Донская казачья свадьба
Донская казачья свадьба
Сценарий старинного свадебного обряда
Действие 1
День венца в доме невесты
Реквизиты:
Икона, рушник, 3 шали.
Участвуют:
Ведущий, невеста, отец, мать, 2 подруги невесты, сваха, сват, жених, друзья жениха.
(звучит донская песня)
Ведущий: Раннее утро… первые лучи восходящего солнца едва успели позолотить чистые воды Тихого Дона. Не спеша катит он их в вековечную даль, от озера Иванова до берегов Азовского моря. Батюшкой, кормильцем, прозвали эту реку казаки донские. Живут они здесь хуторами да станицами. Рождаются, венчаются…
Вот и сегодня в станице Октябрьской (Новочеркасской) свадьба. В семье казака Василия Адамова отдают замуж младшую, самую любимую дочь…
(на сцену выходят отец с матерью, ведут под руки свою дочь – невесту. Невеста плачет)
Мать: Буди, дочка, подружечек. Нехай собирают тебя в дорожку, да готовят к венцу. А мы с батенькой благословим тебя по православному нашему обычаю…
Отец: Ну, будет, будет, дочка, милая, — что так убиваться – то, Бог даст, все будет по-хорошему…
(обнимает дочь за плечи)
Невеста (причитает): И спасибо тебе, родимый батюшка, да родная мамушка: да спасибо же вам за хлеб да соль! За одно неспасибо вам, мои родные: отдаете меня в чужие люди…
(появляются подруги невесты, подбегают к невесте и тоже плачут. Входит сваха.)
Сваха: Ну, будет вам, девчата, плакать. Коль невеста готова, ведите ее к батьке да матери на благословение.
(отец разослал на полу тулуп мехом вверх. Мать держит в руках икону с рушником.)
Отец: Садись, наша дочушка, садись, лапушка.
(подруги подводят невесту к родителям, помогают ей встать на колени)
Отец: По своей ли воле идешь замуж?
Невеста: Из воли вашей, батенька и маменька, не выхожу!
Мать: Любо нам слухать твою разумную речь. Благословляем тебя во имя Отца и Сына и Святого духа.
(перекрещивает иконой. Невеста целует святой образ)
Мать (передавая дочери икону): Вот, тебе, доченька, эта иконка. Береги ее. Она заветная, наша наследная от твоей бабушки. В тяжелую минуту или в какое лихое время припади к святому лику, помолись, да попроси…Непременно поможет.
(родители целуют невесту. Подружки и сваха готовят место для посада. Ставят длинную лавку, покрывают отцовским тулупом центральное место и усаживают невесту)
Сваха: Девчата, сажайте невесту на посад. А то скоро бояре будуть. Надобно все соблюсти. Маманя, поди сюда, да присядь с дочкой. И ты, подруженька, садись. Как приедут гости , будем торги вести. А вот и они едут, слышите? Быстро покрывайтесь шалями.
(появляется сват. В руке корзина и закуски)
Сват: Здорово ночевали, православные!
Все: Слава Богу.
Сват: Дозвольте, люди добрые, в курень взойтить.
Сваха: Входи! Входи коль не шутишь. Кто же такой будешь? Отколь едешь, да куды путь держишь?
Сват: Я дальний человек. В путе – дороге приморозился и уморился порядком – дозвольте погреться да отдохнуть.
Все: Заходь, заходь.
Сваха: Может еще кто с тобой, дак нехай тожа входить. А ты нам поведай, где был, да чаво видал…
Сват: Дак вот, люди добрые. Што ни день, што ни час, то новая напасть: то метелица заметет, то зверь загонит! У самого вашего двора собаки наши унюхали какие-то диковинные следы. По всем приметам зверь к вам забежал.
Не дозволите ли, люди добрые, поискать у вас?
Сваха: Ох, и хитер ты, сваток. Так обкрутил дело, так обкрутил. Нам прятать нечего. Не куницу, не лисицу, а красную девицу бережем в этом дому. Невеста она у нас.
Сват: Да нам бы забрать…
Сваха: А ты не торопись, остынь. За такой красный товар немало надо заплатить. Да за место возле невесты.
(сват отдает свахе корзину)
— А вот видишь, трое сидят на лавке. Угадаешь? Бери так. Не угадаешь? Плати неустой, да зови на помощь своего короля-королевича.
(сват подходит к одной из трех, снимает шаль, там не невеста. Сват отходит в сторону)
— Видать без твоего царь-царевича, король-королевича дело не сладишь. Зовите его…
(сват уходит за женихом, вводит его в дом. Жених кланяется на три стороны)
Сват: А вот и наш удалец-молодец, донской казак малолеток.
Сваха: А ну, ну, посмотрим. Чей жа такой будешь?
Жених: Иван, Данилов сын, казак станицы Золотовской.
Сват: Ну, люди добрыя, показали мы своего молодца – охотничка, а теперь желаем бы вашу кунушку-горностаюшку посмотреть, да в жены взять.
Сваха: Вот и веди, сватушка, своего красавца к трем шалям, он то вено свою невесту сразу узнает.
(жених подходит к покрытым шалями и безошибочно указывает на свою суженую. Жених с невестой подходят к родителям)
Жених: Покорно просим благословить.
(дарит матери красивую шаль, отцу – папаху и в придачу кнут)
Отец: Все сладим по нашему старинному обряду. Люба ли тебе наша дочка?
Жених: Люба…
Мать: Вот и хорошо! Благословляем во имя всех святых (крестит обоих).
Отец: Зараз и плеть спытаем. Поворотись- ка (обращается к жениху)
(жених поворачивается к отцу спиной, нагибается. Отец слегка ударяет по спине жениха плетью и приговаривает)
Отец: Во имя Отца! И Сына! И Святого духа! Аминь! Добрый казак.
(молодых уводят. Все гости уходят за ними. Звучит казачья песня)
Действие 2
После венца
Реквизит:
Праздничный стол, накрытый скатертью, на нем угощенья, посуда.
Действующие лица:
Ведущий, жених, невеста, отец, мать, сваха, сват, гости.
(звучит казачья песня, потом звон колокольчиков)
Ведущий: Вот и съехала Татьяна из отчего дома. Свадебный поезд под звуки веселого пени и звон бубенцов летит по дороге. Верховые казаки, лучшие джигиты на разгоряченных лошадях выделывают на всем скаку всевозможные трюки. С шумом подъехав к церкви, свадебный поезд останавливается у ворот. Молодых ведут венчаться. А в доме жениха идут последние приготовления к встрече молодоженов.
(Родители жениха готовятся к встрече молодых, хлопочут около стола.)
Слышен топот копыт, звон бубенцов. Все вскрикивают: «Едут! Едут!»
(Мать держит в руках икону с рушником, отец – хлеб-соль со свечами – символ семейного очага.)
Сваха взяла сито с хмелем, мелкой монетой, орехами и конфетами.
Все готово к встрече молодых. Звучат свадебные припевки.
Друг жениха приводит молодых к родителям. Руки молодоженов перевязаны рушником «покрепче, да узелком наверх».
Родители: Поздравляем, счастья, радости желаем. Отведайте хлеб-соль.
(Подают хлеб-соль. Молодые кушают. Потом их обсыпают хмелем)
Родители: Пожалуйте, молодые, да и вы, гост дорогие, на веселую пир-беседу.
(Звучит казачья песня. Молодых усаживают на почетное место за столом, рядом садятся родители и все гости)
Сват: Просим пить-гулять, да молодых величать.
Ну, дорогия, любезнаи гостечки, вот наши милые деточки, здоровые и счастливые. Теперя просим вас:
Сыр-каравай принимайте
А молодых одаряйте!
Сваха:
Им много надобно:
На шильце, на мыльце,
На белила, на румяна,
На всякую всячину!
(Сват со свахой выводят молодых из-за стола, подводят к отцу и матери. Молодые кланяются)
Сват: Батенька Данил Степанович, маменька Катерина Кузьминична, сыр-каравай принимайте, наших молодых одаряйте.
Сваха: Нашему-то караваю, ему много надо:
С семи рек водички,
С семи полей пшенички,
С семи коров масла,
С семи кур яички!..
Отец: Батька дарит сыну коня с седлом, к службе.
Мать: А маменька на молодое хозяйство деткам – телушку.
Жених и невеста: Покорно благодарим (кланяются.)
Сваха: Ну, а вы, сроднички, — чем Бог дал…
(обносит между гостей поднос)
Гости:
1) Вот вам медный – чтобы не были бедные.
2) А вот серебро – чтоб в дому было добро.
3) Дарю цибулю (лук) – чтобы муж жене не давал дулю.
4) А вот вам бурак (свекла) – чтоб жена не называла мужа «дурак»
Жених и невеста: Покорно благодарим (кланяются)
Сват (обращаясь к родителям): Ну, а теперича сдаем вам детей в полном здравии и порядке. Мы со свахой свое дело сделали.
Сваха: А гостей просим пить да гулять, песни петь, да танцевать. (К родителям). Батенька и маменька, благословите каравай внести, молодых увести.
(Родители выносят каравай с хворостом. Раздают каждому гостю по палочке хвороста. Звучит казачья песня.
Все участники выходят на середину и делаю поклон.)
Литература:
Голос земли родной: исорико-фольклорный сборник / сост. Ю.А. Хачатурян. – Ростов н/Д, 2003.
Подготовила Башкирова Ирина Георгиевна
Сценарий свадьбы — козачьей, кавказкой, славянской, старорусской
У всех народов свадьбы считаются особым и торжественным событием, воспоминание о котором бережно сохраняется на долгие годы. Чтобы торжество получилось необыкновенным и незабываемым, современные женихи и невесты прилагают немало сил к подготовке и организации своего праздника. Молодые просматривают десятки сценариев, знакомятся с разнообразными идеями оформления, просматривают видеоролики в интернете.
Многие женихи и невесты останавливают свой выбор на популярных тематических мероприятиях с элементами национальных мотивов. Свадьба в национальном стиле всегда отличается необыкновенной красотой и пышностью, красотой уникальных обрядов и обычаев. Большим плюсом такого торжества является духовное единение современных молодоженов с историческим корнями их предков и памятью об истории своего рода.
Как сыграть казачью свадьбу – сценарий
Казачья свадьба – один из интересных зрелищных способов организации праздника, удивительного по красоте и задору. Торжество с громкими песнопениями и залихватскими танцами никого не оставит равнодушными. Чтобы провести казачью свадьбу, необходимо ознакомиться с национальными обычаями, культурой казачьей среды.
Существует много вариантов проведения такого торжества. Предлагаем один из них.
- Подготовка и сборы жениха в своем доме. На «мальчишнике» жених в стиле казачества распрощался со своими холостяцкими привычками. Мама старославянского новобрачного в последний раз готовит ему своими руками плотный завтрак – ведь теперь эта обязанность перейдет к молодой супруге. Жених в присутствии близких друзей и родственников просит благословения у своих родителей на благочестивый брак. В сборах жениху помогают его близкие друзья. И после них кортеж жениха отправляется к дому невесты.
- Подготовка и сборы невесты. Подготовка невесты начинается слезами прощания в связи с предстоящей разлукой с уже взрослой дочкой-невестой, которой сегодня предстоит, как птице из древнерусского эпоса, вылететь из своего родового гнезда в большой мир. После завтрака со своими близкими старшие замужние женщины начинают собирать невесту на предстоящую свадьбу. Согласно древней традиции славян, незамужние девушки не должны до венчания или официальной регистрации прикасаться к невесте, дабы не забрать ее удачу. Невесту перед выходом благословляют ее родители. После приезда жениха начинается следующий этап казачьей свадьбы.
- Выкуп невесты – это настоящий интересный веселый «спектакль по торгу» за право получить невесту.
- Казачий собор. После обряда выкупа невесты участники свадьбы отправляются на официальную церемонию регистрации брака. Жениха и невесту по казачьему обычаю благословляют родители. На разных автомобилях кортежа жених и невеста направляются к месту официальной росписи. По приезду новобрачных встречают «громкими звуками пушек». Конечно, вместо пушек используют звуки петард, фейерверка или просто хлопушек. Таким «громыханием» участников извещают о начале действия – сборе Казачьего круга. Будущий молодой супруг выходит из автомашины и со следующими словами обращается к участникам свадьбы: «Нашел я невесту-красавицу и собираюсь взять ее в жены. Люди добрые, правильно ли это?». Если гости одобряют выбор жениха, раздается одобрительный крик «Любо!», и после этих слов невеста может выходить из автомашины.
- Свадебный поезд. После окончания официальной регистрации в ЗАГСе молодые супруги садятся вместе в одну машину, свидетели в другую, и поезд отправляется на прогулку по любимым местам жениха и невесты. Свадебный кортеж обязательно сопровождается веселыми песнопениями.
- Свадебный пир. После прогулки кортеж прибывает к месту пира. Жениха и невесты при выходе из автомобиля гости по традиции осыпают шишками хмеля и спелым зерном. Родители с церковными иконами в руках благословляют молодых супругов, и после этого начинается свадебный пир с обильным угощением и крепкими напитками. Во время банкета делаются перерывы для проведения веселых и забавных конкурсов для новобрачных, родителей и гостей.
Молодые супруги недолго задерживаются на банкете и через час-два-три покидают застолье, а гости пируют до утра.
Сценарий кавказской свадьбы
На Кавказе к подготовке и проведению свадьбы относятся со всей серьезностью. Череда уникальных великолепных старинных обрядов, почитание древних традиций органично вписывается в современный формат организации праздника.
Кавказская свадьба – не просто торжество, а ярчайшее важное событие не только для молодоженов и их родственников. Сценарий праздника включает проведение значимых обрядов:
- сватовство;
- назначение даты свадьбы;
- обсуждение величины калыма;
- похищение невесты;
- день бракосочетания.
Гостеприимная кавказская свадьба длится два-три дня. Для всех многочисленных родственников и соседей организовывается пышное застолье с веселыми танцами, живой музыкой и другими мероприятиями.
На Кавказе такую массовость связывают со старинным поверьем: громкое и веселое поведение гостей символизирует счастье и благополучие молодой семьи.
Как выбрать сценарий для проведения славянской свадьбы
Выбирая стиль и форму проведения свадебного мероприятия, современные женихи и невесты задумываются об исконно народной славянской свадьбе.
Главная особенность славянского стиля заключается в гармоничном единении с окружающей природой. В славянской культуре природа считалась обителью счастья, где царит душевный покой и проживают боги.
Поэтому вместо традиционной официальной регистрации брака в Загсе стоит подумать о выездной регистрации на природе. Славянская свадьба продолжалась два дня, свадебные столы щедро заставляли всевозможными вкусными яствами. Вместо кортежа молодых отправляли на прогулку на тройке гнедых рысаков, запряженных в украшенную повозку.
Балалайка, бубенцы, хороводы – такие развлечения характерны для славянской свадьбы.
Если выбор жениха и невесты выпал на формат проведения свадьбы в славянском стиле, можно рассмотреть предлагаемый вариант сценария праздника.
- Подготовка невесты в ее доме.
- Сборы жениха.
- Выкуп невесты.
- Венчание или выездная церемония регистрации брака.
- Свадебное застолье.
Во время проведения пира развлекать гостей на славянской свадьбе приходилось свидетелю – дружку жениха, а свидетельница следила, чтобы ритуальные деревянные ложки, перевязанные красной лентой, никто не смог похитить со стола молодых или никто не снял туфельку с ноги невесты.
Свадьба в старорусском стиле – сценарий
Проведение свадьбы в старинном русском стиле недаром считается уникальным по красоте торжественным событием.
Русская свадьба известна своим размахом и душевным весельем. По традиции русская свадьба сопровождается народным гулянием и проведением свадебных ритуалов, удивительных по красоте.
Если молодые выбрали для своей свадьбы старорусский стиль, необходимо заранее продумать соответствующее оформление свадебного зала, выбрать свадебные наряды в старорусском стиле, подобрать необходимые аксессуары, которые будут создавать всеобщую гармоничную атмосферу русской свадьбы.
В предлагаемом сценарии свадебного праздника содержится краткое описание последовательности свадебного «старорусского» мероприятия:
- выкуп невесты женихом;
- прогулка молодых на запряженной конной упряжке;
- регистрация бракосочетания;
- встреча молодоженов родителями и гостями свадьбы;
- благословение родителей;
- вручение свадебного каравая.
- переход всех участников свадьбы в банкетный зал;
- свадебный пир.
В завершение праздника вместо привычного торта можно подать гостям вкусную сдобную выпечку, пряники или баранки. Отличным украшением сладкого стола служит настоящий русский самовар.
Как провести свадьбу в индийском стиле – идеи
Необычную и оригинальную свадьбу в индийском стиле выбирают молодые пары, любители восточной культуры и почитатели индийских традиций.
Такой необычный формат удивляет своим своеобразным восточным колоритом, зажигательной индийской музыкой, танцами и роскошными красочными нарядами.
Если жених и невеста решили провести индийскую свадьбу, то это вовсе не означает необходимость изучения всех национальных традиций и обрядов.
Для создания своеобразного национального колорита можно использовать индийскую стилистику в нарядах, оформлении зала, праздничных угощений.
Можно предложить несколько идей по созданию праздничной атмосферы.
- Красивое тематическое оформление зала с обилием деталей и аксессуаров в индийском стиле. Золотистые, бордовые драпировки из воздушных тканей, изобилие живых цветов, ковровая дорожка красного цвета с огромным количеством лепестков роз – вот такое оформление свадебного зала прекрасно подойдет для индийской свадьбы.
- Выездная романтичная церемония бракосочетания под шатром из бархатных тканей красного цвета и декором золотистого цвета. Вместо привычных стульев гостям можно предложить объемные подушки в золотых, красных и фиолетовых оттенках. А если еще добавить множество вазонов с живыми цветами, получится чудесная имитация прекрасной Индии.
- Вместо привычных свадебных костюмов жениху и невесте можно выбрать национальные свадебные индийские наряды: национальное платье – сари для невесты и белый костюм для жениха.
- Памятные приятные небольшие подарки и сувениры гостям свадьбы. Для этих целей прекрасно подойдут национальные стильные украшения, сувениры, подарочные упаковки индийских специй, благовония, амулеты.
Можно пригласить профессиональных танцоров, которые порадуют участников свадьбы зажигательными национальными танцами.
Красивый и веселый сценарий средневековой свадьбы
Для любителей сказочной романтики и рыцарских традиций свадебная мода предлагает новобрачным провести свой свадебный праздник в духе благородных рыцарей средневековья и их прекрасных дам.
Провести средневековую свадьбу равносильно приглашению гостей с романтичный мир настоящих рыцарей, баллад о любви и турниров в честь прекрасных дам. Предлагаем оригинальный сценарий свадьбы времен рыцарей Круглого стола в славном городе Камелоте.
Если вспомнить легенду о Короле Артуре и его верных рыцарях, то можно заранее распределить роли действующих лиц: свидетель – волшебник Мерлин, подружка невесты – волшебница Моргана, Прекрасная Дама – невеста в белоснежном платье, расшитом вышитыми узорами, жених – Благородный Рыцарь, Рыцарская свита – гости свадьбы, наряженные в развевающиеся плащи с игрушечными мечами.
- Начало свадьбы. Благородный рыцарь на белом коне Росинанте подъезжает к дому невесты, украшенному в духе средневекового Камелота: эмблемами, гербами и цветочными гирляндами. Чтобы известить свою любимую о приезде, Рыцарь – жених – должен исполнить свадебную серенаду под ее окнами. Коридор подъезда можно на время превратить в сказочный лабиринт, через который должен пройти Благородный Рыцарь к своей Даме.
- Следующий этап свадьбы – выкуп невесты. В этом действии участвует волшебница Моргана, которая всячески создает препятствия на пути Рыцаря к своей возлюбленной Даме. После того, как жених пройдет все испытания, он воссоединяется со своей любимой.
- Свадебная церемония заключения брачного союза.
- Свадебная прогулка. Так как тема свадьбы – Средневековье, можно превратить в свадебную прогулку в хорошо подготовленный интересный квест с преодолением волшебных препятствий по пути поиска счастливых Рун вечной любви и благополучия.
- Свадебный пир с разнообразными тематическими конкурсами, шуточными рыцарскими турнирами в честь Прекрасной Дамы.
Вот еще интересный фрагмент из средневековой свадьбы:
Предложенный сценарий – всего лишь малая частичка возможной организации и проведения средневековой свадьбы. Нужно включить всю свою фантазию, вспомнить романтические предания Средневековья и самостоятельно составить оригинальный и неповторимый сценарий свадьбы, который никого не оставит равнодушным. А какой формат свадебного праздника выбрали бы вы для своей свадьбы?
Сценарий » Казачьей Свадьбы «
Казачья свадьба
Действующие лица:
В свите жениха:
Отец жениха, Мать жениха, Старший Дружко(сват): (выбирается из близких друзей жениха, от его способностей и поведения зависит весь ход свадьбы).
Полудружье (помощник старшего Дружко)
Старший боярин, бояре – неженатые приятели жениха
Сваха – родственница или соседка жениха, веселая женщина, сопровождающая жениха
Светилка – малолетняя родственница жениха (младшая сестра). Освещает дорогу жениху, когда он едет за невестой. В ее руках зажженная свеча, вставленная в пучок искусственных или сухих цветов (с колосками пшеницы), перевязанный розовой или голубой лентой.
В свите невесты:
Мать невесты, Отец невесты, Бабушка невесты, Дед невесты, Дружко (чаще дядя невесты, посредник между родителями жениха и невесты, главный распорядитель застолья.
Дружки: певуньи, плясуньи, заводилы игр и ряжения на свадьбе.
Сваха: доверенное лицо родителей невесты. Она угощает гостей караваем, принимает подарки, организует веселые розыгрыши, является объектом нападок старшего дружко.
Ведущая: Здравствуйте, Уважаемые гости! Мы предлагаем вашему вниманию некоторые традиции кубанской свадьбы в исполнении нашего класса.
Большая часть свадеб на Кубани игралась в осенние месяцы или зимою после святок. Невесту присматривали родственники чуть ли не с самого рождения, наводили о ней справки: проворна ли в работе, аккуратна, не груба ли, не грешит ли дурными поступками. Девушку испытывали на разумение, сообразительность, на «чистоту», например, улучив момент, незаметно подбрасывали ей денежку или серьгу (возьмет ли, если не жадная — отдаст). Родители заставляли дочь почаще управляться во дворе, вывешивать — проветривать рукодельные вещицы, требовали держать в порядке все хозяйство на подворье, в идеальной чистоте горницу — светлицу, куда могла наведаться будущая свекровь или сваха и «обозрить» все. Заручившись согласием девушки на брак парень объявлял своим родителям о намерении засылать сватов. Сватать невесту ходили в субботу или в воскресенье за неделю — две до свадьбы. Церемония сватовства это игра — диалог торгующихся сторон. А мы дети очень любим играть в игры и сейчас в игровой форме покажем вам эту церемонию. Мать жениха обращается к его друзьям.
Мать жениха: Пидить, хлопци, похлопочить за нашего сына.
(Звучит музыка «Ой при лужку при лужке», жених со свитой, перевязанные рушниками через правое плечо) едут к дому невесты на лошадях).
Ведущая: Прибыв к дому невесты, жених (кланяется) и его родственники (кланяется), стучатся в ворота под видом странников, охотников или купцов, прослышавших о красном товаре. (Стучат в ворота дома невесты, слышен лай собак, свист).
Отец невесты: Кто там?
Отец жениха:Здорово днивалы, братья казакы!
Люди со стороны невесты:Слава богу!
Дружко (сват): Прыймыть, добри люды, дальних купцив у дом. Долго идэм, уморылысь, прыморозылысь, дозвольтэ погриться, та отдыхнуть.
Отец невесты: Мылости просым!
Ведущая: Гостей встречает родня со стороны невесты: ее мать, отец, дед, бабушка, дед, сваха, подружки невесты.
Мать невесты говорит: Хорошим людям завсигда ради, прохотьтэ. (Жених остается в стороне, не входит).
Подружки невесты поют : Давно мы вас ждалы, давно мы вас ждалы.
Сваха со стороны невесты, (старшая дружка): А шо вы за люды будытэ и чим вы торгуетэ?
(Дружко)Сват: Мы ны торгуем, а товар шукаем. Чулы мы, шо у вас есть красный товар, а у нас купэц; у вас дивчина, а у нас парубок.
Бабушка невесты спросонья: Сынок Хто там?
Мать невесты: Та цэ купци , мамо, красный товар шукають, дивчину.
Бабушка невесты: А чим я ны дивчина? У мэнэ ище тры зуба осталось. Правда трошкы шатаются. А так я ищэ нычого, и сплясать сможу (пытается плясать, хватается за спину подмузыку «Ты ж мэнэ пидманула»).
Дед невесты в ужасе: сдурила моя баба!
Сваха со стороны жениха:
Не! Вона в нас нэ така.
У нашей пирья золоти, головка курчава.
Да румянэць усим на дыво.
Есь у вас така?
Старшая дружка со стороны невесты:
Есть. Тико спэрва трэба подывыться на вашого парубка. Чи вин у вас ны хворый, ны косый?
Старший дружко (сват): За цим дило нэ станэ. (Сват вводит жениха, тот под музыку «Ой ся ты ой ся «себя показывает).
Жених: Здорово дневалы. (Кланяется родителям на три стороны)
Люди со стороны невесты:Слава богу!
Дружко (Сват): Наш жыных гарный, трубку нэ курэ, водку нэ пье, на улыцю мало ходэ, викна нэ бье, ни дэрэться, ну и кулакив нэ боиться. На то вин и казак. Ну так шо, може будым з вамы сватамы?
Мать невесты: Може и будэмо, щас дочку спросым. Доця а ну выхоть.
Под музыку «Полюбыла Пэтруся» выходит невеста, кланяется на три стороны.
Отец невесты:
Ну шо, Пытрусь, люба тоби наша Варьюшка?
Жених:
Люба!
Отец невесты:
А дэ жить собыраишься?
Жених:
У нас, батя каже, миста усим хватэ.
Отец невесты:
А может, до нас пэрэйдэшь? Варька в нас послидня, сынов нэма.
Жених:
Я в прымаки нэ пиду, чего людэй смишить. В одном кутки жывэм. Будым и за вамы прыглядать.
Отец невесты:
Ну шо ж, вольному – воля.
Помощник старшего Дружко: Кажы тэпэр ты, Варьюшка, глянувся тоби наш парубок, пидыш за его замиж?
Невеста: Вин мини по нраву, ну биз воли батька и матэри не пиду.
Помощник старшего Дружко: Ну як, дороги, батько и маты, глянувся вам наш хлопыць.
Отец невесты: Нам то глянувся, но послидне слово за дочкой, йий жить.
Дед невесты: Куды там? А мэнэ спросылы? Ны отдам унучку, у бабы зубив нэма, хто будэ мини орихы грызты? А ну ,баба покажи , одын зуп.
Баба: не, тры.(показывает).
Невеста: Дидо, хочу замиж!
Дед, махая рукой, говорит: шо тут зробыш?
Мать невесты: Бэры, доця хлиб, хочишь свий отдавай, хочишь ихний выртай.
Ведущая: Раньше в случае отказа невеста вместо хлеба выносила сватам «кабак» (тыкву). А в народе говорили: «Пошел бы ее сватать, так кабаком пахнет». В знак согласия невеста брала принесенный хлеб и ставила его на почетное место, а взамен вручала свой, испеченный для этого случая каравай. Как вы видите наша невеста согласна пойти замуж за жениха.
Сваха со стороны жениха: Да вы ж мои голубочкы. Пидийдить поблыще друг до дружкы.Тэпэр вы жыных и нэвиста.
Отец невесты: По рукам! Дочка ось тоби жыных, а тоби сынок нэвиста.
Ведущая: Мать невесты выносила поднос, со сложенными на нем рушниками, собственноручно приготовленными невестой, маленькими подарками, которые невеста преподносила будущему свекру и свекрови, а также другим родственникам со стороны жениха.(Невеста вручает подарки). Невеста перевязывала шарфом жениха, а также рушниками и платками через правое плечо перевязывались все гости.
Отец жениха: Спасибо батькови и матэри, шо дочку рано будылы, всякому добру училы, спасибо и тоби доця, шо рано вставала, шыла, вязала, рушнычкы вышывала и нам давала.
Ведущая: Со своей стороны жених вручает подарки родителям родственникам невесты. Мать жениха покрывает невесту. Проводится рукобитие: первой на стол кладёт руку мать невесты, на её руку отец невесты, потом мать жениха, последний отец жениха. И все вместе они говорят.
Все четверо:
Буть дивки за парубком!
Ведущая: Мать жениха связывает молодым руки платком (невесте — левую, жениху правую) и ведет их к выходу.
Свободная пляска.
Танец под музыку «Казачья плясовая»
Ведущая: После сватовства наступал вечер первый, который еще называют вечером шуток и розыгрышей. Накануне приглашения гостей на свадьбу в доме жениха и невесты собираются девчата лепить и печь шишки(своеобразные пригласительные билеты на свадьбу). Гостей приглашали молодые каждый со своей компанией, вручая старшему в доме шишку.
Вечер второй проводится в доме невесты для того, чтобы помочь ей в подготовке нарядов, приданого. Несколько часов подряд идет дружная и бойкая работа, зачастую сопровождаемая песнями.
1-я подружка:
Дивчата, чого мовчитэ? Давайтэ заспиваемо
(Девочки поют):
А нам маты нэ давала спаты,
Заставляла пирьячко дрыты.
А мы ниченьку нэ спалы,
Вси пирьячкы пэрэбралы,
Вси пирьячкы пэрэбралы,
Тай Вариньки подушечки дбалы.
2 – подружка: Ось тоби Варенька, рушныкы вышыти.
3 – подружка:
Та ленточкы узорчати в приданэ.
Варя:
Ну, ось и рубашка готова.
(Все любуются работой).
1 – подружка:
Ой, Варюшка, наша умилыця,
Рукодильныця, наша подружынька.
Яка гарна рубашка получилась.
2 – подружка:
Богато хлиба напэклы, каравай здоровый!
Девять пачок пырогив, а десята с караваями!
3 – подружка:
Усэ для твоих гостечкив!
Ведущая : А к десяти часам вечера прибывает жених с приятелями, прихватив с собой музыканта (гармонь), а главное побольше гостинцев — конфет, орехов, пряников, калачей (испеченных специально бабушкиной рукой, ребята передают девчатам подарки) . В этот вечер друзья жениха должны выкупить у девушек свадебную рубаху, сшитую невестой в качестве свадебного подарка. Эту рубаху жених должен обязательно надеть в день свадьбы, если выкуп покажется слишком мал, девушки используют дразнилки.
подружка :
Говорылы сваты богаты,
А оны пишком ишлы,
Женыха в мешку нэслы,
А свашку в корзыни,
Шоб нэ зйылы свыни
подружка:
Тоби, дружко, нэ дружковаты,
Тоби, дружко, свынэй пасты
С доброю лошадкою,
С черною собакою.
подружка
А в нашего свата
Соломенна хата
Боится пустыты,
Шоб нэ розвалыты
Ведущая: Во время вечеринки происходит своеобразная репетиция предстоящей свадьбы: проигрываются песни, роли свадебных персонажей, устраиваются молодежные игры. Давайте посмотрим игру «Подушечка» .
(Парень или девушка с подушечкой в руках ходит по кругу и при последних словах песни выбирает себе пару, они становятся на подушечку на колени и бьют в ладоши , затем парень встает на место, а девушка выбирает другого партнера. )
Игра сопровождается словами:
Стэлю, стэлю подушечку
Стэлю пуховую,
Кого люблю выбыраю,
С тим и поиграю,
На колиночкы поставлю,
И в ладоши быть заставлю,
Раз, два, раз, два
Закружилась голова ..
Ведущая: Вечер третий проводился в доме жениха и невесты за день — два до свадьбы и посвящался полностью выпечке каравая, свадебного деревца и разного другого обрядового печенья. Как вы видите наши родители тоже приняли активное участие в выпечке.
К вечеру невеста, собрав в узелок шишки, маленькие пирожки отправлялась с несколькими подружками, испросить благословения от близких ушедших родственников, по возвращении невесту готовили ко дню свадьбы, которая длилась в течении 3-х дней.
Одним словом можно сказать, что свадьбы на Кубани проводились громко, звонко, весело, задорно. Это было очень важное событие для всей станицы.
Звучит музыка «Белый лебедь летал», под нее идут дети по кругу, пританцовывая, машут и уходят.
Атрибуты:
Разукрашенная палка, длиной1,5 м для старшего дружко
Подарки от невесты: платки, полотенца, шарфы, варежки.
Подарки от жениха: духи, помады, пряники
Обрядовое печенье:гильце, 2каравая
Казачья свадьба традиции и обычаи
Свадьба – один из волнующих моментов в жизни казака. Современные свадебные традиции и обычаи сильно отличаются от исконно казачьих. Обычно мероприятие проходит по сценарию: подготовка к свадьбе, выкуп невесты, церемония в ЗАГСе, торжество в ресторане. Если следовать православным казачьим традициям, этот список значительно увеличивается.
Сватовство
Если правильно провести сватовство невесты, это поможет установить теплые отношения с будущими родственниками. Сроки от сватовства до свадьбы составляют примерно три-десять месяцев. Во время этого обряда принято дарить подарки родителям невесты: отцу, например, вино, матери – что-то тканное (полотенце, платок). Обязательны красивые букеты для невесты и ее матери. Сваты с порога заявляют о своем намерении. Желательно начать традиционно: «У вас товар, у нас купец…» Говорить должен сват, это может быть крестный отец жениха, друг, дядя. Основная цель сватовства – рассказать о положительных сторонах жениха и невесты. Заканчивается обряд соглашением отца невесты – согласен ли он отдать свою дочь в новую семью. Если вопрос решается положительно, тогда назначается дата смотрин. После сватовства будущие супруги официально становятся женихом и невестой.
Смотрины
Смотрины проводятся в доме жениха. Невеста должна подарить будущей свекрови цветы и небольшой символический, но личный подарок. К столу на смотрины необходимо принести выпечку, приготовленную невестой. Отцу жениха подарок обычно не дарят. Именно на смотринах обсуждают подробности проведения свадьбы, решаются денежные вопросы. Будущим родственникам необходимо заранее поговорить о планах молодых, где будут жить, работать. Если сватовство веселое и легкое мероприятие, то смотрины серьезная часть подготовки к свадьбе. Ранее смотрины включали в себя осмотр дома жениха, знакомство с его укладом жизни, а денежные вопросы решались на рукобитье, теперь эти моменты объединены.
Мальчишник / девичник
Девичник проводится в любой день до свадьбы, после смотрин. В старину на вечеринке будущая жена прощалась с девичьей свободой, оплакивала конец беззаботной жизни, девушки пели грустные песни. Приглашали не только подруг, но и опытных казачек, которые давали советы. Сейчас девичник проходит легко, это просто повод повеселиться. Если невеста хочет провести девичник по казачьим традициям, ей придется отказаться от чрезмерного веселья.
Мальчишники, также проводившиеся накануне свадьбы, были распространены не везде. В некоторых губерниях женихи только лишь объезжали гостей и приглашали их на свадьбу. Однако в северных губерниях мальчишник проводили обязательно и заключался он в прощании с холостыми друзьями – жениха «пропивали».
Выкуп невесты
Раньше выкуп требовали братья и сестры невесты, которые отказывались «за просто так» отдавать любимую родственницу. Тогда выкупали невесту только за деньги, сейчас же свадебной валютой может быть алкоголь, конфеты, игрушки – как жених сможет договориться. Обязательных заданий для жениха нет, выкуп проводится на усмотрение подруг и родственников.
Благословение родителей
После выкупа, когда жених встретился с невестой, родители невесты дают благословение молодым на брак. Традиционно благословляют Казанской иконой Божьей Матери.
Жених и невеста встают на колени перед родителями на специальное свадебное полотенце, и родители дают напутственные слова и благословляют будущих супругов иконой. После этого молодожены едут к родителям жениха, где их встречают хлебом-солью и также дают родительское благословение.
Церемония в ЗАГСе и венчание в церкви
Сейчас венчание в церкви проходит с обязательным предъявлением свидетельства о заключении брака, то есть гражданская церемония, должна предшествовать венчанию. Поэтому важно заранее совместить дату свадьбы и венчания, поскольку венчание церковь проводит не каждый день.
Подвенечное платье невесты должно быть скромным – обязательно закрыты плечи, ноги, спина, грудь. Если платье открытое, необходимо позаботиться о накидке. Голову следует покрыть платком или фатой. Макияж и маникюр невесты должны быть неброскими. На ногах закрытые туфли, желательно без каблука. Перед венчанием жениху и невесте необходимо держать пост, исповедаться и причаститься.
На венчание необходимо взять два полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), четыре носовых платка (два для молодых — держать свечи, два для свидетелей – держать венцы), две иконы (Божией Матери и Спасителя). Венчальные свечи можно купить в церковной лавке непосредственно перед началом церемонии. По казачьей традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. На венчании они должны держать венцы над головами новобрачных. Лучше если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые и держать их придется довольно долго.
Существует поверье, что упавшее кольцо или погасшая свеча предвещают трудную жизнь в браке, расставание или даже раннюю смерть одного из супругов. Некоторые считают, что тот из брачующихся, кто первым встанет на расстеленное полотенце, будет главенствовать в семье. Все эти вымыслы православная церковь не не одобряет, они не должны волновать сердца новобрачных, ибо их творец – Сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям нужно относиться спокойно – всякое бывает.
После церемонии венчания, молодые должны пройти под тремя «воротами». На выходе из церкви сразу же за дверями молодожены проходили под «воротами» из двух обнаженных шашек. Обнаженная казачья шашка символизирует защиту новой семьи от всех невзгод и несчастий. Затем следуют вторые «ворота»: два казака держат над головами новобрачных снятые папахи, что означало наделение новой семьи всей полнотой законных прав, которыми охранялась семья. Третьи «ворота» образуются от вскинутого рушника – символа семейных обычаев.
Свадебное застолье
Многие считают, что на православной казачьей свадьбе выпивке вообще нет места, однако абсолютного запрета на это нет.
На казачьей свадьбе обязательно должен быть ведущий, но ни в коем случае не тамада с пошлыми шутками.
ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ: Традиционные блюда на казачьей свадьбе
Все интимные моменты необходимо скрыть от глаз гостей – при криках «горько» не должно быть долгих, затяжных поцелуев, разрешены только целомудренные. По одной из версий традиция кричать «Горько!» появилась от обычая подносить чарку гостям. Невеста брала поднос с крепкими напитками и обходила гостей. Каждый гость клал на поднос подарок (деньги), выпивал чарку и жаловался, что «горько», а невеста должна была подсластить горечь напитка символическим поцелуем.
И напоследок
Формат проведения свадьбы может быть любым, однако нельзя венчаться в угоду традициям, по настоянию родителей, следуя моде. Венчание должно быть осмысленным и обдуманным. Ведь повенчавшиеся супруги получают благодать Божию, это поможет им строить свой союз в единомыслии и любви, быть едиными душой и телом.
Другие казачьи традиции и обычаи
Присяга казаков войска запорожского русскому царю
Кто такие казаки пластуны
Старинные обряды казаков.
свадьба казачья традиции обычаи
Свадьба у донских казаков — Портал «Свадебный вальс»
О женитьбе сына заботились родители. Невеста и жених, достойные и по положению, и по достатку.О женитьбе сына заботились родители. В отцовском и материнском сердце давно облюбована была невеста сыну и жених дочери. Невеста и жених, достойные по положению и по достатку. И между собою родители сговорились давно. Однако нужно было учинить сватовство.
За несколько дней до этого времени отец или мать говорили сыну:
— Сынок, тебе время жениться. Мы с матерью выбрали тебе невесту. Она хозяйка домовитая и работящая.
После этого устраивались смотрины невесты. Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Гости заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им. Мать звала дочь. Та выходила по-домашнему, но принаряженная, приносила поднос с кубками и чарками, налитыми вином, и обносила гостей. А сама потом скромно становилась в углу. Гости медленно пили, похваливали вино, а жених смотрел на невесту.
— Бог даст, — говорили гости, — она и нас полюбит!
Все знали, в чем тут дело, но никто и вида не показывал, что знает.
После этого засылали сватов. Сваты начинали дело просто.
— Урядник Мосей Карпович и Маланья Петровна желают вступить с вами в родство, — говорили они.
Если им отвечали: «Благодарим покорно за доброе мнение о дочери, только мы не сможем собрать свадьбу», — это значило отказ. Если же отец соглашался, то он говорил: «Дайте мне посоветоваться, да и ее самое поспрашивать, заходите на послезавтра».
Невесту хотя иногда и спрашивали, но она и не смела ответить иначе как: «Воля ваша».
В назначенный день сваты приходили уже с хлебом-солью.
— Отец и мать Гаврилы Миронова, — говорили они, — кланяются и просят принять хлеб-соль.
Хозяева, вместо ответа, целовали гостинец.
— Дай Бог, — говорили сваты на прощанье, — в добрый час!
— В добрый час! — отвечали родители и подавали друг другу руки не иначе, как обернув их суконной полой.
В этот же день вечером в доме невесты справлялось рукобитье. Жених приходил с родителями. Его поздравляли с невестой и он кланялся в ноги будущему тестю и теще. Собирались гости, устраивалась вечеринка и девушки пели песни:
По рукам ударили,
Заряд (заклад) положили,
Грунюшку пропили,
Пропили и хвалятся:
Что же мы за пьяницы,
Что же мы за пропойцы…
Помолчат немного и начинают ответ:
Родимой мой батенька,
Нельзя ли передумати?
Нельзя ли отказати?
— Нельзя, мое дитятко,
Нельзя передумати,
Нельзя отказати:
По рукам ударили,
Заряд положили.
О приданом тогда никогда не говорили. Это было бы унижением чистоты брака. Сват выводил на середину комнаты жениха, по левую сторону ставили невесту, и жених целовал ее. Родители соединяли их руки и отец жениха говорил торжественно:
— Сын, вот тебе невеста. Да благословит Господь Бог союз наш.
Иногда при этом жених и невеста дарили друг другу что-нибудь. Девушки снова пели:
По рукам ударили,
Заряд положили…
На рукобитье долго не сидели, назначали день сговора и расходились по домам. Женщины, проходя по станице, пели: «Ой, заюшка, горностай молодой!» и «Перепелушка, рябые перышки».
И вся станица знала, что рукобитье состоялось.
За рукобитьем следовал новый праздник — сговор. На сговор сзывалась чуть ли не вся станица. Ярко горели свечи в медных шандалах; все были принаряжены. На столах, накрытых скатертями, разложены были гостинцы и семечки. Женщины и девушки садились в отдельной комнате. В доме жениха готовили 10-20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками и всякими сластями, готовили мед и вино, и длинной вереницей несли все это в дом невесты. Там в присутствии всех повторялось то же, что было на рукобитье. Потом жених с невестой обносили гостей вином. От последнего гостя невеста убегала к девушкам, и если жених не успевал ее обогнать, то он должен был ее выкупать.
Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.
— Она у нас золотая, недешево достанется, — приговаривали они.
Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее и ее ставили в угол комнаты. Наступала тишина, а потом через полчаса все оживлялось и начинались танцы. Танцевали больше два танца – «Журавель» и «Казачка».
Во время ужина пели песни. Сначала пели песни о геройских подвигах донцов, протяжные, потом плясовые.
За два дня до свадьбы праздновали «подушки», а накануне свадьбы — девишник.
В день «подушек» приходили знакомые и родня жениха и смотрели приданое. В комнатах были положены подушки. Жених с невестой садились первыми на них. Швеи, шившие приданое, подносили им мед; жених выпивал мед маленькими глотками, после каждого глотка целовал невесту, приговаривая: «Мед горек, надобно подсластить». Осушив бокал, жених клал на поднос швеям деньги. После жениха и невесты на подушки садились и другие казачки, пили мед и целовались, а в них в это время бросали подушками. Бывала в день подушек и музыка, и тоже танцевали.
Девишник — это был последний праздник молодой казачки. Вечером перед заходом солнца одна, или с какой-нибудь старой женщиной или с няней ходила она на кладбище, молилась на могилах родных и просила благословения на новую жизнь.
В ее доме тем временем собирались гости «наволакивать подушки». В дом жениха съезжались «каравай сажать».
Каравай пекли торжественно. Все гости держались за лопату дружно, и свахи освещали печь свечами ярого воска, обвитыми цветными лентами. Эти свечи давались жениху и невесте при венчании. Во время закладки каравая все гости пели:
Каравай мой раю!
Сажаю — играю,
Сыром посыпаю,
Маслом поливаю
Каравайное тесто
Прибегло к месту.
По мед, по горелку,
По красную девку.
Вечером гости жениха, набрав караваев, отправлялись в дом невесты.
Невеста сидела среди подруг. На ее голове надета была высокая шапка, украшенная цветами и перьями, а в косе был заплетен золотой косник. Подруги пели ей грустные песни:
Кукуй, кукушечка, не умолкай.
Недолго тебе куковать:
От велика дня до Петра.
Плачь, Грунюшка, не умолкай.
Не долго тебе девовать:
А и с вечера до утра,
А и с утрева до обеда,
А и с обеда часину —
Там тебе косушку расплетут,
Шелковый колпачок наденут.
Жених заходил — песни смолкали. Садились опять на подушки, пили мед, а потом женщины разбирали легкие вещи из приданного и шли в дом жениха с песней:
Оглянися, мати,
Каково у тебя в хате?
Пустым-пустехонько,
Дурным-дурнехонько!
Сестрицы подружки,
Да несите подушки,
Сестрицы Катерины
Да несите перины.
А сестрицы Алены,
На несите павильоны!
Метеная дорожка метена —
Туда наша Грунечка везена!
По дорожке василечки поросли,
Туда нашу Грунечку повезли,
Повезли ее, помчали,
В один часочек свенчали!
Свадьба справлялась особенно торжественно. Это был самый торжественный день, может быть, единственный праздник в жизни женщины-казачки. Все, что было богатого в доме ее родителей, доставалось для этого дня. Жемчуга и золото блистали на ней. Как только раздавался благовест к обедне, отец и мать благословляли невесту, она целовала икону и прощалась с родителями и родными. Слезы лились без конца.
Между тем, жених в богатом платье шел к невесте. Платье жениха сохранялось из рода в род. Часто сын венчался в кафтане, в котором венчался его дед, жалованном царем кафтане. Иногда венчальное платье было одно на всю станицу. Оно хранилось в станичной избе и надевали его все женихи, а по окончании свадьбы возвращали обратно в станицу. Жениха вел «ведун», он должен был предупреждать его о всех порогах. Впереди его шел священник с крестом, а за ним мальчики несли благословенные образа с пеленами; кругом шли товарищи жениха, или поезжане.
По окончании венчания в церкви, еще в притворе, молодой расплетали косу и укладывали волосы по-женски — надвое, обвивали ими голову и надевали шапку или повойник. При расплетании косы девушки пели:
Не золотая трубушка вострубила,
Рано на заре восплакала Грунюшка
По своей русой косе.
Свет моя косушка русая,
Что родная маменька плела,
Она мелко-намелко переплетывала,
Мелким жемчугом усаживала.
Поезд с молодыми, окруженный верховыми поезжанами, ехал в дом жениха. На крыльце молодых встречали родители с хлебом-солью, под хлебом-солью должен был пройти весь поезд. Когда проходили молодые, на них сыпали пшеницу и другие хлебные зерна, перемешанные с хмелем, орехами, пряниками, мелкими монетами — это означало пожелание молодым жить богато.
Все садились за стол. Начинались тосты — первый тост был всегда за Царя, потом за войскового атамана, все Всевеликое Войско Донское, за молодого князя и княгиню. Тут обыкновенно родные и тесть одаривали их. Дарили дорогие вещи, оружие, иногда тесть отдавал молодому своего залетного скакуна с седлом, и родители жениха одаривали невесту платьями и материями. Пир шел иногда до утра. Пели свадебные песни. Смолкали они, поднимался старый казак и, держа в руке серебряный кубок, может быть, отбитый у турок еще в азовские походы, говорил:
— Желаю здравствовать князю молодому с княгинею! Княжому отцу, матери, дружке со свахами и всем любящим гостям на беседе, не всем поименно, но всем поровенно. Что задумали-загадали, определи Господи талант и счастье. Слышанное видеть, желаемое получить, в чести и в радости нерушимо.
И собрание в голос отвечало: «Определи Господи!» — а потом снова пели свадебные песни.
Через несколько дней после свадьбы родители молодой давали всем гостям отводы — прощальный обед.
Очень часто и месяца не проходило после свадьбы, как молодой муж получал наряд и шел на службу. Жена терпеливо ждала его три года смены. Тяжело жилось ей в чужом доме. И вот:
Всем-то полкам
С Дона смена идет,
А моему-то дружку
Перемены нет…
Как часто бывало и так, что ждет жена мужа, идут полки домой:
Как и все полки с моря домой идут.
А моего-то друга милого — коня ведут!
А на коне-то лежит седельце черкесское,
На седеличке лежит подушка козловая,
Во подушечке лежит рубашечка белая…
На чистым-то чисто она вымыта
Да в крови-то вся она измазана…
Умирал молодец, друзьям приказывал:
«Как лучит Господь вас на Тихий Дон,
Отнесите вы моей жене поклон!
Скажите, чтобы не мыла рубашечку в речной воде,
А чтобы выбанила ее горючей слезой,
Да чтоб не сушила ее на солнышке,
А чтоб высушила ее — на своей груди!»
Каждый поход приносил славу Дону. В Новочеркасске прибавлялось жалованных знамен, говоривших казакам об их недавней славе. Приносили станичники из похода дорогие хоругви, иконы и паникадила и ставили их в родную церковь, но прибавлялось в этой церкви на иконе Божьей Матери, всех скорбящих Заступнице, жемчугов на окладе. Этот жемчуг, как слезы клали казачки за своих убитых мужей.
В походах и боях проходила жизнь донского казака. Вернулся с третьей перемены, а в четвертую уже и сына повел. Все жили вне Дона, на чужой земле.
И только старики собирались на рундуках или на кладбище, на голубцах, пели боевые песни и пили мед. Пропоют они песню, помолчат и кто-либо скажет:
— Да, послужили наши казаки Богу, государю и великому войску Донскому!
Источник: kazak-mo.ru
Традиции казачьей свадьбы — Виктория Славянка — LiveJournal
Закончился Успенский пост, а это значит, что пришла пора свадеб у казаков, которые могли длиться несколько недель, а подготовка к ним занимала годы.
1. Свадьба на майдане.
Во времена Ермака у казаков было принято проводить свадьбы на майдане, т. е. главной площади станицы или хутора. Этот обычай в казачьих краях помнят до сих пор, рассказывая о тех временах, когда община определяла судьбу будущих супругов. Казак выбирал себе невесту из числа местных девушек или их тех, которые попали в станицу после военных набегов — появлялись в казачьих краях турчанки, карачаевки и чеченки. О своих намерениях пожениться казак говорил на майдане: «Ты, Наталья, будь мне женой!», а невеста в свою очередь, поклонившись ему в ноги, отвечала: «А ты, Михаил, будь мне мужем». После этого казак обращался к жителям станицы: «Вот честная станица, она мне жена, а ей муж», а станичники выкрикивали: «В час добрый!». Перекрестившись и поклонившись во все стороны, молодожены целовали друг друга и принимали поздравления от присутствующих.
Таким же образом проходил развод. Казак приводил на майдан жену и заявлял собравшимся: «Она мне больше не жена. Она мне была услужлива и верна. Кто ее желает в жены — может взять». После этих слов казак отпускал свою бывшую супругу, которую сразу же мог позвать в жены другой казак, изъявивших желание жениться. Он накрывал ее своих кафтаном и объявлял о своих намерениях. Молодоженов обычно величали князем и княгиней. Древние обычаи были настолько крепки среди казаков, что даже при сочетании браком по правилам православной церкви молодожены исполняли древний обряд бракосочетания на майдане, который просуществовал до конца XVIII века.
2. Свадьбе — свое времяСвадьба у казаков проводились в определенное время, связанное с православными праздниками, постами и полевыми работами. Обычно свадьбы «игрались» в течение осеннего (между Успенским и Рождественским постами) и зимнего мясоеда ( между Рождественским и Великим постом). Иногда свадьба «справлялась» на «красную горку» (первое воскресенье после Пасхи).На свадьбу приглашались все родственники, друзья и соседи. Гуляли все станицей, говорили об этом старики. Чтобы «справить» свадьбу требовалась крупная сумма денег, поэтому с торжеству готовились заранее (за пару лет).
Родители жениха не могли опозориться, поэтому иногда распродавали большую часть имущества, чтобы отпраздновать бракосочетание. «Свадьба сорочку найдет: все до последней сорочки придется вынуть — хоть в работники после нанимайся, а свадьбу справь», поговаривали родители жениха. В этой связи, родителям невесты было немного проще: «Коли у тебя нечем дочь справить, то и сват поможет. Девушку всякий с охотой возьмет — плохо справлена, зато работница».
3. Семейный совет, смотрины и сватовство — долгий путь к свадьбе
На семейном совете принимают участие все ближайшие родственники и крестные родители жениха. Главной роль здесь отведена матери, которая давала наставления сыну о том, какую невесту выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе с ними отправлялся в гости к невесте жених. Молодые, иногда впервые, знакомились и общались. Если же понравились друг другу молодые, то к невесте через некоторое время отправлялись сваты. Сваты приходили в дом невесты вечером, что бы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о достоинствах жениха и разузнать о невесте. От удачной беседы сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем. После сваты приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых так: «если любы они друг другу, то путь поцелуются три раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим». В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты радовались и обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая договор.
4.Поезд князя и выкуп невесты
Жених, получивший благословение от родителей, отправлялся в день свадьбы к невесте. Впереди него шел священник с крестом. Жених шел вместе с дружком и сватами. А возле него двигался «княжеский поезд» — казаки на лошадях едут по бокам торжественной процессии, заставляя прохожих снимать верхние уборы и поклоняться к жениху, который в этот день приравнивался к «князю». Во дворе «княжны» процессия останавливалась. Невеста уже ждала своего возлюбленного в красном углу, «под святыми», в ее руках находилась «держава» — плетка, обшитая золотом и серебряными бляшками. Братья являлись охранниками и торговались с женихом. После выкупа брат передавал дружку «державу, а невеста сходила со своего места. Дружок просил благословения у родителей невесты. Родители бросали на пол дома шубу, молодые вставали на колени — так благословляли молодоженов. Теперь все родственники и друзья отправлялись в церковь, где проходило таинство венчания. В церкви косу невесты расплетали, которые вновь заплетали «по-женски» и надевали повойник (головной убор замужних женщин).
Родители встречали новобрачных на входе в дом невесты с караваем и солью. Молодые прикладывались к святому образу в сенях и целовали хлеб. После этого вся процессия отбывала в дом жениха, где проходил праздничный пир, который мог длиться несколько дней и даже недель.
5. Пир на всю станицу и первая брачная ночь
В доме жениха собираются все гости, жених с невестой сидят в переднем углу, встречают гостей и провожают их в горницу, где стоят столы с закусками, вином и водкой. После этого молодоженов дружка и сваха отводят в спальню. Они же помогают снять с невесты платье, а невеста должна была снять сапоги с ног жениха. Дружка в это время ложится на кровать и приговаривает: «холодна кровать, надо ее погреть». Молодых кладут на кровать, накрывают одеялом и оставляют одних. Пока молодые находились в спальне, все остальные продолжали пировать. Заключительным днем пира является «отводы», когда проводится обед у родителей невесты, где присутствовали старики с обеих сторон. Так свадьба подходила к концу.
Александр Гаврилов
Взято с сайта: http://cyrillitsa.ru/posts/832-5-faktov-o-kazachey-svadbe.html
Сценарий «Свадебный обряд казаков Забайкалья»
Сценарий фольклорного Обряда «Свадебный обряд казаков забайкалья» 2013 год
Составила учитель музыки: Светикова Анастасия Павловна 1 часть «Сватовство». Отец: Ну, чаво–то загрустили девки, песню бы спели бы какуюнибудь бравую. Невеста: Да и правда, тятенька, надо бы спеть. Ну что, подружки, споём? Девушки: Споём. (песня «Молодка») /Забегают мальчики и девочка/ 1 мальчик: Здрасте! Т. Груня: Ну чё прибежали –то? 2 мальчик: Да новость принесли. Отец: Какую? Девочка: Ждите гостей! Т. Груня: Каких таких гостей? 1 мальчик: тётя Груня, дашь пряников, скажем! Т. Груня: Нучё вот с вами поделаешь! (даёт пряники) Ну говорите, какие гости –то? Девочка: Сваты к вам идут! 2 мальчик: Вашу Катьку за Ваньку Беломестнова сватать!
Т. Груня: Ой – й – ё, да оно што же этакое –то! / стук, лай собаки/ Девушка: А вон, кажись, и сваты пришли! Отец: Заходите, присаживайтесь! Каким ветром принесло? Сваха: Попутным, батюшка, попутным! Говорят, у вас товар ладный есть! Дружка: А у нас купец, казак бравый молодец! Купить хотим у вас товар, почём базар? Т. Груня: Всего восемнадцатый годок на исходе, в девушках ещё не нагулялась, волюшкой красною не натешилась! Отец: У нас дочка хороша, Без подставы высока, Без белил бела, Без румян красна! Катерина, подисюды. ( выходит невеста, кланяется) Невеста: Здравствуйте, люди добрые! (уходит)
Сваха: В ножки вам низко кланяемся, просим дочку отдать за нашего жениха. Отец: Как слыхал я, жених у вас стоящий. Только есть такая мудрость: «Отец бережёт дочь до венца, а муж до конца!» Сваха: За приветласку спасибо! Дружка: За краснудевку спасибо! Сваха: За товар –базар спасибо! Дружка: Будьте здоровы, ждите нас скоро. Мать (т. Груня): Пора и к свадьбе готовиться. Сходите за Катериной, да (уходят) устраивайте девичник. 2 часть «Девичник» расплетание косы. (выход невесты под песню) Песня «Как пойду молода» (расплетают косу) Невеста: Уж вы, милые подружечки, Мои ладные соседушки, Уж вы чё наделали, Мои русы волосы растрепали, Мою русу косу расплетали, Ой, куда же вы меня снаряжаете? Куда вы меня одеваете?
Девушка: Плачь, Катюша, не наплачешься за столом, будешь плакать за углом! Невеста: Подружки мои милые, заберите мои ленты трёх аршинные, да трёх полтинные. Они дороги мне были, а теперь и вам пригодятся! Подружка: Ой, Катюша, да как же мы без тебя! (подружки уводят невесту) 3 часть «Выкуп». /Выходят жених и казаки/ (песня «Как лихие казаки») Девушка: Бояре, вы зачем пришли? Дружка: В вашем тереме лебедь белая живёт, Свои косы шёлковы плетёт, Наш боярин без неё не ест, не пьёт, Катерину замуж за себя зовёт! Казачка: Да ведь наша невеста – Она же не простая, Из белого теста, и румяна, и бела, Ох, и красива, и стройна! Дружка: Слыхали, какая невеста? За такую и поторговаться не жалко!
Казак: А как отдадите? За так, али за пятак? Казачка: Ох и ушлые какие! Мы поболе попросили! Казачка: Каждой казачке пятачок, ну а мне, дружка, четвертачёк! Казачка: Девка ваша, а коса наша. А за косыньку просим пляску задорную! Дружка: Ох, подружки, хороши, С вами спляшем от души! Казачка: А какую плясать –то будем? Казак: А нашинскую–«Лысого»! (пляска «Лысый») Дружка: Ой, чё–то мы устали! Казачка: А чё устали? Жених: Да старшего дружку несли в корзине, чтоб не уставали свиньи. Казак: А старший дружка горбатый в сенях стоит примятый. Казачка: Ох, и разошлися вы, ребята! А товар –то у нас красный, дорогой! ЗаКатюшины глазки песню ласковую! (песня «Ягодиночка») Казачка: Походка –то у нашей невесты павлиная, а стать лебединая! Казачка: На работушку удала и весёлая всегда! Казачка: Мы вам теперь споём, а вы удаль свою покажите! (песня «Я на печке молотила») Дружка: Ну и певуньи вы, хороши! Да отдайте нам невесту по добру, а то двери разнесу. Сваха: А купец у нас богатый?
Все казаки: Богатый! Не ел, не пил, вот, видал, какую свадьбу закатил! Дружка: Наш –то новобрачный князь не ударит лицом в грязь! Казачка: А это мы ещё посмотрим! А ну – ка, девчонки, давайте –ка, нашу любимую запевайте –ка, да невестушку отдавайте –ка! (песня «Люблю я казаченьку») Казачка: Да, богатый, щедрый жених ваш. Проходи, забирай свою лебёдушку! Казачка: Нука, гости, прокричим: (все хором): «Добра, здоровья молодым!» (участники делают ручеек и молодые уходят)