Сватовство по татарским обычаям — Женское счастье
Венчание по-татарски и другие обычаи
У каждого народа в мире есть свой особый порядок проведения бракосочетания. И практически везде встречается такой обряд, как сватовство.
Сватовство
Начинается все с предложения жениха и смотрин невесты. Если обе стороны согласны, то перед тем, как провести выкуп невесты, татарские обычаи подразумевают назначение размера калыма, который выплачивается или в день свадьбы или раньше. Это могут быть не только деньги, но и посуда, золотые украшения, постельное белье, шубы. После того, как калым назначен, должна пройти помолвка. Ее проводят в день переговоров, если молодожены хорошо знакомы.
Как проходит венчание у татар
Венчание у татар – обряд под названием Никах. Проводит его мулла – мусульманский священник – в мечети или дома у невесты. При этом, кроме молодых, присутствуют только свидетели и отец жениха. После Никаха проводят обряд освещения брачного ложа. Каждый гость касается кровати и кладет монетки в подготовленное блюдце.
Свадебный праздник – Туй
После того, как все традиции официальной части татарской свадьбы соблюдены, начинается пир на весь мир, на который приглашают большое количество гостей. Торжество проходит четыре дня в доме новобрачной, затем она переезжает к своему мужу. Процесс переезда имеет особое значение. Для того чтобы между невесткой и родителями жениха были хорошие отношения, по приезду ей под ноги кладут шубу или подушку, а также угощают хлебом и медом. Остальные родственники предлагают окунуть руки девушки в муку, для достатка, затем дарят живность. Гулянье продолжается. Праздничное застолье не обходится без запеченного гуся. Этим же блюдом балуют гостей и на старорусской свадьбе. Также подают гульбадию – традиционный закрытый пирог с начинкой, который гости выкупают. В конце вечера по татарским традициям и обычаям выносят чак-чак – национальный свадебный торт.
Но все это было раньше, теперь же организация татарских свадеб, а также их проведение, может выглядеть иначе. Родители жениха не ходят на смотрины, а просто знакомятся с родителями невесты. Молодые сами организовывают помолвку и выбирают дату бракосочетания. Родители обсуждают финансовые вопросы: кто и за что платит. Проводят торжество чаще всего в ресторане. А вот что осталось неизменным – это Никах – его нельзя исключить из сценария татарской свадьбы. Кстати, по своим обрядам свадьба татар очень схожа со свадьбой казахов, об этом читайте на нашем сайте.
Татарские свадебные платья
Традиции и обычаи, которые заложены в татарской свадьбе, создают особую культуру. И как у любой культуры, у татар есть свои национальные одеяния. Им характерны яркие цвета, присутствие бархата и орнаменты, по большей части золотого цвета. Не стали исключением и подвенечные платья.
Национальные свадебные костюмы
Традиции татарской свадьбы – это еще и наряд невесты. Он, как достояние культуры народа, отражает его самобытность и аутентичность. Чаще яркого цвета, например, изумрудного или красного. Юбка в пол расшитая золотыми нитками – главный элемент образа. Рукава длинные, прямые или расклешенные. Декольте закрыто воротником-стойкой.
Татарский свадебный наряд включает в себя интересный головной убор, под названием феска, позаимствованный у турецкого народа в начале ХХ годов. Фата крепится к феске таким образом, чтобы можно было ее переложить вперед и закрыть лицо.
Одним из составляющих выкупа невесты, т.е. калыма, на татарской свадьбе могут быть ажурные ичиги (сапоги) и чувяки (балетки) из натуральной цветной кожи вышитые золотистыми орнаментами и узорами – они являются национальной обувью и входят в состав подвенечного платья.
Современные татарские свадебные платья
Современные наряды несколько отличаются от народных. В большинстве своем они белого цвета. Что касается кроя, то преимущественно это А-силуэт – юбки стали более пышными. Изменился и состав тканей: бархат не используют, а добавление синтетических волокон в натуральные материалы делает платья практичными. Используют следующие ткани:
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ТАТАР
Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.
Для конца XIX — начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.
В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины — большая — түшәк и чуть меньшего размера — ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег — баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов — меда, масла, муки, чая, мяса — для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.
По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор — по-молвку — аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.
Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха — төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это — пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов — калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә — род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство — чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук — аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе — аш чанасы, аш арбасы.
Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле — особо приглашенные. Это близкие родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому их и называли иярчен — присоединившиеся, канат — крылья.
Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение — аш белән килү, саум, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.
Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах, кәбен) по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал мәһәр — условия заключения брака. Туда входили калын, тарту, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию. После никах начиналось угощение.
Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники. Это называлось туй күтәрү, туй алу — «поддержка свадьбы».
После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха: тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого. В нем они находились первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком — кыз куенына салу.
Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор, войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, деревенским ребятишкам, которые специально за подарком приходили в дом. Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.
В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно. В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно. Этот период — кияүләп йөрү — по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.
У кряшен же венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители — кыяматлык, выбираемые из близких родственников жениха. Они становились как бы опекунами молодой семьи и оставались таковыми на всю жизнь. После венчания молодая поселялась в их доме. Здесь ей заменяли девичий головной убор на женский — баш бәйләү. Из этого дома ее перевозили в дом мужа, где и проходила основная свадьба. Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен төшерү, арчи и проводился, как правило, летом.
Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане. У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу или подушку, приговаривая: «Төкле аягың белән, килен» (доброе пожелание молодой при встрече ее в доме мужа).
Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керү-«повесив, входить». Затем молодых сажали за стол. Она должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло, сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой. И обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.
Повсеместными были обряды өй киендерү — «обряжение дома»: снимали висевшие в доме занавески, настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты, а также су юлы күрсәтү — «показ дороги по воду». Ее вели к роднику, с которого ей предстояло носить воду. Молодых родственниц, участвующих при этом, невестка одаривала.
У кряшен все обряды, будь то приезд сватов, переезд невесты в дом мужа, обряжение дома и т.д. сопровождались исполнением особых свадебных, гостевых песен.
Переезд молодой сопровождался рядом застолий как в доме родителей мужа (у кряшен — основной свадьбы с особым ритуалом «показа невесты» — бөркәнчек ачу и т.д.), так и его родственников. Гостевой этикет у всех татар был одинаков. После отъезда сватов на угощение, называемое килен токмачы, килен салмасы (лапша снохи), собирали пожилых родственниц, соседок. Завершали же цикл свадебных трапез в целом скромные, но важные в смысловом значении застолья, проводимые в том и в другом доме. В доме невесты проводили казан кайтару (возвращение котла) с приглашением молодоженов, а в дом жениха приглашали родителей невестки. Только после проведения этих застолий стороны свободно, по своему усмотрению могли навещать друг друга.
Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послереволюционные годы, материальные трудности, связанные с войнами начала XX в., оказали влияние и на форму свадебных обрядов.
В 1930-1960 гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов, появляются новые. Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной становится форма заключения брака убёгом — ябышып чыгу. При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели). Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания — никах. Через некоторое время, нередко приурочивая к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир. В отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом и мужчин и женщин, много пели, плясали, шутили, и стали называть появившимся в двадцатые годы термином кызыл туй (красная свадьба).
К концу XX в. сформировался такой тип свадебной обрядности, в котором органически сочетаются сохраняемые (иногда возрождаемые) традиционные обряды и новые. И разнообразие свадеб получается за счет различного сочетания в них тех или других элементов. Характерной их чертой является свободный выбор обрядов. И потому в одной и той же местности форма свадьбы, как правило, зависит только от желания молодых и их родственников, их знания, умения. Главным становится создание праздничной атмосферы, подчеркивающей важность, значимость этого момента в жизни молодых и их родственников. Это достигается с помощью «торжественного ритуала регистрации брака», проводимого государственными органами, и устройством свадебных пиров. Остальные же моменты обрядового оформления брака не имеют большого значения, и потому сроки, порядок их проведения не столь существенны, хотя они и создают своеобразие отдельных свадеб.
В сельской местности наблюдается большее разнообразие вариантов, в городской же, в условиях многоэтажных домов, свадьбы проводятся по более упрощенной и одинаковой схеме. Вместе с тем существует ряд черт, присущих для всех свадеб. Становится обязательным получение согласия родителей на предстоящий брак после того, как молодые люди решают пожениться. При встрече родители договариваются о сроках проведения свадьбы, количестве гостей как с той, так и с другой стороны, о том, где и как будет проходить свадьба.
Характерно возрождение на новой основе традиции приготовления свадебной одежды. Как отмечалось выше, испокон веков сторона жениха готовила для невесты одежду, в которую входил отрез на платье. Ответный подарок для жениха — рубашку и другие предметы одежды — готовила и невеста. Однако не было традиции пошива специального свадебного платья, рубашки белого цвета.
Появление свадебной одежды разового пользования — белое платье удлиненного покроя, фата, белые туфли — для девушки, темный костюм, белая рубашка — для юноши, обручальные кольца — новое явление для татар. Повсеместное ее распространение, как атрибута молодоженов началось с конца шестидесятых годов, когда в практику государственных учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал его торжественной регистрации.
Свидетельством большой популярности этого ритуала служит тот факт, что в сельской местности, где нет специальных Дворцов бракосочетания, как в городах, сами молодожены, их родственники, друзья становятся не только активными участниками, но и создателями праздничной атмосферы во время акта регистрации брака. Молодожены прибывают на место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей, музыканта. Нередко сюда прибывают и их родители. Едут обязательно на украшенных яркими лентами, воздушными шарами автомашинах, подводах вне зависимости от дальности пути.
После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Молодых встречают его родители, родственники. Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: «Төкле аягың белән, килен» и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка — ширбәт, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха. Подобная встреча молодоженов характерна и для городской местности.
Свадебные пиры, застолья. При их проведении стойко держится традиция возрастного деления участников.
Свадебное застолье для пожилых — картлар туе, олылар туе проводится как в доме невесты, так и жениха. Характерной особенностью его является не только возраст большинства приглашенных, но и стиль застолья — без спиртных напитков, с подачей традиционных блюд и т.д. Следует отметить, что свадебное угощение для пожилых в доме невесты после легализации религии в последние десятилетия почти повсеместно снова стало называться никах туй, так как именно здесь проводится мусульманский обряд бракосочетания — никах, причем в нем активно участвуют сами молодожены. Это является существенной модификацией традиционной обрядовой формы.
Свадебное застолье для гостей среднего возраста — туй — является главным. На него приглашают самое большое число гостей. Чаще всего сейчас проводят эту свадьбу в одном месте — в доме родителей жениха, иногда невесты. В городах же обычно устраивают в помещении столовой, кафе, ресторана или специального «зала торжеств».
Характерные особенности ее сложились еще в тридцатые годы: одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок и т.д. Однако в последние годы идет процесс формирования новых черт. Так, повсеместно на самое почетное место за столом сажают молодоженов с их свидетелями. Рядом с ними сидят родители невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых моментов. Некоторые из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны; другие — из практики массовиков-затейников. Это, как правило, различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом и т.д. Характерно быстрое распространение этих моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так и городских жителей, наличию национально смешанных браков.
Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Иногда по договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.
Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют. Это в основном современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, а также подобающие случаю куплеты-импровизации. Во время перерывов организуют пляски, танцы, проводят различные игры.
В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращения свадебной обрядности. В ней появилось много единых, интернациональных черт. И этот процесс, очевидно, необратим.
Здесь мы познакомимся с ритуальными свадебными блюдами татар, способами их приготовления и подачи к столу.
На свадебном столе татар обязательно должны быть такие продукты, как масло с медом, чак-чак, губадия, коштеле (птичьи языки). Готовят и варят особые пельмени (кияу пельмэне), подают гуся, казылык (вяленую колбасу), пекут оладьи, блины, баурсак, большой гусиный бэлиш, также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед.
Одним из главных блюд на свадебном столе с давних времен является сладкий слоёный пирог из пресного теста — губадия. Для его приготовления выпекаются коржи из теста, которые потом чередуются с начинкой. Начинка может быть самой разной: сушеная малина, земляника, смородина, яблоки или изюм. Сверху губадию закрывают сочнем из теста и украшают. Обычно выпекают нечетное количество слоев: от трех до девяти. Количество слоев символично — оно определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы. Обычно в каждой деревне было два-три таких человека. В некоторых населенных пунктах эту выпечку на свадьбу привозил жених, в других же селениях губадию должна была печь сторона невесты.
Еще одно сладкое блюдо из теста — чак-чак. Готовят его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывают в жгутики, затем режут на мелкие кусочки. После этого их обжаривают в большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывают на тарелку, заливают медом и украшают. Иногда чакчак заливают пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкут в ступе, затем протирают сквозь сито и полученной массой заливают чакчак. Как правило, данное блюдо готовит сторона невесты. Говорят: чакчак — кыз кумэче (чакчак — угощение невесты).
Непременное, обязательное блюдо на свадебном застолье — гусь. Раньше считалось, что птицу должна привезти сторона жениха. Иногда же блюдо из гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Считается, что птица, особенно водоплавающая, несёт в себе определенный смысл, является символом семейного благополучия и плодовитости. Ритуальный гусь на свадебном обеде — традиция очень древняя: в памяти народа сохранилось представление о птице как о предке рода.
Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Губадию резали осторожно, не отрываясь, так, чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новый пирог. Свадьба при этом продолжалась. Новую губадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию губадии, отец жениха накрывал её платком или тастымалом (домотканым полотенцем) и поверх них клал деньги, — тем самым, выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги, которые предназначались молодым, на специальном подносе. Губадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые не присутствовали на свадьбе.
Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кыз жинги (жена старшего брата или дяди невесты). Перед разделыванием чакчак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки и деньги. Как и губадию, чакчак разрезали на четыре части и одну четвёртую часть увозили в дом жениха.
Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа, который был длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было очень много. Обычно сначала обрезали голову, приговаривая, чтобы жена «не перешагнула через голову мужа», затем обрезали крылышки и лапки — чтобы «муж не бил жену». Иногда жениху давали шею, невесте — крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху — левые; либо невесте давали шею, а жениху — голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами. Например, если голову и лапки отдавали мужу, это делалось для того, чтобы он «на сторону не ушёл».
При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вручали ему подарки.
Дань традициям и современные мотивы в татарской свадьбе
Оглавление:
- Небольшой экскурс в историю
- Брак по сватовству: порядок проведения свадьбы
- Другие формы брака
Татарская свадьба являет собой удивительно красивое и оригинальное торжество в соответствии с законами шариата, так как большинство татар – мусульмане. Богатые национальные обычаи одного из древнейших народов на земле превращают это событие в яркий самобытный праздник.
Небольшой экскурс в историю
Территория расселения татар простирается от Сибири до самого Крыма, у разноместных представителей есть некоторые различия в языке, но все равно это единая нация, обладающая крепким национальным духом, древней культурой, богатым литературным языком, своеобразными традициями и обрядами. В таком важном празднике, как свадьба, историческая память народа находит наиболее яркое отражение. На развитие свадебных традиций большое влияние оказали исторические события, которые происходили на землях, населенных татарами. Тем не менее можно проследить общие закономерности в обрядах, невзирая на то, что названия их порой отличаются. Основное различие заключается в обряде бракосочетания по религиозным канонам: у татар, исповедующих ислам, это проводимый в домашних условиях никах, а у татар-христиан – венчание в церкви.
Свадебные обряды татар несут в себе определенный магический смысл – они призваны обеспечить достаток, спокойствие и многодетность молодой семьи. В начале XX века существовали три основные формы брака у татар: добровольный уход девушки, по сватовству и похищение невесты.
До этого времени брак заключался в основном по сватовству, и тут необходимо было строго соблюдать обрядность. Причем характерность того или иного обряда определялась местностью, а различия носили общественный характер (продолжительность гуляний, число гостей, дороговизна подарков).
Брак по сватовству: порядок проведения свадьбы
Сватовство
Сначала родственники жениха делали предложение невестиным родителям. Затем во время сватовства назначались дата проведения торжества и калым – это дары, которыми в татарской свадьбе выкуп невесты оплачивается (кстати, у татар он называется «калын»). Что входило в калым? Это были бытовые предметы, постельное белье, головные уборы, одежда и обувь. Также передавались деньги для приготовления невестиного приданого и вносилась лепта продуктами для праздничного банкета.
Затем проводился сговор: во время него сторона жениха передавала деньги, а сторона невесты – полотенце или скатерть в подарок. Невестиных родственников, которые участвовали в сговоре, обязательно угощали различными лакомствами.
Обряд никах
В татарской свадьбе никах (или никах туй) – это официальная часть торжества согласно шариату. Проводился никах в невестином доме, родители жениха были на нем главными гостями. Жениховские родственники привозили с собой на свадьбу калым и угощения, если они еще не передали их до того. Роли всех родственников, участвующих в торжестве, оговаривались заранее: одни невестины родственники приносили лакомства, а другие приглашали к себе родственников жениха, всячески заботясь о них и предоставляя ночлег, так как свадьбу гуляли не один день.
Сам обряд никах должен был проводить мулла, который записывал условия брака в особой книге. В это время перечислялись свадебные расходы со стороны жениха и оговаривалось, какая сумма будет выплачена жене в случае, если супруг захочет расторгнуть брак. Присутствия молодых при этом не требовалось. А кто же тогда отвечал на заветный вопрос «Согласны ли вы»? За невесту отвечали свидетели, а за жениха – его отец. Перед этим свидетели спрашивали о согласии невесты, которая находилась за занавесью или же в другой комнате. Услышав согласие обеих сторон, мулла в торжественной обстановке начинал зачитывать Коран. И только по завершении обряда никах начинался свадебный банкет.
Праздничный банкет
- Согласно традиции, торжество отмечалось за одним длинным столом, во главе которого сидели молодые, причем невеста всегда справа. Со стороны жениха сидели родители невесты, а со стороны невесты, соответственно, родители жениха. По обеим сторонам после родителей располагались свидетели, а после них – родственники невесты и жениха.
- Спиртного на свадьбе у татар не было – исключительно морсы, компоты и другие безалкогольные напитки. В последнюю очередь подавался чай, а к нему традиционное блюдо чак-чак – это альтернатива привычному для нас свадебному торту. Кстати, чак-чак, который еще называют кызкумэче, подавался и во время обряда никах. Готовила сладкое лакомство, как правило, сторона невесты.
- Кроме того, на столе обязательно присутствовали национальные блюда татарской кухни: губадия (круглый многослойный пирог), очпочмаки (что-то вроде пирожков, но только в форме треугольников), хорошо известные нам беляши и др. Обязательным блюдом был праздничный гусь, которого обычно привозили родственники жениха. Также необходимо отметить существование особых правил подачи и разделывания блюд. Во время этого процесса молодоженов одаривали деньгами и подарками.
Свадебные гулянья
Гости гуляли на свадьбе в невестином доме два или три дня, а после того, как они уезжали, начиналась подготовка к приезду жениха. Комнату молодых декорировали предметами из невестиного приданого, здесь паре предстояло провести несколько дней. Период первого жениховского приезда примечателен тем, что он должен был платить калым как за въезд во двор, так и за возможность увидеться с любимой, а еще тем, кто растапливал баню и расстилал постель. Невесте преподносился особо ценный презент. Длительность первого приезда жениха составляла от двух до шести дней (это зависело от калыма), после этого он навещал возлюбленную по четвергам и уезжал наутро.
Когда калым был полностью выплачен, молодая жена наконец могла перебраться в дом мужа. И тут также неукоснительно соблюдались все традиции: мать мужа встречала невестку приветливыми словами и расстилала ей под ноги шубу либо подушку. Затем невестке необходимо было повесить полотенце и вкусить горбушку хлеба с маслом и медом – это чтобы она была уживчивой, мягкой и покладистой.
Молодая жена должна была также погрузить руки в муку – для того чтобы в семье всегда был достаток. А еще обычаи, традиции татарской свадьбы предполагали декорирование дома предметами из невестиного приданого и показ молодой красавице дороги, ведущей к роднику. Невестке необходимо было одарить всех задействованных в этом процессе родственниц.
После переезда жены продолжался банкет в домах родителей и родственников мужа. Молодая пара отправлялась с визитом в дом родителей жены, а те навещали дом жениха.
Другие формы брака
Похищение невесты
Иные формы брака у татар получили меньшее распространение. Что касается похищения невесты, женихи к этому древнему и, откровенно говоря, первобытному виду бракосочетания прибегали крайне редко – когда не получалось договориться. Похищенная невеста и ее родители соглашались на брак, чтобы избежать позора.
Невзирая на то что похищение – само по себе дикость, и здесь тем не менее были свои правила. Например, вдовцы и зрелые женихи себе такого не позволяли, запрещалось похищать вдов, незнакомок и девушек из числа родственников. К тому же после похищения жениху приходилось выплачивать калым в гораздо большем размере, да и обряд никах проходил по упрощенной схеме.
Случалось и так, что похищение инсценировали по обоюдному согласию сторон – как дань древней традиции. Это позволяло существенно сократить финансовые затраты на проведение торжества.
Добровольный уход к жениху
Данная форма брака получила наиболее широкое распространение в начале XX века и основывалась на взаимном желании сторон, однако порицалась обществом. У этой формы имелись свои преимущества: не было необходимости ждать, пока вступит в брак старший брат или сестра, условия сговора диктовались родителями жениха, что значительно уменьшало размер калыма.
В основном все-таки и похищение, и добровольный уход девушки к жениху осуждались общественным мнением, поэтому такие формы брака были редкостью на рубеже XIX – XX веков.
Изменения в общественной жизни в целом повлияли на традиции татарской свадьбы. Начало прошлого века было сложным периодом. Разруха после Гражданской войны привела к тому, что свадебные обычаи стали соблюдаться менее строго. В период 30 — 60-х годов сократились традиционные и возникли новые обряды татарской свадьбы. Однако главные моменты сохранились и соблюдаются по сегодняшний день – это понятно из видео обычаев татарской свадьбы.
Советуем прочесть о красивой турецкой свадьбе. И в чем же прелесть яркой украинской свадьбы, читайте здесь.
Сватовство (сценарий обряда татарская семья)
Сватовство- сценарий обряда. (татарская семья)
Идут вместе 2 свахи: у одной свахи гармонь, а у другой волшебный клубок и хлеб, завернутый в расшитое полотенце. Катится- катится клубок и останавливается на пороге одного дома.
1.Сваха со стороны жениха: Ис?нмесіз х?рметле дуслар! Доньялар тыныч, имин булсын, еллар б?рекетле булсын!
Сваха 2:Добрый вечер, хозяин с хозяюшкой!
Добрый вечер, дорогие соседушки для доброй беседушки!
Сваха 1: Биз алыстан килдек сізг?
Х?лігіз нищек? Х?удыгыз нищек?
Сваха 2: За быстрой рекой Уй, за высокими лесами, за широкими полями раскинулось село Кенарал. Мы оттуда и пожаловали к вам.
Сваха 1: Безні? ауылда к?п егетл?р бар, бар сузг? оста, ішк? д? ?йб?т, колдарынан б?рі кил?. А Безнін бала шундай ?йб?т, гармунда ойнай, жырлайда, акылды, шундай якшы бір егет бар.
Сваха 2: живет в нашей семье удалец, своему счастью кузнец, с виду ладный до работы жадный.
Сваха 1: Так что хозяева милые, приветливые просим уважить нашу просьбу и разрешить показать нам красну девицу.
Мать невесты: не знаем, не ведаем о ком речь ведете. У нас в дому много девиц проживает, одна другой краше и все умницы, умелицы.
Сваха1: Ух, красавицы! Мне особо приглянулась средняя.
Мать невесты: Стог не начинают с середины, так и я дочь не отдам.
Сваха2: Я пришла подушечной гостьей.
Открыла я переднюю дверь,
Заднюю прикрыла,
К дочери вашей свахой пришла, что означало:
Назад дороги нет, открыта только вперед.
Сваха 1: Біз кильм?дік буш кит?рг?, кильдек алып кит?рг?.
Я пришла подушечной гостьей,
соловей с шелковой веревкой есть в вашем селе,
сокол с кожаным поводком есть в нашем селе,
есть у нас сокол, я пришла за соловьем,
если ты- железо, я- уголь, и расплавлю железо.
Сваха 2: наш добрый молодец в Госбанке работает, при деньгах и при мехах. Терем отдельный имеет.
Мать невесты: Богатства не надо, парень должен быть мужчиной.
Сваха1: молодые хорошо знают друг- друга, крепко любят. Как вы на это смотрите.
РОдители невесты: Течение реки нельзя остановить, согласны породниться и заиметь сына с дочерью с хлебом- солью.
Мать невесты: любушка- голубушка покажись гостям какая ты хозяюшка.
Сваха 2: ууу, конечно! Теперь все видят, и с лица белая, и телом стройная. Я боюсь опростоволоситься, попробуем испытать ее.
Сваха 1 ( достает из кармана деньги мелочью и рассыпает на стол)
( девушка должна быстро собрать копейки в кулак и опустить себе в карман или держать в руке. Если сваха со стороны жениха попросит у нее мелочь не давать)
Сваха 2: Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, бросали деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были медные, есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот денежка бумажная, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной.
Сваха1 : Умница! А вот еще такой вопрос: если у тебя одновременно попросят водички испить старик, парень молодой и малыш, кому первому подашь
Девушка: Я думаю, что надо дать малышу.
Сваха 2: -Ох хорошо отвечаешь, девица! По всему видать, что стараешься угодить нам. Вот теперь пришло при всех спросить у родителей невесты: согласны ли они дать свое родительское благословение дочери?
Мать невесты: Да, согласна.
Сваха1: После того, как родители невесты дали согласие , уместно будет сейчас наметить нашу невестку. Пусть до самой свадьбы наша невестка ходит с меткой жениха, а метим колечком серебряным с глазочком аметистовым .
Сваха 2: А сейчас приметите от нас к вашему столу вот этот волшебный мед. Тебе, хозяин, этим медком ушки смажем, чтобы ты о своем зятьке никогда ничего плохого не услышал, а тебе, хозяюшка, глаэки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела, а остальное мы себе на язык намажем и станем на общем нашем застолье речи вам сладкие говорить.
Сваха 1: Х?ерле б?йрем булсын! Б?х?тле, т?уфыйклы булыгыз, туй бул?гем шушы булыр сезг? аз булса да, куп итеп алыгыз
Мать невесты, безнен бул?гіміз кызымнын тастамалы.
Сваха Бик бик р?хм?т. (все вместе поют песню) Девочки танцуют. Все поем частушки
Частушки
Ай икегез, икегез,
Икегез д? бертигез,
Эшне д? сез кулыгызда
Мен? шулай биетегез
Бие, бие, Хэйбулла
Биеген кеше бай була
Биегэн кеше бай булса да,
КЕсэ ягы сай була
Иск? мунча почмагы
Яна мунча почмагы
Житер инде, куп биедем,
Егылып китэрмен тагы
Бие бие Х?йбулла
Биеген кеше бай була
Биег?н кеше бай булганчы
?апт алаша тай була
Бие бие Х?йбулла
Биеген кеше бай була
Бай булмаса тук була
Ашарына ю? була
Просмотр содержимого документа
«Сватовство (сценарий обряда татарская семья) »
Сватовство- сценарий обряда. (татарская семья)
Идут вместе 2 свахи: у одной свахи гармонь, а у другой волшебный клубок и хлеб, завернутый в расшитое полотенце. Катится- катится клубок и останавливается на пороге одного дома.
1.Сваха со стороны жениха: Исәнмесіз хөрметле дуслар! Доньялар тыныч, имин булсын, еллар бәрекетле булсын!
Сваха 2:Добрый вечер, хозяин с хозяюшкой!
Добрый вечер, дорогие соседушки для доброй беседушки!
Сваха 1: Биз алыстан килдек сізгә
Хәлігіз нищек? Хәудыгыз нищек?
Сваха 2: За быстрой рекой Уй, за высокими лесами, за широкими полями раскинулось село Кенарал. Мы оттуда и пожаловали к вам.
Сваха 1: Безнің ауылда көп егетләр бар, бар сузгә оста, ішкә дә әйбәт, колдарынан бәрі килә. А Безнін бала шундай әйбәт, гармунда ойнай, жырлайда, акылды, шундай якшы бір егет бар.
Сваха 2: живет в нашей семье удалец, своему счастью кузнец, с виду ладный до работы жадный.
Сваха 1: Так что хозяева милые, приветливые просим уважить нашу просьбу и разрешить показать нам красну девицу.
Мать невесты: не знаем, не ведаем о ком речь ведете. У нас в дому много девиц проживает, одна другой краше и все умницы, умелицы.
Сваха1: Ух, красавицы! Мне особо приглянулась средняя.
Мать невесты: Стог не начинают с середины, так и я дочь не отдам.
Сваха2: Я пришла подушечной гостьей.
Открыла я переднюю дверь,
Заднюю прикрыла,
К дочери вашей свахой пришла, что означало:
Назад дороги нет, открыта только вперед.
Сваха 1: Біз кильмәдік буш китәргә, кильдек алып китәргә.
Я пришла подушечной гостьей,
соловей с шелковой веревкой есть в вашем селе,
сокол с кожаным поводком есть в нашем селе,
есть у нас сокол, я пришла за соловьем,
если ты- железо, я- уголь, и расплавлю железо.
Сваха 2: наш добрый молодец в Госбанке работает, при деньгах и при мехах. Терем отдельный имеет.
Мать невесты: Богатства не надо, парень должен быть мужчиной.
Сваха1: молодые хорошо знают друг- друга, крепко любят. Как вы на это смотрите.
РОдители невесты: Течение реки нельзя остановить, согласны породниться и заиметь сына с дочерью с хлебом- солью.
Мать невесты: любушка- голубушка покажись гостям какая ты хозяюшка.
Сваха 2: ууу, конечно! Теперь все видят, и с лица белая, и телом стройная. Я боюсь опростоволоситься, попробуем испытать ее.
Сваха 1 ( достает из кармана деньги мелочью и рассыпает на стол)
( девушка должна быстро собрать копейки в кулак и опустить себе в карман или держать в руке. Если сваха со стороны жениха попросит у нее мелочь не давать)
Сваха 2: Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, бросали деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были медные, есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот денежка бумажная, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной.
Сваха1 : Умница! А вот еще такой вопрос: если у тебя одновременно попросят водички испить старик, парень молодой и малыш, кому первому подашь
Девушка: Я думаю, что надо дать малышу.
Сваха 2: -Ох хорошо отвечаешь, девица! По всему видать, что стараешься угодить нам. Вот теперь пришло при всех спросить у родителей невесты: согласны ли они дать свое родительское благословение дочери?
Мать невесты: Да, согласна.
Сваха1: После того, как родители невесты дали согласие , уместно будет сейчас наметить нашу невестку. Пусть до самой свадьбы наша невестка ходит с меткой жениха, а метим колечком серебряным с глазочком аметистовым .
Сваха 2: А сейчас приметите от нас к вашему столу вот этот волшебный мед. Тебе, хозяин, этим медком ушки смажем, чтобы ты о своем зятьке никогда ничего плохого не услышал, а тебе, хозяюшка, глаэки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела, а остальное мы себе на язык намажем и станем на общем нашем застолье речи вам сладкие говорить.
Сваха 1: Хәерле бәйрем булсын! Бәхәтле, тәуфыйклы булыгыз, туй буләгем шушы булыр сезгә аз булса да, куп итеп алыгыз
Мать невесты, безнен буләгіміз кызымнын тастамалы.
Сваха Бик бик рәхмәт. (все вместе поют песню) Девочки танцуют. Все поем частушки
Частушки
Ай икегез, икегез,
Икегез дә бертигез,
Эшне дә сез кулыгызда
Менә шулай биетегез
Бие, бие, Хэйбулла
Биеген кеше бай була
Биегэн кеше бай булса да,
КЕсэ ягы сай була
Искә мунча почмагы
Яна мунча почмагы
Житер инде, куп биедем,
Егылып китэрмен тагы
Бие бие Хәйбулла
Биеген кеше бай була
Биегән кеше бай булганчы
Қапт алаша тай була
Бие бие Хәйбулла
Биеген кеше бай була
Бай булмаса тук була
Ашарына юқ була
татарская свадьба
Татарская свадьба
Татарские свадьбы проходят удивительно красиво и оригинально, согласно мусульманским традициям. Никах — это мусульманский брак, заключаемый в соответствии с шариатом. Татарская свадьба (никах) подразумевает, что оба будущих супруга приняли ислам, что они достигли брачного возраста и не состоят в родственных связях. Материальное положение, вступающего в брак мужчины, должно позволять ему уплатить выкуп (калым) за невесту и содержать будущую семью.
Наглядным примером может служить организация и проведение нашим агентством настоящей татарской свадьбы в сентябре 2009г. Это поистине национальная свадьба с соблюдением всех обычаев и обрядов, с которой Вы можете ознакомиться в разделе Портфолио.
Сватовство
Для татар типична женитьба по сватовству. Сватами могут быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой. Количество сватов должно быть четным. Свататься можно в любой день кроме вторника. Обычно, это происходит так: перед сватаньем, сваты заходят к мулле, что бы он благословил их и пожелал удачи. В дом молодой заходят с правой ноги. Обычно этот обряд состоит из трех этапов: первый – смотрины невесты, второй — рассказ о женихе, а в третий — вместе со сватами приходят родители молодого человека. При положительном исходе, стороны обговаривают условия заключения брака: размер выкупа (калыма), который нужно выплатить до свадьбы, а также сроки свадьбы. Обычно, в состав даров входят золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, посуда, постельное бельё, мёд, масло, определённая сумма денег. Кроме того, сторона жениха до свадьбы должна привезти в дом невесты заранее оговоренные продукты, которое необходимы для приготовления свадебного стола. Количество приданого невесты – не обсуждается.
Раньше, приданое в богатых семьях готовилось с раннего возраста, а в бедных семьях его не было вовсе. Приданое состояло из лошади, коровы или овцы, двух подушек, пары перин, своеобразного матраца, сшитого из 5-6 овечьих шкур, одеяла, половиков, занавесок и пр.
Затем следуют помолвка и сговор, зачастую эти два ритуала объединяются. Обе стороны обмениваются подарками, заканчивается все угощением. Согласия девушки не спрашивали, всё решали родители. До свадьбы жениху не разрешалось оставаться наедине со своей невестой.
У татар были редкостью случаи самовольного ухода девушки к своему избраннику, похищения невесты, т.к общество не одобряло подобные формы бракосочетания.
Свадьба (Никах – свадебный обряд)
После сватовства, как правило, через 1-2 недели в четверг или пятницу совершается свадебный обряд (Никах). Большинство свадеб играется в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ. Единственный запрет на проведение Никах — пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю.
Основной свадебный ритуал совершается в мечети, или чаще всего в доме невесты. На Никах приходят два свидетеля (оба мужчины), близкий родственник или отец жениха, а также мулла, который читает Никах.
Обязательным требованием для совершения обряда является, чтобы жених и невеста были мусульманами и одежда на них должна быть свойственна мусульманам.
Невеста во время обряда никах и до его окончания находится с закрытым лицом. Показывать лицо разрешается только на свадьбе в доме жениха (сейчас этот обычай практически не соблюдают).
Свадебный обряд (Никах) читается духовным лицом и начинается с молитвы, выражающей желание вступить в брак и длится около часа. Далее составляется брачный договор, и объявляются обязательства жениха вплоть до стоимости подарков. Затем произносятся специальные слова, и читается молитва. Духовное лицо произносит особые слова от имени обоих будущих супругов, после чего молодые пьют освященную воду и читают специальную молитву. В заключение, брачный контракт скрепляют печатью, и мулла читает одну из глав Корана.
Особое значение у татар уделяется подаркам: после обряда Никах, матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и коврик для совершения намаза, а также давали деньги. Далее стороны начинали обмениваться подарками. Жених дарил невесте платье, платок, камзол, сапожки (читек) с узором из разноцветных кусочков кожи. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые портянки и рубашку.
Современные татарские свадьбы часто начинаются с того, что родственники невесты едут домой к жениху — «забирать» его. После своеобразного «уговаривания», его отвозят к будущей жене. Обычно невесту прячут в номере гостиницы или квартире, которую предварительно сняли, там же и пройдет их первая брачная ночь. Когда же молодые встречаются в снятом для них помещении, жених выкупает ее. Калым состоит в основном из ювелирных украшений, стоимость и количество которых зависит от благосостояния жениха. Далее они вместе направляются в ее родной дом, где за накрытым столом их ждут близкие родственники и уважаемые старейшины. Молодые скромно присаживаются у самого краешка стола — начинается Никах. После церемонии, молодые становятся полноправными мужем и женой, и лишь после обряда Никах молодые едут в ЗАГС вместе с друзьями жениха и подругами невесты. По возвращению из ЗАГСа начинается обширное застолье в ресторане или банкетном зале. Как будет начинаться свадьба и куда приедут жених и невеста после свадебного торжества — решают молодые. В любом случае, жениха и невесту сажают во главе праздничного стола, причем невесту — с правой стороны от жениха. Рядом с невестой располагаются родители жениха и свидетель, а около жениха — родители невесты и другой свидетель. С правой стороны стола — родственники жениха, с левой — невесты. После сбора всех гостей, хозяин дома приглашает к столу. Гостей знакомят друг с другом, а потом выбирают самого веселого и остроумного человека и назначают тамадой.
На стол ставят холодные закуски, овощи-фрукты, в начале и конце торжества подается чай с различными сладостями, затем шурпа (суп из лапши), потом все остальные традиционные татарские блюда.
Обязательно к свадьбе готовят двух гусей. Разделывать гуся может только мужчина, который назначается родителями жениха (или гостями). Вынос гуся сопровождается дарением подарков и денег. Гуся разделывают таким образом, чтобы не повредить кости. По одним традициям — жениху отдают шею, невесте — крыло; по другим — невесте шею, а жениху – крыло; либо невесте преподносят правые лапку и крылышко, а жениху — левые. Во время всего застолья, на столе, должны стоять компоты. Спиртное, обычно, не употребляют, но иногда, после ухода муллы, пьют брагу.
Стоит уделить особое внимание на ритуальный обычай разрезания Гульбадии (слоеный свадебный пирог) и чак-чака (сладкое блюдо из теста).
Издавна резали гульбадию осторожно, чтобы была видна середина пирога, если пирог недопечен, то его переделывали. Перед разделыванием гульбадии и чак-кака, отец жениха накрывал блюдо платком и поверх клал деньги и подарки, и только после этого гостям разрешалось взять кусочек. Гости, в свою очередь, оставляли деньги на подносе рядом с гульбадиёй и чак-чаком. Эти деньги затем отдавали молодым. Содержимое блюд разрезали на четыре части. Одну четвёртую часть — увозили в дом жениха, где их раздавали тем родственникам, которые не присутствовал на свадьбе. Остальные кусочки раздавались гостям.
По татарским традициям, после окончания свадебного застолья, молодожены посещают баню. Обычно, ее топит мать невесты. К их выходу готовят особые оладьи (коймак), за приготовление которых зять обязан дать денежку. Подружки невесты подвергают жениха разным шуточным испытаниям и отводят в брачные покои. Молодожен гостит в доме жены четыре дня. Он преподносит многочисленные подарки родственникам невесты (выкуп за брачную постель, баню новобрачных и т.п.), а также делает особенно дорогой подарок своей супруге. Она также, со своей стороны, дарит ему свои рукоделия.
Свадебные гулянья (туй) после Никаха продолжаются до недели (как правило, нечетное количество дней), причем родственники невесты поочередно принимают на своей территории родственников жениха (у казанских татар свадебные застолья устраивались для мужчин и женщин отдельно). В доме невесты молодой оставался от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно. В зависимости от семейных обстоятельств, до момента продолжения свадьбы на его территории, могло пройти различное время от недели до месяца, поэтому, по четвергам вечером молодой приезжал к невесте, а утром уезжал обратно.
Завершающий период свадьбы — переезд жены в дом мужа и последующие за этим гулянья. Жених уже без родителей, с дружкой (свидетелем) приезжает за невестой. Перед выносом сундука — невеста плачет. Главной частью приданного невесты является — сундук, где хранятся вещи девушки, украшения, памятные ей предметы. По татарским традициям, молодая жена при переезде к мужу, должна была выставить сундук на всеобщее обозрение, т.к. выходить замуж без сундука считалось большим позором. Молодых провожали родственники невесты, а встречали — родственники и родители мужа. Сойдя с повозки, новобрачные сначала вставали на подушку (вывернутую шубу), причем первой ступала жена.
Подушку клали рядом с новобрачными, а потом вносили приданое (сундук). Невесту встречали по всем правилам: руки опускали в муку, угощали свежеиспеченным хлебом и медом, дарили какую-нибудь живность. В доме жениха молодая открывала лицо, обычно это делал отец мужа, что символизировало переход в чужой род. За показ лица новобрачной давали деньги, вручали подарки. На обряде присутствуют только близкие родственники с двух сторон и обязательно в головных уборах (платках и тюбетейках). Мужчины и женщины сидят отдельно, причем молодые находятся на мужской стороне (из других источников, молодые на праздновании вообще не присутствуют).
После свадьбы, устанавливаются строгие правила обращения между родственниками, а именно полное отсутствие имен, а только соответствующие термины родства: сват и сватья, тесть и теща и пр.
После свадьбы (никах) где-то через 2-3 месяца (иногда и год) играли «большую свадьбу» (туй). Обычно, эту свадьбу проводили менее пышно. Если девушка жила с мужем, то накануне туй она должна приехать в родной дом. Как и Никах «большая свадьба» начиналась в доме невесты. Жених приезжал за невестой с красивым домотканым полотенцем. Первыми в свадебном поезде ехали родители жениха, потом жених, друзья и родственники (из других источников – во главе ехал жених, а потом все остальные). По дороге к дому невесты свадебный кортеж могли остановить и потребовать подарок или выпивку. Жениха встречали родители невесты, родственники и подруги. Жених дарил подарки, рассыпал по двору монеты, которые затем собирали дети и старики. Жених шел до двери дома по специально выстланному по этому случаю ковру. В доме около чаршау жениха встречали две женщины (родственницы невесты), которым новоиспеченный муж дарил довольно-таки дорогие подарки. Друзья брали жениха за руки (иногда и за ноги) и что есть силы, кидали в чаршау, где его ждала невеста. Иногда, друзья увлекались так, что перебрасывали молодого через чаршау в окно на улицу, что не могло не забавлять и веселить гостей. Этот обычай проводили только в том случае, если невеста была честной. Оказавшись в чаршау, молодой должен был узнать свою невесту, т.к. кроме молодой в ней находились подруги (около 8 человек) с закрытыми лицами и пели песни. Когда невеста была обнаружена, то она развязывала на женихе пояс, который предварительно затягивался для прочности на несколько узлов. Чем быстрее развязывался пояс, тем проворнее и ловчее считалась жена. После выхода из чаршау начиналось свадебное гулянье. В этот день, внешний вид жениха и невесты, ни чем не отличался от обычной праздничной одежды. Гости располагались на полу, на специальном шерстяном ковре. Молодожен усаживали на самое почётное место в доме напротив двери, между окон. Рядом с невестой — родители жениха. Родители невесты ухаживали за гостями и за стол не садились. Напротив жениха садился свидетель, остальные гости размещались по кругу, в центре которого — ведущий. В некоторых районах, во время проведения свадебного торжества, невесту могли украсть и требовать за нее выкуп.
В советское время стали уходить от традиционных обрядов: молодые сами договариваются о вступлении в брак. Юноша ставит в известность своих родителей, сам согласовывает день бракосочетания, и когда он приведет невесту домой. Родители девушки могут лишь догадываться о намерениях своей дочери, а бывают случаи, что ни одна из сторон не знает об этом. Молодой поздно вечером или ночью забирает девушку из ночного клуба или от подруги. С собой он обязательно приглашает своего друга и близкую подругу невесты (свидетели). Утром родители жениха или его близкие родственники приходят в дом к невесте и сообщают о местонахождении их дочери, и приглашают на угощение. Во время праздничного обеда и происходит обряд бракосочетания – Никах. За один стол сажают и мужчин и женщин.
Татарские свадьбы проходят очень весело, если есть хороший организатор и музыканты. Много песен, как современных лирических, так и национальных. Во время перерывов, когда профессиональные артисты не выступают, организуют пляски, танцы, проводят различные игры.
Если Вы решили организовать свою свадьбу, соблюдая национальные татарские традиции, то мы с большим удовольствием поможем Вам в этом. Мы сделаем этот день самым ярким и запоминающим днем в Вашей жизни.
До скорой встречи в свадебном агентстве «Royal Wedding»!
Вернуться в раздел «Виды свадеб»
Свадебные традиции татар. — Что хочу, то и пишу… — LiveJournal
Для татар типична женитьба по сватовству. Родственники жениха, иногда через профессиональную сваху, делают предложение родителям невесты и обговаривают с ними условия заключения брака (размер калыма, сроки свадьбы). Родители девушки не отказывают достойному человеку, который просит руки их дочери.
Затем следуют помолвка и сговор, они зачастую объединяются в один ритуал обмена роднящихся сторон подношениями и застолья с родственниками.
Основной свадебный ритуал совершается в доме невесты после выплаты части калыма. Бракосочетание проводится по мусульманскому обряду — никах и сопровождается праздничным обедом. Никах — это свадебный обряд, основанный на любви и согласии. Раньше до никаха жениху не разрешалось оставаться наедине со своей невестой. На никах приходит не менее пяти человек: тот, кто читает никах, мулла, два свидетеля (оба — мужского пола), близкий родственник или отец жениха. Обязательно то, что жених и невеста должны быть мусульманами и одежда на них должна быть свойственна мусульманам. У мусульман свои особенности проведения свадьбы. Во главе стола сажают жениха и невесту (невеста — с правой стороны жениха). Рядом с невестой располагаются родители жениха и свидетель, около жениха — родители невесты и другой свидетель. С правой стороны стола — родственники жениха, с левой — невесты. После того, как соберутся все гости, хозяин дома приглашает всех к столу. Сначала гостей знакомят друг с другом. Потом выбирается тамада. Песни, юмор, тосты-поздравления, застольные правила, время окончания свадьбы — все в руках тамады. Это должен быть очень веселый, остроумный человек. У мусульман говорят: «Вкус супа зависит от соли, прелесть застолья — от слова».
На стол ставят холодные закуски, овощи-фрукты. Самое главное блюдо на столе — чак-чак. Его украшают конфетами монпансье. Еще к свадьбе готовят двух гусей. Подают горячее — суп, потом выносят губадию, бэлиш или плов, мясо с луком и морковью. На столе должны быть компоты. В самом конце подают чай. Раньше свадебные гулянья (туй) после никаха продолжались несколько дней, родственники невесты поочередно принимали родственников жениха. У казанских татар свадебные застолья устраивались для мужчин и женщин отдельно. Лишь после никаха и завершения свадебных гуляний жених первый раз навещал невесту. Подружки невесты устраивали смотрины жениха, подвергали его разным шуточным испытаниям, отводили в брачные покои.
После праздничного застолья молодожены идут в баню для новобрачных. К их выходу готовят блины для зятя. Когда зять кушает блины, он незаметно должен положить монету под тарелку с блинами. В доме жены молодожен гостит 4 дня, делает многократные подношения родственникам (выкуп за брачную постель, баню новобрачных и т.п.) Особо дорогой подарок вручает супруге. Ответные дары новобрачной состоят из ее рукоделий. Этим визитом начинается цикл, так называемый «кияллып йерь». В давние времена молодому разрешалось раз в неделю (по четвергам) посещать жену. Длительность цикла зависела от быстроты выплаты всего выкупа за невесту.
Завершающим этапом свадьбы является переезд жены в дом мужа и свадебные застолья у родственников жениха. Встречают невесту, соблюдая обычаи: под ноги молодой стелят вывернутую шубу или подушку, руки ее погружают в муку, угощают свежеиспеченным хлебом и медом, преподносят в собственность какую-нибудь живность, показывают дорогу к роднику. В смотрины невесты входит церемония обряжения дома рукоделиями из ее приданого.
У татар были редкостью случаи самовольного ухода девушки к своему избраннику, похищения невесты. Общественное мнение осуждало такие формы бракосочетания.
P.S. Не так давно я общалась с одной татаркой, она вот что рассказала: ее младшая сестра, будучи уже в зрелом возрасте (40-43) вышла замуж, жених оказался мягко говоря скуповат, жену он не собирался приводить в свой дом, так как посчитал, что приданным невесты должна быть квартира, (в которой пока еще живет ее мать). Брак их как она говорила в ЗАГСсе не регистрировался, только мулла. И вот теперь она говорит, что сестра развелась с ним. Я спрашиваю: как развелась, как вы это делаете?, она говорит, ну типа в ЗАГСе же брак не был зарегистрирован…..
Странно как то даже……
Как провести сватовство с точки зрения ислама?
09:54 , 01 августа 2016
29544
Как провести сватовство с т. з. ислама?
Вопрос от Мухаммада:
Я намерен засватать девушку. Мы не встречались. Но наши родители абсолютно незнакомы, нет никаких родственных связей. Как мне быть и что делать?
Ответ:
Если у молодого человека, достигшего совершеннолетия появилась девушка, на которой он хочет жениться, то в этом случае родители молодого человека, а если их нет, то другие его родственники, отправляются к родителям девушки, чтобы просить ее руки.
В сущности, молодой человек сам может попросить руки, понравившейся ему девушки, в этом нет ничего предосудительного и греховного. Однако сейчас в мусульманских странах это не принято.
При обращении с просьбой руки и сердца девушки, обеим сторонам следует избегать создания искусственных трудностей и препятствий для помолвки и бракосочетания их детей, так как создание семьи является одним из самых благих дел.
Мусульманину категорически запрещено свататься к девушке, к которой уже посватался другой человек. Если же первый мужчина откажется от женитьбы на этой женщине, то в этом случае второй молодой человек сможет посвататься к этой девушке. Так как в противном случае это может привести к очень серьезным и даже кровавым конфликтам, которые можно наблюдать среди тех, кто далек от Ислама.
Если девушка еще не была замужем, то ее просят у ее родителей. Если же женщина уже была в браке или осталось вдовой, то в этом случае предложение делается непосредственно ей.
Молодой человек или его родители просят руки девушки в соответствии с повелением Аллаха и сунной Его посланника. Получив это предложение, сторона девушки спрашивает ее мнения, а затем совещаются между собой, после чего озвучивают просящей стороне свое решение, о принятии или непринятии поступившего предложения. Если же сторона девушки приняла отрицательное решение, то его необходимо озвучить как можно более мягко.
Если же сторона девушки приняла предложение и согласилась выдать ее замуж, то в этом случае назначается дата никяха и свадьбы.
При сватовстве основой является обоюдное согласие. Когда становится понятно, что обе стороны согласны, сторона молодого человека говорит: «В соответствии с повелением Аллаха», после чего произносят имя молодого человека и от его имени просят руки девушки. Сторона девушки отвечает: «В соответствии с повелением Аллаха» и выражают свое согласие. Таким образом, считается, что между сторонами заключено соглашение.
После этого необходимо открыто обсудить те подарки, которые будут подарены девушке стороной молодого человека. В свою очередь стороне девушке не следует требовать очень дорогих и ценных подарков, так как это не соответствует нравственности Ислама.
Islam-Today
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.