Стереотип поведения это – Стереотип поведения — это… Что такое Стереотип поведения?

Содержание

Стереотип поведения — Википедия. Что такое Стереотип поведения

«Помню, когда я был ребёнком и увлекался Майн Ридом, одна весьма культурная дама сказала мне: «Негры — такие же мужики, как наши, только чёрные». Ей не могло прийти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказать с тем же основаньем: «Англичане — такие же охотники за головами, как мы, только белого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотя и основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваются при соприкосновении с оной.
Для средневековой науки Западной Европы этнография была не актуальна. Общение европейцев с иными культурами ограничивалось бассейном Средиземного моря, на берегах которого жили потомки подданных Римской империи, частично обращённые в ислам. Это, конечно, разделяло их с «франками» и «латинами», т. е. французами и итальянцами, но наличие общих корней культуры делало разницу не настолько большой, чтобы исключить взаимопонимание. Но в эпоху великих географических открытий положение изменилось коренным образом. Если даже можно было назвать негров, папуасов и североамериканских индейцев «дикарями», то этого нельзя было сказать ни про китайцев, ни про индусов, ни про ацтеков и инков. Надо было искать другие объяснения.

В XVI в. европейские путешественники, открыв для себя далекие страны, невольно стали искать в них аналогии с привычными им формами жизни. Испанские конкистадоры стали давать крещеным касикам титул «дон», считая их индейскими дворянами. Главы негритянских племен получили название «королей». Тунгусских шаманов считали священниками, хотя те были просто врачами, видевшими причину болезни во влиянии злых «духов», которые, впрочем, считались столь же материальными, как звери или иноплеменники. Взаимное непонимание усугублялось уверенностью, что и понимать-то нечего, и тогда возникали коллизии, приводившие к убийствам европейцев, оскорблявших чувства аборигенов, в ответ на что англичане и французы организовывали жестокие карательные экспедиции. Цивилизованный австралийский абориген Вайпулданья, или Филипп Робертс, передаёт рассказы о трагедиях тем более страшных, что они возникают без видимых причин. Так, аборигены убили белого, закурившего сигарету, сочтя его духом, имеющим в теле огонь. Другого пронзили копьем за то, что он вынул из кармана часы и взглянул на солнце. Аборигены решили, что он носит в кармане солнце. А за подобными недоразумениями следовали карательные экспедиции, приводившие к истреблению целых племен. И не только с белыми, но и с малайцами у австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи часто возникали трагические коллизии, особенно осложненные переносом инфекции.
30 октября 1968 г. на берегу реки Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и восемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так, прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что; по их обычаям, неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал за ухо ребёнка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не внимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на тех, кто живёт на берегах Амазонки.»

Л. Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли»; Часть первая, о видимом и невидимом; I. О полезности этнографии; Несходство этносов.

wiki.sc

Стереотип поведения — Википедия

«Помню, когда я был ребёнком и увлекался Майн Ридом, одна весьма культурная дама сказала мне: «Негры — такие же мужики, как наши, только чёрные». Ей не могло прийти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказать с тем же основаньем: «Англичане — такие же охотники за головами, как мы, только белого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотя и основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваются при соприкосновении с оной.

Для средневековой науки Западной Европы этнография была не актуальна. Общение европейцев с иными культурами ограничивалось бассейном Средиземного моря, на берегах которого жили потомки подданных Римской империи, частично обращённые в ислам. Это, конечно, разделяло их с «франками» и «латинами», т. е. французами и итальянцами, но наличие общих корней культуры делало разницу не настолько большой, чтобы исключить взаимопонимание. Но в эпоху великих географических открытий положение изменилось коренным образом. Если даже можно было назвать негров, папуасов и североамериканских индейцев «дикарями», то этого нельзя было сказать ни про китайцев, ни про индусов, ни про ацтеков и инков. Надо было искать другие объяснения.
В XVI в. европейские путешественники, открыв для себя далекие страны, невольно стали искать в них аналогии с привычными им формами жизни. Испанские конкистадоры стали давать крещеным касикам титул «дон», считая их индейскими дворянами. Главы негритянских племен получили название «королей». Тунгусских шаманов считали священниками, хотя те были просто врачами, видевшими причину болезни во влиянии злых «духов», которые, впрочем, считались столь же материальными, как звери или иноплеменники. Взаимное непонимание усугублялось уверенностью, что и понимать-то нечего, и тогда возникали коллизии, приводившие к убийствам европейцев, оскорблявших чувства аборигенов, в ответ на что англичане и французы организовывали жестокие карательные экспедиции. Цивилизованный австралийский абориген Вайпулданья, или Филипп Робертс, передаёт рассказы о трагедиях тем более страшных, что они возникают без видимых причин. Так, аборигены убили белого, закурившего сигарету, сочтя его духом, имеющим в теле огонь. Другого пронзили копьем за то, что он вынул из кармана часы и взглянул на солнце. Аборигены решили, что он носит в кармане солнце. А за подобными недоразумениями следовали карательные экспедиции, приводившие к истреблению целых племен. И не только с белыми, но и с малайцами у австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи часто возникали трагические коллизии, особенно осложненные переносом инфекции.
30 октября 1968 г. на берегу реки Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и восемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так, прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что; по их обычаям, неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал за ухо ребёнка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не внимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на тех, кто живёт на берегах Амазонки.»

Л. Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли»; Часть первая, о видимом и невидимом; I. О полезности этнографии; Несходство этносов.

wikipedia.green

Стереотипы поведения и мышления человека

Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Стереотипы поведения и мышления – основа жизни человека

Стереотипы поведения и мышления человека – это алгоритмы – программы поведения и мышления, которым человек следует не задумываясь. Часть из них является врождённой, а часть, приобретённой в процессе воспитания и самой жизнедеятельности.

Более того, на мой взгляд, исходя из наших понятий и представлений о рефлексах, стереотипы поведения и мышления — есть комплексы условных и безусловных рефлексов человека на факторы внешних и внутренних изменений вокруг человека и внутри его самого.

По-моему, чтобы понять это и признать, вовсе не обязательно вдаваться в дебри теории и доказательств, а вполне достаточно проанализировать своё поведение и мышление, слегка отстранившись и включив по максимуму самосознание – своё «Я».

Проанализируйте, например, свой день сегодняшний, с утра: что вы думали и что вы делали?

И если у вас не произошло ничего сверхординарного за сегодня, то вы увидите, что весь день вы что-то делали и что-то думали «потому что так надо», по привычке – всё это были стереотипы поведения и мышления.

Сегодня, как, впрочем, и вчера, как и завтра, стереотипы поведения и стереотипы мышления, которые нам привили, воспитывая нас, и которые мы сами выработали своим самовоспитанием – это основа жизни человека.

Лиши нас стереотипов поведения и мышления, и мы, буквально, исчезнем – останется биологическое тело, которое вскоре умрёт. Ибо, даже питание человека, – это тоже стереотип поведения, основанный на простейшем стереотипе мышления, на базе животного рефлекса.

А тут, кстати, можно прочитать: Без чего не может жить человек — что нужно человеку для жизни?

Стереотипность поведения и мышления – это основное, сущностное свойство человека – он приспособлен жить в условиях относительной постоянности, стабильности и ПОВТОРЯЕМОСТИ в себе и вокруг себя.

И каждая ситуация, которая не укладывается в стереотипы поведения и мышления – это, буквально, чрезвычайная ситуация для человека, в которой он должен найти или НЕОРДИНАРНОЕ – оригинальное для себя решение или, без преувеличения, — погибнуть.

Или найти тот стереотип поведения и мышления, который спрятан у него в сознании.

Или освоить тот стереотип поведения и мышления, который будет ему дан в виде совета или подсказки окружающими людьми или духовной культурой: найден в книге, в кино, или, например, на сайте подобному этому.

Подражание как способ формирования стереотипов поведения и мышления

Когда человек не имеет своего стереотипа поведения и мышления и не может его сам сформировать, то в этом случае, мы имеем феномен подражания – важнейший фактор формирования стереотипов поведения и мышления.

Ибо, принцип: «Делай, как я!» — подражай мне, — лежит в основе любого воспитания и обучения человека.

Более того, подражание является не только насильственным актом формирования стереотипов поведения и мышления человека, а, в значительно большей степени, – добровольным актом обезьянничания.

В самом деле, проанализируйте своё или кого-либо поведение и мышление, и вы увидите, что оно осуществляется на основе стереотипов, которые сформированы как акты подражания или какому-либо идолу этого человека, или как собирательному образу из свойств и качеств других людей.

Более того, совершенно очевидно, что неспособность самому выработать алгоритм мышления и поведения – неспособность осмыслить сущность происходящего, приводит к тому, что человек просто-таки вынужден брать стереотипы поведения и мышления других людей и использовать их в своей жизни.

Конечно, при условии наличия выбора, он выберет для себя те стереотипы поведения и мышления, которые наиболее совпадают с его осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и духовными желаниями и чаяниями.

То есть, «хороший человек», быстрее всего, потянется к хорошим общественным, групповым стереотипам поведения и мышления, а «плохой человек», соответственно, к тому, что ему ближе и роднее.

А в чём изначальная «хорошесть» или «плохость» человека? А в первых стереотипах поведения и мышления, кои ему были привиты и переданы в генах по наследству.

На мой взгляд, именно в этом – в подражании социально-групповым стереотипам, и кроется возникновение стадного, родоплеменного, а сейчас, в наше время, группового социального сознания.

При этом стадное стереотипное поведение и мышление может быть присуще как группе людей из нескольких человек, так и целому социальному слою людей, или, даже, отдельной нации, в целом.

Примеров, когда целые народы и нации действовали по одним стереотипам поведения и мышления, в истории масса. Вернее, даже, нужно ещё сподобиться найти случаи, когда люди в своей истории не руководствовались общими стереотипами поведения и общими, стереотипными мыслями.

Стереотипы поведения и стереотипы мышления, их взаимосвязь

Взаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления, на мой взгляд, не выражена в прямой зависимости: как подумал – так и поступил.

Дело в том, что любой акт поведения человека и любой акт его мышления имеют не только автономию друг от друга, но и, часто, человек поступает, тем или иным образом, вопреки своим мыслям об этом.

То есть, взаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления довольно сложна:

1. Стереотипы поведения, однозначно, имеют под собой соответствующий стереотип мышления, который не только «руководит» поведением, но и обосновывает его как правильный и верный, если говорить о том или ином поведении, с точки зрения его оценки самим человеком.

2. Но, в случае возникновения недовольства человека своим поведением, возникает противоречие между стереотипом поведения и между стереотипами его одобрения и не одобрения.

В данном случае, должно сломаться что-то одно: или стереотип поведения или тот или иной стереотип осмысления этого поведения. Что победит? А что окажется сильнее.

Например: Есть стереотип поведения: желание «хорошо» покушать. Но возникает мысль, извините: Сколько можно жрать!? Что победит: стереотип обжорства или стереотип мышления «нужно худеть»? Или стереотип мышления: «Хорошего человека должно быть много»?

3. Стереотипы поведения имеют приоритет над стереотипами мышления, как и вообще над мышлением, как таковым.

Ибо, стереотипное поведение, как раз, и характеризуется отсутствием осмысления своего поведения – мышление только сопровождает акт поведения и управляет этим поведением. То есть: при стереотипном поведении, практически, вообще отсутствует осознаваемое мышление.

4. Стереотипы поведения могут сами задавать столь же стереотипное мышление.

То есть: достаточно человека приучить действовать стереотипно или он сам этому научится, а уж мысли под это поведение, как правило, оправдывающие это поведение, человек сам подберёт. Но, обычно, стереотипное поведение и стереотипное осмысление этого поведения идут сразу в комплекте.

5. Точно так же, достаточно человеку заиметь стереотип мышления, как под него вырабатывается соответствующий стереотип поведения, и наоборот.

Разве не на этом феномене основан процесс зомбирования человека и пропагандистское воздействие?

6. Стереотип поведения сломать так же тяжело, как и стереотип мышления – ибо это основы ТАКОЙ, данной жизни этого человека.

Но, сломав что-то из двух, можно сломать и второе: при сломе стереотипа поведения, ломается и стереотип мышления, и наоборот.

Тотальная стереотипность поведения и мышления и свободомыслие

Мы, как говорится, воочию можем наблюдать людей вокруг нас, которые обладают тотальным стереотипным поведением и мышлением. Это люди, которые даже размышляют и то стереотипно, подражая кому-то или пользуясь теми стереотипами, которые усвоили когда-то.

И таких людей, по моим наблюдениям, очень много, чтобы не сказать, большинство.

Наряду с этим, есть значительная часть, если уж быть совсем точным, — научно обоснованная цифра 10-20%, людей, которые обладают свободомыслием.

Под свободомыслием, здесь, я понимаю способность человека действовать не стереотипно – ПО-СВОЕМУ, на основе СВОИХ же мыслей. То есть, есть люди, которые могут переламывать стереотипы своего поведения и мышления.

Вовсе не обязательно, что их поведение и мышление будут и могут быть оригинальны – отличны от всех. Главное, что они могут действовать и мыслить не так как им предписывают стереотипы, которые имеются в их же головах, а вопреки им.

Косность и агрессивность стереотипного поведения и мышления

Последнее время, и быту и в интернете, стало популярным называть часть людей баранами, стадом. Грамотные люди называют ими тех, кто живёт стереотипами поведения и мышления, которые явно привиты им, чуждой здравым людям, пропагандой, прямо скажем, западного происхождения.

Это стереотипы мышления и поведения, например, западного обывателя, сориентированного на потребительское отношение к жизни, на отсутствие человеческой морали. И так далее, и тому подобное.

НО, самое главное, эти стереотипы поведения и мышления становятся у таких людей тотальными – они не испытывают ни малейшего сомнения в своей правоте и правильности.

И, ещё главней: бараны напрочь отучены САМОСТОЯТЕЛЬНО мыслить и самостоятельно действовать в своей жизни, хотя им привит и стереотип об, якобы, их креативности в поступках и в мыслях.

Отсутствие сомнения в правильности своих поступков и мыслей, ведёт к абсолютной косности жизни баранов – их поступательное развитие как личностей прекращается, а жизнь становится похожей на толчение воды в ступе.

Помимо этого, люди тотального стереотипного поведения и мышления, являются крайне агрессивными относительно не только других людей, которые не столь стереотипны, а вообще всех людей, которые в своей жизни не придерживаются их стереотипов поведения и мышления.

Ну, принцип здесь понятен: Кто не с нами, тот против нас! Кто не такой как мы – наш враг! То есть, любое инакомыслие и поведение, отличное от их группового стереотипного поведения и мышления, для них – табу.

Как изменить стереотипы поведения и мышления?

Как сказано выше, сделать это чрезвычайно сложно и тяжело – это обозначает, буквально, перепрограммирование не только какой-то части поведения человека, но и соответствующей части его сознания.

Что, как давно доказано и обоснованно, возможно, ещё, сделать в детском возрасте человека, но практически невозможно в его зрелости.

Ибо перепрограммирование человека – ломка стереотипов его поведения и мышления – это изменение личности человека.

А есть естественные механизмы противодействия этому: и генетические, и социальные, и психические – личность человека не может быть в виде пластилина, когда каждый другой человек или обстоятельства её будут изменять под себя.

НО, всё же, на мой взгляд, способ переломить стереотипы поведения и мышления есть.

Если у вас появилась мысль в виде недовольства своим или близкого человека стереотипным поведением и образом мысли, и желание это изменить, то нужно:

1. Буквально засадить эту не стереотипную мысль в своё сознание или сознание небезразличного вам человека.

2. Начать постоянно и постепенно «раскачивать» эту мысль в голове – начинать зарождать сомне

love-family-life.info

Стереотипное поведение — это… Что такое Стереотипное поведение?


Стереотипное поведение
– негибкое поведение индивида несмотря на его неадекватность, меняющиеся обстоятельства. Ср. ригидность, сенситивность 3.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Стереотипного усердия симптом
  • Стереотипные фразы

Смотреть что такое «Стереотипное поведение» в других словарях:

  • СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — Жесткое, негибкое поведение, которое имеет тенденцию осуществляться, несмотря на изменения в контексте и последствиях, которые обычно вызывают изменения в том, как человек действует. См. стереотипное движение и стереотипия …   Толковый словарь по психологии

  • поведение — Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. поведение …   Большая психологическая энциклопедия

  • Чередующееся Поведение — (spontaneous alternation behavior) поведение животного в условиях свободного выбора между двумя возможными путями удовлетворения потребности. Показано, что чередование поведения обусловлено стремлением к новым впечатлениям, а при депривации… …   Психологический словарь

  • РИТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (от лат. ritualis обрядовый), стереотипное поведение, сводящееся к взаимодействию между особями одного вида в определенных стандартных ситуациях (образование брачной пары, демонстрация превосходства доминирующей особи над подчиненной и др.).… …   Экологический словарь

  • Этология — (это логия) – 1. исследования этики, в особенности сравнительное изучение этических систем; 2. эмпирическое иследование характера человека; 3. изучение культурных традиций. Все 3 указанные значения ныне используются редко; 4. межотраслевая наука …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РОЛЬ —         стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего опр. позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия. Понятие “Р.” широко используется в социологии, социальной психологии,… …   Энциклопедия культурологии

  • этология — (от греч. ethos привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos учение) научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) …   Большая психологическая энциклопедия

  • Этология (ethology) — Э. это наука о поведении живых организмов в их естественной среде обитания, в понятие к рой включается не только физ. среда, но и соц. взаимодействия. Этологическое учение рассматривает тж роль естественного отбора в формировании поведения… …   Психологическая энциклопедия

  • Воспитание законопослушания — Актуальность воспитания законопослушания определяется многими причинами. Существование любого человеческого общества невозможно без соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • Жизнь — комплексное, многозначное явление и понятие. 1. В естественнонаучном (биологическом) смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления, согласно Э. Расселу, характеризующемуся своей направленностью, в частности: 1) прекращением… …   Начала современного естествознания


psychology_pedagogy.academic.ru

5. Смысл стереотипного поведения. Генетически и культурно обусловленные стереотипы поведения

5. Смысл стереотипного поведения

Основная, т. е. адаптивная функция стереотипного поведения очевидна (вообще говоря, всякое поведение имплицитно определяется как адаптация, и в этологии изучение поведения — это изучение механизмов адаптации). Тому есть несколько причин. Во-первых, в эволюции отбираются индивидуальнозначимые (эгоцентрические) поведенческие структуры, почему возможность существования неадаптивных стереотипов, имеющих генетическую основу, по меньшей мере спорна. Во-вторых, стереотипизация — это путь экономии действия: поведение по принципу проб и ошибок в каждой конкретной ситуации безусловно невыгодно, так что действия по заранее сформированному шаблону есть, видимо, оптимальный способ выбора из многообразия возможностей. В-третьих, стереотипность — это путь унификации реакций, используемых индивидами в контактах.

Аналогичная адаптивная функция присуща и ритуальному поведению: «…во многих случаях удобнее поступить «как принято», чем каждый раз решать задачу: выбирать наиболее целесообразное поведение»[17]. Свободное «поисковое» поведение в повседневной жизни встречается сравнительно редко и обычно требует значительного психоэмоционального напряжения (наиболее крайний случай — проблемы психосоциальной адаптации «человека двух культур»). Наиболее сильную дизадаптацию испытывает человек при разрушении его системы ритуального поведения.

Процесс стереотипизации поведения есть освоение среды, ее организация и включение в «картину мира». Это требует усилий и напряжения. В то же время, выработанный и интернализованный стереотип приобретает новую функцию: он позволяет автоматически распознавать и предпочитать «своего в своем». Это есть функция регуляции взаимодействий между индивидами. В стереотипе эта функция вторична и выступает как подчиненная по отношению к функции адаптивной. Регулятивная функция стереотипа предъявляет к нему требования автономности и самоценности и потому, в известном смысле, противоречит его адаптивной функции.

Напротив, основная функция ритуального поведения, ритуала, — социорегулятивная. Именно в ритуальной деятельности индивидов «следует видеть внутренний источник самодвижения и активности социальной системы»[18]. Сообщество, возникнув как адаптация к среде и в обеспечение совместной деятельности индивидов, в своем развитии формирует и выдвигает ряд новых специфических потребностей, которые не имеют индивидуально-витального значения, а являются потребностями поддержания самого сообщества как социальной системы, как интегрированного целого. Возникает социорегулятивная подсистема социальной системы — как средство реализации этих потребностей, активность которой направлена вовнутрь, на регуляцию структуры взаимодействий индивидов и ради поддержания на этой основе целостности всей системы.

Непосредственным механизмом социорегулятивной подсистемы является институционализация — установление правил действий, норм, упорядочение поведения, регламентация. Достигается это с помощью ритуалов. Поэтому обеспечение ритуального поведения идет извне, со стороны социальной структуры, и на уровне индивида ритуалы интериоризируются через социализацию и энкультурацию (введение в культуру).

Таким образом, стереотип, став ритуалом, приобретает независимость от индивида, включается в социальную структуру и становится регулятором его поведения. Вследствие этого полноценный ритуал, в отличие от естественного поведения, принимается индивидом в результате свободного выбора. Поэтому потребность в ритуальном поведении, вообще говоря, не диктуется природными условиями существования, так что в рамках теории естественного отбора ритуалы бессмысленны (и в строгом смысле неадаптивны)[19]. Они приобретают смысл лишь в социальном контексте как средство поддержания и воспроизводства социального единства. Следовательно, в отличие от стереотипа — основная функция ритуала — социорегулятивная, а его адаптивная функция, которая и здесь несомненно присутствует, оказывается подчиненной.

Различение по функции ритуалов и стереотипов позволяет ответить на вопрос об их целях. Конечные цели их едины, но на разных уровнях: индивидуальном и социальном. Цели стереотипного поведения — в воспроизводстве индивидуально-ценностного поведения, в сохранении генетической преемственности; конечная цель ритуального поведения — в обеспечении социального единства.

Такое функциональное разграничение стереотипов и ритуалов, вполне убедительное в отношении человека, может показаться необоснованным в «биологической сфере». Яркий брачный ритуал птиц кажется гораздо ближе по происхождению и функциям к генетически детерминированному стереотипному поведению, чем к тем поведенческим диспозициям, которые мы считаем ритуалами в человеческом обществе. Но необходимо иметь в виду два следующих момента: во-первых, ритуальное поведение человека может в такой же мере базироваться на врожденных стереотипах, как и у животных, нисколько не отличаясь по выразительной форме от последнего (отчего и существует проблема однозначного толкования ритуала и отличия его от естественного поведения). Во-вторых, не следует забывать, что ритуалы независимы от своих исполнителей, они в прямом смысле являются продуктами поведения. В этой принадлежности к одному миру, созданному поведением, заключено глубинное единство ритуалов в человеческом обществе и в сообществах животных.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Стереотип поведения — Карта знаний

Этностереотипы, национальные стереотипы — исторически сложившиеся внешние (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы) представления о менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса. Национальные стереотипы обычно отличаются упрощённостью, односторонностью, а нередко и искажённостью. Источником национальных стереотипов часто являются исторически сложившиеся предубеждения. Автостереотипы, относящиеся к самохарактеристике нации, нередко носят комплиментарный характер… Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — в некоторых теориях этничности, исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое. Энкультурация (от греч. en — среди, внутри, содержащий в себе и лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — процесс приобщения индивида к определенной форме культуры, приобретения индивидом этнокультурного опыта, свойственного определенной локально-исторической культуре. Происходит под воздействием системы культурных институтов. Этноцентри́зм (от греч. ἔθνος «народ, племя» + лат. centrum «центр , средоточие») — «предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей».Термин ввёл в 1906 году У. Самнер, определив его как «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на неё». «Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием… Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путем самоотождествления с ее культурными образцами. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек. Если культурные влияния не вступают в противоречия, то происходит полная идентификация личности со сложившейся вокруг него культурой. Культу́рный па́ттерн (англ. cultural pattern; нем. Kulturmuster.) — преобладающие ценности и верования, характеризующие данную культуру и отличающие ее от других.Сегодня культурный паттерн (культурный образец) это широкое понятие, включающее в себя и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. Культурным паттерном могут быть разнообразные явления культуры: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков… Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёр­дый + τύπος — отпечаток) — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении. Инкультурация — процесс освоения индивидуумом норм общественной жизни и культуры. Иденти́чность (англ. identity Конфо́рмность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Зачастую в качестве синонима используется также слово конформизм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»). Но последнее в обыденном языке означает приспособленчество, приобретая негативный оттенок, а в политике конформизм является символом соглашательства и примиренчества. Поэтому в социальной психологии разделяют эти два понятия, определяя… Пассиона́рная тео́рия этногене́за (теория пассионарности и этногенеза) Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ… Стереотипизация (от «стереотип») — восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов. Если основываться на общепсихологических механизмах, стереотипизация является сложным социально-психологическим явлением, которое выполняет такие функции, как: поддерживание идентификации личности, группы или явления, оправдание их возможных негативных… Антисисте́ма — термин пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва, который использовал его в этнологии для определения этнической антисистемы; получил широкое распространение в русскоязычной литературе преимущественно в области гуманитарных наук; в настоящее время существует множество пока ещё неудовлетворительных общих определений, например: «система, выполняющая по отношению к данной противоположную функцию» , «система с отрицательным уровнем системности», и т.п. «Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом… Теория коммуникативной адаптации — это теория, разработанная Говардом Джайлзом (Howard Giles), профессором по внешним и внутренним связям Департамента коммуникации Калифорнийского университета (University of California). В своей теории он утверждает, что «когда люди взаимодействуют, они корректируют свою речь, тембр голоса и жесты, чтобы расположить других к разговору». Теория исследует различные причины, по которым люди подчеркивают или наоборот сводят к минимуму социальные различия между собой… Конвиксия — в Пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва, группы людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте в течение нескольких поколений и осознающих свои выраженные отличия от других частей данного этноса, но не подвергающих сомнению свою принадлежность к нему. Наряду с консорцией, более низкий уровень самоидентичности, чем этнос и субэтнос. Для сознания членов конвиксии также свойственно противопоставление «Мы — они», но не столь сильное, как в случае консорций или тем более этносов. В… Социа́льная о́бщность (англ. social community) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия. Модель развития межкультурной чувствительности (англ. Developmental Model of Intercultural Sensitivity; DMIS) — модель формирования межкультурной компетенции, описывающая процесс поступательного освоения другой культуры с акцентом на чувственном восприятии культурных различий. Транскультурация – термин, введённый в 1940 году кубинским антропологом Фернандо Ортисом для описания феномена слияния и сближения культур. Гендерные стереотипы — это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими в данном обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения. В частности, гендерные стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства. Конструктиви́зм — научное направление в изучении этничности и национализма, представляющее этническую общность или нацию как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций. Среди разработчиков данного направления выделяют Б. Андерсона, П. Бурдьё, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума. В России главным последователем конструктивизма… Дуалистическая теория этноса — официальная в СССР концепция этноса, разработанная сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Она была призвана разрешить одну из важнейших проблем этнографии-этнологии о соотношении неизменного ядра свойств этноса и его общей способности значительно изменяться, выражающейся в различных сферах . Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают… Нонконформи́зм (от лат. non «не» + позднелат. conformis «подобный; сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Когнити́вная систе́ма, когнити́вная структу́ра (от лат. cognitiо «познание») — система познания (человека), сложившаяся в его сознании в результате становления его характера, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. На основе этой системы ставятся цели и принимаются решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, стараясь избежать когнитивного диссонанса. В основе когнитивной системы лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка; носителем такой системы… Тéория двойнóй наслéдственности (англ. dual inheritance theory, также известная как теория генно-культурной коэволюции или биокультурная эволюция) — теория, разработанная в 1960—1980-х годах с целью объяснить человеческое поведение с точки зрения двух различных, но взаимодействующих процессов: генетической эволюции и культурной эволюции. В рамках теории двойной наследственности культура определяется как информация или поведение, приобретенное посредством социального научения. Одно из центральных…

Подробнее: Теория двойной наследственности

Концепция базовой и модальной личности — один из подходов научной школы «Культура и личность» в психологической антропологии первой половины XX века. Основателями данной концепции считаются А. Кардинер, Р.Линтон и К.Дюбуа. Приверженцы этой концепции устанавливают взаимосвязь между личностью и культурой/общностью, членом которой она является. Следует различать понятие «Базовая личность» и «Модальная личность». Базовая личность представляет собой совокупность личностных характеристик, присущих людям… Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.

Подробнее: Психологические типологии

Теории нативизма — теории психического развития, общим для которых является определение характеристик и особенностей зрелой личности как изначально предопределенных с момента зачатия. Теории нативизма и эмпиризма, в первую очередь, являются философскими теориями, но на них основе созданы психологические теории, объясняющие психологическое развитие личности. Общим для данных теорий личностного развития является определение наследственности как главной движущей силы и единственной детерминанты развития… Когнитивный стиль (лат. cognitio «знание») — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем. Теория системы ценностей Стродбека и Клакхона — теория базовых человеческих ценностей в кросс-культурной психологии, которая на основе математических методов исследований утверждает, что люди разделяют общие биологические особенности и характеристики, которые формируют основу для развития культуры. Ценностные ориентации здесь определяются как логическим образом сгруппированные, сложносоставные принципы, придающие направленность мотивам человеческого мышления. Массовое сознание — феномен, который является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии для того, чтобы обозначить шаблонное и деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, которая основана на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры… Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Символический интеракционизм (англ. symbolic interactionism) — направление в социологии, преимущественно в американской, а также культурологии и социальной психологии, изучающее «символические коммуникации», как один из аспектов социального взаимодействия, то есть общение и взаимодействие, осуществляемое при помощи символов: языка, телодвижений, жестов, культурных символов и сексуальных предпочтений. Интернализа́ция (от лат. interims — внутренний) — процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами. Этническая социализация – это процесс интеграции индивида в этническую группу или полиэтничное общество в ходе усвоения и воспроизведения ценностей, установок и социального опыта этноса, к которому принадлежит индивид. Процесс социализации может быть моноэтническим, то есть осуществляющимся в рамках только одной этнической группы, или полиэтническим, что означает, что индивиду в ходе социализации приходится сталкиваться с представителями различных этнических групп. Организационная идентичность — культурное, социальное, реляционное и индивидуальное изображение самоопределения индивида. Сложная идентичность включает групповое членство, а также межличностное и индивидуальное осмысление вовлеченности. Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, её черты — закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность. Это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг людей. Межкультурная эмпатия (англ. ethnocultural empathy) — понимание чувств людей, которые этнически и/или культурно отличаются от нас самих. Данное понятие ставит под сомнение сочувствие в общем его понимании, под которым подразумевается «осмысление внутри себя чувств других людей» и которое определённо не акцентирует своё внимание на какой-то конкретной группе (например, возрастная, половая или этническая принадлежность) либо контексте. С другой стороны, этнокультурное сопереживание предполагает, что…

Подробнее: Этнокультурное сопереживание

Аккультура́ция (лат. acculturare от ad «к; приближение» + cultura «образование, развитие») — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Моральное самосознание — ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта. Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки. Психологическая резилентность (от англ. resilience — упругость, эластичность) — Резильентность — это врожденное динамическое свойство личности, лежащие в основе способности преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путем. Несмотря на то, что это свойство врожденное, его можно развивать. Кросс-культурная компетентность (грамотность) (англ. сross-cultural competence) — область психологии, отвечающая за формирование у человека понимания культуры других. Кросс-культурная компетентности основана на осознании, что разнообразие — это объективная характеристика мировой культуры и движущая сила её развития. Различные аспекты формирования кросс-культурной компетентности, уровни её формирования рассматриваются в работе Р.Хенви «Достижимая глобальная перспектива». Онтогенетическая адаптация — способность организма приспосабливаться в своем индивидуальном развитии к изменяющимся внешним условиям. Различают следующие подвиды… Межличностная перцепция — одна из сторон общения наряду с общением как обменом информацией и общением как обмен взаимодействием, которая подчеркивает особое значение активности субъекта, роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта в качестве специфичных детерминант воспринимаемой ситуации. Угроза подтверждения стереотипа (англ. stereotype threat) — психологический эффект, изучаемый в рамках социальной психологии и заключающийся в том, что стереотип может оказывать негативное влияние на поведение человека, который считает себя принадлежащим этому стереотипу. В некоторых ситуациях человек может чувствовать, что другие судят его по негативному стереотипу, присущему его социальной группе, или опасаться сделать что-то, что может подтвердить образ стереотипа. Как следствие, это может привести… Психология девиантного поведения — психологическая научная дисциплина, изучающая сущность, генез и функционирование поведения, отклоняющегося от общепринятых стандартов и норм (моральных, религиозных, возрастных, этнических и пр.). Такое поведение обусловлено либо дезадаптивным развитием психики и личностных свойств (например, агрессивности, самоуничижения, выученной беспомощности и пр.), либо гиперспособностями, либо определенным психическим состоянием человека (например, переживанием утраты, депрессией… Адаптивный подход постулирует влияние на психику человека различных психосоциальных факторов. Согласно данному подходу, любые принимаемые человеком решения, даже невротические (как к примеру, претензия), основываются на опыте взаимодействия индивидуума с окружающей средой. В общих чертах адаптивная точка зрения учитывает, что человек никогда не прекращает процесса адаптации к окружающей среде (приспособление выводится в качестве неотъемлемой части существования в принципе) — соответственно, принимается…

Упоминания в литературе (продолжение)

Типичные родовые качества человека, выражающие тенденцию системы к сохранению, стоят за различными проявлениями активности субъекта – стереотипами поведения, репродуктивным мышлением, привычками, установками, – характеризуемыми в психологии как адаптивные. Этническая идентификация рассматривается психологами и этнологами, как психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культурные ценности. Для формирующейся в настоящее время информационной цивилизации весьма актуальным является создание характерной для нее парадигмы, в которой целостно будут представлены ведущие мировоззренческие основания, определяющие параметры сознания, стереотипы поведения, механизмы социальной регуляции. На наших глазах происходит переоценка ценностей, начинают складываться новые приоритеты и ценностно-нормативные координаты жизнедеятельности человека и общества. Очевидно, что главной отличительной чертой информационной цивилизации является развитие, активное вовлечение и использование в различных областях социальной и индивидуальной жизни интеллектуального потенциала человека. Человек, образованный и владеющий информацией, становится одной из ведущих ценностей современной жизни. 3.5.2.2. Эмоциональные автоматизмы и поведенческие стереотипы более пластичны и податливы изменениям, чем автоматизмы восприятия. По отношению к ним существует большой массив своеобразных «театральных» техник, позволяющих осознавать и преодолевать собственные стереотипы, а также воспроизводить стереотипы и автоматизмы других людей. Разработка какой-либо специфической ПН-техники в этом отношении представляется излишней, хотя специфически психонетическим может считаться развертывание ранее не существовавших и не имеющих описанных аналогов стереотипов поведения и реагирования. Вообще, задачу «сделать то, чего никогда не было» можно отнести к психонетической компетенции. Таким образом, женская коммуникация по сравнению с мужской оказывается дефицитной. ФЛ подвергла сомнению гипотезу дефицитности женской коммуникативной интеракции, выдвинув на ее место гипотезу дифференции. В связи с этим ФЛ критически были осмыслены выводы Р. Лакофф в указанной выше работе о ситуации «двойной связанности», в которую попадают женщины при коммуникации в смешанных группах: типично женские тактики речевого поведения (уступчивость, кооперативность, более редкое по сравнению с мужчинами употребление перформативов, высказывание утверждений в форме вопросов и т. д.) не способствуют восприятию содержания сообщений, создавая впечатление неуверенности и некомпетентности. Если женщины пользуются мужскими тактиками, которые, по Лакофф, характеризуются наступательностью, меньшей кооперативностью, частым использованием директивных речевых актов, то они воспринимаются как неженственные и агрессивные, что в интерпретации ФЛ вызвано несоответствием такого коммуникативного поведения стереотипам распределения ролей в обществе. В связи с этим были разработаны специальные тактики, помогающие женщинам быть услышанными [Лакофф, 2004, с. 132–136]. Система психологической адаптации динамична и находится в развитии. Поэтому адаптация всегда связана с деятельностью. С одной стороны, деятельность человека оказывала влияние на его адаптацию, а с другой, чтобы адаптироваться к среде, человек вынужден был осваивать какую-нибудь новую деятельность. Например, спасаясь от холода, он должен был научиться не только добывать огонь, но и поддерживать постоянную температуру в жилище, строя печки, утепляя стены и пр. Значит, психическая адаптация связана с биологической. В результате этого происходит опосредование биологического социальным. Как известно, социальные факторы влияют на поведение человека через индивидуальные личностные особенности, которые формируются при участии внешних условий. Как говорят ученые, для человека нет такой среды, влияние которой не опосредовалось бы социальными факторами. Это находит отражение в реорганизации адаптированной активности личности. В процессе развития человека стереотипы поведения, сложившиеся на основе инстинктов, заменяются на более сложные психические акты.[14] Из всего многообразия исторических тем, направлений, областей исследовательской активности, будь то политика, экономика, религия или искусство, повседневность наиболее тяжело поддается реконструкции. Повседневные практики создаются коллективной традицией, а творчество в этой сфере всегда безымянно. Особенно упорно хранит свои тайны «молчаливое большинство», не владевшее письменностью. Единичное «Я» там растворяется в массовом, в господствующих стилях жизни и способах времяпрепровождения, стереотипах поведения или языковых клише. Именно здесь еще сохраняется давно исчезнувший в других областях жизни заповедник «неотрефлектированного блаженства» (С. Кьеркегор), поскольку повседневные практики, как правило, не поддаются рефлексии. Генераторами их специфических особенностей выступают приметы времени, модальные императивы эпохи. Они потребляются в известной степени бессознательно, и это отмечает, например, Э. Гидденс, концептуализируя феномен рутины. Постепенно начинают складываться традиции. Древний человек жил в суровых природных условиях. В результате накопления человеческим сообществом эмпирического опыта возникли первые правила, нормы, стереотипы поведения, а также запреты (табу). Человек не мог отделиться от коллектива, иначе его ждала гибель от голода, холода, хищников и врагов. Поэтому он вынужден был подчиняться правилам и нормам поведения, принятым данным сообществом. В тех суровых природных условиях каждый человек регулировал свое поведение, сообразно существующим нормам нравственности, и не мог противопоставить свои интересы интересам рода. Это было для него равносильно смерти. Совершенствование социального устройства первобытного общества способствовало и «известной упорядоченности воспитания» Этот важный в истории человечества период завершился знаменательными событиями: осуществилось окончательное разделение трудовых процессов, получило развитие первобытное искусство, уже представленное различными направлениями. Духовная культура была направлена на упорядочение отношений между людьми, выработку ценностей, норм поведения. Этому способствовали многочисленные традиции, обычаи, ритуалы и обряды, связанные с важными возрастными и социальными периодами жизни первобытных людей. Ритуалы и религиозные обряды давали человеку упорядоченную информацию и требовали однозначного и точного выполнения ряда строго регламентированных правил. Постепенно складываются первоначальные педагогические сведения и воспитательный опыт, т. е. народная педагогика. Она сохраняется и передается при помощи устного народного творчества, традиций, обычаев, обрядов, детских игр, игрушек и др. Здесь стоит разграничить понятия «ПКМ» и «мировоззрение». Несмотря на то, что ПКМ самым тесным образом связана с ЯКМ и мировоззренческими установками того или иного этноса, их вряд ли стоит отождествлять. ПКМ является содержательным знанием и результатом познания. Мировоззрение, тем временем, представляет собой совокупность или систему представлений, взглядов, знаний и принципов деятельности человека и общества в мире. Важно то, что мировоззрение не есть сумма всех этих представлений и взглядов об окружающей действительности, это их предельное обобщение [Философия: энциклопедический словарь, 2004, с. 499]. Еще одной отличительной чертой является то, что ПКМ обладает образным характером репрезентации определенных знаний о мире, стереотипов поведения и системы ценностных ориентиров, а мировоззрение, тем временем, обладает абстрактным, логико-дискурсивным характером [Радбиль, 2010, c. 53–54]. С момента рождения ребенок попадает в определенную человеческую среду со своеобразной культурой. Ему еще предстоит стать полноценным человеком, т. е. развиться не только физически, но и усвоить все особенности окружающей его родной культуры. Программы поведения человека генетически не передаются. Он приобщается к культуре усилиями своего непосредственного социального окружения. Впитывая в себя культуру среды, входящий в жизнь человек обретает свое духовное содержание – нравственные представления, взгляды, стереотипы поведения и самовыражения, эстетические вкусы. Культура становится способом «очеловечивания» человека. Следовательно, кризис культуры есть бифуркационная фаза ее развития, обусловленная адаптивной реакцией системы на кардинальные изменения внешней среды, процесс структурной перестройки системы для достижения самосохранящего эффекта. На этой стадии развития культура как бы ищет свой новый образ, выбирая из множества возможных вариантов дальнейшего движения наиболее оптимальный с точки зрения самосохранения общества. «Кризис есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию. Это последнее может рассматриваться как предел происходящих при кризисе изменений, или как предел его тенденций»21. Кризис культуры есть свидетельство исчерпанности «канала эволюции», по которому развивалась культура и основой которой являлись ценности. Если общество окажется способным изменить привычную систему ценностей и стереотипы поведения, система, преодолев кризис, может сохраниться. Если же общество не найдет новых путей развития, оно распадется, уступив место другому обществу с другой системой ценностей, другой культурой. На уровне индивида аномия сохраняет свою двузначность. С одной стороны, она ломает устоявшиеся представления о сущем и должном, размывает сложившиеся стереотипы поведения, а с другой – усиливает способность человека адаптироваться к экстремальным условиям. ‒ поиску эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации, демонстрации недостатков, стереотипов поведения; Коммуникативная компетентность рассматривается как степень удовлетворительного овладения опр. нормами О., поведения, как результат научения. Коммуникативная компетентность влияет на усвоение этно– и социально-психол. эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладения «техникой» О.

kartaslov.ru

примеры самых известных и распространенных установок человека и что это такое: какие бывают виды в психологии, в жизни людей, в обществе

Различные предрассудки зачастую управляют коллективным сознанием и мировосприятием отдельных личностей. Они могут быть глобальными или локальными, но в обоих случаях являются иллюзией, которая далеко не всегда оказывается истиной. В этой статье я приведу примеры самых распространенных стереотипов и расскажу, как они влияют на жизнь человека.

Что это такое

Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений.  Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.

У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:

  • устойчивость;
  • избирательность;
  • эмоциональное основание.

Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.

В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.

Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.

Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:

  • вода может намочить;
  • зимой холодно;
  • пламя обжигает.

Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике.  Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.

Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.

Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.

виды стереотиповвиды стереотипов

Отличие стереотипов от предрассудков

Эти понятия похожи, но обладают некоторыми различиями. Первый термин представляет собой определенное обобщение и зачастую имеет коллективный характер, то есть существует у группы. Второе определение характеризуется более личными проявлениями и формируется на основе опыта конкретного индивида.

Эффект стереотипизации

Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.

Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.

стереотип это, в психологиистереотип это, в психологии

Особенности стереотипного мышления

Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.

Стереотипы могут формироваться уже с детства. Это убеждения, ценностные ориентиры, нормы, реакции, оценки, которые ребенок впитывает от взрослых. Когда рассудок подчиняется стереотипизации, это мешает полному и разностороннему развитию личности. Пропадает независимость и объективность взглядов.

Шаблонное поведение чаще всего поощряется социумом. Иными словами, когда человек живет, как все, не стремится проявлять индивидуальность – так просто, спокойно и удобно.

Предрассудки позволяют действовать «на автомате» и не дают взглянуть на ситуацию под другим углом. Стереотипные процессы предполагают наличие установки: поступать только так и никак иначе. Тот, чье поведение обусловлено устойчивыми шаблонами, тяжело воспринимает новое, относясь к нему с недоверием и даже агрессией, так как неизвестная информация нарушает внутренний баланс, комфорт. У него есть конкретная, проверенная модель действий, и он ей следует.

примеры стереотипов в жизнипримеры стереотипов в жизни

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • автоматизм мышления, который помогает в бытовых вопросах;
  • возможность группировать предметы и явления, облегчая мыслительный процесс;
  • «пропуск» в ту или иную группу социума.

Минусы:

  • отсутствие свободы мысли и действий;
  • замедление развития;
  • шаблонизация мешает принимать новое и учиться;
  • возникновение ошибок, когда ситуация не похожа на привычную, а индивид не может отойти от устойчивого образа;
  • доверчивость, невозможность провести критический анализ.

какие бывают стереотипыкакие бывают стереотипы

Виды стереотипов в психологии

  1. Шаблоны восприятия.
  2. Этнические.
  3. Гендерные.
  4. Возрастные.
  5. Социальные.
  6. Установки в общении.
  7. Гетеростереотипы.

Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной. В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.

Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.

Они формируются под влиянием определенных исторических событий.

Примеры популярных стереотипов в обществе:

  • добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
  • мужчина никогда не плачет;
  • дети – несамостоятельные, беспомощные;
  • евреи – меркантильный народ;
  • женщина на корабле – плохая примета;
  • чем выше цена, тем качественнее товар;
  • без высшего образования нельзя прожить достойно.

Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины. Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем. Затем нужно родить детей и жить за счет своего покровителя. Даме не надо быть сильной, занимать высокие посты. В противном случае она будет чувствовать себя несчастной.

Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» –  наверняка вы не раз слышали такое утверждение.

Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания. Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.

самые распространенные стереотипысамые распространенные стереотипы

Какими бывают стереотипные установки

Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.

Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины

  • Девушка – эмоциональное, неразумное, слабое создание. Ее миссия – рожать, вести домашнее хозяйство и заботиться о мужчине.
  • Каждой девочке необходимо учиться наносить макияж, красиво одеваться и правильно вести себя с мальчиками, чтобы в дальнейшем найти того, кто будет полностью обеспечивать ее и детей.
  • Сильные дамы, как правило, одиночки.
  • Мать-одиночка – это несчастная, брошенная жертва.
  • У бизнес-леди нет времени на семейные ценности.
  • Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Его задача – зарабатывать деньги, чтобы материально обеспечивать женщину. Им не нужна любовь, они хотят получить только секс.
  • Представителям сильного пола не следует выражать свои чувства,  выполнять «женские» обязанности: готовить, стирать.
  • Настоящий мужик должен работать, содержать семью, водить машину.

Записаться на консультацию

Приведенные выше примеры распространенных стереотипов показывают, что многие люди не видят за конкретным человеком индивидуальной личности. Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: партнеры просто не в состоянии услышать и понять позицию второй половинки.

На моей консультации вы сможете разрушить многие иллюзии касательно энергетики. Вы найдете свое ресурсное состояние, осознаете собственную значимость и перейдете на новый уровень развития своей индивидуальности. 

стереотип человекастереотип человека

Дети

Они обязаны:

  • Во всем слушать взрослых.
  • Воплощать нереализованные планы родителей.
  • Получать хорошие оценки в школе.
  • Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
  • Не умничать.

При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.

Счастье

Обязательными элементами счастливой жизни являются:

  • Деньги.
  • Исполненная мечта.
  • Высокое социальное положение.

А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.

«Правильное»

  • Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
  • «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
  • Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
  • Необходимо следовать трендам.
  • Одеваться надо в дорогих магазинах.
  • Нельзя жить без веры в бога.
  • Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.

Какими бывают современные профессиональные стереотипы: примеры

К ним относятся усредненные образы приверженца определенной профессии.

стереотипы людейстереотипы людей

Полицейские

Эти клише подпитываются различными фильмами и сериалами. Они возникают из-за редкого контактирования рядовых лиц с сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее распространенные домыслы:

  • каждый служащий смел и самоотвержен;
  • на заданиях стражи порядка постоянно сражаются с бандитами;
  • при этом все сотрудники полиции берут взятки.

Врачи

  • Они ничем не болеют.
  • Вне зависимости от профиля, хороший доктор знает рецепт от любого заболевания.
  • Настоящий специалист всегда носит при себе аптечку для оказания скорой помощи человеку на улице или в общественном месте.

Юристы

  • Всегда ходят в костюме.
  • Слишком много людей поступают на юрфак, выпускникам сложно найти работу.
  • Они зарабатывают большую сумму.

известные стереотипыизвестные стереотипы

Как происходит их становление

Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания. Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.

Как меняются и от чего это зависит

Со временем стереотипное поведение изменяет свой вектор. То, что когда-то было недопустимым, сегодня является обыденностью. Это можно наблюдать на примере трансформации отношения людей к институту брака.

Очевидно и изменение ролевой модели женщины. Теперь она может наравне с мужчиной двигаться по карьерной лестнице, занимать должности, которые раньше считались исключительно мужскими.

что такое стереотипы примерычто такое стереотипы примеры

Функции

  • Когнитивная. Указывает на необходимость упорядочивания и систематизации новой информации.
  • Аффективная. Позволяет выделять  «своих» и «чужих».
  • Социальная.

Последняя способствует формированию общественных структур, а также:

  • установлению коммуникаций;
  • налаживанию взаимодействия в группе.

Роль в жизни личности

Для осуществления той или иной деятельности индивиду необходимо обрабатывать информацию, анализировать ее. Кроме того, ему важно чувствовать себя частью определенной общности.

Однако чаще всего стереотипное мышление сильно ограничивает людей, мешает расширять кругозор. Из-за своих шаблонов мы упускаем большое количество возможностей, не обращаем внимания на перспективы, ошибаемся в оценивании окружающих.

стереотипы в психологиистереотипы в психологии

Как сражаться со стереотипами

С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.

  • Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
  • Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
  • Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.

Заключение

Итак, различного рода предрассудки – неотъемлемая часть общественного сознания. Без них обходиться сложно, но можно контролировать их влияние на жизнь. В этой статье я на примерах объяснила, что такое стереотипы (определение в психологии), каковы самые известные из них, как они влияют на жизнь людей, и существует ли способ не мыслить по шаблонам общества. Если вы чувствуете, что запутались и не можете отделить свое мнение от навязанных установок, запишитесь ко мне на консультацию и узнайте, как вернуться на собственный путь.

damienmilay.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *