Перинатальная психология – что это такое, кому поможет психолог при беременности, как он это сделает, где найти грамотного специалиста

Содержание

Что такое перинатальная психология? » Перуница

Что такое перинатальная психология?
С какого момента человек становится человеком? Есть ли у новорожденного сознание, душа, психика, память? Когда все это появляется? Что чувствует и переживает новорожденный до того, как родится? Когда же собственно говоря появляется жизнь?

Эти вопросы волнуют не только родителей. Поиском истины занимаются и ученые. У нас есть все больше и больше информации о первых моментах жизни малышей, их развитии в материнской утробе. Оказывается, ощущения и умения новорожденного развиваются намного раньше, чем предполагали, иначе происходит формирование сверхтонких структур мозга. А связь с будущими родителями закладывается еще до беременности.

Перинатальная психология (греч. peri — вокруг, и лат. natalis — тот, кто имеет отношение к рождению) — отрасль клинической психологии, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. Перинатальная психология является одной из относительно новых и еще недостаточно теоретически оформленных отраслей клинической психологии, но, несмотря на это, практическая перинатальная психология интенсивно развивается в виде психокоррекционных программ для беременных женщин, родильниц, их семей.


Еще не так давно полагалось, что человеческий зародыш, развиваясь, повторяет стадии развития низших животных. Однако более новые научные наблюдения говорят о другом: даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.

Многие вещи о жизни неродившегося человека мы узнали совсем недавно. Ученые, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол.Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери.

В тоже время происходили изменения и в различных нюансах материнского поведения. На разных этапах в обществе возникали различныевзгляды на«модель материнства».На каком-то этапе материнские функции стали заменяться на стремление к независимости, карьерный рост, свободу от обязательств и ответственности. Стало появляться все больше неполных семей. По мнению Г.Филипповой, настоящее время характеризуется наличием большого количества женщин, у которых отсутствуют качества, составляющие «модель материнства». Для этого они должны получать обучение, в организации которого должны принимать участие и перинатальные психологи.

В настоящее время появляется квалифицированная категория специалистов психологов, занимающихся подготовкой беременных к родам, материнству с помощью современных знаний о психической природе человека в этот период и о влиянии этих особенностей на развивающийся плод. Данная область и есть перинатальная психология (Бертин А., 1992). К сожалению, на государственном уровне это направление еще не обозначено четкими профессиональными рамками, однако программы перинатальной психологии активно используются в дородовой подготовке будущих родителей.

С точки зрения науки, перинатальная психология – сравнительно молодая отрасль психологии, которая занимается изучением диады «мать-дитя» и психики ребенка в период от зачатия до рождения и в первый год жизни, исследует обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Наука сочетает в себе два направления: пренатальный (от зачатия до рождения) и постнатальный (от рождения до года).

Перинатальную психологию можно представить в виде нескольких разделов:

  • психология материнства;
  • психология пренатального ребенка;
  • психология новорожденного.

В конце XX века появились научные знания о внутриутробном развитии, новые технологии, новые теории. Конечно, эти знания не могли не отразиться на становлении перинатальной психологии. Постепенно сложился единый подход, который стал некой базовой точкой. Суть ее в том, что в жизни человека есть период, когда отношения с миром осуществляются через маму.То есть, человек находится в тесных отношениях с мамой, образует с ней нечто целое – «диаду». Это целое постепенно разделяется, и к трём годам ребенок становится относительно самостоятельным и осознающим свое «Я». Таким образом, перинатальная психология изучает ту часть жизни человека, когда он еще не есть самостоятельное, независимое «Я», а является членом диады – единой системы «мать-дитя».

Началом принято считать момент, когда у родителей появляется некая «идея ребёнка»: «У ребёнка должно быть своё место в нашей жизни, так как от образа этого места – от представления родителей о ребенка и своем взаимодействии с ним — будет зависеть, каким он станет. Поэтому, когда мы, психологи, работаем с будущими родителями, мы вместе с ними готовим это место. И это уже начало диадических отношений. Есть мама, есть место её ребёнка и с этим уже можно что-то делать.» (Г.Филиппова).


Практическая деятельность: перинатальная психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и консультирование, которые используются для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений, обеспечением и коррекцией условий развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, актуализацией перинатальных проблем в психике взрослого человека.

Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Продолжительность психодиагностики, консультирования, терапевтических программ определяется глубиной и содержанием психологических и психосоматических проблем и содержаниемконтрактов с клиентами о желаемых результатах и может варьировать от единичных сессий до многомесячной регулярной работы. Применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами.

Темы практической перинатальной психологии:

  • Психология беременности
  • Девиантное материнство
  • Типы переживания беременности
  • Проблема «нежеланных детей»
  • Суррогатное материнство
  • Психологические особенности ранней беременности
  • Аборты – психологическое состояние женщины и влияние на последующие беременности
  • Потеря ребенка
  • Страхи беременных
  • Психологическая подготовка к родам
  • Роды
  • Послеродовые депрессии
  • Травмы рождения
  • Психика новорожденного
  • Ресурсная терапия
  • Психология бесплодия и терпия психогенного бесплодия
  • Психологическое состояние женщины, кормящей грудью
  • Возрастные кризисы развития личности (в частности кризис первого и третьего года жизни)
  • Семья на этапе планирования, беременности и рождения ребенка.

Кроме того в область практики входят психопрофилактика и формирование родительства – в форме подготовки к зачатию, родам и родительству, работа с родителями после рождения ребенка. Это рассматривается (и осуществляется) как формирование адекватной среды развития ребенка. В последнее время наблюдается тенденция создания комплексных медико-психологических центров, объединяющих в себе работу со всеми этапами репродуктивного цикла – от онтогенеза репродуктивной сферы, подготовки к зачатию, ведения беременности, подготовки и сопровождения родов — до работы с родителями и детьми после рождения, совмещающих всестороны этой работы: медицинскую, психологическую, просветительскую, педагогическую и психотерапевтическую.

Перинатальный психолог (консультант по перинатальному воспитанию) – это специалист в области психологии ребенка перинатального периода, грудного и раннего возраста, а так же психологии беременной, роженицы и кормящей матери. Он изучает закономерности и оптимальные условия для формирования и развития психики ребенка.


  1. Занятия с беременными:
    • по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;
    • формирование материнской доминанты;
    • настрой на естественные роды и грудное вскармливание;
    • психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).

  2. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще.
  3. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов.
  4. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.
  5. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.
  6. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.
  7. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет),консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.
  8. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3-х лет, характеризующим хорошее материнство.

И самое главное — психологическая поддержка во время беременности, родов и в послеродовой период.
Ведется подготовка специалистов в рамках общего и последипломного специального образования. Кафедрами ряда ВУЗов разработаны и утверждены программы спецкурсов и специализаций общего высшего и последипломного. Разработаны авторские образовательные программы обучения, которые проводят ведущие специалисты по перинатальной психологии и психотерапии. Эти образовательные курсы и программы постоянно обновляются и модифицируются в соответствии с новыми достижениями науки и практики в области перинатальной психологии и психотерапии.

Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь физическая, а также представление о системном строении общности «мать – дитя» послужили основанием для включения в область исследования перинатальной психологии проблем, связанных с особенностями матери, которая в диадическом подходе рассматривается как создающая условия для развития ребенка. В результате возникло новое направление, ориентированное на изучение материкак субъекта материнства – психология материнства.Сейчас уже можно говорить о психологииродительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства (последняя в настоящее время приобретает все большую популярность), общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития – постродительство, и т. п. Таким образом, перинатальная психология и психология родительства являются взаимосвязанными и взаимодополняющими разделами психологии, но при этом каждый из них имеет свой предмет исследования.

В теоретическом плане перинатальная психология имеет собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосомматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки.


Известно, что первые шаги в перинатальной науке относятся к 1920–1950-м годам ХХв. В рамках психоаналитического течения, ее развивали Анна Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни.

Инициатором создания перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии.

Развитие западной перинатальной психологии в первую очередь связано с именем Станислава Грофа, американского психолога чешского происхождения, основателя трансперсональной психологии. Гроф предложил на основе опытов с использованием ЛСД также теорию четырех перинатальных матриц, в виде которых фиксируются все перинатальные события. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

В 1982 году во Франции создана Национальная Ассоциация Пренатального Воспитания.

В 1983 году в Торонто состоялся первый американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Назрела необходимость внедрения перинатальной психологии в акушерско-педиатрическую практику и в России.

В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine – ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках).

С 1993 года образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.

Перинатальная психология в России развивается при активном участии РАППМ с 1994 года.

РАППМ — Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины — это общественное объединение, учрежденное в МИПУ (Международный Институт Психологии и Управления). Ежегодно проводит научные международные конференции и семинары для специалистов. www.mipu.org.ru

В настоящее время Ассоциация — солидное научное, общественное объединение, задающее тон в развитии Перинатальной Психологии в России.

С 2002 года Ассоциация сотрудничает с Международной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.

Руководителем РАППМ является доктор Психологических наук, профессор Коваленко Н.П.с 1996 года.

В 1994 году в Санкт-Петербурге прошла первая конференция по перинатальной психологии.

В 1994 году, в России (город Иваново) было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

В 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.

В 1996 году в Москве прошла Первая конференция по психотерапии.

20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.

Руководителем РАППМ является доктор Психологических наук, профессор Коваленко Н.П.с 1996 года.

В 1994 году в Санкт-Петербурге прошла первая конференция по перинатальной психологии.

В 1994 году, в России (город Иваново) было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

В 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.

В 1996 году в Москве прошла Первая конференция по психотерапии.

20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России.

Российская перинатальная психология развивалась на основе теорий Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и других психологов. Существует целый ряд концепций:

  • онтогенетическая концепция материнства (Г.Г. Филипповой),
  • биопсихосоциальная концепция девиантного материнства (В.И. Брутмана),
  • концепция психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.),
  • концепция психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.),
  • концепция перинатальной психотерапии (Дебряков И.В.),
  • концепция трансперсонального направления перинатальной психологии (Брехман Г.И., Ташаев Ш.),
  • теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и другие.

При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства».

На Украине пп существует в тесном сотрудничестве с мировыми научными практиками и тенденциями. Проходят конференции и форумы для специалистов во многих городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, Львов, Ивано-Франковск, Симферополь, Донецк и другие. Открываются новые кафедры на базе высших учебных заведений. Создаются Ассоциации Осознанного Родительства и перинатальные центры.

В числе первых больших и значимых событий, которые открывали мир ПП на Украине следует отметить: Первый международный форум негосударственных организаций «Семья от А до Я», Международная междисциплинарная конференция «Перинатальная культура Украины — путь к возрождению нации» (НПЦ осознанного родительства «Эйлития»), научно-практическая конференция по психологии для врачей акушеров-гинекологов «Ребёнок XXI века» (МОЗ Украины).

Современную перинатальную психологию можно охарактеризовать как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения процесса сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет выделение временного периода от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узким – от зачатия до конца первого года жизни.

Наталья Мовчан — перинатальный психолог.
Статья напечатана в газете «Психолог дошкольника», январь 2010 г.

Перинатальная психология

Колобова Н.О

Колобова Нателла Олеговна
Кандидат психологических наук
Ведущий учебных программ . Психолог-консультант

Вынашивание и рождение ребенка – один из самых прекрасных, но, вместе с тем, сложных этапов в жизни женщины.

Этот период сопряжен с рядом особых психических процессов и состояний, без учета которых оказание по-настоящему эффективной медицинской помощи невозможно.

Обучение акушеров-гинекологов в стенах медицинских ВУЗов поставлено так, что психология, как правило, остается «за скобками».

Сама же будущая мать часто оказывается сбитой с толку потоком противоречивой информации о беременности и родах в открытом доступе, что лишь усиливает ее тревогу.

Курс по перинатальной психологии поможет закрыть этот пробел. Для психологов и врачей это – возможность выйти на новый уровень квалификации, более эффективно лечить бесплодие, предупреждать послеродовую депрессию и решать многие другие проблемы, связанные с появлением нового члена семьи.

Для будущей матери – шанс перейти на новый жизненный этап осознанно, с ощущением радости принятия и уверенности в себе.

Внимание! Согласно свидетельствам множества наших студентов, курс окупается после первой же мини-группы по подготовке к родам. Вести такие группы вы сможете сразу по окончании программы.

Наш преподаватель:

Нателла Колобова – практикующий психолог с двадцатилетним опытом работы по специальности, специалист по семейной и перинатальной психологии, автор тренингов и курсов для беременных, участница семинара Мишеля Одена, счастливая мать четырех детей.

Почему именно у нас

+ программу ведут два специалиста с действительно богатым и разносторонним практическим опытом. Вместе им удалось создать уникальный курс, охватывающий большую часть существующих эффективных методик в области перинатальной психологии. Мужской и женский взгляд, подход психолога и подход врача взаимно дополняют друг друга: разбираемые проблемы освещаются как с точки зрения психологии, так и с точки зрения медицины, физиологии. Вы получаете настолько полную картину и полное понимание происходящего, насколько вообще возможно.

+ в обучении применяется интегративный подход: арсенал методик включает в себя гештальтерапию, анатомию и физиологию, внутриутробное развитие плода, гипносугестивные техники обезболивания в родах, телесно-ориентированную психотерапию, когнитивные техники, интегральное нейропрограммирование, арт-терапию, психоанализ и психосоматику. Вы овладеете широчайшим спектром инструментов для работы с любыми перинатальными состояниями.

+ обучение – дистанционное. Это значит, что вы можете пройти программу вне зависимости от того, где вы физически находитесь, и вам не придется при этом тратиться на дорогу и проживание.

+ сразу после оплаты программы вы получаете доступ ко всем ее материалам и можете обучаться в любом удобном для вас режиме.

+ информации, предлагаемой на курсе, более чем достаточно, чтобы сразу начинать вести групповые занятия для беременных, а также оказывать индивидуальные консультации женщинам, ожидающим или планирующим ребенка.

+ вы сможете задавать вопросы преподавателям и оперативно получать квалифицированную поддержку на протяжении всего периода обучения и даже после того, как обучение закончится.

 

 

План программы

Тема 1. Теоретические  основы перинатальной психологии

  • Интегративная модель перинатальной психологии и медицины. Структура , цели, задачи.
  • История перинатальной психологии. Истоки, персоналии.
  • Задачи перинатального психолога

Тема 2. Психофизиология репродуктивной сферы

2.1 Физиологические аспекты нормы и патологии.

2.2. Психосоматические аспекты патологии репродуктивной сферы .

2.3 . Психосоматический аспект бесплодия.

2.4. Системный аспект бесплодия (пара, семья, род, нация, страна, человечество, духовный аспект)

Тема 3. Подготовка к зачатию и беременности

3.1 Физиология зачатия. Фильм.

3.2. Мотивация зачатия.

3.3 Необходимый минимум анализов  и диагностики при подготовке к зачатию.

3.4. Семья на этапе  планирования беременности.

3.5. Онтогенез материнской сферы.

Тема 4.Физиология беременности

4.1.  и 4.2. Нормальная и нарушенная беременность.

4.3.  медицинский аспект  – обязательные и необязательные процедуры.

4.4. Диета, гигиена, режим.

Тема 5. Психология беременности

5.1. Доминанта беременности. Физиологическая и психологическая компоненты.

5.2. Стили проживания беременности.

5.3. Пара на этапе беременности. Мужская и женская психология беременности.

Тема 6. Внутриутробное развитие ребенка

6.1. Возможности общения с плодом. Пренатальная педагогика.  Метод Томатиса. Гаптономия.

6.2. Внутриутробное развитие ребенка. 

Тема 7. Психологическая работа во время беременности

7.1. возможности психологического консультирования при  беременности. Индивидуальное и семейное.

7.2. Телесная терапия во время беременности.

7.3. Арт-терапия с беременными.

7.4. Страхи, волнения, опасения беременных. Возможности терапевтической работы.

Тема 8. Физиология родов

8.1.Физиологическое течение родов. Предвестники родов. Периодизация  родов.

8.2.  биомеханизм родов. Схватки и потуги.

8.3. Патология родов. Возможности психологической коррекции патологии родового процесса.

Тема 9. Психология родов

9.1. Концепции и сценарии проживания родов.

9.2. Оптимальное проживание  каждой стадии родов. Что может помочь, а что помешать.

9.3. Ключевые потребности рожающей женщины.  4 кита успешных родов.

9.4. Учение о базовых перинатальных матрицах  С. Грофа.

9.5.Концепция боли в родах. 

Тема 10. Родовые навыки

10.1. Обучение дыхательным техникам

10.2. Позиции в схватках.

10.3. Навыки глубокой релаксации. Работа с голосом.

10.4. Самообезболивающий массаж. Упражнение Кегеля.

10.5. Визуализация.

Тема 11. Партнерские роды. За и против

Тема 12. Кесарево сечение

12.1. Физиологический аспект кесарева сечения. Показания абсолютные и относительные. Ход операции. 

12.2. Влияние кесарева сечения на адаптивность и мировосприятие ребенка.  Компенсация и  реабилитация «кесаренышей».

Тема 13. Роды в роддоме

13.1. Сборы в роддом.

13.2.  Виртуальная экскурсия по роддому.

Тема 14. Физиология послеродового периода

14.1 . Особенности послеродового периода. Правила гигиены и ухода за родильницей.

14.2. патология послеродового  периода.

Тема 15. Грудное вскармливание

Тема 16. Развитие ребенка

16.1. Уход за ребенком. Кризис новорожденного.

16.2. Психодинамическое развитие ребенка.

16.3. Развитие мозга и психики ребенка с точки зрения нейропсихологии. Плюсы и минусы раннего развития.

16.4. Формирование привязанности у детей раннего возраста.

Тема 17. Послеродовая депрессия

Тема 18. Работа с перинатальными потерями.

Тема 19. Семья на новом этапе своего развития. Из диады в триаду.

Аттестационная работа: тест 

Курс пригодится вам, если вы…

… психолог. Полученные знания дадут вам возможность уверенно и эффективно работать с беременностью, бесплодием, утратой ребенка, послеродовой депрессией и массой других специфических состояний, требующих особого подхода.

… акушер-гинеколог. Понимание психологии повышает эффективность лечения бесплодия, оказания медицинской помощи беременным и роженицам.

… доула. Значение перинатальной психологии в работе доулы трудно переоценить. Собственно, без этих знаний компетентная деятельность доулы попросту невозможна.

… ожидаете ребенка. Вы овладеете техниками, облегчающими течение беременности и родов, научитесь справляться с тревогой и войдете в этот удивительный процесс с уверенностью и осознанностью.

перинатальная психологияперинатальная психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость курса: 28700 руб (максимальный срок обучения 1 год)

 

Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220

Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений. Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования.

Как записаться на дистанционный курс

Инструкцию Вы найдете по ссылке.

Формы проверки знаний

Курс разбит на два блока: подготовка к беременности + беременность и роды + послеродовый период. После каждого блока – тест. При успешном прохождении тестов программа считается усвоенной, и выдаются документы о повышении квалификации.

Видео лекции по данной тематике

-“Сепарация от родителей”
-“Эксклюзивная информация о женских воспалениях”
-“Анатомия, физиология и психология женского оргазма” 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы о программе

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

что это такое, кому поможет психолог при беременности, как он это сделает, где найти грамотного специалиста

Перинатальная психология (или пренатальная психология) — это практическая отрасль психологии, внимание которой сосредоточено на функционировании психики беременной женщины, ребенка в утробе и сразу после рождения, а также взаимодействии матери и ребенка в период раннего младенчества. Различные школы перинатальной психологии неодинаково оценивают период жизни младенца, входящий в сферу их интересов. Некоторые говорят только о периоде беременности, некоторые захватывают также первые месяцы после рождения, а некоторые психологи включают в свою работу возраст ребенка до 3 лет, руководствуясь общими особенностями психики детей раннего детства.

Вопросы, которые изучает перинатальная психология

Перинатальная психология в качестве основной своей идеи руководствуется мыслью о том, что на процесс жизни человека влияют не только события, происходящие с ним в течение жизни, но и до ее фактического начала. Например, Э. Берн вводит в психологию понятие «родовых сценариев», говоря о том, что на жизнь будущего ребенка влияет процесс родов, процесс беременности, и даже сам процесс зачатия ребенка.

В практике перинатального психолога, как правило, подобные вопросы не рассматриваются столь глубоко — матрицы рождения являются скорее областью трансперсональной психологии. Типичные задачи перинатального психолога можно разделить на три группы:

  • работа с психикой матери;
  • работа с психикой пренатального ребенка;
  • работа с психикой младенца.

Эти категории включают в себя помощь при таких проблемах, как психологическое бесплодие (бесплодие неясного генеза, психосоматическое бесплодие), страхи при беременности, послеродовая депрессия, подготовка партнеров к будущей роли родителей, психологические страхи в ситуации нежеланных детей, абортов или потери ребенка. Перинатальный психолог — это одновременно и семейный психолог, т. к. помимо работы с матерью, работа производится также и с отцом ребенка при его наличии, а также с самим ребенком (устранение последствий родовых травм и т. д.).

Что такое психологическое бесплодие?

Самым актуальным вопросом, с которым обращаются к перинатальному психологу, — это «не могу забеременеть». Виновником этой проблемы подозревают психологическое бесплодие, однако говорить об этом феномене следует с большой осторожностью.

По статистике, около 12% женщин имеют «бесплодие неясного генеза», которое и принято приписывать к психологическим проблемам. Речь идет о ситуации, когда все физиологические причины невозможности забеременеть исключены, но успешного зачатия так и не происходит. Перинатальный психолог перед началом работы обязательно должен поинтересоваться, какие обследования были пройдены до визита к нему.

В перинатальной психологии считается возможным излечение от такого бесплодия путем разрешения внутренних психологических проблем. Причины могут быть самыми различными — от травм, перенесенных в детстве, до расстройства внутренней идентичности. Больше всего распространены случаи, которые укладываются в две категории:

  • Бесплодие наступает из-за сильного желания иметь ребенка. Как бы ни парадоксально это звучало, при активном желании материнства репродуктивные органы начинают испытывать «перегрузки», из-за чего успешное зачатие не может наступить. Такая ситуация может сложиться, например, из-за того, что женщина стремится получить вторичную выгоду от своего материнства, или оттого, что в детстве она получила установку о том, что без ребенка она не является женщиной.
  • Бесплодие из-за страха или неприятия роли матери. Женщина в сознательной части психики может очень сильно хотеть забеременеть, но ее бессознательная часть при этом препятствует зачатию. Например, руководить этим процессом может страх перед беспомощностью, перед развитием негативного сценария дальнейшего брака и т. д.

Задачей перинатальной психологии является выявление подобных проблем, их проработка совместно с клиентом, а также выработка оптимального сценария для дальнейшей жизни. Например, если женщина приходит к психологу с жалобой на бесплодие, следует поинтересоваться, почему проблема стоит так остро, почему забеременеть необходимо именно сейчас. Если за этим стоит прямая выгода, то клиентке предстоит переосмыслить свое решение воспользоваться ребенком как инструментом для извлечения собственной пользы.

Зачем нужен психолог во время беременности?

Беременность — это важный и довольно трудный период для женщины. В этот период не только происходят различные физиологические изменения, но и изменения на психическом уровне. Женщина готовится принять на себя ответственность быть матерью, и это проявляется уже в период вынашивания ребенка: нужно беречь себя от болезней, внимательно относиться к рациону, прислушиваться к своим ощущениям, вовремя проходить обследования и т. д.

Не все вступают в период беременности по собственному желанию, будучи подготовленными к будущей роли. Для многих предстоящее материнство становится внезапным известием, к мысли о котором предстоит привыкнуть, а к событию — подготовиться. Пренатальный психолог необходим женщине, если она испытывает трудности с принятием собственных решений, находится под давлением родственников или мужа, или просто пребывает в угнетенном состоянии духа из-за предстоящего материнства.

На протяжении периода вынашивания ребенка из-за перемен в гормональном фоне женщина может испытывать сильнейший эмоциональный стресс. Меняются также отношения с мужем, с родственниками, нередко тяжело переживается уход с работы. Жизнь матери перестраивается под ее грядущую роль.

Еще тяжелее дела обстоят с женщинами, которые находятся в тяжелой социальной ситуации, без мужа и т. д. Перинатальная психология в этом случае позволяет женщине осознать ее собственные возможности, ресурсы и сделать выбор касательно судьбы ее ребенка. Задачи перинатальной психологии в том числе лежат и в русле работы с женщинами, планирующими или совершившими аборт.

Основными задачами перинатальной психологии является устранение тревоги перед состоянием беременности, снятие страха родов, а также обучение будущей матери принятию ее роли, базовые знания по взаимодействию с ребенком и т. д. Работа также производится и с будущим отцом, которому трудно порой воспринимать свою жену во время беременности, сложно с ней взаимодействовать. Будущие отцы порой не знают, как себя вести во время родов, сразу после них, как ухаживать за новорожденным ребенком и т. д.

Зачем нужен психолог после родов?

В круг интересов перинатальной психологии входит возраст ребенка от момента зачатия до 3 лет. Если в этом возрасте очевидна становится задержка или аномальное развитие психических функций, то, помимо врача, обратиться нужно к перинатальному психологу. Даже если аномалий нет, но роды или беременность были трудными, перинатальный психолог при своевременном обращении может нивелировать полученные в дородовой период и родовой процесс травмы, чтобы сформировать здоровую и гармоничную личность ребенка.

Помимо этого, в перинатальной психологии широко распространена проблема послеродовой депрессии. Это патологическое состояние обрушивается на женщину внезапно, сразу же после рождения ребенка или немного позднее. Перинатальная психология это состояние рассматривает как разрыв ожиданий и реальности, конфликт между внутренними составляющими личностями матери, у которой с физическим отделением ребенка теряет целостность и собственная идентичность.

Интенсивность угнетенного безрадостного состояния при послеродовой депрессии может быть столь велика, что женщина может совершить даже самоубийство или убийство собственного ребенка. Специалисты в перинатальной психологии в таких случаях оказывают экстренную антисуицидальную помощь с учетом специфики состояния женщины.

В случаях нормального состояния матери и ребенка, перинатальный психолог занимается вопросами раннего развития и помогает родителям, направляя их в воспитании и подсказывая формы поведения с малышом для его наилучшего и наиболее гармоничного развития. Многие родители совершают ошибку, нагружая психику ребенка всем «развивающим» и «обучающим» буквально с первых дней жизни. Многие даже верят в программы внутриутробного развития. Перинатальный психолог объяснит родителям, чего делать не стоит и как развивать гармоничную и успешную личность в опоре на реальные возможности и особенности детской психики.

У многих родителей также возникают вопросы по поводу адекватности поведения ребенка. Не все имели опыт воспитания младших братьев и сестер, поэтому, став родителем, не все могут наверняка сказать, нормально ли поведение ребенка, как с ним взаимодействовать и как решать возникающие проблемы. В разъяснении спорных моментов также помогает консультация перинатального психолога.

Женщине, которая становится матерью, важно отойти от роли «девочки», «принцессы», «жертвы», чтобы не переложить пагубные моменты на воспитание ребенка. Мать должна уметь принимать собственные решения, отдавать отчет своим поступкам и нести за них ответственность, слушать собственную интуицию и принимать себя, ребенка и его отца в естестве, со всеми достоинствами и недостатками, не пытаясь перекраивать и перестраивать себя и окружающих. Именно в становлении такой зрелой, полноценной личности, в личностном росте и принятии и помогает перинатальный психолог.

Если же, после рождения ребенка, депрессия преследует вас ежедневно, а порой и с приступами панических атак — срочно к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Перинатальная психология и психология родительства: теория и практика

ЦЕЛЬ КУРСА

Повышение профессиональной квалификации специалистов, оказывающих психологическую поддержку беременным женщинам и их семьям, профессиональная подготовка к ведению групп для будущих родителей.

Курс знакомит с многолетним опытом организации и ведения групп для будущих родителей, дает теоретические основы и практические навыки работы с беременными. Обучение на курсе помогает расстаться с широко распространенными мифами о материнстве. Дополнительным бонусом прохождения курса, как отмечают слушатели, является проработка участниками собственных страхов и ошибок, относящихся к теме родительства.

Единственный в России курс обучения перинатальных психологов, где слушатели присутствуют на цельном курсе подготовки к родам с последующим анализом и обсуждением.

Уникальность курса состоит в том, что за период обучения участники разбирают под руководством мастера 25–30 конкретных случаев, благодаря чему формируются профессиональное мышление и компетенции. В первую сессию участники анализируют по определенному плану видеосюжеты с будущими родителями, а затем между сессиями проводят самостоятельно психологическую диагностику беременных с обсуждением в последующем со специалистом результатов обследования. Во время второй сессии слушатели присутствуют при проведении мастером экспресс-тренинга подготовки к родам.

Слушатели овладевают научно обоснованными и проверенными на практике разнообразными современными методами диагностики, развития и коррекции психологической готовности к родительству, большинство методик слушатели получают из рук самих авторов. Обучение проходит в группах до 12 человек, в дружественной обстановке, с вниманием к вопросам и потребностям каждого слушателя. Обучение у М.Е. Ланцбург никого не оставляет равнодушным. Ознакомьтесь с подробной программой курса ниже.

! В программу включено прохождение 3-дневной практики и самостоятельная работа с беременными уже во время обучения.

Дополнительные скидки для иногородних! Возможна оплата за счет организации!

По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации от Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Института развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО»).

Авторы и ведущие

Ланцбург Марина Евгеньевна

директор «Школы для Пап и Мам», перинатальный психолог, кандидат биологических наук, руководитель Центра перинатальной психологии, руководитель программы «Перинатальная психологи и психология родительства: теория и практика», автор и ведущий обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов в области перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, доцент факультета психологии образования МГППУ.

Филиппова Галина Григорьевна

доктор психологических наук, профессор, научный руководитель НОУ дополнительного образования «Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы»; профессор, заведующий кафедрой психологии развития и акмеологии Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы (ИППиПРС)профессор кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии Московского медико-стоматологического университета (МГМСУ) им. Семашко; вице-президент Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины.

Коева Наталия Юрьевна

врач акушер-гинеколог, с 22-летним стажем работы в роддоме.

Программа курса

Теоретическая часть

Общие понятия перинатальной психологии

1.Предмет перинатальной психологии. Диада «мать-дитя» и система «отец-мать-ребенок»: история изучения и современный взгляд.

2.Структура родительской сферы личности по Г.Г. Филипповой. Ресурсный подход к диагностике материнской сферы М.Е. Ланцбург.

3.Онтогенез материнской сферы женщины: этапы развития материнских компетенций от собственного рождения до родов и выращивания своих детей.

Психология беременности

4.Беременность как этап становления родительства.

  1. Специфика переживаний женщины и задачи психологического сопровождения в каждом из трех триместров беременности.

6.Рисуночные методы диагностики родительской сферы: рисунки «Я и мой ребенок», «Я и моя мама сейчас», «Я в детстве и моя мама», семейная социограмма

  1. Бланковые методы диагностики: опросник по шевелению плода Г.Г. Филипповой, опросник по онтогенезу материнской сферы Г.Г. Филипповой, анкета по изменения в период беременности, анкета для беременных М.Е. Ланцбург.
  2. Тесты на диагностику ценностей и потребностей будущих родителей
  3. Психологическое консультирование при беременности:
  • индивидуальное
  • семейное

Психология родов и подготовка к рождению ребенка

  1. Подготовка к родам:
  • Психологические задачи подготовки к родам
  • Формула гармоничного отношения к родам  М.Е. Ланцбург
  • Методики работы с болью
  • Партнерские роды
  • Техники дыхания, позиции. Массаж
  • Ассоциативный метод диагностики готовности к родам М.Е. Ланцбург
  1. Комплексный подход в подготовке к материнству и отцовству: программа экспресс- и полного курсов для беременных.
  2. Экзистенциальный подход как методология работы с родителями.

Психологическое сопровождение семьи с младенцем

  1. Психологические аспекты грудного вскармливания как формы взаимодействия матери с ребенком на первом году жизни и в раннем возрасте.
  2. Роль отца в беременности, родах и раннем возрасте.

15.Трансформации семейной системы в связи с рождением ребенка.

  1. Развивающие занятия с младенцем.
  2. Воспитание ребенка на первом году жизни.
  3. Профилактика переутомления матери на первом году жизни ребенка.
  4. Признаки депрессии и кризиса идентичности после рождения ребенка.
  5. Виды поддержки, в которых нуждается мать с младенцем и как организовать необходимую ей помощь.

Специфика психологического консультирования при лечении бесплодия и применении вспомогательных репродуктивных технологий.

Практическая часть

  1. I. Тренинги:

1.Установления контакта с клиентом.

  1. Формирование устойчивой позиции психолога в работе с беременными.
  2. Развитие невербальных средств взаимодействия родителей с ребенком.
  3. Телесноориентированные техники, методы релаксации, визуализации, аутотренинга — индивидуально и в паре.

4.Арттерапия в работе с будущими родителями.

  1. II.Cамостоятельное выполнение слушателями комплекса методик с будущими родителямимежду сессиями с последующим обсуждением в группе на 2 сессии.

IIIВключенное наблюдение за работой психолога с беременными женщинами в целостном курсе подготовки к родам

Перинатальная психология — это… Что такое Перинатальная психология?

Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) — новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный — понятие состоит из двух слов: пери (peri) — вокруг, около и натос (natalis) — относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной).

История

Инициатором создания пре- и перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Dr. phil. Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках). В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в Иванове в 1994 году. При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства». По перинатальной психологии имеется специальный сайт Российского психологического общества.[1]

Концепция

Пре- и перинатальная психология исходит из психоаналитических моделей (Graber, Caruso, Kruso), теоретических и методологических концепций психологии развития (Schindler) и эмбриологии (Blechschmidt). Психонейроэндокринология беременности и родов (Fedor-Freybergh) обеспечила решающую связь между психологией и медициной, и позволила плодотворно совместно работать над одной проблемой психологам, неврологам, генетикам, гинекологам, акушерам, неонантологам, педиатрам и эндокринологам.

Базовые перинатальные матрицы

Создателем теоретической базы этой психологии считается Станислав Гроф — один из основателей трансперсональной психологии. Он вывел теорию перинатальных матриц. (Подробнее об этом — в его книге [2]). По его представлениям перинатальные события у человека фиксируются в виде четырех основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами:

  • Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности». Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его возможности, способность к адаптации. (У желанных детей базовый психический потенциал выше).
  • Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы». Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребенок частично регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери. Родостимуляция формирует патологическую матрицу жертвы.
  • Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы». Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит.
  • Четвёртая перинатальная матрица: «Матрица свободы». Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или в течение всей жизни. (Если ребенок был разлучен с матерью после рождения, то свободу и независимость он может расценивать как обузу.)

Считается (Н. П. Коваленко), что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы.

Достижения в области медицины дают возможность изучать условия жизни в матке и реакции плода на различные стимулы. Современная перинатальная психология позволяет исследовать глубинные области человеческой психики и проследить возникновение человеческой личности на самом раннем развитии, еще до рождения человека. [3]

Перспективы развития

Новая психология быстро развивается, поскольку отвечает потребностям совершенствования процессов развития, воспитания и обучения (пренапедия) детей в эпоху демографического кризиса, вызванного прекращением гиперболического роста численности населения Земли. Психологизация обучения позволяет использовать пре- и перинатальную психологию как необходимый этап реформирования школьного обучения.

Ссылки

  1. Перинатальная психология
  2. «Космическая игра»
  3. Жизнь до рождения

Библиография

  • Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб, 2000.
  • Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.,УРАО. 2005.
  • Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. — М., Эксмо. 2006.
  • Материалы V Всероссийского Конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии (Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.). — М., 2005.
  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: «Издательство АСТ», 2005. ISBN 5-17-011168-1
  • Chamberlain D. Babies Remember Birth. — 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.

Wikimedia Foundation. 2010.

Перинатальная психология — это… Что такое Перинатальная психология?

Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) — новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный — понятие состоит из двух слов: пери (peri) — вокруг, около и натос (natalis) — относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной).

История

Инициатором создания пре- и перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Dr. phil. Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках). В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в Иванове в 1994 году. При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства». По перинатальной психологии имеется специальный сайт Российского психологического общества.[1]

Концепция

Пре- и перинатальная психология исходит из психоаналитических моделей (Graber, Caruso, Kruso), теоретических и методологических концепций психологии развития (Schindler) и эмбриологии (Blechschmidt). Психонейроэндокринология беременности и родов (Fedor-Freybergh) обеспечила решающую связь между психологией и медициной, и позволила плодотворно совместно работать над одной проблемой психологам, неврологам, генетикам, гинекологам, акушерам, неонантологам, педиатрам и эндокринологам.

Базовые перинатальные матрицы

Создателем теоретической базы этой психологии считается Станислав Гроф — один из основателей трансперсональной психологии. Он вывел теорию перинатальных матриц. (Подробнее об этом — в его книге [2]). По его представлениям перинатальные события у человека фиксируются в виде четырех основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами:

  • Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности». Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его возможности, способность к адаптации. (У желанных детей базовый психический потенциал выше).
  • Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы». Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребенок частично регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери. Родостимуляция формирует патологическую матрицу жертвы.
  • Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы». Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит.
  • Четвёртая перинатальная матрица: «Матрица свободы». Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или в течение всей жизни. (Если ребенок был разлучен с матерью после рождения, то свободу и независимость он может расценивать как обузу.)

Считается (Н. П. Коваленко), что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы.

Достижения в области медицины дают возможность изучать условия жизни в матке и реакции плода на различные стимулы. Современная перинатальная психология позволяет исследовать глубинные области человеческой психики и проследить возникновение человеческой личности на самом раннем развитии, еще до рождения человека. [3]

Перспективы развития

Новая психология быстро развивается, поскольку отвечает потребностям совершенствования процессов развития, воспитания и обучения (пренапедия) детей в эпоху демографического кризиса, вызванного прекращением гиперболического роста численности населения Земли. Психологизация обучения позволяет использовать пре- и перинатальную психологию как необходимый этап реформирования школьного обучения.

Ссылки

  1. Перинатальная психология
  2. «Космическая игра»
  3. Жизнь до рождения

Библиография

  • Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб, 2000.
  • Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.,УРАО. 2005.
  • Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. — М., Эксмо. 2006.
  • Материалы V Всероссийского Конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии (Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.). — М., 2005.
  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: «Издательство АСТ», 2005. ISBN 5-17-011168-1
  • Chamberlain D. Babies Remember Birth. — 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.

Wikimedia Foundation. 2010.

Перинатальная психология — это… Что такое Перинатальная психология?

Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) — новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный — понятие состоит из двух слов: пери (peri) — вокруг, около и натос (natalis) — относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной).

История

Инициатором создания пре- и перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Dr. phil. Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках). В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в Иванове в 1994 году. При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства». По перинатальной психологии имеется специальный сайт Российского психологического общества.[1]

Концепция

Пре- и перинатальная психология исходит из психоаналитических моделей (Graber, Caruso, Kruso), теоретических и методологических концепций психологии развития (Schindler) и эмбриологии (Blechschmidt). Психонейроэндокринология беременности и родов (Fedor-Freybergh) обеспечила решающую связь между психологией и медициной, и позволила плодотворно совместно работать над одной проблемой психологам, неврологам, генетикам, гинекологам, акушерам, неонантологам, педиатрам и эндокринологам.

Базовые перинатальные матрицы

Создателем теоретической базы этой психологии считается Станислав Гроф — один из основателей трансперсональной психологии. Он вывел теорию перинатальных матриц. (Подробнее об этом — в его книге [2]). По его представлениям перинатальные события у человека фиксируются в виде четырех основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами:

  • Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности». Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его возможности, способность к адаптации. (У желанных детей базовый психический потенциал выше).
  • Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы». Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребенок частично регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери. Родостимуляция формирует патологическую матрицу жертвы.
  • Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы». Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит.
  • Четвёртая перинатальная матрица: «Матрица свободы». Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или в течение всей жизни. (Если ребенок был разлучен с матерью после рождения, то свободу и независимость он может расценивать как обузу.)

Считается (Н. П. Коваленко), что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы.

Достижения в области медицины дают возможность изучать условия жизни в матке и реакции плода на различные стимулы. Современная перинатальная психология позволяет исследовать глубинные области человеческой психики и проследить возникновение человеческой личности на самом раннем развитии, еще до рождения человека. [3]

Перспективы развития

Новая психология быстро развивается, поскольку отвечает потребностям совершенствования процессов развития, воспитания и обучения (пренапедия) детей в эпоху демографического кризиса, вызванного прекращением гиперболического роста численности населения Земли. Психологизация обучения позволяет использовать пре- и перинатальную психологию как необходимый этап реформирования школьного обучения.

Ссылки

  1. Перинатальная психология
  2. «Космическая игра»
  3. Жизнь до рождения

Библиография

  • Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб, 2000.
  • Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.,УРАО. 2005.
  • Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. — М., Эксмо. 2006.
  • Материалы V Всероссийского Конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии (Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.). — М., 2005.
  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: «Издательство АСТ», 2005. ISBN 5-17-011168-1
  • Chamberlain D. Babies Remember Birth. — 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.

Wikimedia Foundation. 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *