Кавказский Узел | Осетинский свадебный обряд
У осетин одним из самых важных и радостных обычаев является свадебный обряд. Как же проходит традиционная осетинская свадьба?
СВАТОВСТВО. Любая свадьба, как в старину, так и в наши дни, начинается со сватовства — засылки сватов. Сватов должно быть не менее трех человек. Один из них, по возможности, дядя жениха — брат отца или матери. Старшим обычно посылают самого уважаемого из соседей, третьим может быть хороший знакомый семьи невесты — это обычно ускоряет дело.
Семья девушки, как правило, знает о приходе гостей. По тому, как их встречают, можно судить об исходе сватовства. Тем не менее, после второго тоста старший должен сообщить хозяевам о цели своего прихода. Глава семьи благодарит гостей за оказанную честь и обычно отвечает примерно так: «Мы должны посоветоваться со старейшинами, родственниками, наконец, спросить о согласии девушку, и только тогда сможем ответить вам». То есть в завуалированной форме дает понять, что возможен благоприятный исход сватовства. Тогда же договариваются о времени следующего визита.
ФИДЫД (Брачное соглашение с родителями невесты). В наше время фидыд может проходить как в доме жениха, так и в доме девушки, причем второе бывает гораздо чаще. Родители юноши через доверенных лиц оставляют в доме девушки денежный залог в знак того, что две семьи породнились.
Иногда фидыд происходит в день свадьбы, что также не возбраняется обычаями. В доме девушки для фидауджита (доверенных лиц) готовят угощение. Более состоятельные семьи режут барана. Пока мясо варится, гостям приносят легкую закуску, произносят 2-3 тоста. Затем стол накрывают уже по обычаю. Встает старший и предлагает обсудить дело, из-за которого они собрались. За время фидыда назначается день свадьбы, обговаривается количество гостей, которые приедут за невестой, а также — кто и когда привезет жертвенного бычка. Далее следует общее застолье.
На столе, по обычаю, три пирога, голова и шея жертвенного животного. Старший (тамада) сидит во главе стола, справа от него второй старший (старший из доверенных лиц), слева — третий старший — родственник семьи или представитель фамилии. Все встают. Старший (тамада) произносит тост за Стыр Хуыцад (Большого Бога), поручает молодых и породнившиеся фамилии Мады Майрам (Деве Марии), Уастырджи (Святому Георгию) и другим святым и передает один из пирогов и базыг (плечевую кость) младшему за столом. Второй и третий старшие поддерживают тост. Тамада предоставляет слово старшему из гостей, который произносит тост за здоровье соседей и жителей села, благодарит хозяина дома и желает, чтобы две фамилии были довольны новым родством, а счастье молодых озаряло не только их близких и родных, но и всю Осетию.
Старший, ведущий стол, старается, чтобы никто не был обделен вниманием. В кульминационный момент застолья третий старший отрезает ухо жертвенного животного, надрезает его три раза и передает старшему. Старший благословляет младших и передает им ухо вместе с бокалом.
В заключение старший просит Касары Уастырджи (Божество, покровительствующее домашнему очагу), чтобы он взял под свое покровительство Осетию, породнившиеся фамилии и молодых.
Жизнь вносит свои коррективы в веками устоявшиеся традиции и обычаи. В наше время молодые после сговора, а чаще в день свадьбы идут в ЗАГС регистрировать брак. Эта церемония обставляется со всей торжественностью и надолго запоминается молодым.
СУСАГЦЫД (Тайный визит). Сусагцыд совершают за несколько недель до свадьбы. Через несколько дней после фидыда жених с шафером, дружкой и несколькими друзьями наносит визит в дом невесты. По возможности, это не афишируется, собираются только самые близкие и подружки невесты. Зять непременно должен принести с собой конфеты, которые он раздает всем собравшимся в доме женщинам. Гостям накрывают столы, устраивают танцы.
За столом первый тост старший (обычно это кто-нибудь из соседей) произносит за Великого Бога, второй — за Уастырджи. Третий тост поднимают за счастье молодых.
После этого жених с названным братом — шафером и друзьями идет в хазар (традиционное осетинское жилище, где размещался очаг) к старшим женщинам. Женщины дают им нуазанта (почетные бокалы), причем жениху подносит нуазан мать невесты или ее свекровь, если она есть. Поблагодарив за теплый прием, гости возвращают нуазаны, положив в них деньги, кто сколько считает нужным. Кто-нибудь из молодых женщин раздает принесенные женихом конфеты. Женщины благодарят: «Пусть ваша жизнь будет такой же сладкой, как эти конфеты». В сусагцыд жених преподносит невесте обручальное кольцо.
Застолье может длиться до глубокой ночи, но, как бы ни сложились обстоятельства, по этикету жених не должен оставаться в доме невесты.
КУХЫЛХАЦАГ и АМДЗУАРДЖЫН (Шафер и помощник). По существу, это главные действующие лица на празднестве, особенно шафер. От его распорядительности и организаторских способностей зависит порядок на свадьбе, именно он определяет — когда и кто поедет за невестой, как примут гостей и т.д. Как правило, шафера и его помощника назначают из близких семье людей, родственников, друзей жениха.
Шафер отвечает за порядок не только в доме жениха, но и в доме невесты. Когда свадебный пир подходит к концу и настает пора выводить невесту, шафер вместе с представителями ее фамилии (это обычно брат невесты или кто-либо из близких родственников) входит в ее комнату.
Родственник девушки обращается к Богу, чтобы он благословил его сестру и ниспослал ей любовь и счастье в новой семье, чтобы она никогда не опорочила честь фамилии. После этого он дает разрешение женщинам одеть невесту. Обычно это делают две — три молодые соседки.
Перед свадьбой хозяин дома приглашает нескольких наиболее близких ему соседей и вверяет им свое хозяйство. Те, в свою очередь, обговаривают, кто будет уырдыглауджыта (букв, «прямостоящие», т.е. люди, обслуживающие гостей во время пиршества), а кто кабицыхицау(букв. «хозяин кладовой» — распорядитель съестными припасами во время свадьбы, пира).
СВАДЬБА. Свадебный кортеж с музыкантами останавливается у дома невесты. Навстречу им выходят старшие. Кто-нибудь из молодых несет три пирога и осетинское пиво. Старший воздает хвалу Богу и высказывает пожелание, чтобы отныне этот дом посещали только такие уважаемые гости и чтобы торжество, по поводу которого они собрались, было угодно Богу и ангелам.
После этого гостей приглашают в дом. Молодежь устраивает танцы, после которых гостей сажают за стол. Стол ведет старший стола. На столе, по обычаю, голова и шея животного, как правило, бычка (шея обязательно находится с левой стороны), три пирога. У тамады плечевая кость животного. У старшего участника свадебного поезда — шашлык, он сидит за второго старшего. Шашлык из трех ребер у третьего старшего, который обычно представляет фамилию или родственников невесты по материнской линии. Старший стола встает, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой — плечевую кость. Все сидящие за столом встают, молодежь подходит ближе. Старший произносит тост-молитву:
Семь сыновей
и три синеглазые дочки!
Фарн, Фарн, Фарн!
Как наседка — многодетна!
Фарн, Фарн, Фарн!
Как медведица — плодовита!
Фарн, Фарн, Фарн!
Как бык — крепкошей!
Фарн, Фарн, Фарн!
Семьей — любима!
Фарн, Фарн, Фарн!
Соседями — уважаема!
После снятия фаты, невеста начинает угощать пожилых женщин содержимым Мыды Куса (чаша со смесью меда и топленого масла). Когда невеста угощает медом свекровь, женщины желают им, чтобы они были друг другу так же сладки, как эти мед и масло. После такого ритуала невесту снова уводят в ее комнату, где возобновляются развлечения, танцы и песни.
Источники:
www.kavkaz-uzel.eu
Осетинская свадьба: традиции и обычаи предков
Почти каждый человек в своей жизни побывал на свадьбе или в роли жениха-невесты, или приглашенного гостя. Это серьезный и переломный шаг, когда вся жизнь наполняется иным смыслом. Поэтому еще предки считали его торжественным и важным. С течением времени создание новой семьи обрастало традициями и обычаями. Ведь они придуманы для того, чтобы принести в новую семью счастье, здоровье и богатство.
Один из народов, который в полной мере почитает традиции предков — осетины. Свадьба в Осетии делится на несколько последовательных этапов. Все этапы строго соблюдаются и почитаются и в наши дни.
Традиции из глубины веков
Начиная с помолвки, каждое действие как жениха и невесты, так и их родственников, несет сакральный смысл. Обязательным для проведения свадьбы у осетин является калым. Жених должен заплатить за невесту определенный выкуп. Чем быстрее жених заплатит калым, тем быстрее состоится свадьба.
Обычаи осетинской свадьбы:
- дорогу невесты до свадебного кортежа посыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой;
- перед официальной регистрацией брака молодожены посещают святые места и молятся им;
- во время банкета невеста должна стоять в углу и смиренно принимать поздравления и похвалы гостей;
- обязательный ритуал — снятие фаты невесты. Исполняет его старейший родственник жениха. После чего невеста дарит семье жениха подношения и мед, с намеком подслащивая будущую жизнь. А семья жениха со своей стороны дарит невесте украшения;
- весь свадебный банкет сопровождается весельем, национальными песнями и танцами.
Наряд осетинской невесты
Побыть на настоящей осетинской свадьбе и увидеть воочию все обычаи и ритуалы — это масса незабываемых впечатлений и наслаждения. Естественно, поездка в Осетию обойдется дорого. Но онлайн-казино
Немаловажную роль на свадьбе играет платье и фата невесты. Они изящны и уникальны. Платье вышито руками с помощью серебряных и золотых ниток и камней. Такой наряд очень колоритный и солидный. Он защищает от чужих взглядов невесту. Свадебный головной убор девушки обрамлен воздушной фатой, под которой скрывается лицо. А ради развлечения гости пытаются украсть шапочку, но семья невесты рьяно ее охраняет. Ведь если шапочка попадет в руки чужих людей — это плохая примета для всей семьи.
Традиционная свадьба в Осетии из давних времен претерпела много изменений. Но и на сегодня все ритуалы и обычаи довольно-таки строги и консервативны. И молодые люди продолжают почитать их. Именно верность традициям предков делает осетинскую свадьбу уникальной, самобытной и колоритной.
Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться
osinform.org
Осетинские свадебные традиции и обычаи
Несмотря на то, что сегодня многие обряды уходят в прошлое, осетинская молодежь продолжает чтить свои традиции. Поэтому свадьба в Осетии остается одним из самых ярких событий в жизни не только молодых, но и их семей, друзей и соседей, которые приравниваются к родственникам. С таким же большим размахом до сих пор отмечается и узбекская свадьба. И хотя, конечно, некоторые осетинские свадебные традиции претерпели изменения, в целом торжество проводится также, как и много лет назад. Разобраться во всех нюансах обрядов непросто, поэтому портал www.svadebka.ws подготовил для вас подробное описание каждого этапа свадьбы.
Предсвадебные осетинские обряды
Прежде чем дойдет дело до свадьбы, должны пройти обряды сватовства, сговора и тайного визита жениха.
Сватовство
Без него осетинская свадьба не состоится, это традиция. В семье жениха назначаются сваты, которые отправляются в дом невесты. Обычно ими является кто-то из:
- старших родственников в семье жениха,
- близких друзей семьи,
- уважаемых соседей, с которыми поддерживаются дружеские отношения,
- хороших друзей семьи невесты (чтобы дело быстрее сладилось).
Делегация, как правило, не превышает пять человек. После того, как сваты определены, они отравляются в дом невесты, предупредив о своем визите заранее. Родители молодых в обряде сватовства не участвуют. Родственники и друзья невесты накрывают для сватов стол, но ответ на предложение после первого визита давать не принято. Согласно осетинским свадебным обычаям сваты со стороны жениха должны посетить семью невесты не менее трех раз. Во время таких визитов обговаривается выкуп за невесту (калым).
Сговор
После того, как согласие получено, семья жениха отправляет доверенных лиц с оговоренной суммой калыма и таким образом скрепляет соглашение. По этому поводу накрывается большой стол, за которым едят, пьют, произносят тосты и молитвы за молодых.
Тайный визит жениха
Нечто подобное есть и в обычаях дагестанской свадьбы, так называемая тайная помолвка, которой по сути визит жениха и является. За одну-две недели до свадьбы жених приходит к невесте вместе со своими друзьями (не более 7 человек), среди которых уже назначены старший и младший шаферы. Они являются главными действующими лицами на свадьбе, по совместительству являясь и тамадами. Старший шафер должен быть женат – это строгое условие, соблюдение которого требуют осетинские традиции на свадьбе. От невесты присутствуют мама и бабушка (старшие женщины рода) со стороны отца, родственники и соседская молодежь.
После того, как были сказаны первые три тоста, в которых обычно звучат молитвы, жених с шаферами идет к старшим женщинам. Мама невесты подает им бокалы с алкоголем, обычно это пиво. Гости выпивают и возвращают пустые бокалы, положив туда деньги. Также жених обязан преподнести теще сладости, так называемые «конфеты от зятя». После этого можно подарить невесте обручальное кольцо и свадебный наряд. Кстати, как и на турецкой свадьбе, жених также сам выбирает платье для будущей жены.
Свадьба в Осетии
Надо сказать, что осетинская свадьба очень красивая и зрелищная, а также многолюдная и хлебосольная. В особых случаях количество гостей может доходить до 2 тысяч, но ее главная особенность, что торжество проходит в двух домах. Ранним утром делегация от жениха в составе не более 50 человек едет за невестой, с пирогами, баллонами пива и аракой (осетинский алкогольный напиток), тортами и конфетами.
У невесты делегацию встречают старшие с бокалами, которые выпивают три старших от жениха и в ответ преподносят свои бокалы. Затем все садятся за стол, произносят положенные молитвы, угощаются, после этого молодежь идет танцевать. Невеста все это время стоит на видном месте и не принимает участия в празднике. После того, как часть с застольями и танцами завершена, она уходит переодеваться. Не обходится и без выкупа невесты, который проводит старший шафер. После этого ее выводят из дома два шафера, старший – справа, младший – слева. Старшие благословляют невесту и молятся за нее.
Когда кортеж приезжает к дому жениха, невеста получает благословление уже от старших со стороны жениха. Ей дается на руки младенец-мальчик, чтобы первенцем у молодоженов был сын.
Следующими важными этапами на осетинской свадьбе по стародавним традициям и обычаям является снятие фаты и ритуал с чашей меда и топленого масла. Юноша со стороны жениха приносит с собой ритуальный флажок, которым нужно три раза провести над головой невесты. Затем он желает ей счастья, изобилия, семь сыновей и дочку с голубыми глазами и поднимает фату, чтобы все могли увидеть лицо девушки. Флажок хранится в семье молодоженов всю жизнь. После этого невеста преподносит мед с маслом взрослым женщинам, последней свекрови, чтобы между ними было взаимопонимание.
С наступлением темноты жених едет в дом невесты, где теща готовит ему яичницу, застолье продолжается. Кстати, жених и невеста не находятся рядом друг с другом во время свадьбы и не разговаривают. Стоят отдельно и поздравления также принимают по одиночке. Только после застолья у тестя и тещи, выпивания традиционных бокалов все церемонии считаются соблюденными.
Осетинские свадебные платья
Отдельных слов заслуживает осетинский свадебный наряд. Он должен скрывать абсолютно все части тела невесты, включая руки и шею, как и в мусульманских традициях на свадьбу, и иметь головной убор с многослойной фатой. В обязательном порядке осетинские свадебные платья украшаются ручной вышивкой и драгоценными камнями, из-за чего наряд может быть довольно тяжелым. Все это создает на свадьбе особый образ, благодаря которому невеста в осетинском платье выглядит как настоящая принцесса.
Напоследок портал Свадебка.ws подготовил для вас небольшой словарик названий, которые вы непременно услышите на любой осетинской свадьбе:
- минавартта – сваты,
- фидыд – сговор,
- шушагсыд – тайный визит,
- кухылхацаг – старший шафер,
- амдзуарджын – младший шафер,
- хыжишан – ритуал снятия фаты,
- разгамтта – свадебное платье невесты.
welcome-pro.ru
Осетинская свадьба. МИА «Южная Осетия сегодня»
Осетинская свадьба – это в первую очередь красивое действо, опирающееся на многовековые традиции, честь и достоинство народа.
Чтобы лучше вникнуть в суть происходящего на свадьбе, целью которой, конечно же, является создание новой семьи, необходимо знать основы жизненного уклада осетинской семьи.
В старину осетины часто жили общинами, насчитывавшими до нескольких десятков человек. Главу семейной общины называли «хæдзары хицау» (букв, «глава дома»). Обычно это был старший мужчина в семье: дед, отец, старший брат, а в некоторых случаях старшая женщина (æфсин). Однако порой семью мог возглавить после смерти отца и младший сын, вопреки традиции, если он выделялся личными качествами: умом, трудолюбием, умением регулировать отношения между членами семьи. А бывало и так, что преемника выбирал отец семейства перед смертью. Хотя, конечно, зачастую глава назначался по старшинству. От его личных качеств и авторитета во многом зависело материальное благополучие, сплоченность домочадцев и весь внутрисемейный уклад, обеспечивавший семейству достойное существование.
Глава семьи (хæдзары хицау) являлся не только умелым руководителем и организатором, но и лучшим работником в доме, выполнявшим наиболее важные и сложные дела. Он руководил сельскохозяйственными работами, заботился об увеличении поголовья скота, при необходимости закупал продукты питания, а также представлял семью в обществе. В первую очередь главе полагалось участвовать в похоронных и свадебных процессах, посе- ш.ать святилища (дзуæрттæ) и общесельские праздники. < )стальные хозяйственные функции в осетинской семейной общине были строго распределены между мужчинами. При этом доходы каждого члена семьи поступали и общую казну, которой распоряжался глава семьи.
Женская половина рода подчинялась хозяйке (æфсин), супруге главы семьи, пользовавшейся большим уважением среди домочадцев. Нередко æфсин после смерти мужа становилась главой семьи и управляла ею с помощью одного из сыновей. Во многих случаях община после смерти своего главы сохранялась до тех пор, пока была жива æфсин. Благодаря непререкаемому авторитету мать семейства сплачивала домочадцев, не допускала ссор между невестками и другими членами общины, требовала от младших женщин равного отношения ко всем детям в семье, чтила и хранила традиции, подавая пример остальным, и т. д.
После смерти матери семейства главной женщиной и доме становилась старшая невестка (хистæр файнуст), независимо от того, являлся ее муж главой семьи или пет. Обычно старшая невестка, заменяя æфсин в случае ее болезни или временного отсутствия, уже имела определенный опыт в деле руководства семейством. Вступая в свои права, новая хозяйка становилась советчицей главы семьи, она распределяла хозяйственные функции среди женщин, имевших многочисленные, но строго разграниченные обязанности.
Особенно тяжелым в семейной общине было положение самой молодой из невесток (кæстæр чындз). Она вставала раньше всех и ложилась спать позже остальных членов семьи. На ее плечи ложились многие обязанности, она исполняла массу дел в доме. Еще до рассвета молодая невестка должна была подмести двор и улитту не только перед своим, но и перед соседними домами. Она не имела права сидеть в присутствии старших, в первое время своего пребывания в новой семье ей не было позволено обращаться к свекрови и говорить с ней, а заговаривать со старшими мужчинами ей было категорически запрещено.
С начала XX в. преобладающей формой семьи у осетин стала малая семья, состоявшая в среднем не более чем из 5—7 человек. В современном осетинском обществе практикуется совместное проживание родителей с одним из сыновей, обычно с младшим, даже когда последний обзаводится собственной семьей.
До революции в некоторых районах Осетии (в основном среди феодалов и зажиточных горцев) был распространен обычай многоженства, возникший, по-видимому, под влиянием ислама. Таким образом, наряду с моногамным браком у осетин существовало и многоженство. Вторых жен в таких браках называли номылус (букв, «жена по имени»). В таком качестве обычно брали в жены девушек из бедных крестьянских семей. Дети от номылус назывались кæвдæзсард (букв, «рожденный в хлеву») и составляли особую прослойку общества.
Положение этих детей было незавидным. Они росли, исполняя самые тяжелые работы, фактически трудясь на благо своего отца и его первой жены. Девушка из числа кавдасардов обыкновенно выходила замуж за равного ей по происхождению молодого человека либо же сама становилась номылус какого-нибудь старика из зажиточного семейства. Мальчик-кавдасард оставался в доме «•моего отца, где работал, мужал, и если по достижении совершеннолетия находил для себя лучшим отделиться и жить самостоятельно, ему это всегда позволялось. Часть наследства, которую по обычаю кавдасард получал при отделении, была так незначительна, что зачастую ему предпочтительнее было оставаться в доме отца до конца жизни. Фактически дети-кавдасарды не имели прав на наследство.
Взять вторую жену осетин мог только с разрешения первой (законной) жены в том случае, если она не могла 11 меть детей или если возникала необходимость в допол- пительных рабочих руках. Номылус, как правило, находилась в доме в приниженном положении, на нее возлагали всю тяжесть домашних и полевых работ. В случае разногласий между женами первая имела право отделиться от мужа со своими детьми.
Некогда существовал также обычай левирата, когда неженатый мужчина брал в жены вдову своего брата (чаще всего, чтобы не платить калым). В ряде мест левират совершался так: мужчина оставлял свою черкеску на видном месте, и если вдова брата брала ее и относила и его комнату, это означало, что она согласна стать его женой. Этот обычай не был широко распространен в Осетии, а во многих районах им полностью пренебрегали.
В некоторых районах Осетии имело место прима- чество – мидæгмой (букв, «внутренний муж»): зять жил с родителями жены в случае отсутствия у последних сыновей-кормильцев. Этот обычай также не был широко распространен и часто вызывал осуждение. Примак (мидæгмой) не имел авторитета в обществе и не обладал рядом выгод и прав, как другие. Жить в доме с тестем было большим позором для мужчины. Детей такого человека обычно считали представителями рода жены.
Переходя непосредственно к свадебным обычаям и обрядам, необходимо отметить, что важным условием заключения и сохранения брачного союза у осетин является соблюдение древних запретов и ограничений на вступление в брак, характеризующих менталитет нации.
По сей день существует запрет на браки между родственниками. Именно поэтому у осетин, прежде чем засылать сватов, сначала уточняют родственные связи родителей будущей невесты. Если выясняется, что между фамилиями, желающими породниться, существует даже отдаленное родство, то ни о какой свадьбе не бывает и речи. Родственниками у осетин считаются все без исключения однофамильцы, а также æрвадæлтæ – широкий круг родственников, являющихся членами различных фамилий, но ведущих свое начало от одного общего предка. Также считаются недопустимыми браки с родственниками по материнской линии.
Все эти запреты издревле позволяли осетинам избегать негативных последствий кровосмешения.
До революции брак в Осетии часто не учитывал взаимной склонности будущих супругов. Замужество девушки, а во многих случаях и выбор невесты юношей зависели только от воли родителей, главным образом от желания отца. Также существовал обычай, когда при заключении брака строго соблюдалось правило старшинства: младшая сестра могла выйти замуж раньше старшей лишь с согласия последней; это же правило действовало между братьями. Нередко бывали случаи, когда в результате соблюдения такого обычая девушка засиживалась в девицах, а то и вовсе не выходила замуж, а мужчина по той же причине не получал возможности жениться в молодые годы.
Кроме того, часто мужчина из несостоятельной семьи не имел возможности жениться до 40, а то и до 50 лет. Главной причиной этого был большой выкуп за невесту (правд), в некоторых случаях достигавший просто колоссальных размеров. Рамки выкупа расширялись в связи с богатством того рода, к которому принадлежала невеста. При этом установленный для каждой фамилии размер нажупа оставался неизменным. Чтобы внести калым за невесту, многие юноши были вынуждены работать по найму годами или выезжать за пределы родного села.
Пывали случаи, когда из-за слишком обременительного выкупа за невесту молодые парни становились абреками. Часто на помощь жениху по уплате калыма приходили его родственники. Именно традиция выкупать невесту породила другой распространенный обычай — похищение невесты (скъаэфт), который, в свою очередь, нередко являлся причиной кровной вражды между двумя фамилиями.
Сегодня у осетин существуют только две формы брака: по сговору со сватовством (кургее чындзæхсæв) и брак посредством похищения невесты (скъзæфт). Последний сохранился и успешно практикуется в наши дни. Похищют девушку чаще всего с ее согласия, и жених приводит го не к себе домой, а к родственникам или близким знакомым. Там молодые остаются до тех пор, пока две фамилии не примирятся. Для этого в дом невесты по просьбе родственников жениха отправляются несколько авторитетных мужчин. Старший из них от имени семьи похитителя приносит извинения родственникам похищенной. Как правило, семья невесты не сразу идет на примирение. Если парламентерам не удается достичь желаемого примирения, то спустя какое-то время они вновь наносят визит семье девушки, при этом предварительно заручившись поддержкой уважаемого и влиятельного родственника невесты.
Руслан Туаев «Обычаи Осетин»
↑ Наверхsouth-ossetia.info
Осетинская свадьба и обычаи ::: Свадебные статьи и советы ::: «Свадьба без забот»
Осетинские свадьбы всегда проходят весело и шумно, танцы, песни, шутки, обильная и вкусная еда, много выпивки.
Но любая свадьба начинается со сватовства… Если юноша морально и материально готов к созданию семьи, а девушка умеет готовить, делать хорошо дела по хозяйству, то они полностью готовы вступать в брак. Но на первом месте, конечно же, любовь! В дом невесты посылают трех сватов, обычно это кто-то из близких родственников жениха, самый старший уважаемый сосед и хороший друг семьи невесты. О приходе сватов бывает известно заранее и только с позволения невесты они могут прийти. Сваты могут уже многое сказать о семье невесты, зная, как их приняли. Обычно накрывают стол с различными традиционными осетинскими блюдами и напитками. Сваты садятся за стол, но сразу не говорят о цели визита, об этом принято сообщить только во время второго тоста. Глава семьи благодарит сватов, но никогда не даст сразу точный ответ, ссылаясь, что надо посоветоваться с близкими и родными семьи, да и от мнения невесты зависит многое. Сваты и семья невесты обговаривают дату следующего визита, когда можно будет услышать точный ответ. Если семья девушки отказываются от предложения брака, то это считается очень большим оскорблением.Брачное соглашение обычно оговаривают в доме невесты, при этом близкий родственник семьи жениха оставляет семье невесты залог — определённую сумму денег при заключении брачного соглашения.
Глава семьи приглашает пройти родственников жениха за стол и обсудить дело и все его детали. На столе по традиции – три пирога, голова и шея жертвенного бычка. Произносятся поочередно три главных тоста-за Большого Бога (Стыр Хуыцау), за святого Уастырджи , за здоровье молодых и долголетие двух породнившихся фамилии. Также поднимают тосты за здоровье соседей и всех жителей села и счастье, которое будет озарят всю Осетию. Во время тоста все встают, а тому, кто говорит, в свободную руку передают плечевую кость животного. Далее передают также, надрезанное три раза старшим, ухо бычка. В знак согласия брака стороны жмут руки.
За несколько недель до свадьбы после брачного соглашения жених тайно наносит визит в дом невесты. Он приходит туда со своими друзьями, невеста тоже приглашает подруг. С собой жених приносит конфеты и угощает невесту и её подруг «на сладкую жизнь».
Вечер продолжается застольем с разнообразными и вкусными угощениями. Также молодые поют и танцуют. Обязательно просят станцевать и спеть жениха, показать его таланты. Поэтому жениху зарание необходимо побеспокоится о постановке свадебного танца.
Веселятся обычно в этот день допоздна. Но жених не должен оставаться с невестой на ночь.
Заранее до свадьбы обговаривают все свадебные хлопоты, и даже такую покупку как вечерние и свадебные платья. Назначают шаферов, которые являются практически организаторами свадьбы. Они должны позаботиться, кто поедет за невестой, как принять гостей. Шаферами обычно назначают двух лучших друзей жениха, после свадьбы они становятся братьями для невесты и родственниками в семье жениха. Шафер- первый, кто увидит невесту после свадебного застолья, зайдёт к ней в комнату и разрешить одеть в свадебный наряд. Помогают одеть невесту обычно три молодые соседки.
Соседи села тоже помогают, они забивают животных к застолью и следят за варкой мяса, следят и обслуживают гостей на пиршестве, распоряжаются и следят за всем съестным во время свадьбы.
Если у соседей недавно умер близкий человек, то семья жениха посылает к ним уважаемых людей, которые спрашивают разрешения о проведения в свадьбы. Так осетинцы проявляют искреннее уважение и сострадательность.
Наступает день свадьбы. С утра, подкрепившись перед дорогой и помолившись Богу, женихи и один из старших, отправляются со свадебным кортежем за невестой. Кортеж встречают родственники и гости семьи невесты. В руках трех старших три пирога, арака, пиво. Старшие произносят молитву Богу и желают благополучия и вечной любви молодым. Далее все проходят в дом, где устраивают танцы.
Старшие первые садятся за стол. На столе обязательно присутствует шея и голова священного бычка, три пирога, шашлык из печени, легких и сердца животного. Хозяева стараются заботиться о гостях, уделяют им большое внимание, предлагают еду и выпивку, если видят, что гости скромничают.
Старшие произносят тосты за любовь, за здоровье, за родство и за будущих сыновей, которые прославят Осетию. Далее старшему преподносят блюдо с тремя ребрами и бокалы с выпивкой, которые он передает женщинам-гостьям, кто готовил праздничный стол и старшей женщине в доме.
Далее, одевавшие невесту, соседки проводят выкуп невесты. Выкупает молодую шафер. Всё сопровождается смехом и шутками. Ну вот стороны договорились о выкупе, пришла очередь привести невесту. Невеста появляется в сопровождении молодых людей, которые поют песню.
Старшие поднимают бокалы и дают напутственные пожелания девушке, также произносят молитвы святым и покровителю путников.
Невесту усаживают в свадебный кортеж и отправляют в путь. Но перед тем как невеста еще не уехала молодые люди и мальчики перекрывают ворота двора и не выпускают кортеж без выкупа, которым служит три пирога, курица, арака, деньги, конфеты. Ну вот ворота открыты и невеста покидает родной дом.
Есть в Осетии обычай — по дороге свадебные кортежи заезжают в святую рощу Хетага, где молятся святому Уастырджи и просят о главном.
Свадебный кортеж подъезжает ко двору жениха с песнями и плясками. Все веселятся и благодарят за удачную дорогу. Старшие приветствуют молодую и провожают в дом. Но пред этим проводят ритуал – в руки невесты дают младенца- мальчика, с пожеланиями, чтобы у нее первым был сын. Далее невеста правой ногой переходит порог дома и три раза кланяется. В это время самая мудрая и старшая женщина произносит молитву Покровителю Мужчин- Лагты Дзуа и обещает, что берет под покровительство невесту.
Начинаются танцы, после которых невесту ведут снимать фату. Снимает фату обычно красноречивый юноша, он обводит три раза небольшим флажком, присланный с родительского дома, голову невесты и произносит обрядовые слова. Затем снимает фату, и все любуются лицом невесты. Флажок укрепляют за печкой, где он должен храниться постоянно. Также вместе с флажком из родного дома посылают чашу с медом и топлёным маслом -мыды кус, которую невеста предлагает всем женщинам на свадьбе и свекрови, чтобы отношения их были также сладки. После этого ритуала невесту снова отводят в комнату, где проводят танцы, где обычно она стоит в самом дальнем углу от входа в комнату. Рядом с ней стоят два молодых человека, приехавших с отчего дома, чтобы оберегать её. Также заботиться о невесте и молодая женщина — Ханга Мад, которая предварительно назначается матерью жениха, обычно такая женщина будет невесте самая близкая на протяжении всей последующей жизни.
После того, как с невесты сняли фату, её может пригласить на танец молодой парень-смельчак. Танец обычно недолгий, в конце танца парень желает счастья невесте и её жениху и преподносит бокал, в который кладёт в знак благодарности купюру.
Вскоре невесту увозят обратно в родной дом. За ней едут жених и шаферы. Семья невесты накрывает стол и ждет жениха. Жених привозит с собой конфеты и сладости и угощает женщин. Его сажают за стол, но он ведёт себя довольно скромно, мало ест и пьет, старается произвести на родственников невесты лучшее впечатление.
Во время застолья жених должен попроситься выйти со стола и пойти отблагодарить женщин, которые готовили и накрывали на стол за их труд и гостеприимство. Женщины выпивают из бокалов, потом жених кладёт туда денежки. После все возвращаются за стол. Гости обычно уезжают за полночь.
Наутро второго дня на невесту сбегается посмотреть вся детвора. Невеста дарит мальчишкам игрушки, а девчонка заплетает косы.
Ближе к обеду из дома невесты привозят приданое невесты. Обычно молодёжь (друзья, подруги невесты) сопровождает приданное, в доме жениха их встречают всем необходимым – застолье, угощения, танцы, песни, которые не смолкают до утра.
Раньше жених не мог присутствовать во время свадьбы в собственном доме, а находился у шафера. В настоящее время жених может увидеть невесту на второй день свадьбы. Он приезжает вместе с шафером и парой друзей, с собой он должен иметь три пирога и пиво, которые вручает дорогой.
На осетинской свадьбе раньше существовал обычай «кражи невесты», но и сейчас он как никогда актуален. Друзья жениха крадут невесту и отвозят в запланированное место, прихватив с собой различные кушанья со свадьбы. Ночью веселятся, в шутку посмеиваются над женихом, а на утро отправляют молодую к заскучавшему милому. Иногда невесту выкрадывали и на две-три ночи.
В ближайшие дни после свадьбы семья жениха приглашает соседей, которые помогали в обслуживании гостей и взяли на себя все хлопоты, снова к себе в дом. Глава дома всех угощает и желает все соседям только праздников и смеха в их домах.
Через некоторое время после свадьбы родители жениха приглашают семью невесты к себе в дом. Устраивается застолье, песни и танцы. Так же поступают и родители невесты. После таких приёмов родственники в праве навещать друг друга в любое время и без приглашения.
svadba.bz
Осетинская свадьба | Блогер Limbo на сайте SPLETNIK.RU 5 марта 2012
Осетинские свадьбы всегда проходят весело и шумно, танцы, песни, шутки, обильная и вкусная еда, много выпивки. Но любая свадьба начинается со сватовства… Если юноша морально и материально готов к созданию семьи, а девушка умеет готовить, делать хорошо дела по хозяйству, то они полностью готовы вступать в брак. Но на первом месте, конечно же, любовь! В дом невесты посылают трех сватов, обычно это кто-то из близких родственников жениха, самый старший уважаемый сосед и хороший друг семьи невесты. О приходе сватов бывает известно заранее и только с позволения невесты они могут прийти. Сваты могут уже многое сказать о семье невесты, зная, как их приняли. Обычно накрывают стол с различными традиционными осетинскими блюдами и напитками. Сваты садятся за стол, но сразу не говорят о цели визита, об этом принято сообщить только во время второго тоста. Глава семьи благодарит сватов, но никогда не даст сразу точный ответ, ссылаясь, что надо посоветоваться с близкими и родными семьи, да и от мнения невесты зависит многое. Сваты и семья невесты обговаривают дату следующего визита, когда можно будет услышать точный ответ. Если семья девушки отказываются от предложения брака, то это считается очень большим оскорблением. Брачное соглашение обычно оговаривают в доме невесты, при этом близкий родственник семьи жениха оставляет семье невесты залог — определённую сумму денег при заключении брачного соглашения. Глава семьи приглашает пройти родственников жениха за стол и обсудить дело и все его детали.На столе по традиции – три пирога, голова и шея жертвенного бычка. Произносятся поочередно три главных тоста-за Большого Бога ( Стыр Хуыцау), за святого Уастырджи , за здоровье молодых и долголетие двух породнившихся фамилии. Также поднимают тосты за здоровье соседей и всех жителей села и счастье, которое будет озарят всю Осетию. Во время тоста все встают, а тому, кто говорит, в свободную руку передают плечевую кость животного. Далее передают также, надрезанное три раза старшим, ухо бычка. В знак согласия брака стороны жмут руки. За несколько недель до свадьбы после брачного соглашения жених тайно наносит визит в дом невесты. Он приходит туда со своими друзьями, невеста тоже приглашает подруг. С собой жених приносит конфеты и угощает невесту и её подруг «на сладкую жизнь». Вечер продолжается застольем с разнообразными и вкусными угощениями. Также молодые поют и танцуют. Обязательно просят станцевать и спеть жениха, показать его таланты. Веселятся обычно в этот день допоздна. Но жених не должен оставаться с невестой на ночь. Заранее до свадьбы обговаривают все свадебные хлопоты. Назначают шаферов, которые являются практически организаторами свадьбы. Они должны позаботиться, кто поедет за невестой, как принять гостей. Шаферами обычно назначают двух лучших друзей жениха, после свадьбы они становятся братьями для невесты и родственниками в семье жениха. Шафер- первый, кто увидит невесту после свадебного застолья, зайдёт к ней в комнату и разрешить одеть в свадебный наряд. Помогают одеть невесту обычно три молодые соседки. Соседи села тоже помогают, они забивают животных к застолью и следят за варкой мяса, следят и обслуживают гостей на пиршестве, распоряжаются и следят за всем съестным во время свадьбы. Если у соседей недавно умер близкий человек, то семья жениха посылает к ним уважаемых людей, которые спрашивают разрешения о проведения в свадьбы. Так осетины проявляют искреннее уважение и сострадательность. Наступает день свадьбы. С утра, подкрепившись перед дорогой и помолившись Богу, женихи и один из старших, отправляются со свадебным кортежем за невестой. Кортеж встречают родственники и гости семьи невесты. В руках трех старших три пирога, арака, пиво. Старшие произносят молитву Богу и желают благополучия и вечной любви молодым. Далее все проходят в дом, где устраивают танцы. Старшие первые садятся за стол. На столе обязательно присутствует шея и голова священного бычка, три пирога, шашлык из печени, легких и сердца животного. Хозяева стараются заботиться о гостях, уделяют им большое внимание, предлагают еду и выпивку, если видят, что гости скромничают. Старшие произносят тосты за любовь, за здоровье, за родство и за будущих сыновей, которые прославят Осетию. Далее старшему преподносят блюдо с тремя ребрами и бокалы с выпивкой, которые он передает женщинам-гостьям, кто готовил праздничный стол и старшей женщине в доме. Далее, одевавшие невесту, соседки проводят выкуп невесты. Выкупает молодую шафер. Всё сопровождается смехом и шутками. Ну вот стороны договорились о выкупе, пришла очередь привести невесту. Невеста появляется в сопровождении молодых людей, которые поют песню. Старшие поднимают бокалы и дают напутственные пожелания девушке, также произносят молитвы святым и покровителю путников. Невесту усаживают в свадебный кортеж и отправляют в путь. Но перед тем как невеста еще не уехала молодые люди и мальчики перекрывают ворота двора и не выпускают кортеж без выкупа, которым служит три пирога, курица, арака, деньги, конфеты. Ну вот ворота открыты и невеста покидает родной дом. Есть в Осетии обычай — по дороге свадебные кортежи заезжают в святую рощу Хетага, где молятся святому Уастырджи и просят о главном. Свадебный кортеж подъезжает ко двору жениха с песнями и плясками. Все веселятся и благодарят за удачную дорогу. Старшие приветствуют молодую и провожают в дом. Но пред этим проводят ритуал – в руки невесты дают младенца- мальчика, с пожеланиями, чтобы у нее первым был сын. Далее невеста правой ногой переходит порог дома и три раза кланяется. В это время самая мудрая и старшая женщина произносит молитву Покровителю Мужчин- Лагты Дзуа и обещает, что берет под покровительство невесту. Начинаются танцы, после которых невесту ведут снимать фату. Снимает фату обычно красноречивый юноша, он обводит три раза небольшим флажком, присланный с родительского дома, голову невесты и произносит обрядовые слова. Затем снимает фату, и все любуются лицом невесты. Флажок укрепляют за печкой, где он должен храниться постоянно. Также вместе с флажком из родного дома посылают чашу с медом и топлёным маслом -мыды кус, которую невеста предлагает всем женщинам на свадьбе и свекрови, чтобы отношения их были также сладки. После этого ритуала невесту снова отводят в комнату, где проводят танцы, где обычно она стоит в самом дальнем углу от входа в комнату. Рядом с ней стоят два молодых человека, приехавших с отчего дома, чтобы оберегать её. Также заботиться о невесте и молодая женщина — Ханга Мад, которая предварительно назначается матерью жениха, обычно такая женщина будет невесте самая близкая на протяжении всей последующей жизни. После того, как с невесты сняли фату, её может пригласить на танец молодой парень-смельчак. Танец обычно недолгий, в конце танца парень желает счастья невесте и её жениху и преподносит бокал, в который кладёт в знак благодарности купюру. Вскоре невесту увозят обратно в родной дом. За ней едут жених и шаферы. Семья невесты накрывает стол и ждет жениха. Жених привозит с собой конфеты и сладости и угощает женщин. Его сажают за стол, но он ведёт себя довольно скромно, мало ест и пьет, старается произвести на родственников невесты лучшее впечатление. Во время застолья жених должен попроситься выйти со стола и пойти отблагодарить женщин, которые готовили и накрывали на стол за их труд и гостеприимство. Женщины выпивают из бокалов, потом жених кладёт туда денежки. После все возвращаются за стол. Гости обычно уезжают за полночь. Наутро второго дня на невесту сбегается посмотреть вся детвора. Невеста дарит мальчишкам игрушки, а девчонка заплетает косы. Ближе к обеду из дома невесты привозят приданое невесты. Обычно молодёжь (друзья, подруги невесты) сопровождает приданное, в доме жениха их встречают всем необходимым – застолье, угощения, танцы, песни, которые не смолкают до утра. Раньше жених не мог присутствовать во время свадьбы в собственном доме, а находился у шафера. В настоящее время жених может увидеть невесту на второй день свадьбы. Он приезжает вместе с шафером и парой друзей, с собой он должен иметь три пирога и пиво, которые вручает дорогой. На осетинской свадьбе раньше существовал обычай «кражи невесты», но и сейчас он как никогда актуален. Друзья жениха крадут невесту и отвозят в запланированное место, прихватив с собой различные кушанья со свадьбы. Ночью веселятся, в шутку посмеиваются над женихом, а на утро отправляют молодую к заскучавшему милому. Иногда невесту выкрадывали и на две-три ночи. В ближайшие дни после свадьбы семья жениха приглашает соседей, которые помогали в обслуживании гостей и взяли на себя все хлопоты, снова к себе в дом. Глава дома всех угощает и желает все соседям только праздников и смеха в их домах. Через некоторое время после свадьбы родители жениха приглашают семью невесты к себе в дом. Устраивается застолье, песни и танцы. Так же поступают и родители невесты. После таких приёмов родственники в праве навещать друг друга в любое время и без приглашения.
www.spletnik.ru
Осетинская свадьба – традиции в новом формате
Итак, миф первый. Как и везде на Кавказе, в Осетии замуж выходят по решению родителей. Выбирают невесту, чуть ли не с рождения. Мнение оказалось бы верным, если перенестись лет на 150 назад! Да и то, у предков это было крайне редко. Действительно, познакомиться лично в давние времена парню с девушкой было сложнее. Юноши присматривали себе спутниц обычно на праздниках или на «чужих» свадьбах. При этом разговаривать друг с другом они никак не могли. Общение происходило посредством танца. Для этого в национальной традиции осетин есть две вариации: танец приглашение (симд) и массовый танец (хонга).
В век глобализации и технологий все происходит по упрощенной схеме: познакомились, влюбились, поженились. Однако традиции все равно остаются. Одна из них – сватовство.
Сватов должно быть трое: близкий родственник жениха, сосед жениха и знакомый семьи невесты. По- осетински троица называется – минавартта. На молодежном сленге их стали называть минотавры. Все они должны быть уважаемыми и старшими представителями своих семейств (к соседу это тоже относится).
Родители невесты всегда осведомлены, что в гости должны прийти сваты. Уже сидя за столом в доме невесты, посланцы жениха, лишь через некоторое время признаются, что они собственно минавартта. По традиции, дать положительный ответ будущие тесть и теща не могут. И тогда сватов «выгоняют». Были случаи, когда сватов деллигировали по семь раз. Однако сейчас количество отказов со стороны невесты строго лиммитированно – можно не больше трех раз.
Миф второй: за невесту нужно платить калым. Это не так, но некоторые расходы на этом этапе жениху все же придется понести. Традиция называется – фидын(платить). Происходит действо в доме невесты. Брачное соглашение заключается между ее родителями и специальными людьми от жениха – фидауджита. Они оставляют некоторую сумму денег (обряд носит номинальный характер) в знак того, что обе фамилии породнились. Здесь же решаются все организационные моменты будущей свадьбы. Когда-то день бракосочетания назначали старейшины, сейчас брачующиеся сами делают свой выбор.
Еще одна дань традиции – «тайный визит жениха». Потенциальный супруг якобы по секрету назначает невесте встречу у нее дома. В этот день он приносит избраннице кольцо одно из дух свадебных платьев, духи и конфеты. Времена меняются, меняются и нравы. Раньше жених сам выбирал наряды своей невесте. В наше время он дает ей деньги, и она сама выбирает, то, что ей нравится, а потом тайно передает жениху. Вместе с женихом на негласный визит приходят два шафера – къухылхацаг( обязательно женатый мужчина средних лет) и амдзуарджин (ровесник жениха). Старший из них становится названным братом невесты, а младший – его помощником.
Обязательное условие в этом обряде! Жених ни в ком случае не должен оставаться в доме невесты на ночь, как бы долго не проходил прием.
Чего действительно нельзя опровергнуть, так это того, что на осетинскую свадьбу приглашают много людей. В народе слишком сильны родственные связи, чтобы не пригласить на торжество, к примеру, двоюродную племянницу троюродной сестры бабушки. Порой, чтобы вместить всех гостей, столы накрывают за пределами двора, так что улица оказывается перекрытой.
Сама свадьба проходит в двух местах одновременно: в доме жениха и в доме невесты.
Невеста находится у себя, стоит в специально отведенной комнате, опустив глаза, и не имеет права разговаривать с кем-либо из гостей. Так было раньше. Сейчас некоторые вольности ей позволяются. Заговорить она может, к примеру, со своими подружками. Однако если в комнату зайдет кто-то из старшего поколения, любые телодвижения и звуки тот час же прекращаются. Никаких столов, прогулок и прочего.
Пока невеста покорно ждет своего счастья, за пределами ее комнаты идет пир. Женщины и мужчины сидят за разными столами. Молодежь – вперемешку.
Где-то к полудню к дому невесты подъезжает кортеж жениха. Делегаты привозят с собой подарки для нее и ее семьи. Дарят обычно украшения и национальный костюм (второе свадебное платье), которые девушка должна сразу надеть. Переодевают невесту ее подружки.
Покинуть отчий дом девушка может только после «торга» между шафером и ее приятельницами. Затем старшие в семье мужчины благословляют невесту и желают счастья в новом доме. Все это происходит под зажигательный пляс танцора и акомпонимент ГАРМОНИСТКИ.
Свадебный кортеж направляется в ЗАГС. После оформления отношений в соответствии с гражданским кодексом, все едут в дом жениха. Кстати, законное заключение брака в Осетии носит скорее формальный характер. Важнее признание отношений окружающими.
В доме жениха все тоже самое, только в реверсе! Невесту подводят к старшим, они желают ей всего, чего можно пожелать. В это время звучит гармонь. Затем ведут ее в новую комнату, где она стоит опустив глаза и ни с кем не разговаривает.
В этом архетипичном сценарии есть свои интересные обряды. Хызисн – снятие фаты, иначе приобщение невесты к дому жениха. Для совершения действа из ее дома вызывают родственника. Он приезжает со специальным флажком, которым машет перед лицом девушки с пожеланиями фарн(не поддается переводу, это такое всеобъемлющее счастье ), а затем приподнимает фату.
Еще один обычай – мыдыскъус – чаша с медом. Невеста должна накормить всех старших женщин в доме жениха медом, приправленным топленым маслом с ложечки. По традиции вазочку, в которой был мед, должны выкрасть юноши, но это только после того, как невеста накормит всех.
После обряда невесту снова оставляют одну в комнате под охраной двух молодых людей, приехавших вместе с ней из родного дома. Празднества продолжаются.
Лишь вечером первого дня свадьбы жених имеет права познакомиться с родителями невесты. После того, как все гости разъедутся, он отправляется в дом к тестю с тещей. Там теща готовит новоиспеченному зятю очень-очень соленую яичницу, которую он должен съесть не поморщившись. Сакраментальный смысл этой традиции затерялся где-то в глуби веков и сейчас используется по умолчанию.
На второй день свадьбы в новый дом невесты приезжают ее родственники с приданым. Танцы и застолья продолжаются.
Что-то мы забыли про жениха! С невестой он может увидеться только на второй день. До этого момента он находиться в гостях у старшего шафера (кухылхацага).
На первое свидание с невестой жених приходит в окружении своих друзей. В этот момент на столе обязательно должны быть три пирога, пиво или арака(алкогольный напиток, по вкусу напоминающий виски).
Кухылхацаг произносит молитву: «молодые вступили в новую жизнь, и пусть эта жизнь будет счастливой; на их плечи легла тяжелая ноша – ответственность друг за друга, за семью, так пусть они с достоинством пронесут эту ношу по жизни…»
Миф третий: похищение невесты. В Осетии это не традиция, а ее нарушение.
Для семьи девушки это считается позором, так как на такое шли те, кому отказывали в сватовстве. Если такое происходило, то родственники девушки приходили в дом похитителя и спрашивали у нее, действительно ли она хочет остаться. В любом случае похищенная не могла вернуться в отчий дом, если провела ночь там, куда ее украли. Стороны, конечно, мирятся в таких случаях, но могут пройти годы.
О красивом, формировавшемся многие столетия, обычае осетинской свадьбы рассказать непросто, но мы надеемся, что вы получили представление об этой традиции.
Поделиться в соц. сетях Читайте нас на канале Яндекс.Дзенvkavkaz.ru