Культура Молдавии
Молдавия прекрасная страна в честь, которой назван город в Одесской области на Украине. Культура Молдавии, хотя и носит позаимствованный характер, все же имеет множество своих отличительных черт, которые стали отличным дополнением к мировой культуре.
Мировая Культура Молдавии
Молдавия – это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.
Религия Молдавии
Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.
Экономика Молдавии
Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.
Наука Молдавии
Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, наука Молдавии спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.
Искусство Молдавии
Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением
Кухня Молдавии
Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.
Обычаи и традиции Молдавии
Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.
Спорт Молдавии
Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.
Молдавские праздники и обычаи
Иван Купала
Молдавские праздники и обычаи несут на себе печать унаследованных от предков ценностей, которые консолидируют нацию и способствуют нашей самоидентификации. Справляемые Праздники отмечаются один или несколько дней, бывают с точной или меняющейся каждый год датой, посвященые божественным созданиям, людям, животным, птицам, растениям, земным и космическим событиям, традиционные праздники и обычаи знакомы нам, соблюдаются нами и сегодня. Нужно сказать, что Молдаване за многовековую историю облагородили свою жизнь красивыми праздниками и обычаями, полными глубокого смысла.
Система наших праздников и обычаев довольно сложна, она включает в себя традиции и ритуалы, верования и суеверия. По этой причине учёные ещё не пришли к единой всеобъемлющей классификации в этой области.
Праздник — день торжества, установленный в честь или в память каких-либо значительных событий, обычно сопровождается гуляньями, застольем, иногда официально объявляется выходным днем. Здесь следует упомянуть праздники, которые были признаны государственными, посвящёнными важным событиям в истории страны: 9 мая – День Победы над фашизмом, 27 августа – День независимости Республики Молдова, 31 августа – День родного языка.
Молдавский Проект / Proiectul Moldovenesc (Видео)
К счастью, В Молдове немало официальных праздников. К этой категории относятся и В число официальных праздников входят светские и некоторые религиозные православные праздники, которые перечислены ниже. Для начала перечислим их в хронологической последовательности.
Первый праздник по календарю – Новый год, отмечается 1 января. По традиции, Новый год празднуют в кругу семьи или с близкими друзьями. Далее следуют рождественские праздники, которые Молдавская православная церковь празднует 7–8 января. Первый весенний праздник – Мэрцишор, его отмечают 1 марта, когда в Молдове люди дарят родственникам и друзьям мэрцишоры – символы начала весны и новой жизни. Также в марте, 8-го числа, празднуется Международный женский день. Весной отмечают и большие религиозные праздники, дата проведения которых ежегодно меняется. Так, православная Пасха празднуется после первого полнолуния, которое следует за весенним равноденствием. Через неделю после начала пасхальных праздников православные отмечают Родительский день – поминовение покойных. В этот день принято приходить на могилы близких. Также праздничным днём является 1 мая – Международный день трудящихся. 9 мая празднуется День Победы. Как уже было упомянуто, День независимости Республики Молдова отмечается 27 августа, а спустя несколько дней, 31 августа, страна отмечает День родного языка. Важное место в списке календарных торжеств принадлежит праздникам религиозным. В первую очередь сюда относятся праздники, посвящённые Иисусу Христу (Рождество, Крещение, Пасха, Вознесение и т. д.), и дни празднования святых: Св. Василия, Св. Георгия, Св. Константина и Елены и других. Здесь необходимо упомянуть и храмовые праздники в городах и сёлах – дни святых покровителей церкви. У нас в стране существует традиция отмечать несколько видов храмовых (престольных) праздников – семьи, церкви, монастыря, населённого пункта.
Наиболее близкими духу нашего народа являются семейные праздники: свадьба, крестины и прочие. Самые красивые дошедшие до нас народные обычаи и ритуалы связаны именно с этой категорией праздников.
4 октября — Всемирный день защиты животных
Обычаи представляют собой различные фольклорные красочные действа, обладающие глубоким ритуальным значением, связанным с отношениями человека к природеи окружающему его миру своего рода неписаные правила человеческого поведения, передаваемые от поколения к поколению в устной форме.
У молдаван есть особые обычаи, связанные с взаимопомощью: клака при строительстве дома, помощь при рытье или чистке колодца; посиделки, на которых готовят приданое.
Молдавские обычаи сегодня принимают масштабные формы, в них сочетаются захватывающие старинные ритуалы и зрелищные торжественные церемонии. Поэтому очень важно осознать необходимость сохранения связи с нашим прошлым, с многовековыми традициями, защищать и продвигать наше духовное и материальное наследие.
Источник: moldovenii.md
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или в Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда. Новости наших партнеров
Зимние и новогодние традиции и обычаи молдаван — часть 1
Молдова — православная страна, в которой сохранилось много народных традиций, впитавших в себя богатейшее этническое многообразие, отражая уникальное историческое и культурное наследие.
Некоторые из этих традиций упоминал ещё в XVIII веке Дмитрий Кантемир в своей книге Descriptio antiqui et hodierni status Moldaviae (Описание древнего и современного состояния Молдавии).
Корреспондент Sputnik Молдова побеседовал с Сильвией Шарануцей, этнографом и музеографом, заслуженным деятелем Республики Молдова, и узнал какие самые почитаемые зимние традиции и обычаи в нашей стране.
К сожалению, в городах не все из далее упомянутых обычаев соблюдаются, но в селах до сих пор большую часть обрядов выполняют.
Одни из главных традиций молдаван в канун зимних праздников — колядки, хождение со звездой, плугушор, игра в маски, соркова, посев и многое другое.
Как принято готовиться к праздникам
Перед Новым годом и рождеством каждый дом и каждую семью посещал священник. Он приходил с иконой и крестом и благословлял дом и всех проживающих в нем.
Вечером, за день до праздника, дети отправлялись в гости к своим крестным родителям с «поклоном». В знак уважения крестным вручали тарелку со сластями, калачи и подарок, например, чашку, фартук или полотенце. Домой они тоже возвращались не с пустыми руками.
Утром, на кануне праздника, дети отправлялись со звездой и кочевали от дома к дому колядуя. Звезду с шестью или восьмью концами готовила каждая семья, имеющая детей. Ее создавали из цветной бумаги и других украшений. В центр звезды положено поместить изображение Богоматери или Иисуса Христа.
Ребята соответственно одевались и вознаграждались сластями. Считается, что, если хозяева встретили детей хорошо, значит и год будет счастливым.
Новогодний и рождественский стол
Обязательно на зимние праздники резали свинью. Это всегда было главным блюдом каждой семьи на Новый год и Рождество. Хозяйки готовили из свиного мяса голубцы, колбаски, свиные ушки, котлеты и другие блюда. Также пекли калачи, готовили холодец, кутья и на стол ставили красное вино.
Сейчас обязательным блюдом на празднике стал салат оливье, для кого-то селедка под шубой, а также красное вино, шампанское и цитрусовые.
О других обычаях и традициях молдавского народа читайте в следующей публикации.
Источник: ru.sputnik.md
Молдавские традиции и обычаи. Молдавия – обычаи и традиции. Уроженцы Молдовы в мировой культуре
, Украина и России , а также других соседних с Молдовой стран.
1. История
Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии . Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване , имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи . Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию , что наложило свой отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.
1.1. Средние века
В течение многих столетий после ухода римлян в году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских , а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.
Местное население начало идентифицировать себя под названием «Молдова» до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима «Молдаванин» , является пасторальная баллада «Миорица». Другим примером молдавской средневековой творчества является «легенда об основании Молдавского княжества». Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.
Церковь монастыря «Хинку»
Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV — первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.
С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.
Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киев и Львова , откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.
1.2. XIX века
Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове , входившей в состав Румынии , однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.
После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Держави
Похороны в Молдове, обычаи и традиции
Хотя в целом обычаи Молдовы во многом схожи с русскими, похоронные традиции здесь несколько отличаются. И это несмотря на то, что похороны проходят по православным традициям: и хоронят на 3 день, и поминают как положено, и отпевают в православной церкви. В чем же тогда различие? Дело в том, что похороны в Молдове в обязательном порядке богатые, красивые, торжественные. И неважно, кого хоронят: хоть чиновника, а хоть и простого рабочего. Многие здесь с самого юного возраста откладывают деньги на два самых важных в жизни события — свадьбу и похороны. Причем второе часто превосходит по затратам.
На похороны в Молдове приезжает очень много человек. Близкие покойного составляют список приглашенных, стараются никого не забыть. На одних похоронах порой собирается около 300, а то и больше человек.
По традиции до церемонии похорон гроб с телом находится дома, в отдельной комнате. Сюда же вносят специальный подсвечник, в который каждый, кто пришел попрощаться, ставит зажженную свечу. Прибывшие обязательно привозят цветы и деньги в качестве помощи семье. Лепестками этих цветов (а их собирается очень много) устилают дорогу перед гробом по пути на кладбище.
Поманы
Главная особенность похорон в Молдове — поманы.
Поманами называют ритуальные подарки. Их дарят члены семьи покойного из самого близкого окружения — дети, родители, супруг/супруга — всем прибывшим попрощаться. Отсюда и дороговизна похорон. При этом чем значимее был человек для покойного, тем более ценный ему преподносят поман. Обычно это постельное белье, одеяла, другой текстиль или посуда. А самым ценным гостям вручают даже мебель.
Считается, что для души важнее всего добрая память, а прибывшие на похороны, глядя на свои поманы, будут долго и с теплотой вспоминать покойного.
”Мосты”
Еще одна необычная традиция — мосты.
Так называют остановки во время похоронной процессии. После отпевания гроб с телом несут на кладбище, а по пути делают несколько остановок — 24 или 12 в зависимости от социального статуса покойного. На этих “мостах” оставляют сладости, свечи, иногда посуду или текстиль.
Поминки
Поминают в Молдове по традициям православия — на 3, 9 и 40 дни.
По местным обычаям трапезу также устраивают пышную: с выпивкой, множеством блюд, большим количеством гостей. Причем столы должны ломиться от еды не только сразу после похорон, но и на все последующие поминальные дни.
Есть еще интересный обычай: до 40 дня ставить в доме “дерево жизни” — сухую ветку, на которую вешают конфеты и печенье. Она символизирует хрупкость человеческой жизни, которая кажется “сладкой”. Ставят такое дерево как напоминание о покойном и в назидание всем присутствующим о скоротечности жизни.
На могилах по традициям православия ставят чаще всего кресты, хотя встречаются и стелы. Памятник тоже стараются поставить красивый, дорогой.
В ассортименте российского производителя памятников “Данила-Мастер” есть варианты христианского креста из гранита с барельефами в виде цветов.
Молдавские традиции и обычаи на зимние праздники | Культура
Как во всех народах, у молдаван есть ряд самобытных поверий и обычаев на новогодние и рождественские праздники. Рассмотрим некоторые из рождественских поверий, ведь уже скоро по всей шестой части суши православные восточного обряда будут справлять Рождество.
С особенностями молдавских зимних торжеств широкую общественность познакомила Сильвия Шарануца, этнограф и музеевед, заслуженный деятель культуры Молдавии. Разговор с культуроведом провели журналисты регионального филиала издания Sputnik.
На территории республики ныне проживает множество народов, среди которых есть православные и другие конфессиональные группы. Молдавия соблюдает все основные традиции и обычаи, стараясь отразить в себе черты каждого «кусочка мозаики» нации в целом.
Верования и традиции молдаван почерпнуты не только в христианских традициях, но и народных глубинных верованиях, язычестве. Культуролог рассказала журналистам о некоторых особенностях празднования молдаван в настоящее время.
Аграрная основа Молдавии во многом определила основные обычаи. Многие присущие праздникам ритуалы связаны так или иначе с сельским хозяйством.
Для иллюстрации музеевед привела живописный обычай «Плугушор», название которого, как легко догадаться, связано с плугом, возделыванием земли.
Главной целью ритуала является символическое вспахивание покрытой снегом земли, чтобы привлечь хороший урожай на будущий год. Земле отдают дань уважения.
Ранее он был очень распространён в сёлах и деревнях. В основном участие здесь принимали детвора и молодежь, которые собирались небольшими группами и расходились по селу.
Участники обходили подворья с импровизированным плугом и наряду с посещением проводили своеобразное колядование. В качестве музыкального фона использовали барабаны и бубенцы, а также громко кричали стихотворные поздравления или просто пританцовывали под возгласы «Хэй, хэй!» В общем и целом от поздравителей шумело и веселилось все село, песни, смех и добрые пожелания слышались на каждой улице. Главными домами для поздравлений были те, где жили девушки на выданье. Плужных колядников впускали в дома, угощали и обязательно одаривали.
Рассказала Сильвия также и об анималистических традиционных забавах.
Новый год и Рождество у молдаван никогда не встречали без праздничных ритуалов с участием животных. Сами участники праздничных представлений наряжались в костюмы зверюшек, частыми маскировками были «кэлуцул» (ло
Культура Молдавии — Википедия
Культура Молдавии — культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами населяющими Молдавию (в первую очередь — с молдавским народом), с молдавским языком и другими языками Молдавии, находится во взаимодействии с культурами Румынии, Украины и России, а также других соседних с Молдавией стран.
Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами. Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи. В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.
В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.
Средние века[править | править код]
Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица». Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день. Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины. Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.
Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта. Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV — первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства. Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.
Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.
Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдавии в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.
XIX век[править | править код]
После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдавией, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана. Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.
Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства, что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.
В течение 1812—1917 гг, когда Бессарабия входила в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры. Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников. Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).
В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).
Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.
Бессарабия в составе Румынии[править | править код]
- Основные статьи: Архитектура, Литература, Музыка.
После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое — с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %).[1]
Молдавская АССР[править | править код]
- Основные статьи: Архитектура, Литература, Музыка.
На развитие культуры в левобережных регионах Молдавии, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году. В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения. Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.
Молдавская ССР[править | править код]
- Основные статьи: Архитектура, Литература.
Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940—41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн — на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.
Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной, однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.
Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены[2], что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии. Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР. В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.
Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдавии. Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.
В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.
См. также: Государственные премии Молдавской ССР, Премии комсомола Молдавии имени Бориса Главана.
Музыка[править | править код]
- Основная статья: Музыка Молдавской ССР
В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна», а также группа эстрадных артистов. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги. В жанре патриотической песни работали Давид Григориевич Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.
После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, С. В. Златов, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковей, А. П. Люксембург, Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд, Д. Г. Федов, А. Б. Муляр, З. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.
Известность приобрели оперы «Грозован» Давида Гершфельда, «Сердце Домники» А. Г. Стырчи, «Клоп», «Революцией призванный», «Дракон» Э. Л. Лазарева. Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).
В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.
Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок», оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш», ансамбли «Кодру», «Лэутарий», группы «Норок», «Контемпоранул», «Оризонт», «Плай».
Исторический очерк[править | править код]
Распад СССР и обретение независимости сопровождались объявлением румынского языка в качестве единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса «Истории румын» в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужившими причиной Приднестровского конфликта. В 1992 году был опубликован декрет президента, согласно которому в 1994 году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причём экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об увольнении любого работника. Позже парламент Молдавии отложил языковую аттестацию. В 1994 году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялся молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.
Най — продольная многоствольная флейта, национальный музыкальный инструмент Молдавии.Строительство церквей[править | править код]
Конец XX — начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовский монастырь, Каприянский, Хынковский, Кафедральный собор Кишинёва и многие другие. Одновременно с приходом к власти партии коммунистов были восстановлены и снесённые ранее памятники Ленину в ряде населённых пунктов страны, реставрирован и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
Кинематограф[править | править код]
После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии «Молдова-фильм» резко сократилась. Новые фильмы после 1991 года практически не выпускаются. Если же и выпускаются, то обыкновенно это малометражные короткие фильмы. Вместе с тем, в 1989 году Александру Громовым была основана первая в республике специализированная киногазета «Lanterna magica», посвящённая вопросам как молдавского, так и мирового кинематографа.
Музыка[править | править код]
- Основная статья: Музыка в современной Молдавии
Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для неё характерно использование таких народных музыкальных инструментов как най, флуер и др. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за её пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы «Zdob şi Zdub» и «Гындул Мыцей», а также поп-певцы Аура, Рики Артезиану и др. Клеопатра Стратан — дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в 2006 году в возрасте трёх лет. В последние годы Молдавия участвует в конкурсе европейской песни — «Евровидении». В 2005 году за Молдавию выступала группа «Zdob şi Zdub», в 2006 — Наталия Гордиенко и Арсениум[3]. Вслед за Россией и Украиной, в Молдавии стартовал второй выпуск проекта «Фабрика де старурь» (аналог «Фабрики звезд»).
Языки[править | править код]
Молдавский язык (румынский язык) — государственный язык Молдавии. К распространённым в Молдавии языкам относятся также русский, украинский, гагаузский, болгарский.
Последствием Приднестровского конфликта явилась фактическая независимость Приднестровья, что привело к некоторому отдалению культур по разным берегам Днестра. В частности Приднестровье осталось на кириллическом алфавите, а основная Молдавия перешла на латиницу. Официальными языками в Приднестровье являются молдавский, русский и украинский. Однако, несмотря на это единственным рабочим языком в данном регионе является русский язык, а все попытки обратиться в органы местной либо центральной власти на двух остальных языках будут расценены как проявления национализма отвергнуты[источник не указан 1603 дня].
Изобразительное искусство[править | править код]
Среди современных молдавских художников следует отметить Станислава Семёновича Бабюка и его сына — Станислава Станиславовича Бабюк [4]. Они создали много картин разной тематики. Многие работы находятся в частных коллекциях Италии, Ирландии, США, России, Украины.
Юмор[править | править код]
В Молдавии юмор и смех органически слиты с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. Молдавию, которая соседствовала с другими дунайскими княжествами и некоторое время входила в состав Румынии, ещё в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное — радушным весельем.
Традиционными персонажами молдавского юмора являются Пэкалэ и Тындалэ.
Пресса[править | править код]
В Молдавии издаётся множество печатных изданий (журналов, газет), главные представители:
Праздники[править | править код]
Среди официальных праздников Молдавии Новый год, Рождество Христово, День независимости, День национального языка. Известным молдавским и румынским народным праздником является Мэрцишор — традиционный праздник встречи весны, который отмечается 1 марта. Большинством населения отмечается ряд православных праздников, среди которых особенно широко Пасха, Родительский день, Троица. C советского периода сохранилась традиция отмечать праздники 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая. Из новых праздников — Национальный день вина, праздновавшийся впервые в 2002 году.
Национальная кухня[править | править код]
Молдавская кухня — национальная кухня Молдавии. Молдавия расположена в регионе богатых природных возможностей, винограда, фруктов и разнообразных овощей, а также овцеводства и птицеводства, что обуславливает богатство и разнообразие национальной кухни.
Молдавская кухня складывалась под влиянием греческой, турецкой, балканской, западноевропейской, а позднее — украинской и русской кухонь, и тем не менее она отличается самобытностью[5].
Сказки[править | править код]
Среди многочисленных молдавских сказок распространение нашли Безымянный воин и Кырмыза. Широко известны такие фольклорные персонажи, как Фэт-Фрумос, Иляна Косынзяна, Балаур, Баба Докия.
Виноделие[править | править код]
Довольно давно Молдавия славится своими многочисленными винами, которые потребляются не только в Молдавии, но и в других странах. В 90-е годы был налажен экспорт вин в Россию, на Украину, в Белоруссию, Румынию, Болгарию и другие европейский страны. В 2006 году из-за подозрения в том, что молдавские вина содержат вредоносные ядохимикаты, ввоз вин был запрещён в Россию. В настоящее время ведутся переговоры по возобновлению экспорта винодельческой продукции в Россию.
Известные личности в культуре, связанные с Молдавией[править | править код]
- Пётр Могила (1597—1647)— Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси
- Дмитрий Кантемир (1673—1723)— молдавский и российский государственный деятель и историк.
- Дога, Евгений Дмитриевич (род. 1937) — молдавский советский композитор.
- Люксембург, Аркадий Петрович (род. 1939) — молдавско — американский композитор.
- Кодряну, Мария Петровна (род. 1949) — молдавская и советская певица
- Чепрага, Надежда Алексеевна (род. 1956) — молдавская и советская певица.
- Лотяну, Эмиль Владимирович (1936—2003) — советский, молдавский кинорежиссёр, сценарист, поэт.
- Жереги, Валерий Исаевич (род. 1948) — молдавский, российский советский кинорежиссёр и сценарист.
- Бернардацци, Александр Осипович (1831—1907) — русский архитектор.
- Щусев, Алексей Викторович (1873—1949) — русский и советский архитектор.
- Меднек, Валентин Петрович (1910—2008) — молдавский архитектор.
- Олейников, Илья Львович (1947—2012) — молдавский эстрадный актёр комического жанра и телеведущий.
- Тимофти, Михаил Васильевич (род. 1948) — молдавский режиссёр, актер, музыкант.
Источники по тексту[править | править код]
- Аксёнова Л. А., Себов Н. Д. Музыка // Молдавская Советская Социалистическая Республика. — Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. — С. 442—446.
- История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 96—112, 127—132, 168—172, 215—218, 278—285, 316—324. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4.
Библиография[править | править код]
- Stati V. Dicţionar moldovenesc-românesc. — Chişinău: Tipografia Centrală, 2003. — ISBN 9975-78-248-5.
- Dyer D.L. The Romanian Dialect of Moldova: A Study in Language and Politics. — Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 1999. — ISBN 0-7734-8037-4.
- Dyer D.L. Studies in Moldovan. — New York: Columbia University Press (East European Monographs), 1996. — ISBN 0-88033-351-0.
- Журнал «Октябрь», 1931—1932, №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
- Журнал «Молдова литерарэ» (Литературная Молдавия) за 1928-1931;
- журнал «Красная Бессарабия», 1932;
- Очинский И. В., проф., Два мира, ГИМ, Тирасполь, 1932;
- Газета «Социалистическая Молдавия» за 1931, 2/X, 27/X, 28/X-1/XII; за 1932, 1/IV;
- Державин К. Н., Литературное строительство в социалистической Молдавии;
- Очинский И. В., Иностранные влияния в Молдавской литературе;
- Молдавская ССР, культура Молдавии в советский период // Большая советская энциклопедия. (недоступная ссылка)
- Молдавская литература // Литературная энциклопедия. — 1934. — Т. 7.
- Национальный театр оперы и балета Республики Молдова (недоступная ссылка)
- Товарищество Русских Художников Молдовы
- Центр Современного Искусства, Кишинёв
- Монастыри Молдавии
- Театры и концерты
- Портал о молдавской музыке
- Вина Молдавии
- Религиозный состав населения по регионам Молдавии в 2004 году (рум.)
- Официальный сайт газеты «Комсомольская правда в Молдове»
- Музеи Кишинева