Перинатальная это – 17. Структура перинатальной смертности. Роль женской консультации в перинатальной охране плода. Перинатальная смертность

Содержание

Перинатология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 ноября 2017; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 ноября 2017; проверки требуют 8 правок.

Перинатология (др.-греч. peri — вокруг + лат. natus — рождение + др.-греч. λόγος — учение, наука) — наука, которая изучает перинатальный период. Она находится на стыке акушерства и педиатрии.

Перинатальный период — период от 22 (ранее от 28)[прояснить] недели беременности (антенатальный)[1], включающий период родов (интранатальный) и заканчивающийся через 168 часов (7 дней, неделя) после рождения (постнатальный).

Исследования, проводимые в перинатальном периоде с привлечением генетических, биохимических и ультразвуковых методов, позволили выявлять врожденную и наследственную патологию плода в ранние сроки беременности и по показаниям прерывать её. Не менее важен интранатальный период. Объективный диагностический контроль состояния матери, родовой деятельности и состояния плода дал возможность глубже понять физиологию и патофизиологию родового акта с более точной оценкой акушерской ситуации и оптимизации способов родоразрешения. Разрабатываются различные аспекты патогенеза, клиники и диагностики асфиксии и родовой травмы, методы их коррекции.

Большие успехи достигнуты в области изучения иммунопатологии беременности и диагностики наследственной патологии.

По мере развития перинатологии временные параметры перинатального периода расширились — стали выделять пренатальное (дородовое) развитие зародыша и плода, начиная с процессов оплодотворения до 28 недели беременности. Таким образом, перинатология стала включать все периоды внутриутробного развития человека.

В рамках развития перинатологии начинает зарождаться новое направление — плодовая (фетальная) хирургия.

Перинатология зародилась в 1960-х годах, когда усовершенствование исследований и технологий позволили врачам диагностировать и лечить внутриутробные осложнения, в то время как ранее для диагностики врачи использовали только наблюдение за частотой сердечных сокращений и данные о движениях плода со слов матери.

Развитие амниоцентеза в 1952 году, забор крови плода во время родов, более тщательное наблюдение за сердцебиенем плода в 1968 году, проведение УЗИ в реальном времени в 1971 году позволили осуществлять раннее вмешательство и снизить уровень смертности.

В 1961 году Альберт Уильям Лилэй предложил способ внутриутробного переливания крови при резус-несовместимости в Национальном женском госпитале в Австралии, таким образом осуществив первое внутриутробное лечение.[2]

  • Абрамченко В.В., Шабалов Н.П. Клиническая перинатология. Петрозаводск, 2004. — 424 с.
  • Шабалов Н.П., Цвелев Ю.В., Кира Е.Ф., Кочеровец В.И., Пальчик А.Б., Шапкайц В.А., Беженарь В.Ф., Берлев И.В., Глуховец Б.И., Иванов Д.О., Бескровный С.В., Кириченко В.Ф., Лисс В.Л., Софронова Л.Н., Васильев В.Е., Петренко Ю.В., Резепова И.В., Рябинин Г.Б., Глуховец Н.Г. Основы перинатологии.Учебник для студентов медицинских вузов. Москва, 2004. 3-е издание.- 640 с. ISBN 5-98322-056-X
  • Современная перинатология: организация, технологии и качество //Материалы X Ежегодного Конгресса специалистов перинатальной медицины. VIII Cъезд Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины. М., 2015.
  • Современная перинатология: организация, технологии и качество // Материалы IV Ежегодного конгресса специалистов перинатальной медицины. М., 2009. -113 с.
  • Павлова Н.Г. Актуальные проблемы перинатологии-итоги 20 лет исследований лаборатории физиологии и патофизиологии плода // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. Т. LIX. № 1. С.51-56.
  • Авторский алфавитный указатель статей, опубликованных в журнале «Российский вестник перинатологии и педиатрии за 2008 г. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. Т. 54. № 6. С. 117-119.
  • Kurjak, Asim; Chervenak, Frank (2006). Textbook of Perinatal Medicine (2nd ed.). CRC Press. ISBN 978-1-4398-1469-7.

Перинатальный период — это… Что такое Перинатальный период?

Перинатальный период (от др.-греч. peri — около + лат. natalis — относящийся к рождению) — околородовой период; делится на:

  • антенатальный (лат. ante — перед) — дородовой
  • интранатальный (лат. intra — внутри) — непосредственно роды
  • постнатальный (лат. post — после) — 7 дней (неделя) после родов

Интра- и постнатальный периоды являются стабильной величиной. В антенаталь­ный период сначала включали продолжительность беременности до родов, начиная с 28 недель. При этом остается критерием не только срок гестации, но и масса плода (1000 граммов). В последующем было показано[кем?], что плод может выживать и при меньшем сроке гестации[источник не указан 199 дней], и тогда антенатальный период в большинстве развитых стран начали исчислять с 22—23 недель (масса плода 500 граммов). Период беременности до этого назвали пренатальным, то есть предшествующим рожде­нию жизнеспособного плода.

Исследования, проводимые в пренатальном периоде с привлечени­ем генетических, биохимических и ультразвуковых методов, позволили выявлять врожденную и наследственную патологию плода в ранние сроки беременности и по показаниям прерывать её. Не менее важен интранаталь­ный период. Объективный диагностический контроль состояния матери, родовой деятельности и состояния плода дал возможность глубже понять физиологию и патофизиологию родового акта с более точной оценкой аку­шерской ситуации и оптимизации способов родоразрешения.

Внедрение новых диагностических и терапевтических технологий спо­собствовало значительному прогрессу охраны здоровья плода и ново­рождённого. Разработаны и широко применяются в практике методы интенсивной терапии новорождённых, родившихся в асфиксии, с внут­ричерепной травмой, недоношенными или с экстремально малой массой. Благодаря научным и практическим достижениям в настоящее время во многих клиниках мира выживают 70% детей, родившихся в сроки от 22 до 28 недель гестации.

В рамках развития перинатологии начинает зарождаться новое направ­ление — фетальная хирургия.

Перинатальная смертность

Перинатальная смертность в России определяется числом погиб­ших плодов, начиная с 22 недели гестации (масса плода 1000 граммов и более, длина 35 сантиметров и более), во время родов и новорождённых в первые 7 дней (168 часов) после рождения и рассчитывается на 1000 живорождённых.

Умерших в анте- и интранатальном периодах относят к мёртворож­денным (показатель мертворождаемости), число умерших в первые 7 дней после родов составляет раннюю неонатальную смертность.

Перинатальная смертность учитывается во всех странах мира. Этот показатель отражает здоровье нации, социальное положение народа, уро­вень медицинской помощи вообще и акушерской в частности.

В развитых странах мира перинатальная смертность ниже 1 промилле. При этом учитывают всех родившихся, начиная с 22 недель гестации (масса более 500 граммов). В России прерывание беременности до 28 недель относят к абортам. Дети, выжившие в эти сроки гестации (масса тела менее 1000 граммов, длина тела менее 35 сантиметров) и пережившие 168 часов (7 суток), регистрируются в ЗАГСе как живорож­дённые, а матери выдают листок нетрудоспособности по беременности и родам. При этом прерывание беременности до 28 недель в отчёт лечебного учреждения о числе родов не входит.

В перинатальную смертность включаются все родившиеся после 28 недель и имеющие массу тела более 1000 граммов и длину более 35 сантиметров. При этом различают антенатальную, то есть дородовую, смертность детей; интранатальную (умершие во время родов) смертность и постнатальную (умершие в течение 7 дней после рождения) смертность. Перинатальная смертность в России постоянно снижается, но она выше, чем в развитых странах: в 2000 году — 13,18 промилле, в 2001 г. — 12,8 промилле, в 2002 г. — 12,1 промилле; в 2003 году — 11,27 промилле; в 2004 году — 10,6 промилле, в 2005 г. — 10,2 промилле, 2006 году — 9,7 промилле.

Государственное значение имеет не только снижение перинатальной смертности, но и перинатальной заболеваемости, так как здоровье в пери­натальном периоде в большой мере определяет таковое на протяжении всей жизни человека.

Перинатальные центры

Большое значение в снижении перинатальной заболеваемости имеет создание в России перинатальных центров, где концентрируются беременные высокого риска. При перинатальных центрах предусматри­вается создание отделений по оказанию помощи детям после выписки из родильного дома — 2-й этап выхаживания новорожденных. На 2-й этап переводятся дети, рожденные с малой (меньше 1500 граммов) и экстремально малой (менее 1000 граммов) массой; родившиеся с явлениями кислородной недо­статочности; родовой травмой и другими заболеваниями. Создание пери­натальных центров предполагает использование новейших технологии, современной диагностической и лечебной аппаратуры. В этих центрах имеются все условия для оказания высококвалифицированной помощи матери и ребёнку.

См. также

Литература

Ссылки

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ — это… Что такое ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ?


ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

перината́льный

(пери… + лат. natal is относящийся к рождению) относящийся к периоду непосредственно после родов (или к родам).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.

перинатальный
ая, ое (нем. perinatal греч. реri вокруг, около, возле + лат. natalis относящийся к рождению).
мед. Относящийся к периоду непосредственно перед родами и первой неделе после них.
|| Ср. антенатальный, постнатальный, пуэрперальный.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

.

Синонимы:
  • ПЕРИМЕТРИТ
  • ПЕРИНЕФРИТ

Смотреть что такое «ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • перинатальный — перинатальный …   Орфографический словарь-справочник

  • перинатальный — прил., кол во синонимов: 1 • околородовой (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • перинатальный — перинат альный …   Русский орфографический словарь

  • перинатальный — …   Орфографический словарь русского языка

  • перинатальный — ая, ое. Мед. Относящийся ко времени перед родами, в период родов и после них. П. центр. П ые осложнения …   Энциклопедический словарь

  • Перинатальный — (греч. peri – вокруг, около, возле; лат. natalis – относящийся к рождению) – относящийся к периоду, предшествующему родам (с 28 недели жизни плода), самим родам и/ или времени, непосредственно следующему за моментом родов (7 суток после родов) …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ — Относящийся к периоду, непосредственно предшествующему рождению ребенка, совпадающему с ним или непосредственно следующему за ним …   Толковый словарь по психологии

  • ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ — (perinatal) относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько недель после рождения ребенка. (В России этот период считается с 28 й недели беременности …   Толковый словарь по медицине

  • ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ — [см. пери лат. natalis относящийся к рождению] относящийся ко времени, охватывающему дородовой, родовой и недельный послеродовой периоды развития организма …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Перинатальный — относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения, и заканчивающемуся через несколько недель после рождения …   Словарь по психогенетике


перинатальный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.перината́льныйперината́льноеперината́льнаяперината́льные
Рд.перината́льногоперината́льногоперината́льнойперината́льных
Дт.перината́льномуперината́льномуперината́льнойперината́льным
Вн.   одуш.перината́льногоперината́льноеперината́льнуюперината́льных
неод.перината́льныйперината́льные
Тв.перината́льнымперината́льнымперината́льной перината́льноюперината́льными
Пр.перината́льномперината́льномперината́льнойперината́льных
Кратк. формаперината́ленперината́льноперината́льнаперината́льны

пе-ри-на-та́ль-ный

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [pʲɪrʲɪnɐˈtalʲnɨɪ̯]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. мед. относящийся к предродовому периоду, родам и первому времени после них ◆ Перинатальный период включает антенатальный (внутриутробное развитие плода), интранатальный (собственно роды) и постнатальный (ранний послеродовый период). Т. Ю. Соломатина, «Большая собака, или «Эклектичная живописная вавилонская повесть о зарытом»», 2009 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. околородовой
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.

Пренатальная и перинатальная психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Прената́льная и перината́льная психоло́гия (др.-греч. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука[1] о психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь[2]; один из разделов перинатологии[3].

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка[4].

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber, ученик З. Фрейда), который в 1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году[4], организованного доктором Т. Верни (психиатром)[5].

В 1986 году в Бодгайстене, Австрия, прошёл первый Международный конгресс, где рассматривались вопросы профилактики психологии и аспекты социально ориентированных профессий, и создана Международная ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и медицины (англ. International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM), первым президентом которой избран швейцарский профессор Густав Ханс Грабер. С 1989 года каждые четыре года на английском и немецком языках издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, основанный П. Федор-Фрейбергем[4][6].

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга[k 1]. Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем — Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства»[4][7].

Выделяют три фазы:

  • пренатальная (внутриутробная) — с 22 недели беременности до начала родовой деятельности;
  • интранатальная — с начала родовой деятельности до её окончания;
  • постнатальная (ранняя неонатальная) — первая неделя жизни ребёнка[4][2][1].

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

  • психология зачатия;
  • психология беременности;
  • психология родов;
  • психология раннего постнатального периода[8].

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем[9]

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей[10].

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии[править | править код]

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

  • Эклектически-дилетантский подход. Обоснование теории перинатальной психологии лицами, не имеющими никакого отношения к психологии. Характеризуется ограниченным представлением о перинатальной психологии, эффективность оценивается по собственным впечатлениям и отзывам беременных (как правило положительным).
  • Медико-редукционистский подход. Характеризуется поверхностным подходом врачей-акушеров к пониманию психологии, проблемы объясняются только биологическими причинами.
  • Психолого-редукционистский подход. Отличается наличием стройной теоретической базы, но в противоположность медико-редукционистского подходу считается, что течение репродуктивного процесса определяется по большей части психологическим состоянием партнёров, и поэтому при появлении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским трудностям уделяется мало (или вообще никакого) внимания.
  • Интегративный биопсихосоциальный подход. Сочетание биологических, психологических и социальных построений в единой теоретической модели, направленной на более полное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым[11].
  • Ресурсный подход является продолжением развития перинатальной психологии и психотерапии в сотрудничестве с акушерством. Концептуальные позиции: объект исследования — ресурсы семейной системы, предмет исследования — ресурсы репродуктивной системы. Авторская модель проф., д.пс.н. Коваленко Н.П.
  1. ↑ По другим данным 27 марта 1997 года[7].
  1. 1 2 Дмитриева С. С., Панченко Л. Л. Пренатальные и перинатальные влияния на психофизическое развитие детей. Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (25–27 июня 2009 г.) – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. – С. 111—113
  2. 1 2 Шихова Е. П., Филипповская Т. В. Социология перинатальных практик: право на актуализацию// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2009, № 6 (1), с. 276—281
  3. ↑ Добряков, 2010, с. 18,30.
  4. 1 2 3 4 5 Сидоров, Чумакова, Щукина, 2015.
  5. ↑ Коваленко, 2000, с. 82, 90—91.
  6. ↑ Коваленко, 2000, с. 90—91.
  7. 1 2 Коваленко, 2000, с. 11.
  8. ↑ Добряков, 2010, с. 30—31.
  9. Филиппова Г. Г. Перинатальная психология и психология родительства — новая область исследования и практики в психологии (неопр.) (недоступная ссылка). psymama.ru. Дата обращения 13 марта 2016. Архивировано 18 марта 2016 года.
  10. Батуев, А. С. Роль пренатальной психологии в формировании сознательного родительства / А. С. Батуев, О. Н. Полякова, И. А. Новикова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2012. — Т. 17, № 1. — С. 136—139.
  11. ↑ Добряков, 2010, с. 33—42.
  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. — СПб. : Спецлит, 2015. — ISBN 5457892042.
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. — СПб. : Ювента, 2000. — ISBN 5-87-399-134-0.
  • Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.,УРАО. 2005.
  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: «Издательство АСТ», 2005. — ISBN 5-17-011168-1
  • Добряков, И. В. Перинатальная психология. — СПб. : Питер, 2010. — ISBN 978-5-49807-191-6.
  • Chamberlain D. Babies Remember Birth. — 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.

Перинатальный период — это… Что такое Перинатальный период?

период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, П. п. начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более). Продолжительность П.п. различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов. Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка. В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П.К. Анохина, у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции (см. Плод) объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.). Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно бо́льшая, чем в другие периоды. На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни. Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиологических родов наблюдается выраженная активация гипофизарно-надпочечниковой системы роженицы и эндокринных желез плода, что проявляется повышением концентрации кортазола и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода. Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного. Так, при родах через естественные родовые пути у плода наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отмечаются одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в кровеносные сосуды эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. В случаях, когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), своевременно не включается система дыхания; становление дыхания происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно делается адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационно-компенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствует более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия, наоборот, ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни. У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей с низкой массой при рождении (1000—1500 г) период адаптации удлиняется до 3—4 недель. Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода, начиная с 28-й недели беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 168 часов жизни (см. Антенатальная патология, Перинатальная патология).

Перинатальная патология — это… Что такое Перинатальная патология?

патологические состояния и заболевания плода и новорожденного, которые возникают в перинатальном периоде. В нашей стране Перинатальный период исчисляется с 28-й недели беременности (когда масса плода достигает 1000 г и более, рост 35 см и более), включает период родов и заканчивается через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, перинатальный период начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более). По времени возникновения выделяют антенатальную (дородовую), интранатальную (возникшую во время родов) и постнатальную (послеродовую), или раннюю неонатальную, патологию. Механизм возникновения П. п. сложен и обусловлен нарушениями фетоплацентарного кровообращения, эндокринных, обменных и иммунологических соотношений в системе мать — плацента — плод, а также воздействием инфекционных и токсических агентов, проникающих через организм беременной к плоду, особенностями течения родов и степенью зрелости плода и новорожденного. Фетоплацентарная недостаточность во время беременности ведет к развитию хронической гипоксии, гипотрофии, функциональной незрелости; сопровождается снижением жизнеспособности плода и возможностью развития асфиксии новорожденного, энцефало- и пневмопатии. По данным различных исследователей, среди причин гибели плода и новорожденного в перинатальном периоде первое место занимает асфиксия новорожденного, второе — врожденные пороки развития, третье — нарушения дыхания, внутриутробная инфекция и внутричерепная родовая травма. Развитию П. п. способствуют патологическое течение беременности (угроза выкидыша, недонашивание, перенашивание, поздние токсикозы беременных) и патологическое течение родов (быстрые и затяжные роды, преждевременное излитие околоплодных вод, аномалии предлежания плода, патология пуповины и плаценты в родах, несвоевременное или травматичное проведение оперативных родоразрешающих вмешательств). Патология в родах служит причиной развития родовой травмы и асфиксии новорожденного. При осложненном течении беременности (экстрагенитальные заболевания, поздние токсикозы беременных, перенашивание беременности) плод часто испытывает кислородную недостаточность, у него наблюдаются метаболические нарушения и изменения водно-соленого обмена. При перенашивании беременности у новорожденных в период адаптации превалируют изменения водно-солевого обмена в виде гиперкалиемии и эксикоза. У детей, рожденных женщинами с пороками сердца и поздним токсикозом беременных, обнаруживаются метаболический ацидоз, гипопротеинемия со снижением содержания в крови альбуминов и глобулинов. При наличии у матери сахарного диабета возможны нарушения углеводного и липидного обмена у новорожденного, причем наблюдающаяся при этом гипогликемия сопровождается высоким катаболизмом белка, что приводит к гипопротеинемии и изменениям водно-солевого обмена. Такие заболевания и патологические состояния эндокринной системы матери, как диффузный токсический зоб, болезнь Иценко — Кушинга, дисфункция яичников и коры надпочечников, оказывают неблагоприятное влияние на плод и новорожденного: у детей отмечают нарушения деятельности ц.н.с., сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Заболевания крови у беременной, например гипохромная анемия и тромбоцитопеническая пурпура, особенно иммунная форма, сопровождаются проявлениями анемии и тромбоцитопении у новорожденных. Миастения у матери обусловливает возникновение у новорожденного неонатального миастенического синдрома (см. Миастения). Внутриутробная инфекция, по данным ВОЗ, является причиной смерти 22% новорожденных: 20% эмбрионов и плодов погибает во внутриутробном периоде или рождается с пороками развития. Инфекционные болезни могут развиваться как до рождения ребенка (внутриутробные инфекции), так и после (постнатальные инфекции). Внутриутробные инфекции (Внутриутробная инфекция) вызываются различными вирусами, микоплазмами, бактериями, простейшими и грибками. Возбудители инфекции попадают в организм плода различными путями; основным является восходящий путь, но возможны также гематогенный и трансплацентарный. Восходящий путь проникновения возбудителей инфекции наблюдается при угрозе прерывания беременности в ранние сроки, при истмико-цервикальной недостаточности, длительном безводном периоде в родах. Заражение плода кишечной палочкой происходит главным образом восходящим путем при воспалительных заболеваниях у беременной (кольпит, пиелонефрит). Коли-бактериальная инфекция может повлечь за собой как гибель плода, так и рождение ребенка с проявлениями сепсиса, менингита и менингоэнцефалита. Возрастает роль стрептококка группы В как возбудителя внутриутробной и ранней постнатальной инфекции, которая может протекать как сепсис или менингит. Клинически врожденная бактериальная инфекция может носить локальный характер (конъюнктивит, отит), а также протекать в форме сепсиса. Внутриутробные инфекции, особенно бактериального происхождения могут протекать с клинической картиной тяжелых гипоксических состояний и быстро приводить к гибели детей. Среди бактериальных внутриутробных инфекций встречаются листериоз и сифилис. Листериоз является относительно редким заболеванием, для которого характерны воспалительные очаги в печени, селезенке, легких, почках, надпочечниках, в мозговых оболочках и веществе головного мозга, а также в желудочно-кишечном тракте. В воспалительных очагах выявляется возбудитель инфекции. При врожденном сифилисе специфический гранулематозный процесс возникает в коже, селезенке, печени, легких и ц.н.с. плода. В очагах воспаления иногда обнаруживаются трепонемы. Внутриутробное инфицирование дрожжеподобными грибками чаще происходит в результате аспирации содержимого родовых путей во время родов и значительно реже в антенатальном периоде. Очаги поражения локализуются в органах дыхания или в желудочно-кишечном тракте, а также нередко в головном мозге. При поражении плода в антенатальном периоде вирусом герпеса в печени и легких плода развиваются очаги альтеративного воспаления; поражение кожи встречается редко. Возможно поражение вирусом цитомегалии (см. Цитомегаловирусная инфекция). Сравнительно часто внутриутробные заболевания вызывают возбудители острых респираторных вирусных инфекций — вирусы гриппа, парагриппа, аденовирус и др. При внутриутробном развитии болезни патологические изменения локализуются в дыхательных путях плода, но нередко преобладают изменения в печени, почках, ц.н.с. Наблюдается поражение головного мозга в виде менингоэнцефалита. Возможно также развитие заболеваний, вызываемых энтеропатогенными вирусами, в первую очередь Коксаки-вирусами (см. Энтеровирусные болезни). В этом случае может возникнуть менингоэнцефалит с поражением почти всех отделов головного мозга. Наряду с этим наблюдаются миокардит, очаговые поражения печени, почек, надпочечников. Вирусные инфекции, особенно краснуха у беременной, могут сопровождаться нарушениями развития эмбриона и плода, причем в основном тех его органов, в которых размножается возбудитель инфекции. Это происходит как за счет прямого повреждения закладывающегося органа, так и в результате потребления размножающимся возбудителем инфекции субстратов, предназначенных для развития плода. При внутриутробном заражении плода микоплазмой также возможно развитие менингоэнцефалита и десквамативной пневмонии с преимущественными изменениями альвеолоцитов. В цитоплазме, реже в ядре пораженных клеток содержится возбудитель инфекции; вокруг него возникает очаговая деструкция клетки. Выявляется также геморрагический диатез. Возможно возникновение внутриутробной протозойной инфекции — токсоплазмоза. Для него наиболее характерны возникновение очагов некроза в головном мозге и развитие в последующем на их месте кист. Вокруг этих участков отмечаются глиоз ткани головного мозга и очаговое отложение солей кальция. В постнатальном периоде доминирующими возбудителями инфекционных болезней новорожденных являются золотистый стафилококк, кишечная палочка, клебсиелла, а также смешанная вирусно-бактериальная инфекция, Профилактические мероприятия по предупреждению П. п. должны охватывать период беременности (антенатальная профилактика), период родов (интранатальная профилактика), а также период после рождения ребенка (постнатальная профилактика).

Принципы антенатальной профилактики П.п. заключаются в создании для беременной женщины таких условий труда и быта, которые обеспечивают возможность сохранения ее здоровья и благоприятного развития плода.

Систематическое наблюдение за беременной, начиная с самых ранних сроков беременности, своевременная диагностика возможных осложнений и дифференцированное наблюдение в зависимости от степени риска П. п. являются основой оказания профилактической и лечебной помощи как беременной, так и плоду (см. Антенатальная охрана плода). Применение лекарственных средств во время беременности должно осуществляться под строжайшим контролем врача, т.к. возможно их проникновение через плаценту и неблагоприятное влияние на плод. Через плаценту проходят омнопон (пантопон), морфин, эфир, закись азота, предион, промедол, барбитураты, сердечные гликозиды, аминазин, витамины, большинство гормональных препаратов, антибиотики, сульфаниламиды и многие другие препараты. Барьерная функция плаценты проявляется только в физиологических условиях. Под воздействием патогенных факторов (инфекционных, аллергических, токсических) эта функция снижается. Снижение числа случаев П. п. тесно связано совершенствованием акушерской помощи беременным. Благодаря развитию новых лабораторных, функциональных и клинических методов исследования можно контролировать зачатие плода. С помощью ультразвукового сканирования (см. Ультразвуковая диагностика) проводят измерение полости матки и устанавливают сроки беременности начиная с 4-й недели беременности, выявляют неразвившуюся и многоплодную беременность, прогнозируют возможность прерывания беременности. Начиная с 12—13-й недели беременности удается получить изображение головки, а с 16-й недели — туловища плода и провести их измерение с тем, чтобы вовремя выявить отставание развития или другую патологию, основываясь на прямой корреляции между бипариетальным диаметром головки плода и сроком беременности Ультразвуковое сканирование позволяет определить гидроцефалию, микроцефалию, универсальный отек плода и другие аномалии развития, размеры плаценты, ее локализацию и преждевременную отслойку.

Перинатальная патология иммунного и генетического характера выявляется с помощью методов ультразвуковой диагностики, амниоцентеза с забором околоплодной жидкости и крови плода. Применение амниоцентеза позволяет производить иммунные и генетические исследования. Фетоамниоскопия и определение пола плода при наследственной патологии, сцепленной с полом, способствуют снижению числа врожденных генетических заболеваний.

Исследование околоплодных вод с помощью спектрофотометрии позволяет диагностировать внутриутробно гемолитическую болезнь плода. При биохимическом исследовании околоплодных вод в этом случае выявляют повышение содержания белка, глюкозы, а также специфического белка плода — альфа-фетопротеина. Исследование содержания белка, альфа- и бета-протеина, иммуноглобулинов в крови плода и околоплодных водах имеет важное значение в диагностике внутриутробной инфекции, установлении степени тяжести гемолитической болезни и вероятности развития гиалиново-мембранной болезни.

Электрокардиография и фонокардиография плода, кардиомониторное наблюдение и амниоскопия используются для оценки его состояния до родов. С их помощью своевременно выявляют гипоксию плода и патологию пуповины. Исследование микродоз крови из предлежащей части плода применяют для определения кислотно-основного состояния и напряжения кислорода. Комплексные данные, полученные путем биохимического исследования околоплодных вод, крови плода и кардиотокограмм, позволяют совершенствовать профилактику перинатальной патологии. Большое значение имеет профилактика инфекционной патологии во время беременности, родов и в раннем неонатальном периоде. Для этих целей необходимо своевременно диагностировать и лечить острые и латентные инфекционные болезни беременных, строго соблюдать санитарно-гигиенический режим при оказании пособий роженице и новорожденному (рациональный уход за новорожденным, грудное вскармливание и т.д.), см. также Антенатальная патология. Библиогр.: Антонов А.Г., Бадюк Е.Е. и Тылькиджи А.А. Гомеостаз новорожденного, М., 1984; Браун Дж. и Диксон Г. Антенатальная охрана плода, пер. с англ., М., 1982; Гармашева Н.Л. и Константинова Н.Н. Введение в перинатальную медицину. М., 1978; Кирющенков А.П. и Тараховский М.А. Влияние лекарственных средств на плод. М., 1990; Клиническая патология беременности и новорожденного, под ред. М.Н. Кочи и др., пер. с англ., М., 1986; Кошелева Н.Г. Профилактика перинатальной заболеваемости и смертности. М., 1979; Мидлил В. и Воцел Й. Практическая неопатология, пер. с чеш., М., 1986; Неонатология, под ред. В.В. Гаврюшова и К.Д. Сотниковой, Л., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1—2, М., 1987; Серов В.Н., Стрижаков А.Н и Маркин С.А. Практическое акушерство, М., 1989; Справочник неонатолога, под ред. К.А. Таболина и Н.П. Шабалова, Л., 1984.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *