Семья и школа в воспитании детей
Школа – ответственный этап в жизни каждого ребенка. Ему приходится адаптироваться к новым условиям жизни, учитывать требования преподавателей, выстраивать взаимодействие со сверстниками. Все это может стать для малыша непосильной ношей. Вот почему детям необходима помощь и поддержка на протяжении всего обучения – как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Задача учителя
Семья и школа в воспитании детей принимают активное участие. Именно здесь ребенок проводит большую часть своего времени, усваивает социальные нормы и перенимает правила поведения. Так что родители и учителя должны стать партнерами, которые ведут малыша в одном направлении.
Но если мама с папой всегда будут любить своего ребенка, то с преподавателями несколько сложнее. Очень важно, чтобы учитель мог стать не только наставником, но и другом. Только тогда будет достигнуто необходимое взаимопонимание, и ученик перестанет воспринимать информацию «в штыки», сможет довериться и даже расслабиться в нестандартной для себя обстановке.
Подобная модель идет вразрез с советской школьной моделью, которая устанавливала жесткую субординацию между учителем и ребенком. Сегодня многие преподаватели стараются вызвать не страх, а уважение у подрастающего поколения. И уже обладая высоким авторитетом в глазах своих учеников, берутся за воспитательную работу. Главное, чтобы родители не стремились конкурировать с преподавателем, принижая его значимость. Только слаженная работа и сотрудничество позволит добиться положительных результатов.
Помимо всего прочего, современные учителя практикуют личностный подход к каждому ребенку. Конечно, бывает сложно уделить должное внимание каждому ученику. Однако ни в коем случае нельзя забывать, что все дети разные – у них разные таланты, комплексы, проблемы и даже жизненные принципы. Так что подобрать ключ к каждому малышу может только тот педагог, который искренне любит детей.
Взаимодействие семьи и школы
Что касается взаимоотношений между преподавателями и родителями, то существует несколько способов наладить связь:
- Анализ условий воспитания ребенка в семье
Учитель должен понимать, какое общество окружает малыша ежедневно. В случае с неблагополучной семьей преподавателю приходится на 100% давать ту поддержку и заботу, в которой нуждается развивающаяся личность. - Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями
На коллективных встречах обсуждают насущные вопросы, строят планы на учебный год, учитывают пожелания семьи и их дальнейшие цели. А вот о проблемах того или иного ученика лучше говорить наедине с его родителями. - Привлечение родителей к внеучебной деятельности
Мама с папой должны понимать, что отдавая ребенка в школу, они не перекладывают ответственность на другие плечи – их педагогическое участие также необходимо. Во время внеклассных занятий они могут по-новому взглянуть на своего малыша, оценить его способности и взаимоотношения с окружающими.
Воспитание ребенка – долгий и сложный процесс, на который влияет множество факторов. И ключевые роли здесь отведены семье и школе. По отдельности им будет сложно добиться положительного результата. Но объединив усилия, родители и педагоги могут воспитать уверенного в себе, хорошо развитого человека с четкими моральными ценностями, принципами и мировоззрением.
ladle.ru
Права ребенка в школе. Права учеников и их родителей
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
См. также:
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Основание: статья 43 Конституции РФ.
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
См. также:
Как экономить, меньше тратить и больше зарабатывать
Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю
Право отказаться от навязанных факультативов и олимпиад
Основание: статья 34 закона об образовании.
Зачем. В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей. Для родителей это бесплатно. При этом любая школа может ввести платные услуги — с ценами, которые утверждает местная администрация. Список и стоимость услуг публикуются на сайте школы.
Иногда родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия — только добровольно.
Обязательную программу вам обязаны обеспечить за счет бюджета, дополнительные занятия — по желанию. Если учителю нужно набрать учеников в секцию робототехники или на факультатив по английскому, он не может заставить родителей платить или снизить ребенку оценку из-за отказа.
Как реализовать. Если с вас требуют деньги за какие-то занятия, сразу проверьте на сайте школы, что это за услуга и сколько она стоит. Если не хотите платить, имеете право. Но тогда и посещать занятия ребенок не сможет. Бесплатно — только основная образовательная программа.
Если с вас требуют деньги и навязывают услуги, жалуйтесь в департамент образования, Рособрнадзор или прокуратуру. Хотя чаще всего хватает ссылки на статью 5.57 КоАП РФ — там о штрафах за нарушение прав в школе.
См. также:
Право перейти на семейное обучение
Основание: статья 17 закона об образовании.
Зачем. Родители обязаны сделать так, чтобы у ребенка было среднее образование. Но они не обязаны отдавать его в школу. Учиться можно и дома: это форма обучения, предусмотренная законом. Так может учиться вообще любой ребенок. Главное — проходить промежуточную аттестацию.
Семейное обучение — это не то же, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом к больному ребенку. Семейное обучение — это выбор родителей и их ответственность.
Как реализовать. Если решили перейти на семейное обучение, сообщите об этом школе. Вам дадут бланки заявлений, помогут составить план аттестации и консультаций с учителями. Оцените свои возможности: учиться дома — это не значит не учиться совсем. Семейное обучение требует даже больше организации, дисциплины и сил, чем обычное школьное. Но это ваше право, а еще — возможность сэкономить деньги на форме, учебниках и нуждах класса.
Промежуточная аттестация в школе будет бесплатной. Раньше родителям давали компенсацию за семейное обучение, но с 2013 года ее не платят.
Право ознакомится с уставом, лицензиями и другими документами школы
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем. В официальных документах школы можно найти много интересного: кто участвует в управлении, чем еще кроме учебы может заниматься школа, есть ли продленка и летний лагерь, может ли внутри работать платное кафе, какие обязанности у директора и за что его можно уволить. Еще в уставе написано, как ученики могут влиять на важные вопросы и что происходит с деньгами родителей.
Кроме устава есть лицензия, приказы и разные положения. Например, есть официальное положение о школьной форме, пропускном режиме и работе библиотеки. Школа обязательно публикует отчеты о том, как тратит деньги и использует имущество. Если в школе была проверка, должен быть отчет о результатах и нарушениях. Все это публикуется в открытом доступе и регулярно обновляется. В любых непонятных ситуациях нужно смотреть документы.
Как реализовать. Зайдите на сайт любой школы. Все документы должны быть там: отсканированные, с печатями и обязательно в актуальной редакции. Изучить документы можно еще до зачисления ребенка в школу. Например, чтобы узнать, есть ли там продленка, и найти требования к школьной форме.
Если на сайте школы нет документов, пожалуйтесь в департамент образования — скорее всего, документы появятся в течение дня, с этим сейчас строго.
Если в процессе обучения возникнет спорный вопрос, попросите показать документ, который его регулирует.
Право покупать форму — и другие вещи — там, где считаете нужным
Основание: статья 38 закона об образовании.
Зачем. Школа может прописать в уставе или официальном положении требования к школьной форме: цвету, фасону, правилам ношения. Но школа не может обязать родителей покупать школьную форму в определенном магазине, отшивать в одном определенном ателье или закупать централизованно. Это же касается обуви, канцелярских принадлежностей и любых других вещей, которые должны обеспечить родители. При выборе моделей школа должна учитывать мнение родителей.
Как реализовать. Еще до зачисления в школу проверьте устав на сайте. Если в школе есть требования к форме, это должно быть указано в уставе. Потом найдите на сайте или запросите в администрации документ, в котором описаны модели.
Узнайте, где школа предлагает покупать форму — именно предлагает, а не требует. По закону школа имеет право проводить централизованные закупки, это может обойтись дешевле. Но это должно быть совместным решением родителей, после чего школа объявляет торги или закупает форму другим способом, который предусмотрен законом. Но не наоборот: нельзя сначала объявить торги, закупить форму, а потом заставить родителей выкупить ее.
Принимая решение о покупке, просите показать не только фотографии моделей, но и пошитые образцы: часто поставщики шьют форму из ткани, которая колется, быстро закатывается и вытягивается.
Если вы не хотите покупать форму у конкретного поставщика, то не обязаны это делать. Можете сшить форму сами или купить в любом магазине подходящую по описанию модель. Если на собрании вам говорят, что покупать школьную форму нужно в конкретном месте, напомните школьной администрации, что в законах нет такого требования. Если в школьных документах указан поставщик, это нарушение — такое условие недействительно.
Узнайте, кому и какие компенсации положены при покупке формы. Обычно ее бесплатно выдают многодетным и малообеспеченным семьям. Или родителям платят компенсацию в фиксированном размере — условия и суммы зависят от региона.
См. также:
Право узнавать, как учат детей
Основание: статья 12 закона об образовании.
Зачем. Российские школы работают не по одной образовательной программе. Есть общие стандарты, но количество часов, темы уроков, план обучения в разных школах могут отличаться. Как и чему будут учить детей в конкретной школе, написано в образовательной программе — это официальный документ, который утверждает департамент образования. Любой родитель может заранее сравнить программы в разных школах. В программе описано, какие будут темы уроков по истории, что проходят по химии и сколько часов английского языка в неделю в 7 классе.
Как реализовать. Основные и дополнительные образовательные программы обязательно размещаются на сайте школ. Если хотите сравнить, просто находите нужный раздел и читаете. У каждой программы есть короткое описание. В том же разделе есть график учебы с датами каникул — можно спланировать отпуск. Еще школы публикуют учебный план с детальной разбивкой по неделям и количеству уроков. Там рассчитана даже нагрузка по времени выполнения домашнего задания в зависимости от класса.
См. также:
Право проверять оценки и успеваемость ребенка
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем. Если ребенок не пройдет аттестацию или не усвоит предмет, у него могут быть проблемы с переводом в другой класс и зачислением в вуз. Чтобы понять, по каким предметам нужно дополнительно заниматься, стоит ли нанимать репетитора или проще поменять школу, нужно интересоваться оценками за отдельные задания и по предметам в целом по итогам четверти или года. Учителя часто говорят, что журнал — это собственность учителя, и не показывают его детям. Но родителям показать обязаны. Причем посмотреть оценки и узнать, как учится ребенок, может и мать, и отец. Для этого не нужно спрашивать разрешения второго родителя.
Как реализовать. Попросите учителя выставлять текущие оценки по каждому предмету в дневник. Иногда это делают раз в две недели. Можно на отдельном листе. Еще оценками можно интересоваться индивидуально: просто прийти и посмотреть журнал. Но предварительно стоит согласовать это с классным руководителем. Иногда плохие оценки у всего класса говорят о том, что нужно сменить учителя: родители идут к директору, классу меняют учителя по конкретному предмету — в результате экономия на репетиторах.
См. также:
Право защищать интересы детей
Основание: статья 34 закона об образовании.
Зачем. Несовершеннолетние дети еще не могут реализовать свои права и защитить интересы. Ребенок не может давать согласие на медицинское обследование, обработку персональных данных и решать, сдавать ли деньги на ремонт школы. За него это делают родители или законные представители. Если ребенка обидят в школе, заявление на обидчиков напишут родители. Если ребенку ставят двойки по физкультуре за то, что он не ходит в секцию, разбираться тоже будут родители. Еще родители могут писать жалобы на нарушение прав детей, а сами дети не могут.
Как реализовать. Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования, в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее. Если детей во время каникул заставляют красить забор, делают им прививки и задают слишком много домашних заданий, это хоть и не касается родителей напрямую, но повод для жалобы или даже суда. Родители могут использовать любые законные способы для защиты прав детей.
См. также:
Право получать информацию о медицинских и психологических обследованиях
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем. Никто не может обследовать или тестировать ребенка без согласия родителей. Если детей обследовали врачи или с ними работали психологи, родители могут запросить результаты. Это поможет вовремя сориентироваться, чтобы получить помощь: коррекционное обучение, консультации психолога или медицинскую реабилитацию.
Как реализовать. Если в школе проводили обследование, напишите заявление, чтобы вам предоставили результаты. Иногда достаточно сходить к школьному психологу или медсестре: о результатах расскажут и без заявления. Если не хотите, чтобы ребенка проверяли, не давайте согласия. Или придите в школу, чтобы с ребенком беседовали при вас: имеете право.
Право участвовать в управлении школой
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем. Родители могут влиять на решения в школе: сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, каким семьям оказывать материальную поддержку, как распределить стипендии между детьми, на что потратить спонсорскую помощь. Можно просто соглашаться с суммами сборов и режимом обучения, а можно войти в состав родительского комитета или управляющего совета и влиять на решения.
Как реализовать. Узнайте, как родители могут принимать участие в управлении школой. Информация есть в уставе, а устав — на сайте школы. Попробуйте войти в состав управляющего органа лично или уточните, кто из родителей туда ходит. Следите за общешкольными родительскими собраниями, изучайте классные и школьные отчеты.
См. также:
Это права, которые гарантированы родителям законом об образовании. Еще есть права, установленные на местном уровне и даже в конкретной школе. Например, право на бесплатное питание для многодетных семей или бесплатную школьную форму. Основной источник информации о правах и возможностях в конкретной школе — ее официальный сайт.
journal.tinkoff.ru
“Семья и школа – партнёры в воспитании детей”
(Выступление на МО воспитателей)
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой
Для полноценного прохождения процесса воспитания и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Себастьян Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Безусловно, школа должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр.
Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребёнок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья – и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребёнок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все её этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально, личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число «трудновоспитуемых». И, тем не менее, семья – главный фактор развития и воспитания личности. Ребёнка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребёнка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в школе не может строиться без учёта этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. А это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики, огромных нервных и физических усилий, как говорил В.А. Сухомлинский, колоссального труда ума и сердца.
Говоря о теме «Семья и школа – партнёры в воспитании», уместно поставить такого рода вопрос: кто же всё-таки воспитывает – семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают… Единого взгляда на этот вопрос нет. Я почти не слышала, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?» И я не слышала, чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»
Обыкновенно говорят так: «Мы – школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?» Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их, почему она не воспитывает?»
Получается так, что желание захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого. Это на словах. А на деле получается даже так. Допустим, ученик плохо учится. Учитель вызывает мать или отца (правда, не каждый учитель так делает, но есть и такие) и говорит:
— Есть принять меры.
Это значит, что педагог думает: в моём распоряжении мало средств воспитания, а вот в распоряжении семьи этих средств больше. Отдельные педагоги считают, что семья – это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем они. Я не стану разрешать этот вопрос в ту или иную сторону. Правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к учителю, и по отношению к ученику, и по отношению к семье должна быть школа как нечто целое, как единый коллектив.
Повышение качества семейного воспитания школьников требует активизации совместных усилий школы и семьи, совместного поиска наиболее эффективных путей воспитания.
«Школа и семья должны из состояния «сосуществования» перейти к теснейшему сотрудничеству, основанному на органическом единстве конечных интересов общества и каждой семьи». В этом сотрудничестве школа выступает ведущей организацией и руководящей силой.
Важной составной частью руководства семейным воспитанием выступает психолого-педагогическая подготовка родителей, которая включает в себя, прежде всего просвещение. Активизация педагогических возможностей семьи достигается при условии разумного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.
Практика показала: там, где педагог заблаговременно готовится к воздействию на родителей, там эффективнее влияние на воспитательный процесс в семье. Индивидуальная работа с родителями может быть успешной при соблюдении психолого-педагогических требований:
— целенаправленность избранных воздействий;
— взаимопонимание между учителем и родителями;
— опора на положительные стороны семейного воспитания;
— высокий педагогический такт в работе с каждым отцом, матерью.
Таким образом, эффективность педагогического руководства семейным воспитанием во многом зависит от целенаправленности и согласованности действий учителя и родителей, от единства требований, предъявляемых ими к ребёнку, от педагогически продуманной системы воздействия на него.
Традиционной формой работы классного руководителя с семьёй остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна – недовольство поведением или учёбой, а повод – конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей.
Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
• не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;
• проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
• исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
• беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;
• не предъявляйте претензий к родителям;
• всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
• советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;
• выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;
• не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль.
«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».
Семья даёт ребёнку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.
По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьёй и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников.
Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учёта их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.
Вдумчивый педагог обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учёта жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнажённость прямого воспитательного воздействия.
Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрят на неё по-разному. Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же – в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудшается.
Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нём заинтересованно всё общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность её, во-первых, состоит в том, что она даёт «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причём речь идёт не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищённости, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они ещё не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.
Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.
Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребёнка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим её пополам.
Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому —
родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб —
пусть помнит,
что с лихвой получит от них всё то,
чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети —
мы за слова свои в ответе и за дела!
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом!
Себастьян Брандт
infourok.ru
«Я на это подписывался». Почему родителям приходится делать уроки с детьми? 
В соцсетях разлетелось видео с монологом стендапера Алексея Щербакова, отца кубанского первоклассника. Автор в не самых сдержанных выражениях возмущается, что детям задают на дом так много уроков, что родителям приходится помогать их делать. «Я на это подписывался», — заявляет комик. И жалобы на то, что домашние задания приходится выполнять вместе с детьми — массовые. «АиФ-Юг» разобрался при помощи экспертов, какими причинами вызвана проблема.Родители как полноценные участники
Стенгазеты, проекты, поделки на оценку — в этом давно соревнуются родители учеников начальной школы. Мамы и папы возмущаются: «Вечером новость — нужен ёж из шишек, послала мужа в парк, искал с фонариком. А нам не помогали, когда мы учились». Учителя парируют: «Не помогали, потому что у учеников прошлого была возможность справляться с заданиями самостоятельно. Но за последние 20 лет всё изменилось».
«Например, чтобы справиться с заданием-презентацией, нужно владеть компьютером, сделать фото или видео, пользоваться поисковыми сервисами интернета, без помощи ученик не справится, — говорит учительница начальных классов Ирина Сергиенко. — Это не капризы педагогов, а образовательные стандарты. Установки в современной школе таковы, что родители в ней — полноценные участники обучения. На них возложены функции контроля и организации дополнительного образования, которое, увы, необходимо».
По словам учительницы, «голых» знаний среднему ученику, если он обычный ребёнок, не отличающийся экстраординарными способностями, «хватит на троечку». Для хорошего результата в учёбе необходимо «добирать» личным участием родителей или с помощью репетиторов.
«Программа советской школы начиналась с букваря, — подтверждает мама второклассника Галина Дмитриева из станицы Северской Краснодарского края. — Нас учили читать, писать, попутно мы осваивали орфографию. Программа усложнялась постепенно и была понятной. Начальное обучение длилось три года, а сейчас — четыре, и оно разбавлено новыми предметами. Например, окружающий мир. Это не только природоведение, а всё, что угодно, включая правила пожарной безопасности. В школе уже не говорят: «глагол, прилагательное, существительное». Вместо этого: «слово, обозначающее действие, признак предмета, предмет». Причём, каждое понятие — это геометрическая фигура и нужно запомнить, какая именно, треугольник или квадрат, чтобы из фигур-понятий собрать конструкцию — предложение. К чему такие сложности? Приходится читать учебники, чтобы самой разбираться и быть сыну полезной».В частных школах все сделают за родителей
Жительница Краснодара Галина Гутина — мама двух школьников. Оля в пятом классе, Андрей во втором. «Курс молодого бойца» прошла с дочкой, время на «домашку» не достигало критичных величин. Но вот в первый класс пошёл сын. У мальчика дисграфия (расстройство процесса письма). «Подтягивать» каждый день пришлось двоих, мама озаботилась здоровьем — как детей, так и собственным.«Учительница у дочки была неплохая. Но младшему не повезло. Считается, что в первом классе на дом не задают. На самом деле приходилось повторять всё, что изучали в классе, потому что сын на уроках ничего не запоминал, — рассказывает Галина. — Сидели каждый день до глубокой ночи со слезами и истериками. Я поняла, что не справляюсь, сыну требовалось больше внимания, чем одноклассникам. В школе он его не получал, я решила искать альтернативу. В частной школе пугал ценник, но я подсчитала расходы на обычную. Сложила всё (сборы на печатные тетради, праздники, кружки, питание, проезд, экономические потери от моего отказа от подработки) и удивилась. Оказалось, частная школа не так уж и дорога».
В частной школе дети Галины занимаются первый год. Дышать, по определению мамы, «стало легче».
«Время на «домашку» сократилось: два часа, если не отвлекаться. Уже не из-под палки сын учится, а с желанием впечатлить учителя, — продолжает женщина. — Ему интересно, он запоминает. Хотя учебная программа та же, что в государственной школе. Отличия в мелких, но значимых нюансах. В обычной с пятого класса шестидневка, в платной — пятидневка. Плюс, «допы» (дополнительные занятия): по математике, русскому или английскому, рисование, физкультура… Дети там с утра до вечера, как в интернате, многим родителям это удобно. На дом остаются устные задания, иногда что-то дописать, если не успели на уроке. Неудовлетворительные оценки не «прощают», а просят пересдать, чтобы тема была усвоена. В будни у детей ни на что, кроме уроков и сна, времени не остаётся, поэтому каждая пятая неделя — каникулярная. И самое главное: в частной школе в классах по 16 учеников. В обычной (городской) от 35-ти, учителю невозможно уделить внимание каждому. В новой школе к детям относятся с уважением, внимательны к эмоциональному комфорту. Одного неуправляемого мальчика исключили, вернув родителям деньги. Директриса сказала: «Спокойствие дороже».
Но что делать тем, кто частную школу себе позволить всё-таки не может?
Альтернативные формы и баланс
«АиФ-Юг» удалось найти и счастливую маму: она не знает, как это — сидеть с ребёнком за уроками до ночи.
«Сын — пятиклассник гимназии № 54 Краснодара, — объясняет Вера Сердечная. — У него «шестидневка», единственный выходной проводит в центре дополнительного образования. Каждый день пять-шесть уроков, трижды в неделю «допы». В гимназии они больше для галочки (проектная деятельность, православная культура, казачьи традиции). Я написала заявление об отказе, и вместо них у Тёмы занятия танцев. «Домашку» он учит час-полтора, но приходится контролировать, чтобы не отвлекался. Конечно, устаёт, в дни без «допов» устраиваем релакс-разгрузки. Включаю аудиосказку, укрываю пледом, и сын засыпает днём на полтора часа. Учится на «четыре» и «пять», но проскальзывают тройки. Не ругаю, низкая оценка — повод для анализа: где ошибся, почему? Тёма — хороший ученик, у него светлая голова, он не доставляет проблем. Но, думаю, секрет в том, что ему интересно в школе — есть любимая учительница (по математике), он дружит с одноклассниками. Убрав «ненужное» в расписании, нагрузив полезным, мы достигли баланса. Он вскакивает в шесть утра в хорошем настроении, потому что спешит в школу, а после уроков в нетерпении мчится на танцы».
Важная деталь: проблемы с уроками и у Тёмы были, когда он учился в обычной школе (перевод в гимназию состоялся в связи с переездом). Тяжело давалась теория в начальной школе. По словам мамы, «приходилось всё повторять». В гимназии предметники сильнее, тоже факт. И количество учащихся в классах также меньше. Ведь базовая проблема школ, на которую указывают родители, — переполненность.
Что говорит закон
«Много задают» — распространённая претензия, — комментирует ситуацию педагог-психолог, школьный омбудсмен, автор серии публикаций по защите прав учеников, учителей, родителей Нурия Сафиулина. — Учитель при планировании заданий на дом руководствуется нормативным актом — СанПиНом. В соответствии с требованиями, обучение в первом классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований, без балльного оценивания знаний и обучения без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа). Первоклашкам «домашку» не задают, оценки не ставят.
Далее по акту: объём домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во втором-третьем классах — полтора часа, в четвертом-пятом классах — два часа, в шестом-восьмом классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часов. Конечно, нормативы примерные. Многое зависит от психофизиологических особенностей ребёнка. Некоторым с трудом удаётся сосредоточиться, заниматься, не отвлекаясь. Это одна из причин, затягивающих выполнение домашних заданий на несколько часов. Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребёнок в школе не изучал? Да! Если задача ориентирована на развитие творческой, исследовательской активности. Но это не отменяет правило: задание должно быть понятно ученику».
«Как папа двух учеников подтверждаю: дети получают большую нагрузку в школе, — говорит психолог Алексей Павлинский. — Школа — это система. Она не выделяет личность, учит всех одинаково. Здесь очень важно отношение родителей к успеваемости их детей. Родители не должны много требовать, им нужно дать возможность ребёнку учиться так, как у него получается. Да, это не просто, но необходимо, так как психологическое здоровье ребёнка так же важно, как и знания, которые он получает. Если ребёнок стал быстро уставать, раздражаться по пустякам, это сигнал того, что он перегружен. Дайте ему возможность отдохнуть, поиграйте с ним, смените обстановку, это даст ему ресурс. Уроки учить нужно в стиле игры и поощрения. Ребёнок, увлекаясь игрой, делает всё быстрее и с интересом, результат не заставит себя ждать. Если что-то у него не получается, не ругайте, это травмирует и бьёт по самооценке, он перестаёт верить в себя и начинает спрашивать вашего совета, просить помощи постоянно. Больше хвалите ребёнка, это неоценимый вклад в его развитие как личности».
«Выступление стендапера — это хороший номер, талантливо исполненный, к тому же попавший в болевую точку. Речь идет о вечном. Родители, дети и школа будут всегда, — считает учитель-методист, руководитель и основатель центра дополнительной профессиональной подготовки Ольга Кузнецова. — Родителями быть нелегко. Это даже больше, чем профессия. Потому что нет выходных и свободного времени. Потому что даже в школу после ее окончания человек может приходить с благодарностью, а может забыть, как страшный сон. А к родителям будет приходить всегда. Могу только посоветовать учиться быть полноценным участником образовательного процесса своих детей. Читайте хороших педагогов, психологов. Развивайте свой интеллект, кругозор. Как советуют мудрые англичане: «Не воспитывайте своих детей. Все равно они вырастут похожими на вас. Воспитывайте, развивайте себя. Станьте интересны себе и своим детям».news.rambler.ru
Современные школы требуют, чтобы родители учились вместе с детьми
Привычка учиться
После первого сентября жизнь многих современных родителей стремительно превращается в ад. Бесконечные проекты, доклады и олимпиадные задания уже снятся мамам и папам по ночам. Да и как тут забыться во сне, ведь в любой момент опять звякнет проклятый телефон, где в родительском чате снова обсуждают способы решения задачи по математике или проекта по окружающему миру про то, как нарисовать мир глазами кузнечика. И быть безответственным-то не очень получается, в любом классе находятся гиперорганизованные предки, которые уже все сделали раньше и лучше всех.
— Когда я читаю форум наших родителей, у меня возникает просто комплекс неполноценности какой-то, — рассказывает Юлия, мама третьеклассницы. — Я максимум могу проверить у дочки, что уроки все сделаны, и то не всегда. Но не садиться же самой за парту вместе с ней, я свое уже давно отучилась. Такая же история и у моей подруги, дочка которой ходит в школу другого района. В каждом классе постоянно появляется все больше и больше родителей, для которых учеба ребенка превращается в смысл жизни. Кто-то часами ваяет проект по окружайке, кто-то специально не ведет свое чадо в школу, чтобы вместе с ним занять призовое место на олимпиаде из дома. К чему это? Разве кто-то сомневается, что взрослая тетя способна выполнить задания 3-го класса на «отлично»?
Подогревают помешательство родителей на успехах ребенка и многие учителя, в свою очередь запуганные требованиями администрации школы в срочном порядке повышать успеваемость в классе.
— В этом году у моего сына-третьеклассника сменилась учительница по английскому, — рассказывает Оксана. — Почти сразу же она влепила сыну «тройку» за то, что он что-то ответил не так. На родительском собрании я спокойно спросила у этой дамы, нельзя ли немного подождать с плохими оценками, чтобы дети очухались после лета и к ней привыкли. Невинный вопрос перешел в проповедь англичанки о том, что я виновата в этой «тройке» сама, так как оценка ребенка — это на самом деле оценка родителя. Вот так новость! А может быть, все-таки учителя? Или педагоги у нас теперь нужны только для заполнения электронного журнала?
Безусловно, катализатор повышенного внимания к учебе со стороны родителей — сама система нашего образования. Если послушать большинство директоров школ, то главными словами в их речах будут бесконечные рассуждения о месте школы в бесконечных рейтингах, призерах олимпиад, наградах и грамотах. Редкий директор станет хвастаться тем, что в его школе ребенку просто и комфортно учиться независимо от его природных способностей. Да и что хотеть, ведь финансирование наших школ, получение ими дополнительных грантов напрямую зависят от баллов выпускников по ЕГЭ и позиции в злосчастных рейтингах.
Не сотвори себе Эйнштейна
По мнению детского психолога Анны Альбертовой, подобная гонка за успехом все чаще и чаще приводит к серьезному травмированию психики детей и подростков. Ведь если твой ребенок не Эйнштейн, с этим все равно ничего не поделаешь.
— Помогать первокласснику в учебе, конечно, нужно. Дети этого возраста еще не очень собранны, им сложно привыкать к новому образу жизни, но, главное, чтобы эта помощь не затянулась на долгие годы, — объясняет Альбертова. — Многие дети, родители которых проявляют чрезмерный интерес к оценкам и процессу обучения, невольно начинают делать все за него, чтоб получилось лучше. В результате потом ребенок хватает «трояк» на важной контрольной, даже не потому что не знает правильного решения задачи, а просто от страха, что надо работать самому без помощи взрослого. А дальше — круг начинает замыкаться, школьник нервничает из-за оценок, переживает, что не оправдал надежды, возложенные на него заботливыми родителями. И здесь уже недалеко до комплекса неполноценности или серьезного невроза.
По оценкам Минздрава, с каждым годом в Москве неуклонно растет количество детей с психологическими проблемами и проблемами, связанными с нервной системой. К сожалению, в редких школах сейчас можно встретить хорошего детского психолога, реально занимающегося диагностикой детей, выявлением их проблем на ранней стадии. По большей части психолог в школах лишь формальная должность, держат его не для реальной помощи школьникам, а просто, чтоб выполнить требования чиновников от образования. Да и хорошие специалисты редко готовы пойти работать в школу, проще спокойно зарабатывать на индивидуальных консультациях.
— Главная помощь в заботе о психике ребенка опять же ложится на родителей, — уверена Анна Альбертова. — Не нужно делать все за ребенка, нужно научить его, как все делать самому. Как в детстве мы учим наших детей заправлять кровать или чистить зубы, точно так же еще перед школой ребенка надо приучить, что уроки и сбор портфеля — его обязанность и в этом нет ничего страшного. Школа — это естественная часть жизни, но не единственная, помимо этого есть семья, друзья, свободное время — и жизнь не ограничена лишь успехами в учебе. В семье, где проблемы обсуждают, ведут себя спокойно и не зацикливаются на успехах чада, дети чаще добиваются большего, чем чада, помешанные на оценках. Кроме того, родитель не может быть для ребенка еще и учителем, это несовместимые роли. Да и обязанности учителей в школе пока у нас никто не отменял. Простой пример — учить таблице умножения должна школа, а считать деньги, к примеру, расплачиваться в магазине, планировать свой бюджет — задача родителей. В этом и разница этих ролей.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ирина Труманова, учитель русского языка и литературы с 35-летним стажем:
— Современные московские дети в силу сложившихся после развала СССР условий жизни значительно менее самостоятельны, чем были их родители. Если раньше отпустить ребенка в школу одного даже в 1-м классе было в порядке вещей, то сейчас их водят туда за ручку иногда и в 5-м классе. Это, к сожалению, нередко сказывается и на отношении ребенка к учебе. Самое печальное, что я постоянно наблюдала в старшей школе, — это то, что большинство детей элементарно не умеют учиться. А ведь именно умению учиться в первую очередь должны были обучить ребенка учителя начальной школы. И это именно то, в чем педагогам вполне могли и должны были помочь родители. Беда в том, что научить учиться в подростковом возрасте намного сложнее, чем в 7–10 лет, иногда это просто невозможно. Конечно, участие родителя в учебе ребенка в начальной школе во многом зависит от способностей и характера их чада. Кому-то нужно лишь изредка помочь разобраться в сложном материале, кого-то контролировать систематически. Главное — сразу приучать ребенка, что уроки — его личное дело, а у мамы и папы есть свои, взрослые обязанности. Помогать и учиться практически вместе, а то и за школьника, как нередко сейчас бывает, просто недопустимо. Кстати, ученики, которым чрезмерно помогают родители, очень часто лучше учатся в начальной школе, но потом резко сдают позиции по сравнению с самостоятельными детьми. Учителя, которые напрямую говорят родителю, что оценка ребенка зависит от него, либо молоды и неопытны, либо вообще зря пришли в эту профессию.
www.mk.ru
«Доверие к школе и загруженность ребёнка — связанные вещи»
Одни родители воспринимают школу как «поставщика услуг» (Ольга Васильева строго запретила это слово), а значит, обязана учить и воспитывать детей. Другие уверены, что она бесполезна и без репетиторов тут не обойтись. Никита Белоголовцев обсудил с директором школы № 1561 Валерием Пазыниным, как правильно распределять роли между родителями и учителями в этом вопросе.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
В советские годы система взаимоотношений между родителями и школой была понятной: в младших классах учительница — это вторая мама, в старших — разумное, доброе, вечное. То есть школа отвечала и за обучение, и за воспитание. Сейчас, кажется, родители не до конца понимают новую роль школы, да и есть ли эта роль вообще. Какое место сегодня занимает школа в воспитании и образовании детей?
В этом вопросе стоит опираться не только на свои принципы, но и на семейный кодекс и закон об образовании. Они говорят нам о том, что ответственность за образование лежит и на семье, и на школе. Воспитание нельзя противопоставить образованию — оно его часть. Непонятно только, как распределить роли между учителями и родителями.
Было бы правильно, если бы именно семья несла ответственность за то, чтобы ребёнок понимал, что такое хорошо, что такое плохо, как себя вести в общественных местах, как относиться к старшим и младшим. Родители должны говорить с детьми о базовых ценностях и культуре бытового поведения. У школы для этого мало ресурсов. Представьте себе: человек не знает, как себя вести за столом или относиться к старшим. Что может сделать школа? Провести классный час? Это не будет эффективно: в классе сидят 30 человек, большинство детей прекрасно воспитаны и не понимают, зачем об этом разговаривать. А те, для кого этот классный час проводится, даже не подозревают, что речь идёт о них. Семья и школа должны работать вместе.
Можно ли сказать, что за последние годы роль учителя и директора изменилась?
Есть ощущение, что в 90-е годы, когда было не очень понятно, в каком направлении двигаться, учителя бросали воспитательную функцию. При этом я знаю достаточно педагогических коллективов и школ, которые ни на минуту не отказывались от своих задач по воспитанию.
А что это за задачи?
Задачи, для решения которых у школы есть больше ресурсов, чем у семьи. Например, введение в отечественную и мировую культуру. Школа может предложить уроки истории, географии, литературы, организованные походы в музеи, образовательные поездки, встречи с интересными людьми. Родители чаще всего хотят с детьми просто отдохнуть, а не учить.
Разумеется, культурное просвещение в школе во многом зависит от педагогического коллектива. Не каждая семья может привить основные ценности ребёнку и, к сожалению, не каждая школа способна справиться с воспитательной миссией. Мне кажется, в наше время учебные заведения всё больше осознают, что такая задача перед ними стоит.
А есть ли у школы системные решения для таких задач, какой-то инструментарий? Просто мне кажется, речь идёт о каких-то штучных историях и учителях.
В Москве уже несколько лет работает олимпиада «Музеи, парки, усадьбы». С этого года вход в музеи для школьников стал бесплатным, теперь они туда ходят в два раза чаще. Здорово, что учителя могут проводить в музеях занятия, знакомить с реальными объектами истории и важными фигурами.
Школьная жизнь — это не только уроки. Ученики сами выбирают, чем им заняться после основных занятий. Сейчас активно обсуждается развитие московского образования до 2025 года. Специалисты, которые участвуют в разработке этого плана, хотят дать ученикам больше свободы, возможность заниматься тем, что для них важно. При такой системе длительность занятий не фиксируется, на них могут одновременно присутствовать дети разных возрастов. Например, я веду курс истории русского языка, который посещают ученики 8 и 10 классов.
Правда, есть и опасный момент, особенно для программы начальной школы. Трудно гарантировать, что дети научатся считать, писать, читать, если будут делать только то, что им хочется. Мы не знаем, кем решит стать второклассник, когда вырастет. Если ему нравится рисовать, а не складывать и вычитать, ещё не значит, что он будет художником. Не исключено, что сейчас он закроет для себя ряд возможностей.
Сегодня в полномочиях школы гораздо больше решений, чем 20 или 30 лет назад. Такого не было, наверное, со времени земских школ. В наших силах составить индивидуальные учебные планы. Например, у нас в школе в 9 классе дети выбирают два часа в неделю на свой вкус. Мы следим, чтобы в программу дополнительных занятий входили и естественно-научные курсы, и гуманитарные. Думаем сделать и курсы профориентации. Первая половина дня занята уроками, а вторая — дополнительными занятиями.
Есть ещё одна проблема, которую я бы хотел обсудить. Многие эксперты в образовании уверены, что доверие родителей к школе в последние годы снижается. Взрослые не верят, что там ребёнка учат важным вещам, поэтому во второй половине дня загружают его репетиторами и курсами. В результате мы видим замученных старшеклассников. Как с этим быть?
Доверие к школе и загруженность детей — мне кажется, действительно связанные вещи. Важно привлекать родителей к совместным проектам, чтобы в процессе их реализации это доверие и формировалось. Школа должна быть площадкой, где формируется сообщество родителей, учителей и детей. Сообщество, где все заняты единым делом и учатся доверять друг другу. Для этого мы осознанно устраиваем события, к которым нужно готовиться почти целый год, и оно занимает мысли всех — учеников, учителей и родителей.
Большая проблема загруженности детей заключается в том, что им некогда рефлексировать
С одной стороны, вспоминается завет одной учительницы сельского лицея: «Главное, чтобы воспитанники никогда не были праздны, потому что в этой праздности рождаются очень разные и не всегда желательные мысли и планы». С другой, когда ближайший год расписан по часам, у ребят не остаётся времени на внезапно появившиеся интересы.
Корни этой проблемы растут не из школы, хотя разнообразие внеклассных занятий позволяет занять ученика по полной. Родители сами ставят себе задачу загрузить ребёнка по максимуму. Даже если я уберу все кружки, степень занятости не уменьшится. В иделе школа должна давать достаточно знаний на уроках, чтобы родителям во второй половине дня не приходилось это компенсировать.
В Москве нет такого кадрового голода, как в регионах, хороший учитель может добавлять в программу определённый процент материала не из учебника. Вопрос в том, как договориться с родителями о том, что действительно нужно ребёнку, выяснить, насколько мы не справляемся, готовя его к будущей жизни. Некоторые считают школу в принципе неэффективной. Они выбирают заочное или семейное обучение, а потом приходят только на аттестацию.
Ещё одна родительская боль про чрезмерные нагрузки. В последний год родители чаще говорят о том, что детям уже с 1 сентября 9 класса начинают рассказывать об ужасах выпускных экзаменом. В итоге родители требуют уделять всё время подготовке к ЕГЭ, а не заниматься внеклассной работой. Что вы об этом думаете?
При хорошем преподавании предмета нет большой разницы между самим процессом и подготовкой к экзамену. В первую очередь важно изучить основы науки, а в последний год зафиксировать результаты в том виде, которого требует государственная итоговая аттестация.
Правда, иногда родители говорят: «Наш ребёнок в 6-7 классе, а вы не готовите его к выпускным экзаменам. Основная задача — сдать ЕГЭ, остальное нас не интересует». По моим ощущениям большая часть сотрудников и родителей придерживается адекватной позиции: хорошее изучение предмета — залог успешной сдачи экзамена.
Кстати, индивидуальные образовательные программы в старших классах частично решают эту проблему. В медицинском классе в первой половине дня больше уроков химии, биологии и математики. А после обеда можно заняться индивидуальным исследованиям или подготовке к конференции «Старт в медицину» (Городская научно-практическая конференция для учеников медицинских классов — Прим. ред.). Сочетание курса занятий в первой и второй половине дня позволит ученику поступить в вуз без репетиторов.
Вообще, сокращение количества репетиторов было бы идеальным показателем успешности школы, но отследить это сложно. По количеству ребят, которые берут частные уроки по тому или иному предмету, можно судить, удовлетворяет ли школа их ожидания. Только по результатам экзаменов почти невозможно понять, где чей вклад.
Полную запись интервью с Валерием Пазыниным слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире программы «Радиошкола» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи, учёные. Программа выходит по воскресеньям в 16.00 на радио «Говорит Москва».
mel.fm
Истории родителей, забравших детей из школы на домашнее обучение
МОСКВА, 19 окт — РИА Новости, Мария Семенова. Отличники и отстающие ученики, хулиганы, с которыми не справляются педагоги, и жертвы травли — по разным причинам некоторые дети перестают ходить в школу, заменяя ее домашним образованием. У многих из них никогда в жизни не было одноклассников, а единственным учителем на 11 лет оставалась мама. Одни считают, что это лучшее решение, другие утверждают: у «семейников» неминуемо возникнут проблемы в отношениях со сверстниками. Чем руководствуются родители, забирая ребенка из традиционной школы, и к чему это приводит — в материале РИА Новости.
«Синяк стал последней каплей»
У Оксаны Агеевой из Санкт-Петербурга пятеро детей. Старшая дочь ходила в школу лишь в первом и втором классе, потом учились только дома.
«Дочь посещала обычную школу, — рассказывает Оксана. — Не понравилось ни качество обучения, ни обстановка в классе. Дети творили ужасные вещи и не встречали отпора, я видела, что учитель не справляется. После того как один агрессивный мальчик ударил Наташу в глаз, а педагог попыталась это скрыть, мы ушли. Синяк стал последней каплей, но не основной причиной: весь первый год там изучали азбуку, а мой ребенок пришел уже бегло читающим. Потом мы посещали в элитную гимназию. Там тоже «выхлоп» был практически нулевой: педагог многое не успевал объяснить в классе, нам давали огромные домашние задания».
Семейное образование Агеева сначала опробовала на сыне — Михаиле. «Ему было шесть лет и четыре месяца, я видела, что интеллектуально он готов идти в школу, а психологически — нет: не завяжет шнурки, перепутает кабинеты. Решила устроить образовательный эксперимент, а если не получится, пойти на следующий год в первый класс, как и положено, с цветами. Но первые недели показали, насколько хорошо ему заниматься дома. В результате сын окончил школу в 15 лет с золотой медалью», — говорит Оксана.
Она выступает в роли учителя уже 14 лет. Четверо ее детей уже получили аттестаты. Наталье — 21, она отучилась в музыкальном колледже, последний год провела в Америке по программе обмена студентами. Михаил поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет геологии.
«Не могут учиться самостоятельно»
У Агеевых пятидневка, график каникул совпадает со школьным: «Не хочу, чтобы у детей были комплексы из-за того, что они учатся, пока все гуляют». Большая часть занятий — в первой половине дня, но стандартных уроков по сорок пять минут нет.
«Не считаю эффективным отмерять сорок пять минут. Семейное обучение дает возможность отправлять ребенка на отдых не в определенное время, а когда ему это нужно. Стараюсь заканчивать урок, когда дети еще не совсем устали и готовы заниматься. Такой подход позволяет сохранять мотивацию», — аргументирует Оксана.
Она может выделить для каждого предмета больше или меньше времени, чем отводится в школьной программе — в зависимости от того, насколько это интересно и нужно ребенку. Раньше Агеевой приходилось вести занятия одновременно с несколькими детьми разного возраста. «Объясню тему одному, скажу, что решить, и поворачиваюсь ко второму: «Давай с упражнением разбираться». Могу параллельно диктовать и отвечать на вопросы. Это не очень удобно, но выхода не было», — признается мать.
Впрочем, сообщество «семейников» неоднородно: взрослые спорят и критикуют методики друг друга. «Есть родители, которые верят, что дети должны учиться самостоятельно — они им выдадут стопку книг, поставят видеоролик и займутся своими делами. Но таким образом ребенок может не сдать аттестацию, провалить ОГЭ, — уверена Оксана. — Мне не нравятся онлайн-школы. Не хочу усаживать ребенка перед компьютером с видеозаписью. С детьми в основном занимаюсь я, еще есть репетитор — носитель английского языка, музыкальные, спортивные, художественные кружки. Перед ЕГЭ — подготовительные курсы».
«С туалетом на улице»
У Алеси Григорьевой из Омской области дома учатся четверо. «Когда мы переехали из города в деревню и дочка пошла в первый класс сельской школы, я с ужасом обнаружила, что там туалет на улице, а у нас вообще-то Сибирь. Перевели в райцентр, возили за восемь километров, но нас не устроила программа. Потом пробовали городскую школу, а это 40 километров от нашей деревни. В результате решили остановиться на домашнем образовании», — объясняет Григорьева.
Обучением занимается ее муж, потому что «мама — существо податливое, создана для того, чтобы любить и жалеть». «Сложно отказаться от стереотипов, что в девять утра ребенок должен взять тетрадку и сесть за парту. Мы долго пытались смоделировать школу, перенести ее в домашние стены, но выяснилось, что это не нужно. Такого образовательного процесса у нас не получается. У нас все на доверии, мы относимся к детям как к высокоинтеллектуальным людям, с которыми можно вести дискуссию», — рассказывает Алеся.
При поддержке супруга она открыла центр развития интеллекта. «Наш бизнес был рожден из потребностей собственных детей. Мы привили им навыки учиться самостоятельно. Когда они прошли курс развития интеллекта, оказалось, что школьная программа не такая уж большая и сложная, ее не нужно изучать ежедневно. Сейчас мы даем ребенку контрольные вопросы, которые он должен знать к ежегодной аттестации. Дети самостоятельно выстраивают процесс, в сложных вопросах консультируются с нами, если нашей компетенции не хватает — нанимаем репетитора», — перечисляет тонкости Григорьева.
«Полный провал»
Валерия Исаева из Липецка пробовала учить детей дома дважды. В первый раз — из-за того, что ее дочки (им тогда было семь и 14 лет) стали часто и тяжело болеть. Валерия решила, что должна заниматься с ними сама — так дети не подхватят заразу в школе.
«Безумно сложно было организовывать учебный процесс. У меня работа, приходилось вставать в пять утра, чтобы до семи сделать свои дела. При этом нужно готовить, убирать. Как другие мамы находят время еще и на себя, не понимаю», — признается Валерия.
Через полгода Исаева заметила, что дети практически не выходят из дома: «Они обе три раза в неделю посещают занятия по плаванию, но кроме этого их не выгнать на улицу: «Не хочу, лучше посмотрю мультики, почитаю книжку». У младшей даже результаты в спорте ухудшились. А когда дети утром идут пешком до школы, носятся на переменах, возвращаются домой — это все-таки активность, время на свежем воздухе». И девочек вернули в обычную школу. Это было четыре года назад.
12 ноября 2017, 08:00
«Хотела учить сама — не вышло». Что родители не скажут о домашнем обученииВ прошлом году Валерия снова решила учить младшую дома: дочь всерьез увлеклась плаванием, напряженные тренировки сложно было совмещать со школой. «Но это был полный провал: дочь меня не воспринимает как педагога», — сетует мать. Так девочка опять оказалась в традиционном учебном заведении.
Вместе с тем Исаева признает, что семейное образование как формат имеет право на существование: «То, что я не сумела справиться, не значит, что другие не смогут. Это неплохая альтернатива школе, но нужны сила воли и самоотверженность, чтобы посвятить всю себя ребенку. Я не выдержала: были свои задачи и дела».
Спортсмены, трудные подростки и «уставшие»
Обучение на дому выбирают разные дети: здесь и «умницы», которым несложно окончить школу в 14 лет, и трудные подростки, и жертвы буллинга — те, кому психологически некомфортно в коллективе.
Репетитор по русскому языку, с которым мы побеседовали, считает, что далеко не всем подходит подобная методика: «Есть дети, хорошо организованные, им нужно семейное образование, чтобы реализоваться, например, в музыке или спорте. Но бывают другие случаи: ребенок учился в школе, к седьмому-восьмому классу устал, его родители решили, что дома будет проще. Однако такие дети не отличаются работоспособностью, для них придется нанимать репетиторов буквально по всем предметам, постоянно их мотивировать, подгонять, стимулировать».
Среди «семейников» много проблемных учеников. «Есть дети с дислексией, дисграфией, дефицитом внимания. Если послушать разных мам, наберется много разных историй о семейном образовании», — говорит Оксана Агеева.
11 октября, 08:00Специальный репортажКак трудных подростков вытаскивают с уличного дна«Одного подростка учительский коллектив буквально выгнал на домашнее обучение: он прогуливал уроки, срывал дисциплину. А через год после ухода из учебного заведения сказал: «Я сдал экзамены лучше, чем если бы учился в школе», — добавляет Алеся Григорьева.
«Камера хранения для детей»
Большинство родителей, выбравших семейное образование, не сомневаются, что это единственный правильный путь для их отпрысков. «Мои дети — свободные личности, они могут иметь собственное мнение и быть независимыми. Они не сталкиваются с буллингом. Мы способны дать им образование более высокого уровня. Школа предоставляет минимум, который регламентирован стандартами. Чтобы развить ребенка, подготовить его к жизни в обществе, нужны другие знания. А в учебном заведении созданы искусственные условия — это временная камера хранения, куда родители сдают своих отпрысков, чтобы избавиться от проблем», — уверена Григорьева.
8 сентября, 06:00Специальный репортаж»Супа — сразу литров пятнадцать». Зарисовки из жизни многодетных семейОксана Агеева также не сомневается в преимуществах домашней методики: «Все мои дети окончили школу с золотой медалью. Если в семье каждый день занимаются с ребенком, уровень образования будет выше школьного».
Оксана признает: на заботу о детях уходят почти все силы. «Но я всегда выкраивала время для себя. Все успеть никогда не получается: либо в доме не убрано, но сделаны уроки, либо уроки не сделаны, зато мы сходили на прогулку. Хвост вытащил — клюв увяз, и наоборот», — смеется она.
«Ребенок круглосуточно с тобой»
«Семейники» убеждены, что такая форма обучения улучшает детско-родительские отношения.
«Бывает, что женщину попрекают материнством, говорят ей: «Отпусти ребенка». Но это нормально — быть со своими детьми, видеть, как они растут, не обделять их, не передавать посторонним людям, общаться с ними не только по вечерам. Мне нравится проводить время с ними, хотя они не всегда находятся дома — встречаются и с другими людьми», — отстаивает свою позицию Агеева.
«При семейном образовании восстанавливается потерянная связь между родителями и детьми. Ребенок круглосуточно с тобой, ты для него авторитет, знаешь его, понимаешь, что ему необходимо», — поддерживает Григорьева.
Однако репетиторы, работающие иногда в таких семьях, уточняют: на домашнее обучение детей забирают в основном родители, склонные к гиперопеке.
Обвинения и контраргументы
У семейного образования много противников. Их главные аргументы: детей «выдергивают» из процесса социализации, они не получают нужных знаний, потому что родители не могут заменить собой весь педагогический коллектив.
«Семейники» парируют: у детей есть друзья, они ведут активную жизнь. «Наши мальчики и девочки открыты миру гораздо больше, чем те, кто в школе. Им хватает общения. Есть большое сообщество родителей, мы вместе ездим на экскурсии, проводим соревнования», — замечает Алеся.
24 сентября, 08:00
В Ленинградской области школьник систематически избивает одноклассниковТакже родителей «домашних» учеников часто обвиняют в неактуальности знаний, которые они дают детям. Действительно, практически все собеседники агентства подчеркнули, что не пользуются современными учебниками — предпочитают послереволюционные или классические советские издания.
«Школа стала менее безопасной»
Дать оценку семейному образованию РИА Новости попросило Галину Бурменскую, доцента кафедры возрастной психологии МГУ имени Ломоносова: «Человек должен научиться сотрудничать, согласовывать свои действия с другими, понимать и принимать сверстников. Это многосторонний процесс, родители не могут заменить собой социум. Если они сделают так, чтобы ученик получал общение в других местах, то семейное образование — приемлемый вариант. Но если ребенок оказывается в изоляции, это наносит ему ущерб. Некоторые дети способны большую часть времени организовывать свою работу самостоятельно, а у других высока потребность в общении, новых впечатлениях. Они будут чувствовать себя запертыми — как в тюрьме».
21 сентября, 08:00
«Вывел из себя»: в Красноярске физрук учинил расправу над первоклассникомОднако Бурменская уверена: проблема не в том, что все больше людей выбирают семейное образование, а в кризисе школы. «Школа стала менее безопасной. Раньше педагог не имел права не обращать внимания на то, что кого-то унижают, преследуют, бьют. Ведь травля возникает не потому, что слабый ребенок рискует оказаться жертвой, а из-за того, что взрослые капитулируют перед проявлением жестокости и грубой силы. Дети порой совершают жестокие непродуманные поступки, но это можно пресечь в зародыше, если давать правильную обратную связь», — заключает психолог.
ria.ru