Обычаи чечня – Взгляд постороннего на чеченские обычаи. Не всё достоверно, но любопытно.: bulochnikov — LiveJournal

Чеченцы традиции и обычаи

«Нохчалла» — чеченский характер

Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. «Нохчо» значит — чеченец. Понятие «нохчалла» — это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца. Можно также сказать, что это — чеченский «кодекс чести».

Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, «с молоком матери». А истоки чеченского «кодекса чести» — в древней истории народа.

Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков — пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю — соблюдается свято. Гостеприимство — это «нохчалла». Дороги и тропинки в горах Чечни узкие, часто змеятся вдоль обрывов и скал. Поскандалив или поспорив можно сорваться в пропасть. Быть вежливым и уступчивым — это «нохчалла». Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже — часть «нохчалла». Понятие «нохчалла» несовместимо с «табелью о рангах». Поэтому у чеченцев никогда не было князей и холопов.

«Нохчалла» — это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.

«Нохчалла» — это дружба на всю жизнь: в дни печали и в дни радости. Дружба для горца — понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится , но по отношению к другу — никогда!

«Нохчалла» — это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут. А вот — притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе «нохчалла».

«Нохчалла» — это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне — «приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее — это «нохчалла».

При этом «нохчалла» обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.

«Ночхалла» — не свод рекомендаций. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом понятии — формула того, каким должен быть настоящий чеченец.

Чеченское слово «свадьба» в переводе означает – «игра». Сам по себе свадебный обряд – это череда представлений, в которые входят пение, танец, музыка, пантомима. Музыка звучит, когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать.

Другие пантомимы происходят уже в доме жениха. На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если аккуратно уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню. А вот невесту, празднично одетую, посадили в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, тут ей дают на руки ребенка – чьего-то сына-первенца. Это — пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок.Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости, деньги. Мужчины – деньги или баранов. Причем, мужчины обязательно вручают подарок сами. А дальше – пир горой.
После угощения – опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, а ее задача – не разговориться в ответ, потому что многословие – признак глупости и нескромности. Невеста может лишь в самой лаконичной форме предложить выпить воду и пожелать гостям здоровья.
Еще одна игра-представление организуется на третий день свадьбы. Невесту с музыкой, с плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после чего невеста, набрав воды, возвращается домой. Это – старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и «убили».
В этот вечер совершается регистрация брака, в которой участвует доверенный отца невесты и жених. Обычно мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, и на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома.По старинному чеченскому обычаю жених не должен показываться на собственной свадьбе. Поэтому он в свадебных играх не участвует, а веселится обычно в это время в компании друзей.

Отношение к женщине

Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле — хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь».
Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами.
Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу.
По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.
Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай.

Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие «нохчалла» — см. раздел 1. Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец…

Немногословие – «Не знаю, нет – одно слово, знаю, видел – тысяча слов».

Неторопливость – «Быстрая речушка до моря не дошла».

Осторожность в высказываниях и в оценках людей – «Рана от шашки заживет, рана от языка – нет».

Выдержанность – «Несдержанность – глупость, терпение – воспитанность»

Сдержанность – основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула».

Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике, хоть и редко, имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение.

В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка – «По походке узнаешь, каков он», говорят в народе. Особенную, знаковую, нагрузку несут усы – «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!» Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины!

И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. «Чеченцы не стреляют в спину»,- пояснил Шамиль.

Особые цифры — 7 и 8
В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной – цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе — из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного.Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе, по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица – «Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ».

Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Так, выражение «материнский язык» употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение «материнское молоко» — когда осуждают за неблаговидный поступок. И по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома? Все ли живы, здоровы?” При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?”

Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины- кормильца.

Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо — и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым по приезде делом он идет выражать соболезнования.

«Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символ воинственности – в одной руке и с куском сыра – символ гостеприимства в другой. «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже»… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.

Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.

Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям.

Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку.

Адат в современной Чечне

Адат – от арабского «обычай» — обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованн

Обычаи, традиции чеченцев. «Чеченцы» | Нунуев С.-Х. М.

 

Уважение к старшим

Одним из замечательных обычаев чеченцев является уважение к старшим. И в первую очередь — уважительное отношение и забота о родителях.

В абсолютном большинстве семей чеченцев создается атмосфера большого внимания и забота о старших. Если они не живут с одним из сыновей, то, например, лучшие из продуктов постоянно относятся в дом родителей.

В сельской местности, как правило, для стариков ставился во дворе отдельный домик. Это ведется испокон веков и делается для того, чтобы не стеснять их, не создавать им никаких неудобств.

Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего, идут к старикам, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Кто лучше родителей поймет детей?

Утром хорошая сноха свою работу по домашнему хозяйству, прежде всего, начинают на половине стариков. И только после этого делает все остальные дела.

Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда «воккха дада» (большой отец), а бабушку чаще всего «мама» (нана), то есть «мать». Сестер отца, матери называют «деца», старшего брата отца — «вокха ваша» (старший брат), а меньших — «жима ваша» (младший брат). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца по его настоящему имени, а дают какое-то ласкательное имя.

Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивается, как большой недостаток в воспитании, как нарушение обычая.

Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу отца, матери, и последние на худой конец, простят их. Но считается совершенно не допустимым, если они ослушаются дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.

Употребление спиртных напитков в присутствии родителей, дядей, теть, не говоря о других более старших родственниках, совершенно не допустимо. Нельзя также позволить себе разговаривать с родителями, вообще со старшими повышенным тоном, вести себя развязанно.

Взгляд постороннего на чеченские обычаи. Не всё достоверно, но любопытно.: bulochnikov — LiveJournal

Отсюда: Некоторые обычаи маленького, но очень гордого народа-1

Некоторые обычаи маленького, но очень гордого народа-2

«Если начать совсем издалека, то результаты многочисленных этнографических исследований достаточно достоверно определяют вайнахов как потомков семитских племен. Поэтому как корейцев называют «Ж. Дальнего Востока», так и гордых вайнахов можно с полным основанием назвать «Ж. Кавказа». (Тем нелепее выглядели два кретина, называющих себя «гусскими насионалистами», которые приехали вылизывать волосатые вонючие задницы и требовать «Кадырова для России». Но об этих дегенератах, их путешестии, и отношении к ним как вайнахов, так и военных — я потом расскажу как-нибудь)
Вернемся к нашим баранам, то есть, к Жы… » к вайнахам.
Сначала вайнахи жили на территории суверенной Грузии, но благодаря своему мягкому, незлобивому характеру, грузины их выгнали через Кавказский хребет на хрен. И вайнахи изошли на земли, которые занимают и поныне.
Кстати. Еще каких-то 350 лет назад все вайнахи, да и вообще все народы, проживающие на Северном Кавказе были православными. Лишь после падения Константинополя, на Кавказ стал сперва робко, а потом, все наглее, проникать ислам.
Единственный народ, который остался верен вере предков — это осетины, потомки алан.
Из-за того, что вайнахи расселились по разным ущельям и горам, их народ оказался разделен на тейпы — роды. И до сегодняшнего дня тейпы играют первостепенную роль в жизни вайнахов. Поэтому можно сказать вполне определенно, что культура и быт их находятся на очень низкой ступени развития.
Вайнахи признают лишь Шариат и Адат — Закон Гор. (Адат у них выше Шариата. даже до сих пор. Они Шариат часто и не знают. В отличие от адатов.)
Если говорить об их характере, то они очень эгоистичны, убеждены в своей исключительности и непогрешимости (мы же помним, чьими потомками они являются гг).Они вполне серьезно считают себя высшей расой, осколком исчезнувшей цивилизации. Они паталогические лгуны и нахалы, абсолютно беспринципны и непредсказуемы. Они — авантюристы, анархисты и бандиты. Генерал Ермолов писал: «Народ сей совершенно не подлежит воспитанию».
Мальчик в 14 лет становится мужчиной. У него появляется неотъемлемое право: УБИВАТЬ. Именно с этого возраста его обучают стрельбе, начинают доверять оружие. Он становится полноправным членом тейпа и имеет право на защиту от кровной мести со стороны своего тейпа.
Именно с этого возраста воспитывается ненависть к представителям других религий. Возрастная иерархия соблюдается жесточайшим образом. Младшие должны повиноваться старшим. С одной оговоркой. Старшим лишь своего тейпа. Указания старших выполняются беспрекословно, даже если они явно ошибочны и несправедливы.
Вайнахи признают лишь патриархат. «Мужчина — человек. Женщина — вещь». (Не правда. Довольно часто в семье главная – женщина. Но в присутствие других она этого никогда не покажет. Все ритуальные знаки почтения они на людях своему мужу оказывают неукоснительно. Это характерно для всех мусульман.) Авторитет отца — превыше всего. (А матери – ещё выше!) Оскорбление по мужской линии гораздо оскорбительнее, чем по женской.
Вообще, традиции и обычаи вайнахов в корне отличаются отличаются от традиций не только славян, но и кавказских народов.
Они — чужие даже там.

Теперь поговорим о традициях. Что нужно знать приезжающим в этот благословенный Аллахом край? Да и даже не приезжающим, а проживающим с представителями маленького, но очень гордого народа рядом по соседству?
— Если два существа стоят на тротуаре, перегородив его и разговаривают, бесполезно просить их подвинуться. Проще обойти, чтобы не возбуждать эмоций.
— Разговаривать с ними нужно на Ты. Так как обращения на Вы они не понимают и не принимают. Поэтому не надо обижаться на их тыкание, но и самим выкать не стоит. Это воспринимается как признание их превосходства.
— Если вы пришли к ним в гости, никогда не снимайте шапку и обувь. Правила вежливости требуют,чтобы старательно, демонстративно, с кряхтением вытерли ноги о коврик.
— Ну и если вас пригласили за стол, шапку не снимайте.
-И еще о головном уборе. Упаси вас Аллах коснуться чужой шапки и папахи. Шапка это продолжение головы и небрежное к ней отношение приравнивается к оскорблению.
— Если в доме нет хозяина, не заходите туда.
— Если в доме есть маленькие мальчики, самому младшему из них надо дать немного денег «на конфеты». Тут решается две задачи. Вы и порадовали хозяев, и в то же время делаете их своими «должниками».
— С женщинами в гостях нужно поздороваться и не более. Ни в кое случае не провожайте их взглядом, не делайте комплиментов,не просите «присесть с нами». Никогда, ни на одну секунду не оставайтесь с женщиной наедине. Единственное, что допускается — это поблагодарить за еду. В присутствии хозяина.
— Вообще в гостях нужно вести себя очень скромно. Не стоит напиваться, предлагать спеть песни и орать их благим матом. Не надо хвалить вещи или предметы, понравившиеся вам. Потому что хозяин должен будет их подарить вам. И НИКОГДА не показывайте, что вы чего-то боитесь.
— Если в вашем присутствии хозяин дома кричит или бьет женщину — жену, дочь, племянницу — нельзя обращать на это внимания. Говорите о чем угодно, только не об этом. Говорить об этом — значит нанести смертельное оскорбление. Чеченец в своем доме хозяин и судья. А женщина — это вещь, которая принадлежит хозяину.
— Никогда не оставайтесь на ночлег, даже если хозяева настоятельно просят вас остаться. Вернее так: если хозяин настоятельно просит остаться — то ночевать ни в коем случае не стоит.
— Высший знак уважение — омовение ног. Не стоит удивляться, если хозяин прикажет своей жене вымыть вам ноги. (И вновь вспоминаем о корнях этого обычая)
— Если все-таки вы остались переночевать, то постель следует оставлять смятой. Не вздумайте ее заправлять. Это должна делать только женщина. Никто не должен видеть вас раздетым. Только в одежде с длинными рукавами.
— В пределах дома и двора — вы гость и пользуетесь иммунитетом. За его пределами — вы никто. И гостевой иммунитет на вас не распространяется. Поэтому не шляйтесь по аулу без цели.
— Если вы в туалете увидели туалетную бумагу, то это значит, что хозяева выказывают вам большое уважение. Сами они бумагой, конечно же, не пользуются. (Подмываются из кумгана)
— Если вы идете с ними в баню, то не снимайте трусов. Их дико, жутко раздражает крайняя плоть, потому что они считают, что в этом мире обрезанными должны быть все.
— Если вы зашли в дом во время молитвы, выйдите во двор. Вы — иноверец и не должны видеть их общение с Аллахом.
— Не следует спорить о религии, это вызывает сильное отторжение. К тому же спор о религии с ними — дело совершенно пустое. Для них все решено и ясно «Аллах акбар».
— Выделяйте всегда старшего среди нескольких. Обязательно с ним поздоровайтесь за руку, а потом уже с младшими. Мальчик в 14 лет — уже взрослый. Поэтому он тоже достоин рукопожатия.
— Двум братьям за столом сидеть запрещено. Младший брат не курит и не пьет алкоголь в присутствии старшего. Для утоления жажды воду дают сначала не малышам, как у нас, а наоборот по старшинству.
— Последнее слово в обсуждении любых вопросов остается за старшим.
— На улице не оглядывайтесь на женщин, не спрашивайте их ни о чем. (Не правда. Сами молодые чечены кричат и свистят хорошеньким женщинам. Это у них высшее проявление восхищения. Их женщины, впервые оказавшиеся в Москве, чувствуют себя очень неуютно. Миллион мужчин вокруг и все смотрят сквозь них как сквозь пустое место. Хотя, чужаку действительно лучше не надо заигрывать с их женщинами.) Не покупайте ей билет, не уступайте места в автобусе, не подавайте одежду, не пододвигайте ближе стул, не касайтесь их, не помогайте, если женщина несет тяжесть. Этого делать нельзя. Это может плохо кончиться, как для вас, так и для нее.

Если вы пригашены, то ваш друг всегда вам шёпотом объяснит, что надо делать, а что – нет. Но если вы пришли без приглашения, то… Ничего страшного с вами не случится, но лучше этого не делать.
— Никогда не допускайте, чтобы кто-то шел или стоял у вас за спиной. (Это глупо. В городе всегда кто то за кем то ходит в толпе.) Не верьте ни единому слову, ни единой клятве. Все — ложь. Абсолютно все. (По Шариату все клятвы – ложь. Кроме клятв именем Аллаха. Но такая клятва – большой грех. Но если он всё таки клянётся этой клятвой, значит, скорее всего, не врёт.)
— Если вы хотите узнать, врет он вам или нет, заставьте его перед каждой фразой говорить «ашыды-бля». Если не говорит – врет. (Ну, не знаю…)
— Если увидели, что они танцуют Зикр — уходите подальше от этого места. В этом танце они доводят себя до боевого экстаза и запросто могут вас принести в жертву.
— Они знают только силу. Слабый для них — это жертва.
И не более».

Автор вообще то не вполне прав. С каждым чеченом по разному. Но даже если один из сотни посчитает вас жертвой, то когда вокруг в чечне тысячи чеченов, то … В любом случае остальные чечены не будут ссориться между собой из-за чужака.

От себя добавлю: вайнахи (нохчи) ведут себя по вайнахски чаще в присутствии других вайнахов. Если вайнах один находится среди русских, то он ведёт себя вполне адекватно. Даже в Чечне. А уж в России и вовсе.

У меня в ВУЗе был друг. Русский из Грозного. А у него был отец. Работал в на сортировочной станции машинистом маневрового тепловоза. Местное начальство и вообще работники станции часто подъезжали на его тепловозе из одного конца станции в другой. Этот русский машинист был хитрый сибирский мужичок. У него всегда «для дорогих гостей» в кабине тепловоза стояла водка и свиное сало. И он «от чистого сердца» всегда угощал попутчиков. Так вот: ни один чечен никогда не отказался. Так все они у него водочкой и салом и причастились. Ни одного исключения! Но все они , принимая на посошок и закусывая свиным салом, оговаривали: «Только нашим не говори!»

Этот мужичок-сибирячок и не говорил. А чечены ему в благодарность что то всегда дарили. Раскурочат вагон с унитазами – ему один несут. Так и жили — не тужили.

Давно было. Надеюсь, отец моего друга не дожил до развала Союза. А его сын после института уехал по распределению и в Чечню не вернулся.

Русская женщина, которая переехала жить в Чечню — The Village

В Грозном я также работала в одной из крупнейших торговых компаний республики, но не совсем вписалась в коллектив. Во-первых, из-за того, что я русская, а во-вторых, потому что всегда говорю правду и в лоб, — а чеченцам это не нравится, им нужна корректность и похвала.

В Грозном много компаний, которые урвали денег во время строительства города после Первой и Второй чеченских войн. В свое время они легко заработали деньги, а сейчас их финансовая подушка кончается. Мое мнение таково: если в соседнем регионе откроются филиалы крупных торговых сетей, таких как «Леруа Мерлен», «Икея» и прочие, все местные компании разлетятся в пух и прах. В день мы совещались по четыре часа, и на одном из совещаний у меня не выдержали нервы: «Ребят, вас семь братьев, а я одна». Чтобы вы понимали: на утверждение обсуждение одного вопроса мы тратили по три-четыре дня.

Бизнес в республике, чаще семейный, что мне не очень нравится. Это примерно так же, как руководитель — трехголовый Змей Горыныч, и каждая голова желает своего. Идти в государственную структуру тоже нет желания. Я не хочу быть связана по рукам и ногам. Да, на госслужбе можно добиться квартиры, но тогда ты становишься рабыней Рамзана Ахматовича. Не лично, конечно, но через посредников. Все равно пришлось бы по каждому его чиху подскакивать. У нас тут жила девочка (речь идёт о журналистке, которая проводила свадьбу 17-летней Луизы Гойлабиевой и начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни Нажуда Гучигова. — Прим. ред.), которая работала на радиостанции. Недавно она уехала в Ижевск, хотя ей дали в Грозном квартиру. Не думаю, что она бы уехала, если бы здесь ей все нравилось.

Конечно, можно найти работу в Грозном, но я предпочла работать удаленно из дома. Обычный мой день связан с компьютером. Могу выбраться вечером по городу погулять, но это бывает крайне редко. Ну и занимаюсь ребенком: приготовить покушать, сделать уроки, вечером — семейная традиция, чай у соседки. Летом я практически не бываю в Чечне и путешествую.

С режимом Кадырова я не сталкивалась, на меня он не распространяется, и я чувствую себя абсолютно свободно. Национальной травли нет, если бы такое было, я бы дошла до Рамзана. Никаких историй про похищения я не знаю. Конечно, родственникам Кадырова позволено больше, чем другим. Многие мои знакомые приближены к нему. Порой они выражают мне свое недовольство. Но, понятное дело, со мной они могут так открыто говорить, а ни с кем другим не могут. Они понимают, что дальше меня это никуда не уйдет. А что они говорят, я не расскажу.

Возможно, я уеду из Грозного, но все-таки хочу остаться на Северном Кавказе. Мне очень нравится Нальчик, даже есть мысль о переезде, но в силу происходящего в настоящее время межнационального конфликта между кабардинцами и балкарцами я отложила эту мысль.

народ Чечни, история чеченцев, обычаи, происхождение

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров,  Джохар Дудаев.

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *