Проблемы воспитания: Методический материал «Проблемы современного воспитания в России» – Вы точно человек?

Методический материал «Проблемы современного воспитания в России»

ГБОУ СПО ЕПК КК

Доклад по классному руководству:

«Проблемы современного воспитания в современной России»

Подготовила:

Студентка Ш-21 группы

Тур Анастасия

2015, Ейск

Введение

Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее, когда начинается обсуждение вопроса, в чем же суть этих не-соответствий, или «разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать, чтобы их устранить. Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Логично было бы рассмотреть отдельно две проблемы. Первая — это проблема воспитания общества, вторая- проблема образования все того же общества современной России. В этих проблемах объектом исследования будет выступать само общество, а предметом исследования – система обучения и воспитания.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях под-готовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению 

академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Современные методы воспитания

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Авторитарные методы воспитания детей Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей. Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять. В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире. В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви. Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Цели воспитания

Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

Проблемы воспитания в современном обществе

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную — у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является — идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно — потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения — верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит. Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество не имеет норм, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.

Сейчас Россия обладает минимумом рабочих, рабочим быть не модно, заводы в большей степени стоят, нет крестьян — появились фермеры, и то не понятно, на кого они работают. В основном вся страна продаёт, посредничает, ворует, стоит у церквей и просит милостыню, можно ещё привести ряд «новых» так называемых профессий. У нас сейчас все если не юристы, то экономисты, если не банкиры, то страховые агенты, а остальные в промежутках между теми и теми. Мы перестали замечать, что потребительское отношение к окружающему миру и друг к другу искажает у нас чувство времени. Всё это приводит к разрушению межличностных связей у людей разных поколений, а самое страшное, что такие разрушительные процессы происходят в молодёжной среде. Такое разрушение молодёжной среды грозит разрушению всего общества. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип — не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.

Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»

Цели и задачи:

— прививать детям культуру поведения;

— желание употреблять в своей речи вежливые слова.

Предварительная работа

Подготовка инсценировок стихотворения по теме классного часа.

Ход классного часа

Обсуждение стихотворения А.Барто

— Послушайте стихотворение А.Барто про одного школьника и подумайте, можно ли этого мальчика назвать вежливым.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»

Вопросы для обсуждения:

— Какие слова употребляет герой при встрече и прощании?

— А какие слова надо говорить?

— Что такое «вежливость?» (это уважительное отношение к другим людям)

— Для чего нужно быть вежливым человеком?

— Назовите противоположное вежливости качество. (хамство)

— Приятно ли общаться с хамом?

Проигрывание ситуаций

Педагог организует работу в командах. Задача команды – инсценировать одно из стихотворений. После инсценировок дети обсуждают разыгранные ситуации. Первая команда инсценирует стихотворение С.Михалкова «Лапуся».

Я не знаю, как мне быть —

                        Начал старшим я грубить.

 

                        Скажет папа:

                                    — Дверь открыта!

                        Притвори ее, герой! —

                        Я ему в ответ сердито

                        Отвечаю:

                                — Сам закрой!

 

                        За обедом скажет мама:

                        — Хлеб, лапуся, передай! —

                        Я в ответ шепчу упрямо:

                        — Не могу. Сама подай! —

 

                        Очень бабушку люблю,

                        Все равно — и ей грублю.

 

                        Очень деда обожаю,

                        Но и деду возражаю…

 

                        Я не знаю, как мне быть —

                        Начал старшим я грубить.

 

                        А они ко мне:

                                     — Голубчик,

                        Ешь скорее! Стынет супчик!.. —

                        А они ко мне:

                                     — Сыночек,

                        Положить еще кусочек? —

                        А они ко мне:

                                     — Внучок,

                        Ляг, лапуся, на бочок!..

— Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? (ответы детей)

— Об этом мы можем узнать из следующего стихотворения.

Вторая команда инсценирует стихотворение А.Барто «Признание».

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

 

Он всех, в один несчастный день,

Чуть не довел до слез.

Его зовут — стоит как пень,

Как будто в землю врос.

 

— Смотри не пей воды сырой! —

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

 

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

 

— Придешь обедать к трем часам,—

Ему сказала мать.

Он пробурчал: — Я знаю сам…—

А сам явился в пять.    

 

— Ну что с тобой, Андрюшенька? —

И сын при знался ей:

— Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

— Почему не слушался Андрюша?

— Действительно ли он выглядел взрослее? Почему? (ответы детей)

Третья команда инсценирует стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый Индюк»

Поселился 
В доме 
Вдруг 
Очень Вежливый Индюк. 

Раз по тридцать в день, 
Не реже, 
Он кричал: 
— Эй вы, невежи! 
Заходите, что ли, в гости — 
Поучиться 
Веж- 
ли- 
вос- 
ти! 
Я и сам, — кричал Индюк, — 
Доктор Вежливых Наук, 

И жена моя — пример 
Замечательных манер: 
Даже, когда спит она, 
Видно, что воспитанна! 

Не стесняйся ты, Осел! 
Заходи, садись за стол! 
Что же ты молчишь как рыба? 
Говори: «Приду, спасибо!» 
Ты не будь свиньей, Свинья. — 
Ждет тебя 
Моя семья! 
Только раньше бы 
Умыла 
Ты свое свиное рыло! 

Как ни бился он, 
Однако 
К Индюку никто не шел — 
Ни Корова, 
Ни Собака, 
Ни Хавронья, 
Ни Осел! 

Посинел Индюк от злости: 
— Не идут, нахалы, в гости! 
Зря пропали все труды! 
Все они — балды-балды! 

И добавил 
С высоты 
Своего величия: 
— Не усвоили, 
Скоты, 
Правила приличия!

— Что вы можете сказать про Индюка?

— Почему к нему никто не шёл? (ответы детей)

Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился»

Иногда бывает, что девочка или мальчик в школе ведут себя вежливо, культурно, а дома превращаются совершенно в других детей.

Послушайте эту историю и расскажите, как же все узнали истинное лицо Ирочки.

Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка тотчас же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить «здравствуйте, ребята!» и захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:

— Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.

— Вот ещё! — отказалась Ирочка. — Мне некогда! Отстань! Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: «Отстань!», «Некогда мне!» или «Вот ещё!». Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла в школу. Одноклассники окружили Ирочку:

— Ну-ка спроси своего попугая что-нибудь! Пусть ответит.

— Сейчас спрошу. Только вы не шумите, — приказала Ирочка и сказала попугаю: — Поздоровайся с ребятами, Чико!

А попугай, вместо того чтобы сказать «здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:

— Отстань!

Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая:

— А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на Ирочку и проскрипел:

— Вот ещё!

— А как собачка лает? — чуть не плача, спросила Ирочка. — Полай собачкой, Чико!

— Очень нужно! Мне некогда! — прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.

Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась:

— Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь.

— Как не хочет? — возразил Ирочке вожатый Витя. — Он нам очень многое сказал. Молодец, Чико!

Обсуждение рассказа

Составление плана вежливости

— Все мы живём в обществе, рядом друг с другом, поэтому необходимо жить в миреи согласии и протягивать руку помощи друг другу. – Я вам предлагаю поработать в командах и составить правила вежливости.

Учитель совместно с детьми записывает на доске правила.

Первое правило: всегда говори вежливые слова.

Учитель читает стихотворение «Добрый день»

День был серый, непогожий,
Над землёй густела тень.
— Добрый день!
Сказал прохожий.
Я ответил: 
— Добрый день!

После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым 
У меня.

Правило второе: если кого- то обидел, то извинись.

Учитель читает стихотворение «Вежливость»

Наступила мышка на ногу слону. 

Две минуты с лишком слон не мог шагнуть. 

Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то! » 

Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста! » 

Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает. 

Вежливость тоже от боли помогает.

Правило третье? Если допустил ошибку, то попроси прощения.

Учитель читает стихотворение «Простите»

Папа разбил 
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой 
Нахмурились сразу.


Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите»,- сказал.


И мама молчит,
Улыбается даже…
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…


«Простите!» Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

Обсуждение рассказа

Волшебные слова не стоит забывать, но все же главное – поступки. Ведь может случиться такое…

В реке плавали две рыбы, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда не возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.

— Это мой, это мой червяк, я его первая заметила,-закричала маленькая рыбка, и стала грубо хвостом отпихивать от червяка большую рыбу.

— Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье,-сказала рыба и вежливо уступила червяка.

— Правильно,-сказала рыбка,-маленьким надо уступать. А сама при этом подумала:до чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если бы понадобилось, отняла бы силой.

Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновение рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:

-Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?

Только теперь догадалась рыба, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в ухе вариться…

— что же спасло большую рыбу?

— А вы в жизни уступаете маленьким?

Подведение итогов

Учитель обобщает все ситуации классного часа и напоминает детям о нормах поведения в обществе.

— Закончить занятие я хочу такими словами М.Сервантеса «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

29. Основные проблемы воспитания в современное время и пути их преодоления

В высокоразвитых странах мир школьников переполнен вещами — многие имеют видеоигры, видео-, аудиотехнику, собственный компьютер и пр. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Реже становится участие детей в конкретной трудовой деятельности. Меняется повседневная жизнь школьника. Она регламентирована рутиной школьных занятий, которые становятся все более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются ребячьи компании, усиливается одиночество ребенка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты на себе.

Более ранним становится половое созревание. Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников.

Ошибки в семейном воспитании:

  • а) во- первых, не осознается исключительная, незаменимая роль семьи в формировании личности детей.

  • б) во- вторых, происходит ПОДМЕНА воспитания назиданиями, поучениями, сообщением правил, которые надо запомнить и безоговорочно выполнять.

  • в) в-третьих, неумение и боязнь конкурировать с потребительской модой, групповыми нормами микросреды, противостоять в необходимых случаях их давлению и формировать детей позицию осознанно противостояния негативным его аспектом.

  • г) в-четвертых, неумение и боязнь обсуждать с детьми острые вопросы прошлого и настоящего страны, вины общества за существенную часть аномальных проявлений в среде несовершеннолетних и молодежи.

  • д) в-пятых, самоизоляция от взаимодействия с другими институтами социального воспитания ( с детским садом, школой)

Ошибки, связанные с неправильным представлением о месте детей в жизни родителей, принципах взаимодействия с ними:

  • — зачастую отношения к детям родители строят на началах гиперопеки

  • — многие негативные последствия  для детей и родителей связаны с неумением правильно соотнести доверие, уважение и контроль. Но один только контроль за детьми не исчерпывает проблемы

Влияние родителей на поведение детей в конфликтных ситуациях:

  • Стиль семейного воспитания

  • Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях

В связи с этими проблемами все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В школах должны работать специалисты – психологи. Необходимо повышать конфликтологический уровень педагогов. Разрабатывать новые методики обучения детей в школе и воспитания дома. Необходимо совершенствовать школьные программы, проводить специальные занятия по нравственному воспитанию.

Актуальные положения воспитательных концепций:

  • — реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

  • — создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

  • — всестороннее и гармоничное развитие личности;

  • — социализация личности гражданина России;

  • — формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;

  • — становление социально активной жизнестойкой личности;

  • — формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;

  • — формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;

  • — возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Правила для учителя(гуманистическая парадигма):

1. Демонстрировать доверие детям.

2. Помогать детям осознавать себя, свои интересы, склонности, способности, потребности,

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия, учебной и внеучебной работы, общения.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального, теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Проблема воспитания. Особенности воспитания мальчиков и девочек

Воспитание маленького человека является достаточно ответственным и сложным процессом, в который вовлекаются все: педагоги, родители, общество.

Во все времена проблема воспитания стояла очень остро, ее пытались решить и специалисты, и родители, и общественные деятели, разрабатывая рекомендации и научные труды.

проблема воспитания

Но и по сейчас не найдено верного единого решения. Ведь каждый малыш – индивидуальность со своим характером: возбудимый или спокойный, усидчивый или непоседливый, поэтому невозможно выработать единый рецепт воспитания. Можно только, используя общие фундаментальные принципы, применить к ребенку индивидуальный подход, согласуясь с его врожденными особенностями.

Что такое воспитание

В современной педагогике разделяют два смысловых определения воспитания: широкий и узкий.

Понятие «воспитание» в широком смысле определяют как систематический целенаправленный процесс совместного воздействия учителей и родителей на обе стороны человека, физическую и духовную, таким образом, чтобы развить личность, подготовить к жизни в обществе и участию во всех сферах деятельности: культурной, производственной, общественной. Иными словами, воспитание предусматривает передачу ребенку накопленного общественного опыта и семейных традиций.

При этом отмечается, что не стоит забывать о том, что на формирование и развитие личностных характеристик большое влияние оказывает окружающая культурная среда и обстановка, в которой находится человек вне семьи и школы.

Понятие «воспитание» в узком смысле включает в себя развитие под руководством педагогов и членов семьи характера, нравственно-этической позиции и положительных качеств социального поведения члена общества.

Подростковое воспитание

В период с одиннадцати до восемнадцати лет в организме ребенка происходят серьезные изменения: гормональный фон заставляет взрослеть физически. Одновременно он же оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей, они взрослеют.

В связи с этим воспитание подростков является довольно трудной задачей, с которой, к сожалению, способны справиться не все: требуется много терпения, внимания и понимания со стороны взрослого окружения.

Изменения детской психики имеют чаще всего следующие особенности:

  • действительность воспринимается максимально критически;
  • образцами для подражания становятся новые, не всегда положительные кумиры;
  • поведение подвержено частой смене настроений;
  • по различным вопросам формируется свое личное мнение;
  • в зависимости от воспитания и среды проживания может появиться тяга к преступлениям, употреблению наркотиков, стойкое отсутствие аппетита и иное.

Но серьезная проблема воспитания возникает не с каждым подростком, и это связано не только с индивидуальными врожденными качествами ребенка. Большое значение в этом имеет предшествующее воспитание и отношения между членами семьи.

понятие воспитание

Если у ребенка было достаточно любви, родительской теплоты, заботы и объятий, но вместе с тем родители не потокали его капризам, то у ребенка вряд ли возникнет мысль заняться преступной деятельностью или забыться.

Также большую роль играет то, насколько доверительно и демократично родители общались с малышом. Чем более близкими были отношения, тем более велика вероятность, что они сохраняться и у подростка, что позволит ему делиться с родителями своими переживаниями.

Поэтому, пытаясь ответить на вопрос о том, как воспитать подростка, не нужно забывать, что этот процесс начинается задолго до прихода проблемного возраста. Общая рекомендация в помощь родителям — стать для подростка примером.

Важность семейного воспитания

Очень часто дети своей манерой поведения заставляют родителей впадать в ступор: они просто не знают, что делать дальше. И одной из таких черт характера ребенка является истерика.

Некоторые пытаются решить вопрос криком, а другие применяют физическое воздействие. Только результат обычно бывает нулевым, и в схожей ситуации все повторяется.

Чаще всего причиной такого поведения бывают проблемы семейного воспитания, то есть несогласованность и непоследовательность действий взрослых, непосредственно влияющих на развитие малыша. Это может выражаться в следующем:

  • один раз разрешили что-то сделать, а во второй – запретили;
  • понижение авторитета;
  • один член семьи разрешает громко включать телевизор (топать по лужам, прыгать по кровати, не доедать обед, поздно ложиться спать и так далее), а другой – нет.

Происходит это опять же потому, что каждый член семьи рос и воспитывался в разных условиях и выработал свои принципы и правила.

как воспитать

Таким образом, каждый пытается проводить процесс воспитания по-своему, самолично. Никто не отменял личный взгляд на вещи и здесь, но чтобы не навредить малышу, важно без конфликтов всем согласовать свои действия: обсудить точки зрения, выработать общие подходы, обсудить ситуации.

Организация процесса воспитания

Уже давно доказано, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от отношений и воспитания в семье, которые являются фундаментальной основой всей последующей жизни. И от надежности и крепости этого фундамента будет зависеть отношение человека к различным жизненным ситуациям.

воспитание подростков

Поэтому важно выстраивать отношения так, чтобы проблемы семейного воспитания сходили на нет, решались мирным путем и оказывали наименьшее влияние на ребенка.

Воспитательный процесс проще всего проходит в многодетных семьях, так как внимание родственников распределяется равномерно, и старшие смотрят за младшими. В большой семье происходит естественная адаптация к общению и жизни в коллективе, приучение к заботе и дружбе.

Состав и структура семьи имеют для ребенка первостепенное значение. Никакие бабушки и дедушки не заменят маму или папу. Поэтому особого внимания требует процесс воспитания в неполных семьях.

Когда ребенок осознает такое положение, это становится болезненно, он может замкнуться. Важно оберегать ребенка от взрослых амбиций и конфликтов и постараться окружить его еще большим вниманием.

Патриотическое воспитание

Несколько лет назад в силу различных обстоятельств произошло ослабление внимания к патриотической работе со стороны государства. Как следствие, меньше внимания данному вопросу стало уделяться в садиках, школах и вузах.

Но теперь положение меняется, и вопрос о том, как воспитать патриотическую личность, снова становится актуальным.

В педагогике патриотизм определяется в качестве важнейшей ценности, которая выражается не только в историко-культурном и военно-идеологическом аспектах, но и как духовно-нравственная и социальная характеристика.

Реализацией воспитания патриота способствуют:

  • опытно-исследовательские работы по истории военных лет;
  • организация школьных музеев;
  • приобщение детей к работе с ветеранами и другое.

Но противоречия и одновременно проблемы патриотического воспитания проявляются в том, что при желании проводить эту работу учебные заведения не имеют достаточно условий и возможностей для ее реализации.

Это касается не только материально-технической базы, но и своевременного обновления методических пособий, налаживания контактов с семьями по данным вопросам. Также крайне не хватает подготовленных специалистов и наиболее обширного освещения вопросов патриотизма средствами массовой информации.

Актуальные проблемы воспитания

Современная педагогика подразделяет воспитание на четыре вида:

  1. Диктатура — систематическое подавление старшими по возрасту детьми или взрослыми достоинства, личностных качеств и инициативы. Как результат — сопротивление, страхи, отсутствие уверенности и понижение самооценки, нежелание что-либо делать.
  2. Невмешательство (бездействие) — предоставление ребенку полной свободы. Проблема воспитания по данному методу состоит в том, что вырабатывается отстраненность от семьи, недоверчивость и подозрительность.
  3. Гиперопека — представляет собой полное обеспечение ребенка и при этом ограждение его от возникающих трудностей. Используя этот метод, родители воспитывают эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, слабость при принятии решений.
  4. Сотрудничество — основано на общности интересов, поддержке, совместной деятельности. Такой стиль приводит к самостоятельности, равенству, семейному объединению.

Обычно в семьях проявляется столкновение всех стилей, что и есть главная проблема воспитания.

современные детиДля ее решения важно понять, что необходимо использовать все стили. Но только их симбиоз, а не конфронтация дадут возможность избежать еще больших проблем.

Как воспитывать мальчиков

Почти у всех родителей сыновей возникает вопрос о том, как вырастить мальчика порядочным и мужественным человеком.

Многие даже не подозревают, как важна сыну забота и любовь папы, а не только мамина. Мужчины считают, что не должны проявлять такие чувства, а между тем они снимают напряжение и позволяют отношениям быть искренними.

В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные дети, как никогда, нуждаются в общении с родителями.

Для мальчика становится необходимостью сходить с папой в парк, покататься на велосипеде, смастерить скворечник, помочь маме, да мало ли еще мужских занятий можно найти! Важно также общение со старшим поколением. Такая преемственность даст возможность перенести этот стиль и в свою семью в будущем.

Также для развития мальчика полезными будут занятия в спортивных или туристических секциях, что позволит укрепить не только и не столько здоровье, сколько характер.

Воспитание девочки

Не секрет, что особенности воспитания мальчиков и девочек несколько различаются, и связано это не только с половой принадлежностью, но и с жизненными задачами.

Девочка старается во всем походить на маму, которая является для дочери примером. У нее она учится общаться с мужем, мужчинами и окружающими, заниматься ведением домашнего хозяйства, принимать гостей, проводить праздники и многое другое. Поэтому маме важно следить за своей манерой говорить и производимыми действиями.

процесс воспитания

Также влияют на воспитание друзья, родственники и знакомые. Важно подчеркивать в глазах девочки положительные качества, достоинства людей и то, что мама хотела бы видеть их у дочери. Она обязательно постарается выполнить желание мамы.

Воспитание подростков требует особого внимания. Нужно стараться ненавязчиво быть в курсе интересов дочери в этом возрасте, знать круг ее друзей и приятелей, чтобы в случае необходимости указать на недостатки и скорректировать ее привязанности. Для этого можно обратить внимание девочки на героев книг или фильмов.

Также важным для будущей хозяйки является занятие рукоделием, домашними делами, готовкой. У мамы она может научиться ухаживать за собой, стилю и вкусу в вещах.

Особая роль отводится в воспитании девочки папе, он должен, как и маме, дарить ей цветы, подавать руку, поздравлять с праздниками, говорить комплименты и другое. Это избавит дочь в будущем от страхов и комплексов общения.

Теоретические основы воспитания

Теория и методика воспитания хоть и призваны решать одну и ту же задачу, но подходят к этому совершенно разными методами.

Теория воспитания подразделяется на три основные группы (остальные являются их производными):

  1. Биогенная. Это направление строится на том, что свойства личности являются наследственными и почти не подвержены изменению.
  2. Социогенная. Утверждается, что на развитие личности влияют только социальные факторы.
  3. Поведенческая. Считается, что личность есть умения и поведенческие привычки.

Видимо, справедливым будет утверждение о том, что истина содержится где-то посередине.

Методики и стили воспитания

За все годы существования психологии и педагогики было предложено множество стилей и методов воспитания, наиболее популярные рассмотрим подробнее.

проблемы семейного воспитания

Современные дети в Японии воспитываются на принципах разделения на временные отрезки, в каждом из которых развивается определенный набор качеств. До пяти лет позволяется абсолютно все, а по достижении этого возраста и до пятнадцати лет ребенок ставится в жесткие рамки, нарушение которых вызывает семейное и общественное порицание. По прошествии пятнадцати лет человек считается достаточно взрослым для общения на равных.

С шестидесятых годов прошлого века не убывает популярность методики Никитиных, которая берет раннее физическое развитие детей как основу для гармоничного воспитания.

Не менее используемая Вальфдорская методика по воспитанию детей основывается на духовно-творческом развитии и использовании только натуральных материалов.

Воспитательная методика Гленна Домана считается методом раннего развития малышей и рецептом, по которому воспитываются гении. Основой этого метода является развитие с самого рождения. Система требует от родителей много времени и самодисциплины, но в итоге дает поразительные результаты.

Методика по воспитанию Марии Монтессори является еще одной широко применяемой системой. Данный метод заключается в побуждении ребенка к самостоятельным действиям, анализу и коррекции ошибок. В игре он сам решает, чем и сколько заниматься, а функции педагогов заключаются в помощи ребенку делать все самому.

Главным для всех направлений является систематичность занятий и следование одной системе, а не прыжки по разным методам.

Статья: «Проблемы воспитания современных детей»

«Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями»

Иммануил Кант

В каждое столетие в любой отдельной эпохе существовали проблемы воспитания. В наши дни количество правонарушений среди несовершеннолетних выросло в несколько раз. Грубость и ненормативная лексика среди детей стало явлением довольно частым.

В наши дни мы спокойно можем пройти мимо чужой беды. Вместо того чтоб помочь человеку попавшему в несчастье снимаем на телефон и выставляя в интернет. Одной из самых важных проблем в воспитании нового поколения это проблема равнодушия и очерствения общества.

Что могло вызвать вышеперечисленные проблемы? Может показаться странным, но это повышения уровня жизни. В отличии от наших предков, современные дети живут в довольно комфортных условиях .Им доступны различные гаджеты, есть возможность отправиться в путешествие. К сожалению, современные родители, прежде всего ставят перед собой цель обеспечить ребёнка, а не воспитывать.Но ребёнку в первую очередь нужно родительское воспитание, которое в состоянии дать далеко не каждый современный родитель.

Ребёнок испытывает недостаток внимания со стороны взрослых, он страдает от недостатка общения прямого ,тактильного и эмоционального, которого не может заменить дорогая игрушка или компьютер. Сейчас многие родители работают по выходным, а их дети предоставлены сами себе. В заботе о материальном благосостоянии семьи родители теряют контакт с собственным ребёнком.

Воспитание современных детей должно быть особенным. Современные дети очень сильные и целеустремлённые, но они очень нуждаются помощи родителей, они учатся всему благодаря подражанию ,а не страху. Воспитательный процесс зависит от тенденций современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей, если ребёнок видит вокруг уважение, то он научится уважать. Если он живёт среди грубости и насилия, он будет то же делать с окружающими.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений Отсюда следует вывод: Школа и дошкольное учреждение обязаны содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители воспитанников.

Взаимодействие дет. сада и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Главное условие взаимодействия дет.сада, школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.

Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать. Но с этим в современном обществе дефицит.

Воспитывать — значит учить, объяснять, рассказывать и показывать ребенку что правильно, а что нет, помогать ему отстаивать новые навыки, давать поддержку в процессе обучения, поощирять за успехи, пусть даже самые маленькие, и показывать, как исправить ошибку без унижения ребенка, без навешивания ярлыков. Только так, делясь с ним своей мудростью и опытом, набравшись терпения, можно подготовить его к самостоятельной будущей жизни, когда он сможет применить все, чему вы его научили, и опереться на то, что вы в него вложили. Чем раньше уделять внимание вопросу воспитания ребёнка — тем меньше проблем возникнет в будущем. Чем больше сил, терпения и любви будет вложен в ребёнка — тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.

Литература

  • Луначарский. А.В. О воспитании и образовании /Под ред. А.М. Арсеньева.-М,1976
  • Мир детства. Дошкольник \Под ред. А.Г.Хрипковой. Педагогика.1979.
  • Маркуша. А.М.Внимание дети!- Политиздат.1979-160с.
  • Бочкова, Г. А. Одарённые дети в дошкольном учреждении

Материал на тему: «Актуальные проблемы воспитания»

Доклад

на тему «Актуальные проблемы воспитания»

выполнен для заседания методического объединения классных руководителей

Выполнила: Филатова О.Ф.

Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку, формирует идеал человека сильного, волевого, независимого, успешного, лидера (« Я могу, я сделаю, я достигну»). Наше время требует человека гибкого, разностороннего, легко и  без страха готового воспринимать и осваивать нечто для него новое, причем желательно в максимально короткие сроки, человека творческого, активного, готового брать на себя новые социальные роли, толерантного в выстраивании межличностных отношений. Школьная программа вся нацелена на взращивание такого универсального человека. Это идеал, но реалии таковы, что соответствовать этому идеалу, хотя бы приблизительно, на сегодняшний момент способны лишь единицы. 

Проблемы воспитания существовали во все времена. Однако отечественную систему воспитания многие педагоги и психологи определяют как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. Проблемы эти связаны с изменениями самого общества, с переосмыслением общественных ценностей. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

Современное общество характеризуется стремительным  расслоением. Общество утратило некогда имевшее место относительное единство. Мы достаточно сильно отличаемся материальным положением (у одного ребенка телефон за15 тыс., а у другого нет ботинок), уровнем интеллектуального развития, отличаемся уровнем личной культуры, религиозными убеждениями. Конечно, общество всегда делилось на группы, оно никогда не было абсолютно единым и не может быть, но различия между этими группами не было таким разительным. Сегодня, если ребенок не обладает  рядом общепринятых благ, он становится «не интересен» сверстникам, т.е. социуму, в котором ежедневно находится. Он в стороне, он выброшен из жизни, что ведет к замкнутости, обиде, а затем обозлению на весь мир, жестокому, противоправному поведению, иногда суицидам.

Кризис духовной культуры, «духовная скудость». Жизнь души необходима, моя жизнь души – это мои увлечения, мои интересы. Многие же сейчас не имеют никаких интересов вообще, кроме телевизора. Скучно, время как то надо проводить. Выпил  — веселее стало (пример из собственной юности про мальчишек) – пристрастие к алкоголю, наркотикам. Статистика показывает, что количество правонарушений, связанных с распитием слабоалкогольных спиртных напитков и курением, среди несовершеннолетних выросло в несколько раз. Борьба с данными правонарушениями ведется всесторонняя: школа, правоохранительные органы, медико-психологические центры, даже реклама. Однако применяемые методы оказываются малоэффективны в наши дни – причина в духовной пустоте, « я не умею ничем другим себя занять»

Еще совсем недавно грубость, ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным событием. А сегодня, услышав на улице от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием.  Одной из самых важных проблем воспитания нового поколения, на мой взгляд, стала проблема очерствения общества. Виной тому во многом средства массовой информации, с которыми школе очень трудно тягаться за силу влияния на ребенка. Индустрия Голливуда и наша собственная киноиндустрия по примеру Голливуда создает образ героя нашего времени, который идет к достижению своей цели любыми доступными ему средствами, у него своя правда и свой закон, он сам — закон и правда. Утверждается  идея выживания, борьбы за выживание, а выживает сильнейший, и он прав.  Отсюда жестокость по отношению  слабым. Ты слабый – ты ничтожество. Самоутверждение через унижение другого, более слабого, я унижаю, значит я сильный.

         Если обратиться к компьютерным играм- стрелялкам.  Играя в виртуальные игры, ребенок не только получает информацию, но учится жестокости: он учится убивать других и умирать сам. Он не испытывает боли, видя виртуальную кровь, у него притупляется чувство страха, исчезает инстинкт самосохранения. Мозг получил и обработал информацию. Возможно, считают психологи, именно здесь кроются корни детских и подростковых суицидов.

Уродливость внутреннего духовного мира характерна для многих современный детей. Они не видят и не ценят красоты. Они выросли на мультиках, типа «Губка Боб – квадратные штаны». Так рождаются вандалы.

Еще одна проблема – это уход в виртуальный мир, где все ярко, легко, где все мгновенно получается, а ведь в реальном мире все намного труднее. Ребенок отдаляется от реальности, от общества, получая возможность быстрого овладения информацией, теряет возможность живого общения. Дети не умеют общаться, не умеют играть.

Возможно, что уход виртуальный мир также связан с недостатком внимания и теплоты со стороны близких, семьи в мире реальном. Ребенок пытается восполнить пустоту. Родители большую часть времени проводят на работе, в заботе о материальном благосостоянии семьи, но при этом неизбежно теряют контакт с собственным ребенком. В виртуальном мире можно со многими общаться. Ребенок страдает от недостатка теплоты, доверия, защищенности, которые так необходимы в процессе воспитания. Недостаток общения, прямого, тактильного, эмоционального контакта ребенка и взрослого – отрицательно влияют не только на эмоциональное развитие ребенка, но и на формирование его взглядов и убеждений. Перекладывая весь процесс воспитания на плечи обучающих учреждений, родители забывают, что именно они, их личный пример поведения в реальной жизни, их отношение к окружающей жизни, формирует у детей стереотипы поведения, которые не сможет изменить ни учитель, ни воспитатель.

Главное на сегодняшний день в воспитании детей и подростков, на мой взгляд,  — пробуждение человечности. В каждом из них внутри живет человек, тот самый с заглавной буквы, большой, светлый и добрый, но он там за семью замками, он боится себя проявить,  он очень ранимый. Ведь они все способны искренне проявлять добрые чувства. Почему-то проявлять добрые чувства по отношению друг к другу нам намного сложнее , чем злые.

Проблемы современного воспитания

В наш высокотехнологичный век люди стараются воспитывать своих детей максимально правильно. Некоторые практически работают родителями, настолько ответственно они относятся к своим обязанностям.

Проблемы современного воспитания

Многие проблемы современного воспитания детей возникают именно из-за чрезмерного увлечения родителями различной педагогической литературой.

книги для родителей© Depositphotos

Существует огромное количество подходов к воспитанию ребенка. Почему эти подходы столь различны? Всё дело в том, что эти методы создавались светилами педагогики в разное время.

педагогика© Depositphotos

Макаренко, который определил способ педагогического мышления ХХ века, жил в такое время, когда режим и контроль были особенно актуальны. Именно поэтому его принципы воспитания основываются на коллективизме и самоуправлении.

ключевик картинки© Depositphotos

Актуальные проблемы современного воспитания возникают скорее оттого, что родители толком не разбираются в основах детского развития, однако пытаются применить сложные методики.

плохие отношения с родителями© Depositphotos

Какие же схемы воспитания действуют совсем плохо? Сегодня мы расскажем о трех таких принципах.

Вредные правила воспитания

  1. Свободное воспитание
    Авторитет родителей должен иметь для ребенка наивысшую важность. На формирование авторитета влияет наличие запретов, которые нельзя нарушать.

    капризный ребенок© Depositphotos

    Эти запреты нужны самому ребенку. Запреты играют роль опоры, на которую ребенок ориентируется. Они дают ощущение безопасности и определенности.

    Вседозволенность только кажется хорошей и привлекательной. Однако ребенок еще не полностью сформирован, именно поэтому ему нужны запреты, чтобы развитие прошло правильно и без проблем.

    вседозволенность порождает© Depositphotos

  2. Дружба с детьми
    Сейчас существует распространенная тенденция превращать родительские отношения в дружеские. В этом есть свои плюсы, однако они проявляются только в том случае, если дети уже достаточно взрослые.

    воспитание детей© Depositphotos

    Для маленького ребенка родительский авторитет в семье важнее всего. Родители не только должны заботиться о детях, кормить их и защищать. Их обязанностью также является ориентирование детей в нужном направлении, которое будет наилучшим для их будущего.

    Это возможно только при условии, что ребенок четко определяет своих родителей как авторитетных руководителей, наставников и воспитателей.

    Ты можешь плавно переходить от авторитета к дружбе начиная с подросткового возраста. Именно в этот период ребенку больше всего нужен именно друг, а не наставник. Его жизненный путь практически определился, и он готов сам строить свое будущее. А вот понимающего друга, которому можно доверить свои секреты, ему действительно может не хватать.

  3. Недостаток свободного времени
    Многие родители отчего-то считают, что каждую минуту свободного времени ребенка нужно занять чем-то полезным.

    усталость от жизни© Depositphotos

    усталость от жизни

    Они совершенно не учитывают, что ребенку, так же как и взрослому, необходимо время для восстановления творческих и ментальных ресурсов.

    Я считаю, что многие родители находят такое положение вещей очень удобным для своего личного времени. Если ребенок постоянно на каких-то дополнительных уроках, кружках или занимается с репетитором, то он совершенно не путается под ногами и не мешает.

    репетитор для начальной школы© Depositphotos

    Это чистой воды эгоизм. Конечно же, отчасти родителей можно понять. Но всё же, если ты решила завести детей, будь готова уделять им достаточно времени, а не сбывать с рук при первой же удобной возможности.

Ошибок в воспитании может быть множество. Но большинство из них основываются на нашем эгоизме и нежелании уделить достаточно внимания ребенку и его воспитанию.

занятые родители© Depositphotos

Быть родителем очень нелегко. Зачастую этот труд кажется совершенно неблагодарным и очень тяжёлым. Постарайся в минуты слабости думать о том, насколько счастливым вырастет твой сын или дочь благодаря твоим усилиям. Его жизнь и отношения сложатся хорошо именно благодаря твоему терпению и усилиям.

Автор статьи

занятые родители

Галина Пашинская

Когда Галина улыбается, невозможно удержаться и не улыбнуться в ответ! Наш энергичный редактор обожает электронную музыку и книги Макса Фрая. Девушка живо интересуется психологией и старается сегодня быть лучше, чем вчера. Любимая книга Гали — «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса.

Актуальные проблемы воспитания в российской школе

Неудовлетворённость общества школой и неудовлетворённость школы отношением к ней общества могут быть преодолены за счёт повышения эффективности педагогической деятельности. Но для этого надо сформировать конструктивную позицию педагогического коллектива, направленную на обновление всей системы …

Д. А. Медведев

 

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Процесс формирования развитой личности не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно — нравственного совершенствования.

Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.

Таким образом, цель воспитания школы — развитие социальной и культурной компетентности личности, ее саморазвитие в социуме, формирование человека — гражданина, семьянина — родителя, обеспечение необходимых научно — методических, организационных, кадровых и информационных условий для развития воспитательной системы школы.

Для достижения цели, мы ставим перед собой следующие задачи воспитания:

—          создание условий для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого;

—          формирование у учащихся креативности;

—          оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей.

Реализация поставленных целей и путей их достижения будет возможным, если:

будет создана модель выпускника.

 

Это, конечно, некий идеал, к которому мы стремимся. Мы исходили из того, что ребенок, приходящий в первый класс, уже социализирован в семье, в группе детского сада, в интеллектуальном, моральном и других отношениях;

—          если к окончанию 5 класса каждый школьник определит свое место в классе; в подростковом возрасте «освоит» школу и внешкольное пространство, а в выпускных классах — «выйдет» в жизнь;

—          если будут созданы условия совместной деятельности всех участников образовательного процесса с привлечением различных социальных институтов.

Любая программа при всех ее достоинствах и недостатках — лишь общее направление деятельности. От учителей, классных руководителей, от богатства общественных связей школы зависит успешность работы. Каждый учитель должен стремиться наполнить программу интересным для ребят содержанием, быть убедительным, включать в урок, в классный час, во внешкольные занятия и мероприятия проблемы, жизненно значимые для подростков и выпускников, тесно связанные с окружающим социумом.

Пространства школы для социализации недостаточно. Чтобы наши выпускники уверенно чувствовали себя в мире взрослых, им надо раскрыть все многообразие и сложности пространства жизни.

В своей программе мы ориентируемся на следующие принципы воспитания:

1.      Принцип гуманистической ориентации воспитания.

Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения.

Условиями реализации данного принципа являются:

—           добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

—           предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия на учащихся;

—           учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;

—           формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов.

В практической педагогической деятельности нашей школы, этот принцип отражается в следующих правилах:

—           в общении с ребенком доминирует уважительное отношение к нему;

—          педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и сам должен быть добрым;

—           педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

—          в школе, классе и других объединениях учащихся, педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2.         Принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой, в заботе о природной среде, признание ребенка таким, каков он есть и создание ему доступной зоны развития.

3.         Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества.

4.         Принцип деятельностного подхода предполагает, осознанную включенность ребенка в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально — значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.

Система воспитательной работы школы должна включать в себя воспитание учащихся в процессе обучения, профессиональное самоопределение и внеурочную воспитательную работу, в ходе которой решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в классе, школе.

За организацию воспитательной работы в ГОУ отвечают:

—           заместитель директора по воспитательной работе;

—           педагог — организатор;

—           социальный — педагог;

—           классные руководители;

—          педагоги дополнительного образования.

Управление воспитательным процессом в ГОУ должна осуществляться через аналитическую, планово-организационную, контролирующую функцию по следующим направлениям:

—          работа с педагогическими кадрами:

·         МО классных руководителей;

·         открытые мероприятия;

·         индивидуальная работа;

·         диагностика педагогического коллектива.

—          работа с учащимися:

·         по направлениям воспитательной работы;

·         индивидуальная работа.

—          работа с родителями:

·         общешкольный родительский комитет;

·         школьные мероприятия;

·         внешкольные мероприятия;

·         Совет профилактики;

·         индивидуальная работа.

Основными направлениями воспитательной системы школы являются гражданско-правовое воспитания, в частности развитие краеведения в школе и художественно-эстетическое направление.

Таким образом, школа формирует будущую личность, самостоятельного человека, который сам может принимать решения. И очень многое зависит от того, кто помогает ему познавать новое, направляет его в нужную сторону.

 

Литература:

 

1.                           Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002 г.

2.                           Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Воспитание в современной школе. — М. Изд-во Просвещение, 2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, индивидуальная работа, развитие способностей, педагог, класс, Принцип, развитая личность, признание ребенка, воспитательная система школы, уважительное отношение, педагогический коллектив, воспитательный процесс, школа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *