Осетинские традиции – Обычаи осетин — быт и традиции осетин

Содержание

Обычаи осетин — быт и традиции осетин

Обычаи и традиции осетинского народа

Уходя своими корнями в глубь веков, национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первозданном виде. В основе большинства из них бережное сохранение чести и достоинства, почитание старших и непременное уважение к женщине. И конечно же, как и у большинства кавказских народов, это почетное внимание, уделяемое каждому гостю.

Традиционное кавказское гостеприимство

Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником, поэтому в каждом доме издавна свято чтут древнейшие обычаи гостеприимства. Любое их нарушение еще в недавние времена могло покрыть несмываемым позором не только самого провинившегося, но и его близких и дальних родственников.

Старинный ритуал предписывал следующий порядок приема гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома. Только тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживал ему. Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме все же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять свое гостеприимство стоя.

К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций. Справедливости ради надо сказать, что визитерам злоупотреблять щедростью хозяев тоже принято не было. Всегда считалось, что благородный гость ест мало, даже если очень голоден.

Еще один восходящий к скифской эпохе обычай гостеприимства у осетин – торжественное подношение гостю почетного бокала, нуазан. При его передаче тоже необходимо придерживаться строгого канона. Однако напоить гостей допьяна считалось для хозяев позором. Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа.

Осетинское застолье. Свод незыблемых правил

Застолье, как предписывают быт и традиции осетин, – это ритуальное действо, тесно связанное с верой и отражающее весь национальный жизненный уклад. За столом принято молиться Богу и всем небесным покровителям. За столом, как нигде, соблюдаются все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение. Поэтому часть духовно-нравственного наследия осетинского народа составляет свод правил, которые должен соблюдать во время застолья каждый:

  • Стол признается святым местом, и поэтому главный закон застолья – полный запрет как на сквернословие и ругань, так и на упоминание считающихся грязными животных.
  • Все участники застолья рассаживаются по строго определенному порядку в соответствии с заведенными обычаями.
  • Опоздавшие обычно садятся в конце стола. Если же гость прибыл издалека, то перед тем, как посадить визитера на предназначенное ему место, его подводят к старшим поздороваться и преподносят ему так называемый «встречный» бокал.
  • Не принято появляться за столом в неподобающей одежде.
  • Не в почете и свободное хождение: чтобы выйти из-за стола нужно спрашивать разрешения у старших, и то не раньше, чем после трех обязательных тостов.
  • Запрещено выпивать в промежутках между тостами, а также своевольничать, произнося тосты по собственному усмотрению.
  • Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть.
  • При всем обилии застольных тостов запрещается напиваться допьяна: большего позора для осетина стоит еще поискать.
  • На застольях в честь традиционных праздников запрещается подавать блюда из свинины, хотя в повседневной пище она вполне допустима.

На свадьбе грустный гость некстати. Свадебные традиции осетин

В традициях многих народов свадьба начинается со сватовства. Поддерживается этот обычай и в осетинских семьях. К родителям избранницы засылаются минимум три свата: родственник жениха, уважаемый сосед и, по возможности, знакомый семьи невесты. Хоть в доме девушки и прекрасно осведомлены о цели визита, но традиции есть традиции: старший из сватов после второго тоста рассказывает, зачем они пожаловали под сей гостеприимный кров. Также по обычаю родные девушки не имеют права дать свое согласие сразу: они благодарят гостей и, обещая посоветоваться со старейшинами, назначают день для следующей встречи.

Следующий этап предсвадебных ритуалов – фидыд, своеобразное брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную денежную сумму, служащую залогом предстоящего родства двух фамилий. Затем членами двух семейств обсуждаются все детали грядущего торжества. Когда же все важные вопросы решены, начинается оживленное праздничное застолье.

Через несколько дней после фидыда жених вместе с шафером и друзьями приезжает в дом невесты, такой тайный визит называется сусагцыд. Происходит последняя встреча жениха и невесты: теперь им предстоит свидеться лишь в брачную ночь. В этот вечер жених одаривает всех присутствующих женщин конфетами и преподносит возлюбленной обручальное кольцо.

И вот наступает первый день свадьбы. За невестой приезжает свадебный кортеж, родственники нареченной выносят пиво и араку, а также три пирога. После взаимных приветствий и выпитых «встречных бокалов» гостей провожают в дом. Их ждет накрытый стол, на котором помимо традиционных блюд возлежат голова и шея жертвенного животного. Пока невесту одевают и собирают в дальний путь, за трапезой произносятся все необходимые в этот день молитвы и тосты. Обычаи осетин предписывают также проявить знаки внимания по отношению к женщинам, находящимся в доме, но, естественно, не принимающим участия в застолье. Самые молодые из прибывших относят им шашлык из ребер и три бокала (нуазан): для накрывавших стол, для женщин-гостей и для старшей в семье.

После традиционного выкупа невесту наконец-то увозят в дом будущего супруга. Сам же жених, наоборот, отправляется к родным избранницы. Здесь он пробудет вместе с друзьями и шафером до самой ночи. А тем временем новобрачная проходит предписанные традициями обряды: снятие фаты и угощение свекрови и других пожилых женщин, находящихся в доме, медом с топленым маслом (мыды кус). В остальные же часы бурного празднования с танцами, песнями, шутками невеста стоит в углу, охраняемая прибывшими с ней двумя молодыми родственниками.

Раньше жених не допускался к невесте несколько дней. Сегодня традиции немножко смягчились, и уже на второй день новобрачные могут быть вместе. Кроме того, второй день свадьбы – это своеобразные «детские смотрины». Все соседские ребятишки прибегают познакомиться с невестой. Она же, в свою очередь, одаривает мальчишек игрушками, а девчонкам вплетает в волосы красивые ленты. Затем из дома молодой жены привозят и приданое: гостей также встречают со всеми почестями и готовится очередное застолье.

Отчего он богатеет? Оттого, что у него никто не умирает. Осетинские погребальные обряды

Как и у других кавказских народов, погребальные обряды осетин имеют общественный характер. Смерть издавна собирала в одном доме всех родственников, а извещал их о случившемся вестник печали – всадник на темной лошади и с плеткой в левой руке. Умершего обязательно облачали в новые одежды и настежь открывали ворота во двор, что служило для окружающих знаком горестного события. В старину существовал обычай, называемый осетинской дорогой: пришедшие с соболезнованиями опускались на колени и именно на коленях, отбивая такт по щекам и ногам, рядами продвигались к покойнику. Все родные умершего обязательно должны были совершить ритуал оплакивания. Женщины, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, а мужчины, заходя в комнату к покойному, били себя плетьми по голове. Люди же малознакомые оплакивать умершего права не имели: они лишь могли войти во двор, где, постояв минуту с опущенной головой, выражали свои соболезнования несколькими словами и традиционным жестом левой руки.

Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами – посвящением коня и отрезанием косы. Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного. Когда трагическая процессия уж почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала ее на грудь мужу.

Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.

Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров. Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете. Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, она могла практически полностью разориться.

etokavkaz.ru

происхождение, развитие и бытовые привычки

Традиции и обычаи осетинского народа тесно переплетаются с его культурой. Дух свободы и благородных мотивов ярко выражается в праздниках, молитвах и обрядах. Народу очень дороги национальные ценности, среди которых чувство долга перед старшим поколением и перед грядущим.

История и происхождение

От грузинского слова «осети», которое было образовано от статного грузинского народа «оси» либо «овси», возникло название региона — Осетия.

Представители народа являются прямыми потомками сарматского племени аланов.

В грузинских хрониках впервые упоминается народ «овси» в VII веке нашей эры. Связанно это с походами скифов в Переднюю Азию. В средние века произошел процесс образования осетин как отдельного народа. Алания благополучно развивалась до XIV века. Она была отделена и вела политику и экономику, независимую от окружающих кавказских государств и народов.

Свои коррективы в развитии народа внесли татаро-монголы, напавшие на Аланию. Вынужденное отступление в пределы горных ущелий Центрального Кавказа породило множество мелких и крупных племенных объединений.

горы Осетии

В 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи. В XVIII — XIX веках осетины стали переселяться из горной местности на равнинную. В начале 90-х годов Северо-Осетинская автономная область превращается в Северо-Осетинскую автономную ССР в составе РСФСР. Республика Северная Осетия в 1992 году стала субъектом Российской Федерации. Между тем? народ сохраняет свои осетинские обычаи и традиции.

Правила, связанные с детьми

С появлением ребенка осетины придерживались целой системы воззрений. Во время беременности женщину оберегали и заботились о ней. Недопустимы были:

  • тяжелый труд;
  • разного рода волнения;
  • поднятие тяжестей.

Все семейство относилось к будущей маме с почтением, более того, беременная находилась под защитой старшей женщины, а младшие братья и сестры мужа спешили на помощь.

С наступлением беременности женщину с подарками и люлькой для ребенка возвращали в родное гнездо. Первенца она рожала в доме своих родителей — это продолжалось вплоть до XIX века. Переезжала невестка с чадом к мужу под шумное празднество.

Поздравить с пополнением в семье приходили как родственники и друзья, так и односельчане. Всех угощали и приветствовали. Рождение малыша женского пола встречалось не так пышно.

На мальчика возлагались надежды как на будущего:

  • воина;
  • защитника;
  • работника;
  • добытчика.

Но главное, он считался продолжателем рода и фамильной чести.

Осетинские обычаи и традиции для детей очень своеобразны. Когда малышу исполнялось четверо суток, его клали в колыбель. Это превращалось в целую церемонию. Перед тем как его туда уложить, женщина, которая первая его искупала сразу после рождения, купает его и в этот раз. По этому поводу:

  • пеклись пироги;
  • варилось много пива;
  • забивали бычков и баранов;
  • готовили разные вкусности.

Что примечательно, праздник считался чисто женским.

Спустя 10 дней родители мальчика устраивали очередной праздник. В этот день давалось имя ребенку. Действо организовывалось в доме родителей. Имя ребенку выбирали следующим образом:

  • присутствующие мужчины бросали жребий, для этого применялся альчих;
  • первым в жребии участвовал самый старший, затем остальные по принципу старшинства;
  • тот, у кого оказался альчих, становился в определенную стойку и оглашал имя младенца.

В начале июля семьи, у которых появились мальчики, отмечали праздник в честь появления будущих защитников и кормильцев.

Воспитание детей

По осетинским обычаям детьми занималась женщина. Роль главной воспитательницы обычно отводилась самой старшей женщине (бабушке или свекрови). В 10-12 лет для мальчиков все кардинально менялось, они переходили в руки мужчин и с этого момента находились на попечении братьев и отца.

осетинская семья

Задача осетина — воспитать настоящего и смелого мужчину. С мальчиками проводилось много разных:

  • игр;
  • соревнований;
  • поединков.

Все это закаляло тело и волю подростка. Он становился сильным, ловким и выносливым.

Физическое воспитание включало в себя в обязательном порядке:

  • стрельбу в цель;
  • метание камней;
  • вольную борьбу;
  • поднятие тяжестей;
  • перетягивание каната;
  • бег;
  • фехтование на шашках и кинжалах.

Отцы рассказывали сыновьям о подвигах и благородных поступках своих прародителей, прививая будущим мужчинам народные и семейные ценности.

Девочек воспитывали совсем иначе. Отношение к ним было строже. Еще малышками девочек обучали:

  • вышивать;
  • шить;
  • кроить;
  • готовить;
  • ткать;
  • убирать.

Уже в 7 лет девочка могла ухаживать за грудным ребенком. В 10 она способна была наносить воды с речки, выполняла разного рода поручения старших женщин. В 15-16 лет девочка полностью была готова вести хозяйство самостоятельно.

осетинки за работой

Нравственность нежного создания стояла на первом месте. Для осетинской женщины необходимыми были:

  • строгое соблюдение обычаев;
  • скромность;
  • послушание старшим, в дальнейшем — мужу;
  • терпение.

Опуская прекрасные глаза вниз, осетинские девушки не опускают плечи и могут похвастаться гордой осанкой и трудолюбием.

Гостеприимство

Осетинские традиции и обычаи строго соблюдаются из поколения в поколение. По закону, никто и ни при каких обстоятельствах не смеет обидеть гостя. Если такое случалось (что было большой редкостью), все селение собиралось для суда над виновным, выносился приговор, виноватому связывали ноги, руки и сбрасывали со скалы в реку.

Гостя хозяин защищает и скорее он умрет, чем выдаст постучавшего в дом по необходимости. Осетины щедры и оказывают честь переступившему порог их дома. Встречают они гостя с такими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое!»

Если гость остается на ночь, то хозяин обязан заколоть барана, даже если у него на данный момент есть свежее мясо.

Отказать человеку, постучавшему в дом, никто не посмеет. Закон гостеприимства для осетин свят. Ели хозяин принял у себя в доме неизвестного человека, а потом узнал, что он является его кровным врагом, которому нужно отомстить, и в этом случае хозяин радушно угощает пришедшего и обязательно приютит его.

Уважение к женщине

Осетинские традиции и обычаи отличаются глубоким почтением к женщине.

Например, по осетинскому этикету всадник, завидев женщину, должен встать с лошади до того, как поравняется с путницей, и пропустить ее мимо себя, а только затем продолжать свой путь.

Если женщина проходит мимо сидящих мужчин, то все встают в знак приветствия.

При виде старика на ноги поднимается вся сидящая толпа, и тем более при виде старухи все встать обязаны. Какими бы пьяными ни были веселящиеся на празднике мужчины, как бы нагло ни вела себя подвыпившая молодежь, даже при сильной и жестокой ссоре дерущихся появление женщины укротит ворчунов, дебоширов и остановит драку.

красота осетин

Личность женщины считается неприкосновенной:

  • за ее трудовые заслуги в семье;
  • из-за слабой природы;
  • по причине стесненного положения в обществе.

Если слабому полу понадобится какая-либо помощь, то мужчина по-рыцарски будет ей во всем помогать.

Почитание старших и обычаи предков

Согласно традициям осетинского народа, клятва у предков была священной. Кто нарушал клятву, карался жестокой смертью.

В семейном быту осетины проявляют глубокое уважение к пожилым. При появлении старика все встают, даже если старец низшего происхождения.

Младший брат всегда будет слушать старшего. Полковники, офицеры из осетин обязательно встанут и уступят место, если в дом зашел пожилой и простой пастух.

Жилище осетин

Дома осетин называются сакля. Они строились близко друг к другу и так, что одна постройка размещалась над другой. Кровля нижних построек служит двором для верхних. Строились сакли двухъярусными. Нижний этаж использовался для хозяйства и размещения скота. Верхний этаж — для жилья семейства.

Кровля у такого жилища была плоской и служила:

  • для сушки зерна;
  • в качестве поверхности для молотьбы хлеба;
  • для валяния шерсти;
  • танцплощадкой во время праздников.

Полы в сакле — земляные. Сама она делилась на несколько помещений. Главное помещение называлось — хдзар. Здесь горел очаг. И сегодня большая часть жизни семьи проходит здесь:

  • готовится пища;
  • осуществляется совместная трапеза;
  • хозяйки штопают и шьют;
  • изготавливают хозяйственную утварь.
дома осетин

Гости всегда обращают внимание на очаг. По осетинским обычаям и традициям он располагается в центре хдзара. Над очагом висит железная цепь, которая закреплена на перекладине вместе с котлом, служащим для приготовления еды.

По линии очага хдзар делится на две части. Одна — женская, вторая — мужская. На мужской половине мебели больше. Ни женщины, ни мужчины не имеют права заходить на чужую сторону. Собирались в основном у очага, чтобы пообщаться и погреться, или за круглым столом на трех ножках.

Цепь над очагом

Одним прикосновением к ней освящались все события семьи. Святотатством считалось прикасаться к цепи без причины. Дети за это строго наказывались. Только старшему в доме разрешено было касаться этого атрибута. Обычно такое случалось при обхождении очажного огня во время свадьбы или при наставлении в путь. По осетинским традициям и обычаям, любой, кто приблизился к цепи и коснулся ее, становился близким семье, даже если это заклятый враг.

Новобрачные не могли спать в доме, где висела такая цепь, также запрещалась любая ругань или ссора.

Эта цепь — святыня, самое жестокое оскорбление — это оскорбление этого атрибута. Выбросить ее из дома считается смертельной обидой для хозяина.

Побратимство и дружба

В осетинских обычаях и традициях высоко чтится побратимство. Этот обряд мог быть разным:

  • обмен оружием;
  • питье из одной чаши с добавлением крови заключающих союз;
  • клятва в священных местах.

Иногда такие узы ценились выше родственных. Побратимы всегда приходили на помощь друг к другу как материально, так и морально.

мужчины Осетии

Зиу

Трудолюбивые осетины в прошлом следовали этому обычаю, который включал в себя помощь:

  • вдовам;
  • сиротам;
  • больным;
  • старым.

Не обращая внимания на родство и интересы личного характера, осетин помогал любому, кто действительно нуждался в поддержке. Во время зиу молодежь помогала косить траву для скота, женщины снимали хлеб со скудной нивы нуждающихся.

корова в хозяйстве Осетин

Помощь приходила в разном виде:

  • пироги;
  • зерно;
  • труд;
  • стройматериалы;
  • дрова.

Взаимопомощь у этих людей всегда была на первом месте. Осетинские народные традиции подчеркивают высокую оценку моральных качеств человека.

Ног аз — Новый год

Подготовка начинается задолго до самого праздника. Выбираются подарки близким и друзьям. На стол ставят много напитков — от морсов и компотов до более крепких, а также большое количество национальных блюд. Обязательно на столе три пирога, символизирующие солнце, воду и землю. Дети украшают елку и бегают вокруг нее.

Как и во всем мире, представители этого свободолюбивого народа отмечают 1 января по осетинским обычаям Новый год. Как праздновали раньше, так в общем празднуют и сейчас — в кругу семьи. Приглашают друзей и соседей, чтобы было веселей.

Старший стол молится о том, чтобы все плохое осталось в старом году, а все хорошее перешло в Новый год.

осетинские пиры

В полночь старший вновь молится и просит благословения в Новый год, затем поручает семью и рядом сидящих воле Всевышнего и его святым. Праздник длится до утра с танцами, тостами и весельем.

Широта души кавказского народа поражает и вдохновляет. Ведь не зря классики воспевали этих людей в своих произведениях. Многие могли бы поучиться обычаям осетинского народа. Кратко о них повествовать сложно, ведь они такие красивые и благородные.

fb.ru

О происхождении, традициях и обычаях осетин

Осетины – кавказский народ, проживающий в России большей частью на территории республики Северная Осетия. Впрочем довольно много осетин живет также в Москве, Санкт-Петербурге, а также в южном федеральном округе. Согласно последней переписи населения (2010 г.), численность осетин в РФ — 528 тысяч человек. А в мире представителей этого народа около 700 тысяч: осетинские диаспоры имеются в Грузии, в Турции и в Южной Осетии.

Происхождение и история осетин

Северная ОсетияНаименование региона – Осетия – произошло от грузинского слова «осети», которое, в свою очередь, было образовано от грузинского названия народа – «оси» или «овси».

Осетины — прямые потомки древнего сарматского племени аланов: неслучайно в названии Северная Осетия присутствует и Алания. К слову, довольно регулярно среди осетин возникает идея переименовать республику просто в Аланию. Причем, эта мысль поочередно возникает то в Северной, то в Южной Осетии.  

Внутри осетинского этноса различают группы иронцев и дигорцев, разговаривающих на различных диалектах осетинского языка. Сам язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Осетинская письменность с XIX века построена на кириллическом алфавите.

Осетины большей частью придерживаются православной веры, но есть и приверженцы ислама суннитского толка. Ислам пришел на осетинскую землю в XVII-XVIII веках от соседей кабардинцев.

Одно из первый упоминаний осетин относится к VII веку нашей эры: в грузинских хрониках про народ «овси» вспоминают в связи с походами скифов в Переднюю Азию. Процесс формирования осетин как народа приходится на Средние века: вплоть до XIV века Алания успешно развивалась в виде независимого от соседних кавказских народов царства. Однако после вторжения на Кавказ татаро-монголов аланы были вынуждены отступить в пределы горных ущелий Центрального Кавказа, образовав ряд крупных и мелких племенных сообществ.

В состав Российской империи Осетия вошла в 1774 году. Начиная с XVIII-XIX веков начался процесс активного переселения осетин из горной местности в равнинные районы, особенно ускорившийся после революции 1917 года. В 1922 была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР, спустя ещё два года – Северо-Осетинская автономная область, преобразованная в 30-х годах в Северо-Осетинскую автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР. С 1992 года республика Северная Осетия – один из субъектов Российской Федерации.

Национальная одежда и быт осетин

Селения осетин равнинной части традиционно состоят из небольших выбеленных домов — мазанок. В горах аулы, называющиеся осетинским словом «кау», сосредоточены на выпирающих частях скал: двухэтажные домики-сакли складываются из обычных камней, обмазанных глиной. Внутренняя планировка ориентируется на главную комнату, соединяющую в себе функции кухни и гостиной. Посреди этой комнаты оборудуется очаг, над которым нависает на длинной цепи котёл. По мере разрастания осетинской семьи территория рядом с домом прирастает новыми саклями и хозяйственными постройками. 

И по сей день традиционная одежда горных осетин не сильно отличается от одежды их предков. Мужчины носят простые, грубые рубахи и шаровары, поверх накидывая бешмет или черкеску. Женщины ходят в длинных рубахах до пят и шароварах, в качестве верхней одежды предпочитая нанковые или ситцевые полукафтаны с вырезом на груди.

Праздничная женская одежда – нарядное платье с шелковой юбкой и передником с широким поясом, украшенное серебряными или позолоченными аппликациями.

Семейные традиции осетин

Один из самых древних сохранившихся обычаев – безусловное уважение к старшим. Когда в дом заходит отец или, тем более, дед, все должны привстать в знак уважения, а сыновья вообще не имеют права сидеть в присутствии отца. Большинство важных внутрисемейных вопросов решается на общем совете, в котором определяющее право голоса остаётся за главой семейства. Оскорбление чести одного из членов семьи, покушение на родовые земли или неуважение к роду и в наши дни может привести к кровной вражде.

А широта осетинской души особенно ярко проявляется в момент приема гостей. «Правильное» — действо, увязываемое с магическими ритуалами, уходящими глубоко в седую древность. Перед тем, как приступить к трапезе, осетины обращаются с молитвой к богу и небесным покровителям. Да и сам уставленный кушаньями стол – священное место, не терпящее ругань, сквернословие и ссоры.

Осетины считают себя потомками мифических героев-богатырей — нартов. До сих пор большинство представителей этноса хорошо знакомы с Нартским эпосом – фольклорным шедевром, включающим как прозаические, так и стихотворные тексты, определяющие систему нравственных ценностей осетинского народа. 

nazaccent.ru

Традиции и обычаи осетинского народа

Национальные обычаи и традиции пришли из глубины веков и многие из них сохраняются в наши дни в первозданном виде.


Осетинские обычаи

Традиция осетинского гостеприимства

Встреча гостя

Старинный обычай предписывает такой порядок встречи и приема гостя. Прибывший на коне путник, останавливался у коновязи и ждал, пока хозяин выйдет из дома. Только тогда всадник спешивался, здоровался с хозяином и переступал порог дома. Гостя сажали на почетное место за столом, и все домочадцы принимали участие в обхаживании гостя. На стол подавали горячие пироги, пиво и араку. Если гость оставался в доме на ночь, то закалывали барашка, чтобы к столу можно было подать блюда из свежего мяса. В каждом доме всегда были в наличии припасы, с которыми можно было достойно встретить гостя. 


Гостеприимство

Нузана

Еще один старинный осетинский обычай — торжественное подношение гостю почетного бокала (нузана). При вручении его, надо выпивать содержимое бокала, но напаивать гостя для осетин считается позором. 


Нузана

Обычаи застолья

Для осетин застолье — это ритуальное действо. Садясь за стол, вначале молятся всем небесным покровителям осетин. Во время застолья строго соблюдаются все законы почитания старших. Согласно духовно-нравственного наследия, осетины составили свод правил, которые должны соблюдаться во время застолья.

  1. Стол осетины признают святым местом, поэтому сквернословие за столом не допустимо.
  2. Рассаживаются за столом по старшинству.
  3. Если приглашенный гость запаздывает, то его сначала подводят к старшему члену семьи поздороваться, а затем посадив за стол преподносят гостю «встречный» бокал
  4. За стол садятся в опрятной одежде.
  5. Не принято во время застолья хождение. Чтобы выйти из-за стола необходимо испросить разрешение у старшего и только после того, как было уже три обязательных тоста.
  6. Считается неприличным выпивать между тостами или самовольно произносить тост.
  7. Если старшие встают во время произношения тоста, то младшие не имеют права сидеть.
  8. При всем обилии застольных тостов неприлично напиваться допьяна, что считается большим позором для осетин.
  9. На стол по случаю традиционных праздников не принято подавать блюда из свинины, хотя в повседневной жизни свинину едят.

Застолье в Осетии

Почему на свадебный стол не подают блюда из свинины?

Потому что из числа приглашенных гостей могут быть осетины-мусульмане, которым нельзя есть свинину. Во всей этой свадебной кутерьме нельзя допустить, чтобы первая брачная ночь была забыта праздничным застольем.


Почему нет блюд из свинины

Свадебная традиция осетинского народа


Традиции Осетинской свадьбы
Совет

Осетинская свадьба начинается со сватовства. К родителям избранницы засылают сватов из числа родственников жениха.

Брачное соглашение

Следующим этапом предсвадебной подготовки является фидыд — брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную сумму, как залог предстоящего родства двух кланов. Затем решаются организационные вопросы проведения свадьбы. Через несколько дней после фидыда жених вместе со своей матерью приезжают в дом невесты. Этот тайный визит называется сусагцыд и означает последнюю встречу жениха с невестой до свадьбы. Во время сусагцыда жених одаривает женщин конфетами, а невесте дарит обручальное кольцо.


Брачное соглашение
Совет

В день свадьбы к дому невесты подъезжает свадебный кортеж, который родственники невесты встречают бокалами вина и приглашают в дом, где гостей ждет накрытый стол. Центральным блюдом на столе является голова и шея животного, принесенного в жертву. Пока невесту обряжают в свадебный наряд, за столом читают все необходимые по случаю свадьбы молитвы.

После выкупа — в дом жениха

После ритуала выкупа невесты, ее наконец увозят в дом будущего мужа. Новобрачная совершает все обряды, предписываемые свадебными обычаями: снимает фату, угощает свекровь и других старших женщин медом и топленым маслом. Во время бурного свадебного веселья, невеста стоит в углу комнаты, охраняемая двумя молодыми родственниками. По старинному обычаю жениха несколько дней не допускали до невесты. Сейчас этот обычай немного смягчили и уже на второй день жених и невеста воссоединяются. 


После выкупа — в дом жениха
!!!Важно!!!

Большим позором для девушки и ее родителей может быть то, что девушка не сохранила свою честь до свадьбы. Чтобы оборвать все пересуды и доказать непорочность свой невестки, свекровь утром после первой брачной ночи показывает соседям и гостям доказательство девственности невесты.

Вывод:

Как и у любого народа у осетин есть свои обычаи и традиции, которым придерживаются до сих пор. И с течением времени некоторые стали забываться, а некоторые наоборот ценятся еще больше. Все зависит от самих людей и их нравов.


Осетинские праздники

www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Осетины традиции и обычаи

Традиции и обычаи осетин

Особое отношение у осетин к старшим. Их уважают и почитают. В Осетии принято уступать место старшим в транспорте, а также уважительно вставать при появлении старших. При встрече, мужчины Осетии, в знак уважения, приветствует друг друга рукопожатием. Даже с незнакомыми людьми. Гости республики всегда восхищаются этой традицией.

Данью уважения к старшим, является поведение молодежи на улицах города. Нигде в городе не встретишь откровенно целующихся парочек. Здесь это не принято и считается неприличным. Парочки, которые гуляют по городу и набережной, выглядят скромно и целомудренно, как в старые добрые времена.

Осетины очень музыкальный народ. Национальная осетинская музыка звучит из окон домов, проезжающих маршрутных такси и даже с мобильных устройств горожан. Но то, как любят осетины танцы – не поддается никакому описанию. Если вам посчастливится попасть на осетинский праздник, вашему удивлению и восторгу не будет границ. Вы увидите все танцы народов Кавказа – зажигательную и искрометную лезгинку (которую, кстати, осетины танцуют просто мастерски!), грациозные плавные осетинские парные танцы и конечно любимый всеми Шалахо.

Одним из любимейших праздников в Осетии, является праздник Святого Георгия — у осетин он считается покровителем всех мужчин, путников и защитником всех бедных и обездоленных. Этот христианский праздник приходится на последнюю неделю ноября и длится семь дней. В каждом доме накрывается стол с традиционными тремя пирогами и мясом жертвенного барана или бычка. Свинину в эту неделю не едят.

Осетинская национальная кухня

Кухня осетин заслуживает особого внимания. Если вы, побывав в Осетии, не попробовали осетинских пирогов – вы потратили время зря. Те, кто хоть раз отведал это чудо местной кулинарии, остается его поклонником на всю жизнь. Для осетин это не просто вкусная выпечка. Для осетин это ритуальное блюдо. Над пирогами произносится молитва и хвала Всевышнему. Режут пироги только после произнесенного тоста, и с разрешения Старшего. На праздничном застолье бывает три пирога, которые символизируют Бога, Солнце и Землю. На поминальные столы подают два пирога, средний пирог, символизирующий Солнце — отсутствует.

Без пирогов не обходится не одно застолье в Осетии. Независимо от национальности хозяев дома. Начинки в пирогах самые разные. Но большим почетом пользуются пироги с осетинским сыром, с картофелем, с мясом и обычной свекольной ботвой (вкус у этого пирога просто сказочный!).

Все блюда осетинской кухни готовятся с добавлением традиционных национальных специй. Разнообразие исконно осетинских блюд небольшое, но все они чрезвычайно вкусные.

Вообще, Осетия – многонациональная республика. Она стала родиной для русских и украинцев, армян и грузин, азербайджанцев и греков, немцев и поляков, евреев и татар. В республике мирно уживаются верующие разных конфессий.

Многонациональность республики обуславливает огромное многообразие блюд на праздничных столах в Осетии. Столы просто ломятся от обилия блюд, среди которых можно увидеть и армянские, и грузинские, и русские блюда. Попасть на праздник в Осетии – это получить массу приятных и незабываемых впечатлений.

Особой популярностью на застольях в Осетии, по праву, пользуется осетинское пиво. Этот национальный слабоалкогольный напиток, можно пить и взрослым и детям. Он невероятно вкусен и полезен. Вообще пиво в Осетии – самое вкусное. Это обусловлено чистой родниковой водой, которая льется из кранов горожан. Всегда холодная и очень вкусная.

Отправляясь в Осетию, обязательно следует посетить ее столицу — старинный город Владикавказ. Узнать что посмотреть в этом городе и какие достопримечательности Владикавказа нельзя пропустить вы можете в нашей статье.

«Традиции, обычаи и обряды осетин, и их роль в воспитании подрастающих поколений»

Воспитание детей — это актуальная проблема всего человечества. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.

Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции, обычаи, обряды, ритуалы, разные по уровню и глубине своего идейного содержания. В зависимости от исторических судеб народа они несут в себе важные воспитательно-обучающие функции.

Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей. Традиции и обычаи необходимо изучать, так как они связаны с практическими потребностями общества, которым они порождены и поддерживаются у данной нации, семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
kaloeva_anzhelika_viktorovna.doc98.5 КБ
slaydy_kaloeva.pptx87.23 КБ

Предварительный просмотр:

XII Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

Секция: Педагогика и психология

Тема: «Традиции, обычаи и обряды осетин, и их роль в воспитании подрастающих поколений»

Автор работы: Калоева Анжелика

Место выполнения работы:

МБОУ СОШ № 25, 11класс,

Бузоева Залина Султановна,

1.Традиции, обычаи и обряды осетинского народа…………………………..6

2.Влияние традиций, обычаев и обрядов на воспитание подрастающих поколений……………………………………………………………………….17

Воспитание детей — это актуальная проблема всего человечества. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.

Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции, обычаи, обряды, ритуалы, разные по уровню и глубине своего идейного содержания. В зависимости от исторических судеб народа они несут в себе важные воспитательно-обучающие функции.

Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей. Традиции и обычаи необходимо изучать, так как они связаны с практическими потребностями общества, которым они порождены и поддерживаются у данной нации, семьи.

Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям.

Традиции — это вошедшие в привычку, закрепившиеся формы человеческого поведения. К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения. В литературе можно встретить такие словосочетания, как «традиции нормы, обряд же — внешнее оформление обычая. Следовательно, традиция – более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни — нравственные отношения. Народные обычаи и обряды играли огромную роль в семейном коллективе и тем самым оказывали непреходящее значение в воспитании детей.

Традиции и обычаи всегда вызывали интерес у прогрессивных педагогов, просветителей, мыслителей, писателей, страстно пропагандирующих идей народной педагогики в печати. Популяризаторами этих идей были Ц. Амбалов, С. Гадиев, А. Гассиев, М. Гарданов, Г. Дзасохов, И. Кануков, И. Тхостов, X. Уруймагов, К. Хетагуров, И. Ялгузидзе, и др.

О необходимости опоры на национальные традиции в воспитании писали дореволюционные и современные авторы, исследователи-кавказоведы М. М. Ковалевский, М. О. Косвен, В. Ф. Миллер, Я. С. Смирнова, И. А. Шоров и другие.

Народные традиции и обычаи затронуты в монографиях Т. 3. Бесаевой, С. Г. Ваниевой, К. И. Гостиева, X. В. Дзуцева, Т. X. Кумыкова, А. X. Магометова, Б. С. Саламова, Л. А. Чибирова, X. X. Хадикова, Е. Е. Хатаева, С. Р. Чеджемова, X. К. Цаллаева и др.

С нашей точки зрения, именно традиции и обычаи являются самыми древними воспитательными мерами, сформированными самим временем.

Наблюдая поведенческие особенности современных детей, мы видим, что потеря ими моральных ценностей оказывает на них пагубное влияние. Многие молодые люди не интересуются своей национальной культурой, игнорируют ее роль в жизни общества. Они не осознают позитивной роли в воспитании детей прогрессивных народных традиций. В этих условиях должна быть возрождена культура воспитания, уходящая корнями вглубь веков. Обращение к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать нам много полезного для решения многих проблем воспитания. Сегодня, когда возникают межнациональные конфликты, распри на Кавказе, одним из вопросов преодоления подобных явлений может стать путь, связанный с духовностью, возрождением прогрессивных народных традиций.

С нашей точки зрения, именно традиции и обычаи являются самыми древними воспитательными мерами, сформированными самим временем.

Объектом исследования являются традиции, обычаи и обряды осетин

Предмет исследования: традиционная культура воспитания у осетин

Цель работы: выявить влияние традиций, обычаев и обрядов осетин на воспитание подрастающего поколения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что воспитание подрастающего поколения будет наиболее эффективным, если в процессе воспитания использовать прогрессивные национальные традиции, обычаи и обряды.

1. Определить значение понятий «традиция, обычаи, обряд».

2. Изучить обычаи, традиции и обряды осетин.

3.Выявить влияние национальных традиций, обычаев, обрядов на воспитание современных подростков.

-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: беседы, наблюдение, выявление, анкетирование стандартные и адаптированные методики , обобщение результатов.
1.Традиции, обычаи и обряды осетинского народа

Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям.

Традиции — это вошедшие в привычку, закрепившиеся формы человеческого поведения. К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения. В литературе можно встретить такие словосочетания, как «традиции и обычаи» или «традиции и обряды». Обычай — содержание поведенческой нормы, обряд же — внешнее оформление обычая. Следовательно, традиция – более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни — нравственные отношения. Народные обычаи и обряды играли огромную роль в семейном коллективе и тем самым оказывали непреходящее значение в воспитании детей.

У осетин существует свои нормы поведения, построенные всецело на уважении.

Обычай почитания старших по возрасту возник у осетин еще в родовом обществе. Возраст в среде осетин, как и у других народов Северного Кавказа, имел большое значение и давал значительные привилегии. Этот обычай требовал полного, беспрекословного повиновения детей не только родителям, ко и вообще старшим. Младшие оказывали всяческое внимание и уважение старшим, помогали им, прислуживали за столом. В присутствии старших младшие не имели права даже на малейшую вольность, им нельзя было сидеть, употреблять, даже в самых малых дозах, спиртные напитки (сравните это с тем, что нам приходиться сегодня нередко видеть).

Для нас следование обычаю уважения старшего предполагает не только почтение к сединам, но и ясное осознание преемственности поколений. Богатый жизненный опыт наших старших составляет тот фонд, из материала которого возводится здание нашего будущего, поэтому мы должны относиться к нему как к драгоценному всенародному достоянию.

Обычай уважения старших является общим для всех народов нашей страны и должен стать связующим звеном между ними. Он полностью может раскрыть свою положительную роль только тогда, когда уважение к старшим будет проявляться по их заслугам, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Служить примером во всем – вот источник, питающий уважение. Право на уважение – не только возрастная привилегия. Лучшие представители старшего поколения являются не только носителями положительного (тому множество примеров в нашей действительности), но и передают его будущим поколениям. Они воспитывают у молодежи любовь к труду, культуру поведения, высокие чувства коллективизма и гуманизма, взаимопомощи, доброжелательности, честности, словом, делают все для утверждения подлинно человеческих отношений между людьми.

Что касается молодежи, то она не слепо, не механически, а творчески должна воспринимать наследие прошлых поколений. Ей следует подходить к нему со всей серьезностью и ответственностью. Нужно, конечно же, помнить, что если бы каждое новое поколение отвергало все прошлое и начинало бы сызнова, на пустом месте, не опираясь на достижения прежних поколений, то немыслимо было бы поступательное развитие общества. Но при этом молодые должны помнить о теневой стороне этого обычая: он основывается на культе старшего и требует слепого подчинения ему. Не случайно появились такие мудрые народные изречения, как «Ум от возраста не зависит», «Возраст – это еще не заслуга человека».

К сожалению, наблюдаются до сих пор такие явления, когда родители не считаются с чувствами своих взрослых детей при выборе друга жизни и решают их судьбу исключительно по своей воле. Не оправдано поведение родителей и в тех случаях, когда 30–40-летний мужчина не может самостоятельно, без их согласия решить тот или иной вопрос, касающийся лично его или его супруги. Порою молодые люди бывают поставлены в невыносимые семейные условия, но они не решаются уйти из отцовского дома, так как это рассматривается как большое оскорбление родительских чувств и прав. Эгоистически пользуясь этим, некоторые родители всячески стараются удержать своих взрослых семейных сыновей, вынуждая их жить под одной крышей. Мы отнюдь не ратуем за то, чтобы взрослые дети не считались с мнением и желанием своих родителей, бросали их и обязательно жили отдельно от них. Тем не менее, чрезмерно опекать св

otdyhpress.ru

Осетинская традиционная культура воспитания. МИА «Южная Осетия сегодня»

Осетинская традиционная культура воспитания – это сфера материальной и духовной культуры осетинского народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Ее проявлением являются колыбельные песни, игрушки, детская одежда и игры, детский фольклор, правила кормления детей, средства и методы их поощрения и наказания, а также другие элементы этнокультурного наследия. Назначение осетинской традиционной культуры воспитания синонимично таким понятиям, как «народная мудрость воспитания», «педагогическая мудрость», «народная педагогика», и состоит в обеспечении преемственности связи поколений.

Основой для формирования системы этнических ценностей осетинского народа являлся исторический социальный опыт, народные традиции, являющиеся сводом нормативных систем и регулирующие поведение людей. Народные установки, рекомендации и понятия о воспитании были включены в широкий этнокультурный контекст, они формулировались и обобщались посредством фольклора. В осетинских сказках, загадках, поговорках, легендах, эпосе содержатся сюжеты и идеи воспитательного характера. В них в художественной форме запечатлены педагогические закономерности, факторы и средства воспитания, способствующие становлению гармонически развитой личности. Эти крупицы этнопедагогических знаний фольклорная традиция бережно хранила и обогащала, а народная мудрость свидетельствовала, что нет худшей беды для семьи, чем плохо воспитанные дети: «Ничто так не сокрушает сердце родителя, как горечь от плохого потомства», – гласит осетинская пословица.

Основой благополучной судьбы человека, его телесного и душевного здоровья осетины считали благополучное детство и мир в семье, где рос ребенок. Поэтому молодым людям, вступающим в брак, осетины советовали растить детей в любви и согласии, желали им быть многодетными родителями. Осетинский свадебный обряд сопровождался пожеланием большого и здорового потомства: «Чтобы невеста была плодовита (многодетна), как квочка!»; «Пусть будет, как медведица, домовита, как курица – плодовита»; «Как птица крылатая, как курица (много) цыплят имеющая пусть будет!»

Новобрачным желали быть родителями «семерых мальчиков и одной голубоглазой девочки»; за свадебным столом старейшины просили для новобрачной у Создателя: «Пусть доведется ей увидеть семь невест для своих семи сыновей, качать люльки своих внуков!» Апробированный веками воспитательный опыт показывал, что большой семейный коллектив являлся наиболее благоприятной средой, оптимально передающей детям социальный опыт, накопленный предками. Единственного ребенка, по народным наблюдениям, воспитывать сложней, он менее защищен, а психика его больше подвержена стрессам. Трагедию одинокого человека, не имевшего родни, лишенного защиты большой семьи отразила широко известная в прошлом осетинская народная поэма «Об одиноком»; а не менее известная пословица гласит: «Двух братьев и медведь боится» (Дыууæ æ фсымæрæй арс дар тæрсы).

Начинать воспитывать ребенка необходимо, как свидетельствуют народные предписания, с самого раннего детства: «Дерево гнется, будучи молодым побегом» (Бæлас талайæ тасы). Согласно этнопедагогическим воззрениям осетинского народа, воспитание ребенка начинается уже в утробе матери и во многом обусловлено ее внутренним, духовным миром, обстановкой, в которой она живет. В традиционном осетинском обществе будущая мать находилась под защитой народных табу и охранительных обрядов; народная традиция предписывала потакание ее гастрономическим пристрастиям, эмоциональному комфорту [1, 21 25; 2, 28 30; 3, 121 130].

Родители ребенка, особенно в присутствии старших и посторонних лиц, не обращались к своим детям по имени. Они называли их: лæппу (мальчик, юноша), чызг (девочка, девушка), хистæр (старший), кæстæр (младший) и другими условными именами. К маленьким детям обращались посредством уменьшительно-ласкательнельных имен, особых ласкательных существительных: мæ къона (мой очаг), мæ хур (мое солнце), мæ (рахиз) цæст (мой (правый) глаз) и т.д. Иногда ребенка, особенно первенца, в семье называли другим именем, так называемым мады ном (имя, которым называет мать). Часто официальное имя, зафиксированное в метрических документах, так и оставалось на бумаге, а человек с рождения до смерти был известен среди знакомых под «мады ном».

Весь комплекс сложной обрядности первого года жизни ребенка был направлен на приобщение новорожденного к семье, на выспрашивание для него покровительства и защиты у высших сил. Наряду с обрядами приобщения ребенка к надочажной цепи, укладывания в колыбель, имя наречения, первого кормления, первого шага, первого состригания волос в этот период осетины отмечали праздник первого года жизни ребенка афæдзы куывд, организовывая обрядовое застолье, известное под названием афæдзы гуыл, на который приглашались близкие родственники, соседи и друзья.

Забота о здоровье ребенка, о его закаливании и физическом развитии начиналось со дня его рождения. До 7-8 месяцев ребенка кормили только грудью, а затем постепенно приучали к пище взрослых. Иногда детей не отнимали от груди до 3-4 лет. Особого режима в кормлении ребенка грудного возраста не было, его кормили тогда, когда он плакал. Постепенно в рацион детского питания вводили коровье молоко, давали каши из кукурузной, просяной и ячменной муки. Из пшеничной муки на молоке варили похлебку хæлтъамæ дон. При добавлении большого количества муки получалась густая масса цымгæ. Из овсяной муки готовились блюда: бламыхъ, хомыс и къæлуа. Из свежего сыра с добавлением сметаны или сыворотки ему варили дзыкка. Из кукурузной муки на сыворотке варили сир. Из хлебных изделий дети употребляли кукурузный чурек кæрдзын, пшеничный хлеб дзул, а также различные пироги [2, 46 49; 4, 169]. В 6-7 месяцев ребенка приучали сидеть, ближе к году начинали учить ходить. Закаливание грудных детей состояло в том, что до года их почти ежедневно купали, а после купания делали легкий массаж; старались не кутать. Известный исследователь и врач Е. А. Покровский писал, что осетинские женщины постепенно заменяли одежду детей более легкой, для того «чтобы дети реже простуживались и были нечувствительны к переменам температуры» [5, 122].

Традиционное хозяйство требовало больших усилий членов семьи, поэтому трудовая жизнь детей начиналась очень рано. Детям уже в возрасте от 2-3 до 7-8 лет прививались элементарные навыки труда, закладывались основы трудолюбия; происходило это преимущественно в процессе игр, подражания взрослым. За начальный этап воспитания ответственность несли женщины, и если в этот период жизни детей их мало дифференцировали по половому признаку, именуя их общим термином «дети» сывæллæттæ, то когда они становились старше функции по воспитанию подрастающих мальчиков переходили к мужчинам, причем всего коллектива родственников, а девочек продолжали воспитывать женщины на женской половине дома. По исполнении мальчику трех лет в его честь устраивался праздник цæууæггаг, суть которого сводилась к переходу детей под покровительство «мужских» патронов. Хозяйственные навыки прививались и детям знатных аристократических родов, однако основной упор в воспитании делали на эстетическую сторону, обучая их аристократическим манерам, искусству танца, игре на гармонике, красноречию. Девушек часто обучали рукоделию у мастериц, славившихся умением шить золотом, серебром. Девушек-мусульманок нередко отдавали в Кабарду, где они, помимо перечисленных хозяйственных навыков и правил этикета, обучались чтению Корана.

Одной из непреложных норм семейного воспитания было привитие ребенку уважения к родителям. В соответствии с правилами внутрисемейного этикета нельзя было появляться перед родителями в белье или одетым небрежно. Это чувство стыдливости по отношению к родителям воспитывалось у ребенка с детства и сохранялось всю жизнь. «Сыновнее уважение требует, чтобы сын с той поры, когда перестал ходить нагишом, всячески избегал встретить мать не вполне одетым. И вот, поутру, находясь в некотором дезабилье, он тщательно высматривает, не находится ли мать поблизости. Показаться ей в этом виде было бы грубым оскорблением чувства скромности» [6, 76]. Воспитание детей было гуманным. К телесным наказаниям как мере воспитания прибегали крайне редко. Достаточно сказать, что даже грубый окрик в случае непослушания воспринимался как оскорбление и для того, кто кричал, и для того, на кого кричали. Одним из значимых факторов воспитания была окружающая ребенка с колыбели красота и гармония окружающего мира: природы, традиционной обрядности, художественно-промысловых ремесел, выразительных музыкальных звуков, танцевальной пластики, художественного слова. Благотворно воздействовала на формирование личности детей эстетика и красота жилища, вещей, одежды, украшений, а каждодневные поведенческие стереотипные навыки предопределялись требованиями культуры речи, движений, проявлений вежливости, такта.

Передача молодежи эмпирических знаний об окружающем мире, умение ориентироваться в метеорологических условиях, знание народных примет, понимание поведения животных, народного календаря и использование его в хозяйственной жизни происходили в повседневном быту, на общинных, родовых и семейных праздниках, во время полевых и скотоводческих работ.

Борьба за выживание в суровых горных условиях вызывала необходимость не только укрепления здоровья, но и необходимость взаимовыручки, помощи. Судьбы людей, истории отдельных семей и фамилий подтверждали зависимость видимого здоровья, благополучия от уровня духовности и чистоты помыслов, этичности социально значимых поступков. В осетинской традиционной культуре воспитания сложился эталонный идеал, определяющий в качестве суммарной цели основное содержание воспитания ребенка. Это обобщенный образ, являющийся эталоном для подражания. Поскольку один человек не может вобрать в себя все идеальные черты, в обществе сложилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Это сказалось на том, что осетины роднились с такими фамилиями, которые в общинном мнении считались честными, дружными, здоровыми, трудолюбивыми, целомудренными, скромными и добрыми. В фоль

south-ossetia.info

Традиционные осетинские нормы поведения

Понятие что такое «хорошо», и что такое «плохо» разными народами может восприниматься по разному. Часто грань между «хорошо» и «плохо» довольно тонка и расплывчата. Для осетина «плохо» или «недостойно» — это когда человек своим поведением создает проблемы и неприятные ощущения для окружающих, когда частные интересы и корысть ставятся выше интересов общества, или же когда действия человека идут в разрез с правилами и нормами, принятыми в этом обществе. Причем, общество само непременно реагировало на любой акт недостойного поведения.

В осетинской жизни, всегда присутствовало много «аембаелы» или «не‘мбаелы» (принято – не принято). И все-таки были основополагающие нормы, на которых всегда держались дух народа, его сила и единство, как фундамент, без которого не может быть здания. Это – уважение к старшим, уважение к женщине, сохранение чести и достоинства. И если по утверждениям Франко Кардини, Бахрах, Литлтон и других европейских ученых, западные аланы оказали существенное влияние на становление средневековых рыцарских традиций в Европе, в Осетии эти традиции сохранялись на протяжении многих веков, являясь частью нашего «аегъдау» — кодекса поведения. В какой-то степени они присущи и сегодняшним осетинам.

Неправильно думать, что уважение к старшим сводилось лишь к безоговорочному подчинению им. Это, скорее, дорога двухсторонняя. Потому-что и мудрые старшие всегда уважительно относились к младшим, их стремлениям и нуждам. А тот старший, который этого не понимал, терял уважение. Помню, в 1970-х годах часто приезжал к другу в Гизель. Его отец, очень уважаемый в селе человек, обычно после недолгих распросов («Как поживаешь? Как себя чувствуют родители? и т.д.) всегда оставлял нас наедине, понимая, что в его присутствии мы будем чувствовать себя скованно. К сожалению, сегодняшняя жизнь изобилует и другими примерами. Когда пожилые люди сажают рядом с собой за стол ровесников своих детей, заставляют пить «по полной программе» и потом требуют уважения к своей персоне.

В осетинской среде не было и не должно быть одного стандарта поведения для различных ситуаций. То, что непредосудительно в одной, может быть недостойным и оскорбительным в другой. В присутствии старших и женщин или же за столом, например, не может быть никаких вольностей, хамства, сквернословия. Сдержанно и скромно принято себя вести также возле храмов, святых мест, кладбищ, Словом, осетинское общество придерживалось многих «табу» — неписанных запретов того, что считалось недостойным и унизительным. И хоть каждый и был волен поступать в любой ситуации по-своему, ответственность за поступки перед обществом была очень высока. Потому что общество всегда реагировало адекватно. И если человек шел наперекор правилам и нормам поведения он навлекал на себя позор и презрение окружающих. И не только на себя, но и на всю семью, род, село. В тех условиях, это было хуже физической смерти.

В самых крайних случаях на сельском сходе или Ныхасе человеку (чаще всей семье) могли объявить «Хъоды» — всеобщее презрение и отвержение. «Хъодыгонд» оказывался в общественном вакууме, как неодушевленный предмет. Никто не имел права общаться с таким или оказывать ему какую-либо помощь. А нарушивший обычай «Хъоды» и вступивший с отверженнным в контакт, сам рисковал оказаться в том же положении.

Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных — мужчин. Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.

Обычно кровная вражда рано или поздно заканчивалась заключением мира. Порой требовалось огромное дипломатическое и ораторское искусство посредников чтобы убедить враждующие стороны остановить бессмысленное кровопролитие. В условиях действия светских законов и органов правосудия такие действия могут показаться ужасной дикостью. Но в те времена кровная месть являлась одним из весьма существенным регуляторов общественных взаимоотношений и сдерживающим фактором.

В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.

Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствала на Ныхасе, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом (см. высказывания Г.Кокиева выше). Она занимала своё, особое место в структуре осетинского общества. С этим уважением связано много старых осетинских традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися

Интересен и неоднозначен обычай «уайсадын» — когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия (аегъдау). Этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить уайсадаен (соблюдая, конечно, все традиционные формальности), чтобы разрешить невесте разговаривать в их присутствии. Причем, многие вскоре начинают горько жалеть об этом….

В больших семьях женщины (свекровь, дочери и невесты — строго по старшинству и положению) распоряжались чисто женскими делами: приготовлением пищи, уходом за детьми и тп. Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в эти дела. Поэтому, осетин никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.

Интересен рассказываемый в народе случай, когда разговаривая со старшим, молодой мужчина заметил, что его малолетний сын, ползавший по земле, во-вот упадет с обрыва. Не прерывая разговора со старшим, он незаметно наступил на рубашку мальца, и держал его так, пока старший не закончил разговор и не ушел. Даже ради спасения жизни собственного ребенка, мужчина не мог перешагнуть через аегъдау, унизиться и взять ребенка на руки при старшем.

Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Словом мужчина должен был быть безусловным добытчиком, распорядителем и воином. Мальчиков с раннего детства воспитывали в спартанском духе, без баловства, в труде и готовности к защите. В нужде и тяжелых условиях горской жизни молодые люди постигали науку жизни, тренировали дух и тело, упражнялись в воинских искусствах. Ведь каждый мальчик прежде всего рассматривался, как будущий воин. Большим почетом пользовались те молодые люди, которые лихо джигитовали, стреляли из винтовки и фехтовали. Необходимыми атрибутами также считались умение красиво плясать и петь. Перед тем как выдать замуж девушку, её родня проверяла жениха по всем этим категориям, и только после этого ему давали оценку : «достоин – не достоин». Знатностью и богатством нельзя было добиться того уважения, которое каждое осетинское общество питало к храбрым и решительным удальцам. При этом, физическая смерть не должна была пугать осетина. Самым страшным как для мужчин, так и для женщин был позор. Проявивший трусость, малодушие, в бою, например, покрывал позором не только себя но и весь род. И наоборот, храбрые и мужественные воины, становились героями на века. Их героизм воспевали в песнях и сказаниях.

Девочек же, наоборот, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам (как то: деловитость, твёрдость характера, стремление к лидерству и т.п.), могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.

Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прелюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, тайком, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода.

Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб. К ним готовились заранее, как Наташа Ростова на свой первый бал.

Парни приглашали девушек на танец и были счастливы если удавалось потанцевать с той, которая нравится. В этом танце они показывали всю свою сноровку и удаль. Кроме того, в традиционном танце «Симд» можно было взять девушку под руку, не навлекая на себя гнева её родни.

Сегодняшняя жизнь внесла много корректив в отношения молодых. Многое из того, что было немыслимым раньше, стало обыденным и привычным в наши дни. Другие нормы морали у большинства молодых осетинок. Другими стали и парни. Но и сегодня, когда приходит время создавать семью, подавляющее большинство парней для серьёзных отношений предпочитают не тех девушек, которые доcтупны и «без комплексов», а тех, кто наделён качествами, ценившимися в Осетии веками.

Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. А если всё-же приходилось упоминать о ней, или о детях, мужчина всегда, как-бы просил прощения у окружающих («Уае фарн бирае, …»).

При этом муж и жена не называли друг друга по имени. Обходились выражениями типа «Не фсин» (наша хозяйка), «Сываеллаетты мад» (мать наших детей), «Нае къаебаергаенаег» (Готовящая нам пищу), «Нае лаег» (Наш мужчина), «Нае хаедзары хицау» (Глава нашего дома) и т.п. Часто муж называл жену и по её «фамильному имени»: «Абиан»(из Абаевых), «Дзугиан» (из Дзугаевых), Къаебысон» (из Кабисовых). Обмен какими-то любезностями между мужем и женой в присутствии посторонних считался бы весьма неприличным и нескромным поведением. За столом гости могли хвалить хозяйку дома, произнести благодарственный тост за неё, но сам хозяин дома никогда этого не делал и старался сдерживать других от черезмерной хвальбы. К тому же, если в доме были дедушка и бабушка («Дада» и «Нана»), принято было сперва выказать знаки уважения им. Невестка при этом «оставалась в тени».

Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей. «Мае фыдгулы хаедзараей ма хъаер ныхас райхъуыса» (Пусть со двора врага моего слышится громкая ругань) – говорили раньше. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину, даже на свою жену. Но при этом, мужчина всегда был бесприкословным хозяином и главой дома, любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению.

Осетин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Характерным примером носителя этих норм являлся знаменитый силач-великан и цирковой борец Темирболат Кануков

Он настоял перед руководством цирка на том, чтобы ему разрешили бороться на ковре в рубашке. Поэтому на всех сохранившихся фотографиях, среди тогдашних лучших борцов России, играющих на людях своими мускулистыми полуобнажёнными телами, Бола единственный – всегда в одежде.

Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена Б.Канукова давно прошли. В моду вошли миниюбки, шорты и на борцовском ковре сегодня никто в рубашках не борется.

И всё-же взрослый мужчина, разгуливающий по улице или двору многоэтажного дома по пояс голый, со свисающим через ремень животом, или молодая девушка в такой юбочке, что как ни вертись в той же маршрутке, а «что-нибудь» всё равно видно, не могут быть нормами приличия для нашего народа ни в какие времена… Если завтра где-то на Западе войдёт в моду ходить по улицам в купальных костюмах, для нас осетин, если мы хотим оставаться таковыми, эта норма должна быть неприемлема.

Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные осетинские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.

И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых в интернете на всеобщее обозрение. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одну из самых основополагающих норм поведения осетина.

Интересны и взаимоотношения между старшими в доме и невесткой. Обе стороны соблюдали между собой определенную дистанцию. Старшие – не позволяя никаких вольностей и непристойностей в присутствии невесты. Та же дистанцировалась и держалась в рамках осетинской этики через обычай «Уайсадын». Она не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи и, тем более, с ними самими, обходясь общением через младших. На первый взгляд этот обычай выглядит дикостью. Но при более глубоком изучении его, приходишь к выводу, что он был незаменимой и очень полезной и действенной сотавляющей традиционного уклада жизни осетин прошлого.

В более поздние времена, в Осетии стали практиковать «Снятие Уайсадын», то есть освобождение невесты от соблюдения этого обычая. Для этого, хозяин дома забивал быка или барана, приглашал близких и соседей на кувд (пир). Здесь, в присутствии всех, он преподносил невестке почетный бокал, благодаря её за столь рьяное соблюдение традиций и высокую мораль, и разрешая ей с этого момента разговаривать с ним и при нем.

Просмотров: 5 679

www.nykhas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *