Молдавские традиции и обычаи — Сайт narody74!
Многие современные традиции являются продуктом скрещивания гето-дакской культуры с культурами таких завоевателей как Греки, Славяне, и особенно Римляне. Когда в начале нашей эры территория Молдавии находилась в составе Римской Империи многие обычаи и традиции претерпели изменения и переняли черты Римской культуры, даже речь изменилось до неузнаваемости под влиянием латыни. Но давайте приостановим этот антропологический дискурс и перейдем к более обывательской стороне вопроса. Итак, традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи, а также некоторые языческие обряды такие как «Мэрцишор».
Наиболее красноречивы Молдавские традиции связанные с проведением свадеб, венчании и крестин. На такого рода мероприятиях довольно ярко представлены все аспекты Молдавского культурного наследия – начиная с порядка рассаживания гостей и заканчивая посудой в которой подается еда. Не обойтись на настоящей Молдавской свадьбе без народной музыки и танцев. Изрядно напившись вина гости начинают танцевать хору. Хора, это народный танец при исполнении которого группа людей, держащих друг друга за руки, формирует кольцо и движется по кругу. Таких колец может быть несколько, одно внутри другого, и двигаются они в противоположных направлениях. Происходит всё это под аккомпанемент живой музыки. Наиболее распространены такие инструменты как: цимбал, чимпой, флуер, най, кобза, и тоба. Ритм Молдавской народной музыки обычно быстрый и веселый, но бывают и грустные мотивы. Одним из основных источников Молдавской народной музыки является дойна. Дойна, это лирическая песня которая появилась на территории Молдовы еще до прихода Римлян. Песня эта грустная и протяжная и поётся во времена утраты и разлуки. Есть также и колинды появившиеся в период зачатия христианства. Колинды можно услышать во время таких религиозных праздников как Рождество и Крещение.
В Молдавии также распространена ручная вышивка и до недавнего времени не было такого села в которым женщины не украшали бы вышивкой домотканую одежду, занавеси, скатерти, и полотенца. Особым красноречием узоров отличаются женские блузки, орнамент которых расположен таким образом, чтоб подчеркнуть пропорции тела и конструктивную особенность самого изделия. Наиболее часто используется растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы. Вышивка в традиционном стиле широко распространена в декоративном искусстве многих народов, но Молдавская вышивка выделяется благодаря цветовой гамме и узорной тематике. Часто встречаются такие узоры как реки, звезды, цыплята, бабочки, бараньи рога и путь чабана. Один и тот же узор может называться по разному в зависимости от замысла мастера. Принципы построения орнамента на ковровых изделиях схожи с теми которые применяются при вышивки, резьбе по дереву и орнаментированию керамических изделий — характерны чередования зигзагообразных узоров красного, золотистого, синего и черного цветов. Художественный уровень традиционной Молдавской вышивки можно оценить посетив историко-краеведческий музей в Кишинёве.
Один из весенних обычаев носит название Мэрцишор. Первого Марта, в день наступления весны в Молдавии принято дарить Мэрцишоры. Эти украшения символизируют победу весны над зимой. Главное в Мэрцишоре это сочетание красного и белого цветов. Украшение может представлять собой двухцветную нить или цепочку с подвешенными на ней цветочками. Согласно стариной легенде, когда первый подснежник попытался пробиться сквозь снег, Весна начала расчищать вокруг него землю, отодвигая колючие ветви терновника. Заметив это, разъярённая Зима подняла жестокий ветер и спасая подснежник Весна поранилась терновником. Таким образом, капля алой крови на белом снегу символизирует победу Весны над Зимой. Мэрцишоры принято носить весь Март, а в конце месяца развешивать на ветвях деревьев и загадывать при этом желание которое обязательно сбудется
Свадьба в Молдове: традиции или бизнес?
Для многих свадьба – долгожданный праздник, который бывает один раз в жизни, поэтому для её организации не жалеют ни средств, ни сил.
И если наши предки, играя свадьбы, соблюдали все традиции, обряды и обычаи, связанные с этим праздником молодожёнов, то в последние годы он превращается в бизнес-мероприятие, на котором зарабатывают как организаторы торжества, так и те, кто предоставляет сопутствующие услуги.
Никакой «обязаловки»
Осень – сезон свадеб. К этому времени уже собран урожай, сделано и подоспело молодое вино, достигли нужной зрелости домашние птица и скот. Свадеб так много, что свободных ресторанов и залов для торжеств найти в эту пору невозможно. Если кто-то не успел за полгода, а то и больше, зарезервировать помещение под праздничное мероприятие, то согласны бракосочетаться и в понедельник, и в четверг, и в пятницу.С помещениями у наших предков было проще – зачастую все массовые семейные торжества (свадьбы, дни рождения, проводы в армию) проводили в огромных палатках, устанавливаемых во дворе собственных домов.
Из рассказа семейной пары Раисы и Харлампия Тарабурки, 29 октября отметившей 51 год совместной жизни, выяснилось, что они поженились в 1967 году на юге Молдовы. Свадьбу играли с соблюдением всех существовавших тогда обычаев и обрядов. Родители обоих молодожёнов были из крестьян, копили деньги копейку к копейке. Обе семьи были многодетными. Ресторанов в те годы было мало, и не по карману рабочему классу. Поэтому гостей принимали и сажали за столы в большой палатке, установленной во дворе родительского дома жениха. Еда на столах была домашней, приготовленной руками соседок и родственниц молодожёнов, но перебора в количестве блюд не наблюдалось.
На свадьбу мог прийти и покушать любой сельчанин. Не было «обязаловкой» дарить какую-то определённую сумму денег – каждый преподносил молодожёнам столько, сколько позволял ему семейный бюджет. Супруги Тарабурка рассказали, что в основном гости дарили им домашнюю утварь и бытовую технику, тем самым помогая молодым обзавестись самым необходимым на начальном этапе семейной жизни.
— Раньше свадьбу нужно было играть обязательно, так как отношения между мужчиной и женщиной нужно было узаконить, — отмечают собеседники Noi.md. – Но всё было в рамках традиций и обычаев. Люди от души веселились, танцевали. Сейчас же буквально за каждый шаг нужно платить. Понятно, что любая услуга стоит денег, но у нас беззастенчиво обирают людей. На свадьбах сначала начали зарабатывать музыканты, позже к ним присоединились фотографы и операторы, следом появились артисты, ведущие, ди-джеи и пошло: агентство организации свадеб, лимузины, кареты, летательные аппараты в виде воздушных шаров, исполнители из-за рубежа и многое другое.
От свадьбы осталась только суть
Ход мыслей семейной пары подтверждает и председатель Общества этнологии, специалист в молдавской символике, промоутер национальной культурной сокровищницы Варвара Бузилэ. В комментарии Noi.md она сказала, что сегодня от свадьбы из прошлого осталась только суть. Эта церемония заключается в том, чтобы узаконить отношения двух людей в глазах родных и близких. Потому собираются родные, друзья и знакомые, чтобы засвидетельствовать бракосочетание молодых.— Конечно же, свадебные ритуалы всегда менялись, но более активным ритм изменений стал именно в последнее время, — отмечает Валентина Бузилэ. — Жители севера Молдовы первыми официально начали проводить свадьбы в залах церемоний, в домах торжеств. Центр страны стал перебираться из более простых локаций в залы торжеств, рестораны для проведения свадеб в 1990-2000-х годах. На юге Молдовы свадьбы чаще всего проводят дома в палатках, в лучшем случае в столовой местной школы или в Доме культуры. Так что свадьбу с прежними традициями ещё можно встретить на юге страны.
Специалист в области этнологии отметила, что смена места проведения свадебных церемоний повлекла за собой и многие другие изменения, что вполне логично. Уже нет обычаев, когда встречаются шумные толпы жениха и нанаша (посажённого родителя). В прошлом жених ранним утром шёл к нанашу, откуда забирал гостей, и вся эта процессия шла к невесте и так далее. На современных свадьбах всего этого нет. Зачастую все приходят к определённому назначенному времени на свадьбу.
Вместе с тем, как отмечает Варвара Бузилэ, свадьбы из весёлого праздника, на котором раньше люди от души веселились, превратились в самые настоящие объедаловки, по окончании которых большая часть еды выбрасывается животным.
— В 30-50-60-е годы прошлого века свадьбы делали только с хлебом и вином, — рассказывает специалист-этнолог. — На столах было совсем мало еды. Человек пил три небольших стаканчика вина, закусывал, веселился и шёл домой. В 60-е годы на свадебных столах было всего три вида еды – голубцы, курица с домашней лапшой, на десерт – сладкий рис или чернослив, фаршированный ядрами грецких орехов. В 80-е годы уже появилось семь блюд, в 90-е – 12, а в 2018-м дошли до нескольких десятков видов еды на столах. Это перебор, и многие люди это замечают. На свадьбах остаётся огромное количество еды, которую выбрасывают свиньям. Я думала, что с обеднением населения люди как-то остановятся, но ничего не изменилось. Так же продолжают заказывать огромное количество блюд на праздничный стол, всё делается, чтобы выглядеть хорошо в чужих глазах.
Варвара Бузилэ надеется, что эту нехорошую традицию поменяет молодёжь, так как это их свадьбы. Мол, рано или поздно, но свадьбы в Молдове будут играть так, как это сегодня делается за границей: на столе будет ровно столько еды, сколько могут съесть гости. Заметила также этнолог, в последние годы наблюдающая со стороны за феноменом организации свадеб, что народ у нас на этих праздниках не очень веселится.
— Люди передали это чувство ощущения радости и веселья артистам, танцорам, тамаде, а сами стали сторонними наблюдателями, — сетует В. Бузилэ. — Посмотрим, к чему это приведёт. Свадьба — это открытый феномен. От молодых зависит, в каком направлении пойдёт, и как будет развиваться эта традиция.
Отметила председатель Общества этнологов свойственную только нашему народу черту – делать всё, чтобы было лучше и «круче», чем у соседа, даже если очень тяжело приходится и нужно влезать в долги.
— Я знаю свадьбы, когда на их проведение тратили 22 тыс. евро, а собирали 16 тыс. евро, — говорит Варвара Бузилэ. — А всё оттого, что многие люди не понимают, что нужно думать рационально. Все тяжело зарабатывают, но почему-то, как речь заходит о свадьбах, то некоторые думают, если потратят много денег, то много и соберут.
Влияние «коллективного бессознательного»
Московский психолог Марина Шишорина, любезно согласившаяся прокомментировать для Noi.md феномен перерождения свадеб из красивых традиций в бизнес, отмечает, что нет ничего плохого в том, чтобы устройством торжеств и традиционных ритуалов занимались профессионалы, доки в этих вопросах. Это, как минимум, удобно… было бы, если бы не перекосы. Так, например, визажист, делающая вечерний макияж, возьмёт с вас на порядок выше, если услышит слово «свадьба». Та же история с парикмахерами и фотографами. При этом невнятные обоснования столь большой разницы цен заканчиваются, как правило, одним и тем же аргументом: «Ну, это же раз в жизни!»Все понимают, что нет гарантии, что эти отношения — на всю оставшуюся жизнь, но многие платят, надеясь, что это будет действительно так — раз в жизни. Как будто покупают гарантию.
— Влияние «коллективного бессознательного», по Юнгу, которое помнит, откуда пошли традиции пировать на свадьбу, угощать, кормить большое количество людей, дарить подарки, обсыпать молодых и гостей пшеном, рисом, цветами, конфетами, монетами? — вопрошает психолог. — Возможно. В любой человеческой традиции празднование свадьбы имело духовный смысл. Люди призывали в свидетели тонкие миры и обряды, связывали видимое с невидимым. Союз, заключенный перед лицом «неба и земли» считался священным, а пир, и угощения носили характер почти «жертвоприношения» во имя счастья и благополучия новобрачных. И, возможно, многие из нас, слыша фразу современного «свадебного продавца»: «Ну, это же раз в жизни!», — готовы платить, вопреки практическому уму, на порядок дороже, просто потому, что память предков говорит нам: «Мир — это зеркало: что отдашь, то и получишь!»
Однако, как следует из канвы дальнейшего размышления Марины Шишориной, многие из нас, живущих в ХХI веке, упрощают этот принцип, вводя новые традиции и словосочетания: «бизнес-план свадьбы», «окупаемость свадьбы» и т.п. А ведь во времена, которые сейчас кажутся сказкой, едой со свадебного пира кормили нищих и странников, чтобы дом новобрачных был полной счастья и благополучия чашей. Не вели счёт близким и соседям за свадебным столом, приглашая всех, несмотря на какие бы то ни было трудности в разные эпохи — войны, грабежи и прочее.
— Но теперь принцип «мир – это зеркало» должен быть гарантированно просчитан и воплощён сразу, желательно прямо на свадьбе, — отмечает психолог. — Законы бизнеса диктуют точный расчёт: столько-то гостей должны быть определённого качества и определённого уровня платёжеспособности, столько-то будет затрачено на стол и развлечения, и, значит, столько-то (умножаем затраты на два) должно быть в конверте от гостя получено. Однозначной оценки этому давать нет смысла. Для многих молодых семей подобный расчёт – это единственный способ сыграть красивую свадьбу (соблюсти «традиции») и не начинать семейную жизнь с кредитов. Кто-то скажет, мол, это всё не от хорошей жизни. Не соглашусь! Свадьбы играли всегда. Просто в трудные времена они были проще, без пафоса. Варианты есть всегда. Вопрос, скорее в том, ЧТО в этой традиции важно именно для вас.
Традиции на современный лад
По словам профессионального фото- и видеооператора Сергея Бобра, на счету которого сотни отснятых свадеб, всё-таки ещё есть связанные с этим торжеством традиции и обряды, которые чтятся молодожёнами и их родственниками по сегодняшний день. Более того, отмечает собеседник Noi.md, особенно тяготеют к соблюдению всех обрядов наши соотечественники, проживающие за рубежом и нашедшие там свою вторую половину. Обычно они играют две свадьбы, одна из которых — на родине, и со всеми молдавскими традициями.— Если ещё несколько лет назад молодожёны совсем мало соблюдали молдавские традиции, то сегодня, в основном за счёт пар, приезжающих из-за границы в Молдову играть свадьбы, связанные с этим торжеством обычаи стали возрождаться, — отмечает Сергей Бобров. – Наши соотечественники скучают по своей стране, тянутся к красивым традициям, придуманными нашими предками, поэтому стараются их соблюсти по максимуму.
Из рассказа собеседника Noi.md, мы узнали о тех обычаях и обрядах, которые чаще всего соблюдаются на молдавских свадьбах. Это одевание невесты, которое проводится в доме её родителей, даже если свадьба намечена в столице, а она родом из далёкого села на севере Молдовы. Сохранился обычай выкупа невесты, когда жених приходит забирать её из дома родителей. Но никаких даров он с собой не приносит, как это было раньше. Всё упростилось до того, что жених приходит за невестой и дарит ей букет цветов. Никаких особых задач нет и у подружек невесты, они уже ничего не поют, как раньше, сейчас популярен более урбанизированный вариант. Не часто, но соблюдается и обычай благословения брачующихся родителями, когда жених забирает невесту из дому.
На юге Молдовы есть обычай раздачи калача при выходе жениха и невесты из дома. Перед домом устанавливается табуретка, накрывается фартуком, невеста на неё становится, ломает поданный ей калач и бросает за спину по кусочку своим подружкам.
Практически везде сохранился обряд посыпания зерном, конфетами, монетами, когда будущие молодожёны выходят из дома родителей невесты. Самих молодожёнов в ресторане родители встречают с калачом, кормят мёдом, орехами. Традиция, когда молодожёны встречают и здороваются с каждым из гостей на банкете в зале, тоже не забыта у нас.
Примерно на 50% свадеб есть и обряд подвязывания белыми полотенцами (просопами) нанашей. Обычно это делают танцоры в национальных костюмах. Посажённым родителям также дарят калачи. Есть и обряд омовения рук перед началом трапезы. Выносится тазик, кувшин с водой и просоп, чтобы нанаши могли помыть руки.
Не забыта до конца ещё одна красивая традиция: перед «маса маре» выходят родители жениха и невесты и обмениваются подарками и калачами. С этого момента уже считается, что молодожёны являются одной семьёй. Обряд «маса маре» проводится тоже, но в более укороченном режиме, напутственные слова говорят не все гости, а лишь несколько человек.
Остался обряд снятия фаты, бросание букета невесты подружкам, снятие подвязки женихом, разрезание торта. Бывают свадьбы, где вместо обряда с подвязкой жениха поднимают на руки и режут ему галстук и носки, чтобы «налево» не ходил. Реже на свадьбах воруют невесту и требуют за неё выкуп. Есть и другие, реже встречающиеся обычаи и традиции, которые сохранились как в населённых пунктах Гагаузии, так и других зонах страны.
О старинных и современных свадебных обрядах максимально подробно и достоверно рассказывает также сайт Moldovenii.md, посвятивший этому специальную статью.
Напрасные траты
Для Елены Д. свадьба была тягостным мероприятием, которое нужно было просто пережить. Ей хотелось сыграть скромную свадьбу, чтобы узаконить их с любимым отношения, но родители не могли, как они говорили, опозориться перед односельчанами и родственниками, согласившись на этот «нищенский» вариант. Нужно было утереть нос всем.
В итоге, для собеседницы Noi.md сегодня это не самое лучшее воспоминание. Чтобы не обидеть никого, на свадьбу было решено пригласить всех родных, друзей, знакомых родителей молодожёнов. Их оказалось более трёх сотен. Пришлось одалживать деньги, брать кредиты, чтобы через год… молодая пара разбежалась. Женщина говорит, что родители не успели ещё рассчитаться с долгами, а они с супругом поняли, что совсем чужие друг другу. И вот спрашивается, кому нужны были эти напрасные траты?
Виктория и Даниил М. поженились три года назад. С первой минуты, как они объявили о своём решении связать друг друга узами брака, строго-настрого предупредили родителей – никаких торжеств, ритуалов, нарядов, многочисленных гостей и прочих атрибутов современной молдавской свадьбы. Всё будет скромно — роспись в ЗАГСе в рабочем порядке. Правда, отцу жениха молодожёны разрешили подвезти их к ЗАГСу и… ждать в машине. Маме и бабушке жениха позволили подать обед в парадной их большого дома. Не более. Никаких лишних затрат и хлопот.
— Мы просто хотели, чтобы этот день был радостным и запоминающимся для нас самих, — ответила Noi.md на соответствующий вопрос Виктория. – Мы с супругом решили, что лучше заработанные нами деньги потратить на путешествие. И провели медовый месяц в Испании. А потом так сложилось, что Данилу по работе отправили на два года в США, так мы ещё и открыли для себя и эту страну.
Ребята рассказали, что за последние пару лет побывали на многих свадьбах, так как сейчас у их друзей и знакомых наступил тот возраст, когда чаще всего выходят замуж или женятся. Их всегда коробило, когда во время обычая «маса маре» гостей обязывали говорить, какую сумму они дарят молодым. Но оказалось, что этот обычай был более деликатным, чем практикующийся на многих свадьбах сегодня сбор денег в именные конверты. Устроители торжества, желая возместить свои затраты, как бы обязывают гостя положить не меньше негласно установленной минимальной таксы – затраты на угощения для одного гостя плюс столько же сверху на жизнь молодым. Все эти неделикатные моменты очень смущают ребят, поэтому, чтобы избавить себя от них, они решили отступить от принятых некогда и кем-то правил бракосочетания.
«Горько»?
Свадебный фотограф Ксения Д. считает, что традиции традициям рознь. И как раз зачастую и оказывается, чем более «традиционная» свадьба, тем больше она нацелена на выкачивание денег.
— Есть замечательные молдавские традиции, вроде разрывания калача или милое трогательное переодевание невесты (но даже тут надо класть денежку в фартук невесты), — отмечает Ксения Д. — Но такие вещи как выкуп, который происходит в обшарпанном подъезде старой малосемейки, или «маса маре», где человек ОБЯЗАН дарить деньги и, не дай бог, ещё и озвучивать сумму, — они мало способствуют ощущению чего-то праздничного и торжественного. В итоге со свадьбы уходишь пустой и с ощущением, что тебя где-то надули. На моей памяти самые искренние свадьбы «для своих» были с минимальным количеством традиций и с коробкой в углу ресторана, куда (ПО ЖЕЛАНИЮ) можно было положить деньги в фонд семье.
Откуда взялись эти новые, ранее не принятые в молдавских семьях правила, сейчас сказать трудно, — возможно, это станет предметом для отдельного исследования социологов. Вопрос в том, можно ли переломить эту нездоровую тенденцию и вернуться, что называется, к истокам, когда соединение двух любящих сердец было действительно волнующим и неповторимым событием, а не бизнес-проектом?
Лидия Чебан
Статья ( группа) на тему: Какие они, семейные традиции и обычаи цветущей Молдавии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и обычаи, как средство воспитания личности ребёнка.«Традиция» (от лат. tratitio — передача) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, вос…
НОД открытого занятия «Семейные традиции и обычаи на Руси»интегрированное занятие…
Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаВ мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к…
Какими бывают семейные традицииКакими быват семейные традиции…
Какие же семейные традиции может завести себе молодая семья?Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой,…
Консультация для родителей: Сущность семейных традиций и обычаев, их социальные функцииКонсультация для родителей: Сущность семейных традиций и обычаев, их социальные функции…
Презентация «Моя семья. Моя родословная» Необходимость приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи.Цель: необходимость приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи….
Молдавская свадьба: традиции и обычаи
Лучшее время для молдавской свадьбы – осень. Она особенно щедра на овощи и фрукты, которыми так богата Молдавия. Свадебные столы ломятся от вкуснейшего винограда, ароматных груш и яблок, удивительной величины сахарных арбузов и золотых дынь. Домашнее вино этой красивой страны славится на весь мир. Молдавские свадьбы всегда многолюдны, на них приглашают родню, друзей, близких, часто на празднике гуляет все село.
Молдавские свадебные традиции
Церемония начинается с того, что нашаулы приходят в дом невесты, где будет свадьба. Их встречают вышитыми рушниками, хлебом-солью. Жених дает старшей паре калач и по традиции просит, чтобы они стали посаженными на свадьбе. В это время свидетели, друзья и младшие сестры-братья жениха и невесты сзывают людей в дом.
Молдавские обычаи на свадьбе
Перед воротами дома становятся родственники невесты. Они встречают жениха с шафером и происходит обряд выкупа невесты. Жених втыкает в ворота нож. Если невеста дает согласие выйти замуж, свидетельница убирает нож и пропускает жениха в дом молодой. Пару благословляют родители, произнося душевные слова. Они держат старинные иконы, которые передаются от прабабушек и прадедушек следующему поколению.
После благословения молодые и гости едут в ЗАГС, а затем в храм – венчаться. Без родительского благословения пара не венчается – это грех. После всех официальных церемоний наступает время тожественного банкета. Родители встречают молодых с хлебом-солью на пороге дома или ресторана, где будет проходить банкет. Молодые откусывают по кусочку калача, что символизирует мир и благополучие в семье. Затем всех приглашают за богатые столы.
Наряды жениха и невесты
Молдавские национальные наряды очень яркие. Они украшены затейливой ручной вышивкой. Как правило, их вышивают по несколько лет, готовя к свадьбе – в этом есть схожесть с украинскими национальными традициями. От невесты в национальном платье с разноцветным бисером и бусами не оторвать глаз.
После того как девушку объявят женой, она накинет на голову большой шарф – прикроет волосы, что свидетельствует о замужнем статусе. В это время гости поют народные свадебные песни, а невесту заворачивают в подаренные богатые ковры и расшитые покрывала. Гости не скупятся на щедрые подношения.
Какие подарки дарят молодым
На молдавской свадьбе не принято жадничать. Каждый считает своим долгом одарить молодых как можно больше. Нашаулы обходят столы с корзинами и собирают в них деньги от гостей. Помимо денег, дарят драгоценности, вещи, бытовую технику, все, что пригодится в хозяйстве.
Интересно, что каждый, кто кладет деньги в корзинку, не прячет их в конверт, как у нас, а громко озвучивает сумму. Это старинный молдавский обычай. Деньги принято тратить на обустройство совместного дома. Обряд дарения сопровождается старинными национальными мелодиями. Затем следует обязательный танец ‘Хора’ и другие.
Свадьба, которая обычно длится 3 дня, богата весельем, плясками и песнями. Очень интересен ‘Танец масок’, которым завершают первый день гуляний. Невеста проявляет заботу о своих гостях, лично поднося каждому кусок праздничного торта.
Свадебные традиции разных стран очень интересны. Читайте о них на нашем сайте и пишите нам о своих обычаях.
Зимние тайны народов Молдовы
Молдавские традиции не забыты. В некоторых селах до сих пор местные жители ходят друг к другу в гости и разыгрывают настоящие сценки. И это здорово, что в закромах общей памяти народов, населяющих Молдову, немало интересных ритуалов, уходящих корнями глубоко в историю. Предлагаем вместе со Sputnik вспомнить интересные традиции наших предков.
Самая большая свинья к праздничному столу
Самый главный сказочный персонаж зимы, как мы знаем, у молдаван и румын именуется «Мош Крэчун». Но на нашей земле волшебного старика изначально звали «Мош Джерилэ», что практически идентично имени его русского «коллеги» Деда Мороза.
«Традиции не забыты. Во многих молдавских селах до сих пор в Сочельник практикуют рождественские колядки. Но это не просто хождение от дома к дому с песнями. Разыгрываются целые сцены из библейских сюжетов, посвященных Рождеству Иисуса Христа», — рассказал Николай Паскару, президент национального движения «Воевод», популяризирующий молдавские народные традиции.
По его словам, неотъемлемые элементы этого обряда – изображение звезды, которое носят на длинной палке, – символ Вифлеемской звезды из Евангелий.
«Когда я был ребенком, в ночь перед Рождеством все родственники приезжали домой, чтобы провести праздник все вместе — за одним столом. А еще закалывали свинью – таких размеров, чтобы ее мяса хватило на все зимние календы», — рассказал Паскару.
На день святого Василия, 14 января, отмечается народный праздник Плугушор (от слова «плуг»), где важным ритуальным элементом является облачение, как минимум, одного ряженого в «одеяние» козы – символа богатства и плодородия.
© Sputnik / И. Зенин
Новогодний праздник «Плугушор» на одной из улиц Кишинева.
В прежние времена, как правило, участники обрядовой части Плугушора водили с собой настоящую козу.
Плугушор – это также и длинное стихотворение, плод многовекового народного творчества.
Олешко: деды морозы объединяют постсоветское пространство>>>
«Весь этот пласт народной памяти, воплощенный в календарных праздниках, – настоящее богатство, доставшееся нам от предков. Неслучайно в 2013 году молдавские колядки были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Жаль, правда, что в нашей стране все это представляет интерес лишь для этнографов и энтузиастов, а нового добротного документального фильма о молдавских традициях я, честно говоря, не видел уже давно», — посетовал Паскару.
Самое главное имя
Председатель Союза ветеранов войны в Афганистане Республики Молдова Михаил Мокан – этнический болгарин, родом из бессарабского села Зализничное, ныне Болградского района Одесской области Украины. Он принадлежит к тому поколению, которое остается частью неразрывной цепи преемственности воззрений на народные праздники.
Как рассказал Михаил Михайлович, на его малой родине болгары в селах, приверженцы «старого стиля», юлианского календаря, традиционно тяготеют не к нынешней дате Нового года, а к дню святого Василия, который как раз и приходится на 14 января, на Старый Новый год.
«Раньше Васильев день отмечали в болгарских селах с гораздо большим размахом. Накрывали богатые столы, готовили блюда из свежей баранины. Василии в этот день пользовались особым вниманием. Была традиция (а где-то она есть и до сих пор) — пришедший в дом Василия поздравить с именинами, должен был умыть ему лицо. И этот первый гость становится самым желанным в доме», — рассказал Мокан.
Между Рождеством и Крещением и даже на Масленицу у болгар происходят танцы кукеров. Кукеры чем-то напоминают русских ряженых.
Мужчины надевают специальные маски, украшенные лентами, рогами, мехом, большими носами и другой атрибутикой, шерстяные одежды и устраивают шествия и пляски. Издревле проводились пляски кукеров – чтобы урожай в предстоящий сезон был обильным.
Конверт с письмом Мош Крэчуну
Колядуют словно по Гоголю
У гагаузов, помимо колядок, широко распространен обычай «сурва», основной атрибут которого – ветки фруктовых или вербовых деревьев, украшенные разноцветными бумажными полосками. В первый день Нового года девочки и мальчики обходят дома односельчан, поздравляют их, трижды ударяя домочадцев по спине прутиками, «сурваками», желая счастья, здоровья, плодородия, говорится в книге старшего научного сотрудника отдела этнологии гагаузов при Академии наук Молдовы Евдокии Сорочану.
Хозяйки обрывают кусочки бумажных полосок или веток и кладут их в куриные гнезда, чтобы куры в будущем году хорошо неслись. Детей одаривают конфетами, домашним печеньем, бубликами, мелкими монетами.
Украинцы Молдовы, как утверждают этнографы, колядуют практически так же, как описал когда-то великий Гоголь. На севере нашей страны, в украинских селах, от дома к дому в зимние праздники ходят щедривки – преимущественно молодые люди, как юноши, так и девушки. Они восхваляют хозяев, поют колядки, «посевают» их и дом зерном. Ряженый в образе козы тоже присутствует. Он одет в кожух мехом наружу.
В ночь перед Рождеством у украинцев особенно почитаются крестные родители, которым крестники несут вечерю – специальное угощение, в составе которого обязательно должна быть кутья, сладкая каша из зерен с медом и сухофруктами.
Дресс-код важен
«Народные традиции не забываются и в городах. Например, частыми гостями зимних вечеринок в Кишиневе становятся театральные группы, ежегодно готовящие номера с колядками и обрядовыми прославлениями. На недавно прошедшем фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Молдфест» тоже были колядующее – учащиеся младших классов одного из столичных лицеев», – рассказал актер, шоумен Александр Кожухарь.
У Александра каждый год тоже проходят новогодне-рождественские выступления по клубам и корпоративам.
«Чаще всего, конечно же, в образе Деда Мороза, которого, оказывается, ждут не только маленькие гости праздника, но и взрослые, желающие хотя бы один раз в году порезвиться, как делали это когда-то. Конкурсы я стараюсь придумывать сам – с детьми играем в бумажные и ватные снежки, – многим почему-то нравится закидывать этой атрибутикой именно Деда Мороза, – шарады, конечно же, с подарками», — добавил Кожухарь.
Ну, а какой же Дед Мороз без игр в заморозки! У детей такие конкурсы, кстати, развивают внимательность, скорость реакции, общительность. Шуточные состязание и призы любят и взрослые гости праздничных застолий. В этом случае Кожухарь, например, приглашает двух-трех девушек, которые «объявляются» елками, а мужчины должны их «нарядить» — передать им в руки побольше предметов, чьи названия начинаются на одну и ту же заранее объявленную букву. Хорошие организаторы новогодних торжеств в Кишиневе заранее оповещают о карнавальном формате встречи – даже водят дресс-код. И серьезные тети и дяди на один вечер становятся, например, Золушками, Джеками-Воробьями и другими популярными персонажами.
Все мы – братья-язычники
Загляните в Википедию, и прочтете, что молдавско-румынское слово «Крэчун», Рождество, – родственно древнерусскому народному названию рождественского поста — Корочун.
По предположению великого Карамзина, такое наименование происходит из-за короткого периода световых дней в этом посту. Этим же словом, но несколько в другой форме, «Карачун», обозначается рождественская ночь на западе Украины, в Словакии и Чехии. Так же именуют рождественский хлеб в Галиции. Ну, а корни самого слова – в имени славянского бога зимы, мороза, мрака и смерти Карачуна.
Есть сведения, что до XVIII века именно так в русских народных сказках величали Кощея Бессмертного. До сих пор кое-где в России о скончавшемся иногда говорят: «Вот и настал ему карачун». Да и сами зимние колядки с ряжеными – это отголосок чествования духов иного мира, чтобы те не чинили зла живым в самое холодное время в году.
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
© Sputnik / И. Зенин
Республика Молдова. Обрядовый зимний праздник Плугушор.
И. Зенин
Участники новогоднего обряда «Плугушор» — воспевание хлеба.
© Sputnik / Потирнике
Республика Молдова. Обрядовый зимний праздник Плугушор.
© Sputnik / И. Зенин
Республика Молдова. Обрядовый зимний праздник Плугушор.
© Sputnik / И. Зенин
Новогодний праздник «Плугушор» на одной из улиц Кишинева.
© Sputnik / И. Зенин
1 / 16
© Sputnik / Miroslav Rotari
Традиции святого Василия: ансамбль «Ватра Сатулуй» в гостях у Sputnik Молдова
Кумэтрия — Туристический портал Молдовы
Когда в молдавской семье рождается ребенок – это счастье. Родители новорожденного трепетно готовятся к обряду крещения младенца, задумываясь всерьез над тем, кому предоставить честь, быть Крестными Отцом и Матерью.
Прежде всего, необходимо выбрать церковь для торжественного обряда
Заранее обдумывается, кто может стать ребенку крестными родителями. Именно они участвуют в таинстве крещения и берут на себя ответственность за ребенка перед Богом. Крестные родители должны быть либо ровесниками родителей, либо моложе их и быть очень близкими к семье людьми — это залог их длительной и тесной связи с ребенком. Национальные традиции крещения детей в Молдове несколько отличаются от русских.
Так, например, главными родителями ребенка станут не крестные, а нанаши, которые присутствовали на свадьбе. На их плечах лежит вся ответственность за проведение обряда. Крестных же родителей, или кумовьев, может быть и пятьдесят человек. Это уж как родители пожелают. Но их роль, как правило, второстепенна. Есть и свои традиции грамотного приглашения на крестины.
Родители покупают калачи, вино и идут к друзьям или родственникам звать на праздник. Принятие калача свидетельствует о согласии хозяина дома стать вашим родственником. Но, как правило, соглашаются всегда, потому что, по другой традиции, от хлеба грешно отказываться. Если вы хотите выделить одного из крестных родителей, то на калач можно положить небольшой подарок. Потом родители и будущие кумовья немного выпивают, но не опустошают бутылку, потому что она рассчитана на всех последующих кумовьев.
Процедура крещения в среднем длится один час. В церковь приглашаются только главные участники церемонии: нанаши, кумовья и родственники. Нанашка раздает гостям крышму — небольшой сверток: василёк, полотенце и свечка, обмотанные лентой.
Каждый из присутствующих должен держать ее в руках до окончания церемонии. Затем следует традиционная для большинства стран процедура крещения: батюшка окунает ребенка в купель, поливая священной водой и читая молитву. Отличительной чертой является то, что в это время мать не присутствует в церкви.
Она находится на улице и ожидает до тех пор, пока нанашка не вынесет ей уже крещеного малыша. Батюшка читает молитву, и родители уезжают домой. Дома за огромным, полным еды и выпивки столом собираются все гости. Начинается настоящий праздник ребенка и его родителей. На столе нанашка расстилает плед или большое полотенце, на которое, по традиции, каждый из гостей должен положить какую-нибудь детскую вещь: чепчики, носочки, костюмчики, курточки — каждый по своим возможностям.
Нанашка же должна положить и вещь для мамы малыша. Это может быть кофточка или свитер. Затем ребенка укутывают в это одеяло, посыпают конфетами, чтобы жизнь всегда была сладкой. После всего этого гости собираются за столом и отдыхают. В полночь нанашка раздает калачи, в которые каждый из гостей по очереди должен положить свой подарок и сказать об этом вслух.
Принято, чтобы калач был полностью покрыт либо подарком, либо деньгами. После того как все подарки приняты, отец ребенка зажигает всем гостям свечи, собирает их воедино и на двери выжигает один большой крест.
Это, пожалуй, последняя традиция молдавских крестин. Потом гости продолжают веселиться. Крестины — праздник, посвященный ребенку, который вступает в лоно церкви. Именно об этом следует помнить и проводить его в соответствующем духе. Крестить ребенка можно с первого дня рождения, в любой день недели, кроме субботы (поминальный день).
Материал: Любовь Чегаровская
Фото: Андрей Саенко.
Молдавская свадьба — Туристический портал Молдовы
В стремлении ощутить полноту жизни человек создаёт семью. Семейный человек – счастливый человек. Началом этому служит свадьба или, как говорится в Молдавии, нунта, поэтому вступающие в брак стараются сделать этот день настоящим праздником.
По традиции в Молдове вначале жених вместе со старшим родственником приходит в дом к родителям невесты просить её руки и при их согласии назначают помолвку. На помолвке в присутствии близких родственников договариваются об особенностях проведения свадьбы. Обязательным является выбор нанашей – крёстных родителей будущей семьи.
Как правило, это уважаемая семейная пара, которая старше молодожёнов, но младше родителей. На протяжении всей жизни они будут наставниками и добрыми советчиками молодой семьи, помогая в решении многих проблем.
Те же, становясь для нанашей финами, обязаны почитать и прислушиваться к их мнению.
Сейчас свадьбы играют в ресторанах и залах для бракосочетаний. Но традиционно молдавская свадьба проходила в родительском доме.
С утра в Каса маре, красиво убраной главной комнате дома, дружки одевают невесту и поют ей прощальные с молодостью песни.
К обеду приходит жених с шаферами (друзьями) и если он с другого села, придётся преодолевать препятствия. Местные парни устраивают Вулпя, что в переводе означает лиса. Цепями преграждают дорогу, требуя выкуп в виде вина и денег.
Ритуал выкупа в шутливой форме ждёт их и у дома невесты, на этот раз с дружками, которые вместо подруги могут вывести переодетую старушку. Посмотреть на это зрелище приходят не только приглашённые, но и все жители села.
Когда торг окончен, к жениху выходит невеста в белом платье с фатой на голове, они получают благословение от родителей и направляются в загс, узаконить свои отношения, а затем в церковь, скрепить свой союз.
Современные свадебные торжества в Молдове отличаются относительной свободой в соблюдении ритуалов, но есть такие, которые неизменно соблюдаются большинством.
Главная особенность – праздничный стол, заставленный разнообразными вкусными блюдами, символизирующий богатую жизнь молодой семьи.
Весёлая музыка, зажигающие национальные танцы – жок, хора, пеленица, сырба, чуляндра – являются яркой составляющей молдавских свадеб.
Все гости обязаны дождаться важной свадебной церемонии – Маса маре ( главный стол), во время которого жених с невестой обходят все столы.
Каждому гостю родители наливают стакан домашнего вина, благодарят за честь, а те в свою очередь поздравляя молодых объявляют во всеуслышание о подарке. Как правило, это денежная сумма, причём нанаши, показывая всем пример дарят самую значимую.
Сохранился до наших дней и обряд посвящения невесты в замужнюю женщину. В центре зала на стуле с подушкой сидит жених с молодой женой на руках. Нанашка снимает с невесты венок с фатой, повязывает ей платок и передник. Женщины дарят утварь, необходимую в хозяйстве, за отворот платка кладут деньги. После чего начинается сладкий стол, разрезается свадебный торт или каравай, который раздаётся в обязательном порядке каждому гостю и свадьба может длиться до утра.