Примеры функций философии – Основные функции философии: кратко и понятно

Содержание

Основные функции философии: кратко и понятно

В общей классификации философических функций выделяют 11 направлений. Функции философии — решение отдельных задач, которые возникают перед наукой в процессе ее становления. Каждая функция имеет свое значение, оно равноценно для развития и популяризации философии.

Мировоззренческая

фото 856

Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека — родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции — развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Методологическая

Задача методологической функции — создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • общение с другими людьми;

Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.

Информационно-коммуникативная

Коммуникативная функция существует для передачи знаний от человека к человеку. Информация передается посредством:

  • устного общения;
  • письменного общения;
  • сохранения информации на различных внешних носителях.

фото 857

Предназначение коммуникации — передача правильного содержания информации. Люди, желающие ознакомиться с ней, имеют право на получение достоверного знания. Коммуникация регулирует адекватность переданной информации, ее соответствие действительности.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель — фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Критическая

Критическое мышление — главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:

  • получение информации;
  • обработка;
  • заключение.

Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.

Интегрирующая

Философия — накопительная база человеческих знаний. Она собирает, обрабатывает, систематизирует информацию и интегрирует ее — распределяет по отдельным разделам.

Также интегрирующая функция определяет принципы мироустройства. Она формирует отношение человека к миру, обществу и себе. У людей, воспитанных под влиянием разных систем ценностей, благодаря интеграции вырабатываются похожие механизмы взаимодействия. Таким образом, отдельные личности превращаются в единое общество.

Идеологическая

Идеология — совокупность интересов отельной социальной группы. Чем большей властью обладает группа, тем больше у нее возможностей пропагандировать и внедрять свою идеологию в общество.

Идеологические интересы могут быть двух типов: реакционные и прогрессивные. Первые направлены на торможение процесса развития. На них основано костное мышление: они стремятся нивелировать значимость философии, сократить поле деятельности. Второй тип интересов направлен на популяризацию философии, стремление показать ее практическое значение.

Воспитательная

В современном мире одной из основных функций философии — воспитательная. Она культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал — свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации.

Особенность воспитательной функции — способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.

Прогностическая

Задача прогностического направления — создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.

фото 858

Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная — политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.

Проектировочная

Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования — разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.

Задача проектировочной функции — экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.

mystroimmir.ru

Основные функции философии. Философия: Конспект лекций

Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

4. Гносеологическая – это познавательная функция философии.

5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания.

6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

10. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

5. Функции философии

Философия
как наука выполняет определенные
функции. Под функцией имеется в виду
определенная обязанность, деятельность.
В логическом смысле функция
означает
отношение двух или группы объектов, в
котором изменению одного сопутствует
изменение другого.

Функции философии:

1. Мировоззренческая
функция, состоящая в образовании основы
научной картины мира, экспликации
(выявлении) наиболее общих идей,
представлений, форм опыта, на которых
базируется та или иная конкретная
культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом, т.е. универсалий
культуры.

2. Методологическая
функция, заключающаяся в разработке
методов познания, используемых всеми
науками, тем самым оказывающая направляющее
воздействие на науки.

3. Критическая
функция, поскольку формирование нового
мировоззрения должно сопровождаться
критикой разного рода ошибок, стереотипов,
заблуждений, предрассудков, встающих
на пути истинного познания.

4. Теоретико-познавательная
функция, заключающаяся в приращении
нового знания.

5. Логическая
функция, связанная с тем, что любой
мыслительный процесс правильно
организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая
функция, связанная с ориентацией
философии на гуманистические ценности.

7. Прогностическая,
формирующая способность предвосхищать
последствия своих действий, видеть
перспективы развития ситуации.

6. Структура философии

Философия как
система знаний имеет свою собственную
структуру. Ее структурными элементами
являются философские учения, рассматривающие
какую-либо одну сторону материального
и духовного мира.

Прежде
чем приступить к краткой характеристике
указанных раз­делов, обратим внимание
на важное обстоятельство. Для развития
философии характерны процессы
дифференциации и интеграции.
Дифференциация
означает разделение философии на все
большее число относительно самостоятельных
разделов и отраслей. Но­вые отрасли
философии, как правило, вычленяются из
старых, разрас­таются, приобретают
самостоятельное значение. В то же время
многим современным сферам философского
познания свойственны интегративные
тенденции: они не только «отпочковываются»
от одной или нескольких известных
отраслей, но и вбирают в себя достижения
многих других разделов философии, а
также науки и культуры в целом. Так,
философия
и методология науки
в
значительной мере выросла из классической
теории познания. Одно­временно она
вобрала в себя целый ряд достижений
социальной фило­софии, философии
культуры, истории философии, а также
истории науки. Философия
искусства
первоначально
возникла как раздел эстети­ки. Однако
она сумела впитать в себя достижения
философии истории, антропологии,
искусствознания и т.д. Философия
глобальных проблем
предполагает
обобщение широкого круга знаний из
области социаль­ной философии,
политики, экономики, геологии, биохимии
и т.д.

Вместе
с тем, за
последнее время от философии “отпочковался”
целый ряд наук, до недавнего времени
даже преподававшихся на философских
факультетах. Они сохраняют наиболее
тесные связи с философией. Это психология,
культурология,
политология,
математическая
логика
,
науковедение,
праксеология
и некоторые другие.

Основные разделы
философии
следующие:

Онтология
(греч. “ontos” — “сущее”) — учение
о бытии
мира
и человека; о первоначалах всего сущего,
выражаемых в универсальных принципах
и категориях (вроде таких, как “мир”,
“природа”, “материя”, “дух”,
«пространство», «время», «развитие»,
«эволюция»).
Главный
вопрос онтологии: что
существует подлинно, а существование
чего является кажимостью, иллюзией?
Онто­логия
стремится создать определенную картину
мира,
которая
не только позволяла бы составить
представление о мире в целом, но и выявила
бы его скрытую
сущность,
его
глубинные
причины.

Гносеология
(греч. “gnosis” — знание) — теория
познания
,
трактующая его сущность и возможности;
условия достоверности и отношение к
реальности; соотношение в нём истины и
заблуждений; само понятие знания и его
разновидностей. Она
отвечает на воп­росы: Как
человек познает окружающий мир? Каковы
этапы или сту­пени познания? Что такое
истина в познании? На каких путях она
достижима ?
И
др.

Теория научного,
особо сложного и ответственного познания
нередко
называется эпистемологией
(греч. “episteme” — “мнение”).

Метафизика —
так называются
онтология и гносеология вместе взятые.
Метафизическими называют вопросы о
разуме, душе, космосе, причинности,
свободе выбора и т.п.

Логика
(греч. “logos” — “слово”, “понятие”,
“разумение”) — часть теории познания,
а именно
учение о мышлении
,
его общечеловеческих формах и принципах,
законах последовательного и доказательного
чередования мыслей при точном обсуждении
любой проблемы. Логику интересует
правильное мышление, процедуры проверки
этой самой правильности наших размышлений.

Методология
(греч. “metodos” — путь,
имеется в виду — исследования,
порядок совершения умственных и
практических действий) — учение об
эффективных приемах работы, принципах
рациональной деятельности ученого и
профессонала-практика.

Философская
антропология
— раздел философского знания, спе­циально
занятый осмыслением человека. Антропологию
как философ­скую дисциплину следует
отличать от антропологии как частной,
преж­де всего культурологической,
науки. В мировой литературе под куль­турной
антропологией
чаще
всего понимают изучение быта, традиций,
обычаев, способов мышления, особенностей
культуры различных народов. Философская
антропология отличается от всех других
наук, изучающих человека, прежде всего
широтой подхода. Философия рассматривает
человека как особый род суще­го,
отличный от всех других существ. В
философской антропологии ос­мысливаются
проблемы человеческой природы и
человеческого бытия, анализируются
категории человеческого существования.

Аксиология (греч.
“axia” — “ценность”) — трактует понятие
ценностей
жизни
и культуры, процедуры оценки значимых
для человека явлений и событий.

Социальная
философия


раздел философского знания, изучаю­щий
наиболее общие характеристики общественной
жизни.

Философия
истории


изучает вопросы, связанные со смыслом
и целью общественной истории, с ее
движущими причинами.

Этика
(греч.
“ethos” — нрав, обычаи) — учение
о морали
,
т.е. правилах поведения людей, счастье
и долге человека, его обязанностях по
отношению к обществу, государству, своим
ближним и к себе самому.

Эстетика
(греч.
“aistethicos” — ощущение, чувство) — учение
о канонах красоты
,
формах ее освоения и творчества, прежде
всего в искусстве.

Философия религии
обосновывает идею Бога и веру в него;
анализирует аргументы сторонников и
противников религии, пути ее исторического
развития и роль в современном обществе.

История
философии

рассматривает
историческое развитие фило­софии.
Она изучает философское творчество
мыслителей прошлого, а также современных
авторов, выделяет эпохи в развитии
философии, анализирует связь философских
концепции с культурой и особеннос­тями
общества. В задачу истории философии
входит также сопоставле­ние различных
учений, выявление в них того, что может
представлять ценность для современности
и будущею. История философии является
фундаментальной
основой
для
разви­тия всех отраслей философского
знания.

studfile.net

7. Функции философии

 Философия
возникла в период разложения
первобытнообщинного строя и
становления классового общества.
Ее предпосылками были мифология и
религия. Ее возникновение было
обусловлено тем, что по мере осознания
человеком своего отношения к миру
и к себе, мифологических и религиозных
представлений о мире и о человеке,
сформировавшихся на основе
воображения, оказалось недостаточно
для осмысления сущности мира,
сущности человека. Возникла
потребность в формировании
мировоззренческих ориентиров,
основанных на исследовании реальной
действительности, при помощи которых
человек смог бы определять свое
отношение к окружающей действительности
и к себе. Эта потребность была
обусловлена и тем, что рациональное
сознание, выраженное в логической
понятийной форме, было связано с
проникновением человека в познание
сущности предметов и явлений, что
позволяло перейти от познания
явлений к познанию сущности.
Первой
формой мировоззрения явилась
мифология. Однако в мифологии
осознание человеком своего отношения
к действительности формировалось
на уровне чувственно-образного
мышления. В этих условиях познание
человеком окружающего мира
ограничивалось, в основном, фиксацией
чувственно воспринимаемых связей
и отношений между предметами,
явлениями, процессами. Это обусловлено
тем, что становление, формирование
человеческого сознания начиналось
на основе накопленного практического
жизненного опыта. Если вначале
человек имел дело с конкретными
предметами и явлениями, то с развитием
и усложнением процесса производства,
он вынужден был переходить от знания
отдельных предметов, к знанию их
свойств, а затем, и к выделению общих
свойств для многих предметов. Наряду
с этим шел процесс усложнения
взаимоотношений между самими людьми,
шел процесс формирования системы
общественных отношений. Естественно,
что накопление информации обусловливало
потребность ее отбора, систематизации.
Для обозначения этой обобщенной
информации понадобились определенные
средства. И таким средством явилось
абстрактное мышление, закрепленное
в языке.
Но, как указывалось, в
условиях родоплеменного общества
абстрактное мышление было в зачаточной
форме. А на уровне чувственно–образного
мышления познать, раскрыть причинные
связи между предметами и явлениями
действительности невозможно. Поэтому
в мифологии объяснение явлений
действительности, причин их
возникновения формировалось на
основе воображения. Мифы ограничивались
описанием отдельных сторон жизни
человека, происходящих событий.
Поэтому и первые попытки дать
обобщенные представления о мире, о
его происхождении осуществлялись
на основе воображения.
Мифология
– в качестве мировоззрения первобытно
-общинного, родового общества
характеризуется перенесением
общинно -родовых отношений на весь
окружающий мир. Основными чертами
мифологического мировоззрения
являются:
1. Представление о
родственных связях естественных
сил и явлений и человеческих
коллективов. Оно ведет свое
летоисчисление от первобытного
тотемизма – взгляда, согласно
которому каждый род ведет свое
начало от какого-либо животного,
реже – растения и, как исключение,
от неживого предмета.
2. В развитых
формах мифологии происходит
персонификация, обособление
естественных сил и способов
человеческой деятельности. Божества
греческой мифологии предстают в
человекоподобных образах, но, и
одновременно, выступают носителями
определенной функции, связанной с
каким-нибудь природным явлением
или формой человеческой активности.
Так, Зевс представлялся олицетворением
грома и молнии, Афина – богиня войны,
ремесла, охраны городов, Посейдон
– бог моря, Гефест – бог кузнечного
ремесла, Аполлон — покровитель
искусств, Артемида – охоты, Афродита
– любви и красоты и т.д.
3.
Мифологическое мышление по своей
природе художественное, оно оперирует
образами, а не понятиями.
4. Мифы
воспринимались людьми как
действительная жизненная реальность,
они передавались из поколения в
поколение как пересказ, который не
подлежит сомнению. Это объяснялось,
прежде всего тем, что созданные в
человеческом воображении образы
воспринимались самим человеком как
действительно истинные. Мифы не
нуждались в обосновании и проверке.
5.
Человека понимали как игрушку в
руках божественных сил, его жизненный
путь определялся неизбежной судьбой,
фатумом. Вообще, мифологическое
мышление не проводит разграничения
между природным и социальными
мирами, не видит принципиальной
разницы между действием стихийных
природных сил и человеческой
деятельностью.
Религия в своем
возникновении также формировалась
на уровне воображения. Для религии
характерным становится поиск ответов
на вопросы о том, что такое мир, как
он возник, какое место в нем занимает
человек. Не располагая достоверными
знаниями, человек объяснял все
явления действительности по аналогии
с собой. Если все, что нужно ему для
обеспечения удовлетворения своих
потребностей, создается его трудом,
то, естественно, кто-то должен создать
и все, что его окружает.
Зависимость
человека от стихийных сил природы
и общества, бессилие перед ними и
страх, порожденный этой зависимостью
и бессилием, привели к тому, что он
начал наделять эти силы своими
качествами – способностями к
созидательной деятельности, масштабы
которой распространялись на весь
мир. Из сил естественных они
превращались в сверхъестественные.
Они олицетворялись и выступали в
качестве не просто внешних сил, а в
виде первопричины всего сущего. Бог
был наделен человеком всеми
особенностями, присущими самому
человеку, в том числе и присущим ему
внешним обликом.
Для религии
характерным становится поиск ответов
на вопросы о том, что такое мир, как
он возник, какое место в нем занимает
человек. Не располагая достоверными
знаниями, человек объяснял все
явления действительности по аналогии
с собой. Если все, что нужно ему для
обеспечения удовлетворения своих
потребностей, создается его трудом,
то, естественно, кто-то должен создать
и все его окружающее. Зависимость
человека от стихийных сил природы
и общества, бессилие перед ними и
страх, порожденный этой зависимостью
и бессилием, привели к тому, что он
начал наделять эти силы своими
качествам – способностями к
созидательной деятельности, масштабы
которой распространялись на весь
мир. Из сил естественных они
превращались в сверхъестественные.
Они олицетворялись и выступали в
качестве не просто внешних сил, а в
виде первопричины всего сущего. Бог
был наделен человеком всеми
особенностями, присущими самому
человеку, в том числе – по образу.
Представление о родственных связях
естественных сил и явлений и
человеческих коллективов. Оно ведет
свое летоисчисление от первобытного
тотемизма – взгляда, согласно
которому каждый род ведет свое
начало от какого-либо животного,
реже – растения и, как исключение,
от неживого предмета.
Религия,
также, имела корни в предшествующей
истории. Анимизм, тотемизм, дух
предков, магия – это
исторически-специфические формы
осознания человеком своего отношения
к миру. Часто магию отождествляют
с религией. Но между ними есть
существенное различие. В магии
человек непосредственно взаимодействует
с предметами, явлениями природы или
взаимодействует с другими людьми
и получает непосредственный
результат. В религии же результат
опосредуется волей Бога, который
может услышать, а может и не услышать
молитву, может отреагировать или
не отреагировать на просьбу. Поэтому,
религиозное сознание является более
высокой ступенью развития человеческого
сознания, чем магия. Однако религия
очень тесно связана с магией
(освящение воды, продуктов, крещение
и т.д.) и мифологией (непорочное
зачатие, воскрешение, представления
о рае и аде и т.д.).
Религиозные мифы
отличались от древних мифов. В
древних мифах стихийные силы природы
также олицетворялись, но их
деятельность была ограничена
определенными сферами взаимодействия
человека с природой, а также со
сферами жизнедеятельности человека.
Боги мифологии представлялись в
качестве более могущественных, чем
человек, сил и считались бессмертными.
Они вступали в непосредственные
отношения с людьми, включая отношения
продолжения рода. Например, у Зевса
было много детей от смертных женщин.
В
религии бог предстает в виде
обобщенной силы, которая является
не только создателем мира и человека,
но и все время выполняет регулятивную
функцию. Он становится силой
сверхъестественной.
Как отмечалось,
человек наделил бога всеми присущими
ему особенностями. В своей деятельности
он придерживается тех норм, которые
имеют место в человеческой
жизнедеятельности. Так, в реальной
жизни существовали меры наказания
(эту функцию выполнял ад), поощрение
и одобрение позволяли душам людей
попасть в рай, а решение общих
проблем, подводящих итог
жизнедеятельности человека, нашли
свое выражение в представлениях о
страшном суде, в результате которого
каждому воздастся по его
заслугам.
Повседневная практическая
деятельность, расширение и углубление
познаний окружающего мира обусловливали
появление знаний, которые не
согласовывались с религиозными
представлениями.
Поэтому, наряду
с мифологией и религией, зарождались
научные знания. Развитие производства,
усложнение орудий труда, техники,
технологии, развитие земледелия,
расширение масштабов судоходства
потребовали накопления достоверных
знаний, без которых человек не мог
успешно осуществлять свою практическую
деятельность. Зарождающиеся научные
знания охватывали не только сферу
непосредственного взаимодействия
человека с предметами природы, но
и вопросы мироздания. Например, для
осуществления путешествий по морю,
да и по суше, необходимо было уметь
ориентироваться. Это заставило
людей изучать звездное небо,
расположение созвездий, отдельных
звезд, их движение по небосклону.
Иными словами, наряду с математикой,
физикой, химией начала зарождаться
астрономия, которая оказалась
несовместимой с религиозными
представлениями о тверди небесной,
с прикрепленными на ней небесными
светилами – Солнцем, Луной и со
звездами. Развитие науки вынуждало
перейти от мифологического и
религиозного представления об
окружающем мире, которое базировалось
на воображении, к новому уровню
мышления, — к мышлению понятийно –
логическому.
Все это обусловило
потребность в новых мировоззренческих
подходах к пониманию действительности.
Эта потребность в новой методологической
основе мировоззрения нашла свое
выражение в философии.
Специфика
философии проявилась, прежде всего,
в том, что она ознаменовала собой
переход от преобладания чувственно
– образного восприятия, понимания
мира к теоретическому объяснению
явлений действительности, основанному
на знаниях, полученных в результате
познания реальных связей и отношений
между предметами и явлениями
действительности, познания объективных
законов природы.
Философия
зародилась почти одновременно в
различных уголках земного шара. Это
было связано, прежде всего, с переходом
от родоплеменной организации
общества к обществу, основанному
на социальной дифференциации (VII
век до н.е.).
Возникновение философии
– это закономерный результат
становления и развития человека.
Т.к. объектом философского осмысления
действительности является отношение
«человек – мир», вся история развития
философской мысли – это процесс
осознания человеком сущности мира
своего бытия и своей собственной
сущности. Она ставит и пытается дать
ответы на предельно общие вопросы
о мире и о человеке, о их природе и
сущности, о предельных основаниях
бытия мира и человека. Иными словами,
человека все больше начинали
интересовать вопросы о том, что
такое природа, мир, действительность,
в чем сущность жизни человека, какие
цели люди преследуют в своей жизни,
может ли человек достигнуть
свободы.
Совокупность мировоззренческих,
важных для жизни вопросов, изменчива,
на первый план всегда выдвигались
то одни, то другие проблемы, но
постоянным остается то, что все они
группируются вокруг единого стержня
– отношения человека и мира. Это
отношение выступает как мировоззренческое
ядро философии, оно становится
сквозным, «трансисторическим» для
всех исторических эпох и формаций,
независимо от постоянного
переформирования ряда основополагающих
проблем.
Идеи и представления,
традиционно относящиеся к компетенции
философии, начали зарождаться в
далеком прошлом. Однако, как форма
общественного сознания, приобретающая
свою качественную определенность,
она начала формироваться в эпоху
разложения родоплеменного строя и
формирования структуры классового
общества.

Зарождающаяся философия
противопоставляет мифологии не
только иное миропонимание, но и сам
способ осознания мира. В ее формировании
самое важное значение приобретает
накопление позитивных знаний о
природе. Особую роль сыграло
усовершенствование и расширение
письменности.
Кроме того, формирование
философии связано тесными узами с
предшествующими этапами духовного
становления личности. Поэтому, ее
возникновение, становление
представляет собой длительный
исторический период и сложный
противоречивый процесс обособления
от мифологических и религиозных
взглядов.
На земном шаре образовалась
как бы определенная полоса, в которой
сложились примерно одинаковые
тенденции общественного прогресса.
Эта полоса охватывала Древний Китай,
Индию, Малую Азию, Египет, Грецию.
Севернее и южнее этой полосы общество
оставалось на уровне неолита.
Следует
подчеркнуть, что еще в III-II тысячелетиях
до н.э. в записях мифологических
тестов, в «Ведах», (что означает –
знание), в древнеиндийском эпосе
«Махабхарата» и «Рамаяна» в Индии
встречаются обобщения философского
характера. Здесь мифологические
философские идеи тесно взаимопереплетены
между собой. В древнем Китае зарождение
философских идей встречается в
«Пятикнижии». Подобная картина
наблюдается и в формировании
философии в Древней Греции и других
регионах. Короче говоря, первые
философские идеи зарождаются в
тесной связи с мифологическими и
религиозными взглядами людей.
Дальнейшее
разложение родового строя, расслоение
общества нашли свое выражение в
формировании философских школ,
направлений. Так, в древней индийской
философии уже был поставлен вопрос
об общем основании мира. Такой
основой считался безличный мировой
дух «брахман». Согласно учению
веданты, душа каждого человека
считается бессмертной. Но она
уступает мировому духу по своему
совершенству. Это объясняется тем,
что душа тесно связана с телом. И
хотя эта связь подчинена душе
(«атман») и общему закону («карма»),
душа не может существовать
самостоятельно, она вынуждена каждый
раз после смерти тела переселяться
в иное тело. И так много раз («самсара»).
Эти переселения продолжаются до
тех пор, пока не осуществится полное
освобождение человека от человеческих
невзгод («мокша») и произойдет полное
слияние души «атмана» с мировым
духом «брахманом». В древнеиндийской
философии были и другие направления
(свабхава-вада, паринама-вада, и
др.), которые в основе мира видели
не духовное, а вечное материальное
начало: огонь, вода, воздух, свет и
др. Материальной признавалась и
душа, которая разрушается вместе с
разрушением тела. Важной особенностью
всех этих древних индийских
философских взглядов было признание
целостности мира, в котором частное,
единичное, индивидуальное предстает
как нечто второстепенное, относительно
общей основы мира. Этим определялось
и место человека в мире.
В связи с
дальнейшей дифференциацией
общественных связей и отношений,
усложнения взаимосвязей человека
с внешним миром, в философском
осмыслении действительности
наблюдается усиление внимания к
проблемам индивидуального,
специфического в мире. Это нашло
свое проявление в ряде направлений
древне – индийской философской
мысли: локаята (учение «чарваков»),
ньяя, вайшешика, санкхья, миманса и
др. (VII-II веках до н.э.). Так., в локаята
проблема мира выводится не из
безличного начала, а из реальных
условий жизни человека. Само понятие
мира выводится из лок», что означает
«община», «люди».
С развитием
философской мысли все большее
внимание начинает уделяться проблемам
духовного мира человека, его отношения
к миру и к себе. Например, в философском
учении буддизма утверждалось, что
мир, непрерывно изменяясь, не
разрешает человеку достичь
совершенства. Поэтому достижение
вечного блаженства («нирвана»)
возможно только путем углубленного
самосозерцания, что способствует
освобождению души от невзгод бренного
мира.
Таким образом, в древне —
индийской философии раскрытие
отношения «человек – мир» шло от
формирования представления о мире,
в основе которого лежит безличное
начало и в котором человек занимает
второстепенное место, к представлениям
, в которых на первый план выходит
человек, стремящийся определить
свое место в мире, отношение к нему
и к самому себе.
Подобная картина
становления философских взглядов
сложилась и в Древнем Китае. Если
вначале было безличностно–обобщенное
представление о мире, то потом все
больше внимания начинает уделяться
проблемам человека. До VI-V в. до н.э.
философские взгляды достигли
достаточно высокого уровня развития,
что нашло свое выражение в конфуцианстве
– учении, основанном видным мыслителем
Конфуцием (551 – 479 г. до н.э.). Учение
Конфуция по своему характеру было
этико– гуманистическим. В IV-III вв.
до н.э. распространение получает
даосизм.,
в котором отстаивается
мысль, что все изменения в природе
и жизни человека подчинены не
сверхъестественным силам, а общему
закону «Дао», который является
основой всего существующего. В связи
с этим считалось, что если все в
природе и жизни человека подчиняется
«дао», то и человек должен действовать
в соответствии с этим естественным
законом. Здесь уже просматривается
зарождение проблемы свободы и
необходимости. В дальнейшем эта
мысль получила развитие: если есть
объективные законы природы, то
должны быть и законы общественной
жизни, которые регулируют
взаимоотношения между людьми и
позволяют различать добро и зло.
Таким
образом, характерной особенностью
философских взглядов Древнего
Востока была эволюция освоения
человеком действительности, эволюция,
в которой осуществлялся переход от
мифологической фантазии к рациональному
мышлению и от безличностных картин
мира, где человек был только его
частичкой, до картины мира, где
человек начинал осознавать свою
специфику, свое место в мире, отношение
к нему, к осознанию содержания своего
бытия. Философия Древнего Востока
еще была органически связана с
конкретно-эмпирическими
знаниями.
Основные тенденции,
которые проявились в развитии
философской мысли Древнего Востока,
нашли свое отражение и в философских
взглядах древней Греции и Ближнего
Востока.
Основателем древнегреческой
философии считается Фалес (VII-VI в.в.
до н.э.). Он первым поставил задачу
выявить единое, основное начало
чувственно данного мира. Этим началом
он считал воду: «все из воды и все
переходит в воду»). В идее Фалеса
«все из воды» впервые образному
мифологическому представлению о
мире противопоставлено понятие
единой первоосновы всех вещей. В
самой идее первоосновы вещей
находилась догадка об объективной
закономерности действительности.
Позиция Фалеса показывает, что
античная философия зарождалась как
материалистический взгляд на мир.
Правда, здесь говорилось не о понятии
«материя», а о воде, как веществе.
Вслед за Фалесом на путь поиска
общего начала философы признавали
то воздух (Анаксимен), то бескачественное
и безграничное начало – апейрон
(Анаксимандр), то огонь (Гераклит),
то мелкие неделимые частички –
атомы (Демокрит), то совокупность
четырех стихий – огонь, воздух, вода
и земля (Эмпедокл). В античной
философии мир выступал как макрокосм,
а человек — как микрокосм. Особую
роль в развитии философской мысли
сыграл Гераклит. Он выдвинул проблему
осознания изменчивости, текучести
бытия. По Гераклиту единым началом
является огонь. Он сформулировал
ряд принципов, которые характеризуют
древнегреческую философию. Во-первых,
это признание материальности,
законоподобности и внутренней
необходимости мира. Миром правит
логос – закон. Во-вторых, принцип
взаимопревращения вещей — «все
течет». В третьих, принцип борьбы
противоположных начал, как основы
движения и изменений.
В философии
Гераклита впервые осознанно
разрабатывается диалектический
взгляд на мир, и он, по праву, считается
основоположником античной
диалектики.
На этом этапе развития
античной философии еще не было
противопоставления мышления и
бытия, раскрытия их взаимосвязи. Но
возможность такого противопоставления
уже существовала в картине мира,
выраженной в образных представлениях
мифологического мышления. Уже в
мифологии имеет место противопоставление
образов, созданных при помощи
воображения, объективным явлениям
действительности. В развитии
философской мысли вопрос об отношении
мышления и бытия был поставлен
Парменидом (конец 6-5 столетия до
н.э.). Он уже выделял чувственно
данный, чувственно воспринимаемый
и умозрительный миры. В этот период
еще обращалось внимание главным
образом на окружающий человека мир,
т.к. человек рассматривался как
обычная частица природы.
Коренной
поворот к изучению проблем, связанных
с жизнедеятельностью человека,
осуществил Сократ (470-399 гг. до н.э.).
Основным принципом своих философских
суждений и задачей философского
познания Сократ сделал выражение,
написанное на храме Дельфийского
оракула: «Познай самого себя». Это
означало, что в философии произошел
поворот принципиального характера:
с этого времени назначением философии
признается изучение не только
природы, а познание самого человека.
Очень важной заслугой Сократа
являлось открытие, что основой
деятельности человека являются
общие понятия. Тем самым был
осуществлен переход от
чувственно-образного восприятия
мира, который осуществлялся на
основе воображения, к восприятию
мира, выраженному в понятиях,
суждениях, умозаключениях.
Следует
отметить, что Сократ обращал внимание,
главным образом, на сферу морали.
Он стремился показать, что в поведении
человека главную роль начинают
играть понятия, которые обусловливают
характер конкретного поступка,
действия. В этой связи, выраженные
в понятиях нормы морали, приобретают
как бы относительную самостоятельность,
устойчивость, неизменность. Общие
понятия добра, зла, порядочности
выступают как нечто общее для всех
людей. Поэтому особое внимание
начало уделяться исследованию самих
понятий.
Дальнейшее развитие идей
Сократа осуществил Платон (427-374гг.
до н.э.). Если у Сократа общие понятия,
идеи выступают как идеи человеческого
разума, то Платон начал истолковывать
эту проблему значительно шире. Он
выдвинул предположение, что идеи
(понятия) существуют объективно,
как самостоятельные сущности, т.е.
он признавал особый мир — мир идей,
— который существует независимо от
природы и общественной жизни. Больше
того, идеи он начал рассматривать
в качестве образцов или моделей,
которые порождают реальный мир
чувственно воспринимаемых вещей.
Причем, этот реальный, чувственный
мир представляет собой только
бледную копию мира идей. Тем самым,
Платон начал решать вопрос об
отношении мышления и бытия под углом
зрения признания идей первичными,
а реальных вещей — вторичными,
производными от идей. Это значит,
что Платон разработал вариант
объективного идеализма, на который
впоследствии ссылались многие
философы. С точки зрения Платона,
мир – это всеохватывающий космос,
нечто целостное, завершенное,
структурно оформленное образование.
По Платону человеческая душа –
бессмертна. До рождения она пребывает
в потустороннем мире и наблюдает
за миром вечных идей. Поэтому в
реальной, земной жизни душа человека
как бы вспоминает и воспроизводит
то, с чем она сталкивалась в мире
идей.
Человека Платон рассматривал
как единство души и тела, в котором
тело представлялось как нечто
преходящее. Заслуживает внимания
мысль Платона о том, что государству
и душе человека присущи одни и те
же начала. К числу этих начал он
относит мудрость, справедливость,
мужественность. Иными словами,
Платон поднялся до понимания
взаимосвязи человека с сущностью
общественной жизни.
Значительную
роль в развитии античной философии
сыграл ученик Платона Аристотель
(384-322гг. до н.э.). Он существенно
переработал систему объективного
идеализма Платона, внес ряд новых
идей в понимание мира. Аристотель
подверг критике теорию идей Платона.
Отдавая дань заслугам Платона, он
считал необходимым по-своему
истолковать многие философские
проблемы («Платон мне друг, но истина
дороже»). Главным аргументом
Аристотеля против платоновского
утверждения о существовании мира
обособленных идей, которые рождают
мир реальных вещей, является признание
того, что сущность вещи не может
существовать вне самой вещи.
Аристотель исходит из того, что
всякая вещь, которая существует
сама по себе, неотделима от своей
сущности. Он выделяет четыре вида
причин или начал, благодаря которым
вещи существуют. Во-первых, это
материальная причина, материя вещи,
то, из чего возникает вещь, как,
например, глина для горшка или мрамор
для статуи. Во-вторых, форма, которая
придает вещи конкретный вид, делает
ее реально существующей вещью.
В-третьих, движущая причина то,
откуда идет начало движения, что
оформляет материю. В-четвертых, —
целевая причина, то, ради чего
происходит изменение. Именно под
воздействием этих четырех причин
существуют вещи, которые носят свое
начало в самих себе.
Значительное
внимание Аристотель уделял процессу
познания. Целью познания он считал
поиск причин существования каждой
вещи. Здесь явно просматривается
идея целесообразности мира.
Одной
из важнейших заслуг Аристотеля
является осознание качественного
отличия общественной жизни от
природного бытия и понимание человека
как существа общественного. По
утверждению Аристотеля существование
каждого отдельного человека возможно
только в обществе. По Аристотелю
общественная жизнь приобретает
государственное оформление
естественно: «всякое государство
– продукт естественного возникновения,
как и первичные общения: она есть
завершением их, у завершенности же
обозначается природа…В осуществлении
конечной цели и заключается наивысшая
завершенность».
Соотношение
государства, общества и человека
он рассматривает как соотношение
целого и части.
Философские
воззрения Аристотеля являются ярким
доказательством того, в какой мере
изменения общественной жизни,
усложнение социальной структуры
общества влияют на формирование
философских идей. Энциклопедические
знания Аристотеля оказали огромное
влияние на последующее развитие
философской мысли.
В заключение
следует отметить, что возникновение
философии сыграло очень важную роль
в формировании нового типа
мировоззрения, мировоззрения,
основанного на разумном, логическом
анализе явлений действительности.
Она становиться методологической
основой мировоззрения, вооружает
людей принципами, опираясь на которые
они определяют свое отношение к
миру и другим людям, к себе.

studfile.net

Основные функции философии | Мудрый Философ

Все статьи сайта → Философия Основные функции философии

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.

Функции философии

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Регулятивная функция философии

С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция философии

Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

www.mudriyfilosof.ru

4.Функции философии

Философия — полифункциональное знание

Основные функции:

1. мировоззренческая

2. гносеологическая

3. методологическая

Мировоззренческая функция проявляется
в том, что философия предлагает одну из
картин мира. В ряду мировоззренческих
вопросов центральной проблемой является
отношение человека к миру. Эта проблема
конкретизируется как отношение мышления
к бытию.

В зависимости от характера философского
учения отношения мышления к бытию может
иметь другие выражения. Это может быть
отношение сознания к материи, отношение
духа к природе, отношение психического
к физическому, отношение идеального к
материальному. Это все формулировки
основного вопроса к философии.

В зависимости от решения основного
вопроса философии все философы делятся
на две больших группы: материалистов и
идеалистов.

Материалисты признают первичность
материи, которая существует вне
человеческого сознания и не зависит от
него. Материя в своем развитие порождает
все материальное многообразие мира и
идеального духовного мира. Материя
первична, сознание вторично.

Идеалисты первичным началом считают
дух, сознание, идеальное, а материю
считают продуктом, порождением сознания.

Объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм: Идеальное начало
имеет объективный характер. С сознанием
человеческим не связано, находится вне
него.

Идеи существуют сами по себе (по Платону)

Субъективный идеализм: первичным
является нечто идеальное. Таким первичным
идеальным признают сознание человека.
Мир есть комплекс моих ощущений.

Суть мировоззренческой функции состоит
в том чтобы дать общую картину мира,
объяснить мир как целое, обозначить
место человека в мире и отношение его
к этому миру.

Философия, решая мировоззренческую
функцию, удовлетворяет потребность
человека в воззрениях и убеждениях
высшего порядка, которые связаны с
решением вопросов об истинности
существующего, о смысле различных
явлений этого мира, которые определяют
верховную норму деятельности людей и
которые дают внутреннее содержание
(наполнение) жизни людей. Когда такие
потребности не удовлетворяются внутренний
мир человека ощущает пустоту, а внешний
теряет свою красоту. (с) Соловьев.

Гносеологическая функция

Связана с познавательным отношением
человека к миру. Главным гносеологическим
вопросом является в состоянии ли наше
мышление познать действительный мир и
можем ли мы в наших представлениях и
понятиях о действительном мире составить
верное отражение действительности.

Деление философов на две группы:

Одни философы отрицают возможность
достоверного познания мира и познания
сущности явлений — агностики.

Другие философы уверены в познавательных
возможностях человека. Они считают что
человека может раскрывать сущность
вещей и представлять достаточно верную
картину мира. Человек может добывать
истинные знания. Называются Гносеологические
оптимисты (гностицизм).

Философия стремится объяснить в своих
учениях рациональным путем то, что не
поддается проверке опытным путем, то
что не поддается описанию или бесспорному
опровержению т.е. философия дает
рациональное объяснение тех вещей
которые не может исследовать наука.

Философия предлагает свои теории и
гипотезы, различные концептуальные
подходы к объяснению различных нераскрытых
или мало изученных явлений тем самым
философия в определенной мере восполняет
неудовлетворенный интерес к их познанию.
Оставляет меньше простора для фантазии,
ненаучных подходов.

В рамках гносеологической функции
философия осмысляет саму познавательную
деятельность. Фундаментальные
гносеологические проблемы: что такое
познание? Каков механизм познания? Какие
формы существуют у познания? Этапы и
уровни познания? Проблема истинности
познания.

Методологическая функция

Метод — способ осуществления какой либо
отдельной операции, способ познавательной
или практической деятельности. (отвечают
на вопрос «как?»)

Методика — совокупность методов проведения
какой либо деятельности.

Методология — знания о методах и методиках.

Виды методов: 1. частнонаучные; 2.
общенаучные; 3. всеобщие (философские)

Философия разрабатывает всеобщие
универсальные методы, которые используются
в сферах научной и практической
деятельности людей.

Философское осмысление мира ставит
перед проблемой восприятия мира.
Находится ли окружающий человека мир,
его предметы и явления в состоянии покоя
или мир изменяется, развивается и
переходит из одного состояния в другое.

Этот вопрос поделил философов на две
группы: 1. неподвижные; 2. текучие.

С развитием неподвижные породили
направление метафизика, которая дает
статичную картину мира. Текучие со
временем стали называться диалектикой
— давали динамическую картину мира.

Индукция и дедукция — методы которые
разрабатывались и появились в рамках
философии. Метод индукции отстаивали
сторонники эмпирического познания;
дедукцию — сторонники рационализма.

Философия выполняет методологическую
функцию и тем что она дает общее
представление о фундаментальных
признаках различных явлений мира.

Другие функции философии:

4. Интегрирующая функция — объединяет
различные области знания, различные
области духовной культуры для решения
сквозных общих проблем

Пример: Аномия — слом старой системы
ценности и отсутствие новой системы
ценностей. Философы начинают в общество
обсуждения, привлекая общественное
сознание.

5. Аксеологическая функции. философия
— знание в котором есть место для оценок
явлений мира. Философия разрабатывает
и отстаивает различные системы ценностей,
разрабатывает различные идеалы.

6. Критическая функция. Все подвергается
сомнению. Одни философские взгляды
критикует систему ценностей других
взглядов.

7. Прогностическая функция. Философия
говорит о возможных вариантах развития
исходя из данного положения дел.

8. Гумманистичкая функция

9. Культурологическая функция

studfile.net

Функции философии

1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 «Предмет и методы философии»).

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — мораль-

но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

filosofedu.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о