ᐉ Традиции адыгейской свадьбы — ➡ danilov-studio.ru
Традиции адыгской свадьба, последовательность ритуалов
Современная адыгская свадьба — это лишь отголоски традиций, которые были приняты в народе в давние времена. Исполнение обрядов сегодня является частью, разве что, жизни деревень. В крупных современных районах народ предпочитает вариант празднования торжества в банкетных залах по упрощенной схеме. В ранних традициях адыгской свадьбы было принято 2 основных этапа:
- сватовство;
- договор родни между собой и назначение дня торжества.
Каждый этап сопровождался традиционными народными приметами и суевериями, а также дополнениями, придающими адыгскому торжеству уникальности и своей изюминки.
Путешествие за суженной
В день торжества родственники жениха должны были приехать в дом к невесте и провести этап знакомства с ее родней. Сама девушка с подругами должна в это время не выходить из особой комнаты. По мусульманским обычаям, мулла имеет право зарегистрировать брак в доме невесты.
Приезд невесты
В общество невесту выводили под сопровождение песен и народных танцев. Родня девушки оставалась дома, на церемонии с ней присутствовали только ближайшие подруги и узкий круг доверенных лиц. Этап регистрации брака происходит в банкетном зале, куда молодожены приезжают отдельно друг от друга.
Этап вхождения невесты в домашний круг
После этого девушку должны были посвятить в род жениха, принять в семью. Старшая в роду женщина должна осыпать невесту следующими предметами:
- монетами, которые символизируют достаток молодой семьи;
- для изобилия молодых осыпают пшеном;
- сладостями, чтобы привлечь многодетность и сладкую жизнь.
Далее она должна ногой наступить на овечью шкуру, что символизировало вход невесты в род мужчины. Далее ей обмазывают губы топленым маслом и медом для красноречия. После чего наступает этап поздравлений и дарения даров. Современные торжества предусматривают его проведение в банкетных залах.
Этап возвращения жениха
Далее традиции свадьбы подразумевают встречу жениха с песнями и танцами. Он должен себя представить, далее назвать по именам родню до 3 колена. Это нужно для того, чтобы все поняли, что это действительно жених, а не кто-то другой. А подмены женихов в давние времена случались очень часто.
Этап приезда родни невесты на свадебную церемонию
Родня невесты приезжает в банкетный зал или к месту торжества чуть позже, привозя с собой приданое девушки. Однако данный этап — лишь один из шагов к законному браку Ему предшествует ряд традиций и наследия.
Этап сватовства или лъыхъу
Само слово лъыхъу переводится как «поиск», «искать». Если изучить адыгский кодекс, который называется хабзэ, кража невесты для народа неприемлема. Проявлением чести и адыгства считается жест от родни жениха, когда они посылают сватов к родне невесты, узнав о намерении сына. Кстати, честь на адыгском языке переводится как нэмыс. В прежние времена пара знакомилась лично на определенных торжествах, некоторое время общалась и обменивалась типичными подарками. Из-за того, что этикет не позволял прилюдно говорить девушке о своих чувствах, без подарка церемония невозможна. Именно он считался символом взаимной симпатии и чувств.
Даря ответный подарок любимому, девушка говорила о взаимности чувств и перспективности возможного союза. После достижения девушкой того возраста, когда она могла вступать в брак, ей отводили специальную комнату, которая называлась пщащэ унэ в доме родителей. Где она могла принимать сватов и женихов и не отделяться в принципе от социальной жизни. В современном народе данная традиция утратила актуальность, и молодые люди спокойно сами могут ходить к интересным девушкам в дом без особого стеснения.
При обоюдном желании жениться молодой человек должен послать сватов в дом к девушке. Сваты должны быть уважаемыми представителями старшего поколения внутри семьи молодого. Родня девушки должна оказать сватам теплый прием и накрыть, по возможности, богатый стол. Далее ведется этап переговоров с родней невесты и в случае взаимного согласия назначается день торжества. Примечательно, что сами виновники торжества на переговорах не присутствуют.
Этап привоза невесты или нысашэ
Традиционная свадьба в Адыгее начинается с нысашэ. Родня жениха едет домой за девушкой. Причем, ранее поездки совершались на лошадях в повозках, сейчас преимущественно на автомобилях с флагом Адыгеи. Навстречу кортежам допускались дети, которые всячески пытались помешать молодым, постоянно требуя выкупа в виде денег или сладостей.
Родственники молодой невесты тоже не без дела. Они с раннего утра отвечают за приготовление столов и угощений. После прибытия родни жениха их должны рассадить за столы. После произнесения третьего тоста, который называется хъуэхъу, они могут познакомиться с будущей родней. Тем временем, в соседнем помещении идет обряд под названием нэчыхьытх, иначе говоря, мусульманская церемония бракосочетания. Во время процедур невеста должна находиться с подругами в отдельно выделенном помещении без доступа к посторонним.
В более ранние времена невеста, по традиции, должна была сама себе сшить свадебное платье.
У местных девушек не было принято играть свадьбу в платье белого цвета. При этом колорит мог быть любым, но чаще всего дамы выбирали бордовые оттенки.
В современном мире невесты предпочитают приобретать готовые платья или шить их на наказ, если позволяют финансы. В последнее время, однако, несмотря на современность, девушки отдают дань традициям и выбирают национальные белые костюмы для свадьбы, которые носят название адыгэ пщащэ.
После этапа знакомства и взаимных пожеланий дамы со стороны мужчины отправляются к невесте. Родственницы со стороны девушки имеют право потребовать къэтэджыпщэ, то есть выкуп как плату за возможность взять её под руки. Сильные торги в данном случает неуместны.
После договоренностей невесту ведут к ЗАГСу в сопровождении песен в исполнении мужской части гостей. Невесту усаживают в машину, после чего она направляется в ЗАГС чтобы зарегистрировать брак. В современном мире такая процедура проходит в банкетном зале для торжественных церемоний. Родня молодой девушки должны остаться дома и приехать вечером в банкетный зал с приданым.
С девушкой могут поехать только ближайшие подруги. Однако с 2000-х годов традиция упразднилась, и с девушкой могут поехать и представители родственной стороны. Но стоит вспомнить, что в дальние времена родня невесты на торжестве не присутствовала.
Этап нэчыхьытх или регистрация брака
Само понятие «никях» пришло в язык Адыгеи из арабского наречия. В процессе оформления брака присутствуют следующие лица:
- эфэнда или священнослужитель;
- доверенные лица со стороны жениха и невесты или уэчыл;
- свидетели.
У всех присутствующих должна быть шапка на голове во время церемонии и не важно, какой пол у гостя. Священники должны спросить у доверенных лиц, по-прежнему ли новобрачные согласны зарегистрировать брак. После получения подтверждения намерения от молодых, они должны встать друг напротив друга и протянуть руки с правой стороны. Ладони при этом должны соприкоснуться, но не полностью кроме больших пальцев. Они должны полностью упереться друг в друга.
Священники обхватывают большие пальцы молодоженов сверху. После ритуала он должен прочитать особую молитву три раза, каждый раз, в конце задавая вопрос «Женишь?», либо «Отдаешь?». Они должны при согласии ответить «Женил», «Отдал». Далее служитель читает молитву, завершая ее словом «Аминь». После которого, все присутствующие должны молиться, подняв руки к небу, Богу.
Ввод невесты в дом жениха или унэишэ
Данный этап можно без преувеличения назвать самым красивым во всей свадебной церемонии. Несмотря на то, что этот этап считается приходом невесты в дом жениха, его отмечают в зале для банкетов или ресторанах. Сопровождая обрядовой песней невесту, ведут к старшим женщинам со стороны мужа, которые в полукруге ждут новобрачную. Одна должна осыпать девушку пшеном и монетками, которые называются къепхъых, что будет символизировать для молодой семьи достаток, изобилие и здоровое, большое потомство. Потом дары дают собрать детям, присутствующим на свадьбе.
Перед приездом девушки выносят шкуру овцы, которая называется мэлыфэ, которая расстилается шерстью вверх. Невеста при помощи сопровождающих девушек, наступает сама лично на шкуру. Этот ритуал считается первым шагом в новую семью и род. При этом, необходимо следить, чтобы невеста наступила на шкуру именно правой ногой. В поверьях Адыгеи правая сторона считалась счастливым началом, а левая — злом. Далее, одна из спутниц, должна приподнять невесте фату.
В древние времена самая многодетная из гостей должна была слепить шарик из хлеба и наколоть его на острие особого копья. Которым далее, распорядитель должен был приподнять фату. После чего самая старшая в роде женщина должна обратиться к невесте с пожеланиями на будущее. Далее новоиспеченной девушке должны для красноречия смазать губы при помощи топленого масла и меда. После этого окружающие девушки вытирают ее губы, а окружающие могут подойти и поздравить девушку с началом новой жизни.
Поздравления начинает самая старшая женщина рода мужа, а оканчивается церемония общением со свекровью и свекром. Подходящие должны одарить невесту деньгами или золотом, который называется техьэпщIэ. Такой дар является своеобразным откупом и покупкой права на разговор с девушкой.
Этап возвращения жениха или щауэишыж
В древние времена жених совсем не присутствовал на церемонии. Во время обрядовой свадьбы он отсиживался у знакомых или дальней родни. Потому был принят обряд по возвращению молодого человека в свой дом. Старейшие мужчины рода во главе со старшим, или как его называют тхьэмадэ, должны обратиться к жениху и заключить перемирие. Далее идет процесс ожидания процессии возврата. Сопровождая процессию песней, молодое поколение останавливается неподалеку и прислушивается к словам старших с призывом вернуться домой.
После прибытия юноша должен назвать имена родни вплоть до 3 колена. В ранние периоды представляли родню до 7 колена. Это делается для того, чтобы точно было понятно, он это или подставное лицо, которого нередко в древности посылали вместо жениха. После подтверждения тхамада просит жениха принимать чашу перемирия.
После чего он принимает поднос от старшего поколения и передает его другу, стоящему слева. Тут друзья в шуточной форме должны напасть на жениха и попытаться отобрать у него шапку. Задачей жениха было не дать себя в обиду и сделать так, чтобы шапка осталась на нем и при помощи прикрытия друзей старается покинуть двор торжества.
Этап знакомства родственников друг с другом или благъэзэгъэцIыху
В вечернее время приезжает родня невесты с угощениями и приданным, дыщасэ. Их принимают и усаживают за столы, после чего начинается этап знакомства родни друг с другом.
Стоит отметить, что в ранние времена родня невесты не присутствовала на торжестве, а знакомство семей происходило в отдельный день спустя время после брака.
В современном мире близких родственников обеих сторон отводят в отдельное помещение для знакомства. Во главу стола сажают самого старшего, справа от него сидит старший мужчина со стороны жениха, а слева старший мужчина со стороны молодой девушки. Мужчина со стороны жениха представляет всех родственников по фамилии и имени. Приглашенным гостям приносят гыш, блюдо из баранины, оно состоит из блэгъу или лопатки, а также правой части головы животного, мэлыщхьэ.
Право разделки головы предоставляется самому старшему гостю. Причем, существует строгий порядок деления частей животного между гостями:
- ухо достается щхьэгъырыту или тому, кто следит за столом;
- нижняя часть тому, кто сидит слева;
- половина верхней части — сидящему человеку справа.
Оставшуюся часть головы он оставляет себе. Отдельно стоит сказать про человека, который ухаживает за столом. Его обязанности не сводятся к узкому кругу действий, полномочия куда шире. В первую очередь, это — младший представитель рода. В конце торжества ставят небольшой круглый столик, который называется адыгэ Iэнэ лъакъуищ. Он имеет три ножки и ставится перед воротами двора невесты. Старшие должны тремя сказанными тостами завершить церемонию.
Этап игрища или джэгу
Джэгу-это не отдельный свадебный элемент, который заслуживает внимания. Все свадебные обряды в Адыгее сопровождаются танцами и музыкой, а в промежутке между этими действиями проводится джэгу. Игрища — это тот этап свадьбы, где гостям предоставляется возможность продемонстрировать красоту танцев. Причем, танцы у народа тоже идут по определенным правилам.
Гости свадьбы встают в круг друг напротив друга таким образом, чтобы мужчины были напротив женщин. В руках у распорядителя игр или хьэтиякIуэ находится палочка из фундука, джэгуакIуэ баш. С ее помощью он вводит в круг определенную пару. после этого пара начинает танцы под аплодисменты окружающих. Все действия происходят под живую музыку, которую исполняют приглашенные музыканты. В современной стране на свадьбы приглашают профессиональных джэгуакIуэ и танцоров. Они должны хорошо знать этикет Адыгеи, а также уметь украшать любое торжество танцами и пением.
Послесвадебный период
На следующие сутки после торжества новобрачные приезжают в дом невесты для общения с родителями. Это важно, поскольку адыгская свадьба не предусматривала ранее присутствие родни невесты на церемонии. В прежние времена невеста приезжала к семье спустя год. Это время давалось на то, чтобы девушка успела родить первенца, а также адаптироваться к новой семье и обстановке.
Визит должен был показать родителям, что с дочерью все в порядке и она довольна своим положением. А также не забывает о своей семье и родителях. Также раньше актуальнее был визит спустя длительное время из-за того, что села были сильно разбросаны, и ездить часто к родственникам было неудобно. Сейчас такие препятствия себя изжили, а традиции сохранились лишь из-за уважения к предкам и прошлому, которое живет в генах этого удивительного народа.
Традиции адыгейской свадьбы
Район Кавказа славится богатой культурой многочисленных народностей. И чем меньше народность, тем причудливее и необычней её обряды. А потому праздник, выполненный с соблюдением всех правил, будет ощущаться как попадание в сказку или в старину.
Именно к таким народностям относятся адыгейцы, которых в мире не более 150 тыс., поэтому многие люди, знакомые с их культурой, убеждены в том, что адыгейские свадьбы выглядят очень колоритно и их стоит увидеть хоть раз в жизни.
Как проходит сватовство и помолвка
Как в любой традиции, свадьба происходила только после сватовства. Но это долгое действо начиналось только после того, как девушка отвечала на знаки внимания молодого человека.
Раньше для женщины, достигшей брачного возраста, строили специальную гостиную, где она могла общаться с мужчинами в присутствии младшей сестры или племянницы. Сейчас больше возможностей узнать друг друга, не омрачая честь девушки.
Когда мужчина готов к женитьбе, он начинает присматриваться к девушкам. Это называется «поиск души», потому что в прежние времена парню приходилось много ездить по селениям, ища подходящую женщину. Когда мужчина находит девушку, которая сможет стать его женой, он всячески старается показать себя хорошим хозяином и заботливым мужем.
В ход идут романтические поступки, подарки, комплименты – всё, чтобы девушка согласилась на брак.
Также традиционно его поддерживают друзья, стараясь уговорить женщину на замужество.
Если девушка даёт согласие, то к родным засылаются сваты. Они посещают дом родителей невесты трижды, за эти визиты им дают утвердительный ответ и приглашают за стол. Если им ни разу не предложили угощение, то это расценивается как отказ, тогда жених может похитить невесту.
В отличие от других восточных культур, даже если девушка была похищена и провела ночь в доме мужчины, она может уйти обратно к родителям. Общественность не будет её осуждать.
Весь позор падет на парня, который попытался неволить женщину. Поэтому похищение проводится только если девушка согласна на свадьбу.
Подготовка к свадьбе
Когда помолвка заключена, начинаются подготовительные работы к свадьбе.
Но чтобы родители невесты не воспротивились и не остановили подготовку, они должны были увериться, что их дочь будет жить достойно. Поэтому родственники собираются и едут в дом жениха с проверкой, насколько его семья благополучна. Если их всё устраивает, то приготовления продолжаются.
После визита родителей невесты родственники жениха должны были нанести ответный визит в течение 2–3 дней. При этом они привозили символические подарки, одаривая всех родных девушки, которые живут с ней под одной крышей.
Это считалось благодарностью за то, что их сочли достойными.
Проведение торжества
Адыгейская свадьба начинается в тот момент, когда из дома жениха въезжает поезд, который должен забрать невесту. Раньше он состоял только из друзей жениха и 1 девушки, которая сопровождала новобрачную в новую семью.
Сейчас в кортеже могут быть любые молодые люди, которые хотят в нём участвовать. Для девушки обязательно подбирают красивую или дорогую машину. Это пришло на смену обильно украшенной повозке, которую сопровождали мужчины на лошадях.
В настоящее время процедура выбора подходящей машины не доставляет особого труда. Для этого следует зарегистрироваться на одном из рейтинговых соответствующих сайтов, нажать кнопку “Войдите в аккаунт” и просмотреть очередь просмотра того или иного понравившегося вам автомобиля. После этого поставить отметку на выбранном экземпляре и ждать звонка менеджера. Раньше невесту забирали вечером, чтобы она вошла в дом к ночи.
Сейчас же временные рамки передвинулись на полдень, чтобы успеть провести не только традиционные обряды, но и регистрацию брака.
Когда автомобиль въезжает во двор, то перед ним расстилают шелковую дорожку, по которой невеста должна дойти до порога.
В это время её осыпают монетами, пшеном и цветами, чтобы семейная жизнь была гладкой, богатой и сытой. Когда девушка подходит к дому, её берут на руки, перенося через порог. После этого устраивают банкет и танцы. По окончании традиционных тостов девушку выводят во двор и платят выкуп её семье.
Далее невесту заводят в комнату, где сидят старейшие женщины рода, с которыми она знакомится. На свадьбе существует обычай – бабушка жениха должна взять мешок с угощением, пытаясь убежать. Это символизирует то, что в дом пришла молодая хозяйка, и старой в нем не хватает места.
Невесте необходимо вернуть женщину, оказывая при этом ей знаки уважения и внимания. Это покажет, что девушка уважает старших и будет о них заботиться.
После свадьбы
На следующий день после свадьбы молодые супруги приезжают в дом женщины, чтобы общаться с родителями, которых традиционно не было на свадьбе.
Раньше такая поездка происходила только через год, когда девушка успевала адаптироваться к новой семье и родить ребёнка. Визит показывал, что с ней все хорошо, она довольна своей жизнью, а также не забывает о тех, кто её воспитал.
Это было обусловлено ещё и тем, что раньше поселения были сильно разбросаны, а дорога к ним трудна. Теперь этих препятствий нет, а такое путешествие осталось данью традициям.
Ведь всем понятно, что сейчас девушка будет общаться с родственниками до того, как истечёт год.
В этом видео – красивая адыгейская свадьба:
Адыгейская свадьба – красивое действо, с интересными обычаями и нарядами. Начиная со сватовства и заканчивая днями после праздника, всё пропитано уважением к женщине как к хранительнице домашнего очага и воспитательнице детей. А какие вы знаете уникальные адыгейские обычаи, связанные со свадьбой?
Свадебные традиции адыгов
Обряд сватовства у адыгов мог начаться после того как девушка, с которым знакомился парень, делала какой-то символический подарок молодому человеку или недвусмысленно намекала на то, что она не против того, чтобы он послал в ее дом сватов. После этого сваты отправлялись в дом девушки, но при этом не входили в дом, а скромно стояли в месте, где рубили дрова. Это означало, что приехали свататься. Но, родители девушки лишь в третий приезд сватов озвучивали свое решение, и делалось это приглашением в дом и накрыванием скромного стола для гостей.
После сватовства род девушки отправлял своих представителей (необязательно родственников) осматривать дом жениха и делать соответствующие выводи о достатке и благополучии семьи будущего жениха. Только после того, как представители рода девушки удостоверялись в благополучии дома жениха, можно было утверждать, что свадебные приготовления будут продолжены. Поэтому через некоторое время родственники жениха наведывались с чисто символическими подарками к родителям девушки.
Адыгская свадьба
Брак у адыгов заключался по мусульманскому обычаю в письменном виде и этот брачный документ хранился в доме родителей невесты. При заключении брака присутствовали эфенды, доверенные девушки и парня, а также свидетели. Все должны были надеть шапки. Регистрация брака или нэчыхыытх происходил в доме родителей невесты. После заключения брачного контракта стороны договаривались о точной дате, когда сторона девушки могла приехать за калымом. Калым или уасэ состоял из одной лошади и крупного рогатого скота. Дальше следовало торжественное мероприятие уасэIых которое вел тхамада. Над столом царила атмосфера искренности и возвышенности. Стол обслуживал молодой человек. Следует сказать что на свадьбе или других мероприятиях адыгы пили только из большой общей чаши (фалъэ), которая обходила круг.
После тог как калым уплачивался, осуществлялся привоз невесты(нысашэ). Это сопровождалось большими празднествами, собственно адыгская традиционная свадьба с этого и начиналась. По дороге к дому невесты всадников жениха ждали разного рода трудности и испытания. А придя к дому невесты всадников встречали кольями и дубинами, доставалось всем, кроме тхамады, Но, как только кто –то из всадников прорывался в дом родителей невесты, все успокаивались и приехавших встречали гостеприимством. Гостей угощали. Затем невеста выходила из дома при этом, она не должна была оглядываться, спотыкаться, переступать порог и так далее. В повозку садилась невеста и девушка, которая приезжала вместе с всадниками за невестой. Сторона невесты как чистоту, невинность и воспитанность девушки вручала тхамаде знамя красного цвета или красный материал. Но, молодую не везли прямиком в дом родителей жениха. Её определяли в «чужой дом»(тешэ). Обычно это был дом дяди жениха по материнской линии. В «чужом доме» новобрачную не только развлекали, но и устраивали всякие испытания. Там же к ней приходил с заходом солнца жених и уходил на рассвете. Через некоторое время невесте устраивали обряд унэишэ-ввод молодой в большой дом, то есть в дом жениха.
Но даже после этого, только после истечения некоторого времени, невеста становилась полноправным членом семьи своего мужа. Это тоже сопровождалось целым рядом ритуалов и обычаев.
Одним словом, адыгская свадьба отличается своим богатым колоритом, который выражает долгую историю этого свободолюбивого народа.
Источники:
http://psvadba.ru/adygskaya-svadba.html
http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/adygejskoj
http://www.svadba-top.ru/svadebnie-tradicii/adigskaya-svadba.html
традиции и обычаи адыгов. Свадебные традиции черкесов
Гордый народ Северного Кавказа адыгы (адыгейцы, черкесы, кабардинцы) отличаются богатыми традициями и обычаями.
Брак или женитьба занимает огромное место в жизни адыга и это событие обогащено множеством обычаев и обрядов. Вся процедура заключения брака состоит из нескольких этапов, таких как сватовство, смотр дома, регистрация брака, поездка за выкупом (калымом), приезд невесты в дом жениха, определение молодой девушки в «чужом доме», ввод молодой невесты в «большой дом» и прочее.
Обряд сватовства у адыгов мог начаться после того как девушка, с которым знакомился парень, делала какой-то символический подарок молодому человеку или недвусмысленно намекала на то, что она не против того, чтобы он послал в ее дом сватов. После этого сваты отправлялись в дом девушки, но при этом не входили в дом, а скромно стояли в месте, где рубили дрова. Это означало, что приехали свататься. Но, родители девушки лишь в третий приезд сватов озвучивали свое решение, и делалось это приглашением в дом и накрыванием скромного стола для гостей.
После сватовства род девушки отправлял своих представителей (необязательно родственников) осматривать дом жениха и делать соответствующие выводи о достатке и благополучии семьи будущего жениха. Только после того, как представители рода девушки удостоверялись в благополучии дома жениха, можно было утверждать, что свадебные приготовления будут продолжены. Поэтому через некоторое время родственники жениха наведывались с чисто символическими подарками к родителям девушки.
Брак у адыгов заключался по мусульманскому обычаю в письменном виде и этот брачный документ хранился в доме родителей невесты. При заключении брака присутствовали эфенды, доверенные девушки и парня, а также свидетели. Все должны были надеть шапки. Регистрация брака или нэчыхыытх происходил в доме родителей невесты. После заключения брачного контракта стороны договаривались о точной дате, когда сторона девушки могла приехать за калымом. Калым или уасэ состоял из одной лошади и крупного рогатого скота. Дальше следовало торжественное мероприятие уасэIых которое вел тхамада. Над столом царила атмосфера искренности и возвышенности. Стол обслуживал молодой человек. Следует сказать что на свадьбе или других мероприятиях адыгы пили только из большой общей чаши (фалъэ), которая обходила круг.
После тог как калым уплачивался, осуществлялся привоз невесты(нысашэ). Это сопровождалось большими празднествами, собственно адыгская традиционная свадьба с этого и начиналась. По дороге к дому невесты всадников жениха ждали разного рода трудности и испытания. А придя к дому невесты всадников встречали кольями и дубинами, доставалось всем, кроме тхамады, Но, как только кто -то из всадников прорывался в дом родителей невесты, все успокаивались и приехавших встречали гостеприимством. Гостей угощали. Затем невеста выходила из дома при этом, она не должна была оглядываться, спотыкаться, переступать порог и так далее. В повозку садилась невеста и девушка, которая приезжала вместе с всадниками за невестой. Сторона невесты как чистоту, невинность и воспитанность девушки вручала тхамаде знамя красного цвета или красный материал. Но, молодую не везли прямиком в дом родителей жениха. Её определяли в «чужой дом»(тешэ). Обычно это был дом дяди жениха по материнской линии. В «чужом доме» новобрачную не только развлекали, но и устраивали всякие испытания. Там же к ней приходил с заходом солнца жених и уходил на рассвете. Через некоторое время невесте устраивали обряд унэишэ-ввод молодой в большой дом, то есть в дом жениха.
Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа — дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак «оседлец», подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.
Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова «коса». Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.
Культура и быт Адыгейского народа
В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности
Свадебные традиции черкесов. Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи
Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий. Один из таких народов– черкесы, коренное население КЧР. Этот народ не только обладает самобытной культурой, но и сумел стать частью истории стран, весьма отдаленных от . Несмотря на трагические страницы истории, эта нация полностью сохранила свою ярко выраженную индивидуальность.
История происхождения черкесов
Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.
Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до . Сами обитатели этих земель называли и называют себя «адыгэ». Об этом напоминает строка из «Гимна черкесов», написанного в наше время М.Дзыбовым: «Самоназвание – Адыгэ, Иноназвание – Черкес!».
Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.
Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкесия) никому не платила дань.
К эпохе позднего Средневековья Черкесия стала самым большим государством . По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия, возглавляемая князьями (пщы).
Постоянные войны превратили народ черкесов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами. Так, генуэзские купцы нанимали черкесских воинов для охраны своих городов-колоний.
Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков. Один из таких воинов – Баркук, попавший в Египет не по своей воле в отрочестве, в 1381 стал султаном и основал новую династию, правившую до 1517 г.
Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкесы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.
Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе . Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые . Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.
Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.
В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкесов.
После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкесы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.
Традиции и обычаи, язык и религия
В течение своей тысячелетней истории черкесы были приверженцами . В эпоху ранней бронзы зародилась их ранняя монотеистическая религия с мифологией, по сложности и развитости не уступавшей древнегреческой.
С древности адыгэ поклонялись дарующему жизнь Солнцу и Золотому Древу, Огню и Воде, верили в замкнутый круг времени и в единого бога Тхэ, создали богатый пантеон героев нартского эпоса. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д.Интериано в начале XVI в., мы находим описание ряда обычаев, явно восходящих корнями к язычеству, в частности, погребальных ритуалов.
Следующей религией, нашедшей отклик в душе народа, было христианство. Первыми, кто принес весть о нем в Зихию, были, по легенде, апостолы Андрей и Симон. Начиная с VI в. христианство стало ведущей религией и оставалось таковым до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», приняла католичество.
Примерно с XV в. начинается постепенное , ныне являющегося официальной религией. Процесс этот завершился лишь к XIX столетию. В 1840-х годах происходит утверждение , заменивших прежние правовые обычаи. Ислам не только помог создать стройную правовую систему и консолидировать этнос, но и стал частью народного самосознания. Сегодня черкесы – мусульмане .
Все, кто писал про черкесов в разные периоды их истории, среди главных традиций особо отмечали культ . Любой гость мог рассчитывать на место в кунацкой и за столом хозяина, который не имел права докучать ему расспросами.
Другая черта, поражавшая иноземных наблюдателей – это пренебрежение к материальным благам, доходившее в средние века до того, что для адыгской аристократии считалось позором заниматься торговлей. Высшими доблестями почитались храбрость, воинское искусство, великодушие и щедрость, а самым презренным пороком была трусость.
Воспитание детей было направлено на развитие и закрепление этих доблестей. Дети знати так же, как и все, проходили суровую школу, в которой выковывался характер и закалялось тело. Взрослые были безупречными наездниками, способными на скаку подхватить монету с земли, и выносливыми воинами, в совершенстве владевшими . Они умели сражаться в самых сложных условиях – в , в непроходимых лесах, на узких перешейках.
Быт черкесов отличался простотой, органично сочетавшейся со сложной социальной организацией. Простыми были и излюбленные , украшавшие пиры – лягур (баранина с минимумом специй), (отварная и тушеная курятина), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр.
Основной элемент национального костюма – черкеска – стал символом кавказского костюма в целом. Ее покрой не изменился за несколько столетий, как видно по одежде на фото XIX века. Этот костюм весьма шел к внешности черкесов – высоких, стройных, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица.
Неотъемлемой частью культуры были , сопровождавшие все торжества. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние обряды и не только очень красивы, но и исполнены сакрального смысла.
Одним из главных ритуалов является свадьба. у черкесов выступала логическим завершением ряда обрядов, которые могли продолжаться не один год. Интересно, что невеста покидала дом родителей сразу после заключения соглашения между отцом девушки и женихом. Ее отвозили в дом родственников или друзей жениха, где она и жила до свадьбы. Так
Свадебные традиции черкесов. Презентация — традиции и обычаи адыгов
От берегов Черного моря далеко на восток до лесистой Чечни с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги, как они сами себя называют. Пространство Адыгских народов было пространством богатой и своеобразной культуры. Это был особый мир производивший большое впечатление на европейцев. Стремление к свободе и независимости, сохранение своих обычаев, самобытности, своей системы морально-этнических ценностей во многом обусловили необходимость появления и таких довольно совершенных во всех отношениях институтов, как гостеприимство, куначество, побратимство и в целом всего Адыгского этикета.
Адыгам очень важен их язык и Адыгская этика – это человечность, почтительность, разум, мужество и честь!
Современный быт Адыгов сильно отличается от тех времен, когда практически вся жизнь народа была пронизана многочисленными ритуалами, многие из них канули в лето, часть изменилось, но есть те, которым Адыги неукоснительно следуют и в стремительный век технического прогресса, это обряды, связанные с рождением человека.
«Рождение человека»
Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву. И воспитание ребёнка растёт вместе с деревом, как часть этой природы. Ребёнок не чужое явление, а единое целое с природой. Человек часть окружающей среды.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.
Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.
«Первый шаг» или «Встать на Землю»
Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.
Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.
Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.
«Первый раз побрить ребёнка»
Этот праздник проводится родителями отца. До года волосы девочек и мальчиков не стригут. Волосы, с которыми ребёнок родился, называют «Мышиные волосы». После года надо официально сбрить волосы. Приглашается человек покладистого характера и деловой. Кладётся кругом веревочка на колени бабушки и сажают на эту веревочку ребёнка. Если побрить по обряду, то считается, что вырастут волнистые волосы. Человек, который бреет, в дальнейшем считается, что он курирует жизнь ребенка и сопровождает его по жизни.
«Первый зуб выпал»
Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.
«Институт девичьей комнаты»
Адыги для устойчивости семьи изначально обеспечивали свободу выбора молодым людям и девушкам. Для этого у Адыгов существует «Институт девичьей комнаты». Девушка выезжает на праздники, свадьбы, а вечером она психологически готова принять всех, кто с ней захочет поговорить, познакомится, поженихаться, и принимает она всех в этой девичьей комнате. Молодой человек приходит, чтобы поближе познакомиться с девушкой, а девушка принимает всех, кто приходит, как дорогих гостей. Этот обряд длится от совершеннолетия до замужества. Предложение делает молодой человек. Он может ходить к одной, ко второй, к третьей, и выбирать себе невесту. При этом, никто не обижается, она тоже всех принимает и выбирает до пары до времени, но она выбирает из тех, кто сделал ей предложение, а он выбирает из тех, кого видит и с кем общается. И вот, он сделал выбор! Он приходит с другом в специально отведённый день и делает предложение этой девушке. Спрашивает: «Ты обещала подумать, расскажи, как моя судьба решается в твоей судьбе?» Если девушке жених не нравится, то она не называет причин и не обижает его и к примеру, говорит: «Не могу за тебя выйти, я тебя не достойна, у меня есть человек, которому я дала слово». Очень деликатно отказывает.
Когда обе стороны согласны, парень просит назначить день свадьбы. Парень просит назначить, девушка назначает день свадьбы. В назначенный день, приезжает эскорт. Но в дом все не заходят и спрашивают невесту: «Ты дала слово, подтверждаешь своё слово о замужестве?» Девушка на этом уровне может передумать. Основная мысль заключается в том, что дается право выбора девушке, чтобы потом возврата не было, потому что Адыги на развод очень трудно идут, почти запрещен развод, т.к. было время право выбора.
На свадьбе не присутствуют родители невесты и сам жених. В дом он входит уже мужем.
Все традиции записываются и передаются из поколения в поколение.
Майкоп, 25 декабря — АиФ-Адыгея. Много столетий назад жизнь людей была насыщена множеством обрядов. Одним из самых красочных ритуалов, конечно же, была и остается свадьба. У адыгов она проходила в несколько этапов.
В начале, как это и принято во всем мире, было сватовство. Данную миссию выполняли старшие из рода жениха – дядя по материнской линии и трое-четверо мужчин по отцовской. С семьей предполагаемой невесты сваты договаривались о трех визитах. Если после трех визитов гостям ни разу не накрывали на стол и не обещали дать ответ, то это расценивалось как отказ. Если же семьи договаривались, то начиналась подготовка к свадьбе. Все эти ритуалы, включая и сам процесс свадьбы, были оговорены в неписаном этикете адыгов «хабзэ».
Бывало, что влюбленным не разрешали жениться. Тогда жених мог выкрасть свою невесту, но исключительно по договоренности с ней. Если после того, как ее привозили в дом жениха, она уходила – это сильно портило репутацию молодого человека, а учитывая, что для адыга его имя было превыше всего, то это было подобно смерти.
Сегодня частенько крадут невест — в большинстве случаев это очень молодые ребята и девушки, и многие из них создают хорошие и крепкие семьи.
За счастье придется побороться
На первом этапе свадьбы около пятидесяти всадников во главе с женихом приезжали забирать невесту из дома. При этом им мешали проезжать, создавали различные препятствия. Около трех дней гости жили в доме невесты, где их также пытались вывести из равновесия различными провокациями, тем самым проверяя терпение жениха и его сопровождающих. Уезжая с будущей женой, жених дарил теще лошадь, и молодые отправлялись к родственникам будущего муж
Свадебные традиции адыгов. Адыгская свадьба. Свадебные традиции черкесов
Слайд 1
Традиции и обычаи адыгов
Слайд 2
Я бы вечность сидел бы и слушал свирель
Чабана, что играет с любовью сейчас.
Жалко, голоса нет, а то бы запел
Горы, реки, долины Кавказа про Вас.
Но ошибку свою постараюсь исправить,
Если голоса нет, то в душе можно петь
И к тому же хочу я вот это прибавить-
Каждый может свирель в своем сердце иметь.
И я, слушая песню свирель чабана,
Начинаю твердить себе только одно-
Я так счастлив, СВЯТАЯ МОЯ КАБАРДА,
Что я твой, и что жить на тебе мне дано!
Кабардинская, что сердцу родная Земля
Где жил прадед мой, дед, где отец мой живет
В моем сердце натянута горца струна
Тронь ее и она о тебе запоет.
Слайд 3
Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах следующее:
«В домашнем быту кротки, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей».
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Этика кабардинцев
Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ — системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам.
Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди.
Слайд 7
Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах:
1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут).
2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр — насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье).
3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями.
4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством.
5. Изучение природы, народной медицины.
6. Трудолюбие и предприимчивость.
7. Святость родства и родовых связей.
8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.
Слайд 8
Адыгские народные пословицы
«Не дождется авторитета не ценящий старших»
«Старшего не окликают — догоняют и говорят в лицо»
«Почетное место – старшему»
« Почет оказав старшему, заслужишь уважение»
« Не имеющий намыса не обретет счастья»
«За намысом следует счастье»
«Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».
Слайд 9
Требования адыгской этики по отношению к старшему.
Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении, независимо от статуса, пола.
В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор.
В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются.
Скромность, немногословность — достояние адыгской этики.
Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются.
Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо.
Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.
Слайд 10
Кабардинская свадьба
Вот как описывает свадьбу Хан-Гирей: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца).»
Слайд 11
Свадьба для адыгов всегда была радостным событием. И не только для той семьи, чей сын женился, но для всей фамилии, рода и даже целого племени.
Слайд 12
Свадебная церемония сложна, но красива.
Слайд 13
Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Майкоп, 25 декабря — АиФ-Адыгея. Много столетий назад жизнь людей была насыщена множеством обрядов. Одним из самых красочных ритуалов, конечно же, была и остается свадьба. У адыгов она проходила в несколько этапов.
В начале, как это и принято во всем мире, было сватовство. Данную миссию выполняли старшие из рода жениха – дядя по материнской линии и трое-четверо мужчин по отцовской. С семьей предполагаемой невесты сваты договаривались о трех визитах. Если после трех визитов гостям ни разу не накрывали на стол и не обещали дать ответ, то это расценивалось как отказ. Если же семьи договаривались, то начиналась подготовка к свадьбе. Все эти ритуалы, включая и сам процесс свадьбы, были оговорены в неписаном этикете адыгов «хабзэ».
Бывало, что влюбленным не разрешали жениться. Тогда жених мог выкрасть свою невесту, но исключительно по договоренности с ней. Если после того, как ее привозили в дом жениха, она уходила
СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ АДЫГОВ. ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. » Журнал ГОРЕЦ. Познавательно о выдающихся горцах и территориях гор
Последние годы среди адыгской молодежи вновь стало входить в моду проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением древних обрядов. Свадьба, которая проходит в рамках национальной традиции, позволяет участникам погрузиться в атмосферу свадебного бала с тысячелетней историей, провести торжество оригинально и нестандартно, совершить эмоциональное путешествие в прошлое. Такая свадьба оставляет незабываемые впечатления.
Современная адыгская свадьба возродила много элементов древнего многоуровневого обряда. Многие семьи предпочитают следовать древним адыгским традициям, которые не подвластны капризам моды и времени.
Сватовство. У западных адыгов сватовство называется «псэлъыхъо», то есть поиск души. Если раньше парень вместе с друзьями в поисках девушки своей мечты ездил по аулам, то сегодня такой поиск не столь актуален. Поиск души в наше время идет по всем направлениям: от знакомств на улице, на каких-то торжествах до знакомств в интернете.
Согласно институту сватовства у адыгов для девушки достигшей брачного возраста принято выделять «пшъэшъэ унэ» — отдельную комнату или дом (в зависимости от достатка семьи) для общения с потенциальными женихами в присутствии младшей сестры или подруги.
В наше время молодые люди часто стесняются зайти в гостиную девушки. Старшее поколение с порицанием относится к тому, что некоторые молодые люди до 25 лет проводят у ворот девушки весь вечер, общаясь с ней по телефону. Мужчины постарше активно завоевывают внимание понравившейся девушки: и цветы, подарки, и необычные сюрпризы. Главное, это рекламная компания его друзей, которые вечерами напролет агитируют девушку выйти замуж.
Настает счастливый момент, когда девушка дает согласие, и пара обменивается залогом верности — Iэуж (знак того, что достигнуто соглашение о свадьбе), назначают день свадьбы. Семья жениха готовится к празднованию, оповещают родственников жениха о предстоящей свадьбе, распределяют обязанности.
Один из важных вопросов — это наряд жениха и невесты. Традиция одевать невесту пришла к адыгам совсем недавно, буквально последние двадцать лет. Мой консультант по традиционным свадебным обрядам бабушка Гощэфыжь возмущалась тому, что теперь девушкам покупают свадебные наряды, раньше невеста сама шила себе свадебное платье и демонстрировала свое умение шить одежду, которая может передать красоту и характер.
Выбор традиционного свадебного наряда представляет собой более важное действие, чем сам свадебный ритуал, потому что свадебный наряд является связующим звеном между поколениями. Последние годы молодые люди и девушки гордятся своими обычаями и многие в Адыгее делают выбор в пользу национального костюма в день свадьбы.
Уместно вспомнить, что в 2004 году невеста принца Иордании Али Бин аль-Хусейн, принцесса Рим, в день свадьбы вышла к многочисленным гостям в национальной черкесской одежде — адыгэ сае, исполнив желание жениха.
Как известно, принц Али — сын короля Хусейна от третьего брака с этнической черкешенкой Алией Тукан. Свадебный наряд изготовила знаменитый златокузнец, модельер Ася Еутых.
Образ невесты в национальном костюме «сае» — это образ романтической красавицы, в которой изысканная внешность сочетается с простотой и естественностью движений. Образ жениха в черкеске «цый» – это образ достойного и храброго мужчины, для которого главное в его жизни честь. В Адыгее часто играют свадьбы, где невеста в национальном наряде, а жених в классическом европейском костюме.
Сегодня адыги умудряются в течение двух дней сыграть свадьбу и совершить почти все сопутствующие мероприятию обряды, хотя в прежние времена свадьбы играли месяцами, обряды растягивались на годы.
Нысащэ – день поездки и привоза невесты. У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.
Особо стоит остановиться на транспорте. Для невесты обязательно подают лимузин или дорогую иномарку. В старину за невестой отправлялись на лошадях, невесту везли в повозке, потом в моде стали бортовые машины, а сейчас красивые машины, из окна которых, на ветру развевается адыгский флаг.
Наблюдая за стройными рядами красивых машин моя соседка, мать 6 детей и 7 внуков, сокрушается, что когда она выходила замуж, ей пришлось идти пешком до дома жениха больше 50 километров, и возмущается, что молодожены, для которых организуют такие красивые свадьбы, умудряются разводиться.
Вывод невесты сопровождается красивой свадебной песней с припевом, которую исполняют мужчины. Как только молодые переступают порог дома невесты, свадебному кортежу преграждают путь, требуя выкуп за невесту. На всем пути следования свадебного кортежа вплоть до дома жениха будут шлагбаумы из машин.
Друзья жениха, щедро одаривая тех, кто мешает движению, будут выкупать дорогу молодоженам. Этот обряд объясняется тем, что в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.
Следует отметить, что есть некоторые различия в свадебных обрядах у восточных (кабардинцев) и западных (бжедугов, шапсугов) адыгов. Например, у западных адыгов принято провожать невесту в дом жениха. Невесту сопровождают молодые мужчины, обычно родственники по линии отца, которые на протяжении всей свадьбы представляют интересы невесты, следят за тем, чтобы к ней относились с должным уважением и почетом.
Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней расстилают дорожку из шелковой ткани — «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк. Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.
Причем, этот обычай соблюдается неукоснительно на любой адыгской свадьбе, невзирая на то по каким канонам проходит свадьба. Считается, что судьба будет немилостива к молодым, если вдруг невеста перешагнет или ненароком встанет на порог, потому, что души умерших родных селятся под порогом, и их нельзя ненароком потревожить.
Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту. Согласно обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не попадаться на глаза старшим рода. Но последнее время много свадеб, где жених находится подле невесты на протяжении всей свадьбы.
Как заметила бабушка Гощэфыжь, раньше адыги в своих поступках руководствовались чувством стыда, поэтому жених исчезал, как только привозил невесту в дом. Присутствие жениха на свадьбе, как и проведение свадеб в кафе или в ресторане отталкивают, на мой взгляд, такие свадьбы теряют аромат национальной свадьбы. Это как копия картины художника – всегда останется копией. Ценность картины в штучности, так и свадьба в адыгском стиле должна быть на территории жениха и без жениха.
Адыги говорят, что человек оказывается в центре общества три раза в жизни: в момент рождения, в день свадьбы и в день смерти. Эти дни должны пройти в родном доме, эти моменты с тобой должны разделить твои родные и близкие люди, твои родные стены, которые пропитаны энергией твоей семьи и наполнены душами твоих ушедших предков.
Нысэщэ джэгу – танцы в честь невесты. В настоящее время культура адыгского народного пения оказалась полностью утраченной, свадебные торжества, как правило, сопровождают гармонист и пхъэчичао (трещоточник).
Отрадно, что сегодня стало модно и престижно уметь хорошо танцевать на «нысэщэ джэгу», хотя часто юноши и девушки позволяют себе не свойственные адыгской танцевальной культуре резкие движения и скачки, подергивание плечами. Еще несколько лет назад много нареканий от старших получали на свадьбах девушки в брючных нарядах. Теперь девушки стараются демонстрировать на свадьбе красивые платья в пол, меньше стало девушек в коротких юбках или с оголенными плечами.
Восстановлен институт «хьатиякIо» или «джегуако», который держит в руках символ власти — фундуковую палочку, и руководит свадебным обрядом. Со стороны девушек и молодых людей есть главный, кто их приглашает на площадку танцевать. Радует, что на «нысэщэ джэгу» возобновлены конкурсы на лучшего танцора, на самый красивый наряд.
На современных свадьбах возрождены следующие обряды:
— женщин со стороны жениха во время самих веселий крадут и запирают в курятнике. Их выкупают, и веселье продолжается;
— если еще жива бабушка жениха (гуащэжъ – старая свекровь для молодой девушки-невестки), то она берет мешок с угощениями, закидывает его за спиной и убегает в шутку из дома. Смысл в том что, мол, пришла вот новая хозяйка и выгоняет меня, житья не даёт! Молодая-невестка уговаривает вернуться бабушку домой, дарит бабушке мешок со сладостями, убеждает ее, что никто ее не выгонит, что ее будут почитать и уважать. Бабушка обнимается с невестой, и они возвращаются вместе в дом;
— три девушки из полных семей (то есть у них в наличие живые родители, дедушка и бабушка) по очереди продевают три раза иголку с золотой нитью на платке невесты. Смысл обряда в том, что от точности и скорости этой процедуры зависит сноровка и трудолюбие невесты;
— вешают на крышу холостяка флаг (обычно, мужчина кому глубоко за 30 лет). Флаг можно снять только в одном случае – свадьба.
— къыфэтэн – отдать за невесту выкуп. Невесту выводят на улицу под завершение свадьбы, в её честь танцуют и все родственники выкупают невесту;
— под занавес свадьбы во двор въезжает всадник на коне с ружьем, и стреляет в воздух, что означает конец свадьбы. Часто вместо всадника въезжает автомобиль, который резко заводится и беспрерывно сигналит. Всаднику или водителю машины вручают ореховую шапку (чы паIо) или ореховый флаг (дэжъые быракъ). Ореховые предметы готовят родственники жениха.
Нысэищэ – ввод невесты в большой дом является завершающим этапом. Невесту знакомят со старшими женщинами рода, со свекровью. На этом завершается основная часть свадьбы.
В наши дни постепенно возрождается институт нэчыхьытх – регистрация брака в мечети. Многие молодожены после посещений мечети едут в загс для регистрации брака.
Следует сказать о том, что до сих пор соблюдается следующий обычай: родители невесты не присутствуют на свадьбе. После того как невесту привозят в дом жениха, отец жениха вместе с кем-то из родственников отвозит родителям невесты пшъэшъэ гъэтэджыпкI (плата за то, что девушка встала и ушла из родительского дома – обычно символическая сумма). Это не калым, как часто любят представлять этот процесс в современной литературе, а знак уважения к семье невесты.
В тот же день родственники невесты отвозят ее вещи в дом жениха. Родственников невесты на свадьбе принимают с почетом, для них накрывается отдельный стол, но их пребывание на свадьбе регламентировано этикетом (максимум два часа).
Сегодня адыги умудряются на следующий день привезти невестку к своим родителям (тыщас). Обычно у адыгов первая послесвадебная поездка невестки в отчий дом совершалась через год или полтора после свадьбы. За это время невестка адпатировалась к быту и семейному укладу в новой семье, успевала родить ребенка. Но в век ускорения все обряды как в кино прокручиваются быстро.
Про остальные обряды не стоит писать, потому что они уже очень редко встречаются в сегодняшних свадебных обрядах адыгов. Это и блэгъэфакIо – первые взаимные визиты родителей молодых, и мэхъулъэгъашIо – первый визит зятя к родственникам жены.
Эти мероприятия раньше сопровождались застольем, отмечались как мини свадьбы. Последний раз я присутствовала в 1989 на обряде мэхъулъэгъашIо. С тех пор даже не слышала о проведении этого обряда.
Во все времена весь мир держится на семье, потому что от неё зависят многие аспекты нашей жизни. Как гласит известный афоризм: «Главное в жизни – это семья. Карьера – не ждет тебя дома, деньги – не вытрут слёзы, а слава – не обнимет ночью».
Для девушки свадьба – это чудо, мечта родом из детства, а для юноши – это серьезный шаг становления, когда он должен заботиться о жизни жены и детей. О семье.
Автор: Аменет Псеуш.
Иллюстрации: кадры из фильма Аслана Ципинова «Традиционная адыгская свадьба».
Свадьба Дианы и Расула, г. Майкоп
Свадьба Анжелы и Арсена
Свадьба Розы и Аскера. Аул Панахес, Адыгея
Свадьба Нафисет и Руслана, аул Ходзь, Адыгея