Понятие нравственности и морали – Вопрос 2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность» — Мегаобучалка

Краткий словарь нравственных понятий | Азбука воспитания

Краткий словарь нравственных понятий в помощь родителям.

Альтруизм – способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого; неравнодушие, забота о ближнем, милосердие, самоотречение, самопожертвование. Противоположно эгоизму.

Благодарность – чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро».

Бедность – отсутствие достатка. Противоположно богатству, зажиточности.

Безделье – праздное времяпрепровождение, отсутствие интереса к полезному и регулярному труду, занятиям; бездельник, лентяй, белоручка, праздный, ленивый.

Бездушие – о человеке, лишенном чуткости, отзывчивости, способном быть жестоким; кого не трогают горести и радости других. Противоположно чуткости, отзывчивости, участию, вниманию.

Безжалостность – неспособность к состраданию и жалости; бессердечный, беспощадный, немилосердный; «каменное сердце».

Беззаботность – о человеке, который не утруждает себя заботами, не задумывается о последствиях своих поступков, действий; беспечный, легкомысленный; «ветер в голове».

Беззастенчивость – когда человек открыто и иногда грубо пренебрегает общепринятыми нормами, интересами других; бесцеремонный, наглый.

Беззащитный – о том, кто не может самостоятельно защитить себя, не имеет средств самозащиты; безоружный, бесправный, бессильный, слабый; «можно взять голыми руками».

Безразличие – состояние полного равнодушия, незаинтересованности, безучастное отношение к происходящему или к человеку; холодность, бесчувствие. Противоположно участию, заинтересованности.

Безрассудность – о поступках и поведении, не согласующихся с требованиями здравого смысла; сумасбродный, шальной.

Безропотный – о том, кто принимает без ропота, без сопротивления тяжелые условия, несправедливое отношение к себе; кроткий, смиренный.

Белоручка – тот, кто избегает тяжелой или грязной работы, не привык к серьезному труду; барин.

Бескорыстный – добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник.

Бессребреник – раздающий свое имущество и помогающий людям, ничего не требуя за это.

Бесстрашие – положительная черта характера, выражающаяся не столько в отсутствии страха, сколько в способности его преодоления; отвага, смелость.

Бестактность – отрицательная черта характера, проявляющаяся в отсутствии чуткости, сердечности, чувства меры в отношении с окружающими людьми. Противоположно тактичности, корректности.

Благодеяние – проявляется в заботе и сострадании, направленных на благо людей; доброжелательность и щедрость, понимание проблем другого человека и участие в его судьбе.

Благожелательность – благосклонность, благорасположение, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, приветливость.

Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.

Богатство – зажиточность, большое личное имущество, достаток в семье, хозяйстве, значительные средства, с избытком обеспечивающие необходимый комфорт. Противоположно бедности, скудости, нищете.

Болтливость – говорливость, многоречивость, словоохотливость, разговорчивость, пустозвонство, балагурство. Противоположно молчаливости.

Вандализм – варварство; бессмысленное и жестокое разрушение, осквернение чего бы то ни было, в том числе, исторических памятников и культурных ценностей. Слово вандализм произошло от названия древнего германского племени, которое разрушило Рим и уничтожило его культурные ценности.

Важничать – держаться важно, стараясь показать свою значительность, придавать себе большее значение, чем следует. Разг.: пыжиться, надуваться, спесивиться, задирать нос.

Вежливость – проявление учтивости и уважения в обращении с людьми; внимательность, доброжелательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположно грубости, хамству, высокомерию и пренебрежительности.

Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.

Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.

Вероломство – предательство, измена, когда человек грубо нарушает свои обязательства, установленные взаимоотношения или клятву.

Веселый – жизнерадостный, вызывающий радость. Веселый человек, веселое настроение, веселый характер. Противоположно: грустный, печальный, унылый, невеселый, скучный.

Вещизм – повышенный интерес к вещам, к обладанию ими в ущерб духовным интересам.

Взаимопомощь – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основанные на общих интересах и целях.

Взаимопонимание

– согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.

Вина – виновность, нравственное состояние человека, обусловленное нарушением им морального долга. Осознание вины выражается в чувстве стыда, муках совести, раскаянии.

Властный – властолюбивый, самовластный, склонный повелевать – о человеке и его характере.

Внешность – внешнее обличие, которое далеко не всегда является отражением внутреннего духовного содержания.

Внимательность – неравнодушие, предупредительность; внимательность хозяина к гостям, неравнодушное отношение к близким и к окружающим людям.

Воля – одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками. Противоположно неволе, несамостоятельности, зависимости, подчиненности.

Воспитание – помощь в закреплении тех наследственных правил поведения, которые дети получили от родителей, а также духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, активное участие в обучении, умственном и физическом совершенствовании детей.

Восхищение – высшая степень проявления радости, восторг, удовлетворение, очарование.

Выдержка – умение владеть собой, способность контролировать свое поведение и импульсивные действия, подчиняя их существующим нормам и правилам поведения.

Выносливость – способность переносить трудности, лишения; проявлять стойкость; выдерживать, подвергнувшись страданиям, лишениям.

Высокомерие – преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; спесивость, кичливость, заносчивость, себялюбие, надменность, гордыня.

Гармония – стройное сочетание, взаимное соответствие частей целого, качеств, явлений, предметов; созвучие, согласие.

Гнев – состояние крайнего возмущения и недовольства; страсть, направленная чаще всего против ближнего, омрачающая и опустошающая душу; распространенный грех, приводящий к непоправимым бедам и страшным преступлениям.

Гордость – слишком высокая оценка человеком своих или чужих достижений и заслуг; самоутверждение, самомнение, самоуверенность, чванство, высокомерие, гордыня – непомерная гордость.

Гостеприимство – радушие, хлебосольство; готовность и желание принимать гостей, любезный прием; хлеб-соль.

Грубость – неуважительное отношение к людям; откровенная недоброжелательность; неумение сдерживать раздражение; оскорбление достоинства других, развязность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Грустить – печалиться, тосковать, унывать, огорчаться.

Гурман – любитель и ценитель особо тонких, изысканных блюд; чревоугодник.

Дарить – отдавать безвозмездно, жертвовать, приносить в дар, одаривать, вознаграждать, не забывать.

Деликатность – тактичность, предупредительность, мягкость, душевная тонкость, чуткость, вежливость, любезность, обходительность.

Делиться – уделять из своего достояния или от своих знаний; сообщать о чем-то, привлекая к сочувствию и к совместному переживанию.

Деловитость – организованность и четкость в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижении поставленной цели.

Дерзость – проявляется в недостойных, несдержанных поступках человека, его грубых, резких словах, выражающих пренебрежение к принятым нормам отношений между людьми, задевающих достоинство других.

Деспот – самовластный правитель, тиран – человек, жестоко попирающий волю и желания других.

Дипломатичный – политичный, отличающийся тонкостью, ловкостью, расчетливостью.

Дисциплина – обязательный для всех определенный порядок поведения; школьная, трудовая дисциплина; умение сдерживать свои порывы, когда контроль за своими поступками осуществляется волевым внутренним усилием.

Добродетель – делание добра, положительные нравственные качества личности; любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и целый ряд других добрых качеств. Противоположно – порок.

Добродушие – доброжелательство, мягкосердие, благодушие, незлобивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему.

Доброжелательность – желание добра другим, расположение, участие, благожелательность; проявляется в дружеском расположении, участии, в сочувственных словах, в дружелюбной манере общения.

Добросердечие – доброе сердце, отзывчивость, наклонность по доброй воле ко благу и добру людей; добросердечный отличатся участливым отношением к судьбе других.

Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.

Долг – обязанность, призвание, например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги.

Дорогой – тот, кто мил, любим, близок сердцу, желанный, уважаемый.

Драка – ссора, стычка, рукопашный бой, борьба; «хоть водой разливай»; несдержанность, неумение уважать достоинство другого человека.

Друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться; товарищ, близкий по роду деятельности, занятий; приятель, с которым сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

Дружба – бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь.

Душевность – отзывчивость, искренность, добросердечие, сострадательность, добротолюбие; люди с этими качествами душевно щедры, милосердны, умеют чувствовать чужую боль и всегда готовы прийти на помощь.

Жадность

– сестра зависти и себялюбия; ненасытность, алчность, скупость; проявление неудержимое стремления к получению чего-либо в большем, чем необходимо, количестве.

Жаление – чувство милосердия к тем, кто находится в беде, у кого горе, понимание их проблем; сердечное отношение, душевная боль при виде чужих страданий.

Жаловаться – плакаться, сетовать, часто с упреками и укоризной; высказывать огорчение, изливать обиды, недовольство, сожаление и огорчение по поводу чего-либо.

Жестокий – бессердечный, жестокосердный, безжалостный, беспощадный; поступки человека, не знающего жалости, не проявляющего сострадания, снисхождения.

Жизнерадостный – бодрый, неунывающий, любящий жизнь, не поддающийся невзгодам.

Забота – внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попечение и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым.

Зависть – чувство неприязни к другому лицу по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственному, культурному уровню или материальному превосходству; основана на эгоизме, себялюбии.

Задабривание – умасливание лестью, услугами, подарками.

Задаваться – важничать, гордиться, мнить о себе; «распускать павлиний хвост».

Задиристый – занозистый, забиячливый, склонный задирать кого-либо, вызывать на спор или ссору, драку.

Зазнаваться – вести себя высокомерно, надменно, пренебрежительно относиться к другим, гордиться, превозноситься, мнить о себе высоко.

Заносчивость – напыщенность, гордыня, эготизм; «звездная болезнь», «мания величия».

Застенчивый – тот, кто легко смущается, теряется, испытывает замешательство и нерешительность; робкий, стеснительный, стыдливый, конфузливый.

Защищать – оберегать, охранять; брать под свою защиту, под покровительство, заступаться; защищать свою Родину, мужественно сражаться за Отечество и за правду. Противоположно: нападать, а также попускать, быть равнодушным.

Злодеяние – обман, насилие, глумление; преступление против нравственности, посягательство на духовные и материальные ценности. Противоположно благодеянию.

Злорадство – радование чужому горю, напасти, беде.

Злословие – злоязычие, злоречие; отрицательные суждения, пересуды, сплетни, клевета; склонность язвительно оценивать людей.

Извинение – сожаление, раскаяние; снисходительность к вине, проступку, прощение, помилование.

Издевательство – измывательство, глумление; склонность человека обращаться с кем-либо крайне оскорбительно, подвергая унижению и грубым насмешкам.

Измена – предательство, нарушение верности общему делу, товариществу, любви, Родине.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, уникальное воплощение в его личности наследственного и приобретенного в течение жизни; совокупность только ему присущих мыслей, чувств, интересов, привычек, настроений, способностей, интеллекта.

Интеллигентность – личностные качества человека; сочетание благородства души и трудоспособности ума, интеллекта и терпимости характера, надежности слов и правдивости поступков; совокупность интереса к искусству, и литературе, уважения к культуре и нравственным цельностям.

Интерес – познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием.

Интуиция – вывод без последовательного рассуждения, чутье, догадка; непосредственное понимание на основе врожденных знаний и приобретенного опыта.

Искренность – открытость, прямодушие, честность, неподдельность, душевность, прямота, правдивость; искренний человек не притворяется и не скрывает своего истинного отношения к окружающему.

Каприз – прихоть, вздорное, необоснованное желание, требование.

Кичиться, чваниться – выставлять свое превосходство перед другими и держаться подчеркнуто высокомерно.

Клевета – оговор с целью опорочить кого-либо, ложное обвинение; навет, инсинуация – клеветнические измышления преимущественно в печати, в официальных высказываниях.

Корысть – стремление к наживе и обогащению; корыстолюбие, меркантильность, стремление из всего извлечь для себя материальную выгоду.

Красноречие – умение говорить легко, обладание даром красноречия; сладкоречивый – способный говорить красиво, увлекательно; велеречивый – любящий говорить много и высокопарно.

Кротость – добродушие, миролюбие, покорность, смирение, терпеливость; кроткий человек уступчив, скромен, послушен, безотказен и добр.

Культура – уровень достижений человеческого общества в определенную эпоху у какого-либо народа, класса; культурный – цивилизованный, развитой.

Кумир – предмет восторженного восхищения, обожания, преклонения; тот, кого люди делают для себя идолом для поклонения.

Ласка – это проявление добросердечного отношения в виде нежности, теплоты, приветливости, мягкости.

Лгун – любитель сочинять, выдумывать, обманывать, врать.

Лень – бездействие, праздность, инерция, отсутствие желания работать, трудиться. Противоположно активной деятельности.

Лицемерие – неискренность, двуличие, двоедушие, фарисейство; лицемерный – прибегающий к притворству, обману с целью скрыть свои подлинные мысли, намерения.

Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.

Любознательность – черта личности, характеризующаяся активным познавательным отношением к действительности; любознательный, пытливый – стремящийся к приобретению новых и разнообразных знаний.

Манеры поведения – комплекс, включающий внешние формы обращения с другими людьми, употребляемые выражения, тон, интонацию, жестикуляцию, манеру одеваться; культура поведения.

Мастер – искусник, виртуоз, специалист; человек, достигший высокого совершенства в каком-либо деле.

Мечта – вид воображения, фантазия, создание образов желаемого будущего.

Милосердие – деятельное соучастие в судьбе другого; готовность бескорыстно помогать нуждающимся; милость, сострадательная любовь.

Милостыня – подаяние нищему, бедствующему.

Мирный – не склонный к вражде и ссорам, исполненный миролюбия; мириться – прекращать ссору, вражду, смиряться; миролюбие – стремление к сохранению мира, дружелюбие.

Мировоззрение – миропонимание, миросозерцание; система взглядов, воззрений на природу и общество.

Многословный – многоречивый, имеющий привычку излишне пространно выражать свои мысли.

Мораль – система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям; нравственность, этика.

Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт, полученные знания.

Мужество – сочетание в человеке смелости, выдержки, настойчи

Понятие нравственности и морали. Философские и социально-политические основы

Проблема нравственных ценностей уже многие столетия привлекала и привлекает к себе внимание ученых, но в современных условиях она приобрела еще большую актуальность. В последние годы вопросы духовности, нравственности и общечеловеческих ценностей вызывают особый интерес. Ушли в прошлое те герои, которые символизировали энтузиазм труда, коллективизм, бескорыстность. Современному духовному кризису присуще отсутствие нравственных ценностей и идейных приоритетов.

Несмотря на имеющие место положительные сдвиги, безнравственные формы поведения людей остаются широко распространенными. «Умение жить» уже становится принципом поведения многих людей. Как отмечает Н. Г. Иванов, когда исчезают моральные тормоза, их место занимают принципы, выраженные в пословице «с волками жить – по волчьи выть».[5] Это приводит к формированию и распространению общественной безнравственности. Если нормы нравственности человеком не восприняты, то их место в качестве детерминанты поведения занимают нормы безнравственности. В данном случае действует принцип «свято место пусто не бывает». Морально-правовые императивы многими лицами не соблюдаются, и в таких условиях мораль и право все больше отделяются друг от друга.

Современный духовный кризис включает в себя и кризис ценностных ориентаций. По тому, какие приоритеты существуют реально, по их соотношению с официально провозглашенными приоритетами можно судить о негативных тенденциях в ценностной системе.

Для России на нынешнем этапе ее развития потеря духовных и нравственных ценностей чрезвычайно опасна. Современная жизнь требует изменения многих традиций, правил поведения и нравственных принципов. Без возрождения духовности и нравственности невозможно преодоление экономических трудностей.

В настоящее время провозглашен приоритет прав и свобод личности. Это правильно. Но если человек строит свое поведение, исходя из приоритета собственных интересов над интересами общества, что сейчас и происходит со многими людьми, то это только стимулирует индивидуализм и эгоизм, которые вряд ли можно считать нравственными явлениями. Человек должен любить свою семью, общину, Родину и уметь жертвовать своими интересами ради интересов близких ему людей. Только тогда мы сможем говорить о высокодуховном и нравственном обществе.

Как справедливо отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем выступлении на X Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем 4–6 апреля 2006 г. в Москве, абсолютизация суверенитета отдельной личности вне ее нравственности может разрушить основы современной цивилизации. «Такие ценности, как вера, нравственность, святыня, Отечество стоят не ниже прав человека», – говорится в Декларации о правах и достоинствах человека, которая была принята на названном Соборе.[6] Однако священнослужитель высказал убеждение, что основой для концепции прав человека могут служить только религиозные ценности, что вряд ли верно. Еще Н. С. Таганцев отмечал, что заповеди, или нормы, определяющие весь строй нашей жизни, относятся к трем порядкам: нравственному, религиозному и правовому[7]



Так что же такое нравственность, мораль? На чем она основывается и какова ее роль в духовном возрождении общества?

Определения понятия нравственности в настоящее время нет, что позволяет предположить, что содержательный аспект нравственности в теории также остается неясным.

По мнению С. И. Ожегова, нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.[8] И. И. Карпец рассматривает нравственность как систему взглядов и принципов поведения.[9] Б. Т. Разгильдиев полагает, что нравственность – это учение о добре, его возможностях по формированию духовных и социальных качеств человека и гражданина, позволяющих ему обеспечить свои права и свободы, а также свободы других лиц.[10]

Нравственность – многомерное понятие. В разных странах и слоях населения нормы нравственности значительно отличаются друг от друга, но некоторые из них носят общечеловеческий характер. Нравственность возникает как регулятор общественных отношений, обеспечивающий выживаемость рода, племени, народа и общества в целом. Нравственность возникает в том обществе, где человек начинает осознавать себя членом определенного коллектива. В нравах и обычаях выражались определенные требования коллектива по отношению к его членам. Нравственные нормы становились субъективной потребностью индивидов, так как они вытекали непосредственно из условий быта и труда и были необходимыми условиями успешной деятельности коллектива.



Нравственность возникает, безусловно, раньше, чем религия, но в первобытном обществе еще не выделяется в самостоятельную форму общественного сознания. Ее возникновение связано с потребностями общественного регулирования человеческих взаимоотношений. Скачкообразная «концепция совести» 3. Фрейда считает, что прачеловек стал превращаться в человека в силу благоприобретения совести. Параллельно с этим произошло появление моральных норм и культуры.[11]

Как уже отмечалось, с самого начала нравственность выполняла функцию регулятора общественных отношений. В любом обществе нравственность функционирует как важнейший регулятор поведения личности в обществе, взаимоотношений между индивидами, между личностью и обществом, между личными и общественными интересами.

Регулирующая роль нравственности – ее основная функция. Конечно, нормы нравственности первобытного общества были весьма примитивны, но все они носили коллективистский характер. В их основе лежали принципы взаимной поддержки и взаимовыручки.

Нравственность имеет всеобщее значение и основывается на многовековом опыте развития общества. Она выражает сущностные потребности бытия. Как отмечает Л. М. Архангельский, моральная норма – это не только внешнее предписание, но и требование, принятое и усвоенное личностью, внутренняя установка к определенного рода действиям, пронизанная сознанием долга, ответственностью и совестью.[12] Нравственность – это не просто общие суждения о добре и зле, справедливости, навязываемые человеку обществом. Механизм нравственного регулирования поведения личности состоит в том, что на первом плане находится внутреннее убеждение человека. Нравственная ценность – это результат оценки и сопоставления моральных идеалов, принципов, норм поведения, выражающих стремление людей к нравственному поведению.

Наиболее общими оценочными категориями в области нравственности и служат понятия добра и зла. Именно моральная оценка выражает отношение людей к определенным явлениям.

Наряду с выполнением этой функции мораль является необходимым способом совершенствования человеческой личности. Отмечая силу норм нравственности, Аристотель отмечал, что если все законы уничтожатся, то философы одни будут жить по-прежнему, поскольку мудрецы добровольно делают то, что другие – в страхе перед законом.[13] Возникнув как историческая необходимость, нравственность становится частью духовного мира людей. Нравственность рождается в момент становления человека как новый источник мотивации поведения человека. Меняя принципы целеполагания, нравственность влияет и на изменение общества. В свою очередь, с изменением общества, меняется и нравственность.

Сущность морали и нравственности – это одна из наиболее сложных научных проблем современности. Еще Кант в своем произведении «Критика практического разума» писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».[14]

«Мораль» и «нравственность» возникли как тождественные понятия. «Этика» (от греч. «ethos» – обычай, нрав) и «мораль» (от лат. «mos, moris» – нрав, обычай) близки по значению к русскому слову «нравственность», и сейчас в большинстве случаев они употребляются как синонимы, что вряд ли можно считать верным.[15] Как отмечалось выше, «нравственность» чаще всего употребляют как синоним «морали» и определяют как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особую форму человеческого сознания.[16] Мораль также определяют как область этических ценностей, которая признается каждым взрослым человеком.[17]

В последние годы многие исследователи предпринимают попытки уточнить понятие нравственности, которая в самом общем виде определяется как совокупность норм, регулирующих поведение людей в обществе и опирающихся на силу общественного мнения, традиций и человеческих ценностей.

По мнению В. И. Мурашова, нравственность представляет собой совокупность человеческих отношений в сфере общества, планеты и мирового пространства, т. е. она должна быть понята не только как совокупность взглядов, идей и представлений по поводу добра и зла, но и как волевая форма человеческой деятельности, сохраняющая в себе материальное, социально-экономическое, космическое и божественное содержание, развивающаяся согласно своим историческим законам на основании совести человека.[18]

«Понятие морали, – пишет Юм, – подразумевает некоторое общее всему человечеству чувство, которое рекомендует один и тот же объект как заслуживающий общего одобрения и заставляет каждого человека как большинство людей соглашаться друг с другом, приходя к одному и тому же мнению или решению относительно него».[19] А. Ф. Шишкин считает, что мораль представляет собой как форму общественного сознания, так и форму социальной практики.[20]

Однако не все отождествляют эти понятия. Еще Гегель в «Философии права» проводит концептуальное различие между моралью и нравственностью, представляя нравственность как завершающий этап развития объективного духа, следующий за абстрактным правом и моралью.[21] Гегель считал мораль сферой свободного внутреннего усмотрения личности, а нравственность – сферой внешней объективации свободы (в форме семьи, общества, государства). По Гегелю, ступенями в развитии нравственности являются семья, гражданское общество и государство. В государстве Гегель видел полное воплощение нравственной идеи, всеобщего мирового духа, обладающего наивысшим правом.[22]

В. А. Блюмкин, например, определяет мораль (нравственность) как форму общественного сознания или вид духовно-практической деятельности, основное социальное назначение которой состоит в отражении общественного бытия, согласовании государственных и личных интересов.[23] Я. Энгст мораль определяет как совокупность моральных норм и моральный уровень общества с точки зрения этих норм, а нравственность рассматривает как свойство быть моральным, т. е. руководствоваться определенной моралью.[24] В. Г. Иванов и И. В. Рыбакова считают, что нравственность есть практика отношений между людьми, тогда как мораль – это сформулированные в виде моральных запросов принципы и нормы поведения.[25]

В современных источниках мораль определяют как особую форму общественного сознания, регулирующую действия людей в обществе с помощью норм, а нравственность – как свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека и опирающихся на нравы.[26] На наш взгляд, это наиболее верное утверждение.

Когда говорят о морали социальных групп либо общества в целом, по сути, имеют в виду нравственность как систему общесоциальных нравов, ценностей, идей и норм. Мораль выступает в качестве внутреннего регулятора поведения индивида, а нравственность – в качестве внешнего регулятора поведения. Таким образом, убедительнее позиция тех авторов, которые считают мораль достоянием внутреннего мира индивида.

Некоторые исследователи при характеристике морали (нравственности) выделяют в ней два момента: личностный (внутреннюю свободу индивида и мотивацию им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный (сложившиеся в данной культуре, социальной группе ценности, нравы, идеи), подчеркивая, что первый момент характеризует мораль, второй – нравственность.[27]

На наш взгляд, нравственность – это совокупность норм (норм нравственности), определяющих поведение индивидуума в зависимости от существующих нравов, традиций, принципов человеческого общежития как благопристойное. Понятие морали – это особая форма общественного сознания, регулирующая поведение людей в обществе с помощью норм нравственности. Понятие морали шире понятия нравственности, так как помимо отношения к нормам нравственности мораль включает в себя взгляды человека, видение человеком тех или иных нравственных принципов, его индивидуальные особенности и т. п.

Критерии оценки нравственного и безнравственного различны во многих странах на разных этапах их исторического развития. Каждое общество имеет свою мораль, т. е. свои представления о моральных ценностях, в соотношении с которыми оцениваются действия и поступки людей. Спартанцы выбрасывали хилых детей, нисколько не мучаясь угрызениями совести. Да и в современном мире существует точка зрения, согласно которой жизнь новорожденного ребенка обладает меньшей ценностью, чем жизнь свиньи, право на жизнь за ребенком должно быть признано только по истечении 28 дней с момента рождения, а младенцы с признаками неполноценности должны быть умерщвлены.[28] Рабство в Древнем Риме и Греции воспринималось как нечто вполне естественное. Не осуждает рабство и Библия. И не только не осуждает, но и оправдывает. Новый Завет призывает рабов со страхом и трепетом повиноваться своим господам, как злым, так и добрым.[29] В современном мире, в том числе и в России свои представления о нравственности.[30]

В отдельно взятом государстве не все люди одинаково оценивают одни и те же действия и поступки. Человек является носителем определенной традиции в силу условий своего рождения, жизненного опыта, исторической ситуации. Сложность и противоречивость отдельных аспектов жизни человека иногда приводит к формированию принципиально различных ценностных представлений у отдельных лиц, сложившихся в силу неадекватного отражения ими социальных условий действительности. Эти ценностные представления во многом формируют образ жизни, который определяет степень активности личности, содержание и характер ее деятельности. Личность является носителем различных интересов, формирующихся на базе потребностей. Границы социально приемлемого поведения нередко размываются относительностью и непостоянством нравственных категорий.

В эпоху кризисов не общечеловеческие, а групповые ценности, ценности национальных культур, интересы партий и т. п. сплачивают людей. Поэтому в таких условиях необходима консолидация всех членов общества на основе общечеловеческих ценностей и нравственных норм.

Очевидно, что только в идеале общечеловеческие ценности могут обладать абсолютным приоритетом. Ни одно человеческое общество, основывающееся на религиозных или светских гуманистических принципах, не сможет претендовать на воплощение полной истины, правоты и совершенства. Любое притязание на обладание абсолютной истиной заводит в тупик. На наш взгляд, речь должна идти о примирении интересов различных культур, религий, групп, о поиске путей к компромиссу.

Как отмечает В. Б. Александров, достижение общечеловеческих ценностей осуществляется не на основе логически непротиворечивого «правильного мышления», позволяющего выделить то общее, что присуще различным культурам, а в ходе диалога культур, в котором логическое мышление оказывается фактором этого процесса.[31] Проблема не в том, чтобы создать абсолютные общечеловеческие ценности, а в том, чтобы практически реализовать их, материализовать. Ценности формируются в рамках определенной культуры и проблема состоит не в поиске «общего знаменателя», а в том, как соотнести содержание различных культур.

Известный чувашский просветитель И. Я. Яковлев отмечал: «У всякого народа есть своя культура. Приняв эту истину, мы должны сказать, что нет на земле дикарей, т. е. совершенно некультурных народов. Термин „дикарь“ был пущен в ход высокомерными испанцами при завоевании Америки, чтобы оправдать свои зверства».[32]

Материальные ценности должны уступать место социальным, культурным и нравственным. К сожалению, принцип индивидуализма, который является фундаментом европейского общества, достиг сегодня наивысшего признания и создает проблемы в согласовании различных индивидуалистических интересов и формировании общечеловеческих ценностей.

В самом содержании культуры связаны национальные, групповые и общечеловеческие ценности. В каждой культуре есть свои традиции и свои ценности, которые зачастую сильно разнятся между собой. Разные культуры имеют разное общечеловеческое значение. Не в каждой культуре нашли полноценное выражение формы организации общественной жизни. В Ливии водителей, находящихся за рулем в нетрезвом виде, ждет суровое уголовное наказание. В России же это административное правонарушение.

Современная эпоха не только указала на общечеловеческие ценности, но и показала их противоречивость. Культура формирует общечеловеческие ценности, но вместе с тем создает и традиции, препятствующие транскультурному движению ценностей.

Уже некоторые образы «Илиады» Гомера содержат, по выражению Андрэ Боннара, понимание общечеловеческих ценностей. В образе мифологического титана Прометея воспевалось достоинство человека, овладевшего силами природы и бросившего вызов богам.[33] В то же время нельзя не вспомнить и героев «Одиссеи». Одиссей, представляющий собой идеал гомеровской эпохи, без сожаления истребляет своих соперников и слуг, которые во время его безвестного отсутствия прислуживали женихам Пенелопы. Добродетели того времени позволяли вешать легкомысленных слуг или отдавать их на прокорм собакам. И эти поступки получали одобрение общественной среды.

Нравственность отражает условия материальной жизни общества. С изменением экономических условий меняются и нравственные принципы. Критерии нравственности не остаются неизменными, они меняются в зависимости от потребностей и интересов личности и общества, которые лежат в основе нравственного поведения личности, определяют мотивы поступков личности. Моральный аспект всегда присутствует в поведении личности, когда так или иначе затрагиваются интересы других членов общества или общества в целом. В зависимости от того, как обеспечиваются многообразные интересы и потребности личности, происходит и формирование ценностных ориентаций, которые преобразуются в нормы нравственности. Они выражают субъективное отношение личности к объективным условиям своей жизни. Человек поступает в соответствии со своей собственной волей, своим собственным законом. Человек вырабатывает свой идеал жизни и сам решает, в какой мере он достиг этого идеала.

Нравственность выступает, прежде всего, как продукт совместного творчества масс, которые вырабатывают свой нравственный идеал. Важная роль в формировании такого идеала принадлежит и отдельным личностям, наиболее остро ощущающим потребности и стремления эпохи.

Общество создает только относительную мораль, характерную для конкретного времени, но было бы ошибкой не видеть преемственности в развитии морали даже в изменившихся исторических условиях. Некоторые предписания морали сохраняют свое значение в различные периоды исторического развития. Вспомним известные слова Конфуция «не делай другим того, чего не желаешь по отношению к себе».

Как ни различны представления о нравственности в различные исторические периоды, имеются и непреходящие ценности. В современном мире это, например, общедемократический тезис, согласно которому все люди равны, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, социального и имущественного положения. Этот принцип закреплен в различных международных документах и конституциях большинства государств мира. Общечеловеческие ценности должны стать основой нравственности современного общества и к их реализации мы должны стремиться. Потребность в общечеловеческих ценностях свидетельствует о кризисе нравственности в общемировом масштабе. Перед угрозой терроризма, ядерной и экологической катастрофы необходимо преодолевать локальные противоречия. Еще Демокрит, как и большинство греческих философов, указывал, что человек невозможен вне общества, вне подчинения его личных интересов общественным.[34]

Ценностные ориентации, к какой бы сфере жизнедеятельности они ни относились и как бы они ни различались между собой, в той или иной мере обусловлены базовыми ценностными представлениями. Моральные ценности выражают господствующие в обществе представления о нравственных идеалах, добре и зле, чести и достоинстве, о должных нравственных отношениях между людьми.

Не вызывает сомнений то обстоятельство, что к понятию нравственности применимы категории «добро» и «зло». Именно данные категории позволяют разграничить и противопоставить нравственное и безнравственное. Как отмечают Д. Гудинг и Д. Леннокс, всем приходится думать о том, что такое хорошо, а что такое плохо, и принимать решения, руководствуясь этими представлениями. Именно данные решения позволяют создать благоприятный нравственный климат в стране и во всем мировом сообществе.[35]

Вопрос в том, существует ли абсолютное добро для всех. Практика показывает, что нет. Каждый человек имеет собственные суждения и мнения о добре и зле.

Как указывалось выше, границы между добром и злом весьма подвижны и то, что при одних условиях является добром, при других становится злом. «Добро и зло. Самые древние сущности, вечно противостоящие друг другу. Веками длится их борьба. С переменным успехом. Сменой декораций. Иногда это походит на вселенский балаган. Ибо перекрашиваются одеяния. Герои зла одной эпохи становятся рыцарями добра в другой. Хорошее на сегодня вдруг становится плохим на завтра. Актеры быстро все забывали, меняясь местами в продолжавшейся драке».[36]

Спиноза, например, вообще не признавал застывших понятий добра и зла, свойственных различным религиям, и подвергал критике все моральные теории, которые абсолютизируют добро.[37] Н. Г. Чернышевский также был противником «абсолютной морали», пригодной для всех времен и народов. Он требовал от морали уважения к действительной жизни и недоверия «к априорическим, хотя бы и приятным для фантазии, гипотезам…»[38].

Государство неспособно защищать и проводить в жизнь все разновидности существующей в обществе морали. Для него достаточно отразить в праве основной стержень нравственной жизни, представляющий собой определенный минимум нравственных требований.

Вопрос 2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность» — Мегаобучалка

Вопрос 1. Предмет и функция этики.

Объект – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Изучает «человека общественного», «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода «баланс» общественного и личного блага с помощью «социальных регуляторов» поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка — это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным — моральным — и неправильным — аморальным, необходимо прояснить, что такое «добро» и «зло» — эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этикос» (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть «этика» в буквальном значении — теория нравственности. Таким образом, этика — это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой — Добро и Зло.



Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Задачи этики:

1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что принято называть нравственной культурой общества;

2) объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни»

Вопрос 2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая — полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770—1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, с. 154—178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» — то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль — это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность — это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

Мораль и нравственность — понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

Этика – это философская наука о морали и нравственности.

Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Понятие этики и морали (стр. 1 из 3)

Содержание

1 Понятие этики и морали. 3

2 Этика как наука о морали. 4

3 Структура и основные задачи этики. 6

3.1 Структура и основные задачи нормативной этики. 6

3.2 Структура и основные задачи теоретической этики. 8

3.3 Общая структура этики. 9

Список литературы.. 17

1 Понятие этики и морали

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» про­исходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), озна­чавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первона­чально, еще во времена Гомера, этос — жилище, посто­янное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса — этосный (ethicos — относящийся к нраву, темпераменту) и этика — наука, изучающая добродетели человеческого ха­рактера (мужество, умеренность, мудрость, справедли­вость). И поныне термином «этос» пользуются, когда не­обходимо выделить общечеловеческие нравственные ус­тои, которые проявляются в исторических ситуациях, уг­рожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

В древнеримской культуре словом «мораль» обозна­чался широкий круг явлений и свойств человеческой жиз­ни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписа­ние моды и т. д. Впоследствии от этого слова было обра­зовано другое — moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содер­жанию древнегреческое ethica и латинское moralitas со­впадают.

В настоящее время слово «этика», сохранив свой пер­воначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойст­ва человека, которые изучаются этой наукой.

Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравст­венность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. — И. К.), содержащая наставления, прави­ла, руководствующие к добродетельной жизни, к обузда­нию страстей и к выполнению обязанностей и должнос­тей человека».

Среди множества определений морали следует выде­лить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадле­жит миру культуры, входит в природу человека (измен­чивую, самосозидаемую) и является общественным (не­природным) отношением между индивидами.

2 Этика как наука о морали

Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально — исторически обусловле­на, то следует говорить об исторических изменениях пред­мета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Сле­довательно, этические знания являлись не продуктом че­ловеческой цивилизации, а порождением еще более древ­них, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мо­раль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Ин­дивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древ­негреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера — это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует ту­шить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарож­дается по мере того, как конкретно-историческим цен­ностным установкам (применительно к той или иной ис­торической эпохе) придается абстрактная, всеобщая фор­ма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

Следует отметить, что мораль изучает не только эти­ка, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается един­ственным объектом исследования, придавая ей мировоз­зренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

В истории этики эволюция объекта исследования про­слеживается следующим образом. Античная этика харак­теризуется как учение о добродетелях, добродетельной (со­вершенной) личности. Здесь добродетель идентифициру­ется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же ге­роем мифов) и связывается прежде всего с такими нрав­ственными качествами, как мужество, умеренность, муд­рость, справедливость, щедрость и т. д.

Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены тра­диции античной и средневековой культуры, — доброде­телью человеколюбия. К. Салютати (1331—1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и Авла Геллия толкование humanitas как обра­зованности, наставления в благородных искусствах и от­ношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салюта­ти, — это та добродетель, «которую также имеется обык­новение называть благожелательностью». Глава Флорен­тийской академии М. Фичино (1433—1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, по­лагал он, людям становится присуще стремление к един­ству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он чело­век. И наоборот, если человек жесток, если он отстраня­ется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию.

3 Структура и основные задачи этики

Существует три функции этики:

¾ она описывает мораль

¾ объясня­ет мораль

¾ учит морали.

Соответственно этим трем функ­циям этика делится на: эмпирически-историческую (описатель­ную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответ­ствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.

3.1 Структура и основные задачи нормативной этики

Какова (в общих чертах) модель нормативной этики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится?

Нормативная этика — это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рацио­нализация, в чем бы она ни выражалась, не имеет здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности.

Нормативная этика — и это ее определяющий признак — всегда что-то «оценивает» (с моральных — в широком смысле слова — позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), — причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую норматив­ность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродетели, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, однако само отнесение каких-либо человеческих качеств к «добродетелям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классифика­ции; само слово «добродетель» является оценочным).

Нормативная этика решает следующие задачи:

а) проклами­рование некоторых «жизненных» («моральных») ценностей и защита (обо­снование) их;

б) рационально-понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека;

в) формирование нрав­ственных убеждений, перевод внешнего (социального) императива во внут­ренний (личностный) импульс.

Проблематика нормативной этики охватывает такие вопросы, как:

а) что именно является «хорошим» (добрым, должным, ведущим к счастью и т.д.)?

б) какие именно ценностные ориентиры являются предпочтитель­ными?

в) в чем и как обосновать определенные ценностные ориентиры?

г) как себя вести в ситуациях определенного типа? и т.д.

В структуру (состав) нормативной этики входят:

а) набор (или систе­ма) определенных ценностных положений (принципов, норм, оценок),

б) набор (или система) доводов, аргументов в защиту данных ценностных положений,

в) философская (или религиозная, или научная) картина мира и человека как основание для такого рода аргументации.

К понятиям нормативной этики относятся: «добро», «зло», «долг», «спра­ведливость», «любовь», «ненависть», «ложь», «лицемерие», «смысл жизни» и т.д. — в их нормативно-оценочной функции.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о