Прогресс и регресс понятия условны – Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе А. понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития

ЕГЭ, решаем часть А. Боевые задания ЕГЭ разных лет.

Часть А, боевые задания ЕГЭ разных лет.

Решим несколько заданий на повторение первого блока «Общество».

Решение части А на ЕГЭ

А1. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом
  2. обществом
  3. системой
  4. очередью




Рассуждаем.

Что такое конгломерат? Хаотичное скопление лиц. Мы знаем, что в обществе все процессы упорядочены ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, любое явление отражается на других, хаоса в социуме нет. Ответ 1 не верен.

Система? Мы не видим таких терминов, как институт, элементы, подсистемы, следовательно нет.

Очередь? Бытовая характеристика, к такому сложному определению не применима. Не правильно.

Итак, методом исключения – ОБЩЕСТВО! Определение корректное, соответственно верный ответ 2.

А2. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  1. наукой
  2. искусством
  3. образованием
  4. творчеством

Думаем. Речь идет о духовной сфере.

Наука – создание нового знания, а не приобщения к старым, не подходит!

Искусство – форма эстетического освоения окружающего мира, приобщением к знаниям это назвать сложно. Скорее, это форма творчества, создания нового.

Творчество – это характеристика любой деятельности человека!

А вот ОБРАЗОВАНИЕ подойдет, ведь в школе мы получаем уже открытое до нас и известное знание. Верный ответ 3.

А3. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

Вспомним, что хорошо и полезно для одного общества, плохо для другого. Развитие одной культуры может нарушать традиционный путь другой. Действительно,

прогресс – противоречивое явление. А верно.

Условность – похожая характеристика, прогресс легко переходит в регресс. Например, ведущие страны создали свое могущество на ограблении колоний – слабых стран, для которых это закабаление было безусловным регрессом. Итак, Б тоже верно. Ответ 3.

А4. В отличие от природы, общество

  1. является системой
  2. находится в развитии
  3. выступает в качестве творца культуры
  4. развивается по собственным законам

Рассуждаем!

И природа и общество – системы, развивающиеся по своим законам (линейного развития по Марксу, например и эволюции). Вариант 1 не верен.

Природа также как общество, находится в развитии. Исчезновение одних видов, появление других – характерная черта. Обществу также характерна динамика. Одни институты отмирают (кровная месть), другие появляются (государство). 2 не верно.

Творит культуру? Да! Только общество создает культуру – это его отличительный признак!

О развитии по собственным законам уже сказано.

Верен вариант 3.

А5. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

Сразу обращаем внимание на маркер ВСЕ. Такие исключающие формулировки, как правило, подсказывают, что вариант не верен (ТОЛЬКО, НИКАКИЕ, НИКОГДА, ЛЮБОЕ). Общество настолько сложное явление, что в нем возможны любые процессы и причины. Также глобальные процессы могут обуславливаться и глобальными проблемами, техническим развитием.

А не верно!

Формулировка Б корректна, действительно, интернет (средство массовой коммуникации) позволяет общаться с людьми на другом конце света, соединяет мир.

Верный ответ 2.

Таким образом, мы коротко повторили первый блок «Общество»!.

Общественный прогресс его критерии и понятие

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс — это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Напомним, что одним из признаков СИСТЕМЫ является ДИНАМИКА – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института ОБРАЗОВАНИЯ.

Посмотрим на другие важные институты – СЕМЬЯ, ГОСУДАРСТВО, представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним).

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для традиций другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

А с точки зрения норм одной из мировых религий – ислама, социальное равенство мужчины и женщины, принятое в демократических западных обществах неприемлемо.

Революция – резкое качественное изменение общественных отношений, отражающееся на всех СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним). Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от государства, и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина). РЕВОЛЮЦИЯ в политическом смысле исходит от народа.

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной философии. Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к коммунизму (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой цивилизации, параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа исторических обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из КОДИФИКАТОРА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило. Соответственно:
«Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.

Далее, вспомним, что прогресс и регресс для каждого общества проявляются по-разному, противоречивы. Отвечаем на первый вопрос, сохраняем начало его формулировки (пишем то, что от нас хотят увидеть!):

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1.  Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Тест по обществознанию (11 класс) по теме: Тест по теме «Общество», 10-11 кл

Тема : « Общество»            В 1

A1. Характерной чертой индустриального общества является

    1)широкое использование внеэкономического принуждения к  труду          

    2)слабость и неразвитость демократических институтов          

    3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным          

    4)преобладание частной формы собственности        

A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

    А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.     Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

    1)наукой            2)искусством         3)образованием   4)творчеством        

A4. . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз вития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере ворот, формируется массовое производство.

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A5. . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер ждают его противоречивость.

 Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран ностью окружающей среды.

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A8. Верны ли следующие суждения?

     А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в  результате обострения классовой борьбы неизбежно должен  быть заменён на строй социалистический, а потом и    

     коммунистический».

     Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под  воздействием:

  1. высших непознаваемых сил                                                      2) экономических процессов
  1. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д.              4)изменений в культурной жизни обществ

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,

     наций, религиозных сообществ осуществляется:

  1. в экономической сфере 2) в политической сфере      3) в духовной сфере     4)в социальной сфере

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий
  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
  4. на культурную среду

A12. . Верны ли следующие суждения?

     А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку  больше последней».

     Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

     1)является системой                                               2)находится в развитии          

     3)выступает в качестве творца культуры           4)развивается по собственным законам        

A14. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

     1)добывающей промышленности           2)обрабатывающей промышленности          

     3)сельского хозяйства                                   4)информации и информационных технологий        

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

     А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

     Б. Все глобальные проблемы являются следствием   экономической интеграции.

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A16.         Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только   совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом     2) обществом     3) системой        4)очередью

А17.  А. Тойнби сформулировал закон:

1)единства и борьбы противоположностей                     2)смены общественно-экономических формаций

  1. классовой борьбы                                                                 4)«вызов — ответ»

A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был

1)А. Камю      2) Д. Белл          3) О. Шпенглер        4)Г. Плеханов

A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?

     1)национальное самосознание                         2)федеративное государственное устройство          

     3)наличие национальной армии             4)разделение властей        

A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?

     1)преобладание рутинных технологий                                      2)быстрое развитие промышленности          

     3)внедрение в производство научных достижений            4)интенсивное развитие информационных технологий

A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

 1)истощении природных ресурсов                           2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты        

 3)формировании сети международных террористических организаций            4)росте культурного многообразия        

 A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

     А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других  ее сферах.          

     Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.        

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

A23. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

     1)систему          2)часть природы   3)материальный мир          4)цивилизацию        

A24. К глобальным проблемам современного мира относится

     1)возникновение новых межгосударственных объединений            2)завершение промышленного переворота          

     3)существенный разрыв между уровнями развития регионов  планеты             4)интенсивное развитие науки        

A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

     А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.          

     Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.        

    1)верно только А           2)верно только Б         3)верны оба суждения          4)оба суждения неверны

Часть В.

Общество

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

традиционное

информационное

……….

В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Ответ________________

В 3. Установите соответствие между  формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

А) разрушение основ существующего социального строя

Б) активное политическое действие народных масс

В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ общества

  1. Реформа
  2. Революция

Ответ__________

В4. Найдите в приведенном списке черты восточной цивилизации. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Уход во внутреннюю духовную жизнь
  2. Приоритет экономики в решении общественных проблем
  3. Созерцательное отношение к природе
  4. Ускоренный темп жизни
  5. Строгость поведенческих регуляторов
  6. Разнообразие и быстрая смена художественных стилей

Ответ____________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.  Определите, какие предложения  носят:  1) фактический характер ;   2) характер оценочных суждений

  (А) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (Б) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что это арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Г) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Ответ__________

В6. Прочитайте приведенный ниже текст,  в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«______(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _______(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ______ (3). Глобализация — _______ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ______ (5) общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______ (6). »

А) диалог культур

Б) разделение труда

В) общество

Г) глобализация

Д) противоречивый

Е) массовая культура

Ж) сельское хозяйство

З) информационное

И) компьютер

Ответ____________

В 7. Найдите в приведенном списке общественные явления. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Возникновение государства
  2. Генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
  3. Создание новых лекарственных препаратов
  4. Формирование наций
  5. Способность человека к чувственному  восприятию мира

Ответ_______________

Тема Общество

Ответы:

Вариант 1

1

4

2

1

3

3

4

4

5

2

6

1

7

3

8

4

9

2

10

4

11

3

12

4

13

3

14

4

15

1

16

2

17

4

18

3

19

1

20

1

21

2

22

2

23

1

24

3

25

1

В1

Индустриальное

В2

Стагнация

В3

22121

В4

135

В5

2112

В6

ГБЕДЗА

В7

134

26 Понятие развития. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Принцип развития означает такое изменение объекта, которое характеризуется необратимостью, переходом к качественно новому состоянию, появлением новых структурных элементов, функций, свойств. Понятие развития уже понятия движения, которое есть всякое изменение вообще. Развитие есть единство и борьба прогрессивной и регрессивной сторон объекта. Победа прогрессивной линии в этой борьбе способствует сохранению и совершенствованию объекта, победа регрессивной — ведет к его деградации.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает данный прогресс.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение — это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращ движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя., проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, т.о., сущ как характеристика движ в какой-либо устойчивой форме. Каак бы не изменялся предмет, но пока он сущ, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой.

Абсолютный покой невозможен.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная… Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК — хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Прослеживание связей между различными формами движ материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соотв им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с сосотоянием Вселенной как целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни атомов ни соотв им форм движения. Хим и физ формы движения возникли на опред уровне развития Вселенной. Также на опр этапе косм эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникнов жизни,т.е биол формы движения. В этом смысле жизнь надо расматривать как космическое явление. В свою очередь только пройдя длшит этап эволюции, жив природа смогла породить социально организованную материю., и тогда возникла социальная форма движ.

Совр наука показывает, что наша астрономическая вселенная, мир, в кот мы живем, по-видимому, явл только одним из возможных миров. Причем уже в особенностях взаимод. элементарных частиц заложены опр предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм движения. (мировые константы)

В соврем космологии указанные идеи входят в содержание так называемого антропного принципа, согласнокот наш мир устроен таким образом, что допускает возможность появл человека как закономерного итога эволюции материи. Но возможны и др миры, с другими мир константами. Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие формы движ материи, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и чел общество предстают как такая форма организации материи, кот обусловлена свойствами целого нашей Вселенной, фундаментальными характеристиками космоса.

Мировое развитие являет собой заклномерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движ силу общ прогресса.Всемирная история постоянно выдвигала пробл противоречий общ прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, прерворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движ человечества от одних форм своей соц организации к другим, более совершенным.

Критерий прогресса — общественно историческая практика, в кот выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производ сил как высшего критерия общ прогресса. Главное в произв силах — это человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, кот опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производ сил человечества означает прежде всего развитие богатства чел природы как самоцель”. Действительным ядром общ прогресса выступают способ производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм, обозначает как специф свойства чел природы так и оценку этих свойств как высшего начала общ жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

19 Понятие прогресса и регресса, их соотношение

Прогресс и регресс — (лат. progressus — движение вперед и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.

Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса — движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие П. соотносительно понятию регресса — такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества П. традиционалистски трактовался как социальный П. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности.

Морфологический регресс — это упрощение в строении организмов того или иного вида в результате мутаций.

20 Раскройте соотношение техники и науки

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира

ТЕХНИКА (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

Развитие Т. на основе широкого использования научных знаний — главное условие научно-технического прогресса. Таким образом, непременное условие развития Т. и, следовательно, материального производства — обеспечение опережающего развития науки по отношению к технике, практике. В то же время именно производство, его потребности и запросы оказывают решающее воздействие на развитие науки. Технический уровень производства обусловливает степень использования науки, определяет готовность технической базы производства к реализации новых научных идей. Вместе с тем материально-техническая база производства создаёт также материальную базу самих научных исследований, оказывает решающее влияние на качественный уровень научных экспериментов, на степень «индустриализации» науки.

34. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции – яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности.

Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

26 Понятие развития. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Принцип развития означает такое изменение объекта, которое характеризуется необратимостью, переходом к качественно новому состоянию, появлением новых структурных элементов, функций, свойств. Понятие развития уже понятия движения, которое есть всякое изменение вообще. Развитие есть единство и борьба прогрессивной и регрессивной сторон объекта. Победа прогрессивной линии в этой борьбе способствует сохранению и совершенствованию объекта, победа регрессивной — ведет к его деградации.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает данный прогресс.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение — это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращ движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя., проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, т.о., сущ как характеристика движ в какой-либо устойчивой форме. Каак бы не изменялся предмет, но пока он сущ, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой.

Абсолютный покой невозможен.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная… Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК — хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Прослеживание связей между различными формами движ материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соотв им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с сосотоянием Вселенной как целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни атомов ни соотв им форм движения. Хим и физ формы движения возникли на опред уровне развития Вселенной. Также на опр этапе косм эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникнов жизни,т.е биол формы движения. В этом смысле жизнь надо расматривать как космическое явление. В свою очередь только пройдя длшит этап эволюции, жив природа смогла породить социально организованную материю., и тогда возникла социальная форма движ.

Совр наука показывает, что наша астрономическая вселенная, мир, в кот мы живем, по-видимому, явл только одним из возможных миров. Причем уже в особенностях взаимод. элементарных частиц заложены опр предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм движения. (мировые константы)

В соврем космологии указанные идеи входят в содержание так называемого антропного принципа, согласнокот наш мир устроен таким образом, что допускает возможность появл человека как закономерного итога эволюции материи. Но возможны и др миры, с другими мир константами. Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие формы движ материи, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и чел общество предстают как такая форма организации материи, кот обусловлена свойствами целого нашей Вселенной, фундаментальными характеристиками космоса.

Мировое развитие являет собой заклномерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движ силу общ прогресса.Всемирная история постоянно выдвигала пробл противоречий общ прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, прерворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движ человечества от одних форм своей соц организации к другим, более совершенным.

Критерий прогресса — общественно историческая практика, в кот выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производ сил как высшего критерия общ прогресса. Главное в произв силах — это человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, кот опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производ сил человечества означает прежде всего развитие богатства чел природы как самоцель”. Действительным ядром общ прогресса выступают способ производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм, обозначает как специф свойства чел природы так и оценку этих свойств как высшего начала общ жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *