Почему у черкесов две свадьбы – Невеста молчит, жених прячется от тёщи. Как отмечают свадьбы на Кавказе | ОБЩЕСТВО:История | ОБЩЕСТВО

Содержание

Черкесская свадьба — традиции и последовательность ритуалов

Черкесская свадьба — это то мероприятие, на котором традиции соблюдаются строжайшим образом. Запреты касаются таких деталей, как создание семьи между родственниками и однофамильцами. Вступление в брак ограничивается даже потомкам молочных родственников.

Черкесский калым: особенности и традиции

Как и все народности Кавказа, черкесы соблюдают традицию выкупа или калыма. У них почти отсутствовали мезальянсы из-за немалой суммы выкупа. К примеру, крестьянин не мог по определенным причинам выплатить калым, который требовала семья невесты выше социальным рангом. Обыкновенно к калыму приписывали несколько голов крупного рогатого скота, деньги и лошадей. А также в подарок отцу девушки присовокупить несколько быков и/или лошадь. Кобыла полагалась и эфенди, который оформил свадьбу.

Внушительный калым — это одна из немногих причин соблюдения левирата. Это традиция, при которой девушка обязана выходить замуж за брата супруга в случае его смерти. Также присутствует до сих пор традиция сорората, когда вдовец, в свою очередь, женится на сестре покойной жены. После получения калыма семья помогала дочери с приданным, стоимость которого была равна половине калыма. Если невеста обеспечена, то стоимость приданного равнялась калыму и имущество обыкновенно было движимым.

молодая девушка на выданье

молодая девушка на выданье

Варианты регистрации брака

У черкесского народа допускалось три варианта женитьбы, а именно:

  • традиционное сватовство;
  • похищение девушки с ее согласия, но против воли родителей;
  • кража невесты против ее собственной воли.

Стоит отметить, что последний способ сегодня постепенно теряет актуальность на фоне изменяющихся условий жизни и традиций.

сватовство невесты

сватовство невесты

Нюансы этапа сватовства

Сватовство и сговор по своей схеме напоминают карачаевские торжества. Перед свадьбой молодую увозили в промежуточный дом, то есть помещение, не принадлежавшее ни одной из семей. Обычно в этой роли выступал дом друга или дальнего родственника со стороны жениха, где он навещал девушку. Но в сопровождении друга, у которого находился с момента вывоза невесты из родительского дома. Сроки были различны и определялись разными факторами, например, готовностью девушки к свадьбе и приемам.

Невесте выделялась специальная, личная комната – лэгъунэ, и в ней кроме девушек запрещалось кому-либо находиться. Традиция сохранялась не только в свадебный период, комната вообще считалась неприкосновенной частью дома. Она охранялась настолько, что запрещалось не только громко шуметь или разговаривать рядом, но и даже чужих животных, находящихся рядом, отпугивали.

Заходить в помещение имели право только дети и младшие члены семьи жениха. Бывали такие случаи, когда родители жениха до самой смерти не могли переступить порога заветной комнаты.

невеста

невеста

Этап кражи невесты

Кража невесты у черкесского народа, в отличие тот многих других, актуален и по сей день. Сценарий кражи отличается от всем известного фильма. Обычно происходит второй ранее упомянутый вариант, при котором пара уже долгое время общается и спустя период жених изъявляет желание выкрасть девушку для свадьбы. При этом, не скрывая намерения от нее. После этапа кражи невесты должна приехать делегация с ее стороны и спросить согласия на то, чтобы остаться в доме и дальше.

Если невеста ответила положительно, то делегация сообщает родне о ее решении и начинается подготовка к свадебной церемонии. Родня девушки должна не только собрать приданное, но и закупиться подарками для стороны жениха. Сторона суженого тоже празднует событие застольем и приглашением гостей на торжество. Длительность веселья может достигать от 3 до 5 дней вплоть до торжественного дня.

невеста

невеста

Свадебный день: основные традиции и обычаи

В первую очередь невесту одевали и соответствующе наряжали, находясь на женской стороне дома. В настоящее время макияж, прическа и прочие элементы подготовки делаются в салонах. Куда девушка приезжает в сопровождении родни со стороны жениха. Все это время мужчина не живет дома, а находится у друзей, поскольку обычаи не предусматривают встречи с отцом и прочими мужчинами своей семьи до знакового дня.

Впервые молодой жених показывается на свадьбе уже при входе в ЗАГС.

Поэтому, традиции черкесской свадьбы делают торжество таковым, что все внимание обращено на молодую невесту.

В условленное время в дом невесты приезжает делегация со стороны жениха с подарками и приданным. Стоит отметить, что особым почетом пользуется свекровь. В то время как мужчины усаживаются за стол, дамы раскрывают и вручают друг другу подарки. Дары распаковываются и дарятся в присутствии женщин старшего поколения, после чего все присутствующие угощаются сладким вином и сладостями.

Сторона мужчины должна отблагодарить семью невесты застольем с национальными песнями и музыкой. В современном мире традиция видоизменилась, и подарки вручаются в арендованных банкетных залах, куда приезжает ранее упомянутая делегация невесты. Вся церемония проводится в отсутствие виновников торжества.

Далее выводят во двор готовую и наряженную невесту. Минут 10-15 молодежи дается на то, чтобы повидаться с ней и станцевать во дворе несколько танцев. Далее она садится в лимузин в сопровождении гармониста и женщин со стороны жениха. Он сам едет в другой машине, ведь он не должен показываться до ЗАГСа на глаза.

Если есть машина получше лимузина, для невесты выбирают ее. Но среднестатистические семьи чаще всего делают выбор в пользу проверенного варианта. Затем, на довольно большой скорости, кортеж едет в сторону места регистрации брака.

регистрация брака

регистрация брака

Процедура регистрации брака

Отличий свадьбы в ЗАГСе от русского варианта особенно не наблюдается. Единственное существенное отличие-отсутствие привычных поцелуев молодоженов. Жених уже присутствует на данном этапе торжества. После регистрации, на выходе, молодежь танцует традиционный танец под национальный манер. Затем начинается процедура катания на автомобилях, которая может продолжаться до самой ночи.

Молодые могут поехать как в аул бабушки невесты, так и в аул где родился молодо человек. Путешествие пара совершает в отдельных машинах. Семьи в отсутствие молодых знакомятся и празднуют торжество в своем кругу. если торжество празднуется в банкетном зале, то там к этому времени присутствуют музыканты с собственными инструментами.

В то время катания молодых продолжаются, и если путь лежит мимо дома невесты, он может не останавливаться, а проехать на небольшой скорости. Тем самым давая родителям шанс полюбоваться на дочь. По желанию молодых кортеж может заехать в мечеть и послушать проповеди эфенди.

После завершения церемонии катания на машинах финальной точкой становится дом жениха. Там брат невесты может не дать молодой выйти из машины, пока не получит выкуп. Это могут быть конфеты, деньги или алкогольные напитки для старших членов семьи. Сторона жениха может поторговаться, пока не придет к согласию. После чего брат уезжает в другой машине вместе со всем выкупом в неизвестном направлении.

народные танцы в Карачаево-Черкесии

народные танцы в Карачаево-Черкесии

Церемония застолья: традиции и нюансы

После того, как дорога для девушки свободна, ее покрывают покрывалом до дома, желательно, зеленого оттенка. Далее девушку благословляет старший член семьи с мужской стороны и после этого ее провожают в новый дом. Далее, самая старшая женщина в роду, пользующаяся почетом, повязывает на голову молодой девушки символический платок.

Такой ритуал показывает ее принятие как матери и дочери в новую семью. Далее, невеста выходит из комнаты с поклоном, не имея возможности повернуться к собравшимся спиной – это знак неуважения. Ей могут помочь выйти присутствующие дамы.

После соблюдения основных обычаев молодые могут отправиться к застолью. Отличается оно от прочих возможностью слова в адрес молодых у каждого значимого гостя. К поздравлениям присоединяются приглашенные артисты танцами и пением. Обязательно наличие тамады, руководящего торжеством. Сегодня, под влиянием европейских традиций, на большинстве свадеб присутствует торт и фейверк.

смущённая невеста

смущённая невеста

Традиции второго дня свадьбы

На второй день после торжества невесту вводят в так называемый «большой дом» или комнату родителей жениха. Невесте прикрывают лицо и голову шарфом, а помогают ей две родственницы, держа девушку под руки. У порога комнаты невесту должна встретить родственница со стороны жениха. Приподняв шарф с ее лица, она мажет губы девушки топленым маслом и медом. Это-символ благополучия и счастья в новом доме.

После знакомства со снохой дамы усаживаются за стол. Старшая из присутствующих произносит речь, в которой желает молодой семье процветания, счастья и взаимопонимания. Интересно, что невеста обязана выслушать пожелания стоя. Несмотря на то, что за стол ее не сажают, после ритуала она может спокойно посещать комнату родителей жениха тогда, когда захочет на правах члена семьи.

После завершения свадебного торжества родителям невесты угощения в знак принятия девушки в новую семью. Через 3-4 недели молодая отправляется в гости к родителям на несколько дней. Раньше промежуток составлял 8 недель с момента торжества. При этом с собой она привозит подарки для всей родни от своей новой семьи.

Если принять во внимание то, что черкесская семья порой представляет собой целый клан, то можно представить себе финансовые расходы. Свадьба в Карачаево-Черкессии предполагает дарение подарков в виде одежды и прочих предметов, которые могут пригодиться семье в хозяйстве.

Учитывая габариты даров, невесте оказывают помощь в поездке дополнительно 20 человек. Муж также может сопровождать девушку, но нередко в путешествии невесту сопровождают старшие мужчины семьи жениха.

В доме молодой невесты происходит знакомство с зятем. Сопровождает процедуру знакомства семей обряд застолья и угощений. После этого момента зятя ведут в комнату, где собрались гости. После этого ритуала он получает право на посещение родни жены в любое время. После возвращения к супругу невеста увозит из дома не только дополнительные подарки, но и приданное, которое собрали для нее родители за все время.

невеста в парке Карачаево-Черкесии

невеста в парке Карачаево-Черкесии

Особенности и черкесской свадьбы

У черкесского торжества нюансы есть свои особенности. Да, музыки и танцев на ней много, как и на любом другом торжестве. Участвуют в веселье, в основном, мужчины. К веселью подпускаются родственницы родителей жениха. Обслуживают черкесскую свадьбу музыканты, которые в обязательном порядке должны владеть игрой на народных национальных инструментах. К таковым относят духовые, струнные и щипковые варианты. Однако, с недавнего времени в ходу у черкесов и русская гармонь.

Труд музыкантов, которые обслуживают свадебное тождество, оплачивает пригласившая семья. Помимо основной платы им полагается дополнительное вознаграждение за исполнение народных танцев, особенно при выкупе танцующих из круга гостей. Если принять во внимание тот факт, что свадьба может длиться до нескольких дней, дополнительное вознаграждение за объем работы вполне оправдывает себя.

Положение молодой невесты в семье мужа

Несмотря на пышное торжество, жизнь молодой невесты в новой семье не покажется русскому человеку такой безоблачной. Поскольку она окружена запретами и традициями. Например, ей не разрешалось находиться с мужем в общественных местах рядом, ласково обращаться с детьми и брать их на руки в присутствии старших членов семьи мужчины, вести разговор со свёкрами и обращаться к ним по имени также запрещалось. Для русской женщины молодая невеста в семье черкесов – словно бесправный ребенок.

Вес в семье супруга женщина приобретала после рождения первенца, особенно, мужского пола. Несмотря на отсутствие прав у девушки, к ней относились всегда с почтением. У многих семей было принято рыцарство и защита женщин и их чести.

По местным обычаям, не позволялось бить или оскорблять женщину. Грубые разговоры и взаимные оскорбления в присутствии женского пола в черкесском обществе были немыслимы. В присутствии женщин даже к лошадям не применялись плети во избежание грубостей. При переезде их сажали таким образом, чтобы они не видели основных грубых действий по отношению к животным со стороны мужчин.

Черкесская свадьба могла продолжаться вплоть до нескольких недель и сопровождалась играми, танцами и весельем. Стоит отметить, что столы для женского и мужского пола накрывались в разных помещениях. А молодой невесте доступа даже к женскому столу не было предусмотрено.

Во время торжества ей приносили еду в комнату, при этом супруга она видеть не могла. Его самого дома обычно в такие моменты не было, он коротал время у друзей или дальних родственников. Традиция не изжила себя и соблюдается до сих пор в некоторых черкесских поселениях.

Невеста молчит, жених прячется от тёщи. Как отмечают свадьбы на Кавказе | ОБЩЕСТВО:История | ОБЩЕСТВО

Эксперты отмечают в республиках СКФО тенденцию к возрождению свадебных традиций. Как горцы сватались и играли свадьбы и почему сейчас они считают важным сохранять то, что уже не имеет практического смысла,  узнавал «АиФ-СК».

Хочешь жениться — готовь коров

Молодые осетины, за исключением тех случаев, когда пару им подбирали родители, что было довольно часто, знакомились на танцах и праздниках, — рассказал руководитель осетинского культурно-просветительского общества «Амонд» Ставрополья Таймураз Дзанаев.

«Всё должно было выглядеть очень целомудренно. Парень мог пригласить понравившуюся девушку на танец, но не мог явно показать, что она ему нравится. Красавица во время танца не поднимала глаз. Украдкой, мимолётным взглядом они могли дать понять друг другу о своей симпатии», — говорит Таймураз.

Затем в дом потенциальной невесты засылались сваты. Но согласие на брак они получали далеко не с первого раза. При этом к девушке из знатного рода мог свататься только равный ей или более богатый и влиятельный осетин. Также за невесту нужно было отдать калым. Чем богаче семья девушки — тем больше выкуп.

Как писал Коста Хетагуров в этнографиеском очерке «Особа», у осетин калым был «мерилом достоинства крови». За единицу измерения брали коров.

«Хетагуровы (Зидахановы, Мамиевы, Бырнацевы, Дзанаевы и Джиоевы), Цуциевы, Губаевы и Саутиевы (представители знатных родов — ред.) брали по сто коров с условием: 20 коров выплачиваются коровами, 56 чем попало — пашнями, медью, оружием, скотиной и пр.- по оценке выборных. Бык идёт за две коровы, а пять баранов за одну. По ценности остальных 24 коров следует дать что-либо определённое — ниву, ружьё или медный котёл; последний должен весить 24 литра», — писал Хетагуров, добавляя, что ни одна семья не могла сразу уплатить калым в 100 коров. Его выплачивали со дня сватовства до самой свадьбы. Выкуп для остальных фамилий был не ниже 25 и не выше 30 коров.

Его судьба — в её руках

У карачаевцев и балкарцев молодёжь часто знакомилась на танцах под названием «той». Их, как русские балы, устраивали в честь различных праздников, например, совершеннолетия дочерей. Приглашались молодые люди со всей округи, танцевали, общались. Последний танец на тое назывался «азебек». Он был парный, и в нём руки партнёров соприкасались. От того, в каком положении находилась на ладони парня рука его избранницы, зависела судьба молодого человека. Длинные рукава девичьего наряда скрывали ответ от посторонних взглядов, об этом знали только танцующие.

«Если рука красавицы свисала, а не лежала на ладони молодого человека, это означало отказ. Если девичья ладонь ровно покоилась на руке парня, девушка как бы говорила: «Ты хороший, но между нами может быть только дружба». Если юная горянка слегка пожимала мужскую руку большим пальцем, — это значило, что у парня есть шанс. Если же она сжимала его пальцы — симпатия была взаимна», — рассказал руководитель карачаево-балкарского центра «Алан» Рустам Батчаев.

По его словам, прямых вопросов и ответов не было и при визите сватов. Родственники потенциального жениха приходили в дом к родителям девушки с угощением — фруктами и сладостями. Беседовали об отвлечённых вещах. Затем, когда гости собирались уходить, хозяева дома либо вежливо отдавали им принесённые гостинцы, мол, вы забыли то, что принесли, — это означало отказ. Либо оставляли угощение у себя, чем выражали согласие на брак.

Утвердительный ответ у всех народов Северного Кавказа давался не с первого раза. Отдавать дочку сразу было неприлично. Но и после положительного ответа свадьба у карачаевцев откладывалась примерно на год-полтора. За это время будущая невеста должна была сшить своими руками подарки для матери, отца, бабушек и дедушек, братьев и сестёр жениха.

У кабардинцев, черкесов, адыгов также одним из популярных способов знакомства были танцы — «джэгу». Они устраивались на праздниках, свадьбах. Завершающий танец под названием «удж» был парным. Юноши приглашали девушек и во время танца у них было несколько минут, чтобы пообщаться, рассказал кандидат филологических наук, консультант Международной черкесской ассоциации Идар Ципинов.

Сваты, приехав в дом родителей девушки, должны были встать на место, где хранили дрова. Это говорило о цели визита. Второй приезд был решающим, при этом отказ не делался прямо. Например, говорили: наш старший сын не вернулся с войны. Сваты понимали, что девушку им отдавать не хотят. Приезжать в третий раз не было смысла. При этом, если семья девушки не знала семью жениха, могли назначить делегацию, которая выезжала на место и изучала, как живёт потенциальная родня. Исходя из увиденного принимали решение.

Обычай красть невесту применялся в тех случаях, когда были какие-либо препятствия для сватовства. Например, не было возможности заплатить калым или молодым нужно было ждать, пока не женятся их старшие братья и сёстры. Сейчас кража невесты под запретом законодательно, но традиция жива.

«Меня мой муж «украл». Я защищала диссертацию и всё время откладывала визит сватов. Однажды шла в магазин и несколько парней, друзья будущего мужа, подошли ко мне, ловко накинули на меня плед и усадили в машину. Я оглянуться не успела, как меня уже везли в дом жениха. Потом мои родственники забрали меня и сказали, что ответят через сутки. Дома мне дали время подумать, потом зашла мама и спросила, согласна ли я выйти замуж. Я ответила, что согласна», — вспоминает руководитель общественной организации «Ингушская культурно-национальная автономия «Магас» Аза Манкиева.

Когда в день свадьбы невесту забирали из дома, она прощалась с родными почти на месяц. Раньше она не могла навестить их. Ни родители, ни другие родственники невесты на свадьбу не приходили. Как и жених.

Свадьба без жениха

У северокавказских народов жених не должен присутствовать на своей свадьбе. Ему положено прятаться у соседей либо в другом зале и не попадаться на глаза гостям, и особенно своим родителям. Хранители традиций говорят, что это символизирует стыдливость от предстоящего вступления мужчины во взрослую жизнь и интимные отношения с женщиной.

Невеста всю свадьбу принимала поздравления одна. Воплощение скромности и целомудрия, в наряде с закрытой шеей, руками и волосами, она почти всё торжество стояла в отведённом ей уголке, опустив ресницы и не проронив ни слова. У адыгов невеста находилась в отдельном зале в окружении новой родни.

Также без жениха молодая входила в его дом. Здесь обряды у разных народов Кавказа также перекликаются. Но есть вариации. У осетин невеста кормит свекровь и других родственниц жениха мёдом — символ того, что она принесёт в их семью счастье. У ингушей мёдом угощают невесту, чтобы ей сладко жилось в новом доме. В традиционной свадьбе у адыгов старшая из рода жениха обмазывала губы невестки смесью сливочного масла с мёдом, чтобы каждое слово, которое выходило из уст девушки, было приятным. Невесту осыпали пшеном и давали пройти по овечьим шкурам. Ворсинки шерсти означали многочисленные дни счастливой семейной жизни. Осетины водили девушку вокруг очага.

Сейчас невесту осыпают деньгами и конфетами. Родственницы жениха, как и раньше, встречают молодую танцами. У чеченцев и осетин девушке перед порогом дают подержать маленького мальчика, чтобы первенцем был сын. У ингушей при входе невеста кладёт на новое место коврик с веником, показывая, что она пришла в дом как хозяйка. А у осетин на следующее утро после свадьбы молодая жена должна встать раньше всех и подмести дом, двор и улицу.

Молчание — золото

Жених появляется к концу дня. Причем он должен прокрасться к молодой жене, чтобы не видели старшие. И только в спальне молодожёны встретятся в день своей свадьбы.

У карачаевцев, в отличие от остальных горцев, брачная ночь наступает на третьи сутки. Она так и называется — «третья ночь». В этот день приезжают родственники невесты. Оценивают, в какой дом попала их дочь, и присутствуют на обряде бракосочетания под названием «никях». Муфтий при свидетелях спрашивает жениха и невесту, согласны ли они пожениться. После того как молодые трижды отвечают «да», их объявляют мужем и женой.

Нина Николаевна и Карл Максимович Демьяненко отметили железную свадьбу.

Кроме того, карачаевскую невесту в дни свадьбы сопровождают минимум двое-трое, а то и семь-восемь джигитов — её братьев. Так как фактически женой она становится только на третью ночь, не принято оставлять девушку одну в чужом доме, поэтому её охраняют. С братьями также находится жена одного из братьев или дядей, чтобы в случае необходимости подсказать неопытной девушке, как себя вести.

У черкесов, кабардинцев, адыгов «никях» проводится ещё до свадьбы.

У ингушей зять не должен встречаться с тёщей не только на свадьбе, но и в течение всей жизни. И этот обычай до сих пор соблюдается.

«У меня мама и муж никогда не пересекались, — говорит Аза Манкиева. — Обычно я навещаю родителей в их доме. А если моя мама приезжает к нам, то я заранее предупреждаю об этом мужа.

Такая традиция — символ почтения к старшим. Зять, стараясь не попадаться на глаза, таким образом проявляет уважение к матери своей жены. В более мягкой форме обычай есть у других горских народов, когда мужчина не должен ночевать или жить у тёщи.

Молодая жена тоже должна вести себя тише воды. Всю свадьбу она проводит молча. В завершение праздника проводят обряд выведения невесты на речь. У ингушей друзья жениха пытаются разговорить девушку, дарят подарки. Выдержав паузу, она может поблагодарить парней и прервать своё молчание. У карачаевцев невеста может произнести первые слова в доме мужа, подав воды старшим и пожелав при этом здоровья. Ситуации, в которых девушка заговорит, могут разниться, но сам ритуал выведения на речь подчёркивают скромность и немногословность женщины, которые необходимы в семейной жизни. Проведение обряда не значит, что теперь можно болтать сколько хочется. Позиция «молчание — золото» — эталон поведения невестки. Более того, у горцев не принято обращаться к родственникам мужа по именам. Родителей нужно называть «мама» и «папа» на национальном языке. Для обращения к деверям, золовкам и другим родственникам есть специальные уважительные слова.

Муж и жена называть друг друга по имени могут только наедине. Это считается интимным и не выносится на всеобщее обозрение. Как и любые проявления ласки, поцелуи и объятия.

Черкесская свадьба — калым и организация торжества

Черкесские свадебные традиции соблюдаются очень строго. Не то что дальние родственники, однофамильцы (ни по отцовской, ни по материнской линии) не имеют права создавать семью. Даже потомкам молочных родственников запрещено вступать в брак. Как и все кавказские народы, черкесы платили за невесту калым. И немалый. Этим объясняется тот факт, что у них почти не было мезальянсов. Крестьянину или ремесленнику было не под силу выплатить такой калым, который соответствовал бы дворянскому или княжескому званию невесты. Ибо надо было отдать несколько голов крупного рогатого скота, лошадей, немалые деньги, да еще сверх того подарить отцу невесты лошадь или пару быков, и лошадь эфенди, оформившему черкесскую свадьбу. Столь дорогая женитьба — причина живучести левирата, т. е. обычая, по которому вдова обязана выйти замуж за брата покойного мужа. Тот же калым сохраняет и сорорат, обязывая вдовца жениться на сестре умершей жены. Получив калым, семья снабжала дочь приданым, которое по стоимости составляло половину калыма. Приданое состоятельной невесты — в основном движимость — почти равнялось ему.

Жениться можно было тремя способами: сосватать невесту; тайно увезти, с ее согласия и вопреки воле родителей; украсть девушку, не спрашивая ее желания. Схема черкесской свадьбы по сватовству и сговору напоминает обычаи карачаевской. Невесту перед свадьбой увозили в промежуточный дом — обычно дом друга или родственника жениха, где последний навещал суженую, но обязательно в сопровождении товарища, у которого жил с момента увоза девушки из родительского дома и до момента перевоза ее в свой. Сроки здесь были разные и определялись готовностью к свадьбе и приему невесты. Ей выделялась отдельная комната (ее называли — лэгъунэ), где, кроме девушек, никто не имел права находиться. И не только в период свадьбы. Это вообще была священная часть черкесского дома. Около нее не разрешалось громко разговаривать, вблизи нее запрещалось находиться посторонним, даже чужих кошек и собак отгоняли. Заходить в лэгъунэ имели право только дети и младшие члены семьи молодожена. Бывало даже, что родители новобрачного до самой смерти так ни разу и не переступали порога лэгъунэ.

Что касается положения молодой в семье мужа, то оно было окутано многочисленными запретами и условностями. Она не имела права быть рядом с мужем в общественных местах, в присутствии старших членов семьи мужа брать на руки и ласкать своих детей, разговаривать со свекрами, даже обращаться к ним по имени. Целый год после свадьбы ей нельзя было показываться на улице. Словом, молодая черкешенка в семье мужа — бесправное существо. Некоторый вес она приобретала, родив детей, особенно мальчиков. Но в то же время отношение к женщине в черкесской семье не лишено почтительности и даже некоторого рыцарства. Обычаи (или адаты) не ПОЗВОЛЯЛИ оскорблять женщину, бить ее. Даже грубый разговор в присутствии женщины, взаимные оскорбления, драки, дуэли были немыслимы. Более того, при женщине не полагалось погонять лошадей и быков плетью. Поэтому при переездах их сажали так, чтобы они не видели, как мужчины делают это.

А что касается черкесской свадьбы, то она продолжалась иногда несколько недель и включала в себя различные состязания, песни, танцы, игры. Но столы для мужчин и женщин накрывали в разных помещениях. А невесте даже к женскому столу ход был закрыт. Еду ей приносили в ее комнату, мужа она не видела. Правда, его все равно дома не было. До окончания свадьбы он жил у товарища. Правило это соблюдается до сих пор, особенно в сельской местности.

На второй свадебный день невесту вводят в «большой дом», т. е. в комнату родителей. Ее ведут под руки две родственницы, прикрыв голову и лицо шарфом. У порога комнаты «гостей» встречает одна из женщин семьи. Приподняв шарф с лица невесты, она мажет ей губы смесью меда со сливочным маслом (символ благополучия и сладкой жизни в новой семье). Познакомившись с новой снохой, женщины садятся за стол. Старшая произносит речь, желая молодым здоровья и взаимопонимания. Невеста выслушивает эту речь стоя. За стол ее не сажают. Но этот ритуал позволяет новенькой в дальнейшем свободно посещать «большой дом» и участвовать в хозяйственной жизни семьи.

В заключение свадьбы родителям невесты отправляют свадебные блюда. Это означает, что их дочь принята очагом ее нового дома. А через 3-4 месяца (а прежде только через 7-8) новобрачная отправляется к родителям и остается у них на две недели. При этом она привозит всем родственникам подарки от своей новой семьи. А так как любая черкесская семья — это целый клан, расходы на подарки немалые. Особенно, если учесть, что дарят одежду — костюмы, платья, сорочки и ювелирные изделия. Новобрачную в этой поездке сопровождает свита из 15-20-ти человек. В нее входит и муж, а иногда и свекры. И тогда в доме снохи происходит обряд знакомства с зятем. Процедуру знакомства предваряет угощение. Только накормив гостей, зятя ведут в комнату тестей. С этого момента он получает право посещать дом жены. Возвращаясь к мужу, молодая увозит из родительского дома не только подарки новой родне, но и свое приданое.

И еще одна особенность черкесской свадьбы. Музыки, танцев на ней всегда много. Но опять-таки, поют и танцуют в основном мужчины. Замужние женщины стоят в сторонке. К веселью допускаются лишь женщины — родственницы родителей жениха. Веселье обслуживают музыканты, владеющие игрой на народных инструментах. В большинстве это струнные, щипковые и духовые. Но со второй половины XIX века черкесы используют и русскую гармонь. Труд музыкантов оплачивает пригласившая их семья. Кроме этой платы они получают деньги за исполнение национальных танцев, когда происходит выкуп танцующих из круга. Так как свадьба продолжается не один день, музыкантам приходится работать очень много, и такая дополнительная плата вполне оправданна.

Related posts:

Черкесская свадьба. Обычаи черкесской свадьбы.

Вот уже давно на сайте есть видео черкесской невесты. Есть статьи о свадебных обычаях разных народов, и их количество будет пополняться. А статьи о черкесских свадебных обычаях нет. Восполняю этот пробел, тем более, что черкесские свадьбы очень актуальны в нашем регионе. А посетителям сайта, которые не живут на Северном Кавказе тоже будет интересно узнать о свадебных обычаях черкесов.

 

До сих пор актуален такой кавказский обычай, как «воровство» невесты. В кавычках употребил это слово потому, что это не происходит так, как во всем известном фильме «Кавказская пленница». В настоящее время, воровство происходит тогда, когда парень и девушка знакомы, встречаются и в один прекрасный момент будущий жених говорит: «Я буду тебя воровать». Вспоминаю случай примерно 10-ти летней давности, когда пришлось поучаствовать в воровстве невесты в качестве видео-оператора.

Позвонил жених и рассказал о том, что надо снять на видео воровство невесты. Чтобы мы не переживали и этот момент с невестой оговорён. В результате, в один прекрасный день, невеста вышла из своего дома, села в машину, и эта машина увезла её аж в Адыгею, в аул Егорухай. Всё это действие сопровождалось видеосъемкой, была и пальба из ружей при въезде в Адыгею, и вход невесты в дом бабушки жениха. И долгое ожидание родственников невесты, которые должны были приехать в аул и услышать слова невесты о том, согласна ли она остаться в этом доме, или нет. Дальше была счастливая черкесская свадьба, супруги сейчас живут в Москве. Жалко, материал этот не сохранился, но ведь уже 10 лет прошло.

 

А теперь по порядку обо всём, так как же всё-таки проходит черкесская свадьба. Невесту уже украли. Обязательно должна приехать делегация с её стороны, чтобы услышать согласна ли девушка остаться в доме будущих свёкров. При положительном ответе девушка остаётся в доме будущих свёкров до свадьбы, её родственники уезжают, и начинается подготовка к свадьбе. Родственники невесты покупают подарки свекрови и свёкру, жениху, его сёстрам, собирают приданое невесты. На стороне жениха в это время начинается праздничное застолье, оповещение, встреча и угощение гостей. Такое застолье может продолжаться и 3 и 5 дней, до самого дня свадьбы.

 

Свадебный день. Невесту причёсывают, одевают и наряжают на женской половине дома жениха. В наше время причёска и макияж часто делаются в салоне, куда девушка едет в сопровождении сестёр или других родственниц жениха. Жених всё время подготовки к свадьбе дома не находится, он живёт эти несколько дней у друзей, так как по кавказским обычаям он не должен попадаться на глаза отцу и старшим мужчинам своей семьи. И вообще, немного забегая вперёд скажу, что жених на собственной свадьбе впервые покажется на глаза только при входе в ЗАГС. Так что черкесская свадьба— это во многом «свадьба невесты».

 

В назначенный час в дом жениха приезжает делегация со стороны невесты с приданым и подарками стороне жениха, особенно почитается свекровь. Мужчины садятся за стол, а женщины начинают распаковывать и вручать многочисленные подарки. Все подарки вручаются обязательно в присутствии старших женщин стороны жениха- бабушек и тётушек, все одариваются, а также их угощают сладким вином и конфетами. Сторона жениха благодарит сторону невесты щедрым застольем, в сопровождении национальных песен под гармошку и трещотки. Также в наше время, при наличии множества банкетных залов, возможен вариант, что сторона невесты приезжает в банкетный зал и вручает подарки там. Всё это происходит в отсутствие жениха и невесты.

 

И вот невеста готова к выходу. Её выводят под гармошку во двор, ненадолго, на минут 10-15, чтобы молодёжь успела станцевать несколько национальных танцев, далее невесту усаживают в лимузин. Почти всегда лимузин, если нет машины получше. Во всяком случае, в самую дорогую и красивую машину. Невеста находится в машине в окружении женщин и девушек, родственниц жениха. Обязательно в машину садится гармонистка. Жениха в этой машине нет, он находится в другой машине со своими друзьями. Мы же помним о том, что жених не должен особенно попадаться на глаза. Кортеж готов и на приличной скорости (иногда хотелось бы и помедленнее) несётся в ЗАГС.

 

Церемония в ЗАГС ничем особенным скажем от русской свадьбы, не отличается. Разве что нет традиционных поцелуев жениха и невесты. Жених здесь конечно присутствует. На выходе из ЗАГС молодёжь обязательно танцует несколько танцев под гармошку и трещотки. Далее начинаются катания молодёжи на автомобилях, которые, как правило продолжаются до темноты. Это может быть поездка в аул, где живёт бабушка жениха, или в аул, где жених родился. Во время всех этих поездок жених ездит отдельно, а невеста отдельно. Пока молодожёнов нет, старшие, родня жениха и родня невесты празднуют сами, знакомятся, произносят тосты, веселятся, танцуют. В банкетном зале уже присутствуют музыканты со всей своей аппаратурой.

 

В это время катания молодёжи продолжаются, кортеж может проехать на малом ходу, не останавливаясь мимо дома невесты, чтобы её родственники, которые остаются дома, могли полюбоваться на свою красавицу. Также свадебный кортеж может заехать в мечеть, молодые смогут выслушать проповедь эфенди. После всех катаний, свадьба едет в дом к жениху. Там невесту не даёт вывести из машины братишка невесты, своеобразный выкуп. Требует денег, шампанского, других напитков. Сторона жениха торгуется. Наконец парень даёт согласие, забирает заработанное честным трудом и тут его в буквальном смысле вытаскивают из машины вместе с «нацыганенным», садят в другую машину и увозят, пока никто не отнял трофеи. Отнимать конечно никто не будет, обычай такой.

 

Наконец дорога для невесты свободна. Её выводят из машины и расстелив на входе в дом дорогую материю, предпочтительно зелёного цвета, после благословения дяди жениха, или другого старшего члена семьи, под осыпание конфетами и деньгами заводят в дом. Заводят старшие женщины, как правило бабушки, тётушки. Невеста обходит всех сидящих в доме женщин, обнимая каждую и получая благословение от каждой. После этого самая старшая и уважаемая женщина символически повязывает свекровь и невестку одним платком, обозначая тем самым, что отныне это мать и дочь. Затем невеста выходит из комнаты с поклоном, спиной вперёд, не имея права разворачиваться спиной к присутствующим. Конечно выйти ей помогают женщины.

 

Наконец все обычаи соблюдены, и молодожёны отправляются на свадебное застолье. Застолье отличается от любого другого лишь тем, что дают слово каждому уважаемому гостю. Дают также возможность и поздравить молодых зажигательным кавказским танцем. Могут танцевать и петь и сами гости, и приглашённые артисты. Провозглашаются тосты, обязательно присутствует тамада, который руководит свадьбой. Как дань европейским традициям обязательно присутствует красивый свадебный торт и свадебный фейерверк. Вот так проходит черкесская свадьба. Также можно посмотреть видео черкесской невесты, или черкесскую свадьбу практически полностью, в этом случае запасайтесь чипсами и кока-колой, будет интересно и отходить от монитора не захочется.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Свадьба по правилам

Фольклористы из Республики Адыгея составили единый сценарий проведения черкесских свадеб, которые уже переданы джегуако (ведущим черкесских свадеб). Автор проекта — доктор филологических наук Рая Унарокова, в интервью с «Кавказ.Реалии» отметила, что цель инициативы – воссоздать, хоть и не в полном объеме, последовательность и соответствующие правила проведения черкесских свадеб, тем самым сохранить культуру народа.

Соавторами сценария являются кандидат филологических наук Эльза Хакунова, защитившая кандидатскую по теме традиций черкесских свадеб, аспирант Казбек Нагароков, который владеет фольклором черкесов и сам является ведущим свадеб. Перевод на русский язык осуществила доцент Адыгейского государственного университета Зарема Цеева, а видеоверсию готовит журналист местного телевидения Светлана Кушу.

В основу сценария легли собранные на протяжении более 10 лет фольклорные материалы. Речь в сценарии идет о таких традициях, как вывод невесты из отцовского дома, ввод в дом супруга, первое знакомство со свекровью, знакомство рода мужа с невесткой, далее проведение самой свадьбы, где и как должны сидеть невестка и гости, расположение площадки для национальных танцев и многое другое и, в конце, правила завершения собственно свадьбы.

В проекте много традиций, которые были утеряны или не используются. Например, черкесская свадьба должна была сопровождаться пожеланиями и традиционными песнями. В наши дни они используются в основном только причерноморскими черкесами (шапсугами), как объясняет доктор филологических наук Рая Унарокова.

Также сценарий расписывает продолжительность проведения черкесских свадеб, обязанности руководителей торжества. Отметим, что сам жених по черкесским традициям на свадьбе присутствовать не должен.

​Опрошенные «Кавказ.Реалии» жители черкесских республик считают, что современные черкесские свадьбы разительно отличаются от того, что было раньше.

27-летняя Зарема Неужрокова из аула Тахтамукай в Адыгее выражает сожаление о том, что с каждым годом все меньше и меньше черкесов соблюдают свои обычаи свадьбы.

«Придумывают новые обычаи и свято верят, что они все делают по нашим канонам: начиная с девичника, заканчивая резанием торта, где невеста кормит свекровь со свекром. Многие оправдываются, говоря, что сейчас 21 век, мол современные свадьбы нынче такие. Разве Адыгагъэ (Адыгство), Адыгэ Хабзэ (правила поведения черкесов), джэгу хабзэ (свадебные традиции) должны меняться со временем? Наши предки веками соблюдали и чтили все наши обычаи, а мы с такой лёгкостью готовы все это забыть, ссылаясь на современный век» — сетует девушка.

Нашей собеседнице Зареме Неужроковой также не по душе присутствие жениха на свадьбе, танец жениха и невесты, наличие современных танцев на торжестве и бросание букета невестой.

«И также вывод невесты. Ведь раньше невесту выводили женщины из рода жениха, а теперь братья выводят. Не стыдясь, жених и невеста пьют спиртное, после чего они разбивают бокалы, затем следует прощание невесты с родственниками. Не пойму, чем занимается невеста, пока за ней едут», — недоумевает собеседница.

41-летний Артур Мамиёк из города Адыгейска считает, что на нынешних черкесских свадьбах слишком много растрат и спиртного.

«Мне не нравится объединение женских столов с мужскими, одеяние жениха и невесты в костюмы и свадебные платья! Не нравится магнитофон на свадьбе вместо черкесской гармони! Нахождение жениха на свадьбе — короче говоря, свадьбы, проведенные на понтах» — отмечает в беседе с нами житель Адыгейска.

Мамиек также считает, что брать кредит и делать свадьбу для него не понятное дело.

«Если уж готов жениться, то готовься к этому заранее — откладывай деньги на это! А то сами снимают квартиру, при этом выплачивают кредит, а если еще Всевышний даст ребенка, то надо и о нем заботиться. И с этого всего начинаются проблемы», — уверен он.

Житель Нальчика 37-летний Нажмудин Карданов в интервью с нами отметил, что черкесские свадьбы необходимо регулировать: «Чтобы они не выходили за определенную рамку, чтобы в семье после свадьбы не оставались кредиты и долги. Но кто и как будет это регулировать? Надо к этому приучать сам народ» — уверен собеседник.

Черкесская свадьба | Region TV

Смесь обычаев с современным подходом к свадьбе делает черкесское торжество особенно уникальным и незабываемым. Как и все родители, черкесы с нетерпением ждут, когда молодые свяжут свои судьбы друг с другом. Буквально с рождения ребенка, они готовятся к главному событию в его жизни и копят приданое для девочек, для ребят собирают богатый калым. Свадебная церемония проходит очень размашисто, приглашаются не только местные жители, но и с окрестных аулов. Такая традиция – никого нельзя забыть, иначе это обида. Растраты на свадьбу очень большие, торжество сопровождается народными гуляниями, игрища, всадники на скакунах показывают свою удаль, играет живая музыка, гости безустанно танцуют.

Богачи, уорки, князья особо не интересовались имуществом жениха и невесты, и так было понятно, что у знатных сословий есть все необходимое. Важным фактом при искании невесты или жениха было благосостояние, уважение и почет среди жителей аула.

При заключении брака, все чаще стали подписывать брачные контракты. Может кому-то это покажется неудобной сделкой, ведь влюбленные не должны страховаться нас случай развода, но в жизни бывает всякое. Предки кавказцев также задумывались о форс-мажорных обстоятельствах в совместной жизни. Они подписывали Накях, своего рода договор об организации свадьбы, размере выкупа, имущества невесты, которое она перевозила с собой в дом мужа.

К платью невесты пришивали драгоценные монеты, в зависимости от достатка это было золото или серебро. Количество монет также указывалось в накяхе. В список накяха вписывали обязательные функции жениха и невесты после заключения брака. Древний брачный договор состоялся при свидетелях, которые были очевидцами пересчета имущества невесты, поэтому чисто формальным атрибутом назвать накях нельзя. С переменой власти, с середины 20 века, черкесы оформляют брак в ЗАГСе, однако брачный договор, вошедший совсем недавно в традицию европейских и славянских народов, для них не новинка.

Народы Кавказа всегда славились своим прагматизмом и благоразумием. Только разводов у них практически нет, может дело не в договоренности, а в любви и бережном отношении к семье, уважение к традициям.

Адыгейские свадьбы — народные обычаи и традиции

Район Кавказа славится богатой культурой многочисленных народностей. И чем меньше народность, тем причудливее и необычней её обряды. А потому праздник, выполненный с соблюдением всех правил, будет ощущаться как попадание в сказку или в старину.

Именно к таким народностям относятся адыгейцы, которых в мире не более 150 тыс., поэтому многие люди, знакомые с их культурой, убеждены в том, что адыгейские свадьбы выглядят очень колоритно и их стоит увидеть хоть раз в жизни.

Как проходит сватовство и помолвка

Как в любой традиции, свадьба происходила только после сватовства. Но это долгое действо начиналось только после того, как девушка отвечала на знаки внимания молодого человека.

фото 1

Раньше для женщины, достигшей брачного возраста, строили специальную гостиную, где она могла общаться с мужчинами в присутствии младшей сестры или племянницы. Сейчас больше возможностей узнать друг друга, не омрачая честь девушки.

Когда мужчина готов к женитьбе, он начинает присматриваться к девушкам. Это называется «поиск души», потому что в прежние времена парню приходилось много ездить по селениям, ища подходящую женщину. Когда мужчина находит девушку, которая сможет стать его женой, он всячески старается показать себя хорошим хозяином и заботливым мужем.

В ход идут романтические поступки, подарки, комплименты – всё, чтобы девушка согласилась на брак.

Также традиционно его поддерживают друзья, стараясь уговорить женщину на замужество.

фото 2Если девушка даёт согласие, то к родным засылаются сваты. Они посещают дом родителей невесты трижды, за эти визиты им дают утвердительный ответ и приглашают за стол. Если им ни разу не предложили угощение, то это расценивается как отказ, тогда жених может похитить невесту.

В отличие от других восточных культур, даже если девушка была похищена и провела ночь в доме мужчины, она может уйти обратно к родителям. Общественность не будет её осуждать.

Весь позор падет на парня, который попытался неволить женщину. Поэтому похищение проводится только если девушка согласна на свадьбу.

Подготовка к свадьбе

Когда помолвка заключена, начинаются подготовительные работы к свадьбе.

фото 3

Но чтобы родители невесты не воспротивились и не остановили подготовку, они должны были увериться, что их дочь будет жить достойно. Поэтому родственники собираются и едут в дом жениха с проверкой, насколько его семья благополучна. Если их всё устраивает, то приготовления продолжаются.

После визита родителей невесты родственники жениха должны были нанести ответный визит в течение 2–3 дней. При этом они привозили символические подарки, одаривая всех родных девушки, которые живут с ней под одной крышей.

Это считалось благодарностью за то, что их сочли достойными.

Проведение торжества

Адыгейская свадьба начинается в тот момент, когда из дома жениха въезжает поезд, который должен забрать невесту. Раньше он состоял только из друзей жениха и 1 девушки, которая сопровождала новобрачную в новую семью.

фото 4

Сейчас в кортеже могут быть любые молодые люди, которые хотят в нём участвовать. Для девушки обязательно подбирают красивую или дорогую машину. Это пришло на смену обильно украшенной повозке, которую сопровождали мужчины на лошадях. 

В настоящее время процедура выбора подходящей машины не доставляет особого труда. Для этого следует зарегистрироваться на одном из рейтинговых соответствующих сайтов, нажать кнопку “Войдите в аккаунт” и просмотреть очередь просмотра того или иного понравившегося вам автомобиля. После этого поставить отметку на выбранном экземпляре и ждать звонка менеджера. Раньше невесту забирали вечером, чтобы она вошла в дом к ночи.

Сейчас же временные рамки передвинулись на полдень, чтобы успеть провести не только традиционные обряды, но и регистрацию брака.

Когда автомобиль въезжает во двор, то перед ним расстилают шелковую дорожку, по которой невеста должна дойти до порога.

фото 5В это время её осыпают монетами, пшеном и цветами, чтобы семейная жизнь была гладкой, богатой и сытой. Когда девушка подходит к дому, её берут на руки, перенося через порог. После этого устраивают банкет и танцы. По окончании традиционных тостов девушку выводят во двор и платят выкуп её семье.

Далее невесту заводят в комнату, где сидят старейшие женщины рода, с которыми она знакомится. На свадьбе существует обычай – бабушка жениха должна взять мешок с угощением, пытаясь убежать. Это символизирует то, что в дом пришла молодая хозяйка, и старой в нем не хватает места.

Невесте необходимо вернуть женщину, оказывая при этом ей знаки уважения и внимания. Это покажет, что девушка уважает старших и будет о них заботиться.

После свадьбы

На следующий день после свадьбы молодые супруги приезжают в дом женщины, чтобы общаться с родителями, которых традиционно не было на свадьбе.

фото 6

Раньше такая поездка происходила только через год, когда девушка успевала адаптироваться к новой семье и родить ребёнка. Визит показывал, что с ней все хорошо, она довольна своей жизнью, а также не забывает о тех, кто её воспитал.

Это было обусловлено ещё и тем, что раньше поселения были сильно разбросаны, а дорога к ним трудна. Теперь этих препятствий нет, а такое путешествие осталось данью традициям.

Ведь всем понятно, что сейчас девушка будет общаться с родственниками до того, как истечёт год.

В этом видео – красивая адыгейская свадьба:

Адыгейская свадьба – красивое действо, с интересными обычаями и нарядами. Начиная со сватовства и заканчивая днями после праздника, всё пропитано уважением к женщине как к хранительнице домашнего очага и воспитательнице детей. А какие вы знаете уникальные адыгейские обычаи, связанные со свадьбой?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о