методика «двух шагов» — Сноб
Когда в семье конфликт, кажущийся неразрешимым, может подействовать методика, знакомая мне со времен детства
В своих материалах и комментариях к ним я, несомненно, об этом уже упоминала. Но, возможно, была не особенно внятна, и это было «когда-то». А прямо сейчас ко мне то и дело обращаются семьи с похожими комплексами проблем, которые отчаявшимся родителям кажутся нерешаемыми. И «к психологам» они, как правило, обращались не один раз, и «ничего нам не помогло». Но обращение к психологу само по себе и не может помочь в таких ситуациях, когда вся семья должна много и довольно долго работать над разрешением проблемы. Тем паче, что эти обращения сознательно или бессознательно формулируются родителями, начиная с оборота «скажите пожалуйста, как нам сделать так (или даже “сделайте так”), чтобы он… (перестал хамить, начал учиться, не сидел постоянно у компьютера и т. д.)».
То есть тут сразу сделана ошибка: обращение направлено «на кого-то». Это «он или она» должен измениться. Но на самом деле мы (каждый из нас) не можем изменить никого. Только себя. И когда мы меняемся, все вокруг нас тоже меняется. Точно неизвестно как, но меняется неизбежно.
Поэтому я попробую еще раз. Подробно и по порядку. Во-первых, откуда название?
Когда я была маленькой, в нашем дворе в самом центре Ленинграда каждый день собирался и как-то взаимодействовал довольно разношерстный детский коллектив. Дети были — 1) разного возраста (от 6 до 16), 2) из семей разного достатка и разных «уровней интеллигентности», 3) разные по национальности, воспитанию, умственному развитию, 4) с разными темпераментами и степенью агрессивности. Далеко не все дети любили друг друга или даже относились друг к другу нейтрально. Многие кого-то недолюбливали, а некоторые так и прямо враждовали между собой. Но двор у нас был на всех один, и кроме врагов в нем играли друзья и приятели. Пойти после школы куда-то еще (или тупо сидеть дома) было просто невозможно — вся детская внешкольная социальная жизнь протекала внизу, прямо под окнами. Существовали еще два «соседних двора», но там были свои коллективы, с которыми у «нашего двора» были отдельные, достаточно ксенофобические отношения.
Перечисленных пунктов, я думаю, достаточно, чтобы понять: конфликтов при детском дворовом взаимодействии возникало множество и самых разных.
Часть из них разрешалась быстро и сразу, без всякого вмешательства со стороны. Кто-то обиделся и ушел (до завтра), кого-то согласно выгнали из игры за нарушение правил, кто-то кого-то стукнул, а потом помирились и играют дальше. Кто-то с кем-то «раздружился на всю жизнь» (опять же, до понедельника). Потом образовались две временные, враждующие и не общающиеся друг с другом коалиции, разрушенные через неделю или месяц чьим-то «предательством» или двумя «перебежчиками».
Все это, описанное выше, похоже на жизнь обычной семьи, не правда ли? Разные возраста, характеры, в одном пространстве, далеко не все и не всегда сгорают от любви друг к другу… Ну и по времени так же, если не больше — мы же проводили во дворе, в тесном межличностном взаимодействии по четыре-семь часов в день. А сколько часов в день вы плотно общаетесь не со своим гаджетом, а со своими домашними?
У меня на «Снобе» были результаты моего же собственного эксперимента: среднее время общения родителей со своими детьми-подростками (в благополучных семьях!) — одиннадцать минут в день.
Могу сказать за себя: два-три раза в неделю по часу с детьми и мамой — по телефону, около часа в день лично — с мужем. Еще около двух часов в день с собакой, сурикатом и прочей живностью. Во дворе своего детства — вот ей-же-ей — я общалась гораздо больше.
Иногда (и не сказать чтоб очень редко) в этом дворе закручивался спиральный узел общего и нерешаемого на вид конфликта. Все орут, кто-то кого-то валтузит, кто-то пытается их растащить, в воздухе висят оскорбления по национальному признаку, оценки уровней умственного и физического развития противников и обещания сношений в особо извращенной форме.
И вот в этом-то случае неформальные лидеры двора (обычно это были два-три старших подростка, один из них почти всегда во дворе присутствовал в качестве «смотрящего») применяли методику, о которой я веду речь. Они несколько раз особым образом хлопали в ладоши (согнутые чашечкой ладони, получается очень громко, что-то вроде акустического удара) и дико орали: «Все! Сделали! Два! Шага назад!» Задача услышавшего этот призыв была проста. Нужно было немедленно прекратить то, что ты делаешь (бить, вопить, отнимать, растаскивать и т. д.), поднять голову, мысленно оценить, где центр потасовки, и от этого центра два раза шагнуть или отползти на адекватное двум шагам расстояние (если уже лежишь). Если кто-то призыва не услышал (не захотел ему последовать) и продолжал агрессировать, то он моментально оказывался в вакууме (например молотящим кулаками воздух) и тоже, конечно, прекращал — выглядеть невменяемым дураком никому не хочется даже в детстве.
На некоторое время (обычно минута-две) сцена замирала. Кто-то выдыхал, кто-то удивленно оглядывался, кто-то всхлипывал, кто-то медленно поднимался с асфальта и отряхивал пальто и рейтузы, кто-то продолжал беззвучно бормотать оскорбления или оправдания себе под нос. Потом лидеры двора шли между замершими фигурами и разбирались (признаю, очень поверхностно: главная их задача была все-таки в остановке конфликта, а не в психологическом анализе ситуации): «Это твой мяч? Ты его даешь в общее пользование? Не даешь? Тогда вот забирай его и уходи. Это ее битка? Отдай ей! Кто тебе очки разбил? Не видел? И нечего было в очках в кучу-малу соваться! Иди сейчас домой, скажи — с качелей упал…»
Ну и? — спросит читатель. Все это, конечно, ностальгично, и немного жалко, что сегодня дворов вашего ленинградского детства нет и в помине, а есть только паблики «ВКонтакте» и френдлента в «Фейсбуке». Но какое отношение все это имеет к тому, что мой ребенок меня ни в грош не ставит, хамит мне ежедневно, бабушку, которая его вырастила, недавно матом послал и школу прогуливает, сидя за компьютером по ночам?
Никакого не имеет, если у вас опять «сделайте так, чтобы он…»
А вот если «делаю я» — тогда самое прямое отношение. Я не знаю, что вы там у себя в семье делали и делаете сейчас, но ситуация однозначно зашла в тупик. Вы уже тысячу раз ему объясняли, «разговаривали по-хорошему», пытались договориться и даже по совету какого-то психолога «писали договор и вешали его на стенке» (там было про то, что он каждый день выносит мусор, делает уроки и сидит в компьютере не больше двух часов в день). Однажды вы не выдержали и разбили его телефон об стенку, а он швырнул в вас стаканчиком с карандашами. Все бесполезно! Ничего не помогает!
Тогда и именно тогда — «методика двух шагов» со двора моего детства.
— Ситуация зашла в тупик! — признаете и объявляете вы. — Я делал(а) то и это, оно не помогает, и мы все это видим! Становится только хуже и хуже! Поэтому я для начала просто прекращаю делать все то, что делал(а). Явочным порядком, просто договорившись со всеми взрослыми членами семьи (они наверняка устали от конфликтов не меньше вашего). А ребенка честно проинформировав: не могу больше! Исчерпалась. Устала. Всё. Все! Сделали! Два! Шага назад!
Водили до школы под конвоем — перестали водить. Требовали по вечерам показать дневник — не требуем. Отнимали гаджет — не отнимаем. Давали гаджет в обмен на что-то — перестали давать. Орали каждый вечер — перестали орать. Поднимали в школу ведром холодной воды на голову — перестали поднимать. Ласково уговаривали — перестали уговаривать. Никогда не говорили о чувствах — начали говорить (не ему, в пространство). Задолбали всех своими чувствами — заткнитесь. Простая закономерность: перестали делать все то, что делали на этом поле до того. В пределе:
— Доброе утро, Петенька!
— Спокойной ночи, Петенька!
И всё.
Назначили себе (и всем остальным) срок — две, три недели.
Вы (и остальные домашние) в эти недели просто отдыхаете. Встаете с асфальта, оглядываетесь, отряхиваете пальто. Разговаривать при этом «о природе, погоде и видах на урожай», разумеется, можно. Если ребенок сам вышел на вас с вопросом или проблемой — принять, четко и коротко ответить. Если вопрос: «Купи мне восьмой айфон» — ответ: «Не куплю» (это в ваших силах). Если вопрос: «Можно я поеду к друзьям на дачу с ночевкой?» — ответ: «Я бы не хотела, чтобы ты ехал, но насильно задержать тебя физически не могу (это не в ваших силах), а орать и конфликтовать у меня больше нет сил. Решай». Если решение принято в вашу пользу, не забудьте дать положительную обратную связь — шансы есть, ребенку, подростку ведь тоже хочется удержать, закрепить больше чем на две недели непривычное бесконфликтное существование.
Вот и вся методика. Сама по себе она не решает никаких проблем, но она реально позволяет разорвать «порочный круг» самовоспроизводящихся, изнуряющих и не ведущих ни к чему конструктивному семейных конфликтов.
Но, отдыхая от конфликтов, умственно вы, конечно, работаете. За эти три недели вам (и домашним) надо сформировать план, как жить дальше. Причем план должен быть на все время, оставшееся до взросления ребенка. Если ему, например, сейчас 14 лет и он учится на твердое «два» — то план «до армии», на четыре года. Понять для себя: что вы делаете и чего не делаете? И еще раз: там, в этом плане, нет ничего про «он должен», там есть только то, что делаете вы (и другие родственники). Например: если ты учишься в техникуме, мы кормим тебя до его окончания. А если не учишься, то в 16 лет даем паспорт в зубы, и идешь устраиваться на работу. Устраиваешься, живем мирно, как взрослые люди — все нормально, хотя мы, конечно, за образование и всячески будем способствовать, если ты соберешься. Если на работу не устраиваешься, мы минимально кормим (без оплаты интернета) до восемнадцати и до тех пор, пока не сумеем разменять квартиру и выделить тебе комнату. Дальше уезжаешь туда и встречаемся по-американски — на рождественскую индейку. Любая попытка как-то нормально обустроиться в жизни: работа, учеба и т. д. — можешь рассчитывать на нашу всемерную поддержку.
Или любой другой удобный и выполнимый для вас (семьи) план.
Например: да делай ты что хочешь, пока жива, буду тебе по утрам кофе в постель приносить и гаджет включать, а как помру, уж сам обустраивайся, я все равно этого не увижу.
Самое главное: потом вы реально делаете то, что запланировали и о чем честно сообщили ребенку. Если вы сомневаетесь, что сможете сделать то или иное, план изначально должен быть другим. Только то, в реальности и исполнимости чего вы не сомневаетесь.
Семейные конфликты
Семейные конфликты – это наиболее частая причина обращения семейных пар к психологу. Пути решения семейных конфликтов во многом зависят от того, какой именно конфликт возник в рамках данной ячейки общества. Конфликты в семье, в которой есть дети, очень негативно влияют их восприятие родительских взаимоотношений и брака как такового.
Виды семейных конфликтов
Рассмотрим наиболее распространённую классификацию конфликтов:
- Конструктивные конфликты. Возникают такие конфликты по различным причинам, но решение их приносит чувство удовлетворённости обеим портьерам, иными словами это своего рода компромиссное решение, с которым согласны обе конфликтующие стороны. Будь это конфликт в молодой семье, или в семье с многолетним стажем, его исход всегда благополучен.
- Деструктивные конфликты. Такие конфликты очень опасны, поскольку их исход не удовлетворяет обе стороны и может, затягиваться на многие годы, снижая ощущение удовлетворённости своим браком, после себя надолго оставляя неприятный осадок. Частая повторяемость такого рода конфликтов может привести к разводу.
Причины семейных конфликтов
Они могут быть очень разнообразны. Психологи утверждают, что в возникновении конфликтов виновными являются обе стороны. Причинами для конфликтов могут послужить и распространённые модели поведения для каждого из супругов. В зависимости от того, какой вклад в конфликт вносит каждый из супругов, условно принято разделить модели поведения на несколько смысловых групп.
- Стремление самоутвердится в семье. Стремление к самоутверждению, как правило, охватывает все сферы взаимоотношений, поэтому тут конфликт может вспыхнуть в любой момент. Желание одного из супругов занять руководящее положение в браке часто подкрепляется «родительскими» советами. Такое стремление противоречит основным принципам брака, среди которых сотрудничество и взаимоуважение. В таких ситуациях любая просьба может, расценивается как посягательство на личную свободу, и создавать в семье напряженную обстановку.
- Дидактические. Привычка одного из партнёров поучать другого в чём бы то ни было. Такая модель поведения ведёт к семейным и супружеским конфликтам, за счёт того что ограничивает любое проявление самостоятельности и вносит постоянные разногласия во взглядах на жизнь.
- Сосредоточенность исключительно на своих делах. Каждый взрослый человек имеет массу обязанностей перед начальством, родителями, детьми и т.д. поэтому, как правило, времени и сил на то чтобы участвовать или хотя бы следить за ходом дел супруга/супруги совсем не остаётся. Эта модель поведения особо часто прослеживается у молодожёнов, так как изменять своим уставленным жизненным привычкам никто из них не готов, поэтому возложение на их плечи дополнительных обязанностей приводит к возникновению конфликтов.
- «Озадаченность». В повседневном общении между супругами всегда присутствует какая-то рутинность и озабоченность семейными проблемами, это приводит к недостатку совместных позитивных переживаний и как следствие – к появлению конфликтных ситуаций.
Способы решения семейных конфликтов
Существует множество малоэффективных путей решения семейных конфликтов, использование которых, может не только отнять у вас драгоценное время, но и усугубить конфликт в семье. Для решения конфликтных ситуаций в вашей семье лучше всего обращаться за помощью к семейным психологам, а не проверять на своей семейной жизни советы соседей, знакомых или родителей. Невозможно, чтобы конфликтов в семье не было совсем, поскольку особенностью семейных отношений является то, что в брак вступают люди противоположного пола с абсолютно разными историями жизни и разным воспитанием и при этом они вынуждены каким — то образом уживаться друг с другом под одной крышей. Всё, что можно сделать в таком случае, так это проводить профилактику семейных конфликтов.
Как избежать конфликтов в семье?
Вот несколько простейших советов, которые могут вам помочь избежать возникновения конфликтов в вашей семье.
- В семье должны быть доверительные отношения. Если один из партнёров что-то не договаривает или держит в секрете от другого, это само по себе может провоцировать напряжённую обстановку во взаимоотношениях, а размеры конфликта, возникшего как следствие этого, могут быть гораздо более устрашающими, нежели утаённый вами факт.
- Умение уступать друг другу. Как мы уже рассмотрели выше, одной из причин возникновения семейных конфликтов, может быть желание одного из супругов занять главенствующую позицию, что и приводит к острым конфликтным ситуациям. Не забывайте, что гарантия счастливого брака кроется в равенстве его членов. Умейте идти на уступки ради вашей любви.
Конфликты в семье, конструктивная методика их решения
Семья, как полнофункциональная система активного взаимодействия, не может не сталкиваться с кризисами, конфликтами и ссорами. Ведь люди стремятся удовлетворить личные потребности всю свою жизнь, но часто не учитывают интересов партнера.
Причины семейных конфликтов
1. В основе ценностного типа ссоры лежат разные интересы партнеров и паттерны воспитания.
2. Позиционный конфликт возникает в ходе борьбы за место главы семьи.
3. Сексуальный тип является следствием интимной дисгармонии. Для его разрешения нужна помощь врача.
4. Эмоциональные ссоры протекают на фоне неудовлетворенной потребности в позитивных эмоциях. Сопровождаются хроническим отсутствием ласки и понимания со стороны кого-то из членов семьи. Подобный конфликт преследует те союзы, в которых люди элементарно не заботятся друг о друге.
5. Хозяйственно-экономическую окраску несут конфликты в семье с тяжелым материальным положением. Как правило, супруги владеют разными схемами распределения месячного бюджета.
Острые разногласия, возникшие по вышеперечисленным причинам, могут протекать явно или скрыто. В первом случае люди обмениваются словесными и физическими оскорблениями. Скрытый же конфликт не осознается людьми, какое-то время совсем не проявляется в поведении.
Конфликты в семье, способы их развития
1. Наблюдается обострение ситуации, указывающее на деструктивную динамику. Результатом является развод.
2. Конфликт приобретает перманентную форму, остается неразрешимым длительное время, даже многие годы.
3. Компромиссное решение ситуации.
Модель поведения супружеской пары в отношениях между собой
1. Соперничество проявляют личности, склонные к конфронтации в отношениях. Предпочитают разрешить конфликт без удовлетворения обострившихся потребностей партнера. В процессе развития ситуации наблюдается накопление раздражения, переходящее в личные оскорбления, угрозы, а в отдельных случаях в рукоприкладство.
2. Сотрудничество подразумевает, что конфликты в семье решаются с учетом интересов всех членов семьи.
Разрешение острых ситуаций по методике Яна и Кэтрин Готлиб
Положительный результат исхода ссоры зависит от соблюдения некоторых условий:
- выяснение отношений происходит без присутствия детей;
- причины конфликтов в семье формулируются четко с конкретным указанием острых углов;
- одновременно с перечислением собственных негативных чувств упоминается позитивное отношение к супругу;
- каждая сторона готова спокойно выслушать замечания по своему поведению;
- обозначены приоритеты каждого члена семьи, найдены общие точки соприкосновения в потребностях;
- задаются наводящие вопросы, чтобы супругу легче было очертить круг своих проблем и чувств;
- при необходимости все готовы ждать, пока утихнут неконтролируемые эмоции партнера;
- выдвигаются встречные предложения, приемлемые для другой стороны.
Конфликты в семье решаются по методике Яна и Кэтрин Готлиб с учетом запрещенных приемов:
- не стоит извиняться раньше, чем партнер осознает факт раскаяния;
- нельзя переводить диалог в русло, отвлеченное от текущего спора, саботировать ситуацию или демонстративно молчать;
- акцентировать внимание на недостатках интимной сферы;
- затрагивать вопросы, имеющие отношение к другому конфликту, а не к обговариваемому;
- затаивать обиду, симулируя собственное согласие с оппонентом;
- объяснять чувства собеседника со своей точки зрения;
- критиковать приоритеты другого человека;
- играть на мнительности и неуверенности.
При радикальном решении семейных конфликтов развод рано или поздно неизбежен. Следует помнить: чтобы не довести себя до нервных срывов при бракоразводных процессах, нужно быть последовательными. Неприятной юридической процедуре предшествует сначала эмоциональный развод, проявляющийся в отчуждении друг от друга, безразличии, утере доверия и любви. Потом супруги переходят на уровень физического развода, проживают длительное время раздельно. Только пожив по отдельности, рекомендуется приступать к оформлению юридических документов, подтверждающих право на создание новой семьи.
Конфликты в семье. Пути и способы конструктивного решения конфликтов
Тема 4 «Конфликты в семье. Пути и способы конструктивного решения конфликта»
Понятие «конфликт» и его структурные характеристики.
Практически в каждой семье возникают конфликты между родителями и детьми, у кого-то чаще, у кого-то реже. В одних случаях дело кончается открытым спором, в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением».
Конфликт – столкновение противоположных взглядов, интересов, действий или мнений и потребностей между двумя или более сторон.
К структурным компонентам конфликта относятся:
— участники (стороны) конфликта;
— предмет конфликта;
— действия участников конфликта;
— исход конфликта.
Участники конфликта (субъект) – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию, имеющие внешнюю и внутреннюю позицию в данной ситуации. С точки зрения возникновения и развития конфликта – считаются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные индивидуально-психологические особенности.
Предмет конфликт (объект) – это то, что стало объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Это именно то, из-за чего вступают в противоборство, что становится объектом борьбы сторон. Предмет конфликта, как правило, связан с взаимоисключающими целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целями одной из них).
Действия участников конфликта – действия участников конфликта, без которых он бы просто не смог существовать. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта. Побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей сторон и их проявлений, являются мотивы конфликтного поведения. Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены соответствующие действия.
Исход конфликта – исход конфликта представляет собой не только результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата. Сторона, достигшая его, считает себя победившей в конфликте, не достигшая – проигравшей.
Возьмем одну из типичных ситуаций возникновения конфликта родителей и детей (знакома ли она Вам?).
Ситуация.
Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын – заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала», сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».
Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»? Очевидно, что дело в столкновении интересов родителя и ребенка, что и порождает конфликт. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желаний одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Что же делать в таких случаях?
Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошо, в принципе. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся. Жизнь слишком сложна, чтобы интересы родителей и детей (да и родителей между собой) всегда совпадали. Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, что лучше уступить, сохраняя мир.
Способы регулирования конфликтов.
Характеристика различных способов исхода конфликтной ситуации.
Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для разрешения конфликтов, а также тогда, когда конфликт не является реалистичным;
Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему на встречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.
Принуждение (борьба), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересует мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок, одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей «половинчатости» и стать причиной новых конфликтов.
Сотрудничество – когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы против проблемы».
Виды конфликтов в семье, особенности
а) Конфликт неустойчивого родительского восприятия
Суть конфликта. Статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть требует уважения. Но иногда, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок – послушный и старательный.
Что делать? Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытаться гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценивать достоинства и недостатки ребенка. Сбалансировать систему обязанностей и прав. Всегда помнить о недопустимости сравнений (с младшим братом/сестрой, другом, родственником и т. д.).
б) Диктатура родителей
Суть конфликта. Диктатура в семье – это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. Требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувства собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: «Кто сильнее, то и прав».
Что делать? Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. Учиться искренне, разговаривать с детьми о своих чувствах и переживаниях, но без обвинений, унижений и упреков – особенно по поводу дел минувших.
В семьях, где каждый уважает границы личного пространства другого, всегда действуют согласованные правила:
— не входить друг к другу в комнату без стука или отсутствия хозяина;
— не трогать личные вещи;
— не подслушивать телефонные разговоры.
в) Скрытый конфликт
Суть конфликта. Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благоприятно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думая, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент – трудности, болезнь, беда, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.
Сюда можно отнести воспитание «без запретов». Установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности.
Что делать? Поменять тактику общения. Установить систему запретов и включиться самим в жизнь подростка. Соответственно помочь ему участвовать в жизни семьи. Создать так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы свей семьи.
г) Конфликт опеки
Суть конфликта. По сути, опека – это забота, ограждение от трудностей. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично, и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в «диктат младшего». Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желание. Такие дети могут вырастать в семьях, где ребенка очень ждали. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной – от холодной вежливости до активного отпора.
Взрослые, постоянно озабочены тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет. Заметим, что детей чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.
Что делать? Изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть. Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание – это один из выходов в данной ситуации.
д) Конфликт родительской авторитарности
Суть конфликта. Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, старясь сделать из них вундеркиндов. Учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства. Это приводит к двум типам конфликтов.
Либо ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни. Либо силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: грубость – грубостью, злорадство – злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Что делать? Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой «холодной» войны.
И главное – уверьте ребенка в том, что Вы всегда будете его любить.
Порой родители подавляют желания детей, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых. Порой родители уступают ребенку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребенка.
Тренинг конструктивного решения конфликтных ситуаций в семье
«Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».
Сразу отметим, что этот способ основывается на двух навыках: активном слушании и «Я-высказывании». Сначала убедитесь, что Вам удается успешно послушать ребенка и сообщить ему о своих чувствах в более простых, бесконфликтных ситуациях, и только потом переходите к более сложным случаям.
Алгоритм решения включает в себя несколько шагов (этапов):
1. Прояснение конфликтной ситуации;
2. Сбор предложений;
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
4. Детализация решения;
5. Выполнение решения; проверка.
Первый шаг – прояснение конфликтной ситуации
Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т. д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя навык «Я-высказывания».
Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи». Вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!».
Еще раз отметим, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что Вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и Вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания.
Второй шаг – сбор предложений
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты.
При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.
Ситуация
Возвратившись с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начинается в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях. Однако мама очень устала и собиралась лечь спать в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим.
Как быть?
Мама решила применить конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации. Внимательно выслушав ребят и поделившись своими опасениями, она спросила «как же нам быть?». Ребята предложили несколько вариантов:
а) Попросить у родителей Миши разрешения посмотреть передачу у него.
б) Посмотреть передачу вместе, а потом Мише идти домой.
в) Маме с Петей поменяться комнатами: тогда ребята смогут, не мешая ей, посмотреть передачу.
г) Поиграть вместе до 11 часов и потом лечь спать; Миша остается в гостях.
Предложения мамы были такие:
а) Ребята играют только до 10 часов и потом все ложатся спать.
б) Ребята идут ночевать к Мише.
в) Каждый ночует у себя дома.
г) Ребята ложатся спать в 10 часов, но мама разрешает им почитать.
Стоит отметить, что некоторые предложения ребят (например, «б») с самого начала могли показаться маме неподходящими, однако она устояла перед искушением сразу сказать об этом.
Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.
Третий шаг – оценка предложений и выбор наиболее приемлемого
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.
В ситуации с мальчиками и мамой этот этап проходил так:
а) Родители Миши оказались против, и предложение отпало само собой.
б) Не годится, так как мама оказывается в проигрыше.
в) Маме не очень удобно: она привыкла спать на своем месте. Кроме того, она обычно читает на ночь, а в Петиной комнате нет ночника; от верхнего света у нее заболит голова. Попутно Петя замечает Мише, что, сидя поздно у телевизора, он «опять заснет».
г) Мама не возражает. Петя развивает идею: «Давай возьмем с собой в комнату приемник и конструктор». Миша: «Наушники берем?».
д) Не устраивает ребят.
е) Миша звонит родителям, чтобы посоветоваться, но его мама не разрешает ложиться поздно.
ж) Ребят не устраивает: «Хотим быть вместе».
з) Ребята: «Можно, конечно, но лучше бы не читать, а поиграть в Петиной комнате».
В конечном итоге выбирается предложение «г». Когда в выборе решения участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.
Во-первых, мы видим, что каждый участник оказался выслушан.
Во-вторых, каждый вник в положение другого.
В-третьих, между «сторонами» не возникло ни раздражения, ни обиды; напротив, сохранилась атмосфера дружеских отношений.
В-четвертых, ребятам представилась возможность осознать свои истинные желание, например, оказалось, что им важно не столько смотреть телевизор, сколько провести вечер вместе.
Наконец, последнее: ребята получили прекрасный урок, как решать «трудные» вопросы.
Практика показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение вопросов становится для ребят привычным делом.
Четвертый шаг – детализация принятого решения
Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность выспаться.
Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где лежит еда, как разогреть завтра и т. д.
Пятый шаг – выполнение решения; проверка
Ситуация
Семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению. Его хорошо бы записать на листочке и повесить на стену (см. шаг 4).
Предположим, на старшего сына пришлись такие обязанности: вынести мусор, мыть по вечерам посуду, покупать хлеб и отводить младшего брата в сад.
Если раньше мальчик не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны срывы.
Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у Вас, и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?».
Лучше, если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина.
Может быть, что-то не учли, или нужна какая-то помощь; или он предпочел бы другое, более «ответственное» поручение.
В заключении заметим, что этот способ конструктивного разрешения никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.
Способы разрешения семейных конфликтов
Конфликты в семье бывают практически у каждого человека. Да, есть пары, которые редко ссорятся и живут душа в душу (хотя я лично таких пар не видела). Чаще всего это происходит потому, что кто-то один из пары постоянно уступает другому. Или люди живут вместе довольно длительное время и очень хорошо знают друг друга.
А по сути, семейные конфликты – это не редкость. Как-то одна из моих подруг сказала мне, что ей очень сложно найти общий язык с мужчинами, они ей кажутся открытой книгой, вот только написанной на китайском языке. И ей требуется перевод и интерпретация. Но мужчины на это могут ответить, что женщина – это такая же книга, только написанная на вообще неизвестном науке языке.
Так что трудностей перевода избежать практически невозможно.Женщины больше руководствуются эмоциями, мужчины – разумом. Например, жена, уходя из дома и зная, что вернется поздно, говорит своему мужу, чтобы он ее не встречал. Муж так и делает. А жена приходит злая и обиженная и заявляет, что он мог бы ее встретить, что он нисколько ее не любит, раз не волнуется и не переживает за нее, и так далее. В итоге разгорается конфликт и происходит «разговор» на разных языках. Мужчине сказали – он сделал. Но женщина считает, что он поступил неправильно. Более подробно эта тема раскрыта в статье «Мужчина и Женщина: разные энергии и разные жизненные задачи»
Таких примеров может быть много. Так как же быть? Как сделать так, чтобы конфликты в семье прекратились?
Способы разрешения конфликтов
Самый первый шаг – это признание того, что партнер говорит на другом языке! Причем надо понимать это практически буквально. Ваши уши могут слышать привычные слова, но смысл этих слов может быть совершенно иным, не таким, как вы его понимаете. Это очень важно понять и осознать!
Проблема в том, что женщины и мужчины, чаще всего, не помогают друг другу стать более понятными, а начинают играть в «угадайку» или «молчанку». А если человек «не угадал», то может последовать наказание: от бойкота до оскорблений или истерики.
Люди мечтают об идеальной любви, о взаимопонимании с полуслова и полувзгляда, но это бывает только в сказках и кинофильмах. Если вы хотите, чтобы ваш партнер стал хорошим и приятным, надо изучать его, стараться понять и «притереться». Это непростая задача и ее решением надо заниматься обоим партнерам. Важно не только просто понять другого человека, но в идеале и помочь ему понять себя.
Как это сделать?
В стремлении понять другого человека размышления переплетаются с эмоциями и собственным видением ситуации. Поэтому лучшим решением будет эмпатия – стремление ощутить то, что переживает партнер, постановка себя на его место. И только затем надо проанализировать поступки и обдумать слова.
Существует еще техника «Я — высказывание», когда вы сообщаете человеку о своих чувствах и эмоциях спокойно, без надрыва и упреков. Этого надо избегать, так как в ответ на упреки последует только лишь защитная реакция, при которой человек вас не услышит! Он всего лишь будет защищаться от нападок. А если вы просто расскажете о своих чувствах, и протянете ниточку от сердца к сердцу, то это будет первым и очень значительным шагом на пути к согласию и пониманию. Чаще всего, после Я – высказывания, партнер вступает в диалог, он может сказать что-то вроде: «а я и не знал, что для тебя это так, что ты так это чувствуешь». И здесь важно не перейти опять к упрекам, а продолжать разговаривать без истерик и обвинений.
Конфликтов по жизни избежать невозможно, если конечно, вы не живете отшельником в горах или не медитируете день и ночь в каком-нибудь ашраме. Мы живем рядом с другими людьми, которые имеют свои взгляды и мнения и часто они могут не совпадать с нашими.
Способы разрешения конфликтов есть. Известная модель Томаса Килмана описывает четыре дороги из конфликтов.
1. Уход от конфликта
В этом случае человек сдает свои позиции без борьбы. Он соглашается на все, лишь бы только не ругаться, подавляя свои желания и жертвуя своими интересами.
2. Борьба
Как сказал один бизнесмен: «жесткие переговоры — это кто кого съест и быстрее». Это способ войны: кто кого. В древности конфликты часто решались подобным образом: «Пусть победит сильнейший!» Но, прежде чем выбрать борьбу, оцените свои ресурсы и подумайте, стоит ли результат затраченных сил и энергии, а также вашего здоровья и спокойствия. Ведь если вы постоянно будете находиться в состоянии борьбы со своим мужем, то вы, скорее всего, проиграете. Мужчина уже не будет видеть в вас слабую женщину, он будет видеть противника.
И вообще здесь уместно будет вспомнить, что сила женщины – в ее слабости! Учитесь жить из женского начала. Советую ознакомиться с проектами Лизы Питеркиной и Рустама Резепова, там вы сможете найти много полезной информации о том, как найти в себе женское начало и как жить из него. Поверьте, это приятно и восхитительно!
3. Компромисс
Практически все переговоры всегда идут в русле стратегии компромисса. Например, вы торгуетесь с продавцом, настаивая на своей цене, он вам уступает, снизив цену, но не до того уровня, какого хотели вы. Вы соглашаетесь и в этом случае вы оба идете на компромисс. Или, например, ваш муж каждые выходные уезжает на рыбалку, а вы хотите, чтобы он проводил время с вами. Компромисс может состоять в том, что одни выходные вы проводите вместе, а в другие он едет на рыбалку, а вы занимаетесь своими делами. Вообще, это неплохой вариант разрешения конфликта, своего рода сделка, когда оба идут на какие-либо уступки ради сохранения отношений.
Читайте также: «Отношения на грани разрыва. Что делать?»
4. Сотрудничество
Этот способ часто называют «выигрыш-выигрыш», подразумевая, что каждый из конфликтующих достигает той цели, к которой стремился. Это происходит только тогда, когда каждый из партнеров пользуется техникой «Я-высказывание» и объясняет свою позицию без упреков и обвинений. В начале статьи я говорила о том, что не всегда то, что мы слышим, является на самом деле тем, что подразумевает человек. Мы слышим одно и понимаем это по-своему, а другой человек имеет в виду совершенно другое. Чаще всего столкновение происходит из-за непримиримых позиций, но за этими «позами» скрыт какой-то подлинный интерес людей (который не виден из-за позы). И надо добраться до сути.
У этой стратегии Томаса Килмана есть один пример, который четко показывает суть:
Жена с мужем делят апельсин. Если выбрать первый вариант (уход от конфликта), то муж (например) просто отдаст апельсин жене. Если развивать сюжет по второму варианту, то борьба может привести к победе одной стороны и проигрыше другой или вообще к разрыву отношений. При третьем варианте (компромисс) они просто разделят апельсин пополам и конфликт будет исчерпан. Но вот вопрос: «Конфликт исчерпан, но в итоге получат ли оба то, что хотели?». Нет, конечно же.
Поэтому желательно следовать стратегии выигрыш-выигрыш и просто поговорить. И объяснить, зачем каждому из них нужен этот апельсин. И в процессе разговора может выясниться, что муж просто хочет его съесть, а жене нужна всего лишь апельсиновая корочка для кулинарных экспериментов. И тогда становится все просто и понятно, конфликт будет исчерпан сам собой и оба получат то, что они хотят.
Да, сложно применять эту стратегию каждый раз, но для построения гармоничных отношений эта стратегия, как правило, является самой лучшей. И этой стратегией надо пользоваться обоим партнерам, для того, чтобы люди научились слышать друг друга и доносить друг до друга суть, а не стоять в позах или полностью подавлять себя, уходя от конфликта. И хотя у меня женский сайт, я надеюсь, что его читают и мужчины. Вернее даже не надеюсь, я это знаю. Потому что не только женщинам надо делать что-то для сохранения отношений, но и мужчинам тоже.
Каждая из этих стратегий имеет место быть, и они не хорошие и не плохие. Например, если в вашу квартиру ворвался грабитель, то лучше всего уйти от конфликта и отдать ему деньги, сохранив тем самым свою жизнь.
Но, в семейных отношениях стратегия «выигрыш-выигрыш», подходит лучше всего, так как выясняется истинные желания обоих супругов.
Живите в счастье и гармонии!
Если эта статья была полезна для Вас, и Вы хотите рассказать о ней своим друзьям, нажмите на кнопочки. БОЛЬШОЕ Спасибо!3 волшебных способа их решения
Итак, в вашей семье только что произошел конфликт, конфликт настолько серьезный, что вы немедленно отправились искать ответ в Интернете, на тему — что же делать, если проиcходят конфликты в семье и какие есть способы решения этого конфликта?
Поскольку в одной статье нельзя объять необъятное, то сразу оговорюсь, в этой статье мы будем говорить только о супружеских конфликтах, между женой и мужем. В нашей семейной жизни вообще может быть всего два типа конфликтов — или в нашей супружеской роли, или в нашей родительской роли, о способах решения конфликтов с детьми и родителями вы можете прочитать в другой моей статье. Сейчас же поговорим о конфликтах между любимыми людьми, о конфликте между мужем и женой.
Самое важное, перестаньте искать ответ на вопрос: «Кто виноват?» и начните искать ответ на вопрос: «Что делать, чтобы в наших отношениях прекратились конфликты?»
Для начала, определите сами 5 ключевых ошибок в вашем семейном конфликте. Будь это конфликт с мужем, или конфликт с женой, эти вопросы уже кое в чем помогут вам разобраться:
1) Определите, критикуете ли вы личность партнера или же его поступок? Если вы критикуете личность, вместо отдельно взятого поступка (точнее, проступка), то не удивляйтесь тому, что конфликт будет повторяться.
2) Определите, есть ли в ваших конфликтах повторяемость, цикличность? В чём она заключается? Не происходит ли конфликт в каких-то одних, повторяющихся, типичных ситуациях? Это относится как ко времени конфликта, так и к пространству (например, конфликт разгорается почти каждый раз, когда муж приходит после рабочего дня домой). Иногда конфликты удается очень быстро убрать из общения только отследив повторяющиеся условия (время и место их возникновения).
3) Кто является инициатором конфликта в семье в большинстве случаев? Отвечайте честно, не обманывайте себя.
4) Один из самых важных вопросов — зачем Вам это нужно? Сейчас поясню. Дело в том, что я веду психологические консультации и в своей практике постоянно сталкиваюсь с тем, что супруги скандалят друг с другом по вполне определенным причинам, с вполне определенной целью. Вы сами можете не осознавать того, что скандалите не просто из-за эмоционального порыва, но с вполне определенной эмоциональной целью, хоть и неосознаваемой явно.
Может быть в вашей жизни стало меньше секса или ухудшилось его качество? Или же вы пытаетесь изобразить из себя жертву обстоятельств? Или же конфликт даёт вам какую-то эмоциональную подпитку? Конфликт по своей сути — это паталогический способ решения какого-то вопроса, поэтому честно ответьте себе на вопрос — зачем я участвую в конфликте? Ответьте на одновременно простой и сложный вопрос — зачем вам это нужно?
5) Это затяжной конфликт? Он длится в ваших отношениях неделями, месяцами или даже годами?
Очень хорошо, теперь движемся дальше.
На самом деле существуют три волшебных способа научиться самостоятельно решать все вопросы в отношениях, не доводя их до конфликтов и ругани, вам нужно сделать три вещи и я гарантирую, что уже в чём-то ваши отноешния сразу же улучшатся:
1) Признайте, что в конфликте участвуют всегда _обе_ стороны. Дело не в том, что другая сторона такая вот плохая, не хочет вас слушать и слушаться — вы сами чем-то ее провоцируете. Или до, или во время конфликта.
Самая частая ошибка — считать, что это только ДРУГОЙ виноват в конфликте. Не говорите себе: «Это всё Он!» Или: «Это только она виновата!» В ссоре всегда участвуют ДВЕ стороны и сейчас даже не настолько важно, кто первым начал. Кстати, гораздо существеннее, кто первым конфликт закончил, а не начал, кто «умнее» в конфликте, когда он уже идёт. Причем чем продолжительнее конфликт, тем больше именно обоюдная, взаимная ответственность супругов. Признать это очень нелегко, потому что всех собак хочется повесить на партнера, но признать это нужно. Это отправная точка для мирной семейной жизни, это отправная точка для налаживания хороших и гармоничных отношений.
2) Признайте, что если вы хотите убрать из ваших отношений ссоры, ругань, скандалы и конфликты, именно ВАМ нужно сделать ПЕРВЫЙ шаг к примирению. Типичнейшая ошибка в том, что вся сидят и ждут, когда другая сторона исправится. Не исправится! Возьмите исправление ситуации в свои руки и начните сами активно ее исправлять! Даже если вы чувствуете себя жертвой конфликта, даже если вы чувствуете, что с вами поступают несправделиво, всё равно нужно взять всю ответственность за налаживание отношений _только_ на себя. При этом нельзя сдаваться при первой же неудаче, правильная реакция партнера на ваши правильные действия, слова и поведение обязательно появится, не сразу, не в первый день, но обязательно появится.
3) Третий волшебный способ решить конфликты в семье — диктофон.Или любое другое записывающее устройство, например можно писать на компьютер. Вы можете включать его хоть на весь день, а затем делать презапись. Для чего это нужно? Когда конфликт вас уже настигает, на вас и на партнера накатывает такая эмоциональная волна, что вы перестаете себя контролировать. Как правило, после такого конфликта даже трудно вспомнить, с чего всё началось, кто его инициировал? Поэтому запишите ваш конфликт на пленку и затем (только не сразу, лучше всего на следующий день) в спокойной обстановке прослушайте эту аудиозапись. Не вините автоматически партнера, а попытайтесь услышать по записи _ключевые слова_ и _ключевые моменты_ которые создали конфликт. Это очень мощное средство.
Ваша проблема с супругом заключается в том, что он сейчас находится в накоплении к вам (есть много фаз отношений, но ключевые две, это фаза ожидания и фаза накопления, в последней супруг начинает накапливать негатив против вас, раздражаться, отстраняться от вас, начинает быть холододным и бесчувственным), для выхода из накопления негатива существуют специальные психологические техники. Дело в том, что ваш любимый человек — это ваше «психологическое зеркало» и проще всего, конечно, обвинять его, но будет лучше если вам самой удастся поменяться.
Со своей стороны я могу поработать с вашей ситуацией, дистанционно (по скайпу), но прежде я рекомендую вам заказать для прослушивания курс Данилы Деличева «Как вернуть мужа» (как вернуть хорошие отношения и любовь в паре, вот более правильное определение этого аудиокурса, то есть даже если вы живете вместе, но обстановка накаляется, поверьте, этот курс вам будет очень нужен), пройдите, не откладывая, прямо сейчас по ссылке и послушайте, что говорит Данила по поводу вашей ситуации: http://magazin.delichev.com/aff/sl/vernutmuzha/danila2
В принципе это самое ценное руководство по выходу из сложных отношений и возврату чувств, которое мне попадалось на глаза, лучше чем этот курс я просто не слышал. Я очень рекомендую вам начать с него. Этот курс на самом деле помогает решить семейные конфликты, даже если ситуация становится для вас критической.
Не откладывайте этот вопрос на потом, внимательно прослушайте, то что рекомендует Данила, это действительно очень ценно и обязательно поможет вам убрать конфликты в семье и вернуть мир, гармонию и любовь в вашей паре.
P.S.
Если же вы чувствуете, что не в силах сами справиться с вашими семейными конфликтами, то вы всегда можете обратиться ко мне за личной психологической консультацией и я вам обязательно помогу решить ваши конфликты — с мужем или женой. Хочу предупредить — если вы не будете решать ваши семейные конфликты безотлагательно, то вас вполне может ожидать нервный срыв или депрессия, а вашим отношениям — полный разрыв или же развод. Я профессионально занимаюсь решением семейных конфликтов и вы можете получить мою бесплатную 20-минутную консультацию, причем даже удаленно, по скайпу или телефону. Для этого просто напишите мне на почту [email protected] и кратко опишите вашу проблему, я обязательно найду решение вашей проблемы и помогу вернуть в нарушенные отношения мир и гармонию.
Желаю вам счастья!
Илья Васильев, психолог
Решения семейных конфликтов — Психология взаимоотношений
И в счастливых семейных парах иногда возникают конфликты. Построить отношения без конфликтов вообще – не реально, все мы живые люди и подвержены перепадам настроения. Важно научиться улаживать конфликт на ранней стадии, чтобы он не перерос в серьезный скандал со всеми вытекающими последствиями. Лучший вариант — найти такое решение, которое будет удовлетворять
обе стороны. Когда один партнер пошел на уступки, но при этом остался, убежден в своей правоте, — это значит, что через время вам придется вернуться к решению возникшего конфликта.
Предлагаем вам несколько рекомендации по решению семейных конфликтов. Применять их или нет – решать вам.
1. Учитесь гасить свои эмоции. Общение не может быть конструктивным, если кто-то настроен агрессивно. Если вы желаете просто «выпустить пар», тогда можете кричать, злиться, бить посуду и т.д., но помните вас, вряд ли кто-то «услышит» и поймет. Но если вы имеет определенную цель – отключите свои эмоции, успокойтесь и уже после этого заводите разговор на серьезную тему.
А чтобы вам было легче научиться гасить свои эмоции, научитесь оценивать ситуацию со стороны, и анализируйте все не как участник, а как зритель.
2. Не накручивайте себя. В личной жизни бывают разные случаи, к примеру, ваш муж/жена задержались на работе, вас не предупредили (забыли, заработались, мобильник сел и т.д.), а вы уже успели нарисовать себе самые ужасные ситуации – от автомобильной аварии и до супружеской измены. И когда ваш партнер вернется домой, вы уже будете на «взводе» и готовы устроить скандал прямо с порога. Совет, возвращаемся к первому пункту и учимся гасить конфликт. А параллельно, попробуйте понять, чем вызвано ваше беспокойство.
Как правило, все беспокойства и волнения, которые мы испытываем, вызваны чувством страха. Страх потери, одиночества, измены и т.д. Сюда можно добавить и наши обиды – вы со всей душой к человеку, а он с вами так легкомысленно поступает и т.д. Помните, людей не переделаешь – учитесь их принимать такими, как они есть. И прежде чем устраивать скандал, выясните причину данного поведения вашего избранника.
3. Время для серьезного разговора нужно выбирать правильно. Не будите спящую собаку. Если вы заметили, что ваш муж вернулся с работы уставший или раздраженный, а вам в этот момент надо срочно решить серьезный вопрос. Совет, забудьте на время об этом и дайте возможность человеку отдохнуть и прийти «в себя». Иначе вас ждет очередной скандал. Поэтому все серьезные разговоры в сторону если человек голоден, занят чем-то, не выспался или пришел с вечеринки немного выпивший.
4. Ищите причину, а не боритесь со следствием. Бывает, что недовольство и раздражение возникает не сразу, а накапливается, как мусор, и маленькая мелочь после заставляет вас все это выплеснуть на человека. Это происходит от того, что обида осталась внутри и не была высказана, поэтому если вы с чем-то не согласны, решите этот вопрос сразу, а не накапливайте ваши обиды на потом.
5. Ругайтесь по конкретной причине. Еще Д. Карнеги подметил, что люди как правило, начиная ссориться из-за мелочи, вспоминают друг другу все промахи, накопившиеся за полгода или год, а порой и за всю жизнь. В итоге небольшой конфликт, превращается в грандиозный скандал. Если возник конфликт – решайте именно причину данного конфликта и забудьте о прошлых обидах.
6. Не накапливайте обиды. Заведите себе привычку решать все вопросы по мере их назревания, а не собирайте их одну кучу, которую потом свалите на голову своему партнеру.
7. Не таите обиды и не создавайте себе комплекс вины. Когда вы чем-то недовольны или обижены, проговорите это, но без истерик. Достаточно выговориться и вам станет легче. А если обижены, объясните причину своей обиды мужу и попросите прощения. Как правило, людям после этого легче признать свою неправоту и также извиниться, а вы погасите конфликт и не будете носить его в себе.
8. Не опускайся до мата и оскорблений. В любой ситуации, даже если вы сильно обижены и разочарованы, учитесь владеть собой, и не опускайтесь до уровня «базарных бабок». Всегда все можно объяснить без унижений и оскорблений, и тем более без мата. Будьте уверены, вас быстрее услышат.
9. Контролируйте свой тон и не употребляйте язвительных замечаний. Нас оскорбляют не столько слова, сколько тон, которым они произносятся. За этим также необходимо следить.
10. Избегайте устраивать истерики. Истерика равносильна манипуляции. Это практикуют все. Только женщины достигли в этом совершенства — пуская в дело слезы. Мужчины не выносят женских слез, и готовы на все, ради мира и спокойствия. Но каждый раз идти на уступки они не станут, а при очередной сцене соберут чемодан и уйдут.
Женщину Бог наделил мудростью и способностью сглаживать все конфликты и сводить агрессию к минимуму. Только, в житейской суете, они об этом забыли.
Берегите друг друга, и вам не придется жалеть, что ваша жизнь прошла без любви. Моменты счастья они так быстро проходят.