Свадебные платья в русском народном стиле от современных дизайнеров, фото
Заниматься поисками идеального свадебного платья можно бесконечно, ведь каждый день дизайнеры предлагают все новые и новые модели. Если вы решили провести торжество в этническом стиле, придется отказаться от белоснежного наряда невесты и остановить выбор на оригинальных, креативных вариантах. Интересно и стильно выглядят свадебные платья, выполненные в русском национальном стиле.
Как выглядело старинное русское свадебное платье?
19 век характеризуется появлением моды на белые свадебные платья, до этого времени невесты красовались в синих, красных, а иногда даже черных нарядах, что считалось нормой. Практически всегда молодая надевала юбку, праздничную рубашку, сарафан. Чтобы свадебный образ был гармоничным и завершенным, к нему добавляли шейные украшения, специальной обмоткой, к которым привязывался кокошник яркими лентами. Старинное русское свадебное платье – это яркий сарафан, дополненный интересной вышивкой.
Что предлагают современные дизайнеры?
Модные дизайнеры предлагают современным невестам компромиссные и очень интересные варианты – стилизованные белые платья, которые максимально приближены к традиционным русским. Если в основе одеяния новобрачной будут использованы народная идея и современная ткань, появится шанс создать не только прекрасное, но и уникальное свадебное платье.
Очень интересно будет смотреться накидка, отороченная мехом – это лучший зимний вариант свадебного платья. На венчание раньше русские девушки надевали платья красного цвета. Считается экзотикой наряд, выполненный в стиле «этно». Но, если вы хотите, чтобы ваша свадьба была не только незабываемой, но и оригинальной, обратитесь к древним русским традициям.
Стилизованные белые платья
Современная мода невестам предлагает широкий выбор свадебных платьев, выполненных в русском народном стиле, главным отличием которых является многообразие цветов, богатство отделки. Наряд дополняется красивой вышивкой, которая в основном состоит из национального орнамента, цветочных мотивов, разнообразных оттенков с добавлением золотого.
Есть и более богатый выбор – свадебное платье, созданное вручную именитыми дизайнерами, украшенное тонкими нитями, переплетающимися с жемчугом, бисером, стразами. В старину наряд молодой должен был быть красным, но сейчас приобретает все большую популярность белый цвет. Очень красиво и необычно смотрится белоснежное платье, имеющее яркий акцент – вставки из синих или красных тканей, вышивка в таких тонах.
Свадебное одеяние от модных дизайнеров, выполненное в русском народном стиле – это комбинация белого, красного, синего цветов. Не обязательно они должны быть похожи на традиционный русский сарафан. Практически во всех случаях модельеры представляют в своих коллекциях модные фасоны, для изготовления которых используется только качественный, дорогой материал, дополненный национальными мотивами.
К числу главных элементов русского стиля, за исключением вышивки, относится пышная юбка, рукава в форме фонарика, длинный шлейф. Все больше модных дизайнеров представляют невестам свадебные платья А-образного силуэта – лиф плавно переходит в пышную юбку, расширенную книзу. К числу их достоинств относится то, что оно просто идеально подходит девушкам с любой фигурой. А благодаря особому крою платья, имеющему вертикальные линии, зрительно фигура становится стройнее, более подтянутой.
Вы можете выбирать наряд для торжества со скромным, открывающим только ключицы, либо более глубоким декольте. Если запланирована свадьба в традиционном русском стиле, то нужно заранее подготовить два платья: более закрытое – для предстоящего венчания, а второе – для вечеринки. Помолвка также требует тщательной подготовки. Обратите внимание на скромный и популярный вариант – платье А-образного силуэта, которое также подойдет на девичник.
Сарафан в народном стиле
Отличается не только обилием красок, но и неповторимой роскошью. Модницам представлено огромное количество классических вариантов фасонов с завышенной талией и широкими бретельками. Такой сарафан сможет надеть даже беременная, скрыв свой животик. Юбка может быть зауженной или расклешенной (наибольшей популярностью пользуется второй вариант).
Если вы хотите свадебное платье, выполненное в русском народном стиле, а традиционный белый вам не подходит, обратите внимание на невероятно красивый сарафан. Благодаря красочным расцветкам, вы сможете надевать его практически на любое мероприятие. Запланирован праздничный пир на свежем воздухе? Сарафан – идеальный выбор. Чтобы образ выглядел гармоничным и законченным, используйте такой аксессуар, как кокошник.
При создании сарафана в русском стиле используется такой традиционный элемент, как яркие ткани. Надев такой, вы будете не только выделяться из толпы, но и привлекать к себе всеобщее внимание, подчеркнете собственную индивидуальность. Если вы не любите слишком яркие расцветки, не переживайте, ведь дизайнеры также представляют в своих коллекциях модели в более спокойных тонах, пастельных оттенках.
Сарафан, выполненный в русском народном стиле, прекрасно подходит не только для свадьбы, но и ежедневного ношения – прогулок по городу, встреч с друзьями. Это модная вещь! Очень красиво и стильно смотрятся короткие модели, которые сочетают в себе народные мотивы, удивительный декор, а также современные модные тенденции. В таких вы можете совершать прогулки по городу либо пойти на романтическое свидание с возлюбленным. Чтобы максимально приблизиться к русскому народному стилю, нужно не забыть про прическу и макияж.
Простота кроя, модные цветочные принты сделают из каждой девушки настоящую русскую красавицу. Главный акцент таких сарафанов – вышивка камнями, цветными нитями, бисером, лентами. Очень интересно и необычно смотрится такой наряд в форме короткий платка. В этих платьях вы сможете провести интересную, необычную тематическую фотосессию, для которой лучше всего подбирать удлиненные модели любого кроя – начиная от прямого и до длинной юбки-колокол.
к содержанию ↑Платья с русскими узорами и вышивкой
На пике популярности оказались стилизованные свадьбы. Если вы выбрали русский народный стиль, нужно правильно подобрать венчальное платье – красный сарафан, дополненный яркой вышивкой. Такой наряд может быть облегающего фасона либо широким от груди. Красиво смотрится дополнение сарафана вставками из камней, снизу надевается льняная белая рубашка, имеющая прямые рукава. Если следовать всем народным традициям, тогда на голове у невесты должен быть кокошник, декорированный блестками и разноцветными камнями, волосы заплетаются лентами.
Фото стильных свадебных платьев в русском народном стиле
Традиция свадебного наряда на Руси – Статьи
Венки и ленты
Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.
Кокошник, конец XVIII века. (Wikimedia Commons)
Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.
Три платья для Золушки
Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались.
Свадебное платье традиционно было красного цвета. (culture.ru)
Зачем невесте длинные рукава?
Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.
Готовь сани с лета, а платье — с детства
В некоторых регионах существовала традиция, по которой невеста собственноручно должна была вышить себе наряд. Так что девочка с самого детства могла работать над своим будущих подвенечным платьем. Благодаря этому все гости на свадьбе могли видеть, какая девушка мастерица. Со временем эта традиция изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей. Часто наряд передавали по наследству, особенно в небогатых семьях. Иногда такие платья были целыми произведениями искусства: сшитые из красного шелка или парчи, вышитые золотом и бисером, украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в музей.
Праздничный костюм невесты Костромы. (wysotsky.com)
Рано утром перед свадьбой жених передавал в дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для невесты также готовил жених. Это тоже было символично: девушка уходила из родительского дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе по жизни. На ножки башмачки надевал «свадебный отрок» — часто младший брат невесты. А одевала девушку мать или своеобразные стилисты — «снарядихи».
Наряд для жениха
С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.
Мужской свадебный костюм, начало XX века. (colors.life)
Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.
Русское народное свадебное платье
На свадебном торжестве больше всего внимания привлекает к себе невеста, именно на ее наряд — это главное украшение праздника. Белое свадебное платье – это классический вариант наряда невесты. Но на Руси свадебное платье стало белым всего два века назад, а до этого каждая невеста одевала русское народное свадебное платье.
Русское национальное свадебное платье
Свадебные платья в русском национальном стиле надевались невестами до 19 века. Простые девушки, крестьянки, выходили замуж в таких же нарядах, как и девушки из дворянского рода. Разница была лишь в ценности материала, из которых шились платья и чем они украшались. У невест из дворянского сословия платье было сшито из дорогих тканей и украшено исключительно драгоценными камнями.
Во время свадьбы невеста на Руси несколько раз переодевалась. Платья менялись на:
- Помолвку.
- Девичник.
- Венчание.
- Пир.
Наряды отличались друг от друга и сшить их должна была сама невеста. В свадебный наряд невесты входили рубашка с юбкой и сарафан. Наряд украшал необычный для современных девушек аксессуар – обмотка – шейное украшение. К обмотке привязывалось много ярких ленточек, которые развивались за спиной девушки. Вместо фаты в то время использовался кокошник. На венчание невесты одевали исключительно красные свадебные платья.
Свадебное платье в русском стиле
Сегодня свадебные платья от русских дизайнеров все чаще носят национальные мотивы. Это вызвано тем, что русский стиль в одежде сейчас необычайно популярен. Но свадебные платья в исконно русском стиле встречаются крайне редко. Так как не многие девушки решаются на такой оригинальный свадебный наряд. Чаще всего используются какие-то элементы от славянского свадебного платья:
- вышивка;
- специфический крой (свадебные платья в виде сарафана в национальном стиле).
Сарафан в национальном стиле – это прекрасное решение для беременных и девушек с пышными формами. Он скроет округлившийся живот, при этом образ будет нежным, отображая всю суть русской женщины.
Но главным элементом свадебного платья в славянском стиле, пожалуй, являются меха. Мехом можно украсить накидку на свадебное платье. Если свадьба будет проводиться в холодное время года, то это будет не только красиво, но и практично. В теплое время он тоже будет уместен. Роскошный мех прекрасно сочетается с тонкими тканями. Такое сочетание часто встречалось в боярских нарядах.
Свадебные платья в русском народном стиле: фото и описание
Классическое белое платье постепенно уходит в прошлое, невесты ищут более креативные и оригинальные варианты, ведь каждой девушке хочется в этот день выглядеть очаровательно и необычно! Интересным решением могут стать свадебные наряды в русском национальном стиле. Мода на белые платья пришла в 19 веке, до этого замуж выходили в красных, синих и даже черных платьях и это считалось вполне нормальным явлением. Современные модельеры предлагают компромиссные варианты: стилизованные белые платья, напоминающие наряды, которые были приняты на Руси.
Кстати, девушке при подготовке к свадьбе шили несколько платьев: для помолвки, девичника, венчания и пира. Самое красивое предназначалось для пира, для венчания же выбирался скромный и максимально закрытый сарафан или рубашка с юбкой, причем обязательно красного цвета.
Не каждая девушка выберет такой оригинальный свадебный наряд, чаще всего используются только элементы – специфический крой, декор, вышивка, аксессуары.
Сарафан в народном стиле подходит обладательницам разных типов фигур. Это отличное решение для дам с пышными формами и беременных невест. Для этого наряд шьют в стиле ампир (с завышенной талией и прямым покроем «от груди»). Можно пойти другим путем и сшить платье по фигуре, облегающий сарафан тоже смотрится очень красиво. Дополнением к нему станет шелковая или льняная рубашка с коротким или длинным рукавом.
Наряд не должен быть слишком коротким: оптимальная длина – чуть ниже щиколоток. Также не всегда уместно глубокое декольте, образ русской девушки не должен быть вульгарным. Что касается цветовой гаммы нарядов, она очень широка: можно комбинировать материалы различных оттенков: зеленого, красного, фисташкового, бежевого, белого, черного.
Узоры на свадебном платье в русском стиле
В основном на сарафанах вышивали флористические или животные узоры. Наиболее популярные и известные – хохлома и гжель. Русские девушки всегда считались умелыми рукодельницами, поэтому свадебное платье всегда было украшено очень богато. Именно по вышитым нарядам и рушникам оценивалось мастерство девушки, также считалось, что вышитые узоры оберегают своих владелиц от злых духов и порчи.
Очень красиво платье с орнаментом «под гжель». Будет ошибкой полагать, что этот узор подходит только для фарфоровой посуды: нежные синие кружева и орнаменты на белом фоне смотрятся очень красиво и элегантно. Можно расположить рисунок как на лифе, так и на юбке платья, а если вы предпочитаете сшить изделие на заказ, то и вышивку можно сделать уникальную, персонифицированную. Кстати, такие платья есть в коллекции многих дизайнеров, в том числе и Валентина Юдашкина. Подвенечные наряды «под гжель» преображают невесту, такая вот красавица-зима: холодная, но прекрасная. Это идеальный вариант как для зимней, так и для летней свадьбы – очень колоритные платья.
Вышивка «под хохлому» подразумевает использование растительных орнаментов, выполненных в контрастных тонах. Наиболее распространенные цвета в вышивке – красный, золотой, черный. Нередко вышивали и птиц, животных, каждому из них приписывали определенную символичность: к примеру, голубь – символ верной семейной жизни, лебедь – красота невесты, уточка – хозяйственность и плодородие и так далее. Также популярностью пользуются различные геометрические узоры контрастного цвета, они будут очаровательно смотреться и на платье до щиколотки или колена.
Где лучше расположить вышивку? – Если вы хотите сделать акцент на груди, можно предпочесть платье с вышивкой на лифе. Если хотите подчеркнуть талию – выбирайте модели с расшитым поясом и контрастными вставками. Вышивка по подолу платья или отдельными фрагментами по всей длине наряда визуально вытягивает силуэт и делает девушку более стройной.
Не стоит забывать и о кружевных моделях: вологодские кружева недаром известны своей воздушностью и нежностью. Такое платье подчеркнет присутствие у невесты своего стиля и хорошего вкуса, а разнообразие фасонов позволит подобрать идеальный вариант для торжества. Можно выбрать простое А-образное платье, а можно отдать предпочтение модели с ассиметричным кроем, драпировками, шлейфом и так далее. Такой вот фьюжн традиционности и современности.
Свадебное платье в русском стиле должно гармонировать и с аксессуарами, тогда и образ получится уникальным и цельным. Прежде всего, это фата, можно выбрать как однотонную фату, так и расшитую цветами или узорами – здесь уж все зависит от отделки вашего платья – чем она роскошнее, тем скромнее должна быть фата. Если есть желание, можно заменить фату красивым венком из живых цветов, с яркими контрастными лентами. Выбирая туфельки или сапожки, можно отдать предпочтение красному цвету – они станут ярким акцентом образа и при этом смотрятся очень традиционно.
В образе русской невесты уместны крупные сережки и ожерелья. Прическа – это в основном одна из вариаций косы (корзиночка, греческая, бохо и так далее). Если волосы новобрачной короткие, можно использовать шиньон или нарастить волосы. Макияж – минимальный, в естественном стиле, акцент делается на глазах и румянце.
Не стоит забывать и о еще одной детали образа – кокошнике, он может стать именно той изюминкой наряда, которую вы ищете. Если свадьба проходит в холодное время года, лучшими «друзьями» невесты станут меха: горжетки, муфты, шубки прекрасно впишутся в тематику торжества.
Впрочем, и красивые меховые шапки, и яркие платки с национальными орнаментами смотрятся одинаково колоритно и необычно.
Свадьба в народном русском стиле – торжество само по себе уникальное, поскольку его выберет далеко не каждая пара, но тем лучше! Молодоженам представляется огромный простор для воплощения в жизнь самых смелых идей и оригинальное свадебное платье – не исключение! В таком наряде невеста почувствует себя настоящей русской девушкой, а ведь Россия всегда славилась красавицами!
Читайте также:
фото и советы по организации торжества
Впереди вас ждет особенное событие – свадьба, и вы уже начали подготовку к ней, но все никак не можете решить, в каком стиле ее организовать? Если вам по душе традиции и обычаи вашей родной страны, то можно выбрать национальную тематику в качестве лейтмотива предстоящего торжества. Как правильно организовать уникальную свадьбу в русском стиле, расскажет портал Свадебка.ws.
Цветовая гамма
Традиционной палитрой для свадьбы в русском народном стиле являются такие цвета, как белый, красный и желтый, которые обязательно должны присутствовать в оформлении зала и аксессуарах. Дополнить основные оттенки можно зеленым, золотым, синим, черным. Обязательно следует использовать национальные орнаменты, которые можно сделать изюминкой не только нарядов молодых, но и аксессуаров, декора и торта.
Декор свадьбы в русском стиле
В качестве места для проведения свадьбы в старорусском стиле можно выбрать как городской ресторан с колоритным интерьером, так и загородную площадку, которую следует украсить тематически. Можно даже найти усадьбу в народном стиле, тогда даже не нужно будет заниматься ее декором.
Создать на торжестве уникальную атмосферу исконно русских свадеб можно с помощью следующих элементов:
- Белые скатерти + напероны и салфетки в тематическом стиле и цвете (красные с орнаментом или без).
- Букетики на столах из полевых цветов и сухоцветов.
- Тематические элементы: деревянные подносы и расписная посуда, плетеные корзинки, матрешки, деревянные изделия ручной работы и др.
Если планируется проведение свадьбы в русском стиле зимой, то можно использовать в декоре грозди рябины, шишки и еловые ветки, весной – веточки с яркими ленточками, летом – полевые цветы, сухоцветы и колоски, осенью – красочные листочки и наливные яблоки.
Свадебное платье в русском стиле
Невеста на свадьбу в старорусском стиле может надеть как русское народное свадебное платье, так и любой белый наряд, дополненный тематическими деталями и аксессуарами. В качестве последних может выступать красочный платок с национальным узором, красные туфли, цветочный венок, украшение в волосы из живых цветов и сухоцветов и др.
Зимой невеста может дополнить свой образ элегантной шубкой или национальным платком в русском народном стиле, накинутым на свадебное платье. Выглядит такой «тандем» весьма колоритно как вживую, так и на фото.
Прическа и макияж
На свадьбу в русском стиле лучше всего сделать свадебную прическу с косами или замысловатыми плетениями. Если вам не нравится такой вариант, подойдут также распущенные, слегка волнистые волосы. Макияж должен быть натуральным и легким, единственное, что можно накрасить губы ярко-красной помадой, если она будет сочетаться с другими деталями праздничного образа. В качестве свадебного маникюра подойдет как френч, так и однотонный маникюр с национальными узорами.
Букет невесты
Свадебный букет лучше составить из полевых цветов и растений, которые произрастают в России. Отличным вариантом также станут любые природные материалы: сухоцветы, колоски, шишки, грозди рябины, еловые веточки и др. А вот от экзотических цветов лучше отказаться, они будут дисгармонировать с образом невесты в русском стиле. Ножку букета можно украсить желтыми и красными лентами, придав букету еще больше красочности и эффектности. Альтернативный вариант – перевязать ножку бечевкой или обвязать мешковиной.
Образ жениха
Как и невеста, жених на торжество может надеть как русский свадебный наряд, так и традиционный вариант – костюм, дополненный тематическими элементами. Это могут быть галстук или бабочка с орнаментом, бутоньерка из сухоцветов, платочек в петлице пиджака с узором в стиле хохлома.
Дресс-код для гостей
Заранее следует предупредить гостей о тематике свадьбы, чтобы они успели купить себе стилизованные наряды и аксессуары. Молодожены даже сами могут подготовить для всех приглашенных небольшие тематические атрибуты в русском народном стиле, например, бутоньерки и браслеты из сухоцветов и ленточек с орнаментом в цвете свадьбы.
Аксессуары для свадьбы
Стилистика русской свадьбы должна прослеживаться во всех аксессуарах: от приглашений и бонбоньерок до элементов праздничной «навигации». Что это может быть? Конечно, национальные узоры на полиграфии: пригласительных, номерах столов, банкетных карточках, плане рассадки. Кроме того, можно изобразить на приглашениях матрешек, самовар, баранки и др. А бонбоньерки можно сделать в виде коробочек с леденцами, петушков на палочках, баночек с медом или вареньем.
В качестве подушечки для колец можно использовать плетеную корзинку с мягкой подкладкой внутри или даже спил березы, украшенный цветочками или лентами. Отличным вариантом также станет текстильная подушечка или деревянная шкатулка с национальным орнаментом.
Свадебный торт и угощения
Главное лакомство вечера – свадебный торт – можно выполнить в белом цвете и украсить национальными узорами. Альтернатива – домашние пироги с ягодной начинкой – отличный вариант для торжества летом. Ну и, конечно же, обязательным атрибутом свадьбы в русском стиле является роскошный и аппетитный каравай.
Организуйте на свадьбе тематический мини-бар – деревянный столик с прохладительными напитками и национальными угощениями: пирогами, вареньем, пирожками, сушками, петушками на палочках и др. А во главе стола, конечно же, поставьте самовар!
Развлечения
В качестве тематической шоу-программы гостям можно предложить выступление народного танцевального коллектива или кавер-группы, которая будет исполнять как современные, так и народные песни. Обязательно включите в сценарий праздничного банкета свадебные русские традиции. Например, отлично подойдет для такого тематического торжества встреча молодых хлебом-солью.
Не забудьте устроить на свадьбе в русском стиле тематическую фотозону – небольшой уголок с лавочками и столиком с самоваром, в котором гости смогут сделать парочку уникальных кадров. Минимум затрат, а фото получатся весьма атмосферные!
Предложите гостям различные игры и конкурсы в виде русских забав, которые выявят настоящих богатырей, рукодельниц и т.п. Для такого торжества отлично подойдут смешные конкурсы-сценки по мотивам добрых русских сказок, например, «Три сестры», «Репка», «Колобок».
Фотосессия в славянском стиле
Летом фотосъемку можно провести на природе: на красивом лугу, в поле с золотистой пшеницей или подсолнухами и др. Возьмите на съемку тематические аксессуары (баранки, самовар и расписные кружки) и устройте мини-пикник, во время которого можно сделать много ярких кадров.
Зимнюю фотосессию в русском стиле можно провести в музее национальной культуры. Кроме того, никто не запрещает вам надеть валенки и сделать парочку волшебных кадров в зимнем лесу!
Портал www.svadebka.ws рассказал вам, каким ярким и веселым может быть торжество в русском стиле. Если вам нравится исконно русский дух и атмосфера веселья, царящая на национальных свадьбах, то смело организовывайте праздник в такой тематике!
Глава 6. Русские народные свадебные костюмы. Традиции русской народной свадьбы
Глава 6. Русские народные свадебные костюмы
Русский народный костюм жениха
В целом, свадебный костюм жениха почти не отличался от праздничного костюма женатого мужчины.
Шапка – интересный атрибут костюма жениха.
Раньше, выходя на улицу, головной убор обязательно надевали и женщины, и мужчины. Но в отличие от женщин, которые не имели права снимать головной убор даже дома (кроме своей комнаты), представителям сильного пола полагалось обнажать голову в любом помещении, и если какой-то мужчина этого не делал – считалось оскорблением дома. Однако жених вопреки этому правилу почти всю свадьбу носил шапку даже в помещении (за исключением венчания в церкви, да и то, во Владимирской губ. женихи венчались в шапках). Во многих регионах на застольях выводного и приводного стола жених сидел в головном уборе, и только после начала основного пира с него снимали шапку.
Кроме того, вопреки повседневному этикету, ни перед кем жених не снимал шапки и никому не кланялся, за редкими исключениями. В Домострое подчёркивается, что если жениху всё-таки нужно поклониться, он должен изловчиться сделать это, не уронив шапку с головы.
Обычно жених в любую погоду носил нагольную шапку (сшитую из шкуры кожей наружу). Либо шапку с меховой оторочкой, реже простую круглую шапку. А вот так хорошо знакомые всем картузы (головные уборы типа кепи с цветком), в которые так любили наряжаться колхозники из советских фильмов – это лишь дань моде тех времён.
В некоторых губерниях важной частью костюма жениха был красный плат (большой платок). Обычно его складывали по диагонали, накидывали на плечи, закрепляли булавкой (напоминает плащ).
Ко дню свадьбы жених получал в подарок от невесты детали костюма, которые она сама недавно сшила для него: рубаху и порты.
Рубахи в русской культуре можно разделить на два основных типа: с прямым либо косым разрезом на вырезе (косоворотки). Самым архаичным является туникообразный прямой покрой, ровный вырез горловины с разрезом посередине. При этом рубаха шьётся из трёх кусков ткани шириной около 40 см каждый – именно такую максимальную ширину выдавали древние ткацкие станки. У готового изделия получаются два вертикальных шва спереди и сзади, что делает мужчину статным и зрительно придаёт рост.
Белая ткань рубахи с обильной красной вышивкой, красная рубашка с вышивкой – это распространённые праздничные одеяния.
Под праздничную рубаху могли надевать нижнюю (нательную).
Порты делались не столь ярких расцветок, обычно они не орнаментировались.
Обязательным атрибутом костюма и оберегом был пояс, кожаный либо тканый широкий (кушак), который закреплялся поверх рубахи.
Знатные люди поверх рубахи надевали и верхнюю одежду (шуба, свита и др.).
Русский народный наряд невесты
Как мы говорили, на русской народной свадьбе женщина имела два наряда – девичий и женский. Последний мало чем отличался от праздничного наряда, а первый во многих случаях был похож на обычный девичий наряд, но не по цветовому решению, а по форме предметов.
Русский женский праздничный наряд – многослойная одежда, могла состоять из следующих частей.
Предметы одежды:
Нижняя рубаха (рубаха, сорочица). Сложенный пополам кусок ткани с отверстием для головы и широкими вшитыми рукавами – это простейший, базовый вариант. В этнографических коллекциях встречаются и более утончённые изделия со вставками, вытачками по фигуре и т. д. Часто рукава были очень длинными («долгорукавка»), до пола (важный атрибут обрядовой одежды). Ворот – гладкий с пуговицей или собранный на шнурке (это удобно, когда женщина станет кормящей матерью). По подолу, воротнику, рукавам рубашку украшали обережной вышивкой, значение которой огромно, ведь эта часть наряда была ближе всего к телу, а значит, защищала и душу новобрачной.
Вторая рубаха (необязательный атрибут). Некоторые женщины в дополнение к нижней одевали ещё одну рубаху из более дорогой ткани. Рукава любой верхней рубахи делали примерно на 20 см длиннее руки, чтобы потом присборить и зафиксировать обручьями (браслетами), либо (позднее явление) делали манжет с пуговицей.
Понёва либо сарафан – что надеть на свадьбу, зависело от местных традиций.
Сарафан в русских источниках впервые упоминается в XIV веке – тогда он был и женской, и мужской одеждой. До XVII века его носили с рукавами. Позже зачастую верх делался на бретелях, но иногда и просто как безрукавка.
Понёва – архаичная, старославянская деталь одежды. Она состоит из трёх тёплых полотнищ, прикреплённых к шнурку-гашнику. В отличие от повседневной, праздничная понёва часто украшалась орнаментом.
В тех регионах, где сарафаны не носили, до замужества женщины одевались в подпоясанные рубахи с передниками, после замужества к этому набору добавлялась понёва.
Передник (занавеска) – напоминает фартук. Его часто вышивали теми символами, что были приняты в данной местности.
Пояс – важный элемент костюма и оберег. Женщины носили неширокие тканые пояса.
Шуба (тулуп).
Для невесты предусматривались вышеперечисленные предметы одежды в двух комплектах. За исключением сорочки, которая должна быть единственной; носить её невеста должна во время всей свадьбы, да ещё и потом на всех праздниках.
Первый комплект – для «печальной» части свадьбы. Цвета – белый или чёрный, допустимы небольшие вкрапления других цветов. Другой – для весёлой части свадьбы. Он ярких цветов (красный, жёлтый), бытовали варианты с набивными рисунками.
Обувь – закрытая.
Головной убор.
Для девушек: головной убор с открытой маковкой (венец, повязка). Один из видов венца, коруна, наверное, самый эффектный девичий головной убор, она напоминает корону, но некоторые модели похожи на кокошник. К убору полагался плат (покрывало, дымка, фата) – аналог современной фаты.
Для жён: закрытый головной убор (кичка, сорока, кокошник). Кичка была древним и повсеместно распространённым на Руси головным убором. Её подвид – сорока (характерная для центральных областей России). Кокошник намного моложе кички, зато за четыре века своего существования он пережил бурный расцвет.
Ювелирные украшения: серьги, бусы, браслеты, подвески на пояс.
«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». Г. С. Седов. Фрагмент. Здесь мы видим девичьи головные уборы. Они представляют один из типов венцов – «коруны».
Образ русской невесты дополняла причёска:
до свадьбы – коса;
в первую половину свадьбы – распущенные волосы, укрытые под фатой-покрывалом;
после повивания – две косы, завитые в пучки, спрятанные под закрытым головным убором.
Подробнее поговорим о женских головных уборах. Изначально кокошником назывались только головные уборы с «дном», в которое замужние дамы прятали свои косы. Те, что мы видим на рисунках предыдущей страницы, в старину назывались не кокошники, а венцы. Известно два основных вида венца: первый имел в своей основе обруч, проходивший от лба до темечка, а второй был похож на нимб, окружающий лицо. Если у венца были «терема», т. е. возвышения, лучи, зубчики, то его называли «коруна».
По словам Р. М. Кирсановой, с течением времени кокошником также стали называть и венцы, если у них был высокий гребень38. Точно также поступают и современные люди: если видят головной убор в форме полукруга на голове, сразу говорят, что это кокошник.
В начале XX века кокошник пережил яркую вспышку славы. Его стали носить даже заграницей – это были светские леди, которые прониклись стилем «а-ля рюс» благодаря волне русской иммиграции. Историк моды А. Васильев пишет, что кокошник в 20—30-е XX в. был в арсенале модниц всего мира, в том числе, им дополняли свадебный костюм (см. фото Пегги Фиш, стр. 235). Эта вспышка славы кокошника, наверное, была последней, потому что вскоре он, как и другие сложные старорусские уборы, перестали надевать даже по праздникам в деревнях.
Магические символы
Какими символами было принято украшать костюмы?
Ощущение себя подобным миру позволяло древнему человеку быть в гармонии. Помогал наряд, в котором головной убор символизировал верхний мир (небо), средний (воздушное пространство между землёй и небом), подол – землю. Опасный нижний мир (подземный) в костюме не показывали, т. к. живой человек ему не принадлежал.
Символика верхнего мира хорошо видна в женских головных уборах. На них можно увидеть солярные знаки (схематичное изображение солнца).
К головным уборам нередко крепили височные подвески («рясны»). А также изящные сеточки, сплетённые из ниток с бисером или жемчугом (поднизь, обнизь, ряска). И то, и другое – символы дождя.
Некоторые формы кокошников и венцов напоминают солнечный ореол вокруг женского лица.
Венок из живых или искусственных цветов – один из вариантов русского свадебного убора. В некоторых песнях поётся, что венок светится, и становится понятно, что этот убор в форме круга считали символом солнца.
Отдельно стоит сказать о «рогатых» головных уборах. Их происхождение уходит корнями в древность, знакомы они всем восточным славянам. Первое упоминание о кичке датируется ещё 1328 г. Кичка бывает двурогая, а кокошник – однорогим, реже двурогим (либо безрогим разной формы). Рогатые головные уборы носили только замужние женщины – старожилы говорили, что это изображение рогов коровы – символа богатства. Однако, согласно воззрениям выдающегося учёного А. Н. Афанасьева, корова является вторичной ассоциацией, в то время как символика Месяца является первичной: «Луна названа коровою под влиянием старинного уподобления серпа молодого месяца золотым рогам. Рога месяца влекли за собою мысль о рогатом животном». Если кичку считать символом месяца рогами вверх, то кокошник в форме полумесяца изображает его рогами вниз.
Рогатая кичка из костюма Рязанской обл. 1900-е гг.
Кроме того, к верху костюма относятся плечевые вышивки, в которых часто изображали звёзды (иногда они принимали форму цветков). А также коловраты (свастики) – это один из способов изобразить солнце или огонь.
На костюмах вышивали коньков, деревья – благоприятные символы.
Подол рубах украшали символами плодородия. Например, ромбами – это схематичное изображение поля.
В середине наряда располагался пояс – оберег, на котором могли изобразить самый важный для хозяина одежды символ. Если ткань верхнего предмета одежды была очень дорогой, стремились предохранить её от истирания, и пояс надевали под неё.
Что интересно, все эти правила неизменно верны для женской одежды. Однако мужской наряд часто был «перевёртышем» по сравнению с женским: наверху костюма (у горловины, на плечах) изображали символы земли, а верхний мир оказывался внизу. Так было не всегда. Возможно, это показывало противоположную природу мужчины и женщины.
В XIX–XX вв. в некоторых районах появляется новое поверье: якобы свадебный наряд лучше шить из однотонных тканей без рисунков и вышивки, чтобы жизнь была «ровной», обручальные кольца тоже выбирали гладкие. Новое суеверие на какое-то время даже потеснило традицию, и дошло до того, что в моду вошли свадебные платья не только без рисунков, но ещё и неярких, спокойных цветов, чтобы супружество было «спокойным».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Русский народный свадебный костюм — образ жениха и невесты, фото
Торжественный и долгожданный день бракосочетания всегда должен проходить в том стиле, который выбирают молодожены. Тематик для проведения свадьбы очень много, но особое внимание заслуживает народный стиль. Праздник будет сочетать не только специфическую одежду, но и традиции предков. Русский народный свадебный костюм должен быть на особом счету, и его выбирать придется со всей тщательностью, желательно даже вспомнить исторические факты. А бабушки да дедушки могут подсказать такие традиции, которые давно уже всеми забыты.
к содержанию ↑Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси
Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси. Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение. Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.
к содержанию ↑Рубаха
Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго. Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.
Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики). Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.
Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.
к содержанию ↑Cарафан
Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу. А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела. Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.
Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела. Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками. Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.
к содержанию ↑Передник
Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же. Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной. Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.
Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него. Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества. Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.
к содержанию ↑Один или несколько поясов
Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре. На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной. Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.
Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе. Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть. Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.
к содержанию ↑Нижние юбки
Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.
Для современной невесты также стоит выбирать нижнюю юбку – ведь она будет выглядывать из низа сарафана на 10-15 см. Выбор ее должен базироваться на цветовых предпочтениях, орнаменте. Если сам сарафан будет вышит гладью, а низ юбки крестиком, ничего страшного, это даже более эффектно будет смотреться, но только при сочетаемости узоров, цветовых гамм.
к содержанию ↑Женский свадебный головной убор
Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.
Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой. Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника. А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.
Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами. Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные. Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.
к содержанию ↑Значение и символика узоров на древнерусских костюмах
Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение. В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки. Вот некоторые популярные трактовки символов:
Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь.
Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье.
Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье. А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами.
Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе.
Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка. В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз.
Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.
Обувь и украшения невесты
Для ног на Руси использовались разные виды обуви. В летнее время часто брались сандалии. Но в лютые холода использовались обязательно народные валенки из шерсти. Этот истинно русский вид обуви обязательно шел в приданое каждой девушке. И сейчас к валенкам россияне питают особую страсть. Поэтому, если вы выбрали русский стиль свадьбы, да еще и зимой – такая обувь будет идеальным дополнением к образу. В противном случае, могут подойти любые красивые туфли, которые схожи по цветовой гамме с нарядом.
Что же касается остальных украшений – то их должно быть минимальное количество. Формат русского народного свадебного костюма уже очень сильно разукрашен и не требует дополнительного лоска. Очень легко в этом случае переборщить: яркие бусы, колье, браслеты и кольца больше подходят к классическому современному свадебному платью, но не к народному стилю. Пусть расшитые рукава так и останутся тем единственным моментом, который привлекает больше всего внимания.
к содержанию ↑Мужской свадебный наряд
Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.
В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.
к содержанию ↑Фото русских народных свадебных костюмов
При выборе стиля для собственного свадебного торжества, нужно просмотреть множество уже реализованных идей (на разных фото, видео). Будьте особо внимательны при соединении образов жениха и невесты, особенно если была выбрана народная тематика. Приводим подборку лучших народных свадебных костюмов в русском стиле, которые могут послужить основой для будущего свадебного наряда.