Отсутствие эмпатии это – Отсутствие эмпатии — запись пользователя Таня (DevYShKaParaDOKs) в сообществе А без садика нам лучше! в категории воспитание в семье

Содержание

Эмпатия — Википедия

Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сочувствие.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[1]. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так, в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания

[2]. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности[3]. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению

[4]. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее[5].

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра

[1].

В фантастических произведениях способность к эмпатии часто связывается (в разной степени) с теми или иными проявлениями экстрасенсорики, каковые доступны не всем людям. В основном, описанная там эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое[6]

[7]. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

Выделяют следующие виды эмпатии:

  • Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
  • Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
  • Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

  • Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
  • Сочувствие — один из социальных аспектов эмпатии, формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека[8].

Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером[9], который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства[4].

Одно из первых[4] определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным

»[10].

Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие)[4].

Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника[11].

Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов в премоторной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета

[12]. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии[13][14][15][16][17].

Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.

Существует несколько опросников для измерения эмпатии. Наиболее современными являются «Empathy Quotient», разработанный в 2004 году С. Бароном-Коэном и С. Уилрайт[18] и его перевод «Уровень сопереживания»[19]

, приспособленный к русскоязычным выборкам В. Косоноговым[20].

  1. 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
  2. John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464.
  3. ↑ Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
  4. 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия (рус.) (html) (недоступная ссылка). Пси-фактор. Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 30 апреля 2011 года.
  5. Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и её роль в психотерапии (рус.) (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  6. Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5.
  7. Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X.
  8. ↑ Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 — ISBN 978-3-659-52776-0, ISBN 3659527769
  9. Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии (рус.) (html) (недоступная ссылка). Журнал «Фундаментальные исследования».
    Дата обращения 1 апреля 2011.
    Архивировано 25 марта 2013 года.
  10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6.
  11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4.
  12. ↑ Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions, Cognitive Brain Research 3 131—141
  13. ↑ Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
  14. ↑ Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie [Empathy naturalized]. L’Encéphale, 28, 9-20.
  15. ↑ Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
  16. ↑ Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
  17. ↑ Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50
  18. ↑ Baron-Cohen S., & Wheelwright S. (2004). The Empathy Quotient: An investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal of Autism and Developmental Disorders, 34, 163—175.
  19. ↑ Уровень сопереживания. Опросник. (неопр.).
  20. ↑ Kosonogov V. (2014). The psychometric properties of the Russian version of the Empathy Quotient. Psychology in Russia: State of the Art, 7(1), 96-104. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 января 2020. Архивировано 20 октября 2016 года.

Нарушения эмпатии и проблемы ее регуляции // Татьяна Карягина ≪ Scisne?


У детей, которых в семьях постоянно оценивают и сравнивают с идеалом родителей, чаще диагностируют нарциссическое личностное расстройство. Психолог Татьяна Карягина рассказала, о нарциссизме, регуляции эмпатии и профессиональном выгорании, а также о том, почему нужно обсуждать с детьми их чувства и переживания.

Проблемы и нарушения эмпатии являются диагностическим признаком нарциссического личностного расстройства, психопатического (или, как чаще говорят, антисоциального) и при нарушениях, связанных с аутизмом. Конечно, не только при этих заболеваниях, расстройствах, но и при других наблюдаются какие-то особенности, изменения эмпатии. Но именно для этих трех нарушения эмпатии считаются настолько важными, что включены в список диагностических признаков.

Начнем с нарциссизма. Существует гипотеза, почему именно у Карла Роджерса и психоаналитика Хайнца Кохута эмпатия является центральным элементом их психотерапевтических систем. И Хайнц Кохут, и Карл Роджерс в 1950-е годы работали в одном и том же Чикагском университете, при этом друг друга не знали, поскольку психоаналитики не воспринимали неклинически ориентированных психологов. Это очень странно, но это факт, что приблизительно в одно и то же время они работали в одном и том же месте, друг друга не знали, но пришли приблизительно к одинаковым выводам совсем с разных позиций. Именно в их системах эмпатия является ключевым психотерапевтическим процессом и важнейшим условием нормального личностного развития.

Нэнси Мак-Вильямс, известный американский психоаналитик, объясняет это так: студенты Чикагского университета работали в клинике при университете. Это университет престижный, дорогой, и среди студентов была очень высока доля людей с определенным нарциссическим характером или даже расстройствами личности. И проблемы нарциссизма настолько связаны с эмпатией, что и вызвали такую важность эмпатии в работе и практике Карла Роджерса и Хайнца Кохута. Они обосновали эмпатию как способ лечения именно нарциссического расстройства, по мнению Нэнси Мак-Вильямс.

Сейчас действительно говорят об эпидемии нарциссических расстройств. Наша жизнь все больше вынуждает нас ориентироваться на внешние требования, а не на внутренние — проще казаться, чем быть. Имидж, внешнее впечатление гораздо важнее, чем сущностные вещи. Мы постоянно оцениваем себя: рейтинги, конкуренция, сравнение — это пронизывает жизнь с детства. Дети, которые вырастут в нарциссических личностей, живут в семьях, где их постоянно оценивают: критикуют или хвалят (то и другое часто чрезмерно) и не откликаются на их переживания эмпатически. Я очень упрощаю картину, чтобы подчеркнуть роль эмпатии, но она действительно здесь видна.

Что происходит, когда взрослые эмпатически откликаются на переживание ребенка? Он получает подтверждение своему переживанию, получает подтверждение нормальности того, что с ним происходит, его переживание принимается. Если я переживаю, значит, я существую. Ребенок получает подтверждение и своего существования. Если ребенок этого не получает, если его постоянно оценивают с точки зрения внешних требований, идеалов и желаний родителей, то не формируются очень важные структуры его переживания. Вообще переживания как таковые не формируются.

Роджерс говорил об условном принятии, о том, что ребенка принимают, только если он соответствует каким-то требованиям. И все это приводит к тому, что при нарциссическом расстройстве главным симптомом является… Если эти пациенты нашли в себе силы пожаловаться, признать свое несовершенство, они жалуются на огромную, всепоглощающую пустоту, на отсутствие себя. И чем занимаются терапевты в психотерапии? Это одна из парадигм лечения нарциссических расстройств. Они своей эмпатией восполняют пробелы, восполняют то, что не было получено пациентом в детстве. Они восстанавливают эти эмпатические провалы, дефициты.

При психопатии обычно объясняют так. У лиц с психопатией не возникает сочувствия, сопереживания жертве, и это не тормозит их жестокость, их агрессию, противоправные действия. Если бы было сочувствие и переживание, то это, может быть, их восстановило бы. На уровне мозга найдены тоже значительные изменения в функционировании отделов, связанных с эмоциями и эмпатией.

Одно из последних исследований показало, что при психопатии нарушена в основном непроизвольная эмпатия. Показывалось видео в такой эмпатогенной ситуации, когда причиняется какой-то вред, и сначала была инструкция просто очень внимательно наблюдать за происходящим, чтобы потом подробно это описать. В такой ситуации было явное различие между людьми с психопатией и условно здоровыми людьми. У людей с психопатией не было возбуждения эмпатических отделов мозга. А если была инструкция на сопереживание: «Сопереживайте персонажу, сопереживайте тому, что происходит на экране», то эта разница исчезала. Возбуждались эмпатические отделы мозга, плюс к этому у людей с психопатией возбуждались отделы мозга, ответственные за воображение. То есть это был способ компенсации дефицита этой непроизвольной эмпатической реакции.

Если это врожденное нарушение, то не формируется с детства склонность к эмпатии, поэтому задача как можно раньше диагностировать эти нарушения и включить детей в специальные программы.

Картина с аутизмом не так понятна. Там практически каждый день новые исследования вносят новые черточки в картину. Но сейчас довольно убедительной кажется гипотеза не дефицита, а переизбытка. То есть у людей с аутизмом возникает гипервозбуждение эмпатических отделов, очень сильная хаотичная реакция. И они заражены эмоцией другого, они не могут с этим справиться. Это очень сложно, это невыносимое состояние.

В одном из наших исследований взрослые люди, которым в детстве был поставлен диагноз «синдром Аспергера» (это высокоинтеллектуальные люди, хорошо социализированные), рассказывают: «Я все понимаю, я знаю, что происходит, я знаю, как надо поступать, но я ничего не могу поделать». С близкими людьми они находят способы, как справляться с этим, а вот в ситуации скопления большого количества людей, с незнакомыми людьми им очень трудно и практически невыносимо. Они не могут справиться с эмоциональным заражением и личным дистрессом.

Вообще проблема регуляции эмпатии в последнее время занимает центральное место в исследованиях. И в этой связи я хотела бы немного подробнее сказать о личном дистрессе. Личный дистресс — это феномен дисрегуляции эмпатии. Под личным дистрессом понимают плохо дифференцированный клубок эмпатически обусловленных чувств, негативных собственных чувств человека, которые возникают, когда он наблюдает, присутствует в ситуации, когда другому человеку плохо. Это и сопереживательные чувства, и эмоциональное заражение, и реактивные чувства — его собственная злость, тревога, раздражение по поводу того, что происходит, по поводу того, что использует другой. Если человек не справляется с этим, то ему уже не до другого, он озабочен собой.

Исследования показали, что люди с высоким уровнем личного дистресса если и помогают, то делают это не ради другого, а чтобы скорее с глаз долой. Но чаще всего они все-таки помогать не будут, особенно если они с легкостью могут выйти из ситуации без последствий, и никто их не осудит, никто не узнает. То есть это, с одной стороны, феномен дисрегуляции эмпатии, но он приводит к моральным, нравственным последствиям.

Наши исследования показали, что этот феномен, уровень личного дистресса, очень связан с тем, как человек относится к собственным чувствам. То, что в психологии называют алекситимией — насколько человек понимает чувства, может их назвать, дифференцировать, насколько он их ценит, насколько он склонен на них полагаться. То, что называют, что у него внешне ориентированное мышление, ему не очень интересен внутренний мир. В сочетании с высоким личным дистрессом это действительно важный комплекс дисрегуляции.

Мы исследуем проблему личного дистресса в связи с таким аспектом, как профессиональное выгорание помогающих профессионалов. Дело в том, что помогающая профессиональная деятельность содержит очень большое количество ситуаций, которые потенциально способны усилить личный дистресс. Это и ситуации, когда очень велик риск, велика ответственность. Это ситуации на грани жизни и смерти, например, в деятельности врача, медсестры, спасателя. Это ситуации, в которых вполне естественная человеческая реакция отвращения или брезгливость — социальные работники с этим сталкиваются. Кроме того, в помогающей деятельности человеческая боль и страдание практически поставлены на поток. И от этого возникает усталость, накапливаются разного рода чувства. Поэтому к помогающим профессионалам надо относиться бережно.

Наши исследования показали, что именно уровень личного дистресса связан с уровнем выгорания: высокий уровень личного дистресса — высокий уровень выгорания. Бытует мнение — оно кочует из научных работ в популярную литературу — о том, что высокая эмпатия приводит к высокому выгоранию. Наверное, это связано с тем, что в этих исследованиях используются методы, не дифференцирующие эмпатию на личный дистресс и на позитивно-ориентированные феномены, на децентрацию, на сочувствие, вчувствование, сопереживание, эмпатическую заботу и так далее. Мы использовали тест, который дифференцирует эти феномены, и он показал, что только личный дистресс способствует выгоранию. А позитивные эмпатические феномены скорее являются предиктором сохранения профессиональной самооценки. Это один из параметров профессионального выгорания — снижение или сохранение профессиональной самооценки.

Таким образом эта проблема становится очень важной, она требует внимательного к ней отношения и разработки специальных методов развития эмпатии у помогающих профессионалов, поддержки, супервизии и так далее.

Татьяна Карягина
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, член Ассоциации понимающей психотерапии

Отсутствие эмпатии

Многие черты психопатов: эгоцентричность, отсутствие сожаления, поверхностность эмоций, коварство — часто дополняются полным отсутствием эмпатии (неспособность представить состояние и чувства другого человека). Они не могут войти в чье‑то положение. Чувства других людей психопатов не волнуют.

В какой‑то степени они напоминают бездушных андроидов, персонажей научной фантастики, которым не дано испытать то, что чувствует живой человек. Один насильник (набравший высокие баллы по Контрольному перечню признаков психопатии) заметил, что ему трудно сочувствовать своим жертвам. «Они напуганы? Тогда, знаете ли, я их не понимаю. Мне тоже бывало страшно, но для меня это не было чем‑то неприятным».

Психопаты относятся к окружающим как к средству удовлетворения своих желаний и потребностей. Слабые и ранимые, над которыми психопаты чаще издеваются, чем жалеют, — их любимые жертвы. «Во вселенной психопатов нет такого понятия, как просто слабый, — пишет психолог Роберт Рибер. — По их мнению, кто слаб, тот и глуп; т. е. сам напрашивается на то, чтобы его использовали».9

«О да, ему ужасно не повезло, — огрызнулся молодой заключенный, рассказывая о смерти парня, которого он зарезал во время стычки двух банд. — Даже не пытайтесь внушить мне эту чепуху. Маленький мерзавец получил то, чего заслуживал, поэтому мне его не жаль. Как видите, — он махнул в сторону следователей, — у меня теперь свои проблемы».

Чтобы выжить (как физически, так и душевно), некоторым нормальным индивидам приходится вырабатывать определенную нечувствительность по отношению к отдельным категориям людей. (Так, например, если врач будет слишком эмпатичен по отношению к своим пациентам, его вскоре переполнят эмоции и эффективность его работы снизится.) Их нечувствительность проявляется только по отношению к отдельной целевой группе. По тому же принципу солдат, мафиози и террористов тренируют — весьма эффективно, как снова и снова подтверждает жизнь, — чтобы они считали врага бездушным предметом, а не живым человеком.

Но психопаты демонстрируют общее отсутствие эмпатии. Они безразличны к правам и страданиям как близких, так и посторонних. Если они и поддерживают отношения с супругом/супругой или детьми, то только потому, что считают их своей собственностью вроде магнитофона или автомобиля. Вообще, состояние салона автомобиля беспокоит некоторых психопатов больше, чем состояние души их «любимых». Одна женщина разрешила своему любовнику поприставать к своей пятилетней дочери, потому что «он истощил меня. В тот вечер я уже была не в силах заниматься сексом». Позже она не могла понять, почему власти лишили ее родительских прав. «Она принадлежит мне. Ее жизнь — это мое дело». Все же она не слишком протестовала — лишенная на время слушания дела автомобиля, она куда настойчивее требовала компенсации за проезд в общественном транспорте.

Из‑за неспособности сочувствовать некоторые психопаты совершают поступки, которые нормальным людям кажутся не только ужасными, но и непостижимыми. Они, например, могут пытать или калечить жертву с тем же чувством, с которым мы разделываем индейку на День благодарения.

Однако очень редкие психопаты совершают подобные преступления. Их бессердечие обычно проявляется в менее драматичной (но не менее разрушительной) форме. Сюда относится паразитизм, кормящийся чужой собственностью, сбережениями и чувством собственного достоинства; агрессивные действия, направленные на достижение желаемого; пренебрежение физическим и эмоциональным благополучием родственников; участие в бесконечных случайных, безликих и банальных сексуальных отношениях и т. д.

Сейчас Конни пятнадцать лет, и она парит между детством и взрослой жизнью, окунаясь то в одно, то в другое состояние. Она еще девственница, но жизнь ее уже подстроена под ее расцветающую сексуальность. В один жаркий день, когда семья оставляет ее дома одну, в дом приходит незнакомец, который говорит, что уже давно следит за ней.

«Я твой любовник, дорогая, — [говорит он ей]. — Ты еще не знаешь, что это такое, но скоро узнаешь… Я знаю о тебе все… Я расскажу тебе об этом. В первый раз я всегда добрый. В первый раз. Я буду держать тебя так крепко, что у тебя не возникнет и мысли о том, чтобы уйти или на что‑то надеяться, потому что ты будешь знать, что не сможешь этого сделать. Я войду в тебя и узнаю все твои секреты, и ты сдашься и полюбишь меня…» — «Я звоню в полицию…» [С] его языка сорвалось короткое проклятие, якобы адресованное не ей. Но даже оно звучало натянуто. Затем он снова попытался улыбнуться. Она следила за тем, как его губы искривились в гримасе, напоминавшей улыбку. Все его лицо, с ужасом подумала она, напоминало маску, опускающуюся до самой шеи. «Слушай, дорогая. Мы сейчас выходим и уезжаем. Это будет отличная поездка. Если нет, мы ждем, пока твои родители придут домой, и тогда ты увидишь, что я с ними сделаю… моя маленькая голубоглазая девочка», — нараспев сказал он, хотя это не имело никакого отношения к ее карим глазам…

Джойс Кэрол Оутс, Where Are You Going? Where Have You Been? («Куда ты идешь? Где ты была?»)

Темная сторона эмпатии. Почему сопереживание само по себе не делает лучше ни нас, ни окружающий мир

После инсульта 49-летний мужчина из Бразилии сильно изменился. Он стал добрым и щедрым — даже слишком щедрым. Встретив на улице бездомных детей, он отдавал им все свои деньги. Он оставил работу в офисе и открыл фирму по продаже домашней картошки фри. Бизнес провалился: большую часть еды мужчина раздавал бесплатно. Только благодаря пристальному вниманию жены семья не погрузилась в долги.

Оказалось, что после инсульта у мужчины была повреждена часть мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями и принятие решений. Он чувствовал желание помочь — и тут же приступал к делу, не принимая во внимание другие факторы.

Способность к сопереживанию не случайно считается добродетелью. Без эмпатии мы не смогли бы выйти за рамки своего «я», понимать чужие эмоции, создавать доверительные и близкие отношения.

А еще эмпатия выматывает, вводит в заблуждение и подталкивает к несправедливым поступкам. Руководствуясь самыми благородными чувствами, мы часто причиняем зло не только себе, но и другим людям.

Против эмпатии

Когда психолог Пол Блум написал книгу «Против эмпатии», даже некоторые его студенты решили, что он перегнул палку. Если ты выступаешь против эмпатии, для общества это звучит так, будто ты ненавидишь котят. Как утверждает популярный спикер и писательница Брене Браун, «эмпатия способна растворять стыд, уничтожать ощущение разобщенности, объединять и даже исцелять». И вы утверждаете, что против эмпатии? Вы, наверное, неудачно пошутили.

Психологи выделяют три основных вида эмпатии:
  • Эмоциональная эмпатия — способность переживать те же чувства и эмоции, что и другой человек. Возникает еще в младенческом возрасте: когда плачет один ребенок, начинает плакать другой.
  • Когнитивная эмпатия — способность поставить себя на место другого человека и понять, как он думает. Это интеллектуальный процесс, который уже далек от непроизвольной реакции.
  • Эмпатическая забота — способность, которая побуждает заботиться о других людях и оказывать им помощь.

Пола Блума и некоторых его коллег больше всего беспокоит первый вид, эмоциональная эмпатия. Интуитивно кажется, что способность ощущать чужие эмоции должна автоматически подталкивать к добрым поступкам. Неслучайно репутацию жестоких и безжалостных людей имеют психопаты — люди, у которых эмоциональная эмпатия атрофирована. Но на практике всё гораздо сложнее.

В крупном исследовании ученые из университета Миннесоты не обнаружили почти никакой взаимосвязи между агрессией и низким уровнем эмпатии.

Оказалось, что агрессивными людей делает не отсутствие сопереживания, а слабый контроль над импульсами и эмоциями.

Даже среди психопатов далеко не все становятся маньяками и насильниками. Люди с аутизмом и синдромом Аспергера, несмотря на проблемы с эмпатией, часто придерживаются очень строгих моральных правил.

Эмпатия не защищает от агрессии — именно с помощью призывов к состраданию людей можно подтолкнуть к чудовищным поступкам. «Когда люди думают об эмпатии, они думают о доброте. А я думаю о войне», — пишет Пол Блум.

«Всевозможные зверства, как правило, мотивируются историями о жертвах — белых женщинах, подвергшихся нападению чернокожих, историями о немецких детях, подвергшихся нападению евреев-педофилов».

Мы сочувствуем «своим» — и именно поэтому становимся агрессивнее к «чужим». Можно сколько угодно призывать к христианским добродетелям, но эмпатия так не работает. Попробуйте сопереживать человеку, который убил вашего друга.

Необязательно использовать такой радикальный пример. В одном известном исследовании футбольные фанаты должны были наблюдать, как другим болельщикам причиняют боль с помощью тока. При сканировании мозга было заметно, что болельщики сопереживают только фанатам своего клуба, а в других случаях эмпатическая реакция подавляется. Более того, страдания болельщиков клуба-соперника активировали центры мозга, связанные с удовольствием.

Эмпатия не всегда делает нас добрыми и справедливыми — часто всё происходит ровно наоборот.

Когда сострадания слишком много

Способность разделять чужие эмоции может стать невыносимой обузой. Об этом хорошо знают высокоэмпатичные люди и специалисты помогающих профессий — медсестры, врачи и психотерапевты.

Специалист в области реабилитационных программ Марк Стебницки ввел понятие «эмпатическая усталость». Постоянно сталкиваясь с горем и потерями других, люди испытывают эмоциональное выгорание — чувство опустошенности, физическое истощение и потерю интереса к жизни.

Исследования медсестер показали, что «усталость от сочувствия» приводит к невыходам на работу и частым ошибкам при выдаче лекарств.

Гипотезу о том, что эмпатия подталкивает к альтруизму, много лет исследовал американский профессор-социолог Дэниел Бэтсон. «Эмпатия помогает разрушить границы между одним человеком и другим, она выступает против эгоизма и безразличия», — утверждает он. Но запасы эмпатии не безграничны. К счастью, чтобы помочь другому человеку, необязательно разделять его эмоции. Гораздо чаще более продуктивный шаг — обуздать свои чувства и посмотреть на ситуацию со стороны.

Когда сочувствие заходит слишком далеко, мы перестаем думать о других людях — нас слишком беспокоят собственные страдания. Чтобы эмпатия приносила пользу, ее нужно сдерживать и направлять в нужную сторону.

Однажды в Непале молодая женщина по имени Сита пришла ко мне на консультацию. Ее сестра только что покончила с собой. Ей не давала покоя вина за то, что она не смогла этого предотвратить. Не в силах на чем-то сосредоточиться, она плакала целыми днями, а когда слезы закончились, погрузилась в оцепенение.

Во время одной из наших сессий она посмотрела мне прямо в глаза и сказала: «Вы знаете, каково это — потерять сестру? Я этого не переживу. С тех пор как я родилась, мы жили в одной спальне, мы всё делали вместе. Я не смогла удержать ее».

Ее страдание было таким интенсивным, что застигло меня врасплох. Я вспомнил о самоубийстве своего шестнадцатилетнего двоюродного брата. Мне пришлось приложить огромные усилия, чтобы взять себя в руки и не разрыдаться. Глубина эмоционального резонанса совершенно меня поразила. Но я знал, что, если я заплачу вместе с Ситой, то не смогу ей помочь.

Мне удалось успокоиться и перестать думать о своем колотящемся сердце, о своих глазах, затуманенных слезами, и подавить воспоминание о своем брате. Наконец, когда накал эмоций ушел, я сказал Сите: «Я понимаю твое горе. Я действительно тебя понимаю. Но ты не одинока. Я тоже потерял двоюродного брата почти в том же возрасте, что и ты. Я знаю, как это тяжело. Но я понял и принял тот факт, что я никак не мог этому помешать. Это не моя вина. Эту боль можно преодолеть».

Она вдруг подняла голову и посмотрела прямо в мои глаза, чтобы увидеть, говорю ли я правду. К моему большому удивлению, она встала и обняла меня, пробормотав: «Я попробую. Спасибо».

Из книги Матьё Рикара «Altruism: The Power of Compassion to Change Yourself and the World»

От эмпатии — к рациональному состраданию

Матьё Рикара называют «самым счастливым человеком на земле». Буддийский монах, в прошлом доктор молекулярной биологии, стал героем пионерских исследований о влиянии медитации на мозг.

В одном из экспериментов его попросили смотреть на фотографии и сопереживать страданиям людей, которые были на них изображены. «Эмпатический резонанс очень быстро стал для меня невыносимым. Я почувствовал эмоциональное истощение», — признался Рикар. Затем он вышел из этого состояния и сосредоточился на ощущениях любви и заботы.

Вместо того чтобы просто отражать боль другого человека, медитация любви и сострадания активировала совершенно другие участки мозга.

Исследователь Таня Сингер из Общества им. Макса Планка повторила это исследование на 60 добровольцах, которые не были монахами. В первой груп­пе участники развивали чувство эмпатии к окру­жающим, а во второй — практиковали медитацию любви и сострадания.

Участники из первой группы испытывали больше стресса и негативных эмоций — разница была заметна уже спустя восемь часов тренировок. Медитация сострадания заглушала эмпатический стресс, взращивала чувство заботы и готовность помочь другому.

Подлинный альтруизм имеет мало общего с эмоциональной эмпатией, считают многие исследователи.

Эмпатия быстро истощается, ограничивает круг нашей заботы одним человеком и подталкивает к неэффективным решениям. Интенсивные чувства — плохой ориентир, когда речь идет о моральном выборе.

Так, в исследовании Дэниела Бэтсона участникам рассказали о десятилетней девочке по имени Шери Саммерс со смертельной болезнью — она ждала очереди на лечение, которое должно было уменьшить ее боль. Затем участникам предложили переместить девочку в начало очереди. Когда их просто спросили, стоит ли это сделать, они отказались — ведь есть и другие дети, которым нужна помощь. Но если участников сначала просили представить, как чувствует себя Шери, они решили, что помощь стоит оказать именно ей. Сочувствие оказалось сильнее справедливости.

«Всеми средствами следует обуздать печаль, чтобы сделать мир лучше», — пишет Оксфордский философ и специалист по этике Уильям Макаскилл. Трезвый расчет, а не сопереживание — вот что необходимо, если мы действительно хотим помогать другим. Легко почувствовать себя благородным альтруистом. Гораздо сложнее приносить людям реальную пользу.

Эмоции — плохой помощник в исполнении альтруистических порывов. Иногда благородные намерения наносят огромный вред.

Пожертвования в Африку поддерживают деспотические режимы. Гиперопекающие родители воспитывают детей-невротиков, которые неспособны ко взрослой жизни. Войны и конфликты подогреваются состраданием к жертвам.

Безоглядная эмпатия к немногим может привести к катастрофическим последствиям для всех. Но хотя у эмпатии есть ограничения, конечно, не стоит отказываться от нее целиком.

После кругосветного путешествия на корабле «Бигль» Чарлз Дарвин стал убежденным противником рабства. Согласно современным теориям его времени, белые и негры имели различное происхождение: негры занимали промежуточный уровень между человеком и животным, и обращались с ними соответственно.

До плавания Дарвин, как и многие викторианские джентльмены, считал это вполне справедливым. Только когда он сам увидел страдания и унижение рабов, его мнение изменилось — он стал считать рабство отвратительным и гнусным явлением. С помощью рациональности он вряд ли смог бы прийти к этому выводу.

Эмпатия дарит чувство человеческого контакта, которое не заменить никакими умозаключениями.

Важно помнить, что эмпатия — это средство, а не самоцель.

Как пишет Лесли Джеймисон, «опасность эмпатии не в том, что она заставляет почувствовать себя плохо, а в том, что она заставляет почувствовать себя хорошо». Эмпатия — мощная сила, которую можно использовать как во благо, так и во зло.

Вы не становитесь хорошим человеком просто от того, что можете кому-то сопереживать. Но это неплохое начало.

6 признаков, что у тебя проблемы с эмпатией – HEROINE

Главная функция эмпатии — налаживать взаимопонимание между людьми. Вот почему чем слабее наша способность к сопереживанию, тем сложнее построить здоровые отношения. Ты можешь не подозревать, что причина многих неудач — не злая судьба, а плохая эмпатия. Heroine расскажет, как понять, что ты не чувствуешь других людей.

1. Плохо развита интуиция

Люди часто преподносят тебе сюрпризы: то внезапно обидятся, то предадут или исчезнут. Тебе не раз казалось, что это происходит безо всякой причины. На самом деле, скорее всего, ты плохо чувствуешь окружающих и не замечаешь тревожных знаков в их поведении.

Ты можешь считать человека хорошим другом, не замечая, что он относится к тебе поверхностно. Тебя легко обмануть, поэтому вокруг всегда столько негодяев. Люди, у которых плохо развита эмпатия, и сами могут вести себя грубо, не думая, что их поступки могут ранить окружающих.

Ты не знаешь, бывает ли у тебя то самое предчувствие, и не умеешь прислушиваться к себе.

2. Не умеешь брать ответственность за свои эмоции

Ты не отделяешь свои эмоции от поступков других людей. Если тебя что-то расстроило, значит, человек намеренно хотел обидеть.

Вербально это выражается так: ты нападаешь на других, а не говоришь о своих эмоциях. Вместо того, чтобы сказать: «Я чувствую обиду из-за твоего поступка», произносишь: «Ты обидел меня своим поступком». Кажется, мысль одна и та же, но то, как она выражается, может многое сказать о человеке.

3. Мнительная

Тебе постоянно нужно слышать от человека, что все в порядке. Искать у своих подруг подтверждения, что ваши с парнем отношения в норме. Расшифровывать его поступки. Даже если партнер прямым текстом скажет, что у вас все хорошо, это не убедит тебя окончательно.

Такая мнительность берется опять же из-за проблем с интуицией. Тебе нужны факты и слова, потому что с чувствами у тебя проблема.

1Читать по теме:9 признаков, что ты ипохондрик в отношениях

4. Во время ссоры тебе хочется обидеть человека

Ты не относишься к конфликтам как к способу найти компромисс и решить проблему. Это схватка, в которой нужно защищаться и нападать. Поэтому ты ничего конкретного не пытаешься донести и уж тем более не слушаешь партнера, а только обвиняешь. Не сдерживаешься в выражениях и не думаешь, что сказанные в гневе слова будут влиять на отношения уже после того, как вы помиритесь.

Если хочешь выстраивать здоровую коммуникацию с окружающими, придется научиться правильно конфликтовать. Выражать свое мнение, говорить о собственных эмоциях, не нападая на собеседника.

5. Ты меряешь все своими эмоциями

Если меня все устраивает, значит, и его все устраивает – типичное мышление плохого эмпата. Такой человек на все проецирует свои эмоции и не допускает мысли, что другие могут чувствовать совсем иначе. Поэтому у тех, кто слаб в эмпатии, партнеры всегда внезапно сбегают, хотя все было хорошо. На деле такие ситуации редко бывают неожиданными. Если ты чувствуешь партнера, то вряд ли не заметишь, что он несчастен.

6. Не понимаешь, как можно переживать из-за того, что тебя не касается

Этот признак заметить проще всего. Тебя трудно разжалобить фильмом и уж тем более — книгой. Смеешься над мамой, которая рыдает у телевизора. Не понимаешь, почему в дни массовых трагедий сотни людей из разных городов рыдают, хотя горе их никак не затронуло.

Это нельзя назвать недостатком, ведь тебе проще сохранить хладнокровие и не растрачивать эмоции впустую, чем эмпату. Чрезмерная чувствительность отнимает много сил.

Если узнала в этих признаках себя, не стоит расстраиваться. Эмпатию всегда можно развить, и мы уже рассказывали, как это сделать.

Хорошо ли ты чувствуешь эмоции других людей?

Добавить в избранное

Читайте другие статьи от автора:

На чем основано отсутствие эмпатии?

«Я не понимаю, как ты себя чувствуешь, потому что сама это пережила». Нет, в этой фразе нет ошибки. Она показывает, что нам недостает эмпатии к людям, столкнувшимся с известными нам проблемами.

Старая жестокая индийская традиция велит молодой жене покинуть дом родителей и переехать в дом мужа. Жестока она потому, что зачастую свекровь относится к этой женщине, как к служанке. Можно задаться вопросом, откуда берется такая враждебность, ведь когда-то мать мужа сама оказалась в такой же ситуации, попав в новый дом, и сама подвергалась преследованиям свекрови, которая в юности… и так далее, и так далее. Не должно ли это быть ровно наоборот? Свекровь, пережившая ад, могла бы окружить молодую девушку заботой и любовью. Но так происходит исключительно редко.

Ты возвращаешься на работу из декрета. Бессонные ночи, новые обязанности, сомнения, тоска по ребенку. Ты помнишь, что пять лет назад начальница проходила через то же самое. Ты идешь к ней, надеясь, что она тебя поймет. Не удивляйся, если она тебя проигнорирует. Хотя интуиция подсказывает, что лучше всего нас может понять человек, который сам был когда-то в похожей ситуации.

Группе из 112 человек задали вопрос, какой учитель проявит больше понимания к подростку, которого травят одноклассники: тот, который сам в прошлом это пережил, или тот, у которого все было в порядке. 99 человек ответили, что первый. Так нам кажется. Вопрос задавала группа исследователей из Школы управления имени Келлога Северо-Западного университета и Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете. Однако ученые заранее знали, что интуиция в данном случае нас подводит.

В действительности все наоборот. «Если вам удалось преодолеть какие-то превратности судьбы, вы не способны проявить понимание к человеку, который в данный момент столкнулся с той же проблемой», — говорит Рахель Раттан из Школы управления имени Келлога.

Безразличие будет тем сильнее, чем хуже будет справлять с проблемой другой человек. Так что рассказывать о материнских проблемах стоит, скорее, бездетному коллеге. Ученые проверили это во многих экспериментах.

Первый провели во время соревнований по прыжкам в ледяную воду американского озера Мичиган. Участников эксперимента попросили заполнить опросник: одну группу до прыжка в воду, а вторую через несколько дней. В опроснике рассказывалась история Пата, который тоже собирался прыгать, но в последний момент отказался, потому что слишком замерз. Участники должны были указать, насколько они понимают такое решение, а насколько его осуждают.

Отвечавшие перед собственным прыжком, гораздо чаще с пониманием относились к решению Пата, чем те, кто уже побывал в воде. Вторые в своих оценках были гораздо более жестоки и осуждали поступок молодого человека.

Может быть, отсутствие эмпатии было связано с тем, что в итоге прыжок в ледяную воду оказался отличным развлечением, а в более серьезных жизненных ситуациях мы все-таки способны проявить сочувствие? 

Чтобы проверить это, та же группа исследователей провела другой эксперимент. На этот раз 200 человек прочли историю безработного мужчины, который не мог найти работу и, чтобы добыть средства к существованию, начал торговать наркотиками. Испытуемые должны были ответить на вопрос, насколько они понимают этого мужчину. Ответы вновь расходились с интуитивными предположениями. Те, кто когда-то были безработными, осуждали героя рассказа, а сочувствие проявили те, кто никогда не сталкивался с такой ситуацией или не имели работы в момент проведения эксперимента.

Самая серьезная проблема, с которой сталкиваются подростки, это преследование со стороны ровесников. Будем ли мы лучше понимать чувства жертвы, если сами пережили подобный опыт? 

Ученые Школы управления имени Келлога и Уортонской школы бизнеса задали этот вопрос в интернет-анкете группе из 300 человек. Им предложили историю про подвергающегося преследованиям подростка: в одной версии он успешно избавился от травли, в другой — нет. Жертвы преследований в отличие от тех, кто никогда не попадал в такую ситуацию, лучше понимали подростка, который преодолел проблемы. Интересно, что те же самые люди меньше всего сочувствовали жертве, которая не умела справиться с ситуацией.

Лоран Нордгрен

С чем связана такая бессердечность? Как говорит один из авторов исследования, Лоран Нордгрен (Loran Nordgren), люди забывают, какие чувства и эмоции они испытывали, когда боролись в прошлом с проблемой. Они знают, что было тяжело и неприятно, но не способны вспомнить своих ощущений. Если им удалось преодолеть превратности судьбы, они чувствуют, что ситуация была каким-то жизненным вызовом, с которым было необходимо справиться. Поэтому они проявляют гораздо меньше эмпатии к тому, кто борется с похожей проблемой в настоящий момент.

В психологии такое явление называют «эмпатическим разрывом» («empathy gap»). Первым описал это явление Джордж Левенштейн (George Loewenstein) из Университета Карнеги-Меллон. Мы не только не можем оценить, как чувствует себя в конкретной ситуации другой человек, но даже с трудом даем оценку собственным будущим эмоциям.

Джордж Левенштейн

Левенштейн задал участникам эксперимента вопрос, какую сумму они хотят получить за участие в опыте, во время которого им придется опустить руку в ледяную воду. Больше всех потребовали те, кто проделывал это недавно. Меньше — те, кто был в такой ситуации какое-то время назад. Самую меньшую сумму назвали люди, которые никогда не делали ничего подобного. Однако собственные эмоции мы все-таки понимаем лучше, чем чувства окружающих. В другом эксперименте участников спросили, насколько, в шкале от 1 до 11, они готовы исполнить танец перед публикой. Потом им задали вопрос, насколько готовы сделать это другие люди. Собственную смелость люди оценили гораздо ниже. Представляя себя танцующими на сцене, мы чувствуем стыд, страх поражения. Что испытывают другие люди, делающие то же самое, мы понять уже не можем.

Мы проявляем эмпатию только тогда, когда в данный момент сами испытываем похожие проблемы. Левенштейн собрал участников эксперимента в спортивном зале и разделил на две группы. Первая 20 минут занималась интенсивными упражнениями, а вторая отдыхала. Потом всем предложили прочесть короткий рассказ о людях, потерявшихся в лесу без воды и пищи. Ученый задал вопрос, что будет больше мучить этих людей: голод или жажда? Участники, которые делали упражнения и сами испытывали жажду, сказали, что им будет недоставать воды. Вторая группа чаще говорила о еде.

Кристин Лагатутта

Большинство из нас согласится, что мы действительно так себя ведем. И это, к сожалению, оборачивается негативными последствиями. 

Многие исследования показывают, что пациенты с онкологическими заболеваниями и находящиеся в больницах дети часто получают недостаточно обезболивающих средств. Медсестры и врачи недооценивают, как сильно те ощущают боль. 

Даже будучи родителями, которые хотят своим детям только хорошего, мы становимся жертвами собственной психики. Кристин Лагатутта (Kristin Lagattuta) из Калифорнийского университета в Дэвисе показала, что родители не способны понять эмоциональные потребности своих детей. Чаще всего они недооценивают их страхи и тревоги. Родителям кажется, что если у них самих все в порядке, то проблем нет и у детей. Они не помнят, как сами боялись темноты или ответа у доски.

К сожалению, отмечает Лоран Нордгрен, программы терапии и психологических тренингов обычно базируются на идее, что самую лучшую поддержку может оказать человек, который сам прошел через подобный опыт. О том, как побороть зависимость рассказывают люди, которые с ней порвали, наставником молодой сотрудницы становится ее начальница, которая сумела в ходе своей карьеры пробить стеклянный потолок. Можно ли несмотря на все это развить в себе эмпатию? 

Нордгрен советует отвлечься от собственного опыта, перестать вспоминать о том, как чувствовали себя мы сами, находясь в той или иной ситуации, и попытаться представить, что испытывает другой человек. 

Помочь может более широкий взгляд на проблему, например, размышление о том, как справляется с ситуацией большинство возвращающихся на работу молодых родителей. Стоит заглянуть в статистику и исследования. Наш собственный опыт — это единичный случай на фоне тысяч других, поэтому его нельзя обобщать и переносить на других. Каждый человек чувствует по-своему.

Люди с низкой эмпатией

Что же касательно людей, которые входят с  эмоционально недоступными людьми в отношения, то они часто чувствуют, что ими пренебрегают, их не любят. Они не чувствуют, что их поддерживают. Нет той синтонности, баланса в отношениях, когда ты вкладываешь, и тебе возвращается.

Причины эмоциональной неудовлетворенности в отношениях могут быть разнообразными. Это и разность эмоционального уровня двух человек, и личностное расстройство партнера, и эмоциональное насилие. Однако наиболее частая причина такого положения вещей – эмоциональная  недоступность одного из партнеров.

Эмоционально недоступные люди

Тут нет никакого злодейства по отношению к другому члену пары. Дело в низкой эмпатии, присущей данному человеку. Но речь не об аутизме, синдроме Аспергера или шизоидной личности. Такой человек рождается вполне нормальным, и даже бывает наделен от природы большей эмоциональностью, чем в среднем, но  на определенном этапе жизни, он блокирует все эмпатические порывы.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Иногда потому, что среда диктует ему, будто быть эмпатичным позорная слабость, а иногда потому, что эмпатирование приносит довольно сильные переживания, которые конкретная личность не может переварить. В один прекрасный день, под очередным напором переживаний, мозг этой личности решает: «Хватит нам этого!» и ставит блок между лобной корой и лимбикой.

Что происходит? А происходит разобщение процессов. Лобная кора сама по себе. Она принимает и обрабатывает сигналы от других людей, но они остаются на уровне интеллектуального осмысления. В лимбику они не поступают. Собственные переживания тоже остаются внутри человека, не достигая лобной коры, и не осознаются. Чаще всего вся «лимбическая  энергия» уходит вниз к центрам регуляции деятельности организма: сердцебиению, потоотделению, давлению и т.п.

На практике, для самого носителя эмоциональной недоступности это будет выглядеть так. Он может видеть переживания другого и рассуждать о том, что это плохо так страдать. Но в душе его не будет никаких шевелений. Либо у самого у него могут возникать всякие эффекты типа сердцебиения и поднятия давления, но человек не может их связать с чувствами и будет считать, что он болен. Это один из механизмов образования психосоматической симптоматики.

При этом человек не всегда выглядит унылым сухарем. Он просто совершенно не попадает в такт чувствам другим, не понимает, в каких ситуациях он ранит окружающих. Он может веселиться на похоронах и удивляться, что тут все унылые сидят. Жизнь-то продолжается!

Более того, такие люди привлекают окружающих, потому что их поведение притягивает взор. Иногда они кажутся такими пофигистами или наоборот сильными личностями, которые силой воли преодолевают тяготы жизни. Часто так же людям, видящим, что тут с эмоциями какая-то заковырка, хочется разобраться, в чем дело, посмотреть поближе. Женщины нередко «западают» на подобных мужчин из-за фантазий, что человеку нужна помощь и она непременно спасет его своей любовью.

Эмоционально недоступными могут быть в равной степени и мужчины и женщины. Но женщины чаще жалуются и больше страдают от отсутствия эмоциональной отдачи.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Как можно определить эмоционально недоступного человека? В основном по тому, что он всячески старается избежать любых форм общения, где градус эмоций может повышаться. Это касается в основном межличностного общения. По другим поводам он может быть вполне эмоционален, болеть до одури за любимую команду, быть ярым политиком и беззаветно спасть животных.

Он не говорит о чувствах и даже если его вызвать на прямой разговор ему это явно не нравится, раздражает и он пытается избежать подобных разговоров.

Человек  не любит говорить о себе, о своем прошлом, планах на будущее, о том, чего он добился и что может делать.

Избегает обсуждать  или выяснять отношения. Это не то чтобы принцып, просто подобные мероприятия рождают у него явный дискомфорт, и он их избегает.

Часто, когда у него спрашивают мнение или просят выразить отношения, он отвечает неопределенно.

Он плохой коммуникатор, люди часто на него обижаются, он их невольно оскорбляет и ранит.

Часто сбегает из отношений, как только чувствует, что эмоциональный фон становится слишком выраженным.

При первых же признаках влюбленности он предпочитает начать какие-нибудь отношения где-нибудь, лишь бы тут было не слишком много переживаний. Бывает, что у него параллельно 2 или 3 романа, чтобы нигде эмоционально слишком не напрячься.

Что же касательно людей, которые входят с  эмоционально недоступными людьми в отношения, то они часто чувствуют, что ими пренебрегают, их не любят. Они не чувствуют, что их поддерживают. Нет той синтонности, баланса в отношениях, когда ты вкладываешь, и тебе возвращается.

Зачем это все надо? Нужно знать, что такие люди присутствуют в жизни. С ними трудно и не стоит винить себя, что между вами такое происходит. Не надо думать, «ну как мне еще извернуться, чтобы сделать человека счастливым».

Во-первых, вы не можете сделать это в одностороннем порядке, он или она сами должны решить. Если их все устраивает, то насильно изменять  кого-то  бесперспективно.

Во-вторых, это состояние является определенным балансом и гармонией. Да, можно и лучше, и полнее, и живее. Но человек чувствует себя вполне нормально, потому что он сам себя обезболил.

Если что-то менять и копать, то это не только труд, но и поднятие целых пластов негативного опыта. Человек должен решиться на это сам. Никого насильно счастливыми не сделать.опубликовано econet.ru.

Наталья Стилсон

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *