Дагестанская свадьба- дань традициям, обряды
Настоящие дагестанские свадьбы – это своеобразные свадебные торжества, проходящие с учётом исторических традиций данного народа. При этом не стоит смешивать все народности Дагестана в единое целое. Дагестан – это республика, населённая самым большим количеством людей различных национальностей, при этом каждой из них присущи свои особенности празднования свадеб.
Однако есть и общие традиции, которые присущи всем народностям.
В настоящее время в Дагестанской республике мало где сохранились исторические традиции празднования свадеб. Всё большее значение дагестанские народности отдают европейскому стилю, а свои исторические традиции лишь малыми частями вписывают в общий свадебный сюжет.
Рассмотрим всё же исторические традиции празднования свадеб в Дагестанской республике, которые можно встретить и по сей день.
Традиции дагестанской свадьбы
- Сговор родителей о помолвке их детей.
Изначально в Дагестанской республике обряд сватовства мог проходить двумя путями:
- первый путь – это «колыбельное сватовство», при котором родители молодых договаривались между собой о том, что их ещё маленькие дети в будущем заключат брак.При этом для скрепления устного договора отец будущей невесты передавал отцу будущего жениха какой-либо ценный предмет.
- второй путь – это сватовство совершеннолетних детей, когда невесте сначала дарят подарки, затем проходит предсвадебная помолвка.
В обоих случаях мнение детей родителями раньше не учитывалось.
В настоящее время родители могут произвести сговор, но окончательное решение о свадьбе принимают молодые.
- Сватовство у дагестанцев как раньше, так и сейчас происходит тайно вечером в кругу самых ближних родственников.
- Родители невесты обязательно за неё просят выкуп, но плата не фиксированная, а устанавливается по договорённости.
- Похищение невесты актуально и в наши дни и происходит оно в основном, если родители молодых не дают разрешение на брак или если молодые принадлежат разным сословиям.
- Свадьбы в Дагестанской республике отмечаются в течение двух дней – первый день проходит в доме невесты, второй день – в доме жениха.
Перед первым днём свадьбы всегда идёт активная подготовка: родители жениха и невесты почитают покойников и приносят жертвоприношение за семейное счастье своих детей.
Первый день дагестанской свадьбы начинается на крыше дома невесты, где музыканты играют специальную музыку для ритуала.
В обед к дому невесты отправляются родственники жениха, в частности женщины. Они несут туда свадебные дары и сладости, при этом напевая песни. Затем дары складываются в сундук, который впоследствии окажется в доме будущего мужа.
В этот день, следуя традициям, молодые не видят друга. Невесту дома подготавливают к передаче мужу: готовят приданое, прощаются с ней путём проведения прощального обряда с соответствующими песнями и плачем.
Тем временем около дома невесты собираются отовсюду и оповещают всех о том, что они приехали с помощью песен и музыки.
Второй день свадьбы
На второй свадебный день жених, придя за своей будущей женой, встречает на пороге дома её сестру, которая танцует традиционный танец. Затем будущая тёща угощает своего зятя и свою дочь мёдом. Считается, что данный обряд содействует счастливой и благополучной жизни молодых.
Затем невеста приезжает в дом своего будущего мужа, где начинается веселье с танцами, конкурсами, песнями, которые наиболее полно раскрывают весь колорит дагестанского народа.
- На дагестанские свадьбы принято приглашать очень много людей, поэтому они считаются не дешёвыми.
- Свадебные торжества в республике Дагестан всегда проходят после обеда.
- Традиционно у невесты на свадьбе должны присутствовать две подружки – одна из них — замужняя опытная, которая может рассказать невесте о жизни с мужем и первой брачной ночи, а вторая – незамужняя, которая будет выступать в качестве моральной поддержки.
- На дагестанских свадьбах стреляют в воздух, встречая молодых, идущих на праздничный банкет. Но исторические источники расходятся во мнениях, как трактовать такую стрельбу. Одни говорят, что это исторический ритуал для избавления молодожёнов от нечистых сил, другие утверждают, что подобная стрельба символизирует, что невеста оказалась не девственницей.
По настоящее время сохранилась традиция деления гостей на дагестанской свадьбе на мужскую и женскую часть.
Молодожёны вместе со свидетелями сидят в центре зала на пьедестале, а по обе стороны от них стоят длинные праздничные столы, при этом за одним столом сидят только мужчины, а за другим – только женщины.
- Интересной традицией является послесвадебная проверка жены на её кулинарные способности по приготовлению национального блюда хинкала. Муж вместе со своими родственниками имеют право прийти в дом молодожёнов, а его супруга должна всех гостеприимно встретить и накормить собственноручно приготовленным хинкалом. Хорошей жене удастся сделать это блюдо вкусным и правильным.
- На дагестанских свадебных столах господствующее положение всегда занимают национальные блюда.
- Традиционными на дагестанских свадьбах также выступают и национальные танцы. Конечно же, ни одна дагестанская свадьба не проходит без лезгинки. При этом у людей разных национальностей она своя, особенная. Женский пол на танец просто так пригласить нельзя, только используя цветок, который передаётся от одних гостей свадьбы к другим, поэтому у них постоянно есть танцующие люди.
- Традиционными являются танец новобрачных, на который жених надевает папаху, а также танец свидетелей. Папаха является центром всеобщего внимания, так как её можно украсть и затем потребовать выкуп.
- Невеста обязательно должна станцевать со всеми присутствующими на свадебном торжестве мужчинами.
- На свадебных торжествах в республике Дагестан дарят только деньги. При этом за индивидуальным столом сажают специального человека с коробочкой, которой не только собирает подаренные деньги, но и ведёт их строгий учёт – записывает имена и фамилии, кто подарил и сумму, сколько подарили.
Невеста обязательно должна отблагодарить подарками всех тех, кто помогал организовать свадебное торжество.
Таким образом, дагестанские свадьбы проходят оригинально и необычно, если учитываются исторические традиции этого народа.
Загрузка…
isvadby.ru
Дагестанская свадьба — Оля Чемерская — LiveJournal
Отправляясь в Дагестан мне очень хотелось посмотреть как выглядит местная свадьба. И вот мне повезло, увидела своими глазами. Это действительно колоритно, эмоционально и ярко.
Данная свадьба проходила в Махачкале, если не ошибаюсь было 700 гостей. Для нас обычных людей это фантастическое число, а у них так принято. Данная свадьба была ближе к европейской, тем не менее были проведены разные местные обычаи.
Отмечалось всё в специальном банкетном зале, была живая музыка, танцы, радостные гости, в общем наблюдать было интересно.
Дагестанская свадьба может длится несколько дней. Жених может танцевать с другими женщинами, а невесте так нельзя. И мы наблюдали насколько был радостный и веселый жених, в то время как невесте нельзя было даже улыбнуться по их обычаю.
2.
3.
4. На заднем плане свадебная машина Hummer.
5. Все дети ведут себя одинаково везде))
6.
7. Певица.
8. Рядом с танцполом садились гости, чтобы увидеть ближе танцующих.
9. Что мне понравилось почти все позировали, никто не стеснялся, а некоторые наоборот просили их сфотографировать.
10. Про блюда на свадьбе рассказывала здесь.
11.
12.
13. Девушки в Дагестане очень красивые.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Невеста ходила по кругу, опустив глаза в пол, при этом лицо было серьезным, а мужчины по очереди танцевали и веселились вокруг нее, передавая «эстафетную палочку».
23.
24.
25. При попытке сфотографировать жениха, он улыбался во весь рот, но мне удалось его сфотографировать серьезным))
26. Немного видео.
27.
mono-polist.livejournal.com
ТРАДИЦИИ ГОРНОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СВАДЬБЫ | Блогер REDISKA на сайте SPLETNIK.RU 28 июня 2014
Местные жители говорят, что традиции уходят и сейчас принято отмечать свадьбу в городе. Приглашают по несколько сотен гостей и гуляют на всю катушку. И даже если свадьбу отмечают в селе, уже не стараются выполнять все правила так, как это было раньше, ещё до того как появились автомобили и электричество. Но где-то сошлись звёзды, да так, что во время моего путешествия по горам, тут играли свадьбу именно так, как это было раньше. Поэтому, вместо заслуженного отдыха в Махачкале, последние два дня я провёл в горном селе Балхар. Мне всё понравилось, но я бы добавил количество факелов, пока шёл за процессией по узким улочкам между домов, чуть не переломал ноги об камни, которых там наверно специально накидали, что бы такие как я не ходили.
Раньше гуляли свадьбы три дня, где-то до сих пор отмечают по полной программе, начиная дегустировать коньячок ещё с утра, а кто-то сокращает до двух. Не суть. Я приехал на самые интересные события, которые начинаются как раз ближе к вечеру. В селе есть шикарная поляна на самом верху села. Лучшего места для празднования не придумать, вокруг шикарные виды на луга, на горы и небо. Я бы тут тоже отметил свою свадьбу.
По соседству с нами.
Вереница женщин несёт приданное для невесты (в дом жениха). Теперь зачастую приданное перевозят на машинах, но это выглядит не так красиво и эстетично.
Несут всякие ковры, одеяла, кувшины, ларцы, короче всё, что может пригодится в хозяйстве. Разумеется, есть и украшения и деньги.
Всё принесённое складывают в комнате молодожёнов. И теперь все ждут, когда начнётся самое главное. А самое главное — это шествие по ночному селу с факелами (не потому что надо осветить дорогу, а потому что так раньше делали) от дома жениха к невесте.
Нам пришлось ждать часа два. Что бы как то убить время, все собрались на заднем дворе, и под музыку приехавших музыкантов начались танцы.
Но вот факелоносцы начали суетиться, значит скоро состоится парад. Из дома вынесли несколько факелов. Факел, это консервная банка, внутри которой кизяк (все знают, что такое кизяк?) обильно политый керосином. Всё это поджигают и вуаля, можно начинать!
Стараясь не упасть, я увязался за толпой радостных мужиков, с криками и свистом сопровождавших жениха. Глядя на церемонию, меня не покидало ощущение, что я очутился в средневековье. Всем, кто хочет испытать подобное, рекомендую посетить эти земли, пока ещё живы такие традиции.
Вот показался дом невесты. Слава богу, пройти по тёмным улицам надо было немного.
Нас встречали как героев. Возле входа в дом собралась наверно вся деревня, не протолкнуться.
Дальше всё просто, мальчики направо, девочки налево. Девочки собираются в комнате, где сидит невеста, а парни за стол. Из за стола то и дело раскатывались возгласы и произносились тосты, но самое интересное происходило у девчонок. Наряжали невесту.
В итоге невесту покрывают с головой и теперь она будет передвигаться только при помощи двух подруг, которые с ней всегда рядом.
В комнату принесли специальную лампу, это для подруг невесты, чтобы освещать путь.
А внизу, во дворе дома дым коромыслом.
Все ждут когда же начнётся шествие. И как обычно, ожидание затягивается. Не знаю, может так и надо, но в общем, невеста не спешит.
Дождались, девушки наконец то вышли. Сзади кто то начал кидать конфеты и внизу у процессии случилась ещё одна давка, теперь уже из пацанов, собирающих конфеты. В этот момент со стороны улицы я увидел сильные отсветы, сперва подумал что у соседей начался пожар, но нет. Это стали разводить костры.
Костры разводят жители домов, мимо которых проходит невеста. И разводят, если у них хорошие отношения с домом жениха и невестки, и огонь означает пожелание благополучия. Это я вкратце описываю суть. Если же костёр не разводится, это значит что между домами/семьями существуют серьёзные разногласия.
За невестой образовалась огромная толпа. Давка такая, что я не рискнул оказаться в самой гуще, ребята толкали друг друга, и это наверно тоже часть ритуала.
Процессия добралась до дома жениха, куда ввели невесту. Там она должна пройти ещё одно испытание, вкатить в комнату хлеб. Я не стал пробиваться туда и снимать этот процесс.
На следующий день, после долгой и бурной ночи, жители собираются вновь. Часа в два, не раньше. К поляне потихоньку стекается народ, а из дома невесты и жениха течёт вереница родственников с едой и выпивкой.
Снова вперёд выходят бабки и одна с бубном. Они поют и ведут на люди невесту. Она в новом наряде, но с ней по прежнему её лучшие подруги.
На поляне собирается наверно вся деревня. За всё время, пока народ веселится, танцует и произносит тосты, невеста танцует три танца.
Остальное время, безостановочно играет музыка и кто-то в центре круга.
www.spletnik.ru
Кавказский размах: большая дагестанская свадьба
Самая многонациональная и самая массовая: 29 сентября в Дербенте «под венец» пошли сразу 24 пары новобрачных, а на торжество пришло больше 10 тысяч гостей. Не обошлось без салюта, гигантского торта и воздушного шара. Так в самом южном городе России решили показать, какая она бывает — большая дагестанская свадьба.
Фото: Евгений Костин
Самир и Мухлисат Абдуллаевы
Уже за несколько часов до начала праздника улицы, прилегающие к стадиону «Нарын-кала», перекрыли. Полицейские проверяли работу рамок-металлоискателей, внутри стадиона расставляли столы и стулья и настраивали аппаратуру. Свадьба должна была начаться в 16:00, но зрители стали стекаться к месту масштабного торжества гораздо раньше.
— А кормить будут, интересно? Свадьба же, — любопытствовали в толпе.
Территорию стадиона условно поделили на несколько зон: мини-ярмарка, места для зрителей и большая сцена. За ней вовсю кипела работа: кондитеры собирали огромный торт, артисты театров с шашлыками из папье-маше репетировали сценки, а десятки нарядных невест и женихов позировали всем желающим.
— Мы сразу согласились, конечно, — рассказывает жених Самир. — Такое только раз в жизни бывает.
Рядом с ним — молодая супруга Мухлисат. Абдуллаевы поженились 15 сентября. Штамп в паспортах, по условиям организаторов праздника, должен был быть поставлен в сентябре 2019 года. Кроме азербайджанцев Самира и Мухлисат в этот день в Дербенте «поженились» еще 23 пары новобрачных — представители 16 разных национальностей. На большую свадьбу пришли и семь пар, уже живущих в браке: кто несколько лет, а кто и полвека.
Фото: Евгений Костин
Слево направо: Элла и Магомед Алигушумовы, Муслим и Сарита Дадашевы
Одна из пар — Магомед и Элла Алигушумовы. Они женаты уже несколько лет, для каждого это вторая попытка создать семью. Они заметно выделяются на фоне черно-белых женихов и невест. На праздник муж-аварец с женой-еврейкой пришли в национальной одежде.
— Свадьба ведь многонациональная, а все одеты в белые платья и строгие костюмы, мы решили: должно быть что-то колоритное, — объясняет Магомед. — Платок на голове супруги — из бабушкиного сундука, он XVIII века; обувь, кстати, тоже старинная. А свой костюм я шил раньше, по другому случаю.
Муслим и Сарита Дадашевы также заметны на фоне остальных. Пожалуй, это самая высокая пара молодоженов. Семья интернациональная: муж — азербайджанец, жена — табасаранка. Парень признается, что очень волнуется, а супруга спокойна.
— На нашей свадьбе мне тоже было волнительно, но здесь больше, потому что много людей, все смотрят, — говорит Муслим. — Весь город здесь.
Фото: Евгений Костин
Десятки фотографов то и дело отзывают молодоженов для фотосессий.
— Кого? Меня? — спрашивает один из женихов в ответ на просьбу сфотографироваться.
— «Тебя» теперь нет, есть «вы», — шутит кто-то из окружающих.
Очередь из фотокамер выстраивается неподалеку: на фоне арки в форме сердца позируют Сун Лидонг со своей женой Анной Андроновой.
— Я познакомилась с мужем, когда работала в Пекине архитектором. Я из Казани, сейчас работаю в Москве. А про Дербент узнала потому, что наша команда — финалист конкурса на разработку мастер-плана Дербента. Я ведущий архитектор этого проекта и в Дербенте часто бываю, изучаю город.
Сун Лидонг стоит рядом с супругой и улыбается. Русский язык он пока знает не очень хорошо.
— Для меня новость об этой свадьбе стала сумасшедшим открытием! Я наполовину русская, наполовину татарка, а муж — китаец, — продолжает Анна. — И я подумала: это оно. Мы и так собирались пожениться, но, чтобы заключить брак с иностранцем, нужно очень много документов, переживали, что можем не успеть, но все получилось.
Фото: Евгений Костин
Пока остальные пары фотографируются, в небо над стадионом поднимают огромный красный воздушный шар с избранной парой новобрачных. По сценарию, их «украли». Для чего — зрители узнают позже.
Между парами меж тем расхаживает восхищенный происходящим главный редактор и основатель «Книги рекордов России», представитель по заявкам в Книгу рекордов Гиннесса Алексей Свистунов.
— Обычно заявляются классические вещи: кто-то отжался, подтянулся. Уже когда заявку только подали, стало понятно, что это уникальное событие, — объясняет он. — Я еще не видел, чтобы практически каждый десятый житель города пришел на свадьбу. Не говоря о том, что это не просто представители 16 разных национальностей — эти люди исповедуют разные религии.
По подсчетам организаторов, на свадьбу пришли 10 382 человека.
Наконец, ведущие объявляют о начале большой дагестанской свадьбы. После приветственной лезгинки на сцене появляются главные герои праздника.
Фото: Евгений Костин
Но вдруг выясняется, что кого-то не хватает — той самой пары молодоженов. На большом экране появляется ролик с кадрами из фильма «Кавказская пленница», бывший кавээнщик Халил Мусаев выходит на сцену. Ведущие шутят, что упитанный Халил не влез в двери местного ЗАГСа. Мусаев обращается к мэру Дербента с просьбой построить новый, и Хизри Абакаров торжественно обещает в следующем году выполнить просьбу. А с небес на землю тем временем спускают «дербентских пленников». К этому моменту новобрачные провели в корзине воздушного шара уже около часа.
На сцену приглашают представителей духовенства — муллу, раввина и православного священника. Они дают свое благословение, и в небо из рук молодоженов взлетают белые голуби.
Пока на большой сцене идет свадьба, на краю стадиона тоже нескучно. Дети облепили металлические фигуры мультяшных героев, кто-то прогуливается между торговыми палатками, другие выстроились в длинную очередь за бесплатным угощением — тарелками дымящегося плова. Растет длинный ряд огромных пустых казанов.
Арка, украшенная искусственными цветами, — другой популярный объект. Чтобы сделать фото на фоне цветов, тоже выстраивается очередь. А тамада в это время объявляет со сцены вынос одного из главных атрибутов любой свадьбы — торта.
Фото: Евгений Костин
Над дербентским тортом трудились больше десяти дней: кондитеры, оформители, а также сварщики, плотники, токари и жестянщики — всего 30 человек. Лакомство получилось внушительным. Высота торта — 120 сантиметров, ширина основания — 1,5 метра, а вес — 200 килограммов.
Вслед за гигантским тортом на сцене появляется Алексей Свистунов.
— С огромным удовольствием при более чем десяти тысячах гостей сообщаю: большая дагестанская свадьба установила сразу два заявленных рекорда, — сказал он и под аплодисменты зрителей вручил мэру Дербента сертификаты «Книги рекордов России»: свадьба стала самой многонациональной и самой массовой по количеству гостей.
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Затем удачливым посетителям торжества раздали угощение, а завершилась большая дагестанская свадьба танцами и салютом.
Анастасия Расулова
etokavkaz.ru