Молдавский танец — Хореографический ансамбль Вдохновение
Народные танцы душа своего народа, его яркая и незабываемая история, повседневные бытовые заботы.
Зажигательные молдавские танцы имеют древние корни. Данная статья посвящена особенностям, разновидностям танцевальной культуры молдавского народа.
Танцевальная культура молдавского народа
Все виды танцев молдавского народа взяли свое начало из обрядов, ярмарок и веры. Выражали благодарность земле за плодородие, благословляли воинов и охотников, защищали семью от бед и болезней. В настоящее время этот древний смысл забыт, но осталась сила, яркость и нрав своей народности.
Молдавский танец раскрывает всю красочность народности, со всеми оттенками и бытовыми действиями.
Ансамбль танца молдаван танцует от всего сердца, щедро раздавая своим дорогим зрителям горстями бурю ярких эмоций, щедрые улыбки, красочность родного народа и особенности национальных костюмов, украшенных орнаментальным рисунком и вышивкой.
Что касается движений отражающих музыкальное сопровождение, они дышат характером и темпераментом, силой и ловкостью. Талант раскрыт в полную силу, духовные качества нации отражаются у каждого танцора в глазах, улыбки, танце. Историческое становление, его особенности, победы и поражения полноценно представляет молдавский народный танец на сцене.
Танцы исполняются под мелодичные песни, хлопками ансамбль танца отбивает ритм. Музыкальные инструменты применяются:
- ударного направления;
- духового звучания:
флейта, скрипка, цимбала.
Сатирические и шутливые частушки весело дополняют смысловые значения всего танца.
Веселый молдавский танец исполняется на свадьбах, именинах, торжественных мероприятиях. Озорной, живой, неповторимый, зажигает на лицах улыбки и зовет в пляс всех, кто за ним наблюдает.
Как ранее уже писалось, каждый танец несет свой сакральный танец, далее будут рассмотрены названия танцев и их значение для народа. Так как они подразделяются: торжественные, возрастные, сольные и групповые.
Название молдавского танца и его значение.
Молдавский танец
- молдавский танец «Жок» – имеет двойное значение:
1) плясовой танец – танец пожилых мужчин и танец – шутка молодых людей;
2) сельчане устраивали народные гуляния.
- молдавский танец «Хора» – танец сельского праздника, исполняется круговыми движениями, все участники держаться за руки. Принимают участие, как мужчины, так и женщины.
- молдавский танец «Жаворонок» – зажигательный, живой танец, может исполняться как сольно, так и коллективно. Строится на активных движениях руками и ногами. Плясовой, веселый, шуточный, заряжающий положительными эмоциями.
- «Сырба» молдавский танец – живой, молодежный танец исполняется парами, основные движения отрабатываются ногами. Пляска строится на перестройки, все участники держаться за руки.
Выше представлены самые распространенные, популярные и известные во всем мире танцы. Помимо этого представленные классификациями:
- проведение ритуалов;
- сезонные;
- охрана семьи;
- танцы с предметами;
- героические;
- почитание женщин;
- бытовые заботы;
- природные;
- шуточные.
Разнообразие и разновидности движений, мелодий, появились в связи с тем, что народ живет на большой территории, на каждом участке, появляются дополнительные элементы.
Вывод о молдавском танце.
Танец это душа народа молдавская народность со всей страстью и красочностью делится с другими людьми, наполняя праздник самобытностью и неповторимостью.
Молдавский танец видео раскрывает все функции танцевального искусства молдавского народа, все движения четко и профессионально отработаны, сильные музыкальные композиции подходят по смысловому восприятию. А народные костюмы дополняют восприятие.
Все эти моменты помогут всем желающим, разучит различные танцы и удивить гостей праздника.
Еще по теме:
Основные движения Молдавского танца
Руки
Позиции рук
Исходная позиция.
Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти направлены ладонями к корпусу.
1-я позиция,
В чистом виде для молдавского танца не характерна. Встречается в парном танце, когда исполнители, стоя лицом друг к другу, держатся за руки.
2-я позиция.
Обе руки свободно раскрыты в стороны по линии плеч, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх.
3-я позиция.
Встречается в массовом танце; исполнители, держась за руки, поднимают их вверх.
В комбинированных положениях одна рука часто находится в 3-й позиции, кисть приподнята, направлена пальцами вверх, ладонью в сторону и слегка «к себе», другая рука в
ном положении.
Положения рук
1-е положение.
Обе руки, согнутые в локтях, лежат ладонями сбоку на талии, локти направлены в стороны и чуть вперед.
2-е положение.
Одна рука находится между 2-й и 3-й позициями, кисть поднята и направлена ладонью вперед, другая рука лежит ладонью сбоку на талии. Голова приподнята и повернута к плечу руки, лежащей на талии.
3-е положение.
Одна рука приложена ладонью сзади к затылку, локоть направлен в сторону и чуть отведен назад. Другая рука лежит ладонью сбоку на талии. Голова приподнята и чуть повернута к плечу руки, лежащей на талии.
Расположение танцующих и положение рук в парных танцах
4-е положение.
Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, на расстоянии вытянутой руки один от другого: девушка справа, юноша слева. Левая рука девушки ладонью положена на правое плечо юноши, правая рука юноши положена ладонью на левое плечо девушки причем рука девушки находится поверх руки юноши, обе руки вытянуты в локтях и плотно соприкасаются одна с другой.
Свободные руки лежат сбоку на талии или раскрыты в стороны.
5-е положение.
Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша правой рукой держит девушку сзади за талию. Левая рука девушки, согнутая в локте, ладонью положена на правое плечо юноши. Свободные руки исполнителей или лежат сбоку на талии, или раскрыты в стороны.
6-е положение.
Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Правой рукой юноша держит девушку сзади за талию, левая рука девушки положена сзади на талию юноши. Руки скрещены позади, причем рука юноши лежит поверх руки девушки. Свободные руки лежат сбоку на талии или раскрыты в стороны.
7-е положение.
Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева, и держатся за руки, скрещенные перед собой,— правой рукой за правую, левой рукой за левую. Левая рука девушки находится поверх правой руки юноши.
8-е положение.
Исполнители стоят друг перед другом на небольшом расстоянии, держась за руки: правой за левую, левой за правую. Соединенные руки, свободные в локтях: а) опущены вниз, б) подняты в стороны до уровня плеч (в этом случае исполнители стоят наискосок один от другого).
9-е положение.
Исполнители стоят наискосок один от другого, правым плечом друг к другу. Правой рукой юноша держит девушку с левого бока за талию. Правая рука девушки положена на левое плечо юноши.
Левые руки подняты в стороны.
Исполнители могут стоять левым плечом друг к другу, в таком случае руки меняются направлениями.
10-е положение.
Исполнители стоят наискосок один от другого, правым плечом друг к другу. Правая рука девушки, вытянутая в локте, ладонью положена на левое плечо юноши. Правая рука юноши положена ладонью на левое плечо девушки.
Левые руки подняты; в стороны. Исполнители, повернув головы друг к другу и слегка откинув их, смотрят друг на друга.
Исполнители могут стоять левым плечом друг к другу, в таком случае руки меняются направлениями.
11-е положение.
Исполнители стоят правым плечом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, положив кисти правых рук ладонями друг к другу на правое плечо. Руки вытянуты в локтях и плотно соприкасаются одна с другой.
Левые руки или лежат сбоку на талии, или приложены ладонями сзади к затылку, или раскрыты в сторону.
Верх корпуса чуть отклонен на левый бок, головы слегка приподняты и повернуты лицом одна к другой.
Исполнители могут стоять левым плечом друг к другу, в этом случае руки меняются направлениями.
Стили молдавского танца. Молдавский танец
Похожие главы из других работ:
Влияние татуировки на жизнь человека
3. Стили татуировки
Этнические татуировки, навеяны, в основном, древними племенными рисунками, пещерной живописью, орнаментами народов мира. Популярностью пользуются восточные этнические татуировки — мотивы, иероглифы, индейские рисунки…
Искусство витража. История и технология
1.4 Стили витражей
Многообразие витражей настолько же велико, насколько богата фантазия художников, их создающих. Витраж — это одно из наиболее эффектных и выразительных средств для интерьера. Классические витражи К интерьеру с четкими линиями…
История и стили фламенко
2.2 Стили фламенко
Стили фламенко различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные стили — тона, солеа, фанданго и сегирийя (Tona, Solea, Fandango y Seguiriya) — относятся к категории канте хондо (cante jondo, наиболее древнее ядро фламенко…
История рождения и развития восточного танца
III. Стили и виды восточного танца в разных странах
Стили: Египетский «стиль» Расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами, но не бешеный ритм. По большей части быстрая, иногда очень затейливая (оркестрованная) расцвеченная музыка, особенно вступления. Много Максума и барабанов…
История становления русского балета
2.3 Новые традиции, стили и направления классического танца
Школа бережно хранила традиции классического танца, но в тоже время активно откликалась на все новое. С 20-х годов класс акробатической поддержки вел П.Гусев, а класс гротеска — О.Мунгалова…
Классический стиль дизайна в интерьере
1.2 Стили интерьера
Европейский стиль интерьера Если обратить внимание на интерьеры европейских домов, знакомые нам по фильмам или фотографиям, складывается впечатление, что «там» люди стараются обходиться минимумом стен и перегородок…
Культура античного мира: культура Древней Греции
5.4 Другие стили
Эолийскую капитель, представлявшую собой раннюю форму капители ионической, обнаружили в Смирне (современный город Измир) в Малой Азии и на острове Лесбос. Этот архитектурный стиль датируется началом VI в. до н.э. Коринфская капитель…
Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века
2. Художественные стили
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность…
Марк Фабий Квинтилиан и его значение для становления науки о технике речи
5.5 Художественные стили
Квинтилиан устанавливает три стиля судебного красноречия — аттический (краткий, чистый, сильный), азианский (напыщенный и пустой) и Родосский (средний между ними, смешанный). Это разделение носит у Квинтилиана вполне объективный характер…
Направления, течения и стили в искусстве
2. Стили в искусстве XX в.
…
Основные стили джазового танца
2. Основные стили джазового танца
Существует классификация стилей танца. Однако это не значит, что не существует других. Их можно назвать второстепенными. Эти стили очень отличаются друг от друга, но нельзя сказать, что они не связаны. Очень часто они сходны и во многом совпадают…
Религиозно-духовная музыка Древней Руси
2. Стили и жанры
…
Составление цветочной композиции «Воздушная фантазия»
1.2 Стили букетов
Очень тяжело систематизировать все типы цветочных композиций, которых насчитывается несколько десятков, а то и сотен. Тем не менее, некоторые западные специалисты и в частности Д.Г. Хессайон, по наиболее общим чертам…
Стили в искусстве
2.3 Стили искусства.
На уровне культурных эпох и направлений искусства исследова-тели говорят о стилях искусства Древнего Египта, Византии, роман-ском, готическом, стиле классицизма, барокко, рококо, модерн…
Танец в киноискусстве
Направления и стили танца
Балет: — Романтический — Классический — Современный Бальные танцы: Европейская программа — Медленный вальс — Квикстеп (быстрый фокстрот) — Танго — Фокстрот — Венский вальс Латиноамериканская программа — Ча-ча-ча -…
Жок | Молдавский танец 3 буквы |
Хора | Молдавский танец 4 буквы |
Молдовеняска | Молдавский народный танец 12 букв |
Жок | Молдавский народный танец 3 буквы |
Молдовеняска | Молдавский народный танец быстрого темпа 12 букв |
Шейк | Современный английский бальный танец, возникший как парный бытовой танец импровизационного характера 4 буквы |
Воладор | (исп. volador — летун) танец Орла, ритуальный танец-игра у индейцев Мексики и Центральной Америки 7 букв |
Падекатр | Французский бальный танец, в буквальном переводе- танец четырех 8 букв |
Танго | Старинный аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом 5 букв |
Канкан | Эстрадный танец, исполняемый в быстром темпе с высоким вскидыванием ног (первоначально- французский танец публичных балов) 6 букв |
Молдавский танец
65
План
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Оглавление.
Введение.
Танцевальное искусство молдавского народа – одна из самых ярких страниц мировой хореографии. Жизнерадостное, солнечное, увлекающее ритмом и каскадом движений, оно всегда производит огромное впечатление на зрителей.
На оригинальность, самобытность молдавской народной хореографии я обратила внимание, когда ещё только начала знакомиться с искусством танца, а сейчас, будучи уже студенткой, с огромным интересом и удовольствием взялась за исследование молдавского хореографического творчества. И не только одно любопытство обосновывает мой выбор темы дипломной работы.
Молдавский танец любят и танцуют большое количество самодеятельных коллективов страны. Но всегда ли исполнители достоверно точно передают особую манеру молдавского народного танца? К сожалению, далеко не всегда.
Проблема в том, что не всегда правильно оценивается роль народного творчества в развитии самодеятельного искусства. Недостаточно глубоким изучением народных истоков и традиций объясняется появление в печати таких «терминов» как «Молдованяска», «Молдаванеску», «Джок». Этим же можно объяснить наличие в танцевальной литературе танца «Юла», который возник на основании случайных непроверенных материалов. Только незнанием действительности можно объяснить в песнях образ «смуглянки – молдаванки с бубном» (бубен не бытует в Молдавии). Это не что иное, как остатки неграмотного отождествления молдаван и цыган. Тем же объясняется трактовка музыки танца «Оляндра» как мазурки, хотя они имеют различную ритмическую основу. По той же причине в печати появляются эскизы костюмов, далеко уводящие от действительного представления о молдавском народе.
Поэтому, в своей дипломной работе я постаралась передать точные сведения, касающиеся всех аспектов, имеющих то или иное отношение к многообразию молдавского народного танца. Отсюда можем вывести цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Первые шесть задач находят своё решение в теоретической части.
На первый план помещены сведения об истоках хореографического искусства на территории Молдавии, ведь историческим прошлым этноса обусловлены формы и тематика танцев, бытующих в народе. Так, в процессе исследовательской работы было выяснено, что молдавский народный танец берёт начало от первобытных обрядовых плясок северофракийских племён гетов и даков, кроме того, до сих пор сохраняет черты первобытно-круговых плясов и своеобразие античной хореографии. Об этом свидетельствуют найденные в разное время вазы, настенные росписи, скульптурные рельефы, запечатлевшие пляски древних людей. На формирование молдавской народного танца оказали влияние и культуры Древней Греции и Рима. Этой стороне вопроса посвящена статья В.Ивинга «Отблески древности».
Сопоставляя молдавские танцы наших дней с танцами сопредельных народов, следует отметить, что при наличии ярко выраженных особенностей, присущих только молдавским танцам, имеется и ряд общих черт между молдавским танцевальным творчеством и славянской танцевальной культурой.
В Молдавии мы находим тесную связь между молдавскими, гагаузскими, болгарскими и чешскими танцами, которые выражаются в общности структурного решения, в преобладании круговых построений, в способах образования кругов, в сходстве перемещений объединённых построений. В них также наблюдается и общность танцевальных приёмов: шаги с выносом ноги, дорожки, прыжки, приседания, тройной шаг, удары, синкопические образования и т.д.
В процессе своего исторического развития Молдавия подвергалась влиянию соседних славянских народов. Переосмысливаясь на молдавский лад, эти танцы со временем так преобразились и прочно закрепились в сознании и жизни народа, что стали считаться среди народов, откуда они были когда-то заимствованы исконно молдавскими. К таким танцам относятся «Русаска» (по-русски), «Сырба» (по-сербски), «Гопакул» (по-украински), «Цыгеняска» (по-цыгански), «Булгэряска» (по-болгарски), «Булгаркуца» («Болгарочка») и др.
Наряду с народными на жоке могут встретиться бальные танцы, также заимствованные от других народов: полька, вальс, краковяк и другие – иногда в местном очень своеобразном исполнении.
Ярмарки, на которых собирались жители многих близлежащих сёл с разноязычным населением, способствовали процессу взаимовлияния танцевальных культур. Нередко они перерастали в большой народный праздник – жок, где шёл самый широкий обмен танцами разных сёл и национальностей.
Не прошла бесследно для танцевального искусства Молдавии длительная турецкая оккупация. С элементами, воспринятыми от восточного танца, мы встречаемся в южных районах. Это находит своё отражение в сходстве ритмов и танцевальных приёмах.
Неизменно, танцы находятся в состоянии непрерывного изменения, развития. Одновременно с этим в танцах каждого народа находят своё выражение только ему свойственные манеры и приёмы, которые проходят красной нитью через все формы его хореографии. Сюжеты самих танцев, накопленные за многие века существования молдавского этноса, их мелодии, ритмические рисунки, богатая хореографическая лексика поражают своим многообразием. Поэтому классификация молдавских танцев представляется делом чрезвычайно сложным.
Анализируя теоретический материал, касающийся данного вопроса, возникла необходимость совместить варианты классификации молдавского танца, предложенные Л.В. Ошурко, Э.А. Королёвой и А. Гуменюка. На то был ряд причин.
Существующая классификация танцев Л. Ошурко при целом ряде положительных моментов, представляется далеко не исчерпывающей, а в отдельных случаях и спорной. Разделение танцев исключительно по тематике оставило вне поля зрения целую группу обрядовых танцев. К этой группе я отнесла и многое свадебные танцы. Вряд ли составляют отдельную тематическую группу, выделяемую автором, «танцы, воспринятые от других народов». Но в то же время предложенная Л. Ошурко классификация по рисунку помогает уточнить характер, если и не всех, то, во всяком случае, большинства бессюжетных бытовых танцев.
А. Гуменюк относит и сюжетные танцы к отдельному жанру. Такое выделение представилось мне не очень уместным, ибо очень часто танцы, имеющие совершенно определённый сюжет, или, точнее, тему, исполняются как бытовые (например, «Ицеле»).
За основу была взята система разделения танцев, предложенная Э.А. Королёвой. Это, прежде всего, разделение их по жанрам на обрядовые и бытовые. Причём бытовые, в свою очередь, можно разделить на бессюжетные и сюжетные.
Но не остались без внимания и иные классификации молдавских танцев: по возрастному и композиционному, а так же территориальному (районирование и стилистические особенности) признакам.
Таим образом, мне удалось создать собственную классификацию, как мне кажется, наиболее полно отражающих всё многообразие молдавских народных танцев (приложение 1).
Итак, изучив классификацию молдавских танцев, мы видим, что в основу их сюжетов были положены трудовая деятельность народа, смысл, который молдаване придавали явлениям природы и событиям окружающего мира. Но не стоит забывать, что танец – это, прежде всего, явление социальное.
В танцах ярко отображалось, к примеру, расслоение общества на бояр и трудовой народ, а крестьян на зажиточных и безземельных. В хореографии, как молдавской, так и в какой бы то ни было другой, находят отражение важнейшие события в жизни народа, тончайшие нюансы настроений, взаимоотношения между людьми. Отсюда берёт своё начало и особая манера исполнения молдавских народных танцев. Все они исполняются стремительно, подчёркивая тем самым жизнерадостность народа. Однако эта самая молдавская подвижность сочетается со скромностью, присущей народным танцам. Исследователи молдавской народной хореографии отмечали, что какие бы ни были танцы, их исполнители никогда не впадали в дикость, всегда присутствовало чувство меры.
Если всё, о чём было упомянуто выше, обозначить словом «содержание», то теперь следует изучить «форму» молдавского танца. А «форма» в хореографии — это ни что иное, как танцевальная лексика.
Обычно каждому молдавскому танцу присущ свой основной ход или свойственные ему движения. Танцы могут быть очень сложны по элементам, самобытности приёмов. Усложняет хореографическую лексику и обилие синкопических образований, сложная ритмическая основа танцев.
К наиболее часто встречающимся движениям стоит отнести шаги с подскоком, выносом ноги, боковой ход, дорожка, притоп. Исключительной особенностью молдавских танцев являются трёхтактовые сочетания движений в комбинации с их кажущейся «ассиметрией».
Опираясь на знания, полученные при написании теоретической части, предстоит воплотить их на практике в виде хореографического концертного номера, поставленного на основе элементов молдавской народной хореографии.
Таким образом, исследовав и обобщив теоретический материал по теме молдавского народного танца, проследив историю развития молдавской народной танцевальной культуры, определив манеру исполнения, особенности хореографической лексики и жанровые особенности молдавского народного танца в совокупности, мне удастся сделать выводы о результатах анализа многообразия молдавского народного танца.
Для написания работы применительны следующие методы исследования:
Теоретические:
Изучение литературы: за основу теоретической части были взяты труды молдавских педагогов и балетмейстеров – А.А. Ошурко, Э.А. Королёвой, В. Курбета, А. Мардаря. Дополнением послужила информация, взятая из пособий по народному танцу А.А. Борзова, Т.С. Ткаченко. Были использованы произведения художественной литературы– М.М. Коцюбинского, произведения этнографического характера – Д. Кантемира, М. Лившица и Л. Чеззы, Е. Водовозовой, В. Дедлова, А. Защука, В. Мартиновского, Л.С. Берга, а так же этнографические словари.
Анализ и синтез: применялись при изучении литературы и осмыслении информации.
Сравнение: данные из литературных источников сравнивались между собой. В случае несовпадения информации ссылка делалась на молдавских авторов, так как отечественные авторы порой просто неверно формулировали свою мысль.
Классификация: из большого объёма информации по нескольким признакам были выделены основные группы танцев и на их основе составлено несколько классификаций молдавского народного танца.
К практическим методам можно отнести постановку хореографического номера как воплощение полученных при исследовании знаний на практике.
Объектом исследования в данной работе является молдавская танцевальная культура в целом, а предметом – многообразие молдавского народного танца.
Жок. История возникновения, описание, виды танца Жок
Темпераментные и быстрые движения танца «Жок» словно насыщены энергией южного молдавского солнца, пронизаны ароматом виноградников и цветущих садов
Танец «Жок» (молд. Joc) – это молдавский народный танец. Народные пляски Молдавии так зрелищны и ярки, как и природа этого удивительно красивого края. Исторически сложилось, что Молдавия граничила с Австрийской империей, Румынией и Буковиной. Соответственно, музыкальная и танцевальная культура этих стран имеет много общего. Тем не менее, хореографы и балетмейстеры трепетно относятся к своему национальному колориту, оберегают и пропагандируют свое самобытное творчество.
Историявозникновения танца
Как и всякий народный танец, «Жок» зародился в седой глубине веков. Молдаване бережно относятся к своим традициям и культуре, берегут свое песенное и танцевальное искусство, совершенствуют его, наполняют старинные песни и пляски новым содержанием, отвечающим потребностям современного человека.
Танец «Жок» – один из самых известных и любимых танцев в Молдавии и за ее пределами. Он настолько популярен, что этим словом стало называться массовое гуляние, народный танцевальный фестиваль. Этот праздник служит поводом для молодежи, чтобы собраться вместе, показать свое певческое, музыкальное и танцевальное искусство, которым так славится Молдавия. На этом празднике молодые люди танцуют, в основном, несложные танцы, доступные каждому. Главная цель фестиваля – дать возможность каждому гостю влиться в чудесные, темпераментные мелодии и ритмы молдавских песен и плясок.
Наряду с танцем, который носит одноименное название «Жок», на народном гулянии исполняются и многие другие популярные танцы. Во многих из них отображена тема труда: «Чебонаш» — танец пастухов, «Поама» — танец виноградарей, «Тебекаряска» — танец кожевников. Есть героические танцы — «Гайдуческа»; лиричные женские – «Хора»; мужские – «Бетута». Но самые распространенные, самые любимые и самые известные во всем мире – это танцы, которые отображают темперамент молдавского народа, его задор и азарт: танцы «Молдовеняска», «Жок» и «Бетута».
В большой степени популярности и известности танца «Жок» в мире поспособствовал государственный академический ансамбль народного танца Молдавии, который носит одноименное название. Ансамбль был создан в 1945 году в Кишиневе, а в 1953 году, на 4-м Всемирном фестивале молодежи и студентов, который состоялся в Бухаресте, ансамбль «Жок» занял 1-е место. Через два года ансамбль был удостоен звания заслуженного коллектива Молдавии.
Что такое танец «Жок»?
Как и большинство молдавских танцев, танец «Жок» — массовый. Музыкальное сопровождение имеет размер 2/4, темп постепенно ускоряется, подходя к феерическому и блистательному финалу. Наиболее распространенным построением в композиции танца «Жок» есть большой общий круг, из которого танцоры перестраиваются в маленькие круги, образуя различные переплетения, шены, перемещения в центр круга и обратно. Довольно часто в танце «Жок» используются два концентрических круга: в одном из них могут находиться девушки, а в другом – юноши. Из круга танцоры могут расходиться в линии, которые движутся навстречу друг другу.
Характерными особенностями молдавских танцев являются молдавская дорожка, веревочка, шаги с подскоком и другие. Словом, хореографу есть, где проявить фантазию: движения и комбинации молдавских танцев так же разнообразны и колоритны, как и край, где они зародились.
Виды танца «Жок»
В каждом районе Молдавии существует свой вариант танца. Есть танец стариков или «Жок бэтрынеск». Есть шуточный жок или «Жок-де-глуме». Известны «Жок Маре» — большой Жок, «Жок де драгосте» — танец любви и другие.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!
Молдавский танец
Результаты моей исследовательской работы могут быть применены как учебно-методическое пособие по молдавскому народному танцу для педагогов и студентов средних специальных и высших учебных заведений, а так же для преподавателей народно-сценического танца в детских школах искусств и хореографических школах.
ГЛАВА 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
Историческим прошлым Молдавии обуславливается необычайная широта и многообразие молдавского народного творчества.
Молдавское народное танцевальное искусство уходит своими корнями в далёкое прошлое. Сопоставление народных молдавских танцев с дошедшими до нас историческими данными: вазописи, скульптурного рельефа, круглой пластики, стенной росписи, иконографическими документами, отобразившими танцы античности, убедительно раскрывают первооснову молдавского танцевального искусства. Молдавский народный танец сохраняет черты первобытно-круговых плясов и своеобразие античной хореографии. Сохранилось много источников, которые рассказывают о связях молдавского искусства с искусством древних греков.
Древними предками молдаван были северофракийские племена гетов и даков. Самые ранние письменные свидетельства об их быте, нравах, обычаях, а, следовательно, и танцах, принадлежит греческим писателям и относятся к V-IV векам до н. э., когда связи этих племён с эллинистическими городами северо-западного Причерноморья стали наиболее тесными.
Основным божеством у гетов был Салмоксис. Через каждые четыре года на пятый они посылали из своей среды по указанию жребия одно лицо в качестве вестника к Салмоксису. Бог неба и подземного царства Салмоксис продолжает оставаться основным божеством и после объединения гетов с даками в общий племенной союз. Он часто изображался в виде медведя.
Гето-даки чтили также бога грома и молнии Гебелейзиса, которого обычно отождествляли с мифическими драконами. Их изображения мы находим на колонне Траяна.
Служение богам происходило в специальных святилищах. Они, как правило, строились около поселений и крепостей, имели круглую форму и были обнесены каменной оградой или колоннами. Богослужение обычно сопровождалось танцами. В честь великого Бога геты исполняли специальный танец под названием «Zalmoxis».
Основным занятием фракийских племён было земледелие. Но в период знакомства греков с фракийцами последние переживали так называемую стадию «военной демократии», когда «война и организация дел войны становятся нормальными функциями народной жизни».[1] Они часто беспокоили соседей, и у греков, по описанию Геродота, создавалось впечатление, что фракийцы лучшим образом жизни считали военный, разбойничий, а обработку земли – постыдным занятием.
Вероятно, поэтому древним грекам стали известны в первую очередь воинственные танцы фракийцев. Один из них – «Колаврисмос» описал греческий историк Ксенофонт: «После возлияний и священных гимнов фракийцы первыми вышли из-за стола и под звуки флейты начали плясать в полном вооружении. Они прыгали с большой ловкостью, сшибаясь мечами, наконец, один ударил другого так, что его сочли раненым. Он упал, и всё собрание испустило вопль. Победитель снял с павшего оружие и запел хвалебную песнь в честь Ситалка. Побеждённого унесли, будто мёртвого. На самом деле ему не было причинено никакого зла».[2]
Об этом же свидетельствует и С.Худеков, который в длинном перечне греческих танцев упоминает два фракийских и оба воинственных. Это «Фракиос» и «Колавримос».
Воинственный «Танец даков», уходящий корнями в далёкое прошлое, сохранился вплоть до первой половины XX века. «Это был своеобразный «брыу» и исполнялся стариками, которые держали друг друга левой рукой за правое плечо, а в правой у каждого была остроконечная палка длиною в три – четыре метра, имитирующая копьё».[3]
Тесные связи с эллинистическими городами северо-западного Причерноморья, а затем, начиная с I века до н. э., Римской империей способствовали быстрейшему росту дако-гетской культуры и одновременно ускорению дифференциации общества.
Если судить по найденным при раскопках на территории Истрии и северо-западного Причерноморья греческих погребений глиняным фигуркам пляшущих людей в греческих туниках, жители селений, среди которых всё больше и больше появлялось гето — даков, были хорошо знакомы и с танцами греков. Греки же придавали танцам очень большое значение, видя в них «единство душевной и телесной гармонии».
Последствием завоевания Дакии Траяном в I веке н.э. стало заселение опустошённой территории разноплеменными переселенцами из разных областей Римской империи. Каждая народность принесла с собой богов своей страны. Одновременно существовала также официальная римская религия, сохранялись и религиозные представления местного населения. Строились храмы своим божествам, в каждом из которых служение тому или иному культу сопровождалось соответственными религиозными танцами.
При раскопках, произведённых на территории Румынии в районах бывших дако-римских крепостей и приморских городов, обнаружены амфитеатры. Надписи помогли установить, что здесь когда-то происходили пышные представления, широко распространённые в Римской империи в период её упадка. В начале они совершались в честь тех или иных богов, затем превратились в грандиозные зрелища. Из театральных представлений это были мимы (фарсы), пантомимы, немые танцевальные сцены, исполняемые одним актёром, и целые пантомимные балеты – пиррихеи.
Но, несмотря на внешний блеск, Римская империя, раздираемая внешними и внутренними противоречиями, клонилась к упадку и в 271 году н.э. римские легионы были вынуждены покинуть территорию Дакии. С их уходом исчезли античные города. Но и много веков спустя, несмотря на последующие многочисленные и более длительные завоевания, следы римской культуры ощущаются в молдавском фольклоре.
На схожесть молдавского народного танца с античными плясками обратил внимание один из советских балетных критиков — В.Ивинг: «Кто внимательно изучал античные пляски, тот знает, что в них предпочтительно применялись такие положения тела, которые в нашем современном классическом танце наименее употребительны. Танцующие либо склоняли корпус вперёд, либо отклонялись назад, перегибаясь в талии. Наиболее частыми позициями головы тоже были такие, которые реже всего встречаются сейчас в классике, т.е. наклон головы вперёд, либо резкое её запрокидывание. Всё это свойственно и молдавским народным пляскам. На краснофигурных амфорах вы увидите людей, которые пляшут друг перед другом. Как молдаване, они прыгают навстречу партнёру, сильно присев на одну ногу, отбросив назад другую, широко распахнув руки и согнув вперёд корпус, либо обходят в пляске друг вокруг друга, высоко вскидывая колени. А тяжёлые прыжки на месте с поджатыми одновременно ногами, сопровождаемые возгласами «уха!» — разве не воскрешают они в памяти воспоминания о спартанской диподии, о которой говорит Аристофан в «Лисистрате».
«По своему характеру, — продолжает автор, — они (молдавские танцы) принадлежат к разряду прыжковых.
Прыжки с одной ноги на другую, подскоки с двух ног обильно вплетаются в танец. Руки то широко разводятся в стороны, то разом подаются вперёд. Весь танец – лёгкий, скачущий, как тот, что описал Аристофан, говоря о священных плясках Лаконских девушек»[4].
И какие бы молдавские танцы вы ни увидели, в них можно найти отголоски поз и движений, о которых говорилось выше.[5]
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцами.
Огромное количество и разнообразие танцев, исполняемых на жоках, объясняется тем, что, созданные в одном районе, они быстро становились достоянием многих близлежащих и даже отдалённых сёл.
Широкому обмену танцами во многом способствовали бродячие музыканты лэутары, которые, играя на праздниках и свадьбах, в каждом новом селе знакомились с его танцами. В народе про лэутаров говорили, что у них всегда был «полный мешок новых танцев» и они только ждали удобного случая, чтобы их показать.
Распространению танцев в определённой мере способствовали и юноши, служащие в армии: они видели танцы разных районов Молдавии и других народов.
Распространяли танцы и чабаны. Перегоняя овец с одного места на другое, они проходили через многие сёла и охотно принимали участие во всех сельских праздниках. В своих танцах, исполняемых с длинными пастушьими палками или кнутами и почти всегда сопровождаемых стригэтурь, чабаны «рассказывали» о невзгодах, встречающихся на их пути, о том, как они ловко и мужественно боролись со стихией, спасая овец, о том, как отдыхали, любуясь живописной горной природой. Танцы чабанов, жизнерадостные, полные юмора, чаще всего исполнялись только мужчинами, но иногда в них принимали участие женщины.
Большую роль в распространении танцев играли и многочисленные ярмарки, на которые съезжались жители не только Молдавии, но и соседних краёв России и других государств.[6]
Из записок неизвестного турецкого чиновника, относящихся к середине XVIII века, мы узнаём о том, что одной из самых крупных была ярмарка возле Атак на берегу Днестра, которая устраивалась семь раз в году. Кроме того, на территории Молдавии ярмарки бывали ещё в семнадцати местах.
Как только распродавались товары, обычно на площади, заполненной пёстрой, красочной толпой, под звуки молдавской, украинской, польской, венгерской музыки начинались жоки, где шёл самый широкий обмен танцами разных сёл и национальностей.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Словом «жок» («игра, забава») в Молдавии именуется издавна сложившаяся народная традиция и широкое танцевальное явление. По своему содержанию это народное гулянье, происходящее в определённом месте в праздничные дни, как это установилось в данном селе или районном центре. Этим же словом называется место, где происходит гулянье. В каждой молдавской деревне обязательно имеется просторная, хорошо утоптанная площадка, специально предназначенная для гуляний и танцев.
На жоках танец органично сливается с музыкой и поэтическим словом. Ещё в начале XIX века отдельные танцы типа хоры исполнялись в сопровождении пения. Описание одного из таких танцев, сопровождающихся пением, приводит К. Негруцци: «В пасхальные дни, как только собираются семь парней, один из них тотчас же извлекает свирель из-за пояса и начинает насвистывать мелодию, а остальные танцующие напевают хором». В воспоминаниях о Пушкине, пребывавшем ссылку в Молдавии, В.Горчаков писал, что «поэта занимала и мистика – пляска с пением».
Однако к концу XIX века танцы с пением уже практически не встречались: основным музыкальным сопровождением стал тараф (оркестр), состоящий из скрипок, цимбалы, кобза (типа балалайки), флуера (флейта), ная, чимпоя (духовой инструмент вроде волынки из вывернутой наизнанку шкуры козлёнка), кавала (духовой инструмент вроде кларнета), различных дудочек и свирелей, трубы, барабана и др. Количество музыкантов оркестра может меняться, но барабан, как основа ритмическая, должен быть всегда.
За музыкальное сопровождение на жоке обычно отвечает группа юношей. Они собирают деньги. Народный оркестр привлекает внимание любителей танцев.
С XIX века бытовал ещё один призыв на народное празднество: «Идём на жок!». В сёлах на просторной площадке по сигналу оркестра, который устраивается на самом видном месте, начинается танец. Собравшиеся на жок размещаются отдельными группами. Девушки становятся с одной стороны, юноши – с другой. Юноши приглашают девушек на танец жестом руки, склонением головы или просто выразительным взглядом.
В начале жока уже исполняемый танец часто прерывается игрой марша в честь вновь прибывших юношей. Между танцующими идёт самое настоящее соревнование в силе, ловкости, в выдумке новых движений. На жоке исполняются очень доступные танцы с небольшим числом фигур, главным образом, в построении круга. Наряду с танцами между участвующими в нём идёт живое общение. Собственно и танцы это не что иное, как одна из форм этого общения. Участников жока связывают общепризнанные нормы поведения. Жокам присущ свой порядок. Каждый из участников выбирает себе танец по душе и по силам в зависимости от возраста. Пожилые люди, хотя и не танцуют все танцы, наблюдают внимательно и делают свои замечания танцующим, подбадривая их.
С развитием буржуазных отношений, ростом городов и городской культуры, стилистическое единство хореографического фольклора нарушилось. Высшие слои молдавского общества и частично горожане с середины XIX века всё с большей активностью приобщались к культуре западноевропейской и русской аристократии. В домах бояр появились учителя бальных танцев, которые обучали исполнению вальса, кадрили, мазурки.