Игра «Говорун — шоу» по скороговоркам
Игра – конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не
перевыговоришь».
Цели:
Создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русской словесности.
Расширить знания учащихся по темам: «Малые жанры устного народного творчества», «Фразеологизмы».
Развивать речь обучающихся, внимание, мышление.
Воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.
Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.
Хотите узнать откуда появились скороговорки?
Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия.
Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
Сегодняшний наш конкурс называется «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать будут две команды: «Говорилки» и «Тараторки».
На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Они также популярны и среди взрослых. Все люди хотят говорить выразительно, внятно, разборчиво. Один автор об этом написал так:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ведущий: Давайте повторим эти слова хором!
У людей каких профессий должна быть красивая речь?
( С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.)
Задание 1. Скороговорки-невелички.
Ведущий: начинаем конкурс с разминки. Повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:
Для команды №1:
Веня и Иван не виноваты. Внимание: в водоёме водяной.
В дневнике у Вадима девять двоек. В сундуке на судно несут посуду.
Филимон был на футболе в футболке. У Пети Потапова папа – капитан.
В Японии все пони в попоне. У Дуни в неделе одни понедельники.
Дима даёт Дине дыню. Парень поел пареной репы.
Для команды №2:
Дядя Федя дал мёда медведю. Опять Антон пьёт кипяток.
Сынок не носит косынок. Синице гусеница снится.
У забияки змея за пазухой. Десять совят на сосне сидят.
Наш шпион выше вашего шпиона. У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
Королю подарили пару кроликов. Лодырь прогулял урок риторики.
Задание 2. Артистичные скороговорки.
Ведущий: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!
Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)
Тощий Кощей тащит ящик овощей.(=Цыплёнок и курица пьют чай на улице).
(Образец ведущего: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)
Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:
веселье, грусть, испуг, удивление.
Задание 3 – Викторина.
Ведущий читает скороговорки, дети называют ответ и подтверждают его скороговоркой.
Как звали девочку, которая любила сушки?
(Шла Саша по шоссе и сосала сушки)
2. Кто украл у Клары кораллы?
(Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)
3. Кого увидел грека в реке?
(Ехал грека через реку, видит грека в реке рак.
4. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны?
(Белые бараны били в барабаны)
5. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку?
(Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон)
6. Где лежали дрова?
(На дворе трава, на траве дрова.
Не коли дрова на траве двора)
7. Осип Охрип, а Архип…? (Осип)
8. Какую рыбу тащит рыболов и не желает её упустить?
(Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу)
9. Сколько Егорок стояло на горке на пригорке?
(Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки)
10. Какие у ёлки иголки?
(У ёлки иголки колки)
Задание 4. Домашние скороговорки.
Учитель: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком).
Выступления из команд.
Задание 5. Рассказы – миниатюры из скороговорок.
Перед каждой командой по два рассказа. Надо сосчитать, сколько скороговорок входит в каждый рассказ. Прочитать выразительно скороговорку и желательно быстро.
Задание 6. «Гоп – стоп»
Ведущий: Как вы думаете, какая польза от скороговорок?
Скороговорки учат нас говорить быстро и правильно, развивают наш речевой аппарат, совершенствуют технику чтения. Следовательно, помогают нашей учёбе, потому что, чем лучше вы читаете, чем быстрее вы читаете, тем легче вам учиться. Следующий конкурс нам покажет, кто быстрее умеет читать.
По команде «Гоп» каждый читает за 1 минуту скороговорки. По команде «Стоп» заканчивают. Кто больше прочитает, тот и выигрывает.
Скороговорки:
1 команда : У Сени и Вани в сетях сом с усами.
У Кондрата куртка коротковата.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Валин валенок провалился в проталинок.
Тимошка крошит в окрошку крошки.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Сыворотка из-под простокваши.
На дворе — трава, на траве — дрова.
Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Я купила кошке новые сапожки.
Хороши наши малыши.
Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл
кларнет.
2 команда: У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Сшила Саша Сашке шапку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
У ежа и елки иголки колки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Шел косой козел с козой, а пришел косой козел с косой.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.
Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Милая Мила мылась мылом.
Архип осип, а Осип охрип.
У Жоры — уж, у Розы жук.
У пеньков опять пять опят.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили
чёрными чернилами чертёж.
Задание 7. ТЕЛЕФОНИСТЫ
Первому сидящему на ухо говорится скороговорка, он должен передать ее рядом сидящему, а тот дальше. Последний говорит вслух.
Жук жужжит над абажуром.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Задание 8. Конкурс капитанов
Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках. Задания:
1-му капитану:
Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.
2-му капитану:
Санках, на, Сонькой, везёт, Саньку, с, Сенька.
(Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках).
Для развития навыков деловой коммуникации и эффективного общения по телефону – современные скороговорки являются одним из наиболее важных инструментов, потому что они позволяют быстро разогревать свой речевой аппарат, настраиваться на правильное произношение, повышают уверенность в себе и делают разговор более продуктивным, просто за счет того, что Вас становится лучше слышно, а Ваша речь более естественна.
Задание 8. Современные скороговорки.
Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
Две славных зверушки под елкой-малышкой, две мышки-норушки дрались из-за шишки…
В конце концов среди концов найдется наконец конец.
Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Кон стантинополе.
— А теперь задание. Какая команда сможет быстрее сочинить свою скороговорку.
Задание 9. Кто внимательней.
Мартышка с мартыном на рынок ходили.
Всё утро мартышки по рынку бродили.
Мартышка с мартыном сынишке мартынке
Купили на рынке четыре картинки.
На первой картинке – четыре старушки
Развесили сорок перин для просушки.
Ведь нету заботы важней у старушек,
Чем сушка перин, одеял и подушек.
Вторая картинка. На этой картинке
Четыре мышонка в огромном ботинке
Кусок рафинада грызут втихаря,
Ведь сахар стократно вкусней сухаря.
На третьей картинке – на старой кадушке
Расселись четыре лягушки-квакушки.
Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады
Квартетом, горланя, выводят рулады.
А вот на четвёртой картинке, с ромашками,
Четыре улитки ползут вверх тормашками.
Ползти вверх тормашками могут улитки,
Поскольку они удивительно липки.
А ну-ка, дружок, повтори без запинки,
Кто был нарисован на каждой картинке,
Которые утром купили на рынке
Мартын и мартышка сынишке мартынке.
Задание 10. ЗАГОТОВКА
Какая команда назовет больше скороговорок. Повторяться нельзя. Называют скороговорки по очереди, пока не прервется цепочка.
Задание 11. Инсценировка.
Каждой команде даётся по 2 скороговорки. Они должны их инсценировать.
1 команда:
Тимошкина шавка
Тявкнула на Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Тимошкину шавку.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
2 команда:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
у каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Заяц косой
Сидит за осокой-травой,
Смотрит косой,
Как девушка с косой
Косит траву косой.
Конкурс 12. Кто быстрее и лучше прочитает текст
«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка».
Жюри подводит итоги.
Литература:
1. Русские народные скороговорки Худ-ник: Н.Губарева Издательство: Алтей Год: 2009
2. Скороговорки. Книжка — ярмарка Издательство: Пермское книжное издательство Год: 1973
3. Русские народные скороговорки Автор: Ю.В. Трунев Издательство: Лениздат Год: 1983
4. Веселые скороговорки для непослушных звуков.Автор: Сухин И.Г.Издательство: Академия развития Год: 2005
5. Р-Р-Рычащие скороговорки Издательство: Издательский дом «Карапуз»Год: 2007
6. http://skorogovor.ru/
7. http://playroom.com.ru/skorog.php
8. http://www.umopit.ru/jokes/tonguetwist.htm
9. http://detkam.e-papa.ru/pogovorki/1/
10. http://govor.yaxy.ru/govor_rus.html
11. http://diktory.com/skorogovorki.html
9
multiurok.ru
Сценарий конкурса «Всех скороговорок не переговорить!»
Задачи:
Приобщить детей к русской культуре, духовному богатству, развивать интерес к фольклору через скороговорки, хороводы, народные игры; расширять и активизировать словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи, вырабатывать самоконтроль за речью.
Ход
Звучит русская народная музыка. Выходит ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые! Вы со всех групп к нам на конкурс скороговорок пожаловали. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Народ собирается, конкурс скороговорок начинается! Смеха вам, веселья, но ещё и уменья! Начинается наш конкурс скороговорок!
Ведущий:
Под горой у сосновой опушки
Жили-были две подружки,
Жили-были две подружки,
Обе были большие болтушки
В зал под музыку входят Маланья и Дарья.
Маланья и Дарья: Здрасьте! А вот и мы обе, Маланья и Дарья.
Маланья: Голоса услыхали, к вам прибежали.
Дарья: Мы девчата удалые…
Маланья: Мы девчата озорные…
Дарья: Голосом поем, ногами пляшем.
Маланья: В общем и в целом прекрасно живём. А вы зачем тут собрались?
Дарья: А ну, Маланья, присядем у ворот да потешим народ.
Маланья: Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся на стульчики, берут балалайки).
Дарья (толкает Маланью). Начинай.
Маланья: Нет, ты начинай.
Обе: Вместе мы начнём, а вы подпевайте.
(Дарья и Маланья, имитируя игру на балалайках, исполняют небылицы)
Вы послушайте ребята нескладушки будем петь.
На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.
Припев все: Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
А наш дедушка Иван посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
Припев. Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
Сидит заяц на заборе в алюминевых штанах.
А кому какое дело, может, заяц – космонавт.
Припев. Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
По реке плывёт корова, обогнала пароход.
На рогах сидит ворона и соломинкой гребёт.
Припев. Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
Маланья. Вот какие мы знаем небылицы.
Дарья. А вы что знаете, чего умеете?
Ведущий. А мы знаем много скороговорок. Мы предлагаем себя показать, да на других посмотреть. Объявляем бой скороговорок (Маша). Представляем наши команды: команда группы «Лучики», команда группы «Звездочки», команда группы «Светлячки». Оценивать выступление команд будет уважаемое жюри: Коледенкова Е.Н., Кочеткова Л.Г., Серикова Л.И.
Ведущий: 1 задание «Скороговорки – невелички». Каждый участник обеих команд должен четко и быстро повторить сказанную взрослым скороговорку – «невеличку». Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно. Маланья, Дарья и ведущий зачитывает скороговорки, дети за ними повторяют.
1. У Сени и Сани
В сетях сом с усами (Маша)
2. Кот копейку накопил,
Кошке козочку купил (Т.В.)
3. В перелеске у пригорка
Собирал грибы Егорка (ведущий)
4. Трое трубачей трубили в трубы (Маша)
5. Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку (Т.В.)
6. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая (ведущий)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы с вами немного поиграем. Игра…
Ведущий: А наш конкурс скороговорок продолжается следующее задание очень трудное. Участники конкурса показывают подготовленную заранее сценку по скороговорке:
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь.
Маланья: Всех скороговорок не переговоришь,
Дарья: Не перевыскороговоришь!
Маланья: А кто хочет разговаривать,
Дарья: Тот должен выговаривать
Маланья и Дарья вместе: Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
Ведущий: 3 задание называется «Звукобуквенные скороговорки». Для этого задания приглашаются по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы.
Скороговорки
У тридцати трех полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят (Маша).
2. Мила сено ворошила,
Поломала вилы Мила.
Вилы Мила починила,
Сено всё переворошила (Т.В.)
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит (вед.)
4. Села Олеся с печи ноги свеся,
Не смейся, Олеся, а на печи грейся! (Маша)
5. Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком (Т.В.)
6. Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы (вед.)
7. Король на корону копейку копил,
Но вместо короны корову купил (Маша)
8. Загремела гроза, забралась стрекоза
На развесистый дубок, под зелененький листок (Т.В.)
9. Целый месяц мастерица
Мастерит на тонких спицах
Две цветные рукавицы
Для любимицы сестрицы (вед.)
Игра со всеми детьми.
Ведущий. Следующий конкурс «Творческий». Это было ваше домашнее задание. Вы рассказываете выученную дома скороговорку и демонстрируете нарисованный к ней рисунок.
Вызываются дети с рисунками и рассказывают скороговорку.
Ведущий. Ну и последний наш конкурс «Кто больше». Посмотрим, чьи команды знает больше скороговорок. Участники команды по очереди проговаривают по одной скороговорке. Задание останавливается, когда какая – нибудь команда не справляется с заданием.
Ведущий. Вот и закончился наш конкурс скороговорок. Ну, что, Маланья и Дарья научили вас наши детки выговаривать скороговорки?
Маланья. Конечно, вот послушайте. Покажем, Дарья, чему мы научились?
Утром маме наша Мила
Три конфетки подарила.
Дарья. Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
Маланья и Дарья. Нам пора возвращаться домой. До скорой встречи.
Ведущий. Наше жюри подведет итоги и объявит победителей нашего конкурса скороговорок
infourok.ru
40 современных скороговорок для развития дикции и поднятия настроения
Сиреневенькая зубовыковыривательница.Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
Невелик бицепс у эксгибициониста.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
Ложечка моя желобовыгибистая с преподвыподвертом.
На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы.
Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо Эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
Повадился дебил бодибилдингом заниматься.
На ура у гуру инаугурация прошла.
Дай кирку Киркорову корки откалывать.
Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
Невзначай зачали чадо до бракосочетания.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
Высшие эшелоны подшофе шествовали к подшефным по шоссе.
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.
Недопереквалифицировавшийся.
Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
А мне не до недомогания.
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
Дыбра — это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры.
Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.
В целлофане целовались цепелины с пацанами, циберфиллер цыкнул числам целочисленнный процесс, а цианистые цыпки зацепились за цунами, цапля с центом танцевали целомудренный эксцесс
fishki.net
Конкурс «Всех скороговорок не переговорить» (2- 4 классы)
Скоморохова Галина Григорьевна — учитель – дефектолог (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная общеобразовательная школа-интернат» г. Губаха).
Конкурс «Всех скороговорок не переговорить» для 2-4 классов
Ведущий 1: Только сегодня,
Только сейчас,
Только у нас
И только для вас!
Все (хором): Праздник скороговорок!
Ведущий 2: Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали!
Ведущий 1: Смотрите, смотрите и не говорите, что не видели!
Ведущий 2: Начинаем веселое соревнование – представление говорунов со всего света! У нас три команды. Первая команда – из 2 класса. Вторая команда – из 3 класса. Третья команда – из 4 класса. Иначе говоря, у нас собрались представители трёх классов — это болтушки — веселушки, парни удалые, ребята-болтуны! Посмотрим, кто кого переговорит! Но сначала послушайте, как возникли скороговорки.
Ведущий 1: Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Скороговорка – старинная забава, это игра — веселая и безобидная, а главное — очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.
Скороговорка — жанр устного народного творчества. Раньше этот жанр так и назывался «чистоговорки». Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Ведущий 2: Ребята, скажите так, что такое – скороговорки?
(Ответы детей)
Ведущий 1: Можно сказать, что скороговорка – это гимнастика для языка. Сегодняшний наш конкурс называется «Всех скороговорок не переговорить».
Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале).
А сейчас мы предлагаем провести разминку для язычка.
Задание “Игра с мячом”.
Начнем наш конкурс с разминки. Каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко и четко и передать мяч следующему участнику.
(Очерёдность выполнения заданий устанавливает жребий)1команда У ежа и ёлки иголки колки.
2 команда Течет речка, печет печка.
3 команда Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Ведущий 2: Каждая команда работает под девизом
(девиз произносим хором):
Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать
Тот должен выговаривать И будем выговаривать
Все правильно и внятно, Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
Первое задание. /Приложение 1.
Каждая команда получает лист с одинаковой скороговоркой. Подготовка 1 минута. По очереди три члена команды четко и внятно произносят скороговорку по три раза каждый. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Жюри слушает ответы команд. Подведение итогов.
Второе задание. / Приложение 2.
Ведущий читает вопросы каждой команде по очереди, дети называют ответ, подтверждая его скороговоркой. (при затруднении показ картинок)
1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)
2. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон./ Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон)
3. Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)
Третье задание. Конкурс «Угадай скороговорку». /Приложение 3.
Для участия в этом конкурсе приглашаются все команды по очереди. Каждой команде предлагается разрезанная иллюстрация, которую надо собрать и узнать скороговорку и произнести её радостно или грустно.
Четвёртое задание. Игра «Снежный ком» / Приложение 4.
Скороговорки записаны на карточках по слову. Дети сначала составляют скороговорку, а потом каждая команда готовится к игре «Снежный ком». Обучающийся произносит одно слово из скороговорки, следующий повторяет его и добавляет свое слово и т., то есть с каждым новым словом нужно повторить всю фразу.
Пятое задание. Конкурс «Скороговорка-ребус» / Приложение 5.
Попробуйте вставить вместо значков буквы. Научитесь произносить эту скороговорку выразительно. Какая команда первой подготовит задание, та и выступает.
Шестое задание. Задание “Отгадай звук”. / Приложение 6.Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего и запишите эту букву.
Жюри оценивает каждую команду.Седьмое задание. /Приложение 7.
Конкурс «Скороговорный марафон» (для капитанов) Для участия в конкурсе приглашаются команды по очереди. Они по очереди произносят скороговорки (очерёдность устанавливает жребий). Учитывается количество и качество
произнесенных скороговорок.
Подведение итогов. Слово жюри.
Ведущий: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить, читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!
Награждение победителей
Приложение .1
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Приложение 2.
Приложение 3.
Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак.Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Греку – цап.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Приложение 4.
Грач с грачихой объелись гречихой.Звенит земля от золотого зноя.
Баран Буян залез в бурьян.
Грач
Звенит
Баран
с грачихой
земля
Буян
объелись
от золотого
залез
гречихой.
зноя.
в бурьян.
Приложение 5.
Приложение 6.
— Плыла на лодке лайка.У лайки – балалайка.
-Три сороки-тараторки тараторили на горке.
-Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.
—Тут и там топает гиппопотам.
-У четырех черепах по четыре черепашонка.
— Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет.
—Филимон был на футболе в футболке.
— Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
— Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком.
Приложение 7.
1.Проворонила ворона вороненка.
2.Три сороки тараторки тараторили на горке.
3.Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
4.Спать на сене будет Сеня.
5.На дворе трава, на траве дрова.
6.Кукушка кукушонку купила капюшон.
7.Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
8.У осы не усы, не усищи, а усики.
9.Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
10.Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
11.Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
12.Собирала Маргарита маргаритки на горе.
13.Варвара варила, варила, да не выварила.
14.У Маши на кармашке маки и ромашки.
15.Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
16.В уголок Алёнка села, у Алёнки много дел.
Список использованной литературы и интернет — источников
— «Меткое слово. Песни. Сказки». Собрал В.Н. Серебряников. Составитель Т.И. Вершинин, Пермь – 1964г., Пермское книжное издательство.
— «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель В.В. Волина, Москва, Просвещение, 1991г.
-https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-v-klasse-vseh-skorogovorok-ne-viskorogovorish-1160604.html
— http://открытыйурок.рф/статьи/641952/
— https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2016/06/12/konkurs-skorogovorok
— http://8.orange3.ru/675/
infourok.ru
Сценарий конкурса скороговорок для детей дошкольного возраста
«Чудеса язык творит — очень быстро говорит»
• Совершенствовать речевое общение детей в игровых ситуациях.
• Развивать звукопроизносительную практику.
• Обогащать словарный запас.
• Совершенствовать просодическую сторону речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность, мимику, речевое дыхание.
• Развивать навыки самоконтроля за речью.
• Создавать эмоционально – положительный настрой, способствовать психологическому раскрепощению, уверенности в себе.
Под песню в зале в костюмах появляются скоморохи.
Первый скоморох. Здравствуйте, ребятишки! Девчушки и мальчишки!
Второй скоморох. Ой! Ой! Сколько вас пришло, сколько привалило! Десять смеющихся, двадцать улыбающихся! Вы нас узнали? Кто мы? Дети отвечают.
Скоморохи. Конечно же, это мы скоморохи! Кланяюсь и рекомендуюсь – скоморох Яшка, голубая рубашка. А это скоморох Ивашка, жёлтая рубашка!
Первый скоморох. Мы сегодня с вами собрались здесь, не зря, потому что нас ждет не простой конкурс, а какой вы сейчас сами догадаетесь:
Скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки,
Что все скороговорки перескороговорить сможет,
Но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился,
И проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку:
Второй скоморох. «Все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!»
Первый скоморох. Ну, что, теперь вы поняли, какой конкурс сейчас вам предстоит пройти?
Первый скоморох. А где чаще всего на Руси скоморохов можно было увидеть? Правильно, на ярмарках, да на торжищах. Именно там ряженные и скоморохи веселили собравшийся народ. Звучали загадки, шутки, прибаутки, заклички, устраивались смешные конкурсы, например, «Кто кого переговорит». Давайте и мы сегодня повеселимся и поучаствуем в таком конкурсе.
Второй скоморох. Давайте. Согласны, ребята? Согласны. А соревноваться сегодня у нас будут две (три) команды: « Говорилки » и «Тараторки ».
Первый скоморох. Эй, детвора, пожалуйте сюда! Покажите нам свою удаль молодецкую! Приветствие команд.
Чтоб было всем приятно.
Второй скоморох. А сейчас мы всему честному люду представим самых умнейших, которые будут оценивать таланты наших игроков.
Представление жюри. Заведующий МБДОУ — …., музыкальный руководитель — …, педагог – психолог — ….
Первый скоморох. Вместо баллов жюри будет одаривать наших ребят бубликами да баранками. У кого связка будет больше, тот и победит сегодня.
Второй скоморох. Ну что ж, начинаем наши игрища. А первый конкурс называется «Продолжи…!.
Первый скоморох. Каждый участник из команды должен быстро и точно продолжить скороговорку, начатую ведущим.
Второй скоморох. За каждое правильное продолжение команда получает балл.
Первый скоморох. Эй, Ивашка! А ты хоть сам – то знаешь какие-нибудь скороговорки.
Второй скоморох. Конечно, знаю! Расскажу скороговорку про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору, в гости Пётр идёт к Егору.
Первый скоморох. Молодец! А вот интересно, много ли скороговорок знают наши ребята?
Второй скоморох. Я думаю, что много. А давай проверим, проведём второй конкурс и узнаем.
Первый скоморох. Сейчас, сейчас всем головы заморочим, расшевелим, развеселим!
А называется наш следующий конкурс «Открой окошко!».
Второй скоморох. Перед вами игровое поле с картинками. Каждый член команды по очереди подходит к панно, открывает одну ячейку и…
Первый скоморох. Вспоминает скороговорку про того, кто изображен. Команда может помогать.
Второй скоморох. Ой, Какие талантливые ребятишки! Как они много скороговорок говорили, говорили и перевыговорили!
Первый скоморох. Каблучками постучим и на игру всех пригласим. Язычки пусть отдохнут, ну а ножки в пляс пойдут. Играют в игру «Плетень»
Второй скоморох. Поплясали и дальше заиграли.
Первый скоморох. Поговорить здесь со мной подходи, народ честной!
Второй скоморох. Следующий конкурс «Театральная студия». Это было ваше домашнее задание. Каждая команда поочередно инсценирует три скороговорки, команда соперников отгадывает ее и проговаривает.
Скоморох берет в руки мяч, играет с ним, подбрасывает его.
Первый скоморох. Что, сейчас будем в футбол играть?
Второй скоморох. Голова твоя пустая (стучит по голове).Мячик нам понадобится для следующего конкурса. Сейчас каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко, четко затем, передать мяч следующему участнику и так до конца.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Сухой сук нес барсук. Белые бараны били в барабаны.
Течет речка, печет печка.
Первый скоморох. Молодцы! Язычки работают, что надо! Молодцы, ребята!
Целый день у нас игра! Заводная детвора.
Первый скоморох. Эй! Девчонки-девчушки!
Болтушки и вертушки! И вы, ребята ворчливые!
Не горбатые, но шаловливые! С задних рядов пробирайтесь,
К нам поближе направляйтесь! Скороговорки послушать,
Да в ладоши похлопать!
Первый скоморох. Ой, Яшка, а что это у тебя в руках такое длинное?
Второй скоморох. Не видишь змея.
Первый скоморох. Да какая же это змея! Это же верёвка!
Второй скоморох. Да это я пошутил, тебя напугать хотел! А вот ты догадайся, какой следующий конкурс будет, я ведь неспроста верёвку то принёс.
Первый скоморох. Догадался, догадался! Следующее наш конкурс называется «Змейка!». Участники команд быстро по сигналу ведущего проговаривают по одной скороговорке, выходят и выстраиваются в колонны друг за другом.
Первый скоморох. Вот ты догадливый какой! Если команда не успевает за ведущим, никто не выходит. В конце конкурса колонны пересчитываются и определяется самая длинная змейка.
Второй скоморох. Эх, малинка, ты, малинка! Удивительно вкусна!
Кто малинки покушает, тот и скороговорок послушает!
Первый скоморох. Последний наш конкурс «В эфире новости!».
Второй скоморох. Ой, новости я уже утром по радио слушал.
Первый скоморох. Таких новостей ты еще не слышал. Во-первых, новости будут читать наши воспитатели. Во-вторых, они по очереди достанут из шкатулки картинку (волк, дятел, соловей, клоун, заяц, петух, засыпающий малыш, улитка) и станут артистами.
Первый скоморох и второй. Раз, два, три – карточку тяни.
Это «волк» — значит, будем произносить стихотворение низким голосом, басом.
Это «клоун» — он говорит громко, весело, бодро.
Это «дятел» — он издаёт отрывистые звуки, похожие на стук.
Это «соловей» — он поёт в ночи высоким голосом, плавно, протяжно, нежно.
Это «засыпающий малыш» — он говорит тихо, может даже позевать.
Это «заяц» — быстро.
Это «петух» — громко
Это «улитка» — медленно.
Первый скоморох. Ну, что же, детвора, это был наш последний конкурс.
Второй скоморох: Наш конкурс завершается.
Но мы грустить не будем.
Пусть все мечты исполнятся
На радость добрым людям.
Скоморохи вместе. Гости дорогие! Мальчишки и девчонки краснощёкие!
Всем вам поклоны глубокие! Приходите ещё раз.
Уважим и опять скороговорки всем расскажем!
Сейчас жюри подведёт итоги последнего конкурса и после сонного часа мы соберемся все в нашем зале и назовём победителей конкурса!
Картинки: Слон, волк, дятел клоун, крот, мухомор, пчела, рыбы, гроза, бобр, кот рыжий.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Жил-был белый, белый слон,
Бел как облако был он.
Был белее слон белил,
Булки белые любил.
Белый волк на свете жил,
Часто лапы с мылом мыл,
Чистоплотный очень был,
И без мыла долго выл.
Дятел ель долбил-долбил,
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло.
Дятлу в том дупле тепло.
Плыла, плыла акула,
Плавником вильнула,
Под волну попала,
Начинай сначала.
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыла не любила.
Котик ниток клубок укатил в уголок
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно очень устала.
По цветку гуляет пчёлка,
Есть у пчёлочки иголка,
И тому, кто ловит пчёл,
Пчёлка делает укол.
Клоун публику смешил,
Он в больших галошах был.
Клоуну в галошах
Хлопали в ладоши.
В яркой куртке мухомор,
Гордо сел на косогор,
Не пойдём на косогор,
Нам не нужен мухомор.
К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот,
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
infourok.ru
Методическая разработка по теме: Конкурс скороговорки
Конкурс скороговорки
«Всех скороговорок не переговоришь,
не перевыговоришь»
Цель: активизация речевой деятельности учащихся
Задачи: 1.работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;
2.совершенствовать звуковую сторону речи;
3. закреплять навыки звуко-буквенного анализа;
4. развивать слуховую, зрительную память, внимание;
5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска,2 бубна, запись песни «Выйду на улицу».
Предварительная подготовка: учащиеся вместе с родителями учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок, дети делятся на две команды:
«Звонкоголосики» и «Говорунишки».
Орг. момент: вступительное слово логопеда:
Звучит музыка «Выйду на улицу, гляну на село…»
Логопед: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в вашем классе мы проводим «Конкурс скороговорки»
Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.
Хотите узнать откуда появились скороговорки?
Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий.
Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Сегодняшний наш конкурс называется «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать будут две команды: «Звонкоголосики» и «Говорунишки» по 10 человек в каждой, в случае затруднений детям будут помогать родители. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале)
Задание 1. Скороговорки-невелички.
Логопед: начинаем конкурс с разминки. Передаём бубен и повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:
Для команды №1: Для команды №2:
Веня и Иван не виноваты. Внимание: в водоёме водяной.
В дневнике у Вадима девять двоек. В сундуке на судно несут посуду.
Филимон был на футболе в футболке. У Пети Потапова папа – капитан.
В Японии все пони в попоне. У Дуни в неделе одни понедельники.
Дима даёт Дине дыню. Парень поел пареной репы.
Дядя Федя дал мёда медведю. Опять Антон пьёт кипяток.
Сынок не носит косынок. Синице гусеница снится.
У забияки змея за пазухой. Десять совят на сосне сидят.
Наш шпион выше вашего шпиона. У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
Королю подарили пару кроликов. Лодырь прогулял урок риторики.
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
Задание2. Бабушкины скороговорки.
Звучит мелодия «Выйду на улицу…»
Логопед:
Ребята, к нам приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна.
Аграфена Дормидонтовна: Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя.
Дети:…
Аграфена Дормидонтовна: Слыхала я, что вы скорговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.
Команда №1: Команда №2:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Стоит воз овса, возле воза овца.
Хохлатые хохотушки хохотали, Течёт речка, печёт печка,
Хохотали,похохатывали. Печёт печка, течёт речка.
Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и ,прощаясь, уходит. Жюри оценивает.
Задание 3. Артистичные скороговорки.
Логопед: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!
Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)
Тощий Кащей тащит ящик овощей.(=Цыплёнок и курица пьют чай на улице).
(Образец логопеда: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)
Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:
Веселье, грусть, испуг, удивление.
Оценка жюри.
Задание4. Звукобуквенные скороговорки.
Логопед. А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв.
Выделите повторяющийся звук(звуки),запишите букву.
Команда №1. Команда №2.
1.Жук жужжит и встать не может, 1.Занят заклинатель змей звонкой
Ждёт он, кто ему поможет. музыкой своей.
2.Катя копала лопаткой канавку. 2.В пенале у Полины паук плетёт
паутину.
3.Был у бабушки баран, бойко бил 3.Дятел долбит древний дуб,
он в барабан. добрый дятел дубу люб.
4.Щёткой чищу я щенка, 4. Ходит по лесу хорёк, хищный
щекочу ему бока. Маленький зверёк.
5.В пятницу цена акции девятнадцать 5.Чубчик не у внучки, чубчик у
центов. внучка.
Оценка жюри.
Задание 5. Перепутанная скороговорка.
Логопед. Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:
Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.
Команда №1 Команда №2.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на На Ерёму напала дрёма,
шесте. От дрёмы уснул Ерёма.
Оценка жюри.
Задание6.Творческие скороговорки.
Логопед. Во всех предыдущих заданиях вам предлагались готовые скороговорки. А теперь вы сами постараетесь их сочинить, используя такие слова:
Команда №1: Команда №2:
Розы, берёзы, гриб. Кошка, матрёшка, машина.
Оценка жюри.
Задание 7. Домашние скороговорки.
Логопед: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком, поделкой).
Выступления из команд.
Оценка жюри.
Общие итоги все конкурсов.
Логопед: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить , читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1.Гадасина Л.Я., Ивановская О.И. Звуки на все руки.50 логопедических игр.С.-П..1999.
2.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки//Конфетка. –М.: ТЦ Сфера,2011.
3.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.
4.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.
5.Фоминых Е.Н. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь//Логопед. 2012.№5.
Шла Саша по шоссе,
несла сушку на шесте.
На Ерёму напала дрёма,
от дрёмы уснул Ерёма.
nsportal.ru
Конкурс скороговорок для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Совершенствование звуковой стороны речи.
Задачи:
- Развитие интереса к правильной речи.
- Улучшение дикции у дошкольников.
- Формирование интонационной выразительности речи.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фишки, две корзины, мяч, магнитная доска с буквами, две пиктограммы-смайлики (грусть и веселье).
Подготовительный этап.
В процессе подготовки к конкурсу скороговорок родителям совместно с детьми предлагается выполнить домашнее задание – выучить наизусть по одной скороговорке, выбранной самостоятельно по желанию, сделать иллюстрацию или поделку к данной скороговорке.
Организационный момент.
Дети заходят и рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга. Презентация. Слайд 1.
Логопед. Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.
Сегодня мы проводим конкурс скороговорок. Участвовать в конкурсе будут две команды “Болтунишки” и “Говорунишки”. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.) Всего в конкурсе пять заданий. За каждое правильно выполненное задание участники или команда получают фишки, в зависимости от оценки жюри. Для каждой команды приготовлено две корзины, в которые жюри будет складывать фишки. В конце конкурса подсчитывается количество фишек, заработанных каждой командой, и выявляется победитель.
Разминка для язычка. Артикуляционное упражнение “Лошадка”. Цокать 3 раза улыбаясь, 3 раза – с вытянутыми слегка губами. Сначала одна команда, затем другая.
1. Задание. “Игра с мячом”.
Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко и четко и передать мяч следующему участнику.
Жюри оценивает команды. Лучшая команда получает фишку.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. Сухой сук нес барсук. |
Белые бараны били в барабаны. Течет речка, печет печка. |
2. Задание. “Домашнее задание”
Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку, нарисовать к ней рисунок или подготовить поделку.
На экране последовательно появляются иллюстрации к скороговоркам, приготовленные родителями совместно с детьми в домашних условиях. Дети узнают свои заготовки, выходят и рассказывают выученные скороговорки. Сначала медленно, четко проговаривая все слова, чтобы смысл был понятен окружающим, затем в быстром темпе. Слайд 2–7.
Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды. Слайд 8 (Заставка).
3. Задание “Отгадай скороговорку по картине”.
Логопед. Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.
Жюри оценивает каждого участника. За каждую правильно рассказанную скороговорку команда участника получает фишку.
На экране иллюстрации к скороговоркам. Слайд 9–12.
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. На дворе – трава, на траве – дрова
3. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека цап.4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Динамическая пауза “Говори и делай”.
Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. Слайд 13.
Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)
4. Задание “Отгадай звук”.
Логопед. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего, затем найти соответствующую букву и прикрепить ее на магнитную доску. Слайд 14 (Заставка).
Жюри оценивает каждую команду.
1. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С) Катя лопаткой копала канавку. (К) |
2. Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л) Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р) |
3. В пенале у Полины паук плетет паутину. (П) Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш) |
4. Тут и там топает гиппопотам. (Т) У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч) |
5. Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему
поможет.(Ж) Филимон был на футболе в футболке. (Ф) |
Дети выставляют буквы на магнитную доску, на которой уже имеются гласные буквы.
Логопед. Внимательно посмотрите на эти буквы и составьте из них слова.
Динамическая пауза “Говори и делай”.
Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. Слайд 15.
У зайки Бубы (руки над головой)
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
У зайки Бубы (руки над головой, прыжки на месте)
5. “Выразительные скороговорки”.
Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка и сказать, что они чувствуют, какие испытывают эмоции, когда слышат эту музыку (грусть, веселье). Слайд 16.
Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно.
На экране иллюстрация скороговорки. Слайд 17.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
Логопед. Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.
Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.
Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.
Итог. Наш конкурс подошел к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. Слайд 18.
Подсчитывается количество заработанных фишек у обеих команд и объявляется команда-победитель.
Логопед. Ребята, вы все сегодня очень старались. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.
Литература
- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. – М.: Астрель, 2012.
- Косинова Е.М. Говорим правильно и красиво. – М.: Эксмо. 2003.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. СД № 1, трек № 1, № 31.– М.: 2009.
urok.1sept.ru