Традиции Дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы
Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор». Еще его часто называют «кавказским Вавилоном». Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы, даргинцы, азербайджанцы, табасаранцы, рулульцы, лезгины, кумыки, лакцы и другие. Это единственное место на Земле, где на территории площадью 50 000 км2, проживает 102 национальности, 36 из них коренные.
Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.
Гостеприимство – важнейший народный обычай
Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.
Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. До сих пор существуют определенные правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.
Так, в старину у аварцев существовал интересный обычай. Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приемом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому незнакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя.
Чаще всего, желающие находились сами. Но если никто из жителей не вызывался проявить гостеприимство, старейшина аула сам «назначал» хозяина. С его решением никому не приходило в голову спорить. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести.
Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.
Зачастую случалось так, что неожиданный гость, помня добро и приветливость хозяина, впоследствии становился настоящим кунаком и начинал считаться своего рода «семейным другом».Даже если отец семейства уже умер, такой гость, согласно традициям Дагестана, остается кунаком для всего семейства и может приехать сюда в любое время, как к родным людям.
Куначество, ставшее последствием гостеприимства (но не обязательно только его) порождало свои традиции. У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить умерших детям отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности.
Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность. Он обязан был не только укрыть пришельца в своем доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы гостя защитить. Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских селах и сегодня, незримо соединяя духовность далеких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков.
Семейные традиции Дагестана
Важное место в национальных обычаях занимают семейные традиции народов Дагестана. Судя по некоторым сведениям (куда входят, прежде всего, записи этнографов и историков, изучавших кавказские традиции), в древние времена, до принятия ислама, горцы придерживались правил матриархата.
Об этом, в частности, сообщал исследователь Расул Магомедов. Согласно его записям, в свадебный день подружки невесты в некоторых местностях могли хлестать крапивой всех встречных мужчин и подшучивать над ними. Профессор Магомедов на основании этого обычая делает вывод, что эта местная традиция сохранилась с периода матриархата и отражала полновластную роль женщины в доме.
Однако после того, как на Кавказ начали проникать турки и персы, здесь распространился ислам и привнес определенные коррективы в поведение горцев, а также в семейные обряды и обычаи Дагестана. Существовал (и во многом существует до сих пор) своеобразный этикет семейных отношений. Его правила предписывали трепетное уважение жены к мужу. Поэтому зачастую в селениях женщины даже редко называли супругов по имени и почти всегда упоминали о них в разговоре в третьем лице. В настоящее время этот старый обычай сохраняется наравне с современным обращением к мужу напрямую по имени.
Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.
Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому. В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины. При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.
Еще один народный обычай Дагестана, несмотря на исламские установки, определяющие поведение, касается внешнего вида женщин. В этих горных местностях они не носили чадру – более того, традиции позволяли женщине открывать лицо и украшать себя яркими головными уборами, в которые были вплетены монетки и цепи.
Наконец, не стоит забывать о том, что семейные традиции современного Дагестана во многом сохранили родовой уклад. Здесь можно встретить огромные семьи, состоящие не только из традиционной супружеской пары и детей, но и из многочисленных родственников. Такая община, в которой совместно ведут хозяйство обе линии – и мужа, и жены, – зачастую имеет какие-то свои внутренние традиции, свойственные именно этому роду.
Праздники и свадебные традиции
Говоря о национальных обычаях, нельзя обойти стороной праздники и дагестанские свадьбы. Какой же народ не имеет собственных праздников? Дагестанцы обычно отмечают их сообща. Издавна на такие мероприятия в крупные селения приходили жители небольших окрестных аулов. Праздники помогали еще раз ощутить общность всех присутствующих, сплотить их.
К торжествам относятся, прежде всего, религиозные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, и светские: Новруз-Байрам и т.д. (праздник весны с языческими корнями, приуроченный к весеннему равноденствию, в это же время (21 марта) празднуется и День первой борозды). В отдельных горных районах существуют специфические праздники. Например, День воды, который празднуется 1 мая. Это, в основном, праздник женский – девушки умываются из родника, просят у природы красоты и любви в будущей семье.
Свадебные традиции в Дагестане практически не менялись на протяжении веков. Ни одно подобное торжество не обходится без музыки, танцев, роскошного угощения. Причем свадьба всегда отмечается широко, сюда могут прийти все желающие. Как только ребенок еще только появился на свет, его родители уже начинают подготовку к его будущему торжеству. Копятся деньги, приданое, а значит, на тот момент, когда сын или дочь решают завести семью, у их родни хватает средств для того, чтобы сделать свадьбу поистине роскошной.
Согласно обычаям, в первый свадебный день музыка встречает всех гостей, а сам праздник проходит в доме невесты. Официальное же бракосочетание отмечается лишь в день свадьбы жениха, которая играется в его доме на следующий день, либо через несколько дней, туда привозят невесту с подарками и приданым.
Нужно признать, что не все старинные обычаи сегодня однозначно воспринимаются в обществе. До сих пор не утихают дискуссии по поводу кровной мести и похищения невест. Мы понимаем, что в рамках краткого обзора довольно сложно раскрыть все нюансы. В последующих статьях мы обязательно углубимся в эту тему и более детально покажем жизнь и быт кавказских народов.
Одно можно точно можно сказать: народам Дагестана удалось сохранить обычаи и традиции своих предков. В комментариях к этой статье просим рассказать о тех обычаях, которые знакомы вам.
Обычаи и традиции народов дагестана
Традиции и обычаи дагестанцев
Дагестанци воспитывают свое подрастающее поколение строго по заветам предков, быть честными и правдивыми.
Недалеко от аула Ходот есть родник с холодной водой. Возле которого всегда много стоит бедонов, ведер, кувшинов, для которых этот родник служит своего рода холодильником, а собственникам этих бидонов, ведер и кувшинов не стоит переживать за их сохранность и сохранность содержимого, поскольку никто к ним не притронется.
Также дагестанские жители могут повесить тушу мяса на дереве около проезжей части, на которой будет прикреплен листок бумаги с весом и ценой на мясе. А купившие это мясо могут положить деньги за мясо возле дерева.
Самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой много посуды из меди, а в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке у которой не было медной посуды вообще не женились.
В старину в Тлядал старики аула закрывали в доме вдову, называли ей имя любого мужчины (будь он женат или же нет) из аула и предлагали выйти за него замуж, если этот мужчина отказывался, его обязывали жениться на ней. В ауле Тандо, если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в браке, то ее сажали на ишака задом наперед и водили по всему селению. Это делалось для того чтобы над ней насмехались и оскорбляли.
Для горцев святым идеалом служит достоинство родителей и кровно-родственные тухумные связи. Пред отцом преклоняется мать и дети. Детям давалось имя отца. Развод по инициативе жены у них считается позором и унижением для мужа. В семейный этикет входит уважение и оказание почета отцу. Никакое наказание или убийство не может быть в присутствии женщины. Мужья бережно относятся к своим женам и не допускают к грубой и тяжелой работе.
Народ Дагестана: обычаи и традиции
Дагестан – республика в составе многонациональной России, именуемая страной гор, множества языков и контрастов. Горный народ Дагестана – это представители более сотни национальностей, трех религий, множества языковых групп и местных диалектов.
География края
Дагестан — самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо – самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане — настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.
Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет основное занятие местных жителей.
История края
Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.
Немного статистики
Что поведают о Дагестане скупые цифры:
- Территория республики – 50,3 тыс. км 2 .
- Береговая линия – 530 км, всего сухопутных границ – 1181 км.
- Самая высокая точка – 4466 км, средняя высота над уровнем моря – 1000 км.
- Общая численность населения, согласно последней переписи, – 2125 тыс. человек.
- Численность народов Дагестана – 102, из них коренных – 30.
- Территориальное деление республики – 22 района.
- Население сельской местности — 69 %.
- Герои Советского Союза (дагестанцы) – 49 человек.
Народы Дагестана
Список основных народностей выглядит так:
- Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
- Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
- Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.
- Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
- Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
- Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
- Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.
Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.
Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.
Языковый состав
Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.
Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.
По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:
- Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
- Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
- Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).
Религиозные конфессии
В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.
Большие народы и маленькие народности
Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.
Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.
Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.
Обычаи и традиции
В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство – все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.
Знаменитые дагестанцы
Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:
- Джамал Аджигирей – борец ушу, актер.
- Юсуп Акаев – летчик, Герой Советского Союза.
- Али Алиев – борец, пятикратный чемпион мира.
- Расул Гамзатов – поет.
- Мансул Исаев – дзюдоист.
- Муса Манаров – летчик-космонавт.
Традиции Дагестана и народные обычаи: от гостеприимства до кровной мести
Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.
Гостеприимство – важнейший народный обычай
Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостепри
Культура и традиции народов дагестана
Дагестан – многонациональная республика, где каждая как большая, так и относительно малочисленная народность имеет присущие только ей особенности и своеобразие не только в языковом, но и в культурном, этнопсихологическом и других отношениях. Народы Дагестана познают культурные особенности друг друга, чтобы тем самым выявить истоки общедагестанских культурных ценностей, лучше понять специфику собственной культуры. Так, на основе познания и соблюдения локальных культурно-этических особенностей каждого народа и региона формируется и складывается общедагестанская культура. И, как заметил один из мудрых наших соотечественников, «дагестанцы – это один народ со многими языками».
Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. У Дагестана и его народов выверенная временем общая судьба с народами России. Прославленный на весь мир руководитель горцев Дагестана и Чечни имам Шамиль, который в XIX веке более тридцати лет возглавлял борьбу горцев против колониальной политики русского царизма на Кавказе, на закате жизни принес присягу на верность России и завещал дагестанцам жить в дружбе и согласии с ней.
Говорят, дерево крепко корнями, а народ – своей историей и традициями, что в полной мере относится и к дагестанцам. У народов Дагестана самобытные и очень богатые история, культура, традиции, обычаи и обряды. Помимо общего героического прошлого, у дагестанцев исторически сложились самобытная этика и культура поведения в обществе, основанные на морально-нравственных устоях («яхI-намус»). Бережное, уважительное и заботливое отношение к представителям старшего поколения является основной духовной ценностью, нормой этикета и культуры поведения у всех народов Дагестана. Эта традиция досталась нам в наследство от прошлых поколений и бережно сохраняется и соблюдается дагестанцами и в настоящее время. Культуру и традиции народов Дагестана изучают с детских лет, чтобы привить чувство любви, патриотизма и гордости за свою Родину, чтобы познавать, преумножать культурное наследие прошлых поколений и воспитывать подрастающее поколение на морально-нравственных и культурных традициях отцов и дедов.
Уникальность Дагестана также в его географическом расположении между Европой и Азией. В историческом прошлом через территорию Дагестана проходила самая короткая сухопутная дорога, соединяющая Европу со странами Передней Азии. Поэтому все завоеватели стремились овладеть территорией Дагестана. По приморской низменности Дагестана также проходил один из Великих шелковых путей из Европы в Китай.
Духовная культура местных народов также развивалась в близком совместном контакте, соответственно происходило их взаимообогащение.
Таковыми являются традиционные нормы культуры поведения и этикет поведения человека в семье и обществе, общие для всех дагестанцев правила гостеприимства и куначества, уважительное отношение к старшему поколению, уважение к женщине, правовая культура и т.д. Эти и другие добрые традиции являются бесценным наследием, которое досталось нам от предшествующих поколений дагестанцев.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение в свою очередь старалось вести себя по отношению к молодежи вежливо и корректно, оно было сдержанно, неприхотливо и не требовало к себе излишнего внимания.
О мудрости старцев Страны гор народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал:
В горах старик седоголовый,
Что ходит в шубе круглый год,
Так подковать умеет слово,
Что в мир пословица войдет.
О, горцы старые! Не раз им
Еще народ воздаст хвалу.
Служил советчиком их разум
И полководцу, и послу…
Современный Дагестан
За последние десятилетия в республике сформировалось новое поколение, которое смогло найти себя в формате изменений социально-политической жизни.
Современная молодежь очень мобильна, креативна, она свободно мыслит, лишена консерватизма. И это естественно и сообразно природе. Но в той же степени, насколько хорошо молодежь владеет новейшими техническими возможностями, она должна знать и любить свою историю, чтить свои традиции, уважать старших, постигать опыт прежних поколений. Только в этом случае возможны преемственность в сохранении художественного наследия, этнических и духовных традиций и прогресс личности.
В этом культурно-познавательном процессе велика роль работников учреждений культуры, участников любительских творческих коллективов, фольклорных ансамблей, в том числе и Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. Это единственное учреждение, которое должно бороться за сохранение, развитие традиций, культуры народов. Его деятельность напрямую связана с востребованными реалиями сегодняшнего дня, решением проблем межкультурного диалога.
Сохранение этнокультурной среды и поддержка носителей этого пласта требуют новаций в формах и методах работы.
В сфере традиционного художественного наследия появляются новые этнокультурные проекты, имеющие широкий общественно-политический резонанс. Дальнейшее развитие этих проектов в республике дает надежду, что мы по-прежнему будем узнаваемы в мире, не будут размытыми этнокультурные границы наших народов. Это международные, всероссийские, республиканские фестивали фольклора и традиционной культуры «Горцы», народного творчества «Каспий – берега дружбы», «Поэзия народного костюма», «Играй, душа!», фестивали хоровых, семейных ансамблей, детского творчества и т.д.
В республике традиционные фестивали фольклора, праздники всех жанров любительского творчества проводятся ежегодно. Их зрителями могут стать не только жители и гости нашей столицы, но и многих районов и городов.
Сегодня народной культуре очень нужна поддержка. Необходимость не только муниципальных, но и государственных вложений в эту отрасль возрастает в силу многих причин.
Человека, для которого главными стали такие чувства, как патриотизм, уважение к семье, любовь к родине, нельзя принудить к всякого рода асоциальным действиям и поступкам. Поэтому одной из причин роста преступности, нравственной распущенности, духовной деградации в молодежной среде является отход от этнического, культурного опыта прошлых поколений и традиций.
Сегодня одними из хранителей самобытности, фольклора, культурных традиций являются село, сельские клубные учреждения и клубные формирования: фольклорные ансамбли, народные театры, коллективы, представляющие жанры хореографического, хорового, музыкального искусства. Сегодня все наши фольклорные коллективы имеют сельскую прописку. У них давние традиции и опыт выступлений, богатая история. Но, к сожалению, часто сам факт их существования зависит от воли муниципальных властей.
Большинство народных коллективов нуждается в обновлении национальных костюмов и обуви, народных музыкальных инструментов. Фольклор под фонограмму или электронную музыку нельзя представлять зрителю или слушателю. Это выхолащивает саму идею традиционности народной культуры. Ведь она, помимо эстетического, несет познавательное, воспитательное значение, поэтому живой звук, живой голос – обязательное условие функционирования фольклорного наследия, его жизнеспособности.
Изучение фольклора и растущий интерес к нему – общая мировая тенденция, причем растет интерес к познанию не только своего художественного наследия, но и культурного опыта других народов.
Год от года в мире увеличивается число международных фестивалей фольклора и их участников. Это стало ярким свидетельством планетарного интереса к фольклору. В Дагестане распространенными событиями оказались этновыставки «Традиция». Такие выставки в последние годы прошли в Левашинском, Табасаранском, Рутульском, Дахадаевском, Акушинском, Хунзахском, Гунибском, Кулинском, Кизлярском, Ахтынском районах.
Праздники, фестивали «Наследие» прошли в 2017–2018 годах в Кулинском, Табасаранском, Левашинском, Ахтынском, Тляратинском, Кизилюртовском районах, гг. Кизляр, Дагестанские Огни, Дербент. Сохранить самобытность и своеобразие каждой этнической группы, мир, стабильность и взаимопонимание между народами – долг каждого из нас.
Добиться этого можно лишь всем миром. Тем более, что авторитет народной культуры сегодня неоспорим, и надежды на нее возлагаются огромные, поскольку в современных условиях, реалиях поколение новой постиндустриальной формации не только по обязанности, но и по вдумчивому пониманию воспринимает фольклор и народные традиции как золотой фонд культуры своего Отечества.
Обрядовая культура – древнейший вид народного творчества. Это особый способ передачи определенных идей, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к обществу. Народная музыка, песня, танец, определенный ритуал обряда рождались по ситуации.
В каждом времени года свое настроение, свои бытовые занятия, своя тональность. Осенью – одни песни, зимой – другие, с иным настроением народ встречает приход весны и торжествующего лета.
Дагестан – уникальный регион, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор – неотъемлемая часть народной культуры. Созданные народными массами обрядовые песни не только исполняются во время проведения тех или иных обрядов, но и выносятся на клубную сцену художественной самодеятельностью различных сел, районов, городов.
Возникли обряды в глубокой древности вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры. Обряд – это особый способ передачи новым поколениям свода определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств.
Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний люде
Семейные традиции народов Дагестана | WelcomeDagestan.ru
На протяжении многих веков обычаи наших предков – адаты – имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься. Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт.
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей.
Эти обычаи распространены и сейчас во многих селах горных районов. Особенно сильны в Ахвахском, Цунтинском, Агульском, Кулинском, Табасаранском, Дахадаевском, Акушинском, Чародинском и др. районах. Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему было нужно для дела. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным членом семьи.
Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. В Лакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».
Дагестанцы старались строго следовать заветам предков быть честными и правдивыми и в таком же духе воспитывали подрастающее поколение. В ауле Ходота, на родине легендарного Хочбара, недалеко от его сакли есть родник с удивительно холодной водой. Около него всегда стоит много кувшинов, ведер, бидонов. В одних – молоко, в других – сметана, масло. Родник стал своего рода холодильником ходотинок. В сел. Сурсбук Дахадаевского района летом молоко и молочные продукты тоже хранят около речки, где очень прохладно. Посуда не охраняется ни днем, ни ночью, и никто никогда не посягнет на богатство хозяек.
В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачах, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь и сейчас оставляют на видном месте. В сел. Тидиб найденное приносят к роднику. В сел. Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся в Ураду и забрал свою потерю.
На Хунзахском плато расположено до десятка колхозных селений. Неподалеку от Арани на перекрестке шоссейной дороги я заметил мясо, висевшее на сучке. Вокруг ни души. К мясу был приколот клочок бумаги, на котором обозначены вес и цена. Любой проезжающий мог взять мясо, а деньги положить под камень около дерева. За последние годы в окружающих аулах не было ни одного случая кражи вещей или животных. По крайней мере, сами жители плато этим не занимались. Женщины даже глубокой ночью свободно, в одиночку могут ходить из аула в аул. Происшествия исключены.
А вот свадебные адаты некоторых дагестанских селений.Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились.
В селении Харбук невесту встречали у дома жениха очень оригинально – выводили к порогу бычка с пометкой. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой. В селении Урада мать парня при первом посещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пирогов с творогом и чашу с медом. Если мать невесты не принимала принесенного, то это означало отказ, сватовство не состоялось.
В старину в селении Тлядал Цунтинского района старики аула закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней.
В селении Ванашамахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров. У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок. В Ванашамахи перед приходом невесты жених обычно находился за дверью комнаты. Когда невеста входила, он три раза ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этого момента.
В ауле Тандо жестокими были законы шариата по отношению к женщине. Если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в шариатском браке, то ее сажали на ишака задом наперед и возили по селению, чтобы над ней насмехались и оскорбляли ее. Если женщина не желала жить с мужем, ее сажали в отдельную комнату до покаяния.
В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, ведут в дом жениха в течение многих часов. Этот обычай существует и сегодня. Происходит это так. Свадебный кортеж вечером из дома жениха направляется за невестой, которую отпускают не сразу. Начинается торг с обеих сторон, который длится часа три. Наконец получено согласие родителей невесты. Но и после этого невесту из дома ни за что не выпустят раньше 12 часов ночи. Только к часу ночи свадебный кортеж направляется к дому жениха. Движется он настолько медленно, что требуется 4–5 часов, чтобы пройти небольшое расстояние. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад. И так продолжается до самых петухов, то есть до утра.
В селении Дуакар молодежь, взобравшись на крышу, начинает разбирать ее, ломает окна, пытаясь увидеть «процедуру» первой брачной ночи. По буркиханскому обычаю, нареченная должна всю дорогу к дому будущего мужа рыдать во всеуслышание. В селении Мюрего по пути от дома невесты до дома жениха с крыш невесту посыпают мукой. По старинному обычаю это означает пожелание, чтобы она в этом доме не имела нужды. Сопровождающие не входят в дом и требуют от родителей жениха подрезать ухо буйволицы или коровы и привести к невесте. Этот скот становится собственностью молодоженов. Потом стелили под ноги ковер или палас. Затем невесте давали ложку меда, чтобы ее жизнь была такой же сладкой. Невесту обсыпают мукой в селениях Кунки, Ицари, Хурхи, Ахар.
По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки. Оказывается, курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет.Адат ункратлинского общества совершенно не признает сватовства и калыма. По обычаю, если девушка засватана, а на ней женился другой, то никто не вправе возражать. Если кто-либо нарушал обычай и брал калым с жениха, то виновного штрафовали и заставляли вернуть все полученное.
В селении Дусрах Чародинского района в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры выйти замуж, заточали в пещере, если она отказывалась, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет. Случалось и так: не зная никого, девушка называла любого, чье имя она слышала когда-то.
В селении Цада парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. После проводили сватовство. Из гимринских обычаев. Жених, выбравший невесту, обязан заготовить для ее дома дрова на целую зиму сам или позвать на помощь друзей.
Обычай мугинцев. Когда приводили невесту в дом жениха, мать юноши должна была вылить на нее ковш теплого масла. Масло стекало с головы вниз по одежде невесты, а мать жениха при этом приговаривала: «Пусть ваша жизнь будет сытой, всего будет в достатке».
В даргинских селах Киша, Дзилебки, Ураги, Ицари, Танты, Гиба и в лакском ауле Турчи девушку не выдавали замуж за того, у кого собаки не изгрызали три палки. Этот обычай возник по нужде. В горах не было ни земли, ни возможности заработать. Прежде чем обзавестись семьей, горец, нищенствуя, бродил из аула в аул. Только так можно было скопить кое-какие гроши для самостоятельной жизни. Юноша, прошедший суровую жизненную школу, признавался полноценным женихом.
В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот. Это тоже вызвано нищетой и бедностью.
Автор: Расул Магомедов, профессор, журнал «Народы Дагестана»
Обычаи и традиции народов Дагестана
Обычаи и традиции народов Дагестана.
На фоне медленной дагестанской музыки.
Ведущая: Много в Дагестане высоких гор…
Украсил вершины их снежный убор
На пастбищах горных , где травы шумят
Пасутся стада стада тонкорунных ягнят
Чабан загорелый встречает восход
и песнею звонкой он стадо зовет
Выходит чабан со свирелью.
Наши девушки стыдливы
Ходят плавно, как луна,
след в пыли не остается
и походка не слышна
Выход девушек с кувшинами.
Выход джигитов
Джигит — это храбрость, джигит — это сила.
Старших всех ты уважаешь,
Слабых смело защищаешь,
Будь, джигит, таким всегда.
Ты в папахе, на коне.
Ты играешь на зурне.
Ты лезгинку нам станцуешь
Светлым днем и при луне.
Лезгинка
ДАГЕСТАН- край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!
Для гостей открыты двери,
А врагам пощады нет
Мы в друг друга свято верим
И как братья много лет.
Люблю Кавказ, чарующие горы,
Величье скал, безмолвие вершин.
Люблю Кавказ, родимые просторы,
Ручьёв журчание и тишину долин.
Ведущая : Кавказ — удивительный край, населенный разными народами, которые говорили на разных языках, отличались друг от друга многими особенностями культуры и быта, но это единый кавказский мир.
ПЕСНЯ «КАВКАЗ – ДОЛИНА ГОР»
Ведущая Дагестан – страна гор. Когда видишь гордые горы Кавказа и в небе полёт благородных орлов — И ты понимаешь, что с первого взгляда, — Дагестан в твоём сердце — навеки Любовь.
Это край, где мы родились, где мы живем, это наш дом, это все что нас окружает.
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться, тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть.
Дагестан, все, что люди мне дали
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
на вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
Дагестан – это родина более ста наций и народностей, в том числе более 30 коренных народностей, говорящих на разных языках. Это – (дети: аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки, лезгины, рутульцы, агульцы, табасаранцы).
Вед. Рядом живут русские, армяне, азербайджанцы и многие другие….
Вед. Народы Дагестана имеют богатую культуру, которая учит жить и трудиться, учит владеть народными профессиями, наслаждаться красотой родной речи, учит соблюдать добрые обычаи и традиции. Обычаи – это добрые дела и поступки людей, которые передаются от старых людей молодым, чтобы те бережно хранили и помнили их. Вот и мы с вами поговорим сегодня о них, чтобы вы знали и помнили обычаи и традиции своего народа.
ХАДИЖА : На протяжении многих веков обычаи и традиции наших предков – адаты – имели силу закона.
ФАТИМА: Много разных народов живут на нашей планете и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы.
МУСА:У каждой национальности свои традиции, обряды, обычаи.
Ведущий : С таким множеством адатов как в Дагестане редко, где встретишься. Ведь у нас, что ни аул, то свои обычаи. Но для всех дагестанцев есть общий обычай – обычай гостеприимства.
ГОСТЕПРИИМСТВО
Ведущий. По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи.
У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.
Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Очень много пословиц и поговорок сложено на эту тему.
ДЕТИ: «Что я завтра буду есть – это не забота: чем накормить пришедшего гостя – это забота» — гласит народная поговорка
«Гость — посланник Аллаха»
«Зачем живет на свете тот, для кого приход гостя – наказание»
«Дом, куда не ходят в гости, — говорят горцы — несчастный дом».
Ведущий: Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок.
Ведущий : Перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».
Традиции годекана
В каждом дагестанском селе есть годекан — излюбленное место, где ежедневно собираются мужчины. Со стороны может показаться, что люди приходят туда от нечего делать. Но это далеко не так. Годекан — своего рода клуб, трибуна, своеобразная школа, и каждый мужчина считал своим долгом его посетить. Здесь обсуждались все сельские новости и дела. Человек, впервые попавший в село, обязательно шел на годекан. На годекане крутились и мальчишки, постепенно усваивая нормы поведения в обществе. Старшие могли дать им любое поручение, и выполнять его надо было расторопно и беспрекословно. Женщинам и девочкам приходить сюда не полагалось. Нередко у годекана устраивали игры и спортивные состязания для детей, учили их борьбе и бросанию камней. Посещая годекан, младшие учились уважать старших и чтить традиции предков. Но случалось и такое.
Шуточная Сценка «На годекане»
Ведущая: А теперь перенесемся в высокогорный Дагестан и посмотрим, обычай ахвахского народа. «Папаха»
В старину было много разных обычаев. Один из них — закидывать шапки в окно девушки на выданье. Девушка должна выбросить все шапки, кроме папахи понравившегося парня
Пойдемте – ка друзья, в Ахвахе
И вновь, как там заведено,
Свои забросим мы папахи
К одной из девушек в окно.
И станет сразу нам понятно,
В кого девчонка влюблена:
Чья шапка вылетит обратно,
К тому девчонка холодна.
Парни кидают папахи в окно. А девушка выбрасывает все папахи кроме одной.
— А парень, которому девушка не вернула папаху засылал сватов.
Ведущая: В Дагестане издревле обращали особое внимание на обряды, связанные с рождением ребенка и укладыванием первенца в колыбель.
ОБЫЧАЙ : «ЛЮЛЬКА»
БАБУШКА ЗАЙНАБ: Моей внучке исполнилось две недели, и сегодня первый раз будем укладывать в колыбельку и в честь этого я приготовила угощение. Для всех устроим праздник. И на этот праздник к нам сегодня пришли наши соседи, родственники- все, кто разделяет с нами эту радость. — Дочка, принеси, пожалуйста, мою внучку.
Женщина начинает укладывать младенца в колыбельку.
Мать стоит в сторонке, наблюдает.
Бабушка — Смотри и запоминай, дочка, потом самой тебе придется укладывать в колыбельку ребенка.
Женщина — Чтобы молочным был сон у тебя, моя маленькая.
Укладывает ребенка в люльку
. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Ведущая : Как радостно на душе, как прекрасно, когда мир в доме, в нашем краю. Расцветает настоящая весна. А весной все кругом оживает, цветет. Весна в горах – удивительная пора. В это прекрасное время у народов Дагестана отмечают много праздников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Праздник весны — 22 марта
22 марта, в день весеннего равноденствия отмечают праздник «Новруз байрам». Новруз означает новый день, считается праздником нового года. В день праздника принято ходить в гости, дарить подарки. А дети ходят по селу и поздравляют с праздником.
1 р.Дома у нас большие,
Окна золотые, С Днем навруза — Днем весны,
Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!
Ассаламу алейкум! (хор)
.-Мир вашему дому!
-Пусть год будет баракатным!
-Пусть дом ваш будет полная чаша!
-Да будут густыми всходы
-Да умножается стадо
-Да не будет засухи.
2р. Да развеется тоска,
Да просеется мука.
А мука у нас бела,
Испечёте вы пирог.
Нам отрежете кусок
С Днем Навруза – днем весны
Мы поздравить вас пришли!
Ассаламу алейкум! – вместе.
Вед.Ребята, а вы знаете, что по древнему обычаю в этот день все шли к ручью и просили влажного лета, хорошего урожая. Давайте и мы пойдем с вами к роднику. А вот из нашего «родника» выпрыгнула Лягушка.
ЛЯГУШКА. (потягиваясь).
Тёплый луч коснулся кожи — Значит, спать уже не гоже. Просыпаться мне пора, Салам – алейкум, детвора.
По древнему обычаю горцев меня наряжали и отпускали в ручей с пожеланиями.
Каждый ребенок говорит пожелание Лягушке и надевает на неё украшение (ленты, кольца, браслеты, платки) .
ДЕТИ. Пусть пойдет дождь величиной с виноград.
Пусть лето будет влажным.
Да уродит обильно пашня.
Да будут сенокосы в густых травах.
Да полнится пашня всходами.
Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.
Да умножатся коровы у тех, у кого они есть.
Да уподобятся они по густоте овчинным папахам.
Ведущая: В благодарность Лягушка исполняет танец и прыгает обратно в свой ручей.
Вед. А вечером разжигают костры и прыгают через него. Сила огня считается волшебной, поэтому люди, обращаясь к нему, произносили заклинания.
ДЕТИ. Мою болезнь – огню, здоровье – телу.
Вед. Ребята, взялись за руки и встали вокруг костра.
Песня – игра «Не обожгись». Под горой стоит шатер У шатра горит костер Пламя светится в ночи Ай -яй – яй, не затопчи.
Горный ветер налетел, Наш костер задуть хотел. Раздувай еще, еще! Осторожно, горячо! Эгей, эгей, эгей!
Дети прыгают через костер под музыку.
ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ
Ведущая : Еще с древних времен и по сей день отмечают праздник «Первой борозды». Здесь выбирают лучшего пахаря, одевают в овчинный тулуп навыворот и большую папаху. Это означает, что урожай должен быть таким же густым и богатым. Пахарь проводит первую борозду плугом, в который впряжены быки , украшенные лентами. На этом празднике, устраиваются спортивные соревнования, скачки. И, конечно, целый день звучит музыка и поют песни.
Дети:
Мальчик: Ноги сами просятся в пляс
Барабан отбивает такт
Ну-ка , лакцы, смотрите на нас
И танцуйте вы с нами так…..
Исполняется танец Чаргу под традиционную лакскую песню.
Праздник цветов.
Вед. В пору цветов в конце мая отмечают очень красивый праздник – праздник цветов.
Его отмечают в южном Дагестане, где природа богата садами, лесами, цветами растущими на альпийских лугах. На ночь все отправляются в горы. Впереди идут факельщики, освещая дорогу. Идут с песнями до восхода солнца. И там на альпийских лугах собирают цветы. Парни соревнуются в составлении букетов, а девушки плетут венки.
На этом празднике выбирают королеву цветов. Бросают ей под ноги цветы со словами «Ты выше и краше всех – ты наша королева».
ТАНЕЦ «ВЕСНА»
Самое дорогое и великое богатство Дагестана – дружба между народами. Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции.
ПЕСНЯ «Обычай такой»
О нашем родном крае — Дагестане можно говорить бесконечно. Здесь столько интересного, необычного, такое богатство природы, культуры, традиций, обычаев.
Ведущий: Еще никто в этом мире не придумал большей истины, чем вековая мудрость предков. В народе, который следует их традициям, старики -в почете, дети – в заботе, а дом полон гостей.
Мы желаем всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что Дагестан – наш общий дом!
Песня «Мой Дагестан»
Обычаи Дагестанcкого народа
Уникальность республики Дагестан обусловлена огромным разнообразием ее этнического состава, ведь на этой территории сегодня проживает более 40 разных народностей. Тем не менее, как обряды, так и традиции во все времена различались не только среди представителей различных национальностей, а также в каждом селе. То есть, везде существовали собственные, уникальные обычаи.
Обычаи Дагестанского народа
Кто такие Аварцы?
Маарулал, также известные под названием аварцы – это народ Дагестана, который насчитывает приблизительно 577 тысяч человек. Они населяют все западные территории Дагестана, но особенно многочисленны в горных регионах. Большинство являются сельскими жителями.
Аварцы
Общение
Общаются аварцы на собственном, аварском наречии, которое имеет великое множество диалектов. Аварцы преимущественно исповедуют ислам, сохраняя элементы язычества в вере. Некоторые из них присутствуют и по сей день. Они очень трепетно относятся к окружающей природе, почитая ее и взывая о помощи через исполнение магических ритуалов.
Общение
Агульский народ Дагестана
Агульская народность Дагестана живет в южной части страны. Численность данного подвида населения равна приблизительно 8-9 тысячам человек. Для общения они пользуются агульским языком, который считается родственным лезгинскому наречию. Проживает такая народность, ни много ни мало, в 21 поселении на юго-востоке Дагестана. Традиции у этого народа, как и у прочих народов Дагестана, уникальны. Их главным занятием в течение столетий было и остается скотоводство. Любопытно то, что лишь мужчины имели право на уход за овцами. В то время, как женщины всегда занимались только крупным рогатым скотом. Обрабатывание металла было предельно важным аспектом в жизни всех агульцев. Их кузнецы делали прекрасные топоры, косы и ножи, а также серпы, которые использовались в хозяйстве. Агульцы считались также превосходными и очень искусными строителями.
Агульский народ Дагестана
!!!Важно!!!
Они возводили мосты, дома, строили даже мечети. Украшали они свои сооружения весьма искусно, используя вырезанные камни, в орнаментах которых отображена, по сути, вся культура народности Дагестана.
Обычаи дагестанцев
Обычаи дагестанского народа
Вероисповедание очень ярко отображает обычаи всех народов, населяющих Дагестан, поскольку большинство местного, коренного населения — это мусульмане-сунниты. В основном их повседневными занятиями были земледелие со скотоводством. Именно они сформировали местную культуру. Издревле дома люди данной народности строили из камня. Двухэтажные жилища если и были, то мало, а одноэтажные всегда имели прямоугольную форму. Те, что которые занимались земледелием, разрабатывали собственный сельскохозяйственный календарь, помогающий определять время для посева и для сбора разных растений.
Обычаи Дагестана
Свадебные традиции
В аулах Мекеги и Уркаров невест, живущих по соседству, в дом жениха ведут на протяжении многих часов. Они двигаются приблизительно так: невеста со всеми, следующими за ней, делают один шаг вперед, образуя как бы круг для танца. После того, как заканчиваются танцы, можно немного продвинуться, но не вперед, а наоборот — назад. Так продолжается аж до самых петухов, проще говоря, до раннего утра.
Свадебные обычаи Дагестана
Совет
В соответствии с обычаем андийцев, в период сватовства помимо других подарков, родственникам невесты всегда вручались курдюки. Они ценились выше, чем мясо, поскольку могут храниться несколько десятков лет.
Обычаи селений
В селении под названием Дусрах в древние времена был такой свадебный обычай: девушку, которая достигала срока замужества, закрывали в пещере. Это делалось в случае, если та отказывалась выходить замуж. Там она содержалась до тех пор, пока не говорила, за кого согласна выйти. В селении, именуемом Бурдуки, девушку вообще не выдавали замуж за того, ко не умел угонять ханский скот. В Хустиле в ночь перед свадьбой у невесты должны были собираться девушки и приносить ей очески шерсти, чтобы набить матрац, а также несли ей кур, яйца и кисеты — все это будущие подарки жениху. Даннвый обряд в ночь перед свадьбой свадьбы звался «кизляр геже».
Обычаи селений Дагестана
Вывод:
Обычаи дагестанцев – это причудливая смесь того, чем была наполнена их история. Но, помимо общих тенденций также важно понимать, что есть обычаи и традиции, характерные для отдельных поселений.
Обычаи и традиции народов Дагестана
Обычаи и традиции народов Дагестана
Обычаи и традиции народов Дагестана. Большие политические сдвиги и потрясения, особенно Кавказская война и присоединение к России, существенным образом сказались на семейном и особенно общественном быте Дагестанских народов.
Господствующей формой семьи была малая семья, со средней численностью четыре – семь человек, включающая супругов и не состоящих в браке детей, иногда одного из овдовевших родителей. Однако даже в конце рассматриваемого периода еще встречалось немало семей, представлявших собой крупную структуру в виде неразделенных семей (несколько супружеских пар).
В Дагестане распространена форма большой семьи. По Дагестану они составляли в конце XIX века 13,5 процентов семей, но их удельный вес был намного выше в отдельных этнорайонах (кумыки, табасаранцы, лезгины, народы южного высокогорья – агулы, рутулы, цахуры).
Тухум не был замкнутой, закрытой группой, он делился на низшие структуры также как как ряд патронимических групп мог образовывать некое подобие «супертухума». Таким образом, тухумы находились в процессе постоянного роста, деления, объединения, могли образовывать патронимические подразделения разного иерархического уровня.
Тухумы не были экзогамными группами, но и эндогамия в них не носила абсолютного характера. Напротив, очень часто имели место кросстухумные браки, легче это осуществлялось между малыми патронимическими группами, но это не было исключением и для более крупных патрилинейных объединений.
Система родства в тухуме была арабского типа (отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, внук, дед, баба, дядя по отцу, дядя по матери, по степени родства – родной двоюродный, троюродный). Чаще всего родство обозначалось по отцовской линии до 12-го колена, начиная от «родного» отца до «в доме бывающего» (или «реку переходящего»).
Браки преобладали в целом внутритухумные, идеальным возрастом для этого считался 25 лет для мужчин и 17 – для женщин.
Решающее (разрешительное) слово в выборе брачного партнера принадлежало отцу, однако в знакомстве, подготовительных действиях неофициальной «разведки» и дипломатии, прощупывании другой стороны главную роль играли мать, сестры, тети предполагаемых партнеров.
Брак заключался согласно шариатским предписаниям. Участие принимали мулла, жених и отец невесты, чаще их поверенных, причем выражение согласия девушки было обязательно.
Локализация брака была патрилокальная, развод только по инициативе мужа. Жена имела право на требование развода: в случае физиологической недееспособности мужа или его экономической несостоятельности (необеспечение жены, семьи средствами существования).
При обручении сторона жениха вносила своеобразный брачный залог – кебин, предназначенный для обеспечения жены на случай вдовства или развода по инициативе мужа. У части народов, как правило, с более феодализированным бытом (кумыки, ногайцы, азербайджанцы, табасаранцы, лезгины, часть предгорных даргинцев) существовал выкуп за невесту – калым.
Фабула свадьбы всех дагестанских народов имела много общего. Более своеобразна она была у ногайцев, азербайджанцев и татов. Обычно ее справляли поздней осенью, когда все сельскохозяйственные работы завершены, весь урожай обработан и стал достоянием семьи. На свадьбу приглашались все родственники, или только самые старшие и уважаемые из них, остальные были обязаны принять участие без приглашения.
Во многих местах, особенно в небольших селениях, в свадьбе участвовали все сельчане. Обрядность свадьбы была очень богатая, в ней было много доисламской ритуальности. Главным событием торжества был переезд невесты в дом жениха, со специальным поездом – шествием, сопровождаемым всевозможными ритуальными и увеселительными действиями.
Ввод невесты в дом жениха был ритуализирован: встреча матерью жениха, мазание части лица невесты медом и др. Всеми действиями на свадьбе руководил избранный из мудрых и почетных людей тамада, шах, хан, власть которого (особенно в равнинной части Дагестана) была очень велика.
Он мог, например, приказать действительному хану, князю совершить определенный добрый поступок, не входящий в рамки свадьбы (к примеру, помиловать провинившегося, отпустить на волю крепостного и т.д.).
Свадьба длилась несколько дней. На другой день по окончании был обряд «открывания», «лицезрения» невесты при котором происходило и ее одаривание (с ответными небольшими символическими подарками).
Родственники невесты, пригласив к себе молодых, совершали некоторые обряды проверки жениха (например, могли предложить расколоть кряжистый сучковатый пень). После этого, одарив новобрачных, они также как бы официально признавали жениха «своим».
Семья была авторитарной, хозяином в доме считался муж и отец, жена во всем повиновалась мужу, но уже после некоторого времени совместного проживания хозяйственная и практичная жена брала в свои руки весь домашний и семейный быт, оставив мужу формальное и внешне подчеркиваемое главенство.
В случае преждевременной кончины жены, если были дети, нередко практиковался брак на сестре умершей, чтобы сиротство детей не было тяжелым (сорорат). Если же умирал муж, при хорошем хозяйстве и малых детях, считалось разумным и желательным женить на вдове его брата (левират). Разумеется, в обоих случаях было необходимо согласие обеих сторон.
В воспитании детей главное внимание уделялось приучению их к будущим занятиям: пахаря (скотовода), отца-кормильца и воина для мальчиков, хозяйки дома и матери – для девочек. Большое внимание уделялось воспитанию трудовых и нравственных качеств, уважения к старшим, самоотверженности, любви к семье, очагу, родине.
Семья и семейный быт терцев в главном сохранили свою первоначальную основу русского крестьянского быта, добавив «кавказский колорит». К ним можно, например, отнести умыкание всадников и стрельбу во время свадебного шествия, осыпание невесты орехами и сладостями и др.
Перегруженность женщины хозяйственными и бытовыми работами были характерны и для казаков, что лишний раз показывает обусловленность этого явления традициями воинского быта.
На протяжении рассматриваемого периода значительное усиление шариатских норм и установлений произошло в период имамата и не только на его территорию.
После присоединения к России, несмотря на политику, направленную в целом против шариата, в сфере семьи и семейного права, видимо, как далекой от политики и власти, были сохранены шариатское право и судопроизводство. Сыграло роль и то обстоятельство, что в этой сфере шариатские нормы были во многом ближе к цивилизованным, чем адатные.