Самосознание индивидуальное: Предложения со словосочетанием ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – Самосознание — Психологос

Содержание

Предложения со словосочетанием ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Корни евразийского единства уходят в недоступные формализации, непроницаемые для рефлексии глубины жизненного опыта, где глубинная сообщительность душ является нормой, но эта норма не ограничивает индивидуального самосознания и, следовательно, не исключает розни между отдельными людьми и человеческими коллективами. Характерной чертой массы является индивидуальное самосознание её членов, стремление каждого индивида ответить на собственные нужды. Образно говоря, за защитным валом эксклюзивной позиции вызревало не то, что отвечало бы требованиям функциональной дифференциации, не дифференцированное в самом себе индивидуальное самосознание, позволяющее личности вступать в разнообразные функциональные отношения с обществом, но, напротив, претензия на тотальность своего индивидуального развития. Человек — симбиоз энергий, являющийся существом, то есть наделённый
индивидуальным самосознанием
. Среди приоритетных задач образования выделяются формирование у детей и подростков самостоятельности, инициативности, индивидуального самосознания.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гидрология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Зиммелем, учёный отмечает, что расширение спектра социальных связей человека приводит к тому, что в нём крепнет индивидуальное самосознание. На это можно ответить исходя из двух разработанных мною теорий: а) из теории психической энергии, б) из теории воли, которая, в свою очередь, опирается на современные представления об
индивидуальном самосознании
. В этой долгосрочной перспективе, появление свидетельств индивидуального самосознания и целеполагания представляется совершенно недавним событием. Исконная задача человечества — установить оптимальную связь с природой — решалась теперь с новой радикальностью, черпавшей свою энергию в индивидуальном самосознании. Оно упорно пробивается из глубины индивидуального самосознания
сквозь наслоения псевдокультуры. Пробуждается индивидуальное самосознание, появляется лирическая поэзия. Наивно полагать, что все молодёжные проблемы решаются на уровне формирования индивидуального самосознания строго в соответствии с обликом «строителя коммунизма» или другим идеалом формирования «человека будущего». Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остаётся внутренне связанным с аффективным самопереживанием. Саморождение человека происходит на всех уровнях, от индивидуального до универсального, и уровень «всечеловечности», видовой самоотнесенности столь же важен, как и
индивидуальное самосознание
. Мы говорили о двух проявлениях универсального разума: объективное сознание поля и субъективное, индивидуальное самосознание, обладающее свободной волей. В свою очередь, ярко выраженное индивидуальное самосознание ищет не растворения, а воплощения, что приводит к крайне сложному составу дискурсивной формации национализма. Такое расширение позволяет увидеть особого рода политику в науке и искусстве, в индивидуальном самосознании, но многое открывает и в собственно политическом: в психологии протеста и в необычных реакциях власти на обострение проблем с легитимностью. На первом уровне его проявление минимально, детерминировано социально-историческими условиями, на втором уровне диапазон проявления индивидуальной духовной свободы заметно расширяется за счёт освоенных научных знаний, на третьем уровне посредством отражения и преобразования
индивидуальным самосознанием
различных внешних и внутренних социокультурных детерминант открываются реальные возможности для расширения процесса самоидентификации человека, свободного и творческого самовыражения его сущностных сил.

Неточные совпадения

Самосознание является хранилищем индивидуальной сути человека, т. Так, поставленный взгляд легко позволял исследователям уйти от проблемной темы индивидуального в гегелевской мысли, перейти к более привычным темам сознания и самосознания — и на том успокоиться. Человек, чья судьба не отделена от родовой жизни, как бы ещё не стал индивидуальностью и не обладает личностным самосознанием, а значит и не ведает о той роковой бездне, которая маячит на горизонте индивидуального существования, когда личность сама себе является единственной субстанцией. Формирование — это процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания. Созданная нами среда не предоставляла экстремальных продолжительных толчков — давления на структуру индивидуального поля этого полузверя для создания в нём предпосылок появления самосознания, что и являлось целью эксперимента. Думаю, что в основе всякого глубокого самосознания, всякой значительной идеи лежит опыт религиозный, не только индивидуальный, но и коллективный всенародный религиозный опыт. Для каждого общества определение этого диапазона индивидуально, свою роль играет не только уровень его экономического и духовного развития, но и исторические особенности его возникновения, развития, самосознания, самоопределения и многие другие факторы. Личная компетентность складывается из нашего самосознания и навыков самоуправления, которые сосредотачиваются больше на нас индивидуально, чем на наших взаимодействиях с другими людьми. Национальность — это общность самосознания членов коллектива, которая базируется на групповой биологической, духовной и культурной особенности группы, имеющая чёткие объективные границы вне зависимости от объективизации этих представлений каждым индивидуально или на групповом уровне, даже на вершине социальной пирамиды.

понятие, сущность, особенности. Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание?

Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств.

Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания

С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

индивидуальное сознание

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Сознание и материя

Материалисты сузили функции сознания до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание – это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание – это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание – это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания

Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  1. С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  2. С другой – оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  1. Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  2. Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  3. Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Общественное сознание

В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

индивидуальное сознание является

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие формы общественного сознания, как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

Индивидуальное сознание

Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание – понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

как связаны общественное и индивидуальное сознание

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Связь индивидуального сознания с общественным

Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми – в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

особенности индивидуального сознания

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания

Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:

  1. За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы – от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
  2. Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.сущность индивидуального сознания

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Самосознание

Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

Сознательное и бессознательное

Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.

индивидуальное сознание понятие

К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

самосознание индивидуальное — это… Что такое самосознание индивидуальное?


самосознание индивидуальное

жеке сана-сезім

Русско-казахский терминологический словарь «История». — Академия Педагогических Наук Казахстана.. 2014.

  • самосовершенствование
  • самосознание культурное

Смотреть что такое «самосознание индивидуальное» в других словарях:

  • Самосознание — выделение в сознании человека своего «я» из объективного мира, осмысление своего места в мире, своих достоинств и недостатков, самоанализ своих состояний и переживаний, самооценка личностных качеств и саморегуляция поведения. Только человек… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Индивидуальное сознание — Личность  относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и… …   Википедия

  • НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Индивидуальное и групповое знание, понимание и… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • Гегель Георг — Жизненный путь     Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • сознание —         СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) нем. философ, один из крупнейших представителей нем. идеализма (нем. классической философии). Проф. ун та Йены (с 1794), ректор Берлинского ун та (с 1811). Основы своей философии Ф. развивал в т.н. наукоуче нии …   Философская энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… …   Литературная энциклопедия


Cамосознание личности — структура, функции, развитие

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ценности человека) и значимости своего существования(читать про бытие человека). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про потребности человека).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие амбиций. Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование  самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет самооценка, которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает  наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют  развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют  то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе.  Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот  процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

Урок 2: Сознание человека — 100urokov.ru

План урока:

Что такое сознание

Индивидуальное и общественное сознание

Самосознание

Самооценка личности

Сфера бессознательного: познание и его уровни

 

1
Источник

В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.

 

Что такое сознание

2
Источник

Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шансизмениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.

Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.

Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.

Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:

  1. Познавательную – сознание необходимо для познания окружающего мира, людей, самого себя. Познание осуществляется посредством чувственного восприятия, ощущений, логического мышления. В зависимости от того, осуществляется познание с помощью чувств или разума, принято выделять чувственное и рациональное познание.
  2. Аналитическую – с помощью сознания люди анализируют события своей жизни, события в политической, экономической, социальной жизни общества, собственные поступки и поведение окружающих.
  3. Оценочную – человек дает оценку самому себе и окружающим его людям, оценивает жизненные обстоятельства, события как приятные или неприятные, хорошие или плохие, желательные и нежелательные.
  4. Креативную–благодаря наличию сознания люди способны к созидательной, творческой деятельности. Только человек может создавать произведения искусства, открывать научные законы и теории, изобретать способы излечения от многих болезней.
  5. Воспитательную–с помощью сознания люди передают свой опыт будущим поколениям, обучают его посредством накопленных обществом знаний.

 

Индивидуальное и общественное сознание

3
Источник

Существует две основные формы сознания – индивидуальное и общественное. Индивидуальное — представляет собой часть психической деятельности отдельно взятого индивида, это духовный мир личности, с ее собственными мыслями, идеями, установками, чувствами, переживаниями, взглядами на окружающий мир. У каждой личности свое собственное уникальное индивидуальное сознание, которое формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающим его миром и социумом.

Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.

Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.

 

Самосознание

4
Источник

Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет имоценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.

Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.

Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.

Пример 1. Маша Смирнова – девочка 14 лет — считает себя неинтересной личностью с непривлекательной внешностью. Такое представление о себе сформировалось у Маши под воздействием насмешек ее одноклассниц. Однако сверстницы Маши критиковали ее внешний вид и поведение неискренне, просто они завидовали красоте своей одноклассницы, в которую были влюблены несколько мальчиков из их класса.

Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.

Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.

 

Самооценка

5
Источник

Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.

Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:

  1. Завешенная самооценка- необъективные представления личности о самой себе, оценивание только собственных достоинств и фактическое игнорирование своих недостатков. С одной стороны, завышенная самооценка придает индивиду уверенность в себе, помогает ему добиваться поставленных целей и задач (ведь чем больше у человека веры в собственные силы, тем более он становится волевым и целеустремленным). С другой стороны, завышенный уровень самооценки не дает личности развиваться, ведь люди, уверенные что они все знают и умеют, перестают учиться у других, таким образом, они начинают постепенно деградировать.
  2. Заниженная самооценка –искаженное восприятие индивидом самого себя, из-за которого он не может увидеть собственных достоинств, сосредотачивает внимание только на своих недостатках. В этом случае, влияние самооценки еще более губительно сказывается на развитии личности, нежели в случае с завышенным самомнением. Индивид с заниженной самооценкой испытывает дискомфорт в общении с окружающими (ведь он постоянно сравнивает себя с другими, и находит, что намного хуже остальных), чувствует себя неполноценным, недостойным, не верит в собственные силы. Люди с заниженной самооценкой не могут реализовать полностью свои таланты и способности, бояться ставить перед собой высокие цели и достигать их.
  3. Адекватная самооценка- объективное восприятие индивидом самого себя, приближенная к действительности оценка собственных достоинств и недостатков. Человек с такой самооценкой знает, что есть люди, превосходящие его в качествах, и есть люди, которые еще не достигли такого уровня развития как он сам. В этом случае уверенность в себе не может стать чрезмерной, так как личность видит и признает свои недостатки, стремится их исправлять.

 

Сфера бессознательного: подсознание и его уровни

6
Источник

Человеческая психика состоит из нескольких уровней, и наряду с сознанием у людей также существует сфера бессознательного — ее называют подсознанием. Сила подсознания оказывает не меньшее влияние на слова, поступки, деятельность человека, чем сознание. Иногда, люди даже сами говорят, что поступили неосознанно, не отдавая себе в этом отчета, но они могут сильно раскаиваться в совершении таких действий.

Подсознание хранит в себе «отпечатки» всех жизненных событий индивида, даже если он уже давно забыл о том, что с ним происходило. Подсознание представляет собой своего рода базу данных, эмоций, впечатлений, чувств — которые откладываются в нижнем уровне психике, выходят из-под контроля сознания.

Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.

Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.

Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других. В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании.

Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.

Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.

 

Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание.

Если при решении ряда мировоззренческих вопросов допустимо рассматри­вать сознание как нечто целостное и однородное, то при специ­альном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с немецкой классической философии, сло­жилась тенденция оценивать проявления духовной деятель­ности более дифференцированно. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре — многоярусное и разнополюсное образование.

Структура и свойства сознания в существенной степени пре­допределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные учас­тки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций.

Сперри — Левое полушарие (у правшей) уп­равляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое — отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, фор­мирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного учас­тия обоих полушарий.

Уровни сознания:

  1. Надсознательное, или «Сверх-Я» (super-ego). «Сверх-Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов.

  2. Сознательное — та часть психичес­кой деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадле­жит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой ос­нове его поведения.

  3. Подсознательное — слой психической деятельности, который в данный кон­кретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги

  4. Бессознательное — неяв­ные знания, а также такие импульсы или переживания, кото­рые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни.

Поскольку человек – существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измере­ние – идеологичность.

Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании от­ражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его дея­тельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением созна­ния у человека как члена общества является его самосоз­нание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление сво­их поступков и отношения к другим людям. Самосозна­ние развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не вы­деляет себя как особое «Я», не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя – результат многообраз­ной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовер­шенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Самосознание человека приобретает еще большую значимость при сочетании с его собствен­ной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Сильная воля – качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зави­сит во многом от самой личности, сознательно себя тво­рящей.

Моральное самосознание — Википедия

Моральное самосознание — ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта. Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки.

Феномены морального самосознания могут быть обнаружены и отличены других форм духовной культуры, путём указания на известные моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совести и чести, справедливости и др.[1]

Структура морального самосознания[править | править код]

В структуре морального самосознания выделяют три компонента[2]

  1. Когнитивный компонент представляет собой сочетание нравственных принципов, знаний, представлений, понятий, суждений, осознаваемых личностью собственных моральных качеств.
  2. Эмоциональный компонент отражает эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений.
  3. Поведенческий компонент — готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личностной ответственности за собственное поведение.

Исследования[3], направленные на изучение морального сознания граждан современной России, Китая, США, показали, что моральное самосознание многомерно, характеризуется сложной структурой и отдельные категории морального сознания могут быть детерминированы разными психологическими и социальными факторами (культура, пол, возраст и т. д.).

  • В моральном самосознании сосуществуют и психологически совместимы морально-ценностные принципы и феномен аморализма;
  • Феномен аморализма является системообразующим признаком в моральном сознании. Дескрипторы аморализма в гораздо большей степени дифференцируют индивидов, чем моральные ценности и принципы;
  • Способы решения моральных дилемм прямо не связаны с моральными ценностями: разные типы морального сознания могут прийти к одному решению на основании совершенно разных моральных ценностей и принципов.
  • Моральные ценности, аморализм, способ решения моральных дилемм, тактичность, цели жизни автономны, это разные сферы морального самосознания, каждая из которых имеет собственные измерения.

Основные подходы к изучению морального самосознания[править | править код]

Подходы в российской психологии[править | править код]

В российской психологии моральное развитие ребёнка понимается как процесс усвоения им моральных социальных норм, эталонов, способов и образцов поведения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) Усвоение и присвоение принятых в обществе социальных норм осуществляется ребёнком в деятельности через переживание, осознание и сознательное принятие.

Некоторые авторы выделяют общественную и индивидуальную формы морального сознания. Общественная форма представляет собой систему исторически сформировавшихся и признанных в обществе представлений о должном, отражающее общественное бытие сквозь призму «добра и зла», которая воплощает моральные нормы, принципы, идеалы данного общества и регулирует поведение людей. Индивидуальная форма является интегральным личностным образованием, которое регулирует поведение человека на основе принятых и усвоенных им моральных норм, основанных на ценностях «добра и зла». Индивидуальное моральное сознание проявляется в способности к моральной рефлексии и способствует свободному и ответственному выбору поступка.[4]

В исследовании отечественного психолога Б. С. Братуся моральное самосознание рассматривается как совокупность смысловых личностных образований. Общие смысловые образования личности непосредственно определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам его жизни: к миру в целом, к людям, к себе. Ценности личности определяются как осознанные и принятые человеком общие смыслы жизни. Вся совокупность смысловых образований личности формирует нравственную позицию и выполняет познавательно-рациональную, эмоционально-оценочную и регулятивную функции, мотивирует нравственную деятельность человека.[5]

Моральное самосознание также рассматривается как индивидуально-психологическое образование, которое лежит в основе морально-нравственной саморегуляции человеком своего поведения.[6]

Психоаналитический подход[править | править код]

В этом подходе моральное развитие связывалось с формированием структуры «Сверх-Я», в которую входят моральные нормы, принципы и ценности, которые были интроецированы в процессе социализации ребенка. Считалось, что нормативное поведение регулируется моральной ответственностью и совестью, которые сформировываются из тревоги, чувства вины после становления и преодоления Эдипова комплекса в системе объектных отношений. Характер моральной ориентаций личности определялся отношением к другому и эмоциональными процессами ребенка.[7]

Концепция когнитивного конструктивизма морального самосознания[править | править код]

Эта концепция была разработана Ж. Пиаже и Л. Кольбергом. Здесь внимание уделяется моральным суждением и моральному мышлению, как критериям развития морального самосознания. Пиаже считал, что моральное самосознание состоит из запретов, которое определяют что «хорошо», а что «плохо» и моральное развитие связано с изменением отношения к этим понятиям. Пиаже выделил две стадии и этом процессе: мораль принуждения и мораль кооперации. Мораль принуждения характеризуется эгоцентризмом ребенка, его неспособностью посмотреть на ситуацию с позиции другого, оценить его мотивы поведения и желания. В этом возрасте суждения ребенка сильно зависят от взрослого, поэтому в моральной сфере содержаться запреты, услышанные от взрослых. На стадии морали кооперации ребенок уже сам способен встать на место другого, тем самым постепенно изменить своё отношение к запретам. На этой стадии ребенок понимает, что запреты являются относительными, и придерживается их не из-за требования авторитетного лица, а потому что сам считает их необходимыми.

Для того чтобы произошел переход от одной стадии к другой необходимо три важных условия:

  • повышение уровня интеллектуального развития;
  • освобождение от подчинения авторитетному лицу;
  • общение со сверстниками.

Л.Кольберг, основываясь на концепции Ж. Пиаже полагал, что в состав морального самосознания входят нормы справедливости.[8]

Он выделил три основные уровня развития морального самосознания: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Все эти уровни имеют две стадии. На преконвенциональном уровне выделяют стадию гетерономной морали, где соблюдение норм подчиняется власти авторитетного лица из-за желания избежать наказания. Вторая стадия — это стадия инструментального индивидуализма и равного обмена. На этой стадии справедливость рассматривается как система взаимовыгодного обмена благами.[7] Конвенциональный уровень характеризуется пониманием того, что необходимо выполнять ряд определенных правил для того чтобы сохранить целостность общества. На этой стадии происходит ориентация на социальный закон, правило которого должны выполняться полностью, за исключением некоторых неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными нормами. Постконвенциональный уровень самый высокий уровень развития морального самосознания. На этом уровне человек руководствуется безличными моральными нормами. Человек сам для себя выбирает единственную систему моральных норм и правил, а затем следует ей. Некоторые последователи Колберта предполагают, что моральное развитие состоит из сменяющих друг друга когнитивных схем.[8]

Когнитивный подход предлагает рассматривать моральное развитие по четырем критериям: 1) качественно различные стадии мышления; 2) инвариантный порядок, на темп развития которого влияет культурный фактор, но не может изменить последовательность стадий; 3) целостная структура стадии; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы, чем низшие.[7] Данная концепция широко применяется несмотря на критику и по-прежнему остается главной теоретической основой для разработки программ морального воспитания и образования.[7]

Эмпатический подход К. Гиллиган[править | править код]

Этот подход является альтернативой нормативному когнитивному подходу. В этом подходе основным принципом является принцип заботы, то есть эмпатическая ориентация на чувства других и их нужды. Эти принципы вытекают из устойчивых типов моральной ориентации, которые обусловлены социальными установками человека. Таких типов выделяют два: 1)нормативный; 2)эмпатийный. Типы моральной ориентации связаны с гендерными различиями. Нормативный больше характерен для мужчин, эмпатийный — для женщин. В этом подходе был разработан оригинальный метод заключающийся в том, чтобы испытуемый сам сформулировал моральные дилеммы из своей жизни и проанализировал их. Однако эта концепция о том, что моральное развитие происходит с ориентацией на гендерные различия, подтвердилась лишь частично.[7]

Концепция просоциального поведения Н. Айзенберг[править | править код]

В этой концепции основное внимание уделено развитию альтруизма, которое определяется как добровольное, целенаправленное поведение в пользу другого человека, не мотивированное наградой или наказанием. В этом поведении принято считать главными такие эмоции как эмпатия, симпатия или дисстрес. Было замечено, что с увеличением возраста и в ходе преодоления эгоцентризма связь эмпатии и альтруистического поведения становится ярче выражена. Также на просоциальное поведение человека влияют просоциальные аффекты, а именно гордость, стыд и чувство вины. В концепции Н. Айзенберга альтруистическое поведение включает в себя три вида атрибуций:

  • положительное восприятие себя и других людей;
  • осознание своих альтруистических мотивов;
  • объективная оценка потребностей другого человека и объективной необходимой помощи ему.

Таким образом, альтруистическое поведение выступает как последовательность социально-когнитивных операций: учет точки зрения другого, формирование мотивации альтруистического поведения, эмпатия, оценка собственных компетенций в оказании помощи.[7]

Теория доменов социальных норм Э. Туриэля[править | править код]

Эта теория направлена на изучение иерархии и состав самих моральных правил и норм, лежащие в основе морального поступка. Э. Туриэль выделяет три главных домена различающихся по генезису, важности, значению и уровню обобщения. 1) Моральные нормы являются высшим уровнем регуляции поведения. Они основаны на заботе о других и принципе справедливости. 2) Конвенциональные нормы регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы специфичны для общества и для отдельных индивидуальных групп. 3) Персональные нормы, эти нормы устанавливает для себя сам человек, они определяют его индивидуальное поведение, взаимодействие с другими людьми. С возрастом моральное развитие проходит от выработки персональных норм к выделения и усвоению конвенциональных, а затем и моральных норм.[7]

Четырехкомпонентная теория морального развития личности Дж. Реста[править | править код]

В этой теории структура морального поведения включает четыре составляющие:

  • моральная чувствительность;
  • моральная мотивация;
  • моральное мышление и моральные суждения;
  • моральный характер.

Все эти компоненты влияют на то на сколько адекватно воспринимается моральная дилемма. Дж. Рест говорит о том, что принятие решения варьируется в зависимости от конкретного домена. Моральное развитие человека проявляется в том, как он при решении различных моральных дилемм пользуется разными моральными принципами.[7]

  1. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — Москва: Наука, 1977.
  2. Ольшевская Э. Н. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента // Ярославский педегогический вестник : журнал. — 2009. — № 3. — С. 148-151.
  3. Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности // Психологический институт РАН : диссертация. — 2005. — С. 496.
  4. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности // Новосибирский государственный педагогический университет : Автореферат диссертации. — 1999.
  5. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. — Москва: Знание, 1985.
  6. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. — Психология формирования и развития личности. — Москва: Наука, 1981.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Молчанов С. В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. — 2011. — № 2. — С. с. 59-72..
  8. 1 2 Гулевич О.А. Основные стадии моральной социализации // Институт психологии РАН. — 2010. — С. с.52- 66.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *