Проблемы воспитания детей в семье / Mama66.ru
Сегодня на полках книжных магазинов можно найти немало литературы по воспитанию детей. Но вряд ли когда-нибудь появиться универсальный учебник в этой области. Это объясняется тем, что вчерашние методы глубоко отличаются от тех, которые существуют сегодня. Кто знает, что будет с ними в будущем.
Мечта любого родителя — воспитать ребенка с уймой положительных качеств: умом, добротой, здоровьем и т. п. Самым важным является воспитание в семье, так как оно считается той базой, на которой строятся все дальнейшие жизненные пути малыша. В этом процессе родители могут столкнуться с множеством трудностей и барьеров. Поэтому проблема воспитания детей будет оставаться актуальной во все времена.
«Неуправляемый ребенок»
Войдя этот мир, любой ребенок ведет себя практически по одной и той же схеме: ест, спит, плачет. Но вскоре он начинает показывать свой характер, который наиболее ярко проявляется в кризисный период и переходный возраст. У детей появляется своеволие и непослушание, а у родителей — серьезные проблемы в процессе воспитания. Чтобы понять, почему ребенок совершенно перестал слушаться, прежде всего, нужно разобраться в причинах такого поведения.
Во-первых, виноваты кризисы, которые проявляются в определенные периоды жизни детей. Кажется, что ребенок старается испытать своих родителей на прочность. Однако на самом деле такие периоды являются сложными в первую очередь для самих детей. Они и сами не знают, почему так поступают. В периоды кризисов ребенок пытается получить новые знания, познакомиться с плохим и хорошим, а родителям лишь нужно помочь ему в этом сложном для малыша деле.
Во-вторых, каждый взрослый, имеющий ребенка, должен знать, что кроха — это личность со своими желаниями, потребностями и интересами, и он имеет право поступить так или иначе. Задачей же родителей является лишь небольшая корректировка действий своих детей, ведь они не роботы на пульте управления, чтобы делать только то, что хотите вы.
В-третьих, ребенок может вести себя своевольно, если взрослые выбирали неправильные методы воспитания. Это те случаи, когда малыш делает всё, что хочет, или ему многое запрещается. Непослушание ребенка может объясняться и проблемами в семье, например, частыми ссорами родителей.
Решение проблемы
Чтобы добиться внимания ребенка старайтесь говорить как можно меньше, но понятно. Так он получит только ту информацию, которая должна быть им услышана, и усвоит её. Наверняка родители замечали, что ребенок больше прислушивается к песням, телевизору или друзьям, нежели к просьбам взрослых. Скорее всего, он уже не реагирует на ваши крики и угрозы. Бывает, что дети выполняют просьбу родителей только тогда, когда им дают конфетку, покупают игрушку и прочее. Что же делать?
Как ребенок научится слышать, если его родители сами не делают этого. Покажите, как нужно правильно действовать на своём примере. Постарайтесь слушать ребенка больше, чем говорить.
Если вы добиваетесь своего криками, приказами, чтением нотаций и т. п., то ребенок просто не будет обращать на вас никакого внимания. Задумайтесь о том, как бы вы повели себя, если на вас кричали или навязывали собственную точку зрения? Общайтесь с ребенком по тому образцу, который хотели бы видеть в отношении себя.
Говорите только тогда, когда малыш обратил на вас внимание. Нужно сесть на уровне с ребенком и просить его о чем-то, смотря прямо в глаза. Так вы сможете получить не только внимание ребенка, но и его расположение. Это шанс, что малыш вас услышит.
Переключить внимание ребенка с интересной для него деятельности порой бывает очень сложно. Поэтому предупредите его о предстоящем деле. Скажите, что через некоторое время вам понадобится его помощь. Таким образом вы даете малышу возможность подготовиться к предстоящему разговору или смене вида деятельности.
Не старайтесь кричать на ребенка, попробуйте понизить голос. Чем мягче будет звучать ваша просьба, тем больше малышу вас захочется слушать. Такая тактика застает ребенка врасплох, что заставляет его отвлечься от своего занятия.
Старайтесь говорить кратко: «Застели постель» или «Убери игрушки». Но делайте это мягко и не кричите на малыша. Достаточно одного слова, чтобы ребенок выполнил вашу просьбу.
Что делать, если мама разрешает, а папа запрещает или наоборот?
Следует сказать несколько слов о двух типах любви: материнской и отцовской. Мама любит своё чадо только за то, что оно есть на этом свете. Такой любви не нужно добиваться, она существует с самого начала. Но она и не должна мешать ребенку взрослеть и познавать мир. Отцовскую же любовь нужно заслужить. Сделать это можно несколькими способами: дисциплиной, достижениями, соответствием ожиданиям и т. п.
Проблемы воспитания детей в семье часто кроются в неправильном понимании самого процесса. Нередко можно наблюдать такую ситуацию, когда папа говорит ребенку, чтобы он не делал чего-то, а мама разрешает, произнося: «Да пусть…». Это изначально неправильное построение тактики воспитания. Малыш не сможет понять, что действительно хорошо, а чего делать не следует.
Что предпринять?
Родителям нужно помнить, что в воспитании своего ребенка они являются командой. Этот процесс нужно обсуждать, чтобы потом не возникло разногласий. У родителей всё должно быть общим: методы общения и линия воспитания. И это, несмотря на то, что вы разные по характеру и установкам. Поэтому постарайтесь заранее договориться о том, как будете воспитывать своего малыша.
Заранее поделите обязанности между собой. Чтобы не возникало споров по этому поводу напишите на листке бумаги, что каждый из вас должен делать по дому. Часто бывает так, что папа чувствует себя отвергнутым после рождения малыша. Чтобы этого не произошло, вовлеките его в воспитание малыша с первых дней жизни. Формулируйте свои просьбы друг к другу более конкретно.
В воспитании ребенка мать и отец не должны противоречить друг другу. Их работа должна быть слаженной. Ни в коем случае нельзя ссориться на глазах у детей. Недопустимо подрывать репутацию друг друга, когда малыш это видит и слышит. Старайтесь ругаться, если уж этого невозможно избежать, за закрытыми дверьми или тогда, когда ребенка нет дома, всегда пытайтесь находить компромисс.
Как бороться с плохими привычками малыша?
Те плохие привычки, которые человек имел в детстве, могут остаться и во взрослой жизни. Чем это может обернуться? Насмешками? Несерьезным отношением? Чтобы этого не произошло, постарайтесь бороться с такими привычками ещё в детстве.
К плохим привычкам можно отнести:
- сосание пальца,
- ерзанье на стуле,
- обгрызание ногтей,
- ковыряние в носу и прочее.
Они не представляют никакой опасности, если не сильно выражены, а в арсенале малыша их всего одна—две. Но тем не менее от них можно и нужно отучать. Делать это следует постепенно.
Катастрофой для родителей является наличие множества вредных привычек. Они стараются отучить своё чадо от одной, но ей на смену приходит другая. В этом случае можно говорить о нехорошей ситуации в самой семье. Чтобы решить подобные проблемы воспитания ребенком нужно заниматься, но прежде всего стоит поработать над собой.
Чаще всего неправильные привычки появляются, если малышу плохо. Дети прекрасно чувствуют отношение к себе. Если в семье родители часто ссорятся между собой, не проявляют любви по отношению к ребенку, и он чаще предоставлен самому себе, появляются дурные привычки. Но не стоит забывать и о причинах медицинского характера.
Одной из частых детских привычек является сосание пальца. Плохо, когда она сопровождается ещё и другими вредными движениями и действиями: ковырянием в носу, облизыванием губ, шмыганьем носом и т. п. Часто дети сосут не только палец, но и уголок одеяла, ручку и прочее. Эти привычки могут закрепиться и стать условным рефлексом.
Дети грызут ногти в двух случаях: когда они возбуждены или взволнованы. Они и сами не замечают, в какой момент это происходит. Привычка усиливается, если родители хотят видеть в ребенке гения и требуют от него того, что ему не по силам. С одной стороны, взрослые пытаются бороться с неправильным поведением ребенка, с другой — только усиливают его своими требованиями.
Как быть?
Чтобы побороть в ребенке охоту грызть ногти, дергать волосы или сосать пальцы, нужно самим не иметь вредных привычек. Прежде чем начинать работу над малышом, поработайте над собой, и вы сами не заметите, как исчезнут дурные привычки вашего малыша. Поэтому будьте спокойны, в меру требовательны, доброжелательны и не скупитесь на похвалу.
Если ребенок привык выдергивать свои волосы, не спешите пугать его тем, что он скоро станет лысым. Объясните малышу, что, в первую очередь, он делает больно себе такими манипуляциями. Посоветуйте ребенку почаще расчесывать волосы. Это улучшит кровообращение. Донесите это до малыша в доступной до него форме.
Многие родители в случае грызения ребенком ногтей и сосанием пальцев забинтовывают их ему или же мажут чем-то неприятным на вкус. Это тоже помогает, но не всегда. Более действенным способом будет ролевая игра. Поиграйте с малышом в парикмахерскую. Установите строгие правила: маникюр делают только тем деткам, у которых сухие пальчик и красивые ноготки. Поверьте, это более действенный метод, чем наказание, чтение лекций или крика.
Детская жестокость. Что с этим делать?
Когда ребенка можно считать жестоким? Если вы видите, что он мучает животных, сочиняет неприятные сказки, в шутках есть доля зла, он не уважают окружающих и пытается сделать им больно. Прежде всего следует выяснить причины такой агрессии.
Самыми распространенными причинами детской жестокости является любопытство или же непонимание. Если малыш дергает котенку шерсть, тянет за уши или хвост, это не всегда означает, что он делает это осознанно. В одном случае он проверяет, что будет, если дернуть за усы или шерсть. С другой стороны, просто не понимает, что животному может быть больно. Если ваш ребенок ведет себя именно так, объясните ему последствия его действий.
Если в семье есть старший ребенок, который ведет себя жестоко по отношению к окружающим, возможно, что и младший будет повторять его действия. Ведь брат или сестра является для малыша предметом подражания. И он пока ещё не осознает, что это плохо. Чтобы такого не происходило, воспитывайте своих детей в добре, учите их проявлять заботу о других, но прежде всего соответствуйте этому сами, ведь ваш пример для ребенка важен.
Сегодня, когда мир наполнен телевизорами, компьютерами и прочей техникой, дети имеют возможность смотреть передачи и фильмы. Родители должны помнить — дети впитывают всё, что видят. Объясните малышу, что из увиденного им хорошо, а чего повторять не стоит. Лучше запишите его на какой-либо кружок, учитывая интересы чада, чтобы отвлечь ребенка от жестокости, наполняющей виртуальный мир.
Ищите любую возможность, показать малышу правильное поведение. Читайте ему добрые сказки и обсуждайте с ним поступки героев. Проходя по улице и видя нехорошие ситуации, объясняйте малышу, почему так поступать нельзя. В конце концов, старайтесь вести себя образцово, чтобы ребенок, видя ваш пример, действовал так же. Это один из лучших способов решить проблемы воспитания.
Работа с самооценкой малыша
Кроха с самого рождения должен чувствовать любовь родителей. Изначально об этом говорят мамины ласки, затем — слова. Всё, что малыш слышит, формирует его отношение к окружающим, к себе, влияет на характер и мировоззрение. Так развивается самооценка ребенка.
Немало проблем можно решить, если правильно общаться со своими детьми. Малыш должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Но не стоит переусердствовать и с похвалой. Если ребенок обделен родительским вниманием и любовью, у него формируется заниженная самооценка. В противном случае он будет наделен завышенным самомнением. И тот и другой случай нехороши, так как такой показатель, как самооценка, должен быть в пределах нормы и не выходить за них.
Как повысить самооценку?
Родители должны показывать радость от существования малыша и подкреплять её словами. Когда взрослые ссорятся, дети чувствуют себя виноватыми в том, что происходит. А если родители ещё и говорят о том, что это произошло из-за них, ощущают свою вину с большей силой. Поэтому малышу стоит внушать уверенность — несмотря на то что между мамой и папой иногда возникают конфликты, он всё равно остается для них самым любимым.
- Нужно напоминать ребенку о своей любви к нему. Недопустимо сопровождение таких фраз указыванием на проступки. Малыш не должен думать, что заслуживает любовь родителей только своим хорошим поведением. Поэтому постарайтесь объяснить ребенку — то, что он разбрасывает игрушки, — плохо, но несмотря на это вы его любите.
- Старайтесь понять малыша. Если его любимая игрушка была потеряна или он верит в существование в темноте монстров, не делайте попыток утешить его, объяснив ему, что таковых не существует, или убедить в покупке другой игрушки. Так ребенок будет чувствовать, что вам не нужны его проблемы и вы не цените его мнение.
- Верьте в возможности своего малыша. Хвалите его за достижения. Говорите ему, что вы были уверены в его возможности сделать что-то. Гордитесь своим ребенком и выражайте это словесно. Так он поверит в себя.
- Чтобы ваш ребенок не вырос с кучей комплексов, не говорите ему, что он неумеха. Старайтесь поддерживать его во всех начинаниях. Подбадривайте малыша, когда он в который раз пытается завязать шнурки или самостоятельно поесть ложкой.
- Доверяйте своему ребенку. Никогда не сомневайтесь в его силах, ведь он пытается оправдать ваше доверие. Подбодрите его, даже если вам кажется, что он не справится. Вселите в него уверенность в том, что если не получилось сейчас, получится в следующий раз.
Как регулировать завышенную самооценку?
Постоянная похвала может привести к тому, что ребенок зазнается и будет считать себя самым лучшим. Если вы заметили такое в своём малыше, обязательно обсудите с ним это. Объясните ребенку, что вы любите его таким, какой он есть, но отношение к другим людям должно быть искренним. Малыш же не хочет, чтобы с ним поступили нечестно и проявили высокомерие по отношению к нему, поэтому и он должен вести себя лояльно с другими людьми и не делать того, чего ни хотел получить взамен.
При разговоре с малышом произносите все фразы искренне. Говорите спокойно. Перестаньте хвалить ребенка без повода. Ведь вы с самого его детства твердили ему, какой он красивый и умный, опрятный и сильный. Хвалите его только за то, что он действительно сделал. Так вы сможете вселить в него уверенность в том, что он не центр Вселенной и вокруг него такие же люди, как и он сам.
Что делать, если есть отрицательное влияние на ребенка других людей?
Зачастую на ребенка может негативно влиять не только уличная компания или друзья, но и близкие родственники, такие как бабушки и дедушки. Многим знакома ситуация, когда вы приучаете своего малыша к одному, а бабушка разрешает делать противоположное. Возвратившись от родственников, малыш начинает капризничать, требуя то, что ему было позволено в гостях. Снова приучить его к тому, что считаете правильным вы, порой бывает не так уж и просто. Подобные проблемы воспитания непременно требуют решения, иначе родителей может существенно осложниться.
Друзья и уличные компании также могут оказать отрицательное влияние на ребенка. В этой ситуации нельзя оставаться равнодушным. Не каждый случайный прохожий будет следить за сказанным и уж тем более следовать каким-либо педагогическим принципам.
На улице ребенок предоставлен сам себе и не всегда отдает себе отчет в совершаемых поступках. Дети не должны гулять по улицам без присмотра. Ведь они могут ввязаться в драку, получить увечья, совершить противоправное деяние. Но и изолировать ребенка от компании друзей тоже нельзя. Поэтому контроль должен присутствовать, но такой, чтобы ребенок не ощущал его слишком тяжким грузом для себя.
Как решить проблему?
В ситуации с родственниками всё более или менее понятно. Постарайтесь договориться с бабушками и дедушками, крестными и прочими близкими людьми, как вы будете действовать в воспитании ребенка. Найдите единый путь, чтобы не получилось так, что вы будете запрещать своему ребенку, а родственники это же будут разрешать.
Что касается уличных компаний, то следует дать такой совет родителям по воспитанию детей. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками вообще. Выделяйте ему некоторое время на встречи со своими друзьями. Контролируйте своих детей, но делайте это с умом, так, чтобы ребенок не чувствовал давления со стороны родителей. Постарайтесь сохранить доверие детей к себе, тогда они вам будут рассказывать всё, и вы сможете обсудить с ним плохое и хорошее.
Советы родителям по воспитанию детей
Каждый родитель должен знать, что его ребенок — это не средство для воплощения родительских замыслов и интересов. У него есть свои мечты. Вы лишь выступаете помощником в этом сложном деле – найти правильный путь в жизни.
- Не унижайте ребенка и не вымещайте на нём свою злость. Прислушивайтесь к проблемам малыша, интересуйтесь его мнением, обсуждайте возникшие трудности. Запомните, что авторитарные методы не всегда хороши в воспитании.
- Будьте честными со своими детьми. Показывайте это на своём примере, иначе малыш будет копировать ваше поведение. Каким бы ни было ваше настроение, как бы устало вы себя ни чувствовали, найдите время, чтобы пообщаться с ребенком.
- Не ограничивайте малышу свободу выбора. Не думайте, что если вы это сделаете, то оградите его ото всех проблем. Попробуйте обсудить с ребенком ту или иную ситуацию и попросите рассказать, как бы поступил он в такой момент. Выслушав мнение малыша, предложите ему ещё один вариант решения, не навязывая своего мнения. Пусть это выглядит как совет. Это поможет развить в малыше самостоятельность.
- Не приказывайте, а просите. Так дети охотнее будут следовать вашей просьбе. Попросив сделать что-то, объясните ребенку, как вам нужна его помощь. За хорошо выполненную работу, похвалите его.
- Сотрудничайте со своим ребенком. Дети всегда открыты для этого. Это родители чаще всего закрываются. Важно любить своего малыша таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
- Если в семье несколько детей, старайтесь не сравнивать одного с другим. Каждый из них должен чувствовать вашу любовь. Родители должны быть едины в воспитании: не должно быть такого, чтобы папа любил одного, а мама другого. Главное, чтобы между родителями было взаимопонимание.
Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог
Программа с участием психолога, 1 часть
Программа с участием психолога, 2 часть
Советуем почитать: У каждого малыша есть игрушки. Но не каждый родитель знает, какую роль они выполняют в воспитании ребенка
Воспитание детей: проблемы и их решение
Сегодня на полках книжных магазинов можно найти немало литературы по воспитанию детей. Но вряд ли когда-нибудь появиться универсальный учебник в этой области. Это объясняется тем, что вчерашние методы глубоко отличаются от тех, которые существуют сегодня. Кто знает, что будет с ними в будущем.
Мечта любого родителя — воспитать ребенка с уймой положительных качеств: умом, добротой, здоровьем и т. п. Самым важным является воспитание в семье, так как оно считается той базой, на которой строятся все дальнейшие жизненные пути малыша. В этом процессе родители могут столкнуться с множеством трудностей и барьеров. Поэтому проблема воспитания детей будет оставаться актуальной во все времени.
«Неуправляемый ребенок»
Войдя этот мир, любой ребенок ведет себя практически по одной и той же схеме: ест, спит, плачет. Но вскоре он начинает показывать свой характер, который наиболее ярко проявляется в кризисный период и переходный возраст. У детей появляется своеволие и непослушание, а у родителей — серьезные проблемы в процессе воспитания. Чтобы понять, почему ребенок совершенно перестал слушаться, прежде всего, нужно разобраться в причинах такого поведения.
Во-первых, виноваты кризисы, которые проявляются в определенные периоды жизни детей. Кажется, что ребенок старается испытать своих родителей на прочность. Однако на самом деле такие периоды являются сложными в первую очередь для самих детей. Они и сами не знают, почему так поступают. В периоды кризисов ребенок пытается получить новые знания, познакомиться с плохим и хорошим, а родителям лишь нужно помочь ему в этом сложном для малыша деле.
Во-вторых, каждый взрослый, имеющий ребенка, должен знать, что кроха — это личность со своими желаниями, потребностями и интересами, и он имеет право поступить так или иначе. Задачей же родителей является лишь небольшая корректировка действий своих детей, ведь они не роботы на пульте управления, чтобы делать только то, что хотите вы.
В-третьих, ребенок может вести себя своевольно, если взрослые выбирали неправильные методы воспитания. Это те случаи, когда малыш делает всё, что хочет, или ему многое запрещается. Непослушание ребенка может объясняться и проблемами в семье, например, частыми ссорами родителей.
Решение проблемы
Чтобы добиться внимания ребенка старайтесь говорить как можно меньше, но понятно. Так он получит только ту информацию, которая должна быть им услышана, и усвоит её. Наверняка родители замечали, что ребенок больше прислушивается к песням, телевизору или друзьям, нежели к просьбам взрослых. Скорее всего, он уже не реагирует на ваши крики и угрозы. Бывает, что дети выполняют просьбу родителей только тогда, когда им дают конфетку, покупают игрушку и прочее. Что же делать?
Как ребенок научится слышать, если его родители сами не делают этого. Покажите, как нужно правильно действовать на своём примере. Постарайтесь слушать ребенка больше, чем говорить.
Если вы добиваетесь своего криками, приказами, чтением нотаций и т. п., то ребенок просто не будет обращать на вас никакого внимания. Задумайтесь о том, как бы вы повели себя, если на вас кричали или навязывали собственную точку зрения? Общайтесь с ребенком по тому образцу, который хотели бы видеть в отношении себя.
Говорите только тогда, когда малыш обратил на вас внимание. Нужно сесть на уровне с ребенком и просить его о чем-то, смотря прямо в глаза. Так вы сможете получить не только внимание ребенка, но и его расположение. Это шанс, что малыш вас услышит.
Переключить внимание ребенка с интересной для него деятельности порой бывает очень сложно. Поэтому предупредите его о предстоящем деле. Скажите, что через некоторое время вам понадобится его помощь. Таким образом вы даете малышу возможность подготовиться к предстоящему разговору или смене вида деятельности.
Не старайтесь кричать на ребенка, попробуйте понизить голос. Чем мягче будет звучать ваша просьба, тем больше малышу вас захочется слушать. Такая тактика застает ребенка врасплох, что заставляет его отвлечься от своего занятия.
Старайтесь говорить кратко: «Застели постель» или «Убери игрушки». Но делайте это мягко и не кричите на малыша. Достаточно одного слова, чтобы ребенок выполнил вашу просьбу.
Что делать, если мама разрешает, а папа запрещает или наоборот?
Следует сказать несколько слов о двух типах любви: материнской и отцовской. Мама любит своё чадо только за то, что оно есть на этом свете. Такой любви не нужно добиваться, она существует с самого начала. Но она и не должна мешать ребенку взрослеть и познавать мир. Отцовскую же любовь нужно заслужить. Сделать это можно несколькими способами: дисциплиной, достижениями, соответствием ожиданиям и т. п.
Проблемы воспитания детей в семье часто кроются в неправильном понимании самого процесса. Нередко можно наблюдать такую ситуацию, когда папа говорит ребенку, чтобы он не делал чего-то, а мама разрешает, произнося: «Да пусть…». Это изначально неправильное построение тактики воспитания. Малыш не сможет понять, что действительно хорошо, а чего делать не следует.
Что предпринять?
Родителям нужно помнить, что в воспитании своего ребенка они являются командой. Этот процесс нужно обсуждать, чтобы потом не возникло разногласий. У родителей всё должно быть общим: методы общения и линия воспитания. И это, несмотря на то, что вы разные по характеру и установкам. Поэтому постарайтесь заранее договориться о том, как будете воспитывать своего малыша.
Заранее поделите обязанности между собой. Чтобы не возникало споров по этому поводу напишите на листке бумаги, что каждый из вас должен делать по дому. Часто бывает так, что папа чувствует себя отвергнутым после рождения малыша. Чтобы этого не произошло, вовлеките его в воспитание малыша с первых дней жизни. Формулируйте свои просьбы друг к другу более конкретно.
В воспитании ребенка мать и отец не должны противоречить друг другу. Их работа должна быть слаженной. Ни в коем случае нельзя ссориться на глазах у детей. Недопустимо подрывать репутацию друг друга, когда малыш это видит и слышит. Старайтесь ругаться, если уж этого невозможно избежать, за закрытыми дверьми или тогда, когда ребенка нет дома, всегда пытайтесь находить компромисс.
Как бороться с плохими привычками малыша?
Те плохие привычки, которые человек имел в детстве, могут остаться и во взрослой жизни. Чем это может обернуться? Насмешками? Несерьезным отношением? Чтобы этого не произошло, постарайтесь бороться с такими привычками ещё в детстве.
К плохим привычкам можно отнести:
- сосание пальца,
- ерзанье на стуле,
- обгрызание ногтей,
- ковыряние в носу и прочее.
Они не представляют никакой опасности, если не сильно выражены, а в арсенале малыша их всего одна—две. Но тем не менее от них можно и нужно отучать. Делать это следует постепенно.
Катастрофой для родителей является наличие множества вредных привычек. Они стараются отучить своё чадо от одной, но ей на смену приходит другая. В этом случае можно говорить о нехорошей ситуации в самой семье. Чтобы решить подобные проблемы воспитания ребенком нужно заниматься, но прежде всего стоит поработать над собой.
Чаще всего неправильные привычки появляются, если малышу плохо. Дети прекрасно чувствуют отношение к себе. Если в семье родители часто ссорятся между собой, не проявляют любви по отношению к ребенку, и он чаще предоставлен самому себе, появляются дурные привычки. Но не стоит забывать и о причинах медицинского характера.
Одной из частых детских привычек является сосание пальца. Плохо, когда она сопровождается ещё и другими вредными движениями и действиями: ковырянием в носу, облизыванием губ, шмыганьем носом и т. п. Часто дети сосут не только палец, но и уголок одеяла, ручку и прочее. Эти привычки могут закрепиться и стать условным рефлексом.
Дети грызут ногти в двух случаях: когда они возбуждены или взволнованы. Они и сами не замечают, в какой момент это происходит. Привычка усиливается, если родители хотят видеть в ребенке гения и требуют от него того, что ему не по силам. С одной стороны, взрослые пытаются бороться с неправильным поведением ребенка, с другой — только усиливают его своими требованиями.
Как быть?
Чтобы побороть в ребенке охоту грызть ногти, дергать волосы или сосать пальцы, нужно самим не иметь вредных привычек. Прежде чем начинать работу над малышом, поработайте над собой, и вы сами не заметите, как исчезнут дурные привычки вашего малыша. Поэтому будьте спокойны, в меру требовательны, доброжелательны и не скупитесь на похвалу.
Если ребенок привык выдергивать свои волосы, не спешите пугать его тем, что он скоро станет лысым. Объясните малышу, что, в первую очередь, он делает больно себе такими манипуляциями. Посоветуйте ребенку почаще расчесывать волосы. Это улучшит кровообращение. Донесите это до малыша в доступной до него форме.
Многие родители в случае грызения ребенком ногтей и сосанием пальцев забинтовывают их ему или же мажут чем-то неприятным на вкус. Это тоже помогает, но не всегда. Более действенным способом будет ролевая игра. Поиграйте с малышом в парикмахерскую. Установите строгие правила: маникюр делают только тем деткам, у которых сухие пальчик и красивые ноготки. Поверьте, это более действенный метод, чем наказание, чтение лекций или крика.
Детская жестокость. Что с этим делать?
Когда ребенка можно считать жестоким? Если вы видите, что он мучает животных, сочиняет неприятные сказки, в шутках есть доля зла, он не уважают окружающих и пытается сделать им больно. Прежде всего следует выяснить причины такой агрессии.
Самыми распространенными причинами детской жестокости является любопытство или же непонимание. Если малыш дергает котенку шерсть, тянет за уши или хвост, это не всегда означает, что он делает это осознанно. В одном случае он проверяет, что будет, если дернуть за усы или шерсть. С другой стороны, просто не понимает, что животному может быть больно. Если ваш ребенок ведет себя именно так, объясните ему последствия его действий.
Если в семье есть старший ребенок, который ведет себя жестоко по отношению к окружающим, возможно, что и младший будет повторять его действия. Ведь брат или сестра является для малыша предметом подражания. И он пока ещё не осознает, что это плохо. Чтобы такого не происходило, воспитывайте своих детей в добре, учите их проявлять заботу о других, но прежде всего соответствуйте этому сами, ведь ваш пример для ребенка важен.
Сегодня, когда мир наполнен телевизорами, компьютерами и прочей техникой, дети имеют возможность смотреть передачи и фильмы. Родители должны помнить — дети впитывают всё, что видят. Объясните малышу, что из увиденного им хорошо, а чего повторять не стоит. Лучше запишите его на какой-либо кружок, учитывая интересы чада, чтобы отвлечь ребенка от жестокости, наполняющей виртуальный мир.
Ищите любую возможность, показать малышу правильное поведение. Читайте ему добрые сказки и обсуждайте с ним поступки героев. Проходя по улице и видя нехорошие ситуации, объясняйте малышу, почему так поступать нельзя. В конце концов, старайтесь вести себя образцово, чтобы ребенок, видя ваш пример, действовал так же. Это один из лучших способов решить проблемы воспитания.
Работа с самооценкой малыша
Кроха с самого рождения должен чувствовать любовь родителей. Изначально об этом говорят мамины ласки, затем — слова. Всё, что малыш слышит, формирует его отношение к окружающим, к себе, влияет на характер и мировоззрение. Так развивается самооценка ребенка.
Немало проблем можно решить, если правильно общаться со своими детьми. Малыш должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Но не стоит переусердствовать и с похвалой. Если ребенок обделен родительским вниманием и любовью, у него формируется заниженная самооценка. В противном случае он будет наделен завышенным самомнением. И тот и другой случай нехороши, так как такой показатель, как самооценка, должен быть в пределах нормы и не выходить за них.
Как повысить самооценку?
Родители должны показывать радость от существования малыша и подкреплять её словами. Когда взрослые ссорятся, дети чувствуют себя виноватыми в том, что происходит. А если родители ещё и говорят о том, что это произошло из-за них, ощущают свою вину с большей силой. Поэтому малышу стоит внушать уверенность — несмотря на то что между мамой и папой иногда возникают конфликты, он всё равно остается для них самым любимым.
- Нужно напоминать ребенку о своей любви к нему. Недопустимо сопровождение таких фраз указыванием на проступки. Малыш не должен думать, что заслуживает любовь родителей только своим хорошим поведением. Поэтому постарайтесь объяснить ребенку — то, что он разбрасывает игрушки, — плохо, но несмотря на это вы его любите.
- Старайтесь понять малыша. Если его любимая игрушка была потеряна или он верит в существование в темноте монстров, не делайте попыток утешить его, объяснив ему, что таковых не существует, или убедить в покупке другой игрушки. Так ребенок будет чувствовать, что вам не нужны его проблемы и вы не цените его мнение.
- Верьте в возможности своего малыша. Хвалите его за достижения. Говорите ему, что вы были уверены в его возможности сделать что-то. Гордитесь своим ребенком и выражайте это словесно. Так он поверит в себя.
- Чтобы ваш ребенок не вырос с кучей комплексов, не говорите ему, что он неумеха. Старайтесь поддерживать его во всех начинаниях. Подбадривайте малыша, когда он в который раз пытается завязать шнурки или самостоятельно поесть ложкой.
- Доверяйте своему ребенку. Никогда не сомневайтесь в его силах, ведь он пытается оправдать ваше доверие. Подбодрите его, даже если вам кажется, что он не справится. Вселите в него уверенность в том, что если не получилось сейчас, получится в следующий раз.
Как регулировать завышенную самооценку?
Постоянная похвала может привести к тому, что ребенок зазнается и будет считать себя самым лучшим. Если вы заметили такое в своём малыше, обязательно обсудите с ним это. Объясните ребенку, что вы любите его таким, какой он есть, но отношение к другим людям должно быть искренним. Малыш же не хочет, чтобы с ним поступили нечестно и проявили высокомерие по отношению к нему, поэтому и он должен вести себя лояльно с другими людьми и не делать того, чего ни хотел получить взамен.
При разговоре с малышом произносите все фразы искренне. Говорите спокойно. Перестаньте хвалить ребенка без повода. Ведь вы с самого его детства твердили ему, какой он красивый и умный, опрятный и сильный. Хвалите его только за то, что он действительно сделал. Так вы сможете вселить в него уверенность в том, что он не центр Вселенной и вокруг него такие же люди, как и он сам.
Что делать, если есть отрицательное влияние на ребенка других людей?
Зачастую на ребенка может негативно влиять не только уличная компания или друзья, но и близкие родственники, такие как бабушки и дедушки. Многим знакома ситуация, когда вы приучаете своего малыша к одному, а бабушка разрешает делать противоположное. Возвратившись от родственников, малыш начинает капризничать, требуя то, что ему было позволено в гостях. Снова приучить его к тому, что считаете правильным вы, порой бывает не так уж и просто. Подобные проблемы воспитания непременно требуют решения, иначе родителей может существенно осложниться.
Друзья и уличные компании также могут оказать отрицательное влияние на ребенка. В этой ситуации нельзя оставаться равнодушным. Не каждый случайный прохожий будет следить за сказанным и уж тем более следовать каким-либо педагогическим принципам.
На улице ребенок предоставлен сам себе и не всегда отдает себе отчет в совершаемых поступках. Дети не должны гулять по улицам без присмотра. Ведь они могут ввязаться в драку, получить увечья, совершить противоправное деяние. Но и изолировать ребенка от компании друзей тоже нельзя. Поэтому контроль должен присутствовать, но такой, чтобы ребенок не ощущал его слишком тяжким грузом для себя.
Как решить проблему?
В ситуации с родственниками всё более или менее понятно. Постарайтесь договориться с бабушками и дедушками, крестными и прочими близкими людьми, как вы будете действовать в воспитании ребенка. Найдите единый путь, чтобы не получилось так, что вы будете запрещать своему ребенку, а родственники это же будут разрешать.
Что касается уличных компаний, то следует дать такой совет родителям по воспитанию детей. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками вообще. Выделяйте ему некоторое время на встречи со своими друзьями. Контролируйте своих детей, но делайте это с умом, так, чтобы ребенок не чувствовал давления со стороны родителей. Постарайтесь сохранить доверие детей к себе, тогда они вам будут рассказывать всё, и вы сможете обсудить с ним плохое и хорошее.
Советы родителям по воспитанию детей
Каждый родитель должен знать, что его ребенок — это не средство для воплощения родительских замыслов и интересов. У него есть свои мечты. Вы лишь выступаете помощником в этом сложном деле – найти правильный путь в жизни.
- Не унижайте ребенка и не вымещайте на нём свою злость. Прислушивайтесь к проблемам малыша, интересуйтесь его мнением, обсуждайте возникшие трудности. Запомните, что авторитарные методы не всегда хороши в воспитании.
- Будьте честными со своими детьми. Показывайте это на своём примере, иначе малыш будет копировать ваше поведение. Каким бы ни было ваше настроение, как бы устало вы себя ни чувствовали, найдите время, чтобы пообщаться с ребенком.
- Не ограничивайте малышу свободу выбора. Не думайте, что если вы это сделаете, то оградите его ото всех проблем. Попробуйте обсудить с ребенком ту или иную ситуацию и попросите рассказать, как бы поступил он в такой момент. Выслушав мнение малыша, предложите ему ещё один вариант решения, не навязывая своего мнения. Пусть это выглядит как совет. Это поможет развить в малыше самостоятельность.
- Не приказывайте, а просите. Так дети охотнее будут следовать вашей просьбе. Попросив сделать что-то, объясните ребенку, как вам нужна его помощь. За хорошо выполненную работу, похвалите его.
- Сотрудничайте со своим ребенком. Дети всегда открыты для этого. Это родители чаще всего закрываются. Важно любить своего малыша таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
- Если в семье несколько детей, старайтесь не сравнивать одного с другим. Каждый из них должен чувствовать вашу любовь. Родители должны быть едины в воспитании: не должно быть такого, чтобы папа любил одного, а мама другого. Главное, чтобы между родителями было взаимопонимание.
Современное воспитание детей: методы и проблемы
Современный человек получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное — покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.
Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.
Методы воспитания современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.
Современные методы воспитания
Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.
Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.
Деспотический стиль воспитания
Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь — это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.
Либеральный стиль воспитания
Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.
Стиль воспитания — равнодушие
Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу равнодушия. Это, наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.
Демократический стиль воспитания
Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, что такое добро и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей — это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное — уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.
Проблемы воспитания
Современные проблемы воспитания детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья — это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому детей воспитывают родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка — это проблемы общества в целом.
Современные проблемы отцов и детей
На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.
Младенец
Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. — это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.
На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.
Младшие классы
Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает — отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.
Подростковый период
Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.
Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное — сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.
Взрослая жизнь
Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.
Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное — стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.
Проблемы воспитания детей
Наши дети такие разные! Медлительные и пухленькие молчуны, застенчивые невидимки, громкие завоеватели, сердитые и ворчливые, с улыбками до ушей и водопадами слёз…
© DepositPhotos
Это прекрасно, когда они могут смеяться до упаду и плакать по пустякам. Умение закатывать истерики и тотальное противостояние иногда лучше, чем безоговорочное согласие и тишина.
Проблемы воспитания и развития детей занимают первое место в современном мире. Молодое поколение напрочь лишено здорового детства, и, как взрослые, дети находятся в ужасном эмоциональном состоянии.
© DepositPhotos
Проблемы воспитания детей
В дошкольном возрасте, да и в большинстве случаев после, детские проблемы начинаются и заканчиваются дома. И только родители должны решать их, а не пытаться замаскировать, отвлечь и забыть. В первую очередь взрослый — это родитель, а не друг. Детям нужно обеспечивать важные для них вещи, а не то, чего им хочется.
Современные мамы и папы, это отвлеченные родители. Они отвлекают ребенка от проблемы либо отвлекаются сами от нее. Муки совести относительно дефицита внимания всегда можно прикрыть новой игрушкой или очередным баловством. В результате ребенок приобретает чувство, что ему все должны, и начинает требовать продолжения этого мгновенного удовлетворения. Добавь к этому нездоровое питание и максимальную активность — от телевизора к планшету.
© DepositPhotos
На первый взгляд, все довольны. Никто не орет, долг родительский как бы выполнен. Но последствия ужасны! Установившаяся тишина скрывает в себе подводные камни — детскую тревожность. Ребенок ощущает не защиту и безопасность, а зависимость от любви. Он видит эту любовь сухой и технологичной, как механизм без эмоций. Отсутствие чувств при общении с ребенком введет к его эмоциональному бессилию. Это не означает, что родители не любят детей, отнюдь. Родители не учат главному — чувствовать.
© DepositPhotos
Смеяться громко, плакать по новой игрушке — это нормально! Не надо отвлекать, заменять, уговаривать детей. Ты родитель, ты должен выставить ограничения и рамки дозволенного. Не запугиваниями и криками об идеальной дисциплине, ты должен научить, показать, что чувства и эмоции — это часть самого человека.
Если ребенок сдерживает тревогу, у него появляется беспричинный страх. Как следствие — неорганизованность, низкая самооценка, неуверенность в себе.
Через десять лет малыш превратится в подростка. В первом варианте это будет депрессивный и нервозной ребенок. «Хороший» родитель обязательно поведет его к врачу, ведь он всё делал правильно, из кожи лез, отдавал всё без остатка! Вместе они будут залечивать детские травмы совершенно недетскими лекарствами.
Другой вариант — подросток будет бунтовать до предела, требовать продолжения в еще большем размере. Каким будет исход — лучше не представлять, это очень больно.
© DepositPhotos
Существует еще третий вариант — самый сложный. Это не сверхсекретный совет дипломированного психолога. Это прописная истина, забытая в нашем техногенном мире. Нужно начинать с себя: придется вовремя приходить с работы, прекращать быть доброй мамой или папой, настроить режим питания и сна ребенка. Вместо конфет купить резиновые сапоги и вечером прогуляться вместе.
Никакой гиперопеки! Домашние дела помогут ребенку осознать, что он важен в семье, от его действий зависит результат. Мелкие неудачи учат детей преодолевать жизненные препятствия, делают их сильнее. Школьник вполне способен сам нести портфель в школу, и ничего страшного, если он будет плакать о забытой домашней работе.
© DepositPhotos
Скучать полезно! Пусть дети свободно проводят время вдали от гаджетов. Скука не лечится едой и телевизором, она раскрывает творческие способности и развивает критическое мышление.
Всегда будь эмоционально доступен для ребенка, научи его справляться с обидами, раздражением и злостью. Поддерживай эмоциональную связь — улыбайся, танцуй, ползай, бегай, читай… И говори — не молчи, никогда не молчи в ответ!
Помни, только ты можешь изменить свое дитя, пока еще не поздно.
© DepositPhotos
Проблемы воспитания детей в семье всегда были и будут в нашем обществе, нужно хвататься за голову прямо сейчас. Пусть ты не можешь изменить этот мир, но ты можешь изменить себя в нём и помочь своим детям.
Покажи друзьям эту статью, возможно, она изменит их взгляд на воспитание детей.
Автор статьи
Александра Дяченко
Александра Дяченко, пожалуй, самый деятельный редактор нашей команды. Она активная мама двоих детей, неутомимая хозяйка, а еще у Саши есть интересное хобби: она обожает делать впечатляющие украшения и оформлять детские праздники. Энергию этого человека не уместить в слова! Мечтает побывать на бразильском карнавале. Любимая книга Саши — «Страна Чудес без тормозов» Харуки Мураками.
Проблемы в воспитании детей: ошибки родителей
Всем хорошо известно, что ребёнок – это зеркало семьи. Если он плохо себя ведёт, то причина, скорее всего, кроется в родителях, которые не всегда хотят это признавать.
Предлагаем вашему вниманию 10 карточек, которые помогут вам разобраться с теми или иными проблемами в воспитании детей.
Надеемся, что эти факты из области психологии станут важным подспорьем в воспитании вашего ребенка.
Помните английскую пословицу: «Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя: воспитывай себя»?
Это очень точная и глубокая по своему смыслу фраза. Если ее применять в жизни, то проблем в воспитании детей не будет. Однако мы, к сожалению, очень быстро забываем важные нюансы не только педагогики, но и вообще взаимоотношений детей и родителей.
Именно поэтому нужны такие напоминания, как в этом посте из рубрики «Семья и Дети». Итак, перед вами 10 распространенных проблем в воспитании детей.
Теперь, зная все выше приведенные факты, вы можете избежать многих проблем в воспитании.
Если вам понравился данный пост – поделитесь им в социальных сетях.
Если же вы вообще любите интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
Консультация на тему: Проблемы воспитания. Как нам воспитывать своего ребенка в наше динамичное время?
Проблемы воспитания. Как нам воспитывать своего ребенка в наше динамичное время?
Взаимоотношения детей и родителей не всегда бывают гармоничными, полными любви и взаимопонимания, как хотелось бы. Нередко это связано с определёнными стереотипами в воспитании и поведении, сложившимися в окружающем обществе и в семье. Большинство родителей, основываясь на опыте своих предков (родителей и прародителей, воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их. Но, зачастую, многие из родителей допускают при этом грубейшие ошибки. Отсюда, как следствие, во взрослой жизни у нас возникают различные комплексы, мы часто подвергаемся стрессам, не умеем отвечать на агрессию. Или же, что еще хуже, причиной неверного воспитания может послужить появление в обществе различных социопадов или маньяков. Считая агрессию единственно эффективным и доступным методом, их родители просто не знали других методов воздействия.
Как же воспитывать своего ребенка в современном обществе не навредив ему? Какой метод воспитания наиболее эффективен? Этот вопрос волнует большинство родителей. Попробуем ответить на него.
Часто ли вы сталкиваетесь с непослушанием ваших детей? Знакомы ли вам истерики в магазине с требованиями купить очередную игрушку, отказ от приготовленного вами обеда, тщетные попытки уложить вашего ребёнка спать пораньше, долгие уговоры сделать уроки, уговоры выключить, наконец, компьютер? Во Франции выросло поколение детей, родители которых находятся в постоянных дипломатических переговорах со своими детьми: «Ты не хочешь делать уроки? Не беспокойся, я поговорю с учителем». «Так ты предпочитаешь чипсы? Тогда я уберу овощи в холодильник». Среди моих знакомых есть и такие, кто стоит «как памятник советскому солдату» – в полной растерянности, когда его или её ребёнок бьется головой об стену, или закатывается в истерике, лёжа на полу, потому что он хочет открыть входную дверь сам, несмотря на то, что даже на цыпочках не дотягивается до замка.
Мы учимся жить рядом с другими, уважать других. Это и есть понятие «воспитывать», которое является прямой обязанностью родителей. Ребенок не рождается цивилизованным, но он им станет в том случае, если взрослые его воспитают. Необходимо объяснить ребёнку, что каждое правило имеет своё предназначение и обязать к его выполнению. Нет такого воспитания, которое бы не прошло через конфликты. Чем более решительны родители, тем меньше длится конфликт и наоборот. А большинство из нас боится сделать больно, чувствует вину, испытывают боязнь подавить индивидуальность ребёнка… У многих из нас, родители, не получается установить правила и распределить роли.
Известная во Франции психоаналитик Клод Альмос (Claude Almos) – ученица Ж. Лакана и Ф. Дольто, например, считает: «Существуют правила развития тела и здоровья ребёнка, которые мы соблюдаем, не задаваясь вопросами. Но существуют также и правила психического становления. Каждому возрасту – своё. Ребёнок должен знать своё место в семье, он не может занимать всю территорию, не может делать всё, что ему придёт в голову и т. д. Если он не будет соблюдать эти правила, то у него будут проблемы поведенческого характера, восприятия самого себя, проблемы в учёбе…
Иметь авторитет в глазах своего ребёнка и быть авторитарным – разные вещи. Быть авторитарным – это навязывание своих законов, злоупотребление полномочиями. Если на улице идёт дождь, авторитетный родитель скажет ребёнку одеть плащ, а авторитарный заставит одеть зелёный плащ, когда как у него есть синий, который ему больше нравится. Авторитетность – это не насилие. Родитель должен передать ребёнку правила жизни в обществе, которые он сам же соблюдает. Нельзя поднимать руку на других людей, нельзя дергать за косу маленькую соседку, даже если это кажется забавным. Мы учимся жить рядом с другими, уважать других. Это и есть понятие «воспитывать», которое является прямой обязанностью родителей. Ребенок не рождается цивилизованным, но он им станет в том случае, если взрослые его воспитают. Необходимо объяснить ребёнку, что каждое правило имеет своё предназначение и обязать к его выполнению. Нет такого воспитания, которое бы не прошло через конфликты. Чем более решительны родители, тем меньше длится конфликт и наоборот».
Авторитарный же стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
А теперь поговорим о методах воспитания ребенка. Еще А. С. Макаренко в своих трудах неоднократно говорил о них, в частности в своей лекции «О воспитании детей». Приведем его классификацию, в которой он выделял такие методы воспитания:
В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.
«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, считал А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми, по мнению А. С. Макаренко. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, он называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.
Но, помимо всего вышесказанного, есть еще один момент, о котором стоит упомянуть. Ещё Фрейд говорил, что мы никогда не отказываемся от так называемого всемогущественного детства и переносим его на ребёнка. Мы подсознательно требуем от ребёнка восполнить то, чего мы были лишены, будучи детьми. Родители проецируют некое райское детство – их собственный воображаемый бепредельный мир. Однако следует объяснить ребенку, что если папа или мама «ворчат», то это значит, что они хотят, чтобы ты стал хорошим человеком. Папа отругал тебя за то, что ты ударил младшего брата? Но ведь, если папа ударит соседа, то вызовут полицию. Теперь ты понимаешь, что так поступать нельзя. Папа учит тебя взрослеть.
Итак, попробуем сделать вывод. Самое главное — проявите терпение, понимание и любовь к своему ребёнку. Постарайтесь больше общаться с ним. Интересуйтесь его увлечениями и потребностями. Хвалите за успехи в учёбе, в спорте или в творчестве. Не ругайте за ошибки, а научите делать из них логичный вывод. Объясните, что нужно сделать, чтобы не повторять однажды совершенных ошибок в будущем. Не перекладывайте воспитание ваших детей на плечи «более опытных», например «умудренных сединами» бабушек и дедушек – это может привести к отчуждению детей с вами. Не допускайте «чрезмерной родительской любви» к своему отпрыску – это приведет лишь к избалованности и вседозволенности. Поверьте, ваш ребенок, столкнувшись во взрослой жизни с отпором со стороны коллег или сверстников, просто будет не готов адекватно среагировать на ситуацию, что вызовет конфликт с окружающим его обществом. Или же, еще одна типичная ошибка, не решайте все за своего ребенка, дайте ему свободу выбора, помогая при этом советами и разумными доводами. И помните, что ребенок должен сам что-то решать, ошибаться, иногда огорчаясь при этом. Уберечь от всех ошибок, прожить за него ЕГО жизнь не удастся. Помните, на ошибках мы учимся. Познать мир по чьим-либо советам или же по книгам невозможно. Воспитывайте ребенка с умом, без «перегибов», и во взрослой жизни ваш малыш будет более уверен в себе, чувствуя за спиной вашу поддержку и любовь.
Современные проблемы воспитания дошкольников
Современные проблемы воспитания дошкольников (Эссе).
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»,- фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым. Для этого надо приложить немало усилий. Но несмотря, ни на что, воспитание — было, есть и будет одним из самых важных систем человеческой деятельности. Однако отмечу, что в этом процессе иногда взрослые «опускают руки». Мы забыли, что воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными» беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в ближайшем окружении ребенка и за пределами ДОУ. Тот социум, в котором находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем. Мы воспитываем ребенка даже тогда, когда нас рядом нет. Как одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с друзьями и врагами, как смеемся, слушаем – все это имеет для ребенка большое значение.
Воспитание начинается в семье — это истина. Семья, детский сад и другие службы должны действовать согласованно, быть неразделимы в вопросах воспитания — это одна из проблем современности. Это подчас не всегда выполнимая задача. При индивидуализации процесса воспитания, необходимо полная идиллия в ключевых моментах ДОУ, семьи и общества. К сожалению, на практике мы же видим обратную картину. Формируя в детях любовь к ЗОЖ, дети в социуме видят употребление алкоголя и курение как норму. Поэтому воспитание настолько сложный и трудоемкий процесс. В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Это проблема номер два. Какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.
Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации. Дошкольники иногда могут делать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей. Работая с детьми 6-7-летнего возраста, исходя из наблюдений и изучив литературу, можно сказать, не смотря на большую информированность, возникает третья проблема. Очень быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных.
Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.
У современных детей повышены тревожность и агрессия- это четвертая проблема, на мой взгляд. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности. У современных детей преобладает рефлекс свободы, думаю, это пятая проблема.
Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.
Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога – это шаг навстречу детям. Важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения высоких результатов. Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми повышает познавательную активность и мотивацию дошкольников к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию способностей. Я не стану перечислять все используемые современные технологии, но отмечу, что активная деятельность – это наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. Проблема для родителей- какой детский сад выбрать? С одной стороны, это позволяет отдать ребенка в образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство э видов (за исключением, коррекционных — для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады — это тоже проблема современности. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего воспитательную работу, требует огромных физических сил и душевных затрат. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.
В заключение хочу сказать, что сравнивая современного дошкольника со сверстником конца 20 века, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.
Что дает детский сад ребенку? Благодаря наличию детского сообщества создается пространство социального опыта ребенка. Главное преимущество детского сада — наличие детского сообщества. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям,