Татарское свадебное платье — Женское счастье
Самобытны и своеобразны торжественные обряды татарского народа. Культура пропитана сильным национальным духом. Современные татары пытаются сохранить традиции предков и возродить те, которые в силу разных обстоятельств были утеряны. Основная линия национального единства прослеживается в подготовке и проведении свадебных церемоний, независимо от многообразия терминов
Традиционные свадебные наряды жениха и невесты
Свадебные традиции любого народа складываются веками, меняются, некоторые утрачиваются. Неизменным остается трепетное отношение к выбору свадебного наряда. В первую очередь это касается одежды невесты. Современные свадебные татарские платья все чаще стилизованы на европейский манер, но с обязательным ярким национальным колоритом. Если раньше семья невесты дарила ей ткань для пошива наряда, то современная девушка предпочитает самостоятельно выбирать фасон, материал и украшения для свадьбы.
Татарская невеста предпочитает покупать готовое платье в салоне. В предложенном широком ассортименте обязательно найдется наряд для торжества, расшитый национальным узором татар и монетами (солпами). Одежда для новобрачной подразумевает собой закрытый тип длинного платья. Цвет может быть белоснежным или, по татарским традициям, насыщенно синим, зеленым или бордо.
Часто цветной составляющей свадебного наряда является камзол – жилет синего, зеленого цвета или бордо. На ногах невесты красуются туфли или изящные легкие сапожки – ситек. Голова прикрыта кружевным покрывалом или свадебным национальным убором — калфаком. Обилие украшений – красивые серьги и многочисленные браслеты, драгоценности, гармонично вписывающиеся в праздничный наряд — говорит о статусе невесты.
Свадебная одежда татарина внешне более консервативна, чем у невесты. Часто – это строгий костюм европейского стиля, преимущественно темных тонов. Если свадьба проходит по национальным традициям – одежда соответствующая. Бархатный камзол, преимущественно темно-синих тонов, и головной убор, расшитые национальными узорами с помощью золотых ниток.
Никах — религиозный обряд заключения брака
Исламская церемония венчания с соблюдением всех обычаев – никах – обряд соединения влюбленных брачными узами. Он характерен для многих мусульманских народов, играет ту же важную роль, что венчание для христиан. Чтобы никах был правильно проведен, следует выполнить четыре основных условия, после чего заключение брака признается действительным:
- Со стороны невесты на церемонии обязательно должен присутствовать родственник мужского пола.
- От жениха и невесты должно быть по одному свидетелю — мужчине-мусульманину.
- Традиционное условие – выплаченный калым за невесту. При современном подходе, это скорее условность.
- Согласие обоих молодоженов сочетаться браком и начать семейную жизнь.
Перед никах у татар проводят обряд сватовства, на котором родственники жениха просят семью невесты о согласии на свадьбу. Если возражений не поступило, оговариваются условия проведения бракосочетания. Часто праздник устраивают под конец осени, после проведения всех сельскохозяйственных работ. На никах жених и невеста готовят друг для друга подарки. Со стороны жениха – богатые украшения, как символ его достатка. Невеста дарит рукоделие.
Проводят церемонию бракосочетания как дома, так и в мечети, по согласованию между сторонами жениха и невесты. Мулла зачитывает молитву, делает соответствующие записи в метрической книге. После этого брак считается действительным. Существует интересный обычай, проводимый мусульманами на никах. Во время заключения брака регистрируется акт передачи свадебного подарка от жениха невесте. Так как это — дорогостоящее золотое украшение, невеста распоряжается им по своему усмотрению. В случае финансовых затруднений, может продать его и обеспечить себя на какое-то время.
Согласно обычаям, после объявления молодых мужем и женой и угощений устраивали чаршау. Так назывался полог на кровать, сотканный самой невестой. Постель из нескольких перин стелила счастливая в браке женщина. Часто это была жена старшего брата жениха или его мать. Если девушка оказывалась нечестной, жених на окне бани оставлял знак – проколотую монету или резал полог над кроватью.
Выкуп невесты – чем отличается от русской традиции?
Вопрос калыма обсуждается после того, как прошло сватовство, и родители будущих молодоженов пришли к общему мнению. Выкуп невесты представляет собой большую сумму денег и драгоценностей. Иногда в качестве калыма (в сельской местности) жених дарит семье невесты домашний скот. Новобрачная, в свою очередь, принесет с собой в новый дом постельные принадлежности, ковры, кухонную утварь.
Свадебные платья разных народов мира
Свадьба считается одним из самых важных событий в жизни женщины. Каждая хочет быть самой красивой и самой роскошной на празднике. Именно поэтому особое внимание уделяется выбору свадебного платья. Это может быть проявлением вкуса, стиля, навязано традициями народа, религиозными убеждениями и еще множеством причин. Так какие же свадебные платья популярны у разных народов мира?
Мусульманские свадебные платья
Свадьба – событие, на котором каждая девушка мечтает быть самой красивой.
В свадебном наряде мусульман можно оголять только лицо и кисти рук, остальное тело должно быть закрытым, то же касается и волос. У девушек редко можно встретить фату. Те, кто исповедует ислам, надевают красивые расшитые платки, которые идут в комплекте с платьем.
Свадебная хиджаба должна быть в пол. Даже если девушка наденет каблуки, никто не должен увидеть ее ноги. Приветствуются как пышные наряды, так и прямого кроя, главное, они не должны сильно облегать фигуру и подчеркивать ее прелести.
Фото красивой невесты-мусульманки в платье-хиджабе на свадьбе
В большинстве случаев свадьбы у мусульман проходят так, как и у других народов. Жених и невеста совместно отмечают праздник, и в этом случае паранджа будущей жены должна соответствовать канонам религии.
Восточные исламские платья шьются из атласа и шелка. Более простые и дешевые ткани на этом празднике неуместны
Чеченские свадебные платья
Главный атрибут свадебного чеченского платья – красивый длинный шлейф. Приветствуются национальные этнические детали, например, фата может заменяться на роскошный платок или корону. Часто головной убор идет с вуалью, который придает невесте нежности и загадочности.
Многие девушки на свадьбе сочетают 2 стиля: европейский и родной
Подруги невесты и друзья жениха надевают традиционные одежды, чаще всего в единой цветовой гамме. Праздник сопровождается веселыми песнями и танцами, но невесте не рекомендуется принимать в них активное участие. В глазах родственников жениха она должна предстать скромной и смиренной девушкой.
Фото красивого пышного платья невесты на свадьбе в Чечне
Молчание – золото, и это заметно на традиционной чеченской свадьбе, где болтливость невесты воспринимается как неуважение к окружающим.
Индийские свадебные платья
Наряды в Индии на свадьбу поистине можно считать самыми красивыми в мире. Только в этой стране используют яркие краски. Редко бывают невесты в белом, зато можно увидеть синий, красный, зеленый и все оттенки радуги.
Еще одной особенностью является наличие огромного числа украшений. Чем их больше, тем лучше. К традициям относится и мехенди – роспись тела причудливыми узорами хной.
Традиционная женская одежда в Индии – сари, и только в ней женщины выходят замуж
Яркие платья шьются на заказ или покупаются у известных дизайнеров. На свадьбе яркой является не только невеста, но и гости. Индийская свадьба – это буйство красок.
Фото индийской невесты в свадебном сари
Осетинские свадебные платья
Пышные платья встречаются нечасто, в основном прямого кроя. Главный аксессуар – ремень, который подчеркивает осиную талию невесты. Принято украшать бусинами, расшивать бисером. Платья преимущественно белого оттенка, но могут встретиться и уходящие в серый. Вышивка – только золото.
Орнамент на платье символизирует дерево жизни, которое убережет молодую жену от невзгод и опасностей семейной жизни.
Девушки из Осетии в обязательном порядке надевают фату и украшают голову расшитыми колпаками.
Фото осетинского платья невесты на свадьбу
Славянское традиционное свадебное платье
Основной цвет свадебного платья на Руси – белый. Он символизирует чистоту и невинность невесты. Могло расшиваться традиционным орнаментом в красных или синих тонах. В платье приветствовалось множество подъюбников, которые придавали пышность. Современная Россия заменила неудобную одежду кринолином. Современные свадебные русские платья могут быть любыми: пышными, А-силуета, русалка, прямыми и даже мини. Цвет также идет на выбор невесты: от нежно-персикового до яркого красного или даже черного. В отличие от других народов здесь приветствуется простота. Платья редко расшиваются, в основном блестящие пайетки и кружево.
Фото русского народного свадебного платья
Кавказские национальные свадебные платья
Шьются из тяжелой материи, имеют небольшой шлейф и украшаются золотыми нитями. На голове красивая шапочка, из которой выходит фата. Рукава платья могут быть из легкого, прозрачного ситца, но обязательно украшаются блестками или тканевыми цветами. Цветовая гамма: белый, розовый, золотистый.
Кавказские дамы редко покупают свадебные платья – почти все шьются на заказ. Если могут себе позволить, то заказывают у известных дизайнеров.
Фото платья невесты на свадьбе Кавказа
Турецкое свадебное платье
Сейчас женщины Турции все больше отдают дань европейской моде, что касается и свадебных платьев. В украшении используют традиционный орнамент: блестящие нити, камни, бусины, бисер.
Платья преимущественно в пол, с небольшим шлейфом и средней пышности, но с открытыми руками
Может присутствовать или фата, или просто красивая прическа. Цвет преимущественно белый или шампань. Возможно использование воздушных воланов, кружев и декоративных элементов.
Фото турецкой невесты на свадьбе
Китайское свадебное платье
Красный – цвет огня, относится к традиционной культуре. Считается символом счастья и процветания, поэтому традиционное китайское платье только красного цвета. Материал – шелк. Свадебное платье должно облегать фигуру и иметь небольшой воротник.
Из украшений – птицы золотого цвета, которые символизируют счастье в браке. Лицо закрывается вуалью красного оттенка, она может быть обшита бисером. По традиции в течение свадьбы невесте необходимо трижды сменить наряд.
Фото китайской невесты на свадьбе
Дагестанские свадебные платья
Невесты из этой страны любят шлейф, и чем он длиннее, тем лучше. Платья в пол выбирает не только невеста, но и девушки-гости. По стилю платья напоминают американские, но с традиционными элементами.
В свадебном дагестанском платье не одобряются глубокое декольте, сильно открытые плечи и ноги
Макияж на свадьбу делается легкий и естественный. Немного подчеркиваются брови и глаза. Волосы убираются в высокую прическу и украшаются фатой.
Фото дагестанской невесты на свадьбе
Казахские национальные свадебные платья
Саукеле (головному убору) уделяется внимание порой больше, чем платью. Похоже на новогоднюю шапку деда Мороза, но намного роскошнее. Возвышается вверх, может достигать 30-50 см, край отделан мехом. Кончик делается острым, откуда струится фата. Волосы полностью убираются или заплетаются в косу.
В свадебном наряде могут присутствовать красные и золотые оттенки. Платье преимущественно средней пышности. Белый цвет появился относительно недавно под влиянием моды других народов.
В старину невеста надевала платье того цвета, который почитался в ее роду. Часто можно было встретить невест в черном платье – данный цвет символизировал благополучие и богатство.
Фото казахской невесты на свадьбе
Ингушские свадебные платья
Основные функции свадебного платья – скрыть недостатки фигуры, подчеркнуть стать и достоинства женщины. Свадебный комплект может достигать 10 кг.
На свадебном платье обязательно есть нагрудник, который состоит из медных полос. Делают его родственники: количество полосок означает, сколько детей они желают невесте.
Платье может украшаться поясом, быть расшитым драгоценными и полудрагоценными камнями.
Обязательным атрибутом является шапочка. Многие девушки хранят ее всегда в память о лучшем дне их жизни. Декорируется золотыми нитями, серебром и другими дорогими украшениями.
Фото ингушской невесты на свадьбе
Армянское национальное свадебное платье
В Армении невесты заранее и долго готовятся к такому важному событию. Главное для молодых – венчание, и только потом идут свадебный банкет и другие свадебные традиции. Основной цвет платья стандартный, белый. Модели приближены к европейскому стилю. В старину шились из тяжелых тканей и обшивались серебряными нитями. В руках праздничная корзинка с цветами. По традиции невеста должна надеть на свадьбу носки красного цвета, чтобы защититься от дурного глаза.
Фото армянской невесты на свадьбе
Корейские свадебные платья
Традиционный свадебный наряд в Корее – ханбок. Присутствует большое количество ленточек, традиционных вышивок и рисунков. Украшается в основном кружевом и блестящими декоративными элементами.
Фото корейской невесты на свадьбе
Арабские свадебные платья
Восточным свадебным платьям запрещено иметь открытые рукава и декольте. Для взора гостей разрешаются только лицо и кисти рук. Волосы убираются.
Свадебный наряд невесты может составлять до 50% счета от общей суммы, потраченной на торжество
Невесте не принято иметь украшения, зато платья расшиваются великолепно – используется весь возможный декор. Фасон может быть любым, но в основном это пышные платья или наряды со шлейфом.
Фото арабской невесты на свадьбе
Японское свадебное платье
В Японии невесте принято несколько раз менять платье на торжестве. Традиционное свадебное одеяние – кимоно белого цвета. А на банкет рекомендуется прийти в яркой одежде. В заключение праздника невеста облачается в европейское платье с фатой. Украшают в основном жемчугом и вышивкой. Популярны на свадебном платье журавли, поскольку они символизируют счастье и верность.
Фото японской невесты на свадьбе
На Японской свадьбе редко можно увидеть пышное или слишком короткое свадебное платье. Преимущественно прямой крой, при этом подчеркивается стройная талия.
Грузинские свадебные платья
Торжественность и строгость – основные принципы свадебного грузинского платья. Обязательно наличие головного убора с фатой, которая имеет вид легкой и воздушной вуали.
Волосы заплетаются в косу, куда вставляются мелкие жемчужинки. Сейчас свадебный наряд приближен к европейскому, неизменной осталась обувь – белые туфли на высоком каблуке.
Фото грузинской невесты на свадьбе
Цыганское свадебное платье
Платье цыганские девушки выбирают с пышной юбкой, а верх украшают пайетками, кружевом, бисером и другими декоративными элементами. Акцент делается не на платье, а на украшения: цепи, кольца, браслеты, ожерелья – все это можно встретить на цыганской невесте, причем иногда и сразу. В украшениях в основном используется желтое золото, другие металлы не в почете.
О красоте платья задумываются редко. Иногда на него крепят много денежных купюр, показывая богатство и состоятельность, но невеста в таком наряде выглядит нелепо.
Фото цыганской невесты на свадьбе
Узбекские свадебные платья
Как и у многих народов, узбекские невесты (а точнее, ее родственники) хотят подчеркнуть свое богатство. На свадьбе было принято вывешивать всю одежду девушки на стены, давая понять, какое богатое приданое она имеет.
Невесты не всегда надевают на праздник платье, это может быть и красиво расшитый яркий костюм. Голова украшается специальной шапочкой – тюбетейкой, которая носится женщиной и после свадьбы.
Фото узбекской невесты на свадьбе
Национальное платье шьют из атласа, оно не пышное, а сверху надевается богато расшитая жилетка или камзол. Под платье идут специальные штаны, которые являются прототипом европейских чулок. Несмотря на то, что увидит их только жених, они украшаются не менее богато, чем платье.
Современное татарское свадебное платье
Современный наряд невесты приближен к европейскому стилю, но обязательно с национальными элементами. Изначально родственники дарили ткань для пошива платья. Сейчас невеста сама выбирает фасон и украшения. Самостоятельно шьются редко, ведь намного удобнее приобрести уже готовый наряд в свадебном салоне.
Национальные татарские цвета: бордо, зеленый и синий. Эти расцветки часто встречаются в свадебном наряде невесты
Голова покрывается калфаком – национальным головным убором. А украшения гармонично подчеркивают красоту и нежность невесты.
Фото татарского наряда невесты
Таджикские свадебные платья
Современное платье – европейского стиля. Девушка может выбрать любой наряд, который ей понравится. Чаще всего это классическое белое и пышное платье. На голове модная прическа, которая украшена фатой. Предпочтение отдается свадебным салоном, где можно померить и купить или взять напрокат любой понравившейся вариант.
Фото таджикской невесты на свадьбе
При этом люди отдают дань традициям. Свадьба длится в 7 этапов и богата ритуалами. Иногда свадебная церемония растягивается на неделю, где каждому ритуалу отводится день.
Европейское свадебное платье
Стиль, отголоски которого можно увидеть у многих народов. Европейские свадебные платья являются одними из самых популярных в мире и могут быть пышными, прямыми, «русалкой», длинными, короткими, со шлейфом и т. д.
Фото свадебного наряда в Европе
Невесте дан неограниченный выбор на фасон и цвет – от самого простого классического белого до вычурного красного с обильными элементами декора.
10 фактов о крымскотатарском свадебном наряде
Одним из наиболее важных элементов материальной и духовной культуры народа является национальный свадебный костюм. Если говорить о крымскотатарском костюме традиционного общества, то очень кратко его можно охарактеризовать следующим образом.
- Согласно обычаю, девушка для своего свадебного платья выбирала понравившийся отрез из тех тканей, которые были в свадебном даре жениха агъыр-нишан, который обычно преподносился за неделю или несколько дней до свадьбы. Специально для отделки платья в агъыр-нишан ставили и несколько метров позумента из золотных нитей – шерт.
- Свадебное платье невесты не было белым! Оно могло быть голубым, розовым, сиреневым, зеленым, красным и т.д. с узорами или без них; из атласа, шелка, бархата и т.д. Если был выбор, девушке повезло:)
- Единственным украшением платья были богато вышитые отвороты рукавов – элькъап, которые часто были из контрастной по цвету и фактуре ткани. Элькъап вышивали в традиционных техниках: мыхлама, букме, къаснакъ. Дополнительно к вышивке золотными нитями применялись золотые пайетки, канитель, жемчуг и бисер.
- Обязательным элементом костюма были ювелирные украшения. Главным был пояс, а также различные нагрудные украшения и декорированный фес. Количество и качество украшений зависели от состоятельности жениха и (при желании) родителей невесты.
- Важной национальной чертой была убежденность, что невеста должна быть закрыта от всяких недобрых и завистливых людей, поэтому существовало специальное свадебное покрывало, полностью закрывавшее всю фигуру девушки.
- На голове у невесты, кроме покрывала, еще были фес, нарядная шаль, а лицо прикрывала легкая вуаль.
- В один из дней свадебных торжеств (хна-той / хна-геджеси и др.) невесте окрашивали волосы хной, подрезали на висках пряди и завивали локоны. Хной также окрашивали ногтевые фаланги на руках и наносили сакральные рисунки на ладони (которые не имеют и, безусловно, не имели ничего общего с буддийской культурой мехенди!).
- Основные элементы костюма жениха: рубашка, брюки, жилет, курточка, кроме головного убора и обуви, готовила / шила невеста. В составе костюма были также свадебные кисеты, отдельно для денег и для табака, с роскошной вышивкой металлизированными (золотными и/или серебряными) нитями.
- Наиболее значимым декором костюма жениха был собственноручно вытканный и/или вышитый невестой пояс.
- На голове у жениха была традиционная шапка цилиндрической формы халпах из каракуля, как правило, черного цвета.
Составленные особенности национального свадебного костюма базируются на исторических источниках и полевых (авторских) исследованиях. В материале использованы фото экспонатов из фондов музеев ЯИЛМ (г.Ялта), БИКЗ (г. Бахчисарай), с детского конкурса «Аиле дигерликлери – 2013», копии старинных фотографий из открытых источников, а также свадебный авторский костюм дизайнера М.Люмановой, исторические реконструкции традиционных мужского и женского костюмов Ульвие Аблаевой,
Специально для Avdet материал подготовила этнограф, специалист по традиционному крымскотатарскому костюму Ульвие АБЛАЕВА
женские модели и для девочки, костюм крымских татар, описание, свадебные, современные, стилизованные
Национальный костюм – это уникальная особенность каждого народа, которая хранит в себе какие-то тайны и традиции. Многие люди даже не знают тонкостей и нюансов одежды своих предков. Однако татары всегда чтили свою историю и трепетно относились к обычаям. Их наряды славятся своими богатыми полотнами и изысканной фурнитурой. Они легко узнаваемы, а для многих востребованы и в наше время.
Немного истории
Разумеется, национальный татарский костюм имеет свою историю. Она берет свое начало с 18 века, но последние изменения были внесены немного позже. Данный предмет гардероба постоянно корректировался, однако общие черты оставались нетронутыми.
Стоит уточнить, что многое зависело от местности представителей и определенной религии. Самое большое влияние оказали поволжские татары и, конечно, ислам.
У крымских татар костюм значительно отличался. Они ввели в моду широкие юбки, делающие акцент на объемных бедрах. В других регионах платья были в форме клина.
Этот народ полагал, что душа человека покидает тело через какие-то дырки и отверстия. Поэтому к порезам и порванным материалам они относились с особым трепетом. Татары считали, что они могли спасти жизнь только магическим оберегом. Для этого края или любые вырезы обрабатывались специальными узорами. Раньше это были стрелы, но они довольно скоро заменились завитками.
Наряды украшались орнаментом только в определенных местах. Зона таза считалась тайной и очень интимной, поэтому ее никогда ничем не обрабатывали. Грудь воспринималась по-другому, ведь женщины ей кормили детей. Именно поэтому данный участок всегда украшали магическими знаками в виде орнамента.
Классический национальный костюм представляет собой союз шароваров и рубахи-платья. Сверху обычно надевался халат или кафтан. Также наряд любили дополнять легкой верхней одеждой из конопли или льна. Это изделие не имело подкладки, а называли его чобой. Что касается женщин, то они чаще носили жилеты или фартуки.
Татарские наряды всегда выделялись среди других своей яркостью и обилием украшений.
Описание
Цвета и оттенки
Для татар цвет их нарядов имеет очень большое значение. Они отражают не модные тенденции или особенности цветотипа, а гораздо более серьезные вещи. Определенный оттенок может многое сказать о положении человека в обществе или о его религиозных предпочтениях. Таким же образом можно было определить людей, состоящих в брачном союзе или возрастную принадлежность. Стоит сказать, что цветовая гамма строго разделяет даже кочевые и земледельческие народы.
В 18 веке большое внимание уделялось красному цвету. Он говорил о родовитости своего хозяина, а чуть позже стал указывать на денежную состоятельность. Однако в следующем столетии его перестали воспринимать всерьез. Одежду красного цвета начали надевать на какие-то праздники и мероприятия, так как она считалась нарядной.
У многих татар белый цвет символизирует траур или старость. Подобные наряды обычно надевали женщины, вышедшие из репродуктивного возраста и люди, отправляющиеся на похороны.
Сейчас в национальном костюме можно встретить самые яркие и колоритные цвета. Довольно часто и в мужских и женских одеяниях используется изумрудные, сиреневые и синие оттенки. Они всегда комбинируют с контрастными тонами и яркими узорами. Чаще всего встречается вышивка золотого или желтого цвета. Она делает наряд значительно богаче и интереснее.
Ткани
Раньше для пошива костюмов использовали бархат. Края и подол любили украшать мехом. Шерсть животных часто повторялась и в головных уборах.Постепенно одежда становилась легче, и предпочтение отдавали другим тканям. Самыми популярными считаются шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые полотна. Камзолы отшивают из парчи, которая покрывается мелкими узорами. Иногда можно встретить и варианты из бархата и каких-то эластичных материалов.
В наше время современные наряды чаще всего отшиваются из шелка или атласа. Дело в том, что эта ткань является очень легкой и приятной. К тому же она передает глубину оттенка и делает образ богаче.Стоит сказать, что татары всегда используют комбинированные полотна. Такой контраст делает образ оригинальнее и интереснее.
Сейчас каких-то строгих и резких ограничений нет. Учитываются пожелания и особенности людей, а также их вкусы. Разумеется, крой и определенные детали оставляют прежними.
Крой и декоративные швы
Главной особенностью татарского костюма являлась его трапециевидная форма. Представители этой национальности носили широкие рубашки, напоминающие туники и объемную верхнюю одежду со сплошной спинкой.
В классической рубахе не было плечевых швов, а отшивалась она из прямого, но согнутого полотна. Также в ней присутствовали ластовицы, необычные клинья, которые вставлялись по бокам и разрез на груди. У некоторых видов татар имелся воротник-стойка. Мужская модель была очень широкой и едва достигала колен, а женская почти касалась щиколоток.
Штаны в национальном костюме довольно объемные, а верхняя одежда всегда была распашной.
Вряд ли вы встретите какое-то изделие этого народа без декоративных швов. Существует несколько видов узорного ткачества.
- Первой является «ткань с рисунком вразброс». Толстые нити образовывают орнамент из полос, а украшают они в основном пояса и шарфы. Сами нити для швов чаще всего разноцветные.
- Второй вид – «кипрская ткань». Здесь нити утка накладывались на основные нити и полностью закрывали их. Узнать подобные швы можно по зазорам, которые напоминают небольшие ступени.
- Последний вид – это «досочный». Нити повторяются то на лицевой, то на изнаночной стороне. Они выглядят очень оригинально, чем даже напоминают вышивку.
Аксессуары и украшения
По различным украшениям можно было легко судить о благосостоянии семьи. Всегда оценивалась не только женщина, но и пара в целом.
Мужчины обычно носили перстни с большими камнями и оригинальные пряжки. У девушек главных украшением считался накосник. Они могли быть разных цветов, материалов и даже формы.
Стоит сказать, что среди татар вряд ли можно встретить барышню без сережек. Уши прокалывали в трехлетнем или четырехлетнем возрасте, поэтому к серьгам девочки привыкали с детства. Именно эти украшения носят до самой старости, а еще они являются традиционной деталью татарского костюма. Существовали какие-то классические формы сережек, но многие из них были заимствованы у других народов.
Не забывали дамы и про украшения для шеи. Однако чаще всего они служили в достаточно практичных целях. Барышни закрывали изделиями глубокий вырез на рубахе.
Еще одним оригинальным аксессуаром можно считать перевязь. Она представляла собой ленту, которая носилась через плечо. У мусульманок там часто были карманы, в которых они хранили тексты из Корана.
Особенности свадебного наряда
Платье невесты должно быть закрытым и непременно длинным. Девушка может быть в белоснежном наряде или отдать предпочтение традиционным ярким оттенкам. Среди них можно выделить васильковый, бордовый и зеленый.
Очень часто изделие дополняет камзол вышеперечисленных расцветок. На ноги барышня может надеть туфли или легкие сапожки, которые именуют ситеком. На голове обычно красуется покрывало из кружева или калфак. Приветствуется большое количество браслетов, крупных сережек и кольц. Все эти украшения укажут на высокий статус невесты.
У мужчин все намного проще и лаконичнее. Они покупают классический костюм, который любят украшать различными лентами, а также надевают национальный головной убор. Если свадьба требует строгих правил, то тогда жених отдает предпочтение рубашке и бархатному камзолу.
Гендерные разновидности
Женский
Женский национальный костюм включает в себя рубаху, нижний нагрудник и брюки. Этот наряд подойдет для любого случая и является основой.
В начале 20 века для девушек начали шить платья, которые смотрятся более элегантно. К изделию в обязательном порядке крепился нижний нагрудник. Он прикреплялся к шее или плечам с помочью тонких бретелей. Эту повязку всегда украшали какими-то орнаментами.
Для некоторых татар еще одной повседневной деталью считался передник. Кто-то его носил исключительно с рабочей одеждой, а кто-то надевал только по праздникам.
Что касается верхней одежды, то огромным спросом всегда пользовались камзолы и бишметы. Камзол представляет собой короткую и приталенную жилетку. Бишмет – это длинное пальто с зауженной спинкой. Его часто украшали мехом, а вместо обычной пуговицы пришивали застежку из серебра, которая служила и украшением наряда.
На голову незамужние девушки надевали шапку или калфак, которые носили с косами. Женщины в браке должны были закрывать все волосы и спину. Поэтому в головные уборы всегда включались волосники и покрывала.
Детский
Детские костюмы почти ничем не отличаются от взрослых моделей. Однако в них больше ярких деталей.
- Костюм для мальчика состоит из удлиненной рубахи с широкими рукавами. Для удобства ребенка изделие часто дополняется манжетами. Обязательной частью комплекта является камзол, расшитый разнообразными узорами. Брюки обычно широкие и имеют контрастный оттенок, не забирающий внимания от рубахи. На ноги обычно надеваются сапоги, а в летнее время более легкая обувь.
- Наряд для девочки представляет собой платья с несколькими ярусами. Оно закрывает плечи, шею и рукава, а также имеет максимальную длину. На голове непременно красуется национальный головной убор, а с него деликатно спадает полупрозрачная вуаль, которая полностью закрывает всю спину. Платья всегда отличаются яркими расцветками и интересными узорами.
Мужской
Мужской костюм обязательно составляет широкая рубашка, которая имеет ластовицы под мышками и рукава-регланы. Она должна быть удлиненной, а штаны непременно широкими.
Существует два типа одежды, которую можно охарактеризовать по одной детали.
Она может быть с приталенной или с прямой спинкой. К первому варианту можно отнести камзол, бишмет, чобу. Бишмет представляет собой плотное пальто, а чоба легкое. Камзол же является обычным приталенным жилетом.
Ко второму варианту относится чикмень, джилян и тулуп. Чикмень является демисезонным нарядом, а еще он бывает и с приталенной спинкой. Джилян представляет собой халат с небольшим воротом, который носят весной и летом. Тулуп считается зимней одеждой из меха.
Обязательным элементом одежды татарина является пояс. Раньше богатые мужчины использовали ремень из шелка, который украшался бахромой из серебряных или золотистых нитей.
Основным головным убором мужчины считается тюбетейка. Она представляет собой формованную шапочку, обильно украшенную цветной вышивкой.
Современный вариант
Сейчас девушку почти не встретишь в рубашке и камзоле. Барышни носят закрытые платья А-силуэта. Они имеют воротник-стойку и воланы на рукавах. Конечно, есть исключения, но данный наряд является самым популярным. Что касается головного убора, то он не меняется.
Для мужчин все остается прежним, но какие-то детали и мотивы смотрятся более современно и стильно.В современных танцах используют сочетания из привычного национального костюма, но с нотками нового времени. Мужчины всегда выступают в широких штанах, которые заправляются в сапоги. Рубахи и камзолы остаются прежними, а иногда к наряду добавляют пояс.
Платья для девушек могут иметь различные вариации, но они всегда остаются закрытыми. Рукава часто украшаются оборками. Для танцевальных костюмов используются самые яркие и сочные оттенки, а также оригинальная и богатая вышивка.
женские и детские национальные костюмы татар для девочки
Национальные костюмыТрадиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.
Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.
История
Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.
На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.
Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.
Особенности
Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.
Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.
Разновидности
Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.
Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.
Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.
Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.
Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.
Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак — конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.
Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.
В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).
Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.
Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.
Праздничные
Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.
Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.
Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.
Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.
Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.
В современном стиле
Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.
Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.
Элементы
Сам костюм, вне зависимости от того старинный он либо современный, обязательно состоит из нескольких элементов: рубаха (кулмэк), шаровары (ыщтын) и верхняя одежда.
В зависимости от сословия или материального положения человека, костюм различался количеством и разнообразием декора, вышивки, используемого материала и цены за него. Костюм украшался вышивкой, декорировался цветными бусинами, бисером, атласными лентами и мехом.
Головной убор считается обязательным элементом татарского костюма. У мужчин и женщин он свой. Кроме того, юные девушки и замужние дамы также надевают разные уборы.
Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой.
Немаловажной деталью национального костюма является пояс. Для его украшения использовались крупные пряжки или вышивки, выполненные из золота или серебра.
Ткань
В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.
Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.
Образы
Татарский праздничный костюм выполнен с учетом современных модных тенденций. Неизменным остался фасон, длина, головной убор, орнаментальное украшение.
Праздничный наряд татарки невозможно себе представить без обилия украшений! Белоснежные туники в пол украшены богатой отделкой из золотой тесьмы. Праздничные парчовые или бархатные кафтаны и головные уборы тоже декорированы золотом.