Независимость самодостаточность позиция разрыва различных социальных связей: Методическая разработка по обществознанию по теме: Банк заданий к олимпиадам по обществознанию – Вариант 5. Часть 1.Задание 11. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Динамическая характеристика социальной позиции

Содержание

Статья: независимость в отношениях — стремление к свободе

 

Данный материал — это отрывок из моей книги «Психология отношений», раздел 2.5 «О стремлении к автономии».

В этой статье мы будем говорить о модном в настоящее время стремлении к свободе в отношениях, а именно, о стремлении быть независимыми. Это стремление полностью противоречит сути обсуждаемой теории, ведь если мы представляем любовь как единство, то каким образом в ней возможна полная автономия, которую многие мои коллеги возводят в ранг абсолютной величины. В частности, как уже упоминалось, подобной точки зрения придерживается Фромм. В этой ситуации ответ довольно прост: свобода противоречит любви, ведь любовь это единство, а единство не предполагает свободы (автономии), эти понятия несовместимы, потому как невозможно быть единым с кем-либо и автономным от него одновременно. И, несмотря на то, что Фромм утверждает, что это возможно, по моему мнению, это противоречит логике и здравому смыслу.

И хотя меня часто убеждали, что отношения при полной свободе возможны, в процессе таких дискуссий становилось очевидно, что это не так, и мои оппоненты были вынуждены менять свою точку зрения.

В качестве иллюстрации мне хотелось бы привести один пример. Возможно, вы утверждаете, что отношения, когда вы полностью независимы от партнера, возможны, равно как и его независимость от вас. Возникает вопрос, что может побудить вас позвонить этому человеку? Что заставит вас найти для него время и силы, чтобы встретиться? Что вообще побудит вас сделать для него что-либо требующее от вас каких-то значимых усилий? Независимость

, доведенная до абсурда, делает вероятным такое положение дел, что вы можете забыть об этом человеке в любой момент, равно как и он о вас. Независимость – это когда вам все равно рядом любимый человек или нет, это когда любимый человек просто не заметит вашего отсутствия в течение пяти лет, ведь если вы скучаете по кому-то, вы уже зависите от него. Поэтому ответ на поставленный вопрос кажется очевидным: именно связь (зависимость) с этим человеком будет заставлять вас идти на жертвы и прилагать усилия для того, чтобы продолжить отношения.

В качестве последнего примера хочется предложить один опыт для читателя. Я задам вопрос, и предложу два варианта ответа, после чего вы сами сможете решить, возможна ли

независимость в любви: что способствует объединению пары в большей степени?

а) независимость от партнера, когда ваше настроение не меняется при его отсутствии или нахождении рядом с вами;

или

б) зависимость, предполагающая желание увидеться и радость, когда это удается; в случаях же, когда это невозможно, изменение настроения в худшую сторону. Я полагаю, что ответ тут очевиден, но если вы по-прежнему сомневаетесь в моих доводах, то попробуйте ответить, а в какой ситуации больше вероятность распада пары?

Не хочу быть необъективным: утверждать, что некоторая степень автономии вредна, также ошибочно, как утверждать, что для пары полезно полное слияние или излишняя зависимость одного партнера от другого. И то и другое несовместимо с полноценными отношениями: с одной стороны, некоторая степень зависимости необходима для сохранения пары, для ее функционирования, с другой – автономия позволяет каждому партнеру сохранять индивидуальность, которая растворится при слишком большой зависимости. Кстати, а что же плохого в том чтобы раствориться в другом, пусть и потеряв себя как личность? В своей практике я часто сталкивался с ситуациями, когда один из партнеров страстно желал этого и страдал из-за того, что не мог этого получить.

Дело в том, что когда один партнер растворяется в другом, то сложившаяся ситуация также начинает угрожать распаду отношений. Самым главным словом здесь можно считать

баланс. Я полагаю, что мои коллеги, которые ратуют за автономию, часто сталкиваются с ситуацией растворения одного партнера в другом и, ежедневно прикладывая такие титанические усилия для разрешения ситуации, невольно смещают акценты в пользу автономии. Мне часто приходилось сталкиваться с ситуациями, когда излишняя автономия наносила отношениям вред куда больший, нежели излишняя зависимость.

Получается, что когда мы делаем акцент на автономии, мы, таким образом, предохраняем личность от возможных проблем. Минусом подобного подхода можно считать возможный ущерб паре. Говоря иными словами, мы жертвуем интересами пары ради личности. В свою очередь, акцент на единстве – зависимости (когда мы исходим из интересов пары как единого целого) предохраняет пару от возможных потрясений. В этом случае минусом можно считать возможный

ущерб личности.

Тем моим коллегам, которые выбирают автономию, я хотел бы сказать, что для полноценной личности обретение единства с другим является необходимым, и без такого единства личности очень сложно обрести целостность, а скорее всего, невозможно.

В связи с этим, я бы хотел привести цитату Боулби: «Накапливаются данные, что люди всех возрастов наиболее счастливы и лучше всего могут развернуть свои таланты, когда уверены в том, что за их спиной стоят одно или более лиц, которым они доверяют и которые придут им на помощь, если возникнут трудности».130 И еще: «Парадоксальным образом, здоровая личность, когда она рассматривается в таком свете, ни в коей мере не оказывается столь независимой, как это предполагают культурные стереотипы. Существенно важными ингредиентами здоровой личности являются способность доверчиво опираться на других людей, когда этого требует ситуация, и знание, на кого стоит опереться». 131

Разрешая для себя данную дилемму, я пришел к выводу, что не готов выбирать из двух зол, и опять ключевым словом при рассмотрении этой ситуации становится баланс. Я бы также хотел обратить внимание на то, что в последнее время усилился страх перед единством (зависимостью), что само по себе уже довольно скоро будет представлять серьезную проблему для практикующих психологов, поскольку это препятствует установлению нормальных отношений.

 

 

130 Боулби Джон Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 232 с. – («Психологические технологии»). Стр. 147.

 

131 Боулби Джон Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 232 с. – («Психологические технологии»). Стр. 149.

 

 

Коваль Борис, семейный психолог

Понятие «разрыва социальной связи», «языковые игры» как необходимый для существования общества минимум связи (Ж.Ф. Лиотар)

Два вида дискурса об обществе: общество как саморегулирующаяся система (Парсонс) и как борьба классов (Лиотар).

Если мы хотим рассмотреть знание в наиболее развитом современном обществе, то вначале необходимо решить вопрос о существующем об этом обществе методологическом представлении. Упрощая до предела, можно сказать, что по крайней мере последние полвека это представление делилось, в принципе, между двумя моделями: общество образует функциональное целое; общество разделено надвое. Первую модель можно проиллюстрировать именем Толкотта Парсонса (по крайней мере, в послевоенный период) и его школы; вторую — марксистским течением (все входящие сюда школы, какими бы разными они ни были, разделяют принцип борьбы классов и трактуют диалектику как раздвоение единого, влияющее на социальную целостность

1).
Это методологическое расхождение, определяющее два основных вида дискурса об обществе, берет начало в XIX веке. Идея о том, что общество составляет органическое целое, без чего оно перестает быть обществом (а социология потому теряет предмет исследования), занимала умы основателей французской школы; она уточняется с появлением функционализма и принимает другой оборот, когда Парсонс в 50-х годах приравнивает общество к саморегулирующейся системе. Тeopeтической и даже материальной ее моделью более не является живой организм, ее основой становится кибернетика, применение которой растет в течение и в конце второй мировой войны.

У Парсонса принцип системы, если так можно выразиться, еще оптимистичен: он соответствует стабилизации экономического роста и обществам изобилия под эгидой умеренного welfare state2. У современных немецких теоретиков системная теория технократична, и даже цинична, если не сказать безнадежна: равновесие между потребностями и ожиданиями индивидов или групп и функциями, которые обеспечивает эта система, является всего лишь дополнительной составляющей ее функционирования; истинная же конечная цель системы, — то для чего она сама как интеллектуальная машина запрограммировала себя, — заключается в оптимизации глобального отношения ее «входов» и «выходов» (

inputs/outputs),т. e. эффективность. Даже когда эти правила изменяются и производятся инновации, даже когда нарушается функционирование системы:

забастовки, кризисы, безработица или политические потрясения, что может навести на мысль об альтернативе или пробудить надежды, речь идет лишь о внутреннем наведении порядка, результатом которого является лишь улучшение «жизни» системы; единственной альтернативой такому росту эффективности может стать энтропия, т. е. упадок3.

Здесь снова, но не впадая в упрощенчество социологии социальной теории, трудно не установить, как минимум, некой параллели между «жесткой» технократической версией общества и аскетическим усилием которое, под названием «прогрессивного либерализма», требуется от наиболее развитых индустриальных обществ, чтобы стать конкурентоспособными (а, следовательно, оптимизировать их «рациональность») в контексте усиления мировой экономической войны начиная с 60-х годов.

За тем огромным перемещением, которое мы совершаем переходя от идей Конта к идеям Лумана, угадывается одно и тоже социальное представление: общество есть единая целостность, некая «единичность». Парсонс сформулировал это просто: «Самое решающее условие правильного динамического анализа в том, чтобы каждая проблема находилась постоянно и систематически в связи с состоянием системы, рассматриваемой как целое… Процесс или совокупность состояний либо «содействует» поддержанию (или развитию) системы; либо является «дисфункциональным», поскольку наносит ущерб единству и эффективности системы»4. Однако, эту идею также поддерживают «технократы»5. Отсюда ее правдоподобность: имея возможность
стать действительностью, она имеет и средства доказать это. То, что Хоркхаймер называл «паранойей» здравого смысла6.

К тому же, мы можем считать паранойей реальное существование систематической саморегуляции системы и совершенно замкнутого круга явлений и интерпретаций лишь при условии, что располагаем или считаем, что располагаем неким наблюдательным пунктом, в принципе скрытым от их взора. Таково действие принципа классовой борьбы в теории общества, начиная с Маркса.

«Традиционная» теория всегда находится под угрозой быть включенной в программирование общественного целого как простое орудие оптимизации достижений общества оттого, что ее желание абсолютной и всеобщей истины основывается также на единой и всеобщей практике управляющих системы. «Критическая»7 же теория, в силу того, что опирается на двойной принцип и не доверяет различным синтезам и компромиссам, должна быть в состоянии избежать такой судьбы.

 

Таким образом, марксизмом руководит другая модель общества (и иное понимание функции знания, которое может быть в нем произведено и получено). В основе этой модели лежит борьба классов, которая сопровождает вклад капитализма в традиционное гражданское общество. Здесь невозможно обойтись без перипитий, которые занимают общественную историю, политику и идеологию в течении более века. Достаточно напомнить об итоге, который сегодня можно подвести этим перипетиям, ибо судьба их известна: в странах с либеральным или прогрессивно-либеральным правлением происходит преобразование этой борьбы и ее руководителей в регуляторы системы; в коммунистических странах происходит возвращение, под тем же именем марксизма, тоталитарной модели и ее тоталитарных последствий, а борьба, о которой идет речь, просто лишена права на существование8. И повсюду, под разными названиями, Критика политической экономии (под названием «Капитала» Маркса) и критика связанного с ней общества отчуждения, используются в качестве элементов при программировании системы9.

Естественно, что под воздействием этих процессов критическая модель поддерживалась и развивалась меньшинством, например, Франкфуртской школой или
группой «Социализм или варварство»10. Но, невозможно скрыть, что социальная основа принципа разделения, классовой борьбы исчерпала себя и даже утратила всякую радикальность, что, в конечном счете, поставило модель под угрозу утраты теоретической основы и сведения ее к «утопии», или к «надежде»11 , к выступлениям протеста за достоинство человека во имя человека или разума, или творчества, или еще такой социальной категории, наделенной in extremis невозможными на сегодняшний день функциями критического порядка, как третий мир или студенческая молодежь12.

Этот схематический (или упрощенный) экскурс имел своей единственной целью уточнить проблематику, в которой мы собираемся поместить вопрос о знании в развитых индустриальных обществах. Ибо мы не можем знать, что считается знанием, т. е. с какими проблемами развития и распространения знания мы встречаемся сегодня, если ничего не знаем об обществе, в котором оно помещается. И сегодня, как никогда ранее, узнать что-либо об обществе означает, прежде всего, выбрать способ постановки вопроса, который так же является способом получения ответа. Согласиться с тем,
что главная роль знания — быть необходимым элементом функционирования общества и действовать в зависимости от занимаемого ею места, можно только в случае, если мы согласимся считать общество большой машиной13.

И, наоборот, мы можем учитывать его критическую функцию и пытаться ориентировать его распространение в этом направлении, только если согласимся, что общество не является интегральным целым и что оно сохраняет приверженность принципу оспаривания14. Альтернатива представляется ясной: однородность или двойственность органически присущая социальному, -функционализм или критицизм знания; но выбор может оказаться трудным или произвольным.

Была предпринята попытка избежать этого, путем выявления двух категорий знания; первая — это позитивизм, который находит широкое применение в технических приемах, относящихся к людям или материалам, и предлагает себя в качестве необходимой производительной силы системы; вторая — знание критическое, рефлексивное или герменевтическое, которое, задаваясь прямо или косвенно вопросом о ценностях или целях, противостоит всякому «повторному использованию»15.

 

Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход в объяснении общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г.Спенсером (1820— 1903 гг.) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты американскими социологами А.Радклиф-Брауном, Р.Мертоном, Т.Парсонсом.
Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода:

1) Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т.Парсонса. Т.Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.
2. Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения.
3. Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.
4. Оно должна иметь способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

Таким образом Т.Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся, самовоспроизводящейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры – подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования

Понятие «разрыва социальной связи», «языковые игры» как необходимый для существования общества минимум связи (Ж.Ф. Лиотар)

Из этой декомпозиции великих рассказов, которые мы будем рассматривать дальше, следует, что никто не рассматривает разрыв социальной связи и переход социальных групп в состояние некой массы, состоящей из индивидуальных атомов, вовлеченных в абсурдное броуновское движение. В этом ничего нет, это всего лишь одно видение, которым, как нам кажется, овладели «райские» представления о потерянном «органическом» обществе. «Самость» это мало, но она не изолирована, а встраивается в сложную и мобильную, как никогда, ткань отношений. Независимо оттого молодой человек или старый, мужчина или женщина, богатый или бедный, он всегда оказывается расположенным на «узлах» линий коммуникаций, сколь бы малыми они ни были. Лучше сказать: помещенным в пунктах, через которые проходят сообщения различного характера. И даже самый обездоленный никогда не бывает лишен власти над сообщениями, которые проходят через него и его позиционируют, — будь то позиция отправителя, получателя или референта. Ибо его перемещение относительно эффектов этих языковых игр (понятно, что о них идет речь) допускается — по меньшей мере, в определенных пределах, которые к тому же весьма расплывчаты — и даже порождается различными отладками и особенно доводками, которым подвергают систему для улучшения ее перформативности. Можно сказать, что система может и должна способствовать этим перемещениям — в той мере, в какой она борется против собственной энтропии, и что нововведение, связанное с неожиданным «приемом» и соответствующим перемещением того или иного партнера или группы оказавшихся причастными партнеров, могут дать системе ту дополнительную перформативность, которая постоянно ей требуется и постоянно же потребляется. Теперь становится понятным, в какой перспективе мы предлагали выше языковые игры в качестве общего исследовательского метода. Мы не настаиваем на том, что каждая социальная связь носит именно такой характер, оставим этот вопрос открытым; но считаем, что, во-первых, языковые игры есть необходимый для существования общества минимум связи. Чтобы согласиться с этим, нет необходимости прибегать к робинзонаде: человеческий ребенок еще до своего рождения, а может быть уже самим даваемым ему именем, оказывается соотнесенным с историей через свое окружение, и по отношению к этой истории он позже начнет перемещаться. Или еще проще: вопрос о социальной связи, в качестве вопроса, есть языковая игра, игра в «вопрошание», которая немедленно позиционирует того, кто задает вопрос; того, к кому этот вопрос обращен и референт, о котором вопрошают. Сам вопрос является, таким образом, уже социальной связью. Во-вторых, в обществе, где коммуникационная составляющая становится с каждым днем все явственнее, одновременно как реальность и как проблема, очевидно, что языковый аспект приобретает новое значение, которое было бы неверно сводить к традиционной альтернативе манипуляционной речи или односторонней передачи информации, с одной стороны, или же свободного выражения и диалога – с другой стороны. Одно слово по последнему пункту Описывать эту проблему в простых терминах теории коммуникации, значит забыть о двух моментах: сообщения имеют совершенно разные формы и результаты, в зависимости оттого, являются ли они денотативными, прескриптивными, оценочными, перформативными и др. Несомненно, что все они существуют не только потому, что передают информацию.

Социальное взаимодействие — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июня 2017; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июня 2017; проверки требуют 17 правок.

Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов[1]. Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.[2]

Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального фактора — другому, получение и реакцию на него в виде ответного действия, а также возобновление действий социальных факторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем благодаря присутствию в нём особой каузальности — социального отношения. Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их.

Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Оно имеет объективную и субъективную стороны:

  • Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
  • Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Классификация социального взаимодействия[править | править код]

  1. Первичные, вторичные (идеологические, религиозные, нравственные)
  2. По количеству участников: взаимодействие двух людей; одного человека и группы людей; между двумя группами
  3. Разнонациональные
  4. Между людьми разного достатка, и т. д.

Исследование социально-экономических и политических процессов. Тестовые задания по теме «Сферы взаимодействия и ситуационные пространства»

1. Явление преступности заключается в
инфляции
падении рождаемости
мошенничестве
взяточничестве
повышении смертности
падении производства
загрязнении окружающей среды
коррупции

2. Ситуация – это
пространственно-временное явление
пространственно-временной образ
пространственно-временное структурное образование
свойство ситуационного пространства
атрибутивный признак системы

3. Сфероценоз — это
совокупность сферы и базиса, обеспечивающего ее существование
совокупность различных образов реальных систем
совокупность реальных систем
совокупность систем ценностей

4. К анизотропии политического пространства можно отнести
устойчивые связи России с балканскими странами
великое переселение народов, происходившее вдоль направления Восток-Запад
явление экономического коллапса
неоднородность государственно-политических образований
наличие исторически сложившихся межнациональных ориентаций (Сербия-Россия)

5. Ситуация раскрывается в
образах реальных систем
факторах и условиях
явлениях
состояниях
расплывчатости границ
эквифинальности реальной системы

6. Явление- это
системное свойство
базис сфероценоза
признак ситуации
системообразующий фактор
системный процесс
системное замыкание

7. Определите, какие образы имеет этнос (как реальная система) в различных сферах:

ИСЭПП. Рисунок 1

ИСЭПП. Рисунок 2

ИСЭПП. Рисунок 3

 

8. Ситуация
доступна непосредственному наблюдению
частично доступна непосредственному наблюдению
недоступна непосредственному наблюдению

9. Какие факторы являются системообразующими факторами политического процесса:
органы государственной власти
экологические проблемы
политические партии
высокие мировые цены на нефть
угрозы техногенных катастроф
коррупция власти
деятельность религиозных организаций
дифференциация населения

10. Определите, какие образы имеет человек (как реальная система) в различных сферах:

ИСЭПП. Рисунок 5

11. Какие условия могут стать факторами социальной напряженности:
ранние зимы
падение реальной заработной платы
рост тарифов на коммунальные услуги
повышение пенсий
безработица
повышение цен
реформа образования
укрепление рубля
коррупция власти
падение курса иностранной валюты

12. Ситуацию экономического кризиса выражают следующие явления:
алкоголизм
высокие темпы инфляции
безработица
социальная напряженность
увеличение числа иностранных рабочих
рост пассажиропотоков
падение урожайности зерновых

13. Структура сфероценоза включает в себя:
системы ценностей; системы знаний; структурные образования
структурные образования; временные образования; дискретные структуры
пространственно-временные континуумы; структурные образования; системы процессов
пространственно-временные континуумы; структурные образования; системы ценностей

14. Пусть Pi — мера самодостаточности по i-му фактору, оказывающему определенное воздействие на реальную систему. Тогда интегративный показатель самодостаточности социально-политической системы имеет следующий вид:

ИСЭПП. Рисунок 7

ИСЭПП. Рисунок 8

ИСЭПП. Рисунок 9

ИСЭПП. Рисунок 10

15. Какие факторы являются системоформирующими факторами политического процесса:
политические партии
природные условия
экологические проблемы
рост промышленного производства
идеология
падение курса рубля
повышение курса иностранной валюты

16. Самодостаточность экономической или социально-политической системы характеризует ее способность
эффективно выполнять заданные функции в течение определенного времени
к самостоятельному существованию и развитию
быть взаимосвязанной и взаимозависимой
представлять единое целое при взаимодействии с окружающей средой
существовать за счет действия внешних факторов

17. Свойствами ситуационных пространств являются:
неоднородность; сфероценоз; этногенез; анизотропность; изоморфизм; квантификация
компактность; топология; связность; экономичность; кривизна; масштабность
размерность; устойчивость; емкость; коллапс; квантованность
устойчивость; анизотропность; компактность; неоднородность; емкость
квантованность; релевантность; кривизна; устойчивость; размерность; топология

18. Мера самодостаточности социально-политической или экономической системы по i-му фактору имеет вид:

ИСЭПП. Рисунок 13

ИСЭПП. Рисунок 14

ИСЭПП. Рисунок 15

ИСЭПП. Рисунок 15

ИСЭПП. Рисунок 16

ИСЭПП. Рисунок 17

Самодостаточность и независимость личности, в чём они

Самодостаточность и независимость личности – свобода или иллюзии?

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Самодостаточность и независимость, а они нам нужны, и возможны?

Самодостаточность и независимость личности человека не есть, только, вопрос философский – это проблема утилитарно-бытовая, житейская – проблема каждого человека.

Ибо, начиная с рождения до самой смерти, человек существует исключительно в отношениях с людьми и вещами. А сами эти отношения, априори, порождают зависимость от них.

Притом таким образом, что при недостатке этих отношений, человек и его личность не только деформируются-изменяются, но и подвергается, буквально, угрозе исчезновения – смерти.

Философы лишь могут рассуждать, что такое самодостаточность и независимость человека. И это рассуждение будет не более чем констатация фактов, с той или иной степенью достоверности и истинности.

Мы можем понимать или не понимать, что такое самодостаточность или недостаточность и независимость или зависимость личности.

Но, вот, вырваться из поля их влияния на себя и обрести свободу – стать полностью или даже относительно самодостаточными и независимыми – это не более чем мечта-идея и иллюзия, не только о том, что это возможно для человека, но и о том, что ему это нужно.

Стать свободным – почувствовать и воскликнуть: Я свободен! – можно, только, избавившись от одних отношений – от одной зависимости. Но лишь для того, чтобы сразу или немного погодя понять или почувствовать: Я зависим теперь от другого.

Или понять или почувствовать своё желание быть зависимым от чего-то или кого-то другого. И неважно, что это желание будет представляться свободным, своим выбором, а чувство самодостаточности будет подкатывать к горлу: Я сам по себе!

Важно то, что, обретя самодостаточность и независимость или оказавшись в них, человек начинает испытывать дикую тоску и неимоверное желание вновь оказаться вне самодостаточности и в зависимости.

Причём, часто, в тех самых, от которых он так героически избавлялся. Иллюстрацией этого является жизнь каждого человека, и в общем и в частностях.

Например, общие примеры:

1. С детства, мы все, в той или иной степени, стремимся к самодостаточности и независимости – поскорей избавиться от родителей, иметь всё «своё».

Далее, избавившись от опеки родителей и обретя некую самодостаточность в виде своей работы, денег, жилья и «личной жизни», что мы делаем?

А мы вновь ощущаем или понимаем, что мы ещё более зависимы и не самодостаточны: мы зависим от массы «взрослых» отношений — не можем быть без тех или иных вещей и людей.

2. Попав в круг любовно-семейных отношений, мы попадаем в абсолютное долженствование – мы зависим от партнёра, от их родителей, друзей, привычек, и так далее.

И мы им всем должны и обязаны — мы перестаём быть самодостаточны – мы становимся просто частью того, что называется семья.

Не все, но большинство, начинают рваться из этого круга зависимости и не самодостаточности – хочется быть личностью, а не частью кого-то или чего-то.

Мы бежим от этой семьи, от жены, мужа, детей, чтобы глотнуть свободы, почувствовать себя самодостаточным и независимым. Ради чего!?

Чтобы зразу или чуть погодя опять залезть в такой же или другой, лучше или хуже, круг зависимости и не самодостаточности. Ибо, жить одному – не быть никому нужным и когда тебе никто не нужен – невыносимо.

Независимость и самодостаточность – путь к счастью

Что такое независимость, как таковая?

На мой взгляд, независимость личности, человека — это возможность обходиться без чего-либо или кого-либо в своей жизни.

Могу обходиться без сигарет – я не зависим от них. Могу обходиться без женщин – я не зависим от этих коварных созданий.

Но, обратите внимание, что независимость напрямую связана с нашими потребностями: есть потребность – есть зависимость от того, что нам потребно. Нет потребности — нет зависимости.

Иначе говоря: Хочешь быть независимым – убирай из своей жизни и из своего сознания потребности. Ну, и как? Получается? И не получится никогда, ибо человек без потребностей – это мёртвый человек, а живому человеку много что в его жизни надо.

Ибо только реализация своих потребностей и заставляет его, человека, каждый день продолжать свою жизнь. То есть: свобода человека – это идея фикс – химера – иллюзия сознания, как осознание своей зависимости и нежелание в этой зависимости быть.

НО, с другой стороны, мы все, можем, так или иначе, дифференцировать свои потребности на полезные, хорошие для нас, и те, которые нам жизнь отравляют – делают нас несчастными.

А отсюда, логический вывод: Хочешь быть независим от плохого в своей жизни – избавься от своих плохих потребностей-интересов. И да будет тебе счастье!

Ну, что-то типа индийского йога, который впадает в нирвану, отрешившись от всего «земного». Но, нам-то, не йогам, вполне реально приблизиться к своему счастью, обретя независимость от своих плохих потребностей в нашей бренной жизни.

Типа: потребности кайфовать от различных наркотиков: алкоголь, никотин, и прочее. Или обуздать свои животные потребности: сделать более осознанными своё питание, свою сексуальную жизнь, свои физические и духовные потребности.

Что такое самодостаточность, как таковая?

На мой взгляд, самодостаточность – это, буквально, способность человека обходиться без других людей. То есть, по-моему, синонимом этому понятию вполне подходит слово самостоятельность.

Если человек способен самостоятельно осуществлять свою физическую, животную, биологическую жизнь и быть самостоятельным в своей духовной, мыслительно-интеллектуальной жизни, то он самодостаточен.

Иначе говоря, самодостаточность – это степень независимости человека в реализации своей жизни от других людей.

На практике, в быту, это что-то типа: Я сам могу себя прокормить, содержать и, не менее важно, я могу самостоятельно мыслить – мне не нужны ни чьи советы и указания, как мне жить – я самостоятелен – я самодостаточен.

Конечно, быть самодостаточным – это здорово и прекрасно – как раз самодостаточность делает нас относительно свободными — независимыми от вещей и, главное, от людей.

НО, многие ли могут, положа руку на сердце, сказать, что: Я самодостаточен!? А ещё меньше людей могут признаться, что им эта самодостаточность нужна, в действительности. Уверен, что мало найдётся людей реально желающих оказаться в роли Робинзона или Рембо в джунглях.

А отсюда: Хочешь быть самодостаточным и счастливым при этом? – определи рамки своей желаемой самодостаточности – определи, что ты реально хочешь – от чего хочешь быть независим.

Ну, типа, например, хочешь ли ты быть независима и самодостаточна от мужчин? Или тебя вполне устраивает, что они тебя обеспечивают финансово и материально, но пусть не лезут в твою духовную жизнь?

Только, опять же, надо не забывать, что как только вы сужаете рамки своей самодостаточности, так тут же, автоматически сужаете рамки своей свободы и независимости.

Ибо, за всё, что тебе дают и доставляют – обеспечивают твою достаточность — за любые отношения с кем-либо, «нужно платить».

В реальности же, большинство из нас, людей, постоянно балансируют на грани своей самодостаточности-недостаточности и своей независимости-зависимости.

Только, некоторые из нас, смогли устроить свою жизнь таким образом, что существующие у них самодостаточность и их зависимости – делают их жизнь, если не счастливой, то вполне сносной.

А некоторые люди, умудрились настроить свою жизнь таким образом, что их самодостаточность стремиться к нулю – она осталась только в их воображении, как мечта или несуществующая химера.

Ибо, в реальности, у них нет ни своих мыслей, ни способности жить самостоятельно – они не самодостаточны – они рабы своих господ и обстоятельств своей жизни.

Причём, под господами можно понимать кого угодно, — без кого не самодостаточный человек не может жить. Это может быть: муж, жена, дети, родители, друзья, и так далее.

Согласны, что независимость и самодостаточность это реалии нашей жизни, притом, даже если мы этого не понимаем? Есть что добавить?

И, кстати, вы знаете: Как нравиться людям — мужчинам и женщинам? Что не нравится в людях?

Дополнительно по этой теме, можно почитать:

Самооценка личности — самомнение в ответе, кто я

Самодостаточность сознания. Свобода выбора своей жизни

Самоутверждение и самодостаточность в отношениях людей

Есть ли судьба? Фатальность человека и его жизни

sots-ya — Стр 4

29. Рандомизация – это: процедура отбора признаков для исследования, когда каждый признак или их комбинация имеет равные шансы на попадание в выборку

1.Социологическая наука изучает: человеческое общество

2.Структура социологического знания определяется: задачами и функциями социологии

3.Социология права это: часть правоведения, анализирующая социальные условия возникновения, развития и действия права в обществе

4. Социология как частная социологическая теория изучает: право как социальный институт во взаимосвязи с другими социальными институтами (экономикой, политикой, культурой, образованием и т.д.)

5. Социология стала признаваться в качестве самостоятельной науки: в 40-е годы XIX века

6. Социология О. Конта включает в себя разделы: социальная статика и социальная динамика

7. Совокупность политических, правовых, культурных учреждений и форм общественного сознания в концепции К.Маркса называется: надстройка

8. Социология в России стала развиваться как самостоятельная наука: с периода «хрущевской оттепели»

9.Социологическое направление, которое рассматривает социальный конфликт в качестве движущей силы общественного прогресса – это: социология марксизма

10. Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется: интеракционизм

11.Сторонником социологической концепции символического интеракционизма является: Дж. Мид

12. Социологическая концепция, основанная на представлении о том, что все существующее в обществе обладает той или иной позитивной функцией – это: структурный функционализм

13. Современный ученый-социолог, который занимался исследованиями таких проблем как методология и методы социологических исследований, социология личности и социология труда: В.А. Ядов

14. Современный ученый-социолог, который занимался исследованиями проблемы социальной стратификации современного российского общества и ввел термин «базовый социальный слой»: Т.И. Заславская

15. Современный ученый-социолог, который основал и возглавил первый в России исследовательский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ): Т.И. Заславская

16. Согласно феноменологической парадигме в социологии, основу общества образует: «мир повседневности»

17. Социологическая концепция технократизма утверждает: необходимость установления власти инженеров и технических специалистов, осуществляемой в интересах всего общества

18. Согласно концепции Н.Я. Данилевского, «наука и технология» являлись ведущей сферой творческой активности для культурно-исторического типа: германо-романского

19. Согласно концепции Н.Я. Данилевского, «закон и организация» являлись ведущей сферой творческой активности для какого культурно-исторического типа: римского

20. Суть конкуренции как особой формы социальных взаимодействий наиболее точно отражает термин: «соперничество»

21.Система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом, называется: социальным контролем

22. Субъектами социального действия могут являться: индивид

23. Стихийная форма коллективного протеста, выражающаяся в неподчинении официальным властям и сопровождающаяся насильственными действиями − это: бунт

24. Социальная связь – это набор ___________, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей: факторов

25. Социальные отношения — это определенная устойчивая система ____________индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества: связей

26. Социальные взаимодействия предопределяют характер социальных действий в теориях двух западных социологов:

— Т. Парсонса

— Р. Мертона

27. «Стигма» — это…

— понятие социологии, отражающее социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу с целью исключения их из социального взаимодействия

— любой ярлык или символ

28. Согласно Дж. Миду социальное действие включает в себя: импульс, определение ситуации, осуществление

29. Социально-психологические механизмы, действующие в толпе, согласно концепции Г. Лебона, −это: анонимность и внушаемость

30. Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — это: общество

31. Социальный институт – это: исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей

32. Состояние общества при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок, называется: аномия

33. Структурными элементами социального института не являются: привычки

34. Следующий набор социальных ценностей: зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство — характерен для социального института: экономики

35. Социальная организация чаще всего приобретает структурную форму: пирамиды

36. Систематизируя социальные роли и основные направления деятельности семьи, социологи на первый план обычно выносят_____ функцию: репродуктивную

37. Семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении называется: нуклеарная семья

38. Семейная структура, состоящая из нескольких поколений родственников, проживающих совместно, называется: расширенная семья

39. Среднее специальное образование в России можно получить в: колледже

40. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию адаптации к среде − это подсистема: экономическая

41. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию целедостижения− это подсистема: политическая

42. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции −это подсистема: нормативно-правовая

43. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию «удержания образца− это подсистема: культурная

44. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями мужа, относится к типу: патрилокальному

45. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями жены, относится к типу: матрилокальному

46. Семья, когда молодожены проживают отдельно от родителей относится к типу: неолокальному

47. Следующие характеристики: выборность ректоров, деканов, заведующих кафедрами; гласное обсуждение учебных планов и отчетов преподавателей соответствуют принципу управления высшей школой, который называется: принцип демократизма

48. Снижение социального престижа профессии «учитель» – это проявление: дисфункции института образования

49. Сути гражданского общества не выражает следующая его дефиниция: рыночные и экономические отношения

50. Современное капиталистическое общество, по мнению американского социолога Э.О.Райта, образуют четыре социальных класса: капиталисты, менеджеры, рабочие: крестьянство

51. Социальная формализация заключается в целенаправленном ____________ стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах: формировании

52. Социально-психологическая организация – это __________ система межличностных отношений, неизбежно возникающих в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работников как личностей: спонтанно складывающаяся

53. Современная Россия является членом таких международных организаций как: ООН

54. Страны полупериферии – это: страны с обычным ресурсо-, энерго-, и трудоемким производством, которые большинство новейших технологий не разрабатывают самостоятельно, а приобретают у других стран

55. Согласно концепции И. Валлерстайна два из перечисленных признаков характеризуют «периферию мировой системы»:

— политическая зависимость

— экономическая эксплуатация

56. Согласно концепции И. Валлерстайна характеризуют «мировую империю» как одну из форм мировой системы два из перечисленных признаков:

— политическое объединение разнородных территорий

— неравномерное экономическое развитие и слабые экономические связи между регионами

57. Согласно концепции И. Валлерстайна характеризуют «мировую экономику» как одну из форм мировой системы, два из перечисленных признаков: политическая децентрализация

58. Согласно концепции И. Валлерстайна «полупериферию мировой системы» характеризуют, два из перечисленных признаков:

— политическая поддержка государств «центра мировой системы»

— экономическая зависимость от государств «центра мировой системы»

59. Согласно концепции И. Валлерстайна, к «периферии мировой системы»:

относятся две из перечисленных стран:

— Эквадор

— Колумбия

60. Согласно концепции И. Валлерстайна к «полупериферии мировой системы» относятся две из перечисленных стран:

— Польша

-Литва

61. Согласно концепции И. Валлерстайна, к «центру мировой системы» относятся две из перечисленных стран:

— Канада

-Норвегия

62. Социальная группа – это: социальная общность взаимодействующих индивидов

63. Социальная общность – это: устойчивая группа людей, отличающаяся одинаковыми условиями жизни, выступающая субъектом социального действия

64. Социальное окружение индивида, в которое включены его семья, его друзья, его родственники представляет собой группу: внутреннюю

65. Сущности лидерства не отражает его дефиниция, как: лидерство – периферийная позиция в группе, не связанная с властью, управлением и организацией удовлетворения потребностей её членов

66. Согласно теории стигматизации (наклеивания ярлыков) Г. Беккера, всякая социальная группа, в том числе и малая, дифференцируется: на лидеров, аутсайдеров и средний слой

67. Социальное движение, представители которого стоят на позиции радикального ислама и провозглашают необходимость создания всемирного исламского государства всеми средствами, включая террористические, называется: ваххабизм

68. Социальная группа – это: любая совокупность индивидов, объединенных общим интересом

69. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих ____________ и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности: общий признак

70. Социальные ценности это: общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться

71. Специфическая особенность первичной группы заключается в том, что: отношения между членами группы носят неформальный характер

72. Социальная группа − это: социальная общность взаимодействующих индивидов

73. Социальное окружение индивида, в которое включены его семья, его друзья, его родственники представляет собой группу: внутреннюю

74. Семья, как малая группа характеризуется: совместным ведением хозяйства

75. «Социометрия» является методом социологии, применяемым по отношению: к малым группам

76. Социальные нормы – это: предписания о том, как надо вести себя в обществе

77. Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы – это: социальные санкции

78. Социальное действие, соответствующее нормам, предполагает такие элементы как: предписание, согласие, ожидание

79. Социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение, называется: референтной группой

80. Социальные нормы, которые фиксируют установившийся порядок поведения людей, основанный на привычках и поддерживающийся силой общественного мнения – это: нормы обычая

81. Социальные нормы, которые закрепляются в законах, издаваемых государством и четко описывают границы поведения и наказания за нарушение закона – это: правовые нормы

82. Социальные нормы, которые имеют преимущественно оценочный характер и обеспечиваются силой общественного мнения – это: моральные нормы

83. Социальные нормы, которые поддерживаются моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи при отступлении от норм – это: религиозные нормы

84. Социальные нормы, которые регулируют отношения между личностью и властью, между отдельными государствами и находят свое отражение, как в законах, так и в международных договорах – это: политические нормы

85. Склонные к массовым деструктивным действиям относительно замкнутые группы молодежи, имеющие лидеров, рекрутируемые, как правило, из низших слоев общества и часто ассоциируемые с определенной территорией, в рамках Чикагской школы американской социологии обозначаются понятием: шайки

86. Согласно Г. Лебону отличительными качествами толпы являются: анонимность, заражение, внушение, иммитация

87. Социометрические методы для измерения в малых группах разработал: Я. Морено

88. Социологическая теория, которая подчеркивает внешний, принудительный характер санкций – это: теория конфликта

89. Способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко определены установлениями независимо от личностных характеристик членов, занимающих эти позиции – это _________________ организация: формальная

90. Социальный статус – это: ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами

91. Социальная роль – это поведение: ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус

92. Стратификация общества представляет собой: процесс расслоения общества

93. Стратификационная система, внутри которой индивиды могут свободно менять социальную позицию, называется: открытая

94. Социальной ролью в социологии называется: ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемым им статусом

95. Сравнение социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других – это: межпоколенная социальная мобильность

96. Сравнение социального статуса личности в течении продолжительного времени – это: внутрипоколенная социальная мобильность

97. Стратификация общества представляет собой: процесс расслоения общества

98. Стратификационная модель современного российского общества, по мнению З.Т. Голенковой включает в себя шесть социальных слоев: элитный, верхний, средний, ________, нижний, социальное дно: базовый

99. Специфика кастовой стратификационной системы общества выражается в том, что: в кастовой системе отсутствуют механизмы вертикальной социальной мобильности

100. Социальные характеристики «социальный статус» и «социальная роль» соотносятся между собой так, что: любой социальный статус предполагает несколько социальных ролей

101. «Справедливость – это равенство, но только для равных», утверждал: Аристотель

102. Социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам – доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п. – это социальные: слои

103. Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям, называется: культурой

104. «Столыпинские реформы» должны были привести к: формированию «среднего класса» на базе мелких землевладельцев

105. Социальный процесс, который предполагает качественное преобразование всей системы общественных отношений, вплоть до ломки сложившихся порядков и формирования новых − это: революция

106. Социальный процесс, который осуществляется по инициативе властей и предполагает внесение определенных инноваций в общественную систему с целью повышения ее жизнеспособности − это: реформа

107. Социальная ситуация, характеризующаяся отсутствием экономического развития и застоем во всех сферах жизни страны −это: стагнация

108. Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям, называется: культурой

110. Следующие слова и выражения: «башню снесло», «данс», «по самые уши в шоколаде», «прикид», «ботаник» относятся к ______ субкультуре: молодежной

111. Ситуация в Великобритании, когда не смотря на официальный статус, шотландский язык не используется как язык общения самими шотландцами, может служить примером культурного процесса: культурной ассимиляции

112. Согласно концепции М.Вебера, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества− это: ценности и нормы протестантизма

113. Согласно концепции К. Маркса, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества −это: развитие техники и технологий

114. С позиций марксизма одним из основных критериев общественного прогресса является: повышение уровня производительности труда

115. С позиций социологии позитивизма одним из основных критериев общественного прогресса является: повышение уровня интеграции общества

116. Содержание процессуальной модели конфликта состоит в акценте _________ конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта: на динамике

117. Согласно концепции Д. Белла, содержанием «революции менеджеров» является: процесс вытеснения из сферы организации производства капиталистов-собственников наемными работниками-управляющими

118. Содержанием «сексуальной революции» в западных странах в середине XX века является: радикальная ломка норм и запретов в сфере сексуальных отношений

119. Социальные изменения в России в период 1917-1922 годов, можно отнести к такой форме социального процесса, как: революция

120. Социальные изменения в России в период 1975-1985 годов, можно отнести к такой форме социального процесса, как: стагнация

121. Социология общественного мнения

— Отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения.

— Отрасль социологии, исследующая политику в контексте и сквозь призму политической власти, форм и методов ее осуществления.

— Отрасль социологии, исследующая закономерности массовых информационных процессов и деятельности институтов.

122. Субъекты общественного мнения — это

— личность как носитель индивидуального мнения

— различные социальные общности, классы, социальные коллективы, группы, как носители группового мнения

— народ как носитель собственно общественного мнения

123. Совокупность социальных предписаний и церемоний, посредством которых отмечается вступление индивида в члены группы, изменение его статуса, приобретение новой социальной роли – это: инициация

124. Состояние разрыва между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, проявляющееся в неприятии социальных обязанностей и обязательств – это социальный: инфантилизм

125. Социальные характеристики «социальный статус» и «социальная роль» соотносятся между собой так, что: любой социальный статус предполагает несколько социальных ролей

126. Социологи выделят 2 стадии социализации человека первичную и: вторичную

127. Статус, по которому происходит выделение и отожествление индивида называют____ статусом: интегральным

128. Ситуация, когда человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе, можно назвать: ролевым конфликтом

129. Склонность человека изменять свои мнения, суждения, оценки под влиянием мнений других людей называется: конформностью

130. Социальная роль – это: система ожиданий по отношению к индивиду, который занимает определенный статус

131. Студент из-за нехватки времени вынужден выбирать между подготовкой курсовой работы и подготовкой доклада. Данная ситуация относится к: конфликту интересов

132. Социальная роль − это: система ожиданий по отношению к индивиду, который занимает определенный статус

133. Ситуацию, когда человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе, можно назвать: ролевым конфликтом

134. Социальные установки «раба» античной эпохи тождественны социальным установкам: рабовладельца

135. Самые активные представители общественного мнения называются: лидерами общественного мнения

136. Социология личности изучает: социально-исторические и социально-культурные типы личности

137. Студент пропускает занятия в вузе, устроившись на работу. При этом он уверяет себя, что в ходе практической деятельности получит больше знаний о своей будущей профессии, чем в процессе обучения. Способ защиты от ролевого конфликта, который проявляется в данном случае – это ________ ролей: рационализация

138. Студенты-социологи, проводя исследование к 8 Марта, опрашивали только студенток-блондинок с длинными волосами. Вид социологической выборки, с которым они работали – это ________ выборка: случайная

139. Совокупность черт личности, выражающих представление данного общества о должном и совершенном обозначается в современной социологии термином: «идеальная личность»

140. Следующая характеристика: «интеллектуально развитый, физически совершенный, духовно богатый и гармоничный человек» относится к типу : «идеальная личность»

141. СМИ как социальному институту присущи две функции:

— социальный контроль

— просвещение

142. СМИ как социальному институту присущи две функции:

— создание и распространение новейших систем индивидуальной и коллективной связи

— идеологическое и политическое влияние

143. Социальная патология с точки зрения Э. Дюркгейма связана с: нормальными или ненормальными социальными условиями

144. Социологические исследования по глубине и масштабности решаемых задач подразделяются на: разведывательное, описательное, аналитическое

145. Социологические исследования по частоте проведения различаются на:

— точечные

— повторные

— разовые

146. Социологический метод, при котором источником информации служат письменные сообщения, содержащиеся в любых документах и позволяющие получить сведения о прошедших событиях – это: анализ документов

147. Социологический метод систематизированного сбора информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам, называется: опрос

148. Стратификационная выборка – это: процедура выделения из генеральной совокупности групп (страт) и выборка из этих групп по определенным признакам

149. Социологические исследования, целью которых является опытная проверка гипотез и обоснование концепций, называются: эмпирическими

150. Социологические исследования, целью которых является изучение общественных проблем и разработка возможных путей их решения, называются: социальными

151. Социологические исследования, целью которых является разработка и внедрение конкретных социальных технологий, называются: прикладными

152. Сильной стороной наблюдения как социологического метода является то, что: богаче информация об изучаемом объекте

153. С эмпирическими социологическими данными можно проводить две аналитические операции:

-классифицировать

— интерпретировать

154. Социологическое исследование, проводимое в разных странах с целью определить специфические черты изучаемых объектов в рамках каждой культуры, называется ________ исследование: кросс-культурное

155. Социологическое исследование, направленное на сравнительное изучение социальных объектов и процессов в разные периоды времени называется ________ исследование: кросс-культурное

156. Самая передовая в настоящее время, в техническом отношении, форма проведения социологического опроса – это: web-интервью

157. С эмпирическими социологическими данными можно проводить две аналитические операции:

— шифровать

— кодировать

1.Течение в социологии, представители которого пытались свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора: социальный дарвинизм

2. Термин «социология» ввел в научный оборот: О. Конт

3.Теоретико-методологический подход в современной социологии, подчёркивающий определяющее значение в межличностных взаимодействиях языка и символов, получил название: символического интеракционизма

3.1. Понятие общества и системы. Социальные связи, взаимодействия и социальные отношения.

а) Понятие общества.

Общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Общество как особая система.Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Общество-особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.

Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов. В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Выделяются различные типы связей : связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связии т.д.

. Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностейМожно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи. Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Социальные отношения — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, образа  и уклада жизни ,условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отнош.

3.2. Типология обществ.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.).

1. По признаку письменности:

а) Бесписьменные, б) Дописьменные, в) Письменные.

2. По типу общественно-экономических формаций:

а) Первобытнообщинное, б) Рабовладельческое, в) Феодальное,

г) Капиталистическое, д) Коммунистическое.

3. По основному фактору, определяющего развитие общества:

а) Доиндустриальное ,б) Индустриальное, в) Постиндустриальное.

4. По степени социальной индустриализации:

а) Простые ,б) Сложные.

5. По отношение социального контроля и свободы индивида:

а) Закрытые, в) Открытые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *