Сценарий казачьей свадьбы – Сценарий познавательного мероприятия культура донских казаков в XVIII-XIX в.в. «Казачий свадебный обряд»

Сценарий классного часа «Казачья свадьба»

Агеев – атаман

Сизов – Дед Щукарь

Пивнев – жених

Швец – невеста

Павлова – Аксинья, сваха жениха

Соловьева – сваха невесты.

Москвина — невеста

Свадьба без сватов — что мир без цветов

Вот они-то, сваты и идут к дому приглянувшейся девки-невесты.

Сваха невесты:

Заходите, люди добрые, на баз, проходите в светлу гренку.

Да скажите нам поведайте, какой товар вам надобен.

Коли есть такой – купите, а коль нет – так не взыщите.

Не взыщите, нас простите.

Сваха жениха:

Бог простит!

У вас товар, у нас купец,

Добрый, статный молодец.

И лицом купец красив…

И речист и говорлив..

И родня его здорова,

И телята и корова

Нашему молодцу

Впонрав у вас товар.

Купить хоти –

Почем базар?

Выводят Диму в фате.

Сваха невесты:

У нас девка хороша.

Без подставы высока.

Без белил бела,

Без румян красна.

Наталья наша в Госбанке работает

При деньгах и при машине.

Курень отдельный имеет.

Дима: Берите, не прогадаете!

Щукарь: Бери! Раз банкирша, знач ученая

Будешь в деньгах купаться,

Мехами укрываться!

Жених: Не по сердцу она мне. Это не та по ком душа моя плачет.

Сваха жениха:

Щукарь, ты под чаркой или туп.

Ты посмотри!

Платьице на ней помято,

И годками старовата.

Приглядывается

И как будто кривовата.

Сваха невесты:

Не гоните!

Она в порядку!

И хозяйка – высший класс!

Дима ковыряется в носу, берет веник начинает подметать пол, пыль летит на гостей. Сваха отбирает веник и бьет ряженого

Сваха жениха:

Не бей веником – короста нападет!

Сваха жениха и жених:

Нам такая не нужна!

Выходит Таня

Жених:

Вот она, душа моя!

Сваха жениха:

За привет-ласку – спасибо!

За красну девку – спасибо!

За товар-базар – спасибо!

Сваха невесты:

Вечеринка – последняя девичья веселинка. В последнюю субботу перед свадьбой в доме невесты вечеринка. Заплетают косы медленно-медленно, поют душевные, слезовые песни. Поют, а сами плачут. Тут и парни подошли с гармошкой и вечеринка становится веселее.

Любит каждый человек

Праздник силы всякой

Оттого и хлеще всех

И в труде и в драке!

Что ж, спасибо всем на том,

Знать, силен наш Тихий Дон.

Порох есть в пороховницах,

Есть орлы в донских станицах.

Частушки.

Хороша наша станица

И стоит на бугорке.

Все ребята там красивы,

Но чудак на чудаке.

Моя милая красива,

За Донцом она жила,

Захотела повидаться,

За ночь мост построила.

Ходит милый по деревне,

Ходит — улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Девочки – беляночки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

Мой миленок задается,

Что умнее всех людей,

Привели его в конюшню-

Напугали лошадей.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Свадьба в казачьем стиле — Сценарий и стиль свадьбы

Данная свадьба основывается на старинных свадебных обычаях казаков. Главная идея праздника — это безоговорочное веселье, по поверьям, сулившее счастье молодоженам в семейной жизни.

Казачьи свадебные традиции. Своды.

Перед главным днем бракосочетания должны состояться своды. Невеста накрывает стол и приглашает в гости жениха, его и своих друзей. В доме под иконами рассаживаются родственники невесты, во главе которых сидят ее крестные родители. Перед приходом жениха все девушки с невестой, прячутся в отдельной комнате.  Затем приглашают жениха и просят найти суженную. Когда молодые, взявшись за руки, выходят к родным, им подносят бокалы с вином. Свидетели у казаков называются дружок и дружка. Они во время песнопений угощают гостей водкой и вином. Потом родители спрашивают детей о согласии на брак. Если дети дают положительный ответ, отцы молодоженов бьют по рукам, «принимают брак». С этого дня девушка становится «пропитой невестой».

«Ночевки».

После сводов в доме невесты начинаются «ночевки», на современный манер вечеринки. Все молодые люди собираются для игр. Песен, всевозможных развлечений. Главное условие, спать на вечеринке нельзя. Провинившимся придумывали разные наказания, например, пришивали на спину старую тряпку, а утром человек уходил, ничего не подозревая.

День бракосочетания у казаков.

В день свадьбы невеста утром обходит весь дом и прощается с ним. Затем вместе с подругами отправляется на кладбище, где просит благословение у умерших близких.

Когда жених появляется в доме, начинается застолье для гостей, молодым есть не разрешается. Родители благословляют влюбленных, мать передает икону дочери и молодожены едут в ЗАГС.

По возвращении домой (в ресторан) молодых поздравляют. Теперь их встречают родители жениха с иконой и хлебом-солью.  Молодую пару осыпают монетами, орехами, рисом, хмелем и конфетами. По существующей примете, на порог наступать нельзя, дабы не потерять супруга. Для невесты проводят обязательный обычай — «обрезание косы». Сваха вместо одной косы заплетает две. За разрешение на это действие брат невесты требует у жениха откуп. После части дарения, гостям преподносятся «шишки». Они могут быть из хлеба или из сахара.  Отец невесты дарит зятю плетку, которую молодые потом вешают над кроватью.  Гости могут веселиться до утра, а вот влюбленные к полуночи отправляются на брачное ложе, в сопровождении дружки и свахи.

Второй день казачей свадьбы.

Казачья свадьба всегда длиться два дня. Этот день начинается с того, что молодая невестка умывает родных мужа. В это время гостям показывают или простыню или ночную рубашку невесты с целью доказательства ее «чести». Если девушка была невинна, гости привязывают высоко красный платок, а к своей одежде цепляют красные ленточки. Далее заново начинается застолье. Теперь молодой муж должен провести обязательный обряд. Ему подается сваренная курица: то как он ее разламывает говорит о его силе «расправиться» с женой. Опоздавших гостей катают на покрывале. Разувают и обливают водой. Если не позволяют с собой проделать подобное, то должны дать откуп. Родители молодоженов переодеваются в жениха и невесту, мужчины и женщины среди гостей меняются одеждой и в таком виде продолжают гулянья.

Отдав предпочтение этому виду свадьбы, супружеской паре гарантировано огромное количество прекрасных, веселых, интересных, необычных фотографий и видеосъемки. Еще больше останется отличных воспоминаний о главном дне в жизни их семьи.

Свадьба в деревне<   >Свадебный сценарий: арабская свадьба, почти сказка!

Как казаки… свадьбы играли. Что было, а чего не было? — Свет станиц

Разрушаем современные стереотипы о казачьих традициях

Наиболее всего в наши дни влиянию стереотипов и псевдо-традиций подвержены, так называемые, «казачьи свадьбы». Желание современных казаков отмечать это значимое в жизни каждого человека событие согласно традициям предков само по себе замечательно, но зачастую оно идет в разрез с незнанием подлинного свадебного обряда, которое вызвано урбанизацией, глобализацией и прочими процессами. Таким образом, пробелы в знании родной культуры (в частности, свадебных традиций казаков) заполняются псевдо-традициями и, как следствие, рождаются стереотипы. Рассмотрим 4 наиболее распространенных из них:

(нажмите на стереотип, чтобы перейти к нему)

 

Миф-стереотип

Молодой казак кидает свою фуражку во двор понравившейся девушке. Или, как второй вариант, запускает к ней во двор петуха.

 Где, кем и когда использовались данные обряды, не известно. Имена информаторов-старожилов, сообщавших о них, не указываются, наименования станиц и хуторов, где они бытовали, тоже. Однако на просторах социальных сетей во всевозможных «казачьих» сообществах то и дело сообщается о данном обычае.

 

Как же всё происходило на самом деле?

А на самом деле всё было значительно проще. Молодой казак сообщал родителям о понравившейся ему девушке и те принимали решение, принять выбор сына и засылать сватов, или отказать сыну в желании жениться на конкретно этой особе. «Парень, наметивший себе невесту, советуется с своими родителями, и если сделанный выбор одобряется, то родители отправляют сватов в дом, намеченной сыном невесты сватов» [1].

«Выбор жениха и невесты почти совершенно свободный: очень часто девушка сама, без разрешения родителей, выбирает себе жениха, но еще чаще жених пользуется правом выбора. Впрочем, иногда родители сами выбирают невесту, еще в детстве; тогда их называют промолвленными» [2].

«По указанию молодого человека, а иногда и по выбору отца, мать идет в дом невесты и узнает там о летах ее, о приданом и т.д.» [3].

В роли сватов могли выступать, как пожилые родственники со стороны жениха, так и сами его родители. В случае, если родители невесты отвечали согласием отдать свою дочь замуж, за сватовством следовало «рукобитье» или «своды», на котором молодые казак и казачка перед всей родней объявлялись официально женихом и невестой. За рукобитьем (сводами) следовали: попойки (вечеринки в доме невесты с шитьем приданного и подарков для жениха и жениховой родни), смотрение места (на Дону) — «официальное посещение невестой и её родственниками дома жениха, будущего места обитания», девичник, сговор, выкуп невесты, перевоз приданного, венчание, повивание молодой и свадебный пир.

 

Свадьба в станице Петровской, 1915 год

 

Миф-стереотип

Жених должен накрыть невесту буркой. Данный обряд активно используется в наши дни во время регистраций браков в ЗАГСах.

 

Как же всё происходило на самом деле?

Однако мало кто знает, что изначально он был связан с процедурой развода, а не заключения брака. Согласно, свидетельствам П.Н. Краснова, во времена Азовского сиденья (XVII в.), когда церквей на Дону было очень мало, казаки женились без венчания, и обряд заключения и расторжения брака выглядел следующим образом: «Достав девушку, нареченный жених с невестой приходили на сбор в станичную избу. Перед образами молились Богу, кланялись на четыре стороны, и жених, кланяясь невесте, говорил:

— Ты, скить, Настасья, будь мне жена! Невеста кланялась жениху в ноги и говорила:

— А ты, скить, Гаврила, будь мне мужем!

После этого жених целовался с невестой и все их поздравляли.

Если в семье жили неладно, то муж выводил жену опять на сбор и говорил:

— Вот, скить, честная станица, она мне не жена, а я ей не муж!

Отказанную кто-либо прикрывал полой и брал себе тут же в жены» [4].

 / СКИТЬ — [скить], (архаичная частица) Так сказать — от русского слова «сказать». Употреблялась донскими казаками как приговорка [12] /

М. Харузин трактует обычай укрывать разведенную женщину полой одежды, как укрытие ее от позора развода: «Прикрытие полой считалось символом, имевшим важное значение: это означало — снять с отказанной жены бесчестье развода» [13]. Таким образом, женщина, от которой публично отказался муж, тут же переходила в руки другого мужчины. В дальнейшем, свадебный обряд казаков утратил эти архаичные черты, и необходимость публично покрывать чужую жену полой одежды отпала сама собой.

Миф-стереотип

Выходя из ЗАГСа или храма, молодожены, проходят через коридор, поднятых вверх шашек. Без этого действа в наши дни не обходится практически ни одна казачья свадьба, в то время как, к свадебным традициям казаков, оно не имеет ни малейшего отношения.

Как же всё происходило на самом деле?

С выходом молодых из храма и их приездом на свадебный пир в дом жениха у казаков связаны совсем иные обычаи.

В станице Бороздинской (Терек) молодые в венчальных венцах шли из церкви пешком вместе со свадебным поездом. «После венца поезд несет домой шапку жениха, ибо тогда шапка ему не нужна: после венчания молодые супруги отправляются из церкви с венцами на голове в дом жениха; при этом жених несет Евангелие, а невеста икону Божией Матери» [5].

В станице Бекешевской (Кубань) молодых по возвращении домой «осыпают из решета хмелем, деньгами, конфетами, а родственникам бросают шишки (особое печенье)»[6].

Тоже на Дону: «встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей (глядельщики, смотрельщики), которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника (сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных)» [7].

Перед тем, как молодым сесть за стол, родители жениха благословляли их святым образом и хлебом-солью. «После венца свадебный поезд направляется в дом жениха. В дверях молодых встречают хлебом-солью и благословляют иконой. Потом молодых сажают за стол» [8].

«…весь поезд из церкви едет в дом жениха. Здесь родители встречают новобрачных на дворе и благословляют их, после чего все входят в дом» [9].

Началу свадебного пира непременно предшествовал обычай повивания молодой. Свахи снимали с невесты венок и в знак ее перехода в статус замужней женщины расплетали ей девичью косу на две косы, делали из них «бабью» прическу и надевали «бабий» головной убор: шлычку, кичку, файшонку и проч. «Повивание заключается в том, что сваха расчесывает ей голову, заплетает волосы в две косы, надевает шлычку и повязывает сверх нее шелковым платком» [10].

«…(сваха — прим. авт.) расплетает косу молодой и разделяет ее на две равные пряди, из одной пряди косу плетет сама сваха, а из другой подсвашка; молодая в это время горько плачет. Когда косы заплетены, их укладывают на голове и надевают шлычку» [11].

«С нивесты сымають фату и навивають ие фальжонкай закладывають ие косу на голаву и надивають фальжонку или калпак, и тада ие называють ни нивеста, а маладайкя» [12]. (хут Евсеевский Усть Донецкого района РО).

 

Иван Кулеш и Наталья Клюй, станица Прохладная, 1914 год

 

Миф-стереотип

Тесть непременно должен отстегать зятя нагайкой. Источник данного обычая так же неизвестен. Скорее всего, этот новодел был подсмотрен современными казаками в кинематографе, а именно в советском кинофильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961 г.).

Как же всё происходило на самом деле?

На самом деле ничего подобного не было.

Внедрение столь многочисленных псевдо-традиций в быт современных казаков породило весьма плачевные плоды — в наши дни казачий свадебный обряд практически полностью утрачен. И, если 30-40 лет назад в станицах и хуторах свадебные обычаи соблюдались хотя бы частично,  то о современных «казачьих» свадьбах этого сказать уже нельзя. Для сохранения этого красивейшего, богатейшего и интереснейшего пласта народной культуры, современным казакам и казачкам необходимо изучать подлинные источники, повествующие о традиционной свадьбе, лучшие из которых это рассказы и опыт старожилов.

Список источников, использованных в статье

  1. Свадьба в станице Ладожской Кубанской области. 1901 год.
  2. Станица Екатериноградская Терской области. М.С.Урусов, 1904 год.
  3. Станица Отрадная Кубанской области. 1888 год;
  4. П.Н.Краснов «Картины былого Тихого Дона», изд. 1909 года.
  5. Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год.
  6. Народные обычаи казаков станицы Бекешевской. 1906 год.
  7. Проценко Б.Н. «Свадебный обряд донских казаков во времени и пространстве».
  8. О.Б. Гузикова, Е.И. Коротин. «Реконструированный свадебный обряд уральских казаков», 1983 год.
  9. Ф.Стариков. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска, 1891 год.
  10. Станица Отрадная Кубанской области. 1888 год.
  11. Свадьба в станице Ладожской Кубанской области. 1901 год.
  12. Большой толковый словарь донского казачества. — М.: Русские словари — АСТ -Астрель, 2003 год.
  13. Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону. — М., 1885 год.

Казачья свадьба ~ Поэзия (Лирика философская)

Довелось у нас в станице
Нынче свадьбу отгулять —
На словах не объясниться
И пером не описать.

Было, было, ох, веселья
Накануне торжества.
Разносились песнопенья
До самого до утра.

Как девичник да справляли
На одном конце села,
На другом же отмечали
Обрученье жениха.

Девы песни заводили —
По щеке текла слеза.
Подпевая им, скулили
За забором голоса.

А под утро собирались
Казаки седлать коней.
С громким свистом выезжали
На простор родных полей.

Долго с криками носились
Вкруг села по темноте…
По чащобам схоронилась
Нечисть с лешим во главе.

Поутру да суматоха
Шум повсюду, топот, гам.
Кто бы знал, как было плохо
С опохмелки мужикам.

У одной избы мелькали
Девки шумною гурьбой —
Там телегу наряжали
Для невесты молодой.

Есаул привел кобылу —
Только он запрячь и смог.
Ей на шею нацепили
Тут же праздничный венок.

Вся станица в оживленье,
С одного конца в другой
То и дело с порученьем
Мчался всадник удалой.

Расставляли в церкви свечки
При священных образах.
Поп, усевшись на крылечке,
Рясу штопал впопыхах.

А в невестиной светлице
Все галдеж да суета,
Вихрем мечутся девицы,
В тесноте туда-сюда.

Неудачно скрипнет ставня
Обернутся на окно,
И под визг запустят в парня,
Всем, что под руку пришло.

Наконец, приготовленья
Все закончены — и вот,
Молодая на моленье
Пред иконою встает.

За дверями тихий шепот,
Приглушенный бас отца.
А снаружи — гул и грохот
Да мужские голоса.

Кое-как в изнеможенье
Дотерпели, дождались
Настоящего веселья.
Первым делом собрались

Выкупать толпой невесту
У толпы подруг-сестер.
Тут на этом самом месте
Завязался громкий спор.

Угощенья и конфеты,
Уговоры, так и сяк…
Девки требуют монету.
Жадный — будешь холостяк.

Наконец, наторговались
И с купцом разобрались.
Меж собой перекликаясь,
Ехать в церковь собрались.

Но кобыла есаула,
Дожевавши свой венок.
На плетень с тоской взглянула…
Искушенье, видит Бог.

Не сдержалась, подступилась
До листвы — за нею вслед
И телега покатилась.
Сзади в этот же момент

Забираться помогали
В пышном платье молодой.
Только к борту приподняли,
Потянулась лишь рукой…

За узду держать кобылу
Был обязан паренек.
Где в тот миг его носило —
Так никто сказать не смог.

С громким визгом молодую
Подхватили на лету.
Да, картину зреть такую
Редко выпадет кому.

Дальше просто описанье —
Тихо в храме шел обряд.
Ждали все, пока венчанье
Как и должно, завершат…

Но пропали страх, волненье
Долгожданный час пришел!
И по храмовым ступеням
Муж свою супругу свел.

И теперь черед гулянья
Настоящего настал!
Тут и при своем старанье
Все б никто не описал!

За столом не усидели
Слишком долго, как всегда,
Пляски, игры, песни пели,
И без драки никуда.

И на поле, в джигитовке
Всех старались обойти.
Казакам верхом в сноровке
Равных сроду не найти.

В будний день тут также скуки
Знать не знают, а зачем?
Уж с фантазией у русских
С давних пор-то нет проблем.

Так станичники гуляли
Не один день, и не два.
Чтобы долго вспоминали
В предстоящие года.

Да и повода к веселью
Нам не надобно искать.
Скоро снова с нетерпеньем
Новый праздник ожидать.

Сценарий праздника «Наши предки казаки» (традиции и обычаи).

Общешкольное мероприятие

«Казаки – предки наши»

7 класс песня- Наши предки казаки….

Добрый день . На наш праздник сегодня пришли дорогие гости. Встречаем:

Клирик храма Донской иконы Божией Матери отец Олег

Кадеты Новочеркасского Александра третьего казачьего корпуса

Атаман станицы «Средняя» Цепаев Алексей Алексеевич

Атаман Новочеркасского казачьего округа Устинов Владимир Игоревич

Ход мероприятия.

Сценка «Встреча дорогих гостей».

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

КазакДобрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

КазачкаЖива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей с караваем.

КазакДроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

2 класс песня- Как за Доном за рекой!

Ведущий. Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель Михаил Александрович Шолохов: аудизапись «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

— Ребята, а кто же такие казаки?

Ответы детей: Казаки – вольные, свободные люди, удалые.

Сегодня мы поговорим о казаках, чтобы лучше представить быт, обряды, обычаи казаков .

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.

Дети 2 класса:

Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет – 
Удивит любой народ.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

Ведущий:

— Сегодня мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. 

— А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?

Ответы учащихся. 

— Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Ведущий: Первые поселения на Дону.

Казак: В ковылях средь серебряной рани, 
В цветущей душистой степи 

Казачка: Казаки себе стан выбирали 
У извилистой тихой реки. 

Ведущий:

— На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

Ведущий:

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось.»

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень -двухэтажный. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй жилой.

На первых порах в казачьих городках

поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Главное помещение в казачьем курене — «зало»

— Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Ведущий:

Спальня в казачьем курене

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

Кухня

Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Казаки занимались гончарным делом

лазоплетением. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Занимались молотьбой зерна, стригли овец, пряли шерсть, учили лазоплетению. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

Слайд: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

Воспитание мальчика

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Инсценировка

Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:

Отец.

— Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Сын

— Прости меня, родной батюшка!

— Прости меня, родная матушка!

— Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Песня 7 класс

Ведущий

Мы рассказали о воспитании мальчиков в семье, а теперь расскажем о воспитание девочки .

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

7 класс песня- Пчелочка-златая

Ведущая:

— А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

Частушки

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

Ведущий: Теперь орудия труда казака

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.

С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, выделывали овечьи шкуры, портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда.

Народный костюм

— Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Ведущий: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

А теперь ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ»:

  • Какая отличительная особенность формы донских казаков?(на синих штанах красные лампасы)

  • Как назывались первые поселения казаков?(казачьими городками)

  • Как называлось жилище казака?(казачий курень)

  • Какие традиции казаков вы запомнили?

Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки. 

Казак: — Гриб хорош белый, а казак умелый. 
Казачка: — Казачьему роду нет переводу; 
Казак: — Казачья голова, что под дождиком трава; 
Казачка — Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
Казак:- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев; 
Казачка — Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать; 
Казак:- Казак с конем и ночью и днем; 

Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки. 

Казак: Собрались мы позабавиться
Казачка: Да потешиться, поиграть. 
У кого там хмурый вид?
Казак: Снова музыка звучит! Собирайся, детвора, 
Ждет казачья вас игра!

Звучит веселая казачья музыка

Игра в шапку:
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед. Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Игра «Веревочка» :
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Казак: А теперь мы отдохнем
Казачка: Да загадки разберем!

Казак: Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
Казачка:
На чужой спине едет, на своей груз везет? (Седло)

Казак: На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
Казачка:
Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
Казак:
Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
Казачка:
Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

7класс

 

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».


Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые; казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.

Ведущий:

И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова:

«Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Песня все на выход.

К нам пришли кадеты Новочеркасского казачьего корпуса но не только в качестве гостей, а пришли со своей небольшой праздничной программой.

Слово предоставляется атаману станицы «Средняя»

Цепаеву Алексею Алексеевичу

Слово предоставляется атаману Новочеркасского казачьего округа Устинову Владимиру Игоревичу

Слово предоставляется Клирику храма Донской иконы

Божией Матери отцу Олегу

Слово предоставляется директору Новочеркасской школы-интернат Новиковой Наталье Петровне

Сценарий обряда кубанских казаков

Сценарий фольклорного праздника «Зимние святки»..

На сцене стоит хата, стол накрытый скатертью, на столе самовар, еда. Елка наряженная на заднем плане.

На сцену выходят колядовщики. Звучит веселая ярмарочная музыка. Колядовщики в шутливой и веселой манере начинают представление.

  1. Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними и прабабушки

  1. Приходили на веселые святки,

На песни всем миром, да загадки.

  1. А что такое святки?

  2. Этот праздник самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки вдоволь ели,

Веселились две недели.

  1. От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощения,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

  1. Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Выходит ведущий, колядовщики расходятся в кулисы.

Ведущий: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние Святки. Заглянем в кубанскую хату и посмотрим, как встречали Святки в старину.

На сцену выходят Хозяин с Хозяйкой, Бабушка и внук. За стол садятся Хозяин с Хозяйкой накрывают на стол, Бабушка сидит с внуком за прялкой.

Хозяйка. Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорее бы день прибавился!

Хозяин. А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а тут уже и святки.

Хозяйка. А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!

Бабушка. (смотрит на зрителя)Ох, плохо, что сейчас забывают наши традиции. Только название одно осталось. Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздраляли! Весело-то как было!

Хозяин. Ма, ну шо вы опять причитаете, и сейчас в станицах ходют, и в деревнЯх тоже, а городцки….ну шо с них взять, они ж городцки.

Внук. Мам, а крестник твой Алешка, принесет кутью в этот раз?

Хозяйка. А то как же сынок, каждый год носит. Он теперече в казачьем корпусе учится, так кубанские традиции особливо чтит!

Бабушка. Наталья, а коли ряженые придут, чем угощать приготовила?

Хозяйка. А как же? Вон и конфет и орехов и баранками. Все прикупила, все наготовила, лишь бы пришли!

Хозяин заходит в хату в руках у него сено или солома, он кладет сено перед иконой.

Внук. Батько, а зачем же ты сено сюда кладешь?

Бабушка. Спаситель уроди ж родывся у пещерки, на сени. От в честь спасителя и траву ложать.

Хозяин. А еще сын, чтоб со скотом да с птицей худого ничего не случилось.

Хозяйка. И запомни на будущее, что сено это нельзя сжигать и выбрасывать, а по окончанию Святок его подкладывают в куриные гнезда.

Бабушка. Да еще стромлялы пид сарай и хранили ёго. Слышь, Наталья, стол не должён быть голым, ты и пидь скатерть сено положь .

Звучит фон рождественский, скрип снега. На сцене появляется Крестник с кутьей, завернутой в платочек, стучится в хату.

Крестник. (стучится в хату) Здрастуйтэ! Со святым празныком! С Рожыством Хрыстовым! Прыслалы маты и батько вэчерю вам, а я прынис!

Хозяйка. Господь велел зайтить вам!


Крестник заходит в хату, крестится перед иконой, отдает кутью, целуется с крестной, в это время внук, несет подарок, передает матери, та отдает его крестнику.

Хозяйка. На, Алеша, вот тебе рубаха, носи на здоровье! Проходи к столу вечерять будем!

Бабушка. (внуку и крестнику) А дедушку Мороза погукать?!! Деда, ще Мороза нэ прыглашалы.

Внук и крестник вместе с остальными членами семьи берут деревянные ложки стучат ими по столу, потом по раме окна, к святому углу, а бабушка приговаривает

Бабушка: Мороз, Мороз, иди до нас вечерять, кутю исть!Ты ны морозь наших ны тыляток, ны курчаток, ны поросяток, ны нас!Если придешь, то будеть у нс и жито и пшеница, и телята, и ягнята! А ны идэш кутю йисты, так и ны морозь! ..

Вот и погукали! Дай, Господи, всего! Ну, сидаемо у вси, да помолимся перед вечерей.

Все садятся за стол. Хозяин начинет читать молитву, потом каждый из членов семьи берет ложку и по очереди отведывает кутью, закусывает пирожком.

Бабушка. (хозяйке) Наталья, налей дитям узвару.

(хозяйка наливает компот)

Крестник. (встает из-за стола, кланяется). Ну, спасибо вам, за подарки, за угощение, пойду теперь батьку крестного поздравлять. (берет оставленную вторую кутью, уходит)

На заднем плане, между елкой и плетнем, появляются рождествовальщики. В руках у них рождественская звезда и солнце.

  1. Рожыствуйте, веселитесь,

Со восторгом обратитесь,

Люди добрые, со мной!

  1. Нынче Бог наш народывся!

  2. А для чего он народывся?

  3. Для того, шоб избавить от грехов.

Я рано утром вышел, глянул на восток.

З востока тры ангела летели,

Рождество Христово пели!

В это время внук подходит к окну, смотрит на рождествовальщиков.

Внук. Мам, батько, гляньте, рождествуют!

1-й (в окно заглядывая): Здравствуйте! С праздничком, с Рождеством, с Христом! Благословите нас зайти!

Хозяин. Проходите, рождествуйте, прославляйте Христа нашего!

Рождествовальщики заходят в хату, крестятся перед иконой, кланяются хозяевам.

  1. Поздравляем хозяйку и хозяина на многие лета!

  2. Мы пришли вам рассказать,

Много лет тому назад,

Двадцать пятого декабря,

Как и нынешнего дня,

Христос родился,

В яслях явился,

В бедном вертепе

Он помивстывся.

  1. Звизда сияла,

Над вертепом стала,

Хрыстос родывся,

Всем объявывся.

  1. Цари и князи

В вертеп приходят,

Дорогие дары

Христу приносят!

  1. Вот держите, хозяева, вам звезду рождественскую, повесьте себе ее на елку.

Хозяйка. (выносит лукошко с угощениями) Вот, держите от нас угощения.

  1. Спасибо вам, хозяева, за теплый прием, да за угощения!

Хозяин. И вам спасибо, что не обошли наш дом!

Все расходятся, выходит ведущий.

Ведущий: Утром этого же дня, 7 января, еще ходили рождествовали, прославляли Христа нашего спасителя! А вот вечером на Рождество выходили на улицу колядовщики, начинали колядовать под окнами хат, зазывая хозяев. А хозяева, в, свою очередь, выходя к колядующим, одаривали их так же щедро, как и рождествовальщиков. Говорили еще, что посевать и рождествовать ходили только парни, по утру, до обеда, а вот колядуют вечером на рождество незамужние девушки, да малые дети.

На сцену выходят колядовщики.

  1. Коляда, коляда!

Пришла коляда

На кануне Рождества;

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем по дворам, по проулочкам.

Нашли коляду….

(идут мимо хаты, заглядывают в окно, стучатся)

  1. Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна –пирог .

Наделил бы вас Господь

И богатством, и житьем, и бытьем!

(все домочадцы выходят к колядовщикам с подарками и угощениями, кладут им в мешок)

  1. Коляд, колядын,

А я в бабушки одын,

Вы мэнэ нэ пытайтэ,

А тры грошика дайтэ.

  1. (бабушке) Коляда, коляда

Сегодня хлеба не едят.

Дай, бабуся, пирога,

Одну бочку творога!

Бабушка. Держите вам и ковбасу, и пырожки с мясом и капустой, угощайтеся!

  1. Ох, спасибо вам и вашему дому, пойдем колядовать теперь к другому!

(все расходятся, на сцену выходит ведущий)

На текст ведущего проходит действие «украшение хаты»

Ведущий: И вот наступал Новый год! — по старому стилю ( в наше время -вечер 13 января). Вечер накануне Нового года почти во всех станицах называли – щедрый вэчир, а некоторые – «вечер на Меланки». Этот праздник включал в себя целый ряд ритуалов. На новый год готовили как можно больше блюд – чтобы год полный был. Тщательно готовили жилище : хату украшали особыми праздничными рушныками, вешали по всем углам. Вэтот вечер ходили ряженые — щедровали. Одновременно со щедрованием и «мыланковалы », а потом вместе с посевальщиками вечером или уже утром следующего дня водили «козу»……

Ведущий уходит, из-за кулис появляются ряженые, они ведут Мыланку и Василя.

Проходят мимо хаты, заглядывают в окно.

  1. Мыланька хадила,

Васильку просила:

— Василько, мой батько,

Пусти мэнэ в хатку,

Я жито нэ жала,

Золотой хрест держала.

Кадитеся, люди,

Для нос Господь буде!

Сталы застилайте,

Да гастинца дайте.

Хозяева впускают в хату.

  1. Наша Мыланка ны сама ходэ,

Нашу Мыланку чирида водэ,

Наша Мыланка ны линыва,

Чашкии ложкы мыла….

Ты, Мыланка, ны гордыся,

Хрысту Богу поклоныся, (все крестятся на святой угол)

А ты, Хозяйка, нэ скупыся,

З нашей Мыланкой росплатыся.

Бабушка. Ай да колядовщики, ай да молодцы! (отдает угощения ряженым)

  1. Дай Бог тому, кто в вашем дому,

  2. Добрым хозяевам, дорогим гостям, милым детушкам. (кланяются хозяевам)

Звучит игривая музыка, из-за кулис появляется Дед с козой.

Дед: Дэ коза ходэ – там жито родэ,

Дэ коза рогом – там жито стогом,

Дэ коза топ – топ – там жита сто коп.

  1. Хозяйка! Пустите козу?

Хозяйка: Ой, да заходьте! Заходьте!

Дед: только коза у меня непоседливая, шкодливая.

И рогатая, бородатая.

Ныдавно брал – булла молода,

А тэпэрычки сотарылася,

Своих диточок ны прокормыла.

Та и пишла в вашу станицу,

А а станыци в вашей

Уси люды –стрэльци!

(в это время некоторые из ряженых начинают прицеливаться в козу, коза начинает «шалить», пытается «нашкодить»)

  1. Ой, дивись, попали в козу,

  2. А коза-то гляньте, впала, ны жива стала.

Коза ложится на пол, дед подходит к козе, начинает над ней причитать.

Дед: Ой, моя коза! Ой, моя риднэнька….Ой да ты ж мэнэ молочком обслуживала! Молока богато було. Ой, ще ж воны зробылы?!А тэпэр ще ж мэнэ робыть? Хлопци! Кто у вас личить умие?

  1. Я личу!

Дед: Ты?! А богато бэрэшь?

  1. Ни-и!

Дед: Ну от! Если устанэ коза – заплачу!

Начинает дуть на козу.

  1. Ты, гаврило, дуй кози в рыло,

Посэрэдь двора стань коза жива,

Та й пройдысь по цёму двору,

По цёму двору госпадареву!

(Коза встает, хозяева одаривают ее колбасой, пирогами и т. п)

  1. Хозяева, Новый год уж на пороге ! коль пришли мы к вам, сорить у вас можно!

Хозяин: Можно, сори, сколько хочешь, приберем.

Ряженый выходит на середину, кидает зерна в разные стороны все расходятся в стороны:

4.Сею, вею, рассеваю,

На вси стороны кыдаю!

Если в поли зэрно,

Так и в доми – добро!

С новым годом, с новым счастьем! Будьте здоровы хозяева, счастливы будьте!

(либо поют песню, либо весело под музыку кланяются и расходятся в кулисы). Выходит ведущий.

Ведущий: Заканчивались Святки большим православным праздником Крещением Господним – 19 января .В крещенскую ночь проводится обряд купания в Иордании – прорубе на реке. Люди верят в целительную силу воды, породят в храмах праздничные молитвы и водосвятие.

Святочные обряды Кубани являются самыми продолжительными и многозначительными празднествами народа! Давайте же их помнить, свято чтить и передавать из поколения в поколение!

До новых встреч!

Сценарий мероприятия «Семейные ценности в казачьей семье»

Сценарий

«Семейный казачий праздник»

Классный руководитель

Арцыбашева Л.Н.

Цели:воспитание гражданственности, патриотизма, любви к малой родине через приобщение школьников к культуре казачества.

Задачи:

— возрождение и укрепление традиций казачества;

— сохранение и поддержание семейных традиций;

— формирование исследовательских навыков школьников во внеурочной деятельности.

Оборудование: экран, проектор, раздаточный материал для конкурсов.

Казачата:

Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Приходите поскорее
Занимайте здесь места.

Проходите, не стесняйтесь
Место выбрано для вас,
Чтобы видно и удобно
Вы смотрели все на нас.

Интерес в вас разжигаем, хором.
Караваем завлекаем.

(На сцену выходят ведущий и казак.)

Ведущий: Ты кто такой?

Казак: Казак.

Ведущий: Какого происхождения, роду, племени?

Казак: Казачьего.

Ведущий: Кто были твои предки?
Казак: Казаки.

Казак читает духовный гимн казачества.

Слава Богу, что мы казаки, —

Вот молитва казачья святая.

Наши сотни и наши полки

С нею крепнут от края до края.

Слава Богу, что мы казаки!

От Курильской гряды до Азова,

От сибирских рек до Дунай-реки

Славься воинство наше Христово!

Слава Богу, что мы казаки.

С нами братство, знамена и песни,

От Карпатских гор до Амур-реки

Мы с молитвой этой воскреснем.

Слава Богу, что мы казаки.

Исполнение гимна терских казаков.


(На сцену выходят Ведущий и Ведущая.)

Ведущий: Уважаемые друзья! Главный герой нашего сегодняшнего действа — сын бескрайних южных степей, вольный как воздух, свободный как ветер.

Ведущая: Человек, никогда не терпевший над собою чужого владычества и не знавший крепостного и никакого другого рабства. Широкая и нескончаемая степь его воспитала, взрастила; казачья земля, как мать родная, поставила на ноги, вскормила.

Ведущий: Казак редко интересовался своим родом и происхождением. Но одно он знал твердо: что он сам казак, что его отцы и деды тоже были
казаками. С гордостью и достоинством он и сейчас произносит это имя.

Ведущая: И по сей день, мы продолжаем чтить казачье наследие и его уникальные традиции. Ум, хитрость, сила, ловкость, смелость, уважение к старшим, любовь к Родине — на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству. Пусть эта встреча возродит этот дух, которым по праву гордились наши предки.

Ведущий: В казачьей семье с детства родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена, и к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в станице. Многие семьи и сегодня свято хранят память о своих далеких предках.

Выступление семьи Поветьевых. Михайлова Вероника, Спивак Яна.

Ведущая:

Аромат степей бескрайних,

Шелест стройных тополей,

Звоны жаворонков ранних-

Звуки Родины моей.

Всюду вольные станицы,

Свежесть бархатной земли,

Хлеб душистый колосится,

Песня слышится в дали.

Красота родного края,

Воркованье голубей,

Сторона моя родная-

Уголок души моей!

Ведущий: Казак до последнего вздоха был предан своему Отечеству. Со времен седой древности он стоял на рубежах Земли Российской, на передовых ее постах, как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне.

При получении известия о призыве казаков на службу в домах призывников начиналась необыкновенная суета, хлопоты. Каждый в семье знал
свое дело и старался хорошо и быстро его выполнить.

Конкурс . «Проводи сына в армию».

Ведущая: представьте, что вашего сына пришла пора отправлять на службу в казачье войско и сказать ему напутственное слово. (Собрать сыну шапку, пиджак, рубашку, брюки, обувь)

(Напутственные слова)

1.Словом чести не бросайся.

Силу трать своим умом.

Никогда не насмехайся

Над поверженным врагом

2.Даже в дни годины тяжкой

Пригаси огонь вражды;

Не маши напрасно шашкой

И кинжалом без нужды.

3.Принародно славой дедов

Лишь гордись- не козыряй.

Ордена за их победы

На себя не примеряй.

4.Приумножить дедов славу,

Чтоб жила она века-

Это долг святой по праву,

Это честь для казака.

5.Мама, родина, Россия,

Братья, сёстры, вера, Бог –

Это то, в чём наша сила,

Перед чем наш вечный долг.

В культуре казаков 3 правила.

Их повторяем вновь.

Старикам – уважение.

Гостю – всё почтение.

А женщине – любовь.

Казаки и родители.

Почитание родителей

Всех правил изумительней

Авторитет отца и матери

Самым главным казаки ставили

Крёстная мама – дочку хозяйству обучала,

Пока родная по дому хлопотала.

Ну,а крёстный отец

Сына военному искусству обучал,

Чтобы тот был храбрый боец

И знал «по чём фунт лиха» наконец.

Величали мать и отца на «Вы»

Казачата, будьте уважительны ко взрослым и вы! хором

Перед старшим шапки снимали, место уступали

Ведь слово старшего – это закон.

Уважали и старшую сестрицу.

Она мать заменяла,

Возилась с детьми, была мастерицей.

Детям, тем кто баловался и бил баклуши,

Мог и посторонний казак надрать уши.

Конкурс 3. «Собери приданое дочери»

Ведущий: Женщина –казачка всегда славилась своей красотой и статью, деловитостью, преданностью семейному очагу.

Ведущая: Когда казаки долгие годы были на службе, на войне, в боевых походах, их жёны вели своё хозяйство в одиночестве. И если казак содержал в холе своего коня, то казачка с любовью мыла и чистила свой курень

Ведущий: Она обстирывала, обшивала всю семью, кормила и нянчила детей.

Кто вечернею порою

За водой бежит к реке

С распущённою косою

С коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки,

Брови лоснятся дугой,

На груди неугомонной

Кудри стелются волной.

Это ты, моя землячка,

Узнаю твои черты,

Черноокая казачка

Чудо нежной красоты.

Ведущая: Казак гордился не только своими победами, но и красотой хозяйки дома, казачки. А для нее, как известно краса — девичья коса.

Показ казачьих нарядов.

Казаки и гости.

Гость считался божьим посланцем,

Никто не мог тронуть и пальцем.

Гостя любили, уважали,

На лучшее место за столом сажали.

Казаки должны помогать друг другу:

Накормить, обогреть, напоить гостя,

Подтянуть коню подпругу.

При этом ценилась в казаках и сила духа.

О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках.

Конкурс «Мудрость казачья в пословицах и поговорках»

Пословицы и поговорки :

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Дерево сильно корнями, а Русь казаками.

Родная станица для казака столица.

Плуг блестит, пока пашет.

Казаки от казаков ведутся.

Для казака печка — седло да уздечка.

Поживи подольше, увидишь побольше.

Старый конь борозды не испортит.

Где хозяин ходит, там и хлеб родит.

Вся семья вместе — так и душа на месте.

При солнышке тепло — при матери добро.

Лучше нет дружка, чем родная матушка.

От матери — ласка, от отца — защита.

Если отец-храбрец, то и сын-молодец!

Конкурс . «Казачьи забавы»

Мальчик: У кого там хмурый вид?

Собирайся, детвора,

Ждет казачья вас игра.

Проводится казачья игра «Колокольчик»  Девочка звонит в колокольчик, мальчики с завязанными глазами ловят девочек.

Ведущий: По старинному обычаю девушки с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера «на попряхи», «на досвiтки» или «на сиделки» в какой-нибудь малосемейный дом с хорошей репутацией, где готовили себе приданое, шили, вязали и пели. К ним на огонёк заглядывали и хлопцы, присоединялись к их пению.

Конкурс 8. «Частушечный».

Казачок:

Эй, девчушки – хохотушки,
Заведите-ка частушки,
запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Девочка:
Встанем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем!

 Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Частушки.

Пропоем мы вам частушки,
А нам в зале подпоют.
Пусть узнают все в округе,
Казачата как живут.

Хороша наша станица
И стоит на бугорке.
Все ребята там красивы,
Но чудак на чудаке.

На окошке два цветочка

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.

Наломаю я сирени,
Набросаю у ворот.
Заплету я русу косу.
Пусть завидует народ.

Говорят, я боевая,
Боевой остануся.
Ну и горе тому будет,
Кому я достануся.

Не хвалитесь вы девчата,
Что вы голосом сильны.
Если б больше вы молчали,

Больше было б тишины.

Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж,
Моя мама боевая,
Ну, а я тогда в кого ж?

Казачата и казачки,
Мы нигде не пропадем.
Сами музыку играем,
Сами пляшем и поем.

Я сидела на окошке,

Ехал казачок на кошке!

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать!

Был я маленьким когда-то

И мечтал быть моряком.

А теперь хочу, ребята,

Стать я терским казаком.

Мы частушки петь кончаем

И кончаем разговор.

Мы сегодня уезжаем

Поступать в казачий хор!

Ведущий

Желаем дому вашему
Благой земли под пашнею.

Ведущая:

Коль весточку, то — добрую,
Коль дерево — плодовое.

Ведущий:

Беречь семью казачью,
Коли любовь горячую.

Ведущая:

Коли цветка — пахучего,
Коль жениха — могучего!

Ведущий:

Коли дождя — то сильного,
Невесту — то красивую!

Ведущая:

Коли совета — умного,
Коли гулянья — шумного!

Ведущий:

Житья-бытья безбедного,
Коль спонсора — то щедрого!

Ведущая:

Коль друга — друга верного,
И счастия безмерного!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *