Развод при венчанном браке – можно ли повторить обряд, сколько раз и в каких случаях разрешено повторно венчаться в православной церкви, правила для вдовцов и после развода

В каких случаях возможно расторгнуть венчанный брак — Рамблер/новости

Венчание — одно из Таинств христианской церкви, во время совершения которого будущие супруги обещают хранить верность друг другу и призывают Божие благословение на христианскую жизнь в браке. В народе даже бытует мнение, что при венчании супругам даётся общий ангел-хранитель. Однако догматических богословских оснований этому нет. При всей серьёзности и торжественности обряда, венчание — не гарантия счастливой и безоблачной семейной жизни, и довольно часто бывает так, что венчанный союз может распасться, даже несмотря на старания супругов. В таком случае встаёт вопрос о разводе. Но если для обычного развода достаточно обоюдного желания пары, то для церковного нужны веские основания.

Канонические основания

Любое таинство, однажды совершённое, не может быть отменено. Потому, желающие разойтись супруги не могут быть «развенчаны» — такой процедуры просто не существует в церковной обрядовой практике. Однако, в церковных документах прописаны особые случаи, когда Церковь позволяет расторгнуть венчанный союз и дать разрешение на новое венчание. Так, Церковь может разрешить развод в венчанном браке в случае вдовства или измены. Также существенным основанием для церковного развода могут стать недуги: физическая неспособность к брачной жизни, болезни, способные навредить здоровью потомства (такие, как СПИД, например), психические расстройства (в том числе, алкогольная или иная пагубная зависимость), а также насилие по отношению к членам семьи. Союз может быть расторгнут Церковью также в случае длительного отсутствия, нового брака или намеренного ухода из семьи мужа или жены, а также в случае уголовного преследования одного из них. Кроме того, серьёзным поводом может стать изменение вероисповедания одного из супругов или совершение женой аборта без согласия мужа. Но за всеми указанными причинами всегда кроется немало «подводных камней» и нюансов, а потому каждый случай церковного развода обычно рассматривается индивидуально.

Церковная практика

Современные священники, как правило, сталкиваются с ситуацией, когда за церковным разводом приходят люди, совершившие в своё время венчание необдуманно, не очень хорошо осознавая смысл этого Таинства и степень взятой на себя ответственности. Но теперь, уже сознательно, пожелавшие вновь обвенчаться с новым супругом. Митрополит Антоний Сурожский говорил о разводе венчанного союза: «ответственны за развод не только муж и жена — ответственна за развод вся Церковь. Ведь мы венчаем без разбора всякого человека, который придет и может доказать, что он крещен». В нынешней церковной практике только развод, совершенный в ЗАГСе имеет какие-либо реальные правовые последствия и официально признаётся государством. В то время как запрет на развод со стороны Церкви не является официальным препятствием к разводу гражданскому и созданию новой семьи. Потому сейчас церковный развод — это по сути лишь констатация факта распада семьи, формальное признание прекращения брачных отношений. И даже несмотря на наличие или отсутствие канонических причин для «развенчания», Церковь вынуждена учитывать сложившуюся ситуацию, и давать разрешение на него просто в силу того, что по факту бывшие супруги уже давно не живут вместе, а то и вовсе имеют новые семьи и желают обвенчаться вторично. Исключение, пожалуй, составляют лишь священнослужители, которым запрещается второбрачие в принципе. Особый подход бывает к тем случаям, когда отношения между людьми можно возобновить — тогда общение с грамотным священником (а возможно — и психологом), может помочь людям преодолеть сложности и избежать окончательного разрыва. По словам протоиерея Андрея Спиридонова: « брак — это единство нравственное, духовное, физическое — или, по крайней мере, обоюдное стремление к единству». Сегодня чаще всего браки распадаются по причинам, которые не подпадают под церковные каноны и опытные пастыри сходятся во мнении, что сохранять венчанный брак любой ценой (особенно, когда речь идёт о душевном здоровье) не стоит.

Видео дня. Самые яркие звездные скандалы 2019 года

Читайте также

news.rambler.ru

Венчанный брак и развод, мы венчаны но развелись

Развод после венчания

(13 голосов: 4.69 из 5)

протоиерей Аркадий Шатов,
настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

протоиерей Аркадий Шатов:

— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода.

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.

Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

10 советов от разведённой женщины для тех, кто хочет сохранить брак!

Православная женщина, пережившая в жизни два развода, предостерегает от ошибок и даёт советы девушкам, желающим создать и сохранить крепкую семью.

Предлагаем вниманию наших читательниц этот уникальный опыт, тем более ценный, что он был оплачен самой дорогой ценой — временем, страданиями и погасшим семейным очагом (да и читателям будет небесполезно узнать, чем ради них в семье жертвует женщина):

«Мне как-то встретилась статья, написанная разведенным мужчиной, в которой были действительно толковые советы для тех, кто живет в браке. Автору ее можно только аплодировать стоя — требуется немалое мужество, чтобы в открытую говорить о своих ошибках. И вдвойне заслуживают уважения те, кто после развода прямо говорит о том, что могли бы в браке поступать иначе, да еще и поясняют, как именно.

Но в статье, о которой я говорю, не хватало взгляда со стороны женщины. И, прочитав ее, я решила записать то, что мне удалось узнать за последние 10 лет. Сейчас я состою в третьем браке, и люди, как правило, смущаются, узнав об этом, и как будто ждут, что я тоже буду пристыжена этим фактом. Оба моих развода были одними из самых трудных периодов в моей жизни, но в чем мне действительно стыдно признаваться, так это в том, что за это время я ничему не научилась.

Для моего нынешнего супруга это тоже не первый брак, и поэтому мы теперь худо-бедно в курсе, как вести себя со своим партнером и чего лучше делать не стоит. Поймите меня правильно, мой брак не идеален, но именно прошлые ошибки помогают мне сегодня решить, как вести себя с мужем. Я многому научилась, и теперь у меня кое-что получается.

Итак, я предлагаю вашему вниманию свою версию советов для создания счастливого союза — от женщины, у которой за плечами мрачный опыт развода.

Бог, муж, дети — в таком порядке

Я знаю, что сегодня это не слишком популярная философия, особенно среди матерей, но выслушайте меня. Вера для меня имеет огромную важность, она идет первой в моей жизни, что бы ни случилось. Но вне зависимости от вашего вероисповедания муж должен быть важнее детей. Я не говорю сейчас о случаях, когда вы замужем за насильником или абьюзером (в этом случае я советую вам искать помощи, моя статья тут бесполезна), но никакой нормальный мужчина в здравом уме не попросит вас забросить детей, чтобы обеспечивать его нужды.

Когда мы садимся в самолет, стюардессы объясняют нам правила безопасности еще перед взлетом. И когда они рассказывают, как пользоваться кислородной маской, то напоминают, что сначала ее нужно надеть на себя, а потом на ребенка. Неужели это потому, что они считают, что мы важнее, чем дети?

Конечно, нет. Но вы не сможете помочь вашему ребенку, если сами не будете дышать. Это правило работает также в семье и в родительстве. Вы не сможете нормально воспитать вашего ребенка, если ваш брак разрушается. Я пробовала так делать — это не работает. Также неизбежно наступит день, когда дети вырастут и покинут отчий дом, чтобы жить своей жизнью и исполнять свои мечты. Если вы не вкладывались во взаимоотношения с супругом, то оба останетесь в опустевшем гнезде и с опустевшим сердцем.

Развод по-христиански?

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Как пережить измену?

Интересные материалы:

  • Евангельское учение о браке

    Взаимные права и обязанности супругов1 Послание Апостола Петра (3:1-2,7)Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям,…

  • Православие о браке

    Есть ли «развенчание»?К сожалению, современная жизнь — это нестабильность. Редкие браки сохраняются навсегда. Даже те,…

  • Тот самый мюнхгаузен 2

    Каждый год в Музее барона Мюнхгаузена (Латвия) отмечается наступление 32 мая, упомянутого в фильме «Тот…

mitarstva.ru

Возможно ли расторжение венчанного брака

Венчание – одно из Таинств христианской церкви, во время совершения которого будущие супруги обещают хранить верность друг другу и призывают Божие благословение на христианскую жизнь в браке. В народе даже бытует мнение, что при венчании супругам даётся общий ангел-хранитель. Однако догматических богословских оснований этому нет.

При всей серьёзности и торжественности обряда, венчание – не гарантия счастливой и безоблачной семейной жизни, и довольно часто бывает так, что венчанный союз может распасться, даже несмотря на старания супругов. В таком случае встаёт вопрос о разводе. Но если для обычного развода достаточно обоюдного желания пары, то для церковного нужны веские основания.

Канонические основания

Любое таинство, однажды совершённое, не может быть отменено. Потому, желающие разойтись супруги не могут быть «развенчаны» — такой процедуры просто не существует в церковной обрядовой практике. Однако, в церковных документах прописаны особые случаи, когда Церковь позволяет расторгнуть венчанный союз и дать разрешение на новое венчание.

Так, Церковь может разрешить развод в венчанном браке в случае вдовства или измены. Также существенным основанием для церковного развода могут стать недуги: физическая неспособность к брачной жизни, болезни, способные навредить здоровью потомства (такие, как СПИД, например), психические расстройства (в том числе, алкогольная или иная пагубная зависимость), а также насилие по отношению к членам семьи. Союз может быть расторгнут Церковью также в случае длительного отсутствия, нового брака или намеренного ухода из семьи мужа или жены, а также в случае уголовного преследования одного из них. Кроме того, серьёзным поводом может стать изменение вероисповедания одного из супругов или совершение женой аборта без согласия мужа. Но за всеми указанными причинами всегда кроется немало «подводных камней» и нюансов, а потому каждый случай церковного развода обычно рассматривается индивидуально.

Церковная практика

Современные священники, как правило, сталкиваются с ситуацией, когда за церковным разводом приходят люди, совершившие в своё время венчание необдуманно, не очень хорошо осознавая смысл этого Таинства и степень взятой на себя ответственности. Но теперь, уже сознательно, пожелавшие вновь обвенчаться с новым супругом. Митрополит Антоний Сурожский говорил о разводе венчанного союза: «ответственны за развод не только муж и жена — ответственна за развод вся Церковь. Ведь мы венчаем без разбора всякого человека, который придет и может доказать, что он крещен».

В нынешней церковной практике только развод, совершенный в ЗАГСе имеет какие-либо реальные правовые последствия и официально признаётся государством. В то время как запрет на развод со стороны Церкви не является официальным препятствием к разводу гражданскому и созданию новой семьи. Потому сейчас церковный развод – это по сути лишь констатация факта распада семьи, формальное признание прекращения брачных отношений. И даже несмотря на наличие или отсутствие канонических причин для «развенчания», Церковь вынуждена учитывать сложившуюся ситуацию, и давать разрешение на него просто в силу того, что по факту бывшие супруги уже давно не живут вместе, а то и вовсе имеют новые семьи и желают обвенчаться вторично. Исключение, пожалуй, составляют лишь священнослужители, которым запрещается второбрачие в принципе. Особый подход бывает к тем случаям, когда отношения между людьми можно возобновить – тогда общение с грамотным священником (а возможно – и психологом), может помочь людям преодолеть сложности и избежать окончательного разрыва. По словам протоиерея Андрея Спиридонова: « брак – это единство нравственное, духовное, физическое – или, по крайней мере, обоюдное стремление к единству». Сегодня чаще всего браки распадаются по причинам, которые не подпадают под церковные каноны и опытные пастыри сходятся во мнении, что сохранять венчанный брак любой ценой (особенно, когда речь идёт о душевном здоровье) не стоит.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Брак — нерушимое таинство

Разводы — бич нашего времени. Тем страшнее, если распадаетс венчанный брак. Не меньшая беда — так называемый «брак гражданский». Каковы духовные последствия разводов и «гражданских браков», как они могут отразиться на благополучии супругов и их детей даже спустя многие годы — рассказывает игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем.

Геронда Ефрем, отличаются ли духовные последствия распада «гражданского брака» и церковного, венчанного — так называемого «развенчания»?

Церковь благословляет супружескую пару церковным браком (венчанием). Чада Церкви обязаны вступать в брак в лоне Церкви. Поскольку само священнодействие венчания является таинством, то и сам брак, который благословен Церковью, является таинством, нерушимым во веки. «Гражданский брак» не действителен с церковной точки зрения. Он может существовать как новоустановленный государственный, гражданский институт, но никак не признается Православной Церковью. Следовательно не имеет смысла говорить о духовных последствиях гражданского развода, раз для «гражданского брака» нет богословских, духовных оснований.

Того, что вы называете «развенчанием», в нашей церковной традиции не существует. Наверное, вы имеете в виду какие-то молитвы, читаемые священником или архиереем в случаях расторжения церковного брака. Если рассматривать проблему с точки зрения акривии (точное соблюдение церковных канонов — пер.), «развенчание» вообще не должно иметь места, потому что оно нарушает церковное таинство. Но поместная Церковь, по каким-то известным ей причинам, может применить так называемую икономию (дозволенное отступление от точного соблюдения канонов, касающееся какого-то промежутка времени и лиц, а не силы канона — пер.) и совершить «развенчание».

Каковы духовные последствия разрушения церковного брака для супругов и их детей?

Разрушение церковного брака имеет страшные духовные последствия. Велико Таинство Брака. Сам Христос говорит о сочетающихся в браке: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Духу Святому не угодно разрушение семьи. В семейной жизни должны проявлять терпение как супруг, так и супруга. Нельзя из-за пустяков разрушать, попирать Богом установленное таинство. Я знаю много случаев, когда супружеские пары расходились по совершенно незначительным, даже смешным причинам. Конечно, не хочу сказать, что у нововенчанных будет вся жизнь покрыта цветами — это утопия. Будут и трудности, и скорби, и испытания, но все это должно не разъединять, а больше соединять супружескую пару. Муж и жена должны чувствовать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим благословенным единством в любви, в браке до конца дней.

При разрушении брака, по сути, разрушаются личности супруга и супруги — ставшее единым расчленяется. Также неисчислимы психологические травмы, которые наносит развод родителей детям. Эти раны не всегда сразу дают о себе знать (хотя зачастую бывает и так), но всю оставшуюся жизнь подсознательно дети будут от них страдать. Многие дети разведенных родителей, когда достигают брачного возраста, избегают вступать в брак только потому, что боятся развестись, как это сделали их родители.

Геронда, в советское время в России практически был разрушен церковный уклад семьи и сам православный образ жизни, на протяжении веков поддерживаемый государством. В результате грешить перед Богом мы стали значительно больше. На практике Церковь вынуждена сегодня идти на серьезные послабления в отношении наложения епитимий, например, за совершение смертных грехов. Возможны ли подобные послабления, если человек разрывает брачные узы? Как в дальнейшем спасаться разведенным?

Вы правы, тоталитарный коммунистический режим, который господствовал в России около семидесяти лет, разрушил установленные це

www.slavianka.com

«Развода нет». Как возможны развенчание и новый брак

Источник: РИА новости

По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит “развенчание”, исчезает ли уже совершенное таинство брака, из-за чего разводятся даже религиозные люди и как психологи помогают не “наступать на те же грабли” — разбирался корреспондент РИА Новости.

Бедность не порок

“Ссоры начались почти сразу: жена меня не слушалась, чуть что — уезжала к маме”, — рассказывает Валерий Сутормин, основатель движения “Развода нет” за сохранение венчанных браков.

В середине нулевых Валерий, молодой семинарист из Москвы, думал принять монашество, но познакомился с сестрой милосердия, и вскоре пара получила благословение на брак. Из-за ссор Валерий даже хотел отложить венчание. “Она заявила тогда: если отложим, ничего не получится, да и благословение уже было”, — продолжает он. Как и следовало ожидать, после венчания конфликты не прекратились.

Валерий Сутормин

По данным Росстата, в 2018 году в России на 917 тысяч браков пришлось 584 тысячи разводов. Около половины венчанных браков распадается, и ситуация ухудшается, свидетельствуют священники из разных епархий Русской православной церкви.

Но централизованного учета, официальной статистики нет. “Да и неофициальные данные получить непросто”, — признается протоиерей Александр Дягилев, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии.

Задача отца Александра — побеседовать с желающим развестись, постараться помочь сохранить семью. Ну а если это уже невозможно, “минимизировать последствия развода и сделать так, чтобы в следующем браке ситуация не повторилась”. У отца Александра два высших образования, духовное и психологическое. Для дополнительных консультаций есть контакты врачей — наркологов и психологов. Убедившись, что семью не сохранить, он отправляет человека к архиерею за справкой, что брак “признан утратившим каноническую силу”.

Протоиерей Александр Дягилев

Главная причина разводов в России — бедность, отсутствие работы и возможности прокормить семью, считают 46% участников июльского опроса ВЦИОМ. На супружеские измены указали 22%. Но это касается официально зарегистрированного гражданского брака, в венчанном все немного иначе.

“На первом месте — супружеские измены, на втором — алкоголизм. И только на третьем то, что муж недостаточно обеспечивает семью”, — говорит отец Александр.

По его словам, до недавнего времени в обществе было сильно искаженное представление о христианском идеале семейной жизни: “муж прежде всего снабженец, а жена не работает, рожает много детей и сидит дома”. “Дело в том, что большинство церковных книг о семейной жизни написано до революции. Воспроизвести идеал патриархальной библейской семьи, который там описан, в XXI веке практически невозможно”, — объясняет он. В венчанных браках, по его впечатлениям, развод инициируют чаще женщины.

Укрощение строптивой

“Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви”, — цитирует Валерий Сутормин апостола Павла. И от себя добавляет: “Жена должна быть послушна мне во всем”.

Валерий вспоминает, как ограничивал общение жены с подругами, которые “плохо на нее влияли”, и настаивал на том, что к ее родителям нужно ездить только вместе. Через пять лет брака жена ушла с двумя детьми.

“Брак — это не формальность, а личные отношения людей, тогда есть семейное счастье и радость, — уверен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы. — Чтобы добиться этого, нужно стать личностью, а это значит — уважать личность другого человека”. По его словам, Домострой — это как раз не про уважение.


Протоиерей Михаил Потокин

“Есть заповедь — люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей. К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными”, — сетует отец Михаил.

Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак “не такой, как у родителей”. “Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он не пьет, а ее отец — пил. Она этого не признает, но для многих создать семью — это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей”.

Как психолог, отец Александр выделяет и другую тенденцию — люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить “кошмар из детства”: “Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать”.

Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный: “Прежде чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу. А в наши дни людей нужно учить — в теории и на практике — быть супругами и родителями. Необходимы специальные программы”. Сам он запустил два проекта: “Супружеские встречи” — для потенциальных и реальных супругов и “Школа для родителей и воспитателей”, где обучают мам и пап. “Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону”, — заключает отец Александр.

Пока смерть не разлучит

По данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а десять процентов категорически против расторжения брака.Для Валерия Сутормина разводы не имеют ничего общего с православием. Он верит, что венчание — таинство, которое совершает Бог, и ни человек, ни Церковь не могут его отменить. “Понятий “развод” или “прекращение брака” в Священном Писании нет. В Библии сказано, что муж может “пустить” жену — и то в одном случае: если она прелюбодействует, — говорит он. — Но и тогда она связана законом, то есть “числится” женой. Прелюбодейка должна оставаться одна до смерти”.

Валерий считает, что люди, доверяя священникам, получают справку и, думая, что брака нет, вступают в новую связь, а фактически прелюбодействуют, то есть грешат. “И если они, не раскаявшись, умрут, то попадут в ад”, — утверждает он.

“Уйдя от меня, жена сожительствовала с другим и родила, — возмущается Валерий. — И кто-то на этот грех ее подтолкнул”. С 2013 года он судится (в церковном суде) со священниками, которые, по его мнению, способствовали развалу семьи.

Клятвопреступление

Слово “развенчание”, которое часто мелькает в обиходе, вообще некорректно, замечает отец Александр. “Церкви дана заповедь: “что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. Церковь не может разрушить чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его раз

media.elitsy.ru

«Брак – добровольное мученичество». Священник о разводах и «развенчании» | ЛЮДИ | ОБЩЕСТВО

В народе говорят: кто на Красную Горку женится — тот во век не разженится. Те, кто верит в приметы и надеется на «высокое» покровительство, стремятся зарегистрировать свой брак именно на следующей неделе после Пасхи.

Кто-то после церемонии в ЗАГСе отправляется в церковь, чтобы получить божье благословление. О том, обязательно ли венчаться, в каких случаях допустимо повторное венчание, как относится церковь к детям, родившимся в так называемых гражданских браках, и почему не одобряет добрачные отношения, SMOL.AIF.RU рассказывает отец Георгий (Свитцов), настоятель храма Иоанна Лествичника, руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии.

«Венчание в угоду моде не имеет смысла»

Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Отец Георгий, итак, венчание – ритуал обязательный или желательный?

Отец Георгий: Для христианина – обязательный. Но если люди венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде, таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: «Кто верует и крестится, тот спасен будет». Придя на официальную светскую брачную церемонию, человек тем самым говорит окружающим – это — мой муж (моя жена) и я за него (нее) отвечаю пред обществом и законом. При венчании человек как бы обращается к богу: «Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить благословение на наш брак».

Многие ошибочно полагают, что венчание может уберечь пару от будущих проблем в семейной жизни. Это, конечно, не так. Если супруги не хотят жить по заповедям Божьим, то ничто не поможет.

— Согласно православному вероучению, изначально Господь указал на одну единственную причину, которая может стать поводом для расторжения церковного брака – прелюбодеяние. Однако в 1918 году Русской Православной Церковью были перечислены уже несколько мотивов для церковного разрешения для повторного вступления в брак, среди которых — отвлечение одного из супругов от православной веры, некоторые заболевания, осуждение. Этот список был пересмотрен и 15 лет назад дополнен новыми пунктами. Почему это стало возможным?

По словам отца Георгия, в ЗАГСе молодожены заявляют о своих намерениях перед обществом, а на венчании — перед Богом.  Фото: https://gov.cap.ru/

— Да, раньше было меньше официальных мотивов для повторного вступления в брак. Но и жизнь была другая. И то, как относится Церковь к повторному браку сейчас, – очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к сознательной вере, к церковной жизни, совершив немало ошибок, в том числе и в семейной жизни. Люди оторваны не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций.  Вспомните деревенскую общину. Детей в семье было столько, сколько давал Бог. Никто и ничто не препятствовало этому. Контрацепции как таковой не существовало, а аборт считался вообще форсмажорной ситуацией. В семейных отношениях все было гораздо чище.

Времена изменились. Появились ситуации и болезни, о которых раньше просто не знали. И церковь идет навстречу человеку. Сегодня, в частности, одним из основания для повторного венчания является нежелания бывшего супруга (супруги) иметь детей. Все правильно. Такой брак не является истинно христианским. Также в числе оснований – серьезная болезнь супруга. Однако нужно понимать, что согласно христианским канонам, все же, если кто-то из супругов заболел, оба должны нести этот крест вместе до конца. А не бежать за разводом.

Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и выносит свое суждение — можно повторно венчаться или нет.

— А суд может не разрешить повторное венчание?

— Может, и тогда повторно венчаться нельзя. Это большой грех — идти наперекор запрету. Но, поймите, контроля за людьми нет. Ведь кто-то может придти в церковь и утаить о прошлом. Но человек все равно будет отвечать за свои поступки перед Богом. И в случае повторного венчания наперекор разрешения Церковного суда истинного благословления он не получит.

Сегодня РПЦ допускает повторный брак. Фото: www.russianlook.com

«Не сошлись характерами» — не аргумент

— Сколько раз можно развенчиваться?

— Нет такого понятия – развенчание, есть чин второбрачия. Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз — большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

— А третий церковный брак возможен?

— Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»).

— Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, «не сошлись характерами»?  

— Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь можно только через преодоления, испытания. «Не сошлись характерами» означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит: брак – это великий подвиг, более того – добровольное мученичество.

По мнению священника, в браке люди должны идти на жертвы ради друг друга. Фото: Shutterstock.com/ gpointstudio

Но, как правило, «развенчаться» или разводиться приходят, когда брака и семьи как таковой уже нет. И священник вынужден признать это как факт. Запретить людям разводиться и в ультимативной форме сказать – вернись к ней (или к нему), тоже неправильно – насильно мил не будешь. Проблему стоит обсудить со священником, чтобы попытаться исправить ситуацию, призвать человека к раскаянию, и не повторению своих ошибок, тем самым заставить его задуматься.

— Может, следует запретить венчаться в слишком юном возрасте?

— Дело не в возрасте и не в стаже супружеской жизни. Бывает, что в 60 лет люди остаются детьми по отношению к жизни. А бывает, в 18 мудры и нацелены на то, чтобы до конца быть вместе. Единственное, к чему церковь призывает – не венчать случайных людей, а только тех, кого священники знают исключительно как добропорядочных христиан. Ведь многие люди по крещению, формально — христиане, а на самом деле – нет.

«Настоящая любовь не прекращается»

— Отец Георгий, как церковь и лично Вы относитесь к так называемым «гражданским» бракам, которых сегодня становится все больше?

— Отрицательно. Такой союз — это безответственные отношения между людьми. На юридическом языке он называется сожительством. «Гражданский брак» — выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе.

Люди говорят «Зачем жениться официально? Штамп в паспорте ничего не значит». Но в этом же утверждении есть и скрытый смысл – а если так, в чем проблема его поставить? Следовательно, существует какое-то препятствие. И получается, люди не готовы брать друг за друга определенную ответственность. Церковь однозначно трактует такое сожительство как блуд. Это считается грехом, за который согрешившие будут нести наказание. Однако детей, родившихся в таких союзах, крестят, и у Церкви к ним такое же отношение, как и к тем, кто родился в законном браке. Господь детей за родителей не карает.

— Все больше молодых людей начинают «пробовать» жить вместе до вступления в брак. Это допустимо?

— Жениху и невесте время ухаживания даётся для того, чтобы они вместе прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. И могли получше разглядели друг друга не как половые партнёры, а с чистой, дружеской, человеческой стороны — увидели в человеке напротив прежде всего личность, друга, будущего супруга, а не сексуальный объект. Дабы потом, уже после создания семьи, их не постигло разочарование и осознание того, что это была не любовь, а сильнейшее сексуальное влечение, которое, как известно, очень быстро проходит.

— Но ведь бывает, что и любовь проходит?

— У апостола Павла сказано: настоящая любовь никогда не прекращается. То есть, если слова любви говорились не одному человеку, значит, что кому-то и когда-то ты врал. Любовь, по апостолу Павлу, должна быть всегда. Если люди говорят, любовь прошла, означает только одно – они по-настоящему никогда не любили.

smol.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *