Свадьба азербайджанская традиции – Сценарий АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ свадьбы. Тамада 25т.р. Обряды, обычаи и традиции азербайджанцев

Содержание

Азербайджанский свадебный обряд — Википедия

Азербайджанский свадебный обряд (азерб. Azərbaycanın toy adətləri) является одним из наиболее значительных и торжественных[1]семейных обрядов азербайджанского народа. Он сложен и многоступенчат, связан с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов[2]. Старинная азербайджанская свадьба представляет собой цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат[1]. Сама свадьба складывается из трёх этапов: досвадебный период (сватовство, обручение, заключение брака)[2], свадьба и послесвадебный период[3]. Свадебные элементы азербайджанского народа повлияли на культуры и других народов, живущих в Азербайджане, в том числе на культуру лезгин[2], хыналыгцев[4], цахурцев.

После самостоятельного принятия решения о вступлении в брак разворачивается формальная свадебная процедура, начинающаяся с получения предварительного согласия родителей невесты (

«сез кясди»)[5].

Гыз гёрме[править | править код]

Первейшим условием свадьбы являются такие обычаи, как «гыз гёрме» (смотрины), «гыз бейенме» (одобрение выбора). Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Так, ближайшие родственницы парня, собравшегося жениться, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница[3].

Сватовство[править | править код]

После того, как выбор жениха был одобрен, назначается день посылки сватов в дом девушки.

В «главном» сватовстве принимают участие наиболее уважаемые, старшие по возрасту родственники жениха и получение отказа было бы чувствительным ударом по престижу этих людей. Для получения предварительного согласия обычно в дом невесты отправляется кто-либо из пожилых родственников жениха, или в крайнем случае старшая сестра. Раньше традиция требовала неоднократного «отказа» по разным мотивам, но позже этот момент значительно упростился. Считается, что основную роль в этом сыграл тот факт, что выбор будущего спутника жизни стал равноправным и глубоко личным делом молодых людей[5].

При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, то есть одним из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к сватам, направляющимся из дома парня в дом девушки, по дороге примыкали и тёмные силы, старающиеся не допустить свершения доброго дела, стремившиеся к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и ни с чем вернулись бы обратно. В связи с этим на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Злые силы, испугавшись сделанной из металла иглы, якобы, не отважатся покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки

[3].

Сватовство является непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке

[1].

Выплата башлыга[править | править код]

В прошлом в Азербайджане был распространен обычай выплаты «башлыга» за невесту стороной жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Однако этот обычай был распространен в Азербайджане не везде. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга было запрещено[1].

Обручения[править | править код]

За сватовством следовал обряд обручения. После того, как родители девушки (прежде всего отец) соглашаются выдать дочь замуж, то жених в доме невесты угощает своих новых родственников чаем и сладостями. Процесс обручения у шахсевенов, этнографической группы азербайджанцев, в 1908 году описывался так

[6]:

Шахсевянды совершают браки по старинным обычаям. Если отец девицы соглашается выдать дочь замуж, то жених должен прежде всего угостить в доме невесты новых своих свойственников чаем и сладостями, что называется обручением.

Период после обручения и до свадьбы — особый период жизни молодых людей. Ранее сам срок этого этапа был довольно значительным, достигая порой нескольких лет. Считается, что это было связано с трудностями материального порядка — необходимостью подготовиться к предстоящим дорогостоящим свадебным мероприятиям. Позже этот период был значительно сокращён[5].

Кебин[править | править код]

Регистрация брака («кебин кесмек») происходит за несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон

[7]. В брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной, записывалась гарантируемая сумма («мэхр»), то есть гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа[1].

Свадьба[править | править код]

За несколько дней до свадьбы проводится обряд «ев бяземек» (украшение дома), заключающийся в том, что в этот день приданое («джехиз»)[8] невесты перевозится в дом жениха. Основная цель этого обычая — обеспечение молодой пары всем необходимым начала совместной жизни. Поэтому в приданом основное место занимают мебель, посуда, предметы домашнего обихода

[5].

Выделяют, как правило, «женскую» свадьбу (обряд «палтар кэсди»), и основную, так называемую, «мужскую» свадьбу[8]. На свадьбе обычно звучит национальная музыка[5].

Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония «помазания хны». На неё приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек c музыкантами. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. Обряд нанесения хны в различных районах Азербайджана называется по-разному: в Шеки — «пиршество невесты», в Товузе — «демонстрация девушки», в Масаллы и Ленкорани — «сбор у девушки», в Губе — «нанесение хны», на Абшероне — «хнанане». В ночь

«хына гойма» (накладывание хны) жених с шаферами по обычаю приходят в дом невесты за «той паи» (доля свадьбы) и забирают барашка и курицу, давая взамен подарки и деньги. По традиции той паи полагалось украсть, но в 80-е годы его заранее готовили и сами отдавали жениху. рон до середины ладони). Иногда музыканты остаются в доме невесты и веселье, танцы продолжаются до утра[9].

Утром второго дня свадьбы в доме жениха бывают танцы. В некоторых селах еще сохранился обычай устраивать на свадьбе борьбу — «гюлеш». Ещё в 70-е годы эта традиция в азербайджанских селах существовала повсеместно. На свадьбу специально собирались померяться силой, ловкостью прославленные борцы из разных сел[9]. К концу свадьбы в дом невесты отправляется караван (в наши дни — караван машин), чтобы привести невесту в дом жениха («гялин гятирмэ»). На обратном пути караван с женихом и невестой задерживают мальчики для получения какого либо подарка («хэлэт»)[5].

Обе ладони невесты перевязывают белыми или красными платочками, под которые вкладывают деньги, которые берут янга жениха и невесты, развязывая невесте руки накануне брачной ночи[9].

После свадьбы[править | править код]

Через несколько дней после свадьбы проводится обряд «узэ чыхды» (открытия лица), символизирующий окончание периода «избегания». В прошлом по традиции молодая невестка в течение месяца после свадьбы не выходила за пределы двора, а первые несколько дней даже из своей комнаты. Неделю она не разговаривала со свекром и свекровью. После же обряда «узэ чыхды» самые близкие родственники невесты (без матери и отца) и жениха собираются в его доме, поздравляют новобрачных, дарят им ценные подарки или вручают деньги

[5]

Несмотря на значительную традиционность, в последние десятилетия азербайджанская свадьба всё же испытала определенные изменения[10]. Так, широкое распространение получили фотографирование молодых в день свадьбы, белое платье в качестве свадебного наряда невесты[9]. В частности, значительно смягчилась строгость самого свадебного скрывания молодых. Жених, а изредка и невеста, могут сидеть за свадебным столом вместе с гостями. Жених в последние годы также получил право присутствовать на обручении[10]. Особенно динамичны все эти изменения в городской свадьбе. Считается, что и в сельской свадьбе в ближайшие годы будут продолжаться дальнейшие изменения. Одной из тенденций считается отказ от «свадьбы без новобрачных», от традиций свадебного скрывания невесты

[9]. Также сократился сам срок проведения свадьбы. Если раньше азербайджанская свадьба могла продолжаться до 3 и даже 7 дней, то в наши дни она, как правило, проходит в один день[5].

  1. 1 2 3 4 5 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Оригинальный текст (рус.)

    Одним из наиболее значительных и торжественных семейных праздников остается свадьба. Старинная азербайджанская свадьба — цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат.

    Сватовство же еще и в эти годы было непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке. За сватовством следовал обряд обручения. Непременным элементом свадебного цикла в прошлом была плата «башлыга», которую вносила сторона жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Но далеко не везде в Азербайджане этот обычай был распространен. Иногда основной свадебной платой становилась не выплата наличными, а гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа. Эта гарантируемая сумма («мэхр») записывалась в брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга запрещено.

  2. 1 2 3 М. А. Аббасова. Свадебная обрядность лезгин Азербайджана (традиции и новации). — Академия наук Азербайджанской ССР. Доклады: Элм, 1988. — Т. 44.

    Оригинальный текст (рус.)

    Лезгинская свадебная обрядность, как и азербайджанская, сложна и многоступенчата, связана с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов (сватовство, обручение, заключение брака, свадьба и послесвадебный период). (стр. 81)

    Этнографические материалы и наши наблюдения показывают, что на свадебную обрядность лезгин Азербайджана значительное влияние оказывают азербайджанские свадьбы. (стр. 83)

  3. 1 2 3 Н. В. Малышева, Н. Н. Волощук. Крым: соцветие национальных культур : традиции, обычаи, праздники, обряды. — Бизнес Информ, 2001. — С. 15.

    Оригинальный текст (рус.)

    АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СВАДЬБА Складывается из трех этапов: досвадебный период, свадьба и послесвадебный период. Обычаи гыз чёрме (смотрины), гыз бейенме (одобрение выбора) являются первейшим условием свадьбы. Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Ближайшие родственницы парня, который собирается создать семью, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница. Затем назначается день посылки сватов в дом девушки. При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к направляющимся из дома парня в дом девушки сватам по дороге примыкали и тёмные силы, которые старались не допустить свершения доброго дела, стремились к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и вернулись бы обратно ни с чем. Поэтому на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Испугавшись сделанной из металла иглы, злые силы, якобы, не отваживались покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки.

  4. П. Г. Волкова. Хыналыг / Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. — Кавказский этнографический сборник: Издательство Академии наук СССР, 1980. — Т. 108. — С. 60.

    Оригинальный текст (рус.)

    Современная культура хыналыгцев, как показывают приведенные материалы, имеет несколько пластов. Это общекавказский, который роднит её с культурой многих кавказских народов, и прежде всего с горскими народами (тип поселения, элементы костюма), азербайджанский пласт (в частности, фольклор, элементы свадьбы, костюма, пищи), и новый, свидетельствующий о процессах урбанизации и модернизации в бытовой культуре этого народа.

  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 А. А. Аббасов. Образ жизни в новых городах Азербайджана. — Элм, 1987. — 199 с.
  6. Отдельный гвардейский корпус. Штаб. Военный сборник. — В типпографии Е. Праца, 1908. — Т. 51.
  7. Наргиз Кулиева. Свадебные обряды азербайджанцев // журнал : İRS.
  8. 1 2 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Ни одна азербайджанская свадьба в прошлом не проходила без сбора денег с приглашенных. Это было неотъемлемым элементом как «женской» свадьбы (обряд «палтар кэсди»), так и основной, так называемой, «мужской».

  9. 1 2 3 4 5 Н. С Полищук, Т. С. Макашина. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья. — Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая: Российская академия наук, 1993. — 201 с.
  10. 1 2 О. А. Ганцкая, И. А. Гришаев. Семья: традиции и современность. — 1990. — С. 172-174. — 255 с.

Азербайджанская свадьба: традиции и обычаи

Свадебные традиции Азербайджана интересны и многоступенчаты. Азербайджанская свадьба – один из самых торжественных, веселых и значительных праздников этого народа. Она представляет собой цикл обрядов, которые в современном мире немного изменились, но суть их осталась прежней.

Традиции азербайджанской свадьбы

Жених и невеста проходят три главных этапа: досвадебная подготовка (сюда входят сватовство, затем обручение и после него официальное заключение брака), затем свадьба (носит неофициальный характер) и первый месяц после нее. Сватовство невозможно без ‘сез кясди’ – предварительного согласия родителей девушки, которую выдают замуж. Затем со стороны родни жениха следуют смотрины и согласие – так называемое одобрение выбора, ‘гыз бейенме’.

Главные здесь женщины. Они собирают сведения о семье невесты и о ней самой, чтобы передать эти данные матери и отцу жениха. После этого следует обряд сватовства. Он обязателен даже если влюбленные самостоятельно решили вступить в брак.

Обычаи азербайджанской свадьбы

К ним относится обряд обручения. После того как получено согласие родителей невесты, они приходят в дом жениха, и тот угощает их сладостями и чаем. Стол должен быть щедрым, чтобы оказать уважение будущим родственникам. Этот день как у нас помолвка – он значит, что молодые отныне обручены.

От обручения до свадьбы может пройти неделя, месяц и даже несколько лет. Раньше этот срок был очень долгим, особенно для небогатых семей. Он давался для того, чтобы собрать приданое невесте и выкуп жениху.

Регистрация брака

Она называется ‘кебин кесмек’ и назначается не в день свадьбы, как у нас, а за несколько дней. В регистрации обязательно участвуют свидетели с той и другой стороны. Молодые заключают брачный договор, называемый ‘кэбин кагызы’. В него записывает сумму, которую будет гарантировано получать женщина в случае смерти мужа или развода. Таким образом, женщина в азербайджанской семье остается обеспеченной, несмотря ни на что. Вот так серьезно этот народ подходит к браку.

Затем подружки и родственницы украшают дом жениха, где будет проходить торжество, туда заранее привозят приданое невесты. Так выполняется важная цель – обеспечить молодую семью всем для совместной жизни. Свозится мебель, вещи, предметы быта, техника.

Как проходит азербайджанская свадьба

В доме будущей новобрачной перед самой датой свадьбы, вечером, совершают церемонию помазания хной. В ней участвуют подружки и сама невеста. В эту ночь к ним приходит и молодой с друзьями, чтобы забрать в подарок курицу и барашка, а девушкам подарить бусы, сережки, колечки и деньги.

На свадьбе звучит национальная музыка, очень много внимания уделяют танцам, играм. Во многих селах до сих пор устраивают богатырские бои, где парни меряются силой. На них сходятся силачи даже из окрестных сел.

Существует очень красивый обычай – перевязывать ладони невесты красными либо белыми платочками. Под них подкладывают купюры для богатой и счастливой жизни. Невесте развязывают руки перед брачной ночью.

Азербайджанские свадьбы щедры на обряды, которые символизируют процветание, поэтому раньше к ним так долго готовились, накапливая деньги, вещи, скот и предметы быта.

После свадьбы

Проходит несколько дней после торжеств (обычно гуляют 2 суток), и наступает время обряда открытия лица новобрачной, или ‘узэ чыхды’. Он означает, что с этого дня молодая жена не будет выходить за пределы двора дома своего мужа в течение месяца.

Так ее оберегали от злых языков и недоброго глаза. В старину молодая не выходила даже из своей комнаты на протяжении недели, чтобы привыкнуть к новому дому и обстановке.

После обряда открытия лица в доме молодых собираются все родственники с обоих сторон и снова празднуют. Они дарят паре деньги и ценные подарки. Этим символизируется начало семейной жизни.

Свадебные традиции в Азербайджане — Wedding tradition in Azerbaijan

Свадьба традиция Азербайджана ( азербайджанский : Azərbaycanın игрушка adətləri ) является одним из самых важных и торжественных семейных традиций в Азербайджанской Республике . Это многоступенчатое и связанно с различными обязательными ритуалами и традициями. Древние азербайджанские свадьбы отражают циклы традиций, длящимися в течение длительного периода времени, и требуют значительных материальных затрат.

Структура церемонии

Формальная процедура свадьбы начинается с принятием согласия родителей невест ( «Соз Kesmek») и продолжается после того, как самостоятельное решение о браке производится.

Qiz Görmə / СПЗ bəyənmə (презентация выданье девушки)

Такие традиции как Qiz görmə (презентация выданье девушки) и СПЗ bəyənmə (утверждение выбора) являются первыми условиями свадьбы. Ближайшие родственники жениха , которые собрались вместе , чтобы выйти за него замуж, начинают собирать информацию о невесте , ее родители, и в семье , где она живет.

сватовство

На следующий день для отправки сватов в дом невесты фиксируется, когда выбор жениха утвержден.

Более уважаемые, старшие родственники жениха принять участие в «главной» церемонии сватовства. Будучи отказался считается удар по престижу сватов. Как правило, старшие родственники жениха или его старшей сестры отправляются в дом невесты, чтобы получить признание предварительного согласия. Ранее традиция требовала повторены «отказы» по разным причинам, но в дальнейшем это значительно упрощено. Это упрощение можно было бы отнести к убеждению, что будущий спутник жизни должен быть равен в правах и что молодые люди имеют право сделать этот частный выбор.

Устанавливая день сватовства все пытается выбрать удачный день, который должен быть днем , когда сбываются все мечты. Согласно древнему поверью, злые духи граничили путь Сватов на пути к дому невест, пытались ограничить обязательство, и хотели свахи получить отказ и должны вернуться без согласия. Чтобы противодействовать этому, люди прикрепили булавку к двери и стенам домов, которые они приближаются. Злые духи, напуганные от булавки из железа, не хватило мужества , чтобы выйти из дома и сопровождать сваха собирается дом невесты.

Сватовство является незаменимой традицией, даже когда пара соглашается на матч.

Оплата Başlığ

Азербайджан почтил традицию выплаты «Başlığ» . Başlığ это плата за невесту , сделанной стороны жениха к родителям невесты, в частности, к ее отцу или другому лицу , которое предлагает невесту для брака. Оплата была произведена наличными, крупного рогатого скота или других материальных благ до свадьбы. Эта традиция наблюдается в Иранском Азербайджане и Азербайджанской Республики. Во время советской эпохи он был запрещен в Азербайджанской Республике.

Нисана (захват) или Adax (Обручение)

Бросив красный шарф круглого плечи невесты является атрибутом участия в Азербайджане

Сватовство следует обручальных традиции. После того , как отец решает выдать свою дочь за брак, жених развлекает своих новых родственников с чаем и сладостями в доме невесты. В 1908 году, процесс зацепления Shahsevens , этнической группы азербайджанцев, была описана следующим образом :

Shahsevens вступать в брак в соответствии с древними традициями. Если отец девочки соглашается жениться на его дочери прочь, то в первую очередь жених должен развлекать и конфетку к своим новым родственникам в доме невесты, которая называется традицией.

Период после помолвки и до свадьбы является основным периодом в жизни молодой пары. Ранее длина этого этапа была очень значительной, иногда простирающаяся на несколько лет. Это может быть, что длительный срок о помолвке было связано с трудностями, связанными с материальным благополучием и необходимости подготовки для будущих свадебных церемоний. Позже этот период был значительно сокращен.

Cehiz (приданое)

После участия или помолвки, семья Brida начинает готовить cehiz для будущей семейной жизни их дочери. Cehiz это быть в форме все необходимое оборудование, чтобы заполнить дом. Обычно семья жениха покупает дом и семья невесты покупает всю мебель, кухонные оборудование, Washin машину, пылесос и многие других необходимо, чтобы жить в доме. Это славная семье невесты, чтобы обеспечить богатство cehiz. Это принимается как последний долг родителей за их жизнь дочери.

Kebin (Религиозная регистрация)

Религиозная регистрация брака ( kebin kesmek ) ( Азербайджанское : Kəbin Kəsmək ) проводится за несколько дней до свадьбы с участием свидетелей с обеих сторон. Гарантированный сумма ( «Мехр») записывается в брачном договоре ( «kebin kagizi») ( Азербайджанская : Kəbin kağızı ). Это гарантированная сумма денег для невесты в случае развода или смерти мужа. Сумма была тщательно хранится замужней женщиной в прошлом.

Игрушка (свадьба)

Церемония для украшения дома ( «эв bezemek») проходят за несколько дней до свадьбы. Церемония заключает в тот же день , когда приданое вводят в дом жениха. Цель этой традиции заключается в обеспечении молодых со всеми потребностями в начале их совместной жизни, поэтому приданое включает в себя мебель, посуда и предметы домашнего полезности.

А «свадьба девушки» ( «paltar kesdi» церемония) и так называемая «свадьба мальчика» отличаются. Национальная музыка звучит на свадьбе.

Xınayaxdı (Henna Night)

Церемония « хной размыванию» проводится вечером в первый день свадьбы в доме невесты. Невесты ближайшие женские друзья и родственники приглашены на это событие. Группа молодых мальчиков и девочек с музыкантами приходит из дома жениха. Ближайшие родственники жениха мазок хны на пальцах невесты и дарят подарки. Семья невесты дает официальный ужин для участников церемонии. «Хна размазывание» имеет разные названия в разных районах Азербайджана: в Шеки церемония называется «праздник невесты»; в Товуз церемонии является «демонстрация девушки»; в Масаллы и Лянкяране событие известно как «сбор на девушку»; в Губу ссылка «хна Размытие» и на Абшероне это «hennanane». По традиции, в ночь «хны размазывание», жених пришел в дом невесты для «игрушечных payi» (свадьба части) и брал овца и курицу, дарить подарки и деньги взамен. По традиции, уместно украсть «игрушку payi», но в 1980 — х годах свадьба часть была подготовлена заранее и дал жениху. Иногда музыканты остаться в доме невесты и веселье и танцы продолжаются до утра.

На второй день свадебных танцев проходят в доме жениха. Проведение «gulesh» (борьба шоу) была частью второго дня в некоторых селах до сих пор. Еще в 1970 — х годах, эта традиция существовала в каждом селе Азербайджана. Известные борцы собрались вместе , чтобы взвешивать свои силы в свадьбе. В конце свадьбы караван отправляется в дом невесты (ныне-автомобиль) , чтобы привести невесту в дом жениха ( «Гелин getirme»). По дороге ребята задерживают жених и невеста и их караван, чтобы получить подарок ( «xelet»).

Обе ладони невесты связаны с белым или красным платком , под которым они вкладывают деньги, который был взят жениха и невесты yenge. Руки невесты развязаны до брачной ночи.

Uze çıxdı (после свадьбы)

Церемония под названием «UZE çıxdı», символизирующий конец периода «отсутствие», проходит через несколько дней после свадьбы. В прошлом, по традиции, невеста не переступать пределы ярда комнаты в течение месяца после свадьбы. Она не разговаривала с ее свекровью и свекром в течение недели. После церемонии «UZE chixdi» ближайшие родственники невесты (кроме матери и отца), а жених собираются вместе в его доме, приветствуют молодоженов, и представить их ценными подарками или деньгами.

Изменения в свадебной церемонии

Несмотря на давние традиции, азербайджанские свадьбы претерпели значительные изменения в течение последних десятилетий. В настоящее время широко принято, чтобы сфотографировать молодую пару в день свадьбы и невеста носить белое свадебное платье. Строгая маскировка молодой пары до свадьбы смягчилась. Грум, или редко невеста, может сидеть за столом с гостями. В последние годы, женихи получили право участвовать в церемонии помолвки. Эти изменения особенно присутствуют в городских свадьбах. Ожидается, что изменения будут продолжаться в деревенских свадьбах в ближайшие годы. Одной из современных тенденций является отказом от «свадьбы без молодоженов», традиции прятать невесту до свадьбы. Длина празднования брака также была сокращена. Раньше свадьба может продолжаться в течение 3 или 7 дней, но теперь она длится в течение дня.

Рекомендации

МИР ТВ | По всем традициям: что такое настоящая азербайджанская свадьба

Передача: Новости

Шыхлы, 16 апреля. Если на Руси издавна было принято играть свадьбу на Красную горку, то в Азербайджане есть свои особые традиции. Чтобы увидеть древний обряд и стать почетным гостем на настоящей азербайджанской свадьбе, корреспондент «МИР 24» Эльшан Алиев отправился в горное селение.

Газахский район Азербайджана – это Родина великих ашугов. Так называют влюбленных поэтов, которые слагают стихи в сопровождении музыкального инструмента – саза.

В этом районе ни одно веселье не обходится без саза. Так, на свадьбе под его звуки едет длинный кортеж жениха. Впереди скачут всадники, лошади которых украшены красными бантами.

В деревне все свадьбы проходят под палаточным шатром. Накрываются длинные столы с вкусными яствами. И, по давней традиции, прежде чем выйти к гостям, жених должен зайти за невестой в ее дом. После того как он вручит ей букет роз, молодые вместе появляются на людях. В это время звучит «Вокзалы» – свадебная мелодия, под которую девушка прощается с отчим домом. В такой момент родители часто не сдерживают слез.

Почетный гость на свадьбе старшего сына в семье Казымовых в деревне Шыхлы живая легенда – Ашуг Эйуб. Такое очень редко бывает, когда сам устад, то есть «выдающийся мастер слова и саза», благословляет молодоженов.

Кроме того, на деревенских свадьбах обязательно должен присутствовать аксакал. В деревне Шыхлы один из них именно Ашуг Эйуб. Старец одевается классически: на нем всегда китель времен Великой Отечественной Войны, солдатские сапоги, кожаный ремень с бляхой со звездой, брюки-галифе и национальная папаха из каракуля. Его же сазу с именем владельца на корпусе более полувека.

Свадьба празднуется широко. Под веселые ритмы саза подружки невесты выносят подарки, которые обычно оформляют в цветные корзины, обвязывая их также красными бантами. Таким образом демонстрируют танец «хонча».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Китайские военные коллективно сыграли свадьбы

Кроме того, по азербайджанским традициям принято при всех надевать на невесту дорогой подарок от жениха. Это, конечно же, золотые украшения с драгоценными камнями. Такой комплект из сережек, ожерелья, колец и браслета с камнями всегда вызывает зависть у многих женщин.

«В нашем селении есть свои обычаи и традиции. И все наши жители стараются придерживаться их, чтобы донести до нового поколения. Все наши мероприятия проходят под звуки саза и пения ашугов», – рассказывает Мубариз Абдуллаев, житель села Шыхлы.

Так, например, свадьбы в деревнях по традиции отмечают два раза. Первую свадьбу называют «гыз тойу» – то есть свадьба в доме невесты. А вторую — «оглан тойу» — «свадьба в доме жениха». И лишь после второй молодая супруга переезжает в дом мужа.

Передает mir24.tv.

Закавказская пленница: что мы знаем о традициях азербайджанской свадьбы

Кто такой свадебный дед, зачем невесте красить руки хной, и почему молодая жена не должна выходить из своего нового дома целый месяц?

Лето — любимое время для проведения свадеб не только в России. Пожалуй, ни в одной стране бывшего Союза не справляют свадьбу с таким размахом, как в Азербайджане. Здесь торжество вполне может длиться и три дня, и целую неделю, а готовиться к нему раньше начинали чуть ли не за несколько лет. Конечно, сейчас многое изменилось: современная азербайджанская свадьба становится все ближе к типичной европейской. Однако вековые национальные традиции не уходят в прошлое — напротив, интерес к ним с каждым годом только усиливается.
1 (1)-001

В один из предсвадебных дней — хна яхты — невеста одевается в традиционный национальный костюм красного цвета и повязывает на голову и плечи келагаи — тонкий шелковый платок, который ей дарит будущая свекровь.
2.
2-001
На фото: невеста в день хна яхты

Костюм обычно берут напрокат, а вот келагаи — это «память», которая передаётся из поколения в поколение. Этот подарок от семьи жениха — символ создания новой, его собственной семьи. Такой платок жена не просто носит как украшение: в него она кутает первенца и им же обвязывает талию, как корсетом, чтобы быстрее прийти в форму после родов.
3.
3 (1)-001
На фото: в Азербайджане национальный платок келагаи не теряет своей актуальности и по сей день

День хна яхты — один из подготовительных этапов к браку. За день (иногда два или три) до свадьбы невеста собирает в своем доме подружек, которые должны провести обряд помазывания хной. Натуральная иранская хна заваривается в глиняном горшке и выносится в комнату невесты. Раньше на хна яхты будущей жене красили волосы: считалось — чем ярче краска, тем сильнее будет любить муж. Теперь же девушки наносят друг другу красивые тонкие узоры на руках.
4.
4-001

В последнее время появилась новая традиция: уже на свадьбе жених и невеста пишут на ладонях первые буквы своих имен, затем прижимают ладонь к ладони и таким образом «скрепляют» брак.
5.
5

Большую роль в подготовке свадьбы молодых играют родственники — в первую очередь, со стороны жениха. Именно его мать или старшие сестры сначала отправляются в дом невесты на малое сватовство, чтобы получить предварительное согласие на брак. Затем, уже вместе с отцом, семейство отправляется на сватовство для обсуждения деталей. Далее следуют малое и большое обручение — эти два мероприятия тоже проходят без участия жениха, помолвочное и обручальное кольца вручает старший брат, сестра или отец будущего мужа.

Почему на помолвке не присутствует сам жених? На самом деле — присутствует, но «незримо»: например, сидит неподалеку в машине, волнуется и пишет будущей жене смс. Все дело в том, что в Азербайджане очень почитают старших и доверяют ведение подобных вопросов аксакалам. В древние времена молодожены вообще могли познакомиться друг с другом только в день свадьбы: именно родители подбирали своим детям пару на всю жизнь.

Примерно через 2-3 месяца родственники невесты наносят ответный визит родителям жениха и приносят подарки. Еще через несколько дней совершается предсвадебный разговор, на котором родители определяют, кто будет «свадебным дедом». Эта почетная должность до революции именовалась «хан-гора»: один из старейшин берет на себя ответственность за организацию и ведение праздника — приглашает гостей, выбирает музыкантов, распоряжается выносом блюд.

Современная азербайджанская свадьба проходит в ресторане или доме жениха, но для начала нужно забрать невесту из отчего дома. За ней жених отправляется вместе с друзьями. Когда будущую жену выводят из дома, один из младших братьев повязывает вокруг талии невесты красную ленточку — символ непорочности. При этом собравшиеся желают избраннице принести в новую семью «семерых сыновей и одну дочь». (Какой мужчина не хотел бы иметь столько сыновей? :))
6.
6

Дети — радость в семье. Поэтому на самом свадебном застолье свекровь должна посадить на колени невестке малыша — знак того, что новые родители желают как можно скорее увидеть в доме внуков.

После шумного и веселого торжества молодые отправляются в свою комнату под звуки «Вагзалы» — традиционной свадебной азербайджанской мелодии. С этого момента женщина «закрыта» для мира и принадлежит только своему мужу.
7.
8

Раньше так проходил весь медовый месяц: жена не покидала двор своего нового дома в течение 30 дней, и первые несколько дней вообще не выходила из комнаты. Неделю она не должна была видеться и разговаривать со свекром и свекровью. Теперь период «избегания» длится намного меньше, и уже через несколько дней после свадьбы проводится обряд «узэ чыхды» («открытие лица»). Свекровь готовит семейный обед и просит своего мужа позвать невестку. Свекор идет за невесткой в комнату и приводит к обеденному столу, после чего вручает ей подарок и называет самым дорогим членом семьи. С этого дня молодая жена больше ни от кого себя не скрывает.

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

Настоящая азербайджанская свадьба — soullaway — LiveJournal

Что вы знаете о свадьбах? С чем ассоциируются? Выкуп невесты, крики «Горько!», поддатый тамада и застолье, перетекающее в ночные бдения. То есть представить русскую свадьбу нам несложно, тем более что наверняка доводилось неоднократно бывать на таких мероприятиях.

Когда-то давно, лет 10 назад, я в шутку говорил Лере, что хочу попасть на настоящую кавказскую свадьбу. С джигитами, лезгинкой и горой шашлыка. Честно говоря, что такое свадьба в Азербайджане я не мог представить в те далекие времена. Впрочем, я слабо себе представлял куда еду и в настоящее время.

Как мне объяснили свадьба в Азербайджане это что-то вроде светского раута. Отчасти верное определение. Но обо всё по порядку.

Утром мы расстались с супругой, и она уехала помогать невесте. Мы же с сыном остались у жениха. Коллективно нервничать и волноваться. Шучу. Хотя какая-то доля волнения присутствовала. После обеда начали собираться гости. Всех беспокоил галстук жениха.

2

3
Последние подглаживания рубашки.
4
Настоящий жених это джигит. А у джигита обязательно должен быть хороший конь. В наше время хороший конь это автомобиль.
5
Волнительная фотография до изъятия невесты из  дома родителей.
6
Подъезды и машины принято украшать не только в Азербайджане, тут ничего необычного для меня не было.
7

8
Сеймур снова беспокоится за галстук. В человеке, всё должно быть прекрасно, а в женихе так тем более.
9
Ну, всё. Невеста заполучена. Честно говоря, что происходило в квартире для меня загадка. Я волновался и курил на улице с братом невесты. Тем более в квартиру набилось столько народу, что мои поползновения с фотоаппаратом закончились на паре фотографий.
10
Собственно дальнейшая программа меня тоже не настораживала. Всё как у нас. Поездка к памятным местам, классические фотографии из серии мальчики с мальчиками, а девочки с девочками. То есть ничего необычного.
11
Хотя в какой-то момент я понял, что нас окружили дети. Именно окружили как во время боевых действий. Как я понял, это были цыганские дети. Настоящий бакинец не будет попрошайничать, даже если живет бедно. Не принято. Когда детям выдали деньги, я думал, они сметут всю свадебную процессию. Вся эта процедура выпрашивания калыма появилась вроде бы недавно. Еще несколько лет назад такого не было.
12

13

14
А вот дальше началось самое интересное. В Баку есть целая улица, отведенная под свадебные заведения. То есть это целая индустрия и сектор бизнеса. Улица отведена не под рестораны и кафе, а именно под заведения, где происходят свадебные церемонии. Свадьба для азербайджанца это очень важная веха в жизни. Свадьба не должна быть скромной, на свадьбу зовут всех и свадьба это целый культ.
Зайдя в здание, я даже слегка напугался. Вот не чувствую я себя уютно в огромных залах и среди белоснежных стен. Не дворянин я.

15

Как видите, насторожился не только я, но и мой сын. Всё это огромное помещение, по сути, во время свадьбы становится большой курилкой. При этом там есть своя барная стойка и столики, где гость подходит и пьет вино или чай. Официанты бегают не только в зале для гостей, но и здесь стараются угодить. Как мне сказали, мы были на скромной свадьбе. Всего-то около трёхсот гостей. Мои представления о скромности несколько иные. Но Восток дело тонкое. Как я уже писал выше, в Азербайджане существует культ свадьбы. Так принято и никто не пойдет против обычаев.
16

17

18

19
А это уже зал для гостей. В реальности, конечно, всё это впечатляет еще больше. У каждого столика свой официант, который словно фокусник успевает подносить новые блюда и напитки. То есть то, что вот на фотографии это не еда. Это закуска, основные горячие блюда накладывает официант. Накладывает как-то очень ловко, словно факир.
20

21

22
Итак, церемония. Выход невесты и жениха к гостям. Выход сопровождается национальным танцем. За неделю до свадьбы я видел, как это всё репетировали. В очередной раз я убедился, как репетиция отличается от выступления.
23

24

25

26

27
Дальше по программе танец новобрачных. Честно говоря, я чуть не пустил слезу, пока молодые танцевали. Бывает такое необъяснимое чувство, когда какие-то трогательные моменты вызывают приступ сентиментальности. Танцевали кстати молодые под Земфиру, что для меня не было неожиданностью во время свадьбы, но когда я только узнал, то был удивлен. Лера и Марат знают толк в музыке.
28

29

30

31
Ну а дальше тосты, танцы, фотографии с молодыми и еда. Кстати о фотографиях. В течении свадьбы фотографии тут же распечатывают и продают гостям. То есть свадебная индустрия идет в ногу со временем.
32

33

34

35
Лезгинка. Видели когда-нибудь лезгинку живьем? Какая же свадьба в Азербайджане без лезгинки?
36

37

38
Продолжение тостов и дискотеки. Всё происходит весело и непринужденно. Вокруг атмосфера праздника и чревоугодия.
39

40

41
Кульминация же свадьбы это вынос плова. Плов важная вещь. Ему посвящена отдельная церемония.
42

43

44

45

46

47
Я ожидал, что плов будет в огромном казане, а вместо этого его вынесли в таких вот треугольниках. То есть в тесте рис, рядом мясо с зеленью и сушеные фрукты. Никогда не ел ничего похожего. Судя по вкусу, приготовление плова это целое искусство. Кстати обратите внимание. Фотографии сделаны под конец вечеринки, а столы по-прежнему ломятся от еды. При этом я чувствовал себя словно воздушных шарик, который вот-вот лопнет. Азербайджанцы знают толк в чревоугодии, что лично у меня вызывает уважение.
48

49
Торт. Какая свадьба без торта?
50
Ням-ням.
51
И финальный аккорд это букет невесты. Ровно в полночь свадьба заканчивается и при этом всё происходит как-то организованно. Гости поздравляют молодых и родителей и разъезжаются по домам. Кстати я забыл указать в самом начале, что там не принято дарить сервизы, скатерти и телевизоры. Дарят деньги. При входе в зал стоит специальный ящик, а рядом лежат конверты. Делаешь письмо и кидаешь в ящик. Когда-то давно при входе на свадьбу сидел специальный человек с тетрадкой и собирал деньги. Но это осталось в прошлом. Конверт эстетичнее.
Собственно всё. Уставшие и довольные мы уехали домой. Самое странное, что дома мы опять сели кушать. То ли в Баку такая атмосфера, то ли воздух такой, но там мы постоянно ели, даже не будучи голодными.
Пост надо чем-то закончить и сделать некий финальный штрих. Тем более я знаю, что его прочтут новобрачные, его прочтут родители и друзья. Так вот, я могу сказать честно со всей своей прямотой. Это был один из самых незабываемых дней в моей жизни. Один из тех дней, которые приятно однажды вспомнить и кому-то пересказать. Ведь настоящая азербайджанская свадьба это такой праздник, которым с кем-то хочется поделиться.  И который навсегда останется в моем сердце. Спасибо вам Лера и Марат за это чудо. От души, да? По-братски!
52

53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *