Многоступенчатый азербайджанский свадебный обряд 3 буквы: традиции и обычаи. Церемония преподнесения и демонстрации даров – Многоступенчатый азербайджанский свадебный обряд 3 буквы. Азербайджанская свадьба

Содержание

Многоступенчатый азербайджанский свадебный обряд 3 буквы. Азербайджанская свадьба

Так уж вышло, что в Азербайджане я хожу на свадьбы чаще, чем в России — фактов накопилось порядочно, и есть о чем рассказать. Сразу оговорюсь, что все написанное характерно не для столицы, где многие привносят современные свадебные традиции, а для городов поменьше. Кроме того, вся свадьба целиком и полностью зависит от людей, которые ее организовывают. Но я все-таки выбрала более-менее общие интересные факты, которые характерны для большинства свадеб на территории Азербайджана. Чтобы быть максимально объективной, я не стала основываться только на своем опыте и интернет-источниках, а порасспрашивала местных жителей, которые на свадьбы ходят чаще, чем я в свое время в универ) Итак, поехали!

Свадьбы здесь отмечают с размахом, в среднем количество гостей — человек 200-400, бывает и больше.

Приглашение обычно отправляется на главу семьи, но прийти может любой. Если количество человек не указано (а конкретное число почти никогда не пишут) — то может прийти хоть вся семья.

На свадьбу дарят деньги. Перед входом в ресторан стоит специальный ящик, куда гости кладут определенную сумму — она может быть разной, но меньше 50 манат практически никогда не дарят.

Подаренная сумма записывается. Делается это для того, чтобы знать, сколько дарить в следующий раз, когда на свадьбу позовут тебя: сумма должна быть не меньше той, что эта семья дарила на свадьбу твоей семье.

Если семье отправили приглашение, то хотя бы один человек должен прийти на свадьбу. Если не хочет оставаться — то может просто подарить деньги и уйти.

Свадьбы обычно две: женская и мужская. На первой присутствуют в основном гости со стороны невесты, на второй, соответственно, жениха. Самые близкие родственники и друзья, разумеется, присутствуют и там, и там.

На женской свадьбе невеста может выбрать платье абсолютно любого цвета, а вот для мужской, которая считается главной — это почти всегда белый наряд с красной лентой на поясе, символизирующей невинность.

Также невесты почти всегда выбирают корону в качестве непременного дополнения к свадебному платью. Украшения чаще всего берутся в аренду в специальных магазинах или непосредственно в салоне красоты.

Стоимость услуг в салоне (прическа-макияж-маникюр) напрямую зависит от мероприятия и статуса клиента: для невест все на порядок дороже.

Основные занятия на любой свадьбе — есть и танцевать. Собственно, эти занятия и чередуются на протяжении нескольких часов. Если это не свадьба твоего близкого родственника, то танцевать слишком часто не принято, но, если ты слишком засиделся, то «хозяйка» вечера (обычно это мама или сестра невесты/жениха) обязательно тебя вытащат.

Танцуют в основном под национальную музыку и песни, во второй половине мероприятия включают современные треки, под которые отрывается в основном молодежь. Но так бывает не каждой свадьбе.

Мужчины на свадьбах пьют водку, женщины — не пьют вообще, за редким исключением. Жениху, который вместе с невестой сидит в центре зала, отдельно от гостей, друзья часто передают алкоголь тайком, смешанный с соком или перелитый в банку с колой.

В ресторанах все заточено на проведение свадеб. Помимо того, что это большие, специально украшенные помещения, куда по-любому поместятся все гости, у ресторанов чаще всего свои фотографы, музыканты и ведущие.

Место за столом в ресторане стоит от 20 до 30 манат на человека. Бывает и дороже, о таких свадьбах обычно говорят еще долго.

Некоторые, чтобы сэкономить, готовят еду отдельно, сами, и приносят в ресторан. Тогда нужно только заплатить аренду ресторану (около 700 манат, в зависимости от ресторана)

Помимо танцев и еды гости приходят на свадьбу сфотографироваться. В зале работает фотограф от ресторана, который делает фотографии всех желающих с женихом невестой или с кем угодно. Снимки тут же распечатываются и отдаются гостям, один снимок в среднем стоит 2 маната.

Также всю свадьбу, начиная от сборов жениха и невесты и заканчивая их торжественным выходом из ресторана, снимают на видео. Получаются многочасовые записи на диске (или нескольких), которые потом пересматривают.

Свадьба в Азербайджане — мероприятие затратное. Помимо расходов на ресторан и сопутствующие вещи вроде украшений для автомобилей и дома есть еще традиционные подарки для жениха и невесты и, конечно же, приданное — джигиз. Сюда обычно входит и мебель, и посуда, и предметы быта… В общем, чем богаче семья — тем масштабнее джигиз.

Подарки для невесты и жениха упаковываются в красиво украшенные корзины (хонча). С ними обычно танцуют у дома невесты и дома жениха перед тем, как отправиться в ресторан.

Бриллианты — неотъемлемая часть свадеб. Комплект украшений непременно дарится невесте семьей жениха, также бывают подарки от обеих семей друг другу, а родственники, друзья и гости непременно надевают драгоценности на свадьбу.

В традиционной свадьбе достаточно много ритуалов. Например, после мужской свадьбы, когда невеста приходит в дом жениха, перед их ногами приносят в жертву барана и этой кровью мажут лоб невесты и жениха. После этого невеста разбивает посуду, а затем, перед домом, собирает

Свадебный обычай, 3 буквы, сканворд

Слово из 3 букв, первая буква — «С», вторая буква — «О», третья буква — «Р», слово на букву «С», последняя «Р». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Как 2 литра молока поместить в литровую банку? Показать ответ>>

Как «да» произнести как «нет»? Показать ответ>>

Как во поле на кургане Стоит курица с серьгами. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • «… да спор наводят на вздор»
  • «Невыносимые» из избы отходы.
  • Все ненужное
  • Выносить из избы
  • Его веником метут
  • Его из избы не выносят
  • Иголки, упавшие с ёлки
  • Крошки под ногами
  • Крошки, пылинки
  • Крошки, пыль на полу
  • Летит впереди веника
  • Мелкая грязь
  • Мелкие отходы
  • Мелкие сухие отбросы
  • Мелкий мусор, грязь
  • Мусор, хлам
  • На совок метён
  • Название некоторых озер или заливов (мелководных, с топким дном) в Казахстане, Зап. Сибири
  • Невыносимое содержание избы
  • Невыносимое содержимое избы
  • Ненужная мелочь
  • Ненужные, негодные вещи; хлам
  • Неубранные отходы
  • Обычай на свадьбе
  • Песок с ног входящих
  • Пылинки на полу
  • Пылинки, бумажки на полу
  • Пылинки, мелкая грязь
  • Свадебная традиция
  • Свадебный обычай
  • Содержимое совка
  • Сухие отбросы
  • То, с чем борется пылесос
  • То, что частенько не доходит до урны
  • Традиция на свадьбе
  • Что сметают на совок?
  • Что собирают с помощью совка и веника
  • Шелупонь

Случайный анекдот:

Боюсь огорчить, но результаты Вашего вскрытия…

Ещё анекдоты>>

Знаете ли Вы?

Крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырнуть.

Ещё факты>>

Свадебный обычай 3 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Мелкие сухие отбросы, мелкий мусор

Ответ: Сор

Вопрос: Выносить из избы

Ответ: Сор

Вопрос: Мелкие сухие отбросы

Ответ: Сор

Вопрос: Мелкий мусор, грязь

Ответ: Сор

Вопрос: Название некоторых озер или заливов (мелководных, с топким дном) в Казахстане, Зап. Сибири

Ответ: Сор

Вопрос: Ненужные, негодные вещи; хлам

Ответ: Сор

Вопрос: Солончаковая впадина в среднеазиатских пустынях

Ответ: Сор

Вопрос: То, что частенько не доходит до урны

Ответ: Сор

Вопрос: Что собирают с помощью совка и веника

Ответ: Сор

Вопрос: Все ненужное

Ответ: Сор

Вопрос: Мелкий мусор

Ответ: Сор

Вопрос: Невыносимое содержимое избы

Ответ: Сор

Вопрос: Грязь

Ответ: Сор

Вопрос: Ненужная мелочь

Ответ: Сор

Вопрос: Песок с ног входящих

Ответ: Сор

Вопрос: Шелупонь

Ответ: Сор

Вопрос: «… да спор наводят на вздор»

Ответ: Сор

Вопрос: Невыносимое содержание избы

Ответ: Сор

Вопрос: Мусор, хлам

Ответ: Сор

Вопрос: Содержимое совка

Ответ: Сор

Вопрос: Его из избы не выносят

Ответ: Сор

Вопрос: Пылинки на полу

Ответ: Сор

Вопрос: Неубранные отходы

Ответ: Сор

Вопрос: То, с чем борется пылесос

Ответ: Сор

Вопрос: Что сметают на совок?

Ответ: Сор

Вопрос: Сухие отбросы

Ответ: Сор

Вопрос: Свадебный обычай

Ответ: Сор

Вопрос: Крошки под ногами

Ответ: Сор

Вопрос: Традиция на свадьбе

Ответ: Сор

Вопрос: Свадебная традиция

Ответ: Сор

Вопрос: Обычай на свадьбе

Ответ: Сор

Вопрос: Мелкие отходы

Ответ: Сор

Вопрос: Крошки, пыль на полу

Ответ: Сор

Вопрос: Его веником метут

Ответ: Сор

Вопрос: Крошки, пылинки

Ответ: Сор

Вопрос: Летит впереди веника

Ответ: Сор

Вопрос: Пылинки, бумажки на полу

Ответ: Сор

Вопрос: На совок метён

Ответ: Сор

Вопрос: Иголки, упавшие с ёлки

Ответ: Сор

Вопрос:

Порядок, обряд 3 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Устар. книжн. порядок, обряд

Ответ: Чин

Вопрос: Также ирон. чиновник, служащий, представитель какого-нибудь ведомства

Ответ: Чин

Вопрос: У военных и гражданских служащих: служебный разряд(класс)

Ответ: Чин

Вопрос: Актёр Мяо …

Ответ: Чин

Вопрос: Актёр Чарли …

Ответ: Чин

Вопрос: Мужское имя (вьетнамское)

Ответ: Чин

Вопрос: Звание

Ответ: Чин

Вопрос: Порядок, обряд

Ответ: Чин

Вопрос: Служебный разряд

Ответ: Чин

Вопрос: Степень служебного положения государственных гражданских и военных служащих; разряд, класс

Ответ: Чин

Вопрос: Штат в Мьянме на северо-западе страны, столица

Ответ: Чин

Вопрос: Горизонтальный ряд икон, объединенных по строго установленному принципу (в составе иконостаса)

Ответ: Чин

Вопрос: Служебн. разряд гражданс. служащих

Ответ: Чин

Вопрос: «Наш … не любит овчин» (посл.)

Ответ: Чин

Вопрос: Городовой, канцлер, дьяк

Ответ: Чин

Вопрос: Порядок, обряд (устар.)

Ответ: Чин

Вопрос: Ранг бюрократа

Ответ: Чин

Вопрос: … чинарём

Ответ: Чин

Вопрос: Ранг

Ответ: Чин

Вопрос: Горизонтальный ряд икон

Ответ: Чин

Вопрос: Ряд икон в иконостасе

Ответ: Чин

Вопрос: Всё будет … чинарём

Ответ: Чин

Вопрос: Ранг госслужащего

Ответ: Чин

Вопрос: Полковник или генерал

Ответ: Чин

Вопрос: Сан, звание

Ответ: Чин

Вопрос: Служебное звание военных

Ответ: Чин

Вопрос: Служебный разряд военных

Ответ: Чин

Вопрос: Ступенька в табеле о рангах

Ответ: Чин

Вопрос: Должностное положение, сан

Ответ: Чин

Вопрос: Служебный разряд военных и гражданских служащих

Ответ: Чин

Вопрос: Общественное положение человека

Ответ: Чин

Вопрос: Степень служебного положения государственных служащих

Ответ: Чин

Вопрос: Тот, кто занимает административную должность

Ответ:

Азербайджанский свадебный обряд — Википедия

Азербайджанский свадебный обряд (азерб. Azərbaycanın toy adətləri) является одним из наиболее значительных и торжественных[1]семейных обрядов азербайджанского народа. Он сложен и многоступенчат, связан с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов[2]. Старинная азербайджанская свадьба представляет собой цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат[1]. Сама свадьба складывается из трёх этапов: досвадебный период (сватовство, обручение, заключение брака)[2], свадьба и послесвадебный период[3]. Свадебные элементы азербайджанского народа повлияли на культуры и других народов, живущих в Азербайджане, в том числе на культуру лезгин[2], хыналыгцев[4], цахурцев.

Структура обряда

После самостоятельного принятия решения о вступлении в брак разворачивается формальная свадебная процедура, начинающаяся с получения предварительного согласия родителей невесты («сез кясди»)[5].

Гыз гёрме

Первейшим условием свадьбы являются такие обычаи, как «гыз гёрме» (смотрины), «гыз бейенме» (одобрение выбора). Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Так, ближайшие родственницы парня, собравшегося жениться, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница[3].

Сватовство

После того, как выбор жениха был одобрен, назначается день посылки сватов в дом девушки.

В «главном» сватовстве принимают участие наиболее уважаемые, старшие по возрасту родственники жениха и получение отказа было бы чувствительным ударом по престижу этих людей. Для получения предварительного согласия обычно в дом невесты отправляется кто-либо из пожилых родственников жениха, или в крайнем случае старшая сестра. Раньше традиция требовала неоднократного «отказа» по разным мотивам, но позже этот момент значительно упростился. Считается, что основную роль в этом сыграл тот факт, что выбор будущего спутника жизни стал равноправным и глубоко личным делом молодых людей[5].

При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, то есть одним из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к сватам, направляющимся из дома парня в дом девушки, по дороге примыкали и тёмные силы, старающиеся не допустить свершения доброго дела, стремившиеся к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и ни с чем вернулись бы обратно. В связи с этим на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Злые силы, испугавшись сделанной из металла иглы, якобы, не отважатся покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки[3].

Сватовство является непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке[1].

Выплата башлыга

В прошлом в Азербайджане был распространен обычай выплаты «башлыга» за невесту стороной жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Однако этот обычай был распространен в Азербайджане не везде. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга было запрещено[1].

Обручения

За сватовством следовал обряд обручения. После того, как родители девушки (прежде всего отец) соглашаются выдать дочь замуж, то жених в доме невесты угощает своих новых родственников чаем и сладостями. Процесс обручения у шахсевенов, этнографической группы азербайджанцев, в 1908 году описывался так[6]:

Шахсевянды совершают браки по старинным обычаям. Если отец девицы соглашается выдать дочь замуж, то жених должен прежде всего угостить в доме невесты новых своих свойственников чаем и сладостями, что называется обручением.

Период после обручения и до свадьбы — особый период жизни молодых людей. Ранее сам срок этого этапа был довольно значительным, достигая порой нескольких лет. Считается, что это было связано с трудностями материального порядка — необходимостью подготовиться к предстоящим дорогостоящим свадебным мероприятиям. Позже этот период был значительно сокращён[5].

Кебин

Регистрация брака («кебин кесмек») происходит за несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон[7]. В брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной, записывалась гарантируемая сумма («мэхр»), то есть гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа[1].

Свадьба

За несколько дней до свадьбы проводится обряд «ев бяземек» (украшение дома), заключающийся в том, что в этот день приданое («джехиз»)[8] невесты перевозится в дом жениха. Основная цель этого обычая — обеспечение молодой пары всем необходимым начала совместной жизни. Поэтому в приданом основное место занимают мебель, посуда, предметы домашнего обихода[5].

Выделяют, как правило, «женскую» свадьбу (обряд «палтар кэсди»), и основную, так называемую, «мужскую» свадьбу[8]. На свадьбе обычно звучит национальная музыка[5].

Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония «помазания хны». На неё приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек c музыкантами. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. Обряд нанесения хны в различных районах Азербайджана называется по-разному: в Шеки — «пиршество невесты», в Товузе — «демонстрация девушки», в Масаллы и Ленкорани — «сбор у девушки», в Губе — «нанесение хны», на Абшероне — «хнанане». В ночь «хына гойма» (накладывание хны) жених с шаферами по обычаю приходят в дом невесты за «той паи» (доля свадьбы) и забирают барашка и курицу, давая взамен подарки и деньги. По традиции той паи полагалось украсть, но в 80-е годы его заранее готовили и сами отдавали жениху. рон до середины ладони). Иногда музыканты остаются в доме невесты и веселье, танцы продолжаются до утра[9].

Утром второго дня свадьбы в доме жениха бывают танцы. В некоторых селах еще сохранился обычай устраивать на свадьбе борьбу — «гюлеш». Ещё в 70-е годы эта традиция в азербайджанских селах существовала повсеместно. На свадьбу специально собирались померяться силой, ловкостью прославленные борцы из разных сел[9]. К концу свадьбы в дом невесты отправляется караван (в наши дни — караван машин), чтобы привести невесту в дом жениха («гялин гятирмэ»). На обратном пути караван с женихом и невестой задерживают мальчики для получения какого либо подарка («хэлэт»)[5].

Обе ладони невесты перевязывают белыми или красными платочками, под которые вкладывают деньги, которые берут янга жениха и невесты, развязывая невесте руки накануне брачной ночи[9].

После свадьбы

Через несколько дней после свадьбы проводится обряд «узэ чыхды» (открытия лица), символизирующий окончание периода «избегания». В прошлом по традиции молодая невестка в течение месяца после свадьбы не выходила за пределы двора, а первые несколько дней даже из своей комнаты. Неделю она не разговаривала со свекром и свекровью. После же обряда «узэ чыхды» самые близкие родственники невесты (без матери и отца) и жениха собираются в его доме, поздравляют новобрачных, дарят им ценные подарки или вручают деньги[5]

Видео по теме

Изменения в свадебном обряде

Несмотря на значительную традиционность, в последние десятилетия азербайджанская свадьба всё же испытала определенные изменения[10]. Так, широкое распространение получили фотографирование молодых в день свадьбы, белое платье в качестве свадебного наряда невесты[9]. В частности, значительно смягчилась строгость самого свадебного скрывания молодых. Жених, а изредка и невеста, могут сидеть за свадебным столом вместе с гостями. Жених в последние годы также получил право присутствовать на обручении[10]. Особенно динамичны все эти изменения в городской свадьбе. Считается, что и в сельской свадьбе в ближайшие годы будут продолжаться дальнейшие изменения. Одной из тенденций считается отказ от «свадьбы без новобрачных», от традиций свадебного скрывания невесты[9]. Также сократился сам срок проведения свадьбы. Если раньше азербайджанская свадьба могла продолжаться до 3 и даже 7 дней, то в наши дни она, как правило, проходит в один день[5].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Оригинальный текст (рус.)

    Одним из наиболее значительных и торжественных семейных праздников остается свадьба. Старинная азербайджанская свадьба — цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат.

    Сватовство же еще и в эти годы было непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке. За сватовством следовал обряд обручения. Непременным элементом свадебного цикла в прошлом была плата «башлыга», которую вносиля сторона жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Но далеко не везде в Азербайджане этот обычай был распространен. Иногда основной свадебной платой становилась не выплата наличными, а гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа. Эта гарантируемая сумма («мэхр») записывалась в брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга запрещено.

  2. 1 2 3 М. А. Аббасова. Свадебная обрядность лезгин Азербайджана (традиции и новации). — Академия наук Азербайджанской ССР. Доклады: Элм, 1988. — Т. 44.

    Оригинальный текст (рус.)

    Лезгинская свадебная обрядность, как и азербайджанская, сложна и многоступенчата, связана с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов (сватовство, обручение, заключение брака, свадьба и послесвадебный период). (стр. 81)

    Этнографические материалы и наши наблюдения показывают, что на свадебную обрядность лезгин Азербайджана значительное влияние оказывают азербайджанские свадьбы. (стр. 83)

  3. 1 2 3 Н. В. Малышева, Н. Н. Волощук. Крым: соцветие национальных культур : традиции, обычаи, праздники, обряды. — Бизнес Информ, 2001. — С. 15.

    Оригинальный текст (рус.)

    АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СВАДЬБА Складывается из трех этапов: досвадебный период, свадьба и послесвадебный период. Обычаи гыз чёрме (смотрины), гыз бейенме (одобрение выбора) являются первейшим условием свадьбы. Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Ближайшие родственницы парня, который собирается создать семью, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница. Затем назначается день посылки сватов в дом девушки. При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к направляющимся из дома парня в дом девушки сватам по дороге примыкали и тёмные силы, которые старались не допустить свершения доброго дела, стремились к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и вернулись бы обратно ни с чем. Поэтому на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Испугавшись сделанной из металла иглы, злые силы, якобы, не отваживались покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки.

  4. П. Г. Волкова. Хыналыг / Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. — Кавказский этнографический сборник: Издательство Академии наук СССР, 1980. — Т. 108. — С. 60.

    Оригинальный текст (рус.)

    Современная культура хыналыгцев, как показывают приведенные материалы, имеет несколько пластов. Это общекавказский, который роднит её с культурой многих кавказских народов, и прежде всего с горскими народами (тип поселения, элементы костюма), азербайджанский пласт (в частности, фольклор, элементы свадьбы, костюма, пищи), и новый, свидетельствующий о процессах урбанизации и модернизации в бытовой культуре этого народа.

  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 А. А. Аббасов. Образ жизни в новых городах Азербайджана. — Элм, 1987. — 199 с.
  6. Отдельный гвардейский корпус. Штаб. Военный сборник. — В типпографии Е. Праца, 1908. — Т. 51.
  7. Наргиз Кулиева. Свадебные обряды азербайджанцев // журнал : İRS.
  8. 1 2 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Ни одна азербайджанская свадьба в прошлом не проходила без сбора денег с приглашенных. Это было неотъемлемым элементом как «женской» свадьбы (обряд «палтар кэсди»), так и основной, так называемой, «мужской».

  9. 1 2 3 4 5 Н. С Полищук, Т. С. Макашина. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья. — Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая: Российская академия наук, 1993. — 201 с.
  10. 1 2 О. А. Ганцкая, И. А. Гришаев. Семья: традиции и современность. — 1990. — С. 172-174. — 255 с.

Ссылки

Азербайджанский свадебный обряд — Википедия

Азербайджанский свадебный обряд (азерб. Azərbaycanın toy adətləri) является одним из наиболее значительных и торжественных[1]семейных обрядов азербайджанского народа. Он сложен и многоступенчат, связан с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов[2]. Старинная азербайджанская свадьба представляет собой цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат[1]. Сама свадьба складывается из трёх этапов: досвадебный период (сватовство, обручение, заключение брака)[2], свадьба и послесвадебный период[3]. Свадебные элементы азербайджанского народа повлияли на культуры и других народов, живущих в Азербайджане, в том числе на культуру лезгин[2], хыналыгцев[4], цахурцев.

Структура обряда

После самостоятельного принятия решения о вступлении в брак разворачивается формальная свадебная процедура, начинающаяся с получения предварительного согласия родителей невесты («сез кясди»)[5].

Гыз гёрме

Первейшим условием свадьбы являются такие обычаи, как «гыз гёрме» (смотрины), «гыз бейенме» (одобрение выбора). Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Так, ближайшие родственницы парня, собравшегося жениться, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница[3].

Сватовство

После того, как выбор жениха был одобрен, назначается день посылки сватов в дом девушки.

В «главном» сватовстве принимают участие наиболее уважаемые, старшие по возрасту родственники жениха и получение отказа было бы чувствительным ударом по престижу этих людей. Для получения предварительного согласия обычно в дом невесты отправляется кто-либо из пожилых родственников жениха, или в крайнем случае старшая сестра. Раньше традиция требовала неоднократного «отказа» по разным мотивам, но позже этот момент значительно упростился. Считается, что основную роль в этом сыграл тот факт, что выбор будущего спутника жизни стал равноправным и глубоко личным делом молодых людей[5].

При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, то есть одним из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к сватам, направляющимся из дома парня в дом девушки, по дороге примыкали и тёмные силы, старающиеся не допустить свершения доброго дела, стремившиеся к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и ни с чем вернулись бы обратно. В связи с этим на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Злые силы, испугавшись сделанной из металла иглы, якобы, не отважатся покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки[3].

Сватовство является непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке[1].

Выплата башлыга

В прошлом в Азербайджане был распространен обычай выплаты «башлыга» за невесту стороной жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Однако этот обычай был распространен в Азербайджане не везде. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга было запрещено[1].

Обручения

За сватовством следовал обряд обручения. После того, как родители девушки (прежде всего отец) соглашаются выдать дочь замуж, то жених в доме невесты угощает своих новых родственников чаем и сладостями. Процесс обручения у шахсевенов, этнографической группы азербайджанцев, в 1908 году описывался так[6]:

Шахсевянды совершают браки по старинным обычаям. Если отец девицы соглашается выдать дочь замуж, то жених должен прежде всего угостить в доме невесты новых своих свойственников чаем и сладостями, что называется обручением.

Период после обручения и до свадьбы — особый период жизни молодых людей. Ранее сам срок этого этапа был довольно значительным, достигая порой нескольких лет. Считается, что это было связано с трудностями материального порядка — необходимостью подготовиться к предстоящим дорогостоящим свадебным мероприятиям. Позже этот период был значительно сокращён[5].

Кебин

Регистрация брака («кебин кесмек») происходит за несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон[7]. В брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной, записывалась гарантируемая сумма («мэхр»), то есть гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа[1].

Свадьба

За несколько дней до свадьбы проводится обряд «ев бяземек» (украшение дома), заключающийся в том, что в этот день приданое («джехиз»)[8] невесты перевозится в дом жениха. Основная цель этого обычая — обеспечение молодой пары всем необходимым начала совместной жизни. Поэтому в приданом основное место занимают мебель, посуда, предметы домашнего обихода[5].

Выделяют, как правило, «женскую» свадьбу (обряд «палтар кэсди»), и основную, так называемую, «мужскую» свадьбу[8]. На свадьбе обычно звучит национальная музыка[5].

Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония «помазания хны». На неё приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек c музыкантами. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. Обряд нанесения хны в различных районах Азербайджана называется по-разному: в Шеки — «пиршество невесты», в Товузе — «демонстрация девушки», в Масаллы и Ленкорани — «сбор у девушки», в Губе — «нанесение хны», на Абшероне — «хнанане». В ночь «хына гойма» (накладывание хны) жених с шаферами по обычаю приходят в дом невесты за «той паи» (доля свадьбы) и забирают барашка и курицу, давая взамен подарки и деньги. По традиции той паи полагалось украсть, но в 80-е годы его заранее готовили и сами отдавали жениху. рон до середины ладони). Иногда музыканты остаются в доме невесты и веселье, танцы продолжаются до утра[9].

Утром второго дня свадьбы в доме жениха бывают танцы. В некоторых селах еще сохранился обычай устраивать на свадьбе борьбу — «гюлеш». Ещё в 70-е годы эта традиция в азербайджанских селах существовала повсеместно. На свадьбу специально собирались померяться силой, ловкостью прославленные борцы из разных сел[9]. К концу свадьбы в дом невесты отправляется караван (в наши дни — караван машин), чтобы привести невесту в дом жениха («гялин гятирмэ»). На обратном пути караван с женихом и невестой задерживают мальчики для получения какого либо подарка («хэлэт»)[5].

Обе ладони невесты перевязывают белыми или красными платочками, под которые вкладывают деньги, которые берут янга жениха и невесты, развязывая невесте руки накануне брачной ночи[9].

После свадьбы

Через несколько дней после свадьбы проводится обряд «узэ чыхды» (открытия лица), символизирующий окончание периода «избегания». В прошлом по традиции молодая невестка в течение месяца после свадьбы не выходила за пределы двора, а первые несколько дней даже из своей комнаты. Неделю она не разговаривала со свекром и свекровью. После же обряда «узэ чыхды» самые близкие родственники невесты (без матери и отца) и жениха собираются в его доме, поздравляют новобрачных, дарят им ценные подарки или вручают деньги[5]

Изменения в свадебном обряде

Несмотря на значительную традиционность, в последние десятилетия азербайджанская свадьба всё же испытала определенные изменения[10]. Так, широкое распространение получили фотографирование молодых в день свадьбы, белое платье в качестве свадебного наряда невесты[9]. В частности, значительно смягчилась строгость самого свадебного скрывания молодых. Жених, а изредка и невеста, могут сидеть за свадебным столом вместе с гостями. Жених в последние годы также получил право присутствовать на обручении[10]. Особенно динамичны все эти изменения в городской свадьбе. Считается, что и в сельской свадьбе в ближайшие годы будут продолжаться дальнейшие изменения. Одной из тенденций считается отказ от «свадьбы без новобрачных», от традиций свадебного скрывания невесты[9]. Также сократился сам срок проведения свадьбы. Если раньше азербайджанская свадьба могла продолжаться до 3 и даже 7 дней, то в наши дни она, как правило, проходит в один день[5].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Оригинальный текст (рус.)

    Одним из наиболее значительных и торжественных семейных праздников остается свадьба. Старинная азербайджанская свадьба — цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат.

    Сватовство же еще и в эти годы было непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке. За сватовством следовал обряд обручения. Непременным элементом свадебного цикла в прошлом была плата «башлыга», которую вносиля сторона жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Но далеко не везде в Азербайджане этот обычай был распространен. Иногда основной свадебной платой становилась не выплата наличными, а гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа. Эта гарантируемая сумма («мэхр») записывалась в брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга запрещено.

  2. 1 2 3 М. А. Аббасова. Свадебная обрядность лезгин Азербайджана (традиции и новации). — Академия наук Азербайджанской ССР. Доклады: Элм, 1988. — Т. 44.

    Оригинальный текст (рус.)

    Лезгинская свадебная обрядность, как и азербайджанская, сложна и многоступенчата, связана с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов (сватовство, обручение, заключение брака, свадьба и послесвадебный период). (стр. 81)

    Этнографические материалы и наши наблюдения показывают, что на свадебную обрядность лезгин Азербайджана значительное влияние оказывают азербайджанские свадьбы. (стр. 83)

  3. 1 2 3 Н. В. Малышева, Н. Н. Волощук. Крым: соцветие национальных культур : традиции, обычаи, праздники, обряды. — Бизнес Информ, 2001. — С. 15.

    Оригинальный текст (рус.)

    АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СВАДЬБА Складывается из трех этапов: досвадебный период, свадьба и послесвадебный период. Обычаи гыз чёрме (смотрины), гыз бейенме (одобрение выбора) являются первейшим условием свадьбы. Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Ближайшие родственницы парня, который собирается создать семью, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница. Затем назначается день посылки сватов в дом девушки. При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к направляющимся из дома парня в дом девушки сватам по дороге примыкали и тёмные силы, которые старались не допустить свершения доброго дела, стремились к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и вернулись бы обратно ни с чем. Поэтому на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Испугавшись сделанной из металла иглы, злые силы, якобы, не отваживались покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки.

  4. П. Г. Волкова. Хыналыг / Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. — Кавказский этнографический сборник: Издательство Академии наук СССР, 1980. — Т. 108. — С. 60.

    Оригинальный текст (рус.)

    Современная культура хыналыгцев, как показывают приведенные материалы, имеет несколько пластов. Это общекавказский, который роднит её с культурой многих кавказских народов, и прежде всего с горскими народами (тип поселения, элементы костюма), азербайджанский пласт (в частности, фольклор, элементы свадьбы, костюма, пищи), и новый, свидетельствующий о процессах урбанизации и модернизации в бытовой культуре этого народа.

  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 А. А. Аббасов. Образ жизни в новых городах Азербайджана. — Элм, 1987. — 199 с.
  6. Отдельный гвардейский корпус. Штаб. Военный сборник. — В типпографии Е. Праца, 1908. — Т. 51.
  7. Наргиз Кулиева. Свадебные обряды азербайджанцев // журнал : İRS.
  8. 1 2 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Ни одна азербайджанская свадьба в прошлом не проходила без сбора денег с приглашенных. Это было неотъемлемым элементом как «женской» свадьбы (обряд «палтар кэсди»), так и основной, так называемой, «мужской».

  9. 1 2 3 4 5 Н. С Полищук, Т. С. Макашина. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья. — Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая: Российская академия наук, 1993. — 201 с.
  10. 1 2 О. А. Ганцкая, И. А. Гришаев. Семья: традиции и современность. — 1990. — С. 172-174. — 255 с.

Ссылки

Азербайджанский свадебный обряд — Википедия

Азербайджанский свадебный обряд (азерб. Azərbaycanın toy adətləri) является одним из наиболее значительных и торжественных[1]семейных обрядов азербайджанского народа. Он сложен и многоступенчат, связан с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов[2]. Старинная азербайджанская свадьба представляет собой цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат[1]. Сама свадьба складывается из трёх этапов: досвадебный период (сватовство, обручение, заключение брака)[2], свадьба и послесвадебный период[3]. Свадебные элементы азербайджанского народа повлияли на культуры и других народов, живущих в Азербайджане, в том числе на культуру лезгин[2], хыналыгцев[4], цахурцев.

Структура обряда

После самостоятельного принятия решения о вступлении в брак разворачивается формальная свадебная процедура, начинающаяся с получения предварительного согласия родителей невесты («сез кясди»)[5].

Гыз гёрме

Первейшим условием свадьбы являются такие обычаи, как «гыз гёрме» (смотрины), «гыз бейенме» (одобрение выбора). Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Так, ближайшие родственницы парня, собравшегося жениться, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница[3].

Сватовство

После того, как выбор жениха был одобрен, назначается день посылки сватов в дом девушки.

В «главном» сватовстве принимают участие наиболее уважаемые, старшие по возрасту родственники жениха и получение отказа было бы чувствительным ударом по престижу этих людей. Для получения предварительного согласия обычно в дом невесты отправляется кто-либо из пожилых родственников жениха, или в крайнем случае старшая сестра. Раньше традиция требовала неоднократного «отказа» по разным мотивам, но позже этот момент значительно упростился. Считается, что основную роль в этом сыграл тот факт, что выбор будущего спутника жизни стал равноправным и глубоко личным делом молодых людей[5].

При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, то есть одним из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к сватам, направляющимся из дома парня в дом девушки, по дороге примыкали и тёмные силы, старающиеся не допустить свершения доброго дела, стремившиеся к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и ни с чем вернулись бы обратно. В связи с этим на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Злые силы, испугавшись сделанной из металла иглы, якобы, не отважатся покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки[3].

Сватовство является непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке[1].

Выплата башлыга

В прошлом в Азербайджане был распространен обычай выплаты «башлыга» за невесту стороной жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Однако этот обычай был распространен в Азербайджане не везде. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга было запрещено[1].

Обручения

За сватовством следовал обряд обручения. После того, как родители девушки (прежде всего отец) соглашаются выдать дочь замуж, то жених в доме невесты угощает своих новых родственников чаем и сладостями. Процесс обручения у шахсевенов, этнографической группы азербайджанцев, в 1908 году описывался так[6]:

Шахсевянды совершают браки по старинным обычаям. Если отец девицы соглашается выдать дочь замуж, то жених должен прежде всего угостить в доме невесты новых своих свойственников чаем и сладостями, что называется обручением.

Период после обручения и до свадьбы — особый период жизни молодых людей. Ранее сам срок этого этапа был довольно значительным, достигая порой нескольких лет. Считается, что это было связано с трудностями материального порядка — необходимостью подготовиться к предстоящим дорогостоящим свадебным мероприятиям. Позже этот период был значительно сокращён[5].

Кебин

Регистрация брака («кебин кесмек») происходит за несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон[7]. В брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной, записывалась гарантируемая сумма («мэхр»), то есть гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа[1].

Свадьба

За несколько дней до свадьбы проводится обряд «ев бяземек» (украшение дома), заключающийся в том, что в этот день приданое («джехиз»)[8] невесты перевозится в дом жениха. Основная цель этого обычая — обеспечение молодой пары всем необходимым начала совместной жизни. Поэтому в приданом основное место занимают мебель, посуда, предметы домашнего обихода[5].

Выделяют, как правило, «женскую» свадьбу (обряд «палтар кэсди»), и основную, так называемую, «мужскую» свадьбу[8]. На свадьбе обычно звучит национальная музыка[5].

Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония «помазания хны». На неё приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек c музыкантами. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. Обряд нанесения хны в различных районах Азербайджана называется по-разному: в Шеки — «пиршество невесты», в Товузе — «демонстрация девушки», в Масаллы и Ленкорани — «сбор у девушки», в Губе — «нанесение хны», на Абшероне — «хнанане». В ночь «хына гойма» (накладывание хны) жених с шаферами по обычаю приходят в дом невесты за «той паи» (доля свадьбы) и забирают барашка и курицу, давая взамен подарки и деньги. По традиции той паи полагалось украсть, но в 80-е годы его заранее готовили и сами отдавали жениху. рон до середины ладони). Иногда музыканты остаются в доме невесты и веселье, танцы продолжаются до утра[9].

Утром второго дня свадьбы в доме жениха бывают танцы. В некоторых селах еще сохранился обычай устраивать на свадьбе борьбу — «гюлеш». Ещё в 70-е годы эта традиция в азербайджанских селах существовала повсеместно. На свадьбу специально собирались померяться силой, ловкостью прославленные борцы из разных сел[9]. К концу свадьбы в дом невесты отправляется караван (в наши дни — караван машин), чтобы привести невесту в дом жениха («гялин гятирмэ»). На обратном пути караван с женихом и невестой задерживают мальчики для получения какого либо подарка («хэлэт»)[5].

Обе ладони невесты перевязывают белыми или красными платочками, под которые вкладывают деньги, которые берут янга жениха и невесты, развязывая невесте руки накануне брачной ночи[9].

После свадьбы

Через несколько дней после свадьбы проводится обряд «узэ чыхды» (открытия лица), символизирующий окончание периода «избегания». В прошлом по традиции молодая невестка в течение месяца после свадьбы не выходила за пределы двора, а первые несколько дней даже из своей комнаты. Неделю она не разговаривала со свекром и свекровью. После же обряда «узэ чыхды» самые близкие родственники невесты (без матери и отца) и жениха собираются в его доме, поздравляют новобрачных, дарят им ценные подарки или вручают деньги[5]

Изменения в свадебном обряде

Несмотря на значительную традиционность, в последние десятилетия азербайджанская свадьба всё же испытала определенные изменения[10]. Так, широкое распространение получили фотографирование молодых в день свадьбы, белое платье в качестве свадебного наряда невесты[9]. В частности, значительно смягчилась строгость самого свадебного скрывания молодых. Жених, а изредка и невеста, могут сидеть за свадебным столом вместе с гостями. Жених в последние годы также получил право присутствовать на обручении[10]. Особенно динамичны все эти изменения в городской свадьбе. Считается, что и в сельской свадьбе в ближайшие годы будут продолжаться дальнейшие изменения. Одной из тенденций считается отказ от «свадьбы без новобрачных», от традиций свадебного скрывания невесты[9]. Также сократился сам срок проведения свадьбы. Если раньше азербайджанская свадьба могла продолжаться до 3 и даже 7 дней, то в наши дни она, как правило, проходит в один день[5].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Оригинальный текст (рус.)

    Одним из наиболее значительных и торжественных семейных праздников остается свадьба. Старинная азербайджанская свадьба — цикл обрядов, длившийся долгое время, требовавший значительных материальных затрат.

    Сватовство же еще и в эти годы было непременным обрядом даже в том случае, если молодые люди сами договорились между собой о браке. За сватовством следовал обряд обручения. Непременным элементом свадебного цикла в прошлом была плата «башлыга», которую вносиля сторона жениха её родителям, точнее, отцу либо другому человеку, выдававшему её замуж. Выплата башлыга производилась наличными деньгами, вещами, или скотом до женитьбы. Но далеко не везде в Азербайджане этот обычай был распространен. Иногда основной свадебной платой становилась не выплата наличными, а гарантия в пользу невесты на случай развода или смерти мужа. Эта гарантируемая сумма («мэхр») записывалась в брачный договор («кэбин кагызы»), тщательно хранимый в прошлом каждой замужней женщиной. Согласно советскому законодательству, взимание башлыга запрещено.

  2. 1 2 3 М. А. Аббасова. Свадебная обрядность лезгин Азербайджана (традиции и новации). — Академия наук Азербайджанской ССР. Доклады: Элм, 1988. — Т. 44.

    Оригинальный текст (рус.)

    Лезгинская свадебная обрядность, как и азербайджанская, сложна и многоступенчата, связана с обязательным выполнением множества ритуалов и обрядов (сватовство, обручение, заключение брака, свадьба и послесвадебный период). (стр. 81)

    Этнографические материалы и наши наблюдения показывают, что на свадебную обрядность лезгин Азербайджана значительное влияние оказывают азербайджанские свадьбы. (стр. 83)

  3. 1 2 3 Н. В. Малышева, Н. Н. Волощук. Крым: соцветие национальных культур : традиции, обычаи, праздники, обряды. — Бизнес Информ, 2001. — С. 15.

    Оригинальный текст (рус.)

    АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СВАДЬБА Складывается из трех этапов: досвадебный период, свадьба и послесвадебный период. Обычаи гыз чёрме (смотрины), гыз бейенме (одобрение выбора) являются первейшим условием свадьбы. Участниками данного этапа свадьбы, как правило, выступают женщины. Ближайшие родственницы парня, который собирается создать семью, начинают узнавать, собирать сведения о девушке, её родителях, обо всем роде, в котором проживает его избранница. Затем назначается день посылки сватов в дом девушки. При назначении сватовства стараются сделать так, чтобы этот день был из дней удачных, из тех, что приносят исполнение желаний. Согласно древнему поверью, к направляющимся из дома парня в дом девушки сватам по дороге примыкали и тёмные силы, которые старались не допустить свершения доброго дела, стремились к тому, чтобы посланные сваты получили отказ и вернулись бы обратно ни с чем. Поэтому на дверь дома и на стену к которой она примыкала люди прикалывали иглу. Испугавшись сделанной из металла иглы, злые силы, якобы, не отваживались покинуть этот дом, чтобы присоединиться к сватам, направляющимся в дом девушки.

  4. П. Г. Волкова. Хыналыг / Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. — Кавказский этнографический сборник: Издательство Академии наук СССР, 1980. — Т. 108. — С. 60.

    Оригинальный текст (рус.)

    Современная культура хыналыгцев, как показывают приведенные материалы, имеет несколько пластов. Это общекавказский, который роднит её с культурой многих кавказских народов, и прежде всего с горскими народами (тип поселения, элементы костюма), азербайджанский пласт (в частности, фольклор, элементы свадьбы, костюма, пищи), и новый, свидетельствующий о процессах урбанизации и модернизации в бытовой культуре этого народа.

  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 А. А. Аббасов. Образ жизни в новых городах Азербайджана. — Элм, 1987. — 199 с.
  6. Отдельный гвардейский корпус. Штаб. Военный сборник. — В типпографии Е. Праца, 1908. — Т. 51.
  7. Наргиз Кулиева. Свадебные обряды азербайджанцев // журнал : İRS.
  8. 1 2 А. Г. Трофимова. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона / Под ред. В. К. Гарданова. — Кавказский этнографический сборник: Наука, 1969. — Т. 4. — С. 192.

    Ни одна азербайджанская свадьба в прошлом не проходила без сбора денег с приглашенных. Это было неотъемлемым элементом как «женской» свадьбы (обряд «палтар кэсди»), так и основной, так называемой, «мужской».

  9. 1 2 3 4 5 Н. С Полищук, Т. С. Макашина. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья. — Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая: Российская академия наук, 1993. — 201 с.
  10. 1 2 О. А. Ганцкая, И. А. Гришаев. Семья: традиции и современность. — 1990. — С. 172-174. — 255 с.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *