Общение это википедия – Общение — что это такое в психологии, его функции, виды, формы и уровни

Содержание

Общение — Википедия

Общение посредством речи и жестов

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].

Представления о развитии общения

Филогенетическое развитие общения

Филогенез — историческое формирование группы организмов[3], в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его

кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты[4].

Онтогенетическое развитие общения

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения

[5].

Формы коммуникационного действия

Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[источник не указан 1474 дня].

Подражание

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным[6].

За подражанием стоят разные психологические механизмы[7]:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

Классификации сторон общения

В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения[8]:

Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

  • информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
  • регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
  • аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.

Ещё один вариант классификации:

  • инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
  • синдикативная — сплочение групп;
  • трансляционная функция — передача знаний, оценок;
  • самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.

Функции общения

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств
    [9]
    . Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами[9], однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь[10]. Различают три вида паралингвистических средств[9]:
    • фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
    • кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
    • графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
  • Невербальные

Речь

Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы́к — знаково-символическая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь — это система знаков, включающая:

  1. слова с их значениями,
  2. синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.

Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи:[11]

В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Свойства речи:

  1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Невербальное общение

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[12].

Средства невербального общения:

  • Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]
  • Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
    • Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
  • Визуальный контакт
  • Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

Составные элементы общения

Модель общения: источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь

Процедура общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Общение животных

Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.

Зоосемиотика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

  • к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
  • к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
  • к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого[14].

Помехи в общении

Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин «шум». Существуют разные типы шумов[15]:

Шум окружающей среды

Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.

Физиологический шум

Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).

Смысловой шум (семантический барьер)

Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово «трава» может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение — марихуана.

Синтаксический шум

Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке.

Культурный шум (социально-культурный барьер)

Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений[16]. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимонепониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание «счастливого рождества» обращённое к человеку, не являющемуся христианином.

Психологический шум

Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его. Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения[15]. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения[16]:

  • Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
  • Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
  • Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
  • Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
  • Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.

Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным[15].

Межличностное общение

В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию[17].

Мотивы общения

Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других)[18].

См. также

Примечания

  1. ↑ Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89353-411-5.
  2. 1 2 Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  3. ↑ Филогенез // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  4. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  5. ↑ Глава 20 Общение // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  6. ↑ Подражание — Социальная психология — Яндекс. Словари (недоступная ссылка с 14-06-2016 [856 дней])
  7. Подольский А. И. Подражание // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 65. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5, ISBN 5-9268-0340-3.
  8. ↑ Общение // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9. (копия)
  9. 1 2 3 Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  10. ↑ Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  11. ↑ Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  12. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  13. ↑ Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  14. ↑ Часть Общая характеристика психической деятельности животных. Глава Инстинктивное поведение. Инстинктивное поведение и общение. Основы зоопсихологии. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  15. 1 2 3 Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  16. 1 2 Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
  17. 1 2 Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  18. ↑ Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

Литература

Невербальное общение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 мая 2019; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 мая 2019; проверки требуют 9 правок. Взаимопонимание людей с помощью жестов и зрительного контакта.

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознаётся обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому когда речь идёт о невербальной коммуникации, некоторые специалисты считают допустимым использовать другое понятие — «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определённую информацию, независимо от того, осознаётся это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнёре, осуществления влияния на другого человека». Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения[править | править код]

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;
  4. помогать в учебной деятельности;
  5. сообщать о своем согласии или несогласии;
  6. общаться с глухими и слабослышащими.

Невербальный компонент и его структура[править | править код]

Уровни анализа невербального общения[править | править код]

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)
б) паралингвистика (околоречевая система)
в) просодия

2. Оптико-кинетические
средства

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

3. Знако-символические средства

а) системология
б) графология
в) актоника
г) гастика
д) хирософия и подомантия
е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус)

а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация
г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–временные средства

а) проксемика
б) хронемика

  • расположение собеседников и дистанция
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип
    (возможен только один вид деятельности в одно и то
    же время) и полихронный (несколько дел)

Факторы, влияющие на невербальные знаки[править | править код]

  • национально-культурные особенности;
  • состояние здоровья;
  • профессиональный этикет;
  • социальный статус;
  • принадлежность к определённой возрастной группе.
  1. Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.
  • Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  • Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  • Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  • Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  • Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
  • Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  • Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

Деловое общение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2014; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2014; проверки требуют 11 правок.

Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений (М. В. Колтунова 2005).

  1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.
  2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.
  3. Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество[1].

В зависимости от различных признаков деловое общение делится на: с точки зрения формы речи:

  • устное
  • письменное;

с точки зрения — однонаправленности/ двунаправленности речи между говорящим и слушающим:

  • диалогическое
  • монологическое;

с точки зрения количества участников:

  • межличностное
  • публичное;

с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата:

  • непосредственное
  • опосредованное;

с точки зрения положения коммуникантов в пространстве:

  • контактное
  • дистантное[2].

Деловая беседа — межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.

Деловая беседа по телефону — способ оперативной связи, значительно ограниченной по времени, требующей от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров (приветствие, взаимопредставление, сообщение и обсуждение предмета звонка, подведение итогов, выражение признательности, прощание).

Деловые переговоры — обмен мнениями для достижения какой-либо цели, выработки соглашения сторон.

Служебное совещание — один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений, инструмент управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в целом.

Деловая дискуссия — обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных её участников.

Пресс-конференция — встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.

Публичная речь — монологическая ораторская речь, адресованная определенной аудитории, которая произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)[2].

Деловая переписка — письменная форма взаимодействия с партнерами, заключающаяся в обмене деловыми письмами по почте либо по электронной почте. Деловое письмо — это краткий документ, выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов. Применяется для связи с внешними структурами, а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии[3].

Также формами делового общения являются Публичные торги и Презентация.

  1. Вербальное общение — устная словесная передача информации.
  2. Невербальное общение — информация, передаваемая с помощью невербальных средств общения (жестов, мимики, интонации, позы тела и т. д.).
  3. Дистанционное общение — передача информации с использованием различных видов технических средств (телефон, факсимильный метод, почта, интернет-коммуникации, электронная почта, системы теле- и радиовещания).

Этика делового общения является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Деловое общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами. Их можно объединить в две группы:

  • первая группа — комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло — то есть собственный этический кодекс, с которым человек живёт и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;
  • вторая группа — те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс[4].
  • Колтунова М. В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов. Рекомендовано Министерством образования РФ. — М.: Логос., 2005.
  • Кузнецов В.А., Кузнецова О.Ю. Деловое общение в педагогическом коллективе // Перспективы науки и образования. 2013. №3(9). URL: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/pdf_140310.pdf (дата обращения: 28.09.2014).
  • Ракей И. Р. Основы делового общения : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / И. Р. Ракей. — Мн. : МГВРК, 2007.— 176 с. — ISBN 978-985-6754-95-4.
  • Скаженик Е. Н. Деловое общение: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
  • Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко, 4-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 415 с. — ISBN 5-238-00384-6.
  • Бороздина, Г. В. Психология делового общения. — М. : Инфра-М, 2006. — 304 с. — ISBN 5-16-001969-3.

Тактильное общение — Википедия

Тактильное общение — это способ общения и взаимодействия людей и животных посредством чувства осязания. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, которые находятся в коже, суставах, мышцах, сухожилиях и во внутреннем ухе. Тактильное чувство предоставляет информацию о внешнем мире, формирует представления о положении тела в пространстве. Помимо предоставления информации о поверхностях и текстурах, осязание, или тактильное чувство, является составной частью в межличностной коммуникации, называемой также невербальной или не визуальной. Осязание крайне важно для людей и является необходимым для выражения физической близости. С помощью коммуникации человек может привлечь внимание, выразить своё отношение к собеседнику, наладить контакт, но также может вызвать отрицательные эмоции: сокращение психологической дистанции создает неудобство у некоторых людей.

Осязание по своему значению может быть позитивным, игривым, обрядным, намеренным и нечаянным. Оно может быть как сексуальным (поцелуй), так и отвлеченным (например, щекотки). Осязание — это первое чувство, которое развивается в эмбрионе. Развитие осязательных чувств у эмбриона и соотношение их к развитию других чувств, таких как зрение, стало предметом большого количества исследований. По данным ученых, у младенцев наблюдались большие проблемы с выживанием в случае, если у них не было развито чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать. Не следует забывать, что отношение к прикосновениям различается у людей в разных странах. Также социально-приемлемый уровень прикосновений отличается в разных культурах.

Richard Heslin[1] выделяет 5 категорий осязания:

Функциональное/профессиональное[править | править код]
  • выражает намеренность действий
Социальное/вежливое[править | править код]
  • применяется при ритуальном общении
Дружеское/теплое[править | править код]
  • выражает специфическое отношение
Любовное/интимное[править | править код]
Сексуальное/возбуждающее[править | править код]
  • выражает сексуальное намерение

Намерение прикоснуться не всегда попадает под какую-либо определенную категорию и может относиться к каждой из категорий в классификации Richard Heslin.

Функциональное/профессиональное осязание[править | править код]

Руководителям следует знать об эффективности использования прикосновений при взаимодействии со своими подчиненными, но при этом быть осмотрительными и понимать, что прикосновение можно неправильно понять. Рука на плече для одного человека может означать жест поддержки, а для другого – жест сексуального характера. В процессе работы с другими людьми, используя прикосновения как средство коммуникации, руководителю необходимо знать о том, как каждый человек относится к прикосновениям. Henley в своем исследовании (1977 года) обнаружил, что человек, обладающий властными полномочиями, более склонен прикасаться к подчиненным, в том время как подчиненный не ощущает возможность прикасаться к руководителю. Прикосновение – это сильный инструмент невербальной коммуникации. Согласно Borisoff и Victor[2], столь разные стандарты между руководителями и подчиненными могут привести к недопониманию, является ли прикосновение намерением повлиять на человека или носит интимный характер.

Walton[3] в своей книге отметил, что прикосновения подчеркивает, насколько важно сообщение, посылаемое отправителем. Прикосновение — это предельное выражение близости или доверия между двумя людьми, но не часто замечаемое в деловых или формальных взаимоотношениях.

Социальное/вежливое осязание[править | править код]

Момент перехода от одной категории тактильного чувства к другой может быть расплывчатым из-за особенностей культуры. К примеру, существует множество мест в США, где касание предплечья считается социально корректным и вежливым. Однако, на Среднем Западе этот вид коммуникации не всегда является приемлемым. Самый первый контакт с человеком в деловой сфере обычно начинается с прикосновения, а именно с рукопожатия. То, как человек пожимает руку, может многое сказать о нем и его личности. Jones раскрывает суть тактильной коммуникации как наиболее близкую и вовлекающую форму общения, которая помогает людям поддерживать хорошие взаимоотношения друг с другом. Jones совместно с Yarbrough[4] исследовал частоту прикосновений и прикосновения, возникающие между отдельными личностями. По частоте прикосновения можно разделить на два разных вида, а именно повторяющиеся и стратегические. Повторяющиеся прикосновения – это такой вид прикосновений, когда один человек дотрагивается, а второй отвечает ему тем же жестом. Большинство таких прикосновений считаются позитивными. Стратегические прикосновения – это серия прикосновений, обычно со скрытым мотивом, используемые с целью заставить человека делать то, что нужно другому. Обычно повторяющиеся прикосновения являются личными или единичными прикосновениями. Они должны быть интерпретированы в контексте того, что было сказано, и обусловлены набором социальных обстоятельств на момент касания человека. «Civil inattention» [5] определяется как вежливый способ поддержания взаимодействия с незнакомцами, без вовлечения в межличностные взаимоотношения и без необходимости реагирования на прикосновения незнакомца. Goffman для объяснения данного феномена представляет исследование «в лифте»: для людей является непривычным смотреть, разговаривать или дотрагиваться до человека, стоящего рядом. Но в случае,когда помещение в лифте настолько переполнено, что люди «прикасаются» друг к другу, они сохраняют своё безразличие для того, что бы не оказать воздействие на окружающих людей.

Дружеское/теплое осязание[править | править код]

Мужские объятия в дружбе являются выражением доверия, симпатии, открытости, дружеской любви. Многие мужчины негативно относятся к избытку тактильности, но одобряют ее в определенной степени. Мужчины чаще всего обнимаются, если долго не виделись, когда делятся радостной новостью с друзьями или совместно переживают проблемы. Мужчины часто обнимают друг друга в «особых» условиях — в пьяном состоянии, на свадьбах, при близких дружеских связях, при общении вдвоем (даже если дружба не особо близкая).

Женщины относятся к тактильному общению легче и позитивнее, чем мужчины — они способны целоваться в губы, много обниматься, держаться за руки длительное время, спать в одной кровати в обнимку и т.д. Обычно, женщины относятся негативно только к очевидно эротическим видам тактильности.

В дружественной обстановке прикосновения более привычны для женщин, чем для мужчин. Whitcher и Fisher провели исследование, чтобы выяснить, различается ли у обоих полов прикосновения психотерапевтического характера с целью уменьшить беспокойство. Медсёстрам было предписано дотрагиваться до своих пациентов в течение минуты, в то время как пациенты изучали брошюру во время рутинной предоперационной процедуры. Женщины восприняли это позитивно, в то время как мужчины – нет. Было высказано предположение, что мужчины приравнивали прикосновения к тому, что к ним относятся как к подчинённым или зависимым. Прикосновения среди членов семьи, как выяснилось, влияют на их поведение. В семейных взаимоотношения действуют множество факторов. Зачастую, по мере того, как ребёнок растёт, количество родительских прикосновений уменьшается.

Любовное осязание[править | править код]

Первостепенный невербальный способ коммуникации, который оказывает наибольший эффект на межличностные отношения – это прикосновения. Количество прикосновений увеличивается, когда безличные отношения становятся личными. Прикосновение в обществе может послужить «сигналом привязанности» (когда пара держится за руки, обнимаются), который показывает личный характер отношений. Использование «сигналов привязанности» происходит чаще на стадии свиданий и ухаживаний, чем у женатых пар, согласно Бургуну, Булеру и Вудалу[6].

Насилие[править | править код]

Прикосновения в близких взаимоотношениях могут временами иметь насильственный характер. МакЭван и Джонсон подразделили насильственные прикосновения на две категории: интимный терроризм и насилие в парах. Интимный терроризм характеризуется как нужда контроля и доминирования в отношениях, который со временем набирает частоту и обостряется. Обычное насилие у пар, с другой стороны, часто является результатом мелкого конфликта. Такое насилие встречается реже и является менее жёстким, не набирает обороты со временем. Существует два главных отличия между интимным терроризмом и насилием в парах. Обычное насилие в парах случается от случая к случаю и не обостряется со временем. Одно исследование, проведенное Гайзером в 1990 году, представило дополнительное подтверждение, что фактически мужчины в большей степени склонны к невербальной агрессии и насилию.

Сексуальное/возбуждающее[править | править код]

Согласно Гивенсу (исследование 1999 года), процесс невербальной коммуникации и переговоров заключается в отправлении и получении сообщений в попытке получить чье-либо одобрение или любовь. Ухаживание, которое может породить любовь, определяется как невербальное сообщение, нацеленное на привлечение сексуального партнера. Во время ухаживаний, мы обмениваемся жестами невербальной коммуникации, чтобы сообщить друг другу, что нужно стать ближе. Основными сигналами на пути к интимности являются поцелуи и ласки.

Период ухаживания можно разделить на 5 этапов, которые включают фазу внимания, фазу знакомства ближе, фазу общения, фазу прикосновений и фазу занятий любовью. Тактильные чувства проявляются на последних двух фазах. Фаза прикосновений. Первое прикосновение как правило может быть «случайным», чем преднамеренным, сделанным посредством прикосновения к нейтральной части тела. На этой фазе реципиент либо принимает прикосновение либо отвергает его движением тела. Объятия — это стандартный способ человека сказать кому-либо, что он любит его и возможно также нуждается в нём. Намерение дотронуться: тактильный код или намёк в невербальной коммуникации — это скрытое намерение. Поцелуи — это финальная стадия четвёртой фазы ухаживания. Последняя фаза, занятие любовью, которое включает тактильную стимуляцию, известную как легкие или протопатические прикосновения. Любое чувство страха или тревоги может быть смягчено другими прикосновениями, такими как поцелуи или массаж.

Исследование прикосновений, проведённое в 1985 года Джонсоном и Ярбороу, выявило 18 различных значений прикосновений, которые сгруппированы в 7 типов: имеющие позитивное (эмоциональное) воздействие, игры, контроль, ритуал, смешанные, с определенной целью и случайные.

Прикосновения, имеющие позитивное воздействие[править | править код]

Эти прикосновения передают позитивные эмоции и происходят в основном между людьми, которые находятся в близких отношениях. Эти прикосновения могут быть подвергнуты дальнейшей классификации, будучи подразделенными на прикосновения поддержки, одобрения, присоединения, влечения или привязанности.

Прикосновения поддержки: служат для проявления заботы, утешения, защиты человека. Эти прикосновения обычно уместны в ситуациях, когда человек находится в состоянии тревоги.

Прикосновения одобрения : служат для выражения благодарности.

Прикосновения присоединения :обращают внимание на то, что какая-либо деятельность осуществляется совместно, предполагают психологическую близость.

Сексуальные прикосновения: выражает физическую привлекательность или сексуальное влечение.

Прикосновения привязанности: выражают общее позитивное отношение человека, но большее чем простое признание.

«Прикосновения игры»[править | править код]

Эти прикосновения служат для смягчения общения. «Прикосновения игры» передают двойное сообщение, так как всегда подразумевают сигнал игры, как вербальный так и невербальный, который указывает на то, что поведение нельзя воспринимать серьезно. Эти прикосновения могут быть также подразделены на воздействующие и агрессивные.

Воздействующее: служит для смягчение общения. Серьезность позитивного сообщения нейтрализуется игривым сигналом.

Агрессивное воздействие: как и воздействующие, эти прикосновения используются для смягчения напряжения в общении, но игривый сигнал указывает на агрессию. Эти прикосновения исходят только от одной стороны, не от обеих.

Контролирующие прикосновения[править | править код]

Эти прикосновения нужны для того, что бы направить в нужное русло поведение, отношение или состояние реципиента. Основной чертой этих прикосновения является то, что почти все они исходят от человека, который пытается оказать влияние. Эти прикосновения можно также подразделить на уступчивые, привлекающие внимание и вызывающие реакцию.

Уступчивые: попытки направить в нужное русло поведение другого человека и, как правило, посредством оказания влияния на отношение или чувства другого человека.

Привлекающие внимание : нужны для того, чтобы перенаправить фокус восприятия реципиента на что-либо.

Вызывающие реакцию : используются для привлечения внимания, чтобы косвенно запрашивать реакцию другого.

Ритуальные прикосновения[править | править код]

К этой группе относятся прикосновения при приветствии и прощании. Они помогают сделать переход к сфокусированному общению и от него.

Случайные прикосновения[править | править код]

Эти прикосновения воспринимаются как ненамеренные и не несут за собой никакого смысла. Они в основном состоят из легких прикосновений.

Высокая культура распространена в восточных странах. Средневосточная, азиатская, африканская и южноамериканская культуры являются образцами высокой культуры. Традиции играют значительную роль, укореняются и почти не меняются со временем. Представители данного типа культуры точно знают, когда можно использовать тактильную коммуникацию, основываясь на строгом невербальном, всеми используемом законе. По результатам исследований, в одних видах культуры прикосновения довольно распространены (контактная культура), а в других — могут отсутствовать (дистантная культура). К низкоконтактым культурам принадлежат североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы. Представители этих культур при общении находятся на определенном расстоянии друг от друга, причем азиаты используют большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы. К контактным культурам принадлежат латиноамериканские, южно-европейские культуры.

  1. ↑ Heslin, R. (1974, May) Steps toward a taxomony of touching. Paper presented to the annual meeting of the Midwestern Psychological Association, Chicago, IL.
  2. ↑ Borisoff, D., & Victor, D.A. (1989). Conflict management: A communication skills approach. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  3. ↑ Walton, D. (1989), Are you communicating? You can’t manage without it, New York, NY: McGraw-Hill Publishing.
  4. ↑ Jones & Yarbrough (1985), A naturalistic study of the meanings of touch. Communication Monographs, 52., 19-56.
  5. ↑ Goffman, E. (1963). Behavior in public places, New York: Free Press.
  6. ↑ Burgoon, J. K., Buller, D. B., & Woodall, W. G. (1996), Nonverbal communication: The unspoken dialogue (2nd ed.), New York: McGraw-Hill.
  • Carney, R., Hall A, and LeBeau L. (2005). Beliefs about the nonverbal expression of social power. Journal of Nonverbal Behavior, 29(2),118.
  • Phyllis Davis: The Power of Touch — The Basis for Survival, Health, Intimacy, and Emotional Well-Being
  • DeVito J., Guerrero, L. and Hecht, M.(1999). The nonverbal communication reader: classic and contemporary readings. (2nd ed). Illinois: Waveland Press.
  • Geiser, J.L. «An Explanation of the Relationship of Nonverbal Aggression with Verbal Aggression, Nonverbal Immediacy Assertiveness, and Responsiveness.» https://eidr.wvu.edu/files/947/geiser_j_etd.pdf (недоступная ссылка).
  • Givens, David B. (2005). Love Signals: A Practical Field Guide to the Body Language of Courtship, St. Martin’s Press, New York.
  • Guerrero, L. (2004), Chicago Sun-Times, “Women like man’s touch, but there’s a catch. They prefer to see it on another man, research shows,” 11-12.
  • Hall, E. T. The Silent Language (1959). New York: Anchor Books, 1990
  • Harper, J. (2006), The Washington Times, “Men hold key to their wives’ calm”, A10.
  • Harper, R. G., Wiens, A. N. and Matarazzo J. D. Nonverbal communication: The State of the Art. Wiley Series on Personality Processes (1978). New York: John Wiley & Sons, Inc.
  • Hayward V, Astley OR, Cruz-Hernandez M, Grant D, Robles-De-La-Torre G. Haptic interfaces and devices. Sensor Review 24(1), pp. 16–29 (2004).
  • Holden, R. (1993). How to utilize the power of laughter, humour and a winning smile at work. Employee Counseling Today, 5, 17-21.
  • Jandt, F. E. Intercultural Communication (1995). Thousand Oaks: Sage Publications, Inc.
  • Ashley Montagu: Touching: The Human Significance of the Skin, Harper Paperbacks, 1986
  • Robles-De-La-Torre G. & Hayward V. Force Can Overcome Object Geometry In the perception of Shape Through Active Touch. Nature 412 (6845):445-8 (2001).
  • Robles-De-La-Torre G. The Importance of the Sense of Touch in Virtual and Real Environments. IEEE Multimedia 13(3), Special issue on Haptic User Interfaces for Multimedia Systems, pp. 24–30 (2006).
  • Van Swol, L. (2003). The effects of nonverbal mirroring on perceived persuasiveness, agreement with an imitator, and reciprocity in a group discussion. Communication Research, 30(4), 20.

Разговор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Разговор — это форма интерактивного, спонтанного общения между двумя или более людьми. Как правило, разговор происходит при речевой коммуникации, в то время как письменный обмен сообщениями обычно разговором не считают. Развитие разговорных навыков и этикета — важная часть социализации. Развитие навыков разговора на иностранном языке — ключевой пункт преподавания и обучения иностранным языкам.

Конверсационный анализ — это область социологии, которая изучает структуру и организацию взаимодействия людей, со специализацией на речевом взаимодействии.

Для понятия разговора не существует единого определения, помимо того, что в разговоре участвуют как минимум два человека. Поэтому данный термин объясняется тем, чем он не является. Ритуализованное взаимодействие, такое как приветствие, разговором не является. Не является им и речевое взаимодействие, маркирующее различный статус обменивающихся информацией (например, отдача начальником распоряжений подчиненному). Обобщая вышесказанное, один из исследователей пишет: «Разговор — вид речевого взаимодействия, которое происходит неформально, симметрично и для целей установления и поддержания социальных связей.»

С менее технократической точки зрения эксперт по этикету в начале 20 века определил разговор как взаимный обмен мыслями людей, говорящих друг с другом в одной компании.[1]

Разговор должен следовать правилам этикета, потому что разговор является одним из видов социального взаимодействия. Особые методы ведения разговора называются правилами общения. Несоблюдение этих правил может привести к осложнениям в разговоре или даже к его окончанию. Составляющие разговора — реплики к тому, что ранее уже в нём было сказано.

Разговоры могут считаться оптимальной формой общения в зависимости от намерений участников. Разговоры могут быть идеальной формой речевого взаимодействия в случае, если каждая сторона желает относительно равного обмена информацией, или когда стороны хотят построить социальные связи. С другой стороны, если требуется возможность просмотра и повторного анализа нужной информации, идеально подходит письменное общение. Разговор может также быть предпочтительнее, если контрагенты считают высшей ценностью использованное для общения время.

  1. ↑ Conklin, Mary Greer. 1912. CONVERSATION What to Say and How to Say It, pp. 21 — 32. New York and London: Funk & Wagnalls Company.

Обсуждение:Общение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Почему коммуникация ссылается сюда?? Есть понятия коммуникации, не совсем связанные с общением, например социальная коммуникация в информатике, связанная с использованием информации. 94.180.4.170 09:18, 10 января 2009 (UTC)

Согласна… Нельзя «Общение» объединять с «Коммуникацией». Коммуникация — понятие намного шире, чем просто общение. Хочу добавить свою статью с названием «Коммуникация» и не могу создать, так как постоянно переадресовывает на «Общение». Подскажите, пожалуйста, что в таком случае делать?—NatNesh 14:10, 15 июля 2009 (UTC)

См. ВП:К удалению/20 октября 2009#Коммуникация. Может быть, оно и надо оформлять отдельной темой, но не так, как там было. Partyzan XXI 16:16, 27 октября 2009 (UTC)

Добавление внешней ссылки в статью Общение[править код]

Всем доброго времени суток!

Хочу предложить добавить в статью Общение ссылку на статью Голубева Феномен Общения глаза в глаза, эта статья отечественного психолога, изучавшего редкий аспект общения — общение глаза в глаза. На мой взгляд, психологам, коим я являюсь было бы интересно почитать такую работу. Как Ваше мнение? вот ссылка на статью: —

Жду Вашего решения!

С уважением, АннаПсихолог. — Эта реплика добавлена участником АннаПсихолог (о • в)

Здравствуйте. Сайт добавлен в спам-лист. Добавление ссылки невозможно. —Kovani (Николай «Swamp_Dog») 07:44, 27 апреля 2012 (UTC)

Здравствуйте. Также хочу предложить ссылку на материалы по теме «Коммуникация» на страницах блога Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов (http://kappp.com.ua/blog/tag/effektivnaya-kommunikaciya). Данная ссылка содержит достоверно качественные материалы по коммуникации и коммуникативным навыкам, публикуемые профессиональным сообществом психологов. С уважением, Александр. —Prevuer 06:58, 19 марта 2012 (UTC)

Представления о развитии общения[править код]

Следует всё-таки определить, что такое Филогенетическое и Онтогенетическое развитие. С уважением, —DimaNižnik (обс) 10:27, 5 октября 2014 (UTC)

  • См. статьи Филогенез и Онтогенез. Филогенез в данном случае — развитие человеческого общества, онтогенез — развитие индивидуума. —Humanitarian& (обс) 11:08, 5 октября 2014 (UTC)
    • Спасибо за подсказку. Хотя источников, непосредственно подтверждающих применимость этих понятий к общению не нашёл, постараюсь раздел дополнить. С уважением, —DimaNižnik (обс) 16:34, 5 октября 2014 (UTC)

Раздел Межличностное общение[править код]

Разве не любое общение является межличностным? С уважением, —DimaNižnik (обс) 17:30, 5 октября 2014 (UTC)

  • Психологи делят общение на межличностное и межгрупповое (это есть в преамбуле статьи). Возможно, есть и какая-то более дифференцированная классификация типов общения. —Humanitarian& (обс) 17:44, 5 октября 2014 (UTC)
    Вот здесь выделяется четыре таких типа. —Humanitarian& (обс) 17:50, 5 октября 2014 (UTC)
    • Упоминание в преамбуле я действительно упустил. Продолжает смущать то, что в разделе говорится о мотивах общения (факторах, определяющих социальное поведение), а не разъясняется, что такое межличностное общение, какие оно имеет свойства и характерные черты, чем оно отличается от не межличностных типов общения. Неясно из текста, почему именно о нём есть раздел. Многие другие разделы статьи имеют к межличностному общению такое же отношение. Считаю более правильным озаглавить раздел «Мотивы общения» и ликвидировать выделение подраздела. Если не будет возражений, через некоторое время это сделаю. С уважением, —DimaNižnik (обс) 19:04, 6 октября 2014 (UTC)
      • На данный момент я возражаю. Текст этого раздела написан по учебнику, который так и называется — «Межличностное общение». Впрочем, написан текст по его вводной части, и есть ещё много материала, который можно и, наверное, нужно в этот раздел включить. Просто я от этой статьи отвлёкся, и пока не знаю, когда смогу к ней вернуться с тем, чтобы продолжить работу над данным разделом. А в перспективе я допускаю даже создание на его основе отдельной статьи «Межличностное общение». —Humanitarian& (обс) 19:56, 6 октября 2014 (UTC)
        Учебник можно скачать в интернете. Здесь приведено его оглавление. То, что сейчас есть в статье, — это краткое изложение первых двух глав из двадцати четырёх имеющихся в нём. —Humanitarian& (обс) 20:25, 6 октября 2014 (UTC)
        • Я ни в коем случае не имел ввиду, что такой раздел не нужен. Просто сейчас создаётся впечатление, что содержание раздела не соответствует его названию, даже не разъяснятся, что такое межличностное общение, его место в классификации. Считаю, что название раздела должно соответствовать его содержанию, а не названию источника, по которому он написан. Но я не настаиваю на своём предложении, тем более что заниматься статьёй вплотную я пока не планирую. С уважением, —DimaNižnik (обс) 19:17, 7 октября 2014 (UTC)

Чат (программа) — Википедия

Чат на IRC-канале Современный чат У этого термина существуют и другие значения, см. Чат.

Чат, чаттер (англ. chatter «болтать») — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств. То есть, если на форуме можно написать вопрос и ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным на него ответить (в то же время можно получить и несколько супов от разных пользователей), то в чате общение происходит только с теми, кто присутствует в нём в настоящий момент, а результаты обмена сообщениями могут и не сохраняться. В последнее время чаты значительно расширили свою функциональность за счёт красивого радующего глаз дизайна, а также большого числа улучшений. Например, появились возможности помещать одного или нескольких пользователей в игнор, сообщения которых после этого перестают быть видимыми тому, кто поместил их в игнор, при том для данной операции необязательно быть модератором или администратором чата. Такое бывает необходимо, когда пользователь не нарушает Правила чата, но в то же время неприятен, либо пользователь по какой-то причине не банится, то есть не наказывается Администрацией чата за своё поведение. Также есть комнаты привата, где можно вести беседу с другим пользователем, при этом модерация не видит и не модерирует их общение. В некоторые чатах стало появляться несколько комнат для общения с разными Правилами.

Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, например, XMPP, ICQ или даже SMS.

С развитием информационных технологий стали возможными ещё более глобальные коммуникации.

Историческим «докомпьютерным» предшественником чатов, несомненно, был телефон. Ни почта, ни телеграф не позволяли общаться в реальном времени и не были доступны в домашней обстановке. Изобретение и распространение телефона по планете вызвало настоящую революцию в средствах и способах общения. Возможность поговорить с собеседником на другой стороне Земли казалась настоящим чудом.

Во второй половине XX века начали бурно развиваться компьютеры. Однако долгое время они были большими и слишком дорогими, что препятствовало тому, чтобы расходовать драгоценное машинное время на забавы с обменом сообщениями вместо расчётов атомных бомб. К тому же до конца 60-х годов они не были связаны друг с другом. Предок Интернета, сеть ARPANET, в 1969 году насчитывала только четыре связанных друг с другом научных компьютера. Чуть позже, в 1971 году, была придумана электронная почта, которая стала необычайно популярна ввиду своего удобства. Постепенно появились новые службы сообщений, такие, как списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть ARPANET ещё не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах, что затрудняло её распространение. Но тем не менее эта проблема вскоре была решена после перехода сетей на протокол обмена данными TCP/IP, который успешно применяется до сих пор. Именно в 1983 году термин «Интернет» закрепился за сетью ARPANET. Программы для обмена текстовыми строками, несмотря на простоту самой идеи, появились не сразу. Примерно в 1974 году для мэйнфрейма PLATO была разработана программа Talkomatic, потенциально позволявшая общаться между тысячей терминалов системы. В 1980-x появилась система Freelancing’ Round table. Однако по-настоящему популярным стал разработанный в 1988 году протокол, названный Internet Relay Chat (IRC), что примерно можно перевести как ретранслируемый интернет-разговор. Примерно[где?] в это же время появилось и распространилось само понятие «чат». Общение в IRC быстро стало популярным из-за простоты процесса и дружественности среды. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» была организована IRC-трансляция новостей — сообщения со всего мира собирались в одном месте и в режиме реального времени передавались в IRC.[1] Есть сведения, что подобным образом IRC использовался и во время путча в СССР, когда пользователи из Москвы моментально сообщали всему миру о происходящем на улицах. Для клиентов IRC написано множество ботов, например, Eggdrop, автоматизирующие многие рутинные операции. Самым известным из клиентов IRC стал mIRC; благодаря простой и эффективной системе команд для него было написано множество скриптов, которые также позволяют выполнять широкий спектр действий. Боты и mIRC-боты используются для различных игр в каналах — «Мафия», «Викторина» и других.

Разработчики IRC настолько хорошо продумали его архитектуру, что её с тех пор практически не требовалось изменять. Конечно, у него есть недостатки: короткие сообщения, проблема с кодировками, невозможность посмотреть историю сообщений при подключении. Однако он был и остаётся популярным средством для чата, хотя и в значительной мере потеснён со своих позиций. В частности, в 1998 году был придуман похожего назначения протокол Jabber — даже его название (англ. jabber болтовня, трёп; тарабарщина) отсылало к слову chat. Jabber содержал в себе многие технические новшества и постепенно получил широкое распространение, а также стал основой многих сервисов. Были и другие протоколы, менее известные, например, SIP.

В настоящее время интерес к чатам падает. Их место заняли социальные сети, с их намного большими функциональностями. Популярность набирают только видеочаты (в основном, эротической направленности).

Но и веб-чаты не хотят сдавать своих позиций. Их возможности постоянно растут. Чаты, из мест для просто общения, трансформируются в подобие порталов с разнообразными развлечениями для посетителей. В своём большинстве, современные веб-чаты, кроме простого общения, предлагают посетителям приватное общение с помощью веб-камеры, прослушивание собственных радиостанций с диджеями, принимающими заказы прямо в чате, круглосуточные викторины с призами, «магазины» с подарками, приобретаемыми за чатовскую «валюту», различные игры, казино, предсказания… Активные посетители поощряются повышением рангов и другими наградами. Для украшения сообщений используется возможность изменения стилей и цвета шрифтов, разнообразие смайлов. Также пользователи имеют возможность раскрасить свой никнейм, или установить графический ник-картинку. В функции чатов встраиваются чат-боты, рассказывающие анекдоты и поддерживающие псевдоразумное общение с посетителями. Кроме этого, в чатах могут быть форумы, организовываться службы знакомств и заключаться виртуальные браки между посетителями.

Существует несколько разновидностей программной реализации чатов:

  • HTTP или веб-чаты. Такой чат выглядит как обычная веб-страница, где можно прочесть последние несколько десятков фраз, написанные участниками чата и модераторами. Страница чата автоматически обновляется с заданной периодичностью.
  • Чаты, использующие технологию Adobe Flash. Вместо периодической перезагрузки страницы между клиентом и сервером открывается сокет, что позволяет моментально отправлять или получать сообщения, расходуя меньше трафика.
  • IRC, специализированный протокол для чатов.
  • Программы-чаты для общения в локальных сетях (например, Vypress Chat, Intranet Chat, Pichat). Часто есть возможность передачи файлов.
  • Чаты, реализованные поверх сторонних протоколов (например, чат, использующий ICQ).
  • Чаты, работающие по схеме клиент-сервер, это позволяет использовать их в сетях со сложной конфигурацией, а также управлять клиентскими приложениями (например, Mychat, Jabber)
  • Чаты, работающие в одноранговых сетях. У них нет потребности в отдельном сервере, они часто используют возможности технологий DHT и TCP Relay (пример: Tox)
  • Чаты, использующие технологию Push. Вместо периодической отправки запросов серверу о новых сообщениях, используются входящие сообщения от сервера, что позволяет отправлять и получать сообщения, расходуя меньше трафика (например, WinGeoChat)
  • Полностью анонимные чаты. В них собеседник не предполагает с кем общается и при каждом новом соединении общается с новым человеком. (например, ChatVdvoem (ЧатВдвоем))

Веб-чаты[править | править код]

Веб-чаты распространились в 90-х годах XX века. В некоторых случаях под чатом подразумевают[кто?] веб-чат. Веб-чаты основаны на технологиях интернета (HTTP и HTML).

Работа первых веб-чатов[править | править код]

Первоначально веб-чаты представляли собой страницу с разговором и форму ввода, посредством которой введённый текст отсылался на сервер. В подобных чатах сервер добавлял новые сообщения в текстовую область, удалял старые сообщения, обновлял файл. Чат осуществлялся с задержкой: веб-средства не позволяли серверу сообщить клиенту об изменениях — клиент мог только запрашивать данные сам с некоторой периодичностью. Это задержки были устранены с помощью технологий AJAX и Flash. Также существовали некоторые другие системы, не имевшие подобных недостатков.

Уязвимости веб-чатов[править | править код]

Веб-чаты использовались для атак на пользователей. Этому способствовали уязвимости в программном обеспечении (скриптах). Поэтому многие веб-сервера, где находятся чаты, были вынуждены защищаться от атак.

Видеочаты[править | править код]

Со временем, помимо обычных текстовых чатов, были придуманы видео-, а также голосовые чаты. Видеочаты — это обмен текстовыми сообщениями плюс транслирование изображений с веб-камер. Поначалу это были не видео-, а скорее, фоточаты: из-за низкой пропускной способности каналов отправлялся не видеопоток, а картинка с некоторыми интервалами, что, однако, давало возможность достаточно оперативно наблюдать смену эмоций у собеседника и было значительным прорывом. Позднее, конечно, стал транслироваться видеопоток, хотя и с низким разрешением. Веб-камеры являются простыми и дешёвыми, хотя обратная сторона этого — низкое разрешение видео и его плохое качество. Изображение получается с плохой цветопередачей, зашумлённое. Однако для целей общения такого качества более чем достаточно.

Голосовые чаты тоже явились развитием идей обмена сообщениями. В настоящее время в компьютерных играх широко применяется система TeamSpeak, позволяющая общаться голосом между членами команды, не отвлекаясь от управления игрой. А общение по Skype больше напоминает разговор по телефону, чем чат, хотя возможность отправки обычных текстовых сообщений в нём тоже присутствует.

Системы мгновенных сообщений[править | править код]

Программы мгновенного обмена сообщениями (англ. Instant messenger, IM) используются для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS). Передаваться могут текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование, игры и тому подобное.

Теле чаты[править | править код]

Используются на телеканалах, таких, как MTV, RU.TV, Bridge-TV. Сообщение передаётся путём отправки SMS с мобильного. Чаще всего это объявления о знакомствах или поздравления с праздниками. Также на некоторых каналах ведётся общение с диджеем или ведущим. Однако большинство сообщений платные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *