Нравственная жизнь это – Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире :: SYL.ru

Содержание

Нравственная жизнь, вопросы и ответы

Нравственная жизнь: вопросы и ответы

Нравственная жизнь человека. Когда мы говорим: «Это человек нравственный (высоконравственный)» или «Это безнравственно» и тому подобное, — что мы имеем ввиду?

Чаще, кстати, в обыденной жизни, мы употребляем более привычное понятие и слово «порядочность», и говорим: «Этот человек порядочный», «Это порядочно» или «Это не порядочно».

Очевидно, что здесь разговор идёт о наличии или отсутствии у человека некой системы оценочных знаний — отношений к людям и к их жизни, которые проявляются в его поведении относительно их.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Нравственная жизнь. Формирование нравственности у человека

Эти нравственные знания, вместе с формированием личности (являясь её неотъемлемым атрибутом), формируются у человека с 2-3 лет, — как только у него появляется самосознание — «Я».

В самом деле, по сути, в чем состоит гласное (осмысленное) и, как бы само по себе происходящее — естественное, воспитание ребёнка, и со стороны родителей и со стороны ближайшего социума?

Мы ему говорим (внушаем, объясняем, прививаем, показываем, доказываем) относительно какого-либо явления или человека в каком-либо его проявлении: Вот это хорошо — так должно быть. А, вот это — плохо, так не должно быть.

Например: Драться — нехорошо, хорошо — мирно договориться. Не уважать старших — плохо. Тихо себя вести — хорошо. И так далее и тому подобное.

Вот таким простым способом, путём сравнения и противопоставления, мы закладываем у человека ЕГО систему ценностей, присваивая каждому явлению в жизни вокруг человека определённую оценку, как вариации критериев «это хорошо» и «это плохо».

Совершенно очевидно, что какие и в каком количестве ценности (идеалы) мы заложим в эту систему, таким и будет в настоящем и в будущем человек в моральном (нравственном) своём проявлении — такова будет его нравственная жизнь.

Такова, в зависимости от его ценностей, и будет нравственная жизнь человека. Или его безнравственная жизнь, если его ценности будут далеки от общечеловеческих нравственных ценностей.

Нравственная жизнь человека, как образ жизни

Если у человека есть нравственные ценности — это значит, что он не только знает о них, а, именно, это ЕГО ценности — важные знания на уровне убеждений, которые он готов отстаивать и защищать, ибо, это сущностные свойства его «Я» — ЕГО личности.

Иначе говоря: человек ведёт нравственную жизнь и готов её отстаивать и защищать.

А здесь, если угодно, аналогия с защитой своего тела и здоровья.
Вернее, правильнее: человек легче пойдёт на действия приносящие ущерб его здоровью и даже физической гибели, чем поступится своими нравственными ценностями.

Ибо, они, нравственная жизнь ЭТОГО человека, — это основа, фундамент «Я» — не будет их, не будет и «Я», а это, даже неосознанно, нравственный человек чувствует, и допустить не может.

Например, видя, как насилуют женщину, нравственный мужчина кинется спасать её, зная, что подвергает смертельной опастности себя, НО, возможно, даже без размышлений об этом, на уровне подсознания, зная, что если он не сделает этого, то он подвергнет себя духовному убиению, что ещё хуже.

Не хотелось бы всуе вспоминать массовые примеры духовного героизма людей на войнах, когда люди своей грудью закрывали своего, нет, даже не друга, а просто, боевого товарища, например.

И этим и подобным поступкам высоконравственного поведения людей, их нравственной жизни, в условиях угрозы физической смертельной опасности в военной и мирной жизни, нет числа.

Как и нет числа БЕЗнравственным поступкам людей, когда имея ценностями лишь собственное благополучие, они, ради денег, карьеры, ради собственного, извините, пуза, бывают готовы идти на ВСЁ.

Ибо, безнравственная жизнь человека, как альтернатива и антагонизм нравственной жизни неизбежный и постоянный спутник жизни социума и каждого отдельного человека в нём.

НО, как бы там ни было, В ЦЕЛОМ, социум живёт, пока, ещё, по законам Добра — по законам нравственности, а не Зла — безнравственности.
Ибо, есть простое подтверждение этому — мир ещё не перевернулся — пока, Добро (нравственность) правят им, а не Зло.

Хотя, лично я, присоединяю свой голос к тем, кто считает, что НИКОГДА наша цивилизация не была столь безнравственной, как сейчас. И, как многие, считаю, что нравственная жизнь людей подвержена серьёзной угрозе и испытанию на прочность.

А может, и были ситуации, если в истории покопаться: можно найти примеры, когда нравственная жизнь социума и большинства населения, тоже, были в упадке и под гнётом мракобесия и разгула безнравственности.

Только, ведь, чем это заканчивалось?

«Мир переворачивался», когда Зло побеждало, ибо, Зло, помимо всего прочего — это деградация — обратное движение — самоуничтожение.
И безнравственность может праздновать пиррову победу лишь до тех пор, пока сама себя не уничтожит в лице своих носителей.

Так было и так будет — по законам, даже не социума, а объективным законам природы (вселенной, бытия, сущего).

Ибо, человек ПРЕДНАЗНАЧЕН быть нравственным — вести нравственную жизнь. Это его сущностная черта, отличающая его от всего остального мира. И, лишая себя нравственной жизни, переходя на животный уровень существования, человек включает программу самоуничтожения — назад — в Ничто.

Нравственная жизнь и безнравственная жизнь. Диалектика сосуществования

Встаёт логический вопрос: А почему же, тогда, Зло, безнравственность существует и, более того, на отдельных участках жизни, в жизни некоторых или даже отдельных социумов побеждает?

Диалектика, дамы и господа, — диалектика — без неё мы ничего не поймём.

Ибо, только она объясняет, что Добро без Зла существовать не может, как без своей противоположности в едином процессе нравственной жизни человека.

Ибо, только она, например, объясняет, почему ваш ребёнок, которого вы родили и воспитывали быть только хорошим, вдруг стал не совсем тем, чем вы хотели и ожидали.

Ибо, только она объясняет, что Зло, по своей природе, более привлекательно для человека, чем Добро, как более простое и примитивное относительно Добра.

А человек, даже будучи наделённым высокоструктурированной материей — мозгом, всё равно, по всеобщим законам стремиться к простому, а не к сложному.

Вернее, правильнее сказать: Он, как и всё в этом мире, развивается от простого к сложному, но это простое (примитивное) является сущностной стороной человеческой жизни.

Вот, человеку и приходится балансировать между примитивностью и сложностью в своей жизни.

Притом, соскользнуть, что туда, что сюда, легче простого, но, всё-таки, к примитивному привычнее (ведь оно уже было и есть), чем к сложному (которого нет и которое надо ещё сделать).

Ведь, если приводить пример по нынешней теме: Быть безнравственным значительно проще и легче, чем быть нравственным — безнравственная жизнь значительно проще, чем нравственная жизнь.

Ибо, безнравственность уже есть в каждом, априори, по происхождению и существованию человека, а нравственным надо ещё стать и, главное, БЫТЬ. Легче, ведь, «не брать себе в голову лишнего», тем более, если там особо и ничего нет, чем брать?

Нравственная жизнь. Проблема осуждения

В нравственном аспекте жизни всегда встаёт проблема ОСУЖДЕНИЯ.

Ведь, оно, осуждение, является неотъемлемой частью нравственного процесса: и при формировании и при осуществлении нравственности.

Осуждение — это сравнивание своей нравственной установки с другой и, на основании этого, делание выводов о её приемлемости или нет.

Осудили мы кого-либо за что-либо: отстранились этим от недостойных, по-нашему, действий и мыслей этого человека.
Для кого мы это сделали? Для себя?
Однозначно: мы проявили этим свою нравственность, свою личность — проявили свою нравственную жизнь.

Нравственное осуждение необходимо для осуждаемого? Не однозначно.

Потому что, с одной стороны, мы показали ему (нравственному уроду, с нашей точки зрения) своё осуждение, а с другой стороны, если он не обладает теми ценностями что и мы, то ему наше осуждение, извините, по одному месту — у него свои ценности или, вообще, — отсутствие оных.

Как можно осудить?
В голос, озвучить своё осуждение.
И молча, показать своим молчанием и не участием в действиях осуждаемого, свою негативную реакцию.

Что умнее, что правильнее: голосить или молчать?
Молчать, — это ведь и терпеть.

А как быть с: Не суди — и не судим будешь?
Лично я, вообще этот принцип не понимаю, вернее, не приемлю, как принцип нравственной жизни.

В реале: мы осуждаем, — нас осуждают.
А «Не суди и не судим будешь» — это, иначе: «Я тебя не трогаю и ты меня, тогда, не трогай».

Хорошая, нормальная нравственная установка? Лично я, как и, уверен, большинство, ей не обладаю: мы судим, ибо этим мы осуществляем свою нравственную жизнь — свою человечность.

А судьи кто?
Сам себя назначил, сам осудил, сам исполнил. А как иначе?
И кто здесь прав и виноват: чьи ценности лучше, а чьи хуже? У кого нравственная жизнь, а у кого безнравственная?

Критерий, на мой взгляд, может быть только один: соответствие ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ моральным ценностям — ценностям, которые выработало человечество за всю историю своего существования.

Эти нравственные ценности передаются из поколения в поколение в виде религиозных заповедей, семейных устоев (традиций), в виде законов любого мало-мальски цивилизованного государства, а, главное, в виде более менее стойких и устойчивых законов и правил морали социума.

Только социума большого, представляющего общество данной страны или территории проживания в ЦЕЛОМ, а не отдельных её групп, классов или других социальных образований внутри общества.

И при условии, что основная масса населения данного социума ведёт нравственную жизнь. А сама нравственная жизнь есть осознаваемым или не вполне осознаваемым идеалом, образцом правильной жизни человека.

Есть внешнее осуждение – когда люди тебя осуждают.
Есть внутреннее, когда судишь себя сам.
Разница очевидна.

Нравственная жизнь. Как её привить человеку?

Как вызвать внутреннее нравственное осуждение, без внешнего?
А никак: если у тебя есть эта ценность, а ты совершил что-то вопреки ей, то тут же на основании этого конфликта тебя начнёт «грызть совесть».
А, если нет: так и суда нет.

А, посему, важный практический вывод: совершенно нет смысла «читать человеку мораль» (в том числе и ребёнку), если у него нет этой ценности в голове.

Хотите воспитывать нравственного человека, привить человеку нравственную жизнь, как способ жизни?

Так вложите, сначала, ему нравственные ценности в голову, а потом, требуйте их исполнения, формируя на их основе уже убеждения — нравственные границы, через которые человек сам уже не сможет переступать, ибо, будет знать, что за это его «загрызёт» совесть.

Хорошо, дамы и господа.
А как вы считаете, действительно ли нравственность (порядочность) — это первостепенные, сущностные свойства человеческой жизни, и индивидуальной и общественной?

Нравственная жизнь — действительно ли, это то, к чему мы все и каждый в отдельности, должны стремиться — жить нравственной жизнью, уничтожая безнравственность во всех её проявлениях?

P.S. Уточнение: нравственность, нравственная жизнь, это не одно и тоже, что мораль и моральная жизнь. Понятие мораль закрепилось за официальной нравственностью данного государства, которое устанавливается и пропагандируется государством, посредством своей идеологической машины.

В то время, как нравственность — это общественная и личная мораль, содержимое которой есть идеалом, ценностью общества или личности.

Нравственность общества, где большая часть личностей живёт нравственной жизнью или стремится вести нравственную жизнь, которая, как я уже говорил, соответствует общечеловеческим нравственным ценностям.

Ещё статьи по этой тематике:

Духовные ценности, их иерархия. Мораль и нравственность

Порядочность. Как исчезает порядочность, нравственность, достоинство?

7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих

Нравственность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины, тем, что изучается этикой[2]. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению[3]. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом[3], при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.[4]

В русском языке слово нравственность появилось во второй половине XVIII века[5] (впервые зафиксировано в «Словаре Российской Академии» в 1789 году[6]), наряду с прямым заимствованием термина фр. morale[7] и созданием ка́лек для родственных слов на основе церковнославянизма[8] «нрав» (например: безнравственный — калька с фр. immoral[9]).

Согласно философии Гегеля, дух, достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам — право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле — право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания — в праве наказания. Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг (das Sollen), говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности (Sittlichkeit), где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях её проявления: в семье, гражданском обществе (bürgerliche Gesellschaft) и государстве. Государство, по Гегелю, — высшее проявление объективного духа, совершённое воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель (Selbstzweck). Национальные же государства, как и тот народный дух (Volksgeister), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы.[10]

Цитатой из работы «Карл Маркс о французском материализме XVIII века»[11] в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен, в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека».[12]

Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире :: SYL.ru

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

нравственность это

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность – это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

что такое нравственность определение

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность – это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

понятие нравственностьНравственность и мораль

Традиционно понятие «нравственность» отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность – довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

нравственность человека

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

проблема нравственности

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность – это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

Предложения со словосочетанием НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Нравственная жизнь человека включает: чувство ответственности за свои слова, поступки в виде сознания вины и покаяния или, наоборот, в виде удовлетворения от исполненного долга. Само понятие «просвещение» он истолковывал в рамках идеи раскрытия духовных основ нравственной жизни человека. Для художника нравственная жизнь человека — это лишь одна из тем его творчества. Это была как раз такая попытка на мировом, общечеловеческом и христианском уровне синтезировать имеющийся этический опыт и найти критерии оценки нравственной жизни человека через какую-то одну формулу: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с поступайте с ними».

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова дактилоскопический (прилагательное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Таковы все вопросы нравственной жизни человека — о том, есть ли какая-нибудь конечная цель в его существовании? Критерием оценки философии для него является степень её практичности, то есть приложимости к нравственной жизни человека. Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, это наука о нравственной жизни человека. Основное проявление нравственной жизни человека — чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Среди учёных тоже существуют расхождения в понимании той роли, которую совесть играет в нравственной жизни человека. Предметом изображения художника может быть нравственная жизнь человека, однако нравственность искусства заключается в наилучшем использовании не самых лучших материалов. Поскольку основу нравственной жизни человека составляет воля и свобода воли, то и свобода в этом варианте исследований связывается с волей человека. Уайльд, что не существует книг нравственных или безнравственных, а есть только хорошо написанные и плохо написанные, или, что для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Со временем всё более отчётливо стало выявляться противоречие между идеализированным содержанием общественной морали и реальной нравственной жизнью людей. Но мы несомненно переоценивали их прямое влияние на нравственную жизнь человека (зачёркнуто: как в смысле повышения, так и в смысле понижения её уровня). Нравственная жизнь человека — это часть работы художника, однако мораль искусства заключается в совершенном использовании несовершенных средств. Припомним снова, что нравственная жизнь людей не есть моментальное воплощение совершенства, но самовоспитание, постепенное приближение каждого к совершенству. Всякое допущение телеологии в мире, в природе разрушает свободу и нравственную жизнь человека. Это имеет несоизмеримые последствия для судьбы человека и мира, для нравственной жизни человека.

ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ? — Студопедия.Нет

Мы гости на этой планете. Мы находимся здесь, самое большее,
девяносто – сто лет. За этот период мы должны попытаться
сделать в своей жизни что-то хорошее, что-то полезное.
Старайтесь быть в мире с самим собой и помогать другим
приобщаться к этому миру. Если вы содействуете счастью других,
то найдете подлинную цель, смысл жизни.

Далай Лама

Что значит жить морально? В нашей жизни есть три аспекта, на которые нам нужно обращать внимание, если мы хотим вести более осознанную и доброжелательную жизнь. Первые два из них – наши речь и действия, а третий – это эмоциональный осадок, оставшийся от прошлого аморального поведения.

Правильная речь и правильное действие

Правильная речь

В индийских Ведах, возраст которых превышает 3000 лет, священная речь рассматривается как основополагающее творческое начало, а христианское Евангелие от Иоанна открывается фразой: » В начале было Слово». Эти тексты подразумевают, что речь обладает огромной силой. И это так. Правдивое высказывание может положить конец годам непонимания, просьба о прощении способна исцелить, а несколько добрых слов могут оставить после себя память, которая согревает сердце всю жизнь. Это ясно показывает следующая история молодой учительницы.

Столкнувшись с трудным классом, в котором учащиеся плохо успевали, она попросила каждого из них перечислить на листке бумаги имена всех своих одноклассников, а потом написать напротив этих имен самое лучшее, что он или она могли бы сказать об этом человеке. Собрав листки и взяв их домой, она написала имя каждого из учащихся на отдельном листке, а затем перечислила все, что о нем или о ней сказали другие. На следующее утро она раздала учащимся их листки. Вскоре все заулыбались, и она услышала пошептывания: «Правда?» «Я не знала, что настолько нравлюсь кому-нибудь». «Я и не думал, что это для кого-то так много значит».

Об этом необычном задании больше не вспоминали до тех пор, пока годы спустя один из учеников, Марк, не погиб на войне во Вьетнаме. После похорон учительницу и некоторых из бывших одноклассников Марка пригласили в дом его родителей. Подойдя к ней, родители сказали: «Мы хотим вам кое-что показать. Это было у Марка с собой, когда его убили». Отец Марка достал что-то из бумажника и протянул ей. Это был список всего хорошего, что когда-то сказали о Марке его одноклассники. «Большое вам спасибо за это» – сказала мать Марка. «Как видите, Марк бережно хранил этот листок».

Этот разговор услышала группа одноклассников Марка. Один из них смущенно улыбнулся и сказал: «Я до сих пор храню свой листок. Он у меня дома, в верхнем ящике стола». Другая сказала: «Я тоже храню свой, он у меня в дневнике». «Я положила свой в наш свадебный альбом» – сказала третья.. «Готов поспорить, мы все их сохранили» – сказал четвертый. «Я свой все время ношу с собой. Думаю, мы все сохранили наши листки!»

Вот почему я, в конце концов, села и заплакала. Урок, который в тот день преподали мои бывшие ученики, стал стандартным в каждом классе, где я преподавала, до самого конца моей учительской карьеры.

Всего несколько теплых слов, но их действие продолжалось всю жизнь, подтверждая справедливость поговорки: «Добрые слова значат так много и стоят так мало».

В то время как теплые слова способны исцелять, аморальная речь может уничтожать. Грубое слово может ранить; ложь, особенно ложь человека, наделенного властью, способна вызывать невыразимые страдания. Библия советует остерегаться:

сплетников и лжецов,
ибо они уничтожают мир многих…
Многие пали от острия меча,
Но не столь много, как погибли из-за языка.

Можно подумать, что наши слова, столь мимолетные и непрочные, совсем не трудно изменить. Однако на практике, это весьма сложная проблема. Большинство из нас привыкли беспечно относиться к своей речи – говорить не то, что истинно, а то, что люди хотят услышать, прибегать к малой лжи, чтобы защитить свое эго, и к большой лжи, чтобы защитить малую ложь. Это слишком быстро превращается в порочный круг.

В свете этого неудивительно, что великие религии призывают нас выбирать слова с осторожностью и сочувствием, и говорить лишь то, что правильно и полезно. Буддисты называют это правильной речью. Правильная речь требует чуткости к другим людям и к нашим собственным побуждениям и эмоциям. Только тогда мы можем видеть, что соответствует нашему опыту и при том, вероятно, полезно. Мы никогда не можем быть полностью уверены в том, что будет полезнее всего, но чем с большей чуткостью мы подходим к выбору слов, тем лучше наши шансы помочь, а не навредить.

Подобно всем компонентам семи практик, правильная речь – это навык, который совершенствуется по мере практикования. Со временем, она требует все меньше усилий и вызывает растущее ощущение спокойствия. Со временем, становится очевидным, что Иисус не преувеличивал, говоря: «Истина сделает вас свободными». По словам Будды, те, кто научились правильной речи:

никого не оскорбляют.
Хотя они говорят правду.
Их слова ясны и определенны,
Но никогда не бывают резкими.
Они не обижаются
И не наносят обиды.

Правильное действие

Так же, как и правильная речь, правильное действие направлено на то, чтобы приносить пользу всем, включая себя самого. Учитывать самого себя жизненно необходимо, поскольку в ином случае слишком легко попасть в болезненную ловушку, когда начинаешь думать, что правильное действие – это что-то вроде самопожертвования. В действительности, когда правильное действие практикуют мудро, оно может быть чем угодно, но только не самопожертвованием. Подобно всем компонентам семи практик, правильное действие – это своего рода просвещенный эгоизм. Иными словами, оно служит нашим личным интересам и благополучию, но также и благополучию и интересам других людей. При правильном действии мы служим себе, служа другим, и в результате выигрывают все.

Ловушка ритуала

Зрелые нравственные речь и действия основаны не на сложном кодексе поведения – собрании законов и правил, пытающихся раз и навсегда определить, что следует и чего не следует делать в любых мыслимых обстоятельствах. Подобные строгие кодексы быстро превращаются в принудительные ритуалы. Конечно, ритуалы могут быть чудесными, прочувственными духовными техниками. Но они также могут легко вырождаться в бездумные, монотонные обязанности. Тогда люди в большей степени заботятся о внешних формальностях, наподобие того, какую пищу нельзя есть в тот или иной день недели, чем о мотивах своих поступков и о том, как их поступки влияют на других. На этой стадии люди следуют правилам, а не зову своего сердца, и интересуются внешней видимостью, а не глубинными побуждениями. В «Дао Де Цзин» – главной книге даосизма – содержатся и диагноз, и рецепт лечения:

Когда утрачена добродетель, есть мораль.
Когда утрачена мораль, остается ритуал.
Ритуал – это шелуха истинной веры…
Поэтому мудрые заботятся о том,
Что в глубине, а не на поверхности.

Эта ритуализация религии – абсолютно фатальная проблема для любой традиции. Ее не сумела избежать ни одна из великих религий. В каждом случае процесс распада протекает одинаково. Основатели религий совершают прорыв на новый экстатический уровень осознания и разражаются раскаленной лавиной преображающей энергии, описывая свое постижение и практики, с помощью которых другие тоже могут его обрести. Но если их последователи не перенимают эти практики и не преображают себя, то они не способны услышать и сохранить глубинную мудрость учений основателей. «Имеющий уши, да услышит» – призывал Иисус.

Результатом этого становится процесс «распада истины», в ходе которого действенные духовные практики постепенно превращаются в бесполезные ритуалы, которые вырождаются в чистую обрядовость. Аналогичным образом, описания непосредственного опыта становятся солидными теоретическими доктринами, которые, в свою очередь, закостеневают в строгие догмы. Этика сочувствия вырождается в общепринятую мораль, а затем утрачивает гибкость, превращаясь в формальное следование букве закона. В итоге получается устаревшее собрание бездумных, мертвящих формальных правил и ритуалов, не дающих ни воодушевления, ни просветления.

Как заменить чисто обрядовые действия действительно преображающими практиками, а мелочное следование букве закона – подлинной этикой сочувствия? Это одна из величайших проблем, которую должны многократно ставить перед собой каждая религия и каждое поколение. Она порождала многочисленные религиозные возрождения и целые новые религии. Призыв к искренним нравственным поступкам и критика чисто ритуальной практики были отличительной чертой иудейской пророческой традиции. Амос восклицал:

Ненавижу, отвергаю праздники ваши
и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
Если вознесете Мне всесожжение и
хлебное приношение, Я не приму их…
Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток
(Ам 5:21-22, 24)

Конфуций выговаривал китайской знати, которая полагала, что вполне достаточно внешних проявлений благочестия, лишенных внутренней искренности и доброты. «Какой человеку толк от обрядов, если он не добродетелен» – спрашивал он. Столетия спустя даосы выдвигали аналогичную критику в адрес конфуцианства, которое к тому времени выродилось в закостенелые изощренные церемонии. Точно так же, Будда отвергал индуистские ритуальные жертвоприношения и считал надежду на одни только ритуалы оковами, препятствующими просветлению. Иисус презирал мелочный буквализм фарисеев. Однако, минули века, и в христианстве произошел раскол, когда протестанты восстали против католической обрядовости, которая провозглашала традиционные ритуалы необходимыми для спасения. Каждый протест основывался на одном и том же стремлении – заново обратить внимание от бездумных внешних формальностей к действенным практикам и внутреннему состоянию прочувственной духовной искренности.

Сходный процесс происходит и в наши дни. На Западе растет осознание того факта, что в большинстве официальных религий дух умер. Многие официальные церкви и синагоги предлагают социальную поддержку и утешение древних ритуалов, но настоящие преображающие практики, способные воистину пробуждать людей, уже давно забыты.

Эта ситуация вызвала несколько реакций. Во-первых, движения возрождения попытались разжечь новый огонь в старом очаге, и многие из них действительно способны предложить мощные, хотя и не обязательно способствующие духовному росту, эмоциональные переживания. Еще одной реакцией, быть может, характерной для читателей этой книги, стали поиски подлинных практик, способных содействовать реальному духовному росту и пробуждению. Центральное место в этих практиках занимает нравственное действие.

Нравственные побуждения

В духовной жизни и нравственном действии решающее значение имеют побудительные мотивы. Именно поэтому Мохаммед заявлял, что «о всех поступках следует судить по мотивам, которые ими движут». Главное побуждение, лежащее в основе зрелой нравственности – это доброта, у которой две цели: не причинять вреда и помогать.

Предложения со словосочетанием НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Неудивительно, что эти бесчисленные сложные предписания совершенно затуманили народное сознание и заслонили истинные основы религиозной и нравственной жизни. Единый и целостный процесс нравственной жизни постижим в преодолении низшего состояния высшим, а его — ещё более высоким. — Милостивые господа, чтобы войти в интересы нравственной жизни русского народа, надобно сначала разобраться в истории философии… При взгляде на любой предмет у нас невольно родится вопрос: от чего он произошёл, какие его свойства? Культурная память — необходимое условие нравственной жизни. Для художника нравственная жизнь человека — это лишь одна из тем его творчества.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова оранье (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Полнота нравственной жизни находит свою реализацию в этическом сознании точно также, как и в моральных чувствах, эмоциях и т. Таким образом, греки искали в религии руководства для нравственной жизни — и не нашли. Согласимся, не у каждого купца есть стремление к нравственной жизни. И тот, кто ведёт нравственную жизнь, и тот, кто безнравственен, увидят, что их дети следуют за ними. Мир может быть площадкой или сценой, на которых проходит наша нравственная жизнь, но он не является основанием нравственности. Со временем он обратил внимание на то, что после общения с ним мало кто из его знакомых действительно обратился к нравственной жизни. — Почему когда я произносил такие прекрасные поучения о нравственной жизни, мало кто им следовал? Освобождение личности есть поэтому создание условий автономной нравственной жизни. Само понятие «просвещение» он истолковывал в рамках идеи раскрытия духовных основ нравственной жизни человека. Неподвижность — характерная черта нравственной жизни подобного народа. Для художника нравственная жизнь человека — это лишь одна из тем его творчества. У заговорщика должно быть крепкое здоровье, нравственная жизнь, воздержание от вина и от других излишеств. Матушка, одарённая вожделевательной силой, имеет вкус к добродетельной, нравственной жизни. Поэтому без личности нет и нравственной жизни. Сама нравственная жизнь, нравственные оценки и деяния носят творческий характер. Выше отмечалась важность в духовно-нравственном воспитании наличия соответствующего опыта нравственной жизни. Основанием нравственной жизни у стоиков является стремление творить добро. Использование же знания подвергалось высокому критерию, являлось условием самой нравственной жизни личности, а не только её нравственного совершенствования. Точное исследование открывает нам законы нравственной жизни, и эти законы, сделавшись предметом личного сознания, обращаются в личное убеждение и служат основанием того кодекса нравственности, которому мы считаем себя обязанными добровольно следовать не только во внешних своих поступках, но и во внутренних движениях, насколько они зависят от нашей воли. Технологический аспект — точные педагогические технологии, которые должны обеспечить повышение ценностной значимости нравственной жизни для каждого конкретного осуждённого, усвоение смыслов нравственных норм, развитие субъектности, ответственности, гуманистичности, социальной состоятельности каждого исправляющегося лица. Я доверился, даже навязался ему, поэтому я обязан был терпеть его вопросы и отвечать на них, но они смущали меня, они всё безжалостнее входили в подробности, анализировалась вся моя умственная и нравственная жизнь за последние недели и месяцы. Культуры различных народов представляют собой разнообразные способы ответа на вопрос о смысле личного существования: когда такой вопрос устраняется, разрушается культура и нравственная жизнь народов. По-видимому, уже сделано несколько важных шагов к этой цели: когда она будет достигнута, когда благодаря успехам прикладных наук мы победим, как думают иные оптимисты, не только пространство и время, но и самую смерть, тогда существование нравственной жизни в мире (на основе материальной) будет окончательно обеспечено, без всякого, однако, отношения к эстетическому интересу, так что и тогда останется в силе заявление, что добро не нуждается в красоте. Но ценности обоих этих благ угрожает моралистическое рассуждение, по которому вечная жизнь представляет награду и возмездие за совершенную, нравственную жизнь, избранную и проведённую собственными силами. Если в этике любви к дальнему любовь к человечеству, так сказать, в своей статике основана, как мы видели, на своей прямой противоположности — на отчуждении от людей и презрении к ним, то в своей динамике, в качестве творчества, она также неразрывно связана со своим антиподом — разрушением; и если любовь невозможна без ненависти и вражды, то она невозможна и без жестокости: положительный и отрицательный полюсы нравственной жизни, катод и анод тока моральных чувств, взаимно поддерживают и питают друг друга. Сообразно с религией на такой же низкой степени стояла и нравственная жизнь, в которой господствовали самые гнусные пороки, находившие поощрение в самой обрядности грубого и безнравственного культа. Но в то же время умственная и нравственная жизнь этого народа упорно пребывает в состоянии оцепенения, застоя; она — не скажу подавлена, потому что народ не чувствует над собою никакого гнёта, — но стеснена со всех сторон. Ханин, их влияние на нравственную жизнь вузов: эпидемия доносов, «стукачества», бессудных арестов калечила моральный облик и студентов и преподавателей. Я доверился, даже навязался ему, поэтому я обязан был терпеть его вопросы и отвечать на них, но они смущали меня, они всё безжалостнее входили в подробности, анализировалась вся моя умственная и нравственная жизнь за последние недели и месяцы. Леоненко, раскрывая понятие морали, отмечает, что та или иная норма может встречаться в различных системах, в то время как принципы морали наиболее характерны для конкретной моральной системы. 11 Отсюда ни одна норма в нравственной жизни не может рассматриваться вне того принципа, который пронизывает группу норм, регулирующих данные отношения. Но хотя множество цветов укрывало и обвивало её спутанными гирляндами, то была мраморная гробница — стоящая в нише колонна, что казалась незыблемой и массивной, а от её капители исходили бесчисленные скульптурные ветви и ответвления, что поддерживали весь одноколонный храм его нравственной жизни; так и в какой-нибудь прелестной готической часовне одна центральная колонна, словно ствол, поддерживает крышу. Нужно исследовать психологию и, шире, нравственную жизнь среднего, «простого» человека, обывателя, народную жизнь, потому что зло, ставшее явным во всяческих аномалиях, коренится в мелочи заурядного, житейского. Культурная память — это необходимое условие нравственной жизни, духовности, национальной идентичности, связанные с любовью к родным местам, чувством патриотизма. Но найдёт ли и в какой мере найдёт нравственная оценка нашего поведения своё выражение в собственных наших чувствах; является ли для нас исполнение обязанностей необходимым условием нашего довольства собой и неисполнение обязанностей — внутренним самоунижением, противоречием, с которым наше собственное сознание примириться не может, — это само уже зависит от уровня нашей нравственной жизни. Но в действительной нравственной жизни этическое сознание всегда преодолевается, всегда только условно и относительно (к природному и социальному миру), но не абсолютно и не окончательно. Но то же самое верно и для политической и нравственной жизни человека с человеком: справедливый нуждается в других людях, по отношению к которым он мог бы осуществлять свою справедливость; и ту же нужду испытывает обладатель нравственных добродетелей, таких как дружба, великодушие и т. Это лишь один пример необходимости власти в семье, но их много и в хозяйственной, и в нравственной жизни.

Природа нравственной жизни. Обожение человека

Природа нравственной жизни

Вхождение в Церковь предоставляет человеку возможность начать новую жизнь. Нетварная обо- живающая благодать и связь со Христом, обретаемые в Церкви, не статичны, подобно тварным дарам, — они динамично проявляются в жизни во Христе. Человек, вновь воспринявший божественную благодать, разрывает всякую связь со грехом, который отделял его от Бога. Если человек неизменно пребывает в общении с Богом, то он не знает греха, ибо был сотворен Им, чтобы жить в Его благодати, то есть в безгрешности. Быть «по образу и по подобию» можно только при условии безгрешности и связи с Богом. Бог не сотворил зла и греха, грех появился после падения прародителей и противен человеческому естеству. Живя в соответствии с нашим естеством, мы продвигаемся по пути добродетели, а отклоняясь от нее, живем неестественно и совершаем зло[170].

В современном понимании «нравственная жизнь» и «нравственный человек» обычно противопоставляются «естественной жизни» и «естественному человеку» как противоречащие друг другу понятия. «Естественным» человеком считается тот, кто подчиняется своим желаниям и слабостям, и жизнь такого человека называется «естественной», а «нравственным» — тот, кто в той или иной степени отрицает плотскую жизнь с ее соблазнами, и его жизнь считается неестественной. Однако отцы Церкви учили совершенно иначе: для них нравственная жизнь — это естественная жизнь человека по преимуществу, и нравственный человек для них в высшей степени естествен.

Человек всегда имел возможность либо пойти путем добродетельной жизни, либо встать на путь саморазрушения. Наделенный свободной волей, он мог в любой момент отвергнуть Бога и свернуть с пути, который вел его к исполнению его предназначения, что он и сделал, преступив Божию заповедь. Человек, возжелав стать богом, восстал против своего Творца, уподобился диаволу. Последствия были катастрофическими, но, несмотря на это, человеческая природа не перестала быть доброй по существу[171]. Падший человек не сам стремится ко злу, но влечется к нему под действием диавольских искушений, хотя не только они склоняют его ко греху. Еретики мессалиане отождествляли грех с искушением[172], но, с православной точки зрения, грех не совершается до тех пор, пока человек не поддастся искушению.

Подверженный тлению и смерти, человек постоянно подстрекается ко греху и становится его рабом. Без помощи благодати мы способны только на грех: «Когда Бог не действует в нас, все совершаемое нами является грехом»[173]. Когда человек собственными силами старается приобрести добродетели, он развивает в себе только гордость и превозношение. Лишенный благодати и надежды на обожение, он не способен преодолеть искушения плоти, богатства и славы, а если даже поднимется на мгновение над ними, тут же обуревается тщеславием при мысли о достигнутом совершенстве и опять возвращается на путь греха[174].

Выход из порочного круга — только в следовании за Христом. Умерев и воскреснув с Ним, человек возвращается в естественное состояние и вновь встает на путь, ведущий к Богу. Это обращение от зла к добру совершается направлением духовных сил человека от неестественного к естественному и заменой злой страсти любовью к Богу[175]. С помощью благодати освободившись от власти греха и порвав все связи с диаволом, человек подчиняется воле Божией. Исполнением заповедей и добрыми делами, которые являются естественным действием человека, сотворенного по образу и подобию Божию и возрожденного во Христе, он готовит себя к восприятию обожения.

Понятие «подражания Христу», которое часто встречается в нравственном богословии, очень важно истолковывать правильно. Предположив, что человек своими силами может подражать Христу, мы явно переоценим человеческие возможности и можем впасть в ересь пелагианства или мессали- анства. Исключая же эту возможность, мы лишаем смысла понятие синергии и не уделяем достаточного внимания учению Священного Писания и святых отцов[176]. Согласно православной традиции, подражание Христу заключается в синергии Бога и человека, возрожденного благодатью, для достижения последним богоподобия и обожения.

Богоподобие достигается не только естественным подражанием, но и силой Святого Духа, нисходящего на человека при крещении[177]. Крещение — начало новой жизни во Христе, которая через благодать этого и других таинств постоянно развивается в верующих в продолжение всего их земного существования. Благодать — это не какое?то твар- ное средство, при помощи которого можно установить некие точки соприкосновения между Богом и человеком, это — нетварная божественная энергия, пронизывающая всего человека. В силу этого человек призван соединить всю свою жизнь со Христом, и это соединение совершается через таинства. Церковные таинства — основа и начало этой связи. Без участия в них спасение невозможно; оно также невозможно, если человек не живет в согласии с благодатью, даруемой в таинствах. При этом человек должен жить таинствами не только в момент приобщения, но постоянно должен чувствовать себя приобщившимся таинств. Причастие человека смерти и воскресению Христа не ограничивается определенными моментами в жизни, но распространяется на все периоды и формы человеческого существования. По словам Григория Паламы, распятое тело Христа не только питает, но и учит приобщаться добродетелям и страданиям распятого Христа, показывая путь любви, смирения, послушания, умерщвления страстей и вообще жизни по божественным заповедям[178]. Участие в церковных таинствах и нравственная жизнь вместе составляют таинство христианской жизни.

Христианская жизнь зарождается и совершенствуется с помощью благодати, Сам Христос живет и действует в верующем. Силой Его действовали и проповедовали Его ученики[179]. Добродетель в возрожденном Христом человеке на самом деле есть дар Божий: «Ибо всякий вид добродетели является в нас, когда в нас действует Бог»[180]. Это не умаляет значения синергии со стороны человека в деле его обожения — напротив, такая синергия поднимается на еще более высокий уровень благодаря своему полному согласию с обоживающей благодатью.

Безгрешность христианина есть следствие его возрождения во Христе и причастности «Церкви первородных». Григорий Палама замечает: «Итак, каждый крещеный, если он хочет получить ожидаемое вечное блаженство и спасение, будет жить вне всякого греха»[181]. Человек, стяжавший благодать и живущий в ней, свободен от греха. Иоанн Богослов в своем Первом послании пишет, что пребывающий во Христе не согрешает, а кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3, 6—8). Это состояние «пребывания» во Христе по–разному проявляется в жизни верующего, в том числе и как безгрешность, то есть как «та степень богоподобия и духовного преуспеяния, при которой человек инстинктивно чувствует зло и грех и отвергает их»[182]. Связь между жизнью во Христе и безгрешностью подчеркивали святитель Игнатий Антиохийский, Климент Александрийский, Ори- ген, святые Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов[183].

Но тогда возникает вопрос: если причастием смерти и воскресению Христа человек освобождается от тления и смерти и может господствовать над грехом и диаволом; если человек вновь обретает богоданную естественную безгрешность и при содействии благодати приближается к богоподобию — как объяснить тот факт, что он остается грешным?

Действительно, грех означает разрыв с Богом и подчинение сатане — и наоборот, соединение со Христом выражается в безгрешности и святости. Человек, по собственной воле удалившийся от Бога, подчинился диаволу. Но благодаря божественному воплощению в историю вошел Новый Человек и начался новый век Царства Божия. Добровольно принимая проповедь Христа и становясь членом Его Тела, человек вступает в новый век безгрешности и святости, но, несмотря на это, в нашем грешном мире он подвергается нападениям сил зла[184]. Человек, причастный жизни Христа и Его нетлению, продолжает жить в теле смертном и подверженном страстям. Он приобщается обоживаю- щей нетленной благодати, но это приобщение — только залог будущего приобщения, откровения которого человек должен ожидать до времени второго пришествия Христа. А чтобы стать достойным этого откровения, он подвергает себя божественному «обучению».

Григорий Палама призывает к подвигу ради личного совершенствования для приготовления к будущей славе[185]. Жизненные невзгоды, скорби, болезни и неизбежность смерти не только не ослабляют верующего, но укрепляют его, давая силу для духовного роста. Страдания, и особенно мученичество ради Христа, мы должны рассматривать прежде всего с эсхатологической точки зрения. Эти страдания, словно очистительный огонь, преображают верующих, делая их достойными сосудами для восприятия Святого Духа[186]. Единственное, чего верующему следует бояться в этом мире, — это грех, только грех может заставить его уклониться от Бога, а все остальное может быть использовано как средство к покаянию, возвращению к Богу и исправлению: «Кроме греха, ничто в этой жизни — и сама смерть — по сути не является злом, даже если приносит злострадания»[187].

Бог, возродив человека крещением и запечатлев его благодатью Святого Духа, оставляет человеческое тело смертным и страстным и попускает диаво- лу нападать извне, для того чтобы человек добрыми делами и покаянием приготовил себя к получению нетления и обожения в жизни будущего века[188]. Человеку же, по маловерию своему и под действием искушений мира сего впадающему в грех, Христос установил таинство покаяния, с одной стороны, помогающее церковному делу спасения людей, живущих между веком настоящим и веком будущим, а с другой стороны, сохраняющее незапятнанной чистоту Тела Христова[189]. А поскольку вся жизнь человека подвержена греху, ему следует жить в постоянном покаянии и исповеданием своих грехов, сокрушением о них и молитвой умилостивлять Бога[190].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о