Армянская культура — Общая характеристика по историческим эпохам
Армянская культура складывалась на протяжении тысячелетий и представляет собой сложную и гибкую систему, постоянно находившуюся в сфере взаимных влияний разных народов, но, в то же время, сохранявшую свою самобытность.
Бережно сохраняя и обогащая свою культуру, армянский народ сделал достойный вклад в общую сокровищницу культуры всех народов мира. Не даром Армению считают одним из древнейших центров мировой цивилизации.
Уникальность армянской культуры в том, что по историческим причинам она развивалась не только на своей родине, но также в Диаспоре, веками являясь важнейшим стержнем, который объединял армянский народ и сохранял его самобытность.
ДРЕВНЕАРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА
Истоки армянской культуры берут своё начало со времён армянских племенных союзов и государственных образований. На территории исторической Армении были обнаружены многочисленные древние поселения, огромные крепости, раскопаны богатые усыпальницы (Мецамор, Лчашен, Ванадзор и другие). Найденные в них оружие и инструменты, предметы быта, статуэтки и украшения свидетельствуют о высоком развитии древней культуры.
Особую роль в развитии и формировании древней армянской культуры сыграло Ванское (Араратское) царство — Урарту (IX–VI века до нашей эры). Расцвет урартской культуры совпал с пиком могущества государства. Предметы культуры и искусства по большей части обнаружены в центре страны, а также в непосредственной близости от крупных городов. Большая часть находок относится к периоду правления царей Менуа, Аргишти I и Сардури II.
Культура Урарту сформировалась под влиянием ассирийской и строго регламентирована, иногда даже дублирует ее. Эта культурная общность создает определенные трудности для изучения урартской культуры. Многие предметы появились в разных музеях мира не в результате раскопок, а после перепродажи сокровищ разграбленных гробниц, из-за чего среди ученых продолжаются споры о том, к какой культуре можно отнести тот или иной предмет.
Образцами урартской культуры являются фрагменты царского бронзового трона, часть которого хранится в Британском музее, а другая — в Эрмитаже, а также — бронзовые статуэтки, украшения, оружие и упряжки коней. На стенах архитектурных сооружений Урарту сохранились следы фресок с яркими оттенками. Во время раскопок было найдено большое количество золотых и серебряных ювелирных изделий.
Культура Армении
Неотделимой частью любой страны являются ее обычаи, традиции и современность, не стала исключением и культура Армении. На протяжении многих тысячелетий, с начала своего образования и до сегодняшних дней, она прошла долгий, порой удивительный, сложный путь культурного становления.
Уникальная культура Армении
Армения республика с многовековой историей, не раз подвергавшаяся многочисленным притеснениям соседних арабских стран. Несмотря на это,
Религия Армении
Около 95% местного населения республики исповедуют христианство – это основная и главная религия Армении. Большая часть армян являются прихожанами – Апостольской церкви. Также существует община Армянской католической церкви и община православных христиан. Мусульманская община составляет не более 3%, последователями ислама, являются азербайджанцы, курды и малочисленные персы.
Экономика Армении
Географическое месторасположение страны во многом определяет ее экономику. Армения – это индустриально-аграрная республика, имеющая большие площади плодородной земли, широколистные леса, множество мелких речных каналов. Современная экономика Армении стремительно развивается, в 2008г по «индексу экономической свободы» страна заняла 28 место, опередив такие страны, как Франция, Италия, Австрия, Португалия. Начиная с 2015г, республика вошла в состав Евразийского экономического союза.
Наука Армении
Научно-просветительская деятельность в стране, наука Армении, начала активно развиваться еще пять тысячелетий назад. Одними из доказательств этого являются старинные каменные обсерватории Мецамора и Караунджа. Толчком развития науки Армении послужило появление письменности в начале пятого века нашей эры, которой они пользуются и по сей день. Наиболее известными научными представителями Армении являются математик и астроном Анания Ширакаци, историк Мовсес, философ Григор Магистрос, философ Давид Анахт и др. Сегодня страна также ведет активное развитие науки и образования в стране, В Ереване действует около 5 крупных высших учебных заведений.
Искусство Армении
Армяне всегда являлись искусными ценителями всего прекрасного. Именно поэтому искусство Армении получило широкую известность далеко за пределами своей страны. Многочисленные скульптурные произведения, являются украшениями многих зданий и сооружений. Старинные церкви и храмы, расписанные живописью. В республике имеется несколько крупных музеев: Государственный исторический музей, самая крупная в СНГ Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Музей религиозного искусства.
Кухня Армении
Армяне отличаются по своей природе щедрым гостеприимством. Благодаря чему кухня Армении приобрела достаточно добрую славу. Традиции приготовления некоторых армянских блюд остаются неизменными на протяжении многих столетий. Названия того или иного блюда тесно связаны с названием посуды в которых их готовят, например, тапак и путук. Самыми известными армянскими блюдами являются: кюфта, хоровац, толма, бастурма, ариса, путук и многое другое.
Обычаи и традиции Армении
Армянский народ славится своим культурным единством и национальным самосознанием, поэтому с особым почитанием относится к своим истокам. Обычаи и традиции Армении
Спорт Армении
За последнее время в Армении наблюдается спад спортивных побед и достижений на международной арене. В результате чего, правительство республики приняло ряд мер по развитию спорта, были профинансированы молодежные спортивные школы, горнолыжные курорты. Спорт Армении
семья. исторический очерк -адаты. Национальные армянские праздники
В Армении период между такими праздниками, как Пасха и Сошествие Святого Духа продолжается пятьдесят дней и называется Пентекосте. В переводе с греческого языка это обозначает пятьдесят дней. Изначально Пятидесятница считалась одним из основных праздников у европейских народов. Этот праздник, Пятидесятница, был установлен в память о том, что Богом был дарован закон своему народу. Праздновалась Пятидесятница и раньше, и сейчас в пятидесятый день Пасхи.
Фестиваль «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник происходит из языческих времен. В середине двора в церкви готовится большой костер, и молодая пара прыгает через огонь, чтобы очистить себя от зла, высокомерия и страдания, как звучит старая обычаи. После этого дня весна обязательно придет в Армению.
Празднование «Цачказард» или «Царазард» также посвящено предстоящей весне. В этот день люди ходят в церковь с ветвями ивы, а после освящения церкви они возлагают венские венки на головы детей и мальчиков. Согласно традиции, каждому разрешено выплескивать воду, и поэтому никто не должен сердиться. Этот праздник очень забавный. В нем участвуют как дети, так и взрослые.
Армянский праздник Амбарцум
Амбарцум или Вознесение господне в качестве праздника был учреждён в IV-V веках. Отмечают этот праздник на сороковой день после Пасхи, как и у других православных народов. В основе праздника Амбрцум лежит евангельское повествование, в котором говорится о том, что воскресший Христос призвал всех своих апостолов на Масличную (Елеонскую) гору, находящуюся неподалёку от Иерусалима.
Традиция производства виноделия и бренди. Каждый армянин знает, что Ной посадил первый виноградник у подножия Арарата на земле в этом священном месте. Так началось традиционное виноделие в Армении. Страбон и Геродот писали о винодельческой стране Наири: с древних времен армяне могли производить хорошее вино, а техника выращивания виноградников и ухода исходила из периода Урарту и почти не изменилась на протяжении веков.
Идентичность и культура народа или нации находят их практическую реализацию прежде всего в обычаях, традициях и фестивалях этого народа или нации. Знаем ли мы наши фестивали и традиции? Мы празднуем наши национальные, церковные или государственные праздники?
Святой Саркис является покровителем влюблённых в Армении. Это один среди всех почитаемых святых армянского народа и Армянской апостольской церкви. Святой Саркис был выходцем из провинции Гамерек. Этот человек жил и совершал свои подвиги в то время, когда императором был Константин Великий. Многие воины под влиянием, оказываемым полководцем Саркисом, принимали крещение. Но при императоре Юлиане Отступнике Саркис пострадал за то, что был приверженцем Христа.
Для многих армян термины «идентичность» или «культура», к сожалению, являются лишь абстрактными определениями. Мы чувствуем себя армянами, мы любим нашу культуру, мы часто гордимся тем, что являемся древним и культурно богатым народом и первым христианским государством в мире, но вряд ли будем практиковать этот «армянин» в нашей жизни.
Чтобы прояснить вышеизложенное, мы приводим несколько примеров. Многие из нас знают, что знать Армению в Эс недостаточно. Сколько из нас пытались в этот день купить и дать букет цветов или подарок своей матери, сестре или другу и сказать, по какому случаю они это делают.
В истории Святой Григорий Просветитель был известен как первый епископ Армении. В свое время отца Григория подкупили персы, затем он совершил убийство над армянским царем Хосровым, в итоге был приговорен к смертной казни. Не трудно догадаться, что вся семья находилась под ударом. Спастись удалось лишь самому младшему сыну, вскоре при крещении получивший имя Григорий. Христианка взяла мальчика в Кесарию, где и воспитывала.
Недостаточно знать это. Сколько родителей не дают своим детям или их детям рождественский подарок на. Сколько из нас до Пасхи? Сколько из нас знает, что армяне и Армянская церковь каждый год празднуют праздник нашего языка и культуры во вторую субботу
Традиции армянского народа
Наиболее распространенным обрядом вызывания дождя было хождение детей или молодых девушек с куклой (<невестой дождя>), изображающей божество, способное вызвать дождь, и обливание ее водой. Чучело куклы делали из палки или метлы, а иногда из глины, и украшали цветными лоскутками. Называли ее в разных местностях по-разному: Чоли, Нурин, Куш-кукурак. Подняв куклу, дети несли ее перед собой по селению, а над головой одного из мальчиков держали сито. Подходя к очередному дому, дети распевали принятую для этого случая в их местности песню-заклинание, например:
Чоли, Чоли, нет Чоли!
Чоли упал в море;
Нет веревки, чтобы вытащить Чоли.
Принесите яйца, положим на лапку.
Принесите масла связать волосы.
Принесите веревку, вытащим из моря Чоли;
или:
Наши поля воды хотят, Дождь, дождь, сильно иди, Зрей пшеница и ячмень;
или:
Нурин, Нурин пришел.
Сверху воды просит.
На воскресенье в середине августа приходился праздник Успения Богородицы. К этому дню жатва должна была закончиться. В церкви освящали виноград и пшеницу. С этого дня разрешалось есть виноград, яблоки и другие свежие фрукты. Пшеницу приносили домой и смешивали с той частью нового урожая, которая была отобрана на семена, что, по представлению народа, должно было способствовать особой урожайности зерна.
Годовой цикл праздников завершался в середине сентября днем Святого креста (Сурб хач) и поминовением усопших, когда принято было ходить в церковь и на кладбище, навещая могилы близких. В этот день устраивали общесельские трапезы, на которых основным блюдом было отварное мясо жертвенных животных.
Практически все большие праздники у армян издавна сопровождались древним языческим обрядом жертвоприношения — матах. К нему готовились заранее. Обычно группа выбранных лиц собирала со всех поселян, богатых и бедных, деньги на покупку одного-двух быков или чаще — нескольких баранов и заказывала большую партию лавашей. Животных, украшенных цветами, разноцветными лентами, обводили три раза вокруг церкви, после чего совершался акт заклания. Жертвенное мясо сырым, а позднее вареным, завернутым в лаваш, раздавали всем поселянам, а также странникам и нищим, которые собирались в этот день у церкви. Остатки матаха не выбрасывали, а зарывали поблизости от того места, где проходила ритуальная трапеза; шкуру отдавали церкви. Матах нередко совершался и отдельными лицами, как правило, в случае выздоровления тяжело больного, особенно ребенка, избавления от какого-нибудь несчастья. В этих случаях обычно приносили в жертву барана или петуха.
Обряд происходил около имевшегося в каждом селении священного места — сурба, причем это могли быть не только церковь, часовня или хачкар, но и священные, по народным представлениям, камень, дерево, родник, гора. Мясо жертвы полагалось разделить на семь домов. Об архаичности и укорененности этого обычая свидетельствует тот факт, что в армянский язык давно и прочно вошло в качестве ласкательного выражение ее кез матах, что буквально означает <я тебе жертва>.
4. Вардавар
Праздник Вардавар наступает спустя 14 недель после Пасхи, которая по христианской традиции у армян совпадает сПреображением Христа. В этот день апостолы вместе со своим Учителем взошли в гору молиться и там стали очевидцами еще одного чуда – Преображения Господня, его лик и белая одежда излучали свет.
А Вардавар , как народный праздник, армяне празднует с незапамятных, языческих времен. Корень слова «вардавар» – протоармянского, индоевропейского происхождения.
Вардавар празднуется в конце июля, в самом разгаре лета, когда хлеб уже скошен, земля местами потрескалась от летнего зноя, сады и огороды преображены от обилия плодов, а люди утомлены после весенних напряженных работ.
Рано утром люди просыпались от звуков зурны (муз. инструмент) – это с гор спускались пастухи, несли барашек для заклания, чтобы люди выразили благодарность земле и принесли жертву духам, стерегущим воду. Взамен они ожидали дождь, чтобы зажурчали обмелевшие ручья и природа ожила.
Вот откуда идет привычка в этот день обливать водой друг друга и всех, кто идет навстречу. И ныне гостям и туристам Армении, которым посчастливиться именно в это время отдыхать в Армении, предоставляется возможность стать очевидцем, а иногда и активным участником этого древнейшего, но так хорошо сохранившегося праздника.
Традиционно люди со своими семействами собираются у родников, (а в Армении родники буквально на каждом шагу), канатоходцы устраивают состязания, народ от души смеется, смотрит веселые шутки и пародии, танцы-шутки. Вечером по пути домой, люди выпускают белых голубей, и совершается еще одно чудо – внезапно в лазурном небе появляется облако и на истомленную жаждой землю падают первые тяжелые капли дождя, сады, бахчи дышат свежестью, а люди радуются чудотворной природе.
Именно в этот день
впервые срывают созревшее
Заключение
Армяне — один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь дли тельного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры.
Многие из дошедших до нашего времени традиций стали для армян достоянием их этнической культуры, т.е. представляют собой совокупность именно тех культурных элементов, которые воспринимаются и самим народом, и его соседями как этнически специфичные (<национальные>), например, самое раннее в мире принятие христианства как государственной религии, своя особая графика письменности, уникальные хачкары, много функциональный хлеб-лаваш, крестово-купольный принцип в храмовой архитектуре. В их числе могут быть и те культурные элементы, которые являются общими для большинства или ряда этносов, но проявляются в своеобразном сочетании, специфической для данного народа выраженности и знаковости и осознаются им исконно своими. Таковы, например, достигшее высокого уровня искусство книжной миниатюры, обычай избегания, многочисленные обряды, исполняемые во время календарных праздников и главных событий жизненного цикла, связанные с общераспространенными архаическими представлениями о плодородии, благополучии, культ предков; в этом же ряду можно упомянуть традиционное жилище глхатун с пирамидально-ступенчатым перекрытием, распространенное далеко за пределами Закавказья.
Список литературы
- Армянская мифология. — Мифы народов мира. Т.1. М. 2003;
- Лисициан С.С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа. Т.1-II. Ер., 2008;
- Дурново Л.А. Краткая история армянской живописи. Ер., 1999;
- Степанян Н.С. Искусство Армении. Черты историко-художественного развития. М., 1999;
- Хачикян Л.С. Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ер., 2000;
- Амирханян А. Тайны Дома Лазаревых. Фрагменты истории московской армянской общины XIV-XX веков. М., 1992;
- Основные даты новейшей истории армянской диаспоры Москвы. — Ю. 1995;
- Торчинский О. Ахтамар в центре Москвы. — Диалог. 1997;
- Волкова Н.Г. О расселении армян на Северном Кавказе до начала XX в. — ИФЖ. 1996;
- Ктиторов С.Н. Новое прочтение некоторых страниц истории Армавира и его ближайших окрестностей. Армавир, 1992;
- Акопян В.3. Национальные районы и их официальный язык. — Армяне Северного Кавказа.
Приложение
Новый год
Отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. Традиционно Новый год в Армении встречают с Дедом Морозом и Снегурочкой, звучат мелодии современных и народных армянских песен. На праздничном столе новогодние блюда национальной кухни, сладости, изумрудное армянское вино и коньяк. И, конечно, нельзя представить себе армянский стол без тамады и тостов.
Традиция отмечать Новый год 1 января закрепилась в армянском календаре не так давно. В западной части, на территории Киликии, в некоторых армянских колониях зарубежных стран XIX века Новый год отмечался 1 января. Однако до начала XX века в некоторых восточных районах Армении параллельно с Новым годом с большим воодушевлением и теплотой отмечали армянский Новый год- Навасард, а 1 января ограничивались лишь поздравлениями. Со временем среди армянского народа стал утверждаться Новый год 1 января.
Рождество Христово
До V века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник. Армянская церковь осталась верна старому порядку, и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также день Крещения Христа.
Накануне праздника Святого Рождества, вечером, служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром, служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
День покровителя влюбленных святого Саркиса
Праздник покровителя молодых влюбленных Святого Саркиса в Армении официально отмечают 3 февраля с 2007 года. Ночью перед праздником молодые едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая невеста или жених будет им предназначена.
Терендез
Праздник Терендез совпадает с православным праздником Сретение Господне — 14 февраля. Этот праздник напоминает праздник Влюбленных, т. к. главные его участники — влюбленные и молодожены. А в остальном он похож на русскую Масленицу.
Истоки этого праздника
— в древнем ритуале язычников-
Главный символ действа — костер, через который прыгают молодые пары. Главное — не расцепить рук, тогда союз будет крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. Считается, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни. Следом за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносного огня. Пепел от сгоревшего праздничного костра рассыпают по полям, чтобы уродился новый урожай.
День армянского языка
21 февраля в Армении отмечают день родного языка.
Армянский язык — язык, входящий во фригийско-армянскую подгруппу греко-фригийско-армянской группы палеобалканской ветви индоевропейской семьи языков. Среди них является одним из древнеписьменных. Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405 — 406 годах. Общее число говорящих по-армянски по всему миру — около 15 миллионов человек.
День сатиры и юмора
С 2006 года 1 апреля в Армении
официально отмечают День сатиры и
юмора. Причиной такой своеобразной
традиции в мире стала сама природа.
Весенние капризы погоды люди старались
задобрить шутками и розыгрышам
Армяне всегда славились своим юмором. Достаточно вспомнить знаменитое армянское радио. Имена армянских комедийных актеров и клоунов навсегда вошли в историю сатиры: Мгер Мкртчян, Леонид Енгибаров, фокусники Акопяны. А ленинаканский и карабахский юмор — это тоже своеобразное историческое явление.
День материнства, красоты и любви
7 апреля — Благовещение
Пресвятой Богородицы. Испокон веков
отмечается он в Армении и
армянских диаспорах как День
Женщины, Матери, красоты и весны.
В современной Армении это наци
Затик (Пасха)
В 2008 году светлое Христово Воскресение отмечается 27 апреля. Идея воскресения является основополагающей в христианстве. Ее смысл в переходе от смерти к новой жизни, от земли к небу. В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа. С IV в. акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней по завершении Великого поста. Восточные христиане, следуя иудео-христианской традиции, праздновали ее по иудейскому лунному календарю 14 нисана; в Риме Пасха праздновалась в первое воскресенье после первого новолуния по весеннем равноденствии. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и дата ее празднования с годами может давать расхождение. Вопрос был решен на I Вселенском соборе, постановившем, что Пасху «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия».
Армянское слово «Затик» (Пасха), происходит, видимо, от «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане говорят: «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» и слышат в ответ: «Благословенно Воскресение Христово!».