достоинства:

  • храбрость;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим;
  • хозяйственность.

Если родители невесты согласны вести разговор – все усаживаются за празднично накрытый стол.

В противном случае – девушка выносит парню тыкву, как говорят на Кубани, гарбуза. Это значит, что сваты получили отказ и больше разговора на эту тему не будет. Сватовство, как в прежние времена, так и сегодня, должно проходить с шутками, песнями, плясками.

Чем веселее будет проведен обряд, тем счастливее будет жизнь у молодых.

Современное сватовство со стороны жениха отличается от того обряда, который проводили предки:

фото 6

  1. Жених появляется на пороге дома родителей невесты с двумя букетами цветов. Один предназначен для возлюбленной, другой – для ее матери.
  2. Родители жениха не всегда присутствуют при разговоре, но желательно, чтобы именно они представили юношу и рассказали о его достоинствах.
  3. Сваты дарят отцу невесты новую рубашку, как того требует обряд сватовства и старинные традиции.
  4. Следуя старинным обычаям, сваты используют в момент знакомства большое количество шуток, стихов. Поют частушки, рассказывают народные прибаутки. В доме невесты должно царить веселье, все наполняется радостью и предчувствием праздника.
  5. Застолье начинается в тот момент, когда родители соглашаются на разговор.
  6. Девушка в этом действии участия не принимает. Она выходит к гостям лишь после приглашения отца. Современные невесты имеют право сидеть за столом со сватами.
  7. Еще один обычай – обряд рукобития. Если родители жениха и невесты договорились о свадьбе, они решают «ударить по рукам», подтвердить и закрепить свое решение. После этого девушка официально признана невестой.

Сделать сватовство традиционным, но в то же время уникальным поможет написанный заранее сценарий. Конечно, можно обратиться за помощью к профессионалам, но лучше самостоятельно придумать текст, добавив в него шуточные четверостишия, пословицы и поговорки.

В Беларуси

Белорусская свадьба, или вяселле, невозможна без предшествующего сватовства.

фото 7

В старину решение за молодых принимали их родители. Начиналось сватовство или пярыпыты с того, что в доме жениха появлялась скаля.

Это женщина, которая должна была провести предварительную беседу с родственниками девушки, чтобы точно знать, согласна ли невеста и ее родственники на знакомство с молодым человеком и его родителями. Только получив предварительное согласие родителей девушки, парень, его отец и мать, крестные, братья и сестры отправлялись на пярыпыты.

Сватать разрешалось только в четные дни недели. Понедельник, среда, пятница и воскресенье – дни, когда договариваться о предстоящей свадьбе было запрещено.

Сваты шли в дом невесты с дарами:

фото 8

  • каравай;
  • сладости;
  • вино.

Уже на пороге начиналось веселье. Сваты пели, шутили, танцевали. Потом наступала очередь шутливого диалога между матерью парня и родными девушки. На вопрос о том, есть ли в этом доме красавица, отвечали, что нужно посмотреть, поискать и приглашали гостей войти в дом. Здесь в разговор могла вступить и сама молодица.

Ей рассказывали о парне, нахваливая его и немного приукрашивая действительность. Если девушка соглашалась, то накрывали на стол, усаживались все вместе, и за обедом сваты выпивали бутылку водки, которую после опустошения наполняли зерном. Эта бутылка – свидетельство удачного сговора. Современная молодежь старается соблюдать старинные обычаи и традиции.

Обряд сватовства и сегодня проходит в каждой семье задолго до свадьбы. Правда теперь не все ходят к сватам с песнями и плясками, но веселье в доме невесты остается обязательным.

У татар

Соблюдение древних традиций и обрядов, существовавших у предков, – обязательное условие проведения свадьбы у татар. Один из таких обязательных обрядов – сватовство невесты.

фото 9

Проходит оно за 2–3 недели до свадьбы. По татарским законам, прежде чем явиться к родителям невесты с предложением о свадьбе, родители молодого человека наводят справки не только о самой девушке, но и обо всех ее родных и близких.

Убедившись в порядочности и целомудренности избранницы, выясняют, нет ли между семьями кровного родства. Это проявление заботы о здоровье будущих детей. Родители юноши должны получить благословение и разрешение мулы.

Только после этого старший, самый уважаемый представитель рода, может отправиться в дом невесты, где пройдет сватовство, состоящее из нескольких этапов:

фото 10

  1. Смотрины, во время которых невесту показывают сватам, рассказывая о ее трудолюбии, здоровье, умении вести хозяйство.
  2. Рассказ о женихе. Представитель семьи молодого человека говорит о том, насколько силен и умен юноша, каково его благосостояние и способность содержать семью.
  3. Переговоры между родителями молодых.

Последний этап возможен при условии, что два первых прошли успешно. Теперь к сватам присоединяются мать и отец юноши. Во время разговора назначается размер калыма и срок его выплаты. Родственники со стороны невесты дарят представителям жениха сладости, ткани, сладкое вино, а вот приданое, которое будет дано молодой, не обсуждается. Эти этапы сватовства и сегодня существуют и строго соблюдаются.

Татарская свадьба – торжество, наполненное глубоким смыслом. Развод – позор для всей семьи, поэтому к выбору невесты и жениха татары подходят очень серьезно.

У армян

Армянская свадьба празднуется с большим размахом, но торжество это возможно только после удачного сватовства.

фото 11

Решить судьбу жениха и невесты поможет сваха, в роли которой выступает самая старшая и уважаемая женщина из рода молодого человека. В некоторых случаях в дом невесты для разговора с ее родителями отправляется мать юноши.

Она не говорит о свадьбе, просто старается узнать, как старшие относятся к замужеству дочери, каким хотели бы видеть ее мужа, когда планируют выдавать девушку замуж. Если родители молодой красавицы говорят, что ей еще рано думать о замужестве, то разговор плавно переходит в другое русло.

Если отец и мать считают, что девушке уже пора подумать о собственном доме, детях – сваха благодарит за беседу и, спустя несколько дней, в дом невесты отправляются мужчины из числа ближайших родственников жениха.

Сватовство в Армении проходит в два этапа:

фото 12

  1. Первый раз сваты не получают конкретного ответа отца девушки. В противном случае люди могут подумать, что родители стараются побыстрей избавиться от дочери, выдав ее замуж и отправив жить в дом мужа.
  2. Во время второго посещения сватов отец невесты дает свое согласие на свадьбу и договаривается о дате обручения.

На обручении жених дарит невесте ювелирные украшения и сладости или ткани и ковры, делает официальное предложение и надевает на палец красавицы кольцо. Теперь девушка официально признана невестой.

После того, как будут соблюдены все традиции предков, назначается дата свадьбы и начинаются тщательные приготовления к празднику.

У бурят

Свадьбы у бурят планировались в то время, как будущие жених и невеста были еще младенцами. В прежние времена думать о любви было не принято.

фото 13Главная забота родителей – продолжение рода, здоровое потомство, надежная, крепкая, обеспеченная семья у каждого из детей. Несмотря на то что договор заключался практически сразу после рождения девочки, праздновать свадьбу без сватовства, было не принято.

В соответствии с древними традициями и обычаями в качестве сватов в дом невесты отправлялись ближайшие родственники жениха. Среди сватов нет женщин, а мужчины, которые придут в дом родителей невесты, должны иметь крепкую многодетную семью, где все дети живы и здоровы. Это залог того, что и в новой семье будет много крепких здоровых детей.

Количество сватов соответствует священным числам. Их 5 или 7 человек.

Все эти люди известны, пользуются у окружающих уважением и почетом. Если раньше сваты приезжали верхом, то важно было убедиться в том, что среди животных нет больных или хромых. Сегодня сваты должны появиться на машинах без малейших неисправностей.

Сватовство у Бурят – это не просто сговор, это обмен подарками. Раньше сваты брали с собой:

фото 14

  • деньги;
  • чай;
  • сахар;
  • соль;
  • муку;
  • сладости;
  • красивую скатерть синего цвета;
  • подарки для отца невесты (одежду).

Сегодня, отправляясь на сватовство, достаточно иметь при себе определенную сумму денег, подарки для родителей невесты (обычно это одежда или ткань), сладости, сладкое вино (символ сладкой обеспеченной жизни). Получают подарки и члены семьи жениха. Они увозят с собой рубашки, ткани, платки или кофты.

Обряд проходит довольно весело. В доме невесты звучит музыка, гости обмениваются шутками, частушками.

Долгие разговоры здесь не приняты. Получив согласие старших и выбрав дату свадьбы, представители жениха уезжают. Теперь обе стороны начинают готовиться к предстоящему празднику.

В этом видео – бурятское сватовство и свадьбы по национальным традициям и обрядам:

Чтобы сватовство со стороны невесты или жениха было проведено в соответствии со всеми традициями, нужно подготовиться к нему заранее. Сценарий пишут родители жениха при участии молодого человека. Используют как можно больше веселых четверостиший, поговорок, шуток. Несмотря на то что сватают невесту везде по-своему, есть много общего в проведении этого обряда у разных народов. В первую очередь каждый старается сделать все возможное, чтобы сватовство прошло весело. Добиться желаемого поможет заготовленный сценарий. Где найти примеры таких текстов? Возможно, подскажет интернет, но лучше посоветоваться с представителями старшего поколения. Они наверняка знают много вариантов проведения обряда и то, как провести его в наше время, чтобы соблюсти все старинные традиции не оскорбить память предков.

Сватовство » Армяне Мира — Новости Армении, Армения Сегодня

(фото: Ивана Дементиевского)

1926-й год, Армения.

Осенний день постепенно клонился к вечеру. Сваха направлялась в дом, где сегодня ее не ждали. Сватовство ее обычное занятие, в каждом доме сваха желанный гость. Согласно обычаю, парень, заручившись согласием девушки, просит свою мать поговорить с отцом. Родители парня обсуждают вопрос женитьбы сына и мать обращается за помощью к свахе. В этом случае сватовство легкая работа. Однако сегодня задача свахи сложней: к ней обратился мужчина солидный, невеста не знает о его намерении и не известно что скажут родители.

— Я надеюсь ты сумеешь их убедить, — сказал свахе жених и положил перед ней подарок, — тебе это всегда удается.
Сона, так звали сваху, развернула бархатный платок, на нем лежали золотые серьги. Сердце ее радостно подпрыгнуло: как же она хотела, чтобы это был свадебный подарок ей, как невесте. Сона молодая, привлекательная брюнетка 35 лет, моложе Артема, который решил прибегнуть к услугам свахи, как все. Она недолго была замужем, неожиданно стала вдовой с ребенком на руках. В селе ее уважают, многие доверяют ей свои секреты и так совершенно случайно она стала свахой – другим приносит счастье в дом. За ней стал ухаживать этот Артем, правда ничего не обещая, но в душе она надеялась на серьезные и долгие узы. А он вдруг уехал в город. Теперь, почти десять лет спустя, приехал в село за невестой. Артем, внешне привлекательный, высокий мужчина уверен в своей неотразимости и не сомневается, что завидный жених.
— Но разница в возрасте велика, они могут отказать, — в голосе Соны сомнение.
— Уговоришь ее отца и получишь еще подарок, — обещал Артем.

Сона надела эти серьги и горделивой походкой пошла к дому Арутюна. Хозяйка дома, Катын ровесница Соны. «Вот кому повезло, — думала Сона о Катын, шагая по улице, — а ведь Арутюн после смерти жены мог жениться на мне. Не захотел жениться на вдове с ребенком, взял в жены эту девку, засидевшуюся дома. Может она его как-то соблазнила? Ему около 60 лет, такого соблазнить не трудно, а женить на себе… Почему моя жизнь никак не изменится? Все видят во мне сваху, а я молодая женщина.» Грустно вздохнув, она вошла в калитку.

— Добрый вечер, гостью примете? – Сона вошла во двор и обратилась к хозяйке.
Катын стояла во дворе с двухлетним сыном на руках. Арутюн шел из сада к дому.
— Вечер добрый, проходи, садись, — Катын указала на лавочку.
— Что-то жарко сегодня, — Сона села.
— Асмик, принеси тан! – позвала Катын.
— Я к вам с деликатным делом, — Сона посмотрела на Арутюна.
— Так пройдем в дом, — Арутюн указал на дверь.
Катын открыла дверь, пропуская вперед гостью.

Сона села на тахту, на другой ее край сел хозяин дома, Катын села на табурет. Асмик вошла в дом и подала гостье кружку с таном. Катын передала сына Асмик и глазами указала ей на соседнюю комнату.

Мать Асмик умерла несколько лет назад. Отец недолго горевал: семья большая, семеро детей — одному не справиться и женился во второй раз. Так Катын стала мачехой Асмик. Последние месяцы Катын сокрушалась, что Асмик засиделась в девках: все ее подружки замужем – Асмик уже четырнадцать лет. Чем старше девочка, тем труднее ее выдать замуж. Выйти замуж еще не означало спать с мужем с первого дня. Согласно обычаю девочку брали в дом, чтобы она привыкла к семье, и, помогая свекрови, научилась вести хозяйство. Свекровь решала готова ли девочка к семейной жизни. Это могло быть и через пару лет.

Сваха, сразу начала разговор на интересующую ее тему.
— У вас девушка на выданье, у меня достойный жених, — Сона невольно тронула рукой сережку в ухе.
Арутюн заметил этот жест и нахмурился – так прямо говорить о цели прихода сваха не должна.
«Напрасно я их надела», — подумала Сона.
В селе знали, что у Соны был один ухажер — Артем.
Сона спешила, она боялась прихода Мкртыча, дяди Асмик, который может помешать ее планам. Ей казалось с Арутюном легче договориться.
— Он давно живет в городе, имеет работу и дом, обеспечен, ему нужна хозяйка в доме и хорошая жена, — сваха говорила быстро, торопилась скорее решить свое дело.
Хозяева молчали, слушали гостью внимательно.
Асмик стояла в соседней комнате и прислушивалась к разговору, стараясь уловить настроение отца. Сваха пришла неожиданно, вопреки обычаю, так что невеста не поняла о ком речь.

— Можно к вам? Добрый вечер! Говорят у вас гостья, — Асмик услышала голос дяди, брата ее мамы.
Асмик обрадовалась: «дядя Мкртыч пришел, он мне поможет.»
Мкртыч мужчина крупного телосложения и прямолинейного характера. По обычаю, мнение дяди важно, тем более, что мать Асмик умерла.
— За кого сватаешь? – спросил он сваху.
Сваха замялась:
— ммм, за Артема, горожанина.
— Я слышал он дважды разведен и в городе привык к другой жизни: там легко сходятся, расходятся. А лет ему сколько? — Мкртыч спросил громко и жестко.
— Около сорока, — тихо сказала Сона.
— Да он же старик, почти в три раза старше нашей девочки! Пока я жив, за него она замуж не пойдет! Ты ведь согласен со мной не так ли, брат Арутюн?
— Она молода для него, — согласно кивнул Арутюн.
— Что ж, жаль, — сказала сваха, попрощалась со всеми и вышла из дома.

Сона легко согласилась и совсем не огорчилась. Хотя ей, как свахе, отказали впервые, в душе она рада этому отказу.
«Так этому Артему и надо – со мной погулял, в городе дважды был женат, а теперь ему девочку из деревни захотелось!»

Асмик грустно вздохнула: «говорят нельзя первому отказывать. Вдруг останусь старой девой?»
— Асмик ты где? Иди сюда, — позвал ее Мкртыч.
Катын ушла в соседнюю комнату, Асмик подошла к дяде.
— Ты расстроилась? Зачем тебе старик? В селе достаточно молодых ребят. Обрати свое внимание на Авака, старшего из ребят соседей, — шепнул ей дядя.
Мкртыч смотрел на нее с улыбкой и девочка улыбнулась.
— Это только кажется, что мы вас выбираем, — тихо добавил он.

Утро следующего дня выдалось солнечным, но прохладным. Позавтракали за столом во дворе. Отец сидел на лавочке, Асмик убирала со стола, Катын с ребенком вышла из дома.
— Асмик, займись Ашотиком, — сказала Катын.
— Дай мне сына, я с ним посижу, — спокойно сказал Арутюн, забирая малыша, — Асмик иди к роднику, за водой, торопиться не нужно.
— Как это не нужно торопиться? – удивилась Катын.
— Ты хочешь, чтобы Асмик вышла замуж?
— Что за вопрос, конечно.
— Так не мешай ей. Иди к роднику Асмик, принеси свежей воды.
Асмик украдкой посмотрела на себя в зеркало, что висело на стене дома, пригладила непослушные пряди волос, выровняла подол платья, взяла кувшин и не спеша пошла к роднику.

Во дворе, в тени дома прохладно, а на улице, под солнцем тепло и приятно. Она шла улыбаясь, подставив лицо ласковым солнечным лучам.
У родника никого нет и на улице тоже. Асмик умыла лицо, выпила воды. Краем глаза заметила, как к роднику направляется Авак – соседский парень.

В памяти всплыл эпизод: Катын подняла юбку, показала Арутюну свои белые ноги. «Иди ко мне, моя булочка!» – услышала Асмик голос отца.
«Ему это понравилось,» – заметила тогда Асмик.

Асмик подняла рукава платья и вымыла руки. Авак остановился.
«Какая белая кожа!» – подумал он.
«Показать ему мои ножки, как тогда Катын, или нет?» – подумала Асмик.

— Говорят у вас вчера была сваха? – неожиданно раздался голос тетушки Ашхен, что жила на соседней улице.
Ашхен всегда в курсе деревенских новостей. Авак подошел к роднику.
— Да, — смутилась Асмик, — наши ей отказали.
— Да? — Удивленно протянула Ашхен.
— Дядя сказал: он стар для меня, — Асмик заметила, что Авак слушает внимательно.
Асмик взяла кувшин и поспешила к своему дому, чтобы прервать этот разговор. Ашхен пришлось свернуть на свою улицу.

Авак выпил воды и посмотрел вслед Асмик: «фигура хороша, хотя мала ростом.» Догнал ее почти у дома.
— Что еще сказал твой дядя? – спросил вдруг Авак.
— В селе есть молодые парни.
Асмик шагнула к своей калитке, посмотрела на Авака, улыбнулась и вошла во двор, не закрыв калитку.

Авак медленно пошел мимо калитки, прислушиваясь к голосам.
— А вот и Асмик, — услышал он голос Арутюна, — воду принесла, теперь нам яблок нарвет.
— Яблоки еще не созрели, в прошлый раз Асмик зеленые сорвала, — раздался голос Катын.
— Пусть посмотрит, может есть созревшие, — голос Арутюна звучал настойчиво.

Асмик спустилась в сад и медленно, разглядывая деревья, пошла вдоль ограды, отделяющей их сад от соседей. Она остановилась под деревом, на котором яблоки кажется созрели, но самые красивые, красные висели на самой макушке.
— Вон те яблоки созрели, — услышала она голос Авака.
— Мне их не достать, — Асмик посмотрела на Авака, — они слишком высоко.
— Сейчас помогу, — Авак намного выше ростом встал у самой ограды, схватил ветку со спелыми яблоками и опустил ее вниз.
Асмик сорвала несколько штук.
— Дашь мне одно? – спросил Авак.
Она протянула ему самое большое.
— Ммм, какое сладкое, — Авак с удовольствием ел яблоко и внимательно рассматривал лицо Асмик. Она тоже не теряла время даром, разглядывая парня.
— Асмик! – раздался голос Катын. – Иди сюда, помоги мне!

Она побежала к дому, положила на стол яблоки.
— Видишь, Ашотик, какие яблоки: красные, спелые, — сказал Арутюн малышу, — возьми это.
Малыш откусил яблоко и сок вытек из его рта – он рассмеялся довольный.

Каждое утро и каждый вечер Асмик шла к роднику в надежде увидеть Авака – он ей все больше нравился. Если она шла от родника с полными ведрами, Авак помогал донести их до калитки.

— Спустись в сад, — как-то раз тихо сказал Авак, отдавая ей ведра у дома.
Асмик поставила ведра с водой во дворе и побежала в сад.

— Иди сюда, — тихо позвал Авак, — стань ближе, разговор есть.
Асмик подошла вплотную к ограде и замерла в ожидании.
— Посмотри на меня, я тебе нравлюсь? – спросил Авак.
Смутившись, она опустила взгляд на землю и утвердительно качнула головой.
— Замуж за меня пойдешь?
Вопрос застал ее врасплох, она покраснела и посмотрела на него удивленно – все шло слишком быстро

интересные и правдивые факты об армянской церемонии бракосочетания

Традиции армянского народа уникальны. В них сочетаются христианская вера и самобытный восточный колорит. Армянская свадьба — это праздник, к которому готовятся все родственники молодых. Приглашать принято родных, друзей, родных друзей и друзей друзей.

Многолюдное и хлебосольное торжество требует специальной подготовки, состоящей из нескольких этапов.

Сватовство

Первый этап чрезвычайно ответственный. Сваты собираются в темное время суток и приходят к родителям невесты. Приходят затемно, чтобы никто посторонний не узнал об отказе, если он произойдет. Сватовство делится на три визита. В первое посещение сваты получают отказ в шутливой форме. Если родители невесты согласятся сразу, значит с девушкой не все в порядке (возможно, она некрасива или засиделась в девках). По обычаю, когда родители отказывают, ссылаясь на молодой возраст невесты и жениха — второго визита не будет, этот отказ серьезный и обжалованию не подлежит.

Если все благополучно, сваты приходят во второй раз. В это посещение сватовство происходит при отцах молодых, в присутствии священника преломляется лаваш. Таким образом две семьи объединяют и благословляют на дружбу и добрые родственные отношения.

Третий визит сватов называется хоскап. Проходит встреча в кругу близких родственников, невесте дарят подарки, накрывают богатый стол. Подносят подарки и маме невесты, как правило, это украшения. С этого момента молодые считаются помолвленными. Видеться им до свадьбы запрещено. Однако с разрешения и под контролем матери невесты жених может посетить возлюбленную наедине. Дотрагиваться им друг до друга запрещено.

Интересный факт: если на руку невесты имеется несколько претендентов, то с них собирают подарки. Тот, чей подарок выберет девушка, и станет ее женихом.

Подготовка к свадьбе

В доме невесты и в доме жениха проводятся собственные обряды. У девушки пекут свадебный хлеб, в который добавляют цукаты и сухофрукты. Процесс приготовления доверяют, в зависимости от территориальной принадлежности, молодым юношам и девушкам, или попадье. Молодежь сопровождает выпечку песнями, танцами и играми с мукой. А попадья обязана покрыть голову и лицо тканью, чтобы не сглазить невесту.

Родственники со стороны жениха готовят к свадьбе мясо. Ритуал закалывания вола берут на себя мужчины. Причем теленка для церемонии покупают, пока парень был маленький. Его откармливают и берегут вплоть до свадьбы. Закалывают быка в пятницу, первый удар наносит жених.

Сборы жениха

Заблаговременно назначают кавора — посаженного отца. В его доме происходит церемония перехода жениха к семейной жизни. В большой таз спиной к спине сажают будущего главу семейства и его неженатого друга. Сверху по спинам поливают водой в знак разделения холостой жизни от семейной. После церемонии жениха одевают с танцами и песнями. Наряжают букет из веток ивы в ленты, украшают конфетами, яблоками и гранатами. На современных свадьбах ветки ивы часто заменяют на меч. Его называют «арсаники цар» — символ благополучия и достатка в будущей семье.

Сборы невесты

По традиции, платье невесте дарят родители жениха. После старшая женщина из семьи жениха помогает одеваться девушке и заплетает ей две косы. По завершении этого ритуала запрещено выходить в люди с непокрытой головой. Непосредственно перед свадьбой проводят своеобразное театральное представление: самый молодой и шустрый юноша из семьи невесты назначается Лисом. Его задача — украсть курицу из курятника. После, вместе с птицей, нужно пробраться в дом невесты и оповестить о скором приезде жениха. При этом родственники невесты ему мешают проникнуть в курятник и в дом. После венчания Лис первым прибывает на место празднования и оповещает о приближении новоиспеченных супругов.

Армянская свадьба

Жених отправляется за невестой в сопровождении друзей — макаров. Они же являются его телохранителями и охранниками девушки.

На венчании священник ритуально обматывает молодых красной лентой, которую необходимо сохранить. После бракосочетания возвращаются другой дорогой, чтобы запутать злых духов.

Пиршество традиционно проходит в доме жениха. На пороге молодоженов и гостей встречает свекровь, которая покрывает плечи молодых лавашем.

Празднование проходит шумно ,с танцами и песнями. Грустят только родственники невесты. Мама весь праздник не танцует, так как печалится, что отдает дочь в другую семью. Остальные родственники осыпают молодых лепестками, зерном и монетами. Часто происходит стрельба в воздух, таким образом отгоняют злые силы.

Традиционно считается, что невеста до брака должна быть чиста и невинна. Поэтому после брачной ночи родителям невесты отсылают в подарок красные яблоки и коньяк, в знак того, что традиция была соблюдена.

Празднование свадьбы продолжается от трех до семи дней. Следование традициям и ритуалам приветствуется и у современных армян.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Армянская свадьба — Традиции и обряды

Столетиями армянский народ почитает и хранит свои традиции, передавая их через поколения. Свадьба в Армении – большой праздник, число приглашенных гостей поражает своим большим количеством, при этом приглашают родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. По традициям будущие супруги должны сначала посвататься (еще сватовство называют «сговор»), обручится, а после пройти свадебную церемонию.

Армянская свадьба традиции и обычаи.

В сватовстве выбирают посредницу, которая знакома с семьей и родственниками девушки, выбирает ее юноша. Посредница обязательно должна быть родственником жениха. За несколько дней до самого сватовства, посредница навещает родителей девушки и уговаривает их отдать в жены их дочь. И только после согласия родителей на официальное сватовство идут родственники парня (сваты). Идти могут только мужчины, т.е. кавор (доверенное лицо или еще называют посаженный отец),отец, брат, дядя. Придя на сватовство, сваты оговаривают цель визита и просят руки их дочери. Согласно традиций, родителям девушки негоже сразу соглашаться на будущий брак, это считается дурным тоном для армян. Поэтому сваты приходят еще раз и тогда получают согласие на обручение.

  • Обручение (помолвка)

Обручение считается очень важным этапом. На заранее назначенный и оговоренный день к жениху приходят близкие родственники, обязательно с подарками для невесты, как правило, это золотые украшения. Накрывают небольшой стол со спиртным и желают счастливой жизни будущим молодоженам. После этого жених с родственниками направляются к семье невесты, где их уже ожидают с богато накрытым столом. Именно сейчас невесту одаривают золотом, в крайнем случае, серебром. Как правило, при обручении присутствует священник, но в последние время этой традиции не придерживаются. После обручения издавна считалось, что между семьями молодых начинаются «свойственные» (родственные) отношения. На обручении оговаривается дата свадьбы.

  • Сценарий армянской свадьбы

Свадьбу гуляют с особым размахом, даже если семья невесты и жениха не из числа обеспеченных, деньги для праздника берут в долг. Согласно обычая свадебное платье невесты дарят родители жениха. После того, как родственники, кавор, друзья со стороны юноши в день свадьбы забирают девушку из родительского дома, начинается сама церемония, по пути к церкви громко поют, инсценируют веселые сценки, чтобы, согласно поверья, насколько весело этот день пройдет, настолько долгая и счастливая будет жизнь у новобрачных. В церкви священник во время церемонии повязывает руки молодоженам двумя сплетенными нитями зеленого и красного цвета, считается, что по пути домой эти нити отгоняют злых духов. Праздничный стол должен быть переполнен едой и деликатесами, долгом чести является накрыть шикарный стол для родителей жениха, иначе это будет позор для них. На свадьбу в основном дарят золотые украшения или деньги. Невеста, вступая в брак обязательно должна иметь приданное в виде спального гарнитура и ковра. В древние времена свадьбу праздновали 3 дня, сейчас этого не придерживаются, так же в нынешнее время невесты выбирают более европейские свадебные платья, хотя раньше как такового свадебного платья не было, одевали обычный наряд только более украшенный.

В некоторых армянских семьях остался обряд подтверждения девственности невесты, и если это подтверждалось, то на утро родителям девушки отправляют гонца с красным яблоком.

Образование новой семейной ячейки общества до сих пор остается в Армении самым пышным и веселым праздником, невзирая на то, что спустя годы некоторые традиции и обычаи уходят в прошлое.

Помолвка<   >Подарки родителям от невесты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *